Этнокультурные процессы в резервациях индейцев США в современный период. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Чешко, С. В.

  • Чешко, С. В.
  • 1986, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 230
Чешко, С. В.. Этнокультурные процессы в резервациях индейцев США в современный период.: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1986. 230 с.

Оглавление диссертации Чешко, С. В.

ВВЕДЕНИЕ.С. 3очники 6

Обзор литературы 13

ГЛАВА I. Экономические и социальные условия этнокультурного развития коренного нления США 32

Влияние федеральной политики на общественное развитие индеих народов 32

Экономичое развитие индеих резерваций 40

ГЛАВА П. Социокультурные процессы у индейцев СШАс. 54

Социальная организация 54

Культурное развитие индеих народов 88

Языковаятуация 95

Старое и новое в материальной культурес. 104

Развитие духовной культуры 113

Проблема паниндеой культуры 124

ГЛАВА Ш. Этничие процы в резервациях 128

Проблемы эт но демографии индейцев США 128

Самзнание индейцев 139

Этнические общности и этнические процессыс. 147

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурные процессы в резервациях индейцев США в современный период.»

Североамериканских индейцев изучают на протяжении уже нескольких веков, но интерес к ним со стороны исследователей не уменьшается, а скорее растет, что объясняется, в частности, тем своеобразием, которое характерно для общественного развития коренных народов Америки в современную эпоху. И самое, наверное, замечательное - это то, что индейские этносы вообще еще существуют, не растворившись в окружающем их евроамериканском населении.

Значение исследования современных этнокультурных процессов у индейцев Северной Америки выходит за рамки собственной инде-анистики. Изучение этой темы имеет определенное значение для анализа таких вопросов, как национальные отношения в развитых капиталистических странах со сложной этнической структурой, социальное и культурное развитие этнических меньшинств в этих странах, политика правящих кругов буржуазных государств по национальному вопросу.

Вместе с тем, следует учитывать, что рассматривать индейский вопрос в качестве модели для исследования указанных выше проблем можно лишь с известными оговорками, поскольку коренные американцы изначально очень сильно отличались от европейских переселенцев по уровню социально-экономического развития и культуре. Отношения между ними строились как между завоеванными /или еще не завоеванными/ и завоевателями, и хотя ныне потомки последних порой отдают должное историческому прошлому и культурному наследию аборигенных народов Америки, сами индейцы остаются отделенными от господствующих евроамериканских обществ социальным и психологическим барьером.

Индейские народа вошли в состав североамериканских государств, находясь на более низкой, чем прочие этнические компоненты их населения, стадии общественного развития. Но именно потому, что история индейцев в новое и новейшее время дает наглядный пример взаимодействия разностадиальных обществ, она привлекает особое внимание исследователей. Особый интерес вызывают проблемы развития социально-экономических отношений, изменения, происходящие в традиционной культуре коренных народов Северной Америки,.эволюция их этнического самосознания, типологизация этнических процессов.

Нельзя сказать, что этнографы игнорировали все эти сюжеты. Напротив, изучению современного социального и этнокультурного развития индейцев посвящены сотни работ авторов из самых различных стран. И все же исследователям до сих пор не удалось дать четкого ответа на вопрос о том, что представляют собой сегодня коренные народы континента и что их ждет впереди. Разумеется, решить эту задачу в одной работе, а тем более в столь ограниченной по объему, как наша, невозможно. Поэтому в своем исследовании мы сосредоточим внимание на узловых проблемах этнокультурного развития индейских народов и попытаемся выявить основные тенденции этого развития.

Диссертация посвящена индейцам США., причем, не всем индейцам, а только тем из них, которые живут в резервациях: развитие именно резервационных общин имеет, по-видимому, определяющее значение для настоящего и будущего индейских народов как носителей специфических этнокультурных черт. Мы условно относим к данной категории индейского населения также те группы, которые не имеют официального резервационкого статуса, но живут на государственных землях и находятся под опекой федеральных властей. Вместе с тем из числа исследуемых объектов мы исключаем коренное население Аляски и Алеутских островов, так как особенности развития этого региона, а также преобладание в нем эскимосо-алеутских народов над индейскими придают ему специфические черты, не характерные для основной территории CIA.

Работа охватывает в основном период 60-80-х годов текущего столетия, хотя иногда и привлекаются некоторые материалы 50-х годов. Это обусловлено тем, что чрезмерное сужение хронологических рамок порой не позволяет уловить тенденции общего характера, присущие этнокультурному развитию индейских народов во второй половине XX в. Данный промежуток времени можно рассматривать в качестве особого этапа в истории коренных народов США, поскольку условия их общественного развития в этот период несколько отличались от тех, которые были характерны для предыдущих десятилетий. Так, совершив в начале 60-х годов очередной поворот, политика государства в отношении индейцев, оказывающая очень большое влияние на их общественное развитие, в дальнейшем уже не претерпевала кардинальных изменений. Рассматриваемый период знаменателен и такими явлениями, как рост этнического самосознания коренных американцев и активизация их борьбы за свои права.

Обычно в работах, посвященных коренным народам США, используется выборочный метод: авторы обращаются в лучшем случае к десятку-другому резервационных общин, пытаясь на их примере выявить общие характеристики индейского мира. Этот метод, однако, небезупречен. Во-первых, он допускает субъективность в выборе наиболее репрезентативных групп /заметим попутно, что этническая пестрота коренного населения США вообще ставит под сомнение возможность найти таковые/. Во-вторых, при таком подходе стремление охватить как можно больший материал приводит к увеличению числа описываемых культур, что чревато превращением исследования в справочник или же в многотомный труд. Предметом нашего изыскания будут не отдельные индейские культуры, а существенные с точки зрения очерченного круга проблем явления общественной жизни, которые можно было бы привести в систему, позволяющую составить представление о главных закономерностях и путях этнокультурного развития индейского населения США.

В работе постоянно будут встречаться некоторые термины, которые целесообразно заранее пояснить.

Например, как в советской, так и в зарубежной литературе применительно к индейцам США употребляется целый ряд не очень точных по смыслу терминов, ставших настолько употребительными, что отказаться от них уже трудно. Термин "американские индейцы" в исследованиях по США обычно обозначает аборигенов не всей Америки, а только данной етраны*Л В этом же значении чаще всего употребляются термины "коренные американцы", "коренные народы США", "коренное население США" и т.д., хотя "коренными" для этой страны можно считать, не говоря уже об эскимосах и алеутах, также и большую часть евроамериканцев, афроамериканцев и азиоамериканцев, предки которых переселились в США достаточно давно.

Источники

Довольно широкий диапазон вопросов, рассматриваемых в связи с исследуемой темой, предусматривает и соответственное разнообразие привлеченных источников. Однако обеспеченность ими различных аспектов проблемы современного общественного развития коренных американцев неодинакова; в одних случаях можно ¡говорить об обилии источников, в других - об их малодоступности /это в первую очередь относится к периодическим изданиям, выходящим в резервациях, и к публикациям индейских общественных организаций/ или скудности.

Следует помнить, что на формирование источниковой базылпо данной проблеме сильно влияют практические потребности государства, в значительной степени определяющие направления конкретных исследований, проводимых американскими учеными и заинтересованными организациями. Не ощущается, например, недостатка в материалах по таким вопросам, как федеральная политика в отношении индейцев, их правовое положение, развитие производительных сил в резервациях и т.п. Б то же время некоторые важные стороны социальных отношений, культуры, этнических процессов находят в источниках гораздо меньшее отражение.

Использованные нами источники можно разделить на несколько групп. К первой из них относятся публикации официальных ведомств США: материалы переписей населения США, другие статистические издания, опубликованные результаты обследований федеральными учреж- .

2/ дениями подопечного им индеиского населения и т.д. '

Из этих публикаций можно почерпнуть самые различные сведения - о численности и размещении коренного населения, о его демографических характеристиках, занятиях, образовании, жизненном уровне и многое другое.

Наиболее комплексный характер среди источников этой группы имеют сводки переписи населения США 1970 г., в которых коренным американцам посвящен отдельный том3Л Переписные материалы являются весьма показательными, так как хорошо отражают принятые в США принципы статистических обследований индейского.населения, их достоинства и недостатки.

В указанном томе приводятся сотни показателей экономическо- . го и социального развития коренных народов США, сведенные в 18 тематических таблиц. Эти таблицы дают представление о самых различных сторонах жизни индейцев, от их численности до, скажем, санитарного обеспечения их жилищ, от языковой ситуации до уровня автомобилизации коренных американцев.

Особенно ценны данные, на основании которых можно судить об экономическом положении и социально-профессиональной структуре индейских обществ, об отношении различных групп населения к средствам производства. Вместе с тем с помощью переписных материалов можно составить лишь весьма приблизительное представление о процессах развития социально-классовых отношений у индейцев или же об остатках у них прежних общественных отношений. Объясняется это, с одной стороны, тем, что статистические учреждения США стремятся так подать свои материалы, чтобы завуалировать противоречия американское го общества, а с другой стороны, тем, что в этой статистике не учитывается специфика индейских обществ, которая как бы подгоняется под евроамериканские стандарты. Показательный пример такой подгонки демонстрируют сведения, характеризующие семейно-родствен-ные отношения в среде индейского населения. Из них можно получить исчерпывающий ответ почти на любой вопрос, кроме того вопроса, который интересует этнографа, занимающегося индейцами, пожалуй, более всего - вопроса о пропорциональном соотношении в индейских обществах нуклеарной и неразделенной семьи.

Еще более существенным недостатком переписных материалов является неточность содержащихся в них данных о существующих в США группах коренного населения. Составители названного тома даже специально оговаривают этот момент, предупреждая, что "список племен может включать и такие племена, которые существовали в историческом прошлом, но к настоящему времени исчезли"^. Не удалось > организаторам переписи адекватно отразить и реальную ситуацию в распространении индейских языков. "Родным языком, - сказано в пояснении к соответствующим таблицам, считается язык, на котором говорили в семье респондента, когда он был ребенком. В том случае, когда в качестве родных языков назывались английский и какой-либо иной язык, то предпочтение отдавалось последнему"^. Не совсем точно и без учета специфики социальных отношений в индейской среде освещен вопрос о взаимоотношениях в семье: даже тогда, когда во время опроса главой семьи называлась женщина, в материалах переписи в качестве главы указывался все равно муя - "для удобства составления таблицы"^.

К числу достоинств анализируемого источника следует отнести то, что в нем приводятся не только обобщающие сведения, но и дифференцированные данные по сельским и городским районам, а в ряде таблиц - также данные по штатам, некоторым индейским народам и резервациям. Существенную помощь в использовании фактического материала оказывают содержащиеся в приложениях разъяснения. В целом том "Американские индейцы" является важным источником по исследованию многих аспектов современного общественного развития коренного населения США.

К сожалению, несколько задержалась публикация результатов последней, 1980 г., переписи населения США.

Нам удалось ознакомиться лишь с первой частью тома "Американские индейцы, эскимосы и алеуты в статусных резервациях и в

7/ исторических районах Оклахомы" ' . Преимущество этого издания по сравнению с материалами предыдущей переписи состоит в том, что здесь приведены данные о всех официально признаваемых американскими властями группах коренного населения страны. Эти данные позволяют уточнить расселение индейских народов, некоторые социальные , и экономические характеристики индейского населения резерваций. В указанной публикации приведен также список индейских народов, причем он гораздо более точен, чем тот, который представлен в материалах переписи населения СМ 1970 г., поскольку в его составлении приняли участие ученые из Смитсоновского института и сами индейские общины и общественные организации^.

Многие другие статистические публикации основываются в первую очередь на материалах переписей населения, но нередко содержат дополнительные сведения. Так, в выпущенных Министерством торговли СМ брошюрах можно найти данные о развитии частного предпринимательства среди индейцев9^, а "Статистический обзор Соединенных Штатов" содержит извлечения из неопубликованных или недоступных нам материалов переписи населения 1980г.

К числу официальных источников можно отнести также изданные американским ученым Ф.Пручей документы по истории федерального за

II/ „ конодательства в отношении коренного населения страны ' . В эту публикацию, помимо текстов актов конгресса, включены и некоторые фактические материалы, характеризующие различные стороны индей-12/ ского вопроса ' .

Несколько особое место в данной группе источников занимают опубликованные материалы, в которых отражена работа многочисленных комиссий конгресса СМ, в той или иной степени занимающихся проблемами коренного населения, - сенатской комиссии по делам индейцев, подкомиссии по гражданским и конституционным правам палаты представителей, комиссии по внутренним делам и делам островных территорий той же палаты и др.*®/. Материалы этих комиссий содержат результаты обследований резерваций, стенограммы обсуждений тех или иных вопросов /обычно в этих обсуждениях принимают участие и представители индейских общин/. Ценность такого рода публи-,. каций состоит, в частности, и в том, что в них можно найти новейшие фактические данные, в том числе и такие, которые приводятся представителями парламентской оппозиции и свидетельствуют не в пользу правительства США, почему и не предаются им широкой огласке. Имеющиеся в этих документах сведения характеризуют, например, реальный вклад государства в решение проблем коренных американцев, позволяют судить о действительной сущности индейской политики федеральных властей в последние годы. Материалы конгресса дают информацию и по многим другим аспектам жизни индейского населения. Так, в стенограмме заседания подкомиссии палаты представителей по ассигнованиям, посвященного обсуждению федерального бюджета на 1984 г., содержатся сведения о введении обучения индейских детей на родных языках и состояния просвещения в резервациях"^. В той же стенограмме, а также в материалах работы сенатской комиссии по делам индейцев приводятся данные о структуре земельного фонда ре

15/ зерваций и о процессе обезземеливания индейцев ' .

Все же диапазон фактического материала, представленного в данных источниках, довольно ограничен, поскольку материал этот обычно.увязан с рассмотрением конкретных законопроектов или же с проблемами финансирования государственных программ социально-экономического развития резерваций. Довольно редким в этом смысле исключением может служить стенограмма обсуждения бюджета на 1984 г. в сенатской комиссии по делам индейцев, где приводятся многочисленные сведения по целому ряду аспектов социально-экономического развития индейского населения и даются некоторые демографические характеристики аборигенов*^.

Ко второй группе источников относятся официальные документы индейских общин - всевозможные докладные записки, письма, меморандумы, статистические материалы, представляемые в комиссии конгресса США и содержащиеся в публикациях этих комиссий. В этих же публикациях иногда можно обнаружить выдержки из материалов индейской прессы. Данная группа источников не только отражает позицию самих коренных американцев или по крайней мере их лидеров, но и вводит в оборот немало новых фактов, собранных по инициативе этих общин и организаций. Нередко такие материалы существенно отличаются от сведений, публикуемых в официальных изданиях; особенно это касается данных о*численности индейских народов и характере их социальных проблем и экономических трудностей - безработицы, нехватки земли, истощения природных ресурсов, недостатков в школьном образовании и здравоохранении и т.п. Встречаются также чрезвычайно важные материалы, связанные с особенностями этнокультурного развития индейских народов.

Полноценное этнографическое исследование не может обойтись без привлечения полевых материалов. За неимением собственных та^ ких материалов мы могли лишь использовать результаты работы в резервациях североамериканских ученых. На основе фактических данных, собранных во время экспедиций, написаны работы А.Вархафтига, Б.Тоулкена, Г.Уилсона, Д.Эйберла, Э.Дожье, Э.Секакуаптевы, А.Боу-эрса, М.Шепардсон и Б.Хэммонда и многих других авторов^. Примером источника особого рода является книга поэтессы и художницы В.Армстронг/^, в которой собраны высказывания индейцев по различным проблемам их жизни^. Наконец, в работах американских исследователей можно также обнаружить и некоторые статистические данные, взятые из недоступных нам источников.

Ясно, что все эти публикации можно отнести к категории источников лишь весьма условно. Кроме того, использование приводимых в них сведений требует большой осторожности - необходимо тщательно отделять факты от их интерпретации авторами. г

Обзор литературы

Начать обзор литературы следует с работ американских ученых, которые, естественно, внесли наибольший вклад в разработку проблем современного этнокультурного развития коренного населения собственной страны. На последующих страницах мы попытаемся дать краткую характеристику основных концепций американских исследователей п© интересующим нас вопросам индеанистики. Многие из этих концепций вызывают более или менее серьезные возражения, а некоторые из них страдают явной тенденциозностью. Однако это нисколько не умаляет заслуг американской этнографической науки в изучении конкретных аспектов развития индейских народов.

Судя по значительному количеству публикаций, устойчивый интерес к североамериканским индейцам проявляют и западноевропейские ученые. Довольно часто их исследования обращены в далекое прошлое аборигенов Америки, носят обзорный характер^ однако выходят и работы, посвященные важным проблемам современности^.

Заметное место в историографии индейского вопроса занимают также труды советских этнографов.

X х X

Исследования американских индеанистов объединяет одна общая черта - понимание современного этнокультурного развития аборигенного населения страны как процесса трансформации традиционных индейских обществ под воздействием господствующего англоамериканского общества. Поэтому практически ни одно из более или менее крупных таких исследований не обходится без анализа политики правящих кругов США в индейском вопросе, которая рассматривается в качестве главного регулятора этого воздействия.

В советской литературе в свое время высказывалось мнение о том, что в американской историографии по данному вопросу существуют два направления - критическое и консервативное, причем представители второго стремятся замолчать суть проблемы2^. Наше знакомство с работами американских авторов полностью подтверждает такую оценку. Вместе с тем, справедливости ради, следует отметить, что публикаций, в которых совсем бы не было критики политики властей в отношении коренного населения, почти нет. Другое дело, что обычно острие критики направлено не столько против целей и социального содержания этой политики, сколько против форм и методов ее осуществления.

Такой подход в определенной мере обусловлен тем, что многие ученые США придерживаются принципа аполитичности науки. Например, известный специалист в области истории политики Соединенных Штатов в индейском вопросе Ф.Пруча считает, что исследователь должен стремиться к познанию явлений, избегая "пропаганды или служения интересам какой-либо группы или доктрины"22/. Такой позиции противостоит кредо прогрессивных американских ученых, которые выступают против иллюзии о нейтральности науки. "Вопрос состоит не в том, - подчеркивал С.Тэлбот, - становиться ли нам на чью-либо сторону, ибо мы неизбежно делаем это, но, скорее, на чьей стороне мы находимся"2^/. Нужно, однако, отметить, что сегодня не эти исследователи определяют лицо американской инде-анистики.

Объективистский подход к изучению явлений общественной жизни приводит к возникновению концепций, авторы которых, сосредотачивая внимание на внешних сторонах федеральной политики и не замечая ее социального содержания, приходят к выводу о том, что политику США в отношении индейцев больше всего отличают ошибочность и непоследовательность. "Федеральная политика, - писал Л.Мщз, - колебалась и изменялась со сменой администрацией и течением времени: дипломатия умиротворения, вооруженный конфликт, перемещение племен, порабощение, истребление, концентрация, асси

24/ милиция, терминация, самоопределение.4 /. У.Уошбёрн считает, что "индейское законодательство характеризовалось специальными мероприятиями, вызываемыми острой сюиминутной необходимостью, корд / торые нельзя объединить в четкую систему генеральных принципов".

Подобные взгляды основываются также на весьма распространенном в американской историографии представлении о том, что магистральной линией федеральной политики в отношении индейцев почти на всем протяжении ее истории был курс на их ассимиляцию, а реальные действия властей зачастую противоречили этой цели.

Другие исследователи, а их, надо сказать, меньшинство, усматривают в "ошибках" федеральных властей вполне определенные за-кономернности. Так, РДорсман и Д.Бон подчеркивают, что в основе мероприятий американских правительств неизменно находилась цель отторжения племенных земель^. Аналогичную мысль высказывал бывший одно время председателем сенатской подкомиссии по образованию индейцев Э.Кеннеди27/. М.Прайс сравнивает политику федеральных властей по индейскому вопросу во второй половине XX в. с проводившейся в прошлом столетии политикой "цивилизации" аборигенов страны /которая на практике выражалась в расхищении племенных земель/ с той лишь разницей, что теперь пропагандируется идея сделать из индейца не фермера, а наемного рабочего2^.

Многие американские авторы считают, что именно государство ответственно за те трудности, с которыми сталкиваются резерва-ционные общины индейцев в своем социально-экономическом развитии, за тяжелые условия жизни в резервациях. Но лишь некоторые из них

- тяготеющие к марксизму /С.Тэблот/ или выражающие настроения индейских радикалов /У.Мейер, В.Делориа/ - связывают деятельность государства в индейском вопросе и обусловленные ею проблемы коренного населения со всей системой его угнетения и эксплуатации капиталистическим обществом СМ. Так, У.Мейер отмечает, что индейцы подвергаются "социальному геноциду со стороны колониали-стских сил", к которым .он относит федеральные и местные власти, христианские миссии и научные учреждения, монополии и военно-промышленный комплекс, законодательные и судебные органы, профсоюзы, индустрию туризма, средства массовой информации и едва ли ни каждую неиндейскую группу,"вступающую в контакт с индейцами и эксплуатирующую их ради выгоды, которую она только может извлечь"^9/. Четкую позицию в этом вопросе занимает Коммунистическая партия США, в документах которой расовое угнетение национальных меньшинств страны квалифицируется как выражение классовой эксплуатации^^. "Могущественные монополии, - записано в Новой программе КП США, - экспроприируют принадлежащие индейцам угольные, нефтяные и урановые ресурсы, правительственные ведомства США действуют как неоколониальные владыки, а весь механизм государственно-монополистического капитализма порождает почти неописуемую нищету, безработицу и ущемление культурных традиций и социальных прав"31/.

В серьезных исследовательских работах американских авторов довольно редко можно встретить попытки преуменьшить сложность социальных и экономических проблем коренного населения. Зато попытки оправдать правящие круги США, переложив ответственность за эти проблемы на самих индейцев, не являются редкостью. Зачастую этой цели служит так называемая теория культурного детерминизма. Например, Дж.Нейгел утверждает, что индейцы в силу своих традиций » добычи и потребления жизненных средств,якобы просто не в состоянии воспользоваться преимуществами современной цивилизации и таким образом повысить свое благосостояние. Этому, считает он, также препятствуют традиционное мировоззрение и индивидуальные психологические особенности индейцев3^/. Похожие мысли содержатся в работах К.Джилбрета, Р.Де Мэлли, Б.Шиана, Дж,Роудза33//.

Современная американская этнография рассматривает индейские народы не только как объект воздействия англоамериканской культуры, но ив качестве активных участников процесса взаимодействия культур. Поэтому исследователи, стремясь познать механизм аккультурации индейцев, пытаются выявить те элемент их культур, которые больше других сказываются на ходе аккультурации. И такую роль обычно отводят социальной организации индейских обществ, ценностным ориентациям или психическому складу индейцев, которые, как полагают, в силу своей значимости и относительной инертности оказывают консервирующее воздействие на весь комплекс культурных V традиций. Источник "живучести" индейских культур некоторые авторы находят также в туземных религиях34/.

Упомянем и оригинальную точку зрения В.Делориа. Главной отличительной чертой культур индейцев он считает своеобразное восприятие ими окружающего мира. "Независимо от того, насколько образованным может быть индеец, - пишет В.Делориа, - он всегда подозревает, что западная культура не является адекватным отражением действительности"35^. И дело тут вовсе не в примитивности мышления индейцев, а. в том, что оно относится к совершенно иному уровню познания. В индейском мировоззрении В.Делориа обнаруживает элементы некой новой "метафизической" философии3^/.

На понимание американскими исследователями процесса развития индейских культур оказывают сильное влияние некоторые методо1 логические установки американской этнографической науки. Одна из таких установок - это индетерминистское толкование логики общественного развития, связанное с критикой положения исторического материализма о базисной роли производственных отношений в функционировании и развитии общества. Правда, во многих работах содержатся указания на то, что изменения в экономике и культуре взаимосвязаны, однако в целом идея о том, что именно в экономическом базисе индейских обществ заложена главная причина их изменчивости, является для работ американских авторов нехарактерной. Нередко суть процесса общественного развития они видят в приспособлении к внешним условиям, будь то природная или социаль

07/ ная среда, т.е. англоамериканское общество'и . Поэтому само развитие рассматривается такими исследователями как простое изменение в номенклатуре культурных черт, и трансформация экономических структур аборигенных обществ, считают они, вовсе не обязательно должна привести к кардинальным изменениям в социальных отношениях и культуре38Л

Индетерминистские традиции американской культурной антропологии особенно наглядно проявляются в изучении социальных отношений у индейцев. Так, Р.Де Мэлли показывает, каким путем у сиу в результате размывания кровнородственных связей складываются территориальные "синтетические" общины: "Со временем родственные отношения во многих общинах распались в результате внутриродовых браков, расселения в поисках пастбищ и вследствие роста населения, а также по причине вымирания старых общинных предводителей, которым не удалось найти замену"39^. Более глубокое объяснение столь важного переворота в общественной жизни автор дать не суме?, но даже такой анализ выглядит значительно серьезнее высказываний на эту же тему коллег Де Мэлли.

Слабо освещена в американской научной литературе проблема классообразования и развития классовых антагонистических отношений в индейских обществах. Редким исключением может служить имеющая почти сорокалетнюю давность работа К.Клахона и Д.Лайтон, в которой, и то вскользь,отмечается, что у навахо состоятельные люди приобретают влияние в обществе посредством "экономического давления"40/. Джордж и Луиза Спиндлер указывают, что в процессе аккультурации различные группы индейцев меномини сближаются не с англоамериканским обществом вообще, а с соответствующими им по социально-экономическому уровню группами белого населения4^,косвенно таким образом признавая социальную неоднородность общества меномини. Чаще же исследователи ограничиваются рассмотрением профессиональных групп в индейском населении, не связывая такие явления", как имущественная дифференциация й развитие частной собственности на средства производства, с процессом классообразования у индейцев.

Проблема развития новых, капиталистических отношений у коренного населения США ускользает из поля зрения не только многих американских исследователей, но и их западноевропейских коллег. Так, авторы книги, вышедшей в издательстве марксистской литературы франкфурта-на-Майне, М.Вибих и У.Винтер считают, что основополагающие принципы капиталистического общества, и прежде всего частная собственность на средства производства, несовместимы с образом жизни индейцев4^, и имеют при этом в виду не жителей до-коломбовой Америки, как можно было бы подумать, а современных индейцев.

Процесс трансформации индейских обществ американские ученые пытаются познать посредством конструирования его модели, которая нередко представляет собой довольно сложную систему фаз, уровней и факторов. Например, Г.Джэкоби выделяет три последовательные стадии ассимиляции: аккультурацию, социальную интеграцию и амальгамацию. 43// На первой из них происходит приспособление индейцев к англоамериканской культуре, на второй - включение их в деятельность всех видов социальных группировок белых американцев от социальных институтов до неформальных объединений, а на третьей -полное слияние аборигенов с евроамериканским населением через смешанные браки. При этом Г.Джэкоби считает все три фазы примерно одинаково значимыми, в то время, как И.Вот признает подлинной ассимиляцией только амальгамацию4^. У М.Гордона процесс ассимиляции тоже подразделяется на три стадии, но вводятся четыре до

45/ полнительных условия этого процесса '. Схема профессора психологии А.Падильи включает три фазы аккультурации, два ее уровня,

46/ модель аккультурации и ряд других элементов ' .

Стремление американских ученых смоделировать процесс трансформации индейских обществ заслуживает внимания, хотя попытки использовать эти модели в практических исследованиях не всегда выглядят убедительными. В качестве примера можно привести исследование, проведенное П.Роем в резервации индейцев спокан.

Выбрав несколько показателей, характеризующих условия жизни и общественное развитие споканов и соседнего белого населения, П.Рой попытался увязать их с теоретическими выкладками Г.Джэкоби. Объективно эти показатели свидетельствуют о том, что споканы не прошли ни стадии аккультурации, ни стадии социальной интеграции, а в целом они остаются сегрегированной социально-расовой группой, хотя почти половина споканов имеет белых предков47^. Иными словами, процесс взаимодействия общества споканов с евроамериканским обществом США не укладывается в избранную П.Роем концепцию, Тем не менее, автор приходит к неожиданному с точки зрения фактов : и логики выводу: "Взрослые индейцы достигают высокого социальноэкономического статуса, образования, уровня жизни и доходов и

48/ сливаются с обществом белых" ' .

Каково же мнение американских исследователей относительно современного социального и культурного состояния индейских народов?

Некоторые авторы предпочитают соблюдать в своих оценках крайнюю осторожность. Так, К.Джилбрет прогнозирует усиление аккультурации навахо, но затрудняется сказать, что представляет собой их культура в настоящее время. "Происходят столь быстрые изменения, - пишет он,-что трудно определить, какие элементы традиционной культуры еще функционируют, а какие трансформировались или забыты"49/.

Общий же вывод, который разделяет большинство специалистов по индейскому вопросу состоит в том, что полная аккультурация и тем более ассимиляция коренного населения США вряд ли произойдет в ближайшем будущем, если она вообще когда-либо произойдет. "Подлинная аккультурация, - справедливо указывает Х.Джонсон, - может быть осуществлена только тогда, когда индейцы займут полноправное место в господствующем обществе"^/.

Многие американские ученые склоняются к мысли о том, что представления об изменениях, происходящих в индейских обществах, вообще преувеличены. М.Гордон, например, утверждает, что коренные американцы сделали лишь первый шаг на пути аккультурации^*/,. а по мнению С.Левина, индейские культуры - это все еще традиционные культуры^/.

Привлекает внимание позиция тех ученых, которые стремятся избежать упрощения проблемы и не сводить ее к альтернативе "традиционность - аккультурация". Э.Спайсер, описывая в одной из своих работ индейцев хопи, подчеркивал, что развитие их общества в современный период - это сложный процесс межкудьтурных контактов, который нельзя рассматривать лишь с точки зрения ассимиляции5^. Р.Де Мэлли, указывая на своеобразие культуры сиу, в то же время отмечает: "Эта культура представляет собой не просто наследие прошлого; культура сиу - сегодняшняя"54^. По мнению С.Тэлбо-та, культура современных индейцев развивается по восходящей линии, и это развитие определяется характером происходящих в индейской среде общественных процессов, в первую очередь - активизацией освободительного движения коренных американцев55^. В их культуре, указывает С.Тэлбот, "проявляются также тенденции, свойственные культурам народов "третьего мира", "формы поведения, характерные для рабочего класса, элементы культуры молодежного и студенческого движения, а также других массовых социальных движений. Но в целом современная индейская культура - нечто более сложное, нежели просто механическая сумма составляющих ее частей; она имеет определенно индейский облик"56Л

Если итоги аккультурации индейцев оцениваются в целом сдержанно, то ее целесообразность признается большинством американских исследователей, хотя и не всеми. К числу тех, кто, как будто бы, сомневается в пользе аккультурации для индейцев, относится упоминавшийся выше В.Делориа. По его мнению "племена, которые решают возникающие в резервации противоречия с помощью традиционных индейских средств, обычно добиваются большего прогресса, нежели племена, которые постоянно приспосабливаются к системе ценностей белых"57/.

Все более популярной становится концепция "третьего пути" развития индейских народов. Как полагает, например, Г.Боудэн, индейцы хотя и отказались от многих своих прежний традиций, однако не приняли и их евроамериканекие заменители, избрав путь -паниндеанизма5®/.

В свое время американский ученый ДжЛовард дал такое определение паниндеанизма: "Паниндеанизм означает процесс, в ходе которого социокультурные организмы, такие, как, например, сенека, делавэры, крики, ючи, понка и команчи, утрачивают свои племенные особенности, а на месте последних развивается внеплеменная "индейская" культура"59^. Подобные взгляды на природу этого явления высказываются и в современной литературе^. Если же обобщить все то, что пишут в CIA о паниндеанизме, то он предстает как целый комплекс идей и действий, отражающих стремление индейцев к социальному равноправию и культурному возрождению, а также возникающих в результате этого движения явлений в общественной жизни и культуре.

Проблема паниндеанизма в последнее время обсуждается очень активно. Наиболее решительные сторонники этой концепции утверждают, что на основе паниндейской культуры в США формируется единая этническая общность, и даже говорят об этой общности как о свершившимся факте6*/. Вместе с тем продолжает удерживать позиции концепция культурного плюрализма, суть которой хорошо выражена в тезисе "каждая культура уникальна"62/. Проблема паниндеанизма обсуждается учеными и по другую сторону океана. Например, западногерманские исследователи В.Линдиг и М.Мюнцель решительно выступают против гипотезы о существовании в США единой индейской культуры, отмечая, что возникновение паниндейских культурных черт все же не может уничтожить племенные различия*^/.

Зарубежные ученые рассматривают и другие возможности этнического развития коренного населения США, помимо ассимиляции и формирования паниндейского этноса. Например, Дж.Прайс считает,что если малые индейские народы ожидает ассимиляция, то более крупныег, более изолированные и более устойчивые перед натиском англоамериканской культуры могут сохраниться в качестве "особых социокультурных единиц"64Л Подобные прогнозы основываются на анализе особенностей современного втнического развития индейского населения в условиях аккультурации. Так, норвежский этнограф Ф.Барт, а вслед за ним и американский ученый У.Уильяме считают, что по мере исчезновения индейских культур решающую роль в сохранении этнического самосознания коренных американцев, а значит и самих индейских народов, приобретают традиционные семейно-родственные отношения и сознание общности исторического прошлого6^. "

X х X

Советская индеанистика основывается на иных принципах исследования щй$лем этнокультурного развития коренных народов Северной Америки, нежели западная этнография. Если американские и западноевропейские ученые в своем большинстве склонны рассматривать этнические культуры в качестве саморазвивающихся систем, довольно слабо связанных с другими сферами общественной жизни, то советские ученые признают определяющее значение для функционирования этнических организмов социййьно-экономических факторов. Как отмечает Ю.В,Броллей, сцособ производства материальных благ является определяющей структурной единицей для развития культуры66^.

Пример эффективного использования историко-материалистическо-го метода в этнографических исследованиях дают изыскания Ю.П. Аверкиевой и Й.А.Золотаревской, которые фактически заложили основы современной советской индеанистикщДля того, чтобы определить, в каком направлении развиваются современные индейские общества, точкой отсчета могут служить выводы, содержащиеся в ретроспективных исследованиях Ю.П.Аверкиевой. Важное значение имеет определение Ю.П.Аверкиевой основной тенденции общественного развития индейцев. Она считала, что к середине прошлого столетия все индейские племена уже находились на различных этапах распада первобытно-общинного строя^Л Вместе с тем, выделив конкретные варианты этого процесса^, Ю.П.Аверкиева тем самым отметила своеобразие и неравномерность социально-экономического и культурного развития в различных регионах североамериканского континента.

Признание Ю.П.Аверкиевой неравномерности социокультурного развития разных групп коренного населения Северной Америки не идентично плюралистическому подходу тех американских ученых, которые, подчеркивая уникальное своеобразие каждой индейской культуры, отрицают наличие каких-то общих закономерностей в их развитии. "Несмотря на многообразие путей и фо£м этого распада /родового строя - СЛ./, общим моментом, лежащим в основе этого единого процесса у всех племен, была постепенная смена отношений коллективизма в труде и распределении, воплощающихся в узах родства, отношениями возникшей частной собственности и заменой кровнородственных связей связями по браку и соседскими, террито-„69/ риальными" 7 .

Исследуя социальную организацию американских индейцев, Ю.П. Аверкиева стремилась не только выявлять формы социальных отношений, но и анализировать их содержание. Это позволило ей заключить, что уже к НХ в. само представление о родственных отношениях у индейцев /а именно - у народов североамериканских степей/ трансформировалось: под ними стали понимать и древние родовые связи, и свойство, и фиктивное родство. Более того, родственные отношения начали выступать в качестве формы внеэкономического принуждения в условиях формирующегося классового общества'^'. Для » изучения современного состояния индейских обществ может оказаться полезным замечание Ю.П.Аверкиевой о том, что новые, соседские связи у индейцев часто настолько тесно переплетались с кровнородственными и даже облекались в них, что становились трудноразличимыми^.

Важное значение имеют и высказывания Ю.П.Аверкиевой о влиянии капитализма на развитие общественных отношений у индейских народов. Отмечая, что формирование территориальных связей происходило в основном именно в период капиталистической колонизации континента72^, Ю.П.Аверкиева одновременно подчеркивала, что эта колонизация оказала противоречивое влияние на развитие индейских обществ. В частности, у кочевых народов Великих Равнин она прервала наметившуюся ранее тенденцию перехода от военно-демократического строя к военно-олигархическому^ .

У индейцев северо-западного побережья в результате индустриализации этого региона евроамериканским капиталом и превращения их в наемных рабочих нарушился процесс ускоренного развития раннеклассовых отношений, который происходил на базе интенсивного прис-вающего хозяйства, а захват индейских земель и лишение таким образом аборигенного населения средств существования привел к деклассированию значительной его части, превращению в "колониальный люм

74/ пен-пролетариат" '.

X X X

Публикаций советских авторов, посвященных проблеме современного этнокультурного развития коренных народов CIA, пока не очень много, и в них затрагиваются в основном лишь отдельные аспекты этой проблемы. Из обобщающих работ последних лет можно назвать только кандидатские диссертации К.В.Деханской и В.Г.Стельмаха75//.

Один из вопросов, привлекающих внимание советских исследова^ телей - это политика властей США в отношении индейцев, причем они более последовательны и единодушны в ее оценке, чем американские ученые. "Как показывает история, - писала Ю.П.Аверкиева, - основой индейской политики правящих кругов США всегда был земельный вопрос, варьировали лишь методы "узаконения" расхищения индейских земель"7^/. И.Р.Григулевич обращает внимание на демагогию правящих кругов США, призванную закамуфлировать их нежелание действительно улучшить положение коренного населения, на деятельность правительственных учреждений и спецслужб, направленную на подавление свободительного движения индейцев и закрепление их бесправия7^. По его мнению, эта политика является продолжением курса на закабаление индейцев, проводившегося со времен первоначального освоения континента европейцами78/. "Современное положение североамериканских индейцев, отличающееся расовой дискриминацией и экономическим угнетением, - отмечает А.В.Логинов, - стало результатом проведения правящими кругами США политики ограбления и подавления коренного населения страны"79/.

Для большинства советских авторов характерно сходство мнений и в определении этнических последствий воздействия на индейские культуры американского капитализма. "Социально-политическое и экономическое закабаление индейцев, - утверждает К.В.Цеханская, - на протяжении всей истории США сопровождалось их насильственной ассимиляцией"^/. А.В.Логинов тоже считает, что целью правящих кругов США является насильственная ассимиляция индейцев81/. Как политику ассимиляции оценивала деятельность американских властей И.А.Золотаревская82/ хотя высказывала она и другую точку зрения. "Рассматривая индейцев как резерв дешевой рабочей силы, - отмечалось в книге, вышедшей под редакцией С.А.Токарева и И.А.Золотаревской,

Американские капиталисты заинтересованы как в разобщении самих ' индейских народов, так и в изоляции индейцев от остального населения страны"8^. Оценивая сущность аккультурации и ассимиляции индейского населения, Й.А.Золотаревская подчеркивала, что в условиях капитализма эти процессы "приводят не к поднятию культурного уровня народа, а к исчезновению его самобытной культуры"8^/. О разрушающем воздействии евроамериканекого общества СМ на индейские культуры писал также В.М.Бахта85Л

Анализируя социально-экономическое развитие индействих обществ, советские исследователи указывают, в частности, на то, что резервации индейцев уже практически интегрированы в экономическую систему США8^/. Отмечается также, что проникновение в резервации капиталистических отношений способствует трансфрмации всего уклада жизни индейцев, что в индейской среде уже вполне различимы явления, связанные с процессом классообразования, развитие которого, правда, тормозится остатками первобытно-общинных отношений87^.

Видное место в работах советских этнографов занимает вопрос о подъеме освободительного движения индейцев, росте их национального самосознания, деятельности индейских общественных организаций.

Исследователи рассматривают все эти явления в контексте социальной борьбы трудящихся масс США за свои права. При этом они указывают на внутреннюю неоднородность движения индейцев, объясняя ее глубокими изменениями, происходящими в самих индейских общи-нах88/.

Интересные суждения по проблемам этнокультурного развития индейских народов содержатся в работах И.А.Золотаревской. Она, в частности, подчеркнула то своеобразие, которое присуще этническому развитию коренного населения США и заключается в том, что индейцы не смешались с евроамериканским населением, но и не состави

- 5>У ли компактную этническую группу . Правда, процесс ассимиляции ' индейцев все же имеет место, но у различных групп он протекает с неодинаковой интенсивностью90/. С другой стороны, считала И.А. Золотаревская, в резервациях со смешанным населением происходит образование новых индейских народов9*/, а чероки, чокта и крики Оклахомы складываются в народности, которым присущи территориальная и культурно-экономическая общность, наличие собственных письменных языков и формирование собственной интеллигенции^2/ в целом же тридцать лет назад, когда писалась цитируемая книга, перспективы этнического развития индейских народов представлялись И.А. Золотаревской неясными93/.

Советские исследователи отмечают процесс формирования общих для различных индейских народов культурных черт. Так, К.В.Цехан-ская рассматривает фестивали паувау как часть движения индейцев за сохранение своей культуры и создание единой этнической общности94/. Можно, однако, привести мнение И.А.Золотаревской, которая считала паувау псевдоиндейской культурой, весьма далекой от подлинных традиций коренных американцев95Л

Проблема формирования паниндейской этнической общности решается различными советскими исследователями по-разному. Ю.П. Аверкиева определенно высказывалась в пользу возможности такой перспективы. При этом она указывала, что американское государство объективно способствовало росту этнообъединительных тенденций среди индейцев: "Проводившаяся правительством США на протяжении почти двухсот лет ассимиляторская политика ускоряла процесс сложения паниндейской этнической общности" посредством разрушения племенной обособленности96/. С другой стороны, В.М.Вахта писал, что формирование паниндейского этноса едва ли реально, и именно потому,что процесс ассимиляции коренного населения США зашел уже слишком да

97 / леко ' .

Обе точки зрения на роль ассимиляции в этническом развитии индейцев имеют, видимо, право на существование. Нельзя оспаривать то обстоятельство, что ассимиляция, коль скоро она способствует ликвидации обособленности локальных культур, открывает дорогу объединительным процессам. Но трудно не согласиться и с тем, что ассимиляция может привести к ликвидации не только племенных различий, но и индейского сообщества в целом. Наличие таких разных подходов к проблеме объясняется, видимо, не только разногласиями ученых на предмет явления ассимиляции как таковой, но и неясностью для исследователей того, какая же тенденция у индейцев в конечном итоге возобладает.

Надо сказать, что взгляды советских исследователей на проблему паниндейской тенденции в развитии коренных народов США отличаются некоторыми особенностями. В отличие от большинства американских коллег, они склонны видеть в паниндеанизме явление скорее социально-политического характера, чем социокультурного. Например, О.В.Шамшур характеризует паниндеанизм как "движение, отстаивающее признание всех индейцев единой этнической общностью и призывающее к защите их общих интересов"9®/. Соответственно и в вопросе о формировании паниндейской этнической общности ведущая роль отводится социально-политическим факторам. Признавая факт складывания такого организма, И.А.Золотаревская указывала, что в качестве основы объединения коренных народов США выступает общность их судеб, что придает самой паниндейской общности своеобразный и неустойчивый характер9^/. По мнению В.Б.Евтуха, более точна формулировка Ю.П.Аверкиевой, согласно которой индейское население - это и есть паниндейская этническая общность, форшрующаяся под зна

100 ком общности судеб+у; сам В.Б.Евтух считает, что "общность судеб выступает прочным связующим фактором в формировании паниндейской ' этнической общности", а общие этнические черты в быту и культуре, не играя поначалу существенной роли, могут появиться лишь в будущем, в рамках уже сформировавшейся паниндейской этнической общности"^/.

Свое мнение по существу проблемы мы выскажем позже, после того, как проанализируем ее на основе фактического материала. Вместе с тем, предварительно заметим, что тезис о ведущей роли особенностей социального и правового положения коренных американцев, а также идеологии паниндеанизма для формирования совершенно нового этнического организма выглядит столь же смелым, сколь и сомнительным. Складывается впечатление, что этот тезис появился под некоторым влиянием зарубежной, и особенно американской, литературы, где явления социально-политической жизни индейцев нередко напрямую связываются с их этнокультурным развитием, а то и включаются в структуру этнических признаков /последнее сопряжено с разработкой американскими антропологами концепции о так называемом "этноклас-се"/:

Появление в отечественной этнографической литературе недостаточно аргументированных концепций этнокультурного развития индейцев США обусловлено, видимо, тем, что советские исследователи пока еще мало занимаются изучением этнических процессов у аборигенного населения этой страны. В тех же случаях, когда авторы анализируют реальную действительность в области общественных отношений, культуры и самосознания индейцев, они приходят к иным выводам. "Племена, живущие в резервациях, - конствтирует В.Г.Стельмах, - продолжают существовать как особые этнические общности с присущими им культурными ценностями, традициями, социальной спецификой^^2/^

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования Чешко, С. В., 1986 год

1. Administrations proposals to eliminate fiseal year 1982 moneys for Indian Housing: Oversight hearings before the committee on interior and insular affairs. US Congress. House. Wash«: Gov. print, office, 1981. 163 p.

2. Analysis of the budget pertaining to Indian affairs, fiscal year 1982: JL report of the select committee on Indian affairs. US Congress. Senate. Wash.: Gov. print, offiee, 1981. 23 p.

3. Annual report of Hew York State interdepartmental committee on Indian affairs. 1970-1971. Albany: Gov. print, office, 1971.72 p.

4. Bureau of Indian affairs and Indian health service budget requested for fiseal year 1981: Oversight hearing before the committee on interior and insular affairs. US Congress. House. Wash.: Gov. print, office, 1980. 180 p.

5. Bureau of Indian affairs and Indian health service budget requested for fiseal year 1983: Oversight hearing before the committee on interior and insular affairs. US Congress. House. Wash.: Gov. print, office, 1982. 102 p.

6. Big Mountain News, Fall 1985.

7. Census of population. 1960. Vol. 2. Department of commerce. Bureau of the census. Wash.: Gov. print, office, 1962. 171 p.

8. Census of population. 1960. Supplementary reports. PC/SI/-10. Wash.: Gov. print, office,1963. 15 p.

9. Census of population. 1970. Subject reports /Pinal report/. PC/2/-1F. American Indians. Department of commerce. Bureau of the census. Wash.: Gov. print* office, 1973. 192 p.

10. Development of Native American eulture and art : Hearings before the select committee on Indian affairs. US Congress. Senate. Wash.: Gov. print, office, 1980. 145 p.

11. Federal housing assistance for Indian families: Oversight hearing before the committee on interior and insular affairs. US Congress. House. Wash.: Gov. print, office, 1982. 228 p.

12. Fiscal year 1984 budget: Hearings before the select committee on Indian affairs. US Congress. Senate. Wash.: Gov. print, office, 1983. 823 p.

13. Indian economic development programs: Oversight hearings before the committee on interior and insular affairs« Pt. 2. US Congress. House. Wash.: Gov. print, office, 1980. 233 p.

14. Indian mineral development: Hearings before the select committee on Indian affairs. US Congress. Senate, lash.: Gov. print, office, 1982. «. 199 p.

15. Indian religious freedom issues: Hearing before the subcommittee on civil and constitutional rights of the committee on the judiciary. US Congress. House. Wash.: Gov. print, office, 1982. -143 p.

16. Indian tribes: A continual quest for survival. A report of the United States commission on civil rights. Wash.: US com. on civil rights, 1981. * 192 p.

17. Minority markets. Department of commerce. Wash.: Gov. print, office, 1975. 66 p.

18. Minority-owned business. 1969. Department of commerce. Bureau of the census. Hash.: Gov. print, office, 1971. 177 p.

19. Osage Indians of Oklahoma and the Skiatook project: Hearing before the oommittee on interior and insular affairs. US Congress. House. Wash.: Gov. print, office, 1981. 42 p.

20. Population of the United States: Trends and prospects. 19501990. Department of commerce. Bureau of the census, lash.: Gov. print, office, 1974» 221 p.

21. Statistical abstract of the United States. 102 ed. Department of commerce. Bureau of the census. Wash.? Gov. print, office, 1981. 1031 p.

22. Treaty council Hews, vol. 6, No. 2, December 1985.

23. The US Fact book. The American almanac. Department of commerce. Bureau of the census. N.Y.: Gov. print, office, 1976. • 795 p.Работы классиков марксизма-ленинизма

24. Маркс К. Капитал. Т.З. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т. 25/1/.

25. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т. 19.-с. 400-421.

26. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т. 4. с. 419-459.

27. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21. - с. 23178.

28. Ленин В.И. Что такое"друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Ленин В.й. Полн. собр. соч., т. I.с. 125-346.Исследовательские работы и справочная литература

29. Аверкиева Ю.П. Борьба индейцев в Вундед-Ни. США: экономика, политика, идеология. 1973, № 6. - с. 67-76.

30. Аверкиева Ю.П. Индейское кочевое общество ХУШ-ХГХ вв. М.: Наука, 1970. 176 с.

31. Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. М.: Наука, 1974. -348 с.

32. Аверкиева Ю.П. О путях разложения родового общества у индейцев Северной Америки. М.: Наука, 1973. 15 с.

33. Аверкиева Ю.П. Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки. /Труды Ин-та этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая серия, т. 52/. М.: Наука, 1961. 272 с.

34. Агаев А.Г. Функции языка как этнического признака. В кн.: Язык и общество. М.: Наука, 1968. - с; 124-138.

35. Арутюнов С.А. Билингвизм и бикультурализм. Советская этнография, 1978, »2.-е. 3-14.

36. Вахта В.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США. В кн.: Современная американская этнография. Теоретические направления и тенденции. М.: Наука, 1963.с. 184-222.

37. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

38. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981. 390 с.

39. Богина Ш.А., Козлов В.И., Фурсова Л.Н. Национальные процессы и национальные отношения в странах Западной Европы и Северной Америки. Советская этнография, 1975, »5. - с. 3-16.

40. Демиховский М.В. Современная американская историография о политике США в отношении индейцев. Вопросы истории, 1982, » 3.-с. 43-53.

41. Григулевич И.Р. Индейцы Америки пути порабощения, пути освобождения. - В кн.: Этнография за рубежом. М.: Наука, 1979. -с. 213-249.

42. Евтух В.Б. Историография национальных отношений в США и Канаде. Киев: Наукова думка, 1982. 159 с.

43. Золотаревекая И.А. Индейское влияние в культуре народов США. Советская этнография, 1962, * 6.-е.55-70.

44. Золотаревская Й.А. Индейцы коренное население США. - В кн.: Национальные процессы в США. М.: Наука, 1973. - с. 96-157.

45. Золотаревская И.А. Некоторые материалы об ассимиляции индейцев Оклахомы. "Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР", вып. ХХХШ. - М., i960. - с. 84-90.

46. Индейцы Америки. Этнографический сборник. Отв. ред. Токарев С.А. и Золотаревская Й.А. М.: Наука, 1955. 263 с.

47. Колосова D.A. Материалы переписи 1970 г. по индейскому населению США. Советская этнография, 1976, »3. - с. 133-136.

48. Логинов A.B. Формирование индейского населения Оклахомы в XIX в. Автореф. канд. дисс. М., 1984. 21 с.

49. Мойкин Н.П. Индейцы США сегодня. США: экономика, политика, идеология. 1977, »5.-C. 34-44.

50. Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире. Киев: Наукова думка, 1984. 293 с.

51. Североамериканские индейцы. Под ред. Аверкиевой Ю.П. М.: Прогресс, 1978. 494 с.

52. Стельмах В.Г. Индейцы резерваций в современной хозяйственной жизни США. Автореф. канд. дисс. М., 1984. 22 с.

53. Талбот С. Свободный Алысатрае. Советская этнография, 1977, »5. - с. 60-67.

54. Урланис Б.Ц. Рост населения в Европе. М.: Госполитиздат, 1941. 433 с.

55. Цеханская К.В. Индейская проблема в США /60-80-е гг. XX в./. Автореф. канд. дисс. М., 1983. 20 с.

56. Цеханская К.В. Индейцы США. В кн.: Расы и народы. М.: Наука, 1982. - с. 224-238.

57. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. Советская этнография, 1972, » 3. - с. 73-85.

58. Шамшур О.В. Национально-этнические группы и законодательный процесс в США /1970-е годы/. В кн.: Расы и народы. М.: Наука, 1982. - с. II5-I30.

59. Шлепаков А.Н. США: социальная структура общества и его национальный состав. Киев: Наукова думка, 1976. - 293 с.69* Aberle D.P. The peyote religion among the Navajo. Ghicago: Al-dine, 1966. 454 p.

60. Adams W.Y. Navajo social organization. ~ American Anthropologist, 1971» 73, No. 1. 273 p.

61. American Indian intellectuals. Ed. by Liberty M. St. Paul,etc.: West, 1978. 248 p.

62. American Indianst Facts and future. Toward economic development for Native American communities. US Congress. Joint economic committee. Wash, s Amo Press, 1970. 566 p.

63. Armstrong V.I. I have spoken: American history through the voices of Indians. Chicago: Sage Books, 1971» 206 p.74» Barsh R. & Henderson J. The road: Indian tribes and political liberty. Berkeley: Univ. of California Press, 1980. 301 p.

64. Bee R.L. The politics of American Indian peliey. Cambridge /Mass./г Schenkman, 1982. 241 p.

65. Bowers A.W. Hidatsa social and ceremonial organization. Wash.: Gov. print, office, 1965. 528 p.

66. Bowden H.W. American Indians and Christian missions* Studies in cultural conflict. Chicago: The univ. of Chicago Press, 1981. -255 p.

67. Brill Ch. Indian and free: A contemporary portrait of life on a Chippewa reservation. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1974. 144 p.

68. Clifton J.A. The prairie people: Centinuity and ehange in Po-tawatomi culture. 1665-1965. Lawrence: The Regent Press of Kansas,1977. 529 P.

69. Coffer W.E. Phoenix: The decline and rebirth of the Indian people. N.Y., etc.: Van Nostrand Reinhold, 1979. 281 p.

70. Collins J.M. Valley of the spirits: The Upper Skagit Indians of Western Wasington. Seatle London: Univ. of Wash.Press, 1974. - 267 p.

71. Cook Sch.F. The Indian population of Hew England in the seventeenth century. Berkeley: Univ. of California Press, 1976. 91 p.

72. Dale E.E. The Indians of the Southwest. Norman: Univ. of Oklahoma Press, 1949. 283 p.

73. Debo JL. A history of the Indians of the United States. Norman: Univ. of Oklahoma Press, 1970. 450 p.

74. Deloria V., jr. Behind the trail of broken treaties: An Indian declaration of independence. N.Y.t Delta Book, 1974. 263 p.

75. Deloria V., jr. Custer died for your sinss An Indian manifesto. N.Y.: McMillan, 1970. 272 p.

76. Deloria V., jr. The metaphysics of modern existence. San Francisco: Harper and Row* 1979. 233 p.

77. Dennis H. The American Indian. 1492-1976. Oceana:1977.-137 p.

78. Dial A.L. & Eliades K.D. The only land I know: A history of the Lumbee Indians. San Francisco: The Indian Historian Press, 1975. 188 p.

79. Doyle.J. The American Indian from beginning to end. N.Y.:Vantage Book, 1975. 245 p.

80. Dozier E.P. Resistance to acculturation and assimilation in an Indian Pueblo. American Anthropologist, 1951, vol. 53» -p. 56-66.

81. Dozier E.P. The Pueblo Indians of North America. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1970. 224 p.

82. Eggan P. Social anthropology of North American tribes* Chicago: Univ. of Chicago Press.297 p.

83. Eggan F* Social organization of the Western Pueblos* Chicago: Univ. of Chicago Press, 1950. 373 p.

84. Eggan F. The American Indians Perspectives for the study of social change. Chicago: Aldine, 1964» 193 p.

85. Ethnic families in Americas Patterns and variations. Ed. by Mindel Ch.H. & Habenstein R.W. N.Y., 1976. 429 p.

86. Gilbreath K. Red capitalism: An analysis of the Navajo economy. Norman: Univ. of Oklahoma Press, 1973. 157 p.

87. Goldfrank E. Changing configurations in the social organizaotion of a Blackfoot tribe during the reserve period. American Ethnological Society. Monographs, 1945, vol. 8. - p. 4-73«

88. Gordon M.M. Assimilation in American life: The role of race, religion, and national origin. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1964* -276 p.

89. Gridley M.E. American Indian tribes. N.Y.: Dodd, Mead & Co., 1974. 193 p.

90. Hagan W.T. American Indians. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1961. 190 p.

91. Hagan W.T. Indian police and judges: Experiments in acculturation and control. Line In; London: Univ. of Nebraska Press, 1980.- 194 p.

92. Hawley P.M. Pueblo social organization as a lead to Pueblo history. American Anthropologist, 1937, vol. 34. - p. 504-522.

93. Hertzberg H.W. The search for an American Indian identity: Modern Pan-Indian movements. Syracuse: Syracuse Univ. Press, 1972.- 362 p.

94. Hedge W.H. The Albuquerque Navajos. /Anthropological papers of the Univ. of Arizona, No. 11/. Tucson: Univ. of Arizona Press,1969. 76 p.

95. Hodge W.H. The first Americans: Then and now. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1981. 551 p.

96. Howard J.H. Pan-Indian culture of Oklahoma. Scientific Monthly, 1955, vol. 81, Ho. 5. - p. 215-220.

97. Howard J.H, The Ponca tribe. With collaboration with Peter

98. Claire, tribal historian, and other members of the tribe. Wash,: Gov. print, office, 1965. 191 p.

99. Hoyt 0. American Indians today. N.Y. L.s Abelard - Schuman, 1972. - 190 p.

100. Hudson Gh. The Southeastern Indians. Knoxville: Univ. of Tennessee Press, 1976. 573 p.

101. Hultcrantz A, Belief and worship in Native North America. Syracuse: Syracuse Univ. Press, 1981. «• 214 p.

102. Indian-White relations: A. persistent paradox. Ed. by Smith J.F. & Kvasnicka R.M. /Papers and proceedings of National archives conference on research in the history of Indian-White relatons, June 15-16, 1972/. Wash.: Howard Univ. Press, 1976. 278 p.

103. Indians of North America. Ed. by Driver H. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1969. 632 p.

104. Iroquois cultire, history and prehistory, Albany: n.Y. State Museum and Science Service, 1967. 179 p.

105. Kehoe A.B. North American Indians, A comprehensive account, Englewood Cliffs: Prentice-Hall, Inc., 1981. 564 p.

106. Kennard E.A. Post-War economic change among the Hopi. In: Essays in economic anthropology. Proceedings of the 1965 annual spring meeting of the American Ethnological society. Seatle: Univ. of Wasfe, Press, 1965* - p. 29-38.

107. Levin S. & Lurie N. The American Indian today. Delands Eve-rette Edwards, 1968. 229 p.

108. Lindig W. & Munzel M. Die Indianer. Kulturen und Gesehiehte der Indianer Nord-, Mittel- und Südamerikas. München: Pink, 1976. 345 S.

109. Linton R., ed. Acculturation in seven American Indian tribes. Gloucester /Mass./: Smith, 1963« 526 p.

110. Lewie R.H. Indians of the Plains. N.Y.s McGraw-Hill, 1954.231 p.

111. Lowie R.H. The Crow Indians. N.Y.: Farrar & Rinehart, 1956. -350 p.

112. Luemala K. Navajo life of yesterday and today. Berkeley: Univ. of California Press, 1938. 115 p.

113. McNickle D'Arcy. Native American tribalism: Indian survivals and renewals. N.Y.t Oxford Univ. Press, 1973. 190 p.

114. McNickle D'Arcy & Fey H.E. Indians and other Americans. N.Y.: Harper & Row, 1959. 220 p.

115. Mandelbaum D.G. Select writings of Edward Sapir in language, culture and personality. Berkeley Los Angeles: Univ. of California Press, 1951. ~ 617 p.

116. Meyer W. Native Americans. The new Indian resistance. N.Y.: International Publishers, 1977. 95 p.

117. Morgan L.H. Ancient society or researches in the lines of human progress from savagery through barbarism to civilization. Cleveland and New York, 1963. 569 p.

118. Murdock G.P. Our primitive contemporaries. N.Y.: McMillan, 1934. 614 p.

119. Murdock G.P. Social structure. N.Y.: McMillan, 1949. 387 p.

120. Native Americans todays Sociological perspectives, Bd.by Bahr H.M., Chadwick B.A., Day R.C. N.Y.s Harper and Row, 1972. 547 p.

121. Navajo religion and culture: Selected views. Ed. by Brugge & Frisbie Ch.J. Santa Fe: The Museum of New Mexico Press, 1982. -249 p.

122. Newcomb v.t. North American Indians: An anthropological perspective. /Goodyear regional anthropological series/. Pacific Pa«, licades, 1974. 278 p.

123. Newcomb v.v. The culture and acculturation of the Delaware Indians. /Anthropological papers. Museum of anthropology. Univ. of Michigan, No. 10/. Ann Arbor, 1956. 141 p.

124. Opler M.E. An Apache life-way: The economic, social, and religious institutions of the Chiricahua Indians. N.Y.: Cooper Square Publishers, Inc., 1965. 500 p.

125. Ostermann L. The Navajo Indians of New Mexico and Arizona. -Anthropos, 1908, vol. 3. p. 857-869.

126. Padilla A.M. Acculturation: Theory, models, and some new findings. Boulder: Westview, 1980. 165 p.

127. Perspectives in American Indian culture change. Ed. by Spicer E.H. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1961. 549 p.

128. Pieroni P., Gatteschi R. Indiani, maladetti indiani. Milano:Fabbri, 1974. 135 p.

129. Price J.A. Native studies: American and Canadian Indians. Toronto: McGraw-Hill Ryerson, 1978. 309 p.

130. Rawls J.J. Indians of California: The changing image. Norman: Univ. of Oklahoma Press, 1984. 294 p.155* Reference encyclopedia of the American Indian. Ed. by Klein B. & Icelary D. N.Y.: B.Klein & Co., 1967. 536 p.

131. Rosen L., ed. American Indians and the law. New Branawick /N.J./i Transactions Books, 1976. 223 p.

132. Ryan J.P. Cultural diversity and the American experience: Political participation among Blacks, Appalachians, and Indians. /Sage professional papers in Amer. politics, No. ©4-021. Amer. politics ser./. Beverly Hill London, 1975. - 64 p.

133. Schoepfle M., Burton M., Begishe K. Navajo attitudes toward development and change: A unified ethnografic and survey approach to an understanding of their future. American Anthropologist, 1984, vol. 86, No. 4. - 885-905.

134. Schroeder R.C. Preservation of Indian culture. Editorial Research Reports, 1972, vol. 2, No. 18. - p. 845-868.

135. Schulze*.Thulin A. Veg ohne Mokkassins. DUsseldorf, 1976.

136. Seeing with a Native eye. Ed. by Gapps W.H. N.Y. 105 p.

137. Shepardson M. & Hammond B. The Navajo mountain community: Social organization and kinship terminology. Berkeley: Univ. of California Press, 1970. 278 p.

138. Sheppard S. Indians of the eastern woodlands. N.Y.: Watts, 1975. 88 p.

139. Southeastern Indians* Since the removal era. Ed. by Williams W.L. Athens* Univ. of Georgia Press, 1979. 253 p.

140. Speck F.G. The Iroquois. A study in cultural evolution. -Cranbrook Institute of Science, Bulletin, 23. Bloomfield Hills,1945. P. 1-94.

141. Spicer E.H. Cycles of conquest: The impact of Spain, Mexico, and the United States on Indians of the Southwest. 1533-1960. Tucson: The Univ. of Arizona Press, 1962. 609 p.

142. Spicer E.H. The American Indian. Cambridge /Mass./: Belknap Press, 1980. 210 p.

143. Spicer E.H. & Thompson E.H. Plural society in the Southwest. N.Y.: Interbook, 1972. 367 p.

144. Stanley S., ed. American Indian economic development. The Hague Paris: Mouton, 1978. - 609 p.

145. Steinmetz P.B. Pipe, Bible and peyote among the Oglala Laco-ta: A study in religious identity. Stockholm, 1980.

146. Stewart G. Conservation in Pueblo culture. Scientific Monthly, 1940, vol. 51» No. 4. - p. 329-340.

147. Stewart T.D. The people of America. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1973. 261 p.

148. Talbot S. Native Americans and the working class. In: Ethnicity and the work force. Ed. by Van Home W.A. Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1985. - p. 67-72.

149. Talbot S. Roots of oppression. The American Indian question. Berkeley: International Publishers, 1981. 215 p.

150. Tax S., ed. Acculturation in the Americas. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1952. 339 p.

151. The American Indian. Ed. by Hundley N. Santa Barbara Oxfords Clio Press, 1976. - 151 p.

152. The American Indian: A rising ethnic force. Ed. by Marx H.L. N.Y.: Wilson, 1973. 188 p.

153. The American Indian. Past and present. Ed. by Nichols R.L. N.Y.: Wiley, 1981. 283 p.

154. The fabrics of culture. The anthropology of clothing and adornment. Ed. by Cordwe11 J.M. & Schwarz R.A. Hague Paris: Mouton, 1979. - 519 p.

155. The Native American today. Indian voices. San Francisco: Indian historians press, 1974. 244 p.

156. The Native population of the Americas in 1492. Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1976. 353 p.

157. Thompson L. & Joseph A. The Hopi way. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1947. 151 P*

158. Three perspectives on ethnicity: Blacks, Chicanes, and Native Americans. Ed. by Cortes C.E. N.Y.: Putnam, 1976. 429 p.

159. Turner G. Indians of North America. Dorset: Blandford Press, 1979. 263 p.

160. Underhill R.M. Red man's America; A. history of Indians in the United States. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1953. 400 p.

161. Van Stone J.W. Athapascan adaptations: Hunters and fishermen of Subarctic forests. Chicago: Aldine, 1974. 145 p.

162. Wallace A.F.C. The death and rebirth of the Seneca. With the assistance of Steen Sh.C. N.Y.: Knopf, 1970. 384 p.

163. Wallace A.F.C. The model personality structure of the Tusca-rora Indians as revealed by the Rorschach test. Wash.: Gov. print, office, 1952. 120 p.

164. Washburn W.E. The Indian in America. N.Y.s Harper & Row, 1975. 296 p.

165. Wax M.L. Indian Americans: Unity and diversity. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, Inc., 1971. 236 p.

166. Wax M.L. & Buchanan R.W. Solving the "Indian problem": The White man's burdensome business. N.Y.: A Hew York Times Book, 1976. 237 P.

167. White J.M. Everyday life of the North American Indian . L., 1979. 263 P.

168. Wibich M. & Winter U. Kapitalismus und Indianer in den USA. Frankfurt am Main: Verlag Marxistische Blätter, 1976. 93 S.

169. Wilson H.C. Jicarilla Apache political and economic structures. Berkeley Los Angeles: Univ. of California Press, 1964. -63 p.

170. Wissler C. North American Indians of the Plains. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1927. 147 p.

171. Wissler C. The American Indian: An introduction to the anthropology of the New World. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1922. 484 p.

172. Wissler C. The influence of the herse in the development of Plains culture. American Anthropologist, new series, 1914» vol. 16. - p. 1-25.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.