Этическая составляющая национальной концепции российского образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Сухоруких, Алексей Викторович

  • Сухоруких, Алексей Викторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 229
Сухоруких, Алексей Викторович. Этическая составляющая национальной концепции российского образования: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Воронеж. 2005. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сухоруких, Алексей Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Традиции национальной этики и её эволюция в отечественной педагогике до XX века.

§1. Этико-мировоззренческая парадигма национальной (родовой) педагогики как выражение этического самосознания русского народа.

§2. Этические аспекты отечественного образования в исторической ретроспективе. Нравственная основа русской христианской педагогики X-XVII вв.

§3. Место этического фактора в становлении и развитии государственной системы образования в России XVIII-XIX

§4.Этическая направленность общественной педагогики середины XIX-начала XX вв.: интерес к народной традиции воспитания.

ГЛАВА II. Морально-идеологическая парадигма советской системы образования и кризис современной российской школы.

§1. Особенности морально-этических традиций советской педагогики

1917-1990 гг.).

§2. Актуальные проблемы современного российского образования.

ГЛАВА III. Задачи нового образования: глобальный и этико-духовный аспект.

§1. Концептуальные основы новой парадигмы просвещения.

§2. Задачи практического переустройства российской школы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этическая составляющая национальной концепции российского образования»

Актуальность исследования. Вопрос о будущем отечественного образования остаётся сегодня одним из самых актуальных. Перспективы развития и тенденции модернизации российской школы вот уже на протяжении целого ряда лет рассматриваются с позиций экономических, административно-правовых, социальных, гносеологических. И хотя справедливо признаётся, что наиболее деструктивные тенденции кризиса, охватившего систему образования в 1990-е гг., остались в прошлом, чёткого и конструктивного ответа на вопрос: какой же должна стать отечественная педагогика в будущем, какой облик обретёт новая российская школа, — так и не последовало.

Некоторые важные изменения в российской образовательной политике наметились только в последние годы: были определены её долгосрочные перспективы и декларированы её приоритеты (см.: Закон РФ «Об образовании» 24.10.2000; Национальная доктрина образования в РФ до 2005 года; Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года). Однако реально происходит лишь внешняя модификация системы образования, причём в попытках реформирования отечественной педагогики присутствует опасная двойственность.

Так, сегодня законодательно провозглашены «гуманистический характер образования», «свобода личности» и «приоритет общечеловеческих ценностей», «защита системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства», а также «государственно-общественный характер управления образованием» и «автономность образовательных учреждений»1. Между тем, Россия по-прежнему не имеет исходной базовой компоненты своей образовательной политики: единой концепции своей национальной педагогики,

1 Закон РФ «Об образовании». - М., 2005. - С. 4. выстроенной на основе приоритета суверенных прав и интересов государ-ствообразующей нации, с учётом исторических особенностей национального уклада русского народа и его воспитательной традиции, отличительной чертой которой всегда оставалась устремлённость к высоким духовно-нравственным идеалам, общинное (соборное) начало и значительная роль местного самоуправления. Отсюда все попытки демократизации школы не изменяют основной тип обучения, удерживаемый ею: жёстко регламентированный и директивный, зависимый от стандартов, шаблонный и, в целом, деструктивный.

Оставаясь на сегодняшний день пока основным реальным источником финансирования бюджета образования государство занимает в вопросах его реформирования крайне неопределённую и весьма неоднозначную позицию: продолжается копирование западных педагогических образцов, культивируется практицизм и формализм знаний, по сути, сводится на нет академический уровень фундаментальной науки, намечается тенденция вытеснения просветительских институтов из государственного сектора образования, тогда как все инициативы, исходящие от общественности или от власти на местах, как правило, остаются без внимания.

Происходящие сегодня процессы в образовательной политике вызывают острейшую дискуссию и характеризуются достаточно резко целым рядом представителей российской науки: "не интегрирование с учётом прежних достижений, а полная ломка" всех лучших парадигм отечественной педагогики, непонимание того факта, что "академизм, гуманитаризация образования - одни из самых больших достижений русской школы"1, "усилия не на развитие, а на развал системы народного образования"2. При этом отмечается, что принципы и перспективы национального просвеще

1 Агеносов В. В. Обсудим, прежде чем реформировать // Литературная газета. - 2005. -№ 10.-16-22 марта,-С. 10.

2 Вифлеемский А. Продолжение реформ следует. //Народное образование. - 2005. -№ 2. - С. 36. ния всё чаще и на самом высоком уровне (см.: О приоритетных направления развития отечественной системы образования. Доклад министра обра* зования и науки А. А. Фурсенко на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г.) начинают определяться исключительно приоритетом рыночных отношений, характеризуются как высокодоходный вид бизнеса, наряду с чем акцент делается на типичность приобретаемых знаний, подчёркивается важность определённой унификации и конкурентоспособности образовательной системы, а также скорой окупаемости вложенных в неё инвестиций.

Действительно, российское образование сегодня всё очевиднее превращается в рынок информационных товаров и услуг, теряя свою онтоло-' гическую и этическую доминанту, тогда как государство стремится войти в этот рынок в качестве идеологического законодателя и монополиста. При минимальной значимости для современного российского общества этических ценностей, нравственных принципов и, как следствие, при очевидно * низком общественном самосознании вызывает обеспокоенность тот факт,

- что «государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг»1, провозглашая «переход к постиндустриальному обществу», «расширение масштабов межкультурного взаимодействия» и «сотрудничество в рамках международного сообщества» , но при , этом решительно игнорирует «тенденции, привитые за последний век русской душе: национальную безликость, утрату самоценности русского типа, потерю национальной гордости, национальный нигилизм»3.

В этой связи чрезвычайную значимость приобретают проблемы ста-^ новления русской национальной школы, способной возродить лучшие ка

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2004.-С. 12.

2 Там же. - С. 3.

3 Сиволобова Н.А. Модель русской национальной школы // Человек и общество на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов. Выпуск 17. - Воронеж, 2002.-С. 41. чества национальной ментальности и дать мощный духовный импульс стране на пути прерванного культурно-исторического развития. При этом важно понимание того, что русская национальная школа является, по сути, у не столько сугубо социальным, сколько общенациональным институтом, и её становление и развитие должно определяться инициативой всего общества, соответствовать чаяниям всего народа. Такая школа прежде всего должна стать своего рода лабораторией педагогического творчества, школой духовного мастерства, призванной свободно и органично «воспитать этнокультурно ориентированную личность, способную к творческому развитию в поликультурном открытом мире»1, возродить русский духовных характер, осуществить глубокую преемственность заложенных в нацио-' нальной педагогической традиции нравственных принципов, способных вывести человека на абсолютный, наднациональный уровень бытия и познания.

Сегодня как никогда своевременен и принципиально новый подход к ! проблеме образования с позиций его соответствия нравственному бытию ' человека, его эволюции как духовного, изначально Богоподобного существа, причём и государству, и обществу в целом необходимо подняться и на качественно новый уровень решения этой проблемы. Так, очевидно: современный социум не предполагает раскрытия всех внутренних качеств человека через его духовный рост, нравственное совершенствование, развивая лишь те качества, которые находят практически-прикладное применение в определённой социальной среде, на определённой стадии развития общества, государственности, цивилизации в целом. Между тем, целый ряд просветительских традиций русской национальной культуры пред» ставляет собой поистине неоценимое наследие образовательных и воспитательных методик, сутью которых является создание целостной, гармо

1 Сиволобова Н.А. Модель русской национальной школы // Человек и общество на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов. Выпуск 17. - Воронеж, 2002. - С. 40. нично и разносторонне развитой личности с возможностью раскрытия дремлющих, изначально заложенных природой качеств гармонии, творчества и духовного роста. Поэтому в основе отечественной педагогики должна лежать надэмпирическая, экзистенциальная по своей сути этика духовного познания, приближающая человека к трансцендентности и выделяющая его нравственный поступок в эволюционную категорию индивидуального опыта сопричастия с высшим, непосредственного предстоя-ния Богу. В этом случае смысл знания, смысл всех этических интенций обретает аналогию единого духодоминантного целого, становится тождеством сакрального просветления, святого откровения, исповеди. В контексте же национальной педагогики, таким образом, обнаруживается традиция уникального этико-духовного знания, бережно хранимого и передаваемого по поколениям. Обретение его означает обретение вневременной преемственности духовного родства и возрождение национального гения.

Вот уже 1000 лет Россия воплощает духовный образ православного христианства. Между тем, направленность и масштаб подлинного духовного знания неизмеримо шире, чем любой из его культово-религиозных аспектов. И хотя православие всё ещё остаётся «живой» верой, способной не только вместить вековые догматы, но и дать новые духовные знания, нет необходимости специально заострять внимание на специфическом, церковно-каноническом просвещении. Как бы то ни было, современная религия не смогла избежать ни «двойных» стандартов, ни категорического неприятия многообразия духовной жизни и служения и, культивируя известную этическую диспропорцию, она продолжает утверждать интенции «единственно правильной» веры и идеологической власти. В этой связи определённой сверхзадачей для российского общества сегодня является приближение к этике высшего порядка, к вечным смыслам бытия, к вопросам общечеловеческого, непреходящего содержания, рождающимся в осмыслении внутренней сущности человека безотносительно каких-либо «внешних» факторов.

Образование больше не должно оставаться идеологическим «агентом прошлого», перегруженным «ошибками отцов», но переориентированное на сущностные непреложные ценности, как это и было исконно, оно должно раскрывать внутренний потенциал человека, извлекать росток его духа и быть направлено в будущее, иметь «пространство непознанного» для своего динамичного качественного развития.

Этическая парадигма духовного творчества должна стать сегодня необусловленным эталоном просвещения. Также необходимо заново переосмыслить сущностные философские вопросы педагогики, сопряжённые с фундаментальными категориями бытия, нравственности и культуры. Очевидно, что любое качественное изменение происходит только изнутри, зарождаясь на уровне сущностных нравственных начал, глубокой личностной и общественной этики, постепенно трансформируя и все остальные составляющие как личностного, так и общенационального бытия.

Современностью остро востребована «пассионарная» личность, человек-созидатель и духотворец, и потому для сегодняшнего образования просто преступно упрощать и обессмысливать реальность, подменять подлинное бытие виртуальным «текстом», культивировать запрограммированное, «меновое» сознание обывателя. Лишь высокая духовность, — суть буквально: бытие в Духе, - и самостоятельно постигнутые человеком непреходящие нравственные принципы остаются на сегодняшний день единственным залогом появления состоявшейся, духовно зрелой личности в подлинно свободном обществе, условием обретения народом своего национального самосознания, сутью гармоничного образования и воспитания, основой «живой» и жизненной, открытой для творчества педагогики будущего.

Степень разработанности проблемы. Особенностью существующих исследований по заявленной проблематике является то, что до сих пор фундаментальная этика и педагогика в её национально-духовном, этнокультурном аспекте не рассматривались в своей естественной, неразрывной связи, комплексно и концептуально.

У истоков отечественной научно-теоретической педагогики стоит имя крупнейшего её представителя, реформатора национальной школы, К.Д.Ушинского. Основоположником же приоритетно этического, нравственно-акцентированного просвещения и его непосредственным практиком по праву является Л.Н.Толстой. В дальнейшем две эти тенденции: научно-академическая, тяготеющая к государственной идеологии, и нравственно-практическая, черпающая силы в народной традиции воспитания, — существовали, преимущественно, порознь, находя лишь незначительные точки соприкосновения прежде всего в вопросах личной и общественной морали. На наш взгляд, самая успешная и едва ли не единственная попытка сближения собственно этики в её глубинных, «духовидческих» аспектах с научно-теоретической педагогикой в контексте философской проблематики духовного возрождения русского народа и обретения им преемственности своей национальной воспитательной традиции, была предпринята в своё время крупным философом Русского Зарубежья И.А.Ильиным. Но, разумеется, никакого практического результата, равно как и никаких теоретических откликов эта педагогическая концепция в системе отечественного образования советского периода не получила и получить не могла.

Отдельного упоминания заслуживает и так называемая «этнопедаго-гика», развивающаяся как специфическая область научно-педагогического знания с середины XX в. Её представители Г.С.Виноградов и Г.Н.Волков фактически возродили, пусть и не в полном объёме, древнейшую воспитательную традицию русского народа, в контексте которой исследователи принципиально подчёркивали важность нравственного содержания всех без исключения образовательных методик, неразрывно связанных с повсе-> дневной жизнью.

Отметим, что вплоть до сегодняшнего дня немногочисленные научные исследования и практики в этом направлении: в попытках выявить единство этического и национального аспектов в педагогической традиции и обосновать прямую связь между возрождением русского этноса и его приверженностью высоким нравственным принципам бытия, - чрезвычайно быстро политизируются, становятся конъюнктурными и, тем самым, «затушёвываются» для общественного сознания. Современные исследователи, анализирующие различные аспекты сферы образования, отмечают её особую восприимчивость к политическим и социокультурным факторам («антропологический» подход к вопросам философии образования: Б.М.Бим-Бад, В.М.Видгоф, С.В.Казначеев, А.П.Огурцов, Г.И.Петрова и др.; проблематика образования в контексте концепции «устойчивого развития общества»: И.В.Бестужев-Лада, В.В.Бобров, Н.Н.Моисеев, Н.С.Розов, В.В.Целищев и др.; «культурологический» подход к проблемам образования: Б.С.Гершунский, И.Ф.Гончаров, Б.В.Емельянов,

A.А.Корольков, В.М.Межуев и др.). Практически все они называют в качестве основных проблем в сфере образования острый кризис национальной и социокультурной идентичности России, а также назревшую тенденцию к смене «классической» модели образования.

В то время как в обществе с новой силой начинает звучать призыв к духовному возрождению России, целый ряд учёных, педагогов, философов (С.А.Ан, Т.В.Артёмова, В.Б.Куликов, А.В.Рубцов, В.Ш.Сабиров,

B.Н.Сагатовский, В.Д.Шадриков, М.П.Щетинин, Б.Г.Юдин) видят путь к возрождению русского этноса и его духовной культуры именно через национальный аспект образования и воспитания, подчёркивая при этом особую необходимость «просвещать общество», то есть «с помощью образования вырабатывать у людей культурное самосознание, всегда облечённое в конкретную национальную форму»1. Основную причину явной несостоятельности российской педагогики в целом, названные исследователи понимают в контексте кризиса рационально-информативного образования, лишённого, по их мнению, всякой субъективности и подлинного творчества. Пересмотр теоретических оснований «классической» педагогики с позиций отечественных духовных и культурных традиций является, с точки зрения данных исследователей, одним из основных путей преодоления глубокого кризиса современной школы. При всей справедливости данных утверждений, полагаем, принципиально важно обозначить в контексте исследования собственно этическую составляющую, причём не отдельным фрагментом общей культурологической тематики, но в качестве фундаментального базиса обновлённой онтологической парадигмы, центрирующей духовное самосознание человека и выявляющей подлинный этико-экзистенциальный фактор познания себя и мира, при котором любая национальная форма видится своего рода «колыбелью» для рождения сущностного (наднационального) мировоззрения человека, его субъективно осмысленного нравственного опыта, духовного творчества и подвижничества.

Объектом предлагаемого исследования является русская национальная традиция образования и эволюция в её рамках основных этических концепций, реализация которых делает возможной этнокультурную преемственность поколений и передачу совокупного опыта этико-духовных, культурных и образовательных практик, адекватных реалиям современности и направленных к будущему динамичному развитию.

Предметом исследования является место и роль духовно-нравственного фактора в процессе развития образования в России.

1 Межуев В.М. Культурология как наука. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С. 10.

Основной целью исследования видится рефлексия над процессом становления и развития этических идей и формирования духовно-нравственных ценностей в контексте русской национальной педагогической традиции, а также концептуальное изложение приоритетных для современной педагогики вопросов нравственного бытия человека, необходимых для появления принципиально новой, этико-духовной парадигмы отечественного образования. Наряду с этим основными задачами работы являются:

- обоснование сущностного единства и категориальной сопряжённости этико-духовного и национально-культурного аспектов просвещения, глубокой взаимосвязи этики и педагогической культуры как неотъемлемых частей национальной культуры;

- раскрытие феномена родового воспитания как первоосновы русской национальной педагогики и выявление сущностных духовно-нравственных черт традиционных воспитательных и обучающих практик;

- анализ эволюции этических воззрений в отечественной педагогической традиции в исторической и социокультурной ретроспективе, изложение концептуальных взглядов крупнейших русских философов и педагогов, теоретиков и практиков дореволюционного и советского просвещения;

- раскрытие нравственного содержания наиболее значимых для отечественной системы образования философско-педагогических концепций на разных этапах культурно-исторического развития страны и определение степени их значимости для современной российской школы.

Источниковую базу исследования составили работы выдающихся русских педагогов (К.Д.Ушинский, С.А.Рачинский, С.Т.Шацкий,

A.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский), философов и религиозных мыслителей (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, М.О.Гершензон, Ф.М.Достоевский,

B.В.Зеньковский, И.А.Ильин, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, из современных - Л.Н.Гумилёв,

Д.С.Лихачёв, Н.О.Лосский, А.С.Панарин, А.И.Солженицын), историков отечественного просвещения (П.Ф.Каптерев, В.А.Николаев), а также -зарубежных философов (Г.Спенсер, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, М.Шелер). При сравнительном анализе с православной педагогической традицией и для уточнения роли «духовидческого опыта»в её формировании привлекались труды представителей патристики (Г.Палама), богословия (арх.К.Керн, прот. В.Свенцицкий), историков церкви (А.В.Карташев, А.С.Кукушкин, В.Н.Топоров и др.).

При рассмотрении источников и изложении материала мы отталкивались от таких регулятивных принципов исследования, как системность и объективность рассматриваемых проблем, применяли метод интерпретирующего и компаративного анализа, использовали диалектический подход, позволяющий раскрыть объективные закономерности исследуемого предмета и, в частности, выявить внутреннюю динамику развития этических концепций в отечественном просвещении. Наряду с этим, методическими основами диссертационной работы стали: сравнительно-системный анализ, метод исторических реконструкций, функциональный и детальный подходы. Специфика предмета исследования диктовала потребность в комплексном подходе к его изучению, который предполагает творческое сочетание исторических и философских аспектов в решении заявленной проблемы. Существенной особенностью авторского исследования стало изложение диссертантом материала, в том числе и в виде творческих интуиции, преобладающих над логико-понятийными структурами, что по выработке смысловых концептов отчасти приближает работу к трудам представителей русской нравственно-религиозной философии.

Научная новизна работы определяется её принадлежностью к числу первых в отечественной гуманитарной науке исследований по вопросам этики образования в контексте проблематики возрождения национальной педагогической традиции. В ходе исследования автором были выявлены и проанализированы определённые этико-культурные предпосылки как объективные факторы формирования уникального педагогического наследия русского народа;

- определено значение семейно-родового воспитания как социокультурного феномена и раскрыто его этическое содержание;

- показана решающая роль этического фактора в формировании основных принципов национального образования, подчёркнута идея самобытности русской духовно-нравственной парадигмы просвещения;

- прослежены условия генезиса определяющих смысложизненных духовно-нравственных концептов национальной ментальности, раскрыта сущность центральной этической доминанты в традициях воспитания русского народа, рассмотрены важнейшие этические идеи в концепциях крупнейших отечественных философов и педагогов, подчёркнута необходимость их скорейшего целенаправленного и практического воплощения в жизнь. Исследование резюмируют следующие обобщающие заключения:

- Обосновано, что русская национальная педагогика есть самостоятельный и уникальный, способный к современному динамичному развитию феномен, специфика которого определяется на протяжении веков ярко выраженным духовно-нравственным началом и ценностями богатейшей этнокультурной традиции.

- Показано, что, несмотря на тяжелейшие этносоциальные кризисы в истории России, именно высокие этико-духовные принципы, заложенные в национальной воспитательной традиции, обуславливали в скором времени мощный созидательный импульс всего этноса и его дальнейший культурно-исторический подъём.

- Заявлено о необходимости создания в самом ближайшем будущем целостной концепции национального образования в России, в основу которой будет положена этическая парадигма духовного творчества и принципы нравственного самосовершенствования человека, его сущностной сопричастности с миром (с природой и социумом) посредством субъективно осознанной и лично выстроенной им духовной связи с демиургическим аспектом своего этноса (родства с национальным гением) и с сокровенным, трансцендентным аспектом собственного существа (совестью, творческой интуицией, духом Божьим).

Научная и практическая значимость работы. Теоретические выводы диссертации вносят определённый вклад в развитие идей, касающихся различных разделов гуманитарного знания; и прежде всего, этики, педагогики, философской антропологии, философии образования, философии культуры. Материалы диссертации, её концептуальные положения могут представлять интерес для исследователей русской национальной культурной традиции и быть использованы при составлении учебных курсов, учебных пособий и спецкурсов по вышеназванным дисциплинам. ,

Апробация работы. Основные идеи диссертационной работы нашли отражение в целом ряде публикаций диссертанта, обсуждались на региональных и международных научных и научно-практических конференциях в Ельце, Воронеже, Тюмени, Шуе, С.-Петербурге. Материалы диссертации использовались при проведении лекционных и семинарских занятий по этике и философии в Воронежской лесотехнической академии. Диссертация апробирована на заседании кафедры философии ВГЛТА в апреле 2005г.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Сухоруких, Алексей Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение рассмотренной выше проблемы невозможно переоценить: оно напрямую касается не только нашего настоящего, но и будущего. Отбросив банальности, необходимо задуматься о перспективе: каковы мы сами, таков и окружающий мир. В семье и обществе мы сделали его жестоким и бессердечным, разрушительным и всё более заурядным. Существующая система образования, традиционно призванная в нашем обществе «формировать личность», в реальности буквально вбивает детские души в жёсткие, подчас косные рамки условностей общепринятой морали, безобразно травмируя их принуждением, отсутствием творческого стимула и равенства возможностей, плодит эгоистичных конформистов, озабоченных лишь своей безопасностью в социуме. Вся структура общества, в котором мы живём, стала настолько ненормальной и даже опасной, что всем нам необходимо как можно скорее найти совершенно иной, новый способ социального существования, и наше совместное размышление в этом направлении будет вызовом тому примитивному единомыслию, которое навязывает и существующее общество, и наиболее деструктивные элементы устоявшейся системы образования. Отвергнуть окружающий социальный порядок, бессмысленный в своей бездуховности, и вместе с ним - сомнительные ценности шаблонного, сугубо интеллектуального и узкоспециализированного образования — отнюдь не означает бегство от реальности в романтическую иллюзию. Жизнь по высшим нравственным принципам, духовное подвижничество, проповедь добра и миролюбия, воспитание чести и достоинства, образование, способное обеспечить преемственность поколений и сформировать подлинную духовную общность этноса — всё это остаётся сегодня реальностью, требующей немало личного и гражданского мужества и ответственности.

Создание национальной русской школы, главной целью которой станет, образно говоря, «собирание русского духа», а также воспитание человека-духотворца, и проповедь непреходящих нравственных ценностей, -должно стать общероссийским начинанием, при котором, наряду с государственной поддержкой, решающим фактором будет инициатива общества, деятельность частных лиц, роль местного самоуправления. Принципиально новая, этическая педагогика должна родиться из недр общественного сознания как идея обращения человеческой личности и общества в целом к истокам духовного родства и к изначальной внутренней свободе, принципам соборного бытия и сопричастия судьбам своего народа, своей страны, своей ответственности за личностное бытие, за настоящее и будущее своей Родины. Национальное образование в широком понимании должно включать в себя различные типы учебных и внеучебных учреждений, а также научные, государственные и негосударственные структуры. Небольшая, возможно, частная школа со своим собственным уставом, в ведомстве конкретных структур Министерства образования, но без подотчётности промежуточным инстанциям, находящаяся на балансе регионального или краевого бюджета и под опекой государственных и частных благотворительных фондов, обеспечивающих постоянный источник финансирования - такая школа должна стать на первом этапе реформирования, основным звеном в структуре нового, созданного с учётом широкого местного самоуправления, национального образования в России. Русская школа должна быть, безусловно, открытой и обеспечивать образование на русском языке представителям всех без исключения национальностей с глубоким уважением их национального достоинства.

Чрезвычайно важным сегодня, в момент колоссального падения духовного потенциала нации, является чёткое осознание того, что национальная религия, православие остаётся не только каноническим догматом и историческим наследием, но и «живым» духовным знанием, «действующим» литургическим таинством. Осознание того, насколько важным для будущих поколений является понимание высокой нравственной сути учения Христа, способствующего сближению и духовному объединению народов. Нельзя забывать и об уникальном явлении в отечественной педагогической традиции: о существовании в русских монастырях и на месте древних сакральных обителей России духовных школ, братств, занимающихся в отличие от семей родственных, целенаправленным воспитанием душ подрастающего поколения. Таким образом, мы имеем полное право утверждать, что национальная русская школа должна быть школой духовного наследия и самобытности русского народа, школой, соответствующей своей изначальной роли: воспитанию личности по образу и подобия Божьему.

Реальные качественные изменения в отечественной педагогике, убеждены мы, произойдут только после проявления в обществе принципиально нового взгляда на воспитание и образование как на целенаправленное взращивание внутренней культуры сознания личности, утверждение её нравственной основы, раскрытие её духовного потенциала. Необходимо в первую очередь выразить и обозначить в качестве нравственного эталона исконные созидающие качества русского национального характера, восстановить утраченные звенья этнокультурного бытия и сущностные родовые основы национальной этики воспитания. Только вслед за этим можно приступать к решению всех остальных задач, поставленных временем: принять за основу образовательного процесса принципиальную целостность познания, интегрированность обучения в теории и практике, вывести на высочайший уровень нравственной культуры воспитателя и педагога, обеспечить реальное сближение позиций светской школы и православия.

Вне всякого сомнения, основой основ школьной жизни и главнейшим критерием педагогического творчества была и остаётся любовь. Там, где есть любовь, мгновенно возникает взаимопонимание и общение на равных между самыми разными людьми. Именно поэтому школа подлинных знаний предстаёт особым, непохожим ни на какой другой, внутренне открытым, но внешне закрытым миром, в котором формируется мировоззрение каждого учащегося и духовная общность коллектива. Слова «семья», «братство», по сути, будут определять характер всех без исключения отношений в таких школах, каждая из которых станет отбирать и готовить «своих» учеников, тем самым подтверждая истину о многообразии путей познания.

Появление первых национальных школ с педагогическими коллективами из тех, кто окажется лично заинтересован в заботе о каждом ученике индивидуально, возможно, полагаем, раньше всего по частной (или коллегиальной) новаторской инициативе. Если это будут действительно заслуживающие внимания школы, необходимая помощь придёт. Однако неизбежным будет и сильнейшее сопротивление со стороны сложившейся системы образования, всех тех в ней, кто посчитает свои интересы ущемлёнными. Чтобы стать энергичными энтузиастами подлинной реформы образования, необходимы не только воля и решимость: необходимо понимание целей и конечного результата всех начинаний. Впрочем, о конечном результате здесь можно говорить весьма условно. Образование, так же как и нравственное совершенствование, и творчество — процесс бесконечный, тогда как осознание истинных ценностей - его непреложный закон. Ответственность за построение развитого миролюбивого и просвещённого общества лежит, прежде всего, на учителях. Очевидно, что только педагог может по-настоящему помочь в осуществлении всех, таких необходимых сегодня, общественных преобразований. Взрастить новое поколение, осознающее смысл свободы и полноту жизни, понимающее всю сложность современного существования в обществе, одержимом добыванием материальных благ, это значит кардинально изменить ценностные ориентиры и социальную структуру этого общества, вернуть ему подлинную духовность, свободу и процветание.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сухоруких, Алексей Викторович, 2005 год

1. Закон РФ «Об образовании». М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2005.-48 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2004. - 24 с.

3. Авдеев В.И. Канон жизни учителя. Воронеж: Изд-во им. Е.А.Болховитинова, 2002. - 25 с.

4. Авдеев В.И. Начала нового образования. Педагогика начинающихся классов. Воронеж: Изд-во им. Е.А.Болховитинова, 2002. - 167 с.

5. Авдеев В.И. Синтез духовности и культуры. М.: Изд. МГСУ ИПК «Союз», 2004. - 122 с.

6. Авдеев В.И. Становление призвания как образовательная проблема. — Воронеж: Изд-во им. Е.А.Болховитинова, 2004. 30 с.

7. Авдеев В.И. Становление философской культуры через систему этни-чески-влекущих образов. Воронеж: Изд-во им. Е.А.Болховитинова, 2003.-48 с.

8. Агеносов В. В. Обсудить, прежде чем реформировать // Литературная газета. 2005. - № 10. - 16-22 марта, - С. 10.

9. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2 т.- Т.2. Интегральное описание языка и системная лескикография. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995. - С. 348-388.

10. Архив К.Д.Ушинского: В 4 т. Т.1. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959.-479 с.

11. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. -М.: Паломник, 1996. 450 (1) с.

12. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности // Сборник нормативных документов общего среднего образования. -М., 1993.-С. 10-14.

13. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика и этос воспитания: со-циодинамика контекстов. Тюмень, 2002. - 256 с.

14. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. — СПб.: «Серп», 1909.-600 с.

15. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике // Белов В.И. Избранные произведения: В 3 т. М.: Современник, 1984. - С. 4-326.

16. Беляев В.И. Образование в России // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. М.: Республика, 2001. - С. 274-283.

17. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: Изд-во ACT, 2000. - 400 с.

18. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. — 346 с.

19. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 479(1) с.20. «Берег». Воронежский обл. еженедельник. 2000. - 23 июня. — С. 14— 15.

20. Бубнов Ю.А. Метафизика русского просвещения. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.-256 с.

21. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910.-М.: Молодая гвардия, 1991.-С. 43-85.

22. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М.: Знание, 1988.-61 (3) с.

23. Варава В.В. Грани евразийской идеи // Варава В.В. Горизонты русского Бытия. (Размышления. Заметки. Статьи). Воронеж, 2001. - С. 65-85.

24. Варава В.В. «И возненавидел я весь труд мой.» (заметки о философии труда в православной и протестантской культурах) // Варава В.В. Горизонты русского Бытия. (Размышления. Заметки. Статьи). Воронеж, 2001.-С. 112-145.

25. Варава В.В. Образование духа: Проблемы и перспективы современной школы // Варава В.В. Горизонты русского Бытия. (Размышления. Заметки. Статьи). Воронеж, 2001. - С. 50-65.

26. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 195 с.

27. Вифлеемский А. Продолжение реформ следует. // Народное образование. 2005. - № 2. - С. 28 - 36.

28. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. - 168 с.

29. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988. 699 (1) с.

30. Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910.-М., 1991.-С. 85-109.

31. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. — 428 (4) с.

32. Горбунов М.Г. Русские и западные ценностные отношения // Проблемы культурологии. Н.Новгород, 1998. - С. 85-104.

33. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.: Канон, 1995.-380 (4) с.

34. Гуманитарное знание. Сущность и функции. Межвуз. сб. под ред. Г.А. Подкорытова. СПб., 1991. - 152 с.

35. Гумилёв J1.H. Этногенез и биосфера земли. М.: Изд-во ACT, 2002. -557 с.

36. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2003. -472 с.

37. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Изд-во Корпорация «Логос», 2000. - 224 с.

38. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. Спб.: Фонд «Университет», 2004. - 400 с.

39. Днепров Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России. М.: Интер-пракс, 1994.-242 с.

40. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Т. 26. - Л., 1972-1991. -518с.

41. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — В 2-х частях. Ч. 1. — М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. - 379 (1) с.

42. Жданов И.Н. «Слово о Законе и Благодати» и «Похвала кагану Владимиру» // Жданов И.Н. Сочинения: В 2 т. Т. 1. - Спб., 1904. - С. 6985.

43. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т. 1., Ч. 1. -Л.: МП «Эго», 1991.-221 с.

44. Зиновкина М.М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 1999.-№3.-С. 101-104.

45. Иларион. Слово о законе и благодати // Златоструй. Древняя Русь X— XIII вв. -М.: Молодая гвардия, 1990. С. 106-122.

46. Ильин И.А. Наши задачи. Избранные статьи (1948-1954 гг.) //Юность, 1990. № 8. С. 60-71.

47. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин Ремизов -Шмелёв. - М., 1991. - 210 с.

48. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности.-М.: Республика, 1993.-С. 134-288.

49. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.

50. Ильинский В. Как ведётся воспитание детей в деревенской Руси. — СПб., 1906.- 184 с.

51. Калюжный Д.В., Ермилова Е.Э. Дело и слово: Будущее России с точки зрения теории эволюции. М.: Изд-во «Эксмо», 2003. - 448 с.

52. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915. - 770 с.

53. Карлов Н.В. Преобразование образования // Вопросы философии. 1998. -№ 11.-С. 3-19.

54. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. - 383 с.

55. Кириков О.И. Русское православие. Духовно-догматические ориентации. Воронеж: Изд-во Воронежского педуниверситета, 1996. - 224 с.

56. Коган J1.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. - 308 с.

57. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.-М., 1993.-200 с.

58. Корольков А.А. Образование между культурой и цивилизацией // Корольков А. А. Русская духовная философия. СПб., 1998. - 576 с.

59. Кукушкин JI.C. Мистические корни христианского богословия // Мистическое богословие восточной церкви. М.: Изд-во ACT, 2001. - С. 5-12.

60. Лихачёв Д.С. Заметки о русском // Новый мир. 1980. - № 3. - С. 1038.

61. Лосский В.Н. Паламитский синтез // Лосский В. Н. Боговидение. -М.: Изд-во ACT, 2003. С. 437^52.

62. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 559 с.

63. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

64. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - С. 238-368.

65. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.-636(4) с.

66. Луначарский А.В. О преподавании истории в коммунистической школе. Петроград, 1918. - 20 с.

67. Луначарский А.В. Проблемы народного образования. М.: «Работник просвещения», 1923. - 208 с.

68. Макаренко А.С. «В моей жизни Вы чрезвычайно значительны.» // Учительская газета. 1986. - 13 марта, - С. 4.

69. Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. - М., 1957-1958. - 783 с.

70. Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. - М., 1957-1958. - 588 с.

71. Марков Б.В. Философская антропология «после смерти человека» в России и на западе // Вече: Альманах русской философии и культуры СПб, 1997. - Вып. 9. Февраль-май. - С. 155-171.

72. Межуев В.М. Культура и образование // Безопасность Евразии. -2001.-№3.-С. 326-330.

73. Межуев В.М. Культурология как наука. Культура, культурология и образование (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. — 1997.-№ 2.-С. 8-11.

74. Михайлов Ф.Т. Философия образования: её реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. -№ 8. - С. 92-118.

75. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. - 480 с.

76. Морозов С.Б. Идея национального образования в отечественной философской и педагогической мысли XIX XX вв. // Человек и общество на рубеже тысячелетий: Межвуз. сб. научн. тр. — Вып. 20. — Воронеж, 2003.-С. 85-90.

77. Морозов С.Б. Национальное образование как исторически сложившийся тип образовательных систем // Человек и общество на рубеже тысячелетий: Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 20. - Воронеж, 2003. - С. 93-96.

78. Моциэнок В.Э. А.В. Луначарский и общеобразовательная школа 20-х годов // Страницы истории и историографии отечества: Сб. научн. тр. -Воронеж, 1999.-С. 115-130.

79. Надточий И.О. Особенности становления русского национального самосознания (социально-философский анализ). Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.-112 с.83. 11ациональная доктрина образования в РФ (Проект) // Поиск. — 1999. — №44.-С. 9-12.

80. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. - 480 с.

81. Никишенков А.А. Традиционный этикет народов России XIX — нач. XX в.-М., 1999.-320 с.

82. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. — М., Орёл, 1987.-245 с.

83. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000. - 272 с.

84. Нравственно-эстетические основания гуманитарного образования: комплекс учебных программ. СПб.: Изд-во Астерион, 2003. - 196 с.

85. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001. - № 4. - С. 5-8.

86. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. — 1989. — №3.- С. 119-154.

87. Образование и духовное здоровье молодёжи: Сб. материалов научно-педагогической конференции. Воронеж: Воронежско-Липецкая епархия, 1998. - 86 с.

88. Образование и культура: история и современность. Томск: Изд-во Томского университета, 1989. - 236 (2) с.

89. Панарин А.С. Внешняя среда и внутренний человек // Подъём. — 2000. -№ 2.-С. 250-254.

90. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.

91. Педагогика сотрудничества: Истоки. Принципы. Перспективы. Новосибирск, 1989. - 88 (2) с.

92. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. - 312 с.

93. Победоносцев K.JI. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга, 1993.-640 с.

94. Попова О.Т. Крах политических и экономических иллюзий // Россия накануне XXI в.: Новые вехи. Сб. научн. тр. Воронеж, 1999. - С. 103-122.

95. Протоиерей Валентин (Свенцицкий). Монастырь в миру. Проповеди и поучения: В 2 т. Т. 2. - М.: Изд-во «Трим», 1996. - 576 с.

96. Рачинский С.А. Сельская школа.-М.: Педагогика, 1991.- 173 (3) с.

97. Русские // Под ред. В.А. Александрова, И.В. Власовой, Н.С. Полищук. -М.: Наука, 1999.-828 с.

98. Савицкий И.О. О философии глобального образования // Философия образования для XXI в. М., 1992. - С. 16-20.

99. Сиволобова Н.А. Модель русской национальной школы // Человек и общество на рубеже тысячелетий: Междунар. сб. тр. Вып. 17. - Воронеж, 2002. - С. 39-41.

100. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XV вв. // Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991. - С. 106-115.

101. Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 2002. - 208 с.

102. Соловейчик С. JI. Размышления о воспитании совести // Знание сила. - 1987. -№ 9. - С. 60-67.

103. Соловьёв B.C. Национальный вопрос в России. Выпуск первый // Соловьёв B.C. Сочинения.: В 2 т. Т. 1. Философская публицистика. - М.: Изд-во «Правда», 1989. - С. 257-408.

104. Сочинения И.С. Пересветова // Ржига Ф. Иван Семёнович Пересветов, публицист XVI века. М., 1908. - С. 58-76.

105. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое // Спенсер Г. Сочинения: Полные переводы / Под общ. ред. Н.А. Руба-кина: В 7 т. Т. 7. Спб., 1898. - 114 (2) с.

106. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

107. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. -М.: Просвещение, 1969.-398 с.

108. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982. - 206 с.

109. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-336 с.

110. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988. - 269 с.

111. Толстой JI.H. Азбука. Новая азбука. М.: Просвещение, 1987. - 574 (1)с.

112. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -542(1) с.

113. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. — Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис, 1995. - 874 с.

114. Троцкий Л.Д. Их мораль и наша // Вопросы философии. 1990. -№5. -С. 105-126.

115. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 1. - М.-Л., 1948-1952. - 378 с.

116. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. - М.-Л., 1948-1952. - 656 с.

117. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т.-Т. 3.-М.-Л., 1948-1952.-672 с.

118. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 5. - М.-Л., 1948-1952. - 592 с.

119. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 8. - М.-Л., 1948-1952. - 776 с.

120. Удодов Б.Т. Пушкин: Художественная антропология. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999.-304 с.

121. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. -269 с.

122. Фетисов В.П. Философия морали (тоска по русскому аристократизму). Воронеж: «Квадрат», 1995. - 120 с.

123. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.- Т. 1.4. 1. М.: Изд-во «Правда», 1990. - 402 с.

124. Фортунатов А.А. Начало педагогической деятельности С.Т. Шацкого //О С.Т. Шацком. М., 1961. - С. 75-129.

125. Франк СЛ. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. 510 (1)с.

126. Франк СЛ. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910.-М., 1991.-С. 153-185.

127. Ш.Хижняк З.И. Киево-Могилянская академия. Киев, 1988.-264 (2) с.

128. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. 3-е изд. - Т. 1. - М., 1900. - 416 (1) с.

129. Хорунжий С.С. Путём зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии. 1999. -№ 9. - С. 139-147.

130. Шацкий С.Т. Избранные педагогические соч.: в 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.-304 с.

131. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. - 574 с.

132. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход).-М., 1997.-48 с.

133. Шелер М. Формы знания и образования // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - С. 15-56.

134. Шемшук В.А. Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее. -М., 2001.-224 с.

135. Шердаков В.Н. Можно ли всерьёз говорить о «равноправном сотрудничестве»? // Россия и США: пути равноправного сотрудничества. -Материалы межвуз. научн. конференции. Воронеж: Изд-во ВГЛТА, 1997.-С. 36-38.

136. Шмеман А. Исторический путь православия. М.: Паломник, 1993. -387(2) с.

137. Экономцев И.Н. Православие. Византия. Россия. М.: Христианская литература, 1992. - 233 с.

138. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смыл и назначение истории.-М.: Республика, 1994.-С. 288-418.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.