Художественное творчество как фактор социализации в культурной политике Франции 90-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ленская, Наталья Анатольевна

  • Ленская, Наталья Анатольевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 179
Ленская, Наталья Анатольевна. Художественное творчество как фактор социализации в культурной политике Франции 90-х годов: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2007. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Ленская, Наталья Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Социализация посредством художественного творчества как один из аспектов культурной политики Франции.

1.1. Социализация как продукт взаимодействия искусства и общества.

1.2. Проблема социализации в культурной политике Франции.

ГЛАВА 2. Культурно-образовательная политика Франции 90-х годов и ее социализационпый потенциал.

2.1. Предпосылки культурной политики 90-х годов в области образования.

2.2. Особенности французской культурно-образовательной политики 90-х годов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное творчество как фактор социализации в культурной политике Франции 90-х годов»

Актуальность исследования. В итоговом документе Международной конференции Юнсско по вопросам художественного образования и эстетического воспитания (Unesco World Conference on Arts Education, Лиссабон, март 2006 г.) культура и искусство провозглашаются «необходимыми компонентами всестороннего образования, ведущего к формированию полноцепной личности». В документе также указываются основные функции приобщения к художественному творчеству, выявленные в процессе различных исследований: «воспитание таких качеств, как креативность и инициативность; формирование плодотворного мышления, умения управлять эмоциями и нравственного «компаса», способности к критическому суждению, самостоятельности, умения ценить свободу мышления и действия». Все эти навыки рассматриваются как «крайне необходимые с учетом требований, предъявляемых личности обществом XXI века».1 В рамках международной культурно-образовательной политики культура и художественное творчество рассматриваются, таким образом, как важнейшие элементы, сопутствующие интеграции личности в общество, т. е. социализации.

Актуальность приобщения к культуре и художественному творчеству обусловлена специфическими чертами современного общества, нередко характеризуемого как «общество информации». Информационные технологии - неизменные спутники индустрии развлечений - кардинально изменили культурный облик современного мира, внесли значительные коррективы в понятия культурных ценностей и предпочтений. Современное искусство устанавливает новые качественные критерии, способствующие исчезновению некогда существовавшей границы между «высокой» и «низменной» культурами. В этих условиях «вечные», «традиционные» культурные богатства Road Map for Arts Education. Building Creative Capacities for the 21s1 Century //

Iinj)://portaJ.unesco.org/culture/i,n/file<Jow^ ars06.doc человечества нередко обесцениваются или вовсе предаются забвению. Первостепенная задача школы и других образовательных структур в этой ситуации - научить подрастающее поколение ориентироваться во всем многообразии сосуществующих и оспаривающих друг у друга аудиторию культурных форм.

Еще одна проблема, встающая перед современным обществом -воспитание культурной толерантности в условиях глобализации. Наблюдаемое сегодня «слияппе» различных национальных культур, соединение их элементов в некой «пап-культуре» остается поверхностным впечатлением, пе отражающим реальной ситуации. Проявления последней - межэтнические и межрелигиозные конфликты, увеличивающийся разрыв между высокоразвитыми и развивающимися странами - свидетельствуют о необходимости поиска новых путей к межкультурному взаимопониманию. Введение в художественную культуру других стран и народов - один из таких путей. Восприятие художественно-культурных ценностей нации, с одной стороны, не всегда требует владения ее языком или исповедания ее религии; с другой стороны, восприятие это должно быть подготовленным, чтобы исключить конфликты, возникающие порой па почве, казалось бы, л незначительных недоразумений. Знакомство с другими культурами должно, очевидно, происходить наряду с приобщением к художественным ценностям своей собственной страны - это позволит провести необходимые параллели и выявить наиболее «уязвимые» участки обеих культур.

Оба вышеописанных аспекта наблюдаемой социокультурной ситуации в полной мере актуальны для современной Франции. Культурное достояние всегда было предметом национальной гордости этой страны; в связи с этим воспитание подрастающего поколения в духе уважения к традиционным ценностям является одним из постоянных пунктов в повестке дня Министерств Культуры и Образования Франции. О важности проблемы «подготовленного восприятия» свидетельствуют многочисленные исследования последних лет,

211ример такого конфликта - не так давно разразившийся скандал вокруг карикатур в датской прессе. посвященные влиянию медиакультуры. Необходимость воспитания культурной толерантности подтверждается, в частности, событиями, развернувшимися осенью 2005 г. в парижских пригородах.

Содержание художественно-культурной составляющей социализации в рамках образовательного процесса во Франции определяется сегодня совместно Министерством Культуры и Министерством Образования. Основой сотрудничества министерств является перспектива укрепления демократических принципов для всех уровней образования, что означает, с одной стороны, внимание к воспитанию гражданственности, с другой - к воспитанию полноценной личности на основе «индивидуального культурного проекта».

Степень научной разработанности проблемы. Для уточнения положения Франции на международной культурно-политической карге мы обратились к отечественным и зарубежным (в первую очередь, французским) источникам, проясняющим значение термина «культурная политика».

Содержание понятия «культурная политика» раскрывается в работах А.И. Арнольдова, A.C. Балакшина, Г.А. Смирнова, С.П. Шевчуговой, А.И. Шендрика. Европейская культурная политика - предмет исследования Г.Э. Борсиевой. Особенностям французской культурной и образовательной политики посвящены работы Б.Л. Вульфсона, В.Н. Голомидова, А.Н. Джуринского, П.В. Карташова. Образовательный аспект культурной политики описывается В. Альвапом, Н.Г. Багдасарьян, И.М. Быховской, Л.П. Воронковой, С.Н. Иконниковой, Т.Ф. Кузнецовой, JI.M. Мосоловой, Г.Г. Нестеровым, Ю.У. Фохтом-Бабушкииым. Общие аспекты влияния культурной политики на освоение художественных ценностей анализируются Н.И. Киященко, В.М. Петровым, К.Б. Соколовым, H.A. Хреновым. Культурологические основания образовательной политики в современных условиях формулируются в работах К. 3. Акопяпа, О.Н. Астаховой, Т.Г. Богатыревой, Е.В. Васильченко, A.A. Мелика-Пашаева, A.A. Оганова, К.Э. Разлогова, А .Я. Флиера, И.Г. Хапгельдиевой.

Опорными источниками для нашего исследования являются работы французских авторов, сочетающие анализ культурно-политических тенденций 90-х годов с раскрытием проблематики художественного творчества. Прежде всего речь идет о книгах Ф. Пюжаса и Ж. Уигарро, Ф. Пуарье, Ж.-М. Джиана, М.-К. Бордо, П. Лисмонд и др. При написании диссертации мы обращались, кроме того, к министерским и ведомственным культурно-образовательным постановлениям и программам преподавания основ культуры и творчества в учебных заведениях Франции.

Согласно Энциклопедии культурной политики Франции само выражение «культурная политика» не существовало до 1959 г. (начало V Республики). Различные авторы (в т. ч. Ж. Кон, Ф. Пуарье, Ж.-М. Джиап) считают культурную политику французским изобретением, превратившимся к концу XX века в общеевропейскую модель. Несмотря на то, что нам не удалось найти схожих мнений у нефранцузских авторов, многовековые традиции французской культурной политики и огромное культурное влияние, которое Франция оказывала па страны Европы еще будучи монархией, если не подтверждают всецело, то исчерпывающе объясняют данную позицию.

В «Справочнике но культурной политике» Совета Европы С. Мунди предлагает определять культурную политику как предоставление индивиду инструментария для исследования наследия прошлого и выявления потенциала настоящего в социальном контексте. Основанная на индивидуальном опыте, но организуемая на уровне общества, культурная политика задействует различные системы управления и структуры гражданского общества -политические, коммерческие или добровольческие.

А. И. Арнольдов предлагает учитывать при рассмотрении содержания термина «культурная политика» два его истолкования. Первое, широкое понимание термина отсылает к организации и регламентации культурной жизни как сектору государственной политики с его идеологией и масштабностью. Второе понимание выявляет более прагматичное содержание культурной политики, ее стратегии, направленные на разрешение конкретных социокультурных вопросов, в том числе, культуры как составляющей образования.3 Следует отметить, что французская культурная политика в области образования достаточно гибко сочетает оба этих аспекта, что особенно хорошо иллюстрируют высказывания учителей, оперирующих, применительно к конкретным учебным ситуациям, категориями «большой» культурно-политической государственной программы.

Участие государства в культурной жизни французского общества как нельзя кстати именуется культурной политикой: во Франции данная сфера развивалась и развивается в соответствии с общими внутриполитическими процессами. Две самые значительные фигуры французской культурной политики XX века - министры культуры Андре Мальро и Жак Ланг -практически никогда не упоминаются вне политического контекста, определяемого соответственно президенством Шарля де Голля и Франсуа Миттерана. 68-й год был во Франции годом не только социальных, но, в значительной степени, культурно-политических потрясений. Сегодня одним из ключевых слов в культурно-политическом дискурсе Франции является «мультикультурализм» - неотъемлемый аспект иммиграционной политики. Тематика студий художественного творчества определяется лозунгами политических партий соответствующего региона. Таких соответствий можно привести множество.

Политическое содержание «культурной деятельности» (action culturelle) Франции заявляет о себе и в сфере образования. В сущности, приобщение детей к культуре и творчеству - очередной этап демократизации культуры, являющейся целыо и смыслом французской культурной политики с самых первых дней ее существования. Как отмечается в диссертации, демократизация культуры изначально не включала в себя такой важный компонент, как образование. Причиной тому послужил тот факт, что структуры, сформировавшие в 1959 г. автономное Министерство Культуры Франции под

3 Арнольдов А. И. Современная культурная политика: от идеи к практике. // Введение в культурологию. - М., 1993. С. 238. руководством А. Мальро, ранее относились к Министерству Просвещения. Идея автономности Министерства Культуры на момент его формирования исключала, среди прочего, любые образовательные стратегии из сферы его компетенции. Соответственно, демократизация культуры была задумана как спонтанное приобщение к культуре широкого населения без использования каких бы то пи было педагогических практик, методом столкновения индивида с культурой (choc culturel).

С течением времени концепция демократизации культуры подверглась значительным модификациям. Образовательную составляющую в данную концепцию привнесли социалисты в начале 80-х годов, что позволило прекратить «холодную воину» между Министерствами Культуры и Образования и положило начало сотрудничеству этих министерств. Следует отметить, однако, что компетенции министерств по-прежнему различны и пересекаются лишь частично. Несмотря на включение образовательных стратегий в государственный культурный проект Франции, дает о себе знать многолетнее противостояние самих организационных институтов культуры и образования, выражающееся в противоречиях, раскрываемых в тексте диссертации. Именно эти институциональные несоответствия и противоречия мы подразумеваем в данном исследовании, когда речь идет о взаимодействии сфер культуры и образования как автономных социализирующих сред. Соответственно, анализируя культурно-образовательные стратегии Франции, мы делаем акцент на тесном сотрудничестве данных сфер, либо обращаемся к процессам, активно задействующим соответствующих агентов социализации.

Наряду с раскрытием логики демократизации культуры в процессе социализации в диссертации уделяется внимание другому культурно-политическому аспекту данного процесса - развитию гражданского самосознания посредством приобщения молодежи к национальным культурным ценностям Франции.

Данные факты позволяют, на наш взгляд, говорить о современной французской культурной политике в области образования как одной из движущих сил социализации.

Неверно, однако, было бы считать идею социализации во французской культурной политике целиком основанной па воспитании ребенка как члена общества. Директивы Министерств Культуры и Образования 90-х годов, касающиеся эстетического воспитания и художественного творчества школьников, указывают в обязательном порядке на важность данных направлений обучения для формирования самостоятельной и социально активной личности. Таким образом, можно утверждать, что французская культурно-образовательная политика базируется на наиболее актуальных аспектах понятия социализации.

В качестве социализационного фактора художественное творчество может, рассматриваться, на наш взгляд, только будучи составной частью целого воспитательно-образовательного комплекса, имеющего своей целыо приобщение к художественной культуре. Во Франции такой комплекс представлен глобальной программой «художественного воспитания» {éducation artistique). Термин этот довольно специфичен: в переводе на русский язык он не может быть сведен ни к понятию «художественного образования», ни к выражению «эстетическое воспитание», так как оба понятия имеют фиксированные французские аналоги: enseignements artistiques и éducation esthétique. Поэтому для передачи термина éducation artistique в тексте диссертации используется аббревиатура «ЭВХО» (эстетическое воспитание и художественное образование). Именно существование развернутого культурно-художественного образовательного проекта, в котором участвуют профессионалы как образовательной, так и художественно-культурной сферы, может служить основанием для изучения французской культурной политики в области образования с точки зрения ее социализационного потенциала.

Данные об актуальной социокультурной ситуации в совокупности с анализом степени разработанности проблемы социализации и вопросов социального функционирования искусства позволяют определить объект, предмет и цели нашего исследования.

Объектом исследования является социализациоиный потенциал эстетического воспитания и художественного образования как аспектов культурной политики Франции.

Предмет исследования - пути реализации данного социализационного потенциала в культурно-образовательной политике Франции 90-х годов.

Цель исследования - выявить предпосылки, ключевые стратегии и перспективы социализационного аспекта французской культурной политики 90-х годов.

Реализация цели данного исследования достигается путем решения следующих задач: изучить существующие концепции социализации, выявить возможность их применения к современной социокультурной ситуации;

- выявить особенности французского культурно-политического дискурса, определить в нем роль социализации;

- проследить эволюцию социализациоино значимых компонентов культурной политики Франции па протяжении 90-х годов.

Источннковая база исследования. При написании диссертации использовались следующие виды источников:

- официальные документы Министерств Культуры, Образования, Молодежи и Спорта (оригиналы, а также электронные копии): законы, постановления, циркуляры, протоколы пресс-конференций, сметы;

- другие материалы, имеющие непосредственное отношение к деятельности министерств: отчеты независимых экспертов о состоянии дисциплин эстетического воспитания и художественного образования;

- критические статьи и выступления государственных деятелей Франции (А. Мальро, Ж. Ланга, Ж. Ширака);

- критические статьи и монографии политологов (Ф. Урфалино, Ж.-М. Джиана), инициаторов и участников культурно-политических реформ (Ж. Унгарро, Ф. Пюжаса, Ф. Пуарье) а также деятелей культуры и работников сферы образования (К. Моитапдон, М.-К. Бордо и др.);

- публикации специализированных французских и канадских журналов («Monde de l'éducation», «Cahiers de l'animateur», «Musées»), посвященные художественному образованию и эстетическому воспитанию: интервью преподавателей культурно-творческих дисциплин и профессионалов сферы культуры.

Теоретические п методологические основания исследования.

Основой методологической базы исследования послужил комплексный междисциплинарный подход, включающий, в частности, системно-функциональный метод, с позиций которого культурная политика рассматривается как система социокультурных мер, специализирующаяся на такой функциональной проблеме, как целедостижепие. В исследовании также применялся такой значимый для социально-гуманитарного знания принцип, как историзм, предполагающий рассмотрение явлений с точки зрения единства прошлого, настоящего и будущего. Историографический принцип объективности использовался при апалнзе министерских документов, составивших один из блоков источников исследования. Сопоставительно-критический метод использовался при анализе различных теорий социализации, для характеристики современной социокультурной ситуации, а также для оценки взглядов и деятельности различных субъектов в сфере культурной политики и образования.

Теоретической базой нашего исследования являются концепции социализации таких классиков социологии, как Э. Дгоркгейм, П. Сорокин, М. Вебер, Т. Парсонс, Г. Мид. Также были задействованы исследования, посвященные актуальным аспектам социализации, в частности, работы Ж. Бажуа, Д. Гайе, М. Ферхевен. Особенности социализации в условиях общества информации были выявлены на основе работ А. Моля, JT. Порше, Ф.

Бартелеми, Б. Вироля. В работе над диссертацией использовались недавние исследования отечественных авторов, посвященные различным аспектам социализации: В. П. Воробьева, И. Н. Дашук, О. А. Прочаковской, К. В. Рубчевского, A.C. Свиридовой (общие аспекты социализации); Е. Д. Димовой, В. И. Лабунской, Ю. А. Огородникова (социализация средствами культуры и художественного творчества).

Социальные функции культуры и искусства анализируются в диссертации па основе теории Г. Нидхэма, Е. Боша, П. Франчеса, Э. Папофского.

Научная новизна исследования заключается в анализе культурно-политического дискурса Франции применительно к проблеме социализации. Впервые была проведена систематизация, перевод на русский язык и введение в научный оборот многих документов, составляющих текстовую основу французской культурной политики в области образования.

Кроме того:

- показано что, проблема социализации посредством художественного творчества трактуется в культурно-политическом дискурсе Франции на базе основных принципов общегражданской и собственно культурной политики, вырабатывавшихся на протяжении нескольких веков: соблюдения прав личности, гражданских свобод слова и совести, обеспечения равноправного доступа к национальному достоянию;

- установлено, что культурно-политический дискурс Франции в той его части, которая затрагивает приобщение к культуре и художественному творчеству, часто подвергается критике - в основном, за возвращение, из года в год, к одним и тем же проблемам, что, по мнению различных авторов, свидетельствует о неэффективности принимаемых решений. Показано, что одной из причин такой ситуации является довольно высокий уровень теоретичности, свойственный французской культурной политике, однако, преодолимый силами культурно-образовательной базы, сложившейся во Франции за последние 30 лет;

- выявлены характеристики одного из основных принципов культурно-образовательной политики Франции 90-х годов - стратегии партнерства, в результате которой был сделан важный в отношении социализации вывод о необходимости комплексного подхода к формированию культурных и творческих навыков детей и юношества с участием пе только профессионалов сферы культуры, но и родителей. Показано, что стратегия партнерства также обеспечила развитие принципа межднсцнилнпарностн. Установлено, что внедрение данной идеи потребует как временных, так и материальных затрат, так как для ее реализации очевидна необходимость модернизации системы эстетического воспитания и художественного образования, а следовательно, качественной перестройки системы образования в целом;

- раскрыто содержание одного из перспективных направлений развития культурно-образовательной системы Франции - децентрализации культуры, осуществление которой принципиально важно для успешной реализации культурно-политических мер. Установлено, что залогом успешности культурной политики является сбалансированное распределение финансовой нагрузки на регионы, а также обеспечение культурными ресурсами нуждающихся в такой помощи регионов.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения опыта современного этапа культурно-образовательной политики Франции в разработке российских культурно-политических стратегий. В то время как российская система внешкольного эстетического воспитания и художественного детского творчества во многом превосходит французскую и другие европейские системы, проблема статуса художественно-творческих дисциплин в России отсылает к сходной ситуации во Франции. Успешная реализация совместных программ Министерств Культуры и Образования Франции стала возможной благодаря готовности общества к пересмотру традиционных схем эстетического воспитания и художественного образования в школе. Это демонстрирует важность общественного резонанса в отношении культурно-политических решений, в том числе, затрагивающих сферу образования.

Материалы и выводы диссертации могут активно применяться при чтении учебных курсов и спецкурсов по культурологии, социологии культуры, социальной философии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурно-образовательная политика Франции представляет собой оригинальный комплекс мер, выработанных в итоге многолетней деятельности Министерств Культуры и Образования, направленной на создание условий культурного просвещения французской нации на демократической основе. Наиболее значительные успехи на этом пути сделаны в области политики партнерства сфер культуры и образования, а также политики децентрализации.

2. Социализация является одним из основных принципов французской культурной политики в области образования, наряду с принципами мультидисциплипарпости, актуальности и демократизации. Французская культурная политика руководствуется указанными принципами для составления образовательных программ по эстетическому воспитанию и художественному образованию, что позволяет судить об актуальности и перспективности культурно-образовательных стратегии Франции.

3. Одним из основных факторов успешности политики Франции в сфере социализации посредством культуры и художественного творчества может считаться солидная общественно-демократическая база французского государства, обеспечивающая, в частности, эффективность механизмов принятия и реализации культурно-политических решений.

4. На основе анализа использованной литературы, в том числе, последних исследований в области социологии культуры могут быть определены актуальные критерии социализации посредством художественного творчества. Такими критериями, на наш взгляд, являются следующие: а) воспитание творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности; б) формирование определенных социальных навыков, основанных на характерных особенностях творческого процесса, в том числе, уважительного отношения к деятельности окружающих; в) формирование художественно-культурных навыков, позволяющих самостоятельно ориентироваться в современной сложной и динамичной социокультурной ситуации; г) воспитание уважения к существующим культурным ценностям собственной культуры и культур других социальных/национальных групп.

5. Проблемным аспектом осуществления социализациопной программы в области эстетического воспитания и художественного образования во Франции остается недостаточная разработанность механизма согласования государственной и региональной культурной политики, что особенно остро ощущается в вопросах распределения культурных ресурсов и подготовки специалистов. Быстрое продвижение Франции по пути технической оснащенности культурной и образовательной сфер, очевидно, будет способствовать в дальнейшем разрешению данных противоречий.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ленская, Наталья Анатольевна

Заключение.

В современной образовательной политике акцепт делается на воспитании личности, способной принимать различные типы решений в зависимости от ситуации, обладать гибким и открытым мышлением, а значит - фантазией и способностью к творчеству. Кроме того, в условиях поликультурпости и медиатизации решающую роль приобретают умение «отстоять» собственную культуру и готовность к диалогу с другими культурами, что требует обладания определенными ценностными ориентирами. В этих условиях одним из важнейших компонентов социализации личности становится приобщение к культуре и художественному творчеству. Культурно-образовательная политика Франции 90-х годов - прекрасный пример становления и развития данных тенденций в общем и внешкольном образовании.

Социализация - сложный процесс, который в научной литературе имеет двоякое толкование. Это, во-первых, социализация как усвоение личностью системы социальных ценностей и норм, чаще всего - тех ценностей и норм, которые соответствуют «унаследованному» личностью социальному статусу, детерминирующему результат социализации. Результат этот также может обусловливаться психофизиологическими характеристиками личности. Таким образом, итог социализации с этой точки зрения легко предсказуем. Вторая трактовка социализации учитывает собственный потенциал личности, ее интересы и устремления; процесс социализации выстраивается, таким образом, как своеобразный диалог личности с социализирующим ее обществом, и результат этого процесса варьируется в зависимости от условий его протекания и индивидуальных качеств и целей формирующейся личности.

Подобным же образом может трактоваться роль искусства и культуры в жизни общества и отдельной личности. Культура и искусство в рамках некоторых теорий рассматриваются как набор ценностных и нормативных принципов, которые способны оказывать определенное влияние на общество и индивидов. Другие теории предполагают активную личностную позицию индивида как в отношении восприятия культуры и искусства, так и в отношении воссоздания и переосмысления их содержания.

Последние исследования франкоязычных авторов в области социологии школы показывают, что в современном обществе актуальность приобретают недетерминистские теории социализации и теории активного отношения к искусству и культуре. Все чаще проблематика социализации связывается с изменениями социокультурной ситуации: узловыми моментами обсуждения современных подходов к эстетическому воспитанию и художественному образованию становятся формирование альтернативного видения и необходимость учитывать современные особенности восприятия и передачи информации.

Во французской культурной политике проблема социализации была поставлена изначально в связи с формированием гражданской позиции в отношении культурного достояния и установлением первых контактов школы со сферой культуры в рамках соответствующих дисциплин школьной программы, появившихся в конце 70-х гг. В 80-е годы акцент переместился на поощрение альтернативных практик, обеспечивающих самореализацию личности в сфере культуры. В 90-е годы - период, охватываемый нашим исследованием, - проблематика социализации приобретает «коммуникативную» направленность: ключевыми задачами эстетического воспитания и художественного образования становятся увеличение числа контактов школы со сферой культуры и самореализация учащихся в творческих проектах, осуществляющихся с задействованием городского пространства. Кроме того, тема социализации в культурно-политическом дискурсе 90-х годов актуализируется в связи с проблемой последовательной реализации учащимся «проекта формирования личности».

Проблема социализации посредством художественного творчества чаще всего не приобретает в официальном культурно-политическом дискурсе Франции прямого выражения, однако ключевые компоненты социализации, такие, как формирование различных личностных качеств в контексте приобщения к культуре и искусству - в т. ч. морали, коммуникативных навыков и т. д., - являются предметом многих постановлений Министерств Культуры и Образования и подчиненных им ведомств.

Проведенное исследование, посвященное трактовке художественного творчества как фактора социализации в культурной политике Франции 90-х годов, позволило определить, в какой мере официальная интерпретация данной проблемы Министерствами Культуры и Образования Франции соответствует реальной ситуации в эстетическом воспитании и художественном образовании. По итогам исследования могут быть сделаны следующие выводы:

1. Проблема социализации посредством художественного творчества трактуется в культурно-политическом дискурсе Франции па базе основных принципов общегражданской и собственно культурной политики, вырабатывавшихся на протяжении нескольких веков. Эти принципы во многом определяют современный облик французской демократии. В их числе - высокая ценность гражданских свобод слова и совести, равноправный доступ к национальному достоянию, высокая значимость индивидуальных качеств в общественной жизни.

2. Культурно-политический дискурс Франции в той его части, которая затрагивает приобщение к культуре и художественному творчеству, часто подвергается критике - в основном, за возвращение, из года в год, к одним и тем же проблемам, что, по мнению различных авторов, свидетельствует о неэффективности принимаемых решений. Одной из причин такой ситуации является довольно высокий уровень идеализации, свойственный французской культурной политике со дня основания Министерства Культуры. Данный принцип находит выражение, в частности, в идее демократизации культуры, многократно менявшей свое содержание на протяжении второй половины XX и начала XXI вв., по, тем не менее, сохранившей свои позиции. Внедрение многих культурнообразовательных проектов 90-х годов было затруднено из-за несоответствия амбиций Министерств Культуры и Образования реальным возможностям регионов. Культурно-образовательная база, сложившаяся во Франции за последние 30 лет, позволяет, однако, преодолевать данные затруднения благодаря энтузиазму региональных представителей министерств и работников сфер культуры и образования.

3. Существенными достижениями культурно-образовательной политики Франции 90-х годов можно считать детальную разработку принципов стратегии партнерства, в результате которой был сделан важный в отношении социализации вывод о необходимости комплексного подхода к формированию культурных и творческих навыков детей и юношества с участием не только профессионалов сферы культуры, но и родителей. Стратегия партнерства также обеспечила развитие принципа междисцпплинарпостн, содержание которого на данный момент включает идею поликультурности, т. е. учета в приобщении к культуре и художественному творчеству внеипституциональных досуговых практик учащихся. Разумеется, внедрение данной идеи потребует как временных, так и материальных затрат, так как для ее реализации очевидна необходимость модернизации системы эстетического воспитания и художественного образования, невозможной, в свою очередь, без качественной перестройки системы образования в целом.

4. Одним из перспективных направлений развития культурно-образовательной системы Франции является децентрализация, осуществление которой принципиально важно для успешной реализации культурно-политических мер. Как видно из критических замечаний политологов, рассмотренных в ходе исследования, успешность самой децентрализации напрямую зависит от сбалансированного распределения финансовой нагрузки на регионы, а также обеспечения культурными ресурсами нуждающихся в такой помощи регионов.

Выявленные в ходе исследования несоответствия официального культурно-образовательного дискурса Франции реальной ситуации не влияют, тем не менее, на возможность использовать опыт культурной политики Франции в разработке отечественных стратегий социализации посредством художественного творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ленская, Наталья Анатольевна, 2007 год

1. Авдуевская Е.П., Баклушинскнй С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск 1У. М.: ЦСО РАО, 1995. С. 118-132.

2. Акопян К. 3. Структура Эстетического. Дисс. .доктора филос. наук. М., 1996.-408 с.

3. Алексеева В. В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. художник, 1968.-268 с.

4. Альван В. Культурная политика и система образования в Ираке в период правления партии БААС. Автореф. дисс. .канд. ист. наук. М., 1997. - 20 с.

5. Андреев А. J1. Место искусства в познании мира. М., 1980. - 255 с.

6. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2007. - 363 с.

7. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая O.A. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С.31-41.

8. Апдреенкова Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. М., 1970. - Вып. 3. - С. 45-55.

9. Арнольдов А. И. Современная культурная политика: от идеи к практике.// Введение в культурологию. М., 1993.

10. Ю.Арнхейм. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

11. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.

12. Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебно-методическое пособие. Дубна, 2002.-48 с.

13. Бажутина Т. О. Культура, творчество, устойчивость / РАН. Сибирское отд-е. Ин-т фил. и права. Новосибирск, 1994. 35 с.

14. Балакшин А. С. Культурная политика: теория и методология исследования. Автореф. дисс. . докт. философ, наук. -Н. Новгород, 2005. 54 с.

15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.-323 с.

16. Богатырева Т. Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России. // Государственная служба. 2002. - № 5. - С. 90-97.

17. П.Богатырева, Т. Г. Государство и культура в условиях глобально-локальной динамики. // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. 2002. - № 4. - С. 61-73.

18. Борев Ю. Б., Критика современных буржуазных эстетических концепций. М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

19. Борсиева Г. Э. Культурная политика европейских стран: опыт и проблемы : философско-культурологический анализ. Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1997.-25 с.

20. Борцов 10. С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М., 1997. 215 с.

21. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. -290 с.

22. Быкова О. А. Основные направления развития содержания образования в средней школе Англии. Автореф. дисс. .канд. пед. наук Волгоград: ВГПУ, 2000. - 25 с.

23. Вахеметса А. Л., Плотников С. Н. Человек и искусство. Проблемы конкретно-социологических исследований искусства. -М.: Мысль, 1968.

24. Вопросы психологии развития личности подростка и юноши. (Серия сборников). Сб. 43, вып. 10. Тюмень, 1969. - 152 с.

25. Вопросы социального функционирования художественной культуры. Отв. ред. Г. Г. Дадамян, В. М. Петров. М.: Наука, 1984. - 208 с.

26. Воронкова Л. П. Становление человека и культуры. М.: Изд-во АО "Диалог-МГУ" 1997. - 120 с.

27. Вульфсон Б. Л. Педагогическая мысль в современной Франции. М.: Педагогика, 1983. 183 с.

28. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: УРАО,1999. - 208 с.

29. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. -90 с.

30. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. -413 с.

31. Гиддингс Ф. Основания социологии. //Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.

32. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып. IX.-Л, 1971. С. 48-55

33. Глотов М. Б. Художественный мир Российского студенчества. СПб: Политекс, 1998.- 194 с.

34. Голомидов В. Н. Некоторые аспекты организации социально-культурной деятельности во Франции. М., 1993.-200 с.

35. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

36. Горлова И. И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект. Краснодар, 1997. - 180 с.

37. Гуров В. Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: СКИУУ,1993. - 184 с.

38. Джуринский А. Н. Зарубежная школа. Современное состояние и тенденции развития. -М.: Просвещение, 1993. 190 с.

39. Джуринский А. Н. Школа Франции XX столетия. М.: Прометей, 1989. -127 с.

40. Джуринский А. Н. Школа Франции: традиции и реформы. М.: Знание, 1981.-96 с.

41. Димова Е. Д. Социализация учащейся молодежи средствами художественной культуры. Автореф. дисс. .к. пед. н. М., 1991. -24 с.

42. Дискин И. Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. -М.: Экономика, 1990.-129 с.

43. Дьюи Д. Школа и ребенок. М.: Госиздат, 1923. - 60 с.

44. Брасов Б. С. Государственная культурная политика, ее задачи и структура. //Социальная культурология. М., 1996.

45. Ермолаева-Томина JT. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии, 1975, № 5. С. 166-176.

46. Иконникова С. Н. Молодежь и культура. М.: Знание, 1989. - 61 с.

47. Ильинский И. М. О спасительной роли образования. М.: Изд-во Института молодежи, 1998. - 98 с.

48. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: Сб. науч. статей / Под ред. И. А. Жбанкова, О. И. Радомской, сост. Л. Г. Савенкова. М.: ИХО РАН, 2003. - 298 с.

49. Исследование художественных интересов школьников. /Под общ. ред. Е.

50. B. Квятковского и Ю. У. Фохта-Бабушкина. -М.: Педагогика, 1974. 364 с.

51. Каган М. С., Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 303 с.

52. Каменец А. В. Концептуальные основы культурной политики. М.: МГУКИ, 2005. - 190 с.

53. Каменец, A.B. Теоретические основания государственной культурной политики. // Обсерватория культуры. 2005. - N 2. - С. 22-30.

54. Карпухин, О.И. Управление процессами формирования культурной политики государства. // Социально-гуманитарные знания. 1999. - N 4.1. C. 60-73.

55. Карташов П. В. Трансформация концепции культурной политики Франции в 60-80-е годы. М., 1987. - 153 с.

56. Кирьякова А. В., Ориентация школьников на социально значимые ценности. Л.: РГПУ, 1991. -83 с.

57. Киященко Н. И. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983. -63 с.

58. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. - 224 с.

59. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. Подписи, науч.-поп. серия «Молодежная». Вып. 11. - М.: Знание, 1988. - 64 с.

60. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М., 1982. -208 с.

61. Кудина Г. И., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988. - 102 с.

62. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 208 с.

63. Кузнецова Т. Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. -М., 1990.- 116 с.

64. Кузнецова Т. Ф., Кнабе Г. С. Культурология: история мировой культуры. -М.: Академия, 2003. 604 с.

65. Культура, политика, молодежь. Сб. науч. работ. Вып. 2. М.: Институт молодежи, 1996. 118 с.

66. Культурная политика в современном обществе. (Сб. науч. трудов). М.: Российский институт искусствознания, 1993.-271 с.

67. Культурная политика: Проблемы теории и практики / Сост. О. Хлопина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 168 с.

68. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. Отв. ред.: И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. М.: Либерея, 1998. -296 с.

69. Леонтьев А. Н. Человек и культура // Наука и человечество. М.: Знание, 1963, т. II, с. 66—84.

70. Лисаковский И. Н. Культурная политика. Представления и преткновения.// Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения. М., 1997.

71. Лихачев Б. Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству — Советская педагогика, 1983, № 6, с. 52—57.

72. Лукин Ю. А. Культура и культурная политика. -М., 1992. 102 с.

73. Лысова Е. В. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: понятие, система, основные тенденции развития : Конституционно-правовой анализ : Дис. канд. юрид. наук. -Владивосток, 2004. 204 с.

74. Марков М. Е. Искусство как процесс. Основа функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. - 240 с.

75. Медведев А. В. Социальные функции искусства. Автореф. дисс. .к. ф. н. -М., 1982.-24 с.

76. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.-318 с.

77. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с франц.-М., 2005. 416 с.

78. Москаленко В. В. Социализация личности: философские аспекты. Киев: Вища школа, 1986.- 198 с.

79. Мосолова Л. М. Мировая художественная культура. Тезисы лекций. Л.: РГПУ, 1991.-67 с.

80. Мудрик А. В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1998. - 96 с.

81. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240 с.

82. Образование в пространстве культуры : сб. науч. ст. Сост. Быховская И. М. М.: Рос. ин-т культурологии, 2004. - 155 с.

83. Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М.: Фаир-пресс, 2004.-416 с.

84. Огородников Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека Соц.-филос. анализ : Дис. . д-ра. филос. наук. М.: 1996. - 305 с.

85. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. Пер. с франц. М.: Педагогика, 1991. 248 с.

86. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982.-255 с.

87. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. -М., 1991.-55 с.

88. Пилиповский В. Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М.: Педагогика, 1985. - 159 с.

89. Пономарев В. А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976.-280 с.

90. Постановление гос. думы РФ от 27.10.95 № 1270-1 ГД О кризисном положении системы образования в РФ.

91. Проблемы среднего образования во Франции. // Педагогика, № 3, 1999.

92. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб: Питер, 2000.-416 с.

93. Резникова Т. А. Проблема формирования духовных потребностей школьников во французской педагогике. Автореф. дисс. .к. пед. н. -Новосибирск, 1975. 20 с.

94. Ремшидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности. Пер. с нем. -М., 1994.

95. Розовская И.И. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы социального развития. М., 1987. - 147 с.

96. Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е. К. Чухман. М.:Педагогика, 1985. - 144 с.

97. Роль культуры в формировании личности. Минск: Наука и техника, 1980. -109 с.

98. Рубан Л. С. Процесс социализации учащихся. Автореф. дисс. .к. социол. н.-М., 1992.-22 с.

99. Рубина Л. Я., Айрапетова С. Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование? // Социологические исследования. 2000. - № 5. - С. 81-89.

100. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986.

101. Смирнов Г.А. Культурная политика в социокультурном развитии региона: теоретические практические аспекты. Дисс. .канд. пед.наук. -М.,1998. -190 с.

102. Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. М.: Наука, 1990.-143 с.

103. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

104. Социальная психология личности. Под ред. М. И. Бобиевой, Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1979. 341 с.

105. Социальное проектирование и целевое программирование в области эстетического воспитания. -М.: ГБЛ, 1989. 152 с.

106. Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.

107. Социология образования. Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XV / Под ред. В.С.Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2004.-444 с.

108. Столович JI. Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. -М.: Политиздат, 1985. -416 с.

109. Теоретические основания культурной политики. М., 1993.

110. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К. Цаава. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.-448 с.

111. Фалин А. В. Культурная политика в зеркале социально-политического анализа// Некоторые проблемы современной культуры. М., 1987.

112. Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества.- М., 1990. 159 с.

113. Флиер А.Я. Культура как репрессия. М.: Диаграмма, 2006. - 319 с.

114. Фохт-Бабушкин 10. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. -М.: Наука, 1986. -235 с.

115. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей : Конкретно-социол. исслед. искусства в России второй половины XX века. История и методология. СПб: Алетейя, 2001. - 554 с.

116. Хренов Н. А. Публика в истории культуры. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2002.-495 с.

117. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. трудов. Сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик. -Новосибирск, 1989, Вып. 13.-245 с.

118. Художественная культура и эстетическое развитие личности. Под ред В. И. Мазепы. Киев, Наук, думка, 1989.- 292 с.

119. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н. А. Ветлушиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

120. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников. Труды по социологии образования. Под ред. В. С. Собкина. — Т. 1, Вып. II.- М.: Центр социологии образования РАО, 1993. 95 с.

121. Искусство и формирование личности // Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству, процесс и управление. — М.,1982 .- С. 157-207.

122. Чурбанов В. Б. Новая культурная политика или новая «культурная революция»? М., 1993. - 70 с.

123. Шевцов В. Е. Французская школа готовится к 2001 г. // Педагогика. 1992. -№ 12.-С. 61-68

124. Шевчугова С.П. Региональная социально-культурная политика: проблемы управления и инновации. Дисс. .канд. социол. наук. М., 2004. - 237 с.

125. Шелюбская Т. Н. Теория и практика нравственного воспитания в современной французской школе (1945-1980). Минск 2000. - 103 с.

126. Шендрик А. И. Духовная культура молодежи как объект социологического исследования. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра социол. наук. М., 1991.-57 с.

127. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997. - 301 с.

128. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-539 с.

129. Шилова М.И., Вебер Г.М. и др. Социализация и воспитание школьников: (в вопросах и ответах) Красноярск: КГПУ, 1996. - 47 с.

130. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1974.

131. Яковлев Е. Г. Эстетика. Учебное пособие. М.: Гардарика, 1991. - 452 с.

132. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии.- 1999,- N 6,- С. 54-58.

133. Abirached R. Le théâtre à l'université // Le théâtre et l'école : histoire d'une relation passionnée. Sous la dir. de J.-C. Lallias. Arles : Actes sud-papiers, 2002.-P. 82-91.

134. Adolescent identity formation. London : Sage, Newbury Park, 1992. - 288 p.

135. André Malraux, ministre d'Etat. Les Affaires culturelles au temps d'André Malraux 1959-1969. Paris: La documentation française, 1996. - 514 p.

136. Anzieu D., Chabert C. Les méthodes projectives. Paris : PUF, 2003. - 352 p.

137. Ardouin I. L'éducation artistique à l'école. Paris : Ed. ESF, 1997. - 126 p.

138. Bajoit G. Qu'est-ce que la socialisation. // Bajoit G. Et al. Jeunesse et société. La socialisation des jeunes dans un monde en mutation. Bruxelles: De Boeck & Larcier, 2000. - P. 19-41.

139. Barthélémy F. L'école et les médias. Paris: l'Harmattan, 2004.-210 p.

140. Barrouyer S. Les enseignements artistiques : les laissés-pour-compte de l'égalité républicaine et de la démocratisation culturelle.// Culture toujours. et plus que jamais ! Coord, par M. Aubry. Paris: Éditions de l'Aube, 2004. - P. 171-175.

141. Baudot A. Vers une pédagogie de la créativité. Paris : Les éditions ESF, 1979. -125 p.

142. Bautier E., Chariot B., Rochex J.-Y. Ecoles et savoirs dans les banlieues et ailleurs. Paris: A. Colin, 1993. - 254 p.

143. Bedarida C. Les ateliers d'écriture de rap, un « prose combat » dans les cités// Le Monde. 1997. - 12 ho*6. - P. 12-13.

144. Berardi J.-C. Au secours du lien social// L'Observatoire : observatoire des politiques culturelles.- P. 10-11.

145. Bergèse A. Écoles de musique : le défi. Mémoire de DESS. Université Lyon II, 1997.- 114 p.

146. Best F. L'échec scolaire. Que-sais-je № 636. Paris : PUF, 1997. - 128 p.

147. Boesch E., L'action symbolique. Fondements de psychologie culturelle. Paris : L'Harmattan, 1995.-519 p.

148. Bordeaux M.-C. L'éducation artistique et culturelle// Institutions et vie culturelles. Sous la dir. de G. Saez. Paris : La Documentation française, 2005. -P. 55-62.

149. Boudon R. La logique du social. Paris : Pluriel, 1979. - 141 p.

150. Bourdieu P. Questions de sociologie. Paris : Editions du Minuit, 2002. - 277 p.

151. Bourdieu P., Passeron J.-C. Sociologues des mythologies et mythologies des sociologues // Les temps modernes, № 211,1963. P. 998-1021.

152. Bourgarel A. Culture et ZEP // ZEP musées, du partenariat à la formation. Coord, par A. Bourgarel. -Versailles : CRDP de Versailles, 1995. - P. 82-133.

153. Buffet F. La négociation : vers l'ajustement des systèmes de valeurs // Entre école et musée : le partenariat culturel d'éducation. Sous la dir. de F. Buffet. -Lyon : Presses Universitaires de Lyon, 1998. P. 59-64.

154. Buffet F. Évaluer l'engagement partenarial entre l'école et le musée ?// Entre école et musée : le partenariat culturel d'éducation. Sous la dir. de F. Buffet. -Lyon : Presses Universitaires de Lyon, 1998. P. 181-192.

155. Caglar H. La psychologie scolaire. Paris, PUF, 1983. - 128 p.

156. Capelle J. Éducation et politique. Paris, PUF, 1974. - 264 p.

157. Casabona A. L'éducation artistique dope la réussite scolaire //Le Figaro Magazine. 1998. - 7 марта.

158. Chartier A.-M., Hébrard J. L'enfant à l'école. Paris: Nathan, 1976. - 168 p.

159. Chavanne M.-F. Enseigner arts plastiques dans les ZEP// ZEP musées, du partenariat à la formation. Coord. par A. Bourgarel. -Versailles : CRDP de Versailles, 1995.-P. 21-35.

160. Citterio R. Action culturelle et pratiques artistiques. Paris: Hachette Éducation, 1993.- 143 p.

161. Citterio R. Du cinéma à l'école. Paris: Hachette Éducation, 1995. - 158 p.

162. Citterio R. La coopération Éducation Culture : pour quelles finalités ? // L'Observatoire : observatoire des politiques culturelles. - 1994. - 1 anp. - P. 5-6.

163. Colin J.-P. L'acteur et le roi : portrait en pied de Jack Lang. Chene-bourg : Georg éditeur, 1994.- 108 p.

164. Courel M.-L. Danse à l'école : l'enjeu des politiques de sensibilisation à la danse en milieu scolaire. L'exemple de l'Isère et de la Savoie. Mémoire DESS. -Grenoble: Université Pierre Mendès, 1995. - 329 p.

165. Culture: Building stone for Europe 2002. Brussels, 1995. - 21 p.

166. Culture publique. Op. 4 : La culture en partage. Paris : SKITe, 2005. - 293 p.

167. Culture toujours. et plus que jamais ! Coord. par M. Aubry. Paris: Éditions de l'Aube, 2004.-221 p.

168. Daney S. Cinécultures. // Cahiers du cinéma. 1992, № 458. P. 50-60.

169. Daoud F., Guilhaudin D. Programme à l'appui du projet « Danse à l'école ». -Savoie, 1992.- 154 p.

170. De Broissia L., Mecheri H. Adolescence, familles et loisirs. Paris : Ministère de la famille, 2004. - 76 p.

171. De Quieroz J.-M. Les étudiants et la culture, de l'héritage (1964) à la déshérence (1994) // Séchet R. Université, droit de cité. Rennes : PUR, 1994. - P. 215-223.

172. Djian J.-M. Politique culturelle : la fin d'un mythe. Paris : Gallimard, 2005. -196 p.

173. Dictionnaire des politiques culturelles de la France depuis 1959. Sous la dir. de Emmanuel de Waresquiel. Montréal : CNRS Éditions - Larousse-Bordas, 2001.-657 p.

174. Donnât O. La démocratisation de la culture en France à l'épreuve des chiffres de fréquentation. // Circular. 2002. - № 14. - P. 2-4.

175. Dubar C. La socialisation. Construction des identités sociales et professionnelles. Paris : A. Colin, 2002. - 256 p.

176. Dubet F., Martucelli D. Théories de la socialisation et définitions sociologiques de l'école. // Revue française de la sociologie, XXXVII-4,1996. P. 511-534.

177. Dubois V. La politique culturelle : genèse d'une catégorie d'intervention publique. Paris : Belin, 1999. - 381 p.

178. Durkheim E. Éducation et sociologie. Paris: Presses universitaires de France, 1992 (1922).-130 p.

179. Entre école et musée : le partenariat culturel d'éducation. Sous la dir. de F. Buffet. Lyon : Presses Universitaires de Lyon, 1998. - 207 p.

180. Fabre T. L'invention de la politique culturelle et après ? Entretien avec Ph, Urfalino. // La pensée de midi. - 2006. - № 16. - P. 4-6.

181. Forquin J.-C. Pourquoi l'éducation esthétique? // L'éducation esthétique : luxe ou nécessité. Sous la dir. de L. Porcher. Paris : Armand Colin, 1973. - P. 22-46.

182. Francès R., Psychologie de l'art et de l'esthétique.- Paris : PUF, 1979. 313 p.

183. Gaillot B.-A. Arts plastiques. Éléments d'une didactique-critique. Paris : PUF, 1997.-291 p.

184. Gayet D. École et socialisation. Le profil social des écoliers de 8 à 12 ans. -Paris: l'Harmattan, 1998. 331 p.

185. Griffin С. Representation of Youth. Cambridge, 1993. 253 p.

186. Guide de la scolarité de la maternelle à l'université. // Etre. 2004. - №74/75. -дек. 2004 - япв./февр. 2005. - 132 p.

187. Harris, J. R. Where is the child's environment? A group socialization theory of development. // Psychological Review. 1995. - № 102. - P. 458-489.

188. Harouel J.-L. Culture et contre-cultures. Paris : PUF, 1994. - 303 p.

189. Heymann P.-E. Théâtre et école : les fruits de la passion // Le théâtre et l'école : histoire et perspectives d'une relation passionnée. Arles : Actes sud-papiers, 2002.-P. 49-81.

190. Institutions et vie culturelles. Sous la dir. de G. Saez. Paris : La Documentation française, 2005. - 176 p.

191. L'art pour quoi faire. À l'école, dans nos vies, une étincelle. Paris : Éditions Autrement, 2000.-213 p.

192. L'échec scolaire. Que-sais-je № 636. Paris : PUF, 1997. - 128 p.

193. L'éducation artistique, un nouvel enjeu pour les collectivités territoriales. -Sceren, CRDP, Pays de la Loire, 2003. 104 p.

194. L'éducation esthétique : luxe ou nécessité. Sous la dir. de L. Porcher. Paris : Armand Colin, 1973.-245 p.

195. L'enseignement dans la société moderne. Paris : OCDF, 1985. - 108 p.

196. La communication. Dictionnaire sous la dir. de A. Moles. Paris : La bibliothèque du CEPL, 1971.-575 p.

197. La culture en zone rurale. L'enfance des arts. Etats des lieux de l'éducation artistique. // Le Monde de l'éducation. - 1995. - 1 июля. - P. 28-48.

198. Lallias J.-C. Intervenir dans le milieu scolaire // Théâtre/Public. -1991. № 97.- P. 30-42.

199. Lang J. Pour un nouveau projet d'éducation artistique et culturelle // Culture publique. Op. 4 : La culture en partage. -Paris : SKITe, 2005. P. 169-178.

200. Lapointe L. Les Adolescents : public ou non-public des musées ? // Musées. -2000.-Vol. 22,-№1,-P. 31-34.

201. Lauret J.-M. Culture et université. Le partenariat entre institutions culturelles et université. Dijon : Les presses du réel, 1997. - 223 p.

202. Lauret J.-M., Du local au national : les partenariats institutionnels autour de l'éducation artistique. // L'éducation artistique, un nouvel enjeu pour les collectivités territoriales. Sceren, CRDP, Pays de la Loire, 2003. - P. 20-31.

203. Le théâtre et l'école : histoire et perspectives d'une relation passionnée. Arles : Actes sud-papiers, 2002. - 219 p.

204. Les arts dans l'éducation : décentralisation et politiques territoriales. Séminaire national. Dossier documentaire. Angers, 16-17 décembre 2003. - 214 p.

205. Les arts plastiques : contenus, enjeux et finalités. Sous la dir. de D. Lagoutte. -Paris : Armand Colin, 1995. 174 p.

206. Lismonde P. Les arts à l'école. Le Plan de Jack Lang et Catherine Tasca. -Paris : Gallimard, 2002. 272 p.

207. Me. Neil E. B. Human socializaron Belmont: Brooks, 1969. - 287 p.

208. Mead G. H. Mind, Self, and Society: Chicqgo: University of Chicqgo Press, 1967.-440 p.

209. Meirieu Ph. Editorial.// X. Y.Zep. Bulletin du Centre Alain Savary. 2000. - P. 1.

210. Meirieu Ph. Le théâtre et l'école : éléments pour une histoire, repères pour un avenir. // Le théâtre et l'école : histoire et perspectives d'une relation passionnée.- Arles : Actes sud-papiers, 2002. P. 30-48.

211. Merton R. K. Eléments de théorie et de méthode sociologique. Paris : A. Colin, 1997.-384 p.

212. Meunier-Berthelot C. Le trompe-Pœil de l'éducation. Paris : Edition des Ecrivains, 2000. - 157 p.

213. Meziere J.-C. Théâtre et éducation : constats et enjeux. Paris : ANRAT, 1994. -156 p.

214. Monférier C. La culture au secours de l'école. Paris : Harmattan, 1999. - 192 p.

215. Montandon C. La socialisation des émotions : un champ nouveau pour la sociologie de l'éducation. //Revue française de pédagogie. 1992. - нояб./дек. -P. 105-122.

216. Montandon C., Perrenoud Ph. Qui maîtrise l'école ? Politiques d'institutions et pratiques des acteurs. Lausanne: Recherches Sociales, 1988. - 351 p.

217. Moulinier P. Politique culturelle et décentralisation. Paris : l'Harmattan, 2002.

218. Musique à l'école // Le Monde de la musique. 1996. - 1 марта. - P. 68-72.

219. Nadeau H. L'éducation au cœur de la mission des institutions muséales. // Musées. 2000. - Vol. 22. - № 1. - P. 13-16.

220. Needham, H. A. Le développement de l'esthétique sociologique en France et en Angleterre au XIXe siecle. Paris : H. Champion, 1926. - 323 p.

221. Panofsky E. L'Oeuvre d'art et ses significations : essais sur les "arts visuels". -Paris: Gallimard, 1969. 322 p.

222. Paris-Clavel G. Le potentiel éducatif de l'art. // L'art pour quoi faire. À l'école, dans nos vies, une étincelle. Paris : Éditions Autrement, 2000. - P. 182-197.

223. Parsons T. Family, socialization and interaction process. Glencoe; The Free Press, 1955.-422 p.

224. Partenariats éducation culture : actions, perspectives : réunion des recteurs et des DRAC, mardi 11 mai 1999. - Paris : Ministère de la Culture, 1999.

225. Pasquier D. Cultures lycéennes. La tyrannie de la majorité. Paris : Editions Autrement, 2005.- 180 p.

226. Patriat C. Eloge de la perturbation, Dijon : Les presses du réel, 1993. 138 p.

227. Patureau F. Les pratiques culturelles des jeunes. Paris : La Documentation française, 1992.-221 p.

228. Perrenoud Ph. La Fabrication de l'excellence scolaire : du curriculum aux pratiques d'évaluation : vers une analyse de la réussite, de l'échec et des inégalités comme réalités construites par le système scolaire. Paris : Droz, 1984.-326 p.

229. Piaget J. Le jugement moral chez l'enfant. Paris : PUF, 1992. - 344 p.

230. Poirrier Ph. Jalons pour l'histoire des politiques culturelles locales. Paris : La documentation française, 1995. - 239 p.

231. Porcher L. Télévision, culture, éducation. Paris : A. Colin, 1994. - 256 p.

232. Pour une refondation de la politique culturelle. Rapport au ministère de la Culture sous la direction de J. Rigaud. Paris, 1996. - 201 p.

233. Pujas Ph., Ungarro J. Une éducation artistique pour tous ? Paris : Eres, 1999. -188 p.

234. Rigaud J. L'éducation artistique à l'âge électronique. // Bulletin de l'Observatoire de Politiques Culturelles de Grenoble. 1994/95. - P. 3-5.

235. Roussel C. Leur rapport aux médias. // Médiaspouvoirs. 1992. - № 25. - P. 96203.

236. Saez J.-P. Education artistique et territoire // Les arts dans l'éducation : décentralisation et politiques territoriales. Séminaire national. Angers, 16-17 décembre 2003. - P. 13-20

237. Séchet R. Université, droit de cité. Rennes : PUR, 1994. - 185 p.

238. Sirota R. L'école primaire au quotidien. Paris : PUF, 1988. - 195 p.

239. Sociologie de l'éducation: nouvelles approches, nouveaux objets : second recueil de notes de synthèse publiées par la "Revue française de pédagogie", 1991-1998. Sous la dir. de J.-C. Forquin. Paris: INRP, 2000. - 433 p.

240. Verhoeven M. Les mutations de l'ordre scolaire. Bruxelles, 1997. - P. 85.

241. Vernaz G. et al. Le partenariat dans le projet d'école ou comment contextualiser le culturel et l'éducatif? // Entre école et musée : le partenariat cultureld'éducation. Sous la dir. de F. Buffet. Lyon : Presses Universitaires de Lyon, 1998.-P. 83-90.

242. Viaux C. Pratiquer et développer une pensée critique// Ddo : bulletin eurorégional d'informations en art contemporain de l'eurorégion Nord. 2001. -1 марта. - P. 21-50.

243. Virole B. L'enchantement Harry Potter. La psychologie de l'enfant nouveau. -Paris : Hachette, 2002.- 113 p.

244. Weber M. Economie et société. Tome 1 : Les Catégories de la sociologie. -Paris : Presses Pocket, 1995. 231 p.

245. Who's to pay for the Arts? The International Search for Models of Arts Support. Sous la dir. de M.C. Cummings et J. M. Davidson Schuster. New York : АСА Books, 1989.- 125 p.

246. Zafeirakou A. Comment le musée voit l'école. // Entre école et musée : le partenariat culturel d'éducation. Sous la dir. de F. Buffet. Lyon : Presses Universitaires de Lyon, 1998. - P. 51-58.

247. ZEP musées, du partenariat à la formation. Coordonné par A. Bourgarel. -Versailles : CRDP de Versailles, 1995. - 161 p.

248. Цитируемые источники (перевод H. A. Ленской):

249. Allocution de Claude Allègre, Ministre de l'Éducation nationale, de la Recherche et de la Technologie 09.04.1999. http://wmv.cortexculturemploi.com/France/auc/references/discours/allegpartenariats.htinl

250. Circulaire № 92-360 du 07.12.1992: La politique éducative dans les zones d'éducation prioritaires (ZEP).http://www.culturc.gouv.fr/culture/actualitcs/politique/education-artistique/cducart/071292.pdf

251. Décret 82-394 du 10 Mai 1982 modifié relatif à l'organisation du ministère da la culture, http://www.culture.gouv.fr/culture/infos-pratiques/droit-culture/ministere/pd£/82-394.pdf

252. Intervention de Catherine Tasca à la rencontre des Recteurs et des DRAC 05.06.2001. http://www.culture.gouv.fr/culture/actuaIites/conferen/tasca-2001/drac.htm

253. Jacques Chirac. Une même patrie culturelle. //Le Monde de l'éducation. 1996. -№243.-P. 52-53.

254. L'éducation à l'art et à la culture. Rapport aux Ministères de la Culture et de l'Éducation nationale. Paris, 2003.

255. Mise en oeuvre de la politique des zones d'éducation prioritaires pour la période 1990-1993. Circulaire № 90-028 du 01.02.1990.http://www.cducationprioritairc.cduca tion.fr/dossicrs/pa rtcnariat/doc%5C%5 C90-028.pdf

256. Note de service n° 89-115 du 18 mai 1989: http://www.culturc.gouv.fr/culturc/actualitcs/politique/education-artistique/educart/180589.pdf

257. Pelissier G., Mathieu H. Les enseignements et les pratiques artistiques. Rapport aux ministères de la Culture et de l'Éducation nationale. Paris, 1995.

258. Plan en faveur de l'éducation artistique à l'école. Paris, Ministère de la Culture, 1993.

259. Речь Ф. Дуст-Блазп на открытии Межрегионального семинара по дисциплинам ЭВХО, 1996 г. Цит. по: Pujas Ph., Ungarro J. Une éducation artistique pour tous ? Paris : Eres, 1999. - P. 145.1. Приложении.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.