Философско-эстетическая концепция Фирдавси в "Шахнаме" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Маллаев, Рахимходжа Каримович

  • Маллаев, Рахимходжа Каримович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 197
Маллаев, Рахимходжа Каримович. Философско-эстетическая концепция Фирдавси в "Шахнаме": дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Душанбе. 2009. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Маллаев, Рахимходжа Каримович

Введение.

Глава 1 Философское и эстетическое значение «Шахнаме»

Абулькасима Фирдавси.

1.1. «Шахнаме» Абулькасима Фирдавси и ее общечеловеческие ценности.

1.2. Теоретические и идейные истоки эстетической мысли в «Шахнаме».

1.3. Философско-эстетические взгляды Абулькасима Фирдавси в «Шахнаме».

1.4. Эстетические принципы Абулькасима Фирдавси и их отражение в «Шахнаме».

Глава 2. Основные эстетические категории в «Шахнаме»

Абулькасима Фирдавси».

2.1. Эстетическая категория прекрасного и ее изображение в «Шахнаме».

2.2. Изображение эстетической категории безобразного в «Шахнаме».

2.3. Эстетические категории возвышенного и низменного и их изображение в «Шахнаме».

2.4. Место эстетической категории трагического в «Шахнаме» и ее философско - этическое значение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-эстетическая концепция Фирдавси в "Шахнаме"»

Актуальность темы исследования. В связи с демократическими преобразованиями, происходящими в Республике Таджикистан, от отечественных философов требуется во всей полноте осмыслить те реалии, которые свойственны развитию не только нашей страны, но и всему мировому сообществу. Главная задача здесь заключается не просто в изменении проблематики, не в поверхностной ее актуализации, а, в изменении структуры и ориентации всего сознания исследователей философии. Это необходимая предпосылка качественного обновления таджикской философской культуры, глубинного философского поиска, подлинных открытий в постановках философских проблем. Задача философского исследования - проникать в глубь процессов, в их специфическую сущность.

Постичь специфическую сущность объекта, значит, раскрыть единство и противоречие в этой сущности и показать ее необходимость для современной жизни общества. Ведь каким содержанием наполнится современное общественно — политическое пространство Таджикистана зависит от раскрытия сущности противоречия, которое определяет уровень общественного бытия, духовного развития и качества национального самосознания, а последнее оказывает определяющее влияние на духовный облик индивидов и общества. Горизонт личного опыта индивидов специфическим образом взаимодействует с историческим опытом народа, т. е. с его культурным и философским наследием. Характер этого взаимодействия определяется пониманием необходимости взаимосвязи, взаимозависимости настоящего социального бытия и прошлого культурного опыта. В силу сказанного переосмысление прошлого, усвоение всего богатства его позитивного опыта есть та основа, на которой возможно преобразование идейных и ценностных ориентаций нашей страны. Поиск интеллектуальной базы в своей истории, ее сохранение и возрождение являются предпосылкой формирования общей духовной культуры любого народа, в том числе и таджикского. В связи с этим, особое значение приобретает глубокое изучение философской мысли прошлого с целью связать прошлое и настоящее, найти «чудотворные» нити преемственности, которые придавали бы весомость и историческую значимость современным философским, культурным и политико-правовым концепциям.

Наряду с другими мыслителями таджикского народа, такими как Фараби, Ибни Сино и другие достойное место занимает поэт и мыслитель, автор бессмертной эпопеи «Шахнаме» - Абулькасим Фирдавси. «Шахнаме» великого Фирдавси является своеобразной энциклопедией, где поэтически изложены философские, нравственные, религиозные и эстетические взгляды мыслителя. Образ всесторонне развитого прекрасного, совершенного человека - идеала Фирдавси, который изображен в «Шахнаме» несмотря на то, что прошло тысячелетие, является актуальным и сегодня.

В наши дни актуальность философско-эстетических принципов Фирдавси может служить отправным пунктом конструирования философско-эстетических и культурно - социальных концепций современного таджикского общества. Необходимость анализа философско-эстетических идей Фирдавси, как важного источника и компонента высокой духовности, актуализируется и тем обстоятельством, что на современном этапе развития Таджикистана сильно ощущается потребность в восстановлении, укреплении и развитии подлинно гуманистических идей, теорий, морально — этических и эстетических концепций. Без знания истории, без знания культурных отечественных традиций, этических и эстетических учений, без обращения к истокам нравственно эстетических идеалов народа, без учета традиционных духовных ценностей трудно уйти от метафизических, оторванных от жизни дефиниций и от прошлых идеологических установок, чтобы преобразовывать идейные и ценностные ориентации нашего общества. Именно всем вышеперечисленным и определяется актуальность нашего исследования

Степень научной разработанности проблемы. В мировой ориенталистике о Фирдавси и о «Шахнаме» имеется значительная исследовательская литература. Учеными - востоковедами обстоятельно изучены жизнь и творчество поэта, дан общий анализ его литературного наследия, философских, социально - этических и эстетических взглядов, определены его место и роль в развитии персидской и мировой культуры. Большая работа проделана по переводу «Шахнаме» на многие языки мира.1 Европейское востоковедение, начиная с XIX века, посвятило Фирдавси и его поэме много трудов. Ни одна из этих исследований по истории литературы Ирана не обходилась без упоминания Фирдавси и его поэмы

В советском востоковедении о Фирдавси и месте его поэмы в литературе и истории писали многие, в частности В. В. Бартольд, Е. Э. Бертельс, И. С. Брагинский. Указанные авторы косвенно или непосредственно затрагивали некоторые вопросы этической системы поэта-мыслителя, эстетические же проблемы оставались вне сферы их внимания, В работах И. Орбели, A.A. Ромаскевича, К.В. Травера, М. Н. О. Османова, наряду с жизнью и творчеством поэта, анализируются основные аспекты поэмы «Шахнаме», ее историческая направленность и историко-мифологический характер. Эти

1 См: Atkinson J. The shah name of the Persian poet Firdausi translated and abridged in prose and verse;, with notes and ill striations; Coyajoe C. st dies in shahnameh- Bombay, 1939; Francisrek Machalski. Firda si I jego «Shah-name». - Krakow. 1970; Macan T rne. The a Shah-Nameli: An heroic poem. tta. 1829; Vol.1. CalkNoedeke Th. Das iranische nationalepos. Cr dris. Der iranischen philology. B.II, straseb rg. 1896-1904; Pertsch W. Verzeichniss der persischen handschr; ften der Königlichen Bibliothek z - Berlin. 1988; R garli vitlorio. К k il Montanaro poema persiano tradotto da. Bologna. 1891; Sehack A.F. v. Heldesagen des Febda si. 3 a fige. St ttgart. 1877; The Shahnama of Firdausi. Done into English by. Vol.I-IX. London. 1905-1923;

Бартольд В. В. К истории персидского эпоса Соч. М., 1971 T.7 С. 383-408; Бертельс Е. Э. История персидско-таджикской литературы М., 1960. 556с.; Брагинский И.С. Из Истории персидской и таджикской литератур - М., 1972. - 524 е.; Раджабов М. Фирдоуси и современность (Анализ мировоззрения) Душанбе, 1976. - 136с.; Ромаскевич А. А. Очерк истории изучения Шахнаме. // Л., - 1934 -с. 13-50;

2Орбели И. Шахнаме. Фердовси, 934-1934. Л., 1934 с. 1-11; Ромаскевич А. А. Очерк истории изучения Шахнаме. Там же. - с. 13-50; Тревер К. В. Сасанидский Иран в Шахнаме. Там же. с. 177-196; Османов М. Н. О. Фирдоуси жизнь и творчество М., 1959; ученые внесли бесценный вклад в изучение жизни и творчества Фирдавси, при этом они стремились объективно, непредвзято оценивать творчество великого мыслителя. И в этом — их одна из главных заслуг.

В связи с исследуемой нами проблематикой нельзя не отметить работы М. М. Дьяконова, Б. Г. Гафурова, И. В. Пьянкова. Вышеназванные авторы, анализируя жизнь и творчество Фирдавси, большее внимание уделяли именно историко-литературным аспектам его творчества, отдельным сторонам мировоззрении поэта, не касаясь эстетических взглядов Фирдавси.

Если советские исследователи, рассматривая жизнь и творчество Фирдавси и его «Шахнаме», исходили из марксистской методологии и идеологии, то иранские исследователи ставили перед собой иные задачи. Иранские исследователи хотят видеть в лице Фирдавси обыкновенного версификатора и проводника исламской религии шиитского толка, что соответствует их идеологии и мировоззрению.

Несомненно, Фирдавси был верующим человеком, но он не был религиозным фанатиком. Главным для мыслителя, по нашему мнению, было возвеличивание своей Родины и своего народа. Из числа иранских исследователей, которые занимались изучением «Шахнаме» Фирдавси, можно назвать 3. Сафо, С. Нафиси и Дж. Мисгар-Нажода. Среди указанных исследователей проблемами философии, этики и эстетики мыслителя некоторое внимание уделили З.Сафо и Дж. Мисгар-Нажод.1 Но ни иранские, ни русские исследователи не ставили перед собой задачу исследования эстетических взглядов Фирдавси.

Из числа отечественных исследований, посвященных философско-этической проблематике в «Шахнаме», прежде всего, следует отметить

1 См: Сафо 3. Хамасасарое дар Ирон. - Тегеран 1954. (На перс. Языке); Нафиси С. Чанд сохан дар барае ФирдавсТ. // Паеме нав. 1948, - №5; Дж. Мисгар-Нажод. Рисолате бузурге ФирдавсТ дар назме Шахнаме.// Ашна, № 10, - 2006г. ценное исследование таджикского ученого М. Раджабова «Фирдоуси и современность».1

В данной работе наряду с мировоззренческими и философскими проблемами (бог, природа, человек) и социально политическими взглядами поэта рассматриваются и его этические идеи. При этом исследователь считает, что принципы разума, знания, добра и зла в «Шахнаме» являются главными в Философско - этической системе Фирдавси, другим же категориям этики поэт якобы не придавал большого значения. Но это не совсем так, по нашему мнению, в поэме особое внимание уделено изображению образа прекрасного и совершенного (калокагатийного) человека и кроме того все категории эстетики в «Шахнаме» имеют свое отображение. На наш взгляд, анализ тех этических принципов, которые рассмотрены М. Раджабовым в его исследовании, носят сугубо философский характер и вполне соответствует тем задачам, которые он ставил перед собой. л

В монографии А. М Атаева «Проблемы нравственности в «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси» автор уделяет особое внимание теоретико-практическим аспектам нравственной философии Фирдавси. Анализируя идеи мыслителя о добре и зле, о справедливости и мужестве, о патриотизме и гуманизме, о любви и дружбе, о морали и этикете правителей и т.д. А. М. Атаев раскрывая сущность этического учения великого поэта, только косвенно, говорит о некоторых проблемах эстетики Фирдавси.

Из числа исследований, посвященных различным аспектам идей Фирдавси, особо можно выделить работы: М. Муллоахмада, А. А. Шамолова, К. Бекзода, Н. Федюнина, К. Кадырова, А. Додбеха, Р. Хокироева, А. Д. Джалилова, Дж. Бобокалонова, К. Восе. Исследования этих авторов являются определенным вкладом в изучение рационалистического характера

1 М. Раджабов. Фирдоуси и современность Душанбе, 1976. — С. 136.

2А. М. Атаев. Проблемы нравственности в «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси. Душанбе, 1999. практической философии мыслителя. Анализируя вопросы наставления и нравоучения, благородства, верности родине и народу, храбрости и правдивости, определяя практическое и теоретическое значения гуманизма Фирдавси и его места в истории мировой цивилизации, названные ученые раскрывают важные, существенные стороны этики поэта, но ничего не говорят об эстетических взглядах автора «Шахнаме».

По нашему мнению статья К. Бекзода представляют большой научный интерес в том плане, что ученый считает «Шахнаме» не только отражение величия персоязычных народов, это эпопея о возрождении и развитии человеческого общества вообще, это эпопея об истории самосовершенствования человека и его жизни на земле.

Первую попытку исследования эстетических идей Фирдавси сделала Ф. Турсунзаде. Согласно автору, несмотря на большой объем эпопеи, она покоится на единой эстетической платформе, основана на единых эстетических принципах. К сожалению, возможно, из-за ограниченного объема статьи Ф. Турсунзаде ничего не пишет об эстетических категориях, которые довольно широко представлены в «Шахнаме». Некоторые проблемы эстетики Фирдавси рассматриваются в работе другого таджикского исследователя С. Рахимова а также в исследованиях X. X. Муминджанова., М. Хазраткулова., X. Юсупова., А. Курбонмамадова., А. Додхудоева и некоторых других авторов.1

Приведенный нами далеко не полный перечень работ показывает, насколько широк дисциплинарный и проблемный спектр изучения «Шахнаме» Фирдавси. Попытки же комплексного философско-эстетического

1 См.: Турсунзаде Ф. Идеалхои эстетики Фирдавси. // Садои Шарк. 1995. № 1-3.; Рахимов С. Эстетика зороастризма. Душанбе, 2006; Его же. Из истории эстетических воззрений таджикского народа. -Душанбе, 2005; Его же. Истоки зороастрийской эстетики //Зороастризм и его значение в развитии народов Ближнего и Среднего Востока. Душанбе, 2003. - С. 295-317.; Муминджонов X. X. Философские проблемы зороастризма. Душанбе, 2000; Его же. Зардушт ва ойини у - Душанбе, 1993.; Его же. Турон - гахвораи таммадуни ориёи. Душанбе, 2004; Хазраткулов М. Ориёихо ва тамаддуни ориёи. - Душанбе, 2006; Музаффари М. Антропологияи ориёи. - Душанбе, 2006; Юсупов X. Классическое искусство и развитие эстетической мысли таджикского и персидского народов. Автореф. — М., 1981;. анализа «Шахнаме» Фирдавси и выявления места и значения эстетических идей поэта - мыслителя для развития духовной культуры современного Таджикистана до сих пор не предпринималось. Между тем динамику современных многоплановых и противоречивых тенденций в духовно-культурной жизни таджикского общества вряд ли можно глубоко понять, не учитывая её специфики (как исторической, так и современной).

Более того, остается спорной даже сама идея о наличии или отсутствии единой эстетической системы в эпопее. Причина такого подхода к эстетическим воззрениям мыслителя заключается не только в неконтекстуальном анализе мировоззренческой сущности «Шахнаме», но и в европоцентристском подходе, который эстетику считает явлением чисто европейского характера. Безусловно, в эстетической науке господствовал принцип «европоцентризма» и во всех учебниках по эстетике рассматривались только достижения европейцев в науке эстетика. О достижениях народов Ирана и Средней Азии в области эстетики не говорилось абсолютно ничего, как будто у этих народов стоявщих у истоков мировой цивилизации, создавших первоклассную, прекрасную поэзию, вообще не существовало чувства прекрасного, изящного, безобразного, возвышенного, низменного и трагического, которые являются основными категориями эстетической науки. В связи с этим, в настоящей диссертации предпринимается попытка восполнить указанный пробел в отечественной историко-философской науке. Ставя перед собой эту задачу в качестве одной из основных, мы стремились в то же время продемонстрировать актуальность исследования эстетической доктрины Фирдавси в плане ее социокультурной значимости.

Целью исследования является анализ основных положений философско - эстетических воззрений Фирдавси. Выявление значения его философско -эстетической концепции в общем контексте отечественной истории философии, философской антропологии и философии культуры. Поэтому мы ставим перед собой следующие конкретные задачи:

- выявление особенностей, основных культурологических факторов и идейных источников формирования философско - эстетических воззрений Фирдавси; показать, что на процесс формирования его философско -эстетических воззрений оказывали огромное влияние предшествующие и современные ему философские и религиозные школы и течения, такие как зороастризм, ислам, философия «друзей первоматерии», философия восточного перипатетизма, философия калома, исмаилизм, суфизм и др.;

- определить место эстетических идей Фирдавси в контексте персидско -таджикской философско — эстетической мысли;

- раскрыть взаимосвязь и преемственность эстетической мысли в «Шахнаме» с авестийской эстетической мысли;

- определение сущности эстетических идей Фирдавси;

- выявление места и роли мифологического и религиозного сознания в философско-эстетическом учении Фирдавси; анализ основных структурных элементов эстетических взглядов мыслителя;

- исследование философских аспектов эстетических ценностей в учении поэта - мыслителя;

- определение рационалистических и гуманистических тенденций в эстетической концепции мыслителя;

- определение места и роли «Шахнаме» в развитии философско-эстетической мысли и возрождении духовно-нравственных традиций в истории таджикской культуры;

Научная новизна работы. В исследовании предпринимается попытка комплексного, системного анализа философско-эстетического учения

Фирдавси в контексте культурологических, гуманистических и религиозных воззрений его эпохи. Эстетический аспект наследия поэта-мыслителя, воспевавшего философию самобытной культуры ираноязычных народов, ранее не подвергался подобному фокусному рассмотрению.

Новизна работы также состоит в том, что в ней впервые: раскрывается теоретико-методологическая преемственность эстетической концепции Фирдавси;

- делается попытка определить место Фирдавси в истории философско-эстетических учений мусульманского востока, так как ранее эта проблема не подвергалась подобному культурологическому рассмотрению;

- выявляются основные факторы и идейные источники практической философии Фирдавси во взаимосвязи с культурными традициями персов и таджиков;

- переосмысливается проблема Бога в трактовке Фирдавси;

- в культурологическом аспекте выявляется место человека в доктрине поэта-мыслителя;

- доказывается, что основу эстетических воззрений Фирдавси составляли эстетические идеи Сократа, Платона, Аристотеля, и аль-Фараби, особенно их учение о совершенном (калокагатийном) человеке, но при этом примечательно то, что Фирдавси не просто развил эти идеи, он дал им новое понимание, наполнил соответствующим своему воззрению и времени содержанием;

- выявлены, обоснованы и охарактеризованы основные категории эстетики такие, как: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое на основе анализа понятий добра, зла, справедливости и других нравственных категорий;

- показано, что нравственные идеалы, положенные в основу «Шахнаме», в нашу эпоху, приобретают еще большее значение в деле воспитания гражданина, гуманиста и патриота, совершенного человека. Все эти ценности в наше время, в условиях национальной независимости приобретают особую актуальность. Поэтому пропаганда идей «Шахнаме», в особенности ее эстетических принципов, является крайне важным.

На защиту выносятся следующие положения:

- главными источниками формирования имплицитного философско-эстетического мировоззрения Фирдавси являются древнетаджикская и индоиранская мифология, имеющие единый арийский корень; философские, этические и эстетические теории античных авторов, религиозные, морально-эстетические идеи мусульманских мыслителей, господствовавшие в его эпоху, а также на формирование его взглядов свое влияние оказала реальная социальная среда, в условиях которой создавалась «Шахнаме»;

- несмотря на сложную и объемную конструкцию, «Шахнаме» Фирдавси имеет единый эстетический фундамент. Несмотря на то, что эстетическое и художественное мышление Фирдавси в «Шахнаме» носит имплицитный характер, тем не менее, она не являются бессистемным и ему присуще концептуальная стройность. В «Шахнаме» представлены все основные категории эстетики, и они использованы великим поэтом с большим мастерством, для придания эпопеи гармоничности, контрастности, яркости и драматизма;

- категория прекрасного весьма широко представлена в «Шахнаме». Прекрасное для мыслителя - это нечто доброе и благое, приносящее удовольствие, радость и счастье. Прекрасное есть чистая, освобожденная от скверны жизнь, ее совершенный, возвышенный образ. Эстетическая категория прекрасное, имеет особое значение для Фирдавси, оно использовано мыслителем в «Шахнаме» для создания образа совершенного, (калокагатийного) человека, идеала Фирдавси. По мнению поэта, красота — это только часть прекрасного, ее внешняя сторона, но если нет красоты, нет и прекрасного. Прекрасным, совершенным человеком, независимо от пола и общественного положения, согласно доктрине Фирдавси, является тот, кто познал Бога, осознанно выбрал принципы добра и справедливости. Счастлив и прекрасен тот человек, который, совершенствуясь физически и очищаясь духовно, проявляя волю к труду, к правде, к знаниям, осмысленно и бережно относится к тому, что способствует гармонии жизни - материальной и духовной. Счастлив и, следовательно, прекрасен тот человек, который посвятил свою жизнь служению отчизне, народу.

- все, что противоречит принципам прекрасного, является безобразным, безобразное для мыслителя тождественно злу; эстетические категории «трагического», «возвышенного, героического» имеют в «Шахнаме» отдельный статус, так как большинство поэм в эпопее имеют возвышенно - героический и трагический характер. Эти категории эстетики они вызывают у человека самые различные оттенки чувства: восхищения, восторга, страха и сожаления, все они в «Шахнаме» изображены с величайшим мастерством. Даже по происшествию тысячелетий, они не оставляют современного читателя равнодушным, вызывают у него различные эмоции и поэтому имеют большую эстетическую ценность, и огромное воспитательное значение;

- в центре философско эстетической концепции Фирдавси стоит человек, все ценности мира рассматриваются великим мыслителем через призму интересов человека, именно человек гармонично связывает в единое целое, космос, Бога и общество.

Методологической основой исследования являются сформулированные в работах ведущих современных философов и философов прошлых лет принципы исследования истории философской и эстетической мысли, которые предполагают строгий историзм и логико-объективное рассмотрение той или иной философско-эстетической концепции. В диссертации акцентируется внимание на такой важный методологический принцип современных историков философии, как анализ духовного наследия прошлого с позиции общечеловеческих ценностей. Методологической основной диссертации послужили также труды известных исследователей, И. С. Брагинского, В. В. Бартольда, А. М. Богоутдинова, Г. Ашурова, К. Олимова, Н. Назарянца, М. М. Дьяконова, М. Н. О. Османова, М. Диноршоева, С. Забиулло, С. Нафиси, Джалила Мисгар Нажода, Ф. А. Розенберга, Е. Э. Бертельса, М. И. Занда, М. Орбели, К. В. Тревера, И. В. Пьянкова, М. Раджабова, М. Хазраткулова, Х.Х. Муминджонова А. М. Мухаммадходжаева, М. Султонова, А. Л. Гусейнова, Н. Кулматова (Арабзода), А. X. Касымжанова, и др.

Источники исследования. Основными источниками настоящего исследования являются «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси; Ригведа (в перев. на фарси С. Дж. Ноини, в перев. на рус. Т. Я. Елизаренковой); Гаты - песни древнего пророка (в перев. на фарси Ибрагима Пури Довуда); трактаты Аль Фараби «О достижении счастья», «Книга указания пути к счастью», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Духовная Медицина» Абу Бакра Рози, «Тадбири манзил» («Домоводство»), «Хай ибн Якзон» Ибн-Сины, «Поэтика», «Риторика» Аристотеля, «Диалоги» Платона, «Бустон», «Гулистон» Саади, а также Коран.

Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий по истории философии, эстетики, литературы, этики и культурологии, для дальнейшего в изучения эстетической проблематики Ближнего и Среднего Востока. Результаты работы могут быть применены в преподавании разделов истории философии и эстетики, при разработке курсов лекций по философии, культурологии, эстетике, а также в нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Инновационные идеи исследования могут стать материалом для более углубленных научных разработок по философии эстетике и мифологии ираноязычных народов.

Апробация исследования. Работа обсуждалась на кафедре философии культуры Худжандского Государственного Университета имени Б.Гафурова 3 - марта-2007г. Протокол №2. Отдельные аспекты исследования доложены на университетской научно-практической конференции 11- апреля - 2008г.

Основное содержание диссертации отражено в ряде статей автора.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании Отдела истории философии таджикского народа Института философии имени академика A.M. Богоутдинова Академии наук Республика Таджикистан, протокол № 5 от 16 - июня - 2009г.

Структура и объем работы подчинены ее общей задаче. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Маллаев, Рахимходжа Каримович

Заключение

Шахнаме» великого мыслителя и поэта, патриота и гуманиста Абулькасима Фирдавси является своеобразной энциклопедией жизни и культуры таджикского и иранского народов. В ней содержатся и отображаются древние народные обычаи и традиции, торжества и праздники, свадьбы и пиршества, сцены охоты и боев, плач по умершим героям и другие картины жизни и быта таджикского народа. Вместе с этим, «Шахнаме», являясь величайшим памятником духовной культуры, вобрала в себя высшие достижения таджикского народа в области мифологии, религии, философии, этики, эстетики, истории, литературы, языка и т.д.

Шахнаме» - не просто художественное произведение, это зов сердца великого поэта, который дошел до нас сквозь тысячу лет, это призыв к объединению народа, к миролюбию, отвергающему междоусобные войны и вражду

Шахнаме» - это гимн патриотизму, любви к Родине; это призыв к гуманизму, доброте и любви к народу. Идеи патриотизма, гуманизма, доброты, идеи сопротивления злу и насилию составляют основу менталитета народа сформировавшего в течение тысячелетий.

Говоря об исторических источниках «Шахнаме» великого поэта, следует отметить, что Фирдавси является непосредственным автором «Шахнаме». Конечно, он использовал исторические письменные источники, народные предания и легенды, но при этом поэт мастерски обрабатывал, корректировал их, исходя из своего миропонимания. Поэтому Фирдавси не является версификатором, и все его философские, нравственные, эстетические, религиозные и социально - политические идеи, составившие основу «Шахнаме», являются идеями великого поэта.

Анализ таких эстетических категорий, как «прекрасное», «безобразное», «возвышенное», «низменное» и «трагическое» показал, что все они весьма глубоко разработаны и представлены в эпопее. В «Шахнаме» представлены и другие эстетические категории, такие, как игра, художественный образ и символ, которые могут стать объектом исследования позже.

На основе проделанного анализа мы пришли к следующим выводам: наряду с философскими, нравственными идеями в «Шахнаме» широко представлены и эстетические идеи великого поэта. Основу этих идей составляли эстетические идеи Платона, Аристотеля, Плотина и аль - Фараби, но при этом Фирдавси не просто развил эти идеи, а наполнил их новым пониманием и содержанием. Эстетика в средние века на востоке не существовала как самостоятельная наука, но ее понятия («прекрасное», «безобразное», «возвышенное», «низменное» и «трагическое») имели место в контексте философии. Нравственное, доброе чувство не могло существовать без понятий прекрасного, возвышенного и героического.

Фирдавси оказал значительное влияние на последующий ход развития общественной мысли. Это особенно хорошо прослеживается в наследии таких поэтов - мыслителей, как Аттор, Низами, Саади, Джами, Лоик, Каноат и др.

Шахнаме» Фирдавси стала не только выдающимся достижением национальной духовной культуры, но и приобрела мировое значение. И в первую очередь благодаря именно своему глубокому этико-философскому и эстетическому содержанию, суть которого состояла в утверждении самой ценности человека, в культе духовности, разума, знания, красоты, добра, любви, справедливости, гуманизма и других общечеловеческих ценностей.

Эти известные истины, нравственные идеалы в нашу эпоху, эпоху кризисов и катастроф приобретают еще большее значение. Пропаганда идей «Шахнаме», в особенности ее эстетических принципов - это веление времени. Актуальность, жизненность эстетического учения Фирдавси имеют непреходящее значение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Маллаев, Рахимходжа Каримович, 2009 год

1. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты /АН Каз. ССР. Ин-т философии и права. - Алма-Ата: Наука, 1985. — 624с.

2. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты /АН Каз. ССР. Ин-т философии и права. Алма-Ата: Наука, 1973. — 399с.

3. Аль-Фараби. Философские трактаты /АН Каз. ССР. Ин-т философии права. Алма-Ата: Наука, 1970. - 430с.

4. Аристотель, Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль 1975-1983. - Т.1 .-4.

5. Аристотель. Этика. Пер. с греч. Э. Радлов. СПб., 1884. - 209с.

6. Аристотель. Политика. //Соч. в 4т. М.: Мысль, 1983. - Т.4. - С.375-644.

7. Бируни Абу Райхан. Избранные произведения /АТ УзССР. Ин-т востоковедения. — Ташкент, 1957. Т. 1. Памятники минувших поколений. — 488с.

8. Джами А. Избранные произведения: В 4-х т. Душанбе: Ирфон. 19721981. — Т.1.-4.

9. Дониш А. Наводир-ул-вакоеъ /АФ РСС Точикистон. Шуъбаи фалсафа. Душанбе: Дониш, 1988. - Китоби 1. - 286с.

10. Ибни Сино. Абуали. Рисола-ул-ахлок. — Душанбе Ашхобод, 2005. 216с.

11. Ибни Сино. Абуали. Тадбири манзил //Осори мунтахаб. — Душанбе, 1980. Чилди 2. - С.25-37.

12. Низомулмулк. Сиёсатнома. /Ба чоп тайеркунанда Д. Девонакулов. -Душанбе: Адиб, 1989. 200с.

13. Платон. Сочинения: В 3-х т. -М.: Мысль. 1968-1972. Т.1.-3.

14. Рози. Закариё. Тибби рухони //Рози 3. Мунтахаби осор. Душанбе, 1989. -122.

15. Фирдавси А. Шохнома: Иборат аз 9 чилд. -Душнабе. Адиб, 19871991

16. Фирдоуси А. Поэмы из Шах-намэ: Сталининабад. 1959. — 523с. Перевод С.Лиикина.

17. Шерози С. Гулистон / АИ РСС Точикистон, Ин-ти шаркшиноси. — Душанбе: Дониш, 1988. — 216с.1. КНИГИ И СТАТЬИ

18. Абаев М. Миф и история в Готах Зороастра. — М., 1974. — 207с.

19. Абдуллоев А. Абулкосими Фирдавси: Очерки илмию бадей. — Душанбе: Адиб, 1987. 176с.

20. Абдуллоев А. Шоир ва шох // Илм ва хает. 1994. - № 3/6. - С.12-13.

21. Абдухоликов Е. Маллаев Р. Философский анализ зороастрийского закона Аша. Худжанд. Э^ёи Ачам №2 1999. С.17-24

22. Азимов К.А. Современные буржуазные концепции этического наследия средневекового Востока // Мораль, общество, личность. — М., 1979. С.79-89.

23. Азимов К.А., Сатыбекова С.К. У истоков гуманистической традиции общественной мысли народов Советского Востока: (Анализ зороастрийской концепции человека) // Филос. Науки. — 1987. № 3.

24. Айни С. Дар бораи Фирдавси ва «Шохнома» // Куллиет. Душанбе. 1963. -Чилди 2, Китоби 1. -С.7-50.

25. Айрумян Л. Фирдавси дар адабиети немис //Мактаби совети. — 1985. -№1. С.28-32.

26. Акбарзод Ю. «Илхом» ва «Шохнома» // Садои Шарк. 1995. - № 1/3. - С.93-99.

27. Аль-Фараби и развитие восточной философии. Астана 2005. 316с.

28. Али Апшерон. Мусульманская эстетика. Баку. 1992. 114с.

29. Амир С. Фирдавси дар мактаби адабии Ахмади Дониш. Душанбе, 1995.-64с.

30. Анвари С. Вожахои низоми дар «Шохнома». Душанбе, 1994. -120с.

31. Андарзномаи Фирдавси. — Душанбе. 1992. 272с.

32. Антология мировой философии: В 4-х т./АН СССР. Ин-т философии. -М., 1969. Т.1: Философия древности и средневековья, ч.1. - 572 е.; ч.2. - С.577-936.

33. Асимов М., Диноршоев М. Ибн Сина и его роль в развитии мировой цивилизации // Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М., 1980. - С.7-44.

34. Асроров Ш. Инсон аз назари Фирдавси // Садои Шарк. № II, 1975. — С.130-135.

35. Афсахзод А. Тахаввули афкори Абдурахмони Чоми /Мухаррири масъул М.Р. Рачабов. Душанбе: Дониш, 1981. - 158с.

36. Афсахов А. Тахкики «Шохнома» дар Эрон // Садои Шарк. 1977. -№ 9. — С.145-148.

37. Ахрори 3. Симои Фирдавси дар сухани порей // Чунбиш. 1997. — Дек. (№ 10). - С.6.

38. Ашуров Г. А. Античные философы в поэме Джами «Хирадномаи Искандари» // Абдурахмони Чоми. Душанбе, 1973. Ч. 2. - С.45-54.

39. Ашуров Г.А. Философские взгляды Носира Хисрава (На основе анализа трактата «Зад-ал-мусафирин»). Душанбе, 1965. -113с.

40. Бартольд В.В. К истории персидского эпоса //Соч. М., 1971. — Т.7. — С.383-408.

41. Бартольд В.В. Халиф и султан //Соч. -М., 1965. Т.6. - С.15-78.

42. Бекзода К. Фирдавси файласуфи ношинохта // Чунбиш. - 1997. -Окт. (№5). - С.8.

43. Беков К. Мухаммад Шахристани историк философии. - Душанбе: Дониш, 1967.- 116с.

44. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. — М.: Изд-во вост.лит., 1960.-556с.

45. Богоутдинов А.И. Избранные произведения / Отв.ред. Г.А.Ашуров. -Душанбе: Дониш, 1980. 418с.

46. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. Сталинабад. Таджгосиздат. 1961.-332с.

47. Бойматова Т. Панду хикматхо дар «Шохнома» //Садои Шарк. 1976. - №2. — С.109-115.

48. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука, 1987. -301с.

49. Босворт К.Э. Мусульманские династии: Справочник по хронологии и генеалогии. — М., 1971. — 324с.

50. Брагинский И. С. Двенадцать миниатюр: От Рудаки до Джами. 2-е издание доп. М. Худ. Лит. 1976. 303 стр.

51. Брагинский И. С. Из истории персидской и таджикской литератур. Избранные работы. М: Наука. 1972. - 524 стр.

52. Брагинский И. С. Океан «Шах наме» и некоторые ее тайны. Фирдоуси. «Шах - наме» - М. 1964. Т. 1. - С. 5-22.

53. Бычков В.В. Эстетика. М. Гардарики, 2002. — 556с.

54. Гафуров Б., Касымджанов А.Х. Аль-Фараби в истории культуры. -М.: Наука, 1975.-176с.

55. Гафуров Б., Касымджанов А.Х. Социально-этические воззрения Аль-фараби //Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. — С.27-35.

56. Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. 2-е изд. - Душанбе: Ирфон, 1989. - Кн.1. - 382с.; Кн.2. -480с.

57. Гафуров Б.Фирдоуси слава и городость мировой культуры //Фирдоуси. Шахнаме. -М., 1985. - С.3-10.

58. Геющев 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перепатиков). -Баку, 1982.- 180с.

59. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1966. - 352с.

60. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины /Отв.ред.М.С.Асимов.-Душанбе: Дониш, 1985. 256с.

61. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси /Отв.ред. М.Асимов.-Душанбе: Дониш, 1968. — 156с.

62. Диноршоева 3. М. Гражданская философия Аль-Фараби. Душанбе -2005г. 323 с.

63. Доватур А.И Политика и политии Аристотеля. М.; JL: Наука, 1965. -390с.

64. Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. — М., 1961. 444с.

65. Дьяконов М.М. Фирдоуси. Жизнь и творчество. M.;J1., 1940 — 137с.

66. Дьяконова Н.В. Два дидактических отрывка «Шах-наме» Фирдоуси: Дис. . канд.филол.наук. — Л., 1946. 109. ХУ л.

67. Ефремов И.А.«Великая дуга». Нижний Новгород. 1994. -320с.

68. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л., Изд-во Ленинградско гоУнив., 1980. 223с.

69. Крачковский И. Ю. Коран. Пер. с араб. Предисл. к изд. 1963г.

70. B.Беляева, П.Грязневича — М., 1990. — 528с.

71. Касымджанов А.Х. Проблема разума в мировоззрении Аль-Фараби // Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток.-М., 1990.-С. 100-113.

72. Касымджанов А.Х. Эстетические взгляды Фараби. Д.1990. 143с.

73. Лосев А.Ф. Дерзания духа. М.: Политиздат, 1988. - 364с.

74. Лосев А.Ф. История античной эстетики Т. 1-8 М. 1963-1994

75. Мец А. Мусульманский ренесанс /Пер.Д. Е.Бертельс. М. 1966. -364с.

76. Муллоахмад М. Х,унари шахсиятофарини Фирдавси // Чунбиш. -1997. Дек.(№10). - с.8.

77. Муминджонов X. X. «Философские проблемы зороастризма». Душанбе. 2000г.-200 е.;

78. Муминджонов Х.Х. «Зардушт ва ойини у» Душанбе. 1993г. -140 с.

79. Мухабатов X. Фирдавси асосгузори андешаи милли-ватанпарастии мардуми форсизабон //Чунбиш, 1998. - янв.(№1). - СЛ.

80. Мухаммадхоча А. Макоми хирад аз назари Фирдавси //Чунбиш. -1997.-Сент. (№3).-С.8.

81. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма Душанбе. 1991. —231с.

82. Назарянц Н. Абуль-Касем Фердовси Тусский творец книги царей, известный под названием «Шах-намэ». — Казань. 1849. -78с.

83. Нуцубидзе Ш.И. Руставели и Восточный ренессанс. Тбилиси 1967.1. C.321

84. Олимов К. Хорасанский суфизм. Душанбе, 1994. - 348с.

85. Орбели И. Шахнаме // Фердовси. 934-1934. Л., 1934. - С.1-11.

86. Османов М.Н. Место «Шах-наме» Фирдоуси в таджикской литерату ре 1Х-Х вв. М. 1954. - 213с.

87. Османов М.И. Фирдоуси. Жизнь и творчество. М. 1959. - 183с.

88. Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти //Социально-политические представления в исламе: История и современность. — М., 1987. — С.6-20

89. Пьянков И.В. Кадимтарин силсилахои хамосии «Шохнома» // Садои Шарк- 1995. -№ 1/3.-С. 74-78.

90. Пьянков И.В. Ктеций о Заратуштре // Материальная культура Таджикистана. — Душанбе, 1968. Вып.1. - С.55-69.

91. Раджабов М. Фирдоуси и современность . Душанбе. 1976. — 136с.

92. Рахимов С. Эстетика зороастризма. Душанбе. 2006, 406с.

93. Ромаскевич A.A. Очерк истории изучения Шах-наме // Фердовси. 934-1934.-Л., 1934. — С.13-50.

94. Саркоров И. Ситоиши неки ва накухиши бади дар «Шохнома»-и Фирдавси //Мактаби совети. 1986. - №3. - С.23-26.

95. Сатыбекова С.К. Гуманизм Аль-Фараби. Алма-Ата. 1975. - 143с.

96. Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадани. — Душанбе. 1993. — 135с.

97. Татаркевич В. Античная эстетика М.1977. 392с.

98. Турсунзода Ф. Идеалхои эстетикии Фирдавси // Садои Шарк. 1995. —№ 1/3. - С.89-91.

99. Турсунов А. Эхёи ачам. — Душанбе. 1987 208с.

100. Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. — Ташкент. 1967. — 355с.

101. Чалил Мисгар Начод Рисолати бузурги Фирдавси дар назми «Шохнома». Журнал «Ашна». Соли дуввум, шумораи 10, С.46-64.

102. Шамолов А. Андешахои ичтимои ва сиёсии Фирдавси. // Хикмати назми ниёгон. Душанбе, 1999. 99с.

103. Шамолов А. Хуччат ул-ислом Газзоли; Андешахои ичтимои сиёси.1. Душанбе. 1996 -360с.

104. Шарифов X. Фирдавси ва мадхи Султон Махмуд // Чунбиш. — 1997. (№8). С.6.

105. Э. Умаров, И. Пал Эстетика. Ташкент. 1990. 319с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.