Феномен прецедентности в драматургии Н.В. Коляды в социокультурном и функциональном аспектах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Кутяева, Ульяна Сергеевна

  • Кутяева, Ульяна Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 254
Кутяева, Ульяна Сергеевна. Феномен прецедентности в драматургии Н.В. Коляды в социокультурном и функциональном аспектах: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Екатеринбург. 2013. 254 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кутяева, Ульяна Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Проблема межтекстового взаимодействия в филологической науке.

1.2. Современные концепции межтекстового взаимодействия. Теория интертекстуальности.

1.3. Теория прецедентное™.

1.4. Прецедентность как когнитивный феномен.

1.5. Формы реализации прецедентности в тексте.

1.6. Параметры и порядок анализа прецедентных феноменов, принятые в настоящей работе.

Выводы к главе 1.

ГЛАВА 2 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕР-ИСТОЧНИКОВ

ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ПЬЕСАХ

Н. В. КОЛЯДЫ.

2.1. Фольклорные тексты как сфера-источник прецедентности.

2.2. Музыка как сфера-источник прецедентности.

2.3. Художественная литература как сфера-источник прецедентности.

2.4. Кино и телепередачи как сфера-источник прецедентности.

2.5. Политика и идеология как сфера-источник прецедентности.

2.6. Религия как сфера-источник прецедентности.

Выводы к главе 2.

ГЛАВА 3 ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ.

3.1. Аспекты репрезентации языковой личности героев Н. В. Коляды.

3.1.1. Репрезентация языковой личности героев в поколенческом аспекте

3.1.2. Репрезентация языковой личности героев в социально-культурном аспекте.

3.1.3. Репрезентация языковой личности героев в аспекте их ценностной ориентации.

3.2. Функции прецедентных феноменов в речи героев Н. В. Коляды.

3.2.1. Номинативная и номинативно-характеризующая функция.

3.2.2. Персуазивная функция.

3.2.3. Демонстративная функция.

3.2.4. Экспрессивно-выразительная функция.

3.2.5. Игровая функция.

3.3. Особенности функционирования прецедентных феноменов в пьесах Н. В. Коляды.

3.3.1. Модификации перцептивно-рецептивного характера.

3.3.2. Модификации интенционального характера.

Выводы к главе 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен прецедентности в драматургии Н.В. Коляды в социокультурном и функциональном аспектах»

В работах современных лингвистов все чаще текст рассматривается в контексте культуры, в его связях с другими текстами. Так, 10. М. Лотман вписывает текст в семиотическую структуру культуры [Лотман 1996; Лотман 2000]. Рассматривая текст во взаимосвязи с другими текстами, ряд исследователей обращается к проблеме интертекстуальности, интертекста (Ю. Кристева, Р. Барт, М. Риффатер, Б. М. Гаспаров, Н. А. Кузьмина) и прецедентное™ (Ю. Н. Караулов, Д. Б. Гудков, В. В. Красных, Г. Г. Слышкин, М. Я. Дымарский, Н. А. Фатеева).

Возникновение теорий интертекстуальности и прецедентности в рамках современной филологической науки обусловлено отказом от подхода к тексту как к автономной, замкнутой в себе сущности и утверждением возможности существования текста только через другие тексты и читателей. Оно было подготовлено развитием всей филологической науки и стало закономерным следствием появления и разработки в Х1Х-ХХ веке ряда концепций, связанных с функционированием текста и языка. Так, проблема влияния и заимствования являлась областью сравнительно-исторического метода в литературоведении XIX века (Т. Бенфей, Л. Н. Веселовский, отчасти Ф. И. Буслаев), биографического подхода в литературоведении Х1Х-ХХ веков (М. О. Гершензон и В. Ф. Ходасевич), а также классической компаративистики (В. М. Жирмунский, Д. Дюришин, Н. И. Конрад).

Особое значение для развития современных теорий межтекстовых взаимодействий имели работы М. М. Бахтина, в которых соединились отечественные и западные подходы к изучению «диалогического мышления». В рамках французской постструктуралистской школы (60-70-е годы) учение о диалоге Бахтина специфическим образом преломляется в теорию интертекстуальности, где интертекстуальность понимается как «диалог различных видов письма» (Ю. Кристева). В конце 1980-х годов на почве отечественной лингвистики в работах Ю. Н. Караулова, а впоследствии и других ученых, зарождается и получает дальнейшее развитие теория прецедентное™.

Следует отметить, что помимо названных в современной филологической науке существуют и другие концепции межтекстового взаимодействия. В частности, отражение проблем заимствования и текстового влияния обнаруживается в таких понятиях, как семиосфера (Ю. М. Лотман), эхокамера (Р. Барт), вертикальный контекст (О. С. Ахманова, И. В. Гюббенет), пресуппозиция и фоновые знания (Н. Д. Арутюнова, Г. В. Колшанский и др.) и ДР

В настоящей диссертации производится обобщение существующих взглядов на проблему интертекстуальности, уточняется ряд понятий, связанных с феноменом прецедентности, определяются признаки, особенности и основные способы реализации прецедентности в тексте.

Актуальность данной работы определяется ее направленностью на рассмотрение функционирования прецедентных феноменов в художественном дискурсе в социокультурном и функциональном аспекте, а также ее связью с современными исследованиями в области межтекстового взаимодействия, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и прагматики, теории языковой личности.

В настоящем исследовании предпринята попытка рассмотреть особенности реализации феномена прецедентности в художественных произведениях современного уральского драматурга Николая Владимировича Коляды, уникальность творчества которого признана не только в России, но и за рубежом.

В рамках литературоведческого направления и театральной критики исследование его творчества широко представлено материалами очерков, 5 статей и рецензий, среди авторов которых можно выделить Г. Я. Вербицкую [2002], О. Вильдгрубер [1995], А.Винокурова [1998], В. Пилат [2000], Е. Сальникову [1995], А. Соколянского [1995]. Как наиболее полное на сегодняшний день исследование творчества Н. В. Коляды следует назвать монографию Н. Л. Лейдермана «Драматургия Николая Коляды» [Лейдерман 1997].

В то же время лингвистическое направление изучения творчества Н. В. Коляды представлено только двумя работами [см. Боргер 2003; Коробкова 1999].

Исследование пьес Н. В. Коляды на основе реализации в них прецедентное™ является перспективным, поскольку широкое обращение к прецедентным феноменам - характерная черта творчества данного автора.

Как отмечает Джон Фридман, «Коляда специализируется на персонажах, которые населяют края общества, которые остаются наедине со своей бедностью, своими невзгодами и своей духовностью» [Фридман 2005]. В пьесах Н. В. Коляды, как и в его героях, парадоксальным образом соединяется простота и претенциозность, красота и убогость, телесно-низовое и возвышенное. В его драматургии воплотилась сама стихия карнавальной культуры, полифоническая по своей природе, вбирающая и синтезирующая различные «голоса» других культур. Носителями этих многочисленных «голосов» в произведениях Николая Владимировича Коляды становятся, в том числе, и представленные в них прецедентные феномены. Частотность отсылок к прецедентным текстам, высокая степень их участия в формировании смысловой и структурной организации текстов пьес рассматриваемого автора дает возможность говорить о феномене прецедентное™ в драматургии Н. В. Коляды. Анализ функционирования прецедентных феноменов в его произведениях позволяет максимально выявить авторский замысел, обнаружить скрытые на первый взгляд коллизии в отношениях героев его пьес. 6

Актуальным представляется также исследование характера источников прецедентное™ и особенностей реализации прецедентных феноменов в рассматриваемых пьесах Н. В. Коляды в социокультурном аспекте.

Цель настоящего исследования - проанализировать прецедентность как феномен творчества Н. В. Коляды в социокультурном и функциональном аспектах. Цель работы достигается решением следующих задач:

- рассмотрение явления прецедентности в контексте существующих концепций межтекстового взаимодействия;

- социокультурная характеристика прецедентных феноменов, вошедших в рассматриваемые пьесы;

- определение функциональной роли прецедентных феноменов в исследуемых произведениях;

- выявление особенностей реализации прецедентности в текстах рассматриваемых пьес.

Объектом данного исследования являются контексты, содержащие прецедентные феномены, представленные в пьесах Н. В. Коляды.

Предмет работы - феномен прецедентности в пьесах Н. В. Коляды в социокультурном и функциональном аспектах.

В качестве материала работы были избраны прецедентные феномены (в их минимальном контекстном окружении и в контексте всей пьесы), представленные в пьесах Н. В. Коляды. Всего было рассмотрено 308 прецедентных феноменов, извлеченных нами из шести пьес данного автора, -«Мурлин Мурло» (1989), «Чайка спела» (1989), «Сказка о мертвой царевне» (1990), «Канотье» (1992), «Полонез Огинского» (1993), «Мы едем, едем, едем» (1995). Выбор произведений обусловлен тем, что они являются наиболее репрезентативными с точки зрения особенностей реализации прецедентности в творчестве Н. В. Коляды. Материал исследования собирался методом сплошной выборки.

Теоретико-методологическую базу настоящего исследования составил ряд концепций, теорий и подходов в рамках теории интертекстуальности (Р. Барт, М. Бахтин, Ю. Кристева, Н. А. Кузьмина, А. Е. Супрун, Н. А. Фатеева), теории прецедентное™ (Ю. Н. Караулов, В. В. Красных, Г. Г. Слышкин), когнитивной лингвистики (Л. Г. Бабенко, Д. В. Багаева, Д. Б. Гудков, Е. С. Кубрякова), теории дискурса (Н. Д. Арутюнова, Е. А. Земская, В. И. Карасик, Е. А. Нахимова), исследований в области языковой игры (Т. А. Гридина, Б. Ю. Норман, Е. Н. Ремчукова, В. 3. Санников).

В ходе исследования были привлечены работы, посвященные как советской культуре, так и общим проблемам культурного развития и социологии культуры. В частности, были внимательно изучены работы П. Бурдье [Бурдье 2000], М. Берга [Берг 2000], Б. Дубина [Дубин 2004; Дубин 2010], В. И. Добренькова и А.И.Кравченко [Добреньков 2007], Ю. Тынянова [Тынянов 1977, 2002], посвященные проблемам социологии литературы, а также труды X. Ортеги-и-Гассета [2005], Н. Суворова [Суворов 2004], В. Н. Сырова и Н. В. Поправко [Сыров 1998], коллективная монография «Культура и ее виды» [2002], в которых раскрываются вопросы соотношения и взаимодействия элитарной и массовой культуры. При обращении к феномену советской культуры были привлечены труды Т. А. Кругловой [Круглова 2005], Л. А. Булавки [Булавка 2008], Е. Добренко [Добренко 1997], А. К. Соколова [Соколов 1992], В. Паперного [Паперный 1996], Н. Ивановой [Иванова 1995], О. В. Зырянова [Зырянов 2009], Ж. Нивы [Нива 2001], а также работы Н. А. Купиной [Купина 1995] и Е. А. Земской [Земская 1996], где подробно рассмотрены проблемы языка советского и постсоветского общества.

С целью решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, обусловленный многоаспектностыо проводимого анализа. Были применены такие общие методы, как типологизация и количественная обработка, а также следующие лингвистические методы: интертекстуальный и 8 контекстологический анализ, стилистический и лингвокульторологический анализ. При обобщении и интерпретации результатов исследования применялся описательный метод и метод сопоставления. Одним из методов анализа прецедентных феноменов в контексте соположенной им социокультурной среды был проведенный автором исследования социологический опрос (подр. см. Глава 2).

Научная новизна работы состоит в разработке и последовательном применении в диссертации модели анализа феномена прецедентности в дискурсе художественного произведения с учетом двух аспектов -социокультурного и функционального. Предлагаемая модель анализа включает такие этапы, как выделение значимых для исследуемых текстов сфер-источников прецедентности, их социокультурная характеристика, выявление роли прецедентных феноменов в репрезентации языковой личности героев исследуемых произведений, определение функций прецедентных феноменов в речи персонажей, а также особенностей функционирования прецедентных феноменов в исследуемых произведениях.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в дальнейшей разработке теории прецедентности в социокультурном аспекте, которая заключается в анализе сфер-источников прецедентности для художественного произведения с учетом особенностей актуального для него социокультурного пространства, а также принадлежности героев к одному из существующих в рамках данного пространства социальных типов. Кроме того, исследование вносит определенный вклад в синтез подходов, применяемых в рамках теории прецедентности и теории языковой личности, состоящий в выявлении функциональной роли прецедентных феноменов в репрезентации языковой личности персонажей художественного произведения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в вузовских курсах лингвокульторологии, 9 лингвистического анализа текста, а также при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров по проблемам интертекстуальности и прецедентности. Разработанная в ходе работы модель анализа может быть применена при исследовании феномена прецедентности в творчестве других авторов.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты работы докладывались автором на двух конференциях, в числе которых межвузовская конференция стипендиального фонда Oxford «Вызовы глобализации и перспективы человека в современном мире» (Екатеринбург, 2009) и международная конференции «Образ России и россиянина в словаре и дискурсе» (Екатеринбург, 2011), а также на заседании кафедры русского языка для иностранных учащихся Института гуманитарных наук и искусств ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина». Результаты проведенного исследования отражены в публикации в издании, рекомендованном ВАК:

1. Кутяева У. С. Функциональная типология прецедентных текстов (по пьесам Н. В. Коляды) / У. С. Кутяева // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2011. - №3(93). - С.42-50.

А также представлены в следующих публикациях:

2. Киреева У. С. Прецедентный текст: к проблеме термина / У. С. Киреева // LINGÜISTICA JUVENIS. Лингвокульторология. Дискурс. Лингвометодика : сб-к научных трудов молодых ученых. - Екатеринбург, 2007. - Вып. 9. - С. 69-74.

3. Киреева У. С. Функции прецедентных текстов в пьесах Н. В. Коляды 80-90-ых годов «Мы едем, едем, едем.» (1995) и «Мурлин Мурло» (1989) / У. С. Киреева // Слово - Текст - Смысл : межвузовский сб-к студенческих научных работ. - Екатеринбург, 2008. - Вып. III. - С. 60-64.

4. Кутяева У. С. Культурная функция прецедентных текстов в пьесах Н. В. Коляды / У. С. Кутяева // Вызовы глобализации и перспективы человека в

10 современном мире : тез. докл. и сообщ. науч. конф. студентов - стипендиатов Оксфорд. Рос. Фонда, 23-24 апр. 2009 г., Екатеринбург : в 2 т. Т. 2. -Екатеринбург, 2009. - С.286-288.

5. Кутяева У. С. Народная культура как основа межкультурного диалога У. С. Кутяева // Диалог культур: традиции и новации : тез. докл. и сообщ. науч. конф. студентов - стипендиатов Оксфорд. Рос. Фонда, 8-10 апр. 2010 г., Екатеринбург. - Екатеринбург, 2010. - С.235-238.

6. Кутяева У. С. Прецедентные тексты в пьесах Н. В. Коляды: типология и функционирование / У. С. Кутяева // Актуальные проблемы развития гуманитарных наук : сб-к тезисов научных работ призеров XIII Областного конкурса научно-исследовательских работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2010. - С.21-22.

7. Кутяева У. С. Сознание советского человека рубежа 1980 - 1990-х гг. в дискурсе пьес Н. В. Коляды / У. С. Кутяева // Образ России и россиянина в словаре и дискурсе : тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф., посвящ. юбилею засл. деят. науки РФ, д-ра наук, проф. Л. Г. Бабенко, 29 сент. - 1 окт. 2011 г., Екатеринбург, Россия. - Екатеринбург, 2011. - С. 107-111.

8. Кутяева У. С. Прецедентные фольклорные феномены в творчестве Н. В. Коляды / У. С. Кутяева // Новые подходы к изучению семантики : материалы межвузовской науч. конф., 6 марта 2012 г. - Екатеринбург, 2012. -С.35-40.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Состав прецедентных феноменов, включенных в рассматриваемые пьесы Н. В. Коляды, является показательным для позднесоветской культуры, носителями которой являются и сам автор, и его герои.

2. В исследуемых пьесах представлены прецедентные феномены из шести сфер-источников прецедентности, соотносимые с определенным типом культуры: 1) фольклорные тексты, 2) музыка, 3) художественная литература,

4) кино и телепередачи, 5) политика и идеология, 6) религия. Состав каждой из сфер соотносим с тем социальным типом, который воплощен в образах героев Н. В. Коляды, а также с особенностями актуального для исследуемых пьес социокультурного пространства.

3. Прецедентные феномены играют значительную роль в репрезентации языковой личности героев Н. В. Коляды, передаче возрастного и социального колорита их речи. Тип прецедентного текста, к которому персонаж обращается, может характеризовать последнего с точки зрения его социальной принадлежности, речевой культуры, а в ряде случаев - и его ценностной ориентации.

4. В речи персонажей Н. В. Коляды прецедентные феномены выполняют следующие функции: 1) номинативную и номинативно-характеризующую; 2) персуазивную; 3) демонстративную; 4) экспрессивно-выразительную;

5) игровую.

5. Использование прецедентных феноменов в пьесах Н. В. Коляды нередко сопровождается их изменением. На материале исследуемых произведений выделены следующие типы трансформации прецедентных феноменов: перцептивно-рецептивного характера и интенционального характера. Особый интерес для исследования представляют модификации прецедентных феноменов второго типа, т. е. те, которые входят в коммуникативные намерения, реализуемые, по замыслу автора, его персонажами. Трансформация прецедентных феноменов в пьесах Н. В. Коляды является одним из ключевых приемов языковой игры в рамках рассматриваемых пьес.

Структура работы определяется поставленными в ней задачами и состоит из введения, трех глав - теоретической и двух практических, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений. Общий объём работы составил 181 страницу. Список литературы включает 161 позицию.

Первая глава посвящена теоретическому обзору предпосылок появления прецедентности как научной проблемы в рамках филологической науки. Кроме того, в ней рассматриваются современные концепции межтекстового взаимодействия, различные типы межтекстовых отношений, описываются механизмы обретения феноменом статуса прецедентного, анализируются формы и способы реализации прецедентности в тексте, обозначается ряд функционально значимых для настоящего исследования параметров анализа прецедентных феноменов.

Во второй главе выделяются основные для рассматриваемых пьес Н. В. Коляды сферы-источники прецедентности, производится характеристика особенностей функционирования прецедентных феноменов в соответствии с их принадлежностью к одному из выделенных типов культуры, анализируются особенности советского и постсоветского социокультурного пространства, которыми были определены особенности функционирования рассматриваемых прецедентных феноменов в исследуемых пьесах.

В третьей главе производится анализ прецедентных феноменов в рассматриваемых пьесах Н. В. Коляды в функциональном аспекте. В частности, выявляется их участие в репрезентации языковой личности героя, определяется их функциональная роль и особенности их реализации в исследуемых произведениях.

В Приложении 1 приведены представленные в рассматриваемых пьесах II. В. Коляды прецедентные феномены в их минимальном контекстном окружении. Приложение 2 содержит образец анкеты, которая была предложена

13 респондентам в рамках проводимого социологического опроса. В Приложении 3 представлены количественные данные, полученные в результате проведенного соцопроса. Приложение 4 содержит фрагменты интервью. В Приложении 5 приведен список используемых терминов и сокращений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Кутяева, Ульяна Сергеевна

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3

В данной главе осуществлен функциональный анализ прецедентных феноменов, представленных в пьесах Н. В. Коляды.

На основе анализа набора актуальных для персонажа прецедентных феноменов и свойственного ему способа обращения к ним было раскрыто участие прецедентных феноменов в репрезентации языковой личности героя Н. В. Коляды. В частности, было выявлено, что прецедентные феномены в ряде случаев выступают в качестве маркеров того поколения, с которым идентифицируют себя персонажи рассматриваемых пьес. В произведениях Н. В. Коляды это находит отражение в наличии ряда оппозиций героев разного возраста, связанных с их знанием или восприятием того или иного текста.

Кроме того, в ходе исследования было установлено, что посредством прецедентных феноменов маркируется принадлежность героя к одному из социальных слоев, которому соответствует и определенный тип речевой культуры. Свидетельством социальной принадлежности героя выступает как набор актуальных для него прецедентных феноменов, так и характер обращения к ним. Так, о принадлежности персонажа к социальным низам свидетельствует использование им текстов, нарушающих этические нормы и содержащих ненормативную и сниженную лексику, его незнание или непонимание текстов, входящих в обязательный культурный минимум советского человека, а также профанация культурно значимых текстов. Героев-интеллигентов, напротив, отличает обращение к разнообразным прецедентным феноменам, имеющим общекультурное значение, а также трепетное отношение к тексту-источнику, рефлексия по поводу стоящих за ним смыслов.

Наконец, прецедентные тексты участвуют в репрезентации ценностного мира героев Н. В. Коляды. Так, персонажам, ориентированным на постсоветское ценностное пространство, свойственно ироническое обыгрывание текстов советской культуры, а также обращение к новомодным лозунгам 90-х годов и текстам американской культуры. Приверженность героев советским - и шире - традиционным ценностям проявляется в отсылках к прецедентным текстам, воплощающим идеалы советского общества, а также текстам детской культуры - стишкам, песенкам, мультфильмам. При этом отсутствие в речи героя обращений к прецедентным феноменам, как правило, свидетельствует о его духовной ущербности, а богатство духовного мира персонажа проявляется в его отсылках к разнообразным текстам, в которых воплощены общечеловеческие ценности.

Рассмотрение персонажа анализируемых пьес как самостоятельного субъекта речи, анализ участия прецедентных феноменов в реализации его коммуникативных намерений позволило охарактеризовать его с точки зрения интеллектуального уровня, поведения, эмоциональных состояний и черт характера, а также ценностной ориентации.

Среди функций прецедентных феноменов в речи героев были выделены следующие: номинативная и номинативно-характеризующая, персуазивная, демонстративная, экспрессивно-выразительная, игровая.

Высокий оценочный потенциал прецедентных феноменов и типичная для них эмоциональная нагруженность определяет их использование с целью характеризации лиц, предметов или явлений.

Отсылка к чужим высказываниям используется героями и для подкрепления собственных мыслей, что обусловлено эталонностью прецедентных текстов, их значимостью для общества. Немаловажную роль

158 здесь играет и личностный фактор: текст, на который делается ссылка, как правило, обладает особым авторитетом для самого говорящего.

В пьесах Н. В. Коляды за использованием прецедентных текстов также может стоять стремление героя продемонстрировать свои достижения, высокий культурный уровень, чтобы подчеркнуть собственное превосходство или показать себя «новому» человеку с выгодной стороны. За подобной демонстрацией нередко скрывается невежественность, которая выявляется через высказывания самого персонажа или реплики прочих действующих лиц. В некоторых случаях фактором «разоблачения» становится характер ввода прецедентных феноменов в речь героя.

Одной из важнейших функций прецедентных феноменов в пьесах Н. В. Коляды является экспрессивно-выразительная функция. Цитаты из самых различных прецедентных текстов в речи героев служат для выражения их эмоционального состояния. Обращение к прецедентным феноменам с целыо создания экспрессии в рассматриваемых произведениях характерно как для «романтичных» героев, так и для персонажей, склонных к иронии.

Игровая функция - основная функция прецедентных феноменов в исследуемых произведениях. Во всех рассматриваемых пьесах она связана с типом героев-артистов, сквозным для творчества II. В. Коляды. Игра в пространстве речи становится для них способом отрицания «старой» культуры и защиты того мира, в котором они мыслят себя, служит средством театрализации жизни.

Одним из ведущих средств создания игрового эффекта в рассматриваемых пьесах Н. В. Коляды является трансформация прецедентных феноменов. Трансформация прецедентного феномена может осуществляться как посредством его структурных преобразований, так и при помощи преобразования его содержательно-эмотивной стороны за счет взаимодействия с контекстным окружением в принимающем тексте. Зачастую модификация

159 прецедентного феномена сопряжена с его игровым переосмыслением, пародированием. Различного типа модификации служат средством адаптации прецедентного феномена для выражения различных смыслов, актуальных для конкретных коммуникативных ситуаций, которые воссоздаются в тексте пьес Н. В. Коляды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование прецедентное™ как феномена творчества Н. В. Коляды в социокультурном и функциональном аспектах позволило уточнить содержание прецедентности, ее существенные признаки, а также соотношение с категорией интертекстуальности. Были изучены основные формы и способы реализации прецедентности в тексте, обозначены функционально значимые для настоящего исследования параметры анализа прецедентных феноменов в тексте, определена функциональная роль и выявлены основные особенности реализации прецедентных феноменов в анализируемых произведениях.

Социокультурный анализ состава прецедентных феноменов в пьесах Н. В. Коляды позволил выявить, что наибольшее количество обращений в рассматриваемых пьесах относится к сфере фольклора. Актуальность фольклорных текстов как источника прецедентности определяется такими их особенностями, как доступность для самых широких слоев населения, а также потенциальная открытость для творчества, свобода в содержании и способах их оформления. Фольклорные тексты дают возможность героям Н. В. Коляды выражать самый широкий спектр чувств, эмоций и оценок и в полной мере отвечают свойственной им потребности в балагурстве.

Анализ иных значимых для рассматриваемых пьес сфер-источников прецедентности показал, что в большинстве своем обращения к ним ограничены областью массовой культуры. Так, отсылки к текстам художественной литературы по преимуществу сводятся к цитатам из хрестоматийных текстов, а также текстов для детского чтения. Такие сферы, как «Музыка», «Кино и телепередачи» представлены популярными в разные периоды существования советского государства прецедентными текстами и именами. Среди феноменов сферы «Политика и идеология» - цитаты из программных текстов советских вождей, агитационных текстов и постоянно транслируемых по радио политических лозунгов. Обращения к сфере «Религия» не частотны и в ряде случаев сопряжены со свойственной массовому сознанию профанацией ключевых библейских образов.

Таким образом, типичный персонаж Н. В. Коляды, в образе которого воплощен тип малообразованного советского человека, является носителем двух культур - массовой и народной. Синтез двух культур - народной и массовой - может быть назван одним из основополагающих принципов творчества Н. В. Коляды. Народная культура в его пьесах выступает как стихийное начало, как первобытная и в этом смысле наиболее органичная форма культуры. Массовая культура в его творчестве реализуется в виде набора знаний, идей, представлений, которые являются результатом окультуривания «стихийного» человека посредством разных социальных институтов -государства, школы, церкви и т. п.

Функциональный анализ прецедентных феноменов в рассматриваемых пьесах показал, что они играют значительную роль в актуализации социально-культурного фона рассматриваемых пьес. Имеющиеся в произведениях Н. В. Коляды отсылки к фильмам, телепередачам, песням, фольклорным, политическим и художественным текстам и т. п. воссоздают образ того культурного пространства, в котором жил советский человек.

Также было выявлено, что прецедентные феномены участвуют в репрезентации языковой личности героев Н. В. Коляды, в передаче возрастного и социального колорита их речи. Тип прецедентного текста, к которому персонаж обращается, характеризует последнего с точки зрения его речевой культуры, социальной принадлежности, а также ценностных притязаний.

Было рассмотрено участие прецедентных феноменов в реализации коммуникативных стратегий персонажей Н. В. Коляды. Так, было установлено, что речи героев прецедентные феномены служат средством характеризации, аргументации, демонстрации их превосходства, выражения их эмоционального

162 состояния. Особое значение в речевом пространстве героев приобретает игровая функция прецедентных феноменов. Речь персонажей становится основным пространством игры, развертывания стихии карнавальной культуры, воплощенной в произведениях Н. В. Коляды. Именно игра во многом определяет ход всего действия, поведение героев, отражает развитие конфликта, в некоторых случаях влияет на характер введения прецедентных знаков и обращения с прецедентными текстами. Так, в пространстве игровой речи приобретают пародийную окраску, лишаясь своей авторитетности, прежде всего, тексты официальной направленности, связанные с государственной идеологией. Тексты народной культуры, подвижной, гибкой, открытой для «сниженных» тем и языка, напротив, содержат в себе потенцию развертывания игрового пространства и становятся его ценностной основой. Для героев игра с прецедентными текстами является своеобразным средством защиты, а также и театрализации жизни, компенсацией за невозможность самореализации.

Одним из важнейших средств создания игрового эффекта в пьесах Н. В. Коляды является модификация прецедентных феноменов, которая может осуществляться как на структурно-семантическом, так и на семантико-контекстологическом уровне. За счет трансформации прецедентного феномена усиливается его экспрессивный эффект, происходит приращение новых смыслов или полностью меняется его смысловая направленность, благодаря чему подобные модификации становятся мощным средством создания комического, а также выражения эмоции или оценки.

Учитывая такие особенности пьес Н. В. Коляды, как реалистичность, обращенность к определенной эпохе (как правило, советской или постсоветской), исследование произведений данного автора невозможно представить без подключения материалов исторического и социокультурного плана. Социокультурный аспект рассмотрения прецедентных феноменов позволил определить особенности сознания, мотивы поведения героев, нередко - вскрыть глубинную основу конфликта в рассматриваемых пьесах.

Функциональный аспект исследования прецедентных феноменов в пьесах Н. В. Коляды дал возможность выявить участие прецедентных феноменов в реализации коммуникативных стратегий, к которым прибегают персонажи, согласно авторской интенции, а также более полно раскрыть образ их языковой личности.

В перспективе дальнейшего изучения нами проблемы прецедентности -рассмотрение прецедентных феноменов как проявления языковой личности автора художественного текста. Перспективным представляется применение модели анализа исследования феномена прецедентности, разработанной в рамках настоящей работы, при обращении к творчеству других авторов, а также при обращении к другим типам дискурса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кутяева, Ульяна Сергеевна, 2013 год

1. Словари и справочники

2. Белянин В. П. Живая речь. Словарь разговорных выражений / В. П. Белянин, И. А. Бутенко. М. : ПАИМС, 1994. - 192 с.

3. Вальтер X. Антипословицы русского народа / X. Вальтер, В. М. Мокиенко. СПб. : Нева, 2006. - 576 с.

4. Грушевицкая Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре: учеб. пособие для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Грушевицкая, М. А. Гузик, А. П. Садохин ; под. ред. А. П. Садохина. -М. : Академия, 2001.- 403 с.

5. Елистратов В. С. Словарь русского арго : материалы 1980-1990 гг. / В. С. Елистратов. М. : Русские словари, 2000. - 694 с.

6. Культурология. XX век. Словарь / под ред. А. Я. Левит. Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. - 554 с.

7. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М. : Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

8. Мокиенко В. М. Большой словарь русских поговорок / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 784 с.

9. Руднев В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997.-384 с.

10. Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. / под ред. А. М. Бабкина, С. Г. Бархударова, Ф. П. Филина и др. М. ; Л. : Издательство АН СССР, 1948-1965. БАС.

11. Словарь художественных терминов. Г. А. X. Н. 1923 1929 гг. / под ред. и послесл. И. М. Чубарова. - М. : Логос-Алетера ; Ессе Homo, 2005. - 504 с.

12. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / авт.-сост. В. Серов. М. : Локид-Пресс, 2005. - 880 с.1. Источники материала

13. Коляда Н. В. «Персидская сирень» и другие пьесы / Н. В. Коляда. -Екатеринбург : Банк культурной информации ; Каменск-Уральский : Калан, 1997.-464 с.

14. Коляда Н. В. Пьесы для любимого театра / Н. В. Коляда. -Екатеринбург : Банк культурной информации, 1994. 400 с.1. Монографии и статьи

15. Алиференко Н. Ф. «Язык» и «текст» культуры / Н. Ф. Алиференко // Текст: восприятие, информация, интерпретация : сб. докл. I Междунар. науч. конф. Рос. нового ун-та. М., 2002. - С. 58-69.

16. Андросенко В. П. Топология цитат в художественной и научной речи / В. П. Андросенко, Л. В. Полубиченко // Филологические науки. 1989. -№3. - С.58-65.

17. Арбузова В. Ю. Прецедентность в русском языке как лингвистический и культурный феномен (на материале научных и эпистолярных текстов) : автореф. дис. . канд. филол. наук / В. Ю. Арбузова ; Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина. Елец : б. и., 2007. - 24 с.

18. Арутюнова Н. Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике / Н. Д. Арутюнова // Известия АН СССР. Серия. ЛиЯ. 1973. - Т. 32. - С. 84-89.

19. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.- С. 136-145.

20. Арутюнова Н. Д. О разновидностях прозы / Н. Д. Арутюнова // Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. Мориса Тореза. М., 1990а. - С. 134-137.

21. Ахманова О. С. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема / О. С. Ахманова, И. В. Гюббенет // Вопросы языкознания. 1977. — № 3. - С. 47-54.

22. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для вузов / Л. Г. Бабенко. М. ; Екатеринбург : Академический проект, 2004. - 464 с.

23. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М. : Прогресс, 1989.-616 с.

24. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе / М. Берг. М. : Новое литературное обозрение, 2000. - 352 с.

25. Бонецкая Н. К. М. М. Бахтин и традиции русской философии / Н. К. Бонецкая // Вопросы философии. 1993. - № 1. - С. 83-93.

26. Булавка Л. А. Феномен советской культуры / Л. А. Булавка. М.: Культурная революция, 2008. - 288 с.

27. Бурвикова П. Д. Воспроизводимые сочетания слов в коммуникативном пространстве носителя русского языка / П. Д. Бурвикова, В. Г. Костомаров // Материалы Международной научно-практической конференции «Мотинские чтения». М., 2005. - 4.1. - С. 69-77.

28. Бурдье П. Поле литературы / П. Бурдье // Новое литературное обозрение. 2000. - № 45. - С. 22-87.

29. Ванденко А. Легкий жанр Электронный ресурс. // Итоги. 2006. -№7 (505). - Режим доступа: http://www.ito gi .ru/archi ve/20 06/7/47461 .html (дата обращения: 25.09.2012).

30. Вербицкая Г. Я. Традиции поэтики А. П. Чехова в современной отечественной драматургии 80-х 90-х годов (пьесы Н. Коляды в чеховском контексте) : очерк / Г. Я. Вербицкая. - Уфа : УГИИ, 2002. - 28 с.

31. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М. : Высшая школа, 1989. - 648 с.

32. Вильдгрубер О. Коляда и его «Plays»: Заметки гостя / О. Вильдгрубер // Урал. 1995. - № 3. - С. 264-270.

33. Ворожцова О. А. Лингвистическое исследование прецедентных феноменов в дискурсе российских и американских президентских выборов 2004 года : автореф. дис. . канд. филол. наук / О. А. Ворожцова ; Урал. гос. пед. унт. Екатеринбург : б. и., 2007. - 23 с.

34. Гараджа В. И. Социология религии : учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В. И. Гараджа. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 348 с.

35. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ: лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. М. : Новое литературное обозрение, 1996. -352 с.

36. Гинзбург Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. М. : Советский писатель, 1974. - 320 с.

37. Головин Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. М. : Высшая школа, 1980. - 280 с.

38. Голубева Н. А. Деривационная активность концепта «прецедент» / Н. А. Голубева // Филология. Искусствоведение. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. - № 5. - С. 259-264.

39. Голубева Н. А. Номинация и когниция (опыт когнитивного описания номинативной системы языка) / Н. А. Голубева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008а. - № 6. - С. 217223.

40. Горнакова Л. Ю. Роль аллюзивного антропонима в семантике художественного текста / Л. Ю. Горнакова // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки» 1 (1). 2010. - С. 62-66.

41. Гридина Т. А. Ассоциативная стратегия речевой игры / Т. А. Гридина // Русистика. Сб-к научных трудов. Киев. - 2006. - Вып.11. -С. 28-32.

42. Гридина Т. А. Культурно-эстетические коды языковой игры в художественном тексте / Т. А. Гридина // Verbum: язык, текст, словарь : сб. науч. тр.: посвящается юбилею Л. Г. Бабенко. Екатеринбург, 2006а. - С. 266277.

43. Гридина Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи : учеб. пособие / Т. А. Гридина. М. : Наука : Флинта, 20066. - 152 с.

44. Гридина Т. А. Языковая игра в художественном тексте : монография. / Т. А. Гридина. Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012.-253 с.

45. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество : монография / Т. А. Гридина. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1996. - 215 с.

46. Гришаева J1. И. Введение. Прецедентные феномены как культурные скрепы (к типологии прецедентных феноменов) // Феномен прецедентности и преемственность культур. Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2004. - С. 15-50.

47. Гудков Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности / Д. Б. Гудков. М. : Владос, 1999. - 103 с.

48. Гудков Л. Д. Постсоветский человек и гражданское общество / Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин, Н. А. Зоркая. М. : Московская школа политических исследований, 2008. - 96 с.

49. Гунько Ю. А. Особенности функционирования прецедентных высказываний в разговорной речи носителей русского языка : автореф. дис. . канд. филол. наук / Ю. А. Гунько ; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб. : б. и., 2002. -24 с.

50. Добренко Е. Формовка советского читателя: социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы / Е. Добренко. -СПб. : Академический проект, 1997. 321 с.

51. Добреньков В. И. Методы социологического исследования учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М. : ИНФРА-М, 2006. - 767 с.

52. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 11 : Культура и религия / В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. М. : ИНФРА-М, 2007.-1104 с.

53. Дрянгина Е. А. Особенности прецедентного текста как ассоциативно-образного средства репрезентации языковой личности / Е. А. Дрянгина // Ярославский педагогический вестник. 2011. - № 2, том I. -С. 164-167.

54. Дубин Б. Классика, после и рядом : социологические очерки о литературе и культуре : сб. статей / Б. Дубин. М. : Новое литературное обозрение, 2010. - 345 с.

55. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) / Б. Дубин // Вестник общественного мнения : данные, анализ, дискуссии. 2004. -№ 3 (71). - С. 35-44.

56. Дымарский М. Я. Прецедентность и художественность / М. Я. Дымарский // Феномен прецедентности и преемственность культур / под общ. ред.: Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой, В. Т. Титова. Воронеж, 2004. -С. 51-62.

57. Дьячкова Н. А. Новые паремии в русском языке: "новые мысли" о старых ценностях / Н. А. Дьячкова // Новая Россия : новые явления в языке и науке о языке : материалы Всерос. науч. конф., 14-16 апреля 2005 г., Екатеринбург, Россия. М., 2005. - С. 265-271.

58. Ежова Т. В. К вопросу о педагогическом дискурсе / Т. В. Ежова // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2006. - С. 249-252.

59. Жабский М. И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории / М. И. Жабский // Социологические исследования. 1996. - №2. -С.25-35.

60. Женетт Ж. Фигуры: в 2-х т. Т. 1-2 / Ж. Женетт. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1998.

61. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. -М.: Наука, 1982.- 156 с.

62. Жолковский А. К. 'Блуждающие сны' и другие работы / Жолковский А. К. М. : Наука : Восточная литература, 1994. - 428 с.

63. Жолковский А. К. Мир автора и структура текста : статьи о русской литературе / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. Нью-Йорк : Эрмитаж, 1986. -348 с.

64. Журавлев А. Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации / А. Ф. Журавлев // Способы номинации в современном русском языке. М. : Наука, 1982. - С. 45-109.

65. Земская Е. А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества / Е. А. Земская // Вопросы языкознания, 1996. №3. - С. 23-31.

66. Земская Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. -М. : Наука, 1992.-221 с.

67. Золотухина О. Ю. Изучение русской литературы в советской школе. Электронный ресурс. // Русская литература. Оригинальные исследования. -2009. Режим доступа: http://russian-literature.com/ir/node/37 (дата обращения: 06.08.2012).

68. Золян С. Т. О семантике поэтической цитаты / С. Т. Золян // Проблемы структурной лингвистики : 1985-1987. М., 1989. - С. 152-165.

69. Зырянов О. В. Судьба литературно-классического наследия в советскую эпоху: опыт ретроспективной оценки / О. В. Зырянов // Советское прошлое и культура настоящего : монография : в 2 т. Т. 1. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2009. - С.56-68.

70. Иванова Н. Триумфаторы, или Новые литературные нравы в контексте нового времени / Н. Иванова // Звезда. 1995. - №4. - С. 178-183.

71. Ильин И. П. Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты / И. П. Ильин // Проблемы современной стилистики: сб-к научно-аналитических трудов. М., 1989. - С. 186-207.

72. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград : Перемена, 2004 - 477 с.

73. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М. : Наука, 1987. - 264 с.

74. Качаев Д. А. Социокультурный и интертекстуальный компоненты в газетных заголовках : автореф. дис. . канд. филол. наук / Д. А. Качаев; Южный федер. ун-т. Ростов н/Д : б. и., 2007. - 22 с.

75. Клушина Н. И. Новые штампы новой журналистики / Н. И. Клушина // Русская речь. 2010. - №1. - С.61-64.

76. Ковшова М. Л. Прецедентный текст в современном газетном заголовке как интеллектуальное развлечение / М. Л. Ковшова // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры М. : Индрик, 2006. - С. 421-428.

77. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации / В. В. Красных и др. // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1997. - №3. - С. 62-75.

78. Козицкая Е. А. Смыслообразующая функция цитаты в поэтическом тексте : пособие по спецкурсу / Е. А. Козицкая. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. -85 с.

79. Костомаров В. Г. Понятие логоэпистем / В. Г. Костомаров, Н. Д. Бурвикова // Россия и Запад : диалог культур. М., 1999. - Вып.2. - С. 3237.

80. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. М. : Гнозис, 2003. - 375 с.

81. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций / В. В. Красных. М. : Гнозис, 2002. - 284 с.

82. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. 1995. - №1. - С.97-123.

83. Круглова Т. А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма / Т. А. Круглова. Екатеринбург : Изд-во Гуманитарного университета, 2005. - 384 с.

84. Кубрякова Е. С. Виды пространств текста и дискурса / Е. С. Кубрякова, О. В. Александрова // Категоризация мира: пространство и время. М., 1997. - С.19-28.

85. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Кубрякова Е. С. // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. - № 1. - С. 6-17.

86. Кудрявцев В. Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. 4.1. Электронный ресурс. Рига : Эксперимент, 1999. - Режим доступа: http://www.experiment.lv/rus/biblio/kudrjavc.htm (дата обращения: 04.03.2010).

87. Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования : учеб.-метод. пособие. / И. Н. Кузнецов. М. ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. -142, 1. с.

88. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка: монография / Н. А. Кузьмина. Екатеринбург ; Омск : Изд-во Урал, ун-та ; Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. - 268 с.

89. Культура и ее виды / отв. ред. К. Г. Рожко. Тюмень : Вектор Бук, 2002.- 192 с.

90. Купина Н. А. Тоталитарный язык : словарь и речевые реакции / Н. А. Купина. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та ; Пермь : ЗУ УНУ, 1995. -144 с.

91. Кушнерук С. Л. Денотативный и коннотативный аспекты функционирования прецедентных имен в российской и американской рекламе / С. Л. Кушнерук // Лингвистика : бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2004. - Т. 13. - С. 146-155.

92. Ларионова А. Ю. Неформальный студенческий дискурс в лингвокультурологическом и социолингвистическом аспектах (на материале граффити) : монография. / А. Ю. Ларионова. Екатеринбург : Изд-во Урал унта, 2010.-392 с.

93. Лейдерман Н. Л. Драматургия Николая Коляды : критический очерк / Н. Л. Лейдерман. Каменск-Уральский : Калан, 1997. - 160 с.

94. Лексин В. Н. «Другие»: верующие и неверующие в повседневной жизни / В. Н. Лексин // Мир России. М., 2008. - Т. 17. №1. - С. 147-188.175

95. Лотман М. 10. История и типология русской культуры / М. Ю. Лотман. С.-Петербург : Искусство-СПБ, 2002. - 768 с.

96. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: человек текст -семиосфера - история / Ю. М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996. -464 с.

97. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. С.-Петербург : Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.

98. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. Л., 1970. «Искусство - СПБ», 1998. - 285 с.

99. Лукин В. А. Художественный текст : основы лингвистической теории и элементы анализа : учеб. для филол. спец. вузов / В. А. Лукин. М. : Ось, 1999.- 192 с.

100. Махлин В. Л. Бахтин и Запад (опыт обзорной ориентации) / В. Л. Махлин // Вопросы философии. 1993. - № 1. - С. 95-99.

101. Миловидов В. А. Текст, контекст, интертекст (введение в проблематику современного литературоведения) : пособие по спецкурсу /

102. B. А. Миловидов. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1998. - 84 с.

103. Минц 3. Г. Функция реминисценций в поэтике А. Блока / 3. Г. Минц // Труды по знаковым системам. Тарту : Изд-во Тартуского ун-та, 1973.1. C.386-397.

104. Михайлова Е. В. Интертекстуальность в научном дискурсе: на материале статей : автореф. дис. . канд. филол. наук / Е. В. Михайлова ; Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград : б. и., 1999. - 18 с.

105. Михайлова Н. Г. Народная культура / Н. Г. Михайлова // Культурология. XX век. Энциклопедия : в 2 т. Т. 2. СПб., 1998. - 224 с.

106. Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации : монография / Е. А. Нахимова. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т ; Ин-т социального образования, 2007. - 207 с.176

107. Неклюдов С. Фольклор после фольклора / С. Неклюдов // Знание-Сила. 2010. - № 7. - С.91-98.

108. Нива Ж. Можно ли подытожить советскую культуру? // Знамя. -2001. -№ 4. -С.201-202.

109. Норман Б. Ю. Игра на гранях языка / Б. Ю. Норман. М. : Флинта : Наука, 2006. - 344 с.

110. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс : сб-к / X. Ортега-и-Гассет. -М. : ACT, 2005.-509 с.

111. Паперный В. Культура «Два» / В. Паперный. М. : Новое литературное обозрение, 1996. - 384 с.

112. Пивоваров Ю. JT. Мировая урбанизация на пороге XXI века / Ю. JI. Пивоваров // Общественные науки и современность. 1996. - № 3. -С. 12-22.

113. Пикулева Ю. Б. Культурный фон современной телевизионной рекламы / Ю. Б. Пикулева // Известия Уральского государственного университета. 2002. - №24. - С. 268-276.

114. Пилат В. Николай Коляда: Драматургия «промежутка», или Художественный взгляд в будущее? / В. Пилат // Балтийский филологический курьер. 2000. - № 1. - С. 188-192.

115. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. Л. : Изд-во ЛГУ, 1963.- 149 с.

116. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. -СПб. .-Наука, 1994.-239 с.

117. Ремчукова Е. Н. Креативный потенциал русской грамматики: морфологические ресурсы языка : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.02.01 / Е. Н. Ремчукова. М. : б. и., 2005. - 40 с.

118. Российская повседневность: вторая половина XIX начало XXI века : учебное пособие / под ред. Л. И. Семенниковой. - М. : КДУ, 2009. - 244 с.177

119. Рязанова М. С. Прецедентные имена в рекламе / М. С. Рязанова // Известия Уральского государственного университета. 2007.- №50. С. 129— 136.

120. Сальникова Е. В отсутствии несвободы и свободы / Е. В. Сальникова // Современная драматургия. 1995. - № 1/2. - С. 202-215.

121. Санников В. 3. Русский язык в зеркале языковой игры / В. 3. Санников. М. : Языки славянской культуры, 2002. - 552 с.

122. Сатретдинова А. X. Интертекстуальность поэзии В. Брюсова : автореф. дис. . канд. филол. наук / А. X. Сатретдинова ; Астраханский государственный университет. Астрахань : б. и., 2004. - 24 с.

123. Серль Дж. Косвенные речевые акты / Дж. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. - М. : Прогресс, 1986. - С. 195-222.

124. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов / Г. Г. Слышкин. М. : Academia, 2000. - 139 с.

125. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. М. : Academia, 2000а.- 128 с.

126. Смирнов И. П. Порождение интертекста. (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака) / И. П. Смирнов // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1985. - Sbd. 17. - 265 с.

127. Соколов А. К. Советы: от власти иллюзий к иллюзии власти / А. К. Соколов // Формирование административно-командной системы (20-30-е годы) : сб. ст. М., - 1992. - С. 165-185.

128. Соколянский А. Шаблоны склоки и любви / А. Соколянский // Новый мир. -М., 1995.-№ 8.-С. 218-220.

129. Суворов Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма / Н. Суворов. СПб. : СПбГУКИ, 2004. - 372 с.

130. Сулимов В. А. Когнитивное описание языка и его культурологическая интерпретация: когнитивные трансформации /

131. B. А. Сулимов // Филологические науки. 2006. - № 1. - С. 40^47.

132. Супрун А. Е. Исследования по лингвистике текста : сб. ст. / А. Е. Супрун. Минск : БГУ, 2001. - 144 с.

133. Сухих И. Остается только метафора. (1927. "Зависть" Ю. Олеши) Электронный ресурс. // Звезда. 2002. - №10. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/zvezda/2002/10/suh.html (дата обращения: 15.03.2012).

134. Сыров В. Н. Генезис массового сознания / В. Н. Сыров, Н. В. Поправко Электронный ресурс. // Социологический журнал. 1998. - № 1/2. -Режим доступа: http://siterium.trecom.tomsk.su/svrov/Syrov 5.htm (дата обращения: 06.04.2012).

135. Терских М. В. Реклама как интертекстуальный феномен : автореферат дис. . кандидата филологических наук / М. В. Терских ; Омский гос. унт-т. Омск : б. и., 2003. - 26 с.

136. Тростников М. В. Поэтология / М. В. Тростников. М. : Грааль, 1997.- 192 с.

137. Турышева О. Н. Литературный персонаж как субъект цитации: героиня Г. Айзенраха в роли героини Ф. Достоевского / О. Н. Турышева // Текст в культурно-историческом контексте : сб. науч. тр. Екатеринбург, 2005.1. C. 158-166.

138. Тухарели М. Д. Аллюзия в системе художественного произведения : автореф. дис. . канд. филол. наук / М. Д. Тухарели ; Тбилисский гос. ун-т им. И. Джавахишвили. Тбилиси : б. и., 1984. - 20 с.179

139. Тынянов Ю. Н. Литературная эволюция : избранные труды / Ю. Н. Тынянов. М. : Аграф, 2002. - 496 с.

140. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. М. : Наука, 1977. - 574 с.

141. Фатеева Н. А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе / Н. А. Фатеева // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1997. - Т. 56. № 5. - С. 12-21.

142. Фатеева Н. А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов / Н. А. Фатеева. М. : Агар, 2000. - 280 с.

143. Фатеева Н. А. Семантические преобразования в поэзии и прозе одного автора и в системе поэтического языка / Н. А. Фатеева // Очерки истории языка русской поэзии XX в. : образные средства языка и их трансформация. -М., 1995.-С. 178-259.

144. Фоменко И. В. Цитата / И. В. Фоменко // Русская словесность. -1998.-№1.-С. 73-78.

145. Фридман Дж. Воспитывая таланты (перевод) / Дж. Фридман // The Moscow Times», 16.12.2005 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kolyada-theatre.ur.ru/press.php?ID=308&page;:::: (дата обращения: 17.06.2010).

146. Чернявская В. Е. Интертекстуальность как текстообразующая категория вторичного текста в научной коммуникации / В. Е. Чернявская. -Ульяновск : СВНЦ, 1996. 108 с.

147. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор / К. В. Чистов. Л. : Наука, 1986.-230 с.

148. Чистов К. В. Фольклор / К. В. Чистов // Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. СПб., - 1996.

149. Шаброва Н. В. Методика социологического исследования : учебное пособие / Н. В. Шаброва. Екатеринбург : УрФУ, 2010. - 129 с.180

150. Шумкина И. В. Функционирование цитат из авторской песни в газетно-публицистических текстах : автореф. дис. . канд. филол. наук / И. В. Шумкина ; Самарский гос. ун-т. Самара : б. и., 2011. - 22 с.

151. Эйхенбаум Б. Проблемы киностилистики / Б. Эйхенбаум // Поэтика кино. СПб., 2001. - С. 13-38.

152. Ядрышникова JI. Г. Фольклор и постфольклор в культурных практиках повседневности : автореф. дис. . канд. культурологии / JI. Г. Ядрышникова ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург : б. и., 2008.-27 с.

153. Ямпольский М. Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф / М. Б. Ямпольский. М. : Культура, 1993. - 464 с.

154. Blommaert J. Discourse. A Critical Introduction / J. Blommaert. -Cambridge : Cambridge University Press, 2005. 299 p.

155. Gray J. Watching with the Simpsons. Television, parody and intertextuality / J. Gray. New York : Routledge, 2006. - 199 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.