Философский консерватизм Томаса Карлейля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Звездина, Елена Васильевна

  • Звездина, Елена Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 186
Звездина, Елена Васильевна. Философский консерватизм Томаса Карлейля: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Саранск. 2003. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Звездина, Елена Васильевна

Введение.

Глава I. Социально-политические и исторические условия формирования социально-философского консерватизма Томаса Карлейля.

1.1. Исторические вехи жизненной философии шотландского мыслителя.

1.2. Консервативные и романтические, гносеологические основания социальной философии Томаса Карлейля.

Глава II. Базовые аспекты консервативной концепции философии Томаса Карлейля.

2.1. Роль личности в истории по теории героического».

2.2. Философия религии Томаса Карлейля.

Глава III. Концепция Французской революции Томаса Карлейля.

3.1. Причинная обусловленность «санкюлотизма».

3.2. Герои Французской революции.

3.3. Томас Карлейль о значении и уроках революции.

Глава IV. Социально-философский консерватизм Томаса

Карлейля.

4.1. Критика либеральной модели основ общества.

4.2. Конструктивная модель общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский консерватизм Томаса Карлейля»

Актуальность темы. На современном этапе исторического развития Российская Федерация вступила в эпоху строительства качественно нового общества, кардинально отличного от модели общества советского периода, основанного на либерально-демократических ценностях, капиталистических подходах к общественной структуре взаимоотношений. Вместе с тем экономические, политические и социальные новации внедряются в жизнь российского общества в условиях объективно обусловленного своими ^ трудностями переходного периода. Меняются мировоззренческие ориентации, приобретает совершенно иную смысловую нагрузку жизнедеятельность людей, терпят крах усвоенные обществом старые этические правила поведения, только начинают давать первые ростки совершенно новые нормы морали, пронизанные капиталистическими нравственными принципами. В связи с чем изучение наследия Томаса Карлейля - великого шотландского мыслителя XIX века, становится весьма актуальным и своевременным шагом автора с точки зрения осмысления тех проблем, которые являлись предметом изучения философа, особенно учитывая тот факт, что в настоящее время в российской государственности эта проблематика переживает второе рождение. * Дело в том, что в основе своих философских работ шотландский мыслитель пытался решить ряд неоднозначных проблем нравственного порядка, а именно: соотношение политики и морально-религиозных начал в обществе, процесс разрушения ценностей и основ традиционного устоя в общественных отношениях и становление общества индустриального типа с его либерально-демократической идеологией. Томас Карлейль, исследуя эволюцию становления политических и социальных институтов современной для него общественной структуры капитализма, подчеркивал роль духовного фактора в жизни общества. Он рассматривал ценности буржуазно-либерального общества с позиций морали, общечеловеческих ценностей, а не права. Его ведущий тезис — о бездушии буржуазной цивилизации, о том, что богатство материальное не гарантирует богатства духовного, о том, что достижения и прогресс оказываются с другой стороны одичанием.

Первоочередно, не западная цивилизация, а русская культура исторически является христианской и основывается на постулатах православной нравственности в большей степени, чем на ранне-либеральных представлениях о человеке как о жадном и пронырливом эгоисте. Поэтому, многие логические умозаключения чисто нравственного порядка, высказанные шотландским мыслителем, в современном социально-философском контексте могут трактоваться далеко не только прекраснодушными, но и в более широкой перспективе являться вполне прагматичными. Иными словами такие понятия как нравственность и мораль могут служить не только высокими и идеальными категориями, но и быть основой для процветания общества.

Применительно к политико-экономической, духовно-религиозной ситуации в современной России, подход Томаса Карлейля служит как бы тестирующим вопросом: признает ли наше общество вслед за Максом Вебером тезис о решающем воздействии религиозных и этических воззрений на политическое и экономическое развитие страны, или принимается общеизвестный тезис о диалектическом взаимодействии «надстроечных» и «базисных» факторов - в любом случае оказывается, что выход из политического, экономического, социального кризиса неотделим от духовного оздоровления общества.

Степень научной разработанности проблемы. Главным источником при написании диссертационного исследования служило английское издание: The works of Thomas Carlyle, Centenary Edition ed H.D. Trail. 30 vols. London: Chapman and Hall. 1896-1901, а также труды шотландского мыслителя, изданные на русском языке.

Творчество Томаса Карлейля достаточно широко освещено в зарубежной историографии. Подавляющее число исследовательских работ посвящено биографическим изысканиям, а также историческому и литературному анализу трудов шотландского мыслителя.

Большой интерес представляет работа Ч. Харрольда [191], в которой проводится исследование связи Томаса Карлейля с немецкой культурой. Кроме того, в статье отмеченного автора [192], а также в монографиях Т. Бенкена [189] и Э. Кассирера [186] подвергается анализу природа кальвинизма шотландского мыслителя. Влиянием сен-симонизма на творчество шотландского мыслителя занимались Д. Кофер [188], Р. Пенкерхест [193], X. Шайн [195]. На связи мировоззрения Томаса Карлейля с фашизмом настаивал X. Гриерсон [190]. Исследование исторической стороны творчества шотландского мыслителя было осуществлено в работах X. Бен-Израэль [185], Дж. Розенбергом [194], Дж. Томпсоном [197] и др.

Бум изучения наследия Томаса Карлейля в России приходится на конец XIX - начало XX вв. В основном это статьи (Булгаков С.Н., Михайловский Н., Тарле Е.В. и др.), но выходили и работы, которые освещали годы жизни великого шотландского мыслителя.

В переведенной работе И. Тэна «Новейшая английская литература в современных представителях» [170] автор соглашается с главным тезисом Томаса Карлейля на всемирную историю: «Истинная история и есть эпопея героизму. По моему мнению, взгляд этот совершенно правильный». [170, с.214]

Первой биографической работой, изданной на русском языке, стал труд основателя российского карлейлеведения - Яковенко В. И. «Томас Карлейль, его жизнь и литературная деятельность» [183], где хронологически изложен путь, по которому прошел Томас Карлейль в своей жизни. А его тезис, что он писал «кровью своего сердца и соком своих нервов» [183, с. 70], а «его голос звучал как десять тысяч труб» [183, с. 86], перейдет в работы последующих авторов.

Следующей работой, изучающей творчество Томаса Карлейля, стала книга Окольского А.С. «Фома Карлейль и английское общество в XIX столетии». [124] В ней рассматриваются взгляды Карлейля в связке с развитием Англии XIX в. Окольский А.С. подробно рассматривает экономическое, политическое и социальное развитие Великобритании в годы жизни великого шотландского мыслителя.

Интересная и выделяющаяся из других работ в подходе написания явилась книга Ольден-Уард Мэя «Три биографии: Томас Карлейль, Джон Рёскин, Лев Толстой.» [125], в английском издании название было несколько иное: «The Prophets of the XIX centery», то есть «Пророки XIX столетия». [ 125, с. 3] Ольден-Уард рассказывает о судьбе трех великих людей, но не констатирует факты в написании биографий, а рассматривает их жизнь изнутри, то есть через призму внутренних переживания. В конце он приходит к выводу, что между Томасом Карлейлем, Джоном Рёскиным и Львом Толстым есть внутренняя связь — стремление нести свет людям.

В своем творчестве обращался к нему и крупный историк Кареев Н. И., написавший в 1923 г. работу «Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи» [60]. Это была последняя монография, которая характеризовала Карлейля с общечеловеческих позиций, без классового подхода.

В советское время наследие шотландского мыслителя также являлось предметом изучения отечественных исследователей, однако нельзя забывать, что это было особое время в истории науки, поэтому ко всем проблемам подходили с классовых позиций марксистско-ленинской теории.

Свою характеристику Томасу Карлейлю как историку дала Е. Гутнова, где, несмотря на классовый подход, выделила и положительные стороны его трудов — «исключительное своеобразие его исторических методов и литературного стиля». [43, с. 181]

И. Н. Неманов в статье, написанной в годы Холодной войны, считает Карлейля «идеологом реакционной буржуазии». [122, с. 155]

Одним из ведущих специалистов в советское время по изучению наследия Томаса Карлейля была И.В. Костикова [87-93]. Ею были рассмотрены работы философа с позиции «феодального социализма».

Биографической работой после Кареева Н. И. станет переведенная на русский язык книга Дж. Саймонса «Карлейль» [143]. Читатель заново станет знакомиться с жизнью этого выдающегося шотландского мыслителя.

В последние годы интерес к наследию Томаса Карлейля вновь стал возрастать, чему, в частности, свидетельствует написанная Смоленковым В.Е. кандидатская диссертация на тему: «Карлейль как политический мыслитель» [148]. Отмеченная работа оказала существенную помощь при написании настоящей диссертации, поскольку является первым систематическим изложением в отечественной историографии взглядов шотландского мыслителя на политический процесс.

Вместе с тем, в настоящее время ощущается острый дефицит работ, в которых был бы изложен философский взгляд Томаса Карлейля на историю общества.

Теоретические и методологические основания исследования.

Философские основания исследования - это философия истории Г. Фихте и философии консерватизма Э. Берка и Ж. де Местра, философия истории С.М. Соловьева.

Теоретические основания исследования составили:

• теория консерватизма Э. Берка,

• теория консерватизма Ж. де Местра,

• теория консерватизма и истории И. А. Ильина,

• теория социологии, истории и протестантизма, становления капитализма М. Вебера,

• теория истории К. Поппера,

• теория истории школы Анналов.

Методологическими принципами исследования явились:

• принцип методологического уникализма (моделирование не всеобщего и общего, а единичного и однократного переживания и действия, оригинального в этом человека, которое изменяет среду);

• антропологический принцип рассмотрения хода истории через личность и ее биографию;

• принцип единства и множественности исторической истины;

• аксиологический принцип (оценивание в истории с позиций мировоззрения, а не абсолютизация безличности суждения в истории);

• принцип цитирования с целью моделирования Т. Карлейля;

• сравнительно-исторический принцип (сравнение консерватизма Э. Берка, Ж. де Местра, русского консерватизма К.Н. Леонтьева и формы консерватизма Т. Карлейля).

В отношении последнего методологического принципа важно отметить следующее. Понятие «консерватизм» в философско-политическом лексиконе появился в конце XVIII века. Отцом «консервативной мысли» стал известный английский философ Э. Берк, который изложил свой взгляд на бурные исторические события в Европе в работе «Размышления о революции во Франции». В отмеченной работе автор отверг понятие государства как договора. Э. Берк утверждал, что общественные институты любого народа являются следствием длинного пути исторического развития и основаны, прежде всего, на обычаях и традициях нации, поэтому главным и основным императивом в политике государства должно явиться не разрушение и произвольное преобразование общественное структуры, а бережное сохранение всех историко-культурных ценностей, выраженных в традициях, обрядах, обычаях, общественных порядках, но самое существенное - это сохранение духовной основы народа - религии. Сходные идеи в своей работе «Размышления о Франции» развивал и Ж. де Местр.

В русской историософской мысли ярким представителем консервативного направления в философии является К.Н. Леонтьев, который выступил с позиции «охранения» главных российских ценностей: православие, самодержавие, народность (ярко выраженная и сохраненная в неизменности сословность).

На основе отмеченного можно сделать вывод, что для консервативной мысли главным объектом исследования представляется социально-культурная жизнь общества. Если для либерализма основной доминантой служит индивид и его деятельность, то для консерватизма - это нация и ее культурно-исторические ценности: религия, культура, обычаи, мораль, традиции.

В западной историографии основа понимания понятия «консерватизма» как конкретно исторического явления - реакции на французскую революцию -впервые была заложена К. Манхеймом [104]. В тоже время, проделанное К. Манхеймом исследование оказалось недостаточным, поскольку ее автор не ставил перед собой цель подвергнуть анализу срочную адекватную реакцию консерватизма на либеральное апробирование универсальных моделей улучшенного политического устройства общества. Исследователь коснулся только перспективного аспекта - противопоставление оппонентам из либерального лагеря иных алгоритмов рефлексии, обесценивающих либеральные построения.

Таким образом, достаточно полный план теории консерватизма мог бы т ускользнуть из контекста анализа. Однако, К.Р. Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги» проанализировал механизм формирования утопических моделей и один из возможных вариантов адаптации к условиям лавинообразных изменений. Для более глубокого изучения понятие К.Р. Поппера автором диссертационной работы используется в двух значениях: психологическом (историцистская установка, где подразумевается драматическое восприятие изменчивости, ее абсолютизация и внутреннее неприятие (Э. Берк, К.Н. Леонтьев) и теоретическом (логический стиль, располагающий к созданию идеальных политических моделей, согласно «мировому предопределению» (Ж. де Местр).

Между тем, смысловая нагрузка, вкладываемая Томасом Карлейлем в понятие «консерватизм», заметно разнится в интерпретации этого определения от других представителей данного течения. Главное отличие состоит в том, что шотландский мыслитель в своих философских взглядах придерживается позиции разумного и умелого преобразования в общественных структурах со стороны «героя» и сохранения.

К.Р. Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги» одним из главных признаков теистического историцизма считает появление в концепции философа «избранного народа» и на основе этого выделения законов, «на базе которых можно строить предсказания о будущем человечества». [136, т. I.e. 39]

В концепции «героев и героического в истории» Томас Карлейль разрабатывает теорию «избранности», при этом отвергая понятие «предопределенности» исторической действительности. Философ считает нецелесообразным создание законов истории, кроме призыва к деятельности личности на своем поприще.

В целом, философский консерватизм шотландского мыслителя предполагает определенное понимание консерватизма как философии: это философия оптимизации порыва человека к изменению, улучшению жизни и сохранению традиций в стремлении стать внутренним человеком, знать суть вещей, истину, хотеть преобразовать мир к лучшему эволюционными средствами.

Методика исследования:

1. Сравнительно-исторический метод исследования текстов;

2. Введение общего понятия консерватизма и развитие его специфической модели в философии Т. Карлейля.

Методы исследования следующие:

1. Исходный синтетический принцип: создание модели героя вообще в философии Т. Карлейля. Система героев.

2. Основная аналитическая система: социальные процессы во времени и адекватные им герои во взаимном определении, то есть и среда вызывает определенных героев, и герои формируют активно определенную среду, следуя и преодолевая социальные необходимости.

3. Вторичные аналитические системы:

• психологическая модель истории и религиозная модель истории (воплощение Абсолюта);

• модель причинно-коррелятивных связей в истории;

• Реформация, Английская революция XVII века и Французская революция XVIII века как ось прогресса и регресса человека.

4. Субстанциональный синтетический принцип: конструктивная модель этнокультурного общества.

5. Адстратный принцип: критика модели эволюции частнособственнического либерального демократического общества.

В основу исследования положены современные методы познания.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает философия истории и общества Томаса Карлейля. При этом в качестве ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ рассматривается социальная форма этой философии -философский консерватизм в его критических и конструктивных основаниях.

Состояние изученности философской концепции Томаса Карлейля определяет цель и задачи исследования.

ЦЕЛЬЮ работы является создание модели философского консерватизма Т. Карлейля и его отличение от консерватизма Э. Берка, Ж. де Местра, К. Леонтьева.

Для достижения этой цели автором были поставлены следующие задачи исследования:

1. Создать психологическую интерпретацию биографии Т. Карлейля.

2. Выявить консервативные, романтические, гносеологические основания философского консерватизма Т. Карлейля, специфику консерватизма Э. Берка, Ж. де Местра, К. Леонтьева.

3. Построить модель роли личности в истории.

4. Выявить отношение Т. Карлейля к религии.

5. Создать модель причин «санкюлотизма».

6. Создать модель героев Французской революции.

7. Создать модель понимания Т. Карлейлем уроков Французской революции.

8. Создать модель критики Т. Карлейлем либерализма.

9. Создать модель конструктивного представления Т. Карлейлем общества и его эволюции.

Научная новизна исследования. До настоящего времени в отечественной историографии отсутствовал целостный подход в изучении философского консерватизма Томаса Карлейля. Наряду с тем, в условиях, когда в научной области знания отпала необходимость в привязке шотландского философа к классовому подходу марксистско-ленинской теории исследования, представляется возможным и целесообразным рассмотреть наиболее полно и разносторонне философские взгляды этого мыслителя на историю общественных структур.

Проведением данного исследования автор делает попытку анализа консервативной философии шотландского мыслителя в аспекте сравнения с другими формами консерватизма Э. Берка, Ж. де Местра и русского консерватизма К. Леонтьева.

Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. Рассмотрены жизненные основные вехи биографии Томаса Карлейля через призму внутренних переживаний. Шотландский мыслитель вырос в религиозной семье и стал понимать жизнь и историю сообразно идеалам пуританизма.

2. Выявлены консервативные, романтические и гносеологические основания философского консерватизма Томаса Карлейля. Рассмотрены специфика взглядов шотландского мыслителя по отношению к консервативной мысли Э. Берка, Ж. де Местра, К.Н. Леонтьева.

Отмечено, что некоторые положения консервативной теории шотландского мыслителя несут иную смысловую нагрузку, отличную от других представителей данного течения в философии. Главное и основное отличие заключено в определенном понимании консерватизма как философии, где мыслитель обозначил не только значимость термина «сохранение», но и отметил ценность понятия «изменение». В общественной структуре важно сохранить то, что сообразуется с заповедями Библии, но подлежит устранению то, что им не соответствует. Но процесс изменения в обществе, в целом, должен носить поэтапный и эволюционный характер, проводимый рукой «героя». Также в ходе исследования показано, что основное романтическое основание философского консерватизма Томаса Карлейля отражено в понимании им истории как нравственного процесса, где раскрывается Абсолют, а философия исторического познания в творчестве шотландского мыслителя была выражена неприятием рационального сведения исторического процесса к законообразности.

3. На основе изучения наследия Томаса Карлейля исследована модель роли личности в истории, которая выражена идеей героизма и основана на постулате избранности в протестантизме, но при отрицании догмата предопределенности исторических событий.

4. Выявлено отношение Томаса Карлейля к религии как к трансцендентальной устремленности. Религия для шотландского мыслителя -это до конца нераскрытый пласт человеческой культуры, который содержит отличные друг от друга варианты сердечной веры (язычество, католичество, протестантизм, ислам, православие).

5. Исследовано соотношение нравственного падения общества и деградации веры с экономическими, политическими и социальными причинами «санкюлотизма» во Франции. Показан процесс духовного обнищания французской нации, который привел к экономическому и политическому банкротству королевской власти.

6. Рассмотрены герои Французской революции: Мирабо (одновременный процесс, с одной стороны, борьба с деспотизмом, представленным абсолютной властью монарха, с другой стороны, сохранение старого государственного здания), Дантон (патриотизм, основанный на внешней опасности, призыве к действию, как отдельной личности, так и масс во имя независимости французского народа), Наполеон (герой, заложивший основы буржуазного строя). Отмечено, что в карлейлевской концепции Французской революции герои были выдвинуты сообразно ходу и насущным проблемам самой революции.

7. Обоснованы значение и уроки Французской революции в соответствии с теорией Томаса Карлейля о едином социальном взрыве: Реформация, Английская революция XVII века и как итог - Французская революция 1789 года. Завершение отмеченного триединого процесса шотландский мыслитель видел в построении общества на капиталистических основах.

8. Создана модель критики Томаса Карлейля либерализма на основе главного догмата христианства - любовь к Богу и Ближнему. Критика общества, во главе которого стоят постулаты теории laissez fairy основывается на том, что отмеченная общественная структура исключает возможность появления Царства Божьего на земле, так как происходит деградация человека: «Если сами мы холопы; для нас не может быть героев». [74, с. 329]

9. Исследована карлейлевская конструктивная модель общества как идеала, где основой является структура христианства вообще - католицизма, протестантизма. Данная модель созвучна марксизму в ограничении частной собственности, а управление в обществе основано не на правах и обязанностях, а на нравственности. Томас Карлейль понимал утопичность своей программы.

Научно-практическая значимость исследования. Основные результаты проделанной работы могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения как наследия и творчества Томаса Карлейля, так и философии консерватизма. Работа представляется значимой при осмыслении развития русских форм консерватизма. Материалы и выводы диссертации окажутся полезными при разработке общих курсов по философии и специальных по истории философии Великобритании викторианской эпохи, социальной философии, религиоведению и другим сопряженным научным дисциплинам.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева и рекомендована к защите. Результаты исследования нашли отражение в ряде опубликованных по теме диссертации статьях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Звездина, Елена Васильевна

Выводы главы:

1). В своих работах Томас Карлейль не приемлет капиталистических основ современного общества, которые создают искаженный образ человека. Человек, забывая о своей душе, становится жадным, корыстным и эгоистичным, а труд превращается не в долг и служение людям, а в стремление к накопительству всевозможных жизненных благ, особенно, денежного капитала и его приумножения. Одновременно с тем шотландский мыслитель обрушивает всю мощь своего полемического дарования на парламентаризм, саму идею представительной демократии, на экономические принципы либерализма, свободную торговлю и либеральное понимание роли государства в жизни общества. Такой критический подход в отношении демократических институтов власти капиталистического строя фактически сближает шотландского мыслителя с континентальным аристократическим консерватизмом и марксистским учением.

2). Томас Карлейль полагает, что институт парламентаризма бессилен разрешить основную общественную проблему - это установления Царства Божьего на земле; ее может разрешить только герой, самый способный человек, и только при одном условии: если масса людей будет героически настроена. Человек, по мнению шотландского мыслителя, создан Богом не для того, чтобы говорить в Парламенте или других представительных органах власти, а во имя всегда молчаливой Любви и Труда на благо всего человечества. С другой стороны, в трудах Томаса Карлейля не встречается, чтобы он, отдавал преимущество обыденному, негероическому правителю перед заурядным парламентом.

3). Томас Карлейль отмечает, что молчание является вечным спутником веры и составляет один из основных элементов религии «героев», где великий человек в глубоком молчании делает свою работу, к которой он предназначен свыше. Молчание способствует не только умиротворению в душе человека, но и возвышению целого народа. Шотландский мыслитель приходит к выводу, что верующая нация в своей основе всегда молчалива. «Внутренняя» правда любого исторического народа не может быть выражена в речах и риторике, поэтому воплощается в действиях и труде. Русская нация, по убеждению Томаса Карлейля, молчалива.

4). Также своеобразен взгляд шотландского мыслителя на историю России. Он считает, что наша цивилизация не идентична западноевропейской. У нас другие истоки, другие корни. Томас Карлейль приходит к мысли, что Россия не принадлежит к Европе и у нее свой исторический путь. В мировом историческом процессе «свой внутренний смысл» русской нации еще предстоит открыть.

5). В отношении проведенного исследования темы «Томас Карлейль и Россия» важно отметить, что интерес Томаса Карлейля к России и интерес русского читателя к шотландскому мыслителю был взаимным, а апофеоз целостности человека в его произведениях, «экзистенциальность» его творчества, неприятие откровенного эгоизма, хищного торгашества, формальности и механистичности новой эпохи вполне вписывались в русскую духовную традицию, несмотря на всю чужеродность пуританских корней мировоззрения знаменитого шотландца.

6). Анализ концепции Томаса Карлейля об идеальном обществе, позволил нам выделить следующие присущие данной теории основные характеристики:

- идеализация хозяйственного уклада средневекового монастыря;

- гармонизация феодальных отношений, основанных на родственных, общинных связях и личной зависимости;

- наличие религиозной и духовной осмысленности повседневной жизни людей традиционного общества.

7). Идеализация традиционного уклада общества у Томаса Карлейля сочетается с верой в неограниченные возможности индустриального труда. Само по себе развитие, становление и процветание цивилизации, бурный рост промышленного производства не представляется для шотландского мыслителя злом - негатив коренится в неправильном отношении к труду, в неверно поставленных человеком целях, а также в отчуждении человека от самого себя, от общества, от процесса труда и его результатов, откуда проистекает бездушие и механистичность жизни.

8). Анализ основных положений теории Томаса Карлейля о развитии и становлении идеального человеческого общества показал, что парадоксальность отмеченной концепции шотландского мыслителя заключается в том, что апология средневекового трудового уклада, исторически сложившегося под эгидой католической церкви, сочетается у философа-моралиста с трудовой этикой, свойственной протестантизму, с пониманием роли труда и профессии как божественного «задания», как призвания. Протестантизм, по своей сути, предельно индивидуалистичен, именно он и послужил основой для разрушения на части «соборного» средневекового менталитета общества.

9). Не менее важным моментом нашего анализа является то, что Томас Карлейль, отказываясь видеть в политических, социальных институтах основание и гарант свободы граждан и одно из средств духовного преобразования общества, отрицая в качестве такого средства любые формы правового, институционального воздействия на людей, все же совершенно справедливо, хотя и односторонне, подчеркивает роль духовного фактора в жизни общества.

10). На ряду с тем, важно учитывать, что весь карлейлевский пафос направлен на утверждение духовной целостности человека. Мыслитель отказывается рассматривать его как «животное, изготавливающее орудия труда», только как «экономического», «политического» человека, как исполнителя отдельных функций или логическую машину.

11). Многие логические умозаключения чисто нравственного порядка, высказанные шотландским мыслителем, в современном социально-философском контексте могут трактоваться далеко не только прекраснодушными, но и в более широкой перспективе являться вполне прагматичными. Иными словами такие понятия как нравственность и мораль могут служить не только высокими и идеальными категориями, но и быть основой для процветания общества.

12). Томас Карлейль и Карл Маркс - два представителя философской мысли XIX века, которые с разных аналитических позиций подвергали критике пороки современного для них общества. Но, вместе с тем, учение шотландского мыслителя в некоторых своих чертах ближе к марксизму, чем это представлялось классикам этой идеологии и советским исследователям. Во-первых, общность существует в отрицании либеральной демократии как политического принципа. Во-вторых, в отрицании либерализма как экономического принципа, в отстаивании этатизма. Интересен и неоднозначен подход Томаса Карлейля к интерпретации философского термина марксизма -«отчуждение», характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу. По мнению шотландского мыслителя, «отчуждение» берет истоки, первоочередно, в разрыве человека со своими духовными и социальными корнями - человек в одиночку противостоит враждебному ему обществу и обезбоженной, мертвой Вселенной. Различий данных двух учений, как нам представляется, не меньше: материалистическое понимание истории и истории как Библии, революция и «реформа сердца», историческая миссия пролетариата и «новая аристократия».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Звездина, Елена Васильевна, 2003 год

1. А.С. Томас Карлейль. Очерки его жизни и произведений. // Вестник Европы. 1881. кн. 5. С. 256-284; кн. 6. С. 619-656.

2. Абромович Н.Я. Т. Карлейль и Р. Эмерсон. (Мир в откровении мистического индивидуализма). //Русская мысль. 1909. № 10. С. 69-79.

3. Абромович Н.Я. Т. Карлейль и Р. Эмерсон. (Мир в откровении мистического индивидуализма). // Русская мысль. 1909. № 11. С. 54-75.

4. Аветисян В.А. Гете и Карлейль. (К вопросу о формировании гетевской концепции мировой литературы). // Известия Академии Наук. Серия литературы и языка, май июнь. 2001. С. 27-37.

5. Адрианов С. Герои и героическое в истории. // Исторический вестник. 1892. №2. С. 575-579.

6. Альперович М.С. Карлейль и революционное движение в Латинской Америке. // Проблемы истории и этнографии Америки. М.: Издательство «Наука», 1979. С. 102-118.

7. Белов A.M. Томас Карлейль и французская революция. // Исторический вестник. 1907. № 11. С. 670-671.

8. Белов A.M. Томас Карлейль. Теперь и прежде. // Исторический вестник. 1907. № 2. С. 707-709.

9. Бентам И. Избранные сочинения. СПб.: Издание «Русской книжной торговли», 1867. Т.1. 687 с.

10. Бердяев Н.А. Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. 440с.

11. Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. 446 с.

12. Бердяев Н.А. Человек и машина. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М. Издательство, 1994. Т. 1. С. 499-523.

13. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука. 1988.292с.

14. Борисова И.В. Карлейль. // Новая философская энциклопедия: В 4 томах. М.: Мысль, 2001. Т.2. С. 218-219.

15. Булаков С. Карлейль и Толстой. // Вопросы жизни. 1905. № 1. С. 1638.

16. Булгаков С. Карлейль и Толстой. // Новый путь. 1904. № 12. С. 227260.

17. Булгаков С. Социальное мировоззрение Джона Рескина. // Вопросы философии и психологии. 1909. кн. 5. С. 395-436.

18. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. С. 31-72.

19. Булгаков С.Н. О социальном морализме (Т. Карлейль). // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М.: Путь, 1911. Т.1. С. 106-149.

20. Булгаков Ф.И. Томас Карлейль. // Исторический вестник. 1881. март. С. 631-638.

21. Бэрк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Рудомино, 1993.144с.

22. В.Г. Герои и героическое в истории. // Русское богатство. 1891. №11. С. 235-240.

23. Введение в политологию. Учебное пособие. / Под редакцией В.М. Сидоркиной, Д.В. Доленко. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. 75с.

24. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 702 с.

25. Вейнберг П.И. Жена великого человека. // Нива. 1889. № 36. С. 802806.

26. Венгерова 3. Томас Карлейль. // Образование. 1896. № 1. С. 34-43.

27. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1975 (2-е изд.). 224 с.

28. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. JI.: Издательство ленинградского университета, 1975. 224 с.

29. Волынский А. Литературные заметки. // Северный вестник. 1891. №12 С. 184-213.

30. Воронов В. П. Гензель и Т. Карлейль. // Научное обозрение. 1903. №3. С. 332-333.

31. Всемирная история в 24 томах. Том 15. Эпоха Просвещения. Минск: Литература, 1997. Т. 15. С. 284-323.

32. Всемирная история в 24 томах. Том 16. Европа под влиянием Франции. М.: Литература, 1997. Т. 16. С. 6-304.

33. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. 367с.

34. Гачев Г.Д. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М.: Новости, 1991.267 с.

35. Гензель П. Томас Карлейль. С-Пб.: Издание редакции журнала «Образование», 1903. 250 с.

36. Герои и героическое в истории. // Вестник Европы. 1898. кн. 12. С. 797-799.

37. Герцен А.И. Письмо к Карлейлю. // Литературное наследство. М.: Наука, 1954. Т.61. С. 229-232.

38. Герцен А.И. Старые письма. (Дополнение к Былому и Думам). // Полярная звезда. 1856. кн. 5. С. 228-230.

39. Герцен и Запад. // Литературное наследство. М.: Наука, 1985. Т.96. С.60.61.

40. Гете И.В. Западно-восточный диван. М.: Наука, 1988. 896с.

41. Горнфельд А. Томас Карлейль. // Журнал для всех. 1903. № 6. С. 767.

42. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М.: Высшая школа, 1985. 180 с.

43. Гутнова Е.В. Томас Карлейль как историк. // Вопросы истории. 1945. № 5-6. С. 174-181.

44. Давыдов Ю.А. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика) // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 54-73.

45. Дауге А. Томас Карлейль. М.: Типо-литография товарищества Кушнерев И.Н., 1916. 40 с.

46. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 т. М., 1982. Т. 3.

47. Дружинин А.В. Фридрих Вильгельм I по Карлейлю. // Русский вестник. 1861. № 32. С. 488-544.

48. Елагин Ю. Литеатурно-критические очерки. Книга Карлейля. // Русский вестник. 1892. март. С. 362-375.

49. Ерофеев Н.А. Английская буржуазная историография о социальных последствиях промышленного переворота. // Новая и новейшая история. 1983. №2. С. 59-71.

50. З.В. Edmond Barthelemy. Thomas Carlyle. Essai biographique et critique. Par. 99. // Вестник Европы. 1899. кн. 10. С. 860-864.

51. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 томах М.: «Русская книга», 1993-1998.-Т. 1-3.

52. Историки и история. Жизнь. Судьба. Творчество. М.: Остожье, 1998. Т.2. С. 268-287.

53. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М.: Высшая школа, 1990. С. 166-255.

54. Исторические и критические опыты Томаса Карлейля. // Дело. 1878. №2. С. 417-422.

55. Кареев Н.И. Изучение французской революции вне Франции. // Кареев Н.И. Историки французской революции. Л.: Издательство «Колос», 1925. Т.З. С. 121-140.

56. Кареев Н.И. Личное начало и роковые силы в истории. С-Пб.: Типолитография Месника и Римана, 1889. 14 с.

57. Кареев Н.И. Мысли об основах нравственности. Пролегомены по этике. С-Пб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1905 (3-е изд.). 160 с.

58. Кареев Н.И. Роль идей, учреждений и личности в истории. Одесса: Типография Исаковича, 1895. 55 с.

59. Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. С-Пб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1914. 586 с.

60. Кареев Н.И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. С-Пб: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1923. 163 с.

61. Кареев Н.И. Формула прогресса в изучении истории. Вступительная лекция, читанная экстраординарным профессором Императорского Варшавского университета Н.И. Кареевым 5-го сентября 1879 года. Варшава: Типография Ивана Носковского, 1879. 14 с.

62. Карлейль Т. Sartor Resartus. Жизнь и мысли герр Тейфельсдрека. М.: Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и К0, 1904. 356 с.

63. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. Публичные беседы Т. Карлейля. С-Пб.: Издание Ф. Павленкова, 1898. 340 с.

64. Карлейль Т. Загадка сфинкса (из Past and present). М.: Типография И.А. Баландина. 1900. 78 с.

65. Карлейль Т. Исторические и критические опыты. М.: Типография И.И. Родзевича, 1878. 462 с.

66. Карлейль Т. История Французской революции. Бастилия. М.: Типография Лазаревского института (А. Мамонтов), 1866. Т.1. 406 с.

67. Карлейль Т. Лекции Карлейля об истории европейской культуры от Гомера до Гете. //Читатель. 1897. № 40. С. 42-89.

68. Карлейль Т. Новалис. Литературный этюд Т. Карлейля. // Новалис Гейнрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. Литературный этюд Т. Карлейля. С-Пб.: Евразия, 1995. С. 191-239.

69. Карлейль Т. Новалис. Этюд Т. Карлейля. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1901. 76 .

70. Карлейль Т. Памфлеты последнего дня. // Новый журнал литературы, искусства и науки. 1907. № 9. С. 65-80.

71. Карлейль Т. Письмо о самообразовании. // Северный вестник. 1896. № 10. С. 78-80.

72. Карлейль Т. Речь произнесенная при вступлении в должность Лорда Ректора Эдинбургского Университета, 2-го апреля 1866 года. М.: Типография Товарищества И.Н. Кушнерев и К0, 1902. 52 с.

73. Карлейль Т. Сэр Вальтер Скотт. // Отечественные записки. 1857. Т. 112. №5. С. 29-76.

74. Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика. 1994. 415 с.

75. Карлейль Т. Французская революция. История. М.: Мысль, 1991. 575с.

76. Карлейль Т. Французская революция. История. С-Пб.: Издание В.И. Яковенко, 1907. 615 с.

77. Карлейль Т. Этика жизни. С-Пб.: Знамение, 1999. 416 с.

78. Карлейль Т. Этика жизни. Трудится и не унывать! С-Пб.: Издание «Вестник Знания» (В.В. Битнера), 1906. 80 с.

79. Карлейль. // Всемирный биографический энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998. С. 329.

80. Карлейль. // Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» «Энциклопедия», 1994. С.199-200.

81. Карлейль. // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1883. С. 248.

82. Карлейль. // Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994. Т.5.С. 623-624.

83. Константин Леонтьев, наш современник. Книга 1. СПб.: Издательство Чернышева, 1993. 464 с.

84. К-на И. Мирабо. // Русская мысль. 1891. кн. 12 (отд. 2). С. 148-177.

85. К.Н. Леонтьев: pro et contra. Антология. Книга 2. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1995. 704с.

86. Комарова Е.Г. Роль иронии в романе Т. Карлейля «Sartor Resartus». // Вестник Ленинградского университета. Серия 2: История, Языкознание, Литературоведение. Выпуск 4, 1987. С.79-81.

87. Костикова И.В. К характеристике философии Т. Карлейля. // Историко-философский сборник. Материалы теоретической конференции аспирантов философского факультета (апрель 1973 года). М.: Издательство Московского университета, 1974. С. 42-56.

88. Костикова И.В. Критика капитализма Томасом Карлейлем и современная идеологическая борьба. // Критика современной буржуазной идеологии. М.: Издательство Московского университета, 1975. С. 151-162.

89. Костикова И.В. Проблема революции в социологии Т. Карлейля. // Теория революции. История и современность. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 61-70.

90. Костикова И.В. Философия истории Томаса Карлейля и феодальный социализм. // Вестник Московского университета. Серия 10: Философия. 1975. №2. С. 51-62.

91. Костикова И.В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля. // Диссертация . к.ф.н. М., 1975. 188с.

92. Костикова И.В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля. (09.00.03 история философии) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1975. 18 с.

93. Костикова И.В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля. М.: Издательство МГУ, 1983. 144 с.

94. Кучурин В.В. Проблемы религии и церкви в трудах С.М. Соловьева: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (07.00.02) РАН. Институт российской истории. СПб., 1997. -25 с.

95. Лавров П.Л. Томас Карлейль. // Лавров П.Л. Этюды о западной литературе. Петроград: Колос, 1923. С. 136-152.

96. Левин Д. Лев Толстой и Карлейль. // Голос жизни. 1915. № 5. С. 3-5.

97. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М.: Республика, 1996. 799 с.

98. Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. М.: Издательство Аграф, 2000.336 с.

99. Луначарский А. Жизнь и мысли герр Тейфельсдрека. // Образование. 1903. №2. С. 104-108.

100. М.Г. Томас Карлейль и Н.И. Кареев. // Анналы. 1924. № 4. С. 273275.

101. Манфред А.З. Великая Французская революция. М.: Просвещение, 1983.486 с.

102. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М.: Мысль, 1989. 432 с.

103. Манхейм К. Консервативная мысль. // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 572-668.

104. Маркс К., Энгельс Ф. Томас Карлейль. «Современные памфлеты. №1. Современная эпоха. №2. Образцовые тюрьмы.» Лондон, 1850 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т.т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. Т. 7. С. 268-279.

105. Маслихин В.Д., Турнычева Г.М., Горбашов B.JI. (Йошкар-Ола) И. В. Костикова. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля. // Вопросы философии. 1985. № 5. С. 170-171.

106. Мелетинский Е.М. Один. // Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998. Т. 2. С. 241243.

107. Местр Ж. Рассуждения о Франции. М.: РОССПЭН, 1997. 215 с.

108. Мизес J1. Либерализм в классической традиции. М.: ООО «Социум», ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. 239 с.

109. Милль Д.С. Автобиография. (История моей жизни и убеждений). М.: Издание магазина «Книжное дело», 1896. 282 с.

110. Милль Д.С. Утилитаризм. СПб.: И.П. Перевозин, 1900. 427 с.

111. Михайловский Н. Герои и толпа. // Отечественные записки. 1882. № 1.С. 91-122; № 2. С. 501-536; № 5. С. 199-228.

112. Михайловский Н. Литература и жизнь. // Русская мысль. 1891. кн. 12 (отд. 2). С. 225-257.

113. Михайловский Н. Научные письма. // Отечественные записки. 1884. № 4. С. 204-224.

114. Михайловский Н. Патологическая магия. // Северный вестник. 1887. № 12. С. 196-217.

115. Молчанов Н.Н. Монтаньяры. М.: Молодая гвардия, 1989. 560с.

116. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.848 с.

117. Мюллер М. Гете и Карлейль. // Русская мысль. 1887. кн. 1. С. 22-48.

118. Назарьева К. Томас Карлейль. // Осколки. 1881. № 9. С. 70.

119. Неизведанные письма Карлейля. // Русский вестник. 1899. Т. 259. февраль. С. 756-757.

120. Неманов И.Н. Карлейль. // БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1979, Т.Н. С. 436-437.

121. Неманов И.Н. Субъективистски-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества. // Вопросы истории. 1956. № 4. С. 144-155.

122. Новалис. Этюд Т. Карлейля. //Русская мысль. 1901. № 6. С. 182.

123. Окольский А.С. Фома Карлейль и английское общество в XIX столетии. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1893. 146 с.

124. Ольден-Уард М. Три биографии: Томас Карлейль, Джон Рескин, Лев Толстой. М.: Издание книгопродавца М.В. Клюина, 1900. 160 с.

125. Осиновский И.Н. Томас Карлейль и утопический социализм (к постановке проблемы). // История социалистических учений. Сборник статей. М.: Издательство «Наука», 1984. С. 118-141.

126. Осиновский И.Н. Этика труда у Томаса Карлейля. // Организация труда и трудовая этика. Древность. Средние века. Современность. М.: Институт всеобщей истории РАН, 1993. С. 168-179.

127. Основы политологии: Курс лекций. / Под редакцией д-ра полит, наук Д.В. Доленко. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1996. 224 с.

128. П.К. Речь, признесеная при вступлении в должность лорда-ректора Эдинбургского университета. // Русский вестник. 1902. июль. С. 296-299.

129. Переписка между Гете и Карлейлем. // Исторический вестник. 1913. август. С. 713-717.

130. Петряков Г.В. Томас Карлейль. // Историки мира. Выпуск 2. М.: История Сервис, 2001. С. 53-65.

131. Плиский Н. Томас Карлейль (критическо-биографический очерк). // Колосья. 1884. № 11. С. 238-249.

132. Поппер К.Р. Нищета историцизма. М.: Прогресс VIA, 1993. 186с.

133. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2 т. М.: Международный фонд «Культурная инициатива» Soros fondation: Открытое общество «Феникс», 1992. - Т. 1-2.

134. Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века века. Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1998. 251 с.

135. Ратенау В. Механизация жизни. Петербург: Атеней, 1923. 51с.

136. Реньяр А. Наука и Литература в современной Англии. О Карлейле. // Вестник Европы. 1877. № 2. С. 749-753.

137. Реньяр А. Наука и Литература в современной Англии. О Карлейле. //Вестник Европы. 1881. № 10. С. 733-739.

138. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М.: Государственное социально-экономическое издание, 1938. 123 с.

139. С. Reminiscences by Thomas Carlyle. Edited by J.A. Froude. 2 vols. London 1881 (Воспоминания Томаса Карлейля, изданные Фроудом). // Вестник Европы. 1881. кн. 4. С. 888-890.

140. Саймоне Д. Карлейль. М.: Молодая гвардия, 1981. 288с.

141. Самсонов Н. Жизнь и мысли герр Тейфельсдрека. // Научное слово. 1905. кн. 5. С. 136-138.

142. Синельникова Г.А. «Письма и речи Оливера Кромвеля» как источник для характеристики теоретико-методологических взглядов Т. Карлейля. //

143. Вопросы европейской историографии и источниковедения. Межвузовский тематический сборник статей. Омск: Издание ОмГУ, 1990. С. 149-159.

144. Синельникова Г. А. Современная английская и американская историография творчества Томаса Карлейля. // Исторические и историографические вопросы всеобщей истории. Томск: Издательство Томского университета, 1988. С. 162-169.

145. Смоленков В.Е. Карлейль как политический мыслитель: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук (23.00.01) / Северо-Западная академия гос. службы С-Пб., 1996. 21 с.

146. Смоленков В.Е. Томас Карлейль как политический мыслитель. // Диссертация . к.п.н. 23.00.11 Санкт-Петербург, 1996. 133 с.

147. Столетний юбилей Карлейля. // Исторический вестник. 1896. январь. С. 333-334.

148. Тарле Е.В. Карлейль. «Sartor Resartus. Жизнь и мысли герр Тейфельсдрека». //Мир божий. 1902. № 8. С. 115-120.

149. Тарле Е.В. О Томасе Карлейле. (Очерк). // К свету. Научно-литературный сборник. С-Пб.: Издание Комитета Общества доставления средств С.-Петербургским Высшим Женским Курсам (типография И.Н. Скороходова), 1904. С. 438-447.

150. Токвиль А. де Старый порядок и революция. М.: б. и., 1905. 353с.

151. Толстой J1.H. Война и мир: В 4 т. М.: Просвещение, 1987. Т. 1-4.

152. Томас Карлейль и его работа «Sartor Resartus». // Русское богатство. 1902. № 9. С. 27-29.

153. Томас Карлейль, известный английский историк. // Всемирная иллюстрация. 1881. Т. 25. № 6. С. 110-111.

154. Томас Карлейль. (По Forstery, Garnetty и др.) // Сотрудник. 1891. № 1. С. 15-46.

155. Томас Карлейль. //Живописное обозрение. 1881. № 11. С. 228.

156. Томас Карлейль. // Живописное обозрение. 1881. № 12. С. 243-244.

157. Томас Карлейль. // Иллюстрация. 1859. Т. 4. № 89. С. 221-222.

158. Томас Карлейль. // Иллюстрированный мир. 1881. № 7. С. 124.

159. Томас Карлейль. // Мир божий. 1895. № 12. С. 272-275.

160. Томас Карлейль.//Нива. 1881. № 11. С. 250.

161. Томас Карлейль. // Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. 1901. Т. 2. № 6. С. 85-86.

162. Томас Карлейль. // Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. 1903. Т. 2. № 5. С. 182-183.

163. Томас Карлейль. // Огонек. 1881. № 9. С. 177-178.

164. Тревор-Роупер Х.Р. Последние дни Гитлера. СПб.: Лениздат, 1995.446 с.

165. Трухановский В.Г. Бенджамин Дизраэли, или история одной невероятной карьеры. М.: Наука, 1993. 367 с.

166. Тэн И. В. Шекспир. Одесса: Издание И. Юровского, 1898 (2-е изд.).92 с.

167. Тэн И. История английской литературы. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1904. Т.5. С. 169-237.

168. Тэн И. Новейшая английская литература в современных ее представителях. С-Пб.: Типогафия Стасюлевича, 1876. С. 161-224.

169. Тэн И. Психология якобинизма. С-Пб.: Типография И.В. Леонтьева, 1905. 23 с.

170. Уильям Д. Воля к вере. М.: Республика, 1997. 431с.

171. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. // Фихте И.Г. Сочинения в 2 т.т. М.: Мифрил, 1993. Т. 2. С. 359-617.

172. Черняк Е.Б. Тайны Франции. Заговоры. Интриги. Мистификации. М.: Остожье, 1996. 511 с.

173. Чуйко В. Карлейль. Критический этюд (по Тэну). // Невский сборник (учено-литературный). СПб.: Издание Вл. Курочкина (типография К. Вульфа), 1867. С. 498-528.

174. Шаскольская Т. Диккенс и Карлейль. / Ученые записки Ленинградского государственного педагогического институт. Студенческие работы. Л., 1940. Т.29. С. 113-120.

175. Шеперд Р.Г. Томас Карлейль. // Литературный журнал. 1881. № 4. С. 736-745.

176. ШпетГ.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. 601 с.

177. Эмерсон Р.У. Избранники человечества. М.: Издательство «Проблемы эстетики», 1912. 228 с.

178. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее». Лондон, 1843. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т.т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. 1. С. 572-597.

179. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. // Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения в 50 т.т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т.4. С. 231-517.

180. Эфрос Н.С. Томас Карлейль. // Семью. 1895. № 47. С. 6-7.

181. Яковенко В.И. Томас Карлейль, его жизнь и литературная деятельность. С-Пб.: Новости, 1891. 86 с.

182. Behnken Т. Thomas Carlyle. «Calvinist without the theology». Columbia London: Univ. of Missori press, 1978. 149 p.

183. Ben-Israel H. English historians on the French Revolution. Cambridge: Cambridge univ. press, 1968. 312 p.

184. Cassirer E. The myth of the state. New Haven: Yale univ press, 1946. 3031. P

185. Cobban A. Carlyle's French Revolution. // History. V. 48. № 164. October. 1963. P. 303-316.

186. Cofer D.B. Saint-Simonism in the radicalism of Thomas Carlyle. Austin-Texas: von. Boeck-man-Jones. 68 p.

187. Dale P. The Victorian critic and the idea of history. Carlyle, Arnold, Patter. Cambridge (Mass.) London: Harvard univ. press, 1964. 295 p.

188. Grierson H. Carlyle and Hitler. Cambridge: Cambridge univ. press, 1933.102 p.

189. Harrold Ch.F. Carlyle and german thought. London: Oxford univ. press, 1931. 346 p.

190. Harrold Ch.F. The nature of Carlyle's Calvinism. // Studies in Philologie. V. 33. July. 1936. P. 475-486.

191. Pankhurst R. The Saint-Simonians, Mill and Carlyle. A preface to modern thought. London: Sidgwick and Jackson, 1957. 203 p.

192. Rosenberg J. Carlyle and the burden of history. Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 1985. 209 p.

193. Shine H. Carlyle and Saint-Simonians. Baltimore: J. Hopkins press, 1941.156 p.

194. The works of Thomas Carlyle, Centenary Edition ed H.D. Trail. 30 vols. London: Chapman and Hall. 1896-1901.

195. Thomhson J.W. A history of historical writing. New York: The Macmillan company. 1942. V. 2. 674 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.