Эстрадно-джазовая музыка в культурном пространстве СССР: 20-30-е гг. XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Политковская, Ксения Валерьевна

  • Политковская, Ксения Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 159
Политковская, Ксения Валерьевна. Эстрадно-джазовая музыка в культурном пространстве СССР: 20-30-е гг. XX в.: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2018. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Политковская, Ксения Валерьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические и историко-генетические аспекты культурного пространства СССР 20-30-х гг. XX века

1.1 Концепт «культурное пространство» в социогуманитарном знании

1.2 Трансформации культуры России последней трети XIX - начала XX в

1.3 Пространство советской культуры в период ее становления

Глава II. Влияние джазовой музыки на художественную культуру Советского Союза 20-30-х гг

2.1. Генезис стилистики джазовой музыки в театральном и музыкальном художественном пространстве СССР 20-30-х гг

2.2 Институционализация джазовой музыки в культурном пространстве СССР 20-30-х годов XX века

2.3 Влияние стилистики джазовой музыки на развитие киноиндустрии и эстрадно-песенного искусства 20-30-х гг

Заключение

Список использованной литературы

136

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстрадно-джазовая музыка в культурном пространстве СССР: 20-30-е гг. XX в.»

Введение

Актуальность исследования. Переходный период в культуре России рубежа ХХ-ХХ1 вв., с присущими ему кардинальными переменами и противоречивыми тенденциями во многом созвучен аналогичному периоду конца XIX - начала XX в. Отмеченная схожесть эпох, выраженная в качественных трансформациях культуры, позволяет проводить некоторые аналогии в их изучении и пролить свет на процессы, составляющие содержание современной культуры, включая ее художественную компоненту.

Переходный период конца XIX - начала XX в. так же, как и переходный период настоящего времени характерен особой разноплановостью, «многоликостью», экспериментальностью культурных процессов, происходящих одновременно. Изучение этих процессов дает возможность не только понять способы рождения новых форм в многослойности культурного пространства 2030-х гг. XX века, но и осознать многие процессы, разворачивающиеся в художественной культуре сегодня. Отсюда вытекает интерес исследователей к различным аспектам отечественной культуры рубежа XIX-XX столетий. Это время было настолько ярким и мощным, что дало импульс генезису художественной культуры всего XX века, а отдельные векторы ее развития продолжаются и в XXI в.

Период 20-30-х гг. XX века избран для исследования в связи с тем, что он являлся своеобразным итогом радикальной трансформации культуры России и, одновременно, начальным этапом формирования нового, советского культурного пространства, определившим основные направления развития художественной культуры СССР на долгие годы, вплоть до 80-90-х гг. XX века. Как и во многих других сферах, в области музыкальной культуры это было время становления новых форм, видов, течений и жанров.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения генезиса национальной джазовой музыкальной культуры 20-30-х гг. ХХ в., включая ее дальнейшую трансформацию.

В отмеченном ракурсе важно проанализировать историко-культурные условия и тенденции, которые привели к созданию совершенно уникальных направлений, форм и жанров эстрадно-джазовой музыки, бытовавших в культурном пространстве Советского Союза и продолжающих существовать и развиваться в настоящее время. Многие историко-генетические процессы, оказавшие влияние на развитие изучаемого феномена, находят свои истоки уже во второй половине XIX века, претерпевая метаморфозы вплоть до 30-х гг. XX века.

Самобытность и яркость представителей различных направлений художественной культуры России рубежа веков (символизма, кубизма, акмеизма, футуризма и т.д.) подготовили почву, на которой смогли появиться в мире танца, музыки и театра новые жанры и формы. Уже в начале века в России бытовали танго, уан-степ, фокстрот, предшествующие появлению в России такого феномена, как Айседора Дункан и ее танец; миниатюра, будучи предэстрадным жанром, в 20-30-е гг. XX века приобретает особую популярность как эстрадный номер; многочисленные ревю, водевили, варьете подготовили почву для появления такой театрально-музыкальной формы, как теа-джаз Л. Утесова; музыкально-театральные опыты В. Мейерхольда предшествовали возникновению нового направления музыкального искусства в культурном пространстве России.

Взаимопроникновение различных стилей, течений, которые бытовали в российской культуре в конце XIX - начале XX в., получают развитие в первые годы революции. Появление в культурном пространстве России в 1921 году джаза и его влияние на развитие театральных форм, изобразительного и поэтического искусства, киноиндустрии, явилось предпосылкой формирования эстрадно-джазовой музыки в России. Стилистика джазовой музыки, обладая фольклорным началом, а также такими характерными чертами, как импровизационность, свобода самовыражения, особая организация ритма, явилась одной из основ, на которой потом выросли такие явления, как советская массовая песня, советская

эстрадная песня, эстрадно-симфонический оркестр, сборный концерт и, наконец, советский джаз, что характерно только для советской культуры, и это то, что является наследием советской художественной культуры сегодня.

Таким образом, изучение развития эстрадно-джазовой музыки в культурном пространстве СССР, включая широкие историко-контекстуальные и историко-генетические факторы, позволяет пролить свет на глубинные причины и характер ее трансформаций и преобразований.

Степень изученности проблемы. Данная тема, посвященная 20-30 гг. XX века в контексте системного исследования возникновения и развития нового направления эстрадно-джазовой музыки для советской и российской культуры специально ранее не рассматривалась. Исследования, работы, статьи, посвящённые этой теме в гуманитарных науках и, в частности, культурологии, искусствоведении, социологии, истории явились базой, на которой было осуществлено данное исследование.

Один из основоположников отечественной школы культурологии М. С. Каган называет искусство «зеркалом» культуры. Аналогичные мысли ученый высказывает и в других своих исследованиях. С. Н. Иконникова, выдающийся современный культуролог, не раз обращалась в своих работах к вопросам диалога культур, где исследуются процессы взаимодействия культуры и искусства. Вопросы семиотики культуры, взаимодействия слова, знаков, как вербальных, так и музыкальных, исследуются в работах Ю. М. Лотмана и группы исследователей московско-тартуской школы, и продолжены С. Т. Махлиной, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским и др. В данном диссертационном исследовании эстрадно-джазовая музыка изучается в культурном пространстве России 20-30-х гг. XX в. Вопросы, связанные с изучением понятий, категорий культурного пространства явились особо важными для осуществления данной работы. Коллективом авторов кафедры теории и истории культуры СПбГИК был разработан и осуществлен труд «Культурное пространство России: генезис и трансформация», где феномен культурного пространства рассматривался с

междисциплинарной позиции (О. В. Прокуденкова, В. П. Большаков, Н. Н. Суворов, А. Е. Хренов).

В работе над данным исследованием особо значимым оказался труд «Феномен «переходности» в макродинамике культуры: парадигмальное осмысление» доктора культурологии И. В. Леонова, а также фундаментальные труды М. С. Кагана, О. Н. Астафьевой, А. Н. Хренова, И. В. Кондакова.

Начиная с 1923 года, в советской научной литературе, журналах (например, «Театр и музыка», «Жизнь искусства», «Советская музыка», «Советское искусство»), газетах - «Красная газета», «Вечерняя Москва», «Известия» (г. Одесса), «Киевский пролетарий» - появляются статьи, посвященные джазовой музыке. Среди авторов необходимо отметить В. Игнатович, Н. А. Малько, Л. Л. Сабанеев, М. С. Шагинян, С. Д. Дрейден, П. О. Гренджер, Л. Грюнберг, Л. Л. Сабанеев, С. Гинзбург и других. В конце 30-х гг. издательство «Трансжилдориздат» издает методические материалы, посвященные организации железнодорожных ансамблей песни и пляски, а также джаз-оркестра, что представляет особый интерес.

Анализ фундаментальных трудов, написанных во второй половине XX века и посвященных искусству джаза, таких известных исследователей, как А. Н. Баташев, И. М. Бриль, Г. С. Васюточкин, Ю. Т. Верменич, Ю. Э. Кампус, Дж. Л. Коллиер, В. Дж. Конен, Л. М. Мазель, А. Медведев, О. Медведев, Н. Г. Минх, Е. В. Овчинников, В. Ф. Фейертаг, С. Финкельстайн и др. явился основой для понимания динамики развития возникшей в СССР в 20-30-е гг. эстрадно-джазовой музыки.

В переходный период XX-XXI вв., а именно, последние десятилетия XX века начинают появляться диссертационные исследования, посвященные эстрадно-джазовой музыке, среди которых выделяются работы А. Р. Галицкого, Е. В. Ефремова, А. С. Казуровой, Ю. Г. Кинус, В. Г. Кузнецова, Д. Р. Лившица, М. В. Матюхиной, Е. Л. Рыбаковой, В. Н. Сырова и др. Взаимодействию академической музыки и джаза посвящено исследование А. С. Казуровой, а изучение взаимопроникновения джаза и авангарда рассматривается в трудах и

диссертации А. Н. Коваленко. Исследователь рассматривает джаз во взаимодействии с академической музыкой и авангардом в контексте непосредственно академической музыки.

За последние 30 лет более ста научных исследований были посвящены изучению джаза, эстрадной музыки, культуры джаза, рока. Во всех этих исследованиях феномен эстрадно-джазовой музыки предстает как междисциплинарная область, которую анализируют, изучают исследователи различных областей знания. Однако процесс ее возникновения в культурном пространстве СССР в начале XX века комплексно не рассматривается.

В фундаментальных работах известного российского ученого Е. Д. Уваровой раскрыты механизмы возникновения эстрадной культуры в России. Танцевальное и театральное движение начала 1900-х гг. рассматривается в работах Э. Кравчинского, Ф. Старра, И. Е. Сироткиной, Л. И. Тихвинской, Л. О. Утесова, Н. Е. Шереметьевской, Ю. Юзовского. Возникновению эстрады и эстрадно-джазовой музыки в СССР посвящены работы С. С. Клитина, Л. О. Утесова, Б. А. Савченко, А. А. Пэн.

Социально-политическая, идеологическая платформа культурного пространства России в период революции и последующие десятилетия детально разработаны в трудах доктора культурологии, профессора Л. А. Булавки.

Объектом исследования данной диссертации является художественная культура СССР 20-30-х гг. XX века.

Предмет исследования - становление и развитие джаза в культурном пространстве СССР в 20-30-х гг. XX века.

Актуальность проблемы исследования приводит нас к постановке следующей цели: изучение особенностей формирования эстрадно-джазовой музыки в культурном пространстве СССР в 20-30-х гг. XX века.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть основные подходы к определению понятия «культурное пространство» в современной культурологии;

- определить основные предпосылки формирования русской культуры на рубеже XIX-XX века, как переходного периода;

- охарактеризовать особенности формирования культурного пространства СССР 1917-1939 гг.;

- выявить генезис стилистики джазовой музыки в театральном и музыкальном художественном пространстве СССР 20-30-х гг.;

- рассмотреть процесс институционализации джазовой музыки в культурном пространстве СССР 20-30-х годов XX в.;

- выявить влияние стилистики джазовой музыки на художественную культуру СССР 20-30-х гг., в частности на песенно-эстрадное искусство.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологический базис исследования составили положения, содержащиеся в фундаментальных работах ведущих отечественных культурологов - М. С. Кагана, И. В. Кондакова, Ю. М. Лотмана, С. Н. Иконниковой, Л. М. Мосоловой, В. П. Большакова и др. Данное исследование опирается на следующие методы:

Проведенное исследование носит комплексный характер, в ходе его реализации использовались методы, обеспечивающие отражение многоаспектной проблемы музыкального искусства эстрады в художественной культуре России в период со второй половины XIX - начала XXI века.

Данное исследование опирается на следующие методы:

- системный, примененный при изучении музыкального искусства эстрады как целостного явления, динамично развивающегося в художественной культуре России;

- историко-генетический, позволяющие отследить преемственность и историческую динамику русской художественной культуры;

- историко-контекстуалъный, раскрывающий логику преобразования и особенности музыкальной джазовой культуры СССР;

- метод сравнительного анализа в изучении специфики восприятия джаза в России и за рубежом.

Научная новизна исследования:

- комплексно рассматриваются подходы к определению феномена «культурное пространство» в аспекте функционирования в нем эстрадно-джазовой музыки;

- вскрыты предпосылки возникновения феномена эстрадно-джазовой музыки в культурном пространстве СССР 20-30-х гг.;

- определены формы институционализации эстрадно-джазовой музыки в советской культуре 20-30-х гг. XX века;

- выявлено влияние эстрадно-джазовой стилистики на киноиндустрию и эстрадно-песенное искусство в СССР 20-30-х гг. XX века;

- определено воздействие эстрадно-джазовой стилистики на формирование нового вида художественной музыкальной культуры, получившего название «советский джаз».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Появлению джаза в культуре СССР предшествовала сформировавшаяся в конце XIX - начале XX в. культура переходного периода, в которой обнаруживаются тенденции к поиску и восприятию новых культурных жанров и форм, среди которых - городской романс, танцы фокстрот, танго, кейк-уок; театральные формы - ревю, варьете, кабаре и. т.д.

2. Революционные события 1917 года способствовали внедрению (приятию) новых музыкальных форм, отвечавшим идеологическим установкам молодой Советской республики. Появляются и получают развитие такие формы как: массовая песня, патриотическая песня, лирическая песня с проникновением стилистики джаза.

3. В начале 20-х гг. XX века в культурном пространстве России джаз бытует в форме театральной эксцентрики и воспринимается в основном, как особая ритмическая музыка. В процессе укоренения и рефлексии профессионалами музыкальной культуры СССР, проникновения в гармоническую, импровизационную, свинговую основу, начинается институционализация джаза и претворение его в феномен советского джаза.

4. В дальнейшем джаз начинает оказывать влияние на советскую массовую культуру, проникая в киноиндустрию («Веселые ребята», «Цирк», «Весна»), театр (В. Э. Мейерхольд, Н. Н. Евреинов), песенное искусство (И. Юрьева, Н. В. Плевицкая, К. Шульженко, М. Бернес), которое постепенно превращается в феномен советской эстрадной песни.

5. В культурном пространстве СССР 20-30-х гг. в результате взаимодействия различных художественных стилей, течений и форм (театр, кино, песенное и танцевальное искусство), появляется уникальный, присущий исключительно советской культуре феномен эстрадно-джазовой музыки.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения, изложенные в диссертации, посвященные становлению и развитию эстрадно-джазовой музыки в культурном пространстве СССР 20-30-х гг. XX века, соответствуют пунктам паспорта специальностей научных работников 24.00.01 Теория и история культуры (исторические науки, искусствоведение, культурология): п. 1.30 «Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции», п. 1.8. «Генезис культуры и эволюция культурных форм».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его содержание и результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения эстрадно-джазовой музыки, феномена советского джаза, его развития и места в современной музыкальной культуре.

Практическая значимость материалов заключается в том, что они могут быть использованы для подготовки учебных курсов «История советского джаза», «Массовые музыкальные жанры в культурном пространстве России XX века», «Музыкальная культура XX века» для студентов разных специальностей, направлений и уровней подготовки, включая бакалавриат, магистратуру, аспирантуру. Результаты исследования могут применяться для разработки и концептуализации учебно-методических работ по направлениям «Историческая культурология», «Русская (советская) художественная культура», «Основы научно-исследовательской деятельности».

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культуры СПбГИК. Основные положения были изложены в докладах на научно-исследовательских конференциях:

- XXVI международная научно-практическая конференция «Культура. Духовность. Общество» (14 октября - 3 ноября 2016 г., Новосибирск);

- V ежегодная международная научно-практическая конференция, посвященная Дню Учителя «Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее» (5 октября 2016, Новосибирск);

- III всероссийская научно-практическая конференция «Культурное пространство России: генезис и трансформации» (5-6 апреля 2018 г., Санкт-Петербург);

- международная научно-практическая конференция «Эстрадно-джазовое искусство: история, теория, практика» (16-17 апреля 2018 г., Москва).

Материалы диссертации отражены в 11 публикациях, в том числе 5 опубликованы в журналах, включенных ВАК в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». 3 из них опубликованы в журналах по специальности диссертации и 2 в научных изданиях по смежным научным специальностям.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Текст диссертации состоит из введения, 2 глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертационного исследования составляет 159 страниц.

Глава I. Теоретические и историко-генетические аспекты культурного пространства СССР 20-30-х гг. XX века

1.1 Концепт «культурное пространство» в социогуманитарном знании

Природа и свойства пространства и времени интересовали человечество с древних времен. Эти категории выступают как абстракции, в которых отражены структурные изменения и организованность бытия. В данном параграфе пространство и время представлены как особые феномены культуры.

Культура существует в модусах пространства и времени, которые преобразуются из абстрактных категорий в культурное пространство и историческое время, актуализируясь, таким образом, в конкретных постигаемых феноменах.

Такие феномены культуры, как пространство и время содержат в себе не только физические характеристики. Постижение этих понятий обусловлено историческими, социальными, общественными и культурными факторами.

Существуют различные трактовки содержания понятия «культурное пространство», что обусловлено как сложностью самого исследуемого феномена, так и особенностями подхода к его интерпретации, которая зависит от того, под каким углом рассматривается собственно культурное пространство, какой аспект выделен. В частности, в работе «Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке» М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорский отмечают: "... мы нигде не застаем человека вне состояния культуры. В принципе мы не можем взойти вверх назад по потоку времени и найти человека вне этого феномена, вне состояния культуры. Проблема истока нереальна методологически, а не метафизически"1.

1 Мамардашвили М. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. Мамардашвили, А. Пятигорский. М., 1997. С. 186-187.

Как замечает А. Н. Быстрова, "пространственные характеристики культуры позволяют выявить и обосновать целостность культуры как ставшего, обладающего полнотой, развертывающего многообразие составляющих ее элементов, связи и отношения между ними. Категория культурного пространства может стать структурообразующим принципом исследования упорядочивающей, гармонизирующей всю систему человеческого мира сущности культуры"2.

Как уже отмечалось, понятие «культурное пространство» присутствует в различных областях знания, и этот термин изучается не только культурологами и философами, но и представителями таких наук, как история, социология, политология и др. Но, несмотря на длительную историю существования термина «культурное пространство», до сих пор нет его выработанного единого определения, единой концепции. В силу этого в современном социогуманитарном знании существуют разные трактовки содержания понятия «культурное пространство», которые варьируются в зависимости от избранного предмета исследования и понимания культуры как таковой, а также исследовательских критериев при определении содержания культурного пространства.

Термин «культурное пространство» вошел в культурологический дискурс относительно недавно. Согласно трактовке профессора С. Н. Иконниковой культурное пространство "... является жизненной и социокультурной сферой общества, «вместилищем» и внутренним объемом культурных процессов. Культурное пространство имеет территориальную протяженность, в нем очерчены контуры культурных центров и периферии, столицы и провинции,

-5

городских и сельских поселений" .

Пространство как функционирование культурной информации рассматривается в трудах А. Моля, который в своем исследовании разрабатывает проблематику культурного пространства, определяя его как пространство, в котором распространяется и функционирует культурная информация4. А. Моль выделяет внутри культурного пространства несколько уровней. В качестве

2 Быстрова А. Н. Структура культурного пространства: дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13. Томск, 2004. С. 5.

3 Иконникова С. Н. История культурологических теорий: учебное пособие. СПб., 2005. С. 40.

4 Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 72-83.

первого уровня А. Моль рассматривает «память мира» и относит к этому уровню всю информацию, накопленную человечеством на протяжении истории. Другой уровень по А. Молю - это культура коллектива, социальной группы, общества. И третий уровень - это культура индивида. Исходя из вышеизложенного, А. Моль рассматривает культурное пространство как коммуникативный процесс, где обеспечена передача знаний от коллективного уровня к индивидуальному.

В начале XX века изучением проблемы пространства и времени занимались ".представители культурно-исторической школы диффузионизма - Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт, Л. Фробениус", которые ".использовали это понятие для создания пространственной схемы распространения культур, определения культурных зон и культурных кругов"5.

Далее данным категориям было уделено особое внимание в рамках московско-тартуской семиотической школы. Главной характеристикой пространства является его смысловое наполнение. В культурной семиотике категории пространства и текста стали все более и более переплетаться: один из них часто исполнялся через призму другого. Таким образом, большую популярность получил подход интерпретации пространства в текстовых терминах и анализ текстов в пространственных категориях.

Символически-семиотический подход в понимании специфики коммуникации в культурном пространстве рассматривает культуру как знаково-символическую систему, организующую пространство, что отражено в трудах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, О. М. Зиновьевой, С. Т. Махлиной и др.

Исходным пунктом семиотической концепции является понимание знаково-символической сущности культуры. Под знаками подразумевается материальное выражение, такое как слово, вещь, рисунок, текст и т.д., которые, обладая определенным собственным смыслом, служат проводниками. Разнообразие же знаков и знаковых систем связано с познавательной деятельностью человека и необходимостью фиксировать полученные знания и передавать их последующим поколениям. Культура, по мнению представителей семиотики, предстает как

5Иконникова С. Н. История культурологических теорий: учебное пособие. СПб., 2005. С. 48.

обширная информационная знаково-символическая система, которая при помощи особых кодов диктует определенную модель поведения человека, формируя при этом своеобразные законы общества, создает новые художественные произведения. Известные знаковые системы, существующие в культуре, в результате и создают «культурное пространство», которое отличается от физического и имеет собственную жизнь. Как отмечает Ю. М. Лотман, художественный текст имеет двойственную природу: ". с одной стороны, текст прикидывается самой реальностью, прикидывается имеющим самостоятельное бытие, независимое от автора, вещью среди вещей реального мира"6. Но вместе с тем любой, кто знакомится с произведением, переживает события в сконструированном мире, где некогда чужое становится своим, что приводит к трансформации и изменению личного восприятия пространства и времени. ". Искусство расширяет пространство непредсказуемого - пространство информации - и одновременно создает условный мир, экспериментирующий с этим пространством и провозглашающий торжество над ним" .

При семиотическом изучении таких понятий, как пространство, пространственность, место, местоположение, местность, можно заметить, что помимо исследований пространственных структур, существует эволюция соответствующих терминов. Возможно, и это естественно, что метафорическое мышление и пространственных категории к описаниям культурных и других явлений привели к появлению концепций биосферы и ноосферы8.

В данном контексте интерес представляет концепция историка и географа Л. Н. Гумилева. Исследования Л. Н. Гумилева дают возможность рассмотреть проблему макро-пространства культуры, так как Гумилев изучает "фактор влияния ландшафта на изменения представлений о реальности, включая ее пространственные параметры"9.

6 Лотман Ю. М. Семиосфера: сб. СПб., 2000. С. 69.

7 Там же. С. 108.

8 Randviir A. Space and place as Substrates of Culture [Текст : Электронный ресурс]. Электрон. дан. [Б. М., 200-]. P. 142. URL: http://www.eki.ee/km/place/pdf/KP2_09randviir.pdf (дата обращения: 25.04.2018).

9 Культурное пространство России: генезис и трансформация / под общ. ред. А. С. Тургаева; ред-сост. А. Е. Хренов. СПб., 2017. С. 55.

В современных исследованиях отмечается, что бытующие подходы к пониманию культурного ландшафта как чисто природного, к которому формально добавлены результаты деятельности человека, что в итоге и называется культурным ландшафтом, не совсем корректны. В. Л. Каганский, известный российский исследователь культурного ландшафта, считает, особо важным соотношение природных и культурных элементов, которое "определяет в ландшафте очень многое"10, но выяснить, какое явление имеет природное, а какое культурное происхождение очень сложно. Он отмечает, что любое "земное пространство, жизненная среда" определенной группы людей может быть определено как культурный ландшафт, если это пространство "одновременно цельно и дифференцировано", а эти люди освоили его "утилитарно, семантически

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Политковская, Ксения Валерьевна, 2018 год

Список использованной литературы

1. А. Н. Скрябин : альбом / сост. Е.Н. Рудакова. - Москва : Музыка, 1979. -

215 с.

2. Айзикович Т. Джазовая пресса [Электронный ресурс] // Российский джаз-Электрон дан. - [Б. м., 200-]. - Режим доступа: ЬА:р://т£Ь-jazz.ru/community/jazzmen?action=show&id=107 (дата обращения 02.05.2018). -Загл. с экрана.

3. Айзикович Т. Леонид Утесов и джаз: размышления с сомнениями [Электронный ресурс] / Т. Айзикович // Полный джаз 2.0. - [Б. м., 200- ]. -Электрон. журн. - Режим доступа : http://journal.jazz.ru/2011/04/13/utiosov-Шои§ЫБ-апё-ёоиЫБ/. - Загл. с экрана.

4. Акимов В. Леонид Утесов / В. Акимов. - Москва : Олимп АСТ, 1999. -441, [2] с. - (Биографии).

5. Александров В. П. Черный русский: история одной судьбы / В. П. Александров. - Москва : Новое литературное обозрение, 2017. - 317, [14] с.

6. Антокольский П.Г. Собрание сочинений : в 4 т. Т.1. Стихотворения и поэмы, 1915-1940. - Москва : Художественная литература, 1971. - 526, [2] с.

7. Аппиньянези Л. Кабаре / Л. Аппиньянези ; пер. Н. Калошиной, Е. Канищевой. - Москва : Новое литературное обозрение, 2010. - 287 с.

8. От редакции // Аргус. - 1913. - № 12 (дек.). - С. 111.

9. Ардов В.Е. Александр Вертинский [Электронный ресурс] // Этюды к портретам. - Электрон. дан. - М., 1983. - Режим доступа : http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/vospominaniya/ardov-etyudy-k-portretam/aleksandr-vertmskij.htm (дата обращения : 24.02.2017).

10. Армянский джаз сегодня. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [Б. м., 200-]. - Режим доступа : http://armjazz.net/history.html (дата обращения: 17.05.2017). - Загл. с экрана.

11. Асафьев Б. В. О музыке ХХ века / Б. В. Асафьев. - Ленинград : Музыка, 1982. - 199 с.

12. Астафьева О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы / О. Н. Астафьева. - Москва : Изд-во МГИДА, 2002. - 295 с.

13. Баташев А. Н. Советский джаз : исторический очерк / А. Н. Баташев. -Москва : Музыка, 1972. - 175 с.

14. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. - Москва : РГГУ, 1995. - 446 с.

15. Баткин Л. М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. - 1969. - № 9. - С. 99 - 108.

16. Беднота. -1918. - № 44. - 4 с.

17. Бейлин А. М. Аркадий Райкин. - [Ленинград] ; [Москва] : [Искусство], [1960]. - 184 с.

18. Бердяев Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. - 318, [1] с.

19. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введение в двадцать первый век / В. С. Библер. - Москва : Политиздат, 1991. -412, [1] с.

20. Бирюков Ю. Ещё о джазе (дискуссионный фельетон) // Советская музыка. - 1934. - № 11. - С. 68-71.

21. Богатырева Е. Д. Исполнитель и текст: к проблеме формирования исполнительской культуры в музыке XX века / Е.Д. Богатырева // М1кз1ша уегЬогишл99: Онтология, эстетика, культура : сб. ст. - Самара, 2000. - С. 95-116.

22. Бородина Г. В. История джаза: основные стили, выдающиеся исполнители / Г. В. Бородина. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та : ИД Классика, 2014. - 344 с.

23. Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России / А. Н. Боханов. -Москва : Наука, 1989. - 187, [1] с.

24. Букин А. Г. Культурное пространство и пространства культур:

региональный аспект : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.13 / А. Г. Букин. - Чита, 2006. - 22 с.

25. Булавка Л. А. Культура и революция: диалектика генезиса // Октябрь 1917 года: вызовы для XXI века / под общ. ред. А. А. Сорокина. - Москва : Ленанд, - 2009. - С. 284-327.

26. Бурдье П. Начала : сб. / П. Бурдье. - Москва : Socio-Logos Фирма «Адапт», 1994. - 287 с.

27. Быков Д., Жарова В. Музыку проверяет только смерть // Собеседник. - 2011. - 30 авг. (№ 30). - С. 10.

28. Быстрова А. Н. Структура культурного пространства : дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.13. / А.Н. Быстрова. - Томск, 2004. - 407 с.

29. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. - Санкт-Петербург : Лань, 1999. - 478, [1] с.

30. Верменич Ю. Léonard Feather - Энциклопедия джаза [Электронный ресурс] // Джаз-квадрат. - Электрон. дан. - [Б. м.], 1999. - Режим доступа : http://jazzquad.ru/mdex.pl?act=PRODUCT&id=383 (дата обращения : 13.04.2017). -Загл. с экрана.

31. Верменич Ю. Т. Джаз: история, стили, мастера / Ю. Т. Верменич. -Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2007. - 607, [1] с.

32. Верменич Ю. Т. И весь этот джаз / Ю. Т. Верминич. - Воронеж : ИНФА, 2002. - 374 с.

33. Вертинский А. За кулисами: песни, рассказы, заметки, интервью, письма, воспоминания / А. Вертинский ; [под ред. Л. Беленького]. - Москва : Советский фонд культуры, 1991. - 303 с.

34. Весь этот советский джаз... [Электронный ресурс] // РИА новости. -Электрон. дан. - [Б. м.], 2014. - Режим доступа: https://ria.ru/weekend_music/20121001/763543929.html. - Загл. с экрана.

35. Вехи : сб. статей о русской интеллигенции. - Репринт. изд. 1909 г. -Москва : Новости, 1990. - 211, [4] с.

36. Волконский С. М. Мои воспоминания. В 2 т. Т. 2. Родина / Князь Сергей Волконский. - Москва : Искусство, 1992. - 381, [2] с.

37. Волконский С. М. Мои воспоминания. В 2 т. Т.1. Лавры. Странствия / Князь Сергей Волконский. - Москва : искусство,1992. - 397, [2] с.

38. Воскресенский С. А. Эстрадные жанры / С. А. Воскресенский ; под. ред. Р. В. Пикеля. - Москва : Теакинопечать, 1930. - 185, [2] с.

39. Выход первого номера журнала «Мир искусства» - ноябрь 1898 года. [Электронный ресурс] // Наследие Александра Николаевича Бенуа. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2011. - Режим доступа : http://www.benua-memory.ru/1898-vipusk-guгnala-miг-iskusstva (дата обращения: 05.03.2018). - Загл. с экрана.

40. Габрилович Е. Вечер джазов // Вечерняя Москва. -1936. - 27 дек.

41. Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира / Георгий Гачев. - Москва : Академический Проект, 2007. - 510, [1] с.

42. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира / Георгий Гачев. - Москва: Алгоритм : Эксмо, 2008. - 541 с.

43. Гейзер М. М. Леонид Утесов / М. Гейзер. - Москва : Молодая гвардия, 2008. - 328, [1] с.

44. Гершуни Е. П. Эстрадная музыка / Е.П. Гершуни // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет: музыкально-исторические очерки. - Ленинград, 1967. - С. 393-406.

45. Гетманова Н. Г. Культурология. Культура России конца XIX начала XX веков / Н. Г. Гетманова, Н. К. Гуркина, Т. М. Смирнова; М-во образования Рос. Федерации. - Санкт-Петербург : Изд-во ГУАП, 2001. - 21, [1] с.

46. Глушаков Я. В. Массовая песня в отечественной культуре первой половины XX века : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Глушаков Я.В.;. -Москва, 2016. - 191 с.

47. Городские песни, баллады, романсы / сост., подг. Текста и комментацрии А. В. Кулагиной, Ф. М. Селиванова - Москва : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. -578 С.

48. Горький М. О музыке толстых // Правда. - 1928. - 18 апр. - С. 2.

49. Горюнов В. С. Архитектура эпохи модерна : концепции, направления, мастера / В. С. Горюнов, М. П. Тубли. - Санкт-Петербург : Стройиздат, 1994. -359 с.

50. Графова Е. О. Театральное искусство конца XIX - начала XX века в контексте культурологических процессов «ар нуво» в России [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. - 2017. - № 4 (30). - Электрон. журн. -Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/joumals/422.html&j_id=33.

51. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский ; сост., посл. и коммент. С. А. Вайгачева. - Репринт. изд. - Москва : Книга, 1991. - 574 с.

52. Джаз в новом столетии : материалы науч. -практ. конф. преподавателей и аспирантов, март 2000 г. / редкол. Ю.Д. Сергин [и др.]. -Тамбов : Изд-во ТГУ, 2000. - 36, [2] с.

53. Джаз в России : краткий энциклопед. справ. / [сост. В.Б. Фейертаг]. -Санкт-Петербург : Скифия, 2009. - 497, [18] с.

54. Джаз в СССР [Электронный ресурс] // Nujazzfest. - Электрон. дан. -[Б. м.], 2009. - Режим доступа: http://nujazzfest.ru/klassika-dzhaza/dzhaz-istoriya/dzhaz-v-sssr-hronologiya.html. - Загл. с экрана.

55. Джаз-банд и самый левый театр. Письма В. Я. Парнаха Вс. Э. Мейерхольду (1922-1930) / публ., вступит. статья, коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / ред.-сост. В. В. Иванов. - Москва, 2009. - Вып. 4. - С. 819-843.

56. Джаз-банд и современная музыка : сб. статей / под ред. и с предисл. С. Гинзбурга. - Ленинград : Academia, 1926. - 47 с.

57. Джазовая мозаика / сост. Ю. Чугунов // Молодежная эстрада. - 1997. -№1. - С. 3-128.

58. Джазовые портреты. Звезды отечественного джаза // Молодежная эстрада. - 1999. - № 5. - С. 3-175.

59. Джазовый Петербург. XX век : путеводитель / сост. Г. С. Васюточкин. - Санкт-Петербург : ЮВЕНТА, 2001. - 102, [1] с.

60. Дискуссия о джазе // Советская музыка. - 1934. - № 2. - С. 76-82.

61. Дмитриев Ю. А. Искусство советской эстрады / Ю. Дмитриев. -Москва : Молодая гвардия, 1962. - 127 с.

62. Дмитриев Ю. А. Советская эстрада: краткий очерк истории / Ю.А. Дмитриев. - Москва : Знание, 1968. - 77 с.

63. Дорохов А. Джаз Вайнтрауба // Смена (Ленинград). - 1935. - № 147. -

С. 4.

64. Дрейден С. Д. ... Клубная эстрада: Концерт. Гулянье. Вечеринка. Клубный вечер. Обеденный перерыв. Эстрадный кружок / С. Д. Дрейден. -Ленинград : Прибой, 1928. - 148 с.

65. Дунаевский И. Советскому джазу - новый репертуар // Музыка. -1937. - № 3. - С. 5.

66. Дягилев С. П. Русские музеи / С. П. Дягилев // Мир искусства. - 1901. - Т. 6, №10. - С. 57-65.

67. Егорова Т. Н. Андрей Миронов и Я: роман-исповедь / Татьяна Егорова. - [6-е изд., испр. и доп.]. - Москва : Эксмо, 2015. - 618 с.

68. Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1974 год / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкин. Дом). - Ленинград : Наука, Ленингр. отделение, 1976. - 227, [3] с.

69. Елагин Ю. Тёмный гений: (Всеволод Мейерхольд) / Ю. Елагин. -London : Overseas Publications Interchange Ltd, 1982. - 462 с.

70. Енукидзе Н. И. Популярные музыкальные жанры: из истории джаза и мюзикла : кн. для чтения : учебное пособие / Н. И. Енукидзе. - Москва : Росмэн, 2004. - 124,[1] с.

71. Жарков А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология : учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1. / А. Д. Жарков. -Москва : Изд-во МГУКИ, 2003. - 187 с.

72. Жарков А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология : учебное пособие. В 2 ч. Ч. 2. / А. Д. Жарков. -Москва : Изд-во МГУКИ, 2004. - 215 с.

73. Железнодорожный джаз-оркестр. Беседа с тов. Л. О. Утесовым // Литературная газета. - 1938. - № 42(749). - С. 6.

74. Жизнь национальностей. - 1920. - № 26 (83). - 4 с.

75. Загорский М. Б. В гостях у «шоколадных ребят» // Новый зритель. -1926. - № 13. - С. 7-8.

76. Иванова Л. И. Советская песня [Электронный ресурс] / Л. И. Иванова // Норма 40: песни советского человека. - Электрон дан. - [Б. м.], 2010. -Режим доступа: http://www.norma40.ru/articles/sovetskaya-pesnya.htm. - Загл. с экрана.

77. Иванова Л. И. Советская песня в 30-е годы [Электронный ресурс] / Л. И. Иванова // Норма 40: песни советского человека. - Электрон дан. - [Б. м., 2007-2015]. - Режим доступа : http://plus.smtp.mail.norma40.ru/articles/sovetskaya-pesnya-v-30-gody.htm (дата обращения: 02.05.2018). - Загл. с экрана.

78. Из истории Ленинградской консерватории: материалы и документы: 1862-1917 / Ленингр. ордена Ленина гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - Ленинград, 1964. - 328 С.

79. Из разговора с Монтэ // Красная газета : вечерний выпуск. - 1926. -16 февр. (№ 41). - С. 4.

80. Иконникова С. Н. История культурологических теорий : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.- Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 473 с.

81. Ильин В. П. Искусство миллионов / В. Ильин. - Ленинград : Музыка, 1967. - 200 с.

82. Исаак Осипович Дунаевский [Электронный ресурс] // Исаак Осипович Дунаевский. - Режим доступа : http://www.dunaevski.ru/content/category/18/63/106/ (дата обращения: 14.02.2018). - Загл. с экрана.

83. История современной отечественной музыки / М. Е. Тараканов [и др.]. - Вып. 1: (1917-1941). - Москва : Музыка, 1995. - 478 с.

84. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. - 2-е изд. - В 2 кн. Кн. 1. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2000. - 366, [1] с.

85. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. - 2-е изд. - В 2 кн. Кн. 2. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2003. - 320 с.

86. Каган М. С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки.

- 1989. - № 5. - С. 78-81.

87. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. - Москва : Политиздат, 1988. - 315,[4] с.

88. Каган М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. - Санкт-Петербург : Щ 1996. - 231 с.

89. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание : [избранные статьи] / М. С. Каган. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1991. - 383, [1] с.

90. Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : сб. статей / В.Л. Каганский. - Москва : Новое литературное обозрение, 2001. - 573, [1] с.

91. Казурова А. Преломление джазовой стилистики в творчестве отечественных композиторов академической традиции / А. Казурова ; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - Москва : Изд-во МГК им. П. И Чайковского, 1996. - 32 с.

92. Как организовать железнодорожные ансамбли песни и пляски и джаз-оркестр : [метод. материалы]. - Москва : Трансжелдориздат, 1939. - 80 с.

93. Каменский В. В. Его-моя биография великого футуриста / В .В. Каменский ; [вступ. ст. И. Ежиков]. - Пермь : Пермский писатель, 2016. -304 с.

94. Каменский В. В. Танго с коровами. Железобетонные поэмы / В. Каменский ; рис. В. и Д. Бурлюков. - Факс. изд. - Москва : Книга, 1991. - [36] с.

95. Кампус Э. Ю. О мюзикле / Э. Ю. Кампус. - Ленинград : Музыка, 1983.

- 128 с.

96. Кириченко Е. И. Ф.О. Шехтель: жизнь, образы, идеи : - Москва : Прогресс-Традиции, 2011. - 351 с.

97. Кирсанов С. И. Стихотворения и поэмы / С. И. Кирсанов ; вступ. статья М. Л. Гаспарова. - Санкт-Петербург : Академический проект : Гуманитарная Академия, 2006. - 799, [1] с.

98. Кнушевицкий В. Джаз СССР на Дальнем Востоке / В. Кнушевицкий, И. Фадеев // Советское искусство. - 1930. - 9 авг. - С. 3.

99. Князева Е.Н. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2002. - 414 с.

100. Коваленко А. Н. Взаимодействие джаза и авангарда в отечественной культуре 1920-х годов / А. Н. Коваленко // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия : материалы междунар. науч.-практической конф. / отв. ред. З. М. Явгильдина. - Казань, 2013. - С. 243248.

101. Коваленко А. Н. Взаимодействие джаза и авангарда на примере Камерной симфонии Гаврила Попова / А. Н. Коваленко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2 ч. Ч.1. - Тамбов, 2014. - № 3 (41). - С. 76-81.

102. Коваленко А. Н. Джаз в пространстве отечественной музыкальной культуры 1920-1930-х годов / А. Н. Коваленко. - Балашиха : Гамма. - 2014. - 65 с.

103. Коваленко А. Н. Джаз в пространстве отечественной музыкальной культуры 1920-1930-х годов : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Коваленко А.Н. ; [Место защиты : Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова]. - Саратов, 2014. - 22 с.

104. Коваленко А. Н. Джаз и отечественная музыкальная культура 1920-х годов [Электронный ресурс] / А. Н. Коваленко // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - Электрон. журн. - Режим доступа: https://www.science-education.гu/гu/aгticle/view?id=11616.

105. Коваленко А. Н. К вопросу об идеологической реабилитации советского джаза в 1930-е годы [Электронный ресурс] / А. Н. Коваленко // Педагогическая технология и мастерство учителя : материалы Всероссийской науч.-метод. конф. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2014. - Режим доступа:

http:/naukait.ru/attachшents/article/1349/kovalenko_an_balashiha_konf13.pdf. - Загл. с экрана.

106. Коваленко А. Н. Особенности восприятия джаза в России 1920-х годов / А. Н. Коваленко // Система ценностей современного общества : сб. материалов ХХХ Международной науч.-практической конф. / под. ред. С. Чернова. - Новосибирск, 2013. - С. 49-55.

107. Коваленко А. Н. Эстетическое взаимодействие джаза и авангарда в отечественной музыкальной культуре 1920-х годов [Электронный ресурс] /

A. Н. Коваленко // Современные проблемы науки и образования. - Электрон. дан. - 2014. - № 1. - Режим доступа: www.science-education/ru/115-11788. - Загл. с экрана.

108. Коллиер Дж. Л. Становление джаза: попул. ист. очерк / Дж. Л. Коллиер. - Москва : Радуга, 1984. - 390 с.

109. Коломиец Р. Александр Вертинский / Р. Коломиец. - Харьков : Фолио, 2015. - 120 с.

110. Кондаков И. В. «Смута»: эпохи «безвременья» в истории России // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4. - С. 55 - 67.

111. Кондаков И. В. Русская культура: краткий очерк истории и теории. -Москва : Университет, 1998. - 360 с.

112. Конен В. Рождение джаза / В. Конен. - Москва: Советский композитор, 1984. - 311с.

113. Конен В. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века /

B. Конен. - Москва : Музыка, 1994. - 157, [3] с.

114. Конников А. П. Мир эстрады / А. П. Конников. - Москва : Искусство, 1980. - 279 с.

115. Корев С. Слова и дела. Джаз-банд Утесова в Московском Мюзик-холле / С. Корев // За пролетарскую музыку. - 1932. - № 2. - С. 24-28.

116. Королев О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок-и поп-музыки: термины и понятия / О. К. Королев. - Москва : Музыка, 2002. - 166, [1] с.

117. Костина А. В. Народная, элитарная и массовая культура в современном социокультурном пространстве: структурно-типологический подход / А. В. Костина // Обсерватория культуры. - 2006. - № 5. - С. 96-108.

118. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда / Т. В. Котович. -Минск : Экономпресс, 2003. - 415 с.

119. Кравчинский М. Песни и развлечения эпохи НЭПа / М. Кравчинский.

- Нижний Новгород : Деком, 2015. - 717 с.

120. Крамской А. Концерт Государственного джаза СССР // Советское искусство. - 1939. - № 23 (603). - С. 4.

121. Кузнецов В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях / В. Г. Кузнецов. - Москва : Музыка, 2000. - 244, [3] с.

122. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады : ист. очерки / Е. Кузнецов.

- Москва : Искусство, 1956. - 367 с.

123. Кузнецова О. А. Первый всесоюзный конкурс артистов цирка [Электронный ресурс] // В мире цирка и эстрады. - Электрон. дан. - Москва, 2004.

- Режим доступа : http://www.ruscircus.ru/public/kuznecova.shtml (дата обращения: 29.06.2017). - Загл. с экрана.

124. Кулагина И. Е. Кто она - Элла Рабенек? // Балет. - 2000. - № 108. - С.

52-53.

125. Культура. Власть. Социализм: противоречия и вызовы культурных практик СССР : Луначарский и не только / под ред. Л. А. Булавка. - Москва : Ленанд, 2013. - 494 с.

126. Культурная жизнь в СССР. 1917-1927: хроника / сост. С. С. Тарасова ; АН СССР, Ин-т истории СССР. - Москва: Наука, 1975. - 768 с.

127. Культурное пространство России: генезис и трансформация / под общ. ред. А. С. Тургаева ; ред-сост. А. Е. Хренов. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГИК, 2017. - 339 с.

128. Культурология : учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. -Москва : Высшее образование, 2007. - 566 с.

129. Ландсберг Г. На путях к джазовой культуре // Рабочий и театр. - 1935.

- № 22. - 22 с.

130. Лекция Кирилла Мошкова «Джаз в России: 95 лет истории» [Электронный ресурс] / К. Мошков // Garage. - Москва, [2000-]. - Электрон. журн.

- Режим доступа: https://garagemca.org/ru/event/jazz-in-russia-95-years-of-history-a-lecture-by-cyril-moshkow (дата обращения: 14.02.2018). - Загл. с экрана.

131. Леонов И. В. Синергетический концепт «переходности» в культурно-исторических исследованиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №25 (58). - С. 164-168.

132. Леонов И. В. Феномен «переходности» в макродинамике культуры: парадигмальное осмысление : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Леонов И.В. - Санкт-Петербург, 2008. - 233 с.

133. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев ; РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом). - Санкт-Петербург : Рус.-Балт. информац. центр БЛИЦ, 1996. - 158 [1] с.

134. Лотман Ю. М. Семиосфера : сб. / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2000. - 703 с.

135. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. - 542 с.,

136. Лэндри Ч. Креативный город / Ч. Лэндри. - Москва : Классика-ХХ1, 2011. - 397, [2] с.

137. Лях В. И. Советская массовая песня как феномен музыкального искусства XX века / В. И. Лях, Д. А. Сигида // Культурная жизнь Юга России. -2015. - № 2 (57). - С. 22-25.

138. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений : [учеб. пособие] / Л.А. Мазель. - Москва : Музгиз, 1960. - 466 с.

139. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений : [учебное пособие для муз. вузов] / Л. А. Мазель. - 3-е изд. - Москва : Музыка, 1986. - 527 [1] с.

140. Майзель С. А. Краткая история возникновения отечественного джаза [Электронный ресурс] // Bezogr.ru. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2016. - Режим

доступа : http://bezogг.гu/s-a-majzele-kratkaya-istoгiya-vozniknoveniya-

otechestvennogo-d.html?page=2 (дата обращения: 26.04.2018). -Загл. с экрана.

141. Максименков Л. Сумбур вместо музыки: сталинская культурная революция 1936-1938 / Л. Максименков. - Москва : Юридическая кн., 1997. - 319 с.

142. Малько Н. А. Джаз-банд в Москве // Жизнь искусства. -1926. - № 10.

- С. 12-13.

143. Мамардашвили М. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. Мамардашвили, А. Пятигорский. - Москва : Школа «Языки русской культуры» : Кошелев, 1997. - 217 с.

144. Марков В. М. Русский след в Японии. Давид Бурлюк - отец японского футуризма // Известия Восточного института. - 2007. - № 14. - С. 191-219.

145. Мартынов И. Сергей Прокофьев: жизнь и творчество / И. Мартынов. -Москва : Музыка, 1974. - 560 с.

146. Мастера эстрады: Александр Вертинский, Анна Редель, Михаил Хрусталев, Владимир Хенкин, Клавдия Шульженко / сост. Б. М. Поюровский. - Москва : АСТ - Пресс книга, 2003. - 299, [2] с.

147. Махлина С. Т. Знаки, символы и коды культур Востока и Запада / С. Т. Махлина. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2017. - 473 с.

148. Маяковский В. В. Стихотворения, поэмы, пьесы / В. Маяковский. -Москва : Художественная литература, 1969. - 734, [11] с.

149. Мелодии советского джаза / ав.-сост. и предисл. Ю. Саульский, Ю. Чугунов. - Москва : Музыка, 1987. - 95 с.

150. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура / Р. К. Мертон. - Москва : АСТ Москва : Хранитель, 2006. - 874 а

151. Минх Н. Г. Джаз в СССР / Н. Г. Минх // Музыкальная энциклопедия.

- Москва, 1974. - Т. 2. - С. 21-218.

152. Миронова М. В. ... В своем репертуаре / М. В. Миронова, А. С. Менакер. - Москва : Искусство, 1984. - 309 с.

153. Митропольский М. М. История Джаза / М. М. Митропольский. -

Москва : Музыка, 1985. - 192 с.

154. Михеева Л. В. Исаак Осипович Дунаевский. 1900-1955: краткий очерк жизни и творчества / Л. В. Михеева. - Ленинград : Музгиз, 1963. - 99 с.

155. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. - Москва : Прогресс, 1973. - 405 с.

156. Морозов А. Конец утопии: из истории искусства СССР 1930-х годов / А. Морозов. - Москва : Галарт, 1995. - 218,[5] с.

157. Морозова Е. Н. Российская культура рубежа XIX-XX веков / Е. Н. Морозова. - Саратов : Изд-во Саратов. Гос. ун-та, 1995. - 93 с.

158. Морфесси Ю. Жизнь. Любовь. Сцена. Воспоминания русского баяна / Ю. Морфесси.- Париж : Старина, 1931. - 203 [4] с.

159. Мустафина И. Р. Ф. А. Куманин - издатель журнала «Артист» (18891895) [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2017. - № 2. - Электрон. журн. -Режим доступа : http://www.mediascope.ru/2318 (дата обращения: 25.04.2018).

160. На концерте фортепианного кубиста и футуриста в Павловске (фельетон) // Петербургская газета. - 1913. - № 232. - С. 10.

161. Назарова В. Т. История отечественной музыкальной культуры : курс лекций / В. Т. Назарова ; СПбГУКИ, кафедра теории и истории музыки. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2003. - 255 с.

162. Направления в живописи начала XX века [Электронный ресурс] // Русский авангард. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2015. - Режим доступа: http: //www.avangardism.ru/napravleniya-v-zhivopisi-nachala-20-veka.html (дата обращения: 19.03.2018). - Загл. с экрана.

163. Народное просвещение: ежемесячный социалистический орган, общественно-политический, педагогический и научный / Народный комиссариат просвещения РСФСР. - 1919. - № 30. - 71 с.

164. Неизвестный Утесов: к 100-летию со дня рождения : сб. статей / сост. Г. Скороходов. - Москва : Терра : Изд-во журн. Крестьянка, 1995. - 206 [1] с.

165. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века / М. Г. Неклюдова. - Москва : Искусство, 1991. - 395 с.

166. О джаз-музыке [Электронный ресурс] // Наследие А. В. Луначарского. Философия, политика, искусство, просвещение. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2010. -Режим доступа : http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-massovyh-prazdnestvah/o-dzaz-muzyke/ (дата обращения: 25.04.2018). - Загл. с экрана.

167. Обухова Н. Незабываемые дни // Советская музыка. - 1957. - № 11. -

С. 27.

168. Овчинников Е. В. Джаз как явление музыкального искусства: к истории вопроса : лекции по курсу «Массовые музыкальные жанры» / Е. В. Овчинников . - Москва : ГМПИ, 1984. - 66 с.

169. Октябрьская социалистическая революция в Удмуртии : сб. документов и материалов (1917-1918) / ред. И. П. Емельянов. - Ижевск : Удмурт. кн. изд-во 1957. - 394 с.

170. От костра к микрофону: из истории самодеят. песни в Ленинграде / сост. А. Левитан, М. Левитан. - Санкт-Петербург : Респекс, 1996. - 520 с.

171. Отечественная музыкальная культура XX век. - Москва : Изд-во Москов. гос. консерватории им. Чайковского, 1993. - 219 с.

172. Панасье Ю. История подлинного джаза / Ю. Панасье. - 2-е изд. -Ленинград : Музыка, 1979. - 128 с.

173. Парвиз Рустамбеков - дело № ? [Электронный ресурс] // Jazz dunyasi. - 2005. - № 4. - Электрон. журн. - Режим доступа : http://jazzdunyasi.jazz.az/content/view/108/55/lang,ru/ (дата обращения: 19.07.2017).

174. Парнах В. Я. Джаз-банд / В. Я. Парнах // Вещь. Международное обозрение современного искусства. - 1922. - № 12. - С. 151.

175. Парнис А. Е. Программы «Бродячей собаки» / А. Е. Парнис, Р. Д. Тименчик // Памятники культуры. Новые открытия : ежегодник, 1983. -Ленинград, 1985. - С. 160-257.

176. Пастернак Б. Л. Сестра моя, жизнь / Б. Л. Пастернак. - Москва : Эксмо, 2007. - 509, [1] с.

177. Петроградская правда. - 1920. - 16 мая. - С. 2.

178. Пинегина Л. А. Советский рабочий класс и художественная культура, 1917-1932 / Л. А. Пинегина. - Москва : Изд-во МГУ, 1984. - 240 с.

179. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» 23 апреля 1932 г. [Электронный ресурс] // Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. - Электрон. дан. - Москва, [200-]. - Режим доступа : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/1932.htm (дата обращения : 24.04.2018). - Загл. с экрана.

180. Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах по улучшению производства граммофонов, граммофонных пластинок и музыкальных инструментов» 15 августа 1933 г. [Электронный ресурс] // Исторические материалы. - Электрон. дан. - [Б. м., 200-]. - Режим доступа : http://istmat.info/node/59035 (дата обращения: 24.04.2018). - Загл. с экрана.

181. Прейсман Э. Джаз плюс джаз / Э. Прейсман // Советская музыка. -№7. - С. 137.

182. Прокофьев С. С. Автобиография // С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания. - Изд. 2-е, доп. - Москва, 1961. - С. 158.

183. Пролетарская культура : ежемесячный журнал. - 1920. - № 13-14. -

104 с.

184. Пэн А. А. И. Дунаевский / А. А. Пэн. - Москва : Музыка, 1956. - 70 с.

185. Рабочие и крестьяне России о Ленине. - Москва : Советская Россия, 1958. - 344 с.

186. Раззаков Ф. И. Гибель советского кино: интриги и споры, 1918-1972 / Ф. И. Раззаков. - Москва : Эксмо, 2008. - 960 с.

187. Резник И. К проблеме «социального заказа» в музыкальном искусстве 1930-х годов в СССР / И. К. Резник // Наука об искусстве: XXI век : материалы науч.-практической конф. - Екатеринбург, 2004. - 233 с.

188. Российский джаз : сб. статей. В 2 т. Т. 1 / под ред. К. Мошкова, А. Филипьевой. - Санкт-Петербург : Москва : Планета Музыки : Лань, 2012. - 604 с.

189. Российский джаз : сб. статей. В 2 т. Т. 2 / под ред. К. Мошкова, А. Филипьевой. - Санкт-Петербург : Москва : Планета Музыки : Лань, 2012. -542, [1] с.

190. Русская музыка и XX век: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX в. / М. Г. Арановский [и др.]. - Москва : Изд-во Инта искусствознания, 1998. - 874 с.

191. Русская советская эстрада 1917-1929: очерки истории / [А. Н. Анастасьев, В. В. Фролов, О. А. Кузнецова и др.; отв. ред. Е. Д. Уварова]. -Москва : Искусство, 1976. - 407 с.

192. Русская советская эстрада 1930-1945: очерки истории / [Ю. А. Дмитриев, Е. Д. Уварова, В. В. Фролов и др. ; отв. ред. Е. Д. Уварова]. Москва: Искусство, 1977. - 414 с.

193. Рыбакова Е. Л. Становление и развитие профессионального образования по специальности «Музыкальное искусство эстрады» / Е. Л. Рыбакова. - Санкт-Петербург : Изд-во СПБГУКИ, 2002. - 48 с.

194. Рыбакова Е. Л. Влияние эстрадно-джазовой музыки на музыкальную культуру России XX века / Е. Л. Рыбакова // Россия в контексте мировой культуры : сб. науч. тр. - Санкт-Петербург, 2000. - Т. 152 : Россия в контексте мировой культуры. - С. 305-311.

195. Рыбакова Е. Л. Джаз в культуре России (конец XX - начало XXI века) / Е. Л. Рыбакова // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар, 2007. - № 1. - С. 27-30.

196. Рыбакова Е. Л. Джаз и рок: музыка современной России / Е. Л. Рыбакова. - Санкт-Петербург : Композитор-Санкт-Петербург, 2013. - 333, [3] с.

197. Рыбакова Е. Л. Музыкальная эстрада России : некоторые вопросы теории и истории / Е.Л. Рыбакова // Труды СПбГУКИ. - Санкт-Петербург, 2004. -Т. 161 : Мировая политика и идейные парадигмы эпохи. - С. 470-481.

198. Рыбакова Е. Л. Музыкальная эстрада России: генезис и перспективы [Текст : Электронный ресурс] / Е.Л. Рыбакова // Культура и общество / Моск. гос.

университет культуры и искусств ; гл. ред. А. И. Каптерев. - 2006. - 2 дек. -Электрон. журн. - Режим доступа : http://www.e-culture.rU/Speakers1.htm#details (дата обращения: 25.04.2018) . - Загл. с экрана.

199. Рыбакова Е. Л. Музыкальное искусство эстрады - форма коммуникации, общения / Е. Л. Рыбакова // Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры : материалы конференции преподавателей СПбГАК, 25 марта 1996 г. - Санкт-Петербург, 1996. - С. 153-155.

200. Рыбакова Е. Л. Музыкальное искусство эстрады в отечественной науке / Е. Л. Рыбакова. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2006. - 104 с.

201. Рыбакова Е. Л. Музыкальное искусство эстрады в отечественной науке: традиции и перспективы исследования / Е. Л. Рыбакова // Труды СПбГУКИ. - Санкт-Петербург, 2003. - Т. 158 : Современные проблемы межкультурных коммуникаций. - С.136-145.

202. Рыбакова Е. Л. Развитие искусства джаза в культуре России XX века: ретроспективный анализ литературы / Е. Л. Рыбакова // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 1(17). - С. 161-167.

203. Рыбакова Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования / Е. Л. Рыбакова. -Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2006. - 278 с.

204. С. С. Прокофьев: материалы, документы, воспоминания / сост., ред., примеч. и вступ. статья С. И. Шлифштейна. - 2-е изд., доп. - Москва, 1961. - 707 с.

205. Сабанеев Л. Л. Всеобщая история музыки / Л. Л. Сабанеев. - Москва : Работник просвещения, 1925. - 265, [2] с.

206. Сабанеев Л. Л. Музыка после Октября / М. Л. Сабанеев. - Москва : Работник просвещения, 1926. - 166 с.

207. Савченко Б. Эстрада ретро / Б. А. Савченко. - Москва : Искусство, 1996. - 397, [2] с.

208. Сайко Е. А. Культур-диалог философии и искусства в эпоху Серебряного века / Е.А. Сайко. - Москва : Изд-во РАГС, 2004. - 141, [2] с.

209. Сайко Е. А. Образ культуры Серебряного века: культур-диалог, феноменология, риски, эффект напоминания. - Москва : Проспект, 2005. - 259, [4] с.

210. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века / Д. В. Сарабьянов. - Москва : АСТ-пресс : Галарт, 2001. - 301, [2] с.: ил.

211. Сарабьянов Д. В. Модерн: история стиля. / Д. В. Сарабьянов. -Москва: Галарт, 2001. - 343 с.

212. Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России / И. Сироткина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Новое литературное обозрение, 2012. - 328 с.

213. Скороходов Г. А. Три влечения Клавдии Шульженко / Г. А. Скороходов. - Москва : Алгоритм, 2007. - 317, [2] с.

214. Словосочетание «jazz (jas, jass) band» [Электронный ресурс] / M-bezrodnyj.livejournal. - Электрон. дан. - [Б. м., 200-]. - Режим доступа : http://m-bezrodnyj.livejournal.com/537425.html (дата обращения: 25.04.2018). - Загл. с экрана.

215. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера : сб. статей / сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. - Москва : Советский композитор, 1987. - 591 с.

216. Современная музыка: история джаза и популярной музыки. - Москва : Изд-во МГИК, 1993. - 38 с.

217. Соллертинский И. Несколько слов о джазе // Рабочий и театр. - 1933. - № 28, X. - С. 10.

218. Сохор А. Н. Развитие музыкальной социологии в СССР / А. Н. Сохор // Социалистическая музыкальная культура. - Москва : Музыка, 1974. - С. 50-71.

219. СохорА. Н. Советская музыка / А. Н. Сохор, М. Г. Бялик // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. - Москва, 1981. - Т. 5. - С. 231.

220. Сохор А. Н. Статьи о советской музыке / А. Н. Сохор. - Ленинград : Музыка, 1974. - 213 с.

221. Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы /

A. Н. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - Москва : Музыка, 1971. - С. 292-310.

222. Стасов В. В. Статьи о музыке. В 5 вып. Вып. 4. (1887-1893 гг.) /

B. В. Стасов ; коммент. В. Протопопова. - Москва : Музыка, 1978. - 399 с.

223. Стасов В. В. Статьи о музыке. В 5 вып. Вып. 5-Б, доп. / В. В. Стасов. -Москва : Музыка, 1980. - 272 с.

224. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России начала ХХ века. -Москва : Искусство, 1976. - 222 с.

225. Таскина Е.П. Неизвестный Харбин / Елена Таскина. - Москва : Прометей, 1994. - 159 с.

226. Таскина Е. П. Китайские годы Олега Лундстрема // Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - № 1. - С. 144-148.

227. Тихвинская Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917 / Л. И. Тихвинская. - Москва : Культура, 1995. - 412 с.

228. Третьякова Л. С. Молодая музыкальная Россия / Л. С. Третьякова. -Москва : Советская Россия, 1985. - 206 с.

229. Три века русской живописи : альбом / сост. О. Чехонин, С. Чехонина. - Санкт-Петербург : Китеж, 2003. - 511 с.

230. Уварова Е. Д. Истоки российской эстрады / Е. Д. Уварова. - 2-е изд. -Москва : Вуз. кн., 2017. - 335 с.

231. Уварова Е. Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы, 1917-1945 / Е. Д. Уварова. - Москва : Искусство, 1983. - 320 с.

232. Утесов Л. О. Записки актера / Л. Утесов. - Москва : Искусство, 1939. -

152 с.

233. Утесов Л. О. С песней по жизни / Леонид Утесов. - Москва : АСТ ; Владимир : Зебра Е ; 2009. - 492, [3] с.

234. Утесов Л. О. Спасибо, сердце!: воспоминания, встречи, раздумья / Л.О. Утесов. - Москва : Цетрполиграф, 2016. - 379, [3] с.

235. Фадеева М. Баухаус и конструктивизм. Блеск и нищета Москвы и Тель-Авива [Текст : Электронный ресурс] : материалы к круглому столу по сохранению архитектурного наследия / Фадеева М., Душкина М., Ефимов В. -Электрон. дан. - Москва : [б. и.], 2012. - 32 с. - Режим доступа : http://files.eshMotm/11.11.12%20(1).pdf (дата обращения : 25.04.2018).

236. Фейертаг В. Б. Джаз : энциклопедический справочник / В.Б. Фейертаг. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Скифия, 2008. - 675, [14] с.

237. Фейертаг В. Б. Джаз в Петербурге. Who is who / В. Б. Фейертаг. -Санкт-Петербург : Скифия, 2004. - 480 с.

238. Фейертаг В. Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга: Время и судьбы. Фестивали джаза. Кто есть кто / В.Б. Фейертаг. - Санкт-Петербург : Культ-Иинформ-Пресс, 1999. - 348 с.

239. Фейертаг В. Б. Джаз. XX век : энциклопедический справочник / В. Б. Фейертаг. - Санкт-Петербург : Скифия, 2001. - 561, [2] с.

240. Финкельстайн С. Американские негры дали нам джаз // Молодежь мира. - 1957. - № 8-9. - С. 7-9.

241. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / Дэвид Хезмондалш ; пер. с англ. Инны Кушнаревой. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. - 453, [1] с.

242. Хентова С. Странные сближения. К 100-летию Л.О. Утесова // Музыкальная жизнь. - 1995. - № 3. - С. 12-14.

243. Хлебников В. Буква как таковая // Хлебников В. В. Собрание произведений Велимира Хлебникова: в 5 т. Т. 5. Стихи, проза, статьи, записная книжка, письма, дневник. - Ленинград : Издательство писателей в Ленинграде, 1933. - С. 248.

244. Хренов Н. А. Культура в эпоху социального хаоса / Н.А. Хренов ; Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Российской Федерации. -Москва : УРСС, 2002. - 446 с.

245. Центральный дом культуры железнодорожников [Электронный ресурс] // История повседневности. - Электрон. дан. - Москва, 2011. - Режим

доступа : http://www.el-history.ru/node/1217 (дата обращения: 27.02.2017). - Загл. с экрана.

246. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В. А. Цуккерман. - Москва : Музыка, 1964. - 169 с.

247. Шагинян М. С. Джаз-банд // Известия (Одесса). - 1926. - 3 июн. - С.

3.

248. Шафер Н. Заключение [Электронный ресурс] // Shafer. pavlodar. -Электрон. дан. - М., 2004. - Режим доступа : http://shafer.pavlodar.com/texts/ds09.htm (дата обращения : 23.06.2017). - Загл. с утра.

249. Шафер Н. Г. Дунаевский сегодня / Н. Г. Шафер. - Москва : Советский композитор, 1988. - 183 с.

250. Шереметьевская Н. Е. Танец на эстраде / Н. Е. Шереметьевская ; ВНИИ искусствознания. - Москва : Искусство, 1985. - 414 с.

251. Шестаков В. П. Русский Серебряный век: запоздавший ренессанс / В. П. Шестаков. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2017. - 186 с.

252. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. - Москва : Искусство, 1993. - 298,[5] с.

253. Эстрада в России. ХХ век : энциклопедия / [отв. ред. Е. Д. Уварова]. -М. : ОЛМА-Пресс, 2004. - 861, [1] с.

254. Эстрада России. XX век: лексикон / рук. проекта отв. ред. Е. Д. Уварова. - Москва : РОССПЭН, 2000. - 782, [2] с.

255. Эстрада сегодня и вчера: о некоторых эстрадных жанрах XX-XXI веков / Гос. ин-т искусствознания; [отв. ред. и сост. О.А. Кузнецова]. - Москва : Государственный институт искусствознания, 2010. - Вып. 1. - 2010. - 302 с.

256. Эстрада сегодня и вчера: о некоторых эстрадных жанрах XX-XXI веков / Гос. ин-т искусствознания; [отв. ред. и сост. О.А. Кузнецова]. - Москва : Государственный институт искусствознания, 2010. - Вып. 2. - 2016. - 320 с.

257. Эстрада: что? где? зачем? : статьи, интервью, публикации / [отв. ред. Е. Уварова]. - Москва : Искусство, 1988. - 350, [1] с.

258. Эткинд А. М. Содом и Психея: очерки интеллектуальной истории Серебряного века / А. М. Эткинд. - Москва : Гарант, 1996. - 413 с.

259. Юзовский Ю. Утесов и Хенкин // Вечерняя Москва. - 1933. - 12 янв. -

С. 4.

260. Ямский Н. Весь тот джаз [Электронный ресурс] // Совершенно секретно. - 2015. - 13 март. - Электрон. газ. - Режим доступа : https://www.sovsekretno.ru/articles/id/1790/ (дата обращения : 13.03.2015).

261. Ярустовский Б. Музыка в фойе кино // Музыка. - 1937. - № 3. - С. 5.

262. Cocteau J. Le Coq et l'Arlequin. Le Rapel a l'ordre / J. Cocteau. - Paris : Stockholm : [б. и.], 1926. - 297 p.

263. Finkelstein S. W. Jazz: A People's Music / Sidney Walter Finkelstein. -New-York : Citadel Press, 1948. - 180 p.

264. Gunther E. Geschichte der Variete / Gunten E. - Berlin : Henschelverlag, 1981. - 383 p.

265. Gunther E. Kassette 10 / Gunther E., Lange W. - Berlin, 1987.

266. Identity in Russian Music [Электронный ресурс] / M. Ritzarev // Bar-Ilan University. - Электрон. дан. - [Б. м., 200-]. - Режим доступа : http://lewebpedagogique.com/musicatub/files/2014/01/Ritzarev-A_Singing.pdf (дата обращения: 10.10.2017). - Загл. с экрана.

267. Jazz in the Soviet Union during the 1930s [Электронный ресурс] // Ukessays. - Электрон. дан. - Arnold, 2015. - Режим доступа: https://www.ukessays.com/essays/history/jazz-in-the-soviet-union-during-the-1930s-history-essay.php (дата обращения: 24.04.2018). - Загл. с экрана.

268. Randviir A. Space and place as Substrates of Culture [Текст : Электронный ресурс] / A. Randviir. - Электрон. дан. - [Б. м., 200-]. - С. 140-154. - Режим доступа: http://www.eki.ee/km/place/pdf/KP2_09randviir.pdf (дата обращения: 25.04.2018). - Загл. с экрана.

269. Ritzarev M. "A Singing Peasant": An Historical Look at National Identity in Russian Music [Электронный ресурс] / M. Ritzarev // Bar-Ilan University. -Электрон. дан. - [Б. м., 2000-]. - Режим доступа :

http://lewebpedagogique.com/musicatub/files/2014/01/Ritzarev-A_Singing.pdf (дата обращения: 10.10.2017). - Загл. с экрана.

270. Robert М. The Framework of Cultural Space [Электронный ресурс] / M. Clair, A. Williams // Researchgate. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2008. - Режим доступа:

https://www.researchgate.net/publication/242481998_The_Framework_of_Cultural_Sp ace (дата обращения: 24.04.2018). - Загл. с экрана.

271. Starr F. Red and'hot: the fate of jazz in the Soviet Union 1917-1991 / F. Starr. - New York : Hal Leonard Corporation, 1994. - 390 с.

272. Traditions and innovations in Russian culture. Late 19th-early 20th century [Электронный ресурс] // ГИМ. State Historical Museum. - Электрон. дан. - Москва, [200-]. - Режим доступа: http://en.shm.ru/?page_id=796 (дата обращения: 28.03.2018). - Загл. с экрана.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.