«Эпическая модель мира в якутском олонхо: структура и семантика» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат наук Сатанар Марианна Тимофеевна

  • Сатанар Марианна Тимофеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 192
Сатанар Марианна Тимофеевна. «Эпическая модель мира в якутском олонхо: структура и семантика»: дис. кандидат наук: 10.01.09 - Фольклористика. ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». 2021. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сатанар Марианна Тимофеевна

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования мифоэпической модели мира

1.1. Изучение мифоэпического моделирования пространства в фольклорных традициях

1.2. Структурно-семантические особенности пространственной организации

эпического мироздания якутского олонхо

Заключение к I главе

Глава II. Структура модели мира и культурные коды космологических представлений в олонхо

2.1 Эпическая модель мира якутов-саха: семантика в ракурсе пространственной организации форм

2.2. Смысловая структура эпического числительного туврт (четыре)

2.3. Эпическая формула а§ыс иилээх-са^алаах атааннаах-мвнувннээх аан ийэ дойду «восьмиободная-восьмикрайняя с волнениями-беспокойствами мать-земля» как астрономический код

2.4. Эпическая формула ус саха увскуу илигинэ, туврт саха твруу илигинэ «когда три якута еще не явились на свет, четыре якута еще не родились» как

биоморфный код

Заключение к II главе

Глава III. Мифологические образы и мотивы космологических представлений в олонхо

3.1. Структурный анализ локуса глав якутского пантеона божеств

3.2. Вариативность имен и локусов божеств якутского пантеона в их первооснове

3.3. Смысловые параллели космологических представлений олонхо с

естественнонаучными положениями

Заключение к III главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему ««Эпическая модель мира в якутском олонхо: структура и семантика»»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В условиях выживания, диктуемых техногенными цивилизациями, когда масштабные информационные сетевые структуры проникают во все сферы человеческой деятельности, а практика опережает теорию, становится важным системное исследование природы мифологического сознания и, вместе с тем, усиливается потребность в дефиниции культурных универсалий (инвариантных моделей) традиционных мифологических представлений о мире и современных научных постулатов как духовного потенциала дальнейшего развития культуры. Происходят процессы трансформации фольклора, требующие постановки проблемы выявления его внутреннего смысла, опирающегося на достижения наук в целях иного уровня осмысления происходящей реальности.

Необходимость выявления внутреннего смысла фольклора обусловливается тем, что нарастание кризиса общества в различных сферах требует формирования нового мировоззренческого ориентира, предполагающего развитие иных смыслов и ценностей. Ключевым моментом в формировании новой системы мышления выступает представление картины мира на основе синтеза научного и метанаучного способов познания. Поэтому трендом в развитии сегодняшней науки является синтез всех имеющихся знаний, объединение их в единую систему.

Взаимосвязь объекта и субъекта исследования позволила понять важное -научные данные неизбежно коррелируют с понятиями мифологического мировоззрения. Мифологическая картина мира и современная научная картина мира являются производными данности мира сознанию (Риккерт, Хюбнер, Кассирер, Голосовкер, Лосев, Топоров и др). И сегодня все более заметными становятся перемены в предмете и методологии фольклористики, появляются новые ракурсы исследования устных традицимй, где фокус основного внимания переключился «с текста в качестве имманентной структуры на предтекстовые формы» [Неклюдов, 2008, с. 11].

Заметим, что исследования эпоса олонхо ограничивались внутритекстовыми или межтекстовыми рамками, всегда регистрировались варианты мифа или фольклорной темы, но практически вне поля зрения оставался основополагающий момент создания самого мифа или сказания. В этой связи подход к олонхо как продукту деятельности человека, где логика мифа неразрывно связана с научным познанием не только через высшую познавательную способность - воображение, но также и через структуру логической категории человеческого сознания, очень важен. Проведение исследования в таком ракурсе позволило бы понять неразрывность альянса «сознание-язык-продукт творения», отражая глубинную связь с естественнонаучными знаниями.

Таким образом, в якутской фольклористике назрела необходимость исследования архаической модели мира как знаковой системы под естественнонаучным углом зрения, являющимся ключевым в закладке основ нового системного мышления людей, способного открыть другие горизонты в осмыслении закономерных истоков мифопоэтических традиций. Без понимания генезиса эпической модели мира, типологических соответствий и тождеств его структуры и семантики с научным моделированием мироустройства - знание природной сути олонхо, а отсюда и образующего начала религиозно-идеологического комплекса народа саха, будут оставаться недостаточно полными.

Предпосылкой такого подхода служит универсальный принцип повторяемости, наблюдаемый как в природе, так и в фольклоре в целом, при котором под типологией мы понимаем «закономерную, обусловленную рядом объективных факторов повторяемость в природе и обществе, которая обнаруживает себя в предметах и явлениях, в свойствах и отношениях, в элементах и структурах, в процессах и состояниях» [Путилов, 1976, с. 9]. Типологический способ предполагает существование изначально заложенных человеческой природой законов, и в таком ракурсе допускает возможность сравнительно-сопоставительных попыток с знаковыми системами естественнонаучных дисциплин, таких как математика, геометрия, физика.

Рассматривая вектор взаимосвязей фольклорного текста и естествознания, мы нацелены на установление адекватности внутреннего структурного и смыслового единства архаической модели мира и естественнонаучной картины мира. Полная интеграция возможна лишь при определении единства внутренних характеристик интегрирующих частей единой системы - культуры. Для этого в настоящее время накоплено достаточно и логической, и методологической аргументации. Достоверно также и то, что такие важные общекультурные категории, как понятия пространства, времени, движения, отношений (взаимодействий), структуры, модели и т. д., общие принципы причинности, дополнительности, симметрии, соответствия, тождественности - неминуемо сближают мифологическое мировоззрение с ествественнонаучным мировоззрением. И здесь универсальный метод синергетики служит мостом, осуществляющим целостный взгляд на проблему не посредством упрощения, а с помощью интеграций (восполнений) сообщений культурных текстов и фундаментальных законов природы. При этом целесообразность физических законов, основывающихся на эмпирических фактах, может служить корректным условием решения и общенаучных, и частнонаучных задач.

Объектом исследования являются космологические представления народа саха, отраженные в эпических текстах олонхо.

Предметом исследования выступают структура и семантика космологических представлений эпических текстов олонхо в современном естественнонаучном дискурсе.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление традиционной якутской модели мира, отраженной в текстах олонхо, посредством естественнонаучного осмысления природы фольклора в рамках системно-синергетического подхода. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

- выявить семантический инвариант космологической схемы мира олонхо и геометрического пространства математической науки;

- провести семантический анализ эпического числительного туврт (четыре);

- раскрыть сущностное содержание постоянного эпитета олонхо а§ыс иилээх-савалаах атааннаах-мвкувннээх аан ийэ дойду «восьмиободная-восьмикрайняя с волнениями-беспокойствами мать-земля»;

- определить внутреннюю форму эпической формулы ус саха увскуу илигинэ, туврт саха твруу илигинэ «когда три якута еще не явились на свет, четыре якута еще не родились»;

- выявить и описать пространственное местоположение мифологического образа олонхо Юрюнг Айыы Тойон (Белый Создатель Господь) в структурном каркасе пантеона божеств, иерархическую организацию структуры мироздания; показать путь адекватного разрешения проблемы разрозненности в интерпретации имен и локусов божеств в пантеоне саха;

- раскрыть смысловые параллели представлений космологических воззрений олонхо с теориями современной физики.

Источниковедческая база. В качестве материалов для исследования

послужили тексты олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» К.Г. Оросина,

«Бессмертный Бэргэн» Н.Т. Абрамова, «Хаан Джаргыстай» по записи

И.А. Худякова, «Потомки Юрюнг Айыы Господина», «Песня о сотворении мира»,

«Баай Барыылаах - дух-хозяин черного леса» М.Н. Ионовой-Андросовой,

«Нюргун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского, «Могучий Эр Соготох»

В.О. Каратаева, «Даадар Хара» Н.Н. Яковлева, «Непобедимый Мюльджю Бёгё»

Д.М. Говорова, «Сын лошади Богатырь Дыырай» И.И. Бурнашева, «Девушка-

богатырь Джырыбына Джырылыатта» П.П. Ядрихинского, «Строптивый Кулун

Куллустуур» И.Г. Тимофеева-Теплоухова, «Уордайа Хаан» П.Е. Решетникова.

Хронологические рамки данных текстов охватывают период с 1870 по 2000 гг.

Исследованию подвергаются сознательно выбранные, устойчивые элементы

текстов, обладающие укорененностью, повторяющиеся с особым постоянством и

в других олонхо с различными территориальными и хронологическими данными.

При такой выборке сознательно снимается проблема степени внесения в

мифопоэтическую ткань эпоса исторических, этнографических, социальных,

локальных аспектов. Такое уклонение вызвано спецификой цели и задач

6

исследования, стремлением выставления в смысловой наготе элементов мифа. В ходе исследовательской работы использованы материалы из рукописного фонда архива знатока народных преданий и поверий Сэсэн Джеремей - П.И. Еремеева (2005), воззрения Курууппа ойуун - шамана Н.Н. Яковлева-Курууппа, подготовленные к печати Л.А. Афанасьевым (1993), словарь якутского языка Э.К. Пекарского (1959), энциклопедия символов (2005), толковый словарь якутского языка (2004), система электронной библиотеки eLIBRARY.ru

В приведенных примерах там, где не указывается переводчик, следует понимать, что перевод произведен автором работы М.Т. Сатанар.

Методы исследования. Необходимость решения поставленных задач обусловливает использование структурно-семиотического и описательного методов, метода моделирования, а также широко еще не практикуемых в фольклористике современных подходов: синергетики, системного метода. Применяются и «старые в новом одеянии» (высказывание А.Ф. Кудряшева) методы холизма, интроспекции. Под «холистической парадигмой» понимается интегральный подход к картине мира, базирующийся на целостной взаимосвязи и единстве материального и духовного начал. При реконструкции древнеякутского сознания используется подход, основанный на идее сахалыы толкуй - «якутский стиль мышления», как базовая основа этногенетических традиций, откуда берет свои корни метод эмпатии.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Исследование проводится в русле «постнеклассической методологии» (Степин, 2015, с. 512), предполагающей синтез научных знаний при построении общенаучной картины мира. Точкой опоры работы послужило положение М.С. Кагана, позволяющее изучить фольклорный текст как саморазвивающуюся систему в ракурсе выявления закономерностей (инвариантов) между составляющими метасистемы (культуры). Системно-синергетический подход к глубинному осмыслению проблемы определил опорный характер теоретико-методологических концепций: - общей основой исследования служат труды отечественных фольклористов А.Н. Веселовского (1940), А.А. Потебни (1905; 1930; 1976; 1995), В.Я. Проппа

7

(1958; 1969; 1976; 1998), Б.Н. Путилова (1976), В.М. Жирмунского (1974; 1979), Е.М. Мелетинского (1969; 1976; 1994; 1998), С.Ю. Неклюдова (1972; 2008; 2015);

- при изучении мифологических представлений ведущими положениями послужили разработки А.Ф. Лосева (связь концепции с идеями всеединства мира) (1957; 1993; 2001), труды К. Леви-Стросса (многообразие человеческой культуры есть модификация исходной единой модели) (1985; 1994). Использованы труды по проблемам мифа М. Элиаде (1999; 2010), Р. Барта (1970; 1975; 1989), Э. Кассирера (1998), якутских исследователей - Н.А. Алексеева (1995; 2008; 2012), А.И. Гоголева (1988; 1994; 1997; 2002; 2012), Р.И. Бравиной (2005) и др.;

- методологическая основа исследования существенно опирается на труды исследователей по семиотике культуры В.В. Иванова (1965; 1974; 1975; 1978), В.Н. Топорова (1980; 1983; 2010), Ю.М. Лотмана (1972; 1987; 1992; 1996), Л.Л. Габышевой (1988; 1991; 2003; 2009), Е.И. Избековой (2014), А.С. Поповой (1996);

- при рассмотрении пространственно-временного своеобразия культурного текста важны были положения М.М. Бахтина (1975), В.Н. Топорова (1983), Т.В. Цивьян (1975; 1990; 2006), С.К. Колодезникова (1991), Л.Н. Семеновой (2006) и др.;

- при систематизации различных форм знаний использовано положение о мировоззренческих универсалиях, обеспечивающих целостность общенаучной картины мира, из концепции синтеза и интеграции наук В.С. Степина (1996). А также системно-синергетический подход М.С. Кагана (2006), рассматривающий культуру как открытую саморазвивающуюся систему, состоящую из многих подсистем, направленных на выявление общих законов и принципов самоорганизации систем различной природы (системы социальные, биологические, физические и т. д.) и различных уровней (начиная от закономерностей структуры атомов до структуры Вселенной).

В работе также опирались на научные положения предшественников о том,

что «миф соотносится с повторяющимися природными феноменами»

[Мелетинский, 1976, с. 224-225], что «при упорядочении мира природный объект

8

входит в это упорядочение как элемент знаковой системы» [Топоров, 2010, Т. 2, с. 412], а в более детальном плане - в первичной природе, физические законы отражают фундаментальные основы миропорядка, во вторичной же природе (сфере культуры) освоение-воспроизводство-импровизация мирового порядка соприродно самому человеку в виде изначально заложенной заданности, и семиотика культуры уходит своими корнями в «пространственный механизм симметрии-асимметрии» [Лотман, 1996, с. 444].

Научная новизна заключается в:

- реализации системно-синергетического подхода посредством естественнонаучного осмысления природы фольклора в семиотических исследованиях фольклорного текста, направленного на поиск общих закономерностей типологии культуры;

- предложении механизма частичного решения проблемы разрозненности в типологии культуры - от фольклорной семантики к фундаментальным законам природы - с целью определить генетическую связь универсальных принципов самой природы повторяемости, тем самым изучить фундаментальные инварианты общенаучной картины мира;

- изучении знаковой системы олонхо как семиотического объекта и физической системы на основе выбора устойчивых элементов культурного текста.

Теоретическая значимость заключается в привлечении для сравнительного анализа ранее не использовавшегося арсенала естественнонаучных знаний; в реализации нового подхода в формировании методик исследования. Впервые вводится понятие «пирамидальная модель мира олонхо» в качестве семантического инварианта типологии культуры, а далее -эпические формулы, образы и мотивы как элементы иерархической структурной организации материи, в ракурсе национальных особенностей языка и мышления народа саха. Результаты дают новый вариант объяснения мифологических воззрений в свете научных теорий.

Практическая значимость состоит в предложенном системном подходе с точки зрения естественных наук, в представлении синергетической методологии,

9

в обеспечении «материальной стороны» чисто гуманитарной фольклористике и «этической нравственной стороны» естественным дисциплинам, в представлении тактических шагов, позволяющих дополнить «иррациональное» в одной системе «рациональным» в другой системе на базе универсального смыслового единства. Выводы могут быть применены в сравнительных анализах космологических воззрений эпосов других народов для определения общих и уточнения национально-специфических особенностей; использованы в образовательной практике для студентов, обучающихся на гуманитарном и естественнонаучном направлениях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Семантический инвариант пространственной схемы мира олонхо и геометрической модели мира на основе математики предстает в виде пирамидальной модели.

2. Причина сакрализации эпического числительного туврт (четыре), связана с этническим менталитетом саха и с его закодированной сакральной информацией. Последнее идентично с научным моделированием мироустройства.

3. Постоянный эпитет олонхо а§ыс иилээх-са^алаах атааннаах-мвнувннээх аан ийэ дойду «восьмиободная-восьмикрайняя с волнениями-беспокойствами мать-земля» имеет взаимосвязь и смысловое единство с физической теорией единого поля. Эпитет олонхо предстает как астрономический код, хранящий рациональное объяснение структуры мироздания.

4. Внутренняя форма эпической формулы ус саха увскуу илигинэ, туврт саха твруу илигинэ - «когда три якута еще не явились на свет, четыре якута еще не родились» - представляет собой биоморфный код, который транслирует «архивированное» важное сведение о природе человеческой натуры.

5. Структурно-иерархическая организация пантеона божеств саха с учетом

пространственного локуса мифологического образа олонхо Юрюнг Айыы

Тойон (Белый Создатель Господь) имеет структурную общность с

10

физической теорией единого поля Вселенной, основанной на принципе иерархичности; проблема разрозненности в интерпретации имен и локусов божеств в пантеоне саха решается посредством учёта теории относительности.

6. Существует смысловая общность космологических представлений олонхо и

теорий физической картины мира, представляющая новый способ решения

важных требований современной науки: с одной стороны, в гуманизации

естествознания, с другой - в решении проблемы субъективизма

гуманитарных наук. В результате повышается статус обеих дисциплин.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В работе

внимание акцентируется на теории, текстологии, классификации и

систематизации, а также методологии исследований якутской фольклористики.

Все положения соответствуют области теории фольклора, отражающей проблему

выявления типологии вербального фольклора для установления не только

национального, но и общекультурного аспекта в якутском фольклоре. Положение

1 согласовывается с областью текстологии фольклора, где затрагивается проблема

исследования специфики фольклорного текста (архетип, инвариант). Положения

2, 3, 4, 5, 6 соответствуют области систематизации и классификации фольклора,

где центральной предстает проблема семиотики вербального фольклора. Все

положения касаются области методологии фольклористических исследований,

поскольку в процессе исследования реализуется интеграция с

естественнонаучными знаниями посредством междисциплинарного системно-

синергетического подхода.

Апробация работы. Сформулированные отдельные положения были

изложены диссертантом на научных конференциях различных уровней: на

международных конференциях «Тенгрианство и эпическое наследие народов

Евразии: истоки и современность» (Астана, 2017), «Тенгрианство и эпическое

наследие народов Евразии: истоки и современность» (Бишкек, 2019), «Эпическое

наследие народов мира: традиции и этническая специфика» (Якутск, 2017),

«Олонхо в мировом эпическом пространстве: наследие П.А. Ойунского» (Якутск,

11

2018), «Академическая наука в современном мире» (Уфа, 2018), «Тюркская лингвокультурология: проблемы и перспективы» (Казань, 2018), «56 международная студенческая конференция» (Новосибирск, 2018), всероссийских и республиканских научно-практических конференциях. Концепция исследовательской работы, основные выводы представлены педагогам передовых школ Республики Саха (Якутия), активно внедряющих педагогику олонхо в образовательный процесс, на Республиканском научном семинаре «Методическое сопровождение реализации педагогики олонхо в школах Республики» (Якутск,

2019), состоявшемся в рамках «Декады Олонхо - 2019».

Отдельные положения работы были обсуждены и одобрены научным сообществом на Всероссийских научно-исследовательских конкурсах, по результатам которых диссертант является победителем II Всероссийского конкурса на лучшую научную работу студентов федеральных университетов России по социогуманитарному направлению (Казань, 2017); победителем Всероссийского конкурса студенческих научных работ по арктической тематике среди организаций-участников Национального Арктического научно -образовательного консорциума (Архангельск, 2018).

По теме исследовательской работы опубликовано 29 работ, в том числе 3 статьи - в журналах, включенных в Перечень Web of Science / Scopus, 6 - в журналах, входящих в Перечень, рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования РФ.

Структура диссертации. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и девяти приложений. Работа содержит одну таблицу.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИФОЭПИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МИРА

1.1. Изучение мифоэпического моделирования пространства в фольклорных

традициях

Для мировоззрения основополагающими являются понятия пространства, времени, структуры, материи, движения, отношений. Конструирование структуры модели мира дает возможность осмыслить бытие в качестве единого комплекса устойчивых единиц. Под моделью мира понимается «сокращенное и упрощенное представление о мире внутри традиции, взятое в их системном и операционном аспекте» [Топоров, 2010, Т. 2, с. 404], получаемое путем описания, структурирования и репрезентации базовых пространственных координат [Окладникова, 2014, с. 664]. В любой культуре модель мира существует в двух планах: в виде ментальной базисной основы, а также в знаковой форме - в виде культурных текстов, фиксирующих ее.

Изучение главных параметров и основных объектов, построение координат мифоэпической модели мира в своем развитии не были изолированы от движений научной мысли мировой науки. Системный интерес к проблеме развивался постепенно, и в ходе его развития появились научные концепции. С высоты научного взгляда своего времени, с культурно-исторических, идейно-философских позиций своей эпохи, труд многих ученых внес определенный вклад в формирование структурно-семиотического направления фольклористики, выработались теоретико-методологические установки, на которых базируется моделирование мифоэпического пространства. Исходным является то, что миромоделирование осуществляется согласно логике мифоэпического мышления.

Своеобразным ориентиром диссертационной работы послужила теория древнего синкретизма А.Н. Веселовского в широком понимании, базирующаяся на общем принципе первобытного мышления, отражающем нерасчлененное единство разных видов культурного творчества. Идеи А.Н. Веселовского о

13

существовании типологического универсализма мировой культуры, констатации «встречных течений» в мышлении людей [Веселовский, 1940, с. 506], послужили отправной точкой диссертационной работы. Эти положения были тесно связаны с идеями западной антропологической теории, основанной на представлениях о психических закономерностях природы человеческого творчества, по концепции которой сходство сюжетов, мотивов, типов фольклорных произведений и мифов разных народностей объяснялись общностью мышления и бытия в целом, посредством «самозарождения сюжетов» [Тайлор, 1989]. В методологическом плане показательно для нас центральное ядро «Исторической поэтики» А.Н. Веселовского (1888-1899) - выдвижение происхождения и истории эволюционной динамики жанров литературы в их исторической последовательности с целью выявления закономерностей в развитии литератур всех времен и народов путем эмпирического исследования.

Универсальные семиотические оппозиции модели мира соответствуют языковым категориям, отражающим взаимодействие структуры модели мира со структурой языка. Наличие во внутреннем строе языка свидетельства, демонстрирующего «народный дух», впервые был указан В. фон Гумбольдтом. Эти идеи были развиты дальше Г.Г. Шпетом, что внутренняя форма слова есть живое движение значений и смыслов, закон самого образования понятия [Шпет, 1994, с. 358]. Идеи Гумбольдта были развиты А.А. Потебней. В языке мифа и фольклора А.А. Потебня увидел системы символов (1860). В генезисе мифа решающую роль, по мнению ученого, играет внутренняя структура слова, которая впоследствии приобретает иные значения посредством метафор [Потебня, 1905, с. 19-20]. Анализ внутренней формы слова требовал соотнесения понимания семантики слова с психологическими особенностями народа. Его новаторство заключалось в констатации наличия в эволюции языков некой нерушимой системы, рассматривающей язык как компонент единой системы - культуры.

Пространственно-временные ценности, как главные параметры в построении мифоэпической модели мира, представлены концепцией хронотопа М.М. Бахтина. В осмыслении этих категорий в художественных произведениях

14

ему принадлежит открытие, что время здесь выявляется в пространстве, пространство же понимается и осознается временем [Бахтин, 1975].

В установке на системное изучение мифоэпической модели мира, на междисциплинарный подход, мы руководствовались научными воззрениями А.Ф. Лосева, которые основаны на концепции всеединства мира - целостности материального и идеального, единства материи, духа и человеческого сознания. По его концепции, миф предстает непременно важной категорией человеческих мыслей и жизни, где нет случайностей и фантазии [Лосев, 2001]. Системный взгляд исследователя в виде «цельного энергийного символизма» ярко демонстрируется в синтезе знаний по мифологии, языку, литературе, точным наукам, музыке и т. д.

Значимым в работе над диссертацией стал символический подход к фольклорному языку В.Я. Проппа, ставший блистательным образцом применения приема моделирования, точных методов в фольклористике, распознавания общих закономерностей в явлениях [Пропп, 1976, с. 134] Его труды пронизаны идеей нераздельной связи творчества со сферой природы. В исследовательской позиции ученого волшебная сказка как феномен фольклора соотносился с объектами природы [Пропп, 1969, с. 7]. Исследователем отмечается порождение символами поэтических тропов, в изучении которых Е.М. Мелетинским было указано, что они «никоим образом не должны рассматриваться в качестве простых "украшений" поэтической речи» [Мелетинский, 1976, с. 123]. В.Я. Проппом было предложено всестороннее изучение фольклорных текстов в синхроническом, а затем и в диахроническом аспектах, дополняющих друг друга. Разработка такого подхода была вызвана стремлением найти неизменный элемент при сюжетосложениях, поскольку именно в изменениях во времени аргументируется постоянство этого инварианта. Он первым указал на то, что неменяющимися, повторяющимися элементами в фольклорных текстах являются функции персонажей, наделенных бинарностью, соотношение которых в конечном счете и вырисовывает логическую структуру в целом. Важное значение имеет стадиально-морфологическая концепция В.Я. Проппа относительно проблемы

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сатанар Марианна Тимофеевна, 2021 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, Н.А. Шаманизм в системе традиционной религии народов Сибири / Н.А. Алексеев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2012. - № 1 (4). - С. 24-27.

2. Алексеев, Н.А. Этнография и фольклор народов Сибири / Н.А. Алексеев; Институт филологии СО РАН. - Новосибирск: Наука, 2008. - 494 с.

3. Аристов, Н.А. Заметки по этническому составу тюркских племен и народностей / Н.А. Аристов // Живая старина. - 1896. - Вып. Ш-1У. - С. 329-335.

4. Аристотель. Метафизика. Книга IV / пер. с греч. П.Д. Первова, В.В. Розанова. - М.: Институт философии,теологии, истории св. Фомы, 2006. - 232 с.

5. Барт, Р. Основы семиологии / Р. Барт; под ред. Е.Я. Басина, М.Я. Полякова // Структурализм «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. - С. 114-163.

6. Барт, Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт, Р. Избранные работы: семиотика. Поэтика / Р. Барт; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - С. 424-461.

7. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Барт // Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.

8. Бётлингк, О.Н. О языке якутов / О.Н. Бётлингк; пер. с нем. В.И. Рассадин. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1990. - 646 с.

9. Богораз, В.Г. Эйнштейн и религия: применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений / В.Г. Богораз. - М.; Петербург: Издательство Л.Д. Френкель, 1923. - Т. 1. - 120 с.

10. Боло, С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: по преданиям якутов бывшего Якутского округа / С.И. Боло; вступ. ст. Г.В. Попова. - Якутск: Бичик, 1994. - 352 с.

11. Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М. Бонгард-Левин. - 2-е изд. - М.: Наука, 1993. - 317 с.

12. Бравина, Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: на материале традиций саха / Р.И. Бравина; отв. ред. Н.С. Дерябина. - Новосибирск: Наука, 2005. - 305 с.

13. Бурнашев, И.И. Сын лошади Богатырь Дыырай / записал Г.У. Эргис со слов сказителя И.И. Бурнашева - Тонг Суоруна; пер. Е.С. Сидоров; подготовка к печати В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова; отв. ред. А.Н. Жирков; ИГИиПМНС СО РАН; СВФУ им. М.К. Аммосова; НИИ Олонхо СВФУ. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - 376 с.

14. Бхактиведанта Свами, А.Ч. Шримад Бхагаватам. Песнь 1: Творение. Ч. 1 / А.Ч. Свами Бхактиведанта. - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1990. - 549 с.

15. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; ред., вступ. ст. и примеч. В.М. Жирмунского. - Л.: Гослитиздат, 1940. - 648 с.

16. Винокуров, В.В. Иччи (духи-хозяева) в якутском героическом эпосе олонхо / В.В. Винокуров // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сер.: Эпосоведение. - 2017. - № 3 (07). - С. 3851.

17. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский; под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - С. 291-436.

18. Габышева, Л.Л. Семантика и структура текстов олонхо / Л.Л. Габышева // Язык - миф - культура народов Сибири. - Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 1991. - С. 61-78.

19. Габышева, Л.Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов): дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.09 / Габышева Луиза Львовна. - Якутск, 2003. - 493 с.

20. Габышева, Л.Л. Фольклорный текст: семиотические механихмы устной памяти / Л.Л. Габышева. - Новосибирск: Наука, 2009. - 143 с.

21. Габышева, Л.Л. Функции числительных в мифопоэтическом тексте (на материалах олонхо) / Л.Л. Габышева // Язык, миф, культура народов Сибири. -Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 1988. - С. 78-92.

22. Галимзянов, А. Символика чисел у народов востока. Статьи Айрата Галимзянова [Электронный ресурс] / А. Галимзянов. - Режим доступа: http: //ayratgal im.narod.ru/stat/chi sel. htm (дата обращения: 29.03.2017.).

23. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое / В. Гейзенберг. -М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. - 400 с.

24. Говоров, Д.М. Непобедимый Мюльджю Бёгё: олонхо: в 2 кн. Кн. 2 / Д.М. Говоров; пер. с якут. Е.С. Сидорова; Нац. организац. ком. Респ. Саха (Якутия) по подгот. и проведению десятилетия олонхо, РАН Сиб. отд-ние, Ин-т гуманит. исслед. и проблем малочисл. народов Севера, Мин-во образ. и науки РФ, Северо-Восточный гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск: Бичик, 2010. - 320 с.

25. Гоголев, А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов / А.И. Гоголев. - Якутск: Изд-во Якутского университета, 2002. - 104 с.

26. Гоголев, А.И. Мифологический мир якутов: божества и духи-покровители / А.И. Гоголев. - Якутск: Изд-во ЦКиИ им. А.Е. Кулаковского, 1994. - 29 с.

27. Гоголев, А.И. Мифологический мир якутского эпоса - олонгхо / А.И. Гоголев; отв. ред. Е.Г. Федорова; РАН МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) // Культура народов Сибири: материалы Третьих Сибирских чтений. - СПб., 1997. -С. 132-139.

28. Гоголев, А.И. Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии / А.И. Гоголев, А.А. Бурцев. - Якутск: Сфера, 2012. - 75 с.

29. Гоголев, А.И. Якуты: (проблемы этногенеза и формирования культуры) / А.И. Гоголев. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 200 с.

30. Гоголев. А.И. Основные сюжетные вариации в якутской мифологии / А.И. Гоголев // Язык - миф - культура народов Сибири. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. - С. 93-102.

31. Гукетлова, Ф.Н. Зооморфный код культуры в языковой картине мира: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.02 / Гукетлова Фатимат Нашировна. -Нальчик, 2009. - 47 с.

32. Гумилев, Л.Н. В поисках вымышленного царства / Л.Н. Гумилев. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 457 с.

33. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1984. - 318 с.

34. Егорова, Л.И. Структурно-функциональный анализ пантеона предков саха / Л.И. Егорова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 14. - С. 194-201.

35. Емельянов, Н.В. Мифологические божества в олонхо «Потомки Юрюнг Айыы Тойона» и «Баай Барылаах - дух-хозяин черного леса» / Н.В. Емельянов // Мифология народов Якутии. - Якутск: Кн. изд-во, 1980. - С. 17-20.

36. Еремеев, Д.Ю. «Тюрк» - этноним иранского происхождения? К проблеме этногенеза древних тюрков / Д.Ю. Еремеев // Советская этнография. -1980. - № 3. - С. 129-135.

37. Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад: избр. труды / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1979. - 493 с.

38. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1974. - 727 с.

39. Жуковская, Л.Н. Пространство и время в мировоззрении монголов / Л.Н. Жуковская // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М.: Наука, 1986. - С. 118-134.

40. Захарова, А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо) / А.Е. Захарова. - Новосибирск: Наука, 2004. - 312 с.

41. Зуев, Ю.А. Киргизы-буруты (к вопросу о тотемизме и принципах этнонимообразования) / Ю.А. Зуев; отв. ред. Ю.П. Петрова-Аверкиева // Советская этнография. - 1970. - № 4. - С. 72-86.

42. Иванов, В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1

/ В.В. Иванов. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 912 с.

166

43. Иванов, В.В. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах / В.В. Иванов, В.Н. Топоров // Типологические исследования по фольклору / сост. Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов. - М.: Наука, 1975. - С. 44-77.

44. Иванов, В.В. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. - М.: Наука, 1974. - 340 с.

45. Иванов, В.В. Чёт и нечёт: асимметрия мозга и знаковых систем / В.В. Иванов. - М.: Сов. радио, 1978. - 184 с.

46. Иванов, М.С. Три... Семь... Девять... / М.С. Иванов. - Якутск: Бичик, 1998. - 192 с.

47. Иванов, В.В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период) / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. - М.: Наука, 1965. - 246 с.

48. Игнаева, Р.П. Классификация имен числительных в марийском языке (проблемы статуса и функционирования): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.02 / Игнаева Роза Петровна. - Йошкар-Ола, 1999. - 16 с.

49. Избекова, Е.И. Числительные в олонхо: структура и семантика: монография / Е.И. Избекова. - Якутск: Издат. дом СВФУ, 2014. - 152 с.

50. Ионова-Андросова, М.Н. Олонхо, песни, этнографические заметки, статьи / М.Н. Ионова-Андросова; сост. Е.И. Коркина. - Якутск: Кудук, 1998. - 733 с.

51. Каган, М.С. Избранные труды в VII томах. Т. I: Проблемы методологии / М.С. Каган; вступ. ст. Ю.Н. Солонина. - СПб.: Петрополис, 2006. -356 с.

52. Казначеев, В.П. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения / В.П. Казначеев, Е.А. Спирин. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. - 304 с.

53. Казначеев, В.П. Проблемы живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медицины 3-го тысячелетия / В.П. Казначеев // Вестник МИКА

167

(Международного института космической антропологии им. Н.А. Козырева). -1995. - Вып. 2. - С. 7-24.

54. Капра, Ф. Дао физики [Электронный ресурс] / Ф Капра. - Режим доступа: http://lib.ru/KAPRA/daofiz.txt (дата обращения: 26.11.2018.)

55. Каратаев, В.О. Якутский героический эпос «Могучий Эр Со^отох» / В.О. Каратаев; отв. ред. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 1996. - 440 с.

56. Кассирер, Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер; пер. с англ. и коммент. А.Н. Муравьева. - М.: Гардарика, 1998. - 446 с.

57. Кожевников, Н.Н. Семиотические системы в якутском героическом эпосе олонхо / Н.Н. Кожевников, В.С. Данилова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сер.: Эпосоведение. - 2018. - № 2 (10). - С. 76-84.

58. Колодезников, С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение / С.К. Колодезников // Духовная культура в жизни этноса: сб. науч. ст. - Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1991. - С. 5-27.

59. Королев, К.М. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / К.М. Королев. - М.: Эксмо, 2005. - 608 с.

60. Косарев, А.Ф. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость: дис. ... д-ра ист. наук: 09.00.01 / Косарев Александр Федорович. -СПб., 1996. - 350 с.

61. Котлярова, В.В. Пифагорейская программа как основа развития математики / В.В. Котлярова, Е.В. Воронина // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1423-1425.

62. Ксенофонтов, Г.В. (а) Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов: в 2 кн. Кн. 1 / Г.В. Ксенофонтов; вступ. ст. В.Н. Иванова - Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992. - 416 с.

63. Ксенофонтов, Г.В. (б) Шаманизм: избр. труды: [публикации 1928-1929

гг.] / Г.В. Ксенофонтов. - Якутск: Север-юг, 1992. - 320 с.

168

64. Ксенофонтов, Г.В. Эллайада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г.В. Ксенофонтов. - М.: Наука, 1977. - 246 с.

65. Кудряшев, А.Ф. Единство наук: основания и перспективы / А.Ф. Кудряшев. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. - 182 с.

66. Кулаковский, А.Е. Научные труды / А.Е. Кулаковский. - Якутск: Кн. Изд-во, 1979. - 484 с.

67. Кулаковский, А.Е. Статьи и материалы по якутскому языку / А.Е. Кулаковский; сост. Н.С. Григорьев. - Якутск: Якутское кн. изд-во, 1946. - 152 с.

68. Кучукова, З.А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики / З.А. Кучукова. - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2005. - 312 с.

69. Лагутина, И.Н. Символическая реальность Гёте: поэтика художественной прозы / И.Н. Лагутина; РАН, Ин-т мировой литературы А.М. Горького. - М.: Наследие, 2000. - 280 с.

70. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс; пер. вступ. ст. и примеч. А.Б. Островского. - М.: Республика, 1994. - 384 с.

71. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М.: Редакция восточ. лит., 1985. - 536 с.

72. Линденау, И.Я. Описание народов Сибири (середина XVIII в.) / И.Я. Линденау; пер. с нем. З.Д. Титовой. - Магадан: Кн. изд-во, 1983. - 176 с.

73. Лосев, А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А.Ф. Лосев. - М.: Гос. учеб.-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1957. -620 с.

74. Лосев, А.Ф. Античный космос и современная наука / А.Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1993. - 958 с.

75. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001. - 558

с.

76. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: пособие для студентов / Ю.М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972. - 272 с.

77. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст -семиосфера - история / Ю.М. Лотман; гл. ред. Т.Д. Кузовкина. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 544 с.

78. Лотман, Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное или случайное в историческом процессе) // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - С. 353-363.

79. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман // Избранные статьи в трех томах. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. - 247 с.

80. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство, 2000. -704 с.

81. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман // Ученые записки Тартусского государственного университета. - Тарту, 1987. - Вып. 754. -150 с.

82. Маак, Р.К. Вилюйский округ / Р.К. Маак; предисл. С.А. Степанова. -2-е изд. - Якутск.: Яна, 1994. - 592 с.

83. Маковский, М.М. Язык-миф-культура: символы жизни и жизнь символов / М.М. Маковский. - М.: Русские словари, 1996. - 330 с.

84. Максименко, Л.А. Мифологика современной науки / Л.А. Максименко // Омский научный вестник. - 2010. - № 6 (92). - С. 70-74.

85. Малолетко, А.М. Древние народы Сибири. Этнический состав по данным топонимики. Т. VI: Раннее заселение Северной Азии / А.М. Малолетко. -Томск: Томский ун-т, 2012. - 336 с.

86. Марков, М.А. Будущее науки (ускорители элементарных частиц следующих поколений) / М.А. Марков // Успехи физических наук. - 1973. - Т. 111. - № 4. - С. 719-742.

87. Марков, М.А. О природе материи / М.А. Марков. - М.: Наука, 1976. -216 с.

88. Мартынов, А.В. Исповедимый путь: философские этюды / А.В. Мартынов. - М.: Прометей, 1989. - 168 с.

170

89. Мелетинский, Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Мелетинский, Е.М. Избранные статьи. Воспоминания / Е.М. Мелетинский. - М.: Рос. гос. гуманит. ин-т, 1998. -С. 33-51.

90. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

91. Мелетинский, Е.М. Поэтическое слово в архаике / Е.М. Мелетинский // Историко-этнографические исследования по фольклору: сб. памяти Сергея Александровича Токарева. - М.: Восточ. лит., 1994. - С. 86-109.

92. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники / Е.М. Мелетинский. - М.: Изд-во восточ. лит., 1969. - 462 с.

93. Миддендорф, А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. II: Север и Восток Сибири в естественно-историческом отношении. Отдел 6: Коренные жители Сибири (Окончание всего сочинения). - СПб.: Изд-во Импер. акад. наук, 1878. - 833 с.

94. Мифы народов мира: энциклопедия в 2 т. Т. 1 / гл. ред. С.А. Токарев. -М.: Сов. энциклопедия, 1980. - 654 с.

95. Михалевская, А.С. Миф и наука: проблемы взаимодействия в современном обществе: автореф. ... дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Михалевская Анна Сергеевна. - Иваново, 2015. - 26 с.

96. Надель-Червиньска, М. Структура Вселенной (метаязыковые аспекты) и мифологические истоки современной науки / М. Надель-Червиньска; ред. А.П. Чудинов // Лингвокультурология. - Екатеринбург, 2009. - Вып. 3. - С. 170-195.

97. Налимов, В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков / В.В. Налимов. - М.: Наука, 1979. - 272 с.

98. Неклюдов, С. Ю. Почему мифы разных народов похожи друг на друга [Электронный ресурс] / С.Ю. Неклюдов // Arzamas. Курс № 6: Мифы Южной Америки [2015б]. - Режим доступа: http://arzamas. academy/materials/123 (дата обращения: 22.04.2020)

99. Неклюдов, С.Ю. (а) Поэтика эпического повествования. Пространство и время / С.Ю. Неклюдов. - М.: Форум, 2015. - 216 с.

100. Неклюдов, С.Ю. Время и пространство в былине / С.Ю. Неклюдов // Славянский фольклор: сб. статей / отв. ред. Б.Н. Путилов, В.К. Соколова. - М.: Наука, 1972. - С. 18-45.

101. Неклюдов, С.Ю. Мифология в культуре [Электронный ресурс] / С.Ю. Неклюдов // Постнаука. Курс «Введение в теоретическую фольклористику». -2012. - Режим доступа: http://postnauka.ru/video/5876 (дата обращения: 07.10.2019.)

102. Неклюдов, С.Ю. Поле гуманитарного знания и стратегии исследования народной культуры / С.Ю. Неклюдов // Вестник РГГУ. Сер.: Культурология. Искусствоведение. Музеология. - 2008. - № 10. - С. 11-24.

103. Николаев, А.А. Тайная история саха / А.А. Николаев. - Якутск: Бичик, 2015. - 112 с.

104. Новгородова, Л.И. Тема творения в традиционной культуре якутов (семантика фольклорного и ритуального текста): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Новгородова Любовь Ивановна. - Улан-Удэ, 2000. - 24 с.

105. Новиков, А.Г. О менталитете саха: монография / Аналитический центр при Президенте РС(Я). - Якутск: Изд-во Аналит. центра, 1996. - 102 с.

106. Ойунская, С.П. Отголоски мифических представлений в якутских загадках / С.П. Ойунская // Мифология народов Якутии: сб. науч. трудов. -Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1980. - 268 с.

107. Ойунский, П.А. Нюргун Боотур Стремительный: якут. героич. эпос олонхо / П.А. Ойунский-Слепцов; пер. В. Державина; послесл. и коммент. И.В. Пухова; ил. Э. Сивцева [и др.]. - Якутск: Кн. изд-во, 1975. - 431 с.

108. Ойунский, П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание / П.А. Ойунский; отв. ред. В.Н. Иванов. - Якутск: Сайдам, 2016. - 120 с.

109. Окладникова, Е.А. Способы репрезентации знаний о модели Вселенной: мегалитические конструкции заполярья и эвенкийский петроглифы / Е.А. Окладникова // Сибирский сборник - 4: грани социального:

172

антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. - СПб.: Кунсткамера, 2014. - С. 664-682.

110. Ольшевская, Н. Большая книга нумерологии / Н. Ольшевская. - М.: АСТ, 2011. - 800 с.

111. Оросин, К.Г. Нюргун Боотур Стремительный / К.Г. Оросин; пер. и коммент. Г.У. Эргиса. - Якутск: ГОСИЗДАТ ЯАССР, 1947. - 410 с.

112. Павлова, О.К. Образы высшего божества Айыы в олонхо северовосточной традиции якутов / О.К. Павлова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сер.: Эпосоведение. - 2018. - № 2 (10). - С. 85-91.

113. Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. / Э.К. Пекарский. - 2-е изд. - Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - Т. 1. - 1280 стб.; Т. 2. -2508 стб.; Т. 3. -3858 стб.

114. Пекарский, Э.К. Среди якутов: случайные заметки / Э.К. Пекарский, Н.П. Попов // Очерки по изучению Якутского края. Вып. II. - Иркутск: Изд. Якутской секции ВСОРГО, 1928. - С. 23-63.

115. Петров, В.Г. Легенды о Кудангсе в художественной обработке П.А. Ойунского / В.Г. Петров // Мифология народов Якутии: сб. науч. трудов. -Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1980. - С. 41-46.

116. Плутарх. Застольные беседы / Плутарх. - М.: Мир книги, 2007. - 464

с.

117. Покатилова, Н.В. Якутская поэтическая традиция: генезис литературного текста: на материале поэзии А.Е. Кулаковского: автореф. дис. ... д -ра филол. наук: 10.01.02 / Покатилова Надежда Володаровна. - М., 2000. - 40 с.

118. Полуновский, В.А. Мы и наши гены. Просто о современной генетике: беседы и споры физика и биолога о генах и их влиянии на наши характеры и судьбы / В.А. Полуновский, В.А. Дараган. - М.: Ленанд, 2019. - 200 с.

119. Попов, А.А. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа / А.А. Попов; Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая // Сборник МАЭ. - 1949. - Т. 9. - С. 255-323.

173

120. Попова, А.С. Логико-гносеологический анализ космологического содержания олонхо: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Попова Акулина Серафимовна. - Якутск, 1996. - 14 с.

121. Попова, Т.С. Картина мира на языке мифа: взгляд саха / Т.С. Попова.

- Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 2009. - 84 с.

122. Потапов, И.А. Якутская народная резьба по дереву / И.А. Потапов. -Якутск: Якутское кн. изд-во, 1972. - 143 с.

123. Потебня, А.А. Из записок по теории словесности. Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое. Приложения / А.А. Потебня. - Харьков: Издание М.В. Потебни, 1905. - 649 с.

124. Потебня, А.А. Из лекций по теории словесности: басня, пословица, поговорка / А.А. Потебня. - Харьков: Гос. изд-во Украины, 1930. - 130 с.

125. Потебня, А.А. Мысль и язык: собрание трудов / А.А. Потебня; подгот. текста Ю.С. Рассказова, О.А. Сычева; коммент. Ю.С. Рассказова. - М.: Лабиринт, 1999. - 300 с.

126. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. - М.: Искусство, 1976. - 613 с.

127. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / сост. Н.А. Алексеев [и др.].

- Новосибирск: Наука, 1995. - С. 178-282.

128. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. - 2-е изд. -М.: Наука, 1969. - 168 с.

129. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора: собрание трудов / В.Я. Пропп; ред. Г.Н. Шелогурова; сост, коммент. А.Н. Мартыновой. - М.: Лабиринт, 1998. - 352 с.

130. Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. - 603 с.

131. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи / В.Я. Пропп. - М.: Наука, 1976. - 327 с.

132. Путилов, Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора / Б.Н. Путилов. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1976. - 243 с.

133. Пушкарев, Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки / Л.Н. Пушкарев // Отечественная история. - 1995. - № 3. - С. 158-166.

134. Романова, Е.Н. Мифология и ритуал в якутской традиции: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.07 / Романова Екатерина Назаровна. - М., 1999. - 388 с.

135. Романова, Л.Н. Аксеология творчества А.Е. Кулаковского / Л.Н. Романова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2012. - № 1 (9). - С. 10-15.

136. Романова, Л.Н. Фольклор как жанообразующий фактор якутской поэзии I трети XX века (на материале поэзии А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова) / Л.Н. Романова // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. Герцена. - 2012. - № 133. - С. 99-110.

137. Саввинова, Г.Е. «Модель мира» небесных чудовищ-абаасы в якутском героическом эпосе олонхо / Г.Е. Саввинова, Е.Е. Жиркова // Филологические науки: научные доклады высшей школы. - 2019. - № 4. - С. 91-99.

138. Санжеева, Л.В. Модель мира в традиционной культуре бурят ХК-ХХ вв.: дис. ... д-ра культурол. наук: 24.00.01 / Санжеева Лариса Васильевна. - М., 2006. - 292 с.

139. Седых, О.М. Архаический космос и современная наука / О.М. Седых // Человек. - 2011. - № 6. - С. 152-170.

140. Семенова, З.С. (а) Космологические представления у якутов: символика и знак / З.С. Семенова // Духовная культура в жизни этноса: сб. науч. ст. - Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1991. - С. 27-36.

141. Семенова, З.С. (б) Анатомический микрокосм и мифологическая анатомия / З.С. Семенова // Духовная культура в жизни этноса: сб. науч. ст. -Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1991. - С. 47-49.

142. Семенова, Л.Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика / Л.Н. Семенова. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. - 232 с.

143. Серошевский, В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский; под ред. Н.И. Веселовского. - 2-е изд. - М.: РОССПЭН, 1993. - 736 с.

144. Сивцева-Максимова, П.В. Поэмы А.Е. Кулаковского в свете проблем исторической поэтики / П.В. Сивцева-Максимова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2015. - № 3 (47). - С. 180-190.

145. Сидоров, Е.С. Очерки по олонхо / Е.С. Сидоров. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. - 131 с.

146. Сидоров, Е.С. Санскритско-якутские лексические параллели / Е.С. Сидоров. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. - 146 с.

147. Слепцов, П.А. Сакральное лицо в мифоритуальной культуре саха: классификация и традиции / П.А. Слепцов // Традиционные представления саха об окружающем мире. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998. - С. 23-24.

148. Слепцов, П.А. Якутский литературный язык: формирование и развитие общенациональных норм / П.А. Слепцов. - Новосибирск: Наука, 1990. -277 с.

149. Софронов - Алампа, А.И. Стихи, поэмы, рассказы, очерки, статьи /

A.И. Софронов - Алампа; сост. В.Г. Семенова. - Якутск: Бичик, 2005. - 448 с.

150. Степин, В.С. Основания науки и их социокультурная размерность /

B.С. Степин // Научные и вненаучные формы мышления: материалы международного симпозиума. - М., 1996. - С. 3-12.

151. Степин, В.С. Философия и методология науки. Избранное / В.С. Степин. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2015. - 716 с.

152. Суслов, А.А. Особенности организации пространства в русских сказках: философскокультурологический аспект / А.А. Суслов // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 7. - С. 81-84.

153. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. / Э.Б. Тайлор. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

154. Тарланов, З.К. Географическое пространство русских былин / З.К. Тарланов // Филологические науки. - 2001. - № 4. - С. 33-43.

176

155. Тимофеев-Теплоухов, И.Г. Строптивый Кулун Куллустуур: олонхо / И.Г. Тимофеев-Теплоухов; подгот. текста Э.К. Пекарского, Г.У. Эргиса; пер. А.А. Попова, И.В. Пухова; вступ. ст. И.В. Пухова, Г.У. Эргиса. - М.: Гл. ред. восточ. лит., 1985. - 608 с.

156. Толковый словарь якутского языка: 4000 слов и фразеологизмов. Т. I: Буква А / под ред. П.А. Слепцова. - Новосибирск: Наука, 2004. - 680 с.

157. Толковый словарь якутского языка: 4000 слов и фразеологизмов. Т. VIII: Буква С / под ред. П.А. Слепцова. - Новосибирск: Наука, 2011. - 572 с.

158. Толстая, С.М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе / С.М. Толстая. - М.: Индрик, 2008. - 528 с.

159. Топорков, А.Л. Фольклористика в междисциплинарном диалоге / А.Л. Топорков // Труды Отделения историко-филологических наук РАН / отв. ред. В.А. Тишков; сост. Н.В. Тарасова. - М., 2016. - С. 23-41.

160. Топоров, В.Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы / В.Н. Топоров. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. - Т. 1 - 448 с.; Т. 2. - 496 с.

161. Топоров, В.Н. О числовых моделях в архаичных текстах. Структура текста / В.Н. Топоров; отв. ред. Т.В. Цивьян. - М.: Наука, 1980. - 240 с.

162. Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров; отв. ред. Т.В. Цивьян // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - С. 227-284.

163. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и мир. Вещный мир / Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, И.В. Сагалаев, М.С. Усманова; отв. ред. И.Н. Гемуев. - Новосибирск: Наука, 1988. - 225 с.

164. Трощанский, В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов / В.Ф. Трощанский. - Казань: Типолитография Императорского университета, 1902. -219 с.

165. Тычкин, П.Б. Когнитивный потенциал мифа в контексте современной научной картины мира (к критике структуралистской концепции Р. Барта) / П.Б. Тычкин // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - № 6. - С. 94-99.

166. Успенский, П.Д. Символы Таро: старинная колода карт: философия оккультизма в рисунках и числах / П.Д. Успенский. - М.: Гелиос, 1993. - 48 с.

167. Уткин, К.Д. Генезис якутской предфилософии: мировоззренческий комплекс: сборник трудов: в 16 кн. Кн. 7 / К.Д. Уткин. - Якутск: Бичик, 2004. -160 с.

168. Уткин, К.Д. Предфилософия олонхо: антитеза натурализма супранатурализму: сборник трудов: в 16 кн. Кн. 5 / К.Д. Уткин. - Якутск: Бичик, 2004. - 278 с.

169. Уткин, К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии: сборник трудов: в 16 кн. Кн. 9 / К.Д. Уткин. - Якутск: Бичик, 2004. - 216 с.

170. Филиппова, Н.И. Об одном эпитете Юрюнг Айыы Тойона / Н.И. Филиппова // Мифология народов Якутии: сб. науч. трудов. - Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1980. - С. 1-9.

171. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П.А. Флоренский. - М.: Прогресс, 1993. - 324 с.

172. Фрумкина, Р.М. Роль статистических методов в современных лингвистических исследованиях / Р.М. Фрумкина // Математическая лингвистика: сб. статей. - М.: Наука, 1975. - С. 156-183.

173. Холл, М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / М.П. Холл. - Новосибирск: Наука, 1997. - 794 с.

174. Хроленко, А.Т. «.И жар холодных чисел.» / А.Т. Хроленко // Русская речь. - 1975. - № 4. - С. 38-43.

175. Худяков, И.А. Верхоянский сборник: якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также русские сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И.А. Худяковым / И.А. Худяков. - Иркутск: Изд. на средства И.М. Сибирякова, 1890. - 216 с.

176. Худяков, И.А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А. Худяков. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1969. - 440 с.

177. Хюбнер, К. Истина мифа / К. Хюбнер; пер. с нем. И. Касавина; пер. справочного аппарата выполнен И. Шишковым. - М.: Республика, 1996. - 448 с.

178. Цивьян, Т.В. К семантике пространственных элементов волшебной сказки (на материале албанской сказки) / Т.В. Цивьян // Типологические исследования по фольклору: сб. ст. памяти В.Я. Проппа. - М.: Наука, 1975. - С. 191-213.

179. Цивьян, Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира / Т.В. Цивьян; отв. ред. В.Н. Топоров. - М.: Наука, 1990. - 207 с.

180. Цивьян, Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы / Т.В. Цивьян. - М.: КомКнига, 2006. - 280 с.

181. Чанышев, А.Н. Эгейская предфилософия: монография / А.Н. Чанышев. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - 240 с.

182. Человек и мир в японской культуре: сб. статей / отв. ред. Т.П. Григорьева. - М.: Наука, 1985. - 280 с.

183. Шаракшинова, Н.О. Космогонические представления в эпосе монгольских народов / Н.О. Шаракшинова // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск: Издание Якутского филиала СО АН СССР, 1978. - С. 20-24.

184. Шахнович, М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория фмлософии / М.И. Шахнович. - Л.: Наука, 1971. - 240 с.

185. Шондуг, Баясгалан. Семантика числительных во фразеологии монгольского, русского и английского языков: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Баясгалан Шондуг. - СПб., 2006. - 22 с.

186. Шлет, Г.Г. Философские этюды / Г.Г. Шлет. - М.: Прогресс, 1994. -376 с.

187. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде; пер. с фр. В.П. Большакова. -4-е изд. - М.: Академический проект, 2010. - 256 с.

188. Элиаде, М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения: пер. с англ. / М. Элиаде. - М.: Ладомир, 1999. - 488 с.

189. Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис; отв. за переизд. В.М. Никифоров; РАН, Сибирское отделение; Якутский научный центр; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера.

- Якутск: Бичик, 2008. - 400 с.

190. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 343

с.

191. Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг; пер. с англ. В.В. Наукманова; под общ. ред. А.А. Юдина. - Киев; М.: Гос. библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

192. Ядрихинский, П.П. Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта. Олонхо / П.П. Ядрихинский - Бэдьээлэ; запись со слов олонхосута П.Н. Дмитриев

- Туутук; пер. с якут. яз. Ю.П. Борисов [и др.]; отв. ред. В.Н. Иванов. - Якутск: Сайдам, 2011. - 448 с.

193. Якубовский, А.Я. К вопросу об этногенезе узбекского народа / А.Я. Якубовский. - Ташкент: УлФАН, 1941. - 19 с.

194. Ястремский, С.В. Образцы народной литературы якутов / С.В. Ястремский // Труды Комиссии АН СССР по изучению Якутской Автономной ССР. - Л.: Наука, 1929. - Т. VII. - 226 с.

195. Абрамов, Н.Т. Элбет Бэргэн = Бессмертный Бэргэн (на якут. яз.) / Н.Т. Абрамов // Олонхо Джиляйского наслега / Сибирское отделение Российской академии наук, ИГИиИПМНС; отв. ред. Н.И. Попова; вступ. ст. В.В. Илларионова, Н.А. Оросиной. - Якутск: ИГИиИПМНС, 2013. - 266 с.

196. Афанасьев, Л.А. Айыы суола = Дорога Айыы (на якут.) / Л.А. Афанасьев. - Якутск: Бичик, 2002. - 160 с.

197. Говоров, Д.М. БYДYPYЙбэт МYлдьY Бе^е: олонхо = Непобедимый

Мюльджю Бёгё (на якут. яз.): в 2 кн. Кн. 1 / Д.М. Говоров; Нац. организац. ком.

Респ. Саха (Якутия) по подгот. и проведению десятилетия олонхо, РАН Сиб. отд-

ние, Ин-т гуманитар. исслед. и проблем малочисл. народов Севера, Мин-во образ.

180

и науки РФ, Северо-Восточный гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск: Бичик, 2010. - 480 с.

198. Горохов, М.Н. Кыыдааннаах Кыыс Бухатыыр: олонхо = Суровая девушка-богатырь: олонхо (на якут. языке) / М.Н. Горохов-Муойа; Сибирское отделение РАН, ИГИиИПМНС, СВФУ им. М.К. Аммосова, ИЯКН СВ РФ, Республиканская ассоциация «Олонхо»; подгот. к печати В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова, А.Н. Данилова; редкол. А.Н. Жирков. - Якутск: Бичик, 2016. - 208 с.

199. Кулаковский, А.Е. Ырыа-хо^он. Хо^оннор, поэмалар = Песни. Стихи. Поэмы (на якут. яз.) / А.Е. Кулаковский; подгот. к печати: Н.П. Канаев, Г.С. Сыромятников. - Якутск: Кн. изд-во, 1978. - 296 с.

200. Ойунский, П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание / П.А. Ойунский // Айымньылар, ахтыылар, этиилэр, ыстатыйалар, кэпсээннэр = Произведения, воспоминания, предложения, статьи, рассказы (на якут. яз.). Т. VII. - Якутск: Якутское кн. изд-во, 1962. - С. 128-194.

201. Ойуунускай, П.А. Дьулуруйар Ньургун Боотур: олонхо = Нюргун Боотур Стремительный: олонхо (на якут. яз.) / П.А. Ойуунускай; подгот. к печати П.Н. Дмитриева, С.П. Ойунской; ред. В.Н. Иванов. - Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 2003. - 544 с.

202. Перуашева, П.А. Аламай кYннэ айхал: алгыстар = Благословения (на якут. языке) / П.А. Перуашева. - Дьокуускай: Бичик, 2008. - 112 с.

203. Попова, А.С. Олонхо киэн киэлитигэр = На просторах олонхо (на якут. языке) / А.С. Попова. - Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 1995. - 128 с.

204. Решетников, П.Е. Уордайа Хаан: олонхо = Уордайа Хаан: олонхо (на якут. языке) / П.Е. Решетников; сост. А.Ф. Корякина, Ю.П. Борисов [и др.]; отв. ред. Р.Н. Анисимов; Мин-во науки и высш. образования РФ, СВФУ им. М.К. Аммосова; Науч.-исслед. ин-т Олонхо. - Якутск: Кытыл: Медиа-Холдинг Якутия, 2019. - 416 с.

205. Уваровский, А.Я. Ахтыылар = Воспоминания (на якут. языке) / А.Я.

Уваровский. - Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1992. - 56 с.

181

206. Хаан Дьаргыстай: олонхо = Хаан Джаргыстай: олонхо (на якут. языке) / Северо-Восточный федер. ун-т им. М.К. Аммосова; Ин-т языков и культуры народов СВ РФ, кафедра фольклора и культуры народов СВ РФ; сост. В.В. Илларионов; ред. Т.В. Илларионова. - Якутск: Алаас, 2016. - 232 с.

207. Яковлев, Н.П. Даадар Хара: олонхо = Даадар Хара: олонхо (на якут. языке) / Н.П. Яковлев - Курууппа ойуун; СВФУ им. М.К. Аммосова, Научно-исслед. институт Олонхо. - Якутск: Издат. дом СВФУ, 2013. - 296 с.

208. Яковлев, Н.П. Даадар Хара: олонхо = Даадар Хара: олонхо (на якут. языке) / Н.П. Яковлев, Курууппа ойуун; СВФУ им. М.К. Аммосова, Научно-исслед. институт Олонхо. - Якутск: Издат. дом СВФУ, 2013. - 296 с.

209. Яковлев, Н.П. Курууппа ойуун керуртэрэ = Воззрения шамана Курууппы (на якут. языке) / Н.П. Яковлев; подгот. к печати Л.А. Афанасьева. -Якутск: Бичик, 1993. - 56 с.

210. Barthes, R. S. Essais / R.S. Barthes. - Paris: Editions du Seuil, 1970. - 277

P.

211. Boodberg, P. Two notes on the history of the Chinese frontier / P. Boodberg // Harvard Journal of Asiatic Studies. - 1936. - Vol. 1, No. 3-4. - P. 29-34.

212. Hacking, Ian. The Disunities of the Sciences / Ian Hacking // Gallison, P. The Disunity of Science: Boundaries, Contexts, and Power / P. Gallison, D.J. Stamp. -Stanford: University Press, 1996. - P. 37-74.

213. Mukhsin Al-Rubai, A.-D. Guantitave description of numerals of the Russian heroic epos / A.-D. Mukhsin Al-Rubai // Science and Word. - Volgograd: LTD « Publishing House the Scientific review». - 2016. - № 9 (37). - P. 39-46.

214. Riegl, A. Stilfragen. Grundlegungen zu einer geschichte der Ornamentik / А. Riegl. - Berlin: Richard Carl Schmidt and Go, 1893. - 346 S.

215. Stakhov, A.P. The Mathematics of Harmony. From Euclid to Contemporary Mathematics and Computer science / A.P. Stakhov. - New Jersy; London; Singapore; Hong Kong: World Scientific, 2009. - 748 p.

216. Strahlenberg, Ph. Das Nord- und Östliche Teil von Europa und Asia / Ph. Strahlenberg. - Stockholm, 1730. - 476 p.

217. Weizsäcker, C.F. Die Einheit der Natur / C.F. Weizsäcker. - München: Carl Hanser Verlag GmbH & Co. KG, 1971. - 492 p.

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

218. Архив Академии Наук (Ленинградское отделение) СССР. Ф. 202. Оп. 2. Ед. хр. 71. Лл. 10-11.

219. Архив Ленинградского Отделения Института Востоковедения Академии Наук СССР. Ф. 22. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 61.

220. Архив Института народов Азии АН СССР. Ф. 22. Оп. 1. Д. 1. Ионов, В.М. Материалы по верованиям якутов. Ч. 1 / В.М. Ионов, М.Н. Ионова; пер. с примеч. А.А. Попова.

221. Рукописный фонд архивного отдела Крест-Хальджайской сельской библиотеки Томпонского улуса РС(Я). Фонд краеведа П.И. Еремеева. Оп. 1. Ед. хр. 2. Еремеев, П.И. Заметки по якутскому верованию / П.И. Еремеев. - 57 л. (на якут. яз.).

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ТСЯЯ - Толковый словарь якутского языка.

ИФТИСФ - Институт философии,теологии, истории святого Фомы. МНМ - Мифы народов мира.

Архив АН (ЛО) СССР - Архив Академии Наук (Ленинградское отделение) СССР. Архив ЛО ИВ АН СССР - Архив Ленинградского Отделения Института Востоковедения Академии Наук СССР.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Пирамидальная модель эпического мироздания

Внутренняя смысловая форма эпического числительного туврт -

«устойчивая причина начал»

Туврт (четыре)

«Тувржнээбэт тврут тврдв» Устойчивая причина начал

4 - космо логическая константа, число стабильности, равновесия:

• 4 сезона (зима, весна, лето, осень);

• 4 стороны света (лето, осень, зима, весна);

• 4 периода жизни человека (детство, молодость, зрелость, старость);

• 4 стихии (огонь, вода, земля, воздух);

«Мир подчинен закону причинности» (И. Кант)

«Число - начало и сущность вещей, их взаимодействие и состояние» (Аристотель)

Внутренняя форма

Туврт -«устойчивая причина начал»

Внутреннее сущностное содержание эпической формулы

«а§ыс иилээх-са^алаах аан ийэ дойду» - с восемью орбитами, видимых на горизонте Срединная мать-земля, являющейся единственным

проходом в другие миры

Пирамидальная модель эпического пространства при вращении

(вид сверху)

Три уровня системы мироздания: три мира (Верхний, Средний, Нижний). Ярусы Верхнего мира, слои ярусов Верхнего мира

Космическое первоначало

Верхний мпр

Средний мир

Пижпий мнр

4 ярус

з ярус

2 ярус

Мировая ось

9 слоев

8 слоев

слоев ! слоя

Структурная организация Верхнего мира в плоскостной форме

Космическое первоначало

Мировая ось

Структура иерархической организации мироздания в плоскостной форме

Вселенская система

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.