Северо-восточная традиция в олонхо якутов: образы, сюжеты, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат наук Павлова, Ольга Ксенофонтовна

  • Павлова, Ольга Ксенофонтовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Якутск
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 194
Павлова, Ольга Ксенофонтовна. Северо-восточная традиция в олонхо якутов: образы, сюжеты, поэтика: дис. кандидат наук: 10.01.09 - Фольклористика. Якутск. 2018. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Павлова, Ольга Ксенофонтовна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ

1.1. Главный герой

1.1.1. Герой-охотник

1.1.2. Герой-богатырь

1.2. Противники главного героя

1.2.1. Противники-чудовища

1.2.2. Тунгусский богатырь

1.3. Женские образы

1.3.1. Образы удаганок и девушки племени Айыы

1.3.2. Образы старушек Симэхсин

1.4. Мифологические образы

1.4.1.Высшие божества Айыы

1.4.2. Духи-хозяева - иччи

1.4.3. Образ священного дерева

ГЛАВА 2. РАЗНООБРАЗИЕ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

2.1. Вступительная часть олонхо

2.1.1. Повествовательная часть

2.1.2. Описательная часть

2.2. Основная часть

2.2.1. Простая композиционная структура

2.2.2. Сложная композиционная структура

2.2.3. Полная сюжетно-композиционная структура

2.3. Заключительная часть

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ

3.1. Эпитеты

3.1.1. Простые эпитеты

3.1.2. Сложные эпитеты

3.1.2.1 Сложные эпитеты со сравнениями

3.1.2.2 Числовые эпитеты

3.1.2.3 Метафорические эпитеты

3.2. Сравнения

3.2.1. Ступенчатые сравнения

3.2.2. Множительные сравнения

3.2.3. Сравнения, описывающие действия

3.3. Метонимия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Северо-восточная традиция в олонхо якутов: образы, сюжеты, поэтика»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Якутский героический эпос олонхо - древнейший памятник устного культурного наследия народа саха. Из многочисленных жанров якутского фольклора, сохранившихся до наших дней, олонхо выделяется своими размерами: от 10- 15 тысяч стихотворных строк до 50 тысяч и более. В 2005 г. якутский героический эпос олонхо был признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. В Республике Саха (Якутия) разработаны и реализуются государственные целевые программы по сохранению, изучению и распространению якутского эпоса олонхо, являющегося неотъемлемым условием духовно-культурного развития народов Якутии, России и мирового сообщества.

Изучение региональных традиций бытования и исполнения олонхо является одним из перспективных и актуальных направлений современной якутской фольклористики. Так, на основе анализа сказительского искусства народа саха олонховедом В.В. Илларионовым дифференцированы следующие ареалы эпических традиций - вилюйская, центральная (приленская) и северная. А.А. Кузьминой исследованы бытование, сюжеты и образы олонхо вилюйского региона. Центральная традиция олонхо представляет собой целый спектр локальных «школ», территориально-географически совпадающих с прежними административными границами улусов, включая таттинскую, амгинскую, мегино-кангаласскую, усть-алданскую, чурапчинскую, хангаласскую, намскую «школы» и «школу» Горного района. Н.А. Оросиной обобщены форма бытования, основные образы и мотивы олонхо таттинской локальной традиции, выявлены ее связи с региональной традицией.

На современном этапе целесообразным считается исследовать северовосточную традицию (часть северной традиции) как отдельную и самостоятельную ветвь региональной традиции

Северо-восточная эпическая традиция остается малоисследованной в научно-теоретическом плане даже при наличии достаточного количества источников (архивные и печатные материалы). Образцы текстов сказителей верхоянской локальной традиции были записаны И.А. Худяковым (1918) в конце XIX в. Сказителями (олонхосутами) Г.Ф. Никулиным, Н.В. Слепцовым, Д.М. Слепцовым, В.В. Атласовым, П.П. Хабаровым, В.Е. Лаптевым, И.В. Оконешниковым, П.Н. Назаровым, К.Н. Третьяковым, Д.А. Томской, К.Х. Аммосовым и другими были сохранены и развиты верхоянская, среднеколымская, момская и абыйская локальные эпические традиции. Тексты олонхо этих локальных традиций были зафиксированы фольклористами С.И. Боло, А.А. Саввиным и другими в экспедициях первой половины ХХ века. Экспедиционные работы по выявлению фольклорных материалов эпоса были возобновлены в постсоветское время.

Изучение олонхо северо-восточной традиции якутов с использованием современных методов и приемов дает возможность воссоздать целостную картину северной традиции якутского сказительства. Научное осмысление северо-восточной эпической традиции олонхо - наименее исследованной из трех дифференцированных региональных традиций - является актуальным для воссоздания объективной картины эволюции культурного феномена якутского героического эпоса олонхо.

Степень разработанности темы

В создание научной информационной базы источников героического эпоса олонхо уже на раннем (дореволюционном) этапе внесли весомый вклад российские академики, исследователи ранней истории и этнографии якутов А.Ф. Миддендорф (1851), О.Н. Бетлингк (1878) и Р.К. Маак (1887).

А.Ф. Миддендорф записал во время экспедиции 1844-1845 гг. текст олонхо без названия, главный героем которого был Эриэдэл Бэргэн (Меткий Эриэдэл) и опубликовал его в своей работе «Путешествие на Север и Восток Сибири» [Миддендорф, 1878, с. 808-812]. Данный текст большинство исследователей признают первой записью олонхо в истории якутского эпосоведения. Часть текстов олонхо - «сказки», по характеристике А. Ф. Миддендорфа, представляла собой кусок прозы, записанный латинским алфавитом на языке оригинала, другая часть - публиковалась на русском языке. Позже текст записи А.Ф. Миддендорфа был включен Э.К. Пекарским в пятый выпуск первого тома «Образцов народной литературы якутов» [Образцы народной литературы якутов, 1911, с. 473-474]. В 1851 г. в приложении к работе О.Н. Бетлингка «О языке якутов» был опубликован текст олонхо А.Я. Уваровского, главным героем которого был Эр Со^отох (Одинокий мужчина) [Бетлингк, 1990, с. 112-120].

В записях Р.К. Маака под названием «Якутская сказка, рассказанная якутом в селе Сунтаре» приведен текст вилюйской региональной традиции на языке оригинала, который также входит в число ранних записей якутского олонхо дореволюционного времени. Текст записи на якутском языке осуществлен в прозаической форме во время экспедиции Сибирского отделения РГО в Вилюйский округ (1854-1855 гг.), переведен на русский язык и издан в 1887 г. [Маак, 1887, с. 127-128]. Позднее текст олонхо был отредактирован Э. К. Пекарским и опубликован под названием «Олонхолоон обургу» в 5-м выпуске «Образцов народной литературы якутов» [Образцы народной литературы якутов, 1911, с. 475].

В сборе материалов по олонхо принимали активное участие политссыльные, жившие в Якутии. Так, И.А. Худяков записал, перевел на русский язык и подготовил к печати полный текст олонхо верхоянской локальной традиции «Хаан Дьаргыстай (Хаан Джаргыстай)», включенный в издание «Верхоянский сборник» (1890). Данный текст олонхо и ряд

фольклорных материалов, собранных И.А. Худяковым, вошли в содержание серии «Образцы народной литературы, собранные И.А. Худяковым» [Образцы народной литературы якутов, 1913, с. 73-176]. Отдельные заметки о содержании и структуре олонхо оставил В.Л. Серошевский [Серошевский, 1993, с. 589-592]. В истории сбора и изучения якутского героического эпоса значимая роль принадлежит Э. К. Пекарскому, который провел серьезную работу для появления первых полных текстовых изданий якутского олонхо в серии «Образцы народной литературы якутов». Политссыльным С.В. Ястремским записаны три текста олонхо центральной региональной традиции для издания их в указанной серии [Образцы народной литературы якутов, 1929, с. 13-152].

Советский период был наиболее плодотворным для становления якутской фольклористики как отдельной отрасли науки и пополнения информационной базы. Планомерный и последовательный сбор материалов фольклора, включая тексты олонхо, был начат в республике силами созданного Института языка и культуры при СНК ЯАССР. В 1939-1941 гг. в институте была организована фольклорно-диалектологическая экспедиция, в ходе которой его сотрудники С.И. Боло и А.А. Саввин собирали материалы в северных районах Якутии.

В предвоенные годы под руководством Д.К. Сивцева был объявлен конкурс по сбору олонхо. Хотя начавшаяся война прервала ход конкурса, участниками - учеными и практиками - было собрано более 100 текстов олонхо.

П.А. Ойунский - политический и культурный лидер региона - первым привлек внимание научного сообщества и общественности к проблемам изучения олонхо. Написанная в 1927 году статья «Якутская сказка (олонхо): ее сюжет и содержание» [Ойуунускай, 1975, с. 292-357] содержала не только яркие характеристики данного жанра устного народного творчества, но и

позиционировала необходимость сохранения и научного изучения якутского героического эпоса.

Якутским фольклористом Г.У. Эргисом было подготовлено к печати и издано олонхо К.Г. Оросина «Дьулуруйар Ньургун Боотур (Нюргун Боотур Стремительный)» таттинской локальной традиции (1947). Его монография «Очерки по якутскому фольклору» с уникальной для того времени полнотой характеристики всех жанров якутского фольклора вышла в 1960 году уже после смерти ученого.

Фундаментальное исследование якутского олонхо как фольклорного феномена, подробный анализ жанровых особенностей, образной системы и поэтики были осуществлены И.В. Пуховым в работе «Якутский героический эпос. Основные образы» (1962). В монографии Н.В. Емельянова «Сюжеты якутского олонхо» и написанных на ее основе трудах систематизированы сюжеты 75 текстов олонхо.

В постсоветский период исследованиями были охвачены все жанры якутского фольклора. Сказительское искусство якутских олонхосутов является предметом постоянного научного внимания В.В. Илларионова, начиная с первой книги «Искусство якутских олонхосутов» (1982) до последних фундаментальных разработок - «Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо» (2006), «Эпическое наследие народа саха» (2016). Взаимодействие языка олонхо и культуры изучает Л.Л. Габышева («Слово в контексте мифопоэтической культуры мира», 2003). Специфику и поэтику алгыса (благопожелания), в том числе в текстах олонхо, рассматривает в своих трудах Л.С. Ефимова (2004; 2013).

Различные аспекты функционирования и бытования олонхо осмысляются в статьях ведущих филологов и фольклористов республики: П.А. Слепцов (1989), Н.И. Филиппова (2016), Н.Н. Ефремов (2013), Л.В. Роббек (2011) и др. Так, Т.В. Илларионова на основе анализа разновременных записей олонхосута В.О. Каратаева исследовала

7

текстологию олонхо (2008). Вилюйская локальная традиция якутского сказительства рассмотрена А.А. Кузьминой (2014), а особенности таттинской локальной традиции - Н.А. Оросиной (2015).

Таким образом, проанализированный нами информационный массив -историографический и источниковедческий - убедительно доказывает отсутствие специализированных исследований по северо-восточной эпической традиции.

Цель работы - исследование системы образов, сюжетно-композиционной структуры и поэтики олонхо северо-восточной эпической традиции.

Структура и логика исследования обусловлены решением следующих задач:

1. Выделить систему основных образов исследуемой традиции, описать их с целью выявления характерных персонажей.

2. Исследовать сюжетно-композиционную структуру олонхо данной региональной традиции и определить ее отличительные черты.

3. Установить особенности поэтики, рассмотреть эпитетацию, состав и структуру сравнений, особенности функционирования метонимии.

4. Выявить архаические черты олонхо северо-восточной эпической традиции якутов.

Объект диссертационного исследования - северо-восточная эпическая традиция якутов.

Предметом исследования выступают образы, сюжетно-композиционная структура и поэтика текстов олонхо в северо-восточной традиции якутского олонхо.

Основным материалом для исследования стали печатные тексты, архивные материалы из фондов ЯНЦ СО РАН, полевые материалы из архивного фонда НИИ Олонхо СВФУ, собственные полевые материалы, собранные во время фольклорных экспедиций в северной группе (Момский,

8

Абыйский) и вилюйской группе улусов (Вилюйский, Верхневилюйский) Республики Саха (Якутия), а также материалы, собранные нами в 2015 г. в составе комплексной экспедиции студентов, магистрантов, аспирантов СВФУ, выезжавшей по маршруту Якутск - Республика Алтай - Кемеровская область (шорцы) - Республика Хакасия - Усть-Ордынский бурятский округ Иркутской области.

Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные труды отечественных исследователей А.Н. Веселовского (1868; 1989; 1940), В.Я. Проппа (1928;1989), Е.М. Мелетинского (1958; 1976), Б.Н. Путилова (1960; 1976; 1994; 1997), В.М. Жирмунского (1947; 1962; 1974),

B.М. Гацака (1971; 1975; 1982), К.В. Чистова (1986; 2005), В.П. Аникина (1980), Ю.И. Смирнова (1997), И.В. Силантьева (1999; 2001) и др.

Основу современной научной парадигмы в изучении региональных традиций и локальных школ якутского героического эпоса олонхо составляют идеи и утверждения, принадлежащие В.И. Чичерову (1982), А.М. Астаховой (1948; 1966), Л.В. Гребневу (1960), С.С. Суразакову (1985), П.А. Троякову (1991), В.Е. Майнагашевой (1997; 2015), П.Е. Ефремову (1984), Д.А. Бурчиной (1990), Е.Э. Хабуновой (1998; 2006), Т.Г. Басанговой (2007), В.В. Илларионову (1982; 2006; 2016), А.А. Кузьминой (2014), Н.А. Оросиной (2015) и др.

Систематизация основных образов олонхо северо-восточной традиции осуществлялась на основе концепций ученых России и Якутии -

C.Ю. Неклюдова (1984), Р.С. Липец (1984), А.А. Бурыкина (2001; 2007), Г.У. Эргиса (1947; 1974), И.В. Пухова (1962; 2004), Н.И. Филипповой (2016) и др. В изучении сюжетно-композиционной структуры олонхо применялись теоретические разработки исследователей - А.И. Алиевой (1986), Т.М. Хаджиевой (1997),С.М. Орус-Оол, (2001), Е.Н. Кузьминой (2005), Т.М. Садаловой (2003; 2008), З.Д. Джапуа (2016), а также якутских

фольклористов - Н.В. Емельянова (1980; 1983; 1990; 2000), Л.Д. Нестеровой (1978), Т.В. Илларионовой (2008), А.Н. Даниловой (2014) и др.

Анализ поэтики олонхо проводился с опорой на работы российских ученых: А.А. Потебня (1990), В.И. Чичеров (1982), Ф.М. Селиванов (1977), Б.Н. Путилов (1976), Ю.А. Новиков (1984), Р.О. Якобсон, С.Ю. Неклюдов, А.В. Кудияров) и якутских исследователей - И.В. Пухова (1962), П.А. Слепцова (1989), Н.Н. Тобурокова (1985), Л.С. Ефимовой (2004; 2013) и др. При обосновании особенностей поэтики эпоса тюрко-монгольских народов Сибири мы опирались на положения и трактовки С.Ш. Чагоурова (1959), Н.И. Тулохонова (1995), Л.Ц. Санжеевой (2011), Н.С. Чистобаевой (2015) и др.

Методы исследования определены поставленными задачами. В качестве основных использованы структурно-типологический, сравнительно-сопоставительный, лексико-семантический методы. Избранный аспект исследования также предполагает обращение к количественно -статистическому и описательному методам исследования, а также методу сплошной выборки.

Научная новизна. Впервые в якутской фольклористике изучены образы, сюжетно-композиционная структура и поэтика текстов олонхо северо-восточной традиции якутов. Исследование позволило:

- дифференцировать наличие двух типов образов главных героев: характерный только для северо-восточной эпической традиции образ героя-охотника и традиционный для всех ареалов якутского героического эпоса образ героя-богатыря;

- определить в качестве основного противника главных героев олонхо исследуемой традиции представителей Нижнего мира и тунгусского богатыря;

- обозначить образы удаганок (шаманок) трех миров;

- конкретизировать образы старушек Симэхсин, чья роль в развитии

сюжета отличается от аналогичной в других региональных традициях.

В рамках диссертационного исследования в текстах олонхо северовосточной традиции осуществлен анализ сюжетно-композиционной структуры, изучены особенности поэтики, рассмотрены поэтические тропы (эпитеты, сравнения и метонимия).

В научный оборот введены новые архивные, печатные, полевые материалы текстов олонхо момской, абыйской, верхоянской и среднеколымской локальных традиций.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в развитии теории одного из жанров якутского фольклора - олонхо. В работе впервые исследуется фольклорно-мифологический, образно-тематический комплекс северо-восточной традиции в олонхо. Применительно к исследуемой традиции олонхо рассмотрен и уточнен характер отдельных мифологических образов, как отличный от других эпических традиций, включая Высших обитателей Верхнего мира - божеств Айыы, главных героев, противников и женских образов. Исследована сюжетно-композиционная структура текстов олонхо. Выявлены устно-поэтические тропы, уточнены архаические черты олонхо, характерные для северовосточной традиции.

Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений, конкретных наблюдений и обобщающих выводов диссертационной работы для дальнейшего научного исследования героических эпосов тюрко-монгольских народов Сибири, подготовки лекционных курсов, учебных пособий по региональной культуре и олонховедению, при написании курсовых, квалификационных работ по гуманитарным направлениям.

Положения, выносимые на защиту:

1. В северо-восточной традиции якутского олонхо выявлены четыре группы основных образов: образы главных героев, противников, женские и мифологические образы. Специфическими образами, характерными для

данной традиции, выступают герои-охотники, удаганки (шаманки) из трех миров (Верхний, Срединный и Нижний) и старушки Симэхсин. В системе образов выделены два образа Высших божеств Урук Айыы Тойон (Белый Создатель господин) и Урук Аар Тойон (Белый Небожитель господин), имеющие самостоятельные функции.

2. В исследуемой традиции вступительная часть текстов олонхо дифференцируется на два уровня - повествовательная и описательная части. Характерно наличие простой, сложной и полной сюжетно-композиционной структуры. Также в сюжетах встречаются сказочные мотивы. Заключительная часть олонхо сохраняет общеякутские каноны повествования.

3. Поэтическая система текстов олонхо данной традиции относится к ранней стадии формирования, поэтому она слабо развита. Большинство употребляемых эпитетов относятся к простым эпитетам (74%). Сложные эпитеты составляют 26%. Для текстов олонхо исследуемой традиции характерны простые и сложные сравнения. Простые сравнения имеют один объект и образ. Сложные сравнения имеют более усложненную структуру. В них преобладают простые сравнения, в поэтике использованы метонимия и эвфемизмы.

4. Тексты олонхо исследуемой традиции содержат характерные черты архаического эпоса: во-первых, одним из типов главных героев выступает герой-охотник, во-вторых, главные герои олонхо сражаются с мифологическими противниками и с тунгусским богатырем, в-третьих, наличие простой сюжетно-композиционной структуры подчеркивает создание этих текстов на раннем этапе формирования эпоса якутов, в-четвертых, присутствие сказочных мотивов выявляет архаичность текстовых материалов олонхо северо-восточной традиции.

5. В якутском сказительстве северо-восточная традиция олонхо представляет собой отдельную и самостоятельную ветвь северной региональной традиции.

Апробация работы. Концепция работы, ее главы и научные результаты обсуждались на заседаниях научно-исследовательского института «Олонхо», Научно-технического совета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

Отдельные положения исследования были представлены на молодежных научных форумах «Ломоносов-2014», «Ломоносов-2015» (Москва), «Эпосы народов мира: проблемы и перспективы сравнительного изучения» (Якутск, 2015), «Эпосы народов мира на Земле Олонхо» (Якутск, 2017) и др.; на международных научных конференциях «Якутский героический эпос олонхо - шедевр устного и нематериального наследия человечества в контексте эпосов народов мира» (Якутск, 2013), «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая» (Кызыл, 2016), IV International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM 2017 (Albena, 2017), «Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика» (Якутск, 2017), на других научных конференциях российского и межрегионального уровня.

По теме исследования опубликовано 18 работ, в том числе 5 статей в научных журналах, входящих в Перечень, рекомендованный ВАК Министерства образования и науки РФ.

Цели и задачи исследования определяют следующую структуру работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Перспективы исследования. В якутской фольклористике следует провести исследования региональных эпических традиций в сравнительно-

сопоставительном аспекте с целью выявления генезиса жанра олонхо. До сих пор не исследована третья эпическая региональная традиция (центральная). В будущем, перспективным представляется изучение типологии героических эпосов тюрко-монгольских народов Сибири.

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ

В.М. Жирмунский, характеризуя образы главного героя в героическом эпосе киргизов и узбеков, справедливо полагал, что «при изучении фольклора народов Средней Азии нельзя рассматривать его в отрыве от фольклора тюркских соседей». Главный герой в эпосе тюркских народов Средней Азии представлен как идеал мужчины сообщества, благородный и отважный защитник своего народа и его территории. Отсюда и традиционный способ передачи внешнего облика главных героев тюркского эпоса с помощью гиперболических средств для подчеркивания богатырской мощи, в несколько раз превосходящей возможности обычного человека. Поэтому в описаниях сказителей киргизский богатырь Манас имеет грозный облик, внушающий страх врагам.

«Магическая неуязвимость выступает одним из архаических достоинств эпического героя в эпосе тюркских народов», - подчеркивал В.М. Жирмунский [Жирмунский, 1948, с. 55]. Главный герой киргизского эпоса наделен магической неуязвимостью: ему невозможно нанести рану боевым топором, стрелы отскакивают от его тела, даже летящее каменное ядро не может его уничтожить. Физическая и магическая неуязвимость характерны и для идеального героя узбекского эпоса - Алпамыша, прославившегося мужеством и богатырской мощью. Алпамыш - доблестный защитник своих сородичей, своего народа, демонстрирующий в богатырских подвигах не только силу, но и высокие моральные качества - воинскую доблесть, отвагу и героизм. Как и у главных героев киргизского эпоса «Манас», боевые качества узбекских богатырей, защищающих родную землю, постоянно сравниваются с мощью льва, тигра, барса или леопарда, реже проводятся параллели с волком. В понимании тюркских народов древности эти могучие хищники были воплощением истинной силы и боевых умений.

У тюрко-монгольских народов Сибири, в частности в тувинском героическом эпосе традиционно главные герои являются бесстрашными защитниками соплеменников, «главной целью которых выступает уничтожение темных сил, мешающих мирной жизни людей» [Гребнев, 1960, с. 25]. Утверждение статуса богатыря герой эпоса получает, по мнению Л.С. Гребнева, после обретения им богатырского коня, воинского снаряжения и прохождения обряда наречения имени. Физические и моральные качества тувинских богатырей проявляются во время охоты, добывания коня, преодоления различных препятствий, борьбы с врагами. Главный герой тувинского эпоса - богатырь, прямолинейно честный, бесстрашный и мужественный, свободный от ошибок, чьи поступки всегда правильны и благородны. Он беспощадно борется с врагами, рискует собой, чтобы спасти свой народ.

Главный герой эпоса алтайских народов периода родового строя, по теории С.С. Суразакова, отличается божественным происхождением: «рожден от Матери-Земли» или создан силами стихий. Позднее исследователем были дифференцированы типы главных героев: богатырь-охотник (мерген) и богатырь-воин (баатыр). Но, в целом, алтайские эпосоведы (Суразаков С.С., Каташев С.М. и др.) указывали, что оба типа богатырей обладали высокими этическими и нравственными качествами. Итак, образ богатыря в эпосе алтайских народов представляет собой идеал человека. Сказители описывали его как великана, исполина, наделяли чудесными способностями, например бессмертием. Он был щедро наделен силой телесной и духовной, проявлявшейся в таких моральных качествах, как благородство, добродушие, честность, доброжелательность и справедливость. Также богатырь обладал храбростью, мужественностью, стойкостью, выносливостью, бесстрашием, могуществом, отличался мужской красотой, готовностью прийти на помощь слабым и угнетенным. Целью и

смыслом жизни героев эпических сказаний алтайских народов была бескорыстная и самоотверженная защита мирной жизни своих сородичей.

В якутском героическом эпосе олонхо главными героями являются богатыри Среднего мира, которые в сражениях с богатырями и чудовищными жителями Нижнего мира защищают свое племя. Впервые общие черты и качества богатырей проанализировал П.А. Ойунский (1927). По мнению исследователя, якутские богатыри отличались большой силой и ростом, чрезвычайной настойчивостью и упорством. Герои-богатыри олонхо избегали хвастовства своей силою и ловкостью, были чистоплотны, предпочитали смерть позору или трусости. При этом кроме исключительно положительных качеств у богатырей наличествует и ряд менее достойных, но гарантирующих личную безопасность и выживание во враждебной среде: скрытость эмоций, культивируемая подозрительность к действиям и словам противника, повышенные зоркость и меткость при стрельбе из лука, хитрость и изобретательность.

Г.У. Эргис (1947) главных героев героического эпоса характеризовал как идеальных представителей родового общества. Богатырь отличался непомерной физической силой, привлекательной наружностью и высокими моральными качествами. Исследователь подчеркивал, что «герой олонхо -знатный родоначальник, родовой вождь, но не хан и не феодал» [Эргис, 2008, с. 202]. Но, кроме идеальных качеств, богатырь мог продемонстрировать порой заносчивость, грубость, даже жестокость.

Впервые исследовав основные образы олонхо, И.В. Пухов (1962) в изображении внешности героя якутского олонхо выделял две традиции. В первой традиции герой безукоризнен во всех отношениях. Он соответствует идеалу народа, у него высокие духовные качества, благородные цели и привлекательный облик. Вторая традиция связана с изменением характера богатыря перед сражениями с противниками-чудовищами (абаасы). Свирепый облик героя, по теории И.В. Пухова, явление временное, это его

«боевая форма», от которой герой после завершения подвигов должен избавиться и восстановить облик, соответствующий условиям мирной жизни. Вторая традиция описания главного героя, как считал И.В. Пухов, представляла собой частный случай первой традиции. Позднее А.А. Кузьмина (2014) выделяет общие черты и особенности образа главного героя олонхо вилюйской региональной традиции. Герой олонхо имеет признаки «инаковости», отличающие его от обычного человека: нетрадиционное происхождение (рожденный от богов или у престарелых родителей), отсутствие семьи (круглый сирота или живущий вместе с сестрой). Во всех олонхо вилюйского региона образы главных героев не являются идеальными, в них присутствуют также и отрицательные черты. Например, богатырь иногда игнорирует чью-либо просьбу, убивает невинных, в корыстных целях ссорится с родными, жалеет побежденного врага и т.д. Сравним такой приземленный образ богатыря с характеристикой главных героев большинства олонхо таттинской локальной традиции, данной Н.А. Оросиной, где богатыри имеют небесное (божественное) происхождение, изначально живут в благополучной семье.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Павлова, Ольга Ксенофонтовна, 2018 год

Список использованной литературы и источников

1. Алексеев, Н.А. Этнография и фольклор народов Сибири / Н.А. Алексеев. - Новосибирск: Наука, 2008. - 494 с.

2. Алиева, А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов / А.И. Алиева. - М.: Наука, 1986. - 280 с.

3. Аммосов, К.Х. Аалыа-Бэргэн бухатыыр = Богатырь Меткий Аалыа (на якут. яз.) / К.Х. Аммосов; сост. П.Х. Слепцова. - Дьокуускай: Бичик, 2008. - 100 с.

4. Аникин, В.П. Былины. Метод выяснения исторической хронологии вариантов / В.П. Аникин. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 288 с.

5. Аникин, В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин / В.П. Аникин. - М.: Изд-во МГУ, 1980. -332 с.

6. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин. - М.: Высш. шк., 2001. - 725 с.

7. Аникин, В.П. Теория фольклора: курс лекций / В.П. Аникин. - 2-е изд., доп. - М.: Книжный дом «Университет», 2007. - 432 с.

8. Аникин, В.П. Фольклор как коллективное творчество народа / В.П. Аникин. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 80 с.

9. Афанасьев, А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / А.Н. Афанасьев; сост., подгот. текста, ст., коммент. А.Л. Топоркова. - М.: Индрик, 1996. - 640 с.

10. Афанасьев, Н.В. Мифологический образ духа огня в фольклоре якутов: типология, функции, лексический код: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / Афанасьев Ньургун Вячеславович. - Майкоп, 2017. - 22 с.

11. Афанасьев-Тэрис, Л.А. Айыы Y©рэ$э = Учение Айыы (на якут. яз.) / Л.А. Афанасьев-Тэрис. - Дьокуускай: Ситим КИФ, 1993. - 183 с.

12. Аханянова, Н.А. Поэтический синтаксис олонхо и характер эпической эпитетации / Н.А. Аханянова // Фольклор и современная культура. - Якутск, 1991. - С. 120-139.

13. Бакчиев, Т.А. Кыргызские эпические сказители / Т.А. Бакчиев. -Бишкек: Принт-Экспресс, 2015. - 256 с.

14. Басангова, Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков: система жанров, поэтика / Т.Г. Басангова. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. - 592 с.

15. Басангова, Т.Г. Фольклор-эпос-литература: типология взаимосвязи в контексте диалога «Восток - Запад» / Т.Г. Басангова, А.А. Бурыкин, Н.Б. Сангаджиева. - Элиста: Изд-во КалмГУ, 2007. - 120 с.

16. Бетлинг, О.Н. О языке якутов / О.Н. Бетлинг; пер. с нем. В.И. Рассадин. - Новосибирк: Наука: Сиб. отд-ние, 1990. - 646 с. - [Из содерж.: Олонхо = Эр Соготох]. - С. 112-120.

17. Библиография олонхо / сост. Т.С. Дьяконова. - Якутск: Изд-во Якут. филиала СО АН СССР, 1982. - 82 с.

18. Боло, С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: по преданиям якутов бывшего Якутского округа / С.И. Боло; вступ. ст. Г.В. Попова. - Якутск: Бичик, 1994. - 319 с.

19. Бурчина, Д.А. Гэсэриада западных бурят. Указатель произведений и их вариантов / Д.А. Бурчина; отв. ред. Ю.И. Смирнов. -Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1990. - 449 с.

20. Бурцев, Д.Т. Якутский героический эпос олонхо как жанр / Д.Т. Бурцев. - Новосибирск: Наука, 1998. - 85 с.

21. Бухуров, М.Ф. Адыгская богатырская сказка / М.Ф. Бухуров; науч. ред. А.М. Гутов. - Нальчик: Изд. отдел КБИГИ, 2015. - 160 с.

22. Буяхаева, Л.И. Язык эпоса «Гэсэр» (эхирит-булагатский вариант) / Л.И. Буяхаева. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2006. - 132 с.

23. Васильев, В.Е. Древние истоки культа божеств айыы (по фольклорно-этнографическим материалам саха): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Васильев Валерий Егорович. - Улан-Удэ, 2000. - 20 с.

24. Васильев, Ю.И. Способы выражения сравнения в якутском языке / Ю.И. Васильев. - Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1986. - 111 с.

25. Васильев, Ю.И. Способы выражения сравнения в якутском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.06 / Васильев Юрий Иванович. -Якутск, 1981. - 24 с.

26. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; прим. В.М. Журмунского. - Л.: Гослитиздат, 1940. - 648 с.

27. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 448 с.

28. Виташевский, Н.А. Якутские материалы для разработки эмбриологии права / Н.А. Виташевский // Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. - Л., 1929. - С. 89-220.

29. Виташевский, Н.А. Из наблюдений над якутскими шаманскими движениями / Н.А. Виташевский // Сборник МАЭ. - Петроград, 1918. - Т. V, вып. 1. - С. 166-188.

30. Виташевский, Н.А. Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов. Т. 4 / Н.А. Виташевский, Л.Г. Левенталь, Д.М. Павлинов // Труды комиссии по изучению Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. - Л.: Изд-во АН СССР, 1929. - 462 с.

31. Владимирцов, Б.Я. Ойратско-калмыцкий героический эпос / Б.Я Владимирцов. - Элиста, 1967. - 99 с.

32. Габышева, Л.Л. Семантические особенности слова в фольклорном тексте (на материале якутского эпоса олонхо): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Габышева Луиза Львовна. - Якутск, 1986. - 207 с.

33. Гоголев, А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов / А.И. Гоголев. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. - 104 с.

34. Гоголев, А.И. Историческая этнография якутов: учеб. пособие /

A.И. Гоголев. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1980. - 108 с.

35. Гоголев, А.И. Мифологический мир якутов. Божества и духи-покровители / А.И. Гоголев. - Якутск: Изд-во ЦКиИ им. А.Е. Кулаковского, 1994. - 29 с.

36. Горохов, М.Н. Кыыдааннаах Кыыс Бухатыыр: олонхо = Богатырка Девушка Кыыдааннаах (на якут. яз.) / М.Н. Горохов-Муойа; сост.

B.В. Илларионов, Т.В. Илларионова, А.Н. Данилова. - Дьокуускай: Бичик, 2016. - 208 с. - [Саха боотурдара: 21 т. Т. 17].

37. Гребнев, Л.В. Тувинский героический эпос / Л.В. Гребнев. - М., 1960. - 147 с.

38. Гурвич, И.С. Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа / И.С. Гурвич; отв. ред. С.А. Токарев. - М.: Наука, 1977. - 247 с.

39. Гурвич, И.С. Оленекские и анабарские якуты (историко-этнографический очерк): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Гурвич Илья Самуилович. - М., 1940. - 20 с.

40. Гурвич, И.С. Охотничьи обычаи и обряды у населения Оленекского района / И.С. Гурвич // Сборник материалов по этнографии якутов. - Якутск, 1948. - С. 74-94.

41. Данилова, А.Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо / А.Н. Данилова. - Новосибирск: Наука, 2014. - 166 с.

42. Данилова, А.Н. Женские образы в олонхо Д.А. Томской «Ючюгэй Юдюгюйэн, Кусаган Ходжугур» / А.Н. Данилова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2 (32), ч. I. -

C. 82-84.

43. Данилова, Н.К. Традиционное жилище народов саха: пространство. Дом. Ритуал / Н.К. Данилова. - Новосибирск: Академ. изд-во Тео", 2011. - 122 с.

44. Джапуа, З.Д. Абхазский нартский эпос: текстология. Семантика. Поэтика / З.Д. Джапуа. - М.: Наука, 2016. - 381 с.

45. Дмитриева, Л.В. Образ священного дерева в героическом эпосе народов Сибири / Л.В. Дмитриева // Традиционная культура. - 2011. - № 3. -С. 12-18.

46. Долганское олонхо / сост. П.Е. Ефремов. - Якутск: Кн. изд-во, 1984. - 132 с.

47. Дьааны улууhун олонх^уттара: библиографическай ыйынньыктар, ыстатыйалар, ахтыылар = Олонхосуты Верхоянского улуса: библиогр. указатель, статьи, воспоминания (на якут. яз.) / сост. И.И. Стручкова, Н.А. Оросина, Р.Н. Анисимов [и др.]; науч. ред. В.В. Илларионов. - Дьокуускай: Алаас, 2016. - 320 с.

48. Емельянов, Н.В. Сюжеты якутских олонхо / Н.В. Емельянов; отв. ред. Б.Н. Путилов. - М.: Наука, 1980. - 375 с.

49. Емельянов, Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо / Н.В. Емельянов. - М.: Наука, 1983. - 246 с.

50. Емельянов, Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени / Н.В. Емельянов. - М.: Наука, 1990. - 207 с.

51. Емельянов, Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени / Н.В. Емельянов; отв. ред. В.М. Никифоров. - Новосибирск: Наука, 2000. - 192 с.

52. Емельянов, Н.В. Якутский эпос - олонхо: учеб. пособие / Н.В. Емельянов, В.В. Илларионов. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. - 31 с.

53. Ефимова, Л.С. Алгыс саха (якутов) в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов Сибири: классификация, общая характеристика / Л.С. Ефимова. - Новосибирск: Наука, 2013. - 178 с.

54. Ефимова, Л.С. Лексико-стилистические особенности языка хороводных песен якутов: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.02 / Ефимова Людмила Степановна. - Якутск, 2004. - 182 с.

55. Жирмунский, В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки / В.М. Жирмунский. - М.; Л.: Гослитиздат, 1962. - 435 с.

56. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский; вступ. ст. Д.С. Лихачева. - Л.: Наука, 1977. - 407 с.

57. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1974. - 727 с.

58. Жирмунский, В.М. Узбекский народный героический эпос / В.М. Жирмунский, Х.Т. Зарифов. - М., 1947. - 519 с.

59. Захарова, А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо) / А.Е. Захарова. - Новосибирск: Наука, 2004. - 309 с.

60. Захарова, О.В. Былины. Поэтика сюжета: учеб. пособие для студентов филол. специальностей / О.В. Захарова. - Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1997. - 192 с.

61. Иванов-КYндэ, А.А. Саха поэзиятын уус-уран куормата: поэзия, семантика = Художественная форма якутской поэзии: поэзия, семантика (на якут. яз.) / А.А. Иванов- КYндэ // КыьЛар туцат. - Дьокуускай, 1979.

62. Избекова, Е.И. Числительные в олонхо: структура и семантика: монография / Е.И. Избекова. - Якутск: Изд. дом СВФУ, 2014. - 152 с.

63. Илларионов, В.В. Искусство якутских олонхосутов / В.В. Илларионов. - Якутск: Бичик, 1982. - 127 с.

64. Илларионов, В.В. Сказительство в системе фольклорной традиции народа саха / В.В. Илларионов. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. - 33 с.

65. Илларионов, В.В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олнхо / В.В. Илларионов. - Новосибирск: Наука, 2006. - 191 с.

66. Илларионов, В.В. Эпическое наследие народа саха / В.В. Илларионов. - Новосибирск: Наука, 2016. - 344 с.

67. Илларионова, Т.В. Текстология олонхо "Могучий Эр Соготох": сравнительный анализ разновременных записей / Т.В. Илларионова. -Новосибирск: Наука, 2008. - 96 с.

68. Ионов, В.М. Дух - хозяин леса у якутов / В.М. Ионов // Сборник Музея антропологии и этнографии при Императорской академии наук. -Петроград: Тип. Импер. акад. наук, 1916. - Т. 4, ч. 1. - 43 с.

69. Каратаев, С.Н. СYYлэлдьин Боотур = Богатырь Сююлэлджин (на якут. яз.) / С.Н. Каратаев; сост. В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова, Г.С. Васильев; отв. ред. И.Е. Алексеев. - Дьокуускай: Цумори пресс, 2011. - 122 с.

70. Катанов, Н.Ф. Хакасский фольклор (Из книги «Образцы народной литературы терских племен». Т. IX. СПб., 1907) / Н.Ф. Катанов. -Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1963. - 162 с.

71. Катанов, Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии / Н.Ф. Катанов // Ученые записки Казанского университета. - Казань: Типолитография Император. Казан. ун-та, 1897. - С. 1-104.

72. Катанов, Н.Ф. Этнографический обзор турецко-татарских племен. Вступительная лекция к курсу обозрения турецко-татарских племен, прочитанная в Императорском Казанском университете 29 января 1894 г. / Н.Ф. Катанов. - Казань: Типолитография Император. Казан. ун-та, 1894.

73. Каташ, С.С. Мифы, легенды Горного Алтая / С.С. Каташ. -Горно-Алтайск: Алтайск. кн. изд-во, 1978. - 112 с.

74. Короглы, Х. Огузский героический эпос / Х. Короглы. - М., 1976. - 239 с.

75. Ксенофонтов, Г.В. Ураангхай-сахалар: очерки по древ. истории якутов: в 2 кн. Кн. 1 / Г.В. Ксенофонтов; вступ. ст. В.Н. Иванова. - Якутск: Нац. изд-во Респ. Саха (Якутия), 1992. - 414 с.

76. Кузьмина, А.А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы / А.А. Кузьмина. -Новосибирск: Наука, 2014. - 160 с.

77. Кулаковский, А.Е. Научные труды / А.Е. Кулаковский; сост. Н.В. Емельянов, П.А. Слепцов. - Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.

78. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 1993.

- 330 с.

79. Кыыс Кылаабынай бухатыыр = Девушка богатырка Кылаабынай (на якут. яз.) / олонхосут Д.А. Томская-Чайка; авт. проекта В.В. Илларионов, Н.А. Оросина, А.Д. Татаринова; отв. ред. Т.В. Илларионова; пер. на рус. яз. А.Е. Шапошникова; пер. на англ. яз. В.К. Неустроева. - Якутск: Алаас, 2016.

- 240 с.

80. Линденау, Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): историко-этногр. материалы о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан: Кн. изд-во, 1983. - 176 с.

81. Липец, Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе / Р.С. Липец. - М.: Наука, 1984. - 264 с.

82. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. литература, 1987. - 752 с.

83. Лобода, А.М. Русский богатырский эпос / А.М. Лобода. - М.: URSS, 2016. - 250 с.

84. Маак, Р.К. Вилюйский округ / Р.К. Маак; предисл. С.А. Степанова. - 2-е изд. - Якутск: Яна, 1994. - 592 с.

85. Маак, Р.К. Вилюйский округ Якутской области. Ч. 3 / предисл. С.А. Степанов; ред. Н.И. Канищева. - СПб.: Тип. и хромолит. А. Траншеля, 1887. - 192 с.

86. Майногашева, В.Е. Хакасский героический эпос алыптых нымах: поиски исторических реалий и периодизации: избр. труды / В.Е. Майногашева. - Абакан: Бригантина, 2015. - 228 с.

87. Мартынов, М.З. Уол Дуолан бухатыыр = Богатырь Уол Дуолан (на якут. яз.) / М.З. Мартынов; рукоп. А.А. Саввина // Эпосы из серии: Якутские богатыри = Саха боотурдара: в 21 т. Т. 7. - Дьокуускай: Бичик, 2010. - 248 с.

88. Мелетинский, Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа / Е.М. Мелетинский. - М.: Изд-во восточ. лит., 1958. - 264 с.

89. Мелетинский, Е.М. Герой волшебной сказки / Е.М. Мелетинский, отв. ред. В. Кузнецов. - М.; СПб.: Акад. Исслед. Культуры: Традиция, 2005. -240 с.

90. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники / Е.М. Мелетинский. - М., 1963. - 462 с.

91. Миддендорф, А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. 2: Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. Отд. 6: Коренные жители Сибири. (Окончание всего сочинения). - СПб.: Изд-во Импер. акад. наук, 1878. - 833 с.

92. Миллер, Г.Ф. История Сибири. Т. I-II. - М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1937-1941. - 607 с.

93. Михайлова, Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времён по XVIII в.) / Т.М. Михайлова. - Новосибирск: Наука, 1980. - 320 с.

94. Мухоплева, С.Д. Эпос северных якутов-оленеводов: история собирания, издания и исследования / С.Д. Мухоплева // Традиционная культура. - 2015. - № 1. - С. 117-132.

95. Мухоплева, С.Д. Олонхо и заклинательные песни - алгысы / С.Д. Мухоплева // Поэтика эпического повествования. - Якутск, 1993. - С. 64-71.

96. Мухоплева, С.Д. Якутские народные обрядовые песни: (Система жанров) / С.Д. Мухоплева. - Новосибирск: Наука, 1993. - 110 с.

97. Муома олонхолоро = Момские олонхо (на якут. яз.) / отв. ред. В.В. Илларионов. - Дьокуускай: Бичик, 2004. - 240 с. - [Саха боотурдара: в 21 т. Т. 4].

98. Никифоров, В.М. Стадии эпических коллизий в олонхо. Формы фольклорной и книжной трансформации / В.М. Никифоров; отв. ред. В.М. Гацак. - Новосибирск: Наука, 2002. - 208 с.

99. Никифоров, В.М. От архаических олонхо к раннефеодальному эпосу / В.М. Никифоров. - Новосибирск: Наука, 2010. - 139 с.

100. Новиков, Ю.А. Проблемы варианта и региональных традиций в изучении русских былин / Ю.А. Новиков // Русская литература. - 1984. - № 4. - С. 85-99.

101. Носов, М.М. Якутская берестяная ураса / М.М. Носов. - Якутск: Бичик, 1954. - 31 с.

102. Нюргун Боотур Стремительный. Якутское олонхо / текст К.Г. Оросина; ред., пер., коммент. и вступ. ст. Г.У. Эргиса. - Якутск: Якутское кн. изд-во, 1947. - 410 с.

103. Образцы народной литературы тюркских племен. Ч. IX: Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов / сер. изд. В. Радловым; тексты собраны и пер. Н.Ф. Катановым. - СПб., 1907. - 668 с.

104. Образцы народной литературы якутов, издаваемые под редакцией Э.К. Пекарского: в 3 т. Т. I. - СПб.: Тип. Императ. акад. наук, 1907. - Вып. 1; 1908. - Вып. 2; 1909. - Вып. 3; 1910. - Вып. 4; 1911. - Вып. 5.

105. Обрядовая поэзия саха (якутов) / сост. Н.А. Алексеев, П.Е. Ефремов, В.В. Илларионов. - Новосибирск: Наука, 2003. - 512 с.

106. Ойунский-Слепцов, П.А. Нюргун Боотур Стремительный: якут. героич. эпос олонхо / П.А. Ойунский-Слепцов; пер. В. Державина; послесл. и

коммент. И.В. Пухова; ил. Э. Сивцева [и др.]. - Якутск: Кн. изд-во, 1975. -431 с.

107. Ойуунускай, П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание / П.А. Ойуунускай // Талыллыбыт айымньылар = Избранные произведения: в 2 т. (на якут. яз.). - Якутск: Якутское кн. изд-во, 1975. - С. 292-357.

108. Ойунский, П.А. Якутская сказка (олонхо): ее сюжет и содержание / отв. ред. В.Н. Иванов. - Якутск, 2013. - 96 с.

109. Олонхо и олонхосуты Вилюйского улуса Якутии (II половина XIX - начало XXI вв.) / авт.-сост. Р.Н. Анисимов, Г.Е. Саввинова-Отова, О.К. Павлова, В.Н. Габышев; науч. ред. В.В. Илларионов; отв. ред. М.Т. Гоголева.

- Якутск: Алаас, 2017. - 176 с.

110. Олонхосуты Якутии: справочник / отв. ред. В.Н. Иванов [и др.]. -Якутск: Изд. дом СВФУ, 2013. - 156 с.

111. Орлов, А.С. Казахский героический эпос / А.С. Орлов. - М.; Л., 1945. - 147 с.

112. Оросина, Н.А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / Оросина Надежда Анатольевна. - Якутск, 2015.

- 25 с.

113. Орто Халыма олонхолоро = Среднеколымские олонхо (на якут. яз.) / сост. В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова; ред. А.Н. Жирков. -Дьокуускай: Бичик, 2016. - 280 с. - [Саха боотурдара: 21 т. Т. 18].

114. Орус-Оол, С.М. Тувинские героические сказания. Текстология, поэтика, стиль / С.М. Орус-Оол. - М., 2001. - 422 с.

115. Орус-Оол, С.М. Избранные труды / С.М. Орус-Оол. - Кызыл, 2011. - 295 с.

116. Основные проблемы изучения поэтического творчества народов Сибири и Дальнего Востока: доклады, сообщения и выступления участников

конференции по изучению поэтического творчества народов Сибири и Дальнего Востока, 14-19 декабря 1959 г. / редкол.: В.М. Сидельников, Л.Е. Элиасов, А.И. Уланов, П.Б. Балданжапов. - Улан-Удэ, 1961.

117. Павлова, В.Н. Якутский героический эпос олонхо: библиогр. указ. / В.Н. Павлова. - Якутск: Бичик, 2015. - 440 с.

118. Павшук, А.В. Языковая природа и функции эпитета в художественном тексте: на материале романа Асорина «Воля»: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05 / Павшук Анна Владимировна. - М., 2007. -21 с.

119. Памятники культуры народов Сибири и Севера: (2-я половина XIX - начало XX в.) / отв. ред. И.С. Вдовин. - Л.: Наука, 1977. - 230 с.

120. Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. - 2-е изд. / Э.К. Пекарский. - Л.: Изд-во АН СССР, 1958-1959. - 3858 стб.

121. Петров, В.Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе / В.Т. Петров. - М.: Наука, 1978. - 137 с.

122. Петров, В.Т. Взаимодействие традиций в младописьменных литературах / В.Т. Петров. - Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1987. - 236 с.

123. Попова, А.С. Логико-гносеологический анализ космологического содержания олонхо: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Попова Акулина Серафимовна. - Якутск, 1996. - 17 с.

124. Попова, А.С. В мире олонхо / А.С. Попова. - Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2010. - 288 с.

125. Попова, Г.С. Локальные традиции эпоса олонхо / Г.С. Попова, Г.А. Сосина. - Якутск, 2013. - 144 с.

126. Потебня, А.А. Символ и миф в народной культуре / А.А. Потебня. - М.: Лабиринт, 2007. - 480 с.

127. Потебня, А.А. Слово и миф / А.А. Потебня; сост., подгот. текста и примеч. А.Л. Топоркова; предисл. А.К. Байбурина. - М.: Правда, 1989. - 624 с.

128. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика / А.А. Потебня. - М.: Высш. шк., 1990. - 343 с.

129. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / сост. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. - Новосибирск: Наука, 1995. - 400 с.

130. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи / В.Я. Пропп. - М.: Наука, 1976. - 326 с.

131. Путилов, Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора / Б.Н. Путилов. - Л.: Наука, 1976. - 244 с.

132. Путилов, Б.Н. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика / Б.Н. Путилов. - М.: Восточ. лит. РАН, 1997. - 295 с.

133. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. - 464 с.

134. Пухов, И.В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо / отв. ред. В.Н. Иванов [и др.]; подгот., послесл. и коммент. В.М. Никифорова. - Якутск: Изд-во СО РАН, Якут. филиал, 2004. - 328 с.

135. Пухов, И.В. От фольклора к литературе / И.В. Пухов. - Якутск, 1980. - 127 с.

136. Пухов, И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы / И.В. Пухов. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 256 с.

137. Райхл, К. Тюркский эпос: традиции, формы, поэтическая структура / К. Райх; под ред. Д.А. Функа. - М.: Восточ. лит., 2008. - 383 с.

138. Решетникова, А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте / А.П. Решетникова. - Якутск: Бичик, 2005. - 408 с.

139. Реформатский, А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский; под ред. В.А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 536 с.

140. Романова, Е.Н. Якутский праздник «Ысыах»: истоки и представления / Е.Н. Романова; отв. ред. Ю.Б. Симченко. - Новосибирск: Наука, 1994. - 159 с.

141. Романова, Л.Н. А.Е. Кулаковский и его современники: особенности поэтического языка / Л.Н. Романова. - Новосибирск: Наука, 2002. - 120 с.

142. Садалова, Т.М. Алтайская народная сказка: этнофольклорный контекст и связи с другими жанрами / Т.М. Садалова. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2003. - 177 с.

143. Садалова, Т.М. Алтайская народная сказка: формы этнобытования, типология сюжетов, поэтика, текстология / Т.М. Садалова. -Горно-Алтайск, 2008. - 240 с.

144. Самдам, З.М. Избранные труды: тувинская словесность: миф -сказка - литература / З.М. Самдам; гл. ред. Е.Д. Монгуш; сост. У.А. Донгак. -Абакан: Журналист, 2011. - 291 с.

145. Самдам, З.М. От фольклора к литературе / З.М. Самдам. - Кызыл, 1987. - 80 с.

146. Санжеева, Л.Ц. Бурятский эпос: проблемы поэтики и стиля / Л.Ц. Санжеева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - 240 с.

147. Селиванов, Ф.М. Поэтика былин / Ф.М. Селиванов. - М., 1977.

148. Семенова, В.Г. Поэтический мир Анемподиста Софронова (Истоки. Проблематика. Поэтика): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Семенова Валентина Григорьевна. - Якутск, 1999. - 23 с.

149. Семенова, Л.Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика / Л.Н. Семенова. - СПб., 2006. - 232 с.

150. Серошевский, В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский; предисл. С.А. Степанов. - 2-е изд. - М., 1993. - 713 с.

151. Слепцов, Д.М. Кетер МYлгYн = Летающий Мюлгюн (на якут. яз.) / Д.М. Слепцов; сост. В.В. Илларионов. - Дьокуускай: Ситим, 1993. - 127 с.

152. Слепцов, Д.М. Кетер МYлгYн = Летающий Мюлгюн (на якут. яз.) / Д.М. Слепцов; сост. В.В. Илларионов. - Дьокуускай: Бичик, 2008. - 128 с.

153. Слепцов, П.А. Язык олонхо: лексика, семантика / П.А. Слепцов // Якутский язык: лексикология, лексикография: сб. науч. тр. - Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1989. - С. 5-23.

154. Слепцов, П.А. Светлым божествам Айыы. Традиционный якутский ритуал: классификация, функции, генезис / П.А. Слепцов // Илин. -1995. - № 6. - С. 44-50.

155. Соколов, Ю.М. Русский фольклор: учеб. пособие / Ю.М. Соколов; отв. ред. В.П. Аникин. - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 544 с.

156. Степанов, Н.И. Ноорой. КYн Эрили: олонхо = Солнечный Эрили (на якут. яз.) / Н.И. Степанов; записал, подгот. к печати П.Н. Дмитриев-Туутук. - Дьокуускай: ИЯЛИ СО РАН, 1995. - 179 с.

157. Субракова, О.В. Язык хакасского героического эпоса / О.В. Субракова. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2007. - 164 с.

158. Суразаков, С.С. Алтайский героический эпос / С.С. Суразаков. -М.: Наука, 1985. - 256 с.

159. Суразаков, С.С. Героическое сказание о богатыре Алтай-Буучае / С.С. Суразаков. - Горно-Алтайск, 1961 - 180 с.

160. Тимофеев-Теплоухов, И.Г. Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур = Строптивый Кулун Куллурустуур (на якут. яз.) / сказ. И.Г. Тимофеев-Теплоухов; подгот. текста Э.К. Пекарский, Г.У. Эргис. - М.: Наука, 1985. - 608 с.

161. Типология народного эпоса / отв. ред. В.М. Гацак. - М.: Наука, 1975. - 328 с.

162. Томская, Д.А. Ючюгэй Юдюгюйэн, Кусаган Ходжугур = Лучший Юдюгюйэн, Худчий Ходжугур (на якут. яз.) / сост. В.В. Илларионов, В.С. Никифорова. - Якутск: ИГИ и ПМНС СО РАН, 2011. - 376 с.

163. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М., 2002. - 334 с.

164. Тон, Суорун (И.И. Бурнашев). Ырыа-тойук = Песни (на якут. яз.). - Якутск: Кинигэ изд-вота, 1944. - 74 с.

165. Топоров, В.Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы / В.Н. Топоров. Т. 2. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. - 496 с.

166. Трояков, П.А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения / П.А. Трояков. - Абакан, 1991. - 326 с.

167. Трощанский, В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов / В.Ф. Трощанский. - Казань: Типография Императорского университета, 1902. - 219 с.

168. Тувинские героические сказания / сост. С.М. Орус-Оол. Новосибирск: Наука: Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. - 584 с.

169. Уланов, А.И. Бурятский героический эпос / А.И. Уланов. - Улан-Удэ, 1963. - 220 с.

170. Унгвицкая, М.А. Хакасская бытовая сказка / М.А. Унгвицкая. -Абакан, 1966. - 72 с.

171. Уткин, К.Д. Истоки якутского шаманизма / К.Д. Уткин. - Якутск: Ситим, 1994. - 19 с.

172. Уткин, К.Д. Мифологические основы якутских олонхо / К.Д. Уткин. - Якутск: Ситим, 1994. - 31 с.

173. Уткин, К.Д. Об истоках якутского шаманизма / К.Д. Уткин // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции: тез. докл. междунар. науч. конф., 15-22 авг. 1992 г. - Якутск, 1922. - С. 106.

174. Уткин, К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии: учеб. пособие / К.Д. Уткин. - Якутск: Бичик, 2000. - 224 с.

175. Ушинский, К.Д. Родное слово. Год 3-й. Руководство к преподаванию по «Родному слову» // Ушинский, К.Д. Собр. соч. Т. 7 / К.Д. Ушинский. - М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук, 1949. - 360 с.

176. Ушницкая, Э.К. Роль шаманок в якутском фольклоре / Э.К. Ушницкая // Олонхо в театральном искусстве. - Якутск, 2006. - С. 88-90.

177. Филиппова, Н.И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: структура и семантика: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.06 / Филиппова Нина Игнатьевна. - Якутск, 2000. - 22 с.

178. Фольклор долган / сост. П.Е. Ефремов. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 448 с.

179. Функ, Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов / Д.А. Функ. - М.: Наука, 2005. - 398 с.

180. Хаан Дьаргыстай: олонхо = Хаан Джаргыстай (на якут. яз.) -Дьокуускай: Алаас, 2016. - 232 с.

181. Хакасское народное поэтическое творчество / М.А. Унгвицкая, В.Е. Майногашева. - Абакан, 1972. - 311 с.

182. Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин / запись и подгот. текста В.Е. Майногашевой. - Новосибирск: Наука: Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. - 479 с.

183. Харитонов, Л.Н. Типы глагольной основы в якутском языке / Л.Н. Харитонов. - М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. - 312 с.

184. Худяков, И.А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А. Худяков. - Л.: Наука, 1969. - 440 с.

185. Худяков, И.А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А. Худяков. - Якутск: Бичик, 2016. - 448 с.

186. Худяков, И.А. Хаан Дьаргыстай // Образцы народной литературы якутов / под ред. Э.К. Пекарского. - СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1913. - Ч. 2, вып. 1.

187. Хундаева, Е.О. Бурятский эпос о Гэсэре: связи и поэтика / Е.О. Хундаева. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 165 с.

188. Хундаева, Е.О. Эпос коренных народов Сибири: вопросы сюжета / Е.О. Хундаева, А.Н. Дамбаева. - Улан-Удэ: Изд-во ФГБОУ ВПО «Бурятская гос. сельскохоз. акад. им. В. Р. Филиппова», 2015. - 88 с.

189. Хусаинова, Г.Р. Башкирские волшебные сказки: поэтика и текстология. / Г.Р. Хусаинова. - Уфа: Гилем, 2014. - 216 с.

190. Чистобаева, Н.С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика / Н.С. Чистобаева. - Абакан: Бригантина, 2015. - 170 с.

191. Шаракшинова, Н.О. Бурятский фольклор / Н.О. Шаракшинова. -Иркутск: Кн. изд-во, 1959. - 227 с.

192. Элерт, А.Х. Новые материалы о пантеоне якутских божеств и духов в первой половине ХУШ века (статья первая) / А.Х. Элерт // Общественное сознание и литература XVI - XX вв. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. - С. 107-123.

193. Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис. -Якутск: Бичик, 2008. - 400 с.

194. Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис. - М.: Наука, 1 974. - 402 с.

195. Эрилик Эристиин. Буура Дохсун: олонхо (на якут. яз.) / Эрилик Эристиин. - Якутск: Бичик, 1993. - 413 с.

196. Ядрихинскай, П.П. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс Бухатыыр: олонхо = Девушка богатырка Джырыбына Джырылыатта (на якут. яз.) / П.П. Ядрихинский; ред. Н.П. Дмитриев. - Якутскай: Кинигэ изд-та, 1981. - 200 с.

197. Ядрихинскай, П.П. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс Бухатыыр: олонхо = Девушка богатырка Джырыбына Джырылыатта (на якут. яз.) / П.П. Ядрихинский; отв.ред. В.Н. Иванов; пер. на рус. яз. Ю.П. Борисов. -Дьокуускай: Сайдам, 2011. - 448 с.

198. Язык-миф-культура народов Сибири: сб. науч. трудов / отв. ред. Н.К. Антонов. - Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 1996. - 192 с.

199. Якутский героический эпос «Могучий Эр Со^отох» / олонхосут В.О. Каратаев; отв. ред. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов. - Новосибирск: Наука, 1996. - 440 с.

200. Ястремский, С.В. Образцы народной литературы якутов / С.В. Ястремский // Труды комиссии по изучению Якутской Автономной ССР. -Л.: Наука, 1929. - Т. VII.

201. Gardiner, A.H. The theory of proper names: a controversial essay / A.H. Gardiner. - London, 1954. - 77 p.

202. Harris, R. Storytelling in Siberia. The olonkho epic in a changing world / R. Harris. - Texas, 2017. - 256 p.

203. Miller, А. Sur un bandeau en or avec figures scythes, découvert dans un kourgan de la Russie Méridionale / А. Miller, А. Mortiller // L'Homme préhistorique. - 1904. - № 9. - 273 p.

204. Platon, A. Oyunsky Olonkho: Nurgun botur the swift / А. Platon. -London: Renaissance books, 2014. - 458 p.

205. Puhov, I.V. Olonkho - the ancient yakut epic / I.V. Puhov. - Yakutsk, 2016. - 48 p.

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

206. Архив Якутского научного центра СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 114/115.

207. Архив Якутского научного центра СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 31/109. Д. 108.

208. Архив Якутского научного центра СО РАН. Ф. 5. Оп. 10. Д. 57.

ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

209. Полевые материалы фольклорной экспедиции НИИ Олонхо

Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова по северным улусам (Верхоянский, Момский, Абыйский).

210. Полевые материалы диссертанта во время комплексной экспедиции студентов, аспирантов, магистрантов СВФУ по приказу № 767-ОД от 03 июля 2015 г. по маршруту Якутск - Горно-Алтайск - Кемеровская область, г. Мыски - Республика Хакасия - Усть-Ордынский бурятский округ Иркутской области с 03.07 по 15 августа 2015 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.