Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Бандорин, Валерий Георгиевич

  • Бандорин, Валерий Георгиевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1994, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 167
Бандорин, Валерий Георгиевич. Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 1994. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Бандорин, Валерий Георгиевич

Введение

Общая характеристика работы

Гл.1. Проблема взаимосвязи человека с искусственной (урбанистической) средой

1.1. Общие положения взаимосвязи и взаимодействия человека и окружающего мира

1.2. Городская среда - парадигма взаимоотношения человека со средой особого рода

1.3. Пути обеспечения полноценной прямой и обратной связи горожанина с искусственной (урбанистической) средой

Гл.2. Эмоционально-психологический аспект Формирования урбосреды средствами дизайну

2.1. Специфические положения психологии современного человека при восприятии и оценке предметно«, пространственной среды (урбосреды)

2.2. Организация визуального восприятия урбосреды ~ решающий фактор формирования эмоционально-положительной оценки предметно-пространственного окружения

2.3. Эмотектоника - категория средового дизайна, раскрывающая взаимодействие субъекта и объекта на эмоционально-коммуникативном уровне

Гл.З. Принципы дизайн-организашш антропономной эмоциональной структуры урродредц

3.1. Определение базовых принципов дизайн-организации среды, опирающихся на антропономную структуру

Зс2. формулировка и приложение дизайн-методики формирования эмоционально-позитивной антропосообразной урбанистической среды

3.3. Ситуации создания цельноетруктурированного средового объекта урбодизайна

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования и состояние вопроса.

Примат всечеловеческих ценностей определяет широко понимаемые гуманистические тенденции сегодняшних поисков в дизайне. Человеческое измерение как инструмент психо-эстетического формирования постоянно меняющегося представления об окружающем мире - очевидный императив творческого процесса во всех видах проектирования.

Если обратить внимание на определения, которые даются дизайну в течении последних 15-20 -ти лет, можно обнаружить J определенную тенденцию. Речь идет о возрастающей "экспансии", о расширении сферы охвата дизайнерского проектирования: от "художественного конструирования предметов" до "создания целостной гармоничной предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека". Границы, определяющие деятельность дизайнера на сегодняшний день, значительным образом раздвинулись. Вслед за дизайном предметных комплексов, потребность в выявлении внутренних связей привела к необходимости их проектирования на системном уровне. Средовой дизайн естественным образом распространил творческое воздействие и на пространство, формируемое предметным миром. Сегодня на дизайнерах лежит ответственность за то, в какой мере созданное при их участии все предметно-пространственное окружение сообразно человеку.

В основе своей направленности дизайн-деятельность гуманистична. Предметно-материальный, пространственно-вещный мир -суть человеческих потребностей. Человек, сотворивший искусст- • венную среду, вправе ощущать ее как органичную, организованную по законам человеческого восприятия.

Под понятием среда, предметно-пространственная среда в дизайне понимается непосредственное окружение, совокупность природных и искусственных пространств и их вещное наполнение, находящееся в постоянном взаимодействии с человеком и изменяемое в процессе его деятельности (80). Архитектура и дизайн участвуют в организации предметно-пространственной среды с точки зрения оптимального обеспечения образа жизни и потребностей человека и общества.

В качестве объекта нашего рассмотрения выступает предметно-пространственная среда современного городского образования -урбосреда. В полной мере понятная городским жителям, она соткана из таинств, ежедневных изменений, метаморфоз и фантасмагорий образа жизни. Это гигантский живой организм, персонифицированный, прежде всего, литераторами: анатомирующий его душу через судьбы своих героев (Федор Достоевский) или собирающий витраж его лица из цветного стекла стихов (Андрей Вознесенский), Это живой конгломерат, созданный человеческим разумом, но вышедший в своем развитии из под его контроля и развиваю*-щийся по собственный законам урбанизации.

Те социально-экономические процессы, которые выражаются в росте городов, городского населения, и распространение городского образа жизни на все население и называемые одним словом - урбанизация, во многом являются основопологающими в жизнедеятельности человека на современном этапе развития общества (54). Увеличение числа городов на планете, разрастание самих городов до гигантских мегаполисов, постоянно растущее число городских жителей ставит серьезные экологические проблемы перед человечеством. По данным комиссий ООН по охране окружающей среды на 1990 год в городах проживало около 43$ Людей. Ежегодно в развивающихся странах в города переселяются более 80 млн.человек. Городские власти, средства связи, транспорт не справляются с наплывом людей. Ожидается, что в развивающихся странах площадь городов с 1980 г. до конца века увеличится более чем в два раза: с 8 млн. до 17 млн0гектаров.

Современный мегаполис - порождение индустриально-технологической культуры со всеми присущими ей рко еЬ согйяа а наш современник - это, во многом, дитя урбанизации. Развитие такого быстрорастущего инфанта человеческого прогресса, каким является современный город, непредсказуемо. Человечество само выбрало себе путь и такую форму этого пути, по большому счету -губительную. Обеспечивая себя недоданным Природой-матерью мнимым комфортом, житель-горожанин разрывает свои эмбрионные связи с нею, нарушая закономерности онтогенеза. Ежегодные людские потери в современных условиях урбанизации во много раз превышают численность погибших в прошедших войнах. Может быть, в такие комфортные и яркие одежды городской жизни рядится естественный отбор в цивилизованной природе?

Так или иначе, специалисты, занимающиеся вопросами проектной организацией городской среды, предметно-пространственного окружения человека, обязаны исходить в принятии своих решений исключительно из гуманистических принципов, считая их императивом.

Проблема актуализации человеческого измерения в условиях урбосреды как прерогатива архитектора, в полной мере раскрывается в работах таких теоретиков как А.В.Иконников, М.Г.Бар-хин, Г.П.Степанов, З.Н.Яргина, С.В.Норенков, В.Гропиус, К. Линч и др. Но здесь авторы прежде всего акцентируют внимание на градостроительных компонентах, формирующих урбосреду: планировочных элементах, архитектурных ансамблях, отдельных сооружениях. Человеку отводится роль созерцателя, эстетически переживающего заданные формы организованных пространств.

В прямую связывая антропометрические характеристики с элементами архитектурных сооружений, их композиционной организацией как единого целого, Ле Корбюзье, Е.А.Рыбаков, И.П.Шме лев, И.Ш.Шевелев раскрывают на отдельных примерах архитектурных объектов соразмерность и сомасштабность их по отношению к человеку. Но общая "соразмерность" человека и города фактически уходила из поля зрения исследователей. Нельзя сказать, что вопросы средообразования в городской структуре не рассматривались архитекторами; различные аспекты этой проблемы нашли свое отражение в'исследованиях В.Т.Шимко "Архитектурное формирование городской среды", Л.П.Монаховой "О современной концепции пространства", Д.Б.Раппапорта "Эстетика тоталитарных сред" Д.Э.1угнова "Новый Арбат", Д.И.Урбаха и М.Т.Лина "Архитектура городских пешеходных пространств", И.Перни "Город, человек, окружающая среда", Б.Мейтленда "Пешеходные торговые пространства" и др. Раскрывая принципы средового подхода в организации урбопространства, авторы прежде всего связывают их с учетом функциональных процессов и эстетических потребностей человека. Обозначенными, но не исследованными остаются важные моменты эмоционально-чувственных связей, возникающих у человека в различных типах среды. Вплотную к рассмотрению вопросов, связанных с психологическим влиянием среды на человека, подходят в своих работах Г.И.Полторак, И.Страутманис, М.Хейд-метс , Е.Л.Беляева. Г.Б.Забельшанский, Г.Ю.Сомов, Дж.Саймондс, М.Черноушек и др. Они отмечают необходимость всестороннего учета эмоционально-психологического фактора в проектировании среды жизнедеятельности человека. Но, занимаясь анализом, в основном либо исключительно крупномасштабных пространств архитектурной среды города, либо исследованием влияния на среду доминирующего в нем сооружения, авторы не выходят на изучение конкретных факторов и ситуаций психологического эмоционального порядка.

Несомненный интерес представляют работы, в прямую не связанные с формированием урбосреды, но раскрывающие на теоретическом и практическом уровне психологию поведения человека в зависимости от особенностей средового окружения. Среди них -труды В.И.Лебедева "Личность в экстремальных условиях", А.А.КУклинова "Отраслевая промышленная выставка как объект художественного конструирования", Л.С.Колпащикова "Принцип художественного моделирования среды оператора", Ю.Б.Хромова "Парковые ансамбли и их восприятие", Э.Бенгтсона "Детские игры не только средство физического воспитания", и др.

Многомерность социально-средового и пространственно-личностного объекта, каким является город в этом плане - поистине неисчерпаемый предмет теоретических исследований и практических разработок различного плана и масштаба в архитектуре и дизайне.

Дизайн как специфический вид творческой деятельности, рассматривает человека в контексте его функциональных, культурных и эстетических потребностей в общей системе "человек-пред-мет-среда". В системе этих координат возможен успешный поиск решений дизайн-проблем, которые возникают при проектировании городской среды.

Теоретическое осмысление проблемы дизайн-организации среды жизнедеятельности человека, в том числе и урбосреды, осуществляется в исследованиях С.О.Хан-Магомедова, М.С.Кагана,

В.И.Тасалова, В.Л.Глазычева, Г.Б.Минервина, В.Ф.Сидоренко, Е.Е.Любомировой, С.В.Потапова и др. Конкретные вопросы, встающие перед дизайном урбосреды как полифункциональном пространстве человеческой деятельности, освещаются в работах Д.А.Аз-рикана, Е.В.Асса, В.С.Овсянникова, А.С.Довтяна, И.Г.Лежавы, А.В.Бокова, В.Н.Юдинцева, А.В.Ермолаева, Л.Б.Переверзева и др.

Таким образом, видно, что проблематика связи человека с урбосредой рассматривалась во многих, но, главным образом, частных аспектах.

Однако вся эта проблема фактически не рассматривалась комплексно и целенаправленно именно с позиции прикладной ан-тропономии. Под последней дисциплиной имеется в виду комплекс тех знаний о человеке, который позволяет организовать и совершенствовать его жизнедеятельность в целом, в социо-экологичес-ком и психолого-эмоциональном планах - в том числе. Причиной отсутствия антропономного подхода является априорная убежденность, что все необходимое может быть обеспечено уже утилитарно-эргономическими и дидактическо-эстетическими (а значит, якобы вполне отвечающими потребностям человека) свойствами и качествами элементов, формирующих среду.

Однако известный тезис: "свойства целого, состоящего из нескольких его составляющих, не есть сумма свойств этих составляющих", приводит к оправданной мысли о том, что понятие "человеческого измерения" - нечто большее и иное, чем простое измерение (а затем и практическое приложение) его анатомо-фи-зиологических и инженерно-психологических данных. Чем дальше, тем больше практики получают подтверждение, а теоретики -убеждение в том, что именно ориентация на психологический "аппарат "человека и на его "продукт" - эмоции - могут составить действительно человеческое измерение. Надо отметить, что и сам дизайн возник как социально-культурный "заказ" на актуализацию роли эмоционально-человеческого начала, особенно в современном урбанизированно-компьютерном мире. А раз так, произведения дизайна могут быть действительно человекосообраз-ными только в случае своей психоэмоциональной "емкости", полноценности о

Важный фактор эмоционального начала в средовой организации часто ускользает от внимания теоретиков. Во всяком случав, нередко средообразующие и организующие аспекты проблемы растворяются в дилемме "прекрасно-безобразно". Практики же уповают на эстетически-выразительные качества архитектурных или дизайнерских разработок как таковых.

Недостаточность наличия эмоционально-полнокровной среды приводит подчас к необходимости вынужденного обращения к приемам декоративизма. При этом нередко наблюдается явный "перебор" средств выразительности, разноцветия гамм, "богатства" материалов и др.

Как известно, процесс урбанизации жизненной среды постепенно весьма интенсифицировался. При этом современным городам стал присущ ряд очень серьезных недостатков. Важнейшие среди них: I) индустриализация строительства зданий при полной неблагоустроенности самой территории, что обычно для новостроек: человек забыт; 2) стихийность и крайняя неорганизованность обустройства так, как оно осуществляется в обычных городах: человек запутан; 3) перегрузка оборудованием, информацией, услугами в так называемых "комфортных города**: человек подавлен. Во всех случаях диагноз один - человек и город и физически, функционально, и психологически, эмоционально несовместимы.

Все изменения внешней среды регулируют внутреннюю среду организма, направляют и внутреннюю, и внешнюю жизнедеятельность (126). К числу важнейших психофизиологических механизмов такой регуляции относятся эмоции. Само качество, полноценность среды обитания ассоциируется в восприятии прежде всего с положительным эмоциональным настроем. А отсюда возникает и внутренняя удовлетворенность человека.

В философском плане эмоция (франц. emotion , от лат. emoveo потрясаю, волную) понимаются как класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значения отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта и направляя ее на жизненно значимые цели, эмоции выступают одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения (114). Эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкрет ным достижениям в ней (радость, интерес), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п. Эмоции изменяют пороги восприятия, активизируют память, служат дополнительным средством коммуникации. Невозможно переоценить значение эмоций в эстетическом плане. Без правильного понимания сущности эмоций и чувств как отражения действительности, эстетика не может удовлетворительно объяснить такие факты, как восприятие эстетического объекта, всестороннее воздействие произведений искусства на личность человека и "очищающее"воздействие произведений искусства на ряд физиологических и психических функций организма и личности.

Несомненно, что эмоциональное начало, учитываемое е целью обеспечения благоприятных контактов человека и среды, является одним из наиболее мощных стимуляторов деятельности вообще и одновременно - существенным фактором средообразования. Если вспомнить, что еще древнеримский историк фукидид говорил : "Город - это не стены, а люди", (23), а сегодняшний уровень тотальной урбанизации порождает у горожанина своеобразный астенический синдром, то очевидной становится и главнейшая проблема жизни современного горожанина - нормализация психологических воздействий искусственной среды.

Архитектура, дизайн очень важны для эмоциональной адаптации горожанина, который обнаруживает консервативную тенденцию к отчуждению, самостоятельности смысла, многоплановой бездуховности. Да и эстетическое начало сегодня стало уделом рафинированного чувственного восприятия, не побуждающего к прояви лению мотивированных эмоциями действий. Эмоциональный субъект среды утратил изначальное структуроформирувдее, изоморфное качество. функциональные пространства современного города эмоционально "вакантны". Доказательность и убежденность в нерасторжимости понятий "человек" и "среда" заставляют искать общности их природы. Отсюда интерес исследователя невольно сосредотачивается на выявлении, а проектировщика - на осуществлении системы пока еще неустановленных сущностных взаимосвязей, в частности и в особенности - на уровне эмоционально-эстетичес-ком. Внимание к внутреннему миру человека, потребность профессионального исследования эмоциональных категорий, определяющих характер взаимоотношений субъекта и объекта в дизайне, обуславливает необходимость рассмотрения соответствующих принципов структурообразования средовых объектов. Ибо только в системе связей между элементным составом структуры можно определить закономерности, дающие ключ к пониманию внутренних процессов, происходящих во всей социально-культурной среде. Одним из важнейших и ведущих компонентов последней является урбанистическая среда (урбосреда) - целенаправленно созданная и осваиваемая искусственная "внутренность" современного городского поселения. Это - предметно-пространственное окружение, которое взаимодействует с городским сообществом (населением), не только формируясь под его воздействием, но и влияя на форпарадигма, которая в полной мере является продуктом урбосреды, а эта среда - постоянно меняющийся результат жизнедеятельности жителя города.

Урбосреда становится полноценным и достойным антропономным, человекосообразным предметно-пространственным окружением, "вместилищем гуманного начала" только тогда, когда всесторонне, в полной мере обеспечивает человеку подлинный и полноценный, не тривиально понимаемый комфорт. Она психологически организует, эмоционально стимулирует, эстетически формирует его деятельность, действенно поддерживает творческий (именно творческий) контакт горожанина со всеми элементами урбоструктуры.

Дизайн в целом участвуя в формировании инновационных качеств материального окружения, влияет на психологию и сознание людей. Активизация средовой деятельности человека во всех отношениях, в том числе - и эмоциональном, предполагает переход приоритета значения предметно-пространственной среды от функционально-прагматического к эмоционально-коммуникативному, а от последнего - к эстетически-художественному.

Таким образом, очевидно, что состояние изученности проб* лемы психоэмоционального аспекта формирования урбосреды опреде*. мирование его самочувствия и поведения

Горожанин - та ляет актуальность настоящего диссертационного исследования и ее основную целенаправленность.

Обширность вопроса, который, по сути дела, рассматривает одну из богатых и важных форм самой жизни на этапе ее современного развития есть постоянно растущая "потребность" в дизайне. Расширение сферы профессиональных интересов и его про-ектно-философской культуры, и, наконец, заинтересованность самого урбанизированного общества в позитивных результатах "городского дизайна" определяют и актуальность названной проблематики.

Вопросы, поставленные архитектором-гуманистом К.Танге ".может ли современная техника восстановить человечность? Может ли современная цивилизация найти средство соединения себя с индивидуумом? Могут ли современные архитектура и городское пространство быть местом формирования человеческой души?.," (51), не должны оставаться риторическими. Высота требований к миру человеческого окружения, определяется мерой отношения к себе как человеку, являющемуся частицей общего мироздания, называемого природой.

Основная проблема диссертации состоит в раскрытии роли эмоционального фактора проектного построения предметно-пространственной среды.

Целью исследования является определение проектных принципов дизайн-организации урбосреды, сообразной человеку на эмо-ционально-эстетическом уровне, с использованием научно-обоснованных методов и средств положительного эмоционального воздействия произведений дизайна, обеспечивающих благоприятное состояние и продуктивное поведение горожанина.

В соответствии с поставленной целью формируются основные задачи исследования:

- определить характер взаимосвязи человека с искусственной (урбанистической) средой,

- установить роль и место средового дизайна в формировании эстетически организованных, психологически комфортных условий пребывания человека в городской среде,

- выявить факторы, влияющие на психологическое состояние и эмотивное поведение горожанина, учет которых необходим при дизайн-проектировании урбосреды,

- предложить методологию художественного моделирования средового объекта на основе выявления его эмотивной структуры (эмотектонику),

- сформулировать принципы формирования городской среды средствами урбодизайна, обеспечивающих системный учет психологических, эмоциональных и эстетических составляющих для создания человекосообразного окружения,

- определить значение метода эмотектоники для профессо-нальной подготовки дизайнера.

Объектом исследования является предметно-пространственная ткань урбосреды, рассматриваемая как специфическая, полиморфная область приложения дизайна.

Предметом исследования является дизайн-процесс средового моделирования объектов урбодизайна на основе эмоционально-эстетического подхода, выявляющего и определяющего их эстетическое воздействие на человека.

Границы исследования определяются указанными целями, задачами, объектом и предметом анализа, эмоционально-средовой характеристикой дизайн-проектирования и спецификой вузовской подготовки и проектной практики дизайнеров-архитекторов.

Методологической основой предлагаемой работы являются принципы и методы системного и средового подхода к объекту проектирования. В работе использованы понятия и принципы научного анализа из области социальной психологии и психологии творчества. В диссертации используются конкретные методы:

- сравнительно-описательный, позволяющий изучить и сравнить существующие методы и средства проектирования урбосреды,

- поисково-эвристический, способствующий выявлению на уровне аналогии и экстраполяции структурных составляющих целостно-организованного объекта проектирования, л

- модельно-аналитический, обосновывающий построение базовой структуры формирования средового объекта,

- проектно-экспериментальный, обеспечивающий апробацию ввдвигаемых положений и формулирование научно-методических рекомендаций для совершенствования практики урбодизайна.

Проектные и экспериментальные методы активно применялись с целью проверки научных положений диссертации в профессиональной работе автора в институте ЛенЗШИЭП, в курсовых и дипломных проектах кафедры архитектурного дизайна, а также в разработках научно-исследовательского сектора (НИС) С,-ПВХПУ им. В.И.Мухиной, выполнявшихся под его руководством и при участии.

Автор выносит на защиту:

- обоснование активной роли урбосреды в эмоциональном стимулировании жизнедеятельности человека, в частности, его продуктивных конкретных действий,

- научно-практическое значение эмоционально-психологического фактора для полноценного дизайн-проектирования,

- выявление эмотивной структуры объекта для деятельности горожанина и ее проектного обеспечения,

- построение метода эмотектоники, обеспечивающего раскрытие эстетических качеств урбосреды на новом уровне,

- научно-методологическое обоснование принципов проектного формирования аитропономной человекосообразной урбосреды.

Научная новизна исследования определяется следующими научными результатами:

- принципиально новым подходом к рассмотрению урбосреды, как объекта дизайн-проектирования, основанном на принципе эмоционально-психологического взаимодействия человека и средового окружения,

- раскрытием ряда специфических принципов, актуальных для формирования человекосообразной урбосреды ("темпераменты" среды, эмотектоника и др.),

- выявлением эмотивной структуры среды (средового объекта) как проектной модели ее эстетической организации,

- проектным обоснованием методов формирования цельно-структурированного, гармоничного средового объекта средствами дизайна.

Теоретическая и практическая значимость исследования, определяемая его актуальностью и новизной, заключается во введении и разработке метода эмотектоники в дизайнерском моделировании средовых объектов. В теоретическом плане это позволит дополнить и расширить мало разработанный раздел теории дизайна, посвященный взаимосвязи человека с искусственной средой. В научно-методологическом смысле обосновываются базовые антропо-номные принципы формирования урбосреды средствами дизайна. В проектно-методическом плане обеспечивается целенаправленное применение эмометодики как нетрадиционного подхода к проектированию средовых объектов. В научно-педагогическом аспекте формируется объективная основа построения раздела курса "Архитектурно-дизайнерское проектирование" (спец.05".21 - Дизайн). Наконец, в проектно-прогностическом отношении становится возможной активизация эмоционально-чувственногопотенциала горожанина в негативных условиях урбанизации современной жизни.

Основные результаты и научные положения диссертации апробированы и зафиксированы:

1) на круглом столе ЛОСД и ЛДНТП на тему "Невский вдоль и поперек", 1989 г0; на научно-практических конференциях; "Совершенствование предметно-пространственной среды труда, отдыха и быта людей средствами дизайна (ДЩШ1, 1989 г.); "Информация, интеллект, творчество" (ЛВХПУ, 1990 г.); "Искусство и предметно-пространственная среда" (СПВХПУ, 1992 г0).

2) в пяти публикациях, пяти свидетельствах на промышленный образей (см.библиографию) и в видеофильме "Кафедра средового дизайна" (экспериментальная студия "Этап", 1991 г.),

Няучные положения и рекомендации исследования реализованы.

1. В учебных разработках кафедры дизайна и архитектурного дизайна ЛВХПУ им.В.И.Мухиной, 1981-1993 гг. (рук.мастерской) .

2. В научных и проектных разработках отдела малых форм и интерьеров ЛенЗНИИЭП (1971-1981 гг.) "Номенклатура элементов внешнего благоустройства микрорайонов", "Номенклатура малых форм архитектуры и элементов благоустройства районов Крайнего Севера", "Элементы благоустройства сельских населенных мест Ленинградской области" и др.;

3. В научных темах НИР/НИС и кафедры архитектурного дизайна/ № 1.11.34 "Дизайн-организация зон метроузлов Калининского района в Ленинграде" 1990 г. (рук.темы);' № 4.30.035

Дизайн-организация и оборудование торгового зала подземного сооружения" 1990 г. (рук.темы); № 4.30.057 "ХКР корпусов мобильных предприятий торговли" 1992 г. (исполнитель); № 4.30.071 "Дизайн-проект организации фасада и оборудования вестибюля спорткомплекса и разработка программы фирменного стиля" 1993 г. (отв.исполнитель); № 4о02.60 "Дизайн-программа архитектурно-предметного обеспечения структурных подразделений министерства науки, высшей школы и тех.политики России. Проектная концепция, 1992-1993 гг. (рук.раздела).

В структурном отношении диссертация расчленена на три главы. В первой главе рассматривается проблема взаимосвязи человека с искусственной (урбанистической) средой и возможности обеспечения такой связи. Вторая глава посвящена анализу эмоционально-психологического аспекта формирования урбосреды средствами дизайна и роли опорной категории эмотектоники.в этом процессе. Третья глава раскрывает принципы дизайнерской организации человекосообразной эмоциональной структуры городской среды и показывает возможности практического приложения этих принципов в реальных дизайн-разработках.

Надо понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит.

Леонардо да Винчи

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С

ИСКУССТВЕННОЙ

УРБАНИСТИЧЕСКОЙ

СРЕДОЙ

- ¿'г

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Бандорин, Валерий Георгиевич

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Урбосреда как предметно-пространственное окружение искусственного происхождения существенным образом влияет на особенности жизнедеятельности человека. Выбор и характер деятельности в той или иной средовой ситуации обусловлен ведущим мотивом, который определяется рядом внутренних (соци-ально-личностных) и внешних (средовых) факторов. Эмоциональное стимулирование и организация поведения горожанина в ур-босреде впрямую зависит от степени ее комфортного обеспечения и предрасположенности к общению. Предметное оснащение среды должно давать представление о ее назначении и возможных действиях в ней человека.

2. Все изменения внешней среды регулируют внутреннюю среду организма, направляют внешнюю жизнедеятельность человека. Ориентация на психологический "аппарат" человека и не его "продукт" - эмоции - могут составить действительное человеческое измерение в проектировании урбосреды. Исследование основных аспектов проблемы взаимосвязи человека с городской средой показывает, что одной функциональной организации среды для обеспечения продуктивной деятельности человека недостаточно - требуется создание условий для эмоционально-психологической адаптации и адекватности ситуативного поведем ния. Форш эстетической организации средового образования также должны соотноситься с особенностями человеческого вое* приятия, способствующими возникновению положительных эмоциональных реакций. Дизайн-проектирование урбосреды уже на про* екгном уровне учитывает влияние эмоционального фактора взаимодействия субъекта и объекта среды, помогая раскрытию чувственных ощущений пользователя. Человек является главным эмоциональным "компонентом" среды, и все ее качества имеют смысл при позитивной психологической реакции с его стороны.

3. Эмотйвность средового объекта урбодизайна - основополагающее средство, обеспечивающее' артикуляцию перцептивных действий субъекта в предметно-пространственном окружении. Проектная разработка эмотивной структуры объекта, его эмотек-тоники, определение "средового темперамента" позволяют дизайнеру формировать "эмоциональное ядро" "живой клетки организма" среды и стимулировать ее деятельность. Эмотивность объекта создает предпосылки для эмоционально-коммуникативного контакт та человека со средой и оптимизирует условия его действий на психологическом уровне.

4. Предлагаемый урбодизайном новый метод дизайн-моделиро* вания средового объекта - "эмотектоника" - основан на выявлен нии и эстетической организации его эмотивной структуры. Тем самым определяются пути и средства актуализации эмоционально-эстетических качеств элментов, формирующих урбосреду, их роль и место в ее пространстве и времени. Объект проектирования рассматривается дизайнером как "эмосистема" - цельновосприни*-маемая структура, отдельные элементы которой эмотектонически взаимосвязаны (композиционная организация на основе эмотивных качеств объекта).

5. Методология дизайн-проектирования урбосреды основывается на взаимодействий функционально-прагматического, эмоционально-коммуникативного и эстетически-художественного аспектов. Функционально-эмоционально-эстетическая наполненность, обеспечиваемая средствами дизайна, необходимое условие организации человекосообразной, антропономной урбосреды; Базовые принципы дизайн-организации средового объекта - целеположен-ность, гуманитарноеть, психологичность, эмотивность, эмоэсте-тичность, эмерджентность и гармоничность позволяют учитывать потребности человека-горожанина и способствуют развитию ди4 зайна.

- 150 ^ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате научно-технического прогресса, нарастающего в геометрической прогрессии, человечество начало не только интенсивно эксплуатировать природу, но в конечном итоге и преобразовывать ее практически в искусственную среду, то есть среду, созданную человеческими руками. Самым наглядным примером этого процесса является крупный город.

Рассматриваемая в качестве объекта исследования, предметно-пространственная ткань городской среды (урбосреды) является тем самым искусственно созданным материальным окружением, которое принято называть "второй природой". Урбосреда - специфическая, исторически сложившаяся форма организации жизнедеятельности человека. Влияние ее на деятельность человеческого организма, на социально-культурные процессы, обуславливающие формирование человека как личности, исключительно высоко и сильно.

Урбанизация жизни современного человека привнесла в нее, помимо положительных факторов (обеспечение комфортных условий труда, быта и отдыха), и ряд существенных негативных проблем: перенаселенность городов, нарушение природоэкологического баланса, результаты которых не замедлили сказаться на горожанине. Состояние окружения человека в городе так или иначе отражается на психологическом самочувствии индивида, его реакции на различные события и ситуации, в конечном счете - на веей продуктивной деятельности. Оптимизацией условий такой деятельности, через формирование предметно-пространственного окружения занимаются архитектура и средовой дизайн. Проектной методике последнего свойственен средовой подход, обеспечивающий системный охват категорий не только функции, конструкции, формы, не деятельности и поведения. С этим связано и раскрытие роли человеческого фактора при проектировании урбосреды, его психологического аспекта, в' частности. Настоящая работа и представила собой попытку исследовать и осмыслить (через характер взаимосвязи человека с урбанистической средой) роль и место средового дизайна в формировании эстетически организованных, психологически комфортных условий пребывания человека в городском окружении, а так же пути и средства для достижения этой цели,

В диссертации последовательно рассмотрена общая проблема взаимосвязи человека с искусственной, создаваемой им самим, урбосредой (в широком плане - от философско-мировоззренческо-го до конкретно-практического подхода). Исходя из этого намечены пути обеспечения полноценной двусторонней связи системы "горожанин - урбосреда". Для обоснования такой связи исследован эмоционально-психологический аспект формирования урбанистического окружения средствами дизайна и показано, что опора при этом на одну категорию архитектоники недостаточно. Поэтому разработано существенно новое понятие эмотектоники. Последняя позволяет обозначить и осуществить взаимодействие субъекта и объекта в системе города на позитивном психолегически-коиму^ • никативном и эмоционально-эстетическом уровне. С этой целью определен ряд базовых принципов дизайн-организации городской среды (целеположенность, гуманитарность, психологичность, эмо-тивность, эмоэстетичность, эмерджентность, гармоничность) ж предложены проистекающая из названных принципов специфическая n эмометодика урбодизайна.

Предлагаемые в результате исследования активизация эмоционального аспекта в дизайне средовых объектов не будет означать некоей искусственно-допинговой "инъекции", ибо она нацелена не на обострение и, тем более, не на гипертрофию эмоций!

Ее цель - гармония, созвучная человеческой природе, требующая функционального и чувственного равновесия.

К тому же дизайну вообще свойственен поиск сбалансированности рассудочной и эмоциональной сторон в решении проектных задач. Тем более, специфический средовой дизайн, который опираясь на метод эмотектоники, сможет действовать более эффективно и укрепить свое особое место в сложном, но благом деле гуманизации современной (и будущей) жизни.

Необходимо так же подчеркнуть, что основная задача данного исследования состояла не в поиске и разъяснении общих закономерностей дизайн-формирования средового объекта (конкретно - урбосреды), а в попытке связать воедино многие проблемы, возникающие у человека в современном городском образовании. Выделение же в качестве особо рассматриваемого, центрального вопроса эмоционально-чувственного аспекта проблемы восприятия и формирования искусственной среды жизнедеятельности человека вызвано:

- редко исследуемой и односторонней трактовкой стороны проблемы,

- взаимосвязанностью эмотивных реакций с функциональными потребностями, на основе которой и происходит руководство его поведением,

- невозможностью эстетической оценки организованной иоку» сственной среды без артикуляции ее эмотивных качеств,

- актуальностью эмоционально-эстетической организации среды городского окружения, ее восприятия и оценки, ибо эти вопросы всегда будут находиться в зоне внимания как профессионалов-разработчиков, так и самого массового потребителя - горожанина.

Нерассмотренными, лишь обозначенными, но принципиально важными остаются проблемы внутреннего эмоционального пространства человека - источника эстетических и прочих духовных возможностей и потребностей, а также вопросы, связанные с активизацией эмоционально-творческого потенциала дизайнера, являющегося "рапсодом" (греч. - "передающий") чувственного начала от творца ко всем людям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Бандорин, Валерий Георгиевич, 1994 год

1. Агле Г., Нагель А., Рихтер Ю. Проектирование детских игровых площадок (пер. с нем.Д.Е.Зюзикова, под ред.В.А.КОсса-ковского. М.:Стройиздат, 1988. - 88 е., ил.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

3. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры И века. М.: Сов.художник, 1987. - 232 о., ил.

4. Аронов В.Р. Эстетическая организация предметной средьй В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. -М.: Искусство, 1973. с.223-251.

5. Архитектура и эмоциональный мир человека (Г.Б.Забель-шанский, Г.Б.Минервин, А.Г.Раппопорт, Г.Ю.Сомов. М. 2 Строй-издат, 1985. -208 с. .

6. Архитектурная композиция садов и парков. Под общ.ред. А.П.Вертунова М.: Стройиздат, 1980. - 254 е., ил.

7. Бандорин В0Г. Человек эмоциональный аспект урбосреды// Информация, интеллект, творчество: проблемы образования: материалы научно-практической конференции преподавателей и аспирантов - I.: ЛВХПУ, 1990. - с.17-20.

8. Бандорин В.Г. Мастерская дизайна городской среды // Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им.В.И.Мухиной М.: БНИИТЭ, 1990. - с.70-73,

9. Бандорин В.Г. Эмотектоника категория средового дизайна }) Искусство и современность. Материалы научно-практической конференции. - СПб, СПбВХПУ, 1994. - #

10. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. Учебно-методическое пособие для вузов. М.: Стройиздат, 1982. - 224 с.

11. Бархин М.Г. Архитектура и город. М.: Наука, 1979. -232 с.

12. Бархин М.Г. Архитектура и человек. М.: Наука, 1979. - 238 с.

13. Белов А.А., Янов В.В. Художественное конструирование мебели. Изд. 2-е. М.: Лесн.пром., 1985. - 216 с.

14. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города, как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977. - 126 с.

15. Биологический энциклопедический словарь (Гл.ред.М.С. Гиляров 2-е изд., исправл. - М.:Сов.энциклопедия, 1989 -864 с.18. .Боков А., К}динцев В. Первый этаж города И Декоративное искусство № 6, 1976. с.24-28.

16. Валькова Н.П. и др. Дизайн: очерки теории системного проектирования. Л.: ЛГУ. 1983. - 185 с.

17. Велев П. Пешеходные пространства городских центров

18. Пер.с болт. М.:Стройиздат. 1983 - 191 с.)

19. Веркман К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. Пер.с англ. М.: "Прогресс", 1974. - 420 с.

20. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне -М.: ВНИИТЭ, 1990. - 87 с.

21. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима ) Пер. с польск. М.: Высш.шк., 1988 - 496 с.

22. Волчок Ю. Тектоника и организация пространственной среды П Проблемы формообразования в современной архитектуре. М., 1975. - с.62-68.

23. Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. М.: Сов. Россия, 1972. - 176 с.

24. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика. 1987. - 344 с.

25. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: Наука, 1960 - 292 с.

26. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна. Автореф.дисс. канд.искусств. М.: 1988. - 20 с.

27. Глазычев В.Л. Включение художественной деятельности в систему проектирования. В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973. - с.252-280.

28. Глазычев В.Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. М.: Сов.художник. 1989. - 416 с.

29. Глазычев В.Л. 0 дизайне. Очерки.по теории и практике дизайна на Западе. М.:Искусство. 1970. - 189 с.

30. Глезер В.Л. Зрение и мышление. Изд.2-е, испр. и доп. - СПб.: Наука, 1993. - 284 с.

31. Горелов И.н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак:рассказы о невербальной коммуникации. -М.: Мол.гвардия, 1991*- 240 с.

32. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. - 269 с.

33. Гропиус В. Границы архитектуры. -М.: Искусство. 1971- 286 с.

34. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. -М.: Строй-издат, 1984. 256 с.

35. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблемы композиции в западноевропейской живописи ХУЛ века. -I.: Ис-кусство. 1986. 198 с.

36. Де Фуско Р. Ле Корбюзье дизайнер. Мебель. 1929 /Пер, с ит. и англ., Вступ.ст.В.Л.Глазычева/. - М.: Сов.художник, 1986. - 107 е., ил.

37. Дизайн городской среды. Труды ВНИИТЭ. Вып.44. Сер. "Техническая эстетика" /. М. 1981. - Г70 с.

38. Дизайн и город, Труды ВНИИТЭ. Вып. (Сер."Техническая эстетика" М., 1988. - ПО с.

39. До до нов Б. И. Эмоция как ценность. С: Политиздат," 1978. - 272 с.

40. Ермолаев А.П. Дизайнер для города. Новые перспективы для творчества // Техническая эстетика, 1978, № 9. с.22-23.

41. Желанная Н.В. Выявление эстетической ценности и оценка промышленных изделий с учетом предпочтений потребителей. Авторей.дисс.канд.искусств. М.: 1986, 14 с.

42. Забельшанский Г.Б. Улица как элемент городской среды. Проблемы теории и истории архитектуры. Труды ЦНИИТИА. Вып.5. М.: ЦНИИП градостроительства. 1979. - с.54-60.

43. Заева Е.А. Опыт исследования "средового искусства"городских центров. Автореф.дис. канд.искусств. М.: 1991.- 22 с.

44. Зинченко В.П., Вергилес П.Ю. формирование зрительного образа. -М.: МГУ, 1969 106с.47. йзард К. Эмоции человека. -М.: МГУ, 1980. 439 с.

45. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. -М.: Стройиздат, 1986. 288 с.49« Иконников A.B. Язык современной архитектуры. В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. -М.: Искусство, 1973.- с.185-221.

46. Каган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 319с.

47. Каганов З.Г. Влияние планировочных факторов на некоторые аспекты формирования городской среды. Автореф.дисс.канд. искусств. -Л.: 1980. -24с.

48. Кензо Танге. 1949-1969. Архитектура и строительство. /Пер.с нем., сост.Удо ^льтерман. М.: Стройиздат, 1978. -252 с.

49. Клубиков Б.И. Методы активизации творческого поиска в дизайне. Автореф.дисс.канд.искусств. -М.: 1979г. 13 с.

50. Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика /Сост.А. Стригалева и И.Коккинаки. -М.: Искусство, 1985 311 с.

51. Коган Л.Б. Быть горожанами. -М.: Мысль, 1990. 205 с.

52. Короленко Ц.П., Фролова T.B. Вселенная внутри себя. Эмоции, поведение, адаптация. Новосибирск.: Наука. 1979. -205с.

53. Красная книга культуры /Сост.В.Рабинович. -М.Искусство, 1989. -423 с.

54. Краткий психологический словарь /Сост.Л.А.Карпенко, под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М. s Политиздат, 1985. 431с.

55. Кузин B.C. Психология. -М.: Наука, 1982 с.

56. Кузмичев Л.А. Дизайн-програша: понятие, структура, функции. Автореф.дис.канд.искусств. -М.: 1983. -24 с.

57. Куклинов A.A. Отраслевая промышленная выставка как объект художественного конструирования. Автореф.дис.канд. искусств. -М.: 1990. -16с.

58. Лазарев E.H. Дизайн как технико-эстетическая система: Автореф.дис.доктора искусств. -М., 1984, с. 32.

59. Лазарев E.H. Дизайн машин. Л.; Машиностроение Лен. отд., 1988.- 256 с.

60. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях -М.: Политиздат, 1989. -304 с.

61. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика. -М.: Стройиздат, 1977. -221с.

62. Ленинградская школа дизайна. Опыт.подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им.В.И.%хиной. -М.: ВНИИТЭ, 1990. -100с.

63. Ле Корбюзье Ш.Э.Модулор. Mo -I. Мо -2. -М.: Стройиздат. 1976, 239с.

64. Линч К. Образ города. -М.: Стройиздат, 1982. -328с.

65. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. * М.: Стройиздат, 1986. -264 с.

66. Мейтленд Б. Пешеходные торгово-общественные пространства (Пер.с англ; А.Р.Анисимова; под ред.И.рвФедосеевой. -М. : Стройиздат, 1989. 159с.: ил.

67. Минервин Г.Б., Ермолаев А.П. Новая специальность -архитектор-дизайнер ) } Техническая эстетика, 1989. № II -с.20-22.

68. Монахова Л.П. О современной концепции пространства У/ Техническая эстетика, 1982. № II - с.17-22.

69. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, Сиб.отд-ние: Наука, 1989. -205с.

70. Нельсон Дж. Проблемы дизайна /Пер с англ.М.: Искусство, 197I. 208 с.

71. Немиро О.В. В город пришел праздник. Из истории художественного оформления советских массовых празднеств. Л.: Аврора, 1975. - Шс.

72. Номенклатура малых форм архитектуры и элементов благоустройства для районов Крайнего Севера. Л. : ЛенЗНИИЭП/ 1980.

73. Переверзев Л. Симметрия: паттерн и дизайн И Знание -сила, 1979, № 12, 23-25 с.83Í Перени И. Город, человек, окружающая среда. Изд-во АН Венгрии, Academia , 1981. - 184 с.84V Полторак Г.И. Проблемы архитектурной экологии. М.:1. Знание, 1985, -64 с.

74. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие / Сост.Вансовская Л.И.- Л.: ЛГУ, 1990. -272cv

75. Проблемы дизайна городской среды. Труды ВНШТЭ. Вып. 29 Сер."Техническая эстетика", М0, 1981, - 130 с.

76. Пространство города, пространство искусства. О.Ж Хайек, скульптор. Мои "знаки беспокойства". // Техническая эстетика, 1989, № Ю;.

77. Психология и архитектура. Тезисы конференции. В 2-х частях /Под ред.Т.Нийта, М.Хейдметса и Ю.К&усвалла. Частьj

78. Таллин, 1985. 203 с. - Часть 2, Таллин, 1983, - 211с.

79. Психология эмоций. Тексты /Под ред.В.К.Вилюноса, Ю.Б.Гиппенретера. -М,: МГУ, 1984, -285 с.

80. Раппапорт А. Герои и зрители архитектурного театра// Архитектура СССР, № Ю. -1979. с.34.

81. Г? Раппапорт А. Городская среда и драматургия архитектурной композиции. В кн.: Проблемы теории и истории архитектуры. Труды ВДИИП град-ва, 1979. с.34-44.

82. Робер М.-А., Тильман ф. Психология индивида и группы / Пер.с фр., предисл.А.В.Толстых. М.: Прогресс, 1988. - 256 с.: ил.96f Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени. -М.: Искусство, 197I. 223 е.: ил.

83. Рябушин А. Научно-технический прогресс, урбанизация, жилище. Материалы к совещанию. -М.: ВШИТЭ, 1974, -200 с.

84. Саймондс Дж.Ландшафт и архитектура /Пер с англ. -М.: Стройиздат, 1965. -198с.

85. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. -М.: Мысль, 1985. -208 с.

86. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. -М.: Искусство, 1989. -294 с.: ил.

87. Свирский А. Некоторые особенности восприятия внутреннего пространства современных зданий // Вопросы психологии, 1967. № 6. с.148-151.

88. Семенов В.Е. Социальная психология искусства? Актуальные проблемы. -Л.: ЛГУ, 1988 168с.

89. ЮЗ. Сидоренко В.Ф. Дизайн-программа как тип культурно-художественной программы /I Эстетические проблемы художественного конструирования комплексных объектов. -Труды ВШИТЭ. Вып.25. Сер."Техническая эстетика" М., 1980, -170с.

90. Ю4. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970. -154 с.

91. Соловьев Н.К. Взаимодействие пластических искусств в формировании городской среды (опыт Франции 1970-х гг.). А&-тореф.дис.канд.искусств. -М.: 1983. 32с.

92. Социальная психология. Краткий очерк. /Под общ.ред. Г.П.Предвенного, Ю.А.Шерковина. -М.: Политиздат, 1975 236с!

93. Социально-психологические основы средообразования /Под ред.Т.Нийта, М.Хейдметса, Ю.фуусвала, Таллин, 1985. -208 с.

94. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств, -Л.: Художник РСФСР, 1984. -320 с.

95. Страутманис И.о. Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры. -М.: Стройиздат, 1978. -119с.

96. НО. Теории, школы, концепции. Вып.З.: Художественный образ и структура. -М.: Наука, 1975. -229 с.

97. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. По материалам зарубежных экспериментальных работ /Под ред.В.А.Ядова, Н.В.Кузьминой. -Л.:ЛГУ? 1980. -144с.

98. Урбах А.И., Лин М.Т. Архитектура городских пешеходныхпространств. -М.: Стройиздат, 1990. -200с., ил.j

99. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие .-М.: Сов.художник, 1988. 588с.

100. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С.Аве-ренцев, Э.Араб-Оглы, Л.Ильичев и др. 2 изд.- М.: Сов.энциклопедия, 1984 - 815с.

101. Фролов И.т. 0 человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. 559с.

102. Хан-.Магомедов G.0. Системный подход и система как объект дизайна // Техническая эстетика, 1980, № Ю -с.

103. Хромов Л.Н. Кэмнаты отдыха и центры психологической реабилитации для работников производства и тружеников сельс-ского хозяйства /под ред.С.А.Домашнева. Всер.экол.об-во "Ноосфера", М.: 1992. -233с.

104. Хромов Ю.Б. Парковые ансамбли и Pix всоприятие. Объективные закономерности в основу композиционных приемов // Арх. и стр-во Ленинграда, 1977, № 6, с,34-38.

105. Художник и город. Сборник статей и публикаций /Сост. М.Л.Терехович. -М.: Сов.художник, 1988. 400с.

106. Человек, среда, пространство. Исследование по психозлогическим проблемам пространственно-предметной среды. Тарту: ТГУ, 1979. -161с.

107. Черноушек М. Психология жизненной среды /пер.с чепгв -М.: Мысль, 1989. -174с.

108. Шевелев И.ш. и др. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. -М.:Стройиздат, 1990. -343с.

109. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов,, -М.: Мысль, 1973 -213 с.124о Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в мировой эстетической мысли. -М.: Наука, 1973, 315с.

110. Шимео В.Т. Архитектурное формирование городской среды: Учеб.пособие для архитект.спец.вузов. -М.: Высшая школа, 1990. -223с.

111. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М.: Наука, 1971. 223 с.

112. Шкловский В.Б. Гамбургский счет. -М.: Советский писатель, 1990. с.45-48.

113. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. -М.: Стройиздат, 1989. 318с., ил.129'. Эрвин Бенттсон. Детские игры: не только средство физического воспитания // Перспективы и проблемы образования, 1982, № I, 2 с.46-48.

114. Эстетика: Словарь /Под ред.А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447с.

115. Эстетические ценности предметно-пространственной среды /Под ред.А.В.Иконникова. -М.: Стройиздат, 1990. -335с., ил.

116. Юсфин И.А. Среда для человека или человек для среды? /Взгляд дизайнера на проблему города/. -Л.: Искусство Ленинграда, 1989. 5. -с.77-85.

117. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Знание, 1971. -48с.

118. Яргина З.Н. Эстетика города. -М.: Стройиздат, 1991. -366с., ил»

119. Antгороlogy of Space./ Architectural Review. 1966. IX.vol.140.N 835.

120. J3ß, Canter D. The Psychology of Place. London, 1977. 137. Conran directory of design /edited by Stephan Bayley. Villard Books. New York. 1935«1.8Г Дизайн за града /Проблема на теорията и практиката / ЦИПЕ. София. 1985 -47с.

121. Hall. Е. Hidden dimension. New York. 1971.

122. Plameny Rijna. Muchail Cerman. Odeon. Praha. 1980.

123. Twenty-century.Style and Design /S.Bayley and P.Garner. Deyan Sudjic. New York. 1989»

124. Y/eder.O., Zimmermann С. Probleme der architonischen Gestaltung unter semiotisch-psychologischen Aspect. Berlin, 1980 - 140 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.