Европейские параметры современной культурной политики Франции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Косенко, Сергей Иванович

  • Косенко, Сергей Иванович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 181
Косенко, Сергей Иванович. Европейские параметры современной культурной политики Франции: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2007. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Косенко, Сергей Иванович

Введение.

Глава I. Особенности внутренней политики Франции в области культуры - концепция и практика.

1.1.Этапы институционализации культурной политики Франции.

1.2. Политика Франции в области культуры при президенте Ф.Миттеране, в т.ч. в периоды первого и второго «совместного обитания» (1981-1995).

1.3.Политика Франции в области культуры при президенте Ж.Шираке (19952002).

Глава II. Культура как важный компонент внешней политики Франции.97 2.1. Доктринальная основа, приоритеты и цели внешней политикиФранции в области культуры.

2.2 Европейские аспекты культурной политики Франции.

2.3 Политика франкофонии в эпоху глобализации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Европейские параметры современной культурной политики Франции»

Актуальность темы данного исследования обусловлена неуклонным расширением глобализации современного мира и ростом в этих условиях важности проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия каждой цивилизованной страны. Во Франции, как и в остальной Европе, культура долгое время была привилегией тех, кто в силу своих знаний, образования, имущественного и социального положения мог иметь доступ к произведениям мысли, литературы и искусства. Однако вместе с материальным и интеллектуальным прогрессом, преобразившим облик Европы за последние двести лет, культура, как и другие стороны жизни европейцев, претерпела необратимые демократические мутации, в результате чего к ней смогли приобщиться широкие слои европейского общества. Одновременно, на протяжении веков, возник определенный пласт культурных связей и обменов, благодаря которым все народы Европы научились разделять некоторые общие духовные ценности. При этом общая культура, став основой политической организации наций в Европе, не утратила своих самобытных черт и особенностей в каждой национальной культуре.

Великая культурная европейская держава, Франция дает убедительный пример того, как развитая отечественная культура может служить эффективным инструментом защиты национальной самобытности и противодействия внешней культурной экспансии, при условии, что она опирается на соответствующую культурную политику. Окончательную институциональную форму во Франции культурная политика приобрела в период правления президента Ш. де Голля с созданием в 1959 году министерства по делам культуры. С этого момента и до начала нового тысячелетия на посту министра культуры сменили друг друга 17 видных и высокообразованных государственных деятелей, пользовавшихся высоким авторитетом в мире культуры и искусства своей страны. Весомый вклад в развитие концепции и институтов французской культурной политики внесли, в частности, такие министры как Андре Мальро и Жак Дюамель. Однако свое наиболее яркое и эффективное выражение культурная политика нашла в период правления президента-социалиста Ф. Миттерана в деятельности министра Ж. Ланга.

Видный государственный деятель Франции Эдуард Эррио (1872-1957) однажды точно заметил, что культура - это то, что остается в человеке, когда он забыл все остальное. К концу XX века в массовом сознании французов подлинная культура постепенно стала вытесняться понятием досуга, развлечения (entertainment) в основном в американском понимании этого явления, что диктовало и соответствующее культурное поведение нового поколения людей. Заокеанские космополитические и коммерциализованные по своему характеру жанры искусства, такие, например, как рок-музыка или комиксы, не говоря уж о штампованных голливудских кинофильмах быстрее проникали в массовое сознание еще и потому, что в той же Франции слабо популяризировалось ставшее "немодным", подлинное народное (будь оно французское, бретонское, корсиканское и т.п.), а не фольклорно-занимательное искусство.

Еще более опасным в последние годы на Западе стало нарастающее явление отторжения от культуры по социально-экономическим причинам. Результатом этого стало возникновение как бы двух Франций: одной - открытой для всех передовых веяний в мышлении и в искусстве, и другой - огромной, но инертной и лишившейся конкретной связи с национальным культурным достоянием. В эпоху, когда социальная отверженность становится массовым явлением, от культуры в первую очередь отдаляются производственное население, рабочие промышленности и сельского хозяйства, малоимущая молодежь, маргинальные слои общества. На этом фоне еще одной угрозой для французского общества сегодня является распространение увлечения идеями религиозного интегризма, фундаментализма и другими формами социального протеста, которые проявились в двух острых социальных кризисах в 2006 г. и подрывают монолитность французского общества изнутри. Опасность кроется и в том, что эти проявления встречают сопротивление зачастую тоже в довольно жестких и резких проявлениях нетерпимости, ксенофобии и даже расизма -отсюда рост популярности крайне правых партий и проявлений.

Нет необходимости доказывать, что культура Франции в качестве одной из богатейших в Европе, занимает почетное место в мировой сокровищнице духовных ценностей. Достаточно вспомнить имена таких гигантов мысли и духа как Вольтер, Монтескье, Бальзак, Гюго, импрессионисты или 47 французских лауреатов Нобелевской премии). В этой связи представляется особенно важным отметить, что будучи эманацией развитого во всех отношениях демократического общества - родины идеологии и реального осуществления прав человека - культурное достояние Франции, наряду с его общепризнанными высокими художественными и эстетическими достоинствами, проникнуто духом подлинного демократизма, гуманизма, уважения прав и свобод личности,а также национальных особенностей. Оставаясь и сегодня лидером в области культуры в Европе, Франция, в частности, является единственной развитой страной, где принят закон о защите национального языка. Особый характер носят и протекционистские меры, которые Франция распространила на аудиовизуальную и ряд других сфер культуры, что может служить примером для других стран, включая и Россию. Все это дополнительно подтверждает актуальность данной темы исследования.

Объектом исследования в данной работе является французское общество с точки зрения его отношения к своим культурно-национальным традициям и его влияния на официальную культурную политику властей.

Предметом исследования является культурная политика Франции на рубеже XX и XXI веков в свете проблемы сохранения ею своих европейских параметров и национального своеобразия.

Цель исследования состоит в политологическом анализе внутренней политики Франции в области культуры на разных этапах ее институционального развития при президентах Ф.Миттеране и Ж.Шираке, а также ее воздействия на внешнюю политику страны с учетом ее европейской составляющей.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть наиболее важные этапы становления государственной культурной политики Франции в контексте внутренней политики страны;

- проанализировать особенности внутренней политики в области культуры в период правления президента Ф.Миттерана, в т.ч. во время первого и второго «совместного обитания» (1981-1995);

- отметить характерные черты культурной политики первого семилетнего правления президента Ж.Ширака (1995-2002);

- провести комплексный анализ доктринальных основ внешней политики Франции в области культуры;

- сформулировать предложения по дальнейшему изучению опыта Франции в области культурной политики в условиях расширения масштабов глобализации современного мира.

Степень научной разработанности темы. Если в зарубежной (французской) научной литературе более или менее подробно освещаются современная культурная политика Франции и ее европейские параметры, то отечественной наукой эта тема по существу не рассматривалась, а в русскоязычной научной литературе практически отсутствует анализ доктринальной основы и приоритетов внешней политики Франции в области культуры и не нашли должного отражения особенности культурной политики при президентах Ф.Миттеране и Ж.Шираке.

Вместе с тем источниковедческая база исследования в целом весьма обширна и включает широкий и разнообразный круг научных материалов прежде всего на французском и отчасти русском языках1.

При разработке темы диссертации был использован значительный набор документальных, научно-исследовательских и публицистических изданий. С учетом исторических рамок работы, а именно, в основном периода правления президента Франсуа Миттерана, важное значение для понимания сущности идеологического подхода французских социалистов к культурной политике имело ознакомление с работами идеологов Французской социалистической партии (ФСП), в частности самого Ф.Миттерана ("Соломинка и зерно", "Здесь и сейчас") и ряда таких его видных сподвижников как Жак Аттали, Лоран Фабиус, Ролан Дюма, Режис Дебре, Жак Ланг и др. Общие установки по вопросам культурной политики содержатся также в программном документе ФСП под названием "Социалистический проект для Франции 80-х годов", изданный накануне президентских выборов 1981 года.

Важным источником исследования явились также архивные материалы Высшего совета франкофонии, разделы по проблемам культурной политики Франции, размещенные на интернет-сайтах французского правительства (www.gouv.fr) и министерства культуры (www.culture.gouv.fr).

Подробные и наиболее необходимые для понимания и раскрытия культурной политики Франции в конце ХХ-го века автор почерпнул из многочисленных официальных и документальных источников и публикаций на французском языке. Среди них в первую очередь следует отметить "Библиографию по истории культурной политики Франции в XIX-XX веке" (Париж, 1999); "Историю культурной дипломатии Франции от истоков до 1995

1 Арзаканян История Франции: учебник для вузов/ М.Ц.Арзаканян, А.В.Ревякин, П.Ю.Уваров.- М. 2005; Смирнов В.П. Франция в XX веке.- М. 2001; Загрязкина T.IO. Франция сегодня. 3-е изд.- М. 2005; Обичкина Е.О. Франция на рубеже XX-XX1 веков: кризис идентичности. Монография,- М. 2003; ее же. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. Монография,- М. 2004; Мельникова E.B. Культура народов мира (этнополитический аспект).- М. 2006. года" (Париж, 1995); "Административную историю министерства культуры 1959-2002 гг." (Париж, 2002). Незаменимым источником информации по теме диссертации явился монументальный "Справочник по культурной политике Франции с 1959 года" (Париж, 2001), а также сборник "Учреждения культуры и культурная жизнь Франции" (Париж, 2004) под редакцией видного культуролога Ги Саэза.

Стратегические направления и эволюция культурной политики Франции глубоко отражены в докладах правительству ведущего концептуалиста и реформатора культурной политики Франции Жака Риго, особенно его доклад 1995 года о пересмотре основ культурной политики Франции, и некоторых других ключевых фигур французской культуры. Под его же редакцией в 2002 году было издано скрупулезное собрание основных официальных документов культурной политики Франции: законов, постановлений, выступлений и заявлений государственных деятелей по вопросам культуры. Принципиальное значение для раскрытия второго раздела работы имел еще один программный документ - "Внешний культурный проект Франции" (Париж, 1983), - в свое время легший в основу зарубежной культурной политики страны.

Резерв аналитических трудов по культурной политике Франции чрезвычайно обширен и разнообразен. Среди таких работ следует прежде всего упомянуть фундаментальные и беспристрастные труды Венсана Дюбуа "Культурная политика: генезис разновидности государственного вмешательства" (Париж, 1999г.), Жака Риго "Культурная исключительность" (П. 1995), Жан-Мишеля Джиана "Культурная политика: конец мифа" (П. 2005), Ришара Денё "Жак Ланг: культура в движении" (П. 1990), и Филиппа Пуарье "Разновидности культурной политики во Франции. (П. 2002), а также ряда других исследователей французской культурной политики.

Более глубокому пониманию автором истоков и становления французской культурной политики во многом способствовало ознакомление с книгой известного публициста Пьера Кабанна "Культурная власть в Пятой Республике", опубликованной в 1981 году всего за несколько месяцев до прихода к власти социалистов. Динамика и противоречия внутренней культурной политики Франции раскрыты в работах Клода Моллара "Пятая власть: культура и государство от Мальро до Ланга".(П. 1999) и Филиппа Урфалино "Изобретение культурной политики" (П. 2004), а ее внешние аспекты - в книге бывших высших должностных лиц Кэ д'Орсэ, послов Жана-Давида Левитта "Культурная дипломатия: амбиции и перспективы" (П. 1994) и Жана-Франсуа де Рэмона "Внешняя культурная деятельность Франции" (П. 2000).

В целях обеспечения наибольшей объективности в оценке культурной политики эпохи Миттерана-Ланга в исследовании в максимально возможной степени были привлечены работы авторов, занимающих критическую или резко негативную позицию в отношении этой политики и вообще культурного вмешательства государства в культуру. Наибольшую известность среди таких публицистических и критических работ получила нашумевшая в свое время книга Марка Фюмароли "Государство культуры: эссэ о современной религии" (П. 1992), а также работы Ханны Арендт "Кризис культуры" (П. 1989), Жана Кона "Культура в действии от Вилара до Ланга: потерянное направление" (П. 1999), Алена Деко "Красная дорожка" (П. 1992), Патриса де Планкетта "Культура в розовом пиджаке" (П. 1981) и многие другие, без которых восприятие реалий культурной политики Франции было бы неполным и несбалансированным.

Далеко не последнюю роль в качестве ценных источников информации по теме диссертации сыграли также отдельные статьи тематике работы, в частности, таких авторитетных авторов как бывшие министры культуры Жак Тубон и Жан-Жак Айагон, бывший министр иностранных дел Юбер Ведрин и других специалистов.

В процессе изучения и раскрытия темы диссертации были широко задействованы ведущие французские периодические издания за соответствующий период, в частности, газеты «Либерасьон», «Монд», «Фигаро», еженедельники «Пуэн», «Экспресс» и др., а также заметки и выписки из личного архива и архивных материалов министерства культуры Франции, сделанные автором в период его работы в отделе культуры посольства СССР во Франции в 1983-1986 гг.

Методологическая основа исследования. Ведущим методом при раскрытии темы стал системный подход, что позволило подойти к предмету исследования как к комплексу проблем, составляющих единое целое, выявить наиболее характерные особенности на каждом этапе его развития, установить их логическую взаимосвязь и взаимозависимость.

При анализе объекта и предмета исследования автор использовал и другие общенаучные методы: структурно-функциональный, проблемно-логический, статистический, классификации и систематизации, а также специальные исторические методы: хронологизации, периодизации и актуализации. Использование сравнительно-исторических методов дало возможность исследовать содержание культурной политики Франции в тесной взаимосвязи с той внутриполитической и исторической обстановкой, в которой она осуществлялась.

Положения, выносимые на защиту.

- Культурная политика представляет собой непрерывную цепь усилий и мер со стороны государства по защите, сохранению и развитию национального культурного достояния и вовлечению в культурный процесс широких слоев населения; судить о ее результатах следует не по той или иной доктрине, а по тому видному месту, которое, в итоге, культура данной страны занимает в сознании своего народа и в мировой сокровищнице духовных ценностей.

- Культурная политика как целенаправленная деятельность государства по сохранению и защите национальной культуры является сугубо французским «изобретением» и феноменом, берущим свое начало в глубине истории страны и сохранившим преемственность на протяжении веков.

- На рубеже XX и XXI веков, в условиях расширения глобализации мира и унификации культуры, проблема сохранения культурной самобытности приобретает особую актуальность.

- Культурная политика, на примере Франции, является эффективным инструментом формирования прочного национального самосознания и укрепления сплоченности нации и, следовательно, фактором сохранения национальной самобытности и независимости, в т.ч. в области внешней политики; в этом смысле она может служить позитивным примером для стран, заботящихся об укреплении своей национальной самобытности и независимости, в частности, для России.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

- Впервые в отечественной науке предпринята попытка комплексного рассмотрения механизма современной культурной политики Франции, как неотъемлемой части европейского культурного процесса; определены основные факторы, которые влияют на развитие внутренней и внешней политики Франции в области культуры.

- Выявлены и проанализированы характерные черты культурной политики при президентах Ф.Миттеране и Ж.Шираке, которая, несмотря на определенные различия, своей главной целью ставила и ставит сохранение национальной самобытности, противодействие униформизации и «американизации» национальной и европейской культуры.

- Показано, что опыт Франции в данной области имеет важное значение для России в ее стремлении защитить и укрепить свою национальную самобытность, не допустить размывания национального характера русской культуры в условиях ширящейся глобализации.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она вносит дополнительный вклад в изучение проблем современной культурной политики европейских стран на примере Франции. На основе систематизации и анализа различных факторов и этапов эволюции французской политики в области культуры в работе делается попытка не только отразить, но также выявить закономерности и спрогнозировать дальнейшие пути развития данного процесса.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы исследования могут быть использованы при определении перспективных путей развития культурной политики стран ЕС в начальный период XXI века, как в конктретно-историческом плане, так и при постановке долгосрочных задач. Данное исследование может быть также использовано в учебном процессе российских вузов при подготовке специалистов-международников, культурологов и политологов, для разработки лекционных курсов по истории мировой культуры и специальных курсов по проблемам политики Франции в рамках ЕС.

Структура работы. Структура диссертационного исследования отвечает поставленным целям и задачам и отражает логику процесса научного анализа. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Косенко, Сергей Иванович

Заключение

Интерес автора к культурной политике Франции продиктован прежде всего ширящейся глобализацией современного мира и ростом в этих условиях актуальности проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия. В итоге работы над диссертацией автор пришел к следующим обобщениям и выводам.

Культурная политика, то есть целенаправленная деятельность государства по сохранению, развитию и защите национальной культуры, является сугубо французским "изобретением" и феноменом, уходящим своими корнями вглубь истории Франции. Ни в одной развитой стране Запада не было и нет доктрины и институтов культурной политики, подобных французским. На протяжении последних 50 лет, несмотря на чередование правительств разной политической ориентации, культурная политика Франции была последовательно ориентирована на защиту общенациональных интересов и сохраняла свою вековую преемственность. Активное вмешательство государства в сферу искусства, литературы и культурного наследия является константой и характерной особенностью французской истории.

Культура, культурное своеобразие остаются важнейшими элементами прочного национального самосознания французов, как единого народа. Она включает в себя такие не поддающиеся коммерциализации вещи как язык, религию, моральные ценности, национальные святыни, территорию, произведения и памятники культуры и искусства и даже гастрономию. Поощрение и защита национальной культуры, по убеждению сторонников французской культурной политики, содействует прогрессу нации как единого целого и является важным фактором сохранения национальной самобытности и укрепления национальной сплоченности французов. Вместе с тем культурная политика Франции по своей этической и эстетической сущности является глубоко европейской и поэтому одновременно нацелена на развитие и защиту общих духовных ценностей Европы.

Окончательную институциональную форму во Франции культурная политика приобрела в период правления президента Ш. Де Голля с созданием в 1959 году министерства по делам культуры. С этого момента и до начала нового тысячелетия на посту министра культуры сменили друг друга 17 видных государственных деятелей Франции, пользовавшихся большим авторитетом в мире культуры. Весомый вклад в развитие концепции и институтов французской культурной политики внесли, в частности, такие министры как Андре Мальро и Жак Дюамель. Однако свое наиболее яркое и эффективное выражение, в т.ч. в смысле бюджета, культурная политика нашла в период правления президента-социалиста Ф. Миттерана (1981-1995 гг.) в деятельности министра Жака Ланга.

Французский язык, получив еще в Средние века привилегированный юридический, а в V-ой Республике - конституционный статус, всегда являлся основным вектором французской культуры и служил одним из главных катализаторов национальной сплоченности французского общества. Оставаясь на протяжении долгих лет стержнем французской культурной политики в стране и за рубежом, распространение французского языка и культуры с начала 80-х годов прошлого века стало приобретать новые формы и методы с учетом бурного развития аудиовизуальных средств и новых коммуникационных технологий.

Распространение французского языка и культуры, культурные обмены и международное сотрудничество в этой области с давних пор прочно утвердились в качестве важной составной части внешней политики Франции. Аналогичной политики за рубежом с ее целями, методами и структурами не имела и не имеет ни одна другая индустриально развитая страна мира. Задачи, преследуемые этой политикой, охватывают несколько регистров, которые в других странах и организациях обычно разделены: здесь и солидарность с франкоязычными развивающимися странами, в частности, с африканскими, и расширение влияния в этих странах путем формирования их политической элиты, и защита позиций французского языка, и содействие культурному разнообразию и контроль над процессом глобализации. Рамками этих усилий служит т.н. "зона приоритетной солидарности" Франции, куда вошли и некоторые страны Восточной Европы.

Именно на этой почве в начале 80-х годов прошлого века, то есть на первом этапе правления социалистов, заметно обострились идеологические разногласия между Францией и США в области культуры и культурных обменов. В 1982 году Ж.Ланг даже заявлял об «американском культурном империализме». Позднее верх взяли прагматические интересы и соображения стратегического партнерства двух западных сверхдержав. Соответственно, франко-американские разногласия в области культуры, уже при Ф.Миттеране, отошли на второй план и были окончательно приглушены с приходом к власти во Франции в 1995 году правых сил во главе с президентом Жаком Шираком.

Культурные обмены между Францией и СССР в 80-е и 90-е годы прошлого века развивались более или менее успешно на стабильной основе периодических двусторонних протоколов о культурном сотрудничестве. После исчезновения СССР, политического сближения между Францией и «новой» Россией не произошло. РФ, судя по всему, не попала в число приоритетных направлений культурной политики Франции и культурные связи между двумя странами поддерживаются на стандартном среднем уровне интенсивности, что, разумеется, не способствует укреплению глобальных позиций французской культуры.

Проблема сохранения культурной самобытности, бывшая в 60-70-е годы прошлого века опорой постколониальной борьбы, сегодня, в эпоху глобализации мира и унификации культуры приобретает еще большую актуальность. Перед лицом негативных тенденций в культуре, ведущих к ее униформизации и примитивизации, беспокойство о сохранении культурной самобытности и суверенности звучит сегодня в заявлениях политических деятелей самых различных стран. В этом контексте культурная самобытность однозначно отождествляется с национальным и человеческим достоинством, требующими безоговорочного уважения. Однако борьба за сохранение культурной (национальной, религиозной и т.п.) самобытности не должна превращаться в духовный интегризм, изоляционизм, экстремизм или воинствующий национализм.

Каждая эпоха во Франции порождала свою культурную политику -начиная с XVI века ее переформулировали десятки раз, - но судить о ее результатах следует не по той или иной доктрине, а по тому видному месту, которое, в итоге, культура этой страны продолжает занимать в сознании французов и в мировой сокровищнице духовных ценностей. У этой политики нет и не может быть какого-то логического конца - она всего лишь часть поступательной эволюции французского общества. По убеждению французских политиков, прежде всего левой ориентации, культуру во Франции нельзя отдавать на откуп действию законов рынка, ибо основным конституционным принципом в этой стране является обеспечение равноправного доступа всех граждан к культуре и произведениям искусства. В этом усматривается залог формирования гражданского сознания и демократического развития общества, что имеет важнейшее значение как опыт для учета в культурной политике РФ.

Представляется, что культурная политика Франции может служить наглядным и убедительным примером для подражания и является своего рода «сигнальной лампочкой» для других стран, в частности, для России, которые беспокоятся о своей духовной независимости и не желают быть окончательно захлестнутыми потоком коммерциализованной продукции американской массовой культуры. Именно поэтому государственная культурная политика

Франции может и должна оставаться и впредь предметом дальнейшего наблюдения и пристального изучения.

Культурная политика Франции представляет собой одновременно инструмент и катализатор формирования и укрепления национального самосознания этого народа, которое, в свою очередь, является незыблемой основой демократического республиканского строя Франции и ее независимой, конструктивной и оригинальной внешней политики. При всех своих противоречиях и зигзагах, государственная политика Франции в области культуры, сохранявшая на протяжении веков преемственность с точки зрения защиты национальных идеалов, в конечном счете, убедительно доказала свою целесообразность и эффективность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Косенко, Сергей Иванович, 2007 год

1. Les affaires culturelles аи temps de Jacques Duhamel, 1971-1973,2. (dir. Genevieve Gentil, Augustin Girard et autres). La Documentation franfaise, 1995

2. Les affaires culturelles au temps d'Andre Malraux, 1959-1969,

3. La Documentation franfaise, 1996

4. Audiovisuel: la France face aux strategies transnationales des principaux pays occidentaux et des grands groupes prives. Symposium au Ministere des Affaires ё1гап£ёгез, La Documentation Fran9aise, janvier 1987

5. Bibliographie de I'histoire des politiques culturelles. France XlXe-XXe siecles. La Documentation franfaise, 1999

6. Dictionnaire des termes officiels. Delegation generale a la langue franfaise. La Documentation franfaise, 1994

7. Dictionnaire des politiques culturelles de la France depuis 19599. (dir. Emmanuel de Waresquiel). Larousse-CNRS Editions, Paris, 2001 XO.Enquetes. Les pratiques culturelles des Franqais pour 1981, 1989 et 1997. DEP,

8. Ministere de la Culture. La Documentation franfaise 11 .Les etablissements culturels. Rapport au ministre de la Culture par Paul Puaux. La Documentation franfaise, 1982

9. La Francophonie dans le monde 2004-2005. OIF. Larousse, Paris, 2005

10. Guide des mots nouveaux. Commissariat general a la langue franfaise. Nathan, Paris, 1985

11. XA.Histoire administrative du ministere de la Culture 1959-2002 (par Bernard

12. La creation du ministere des Affaires culturelles. 1959-1969, (Genevieve Poujol). Ministere de la culture. Paris, 1993

13. La Politique audiovisuelle exterieure de la France. Rapport au Premier ministre par Michel Pericard. La Documentation fran9aise, Paris, decembre 1987

14. La Politique culturelle 1981-1985. Ministere de la Culture. Bilan de la legislature, fascicule « Economie et culture », Paris, 198521 .La Politique culturelle de la France (dir. Philippe Poirrier et Jean-Pierre Rioux).

15. Conseil de TEurope. La Documentation franfaise, Paris, 1988 22.1a Politique culturelle 1981-1991. Ministere de la Culture. Paris, 1991

16. La Politique televisuelle exterieure de la France. Rapport au Premier ministre par Alain Decaux. La Documentation franfaise, Paris, 1989

17. Les politiques culturelles en France (dir. Philippe Poirrier, preface de Jacques Rigaud, сборник официальных документов). La Documentation franfaise, Paris, 2002

18. Une politique pour le frangais. Association pour la diffusion de la pens6e franfaise (ADPF). La Documentation franfaise, Paris, 1996

19. Pour la nouvelle strategie de Faction exterieure de la France. Rapport au nom de la Commission des affaires culturelles du Senat par Louis Duvernois. Rap. d'information n°91, Paris, decembre 2004

20. Les Relations culturelles entre la France et Г Europe centrale et orientale. Rapport presente par Bernard Renouvin au Conseil economique et sociale, 1992

21. Relations culturelles internationales. Perspectives 90. Ministere des Affaires etrangeres, Paris, 199031 .Patrimoine, Etat et culture, Ministere de la culture. La Documentation fran5aise, Paris, 1992

22. Pour une refondation de la politique culturelle. Rapport au ministre de la Culture par Jacques Rigaud. La Documentation franfaise, Paris, 1996

23. Statistiques de la culture (J.Cardona, Ch.Lacroix). Chiffres cles 2004. La Documentation fran?aise, Paris, 20041.. Литература на русском языке

24. Арзаканян М.Ц. Жак Ширак.- «Вопросы истории» 1988. №8.

25. Бабенко В.Н. СССР Франция: 60 лет дипломатических отношений. М. 1984.3в.Бажаное Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. В 3-хтомах. М. 2001-2002.

26. Барановский ВТ. Россия и формирование новой европейской архитектуры.3Ъ.Беннет Н.Д. Франкофония в контексте мировой культуры. Автореф. Дисс.на соиск. уч.степени канд истор.наук. М. 2001.

27. Бобрышев Ю.В., Аршинова В.И., Семенов C.F. Финансы города Парижа. М. 1998.

28. Борисов Ю.В. СССР-Франция: 40 лет дипломатических отношений. М. 1964.41 .БурсовА.В. Культура как фактор европейской интеграции. М. 2003.

29. Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М. 1998.

30. Васютинский В.Н. Франсуа Миттеран.- «Вопросы истории». 1993. №1.

31. Внешняя политика Российской Федерации 1992-1999. М. 2000.

32. Долгое К.М. Восхождение на Афон. М. 1998.4в.Долгов К.М. Реконструкция эстетического в западно-европейской и русской культуре. М. 2004.

33. Долло JI. Франция в современном мире. М. 1996

34. Дубинин Ю.В. Дипломатическая быль. Записки посла во Франции. М. 1997.

35. Жиро Р. Представления о современной внешней политике во Франции и французская внешняя политика. М. 1992.

36. Задохин А.Г. Россия и Евразия. М. 1998 д'Эстен Жискар В. Власть и жизнь. Т. 1-2. М. 1990, 1993.51 .Манфред А.З. Традиции дружбы и сотрудничества. М. 1967

37. Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей РФ с зарубежными странами. «Дипломатический вестник» 2001. №5.53 .Полякова О.Б. Взаимовлияние культур России и Франции во второй половине XIX начале XX века. М. 2001

38. Рубинский Ю.И. Культура гражданского противостояния.- «Коммерсант». 2006.25.04.

39. Сироткин В.Г. История Франции: Пятая Республика. М. 1989.5в.Сироткин В.Г. Двести лет без Бастилии. Киев. 1989.

40. Ы.Смирнов А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики.- «Полис». 2005. №4.

41. Суллаееа Н.А. Политическая культура и язык: социофилологические проблемы. Ставрополь. 1997.

42. Семенов С.Г. Международная организация франкофонии в мировой политике. Автореф.дисс. на соиск. уч степ, канд политич. Наук. М. 2003.

43. Стародубцева Т.В. Роль общественности СССР и Франции в укреплении и развитии советско-французского сотрудничества. Автореф.дисс. на соиск.уч.степени канд истор.наук. Воронеж 1990.6\.Тарле Е.В. Талейран. М. 1992.

44. I. Литература на иностранных языках

45. Autissier А.-М. L'Europe culturelle en pratique. AFAA, Paris, 2000вв.Веаисе T. Nouveau Discours sur Tuniversalite de la langue franfaise. Gallimard, Paris, 1988.

46. Benhamou F. L'Economie de la culture. La Decouverte, Paris, 2003

47. Biasini E. Grands travaux. Editions Odile Jacob, Paris, 1995

48. Brockman J. The third culture. Simon & Schuster, New York, 1995

49. Cuche D. La Notion de culture dans les sciences sociales. Paris, 2004

50. DesneuxR. Jack Lang. La culture en mouvement. Favre, Paris, 1990 SO.DjianJ. La politique culturelle. Le Monde/Marabout, Paris, 199681 .Donnat O. et Cogneau D. Les pratiques culturelles des Fran?ais. La Decouverte, Paris, 1990

51. Donnat O. Les Fran?ais face a la culture: de Г exclusion a Teclectisme. La Decouverte, Paris, 1994

52. Dubois V. La politique culturelle. Genese d'une categorie d'intervention publique. Belin, Paris, 1999

53. DupinE. L'apres-Mitterrand. Editions Calmann-Levy, Paris, 1991

54. Emmanuel P. Pour une politique de la culture. Seuil, Paris, 19718e.Farchy J. et Sagot-Duvaroux D. Economie des politiques culturelles., Presse

55. Universitaire de France, Paris, 1994 W.FarchyJ. La fin de l'exception culturelle?. CNRS, Paris, 1999

56. Favier P. Martin-Roland M. La Decennie Mitterrand. Seuil, Paris, 1990

57. Gilbert C., Saez G. L'Etat sans qualite. PUF, Paris, 1983

58. Giordan H. Democratic culturelle et droit a la difference. La Documentation franfaise, Paris, 198291 .Goetschel P., Loyer E. Histoire culturelle et intellectuelle de la France au XXe siecle. Armand Colin, Paris, 1994

59. GrazianiS. La communication culturelle de TEtat. PUF, Paris, 2000

60. Jung C. Le Parti socialiste et Taction culturelle. Formation d'un programme de gouvernement. 1971-1981. IEP de Paris, 1987

61. Iribarne P. Cultures et mondialisation. Seuil, Paris, 199895 .Latarjet B. L'amenagement culturel du territoire. La Documentation franchise, Paris, 19929e.Levitte J.-D. La diplomatie culturelle : ambitions et perspectives. Enjeux du Monde, Paris, 1994

62. Lion A. et Meca P. Culture et pauvrete. La Documentation fran?aise, Paris, 1988

63. Lombard A. Politique culturelle internationale de la France. Actes Sud-Babel, Aries, 2003

64. Marchand V. La Francophonie. Editions Milan, Paris, 1999

65. Mesnard A. -H. Droit et politique de la culture PUF, Paris, 1990

66. Mollard С. Le cinquieme pouvoir, la Culture et l'Etat de Malraux a Lang. Armand Colin, Paris, 1999

67. Monnier G. L'Art et ses institutions en France. De la Revolution a nos jours. Gallimard, Paris, 1995

68. Moulin R. L'artiste, Institution et le marche. Flammarion, Paris, 1992

69. Mouliner P. Les politiques publiques de la culture en France. PUF, 1999

70. Mouliner P. Politique culturelle et decentralisation. L'Harmattan, Paris, 2002

71. Ory P. L'aventure culturelle fran?aise, 1945-1989. Flammarion, Paris, 1989

72. Ory P. L'histoire culturelle. PUF, Paris, 2004

73. Patriat C. La culture, un besoin d'Etat. Hachette, Paris, 1998

74. Piniau В. Vaction artistique de la France dans le monde. L'Harmattan, Paris, 1998

75. Poirrier Ph. La naissance des politiques culturelles (1964-1970). La Documentation fran?aise, Paris, 1997

76. Pongy M. et Saez G. Politiques culturelles et regions en Europe. L'Harmattan, Paris, 1994

77. Ponder J.-M., RicciJ.-C., Bourdon J. Droit de la culture. Dalloz, Paris, 1990

78. Raymond J.-F. L'action culturelle exterieur de la France. La Documentation fran?aise, Paris, 2000

79. Regour S. L'exception culturelle. PUF, Paris, 2003

80. Renard J. иё1ап culturel. La France en mouvement. PUF, Paris, 1987

81. Rigaud J. La culture pour vivre. Gallimard, Paris, 1975

82. Rioux J.-P., SIRINELLI Jean-Fran?ois. Pour une histoire culturelle. Seuil, Paris, 1997

83. Salon A. L'action culturelle de la France dans le monde. Nathan, 1983

84. Saint-Robert M-J. La politique de la langue fran?aise. PUF, 2000

85. Saint-Robert Ph. La cause du fran?ais. La Place Royale, Paris, 1987

86. Urfalino Ph. L'invention de la politique culturelle. Hachette, Paris, 2004

87. Vedenina L. La France et la Russie: dialogues de deux cultures. Interdialect+, Moscou, 2000

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.