Эволюция тектонико-композиционных принципов в процессе стилеобразования в архитектуре XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Опарин, Вадим Анатольевич

  • Опарин, Вадим Анатольевич
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2000, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 391
Опарин, Вадим Анатольевич. Эволюция тектонико-композиционных принципов в процессе стилеобразования в архитектуре XX века: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Екатеринбург. 2000. 391 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Опарин, Вадим Анатольевич

Введение.

1. Актуальность данной темы, степень ее разработанности.

2. Цель исследования.

3. Задачи исследования.

4. Объект исследования.

5. Предмет исследования.

6. Аспект исследования.

7. Методологическая основа.

Глава 1. Стилеобразование в архитектуре.

1.1. Анализ понятия "архитектура" в контексте данного исследования.

1.2. Понятие "стиль в архитектуре" с точки зрения конца XX века.

1.3. Виды взаимоотношений понятий "стиль эпохи", "исторический стиль", "стилевое направление", "стилизация" и некоторых других стилевых понятий.

1.4. Наиболее значимые и глубинные аспекты в архитектурном стилеобразовании. Роль формообразования в процессе стилеобразования в архитектуре.

1.5. Проблемы стиля в архитектуре XX столетия.Зз

Глава 2. Тектонико-композииионн ые принципы в архитектурном стилеобразовании, сложившиеся к концу XX века.

2.1. Понятие "тектоника" с точки зрения конца XX века; роль тектоники в архитектурном формообразовании.

2.2. Взаимосвязь понятий "тектоника", "конструктивная основа", функция", "образ", "форма".

2.3. Взаимосвязь понятий "тектоника", "конструктивная основа", функция", "образ", "форма" с понятием "стиль в архитектуре".

2.4. Взаимосвязь тектонических принципов и общекомпозиционноэстетических принципов в архитектурном формообразовании.

2.5. Роль тектонико-композиционных принципов как генеральных принципов стилеобразования, сложившихся к концу XX века в архитектурной теории и практике.

2.6. Виды тектонико-композиционных принципов стилеобразования, сложившихся к концу XX века в архитектурной теории и практике.

- тезис о I тектонико-композиционном принципе.

- тезис о П тектонико-композиционном принципе.

- тезис о III тектонико-композиционном принципе.

- тезис о IV тектонико-композиционном принципе.

- тезис о V тектонико-композиционном принципе.

- тезис о VI тектонико-композиционном принципе.

Глава 3. Развитие тектонико-композиционных принципов в процессе стилеобразования в архитектуре XX века.

3.1. Рассмотрение хода исторически сложившейся последовательности развития стилей и стилевых направлений в единой структурной системе с формообразующими и образоформирующими принципами.

3.2. Сводная структурная таблица развития тектонико-композиционных принципов в процессе стилеобразования в архитектуре

XX века.

3.3. Выводы об основных закономерностях и тенденциях, наблюдаемых в процессе стилеобразования в архитектуре XX века.

3 .4. Выводы о возможностях прогнозирования новых явлений в архитектурном стилеобразовании, анализа стилеобразования в прошедших исторических эпохах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция тектонико-композиционных принципов в процессе стилеобразования в архитектуре XX века»

В связи с постоянным ростом скорости исторического времени в XX веке возникла необходимость фиксировать и анализировать даже краткосрочные этапы и периоды в развитии архитектуры. Однако в течение последних двух десятилетий обнаружился явный "пробел" в фундаментальной аналитической литературе, касающейся тектонико-композиционных принципов в архитектурном стилеобразовании XX века. На фоне возросшей доступности информации после крушения так называемого "железного занавеса".

Проблемам формообразования и стилеобразования в архитектуре XX в. посвятили свои труды такие зарубежные исследователи мирового масштаба как А.Барр, К.Фремптон, Ч Дженкс, Ф.Джодидио, Р.Бенем, А.Пападакис, П.Вирилио, К.Кук. Из отечественных исследователей можно выделить работы МГинзбурга, А.Некрасова, В.Власова, И.Маца, А.Иконникова, АКаплуна, АРябушина, АШукуровой. Но в большинстве трудов данные проблемы рассматривались либо с историко-культурологической стороны, либо с точки зрения иконографического, семантико-семиотического подхода. Это приводит к ущербному пониманию наиболее значимых принципов формообразования в истории архитектуры в целом и XX в. в частности. Одними из наиболее ценных в данной области представляются труды выдающегося российского исследователя архитектуры советского авангарда С.О.Хан-Магомедова. Процессы формообразования и стилеобразования в архитектуре самого конца XX в. очень мало исследованы, особенно в отечественной архитектурной теории и практике.

Между тем количество высших учебных архитектурно-художественных заведений за последние годы очень возросло, поэтому нехватка такого рода исследований стала ощущаться еще острее. Граница веков и даже тысячелетий является хорошим символическим поводом для подведения итогов в развитии архитектуры уходящего столетия.

Введение. 2. Цель исследования.

Целью исследования является, во-первых, определение наиболее значимых глубинных тектонико-композиционных принципов стилеобразования в архитектуре XX века, а также природы их эволюции; во-вторых, систематизация произошедших явлений в архитектуре за этот период в структурном построении в связи с аспектом исследования.

Введение 3. Задачи исследования

1. Раскрыть понятие "стилеобразование в архитектуре" и сопутствующие этому анализу понятия.

2. Проследить закономерности формообразования и стилеобразования в архитектуре, раскрыть взаимоотношения понятий "тектоника", "форма", "образ" и "стиль" в архитектуре.

3. Раскрыть эволюцию принципов стилеобразования, сформировавшихся к концу XX столетия.

4. Доказать выдвинутые тезисы ходом исторически сложившейся последовательности развития стилей и стилевых направлений в XX в.

5. Продемонстрировать структурную систему, позволяющую совместить теоретический и фактический материалы по данному аспекту исследования.

6. Сделать выводы об очевидных закономерностях и тенденциях в тектонико-композиционных принципах стилеобразования в архитектуре XX в.

7. Раскрыть возможности предложенной структурной системы в области анализа сложившихся явлений и в области прогнозирования новых явлений в архитектурном стилеоб-разовании.

Введение 4. Объект исследования

Объектом исследования является Архитектура XX в. во всем ее многообразии стилей, направлений, концепций, региональных школ, типологии. Естественно, архитектура XX в. является эволюционным и, в чем-то, революционным продолжением развития мировой архитектуры предыдущих эпох. Поэтому невозможно было бы представить анализ архитектуры XX в. без какой-либо связи с многотысячелетним опытом. Вследствие этого, анализу данного аспекта мировой архитектуры предыдущих эпох отводится немаловажное место. Но максимальное внимание сосредоточено на анализе именно выделенного временного периода.

Введение 5. Предмет исследования

Предметом данного исследования является стилеобразование в архитектуре XX в. Для раскрытия этого понятия рассматриваются следующие проблемы:

1. Определение понятия "стиль в архитектуре" с точки зрения конца XX в.

2. Варианты взаимоотношения понятий "исторический стиль" и "стиль эпохи".

3. Наиболее значимые и глубинные аспекты в архитектурном стилеобразовании.

4. Роль формообразования в процессе стилеобразования в архитектуре.

5. Проблемы стиля в архитектуре XX в.

Введение 6. Аспект исследования

Аспектом данного исследования является совокупность тектонико-композиционных принципов в архитектурном стилеобразовании XX в. Для раскрытия этого аспекта освещаются следующие разделы:

1. Понятие "тектоника" с точки зрения конца XX в., ее роль в архитектурном формообразовании.

2. Взаимосвязь понятий "тектоника", "конструктивная система", "форма", "образ", "функция".

3. Взаимосвязь вышеперечисленных понятий с понятием "стиль в архитектуре".

4. Взаимосвязь тектонических, формально-композиционных и образно-эстетических принципов в архитектурном формообразовании.

5. Роль тектонико-композиционных принципов как наиболее значимых принципов в архитектурном стилеобразовании.

6. Виды тектонико-композиционных принципов стилеобразования, сложившихся к концу XX в. в архитектурной теории и практике.

Введение 7. Методологическая основа исследования.

В исследовании были использованы все три группы методов научного познания. Методы эмпирического исследования выражены: 1) наблюдением за процессами в стилеобразовании архитектуры XX в. по публикациям теоретического и исторического характера и по периодической зарубежной и отечественной печати, посвященной текущей архитектурной деятельности в мире; 2) сравнением теоретических и практических концепций самого широкого спектра практиков и теоретиков архитектуры разных времен, начиная с античности и заканчивая самыми новейшими временами; 3) экспериментальным изучением объекта, предмета и аспекта исследования втечение практической архитектурной деятельности автора исследования. Методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследований, выражены: 1) абстрагированием произошедших и происходящих стилистических явлений в архитектуре; 2) структурно-генетическим анализом понятий "архитектура", "стиль в архитектуре", процессов формообразования и стилеобразования, авторских концепций, касающихся объекта, предмета и аспекта исследования, текстового и фотографического материалов, опубликованных в печати; 3) синтезом полученных при анализе понятий и процессов интересующего объекта, предмета и аспекта исследования частей в единое целое. Эти методы сочетались с историческим методом исследования.

Методы теоретического исследования выражены методом восхождения от абстрактного к конкретному. На 1-м этапе из всех взятых для исследования материалов (архитектурных проектов и построек, суждений, цитат, анализов и выводов) были вычленены абстрактные понятия и определения (архитектура, форма, образ, тектоника, конструктивная система, утилитарная и эстетическая функции, исторический стиль и стиль эпохи, стилизация и др.). На 2-м этапе был произведен анализ и последующий синтез, результатом которого стали искомые модели принципов формообразования и стилеобразования. На 3-м этапе ход исторически сложившейся последовательности развития стилей и стилевых направлений был рассмотрен в единой структурной системе с найденными формообразующими и стилеобра-зующими принципами стилеобразования в архитектуре XX в.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Опарин, Вадим Анатольевич

3.4. Выводы о возможностях прогнозирования новых явлений в архитектурном стилеобразовании. анализа стилеобразования в прошедших исторических эпохах.

Предложенная система классификации ТКП в архитектурном стилеобразовании как структурная система дает массу возможностей для дальнейшего, более глубокого и детального исследования процесса архитектурного стилеобразования в данном контексте. Предлагаемая структурная система исследования одинаково хороша как для анализа стилеобразования в архитектуре прошедших эпох, так и для прогнозирования новых явлений.

Открывающиеся возможности дальнейших исследований могут быть дифференцированы по нескольким направлениям. Данная структурная система дает возможность:

- анализа любого конкретного архитектурного сооружения с точки зрения тектонико-композиционно-образно-временных факторов;

- анализа вновь возникающих явлений в архитектуре;

- вариантного прогнозирования в стилеобразовании на будущее;

- в будущих исследованиях подробней рассмотреть исторически сложившиеся варианты I ТКП (сделать внутренние микроструктуры;

- составления хронологического анализа эволюции стилеобразования для какого-либо определенного геополитического региона любого масштаба;

- составления генетической последовательности формирования какого-либо стиля и стилевого направления, проявившегося в XX в.

Заключение.

В итоге проведенного в диссертации исследования получены следующие основные результаты:

1. Раскрыто понятие "Стилеобразование в архитектуре" как сложный, комплексный процесс эволюционного преобразования понятия "стиль" в архитектуре. Было проанализировано само понятие "архитектура" в контексте данного исследования. Благодаря анализу трансформации понимания этих двух понятий в течение эволюционного развития практики и теории архитектуры было сделано максимально возможное точное определение понятия "стиль".

2. Выявлено, что:

1) некогда однородное понятие "стиль в архитектуре" с увеличением "скорости исторического времени" к XVII в. расслоилось на два понятия: "стиль эпохи" и "исторический стиль";

2) к концу XIX в. "стилем Эпохи" стало расслоение "исторического стиля" на направления, поднаправления, разные виды стилизаций;

3) в XX в. процесс расслоения понятия "стиль" стал еще более сложным и многоуровневым;

4) существует четыре принципиальных варианта "стиля эпохи": стилевой монизм, стилевой дуализм, стилевой эклектизм и стилевой плюрализм;

5) динамика развития исторического стиля имеет три стадии, связанные с процессом реструктуризации стилеобразующих аспектов в порядке их значимости: конструктивный расцвет, органичную зрелость и декоративную старость;

3. Раскрыты наиболее значимые и глубинные аспекты в архитектурном стилеобразо-вании, а также всевозможные виды взаимоотношений между этими аспектами. Было выяснено, что аспект формообразования является наиболее важным и очевидным в процессе стилеобразования, но не единственным, а входящим в неразрывный спектр взаимосвязанных аспектов.

4. Отражены проблемы анализа понятия "стиль" касательно XX в.:

1) проблема правомочности самой постановки вопроса о стиле в XX в. без существенной временной дистанции;

2) проблема несоответствия между распространенным однородным, упрощенным и устаревшим пониманием понятия "стиль" и разнородностью, разномасштабностью, разно-великостью тех стилистических явлений, которым присваивают это понятие;

3) проблема трансформации отношения к самому эпохальному явлению архитектуры XX в. - модернизму в течение столетия, а также трансформации самого понятия "модернизм": ранний модернизм, зрелый модернизм, поздний модернизм, постмодернизм, модернизм новой волны, гипермодернизм;

4) проблема определения наибольшей калакогатийности (аутентичности, истинности) модернизма начала XX в. и модернизма конца XX в.

5. Раскрыты наиболее значимые и глубинные аспекты формообразования как наиболее важного аспекта процесса стилеобразования. тектоника, форма, образ. Раскрыта взаимосвязь этих понятий между собой и с понятиями "конструктивная основа" и "функция".

6. Обнаружена ведущая роль понятия "тектоника" в архитектурном формообразовании. Дано новое определение этого понятия, учитывающее все многообразие формообразующих концепций, сложившихся к концу XX века: тектоника есть образ действующих на форму идеальных (мнимых) сил, ощущаемых во время восприятия формы при необязательности совпадений идеальных сил с действительными физико-механическими силами.

7. Сделаны выводы:

1) о неразрывности формирования тектонических принципов, принципов объемно-пространственной композиции и образоформирующих принципов в процессе архитектурного формообразования и, следовательно, стилеобразования;

2) об участии помимо формообразования в процессе архитектурного стилеобразования процессов формирования систем характерных для исторической эпохи идей и образов, взаимосвязей формы и функции, взаимоотношений формы и конструктивно-материальной системы архитектурного сооружения;

3) о формировании ТКП при зарождении и созревании нового исторического стиля, и о дальнейшей возможности распада и перегруппировки этих принципов при деградации исторического стиля и смене стилистических эпох;

4) о генеральной роли ТКП в процессе стилеобразования.

8. Сформулированы шесть наиболее общих и разных, архетипических ТКП, сформировавшихся в архитектурном стилеобразовании к концу XX в.: I ТКП - тектоника вертикальной гравитации плюс ордер, П ТКП - тектоника вертикальной гравитации организмов живой и минеральной природы, III ТКП - тектоника вертикальной гравитации плюс трехмерная пространственная решетка, IV ТКП - тектоника вертикальной гравитации плюс многомерная пространственная решетка, V ТКП - тектоника разнонаправленных гравитаций плюс многомерная пространственная решетка, VI ТКП ~ тектоника вертикальной или разнонаправленной гравитаций плюс деформация трехмерной или многомерной пространственной решетки.

Описаны время, условия, предпосылки, процесс, последовательность формирования шести ТКП. Раскрыто, во время зарождения, формирования и развития каких стилей и стилевых направлений происходила кристаллизация формообразующих (тектонических и композиционных) и образоформирующих (образно-эстетических) принципов, слагающих архе-типические ТКП. Составлена сводная таблица всех принципов, слагающих архетипические ТКП.

9. Рассмотрен ход исторически сложившейся последовательности развития стилей и стилевых направлений архитектуры XX в. в единой структурной системе с формообразующими и образоформирующими принципами, слагающими шесть архетипических ТКП. Составлена сводная структурная схема-таблица развития ТКП в процессе стилеобразования в архитектуре XX в. Показан процесс расщепления шести архетипических ТКП на слагающие их принципы и их перегруппировки в самые разнообразные комбинации в эпоху стилевого плюрализма, как стиля эпохи.

10. Сделаны выводы об основных закономерностях и тенденциях, наблюдаемых в процессе стилеобразования в архитектуре XX в. Также, намечены возможные дальнейшие пути развития этого процесса. Предложены суждения о самых широких возможностях в прогнозировании новых явлений в архитектурном стилеобразовании, в анализе процесса стилеобразования в прошедших исторических эпохах.

Таким образом, достигнута цель исследования - раскрыты наиболее значимые и глубинные тектонико-композиционные принципы революционного и эволюционного процесса стилеобразования в архитектуре XX в.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Опарин, Вадим Анатольевич, 2000 год

1. Публикации отечественных авторов.

2. Архитектура Запада-4: Модернизм и постмодернизм. Критика концепций./ ЦНИИ теории и истории архитектуры. М. .Стройиздат, 1990.

3. Архитектурный вестник. 1997. - №5(37).

4. Берсенева A.A. Архитектура XX столетия. Е.:Архитектон, 1996.

5. Витрувий М П Об архитектуре. Десять книг. ОГИЗ - СОЦЭКГИЗ, 1936.

6. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь, С.П.: Лига, 1998. - т.1.

7. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988.

8. Всеобщая история архитектуры в 12 томах./ Глав. ред. НВ.Баранов. М.: Стройиздат, 1972.

9. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века. М.: Стройиздат, 1990.

10. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. Государственное издательство, 1924.

11. Глазычев В. Л. Зарождение зодчества. М.: Стройиздат, 1983.

12. Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. С.П-г.: Стройиздат, С-Петербургское отделение, 1992.

13. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма./ Под ред. A.B. Рябушина, В. ЛХайта. М.: Стройиздат, 1985.

14. Жадова Л.А. Супрематический ордер./ Проблемы истории советской архитектуры. М,: Стройиздат, 1993. - с. 34-41.

15. Жутов Л.А. От плоскости к пространству.// Архитектура СССР 1990. - Июль/август. -С.58.

16. Иконников А. Историзм в советской архитектуре.// Архитектура СССР. 1990. - Май/ июнь. - С.20-27.

17. Казаринова В.И. К вопросу о тектонике в архитектуре./ Вопросы теории архитектурной композиции. Москва, 1955.

18. Казимир Малевич. Художник и теоретик. Альбом. Тексты Е.Н.Петровой и других. М.: Советский художник, 1990.

19. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985.

20. Ле Корбюзье. Архитектура XX века./ Под ред. Топуридзе К.Т. -М.: Прогресс, 1977.

21. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. К.: 1994.

22. Мастера архитектуры об архитектуре./Под ред. A.B.Иконникова, И.Л.Маца, Г.М.Орлова.- М.: Искусство, 1972.

23. Мастера советской архитектуры об архитектуре./ Под ред. М.Г.Бархина, А.В .Иконникова, И.Л.Маца, Г.М.Орлова, В.И.Ступина, Ю.С.Яралова. -М.: Искусство, 1975. -Т.1.

24. Мастера советской архитектуры об архитектуре./ Под ред. М.Г.Бархина, А.В.Иконникова, И.Л.Маца, Г.М.Орлова, В.И.Ступина, Ю.С Яралова. М.: Искусство, 1975.- Т.2.

25. Маца И. Л. К вопросу о стиле.// Искусство. 1959. - №1. - С.38-41.

26. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. (История, теория, практика). М.: Эди-ториал УРСС. 2000.

27. Некрасов А.И. Теория архитектуры. -М.: Стройиздат, 1994.

28. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М.: Искусство, 1971.

29. Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000.

30. Рябушин A.B. Новые горизонты архитектурного творчества, 1970-1980-е годы. М.: Стройиздат, 1990.

31. Рябушин A.B., Шупурова А.Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. -М.: Стройиздат, 1965.

32. Сапрыкина H.A. Архитектурная форма: Статика и динамика. М.: Стройиздат, 1995.

33. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990.

34. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова. М.: "Советская энциклопедия", 1984.

35. Соколина А. Новейшие течения в западной архитектуре.// Зодчество 3(22) - М.: Стройиздат, 1989.- С. 254-259.

36. Таруашвили Л.И. Эстетика архитектурного ордера. От Витрувия до Картмера де Кенси. -М.: Architectura, 1995.

37. Тасалов В.И. Очерк эстетических идей архитектуры капиталистического общества. М.: Наука, 1979.

38. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на история развития. М.: Стройиздат, 1990.

39. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996.

40. Хан-Магомедов С.О. Две концепции авангарда: Конструктивизм и супрематизм.// Архитектура СССР. 1990. - Май/ июнь. - С. 12-19.

41. Хан-Магомедов С.О. Илья Голосов. М.: Стройиздат, 1988, - (Мастера архитектуры).

42. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников. Мастера архитектуры. М.: Стройиздат, 1990.

43. Хан-Магомедов С.О. Стиль и художественные проблемы архитектуры./ Вопросы теории архитектуры. Сборник 6. Москва, 1960.

44. Шевелев И.Ш. Принципы пропорции. -М.; Стройиздат, 1986.

45. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990.

46. Шумов А. От плоскости к пространству.// Архитектура СССР.-1990. июль/август. -С.58.

47. Эрн И.В. Об архитектурном пространстве в работах Ле Корбюзье. Капелла в Р.// Зодчество 3(22). - М.: Стройиздат, 1989. - С. 197-207.

48. Эстетика. Словарь. М.: Издательство политической литературы, 1989.1.. Публикации зарубежных авторов.1. АА Files.

49. Abstract Representation./ AD academy Editions. St.Martin s Press, 1983.

50. Abstract / Edited by Bernard Tchumi. The Graduated School of Architecture? Planning and Prezervation. Columbia University. - N. Y., N.Y.

51. Andreas Papadakis. New Wave Japanese Architecture. London, Berlin: Ernst & Sohn, 1993.

52. Arata Isozaki. Architektur 1960-1990. Stuttgart, 1991.6. ARCH+.7. Archidea, 1995-2000.8. Archi CREE. 1994.

53. ARCHIGRAM. Basel, Berlin, Boston: Birkhauser Verlag, 1991.10. Architecture.11. Architectural Design.12. Architectural Record.13. Architectural Review.14. Architecture + Urbanism.

54. Architectur & Wohnen, 1997.

55. Barr AI. Cubism and Abstract Art. N.Y. - 1936.

56. Behnisch & Parttner. Bauten 1952-1992/ Herausgegeben von Johann Karl Schmidt und Ursula Zeiler. - Stuttgart: Hatje, 1992.

57. Banham R. The Visions of Ron Herron. Architectural Monographs №38./ AD academy Editions. -St. Martins Press, 1994.

58. Catherine Cooke. Russian Constructivism & Iakov Chernikhov. Architectural Design. - 1989,-№№7,8./ Vol 59.

59. Centrum. Jahrbuch architectur und Stadt, 1993.21. db 1993.

60. Deconstruktivismus: Eine Anthologie./ Herausgegeben von Andreas Papadakis. Stuttgart: Klett-Cotta, 1989.

61. Der Architekt Gottfreid Böhm. Bauten der sechziger Jahre. Dusseldorf: Beton-Verlag, 1988.24. Domus.

62. Frank Gehry und sein Architektur. Vorwort von Herry N.Cobb. Basel: Wiese Verlag, 1989.

63. Global Architecture Document. Roots of Modern Architecture./ Text by Christian Norberg-SchuLz. Tokyo: Edita, 1988.

64. Global Architecture Document. Special Issue 3. Modern Architecture 1920-1945./ Text K.Frampton. Tokyo: Edita, 1983.

65. Gunther Domenig. Werkbuch, Salzburg, Wien: Residenz Verlag, 1991.

66. Gustav Peichl. Bauten und Projekte. Stuttgart: Hatje, 1992.

67. Haas Felix. Architectura 20. Stoleti. Statni Pedagogicke Nakladatelstvi. Praha, 1983.

68. Hans Hollein. Museum for Moderne Kunst Frankfort am Main. Berlin: Ernst & Sohn, 1991.

69. Hasar-Uddin Khan. International Style. Modernist Architecture from 1925 to 1965. K.: Taschen, 1998.

70. Herman Hertzberger. Architect. Photographien Klaus Kinold. Berlin: Ernst Sc Sohn, 1991.

71. Hitchcock H.-R. Painting Toward Architecture. N.Y. - 1948.

72. Jahn Helmut. Airports./ Edited by Werner Blaser. Basel, Boston, Berlin: Birkhauser, 1991.

73. James Stirling + Michael Wilford. Architectural Monographs №32./ AD academy Editions. -St.Martin's Press, 1993.

74. Japanese Architecture III./ AD academy Editions. St.Martin s Press, 1994.

75. Jean Nouvel, Emmanuel Cattadon et Associes. Zurich, München, London: Artemis, 1992.

76. Jencks Ch. Architecture Today. Revised and Enlarged Edition. Harry N.ABRAMS, 1988.

77. Jencks Ch. Modern Movements in Architecture. Penguin Books Ltd., 1973.

78. Jencks Ch. The Architecture of jumping Universe. L.: Academy, 1995.

79. Jencks Ch. The Perennail Architectural Debate. Architectural Design. - 1983. - №7/8.

80. Jodidio Ph. Contemporary American Architects. Volume I. K.: Taschen, 1993.

81. Jodidio Ph. Contemporary American Architects. Volume DL K.: Taschen, 1996.

82. Jodidio Ph. Contemporary Asian Architects. K.: Taschen, 1996.

83. Jodidio Ph. Contemporary California Architects. K.: Taschen, 1995.

84. Jodidio Ph. Contemporary European Architects. Volume I. K,: Taschen, 1993.

85. Jodidio Ph. Contemporary European Architects. Volume II. K.: Taschen, 1993.

86. Jodidio Ph. Contemporary European Architects. Volume III. K. : Taschen, 1995.

87. Jodidio Ph. Contemporary European Architects. Volume IV. K.: Taschen, 1996.

88. Jodidio Ph. Contemporary European Architects. Volume V. K.: Taschen, 1997.

89. Jodidio Ph. Contemporary Japanese Architects. Volume I. K.: Taschen, 1994.

90. Jodidio Ph. Contemporary Japanese Architects. Volume II. K.: Taschen, 1997.

91. Jodidio Ph. Frank Lloyd Wright. K.: Taschen, 1995.

92. Jodidio Ph. New Forms. Architecture in the 1990-s. K. : Taschen, 1997.

93. Jodidio Ph. Richard Meier. -K.: Taschen, 1995.

94. Jodidio Ph. Sur une devastee.// Connaissance desaris. 1983. - №374.

95. Kenneth Frampton und Pierre Luigi Nicolin. Santiago Calatrava. Ingenieur Architectur. - Basel, Boston, Berlin: Birkhauser, 1990.

96. Klotz, Heinrich. Architektur des 20 Jahrunderts: Zeichnungen Modelle - Möbel. Aus der Sammlung des Deutschen Architekturmuseums Frankfort a.M. - Stuttgart: Klett - Cotta, 1989.

97. Koolhaas R. The Entfaltung der Architectur. ARCH+. - 1993. - June/№117.

98. Kwinter S. The Reinvention of Geometry. ARCH+. - 1993. - June/Xsl 17.62. L'Arca. 1995.

99. L'architecture d'aujourd'hui.

100. Lucan Jacques. OMA Rem Koolhaas. Architecture 1970-1990. - N.Y.: Priceton Architectural Press, 1991.

101. Mario Botta. Das Gesamtwerk. Band 1. 1960-1985./ Herausgegeben von Emilio Pizzi. Zurich, Munchrn, London: Artemis, 1993.

102. Meyhofer D. Contemporary European Architects. Volume II. K.: Taschen, 1995.

103. Meyhofer D. Contemporaiy Japanese Architects. Volume II. K.: Taschen, 1994.

104. New Classicism. Rizzoli, 1990.

105. Norman Foster. K.: Taschen, 1997.

106. OMA. Rem Koolhaas. Zurich, München: Architektur, 1991.

107. Paradakis A. Architectural design for today. P.: Terrail, 1992.

108. Paul Virilio. Towards the Twenty First Century. Ten Obstacles to be Overcome.// Domus. -2000. -1.

109. Peter Cook. Architectural Monographs №28./ AD academy Editions. St. Martins Press, 1993.

110. Probst Hartmut, Schädlich Christian. Walter Gropius. Band 1: Der Architekt und Theoretiker Werkverzeichnis. Teil 1. Berlin: VEB Verlag Fur Bauwesen, 1985.

111. Progressive Architecture 1980-1995.

112. Rafael Moneo. Bauen Fur die Stadt. Stuttgart: Hatje, 1993.

113. Reaching for the skies Architectural. Design profile №116.

114. Richard Meier. Building for Art. Bauen for die Kunst./ Editor by Werner Blaser. Basel, Boston, Berlin: Birkhausen 1990.

115. Ricardo Bofill. Taller de Arquitectura./ Gestaltung der Stadt Industrie und Klassizismus. Stuttgart: Kramer, 1985.

116. Richard Meier. Rezzoiii, 1998.

117. Robert AM Stern. Selected works. Architectural Monographs №17./ AD academy Editions. -St.Martins Press, 1991.

118. Schumacher Th.L. Back to the Futurism.// Architecture. 1993. - September.

119. Stanislaw Latour, Adam Szymski. Rozwoj Wspolczesnej Mysli Architektonicznej. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukow, 1985.

120. Struktur. Raum und Haut. Nicholas Grimshaw & Partners. Bauten und Projekte, 1988-1993. -Berlin: Ernst & Son, 1993.

121. Tadao Ando. Das Haus Koshino. Tubingen: Wasmuth, 1990.

122. Technjques & Architecture 1993.

123. Tomas Taveira. Architectural Monographs №37./ AD academy Editions. St.Martin s Press, 1994.

124. Tzonis A. Lefaiverl. Architectur in Europa seit 1968. Mit Beitragen von Lucius Burckhardt, Jean-Louis Cohen, Fritz Neumeyer und Peter Rice. Frankfurt: N.Y.: Campus Verlag, 1992.

125. Ungers Oswald Mathias. Architektur 1951-1990./ Mit einem Beitrag von Fritz Neumeyer. -Stuttgart, 1991.90. Werk, bauen + Wohnen.

126. World Architecture 1989-1990.1. ОПАРИН ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ

127. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕКТОНИКО-КОМПОЗИЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ В ПРОЦЕССЕ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕКА.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.