Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Садыкова, Насиба Нуруллаевна

  • Садыкова, Насиба Нуруллаевна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2007, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 300
Садыкова, Насиба Нуруллаевна. Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля: дис. доктор философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2007. 300 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Садыкова, Насиба Нуруллаевна

Введение.

Глава I . Социо-культурные условия и идейные истоки формирования философии Мирзо Бедиля.

§ 1. Социально-политические условия Индии XYII века и формирование личности Бедиля.

§2.Культурно-цивилизационное многообразие Индии и место мусульманской культуры в нем.

§ 3. Идейные истоки формирования мировоззрения Бедиля.

Глава II. Онтологическое учение Бедиля

§ 1. Космогония. Бог как первая стационарная реальность.

§ 2. Мир и его происхождение.

§ 3.Антропологические представления Бедиля.

§ 4. Проблема души в онтологии Бедиля.

Глава III. Гносеологические аспекты философского учения.

§ 1. Бедил о чувствах и чувственном познании.

§ 2. Разум и рациональное познание.

§ 3. Интуитивное познание.

Глава IY . Социально-политические, этические и эстетические взгляды Бедиля.

§1. Учение Бедиля об обществе и пути его обустройства. Проблема справедливости и равенства.

§ 2. Этика и проблема свободы человека.

§ 3. Гуманизм как ось социально-политических взглядов

Бедиля.

§ 4. Эстетика Бедиля. Проблема красоты.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля»

Актуальность темы, В аспекте общественно-политическом обзор литературы по теме показывает, что во всем мире возрождается интерес к классическому наследию, в котором огромное место отводится человеку, как в религиозной, так и в философской интерпретации его бытия, к формированию чувства веротерпимости, совместного существования и установления мира, взаимного доверия между разными народами в общественно-политической мысли народов.

В персоязычной культуре Индии, в которой скрещивались индуистские и мусульманские духовные ценности, особое место занимает Абдулкодир Бедиль, мыслитель XVII-XVIII вв., оставивший неизгладимый след в истории литературной и философской мысли народов региона, в особенности таджикского народа.

Актуальность исследования философии Бедиля обусловлена необходимостью творческого освоения достижений философской, религиозной, этической, эстетической мысли цивилизации XVII-XVIII вв. в Индии. На примере Бедиля можно будет нагляднее представить взаимодействие индуистской и исламской, индийской и ирано-язычной духовных традиций. Они воздействовали на формирование чувства веротерпимости, совместного созидания и установления мира, взаимного доверия между разными народами.

Философию Бедиля можно охарактеризовать как высший синтез древне-иранских религиозно-философских течений, античной, мусульманской и индийской философии. Отличительной чертой его философии является универсализм, а диалектика его предстает перед нами как энергийно -эманативная, зрительно - световая и эротическая.

Исследование философии Бедиля представляется весьма актуальным и злободневным, поскольку она органически связана с общечеловеческими ценностями, созданными общностью судеб многих народов мира, которые ныне в трудных, порою трагических условиях, строят свою историческую перспективу. Однако, последнее невозможно осуществить без творческого освоения мирового и собственного гуманистического наследия.

Бедиль хорошо знал Веды1 и поэтому идеи индийской философии им синтезированы с суфизмом и исламской философией. Он сам был очевидцем или участником многих ритуалов и традиций различных сект и направлений своего времени. Поэтому все это нашло отражение в произведениях Бедиля, придав им глубокий философский смысл, углубив мир его образов и идей.

Бедиль воспевал могущество человеческого разума, мощь науки, проповедовал идеи прогресса, для достижения которого считал необходимым развитие естественных наук и философии. Он, воспевая человека, вместе с тем, искал пути его совершенствования.

В конце XX и начале XXI вв. в европейских обществах возникли проблемы, которые, с точки зрения психологии, эстетики, нравственности и этики интимных отношений, получили разные интерпретации вплоть до полной свободы любви и извращения сексуальных связей. Чтение произведений Бедиля показывает, что он эти проблемы ставил в рамках философии суфизма и гармонию отношений между полами видел в осознании высоких эстетических и этических норм.

Философское творчество Бедиля ныне обладает большим значением в плане взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения, прежде всего, для определения взаимодействия индуистской и мусульманской культур. Также важна концепция Бедиля о роли и месте человека в мире, как звена, завершающего процесс эманации в общекосмическом масштабах. Согласно Бедилю, установление мира в обществе есть важнейшее условие

1 Бедиль. Четыре элемента. Куллист. Т.4.-Кобул.- 1344. -С.45. формирования Совершенного Человека. Поэтому данная идея и концепция имеют непреходящее значение.

В аспекте религиоведения и теологии исследование философского наследия Бедиля необходимо в формировании чувства веротерпимости, взаимодоверия в обществе, борьбы против насилия и разврата в современном мире; сегодня когда возникла угроза религиозных войн, взгляды Бедиля о толерантности весьма актуальны.

В культуролого-практическом аспекте эта тема актуальна тем, что Мирзо Абдулкодир Бедиль относится к числу тех титанов культуры, с именем которых связано развитие целого направления общественно-философской мысли. Его философия пронизывает не только таджикскую философию, но и культуру всего Востока. Бедиль своим творчеством оказал столь мощное влияние на синтез мусульманской и индийской интеллектуальной культуры, что она пустила глубокие корни в философии и в литературе мусульманских народов Центральной Азии, в особенности таджикского, узбекского, афганского, а также индийского и пакистанского. Бедиль, представитель той культуры, которой присуща универсальность и многоликость. Его философия и всё творчество характеризуется синтезом различных культур.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что актуальность темы настоящей диссертационной работы состоит в следующем:

- философское творчество Бедиля ныне обладает большим значением в период глобализации современного мира в плане взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения и синтеза различных культур, прежде всего, для определения взаимодействия индуистской и мусульманской культур, которые при этом сохраняют каждая свою оригинальность;

- в определении концепции Бедиля о роли и месте человека в мире, его онтологической, эстетической, этической оригинальности и неповторимости как завершения процесса эманации в общепланетарном и в общекосмическом масштабах; человек в современном мире теряет свое назначение как творца культуры, возникает необходимость возродить культ созидания в человеке, чему может способствовать творчество Бедиля;

- согласно Бедилю, установление мира есть важнейшее условие формирования Совершенного Человека, поэтому данная идея и концепция имеет непреходящее значение. Хотя философия Бедиля основана на "мусульманской концепции", она имеет реформаторский характер, что сегодня имеет огромное значение; Бедиль попытался реформировать исламское общество путем синтеза мусульманской и индийской философии, где центральной фигурой выступает человек-соучастник бога в процессе созидания и преобразования мира;

- учение Бедиля о познания является важным элементом в развитии и формировании личности;

- творчество Бедиля в последствии оказало огромное влияние на развитие персоязычной философской мысли; Несмотря на жанровые распространения бедилизма, многие философские и мистические воззрения Бедиля нуждаются в научно - теоретическом анализе. Решение этих проблем способствовало бы разрешению проблем его влияния и лучшего понимания таджикской литературы в постбедилевский период.

- идеи Бедиля по проблемам этики, эстетики, возвышению роли и возвеличиванию им роли разума, взаимоуважения, миролюбия, сотрудничества, религиозной терпимости и т.д. выглядят злободневными в наших условиях. Особенно сегодня, когда Республика Таджикистан вступила на путь строительства независимого демократического государства, расширяет и укрепляет свои связи с зарубежными странами, в том числе и с Индией, где жил и творил Бедиль. Ценные идеи мыслителя могут быть использованы в повышении самосознания нашего народа, в формировании национальной гордости за богатое литературно-философское наследие, включении последнего в живую ткань современной культуры и его освоении нынешним и будущим поколениями.

Степень разработанности проблемы. Изучение наследия Мирзо Абдулкодира Бедиля в информативном плане было начато его современниками. Первые сведения о нем можно встретить в «Мир' от-ул-хаёл» («Зерцало воображения») Шерхона Луди, «Сафинаи Бехабар» - Мир Азаматулло Бехабара. Другое тазкире, в котором упомянуто о Бедиле — это тазкире Гуломали Озода Балгирами «Сарви Озод».

Особенно обстоятельно изложены некоторые тазкире современников Бедиля, а также последующие хронологии, где упомянуты или труды или взгляды Бедиля, которые указывают, что Бедиль еще при жизни привлекал внимание хронологов, которые уже тогда указывали на него, как на знаменитого мыслителя и поэта, отзывались о нем как о человеке с «широкой душой» и «ангельским характером», как о человеке, который искал «четкости и красоты поэтической мысли». Согласно им мыслитель находит наслаждение в поисках Истины. Его творчество уподобляется «безбрежному морю». Здесь же отмечается, что в «Мир'от-ул-хаёл» есть заметки о семье Бедиля, и что в тазкире Афзала Сархушша (1640-1714) он показан, как высоко принципиальный мыслитель, непримиримый к поэтам, содержание стихов которых не отвечает высокому назначению поэзии.

В произведении индийского автора «Антология Хушгу» (или «Сафинат-уш-шуаро») Биндрабана Дала, творившего под псевдонимом Хушгу (род. В 1667-68 гг.), которому посчастливилось быть собеседником Бедиля, также имеется полезная информация о нем. Биндрабан Дал освещает также самые разные стороны жизни Бедиля, рассказывает об отношении к нему правителей Индии, говорит о наличии у него идейных врагов, характеризует его как крупного ученого своего времени, знакомого с богословием, математикой, физикой, естествознанием, медициной, историей, музыкой, который обладая прекрасной памятью, знал наизусть Махабхарату. Очень ценным является сообщения автора антологии об автографе Бедиля, оставленном им на книге его собрания сочинений «Куллиёт».

В «Энциклопедии шиизма» автор статьи о Бедиле Алиакбар Атрофи очень коротко характеризует жизнь и творчество мыслителя.1

1 Доират-ул маорифи ташаюъ., - Тегеран. 1371., Т. 3.- С.567(Перс.лз.)

Творчество и личность Бедиля давно находились в центре внимания литераторов и ученых Центральной Азии, Индии и Афганистана, а сегодня и Ирана. Для изучения и интерпретации наследия Бедиля образовались специальные школы «Бедильхони» и «Бедилыииноси» («чтение Бедиля», «изучение Бедиля») в Афганистане и Средней Азии, прежде всего в литературных кругах Бухары, Самарканда, Ходжента, Истаравшана, Кабула, Герата, Балха и других центрах культуры.

Исследованию творчества Бедиля посвящена книга Наби Хади «Мирзо Бедиль»1, в которой наряду с характеристикой биографии и творчества мыслителя прокомментированы на языке урду некоторые газели, а так же суфийские термины. Хорошим вкладом в изучение жизни и творчества Бедиля является монография о Бедиле доктора Абдулгани, переведенная Мир Мухаммадом Осаф Ансори, вышедшая в 1351 году (1972 г.) в Кабуле.2 Эта книга состоит из восьми глав, в которых говорится о жизни и творчестве Бедиля, проанализированы все жанры его поэзии и прозы.

Необходимо упомянуть итальянского ученого Александро Баузани, который посвятил труды определению «индийского стиля». В частности, он считает, что Бедиль оказал огромное влияние на персидскую поэзию. В статье «Бедиль и Галиб» автор обращает особое внимание на это. Статьи Баузани, переведенные на персидский язык, включенные в сборник «Бедилыииноси», представляют большой интерес для изучения творчества Бедиля. Ценными являются его размышления о гносеологических аспектах учений Бедиля. В исследовании «реализма» Бедиля профессором Баузани не замечены социальные аспекты в лирике поэта. Здесь необходимо отметить, что являются значимыми высказывания Баузани о том, что Бедиль один из тех классиков персидской литературы, кто ближе других стоит к мировоззрению Европы.3

1 Наби Хади. Мирза Бедиль. Салимюниверсати. Алигарх. (Хинд) - 1972

2 Доктор Абдул Гани. Мирза Абдулкадир Бедиль. Тарджума Мир Мухаммад Осаф Ансари. Кабул - 1351 х.

3 Профессор Баузани. Взгляды одного еропейца на Бедиля. В кн. Тридцать статей о Бедиле. Кобул, 1365. (на персидском языке) С. 235

Исследованию жизни и творчества Бедиля уделялось много внимания афганскими исследователями. В сборнике статей, опубликованном в Афганистане, о Бедиле собраны ценные мысли исследователей его творчества.1 :

Важным и ценным вкладом в изучение творчества поэта является книга известного афганского исследователя Салохиддина Салджуки «Накди Бедиль» («Критика Бедиля»). Книга разделена на темы, где кратко прокомментированы идеи Бедиля о бытии, о познании, об этике и социальных вопросах. Салджуки, как тонкий знаток поэзии и суфизма, дает верные комментарии стихотворениям Бедиля. Однако его исследование носит отрывочный характер, комментирует он Бедиля, в основном, по ключевым понятиям, которые занимают особое место в творчестве мыслителя. Поэтому последовательного анализа произведений Бедиля в этом труде С.Салджуки мы не видим.2

Издание полного собрания сочинений Бедиля «Куллиёт» в четырех томах в Кабуле под руководством известного поэта и ученого Халилуллоха Халили было большой заслугой афганских ученых.3

В последние годы проявили интерес к поэзии Бедиля и в Иране, где он раньше не пользовался популярностью. На основе Кабульского издания, с некоторыми уточнениями, в Тегеране изданы сочинения Бедиля «Куллиёт» в трех томах, с обширным предисловием Парвиз Аббоса Докони.4

Краткую характеристику Бедиля как поэта находим в книге иранского литературоведа Ризозоде Шафак, который одним из первых обратил внимание иранцев на наследие поэта.5 Индийский литературовед Шиблии I

Ну'мони характеризуя творчество персоязычных поэтов Индии отмечает, что

1 Назариётн як дошшшанди аврупои дар бораи Мирза Абдулкадири Бедиль. // Си макола. Кобул.

2 Салохиддин Салджуки. Накди Бедиль. Кобул -1343.

3Мирзо Абдулкодири Бедиль. Куллиёт. Чилди аввал. 1341, чилди дуввум ва саввум 1342.'

4 Куллиёти Бедиль Мавлоно Абулмаъони Абдулкодири Бедили Дехлави. Чилди 1-3. Техрон 1376.

5 Шафак Р. Таърихи адабиёти Эрон.- Тегеран., 1321 г.х.(на перс.яз.).- С.375. 1 особый стиль и содержание поэзии этих поэтов формировались под влиянием местных нравов, воззрений и природы Индии.1

Книга иранского ученого Мухаммад Ризо Шафеи Кадкани «Шоири оинахо» («Поэт зеркал»)2 посвящена индийскому стилю и поэзии Бедиля. Это весомый вклад в Бедильшиноси, так как до недавнего времени творчество Бедиля не получало в Иране широкого освещения. Книга посвящена жизни Бедиля, стилю, попытке осмысления его творчества. Здесь же можно отметить и книгу Хасана Хасине — иранского ученого — «Бедиль, Сипехри ва сабки хинди», («Бедиль, Сипехри и индийский стиль»)3 в которой автор старается осмыслить сложные идеи Бедиля.

Убайди Софии собрал газели Бедиля и написал вступительное слово, в котором изложил автобиографию мыслителя. В книге приведена статья Абдулазиза Поиз и Латифа Пидром. Статья Латифа Пидром может заинтересовать исследователя содержания и жанра творчества Бедиля.4

Очень важным исследованием в изучении философии Мирзо Бедиля является книга афганского ученого Сайд Нурулхака Ковиша "Принципы аскетов в зеркале дивана Бедиля"5. Автор книги пытается дать характеристику онтологии и гносеологии Бедиля, указать источники и дает сравнительный анализ его идей с греческой философией.

Творчество и жизнь Бедиля привлекло внимание и европейских ученых. Герман Этье упоминает о Бедиле в «Компендиуме по иранской филологии».6 Эдуард Браун в своем труде «История литературы Ирана» упоминает о Бедиле, как о поэте - философе.7

См. Мирзоев А. Сайидо Насафи и его место в истории таджикской литературе., Таджикгосиздат,- 1957.- С.38.

2 Доктор Мухаммад Ризо Шафеи Кадкани. - Шоири оинахо. Техрон, 1376.

3 Хусайн Хусейни. Бедиль. Сипехри ва сабки хинди. Техрон, 1376.

4 Гузидаи Газалиёти Бедиль. Под ред. Убайди Софии. Душанбе, 2005.

5 Доктор Сайд Нурулхак Ковши. Оини зохид дар оинаи девони Бедиль. Нима Верлаг. Германия,

6 Хермое Отие. Торихи адабиёти форси. Тарджума бо кушише доктор Ризозода Шафак. Техрон - 1337.

7 A literary history of Persian. By Edward C.Browne, vol IY, Cambridg at the University Press, 1930.

Что касается философского исследования трудов Бедиля в советской и отечественной историко-философской науке, то до сих пор они не стали предметом специального изучения, за исключением небольшой монографии философа, академика И.Муминова, некоторых статей Е.Э.Бертельса и К.Олимова, а так же краткого анализа мировоззрения Бедиля академиком А.М.Богоутдиновым. Его философская антропология была предметом исследования автора этих строк.О Бедиле упомянуто в «Большой Советской Энциклопедии»1. Статья С.Амиркулова посвящена жизни и творчеству Бедиля в «Таджикской Советской Энциклопедии», где Мирзо Абдулкодир Бедиль указан, как поэт, прозаик, философ и персоязычный мыслитель Индии.2

Впервые в бывшем Советском Союзе философские взгляды Бедиля стали объектом специального исследования академика АН Узбекской ССР И.Муминова. Он анализирует учение Бедиля о духе, материи и форме, его теории познания, а также его социально-политические воззрения. Коротко автор остановился на влиянии Бедиля на таджикскую и узбекскую литературу, отмечает, что Бедиль сумел подняться до уровня передовых мыслителей Европы, призывая к объяснению явлений природы путем изучения самой природы. Он также указывает на наличие диалектических моментов в идеях Бедиля. Однако, в данной работе не проанализированы все философские произведения Бедиля. Некоторые подходы и оценки указанного автора относительно мировоззрения мыслителя в определенной мере устарели. Несмотря на это, данная работа не потеряла своего значения и по сей день.3

Статьи знаменитого востоковеда Е.Э.Бертельса «Бидил и его учение об эволюции» и «Некоторые замечания о Бидиле»4 посвящены некоторым дискуссионным вопросам в творчестве Бедиля, в частности, отношению его к

1 БСЭ. -М., 1990 Т.З.- С. 76.

2 Таджикская советская энциклопедия.- Душанбе. 1978. (Тадж. яз.)

3 Муминов И.М. Философские взгляды Мирзы Бедиля. -Ташкент., 1957

4 Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана.-М.,1988.-С.343-362 теории эволюции. Во второй статье Бедиль показан, как прогрессивный ученый, который хотел скрыть свои мысли от представителей «религии ислама», раскрыть которые простому читателю очень трудно.

Монография С.Айни «Мирзо Абдулкодир Бедиль»1, за которую ему присвоена ученая степень доктора филологических наук, представляет большую научную и практическую ценность, и которой пока еще нет равных. До этой монографии им был опубликован ряд статей о Бедиле, хорошо воспринятые учеными и литераторами.

Ряд важных методологических указаний, а также характеристику «индийского стиля» и творчества Бедиля дает академик А.Мирзоев в монографии, посвященной Сайидо Насафи. Автор указанной монографии верно замечает, что «индийский стиль» формировался как специфическое литературное течение в Индии, хотя его представители тесно связаны с иранотаджикской литературой.2

X. Мирзозода в своей книге «Антирелигиозные воззрения в таджикско-персидской классической литературе»3, рассматривая идеи Бедиля, считает его материалистом, что, с нашей точки зрения, является спорным.

Холида Айни своим исследованием «Бедиль и его поэма «Ирфон» 4 внесла значительный вклад в изучение жизни и творчества мыслителя. Ее монография до сих пор остается одной из самых лучших работ, посвященных Бедилью в бывшем Советском Союзе.

В «Образцах таджикской литературы»5 М.Рахими и А.Дехоти ставят вопрос об изучении творчества Бедиля. Р.Хадизаде издал образцы стихов и прозы Бедиля на русском языке.6

1 Айни С. Мирзо Абдулкодири Бедиль. Сталинобад -1954 (на тадж.яз)

2 Мирзоев А. Сайидо и его место в истории таджикской литературы.- Таджикгосиздат., 1957,- С. 34-57.

3 Мирзозода X. «Акидахои зиддидини дар адабиети классикии точику форс».- Душанбе., Ирфон. 1998.-С. 143.

4 Айни Х.С. Бедиль и его поэма «Ирфон». Сталинабад 1956.

5 Образцы таджикской литературы.-Сталинобод 1940.

6 Бедиль. Избранное. -Душанбе., 1984.

О положительных сторонах творчества Бедиля, сложности формы его стихов, противоречивости наследия подражателей его наследия говорит Б.Гафуров.1

Важный вклад в дело изучения жизни и творчества Бедиля внес Ш.Шукуров.2 Его диссертация посвящена творчеству Бедиля и его заслуге в развитии литературы Индии и сопредельных стран, а так же выявлению степени изученности, истокам лирики Бедиля, традиции его поэзии. Им выдвинуты суждения о созвучии и идейно-художественной близости рубай Омара Хайяма и Бедиля,3 а проблемам этики он посвятил статью «Вопросы этики в четверостишиях Бедиля».4

Что касается философского исследования произведений Бедиля у нас, в Таджикистане, то нужно сказать, что оно находится на начальной стадии. Академик А.М.Богоутдинов в «Очерках по истории таджикской философии» посвятил несколько страниц Бедилю, указав на пантеистический характер его философии, а также на его критику социальных пороков общества его эпохи.5

Поэмы Бедиля «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Мухити аъзам» («Великий океан») впервые стали объектом специального философского анализа в статьях К. Олимова, позже в монографии Садыковой Н.Н. "Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля"6. Однако, в рамках этих статей раскрыть все содержание учения Бедиля о бытии и познании не представлялся возможным. Тем не менее, статьи К.Олимова «Блески мистических идей Бедиля» (краткая характеристика философской поэмы «Великий океан») и «Тайна человеческого бытия в философии Бедиля

1 Гафуров Б. Таърихи мухтасари халки точик. Т.1.- Сталинобод., 1947.- С. 348-349.

2 Шукуров Ш. Жанровые и идейно -художественные особенности лирики Бедиля . -Дисс.на соискание уч.степ.д-ра филолог.наук (Рукопись).-Душанбе, 1985.

3 Шукуров Ш.О созвучии и идейно-художественной близости рубай Омара Хайяма и Бедиля.//1У всесоюзной научной конференции по иранской филологии.(Тезисы докладов).-Ташкент 1964.-С. 62-63

4 Шукуров III.Вопросы этики в четверостишиях Бедиля. // Некоторые вопросы узбекской классической и советской литературы.-Ташкент:Фан,-1966,-С.118-127(Узб.яз.). Он же. Концепция человека в поэзии Бедиля.- Садои Шарк,1978, № 5-С.140-146.(Тадж.яз)

5 Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.- Сталинабад.-1961.

6 Садыкова I I.I I. Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля. - Душанбе, 2003 г. характеристика поэмы «Талисман изумления»)» объективно и верно раскрывают основные идеи мыслителя в указанных произведениях и являются заметной заслугой автора в исследовании философских мыслей после И. Муминова и А. Богоутдинова. i

Олимов К. впервые анализирует эти поэмы с точки зрения онтологии и j гносеологии, а также обращает внимание на необходимость специального изучения эстетических воззрений Бедиля и проблемы человека, которые в р произведениях мыслителя занимают центральное место.1 Однако, эти статьи можно считать постановочными в исследовании философских воззрении i

Бедиля и требуется дальнейшее развитие высказанных в них идей. f

Вопрос о сравнительном изучении учения Шанкары, Бедиля й I

Шопэнгауэра ставится в статье М.Гулямова (Мухаммад-Али Музаффар) «Шанкара-Бедиль-Шопенгауэр». Хотя данная статья носит тезисный характер, тем не менее, постановка в ней вопросов представляется интересной.2 Этот же автор во «Введение в антропологию» указывает на своеобразную постановку антропологических проблем в произведении Бедиля «Тилисми хайрат».3

Степень разработанности проблемы исследования творчества Бедиля достаточно широко показано в докторской диссертации Шукурова Шавката4

Собрание сочинений Бедиля в пяти томах издано и в Душанбе, которые охватывают, в основном, газели и отдельные поэмы, за исключением «Ирфон»(«Познание»). Первые три тома его газелей составлены покойным литературоведом Сахобиддином Сиддиковым, а в пятый - включены три поэмы Бедиля: «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Мухити аъзам» («Великий океан»), «Тури маърифат» («Синай познания»), в шестой

1 Олимов К.О. Баррасихо дар тасаввуф. -Душанбе. ,1999.- С.97-122.

2 Гулямов N1. «Шанкара, Бедиль-Шопенгауэр».// История философии и современность.-Душанбе, 1988.-С. 26-29.

3 Мухаммад-Али М. Введение в антропологию.- Душанбе, 1999.-С. 33

4 Шукуров Ш. Жанровые и идейно -художественные особенности лирики Бедиля : -Дисс.на соискание уч.степ.д-ра филолог.наук (Рукопись).-Душанбе, 1985—С. 14. Мы здесь остановимся в основном на философские исследования наследия Бедиля. Что касается филологических исследований, то ограничимся их названиями, будем обращаться к ним по мере необходимости в соответствующих параграфах диссертации. включена поэма "Ирфон" с примечаниями и введением Бобобека Азизмуродзода Рахими.1

Молодой ученый Хамдамов Б. в своей кандидатской диссертации раскрыл суфийское содержание и художественные особенности поэзии Мирзо Бедиля и внес вклад в разрешение некоторых вопросов, связанных с познанием и истолкованием ряда сложных образов и мотивов поэзии Бедиля2 и в своей монографии "Савмааи маърифат"3 продолжает эту тему.

Популяризации и комментированию некоторых газелей Бедиля посвящены несколько страниц журнала «Маърифат», изданные в 1994г.№№9-10; 1996 №№ 7-8; 1997 №№1-8; Авторами комментариев более десяти газелей являются Б.Рахими и А.Афсахзод. Ценной работой являются собранные прокомментированные Бобобеком Рахими4 60 газелей Бедиля. Эта работа имеет большое значение для изучения содержания газелей Бедиля. Комментарии терминов могут заинтересовать не только исследователей г творчества Бедиля, но исследователей суфизма. Статья Бобобека Рахими "Бедиль и причины того, что он не был знаменит в Иране"5 раскрывает причины забвения Бедиля и в тоже время считает это явление временным. Хотя мы думаем, что уже последние пять лет Бедиль широко исследуется в Иране. Издание его собрания сочинений может подтвердить сказанное. Этот же автор в 2002 году в первые на кириллице подготовил сборник этических воззрений Бедиля "Никоти Бедил". Во ведении автор обосновывает почему он пишет принятое в литературе слова "нукот" - "никот". Сборник своевременный и можно согласиться с выводами автора об этом произведении. Заслуга автора прежде всего в том, что впервые это произведение Бедиля печатается на современном таджикском языке.

1 Бедил М.А. Осор. В шести томах.-Душанбе .-1993 - 2005.

2 Хамдамов Б. Мирзо Бедиль и тематико-стилевые особенности таджикской поэзии Х!Хв.: Автореф.дис. канд. филол наук.-Худжанд 1997.

3 Хамдам Б. Савмааи маърифат. Гончи. 1999.

4 Рахими Бобобек Азизмуродзода. Шархи шаст газали Бедиль. Душанбе, 2004.

5 Рахими Бобобек. Бедил ва сабабхои дар Эрон шухрат наёфтани у.// Садои Шарк., 2006, № 3.-е. 118- 136.

Цель исследования. Основной целью исследования являются анализ и систематизация теоретической и практической философии Бедиля и эволюция его взглядов. Исходя из этого автор попытается:

- охарактеризовать социо-культурные условия эпохи 1лыслителя, оказавшие определенное влияние на формирование его мировоззрения; t

- определить идейные источники мировоззрения мыслителя;

- анализировать идеи мыслителя о равенстве религий и их сосуществовании;

- выявить основные концепции Бедиля по вопросам онтологии, гносеологии, антропологии и общественной жизни;

- раскрыть на основе анализа поэтических трудов мыслителя, сущность этических и эстетических взглядов мыслителя;

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются произведения Бедиля «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Му^ити аъзам» («Великий океан»), «Ирфон» («Познание»), «Чах,ор унсур» («Четыре элемента»), «Тури маърифат» («Синай познания»), "Нукот" ("Письма"), комментарии и глоссарий других авторов к ним.

Методологической основой исследования является исторический и диалектический подходы к изучению наследия прошлого, а также основополагающие методы классиков философии и труды известных отечественных и зарубежных ученых, особенно российских ученых по истории философии и методологи ее исследования. Теоретическими и методологическими принципами исследования явились логический, исторический и сравнительный методы анализа поставленных проблем и рассматриваемых тем. i

При анализе конкретных аспектов диссертационной темы автор исходил из метода сопоставительного и комплексного анализа.

Научная новизна работы.

- установлено, что философия Бедиля является синкретической, ибо его попытка систематизировать индийскую и исламскую, особенно суфийскую, теологию и философию в основном привело к соединению двух главных источников его воззрений;

- предлагается новая периодизация творческой деятельности мыслителя I на основе всестороннего анализа произведений Бедиля: первый период, коГД^ I в творчестве мыслителя преобладает философско-теологический подход!, к I рассматриваемым им вопросам; второй период - философски рационалистический подход, что свидетельствует о наиболее глубоком осмыслении мыслителем проблем бытия, познания и социальной жизни; s

- впервые аргументированно и наиболее полно определены источнИ^11 философского мировоззрения Бедиля на основе анализа его философских произведений. Выявлено, что источниками философского мировоззрения Бедиля являются ислам, суфизм, доисламские хорасансьсие интеллектуальные традиции, античная и индийская философия; ,

- воззрения Бедиля определены как гуманистические, вольнодумн£*1е> миролюбивые. Показано значение наследие Бедиля в развитг*ш межконфессионального диалога и толерантности в индийском обществе;

- вывялено, что онтологическое учение Бедиля, являет собой попы'ВГкУ оригинально решить проблему происхождения мира, роли Бога в ^го создании и места человека в нем через призму эстетического взгляда, ^то существенно отличает подход Бедиля к данной проблеме от взглядов мног^их суфийских мыслителей предыдущих эпох; [

- впервые подробно рассмотрены взгляды Бедиля на происхождение мира; проблему Бога и проблему души. Выявлено, что Бедиль представля^ет Бога как абсолютно сильное, нематериальное, нетленное, идеалы творящее начало, при этом в отличие от некоторых теоретиков суфизма он! не умаляет и творческое начало человека;

- проанализированы взгляды Бедиля на соотношение формы содержания, пространства и времени и выявлено, что идеям Бед1с^1-пя характерен диалектический подход, он утверждает о противоположностям^-^ н их единстве, о том, что изменение присуще всему материальному ми^ЗРУ' и последний всегда движется и изменяется, в соответствии с определи tit^:1*™, порядком;

- впервые углубленно проанализировано учение Бедиля о познгз-^=5111| внешнего и внутреннего мира человека на основе его главных произведе:^-^^1411' 1 до сих пор не подвергавшихся исследованию. Рассмотрены методы позна^1^,я| значение разума и чувств в познавательной деятельности человека, духо1^^^аЯ| экзальтация как метод познания бога; j

- впервые диссертант обратил внимание на характеристику категол^>,,1| "безумия", используемую Бедилем как вид иррационального позна Абсолютной истины;

- впервые сделана попытка реконструкции концепции Бедиля обществе; Общество по Бедилю, это единый организм, существовав которого зависит от правильного функционирования каждого отдел-: взятого органа;

- впервые исследованы эстетические взгляды Бедиля, в которых осо< место занимает проблема восприятия прекрасного и функции искусств; преобразовании человека; а также определены заслуги Бедиля в разв этической мысли и их значение в формировании новых нравстеш ценностей на современном этапе развития нашего общества.

Вышеуказанные полученные новые результаты выносятся па заици Научно-практическая значимость. Основные положения и выв< работы могут быть использованы при составлении учебников и учебн; пособий для школ и ВУЗов Таджикистана и других стран, изучен с шашмакома. Диссертация может быть широко использована в написанг^^32^11 работ по истории философии и общественной мысли Индии, Афганистан г=

Центральной Азии, истории персидско-таджикской литературы поздт средневековья, при составлении и чтении спецкурсов по истории философ ? религиоведению, культурологии, истории таджикско-псрсидс! литературы, а также учебников родной литературы для средних ш Республики Таджикистан. Результаты исследования имеют теоретш методологическое и научно-практическое значение, так как дают возможность всесторонне понять теоретическую и практическую направленность и мировоззренческую сущность философских и мистико-религиозных взглядов представителей персидско-таджикских философских течений в постбедилевский период. Основные положения и выводы диссертации, а также собранный и проанализированный в ней материал могут быть использованы при дальнейшем исследовании мистико-религиозной философии.

Содержание и выводы исследования могут послужить также материалом для формирования национального самосознания таджикского народа, ищущего позитивный интеллектуальный потенциал для дальнейшего развития на пути к гражданскому обществу.

Материалы исследования могут стать также предметом для изучения интеллектуальных и исторических истоков сближения народов, укрепления толерантности и взаимного доверия.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах на международных и республиканских научных конференциях, Отдельные ее аспекты были представлены в виде научного доклада на Международном научно-теоретическом симпозиуме, посвященном 1100-летию государства Саманидов: «Древняя цивилизация и ее роль в формировании и развитии центрально-азиатской культуры эпохи Саманидов», (1999, Душанбе), доклад по теме : "Синтез мусульманской и индийской культур на примере творчества Бедиля" на Международном круглом столе, посвященном дню философии по инициативе ЮНЕСКО; на Международном научно-теоретическом симпозиуме, посвященном 2500летию Истаравшана "Роль Истаравшана в истории цивилизации народов 1

Центральной Азии" (Душанбе, 2002, 6 сентября), на Международной конференции, посвященной 1025-летию Абу Али ибн Сино (Авиценны) и 100-летию специальной теории относительности Альберта Эйнштейна (Курган-тюбе, 2005) и выступлении на расширенном заседании Отдела истории философии Института философии им. академика А.М.Богоутдинова

АН РТ, в опубликованных статьях автора, в монографии "Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля" (Душанбе, 2003.- 8 п.л.) а также при чтении лекций студентам по философии, по составлению учебных материалов для вузов Таджикистана .

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Садыкова, Насиба Нуруллаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видно из анализа философского творчества Мирзо Абдулкодира Бедиля, он занимает особое место в истории общественно-философской мысли ряда народов Центральной Азии и Индии. Бедиль считается основоположником нового течения в философии. Эта философия - как высший синтез персидско-таджикской, индийской и греческой философии, синтез древней и современной философии его эпохи. Философия Бедиля универсальна, потому что в ней им сделана попытка в равной степени рассмотреть субъективную и объективную действительность. Его философия независима в плане борьбе с религиозным мракобесием. Стремлением к установлению отношений толерантности, взаимоуважения и дружбы между людьми различных рас и вероисповеданий, Бедиль в очень сложных военно-политических и культурно-религиозных условиях уверенно ставит проблему уникальности человеческого рода, который, с его точки зрения, является носителем божественной сущности, и поэтому он призван жить и творить в соответствии с законами Добра, Любви и Красоты.

Бедиль в основных своих произведениях прежде всего в "Мухити аъзам", "Тилисми хайрат", "Ирфон" последовательно проводит идею "вахдати вуджуд", т.е. суфийского пантеизма. С его точки зрения, мир есть воплощение самого Бога, а в лице человека он достигает самую высокую степень Красоты и Совершенства. Его поэма "Ирфон" имеет большое значение для формирования здорового общества и личности. В этой поэме мыслитель придает большое значение науке и философии, которые являются важными путями обустройства общества и формирования совершенного человека. Данная идея актуальна и сегодня, тогда когда принижается роль науки вообще, а философии в частности.

Философия Бедиля, которая носит глубокий гуманистический характер, формировалась на основе творческого освоения мыслителем перипатетического, суфийского, брахманисткого, ведийского учений, которые он синтезировал на почве суфийского пантеизма и создал свою специфическую синкретическую философию.

Подведя некоторые итоги настоящему диссертационному исследованию, можно сделать следующие выводы:

1 .Философское учение Бедиля формировалось в Индии XVII-XVIII веков, которое характеризируется синтезом индо-мусульманской культуры. Бедиль является крупнейшим представителем этой культуры и эпохи, который своим творчеством развивал наиболее прогрессивные идеи, отражающие умонастроение подавляющего большинства народов Индии, как индусов, так и мусульман.

2. Хотя Бедилю не чужды идеи вечности и непрерывности движения и непрерывности мира, тем не менее, постоянной и имманентной причиной мира выступает Бог.

3. Непосредственное и плодотворное влияние на философские взгляды Бедиля оказывали произведения Санои, Аттора, Джалолуддина Руми, Ибн Араби, на что он указывает в своих произведениях. От их наследия он больше всего воспринял дух вольнодумства, свободомыслия и возвеличивание человека.

4. Бедиль пантеистически рассматривает материальный мир, считает его конечным этапом эманации Абсолютной истины, вечным и изменчивым и рассматривает мир как совокупный объект, самодостаточный универсум, охватывающий все сущее.

Этот процесс Бедиль, как и Плотин образно уподобляет истеканию вина из переполненной чаши. Начало поэмы "Великий океан" начинаются именно такими строками.1

Концепция Бедиля о происхождении и назначении человека и его силах,

0 соотношении различных соках, поддерживающие нормальное функционирование организма, мыслителем рассмотрены в художественно-поэтическом изображении. Происхождение человека, с его точки зрения, связано с первоначальной идеей потенциально существовавшей в божественном разуме, которая актуализировалось в качестве последнего звена в процессе эманации. Если с одной стороны эта идея связана с религиозной идеей о свете Мухаммада, с другой стороны, сама реализация этой идеи путем истечения, которой имеет пантеистический характер, противоречила религиозной догматике.

Бедиль высказывает интересные идеи о превращении Единого во множественное и их диалектической связи. Особенно речь идет о неизбежной взаимосвязи духа и тела, где он отходит от мистико-религиозного объяснения вопроса и опирается на естественно-научное и философское его интерпретирование.

В поэтическом рассуждении Бедиля нередко выражены рационалистические и объективные идеи о том, что Красота, Любовь и Радость зависят от телесного здоровья человека. Хотя, в конечном счете, Бедиль назначение человека видит в самопознании во имя достижения Абсолютной Истины -Бога.

5. Бог в системе взглядов Мирзо Бедиля играет огромную роль. Теология Бедиля основана на общечеловеческой проблеме человека и человеческой познавательной деятельности. Бог Бедиля - это "абсолют, объективированный где-то как нечто, дух, пронизывающий собой все. Он есть бытие - небытие, Брахман - майя, субъект - объект, вечная сила, неподвижный двигатель Аристотеля, абсолютный дух Гегеля, вишишта -адвайта (абсолютно - относительное) Рамануджи, как производящая, так и конечная причина вселенной. Мир не имеет ни начала, ни конца, ибо эманация бога не могла иметь начало и никогда не может прийти к концу. Вечное беспокойство является его существенной природой.

6. Душа, по Бедилю, абсолютно реальна, изменяется, при этом сохраняя свою сущность (всегда и везде одно и то же), познающая самой себя, невозможно представить ее как протяженной или делимой. Мы живем потому, что всеобщая Душа находится внутри нас.

7. Чувственное познание согласно учению Бедиля испытывает социокультурное влияние и в свою очередь оказывает обратное влияние на его развитие. Учитывая то, что данная Бедилем характеристика чувственного познания дана в эпоху средневековья, когда преследовались всякие передовые мысли, свидетельствует о глубоком и научном подходе к проблемам бытия мыслителем и возвышает значение его философии.

8. Теория познания Мирзо Абдулкодира Бедиля основана на учении, которое признаёт и чувственную и рациональную формы познания. Чувство и разум реализуются в единстве, хотя рациональному знанию мыслитель отдаёт первенство.

Анализ учения Бедиля о формах и видах чувств, о соотношение внешних и внутренних чувств, чувственного и рационального знания показывает, что он, в основном, придерживается перипатетического представления, которое было воспринято также великими суфиями эпохи средневековья.

Рациональное познание имеет способность достижения высшей стадии, в зависимости от познавательной способности людей, которая основывается на базе разума, или в зависимости от степени усмотрении истины без всякой помощи.

Интуиция по Бедилю есть высшая человеческая познавательная способность, основанная размышлениями над объектом познания. Интуиция имеет функции познавательной способности человека и формы знания.

Исходным методом теории познания Бедиля является категория "удивления", которая означает не беспомощность человека в разгадке тайн природы человека и божественной сущности, а является направляющим стимулом к раскрытию тайн мироздания и духовного мира. Удивление для Бедиля иногда выступает как положительный скептицизм, методологическая установка для более основательного постижения тайны бытия.

9. Учение Бедиля об обществе основывается на идее справедливого государя и пути обустройства этого общества связаны с правильным пониманием значения науки и знания. Государство состоит из мудрецов философов, представителей торгового ремесла, земледельцев и ремесленников. Основой государства является централизованное правление справедливого государя, и равное положение всех людей не зависимо от религиозной, национальной принадлежности или социального статуса.

10. Этическое учение Бедиля свидетельствует о глубоком гуманизме мыслителя. Он, как великий мыслитель, своей поэзией, а также в прозаических произведениях, в свойственном ему сложном стиле изложения, но с глубокими идеями, раскрывает важные этические проблемы своего времени, наряду с этим воспевая высокие общечеловеческие моральные принципы. Хотя нравственное учение Бедиля основывается в основном на пантеистической концепции суфизма, но его учение выходит за рамки самого суфизма и охватывает многие общечеловеческие моральные принципы и в нем подвергаются критике моральные недостатки и пороки общества с целью оказания влияния на формирование человека, который, с точки зрения, Бедиля имеет общепланетарное призвание.

Бедиль отрицает догматическую религиозную идею о полном уповании на Бога и социального бездействия. Возвеличивание роли человека, Бедиль видит в повышении его активности, особенно в трудовой деятельности и приобретении профессий, что способствует облагораживанию человека. Он считает достойным поощрения такого труда, который полезен для общества. В своих сочинениях, особенно в "Ирфоне" Бедиль желает возбудить у человека чувство гордости за труд и презрение против паразитизма. Нравственное совершенствование для человека в приобретение им таких необходимых положительных качеств, как великодушие, щедрость, трудолюбие, милосердие выступление против насилия, алчности, тирании и жестокости, во имя торжества справедливости, Бедиль считает важнейшей задачей, как отдельных людей, так и всего общества. В центре внимания Бедиля находится народ и требование заботы о нем. Он считает своей задачей оказание содействия в освобождении людей от материального и духовного порабощения, в обеспечении мира и дружбы между людьми, исповедующими различные религии и говорящих на различных языках. Это и придает глубокое гуманистическое содержание наследию Бедиля.

11. Обсуждение проблемы свободы воли, нравственного совершенствования человека путем познания и науки, успехов в освоении ремесел и в труде, путем борьбы со злом, подразумевая под ним не только социальное зло, но и характер человека, подводило мыслителя к выводам, которые далеко опережали его эпоху.

12. Эстетика Бедиля направлена на осмысление человеком того, что он является творцом своего счастья. В человеке заложены творческие возможности, которым он должен создавать добро и красоту. Для мыслителя постижение красоты — это главный путь к достижению совершенства. Бедиль, по сравнению с другими мыслителями и поэтами мусульманского средневековья, оригинален именно в этой части своего учения. С точки зрения Бедиля человек осознав свою сущность и устремляясь к физическому и духовному совершенству, больше обретает свободу, воплощает в себе истинную красоту.

Творчество Бедиля имеет сегодня большое значение в изучении истории эстетических воззрений наших классиков. Творчество Бедиля само является образцом высокого искусства.

Бедиль создал свою школу "Сабки Бедили", которая существует в Афганистане и в Центральной Азии и по сей день. Многие выдающиеся таджикские поэты и мыслители XIX и XX вв., в том числе и просветители испытывали на себе влияние творчества Бедиля. Такие известные таджикские поэты и общественные деятели как Ахмад Дониш, Зуфархон Чавхари, Накибхон Туграл, Исо Махдум, Тамхид, Садриддин Айни, Мутриб и другие в той или иной мере испытывали влияние Бедиля, либо творчески и критически развили его идеи в новых исторических условиях. Это свидетельствует о том, что наследие Абдулкодира Бедиля чрезвычайно богатое, и многогранное значение которого не исчерпывается несколькими исследованиями.

288

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Садыкова, Насиба Нуруллаевна, 2007 год

1. .о^ичлпт Jji ok-.^ЬК-.cijU> .j^iili ^2. >(>fl frf ^ лк- .cjbK- .jjiiii ^c. j^u3. .u-a « -^VfY ^ .ik- .CjUK- .^bljt .Jjia AJC. J^

2. Никоти Бедиль. Чахор унсур. Фонд восточных рукописей АН РТ. № 4975.

3. Бедил Абдулкодир. Осор.- Газалиёт.-Т1.- Душанбе, 1993. 351с. Тадж. яз.

4. Бедил Абдулкодир. Осор. -Газалиёт.- Т2.- Душанбе, 1993.- 352с. Тадж. яз.

5. Бедил Абдулкодир. Осор.- Газалиёт.- ТЗ.- Душанбе, 1993.- 432с. Тадж. яз.

6. Бедил Абдулкодир. Осор.- Газалиёт.-Т4.- Душанбе, 2005. 437 с.Тадж. яз.

7. Бедил Абдулкодир. Осор. Маснавихо.-Т5.- Душанбе, 1993.- 672 с.Тадж. яз.

8. Бедил Абдулкодир. Осор.- Ирфонн.-Т6.- Душанбе, 2005.- 1051с. Тадж. яз.

9. Бедиль. Избранное.-Душанбе: «Ирфон», 1984.-192с.

10. Бедиль. Комде и Мудан.- Сталинабад, 1949.-106с.

11. Мирзо Бедил. Мунтахаботи рубоиёт. Душанбе, 2003. - 298 с.

12. Никоти Бедил. Душанбе, 2002. 96 с.

13. Сухани зиндаи Бедил.- Душанбе, 2001. 47 с.

14. Гузидаи Газалиёти Бедиль. Под ред. Убайди Софии. Душанбе, 2005.23. «Маърифат».- №№ 9-10.- 1994г.; №№ 7-8; 1996. №№1-8.-1997г.

15. Абу Али ибн Сина. (Авиценна). Сочинения. Т.1. Душанбе, 2005. С.

16. Антология мировой философии. В четырех томах. Т.1 - Философия древности и средневековья. - 4.1 и 2. Москва, 1969. - 935 с.

17. Авиценна. Избранные философские произведения.-М.: Наука, 1980.- 552с.

18. Аль- Худжвири, Раскрытие скрытого. Старейший персидский трактат по суфизму. Москва, 2004.

19. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4т. М.: Мысль, 1983. Т.4. - С.53-293.

20. Гегель Георг Вильгелм Фридрих. Эстетика.- Т.З -М.,1971.- 570 с.

21. Гегель Георг Вильгелм Фридрих. Философия религии. М., 1997.

22. Гегегль Георг Вильгелм Фридрих. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М. 1977. С.400-402.

23. Джавхари Зуфархон. Мунтахаботи Осор. (Собрание сочинений). Душанбе, 2002.-360 стр.

24. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. - 551с.

25. Коран.// Пер. с араб, и коммент. И.Ю. Крачковского. М/ Наука, 1986. 727 с.

26. Мир философии. 4.1. -М., 1991.- 672 с.

27. Мир философии. 4.2. -М., 1991. -624 с.

28. Носири Хусрав. Зад ал-мусафирин. Припасы путников. Душанбе, 2005.- С. 207.

29. Носири Хусрав. Избранное. Душанбе, 200.

30. Паскаль Блез. Мысли. М.; 2000. С.

31. Рассел Бертран. Искусство мыслить. М.,1999. 240 с.

32. Платон. Собрание сочинений.- Т.1.- М., 1990.- 860 с.

33. Плотин. Эннеады. Четвертая эннеада. Санкт- Петербург, 2004. 480 с.

34. Туграл. Гиёхи мехр. Душанбе, Ирфон, 1986. 352 стр.1. ИССЛЕДОВАНИЯ

35. Абдуллоев Ш. Маорифпарвари ва озодфикри.-Душанбе, 1994. -151с.Тадж.яз.

36. Абулфазл Аллами. Акбар-нама. Т.З С. 183.

37. Алаев Л.Б. Темп и ритм индийской цивилизации// Цивилизации. Выпуск 1.М., 1992. С.111-128.

38. Айни С. Мирзо Абдулкодири Бедил.- Сталинобод, 1954. -340с.Тадж.яз.

39. Айни С. Мирзо Абдулкодири Бедил.-Душанбе,1964.-Т.11 .Кн.2. -435с. Тадж.яз.

40. Айни X. Бедиль и его поэма «Ирфон». Сталинабад, 1956. -127с.

41. Ансори 3. Равобити мо хеле кадимист.// Садои Шарк, 1972.- №1.Тадж.яз.

42. Аникеев Н.П. О материалистических традициях в индийской философии. -М., 1965. -260с.

43. Антонова К.А., Бонгартд-Левин Г. М ., Котовский Г.Г. История Индии .-М.,1973.-558с.

44. Антонова К.А., Бонгартд-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии .М. : Прогресс-1979,-608с.

45. Арабзода Н. Носири Хусрав.- Душанбе, 1994.-176 с.

46. Арабзода Н. Исмаилитская философия Носира Хусрава. Душанбе, 1997.- 307 с.

47. Алаев Л.Б. Южная Индия (Социально- экономическая история XIV-XVIII веков) -М., 1964.- 352с.

48. Асимов М.С.,Ашуров Г.А., Диноршоев М.Д. Философия и общест венно-политическая мысль таджикского народа//Таджикская ССР. -ЭСТ.-Душанбе, 1984.-С.63-77.

49. Асмус В.Ф. Античная философия.-2-е изд., доп.-М.:Высш.шк.1976.- 543с.

50. Асмус В.Ф. Абу Али ибн Сина.// Жур. "Новый мир".- 1952, № 6.- С.-195.

51. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.,1984- С.28

52. Ашрафян КЗ. Средневековый город Индии ХШ-середины XVIII века.-М., 1983. -232с.

53. Афсахзод А Тахаввули афкори Абдуррахмони Чоми.- Душанбе, 1981 .-159 с. Тадж.яз.

54. Ашуров Г. Философские взгляды Носира Хисрава.-Душанбе, 1965.-113 с

55. Ашуров Г. Философия эпохи Самандов. Душанбе,2006. - 220 с.66. БСЭ. -М, 1990 Т.З.

56. Бартольд В.В.Сочинения Т.2.- Ч.2.-М.,1964.-С.25-178.

57. Баузани А. Бедил и Галиб. // Мирза Талиб -великий поэт Востока. -М.,1972.-292с.

58. Бачини В.А. Религиозная философия. Малая христианская энциклопедия. Санкт- Петербург, 2003. С.- 224

59. Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений., Т.5. -М., 1954.

60. Бертельс А.Е.Насир Хосров и исмаилизм-М.: Изд. Вост.лит.1959.- 289с.

61. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература.- Т.З. -М.,1965.-523 с.

62. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана.-М.,1988.

63. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад, 1961 .-331 с.

64. Богоутдинов A.M. Избранные произведения.- Душанбе, 1980.- 418 с.

65. Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы. Душанбе, 1965.600 с.

66. Босворг К.Э. Мусульманские династии. Пер.с англ. П.А. Грязневича. М. 1971.- 324с.

67. Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре. М.: Наука, 1976.288 с.

68. Вазиров 3. Социально-политические и нравственно- религиозные учения в философской системе фугуввата. Автореф.: дис. канд. филос.наук. Алма-Ата, 1981. - 27 с.

69. Вклад эпохи Саманидов в культурное наследие Центральной Азии.// Материалы международного симпозиума.- Душанбе, 1999. 239 с.

70. Всемирная энциклопедия. Философия. Москва, 2001. 1312 с.

71. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. М., 1949.

72. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. -Кн. 1-2.- Душанбе, 1989.

73. Гафуров Б. Таърихи мухтасари халки точик. Т.1.- Сталинобод., 1947.

74. Григорян С.Н. Прогрессивная философская мысль в странах Ближнего и Среднего Востока 1Х-Х1У вв. //Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М.,1961.352 с.

75. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.-М., 1966.

76. Григорьян Б.Т Философская антропология. -М., 1982.- 188 с.

77. Губин В. Некрасова Е. Философская антропология. Москва, 2000 С.21.

78. Гулямов М. «Шанкара Бедил-Шопенгауэр» //История философии и современность. - Душанбе, 1988.

79. Гулямов М. Человеческая индивидуальность.- Душанбе, 1991.- 116 с.

80. Гуревич А.Я.Категория средневековой культуры. М., 1984.-350 с.

81. Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1987. 208 с.

82. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси.-Душанбе, 1968.-157 с.

83. Диноршоев М. Кулматов Н. Бахси мутакаллим бо файласуф //Мушкилоти Ибни Сино. Душанбе, 1980.-С. 116-131. - Тадж.яз.

84. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985.- 256 с.

85. Диноршоева З.М. Гражданская философия аль-Фараби. Дшанбе, 2006. 323 с.

86. Додихудоев Х.Философия крестьянского бунта.- Душанбе, 1987.- 432 с.

87. Додихудоев Х.Культура и цивилизация. Истины и парадоксы традиций. Том I. Книги 1-2. Душанбе, 2006. Кн.1- 354 е., Кн. 2.- 354 с.

88. Жуковский Р.А. Человек и познание у персидских мистиков. Санкт-Петербург, 1985.

89. Закуев А.К.Философия «Братьев чистоты». Баку, 1961.-122с.

90. Зарринкуб Абдулхусайн. Чустучу дар тасаввуфи Эрон. Душанбе, 1992. С.359.

91. Зарринкуб Абдулхсайн. Бо корвони хула. Душанбе, 2004. 335 с.

92. Звезды поэзии.- Душанбе, 1976.

93. Зиеев И. Проблема человека в философии Мухаммада Икбола. -Душанбе, 1996.-98 с.

94. Зиеев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада. Душанбе, 1992.-114 с.

95. Зиеев X. М. Мавлавия ва таърихи тахаввули он. Душанбе, 2004. 216 с.

96. Ибн Сино. Трактат «О любви».- Душанбе, 2000.- 62с.

97. Иванов В.Г. История этики Древнего мира.- Л., 1980.- 224с.

98. Иванов В.Г. История этики средних веков.- Л.,1980.- 279с.

99. Ивбулис В.Я. Романтизм и традиционная индийская мысль.//

100. Взаимодействие культур Востока и Запада. М.,1987.- 200с.

101. Ивбулис В.Я. Романтизм и традиционная индийская мысль. В кн: Взаимодействие культур Востока и Запада. М. 1987. -С.32.

102. СЭС. М., "СЭ".-1988. -С. 184

103. Идеи гуманизма в литературах Востока. М., 1967. 216 с.

104. Идрис Шах. Суфизм. М., 1991.- 315 с.

105. Ислам:Энциклопедический словарь. -М., 1991.- 315с.

106. Исмоилов Ш.Ю. Философия Махмуда Шабустари. Баку, 1976.-169 с.

107. Исматов Б.Пантеистическая философская традиция в персидско-таджикской поэзии 1Х-ХУ вв.-Душанбе,1986.- 256 с.

108. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М.,1991.- 199с.

109. История философии. Энциклопедия. Минск, 2002. 1376 с.

110. История Индии в средние века.- М., 1968. -С. 168

111. История Индии в средние века. М., 1960.

112. История Индии в средние века. М., 1988.

113. Карл В.Эрнст. Суфизм. М.,2002. 320с.

114. Кирабаев Н.С. Проблема человека в доктрине Аль-Газали:Автореф. дис. канд.филос.наук.- М.,1979.- 21 с.

115. Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.- С.87-95.

116. Кон И.С. Открытие «Я». -М., 1978.- 367 с.

117. Комилов Р.С. Назарияи чомеаи ормони дар таърихи фарханги форсу точик.-Душанбе, 1997.- 288с. Тадж.яз.

118. Косамби Д. Культура и цивилизация Индии. -М., 1968.

119. Кулматов Н. Фахриддини Рози.-Душанбе, 1980.-66с.- Тадж.яз.

120. Курбонмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. Душанбе, 1987.-108 с

121. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. М.; 2004. 464 с.

122. Лосев А.Ф.История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон.-М.,1963.-715с.

123. Луния Б.Н. История индийской культуры. С древнейших времен до наших дней -М., 1960. -С.338

124. Майоров Г.Г.Формирование средневековой философии.- Латинская патристика. М., 1979.

125. Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция // Боэция «Утешение философией и другие трактаты».-М.:Наука ,1990.-С.315

126. Махмаджонова М.Т. Этические взгляды Джалолуддина Руми. Душанбе, 2001.-168 с.

127. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966. - 458 с.

128. Мирзоев А. Сайидо Насафи и его место в истории таджикской литературе.,Таджикгосиздат.- 1957

129. Мирбобоев М.К. Этика ДжалолиддинаДавони.-Душанбе,1992.-140 с.

130. Мирзозода X. «Акидахои зиддидини дар адабиети классикии точику форс».-Душанбе., Ирфон. 1998.-С. 143.

131. Мотаххари Моргаза. Знакомство с исламскими науками. Душанбе, 2004. 220 с.

132. Муминов И.М. Выдающиеся мыслители Средней Азии. -М.,1966.-47с.

133. Муминов И М. Философские взгляды Мирзы Бедиля.- Ташкент 1957.-110с.

134. Муминджонов X. Философские проблемы зороастризма.-Душанбе, 2000.- 243с.

135. Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фаридуддина Аттора. Душанбе, 1974.- 116 с.

136. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма.- Душанбе, 1990.-112 с.

137. Мухаммадходжаев А.Идеология накшбандизма.-Душанбе, 1991232 с.

138. Мухаммадходжаев А. Религиозно- политическая концепция Ходжа Ахрора Вали. Душанбе, 2005.- 148 с.

139. Музаффари М. Введение в антропологию.- Душанбе, 1999.- 130 с.

140. Музаффари М. Антропологияи ориёи. Душанбе, 2006. - 124 с.

141. Неру Дж. Открытие Индии.- Кн.1. -М.,1989. 459 с.

142. Неру Дж.Н. Открытие Индии. Кн.2.-М.,1989. -506 с.

143. Насиров Р.Н.Вопросы теории познания во взглядах прогрессивных мыслителей Средней Азии.-Ташкент, 1988.-120с.

144. Никола Убальдо. Иллюстрированный философский словарь. М.:2006.

145. Образцы таджикской литературы. -Сталинобод 1940.

146. Одилов Н. Мировоззрение Джалалиддина Руми.-Душанбе, 1974.-117 с.

147. Одинаев Я.К. Философия озарения. Душанбе, 2004. С. 142. 159.0динаев Я.К. Ибн Араби. - Душанбе, 1979. - 128 с. 160.0лимов К. Мировоззрение Санои.-Душанбе, 1973.-135 с.

148. Олимов К. Хорасанский суфизм .- Душанбе, 1994.- 285 с.

149. Олимов К. Баррасихо дар тасаввуф.-Душанбе, 1999.-140 с. Тадж.яз.

150. Осими -М., Пайдоиш ва ташакулли тафаккури фалсафи. Душанбе, 1970.- 140с.-Тадж.яз.

151. Открытие Индии: Филое.и эстет, воззрения в Индии XX в. -М.: 1987.- 610с.

152. Очеркхои таърихи фалсафа. Душанбе, 1982.-287с. Тадж.яз.

153. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VT1-XV вв.-Л.,1966.- 400 с.

154. Раджабов М. Мировоззрение Убайда Зокони. Сталинабад, 1958.-114 с.

155. Раджабов М. Абдуррахман Джами и таджикская философия XV века. -Душанбе, 1968.-318 с.

156. Раджабов М. Философские и социально-этические взгляды Амира Хусрава Дехлави. Душанбе, 1982. - 95 с.

157. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1.-М., 1956.- 623 с.

158. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.2.-М., 1957. -713 с.

159. Рахматуллоев И. Философские взгляды Ибн Сино в книге «Указания и наставления». Душанбе, 1980.-92 с.

160. Рзакулизаде С. Дж. Мировоззрение Баба Кухи Бакуви.- Баку, 1978. 95 с.

161. Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. -М., 1970. 440 с.

162. Рахими Б. Шархи шаст газали Бедил. Душанбе, 2004. 318 с.

163. Рахими Б. Бедил ва сабабхи дар Эрон шухрат наёфтани он. \\ Садои Шарк. Жур. 2006- № 3; с. 118

164. Рахимов С. Из истории эстетических воззрений таджикского народа. Душанбе, 2005. 224 с.

165. Рахимов С. Три этапа из истории эстетических воззрений таджикского народа. Душанбе, 2006. 247 с.

166. Рахимов С. Эстетика зороастризма. Душанбе, 2006.- 406 с.

167. Рахимов М. Философия человека Абуали Ибн Сины (Авиценны). -Душанбе: Ирфон,2005. 339 с.

168. Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М.: Наука, 1990. - 280с.

169. Роузенталь Ф. Торжество знания / Пер. с англ. М.: Наука, 1978. - 372с.

170. Сагадеев А.В. Гуманистические идеалы мусульманского средневековья.//Человек как философская проблема: Восток Запад.-М.,1991.

171. Сагадеев А.В. Свободомыслие мусульманского средневековья // Свободомыслие и пантеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986. - С. 152-211.

172. Сагадеев А.Б. Ибн Сина. М., 1985.-222 с.

173. Сайфуллаев А. Зуфархон Джавхари. Душанбе, 2002.- 212 с.

174. Саидов И.А. Проблемы онтологии и гносеологии в философии Хади Сабзавори. -Душанбе, 1998,- 290с.

175. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986. 285 с.

176. Сирочев Ф. Масъалахои фалсафаи хасти дар «Начоти »-и Ибни Сино. -Душанбе, 1980.-137 с.

177. Серебряков И.Д. Литература народов Индии.-М., 1985.-304 с.

178. Смирнов А.В. Проблема человека в концепции Ибн Араби на материалах трактата «Фусус-ал-хикам» //Проблема этики в философских учениях стран Востока. -М., 1986.

179. Соколов В.В. Средневековая философия.-М., 1979.-448с.

180. Соколов В.В. Европейская философия XY-XY11 веков. М.,1984.-448 с.

181. Спиркин А.Г. Сознание и Самопознание.-М., 1972.-304 с.

182. Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.- 527 с.

183. Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма // Вопр. философии. 1980. -№ 6. - С.101-112.

184. Степанянц М.Т. Проблемы познания в суфизме // Вопр. философии.-1980.- №4.-С.118-127.

185. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. -М., 1987.- 190 с.

186. Степанянц М.Т. Концепция совершенного человека в творчестве Джалалиддина Руми и Мухаммада Икбола // Творчество Мухаммада Икбола. -М., 1982. С. 136-152.

187. Степанянц М.Т. Мир Востока. Философия: Прошлое, настоящее, будущее. М., 2005,- 375 е.;

188. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2001.- 375 с.

189. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв.- М., 1982. 248 с.

190. Султонов М. Концепция совершенного человека в суфийской доктрине Али Хамадани // Истории философии и современность. Душанбе, 1988. - С.83-88.

191. Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадани. Душанбе, 1993.-135с.

192. Суфизм в контексте мусульманской культуры.-М., 1988.-337 с.

193. Тагор Р. Избранные произведения. -М.,1989 .- 341 с.

194. Таджикская советская энциклопедия.- Душанбе. 1978. (Тадж. яз.)

195. Тримэнгем Д.С. Суфийские ордены в исламе.-М., 1989.-328с.

196. Турсунов А.К. Дискуссия вокруг концепции Восточного Ренесанса. //Памир, -1981.-№ 10, С.78-88.

197. Турсунов А.К. От мифа к науке.- М., 1973.- 152 с.

198. Турсунов А.К. Основание космологии. М., 1979.- 237 с.

199. Умаров И. Философские и этические взгляды Айнулкузота.-Душанбе, 1984.-64 с.

200. Фалсафа дар ахди Сомониен.- Душанбе, 1999.- 300 с.

201. Фиш Р. Джалолиддин Руми. М.,1972.- 268 с.

202. Фрагменты ранних греческих философов.-4.1.- М.,1989.

203. Фролов И.Т.О человеке и гуманизме.- М., 1989.-558 с.

204. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии.-М., 1983.- 168 с.

205. Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. М.,2006. 199 с.

206. Философский словарь . М., 1986.

207. Философский энциклопедический словарь. Москва, 2001. С. 545.

208. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Санкт Петербург, 1997. 576с.

209. Убайди Софии. Гузидаи Газалиёти Бедил. Душанбе, 2005. 370 с.

210. Хамдамов Бахтиёр. Мирзо Бедил и тематико стилевые особенности таджикской поэзии XIX в.-Автореф.:дис. канд.филол.наук.- Худжанд,1997.-27с.

211. Хамдамов Б. Савмааи маърифат. Гончи, 1999. 169 с.

212. Хадизаде Р. Источники к изучению таджикской литературы второй половины XIX в. Сталинабад, 1956. -139 с.

213. Хазраткулов М. Философские взгляды Садриддина Ширази.-Душанбе,1985.-144 с.

214. Хазраткулов М. Тасаввуф.-Душанбе,1988.-124с.-Тадж.яз.

215. Хазраткулов М. Ориёихо ва тамаддуни ориёи. Душанбе, 2006. 579с.

216. Хазраткулов М. Философии озарения. Дисс. на соискание ученой степени доктора наук.

217. Хазраткулова М. канд. дисс. за № 355 из рукописного фонда Центральной научной библиотеки им.Индиры Ганди АН РТ.

218. Шукуров М. Чашмандози адабиёти точик.//Маориф ва маданият. 1972.- 16 нояб.

219. Шукуров Ш. Поэтичиское наследие Мирзо Бедила.- Ташкент, 1979.- 128с.

220. Шукуров Ш. О созвучии и идейно-художественной близости рубай Омара Хайяма и Бедила. // IV Всесоюзная научная конференция по иранской филологии: (Тез. докл.). Ташкент, 1964.

221. Шукуров Ш. Концепция человека в поэзии Бедиля // Садои Шарк.-1978.- №5.- С. 140 146.-Тадж.яз.

222. Шукуров Ш. Жанровые и идейно художественные особенности лирики Бедиля. -Дисс.на соискание уч.степ.д-ра филолог.наук (Рукопись).-Душанбе, 1985.

223. Шукуров Ш.О созвучии и идейно-художественной близости рубай Омара Хайяма и Бедиля.// IY всесоюзной научной конференции по иранской филологии.(Тезисы докладов).-Ташкент 1964.-С.62-63

224. Садыкова Н.Н. Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля. Душанбе, 2003.- 156 с.

225. Шамолов А.А. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси. Душанбе: Ирфон, 1994. - 180с.

226. Шамолов А.А. Философско-теологические воззрения Газзали. Душанбе: Дониш, 2002. 362с.

227. Худжвири. Раскрытие скрытого. Старейший персидский трактат по суфизму. Москва, 2004. 504 с.

228. Юсуф Хаттар Мухаммад. Энциклопедия суфизма. Москва, 2005. 480 с.

229. ИССЛЕДОВАНИЯ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

230. A literary history of Persian. By Edward C.Browne, vol IY, Cambridg at the University Press, 1930.

231. Abdul Hay Tabibi. Sufism in Afganistan. Kaboul, 1977,-8 lpp. 244.1dries Shah. The sufism. London, 1971.-408pp.

232. Triminghan S. The sufi orders in Islam. Oxford, 1971. 333pp.

233. Rastagi T.C. Islamic mysticism, Sufism. New Delhi, 1982-126pp.

234. Rizvi S.A. A history of Sufism in India. New Delhi, 1978. Vol i.-467pp.

235. Watt W. M. Islamic philosophy and theology. Edinburgh, 1967

236. ИССЛЕДОВАНИЕ НА ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКАХ

237. Доират-ул маорифи ташаюъ . -Тегеран. 1371., Т. 3.- С.567 (Перс.яз.)

238. Наби Хади. Мирза Бедиль. Салимюниверсати. Алигарх. (Хинд) 1972 (На. яз.урду)

239. Доктор Абдул Гани. Мирза Абдулкадир Бедиль. Тарджума Мир Мухаммад Осаф Ансари. Кабул 1351 х. (Перс, яз.)

240. Хермое Отие. Торихи адабиёти форси. Тарджума бо кушише доктор Ризозода Шафак. Техрон 1337. (Перс, яз.)

241. Тридцать статей о Бедиле. Кобул, 1365. С. 235 (Перс.яз.)

242. Салохиддин Салджуки. Накди Бедиль. Кобул -1343. (Перс.яз.)

243. Шафак Р. Таърихи адабиёти Эрон.- Тегеран., 1321 г.х.- С.375. (Перс.яз.)

244. Доктор Мухаммад Ризо Шафеи Кадкани. Шоири оинахо. Техрон, 1376. (Перс.яз.)

245. Хусайн Хусейни. Бедиль, Сипехри ва сабки хинди. Техрон, 1376. (Перс.яз.)

246. Доктор Саиднурулхак Ковиш. Мистические традиции в зеркале дивана Бедиля. Германия, Нима Верлаг. , 2002. (Перс.яз.)

247. Шиблии Нуъмони. «Шеър-ул-ачам».- Т. IV.- Лахор, 1924. (Перс.яз.)

248. Упанишады. Перевод Мухаммада Дорошукух. Тегеран, Тобон.-1961. (Перс, яз.)

249. Салохиддина Салджуки "Накди Бедиль". Тегеран, 1370 х. (Перс.яз.)

250. То Шихуку Изутсу. Суфизм и Ноюизм. Перевод Мухаммад Джавид Гавхари. Тегеран,-1378. (Перс.яз.)

251. Сайд Ахмад Джафар.- Жур. Дониш. (Перс.яз.)

252. Доктор Сайд Джафар. Саджоди. "Энциклопедия терминов и пояснений познания". Тегеран, 1383 х. (Перс.яз.)

253. Рисолаи «Сайри нафс» -и Фахруддин Рози ва «Сайр-ул-ибод» -и Хаким Саноии Газнави ба тасхеху мукаддимаи Моил Хирави.- Кобул. 1344. (Перс.яз.)

254. Шукуров Ш.Вопросы этики в четверостишиях Бедиля. // Некоторые вопросы узбекской классической и советской литературы.-Ташкент:Фан,-1966,-С. 118-127(Узб.яз.).

255. Нафиси С. Источники суфизма в Иране. Тегеран, 1343. (Перс, яз.)

256. Зарринкуб Абдулхусайн. Бо корвони андеша. Тегеран, 1343* (Перс, яз.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.