Фольклор семиреченских казаков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, доктор филологических наук Багизбаева, Мая Михайловна

  • Багизбаева, Мая Михайловна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 1983, Алма-Ата
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 407
Багизбаева, Мая Михайловна. Фольклор семиреченских казаков: дис. доктор филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Алма-Ата. 1983. 407 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Багизбаева, Мая Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.2

Глава I. ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМИРЕЧЬЯ. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМИРЕЧЕНСКИХ КАЗАКОВ.20

Глава П. ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ ФОЛЬКЛОРА СЕМИРЕЧЕНСКИХ

КАЗАКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.80

Глава Ш. ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАЗАКОВ СЕМИРЕЯЬЯ. . . 100

Глава 1У.ЧАСТУШКА В ФОЛЬКЛОРЕ СЕМИРЕЧЕНСКИХ КАЗАКОВ . 160

Глава У. ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ В ФОЛЬКЛОРЕ СЕМИРЕЧЕНСКИХ КАЗАКОВ . 191

Глава У1.СКАЗОЧНАЯ И НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА ФОЛЬКЛОРА

СЕМИРЕЧЕНСКИХ КАЗАКОВ . 239

Глава УП.ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ И ЗАГАДКИ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ КАЗАКОВ СЕМИРЕЧЬЯ. 295

Глава УШ.О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ СЕМИРЕЧЕНСКИХ

КАЗАКОВ . . 337

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклор семиреченских казаков»

Июньский (1983 года) Пленум ЦК КПСС прямо и определенно напомнил о том, что общественные науки (в том числе наука о литературе и фольклоре) есть науки идеологические, поэтому они являются составной и органической частью партийного, общегосударственного и общенародного дела.

На Пленуме специально подчеркивалась необходимость актуальности научных проблем, своевременного обновления тематики научных исследований. Это обязывает нас больше внимания уделять вопросам планирования научной работы, сочетающей актуальность тематики с ее перспективностью.

Решения июньского Пленума ЦК КПСС помогают наметить различные пути и способы практической реализации фольклористических исследований, главная цель которых - сделать неотъемлемым духовным достоянием советского народа передовую отечественную культуру, которая, "вбирая в себя и развивая все лучшее, что создано мировой культурой, явится новой, высшей ступенью в культурном развитии человечества".^

Идеологическая работа - один из коренных вопросов деятельности партии и одна из важнейших составных частей коммунистического строительства. "Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установр ками,моралью и интересами, высокой культурой поведения".

В нашей стране идет могучий процесс, дотоле неизвестный. Вместе с ходом истории,с расцветом национальных культур проис

1 Программа КПСС. М., 1976, с.130.

2 Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Правда, 1983, 16 июня, К3 167. ходит сближение социалистических наций, которые не исключают, а наоборот, предполагают существование национальных особенностей и отличий. Однако в наше время национальное самоопределяется и наиболее ярко выражается во взаимодействии национального и интернационального, в широком многоплановом изображении национального характера и самих жизненных обстоятельств".^

Фольклор, являющийся значимым компонентом духовной культуры социалистического общества, играет существенную роль в сложном и многообразном процессе развития отдельных национальных культур и в становлении общесоветской культуры, которая развивается на почве самого прогрессивного, передового, гуманного, ценного, что выработала вся предшествующая история человечества.

В последнее время значительно возрос интерес общественности к народному творчеству. Это проявляется в массовом включении фольклорных произведений в репертуар художественных коллективов, в организации и плодотворной работе "Клубов любителей народной поэзии" при областных, краевых домах народного творчества, в проведении телевидением смотра народных талантов. Все это способствует сохранению традиционного фольклора и развитию современного народного творчества. "Все свои многообразные функции он имеет возможность выполнять только будучи искусством высокого р эстетического уровня .

Русский советский фольклор представляет собой массовую форму народной поэтической культуры эпохи социализма, которая своими корнями уходит в вековые народно-поэтические традиции, вырастает на их основе и является органическим и закономерным их

1 Базанов В.Г. Новое время - новые задачи. - В кн. "Фольклористика Российской Федерации", Л., "Наука", 1975, с.5-6.

2 Кравцов Н.И. Проблемы теории фольклора. - В сб. "Проблемы фольклора". М., *Наука", 1975, с.5. продолжением в новых исторических условиях.

Фольклор на современном этапе получил неограниченные творческие возможности в отражении действительности во всех ее проявлениях и открывает исследователю перспективы непосредственного с ним соприкосновения, что позволяет заглянуть в самые тайники действительно живого фольклорного процесса, глубже уяснить его основные закономерности. Особенности развития фольклора способствовали возникновению ряда новых научных проблем, исследование и правильное решение которых является одной из актуальных задач наших специалистов.

Советская фольклористика, исследуя современное состояние народной поэзии, а всякое состояние предполагает совокупность процессов, все составные части которых взаимно обусловлены, заостряет внимание на проблемах специфики фольклора и путях его развития в советскую эпоху, рассматривает вопрос о судьбах разных жанров в наши дни, о значении наследия в процессе создания нового поэтического искусства.

Для решения этих актуальных проблем необходимо усилить собирательскую работу и более интенсивно использовать записи фольклорных экспедиций, собранные в отдельных регионах, областях, районах, больше уделять внимания их изучению, так как в них отражаются процессы, происходящие в народном творчестве в настоящее время.

Исследование и детальное описание произведений фольклора становится особенно актуальным на современном этапе, когда стремительно изменяются условия жизни народных масс, идет интенсивный процесс углубления социальной однородности общества. 3 а ф и к -сировать, закрепить средствами современной науки и тем самым сохранить для будущих поколений духовное сокровище народа -одна из важных задач советской фольклористики.^

В настоящее время советские ученые осуществляют работу по подготовке "Свода русского фольклора", которая требует прежде всего максимальной активизации собирательской деятельности, систематизации и анализа фольклорного материала, бытующего на территории всей страны. В этом плане приобретают особую научную значимость материалы русского фольклора, собранного в национальных республиках нашей страны, фольклора русского населения этих республик. В такой среде фиксируются и весьма архаические черты традиционного русского фольклора, и факты проявления нового, обусловленные взаимовлиянием и взаимопроникновением фольклора разных народов. Следует учитывать при этом специфику современного фольклора, на которую указывал В.Г.Базанов: "Для фольклора разных времен и народов вообще показательны странствующие сюжеты, восприятие иноязычного материала, переосмысление "чужого" в "свое". "Однако, - конкретизирует далее свою мысль исследователь, - эта общая закономерность сейчас приобретает иное качество, обусловленное духовным сближением социалистических наций. Естественно, что советская фольклористика значительно расширяет свой предмет, включая в историко-сравнительное изучение многонациональное фольклорное творчество и его взаимосвязи".^

Весьма характерной республикой в этом отношении является Казахстан (население которого 13,3 миллионов человек - представители более 100 национальностей и народностей), где русское население составляет более 40%. Одной из главных задач, стоящих в настоящее

1 Здесь и далее разрядка принадлежит автору диссертации. В других случаях - оговаривается специально.

2 Базанов В.Г. Новое время - новые задачи.- В кн.: "Фольклористика Российской Федерации". Л., "Наука", 1975, с.б. время перед советскими фольклористами, является задача создания целостной истории устного творчества всех народов Казахстана, в том числе и русского фольклора. В свете осуществления этой задачи не стареющим можно считать один из основополагающих выводов о народной поэзии, сделанный около ста лет назад Ф.И.Буслаевым: "Это великое неизвестное целое, по частям открываемое наукой о народности, живет раздробленного жизнью, видоизменяемою тысячами местных особенностей и исторических обстоятельств,и,чтобы открыть общее и существенное в этих разветвлениях, нужно их усмотЛ реть и привести в известность."

Народное искусство каждой республики, края, области, города и деревни, наряду с интернациональными формами, свойственными советской культуре, и национальной спецификой, имеет свои исторически сложившиеся черты, которые должны быть основным предметом изучения.

Советским фольклористам удалось собрать и записать много ценного, но это не значит, что уже все найдено и изучено. Среди тщательно обследованных регионов на фольклористической карте все еще встречаются "белые пятна", и задача исследователей народнопоэтического творчества состоит в том, чтобы ликвидировать их в возможно короткий срок. Так, не снята с повестки дня интереснейшая проблема - изучение фольклора казаков, который является неотъемлемой частью устного поэтического творчества русского народа. Выявление общих закономерностей развития особенностей казачьего фольклора в целом требует предварительно регионального исследования народного творчества отдельных казачьих групп, изучение его своеобразного бытования, местных отличий, порожденных конкретными этнографическими, историческими, социальными особен

I Буслаев Ф.И. Народная поэзия, Спб., 1887, с.437 ностями их жизни. Очевидно, что лишь при конкретно-историческом подходе возможно решение проблемы о судьбах фольклора на современном этапе, так как "если рассматривать какое угодно общественное явление в процессе его развития, то в нем всегда скажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего".^

Среди многочисленных групп русского населения, появившихся на территории Казахстана в разное время и по разным причинам, одной из наиболее своеобразных является семиречен-ское казачество.

Объективная историческая необходимость (защита народа от опасности физического истребления) требовала присоединения казахских земель к России. Процесс присоединения Казахстана к России длился более века, начиная с 1731 года по 50-60 годы XIX века.

В ходе присоединения Казахстана к России на его территории возникло более 30 городов и 400 казачьих поселков, часть которых превратилась в военно-административные центры. Среди них особое место занимают города и казачьи станицы Семиречья.

Как свидетельствуют документальные источники, основная часть семиреченского казачества состояла из сибирских казаков. Характерна в этом отношении, например, история образования Капала - одной из первых казачьих станиц, заселение которой началось в середине прошлого столетия в целях укрепления границы с Китаем. В 1846 году в эти места были привезены два полка сибирских казаков с семьями на постоянное жительство (они и составили генетическое ядро этнического состава местного казачьего населения). Образовалась казачья станица. В дальнейшем,однако, этнический состав ее жителей не остался однородным: население постепенно пополнялось за счет новых переселенцев из Сибири, с Урала, Алтая,

I Ленин В.И. Полн.собр. соч., т.1, с.181

Украины и других мест, за счет местного населения, принявшего христианскую веру и служившего вместе с русскими казаками. Вопреки насаждавшейся свыше вражде, казаков и казахов объединяло главное - то, что они жили и трудились на одной земле, в одних и тех же условиях. Историческая динамичность в заселении Семиречья слоями народа ■ из различных областей наложила отпечаток на своеобразие бытования устного народного творчества.

Фольклористика располагает публикациями и исследованиями поэтического творчества донских, кубанских, уральских, сибирских, оренбургских, терских казаков, однако до последнего времени не было ни одного сборника народного творчества семиреченских казаков. Русский фольклор Семиречья в системе различных жанров не привлекал до сих пор внимания ученых, специалистов в области фольклористики. Настоящая диссертационная работа является исследованием народного творчества семиреченских казаков, его генезиса, художественной и жанровой специфики. Важно, что перед нами явно "белое пятно" на фольклористической карте, без заполнения которого общая картина русского фольклора будет не полной и разработка общей теории региональных, межнациональных связей будет затруднена.

Этим обусловлена актуальность предлагаемой диссертационной работы. Для раскрытия темы необходимо было исследовать ряд проблем:

1) образование и история семиреченского казачества;

2) фольклор семиреченских казаков как органически неотъемлемая часть общерусского и общеказачьего устного поэтического творчества;

3) жанровый состав фольклора семиреченских казаков в его традиционном и современном проявлениях;

4) своеобразие идейно-тематического содержания и поэтики отдельных жанров.

Диссертация является первой работой, специально посвященной этому кругу проблем, чем и определяется новизна исследования. Перед автором диссертации стояла трудная и сложная з а-дача: по возможности наиболее полно собрать, систематизировать и изучить устное поэтическое творчество семиреченских казаков на современном этапе его развития.

Можно говорить по крайней мере о трех генеральных задачах науки по отношению к фольклорной системе как объекту изучения: во-первых, она должна быть всесторонне описана и исследована как таковая - в целом и в составляющих ее слагаемых; во-вторых, она должна быть изучена и понята как исторически обусловленный этап в развитии фольклора и поставлена в связь с более ранними этапами этого развития; в-третьих, в этой системе необходимо выявить и исследовать все то, что дает материал для уяснения процесса истории фольклора и попытаться восстановить динамику, основные т этапы и содержание этого процесса", - так определяет методологию сравнительно-исторического изучения фольклора Б.Н.Путилов. В предлагаемой диссертации учтены эти три фактора и практически реализованы в методе анализа.

Предпринятое исследование фольклора семиреченских казаков базируется на научном опыте, накопленном классической русской и советской фольклористикой в процессе длительной истории изучения общих и специальных проблем фольклора. Практического осмысления в аспекте избранной темы потребовали работы ведущих советских ученых, освещающих своеобразие бытования русского фольклора в отдельных реги. онах нашей страны и специфику его изучения.

В.И.Ленин учит: "Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае, значит, обрекать всякое дело на различного рода и характера ошибки, неправильные выводы и обобщения"."'"

Итак, в диссертации ставятся задачи: выявить историко-этно-графические предпосылки формирования семиреченского казачества, проследить основные этапы его существования; на основе сравнительно-сопоставительного анализа раскрыть своеобразие его фольклора; установить общерусские, общеказачьи черты и специфические особенности народного творчества русского населении в Казахстане на текстологическом материале фольклора казаков Семиречья.

Исследование этих проблем дает возможность , во-первых , охарактеризовать историческое развитие и современное состояние фольклора неизученного региона, во-вторых, установить его жанровый состав, в-третьих, определить идейно -эстетическую значимость устно -поэтического творчества семиреченских казаков.

Основой методики диссертационного исследования явился исторический подход к изучаемым проблемам, принцип диалектического единства формы и содержания, сравнительно-сопоставительного изучения фольклора.

Фольклористика успешно развивается при условии последовательных специальных исследований и охвата всех сторон народного

I Ленин В.И. Поли. собр. соч., М., 1976, т.15, с.368. творчества на всем протяжении его исторического развития. Она^ заняла достойное место в ряду других наук, раскрывая многообразие проявлений исторических закономерностей существования фольклора - от зачатков его в культуре доклассового общества, через основные этапы его длительной эволюции в условиях классового общества, до современных форм народного творчества.

Важнейшим методологическим условием исследования фольклора является изучение разных сторон проблемы, отношения его к действительности в историческом аспекте.

Марксистско-ленинская методология послужила для нас критерием в научном подходе к исследуемому материалу в целом и к различным его произведениям и их структурным элементам в частности.

Изучение русского фольклора в Семиречье выполнено главным образом по жанровому и тематическому принципам с учетом региональных особенностей собранного материала.

В основе нашего исследования лежит признанный фольклористической наукой метод широкого и систематического сравнительного анализа. Объективно справедливым представляется в этой связи заключение Б.Н.Путилова: "Фольклористика принадлежит именно к тому ряду наук, для которых выработка и применение сравнительного метода составляет их "внутреннюю потребность", обусловленную, в первую очередь, особенностями самого предмета"."'"

В диссертации широко использовался метод , который,по словам В.Я.Проппа,принято называть индуктивным, т.е. "идущим не от гипотез, а от скрупулезного сопоставительного изучения и анализа фактов к обоснованным через факты выводам.Только этот метод дает надежное установление истины".^

Почти полное отсутствие записей произведений народного творчества семиреченских казаков обязало нас проделать трудоемкую рабо ту установления фольклорных текстов. Запись проводилась от всех информантов, поэтому тексты не одинаковы по художественным достоинствам. Показать в работе весь зафиксированный материал невозможно, да и не представляется необходимым, поэтому мы использовали иллюстрацию отдельных произведений различных жанров. Любое произведение фольклора реализуется в тексте, но объективно оно живет как бы независимо от данного текстового вьгражения, так как реализуется в бесконечном множестве известных и неизвестных текстов. Естественно поэтому, что любой текст представляет интерес прежде всего своими устойчивыми элементами, поскольку именно они представляют собой величину постоянную, закономерную, не подверженную случайностям.^

Анализ зафиксированных нами произведений,сравнительная характеристика имеющихся вариантов помогли выявить пути развития и современное бытование известных традиционных произведений фольклора, а также наличие вновь создаваемых, эстетическая ценность которых требует особого теоретического осмысления.

В работе фольклориста много общего с работой археолога, но археолог занят лишь прошлым, современность его не интересует, Фольклорист же не может быть только исследователем древности. Ни одно только что рожденное словцо, ни одна присказка, частуш

1 Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., "Искусство",1970, с.6.

2 Показательны в этой связи выводы Г.И.Мальцева, обратившегося к проблеме традиционных формул необрядовой лирики: "Пока традиция жива, формула, пользуясь вьцзажением В.Гумбольдта, -«ь а. емегае'кз. , т.е. не готовый продукт", а "деятельность".

При этом "внутренняя связь с традицией создает цельность любой реализации. 71 - русский фольклор. XXI. Поэтика русского фольклора. Л., "Наука", 1981, с.24. ка, песня не должны пролетать мимо его ушей".*

Для фольклористики важны как сборники фольклорных материалов, так и обобщающие исследования, освещающие процессы становления новой художественной культуры народа, раскрывающие идейно-эстетическое содержание произведений народного творчества. "Теория нужна в любой области человеческих знаний. Ни одна наука без теории в наши дни обходиться не может. Теория прежде всего имеет познавательное значение и знание ее - один из элементов научного мировоззрения вообще". Но вместе с тем, по мысли исследователя, основу отношения теории к фактам составляет тщательное и беспристрастное изучение их, "а не абстрактные размышления, о как бы они ни были интересны и привлекательны сами по себе".

Исследование фольклора семиреченских казаков весьма важно и актуально с точки зрения современных научных и практических задач. Изучение историко-этнографических основ Семиречья при этом способствует решению проблемы - русский фольклор в иноязычной среде. Собранный фольклорный материал и результаты его исследования должны служить дальнейшему координированию собирательской работы в области русского народного творчества, бытующего в Казахстане. Исследование помогает определить территории, слабо изученные с этой точки зрения, и активизировать собирание фольклорных материалов русского населения.

Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ фольклорной практики с учетом местных условий бытования русского народного творчества, а также для составления перспективных планов издания русского фольклора, зафиксированного в Казахстане. Настоящее исследование в некоторой степени до

I Кулаковская Н., Кулаковский Л. За народной мудростью, М.,

1976, с.6. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., "Искусство", 1976,с.5. полнит новым материалом существующий библиографический аппарат по русскому народному творчеству, более конкретно - казачьему фольклору.

Фольклорные произведения казаков Семиречья представляют определенный интерес для изучения общих и частных проблем устной народной поэзии казачества в целом. Практическая ценность работы заключается также и в том, что ее результаты имеют первостепенное значение для более глубокого и широкого исследования в дальнейшем отдельных жанров, конкретных произведений и их тематики.

Источником фактического материала в диссертации послужили в основном записи фольклорных экспедиций 1972-1979 гг. Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени С.М.Кирова под руководством автора диссертации в бывшие казачьи станицы, города и поселки Семиречья: Алма-Атинская область (г.Алма-Ата, г.Капчагай, г.Иссык, г.Талгар, г.Каскелен, с.Николаевка, с.Дмитриевка, с.Че-молган, с.Дружба, Энбекши-Казахский район); Талды-Курганская область (г.Талды-Курган, г.Сарканд, г.Лепсинск, г.Панфилов, с.Кар-галы, с.Капал, с.Уч-Арал, с.Коктал, с.Баскунчи, п.Джансутурово). Главной целью экспедиций было изучение современных форм народного творчества, определение состояния традиционного фольклора в наши дни. Материалы, собранные по принципу повсеместной и безотборочной записи, дают возможность выяснить, насколько широко распространены и популярны различные жанры среди семиреченского каза> чества, какую роль они играют в духовной и практической жизни, каково отношение к ним носителей фольклора и как все это отражается в структуре и функциях произведений фольклора.

Основой нашего исследования фольклора семиреченских казаков явились тексты всех жанров традиционного и современного фольклора, зафиксированные в Талды-Курганской и Алма-Атинской областях, которые составляют территорию Семиречья. Для сравнительного анализа привлекаются классические научные публикации произведений традиционного общерусского фольклора (сб. П.В.Киреевского, П.В.Шейна, А.Н.Афанасьева, В.В.Даля, И.А.Худякова, Д.Н.Садовнико-ва, Н.П.Колпаковой, М.А.Рыбниковой, В.В.Митрофановой и др.) и народного творчества различных этнических групп казачества.

Апробацию работа получила в публикациях основных положений диссертации; а также в докладах на университетских, областных, республиканских, всесоюзных, международных конференциях по проблемам фольклора.

Издание сборника "Фольклор семиреченских казаков" (Алма-Ата, "Мектеп", I часть, 1977 г., П часть, 1979 г.) получило различные положительные рецензии. В очередном выпуске "Русского фольклора", вышедшего после завершения диссертации, издание фольклора семиреченских казаков характеризуется в ряду "сборников последних десятилетий, созданных на основе тщательных обследований малоизвестных и вовсе не известных в науке районов", которые "дали интереснейший материал для превосходных фольклорных собраний".2

Диссертация состоит из введения, восьми глав, заключения, библиографии и приложения, состоящего из четырех карт.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Багизбаева, Мая Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важных достижений советской культуре является осознание социально-исторической значимости фольклорного наследия и утверждение его непреходящей ценности для современного и будущего поколений.

Исследование особенностей функционирования устного поэтического творчества русского народа в условиях современной действительности привлекает все более пристальное внимание советских фольклористов. Особую актуальность в этом плане приобретает изучение русского фольклора в различных регионах нашей многонациональной социалистической Родины. И по своей еще недостаточной изученности, и по тем принципиально новым вопросам, которые ставятся в данном случае перед специалистами.

Народное творчество русского населения, живущего на территории Казахстана, представляет собой ценнейший научно-исследовательский материал. До настоящего времени оставался научно неосвоенным фольклор семиреченских казаков, этнической группы с богатой творческой биографией, в которой нашли отражение особенное и общее, местное и общенациональное, множество фольклорных форм, разнообразных в историко-географическом, типологическом, жанровом, языковом отношениях.

Б диссертационной работе был подвергнут анализу фольклор семиреченских казаков, записанный экспедициями КазГУ в Талды-Курганской и Алма-Атинской областях, в настоящее время составляющих территорию Семиречья. Впервые проделана работа по установлению, классификации июучению произведений различных жанров традиционного и современного фольклора этого региона.

Казачий фольклор Семиречья, сохраняя в основном общерусскую традицию, имеет существенные специфические отличия как в содержании, так и в художественной форме. Таким образом, во взаимодействии общерусской традиции с местными особенностями, обусловленными уровнем материальной жизни и духовной культуры семиреченских казаков, находит подтверждение диалектическое единство в процессе развития устного народного творчества.

С фольклористических позиций в диссертации впервые освещены историко-этнографические основы Семиречья, изучена и обобщена история возникновения и образования семиреченского казачества, что позволило вывести генетическую основу носителей казачьего фольклора - сибирскую; установить особенности их быта - тесное соприкосновение судеб сибирских казаков и крестьянских переселенцев из разных областей России, с одной стороны, и, с другой, - вместе их взятых с коренным населением семиреченского края, казахами, носителями культуры глубокой древности с установившимися традициями устного поэтического творчества.

Одна из важнейших задач науки состоит в том, - подчеркивает В.Я.Пропп, - чтобы обнаружить, как на почве определенной действительности - социальных отношений, этнографических институтов, исторических событий, системы представлений - закономерно рождается определенное фольклорное явление - жанр, сюжет, образ". При этом совершенно закономерно ученый-фольклорист акцентирует внимание на диалектическом решении выдвинутой задачи: "Всякое явление мы рассматриваем в его движении, начиная от зарождения, прослеживая его развитие, расцвет и, может быть, вырождение, падение, исчезновение . Подлинно-историческая наука требует не только установлений самого факта развития, но и его объяснения".*

Необходимость проследить разнообразные связи фольклора семиреченских казаков с действительностью обусловила углубление историко-этнографической "биографии" избранного региона до древнейших времен. Официальная история Семиречья, одного из древнейших культурных и экономических центров Казахстана, фиксируется в различного рода свидетельствах и документах (прежде всего в китайских письменных источниках) с конца П века до н.э.

Различные фактические источники, собранные в исследовательских трудах известных ученых, обобщающие труды по истории казахского народа, в которое судьба его рассматривается с древнейших времен и до наших дней, результаты многочисленных планомерных археологических исследований на территории республики дали возможность проследить историю Семиречья от эпохи палеолита. Подобный экскурс в историю позволил хотя бы в общих чертах охарактеризовать возникновение, развитие, смену культурных цивилизаций в Семиречье, где произошла в ХУ веке консолидация казахского народа, с национальными традициями и бытом которого в теснейшем соприкосновении стали развиваться двумя веками позднее культура и быт русских переселенцев.

В истории региона останавливает внимание постепенный процесс смены культурных цивилизаций, начавшийся в Ж веке, в период монгольского господства. Сопоставляя различные впечатления и свидетельства современников фиксируемых событий, В.В. Бартольд выдвигает предположение о происходившем в Ж веке "упадке земледельческой культуры и об обращении части куль

I. Пропп В.Я.Фольклор и действительность,с.9,25. турных земель в пастбища". В конечном счете этот процесс приводит, по заключению ученого, к "исчезновению в Семиречье оседлой культуры, возобновленной, как известно, только в XIX веке сартовскими и русскими переселенцами"."'"

Таким образом, в глубоком прошлом происходили социально-экономические, общественные процессы, ставшие через много веков основой отношений русских переселенцев Семиречья и коренного казахского населения. Различные статистические документы и историко-этнографические исследования выявляют положительные стороны взаимодействия двух культур, земледельческой и кочевой, в интересующий нас период: обмен опытом хозяйствования, переход казахов к оседло^/ быту, строительство городов.

Основную часть русского населения края ко времени создания Семиреченского казачьего войска составляли казаки, по преимуществу сибирские, и государственные крестьяне. Значителен сам факт тесной близости этих групп русского населения Семиречья, что должно было повлиять на устанавливающийся в новых условиях быт и культуру семиреченцев. Постоянное общение казаков с крестьянами, неизбежные их экономические, общественные связи отразились в специфике народного творчества, сложившегося в данном регионе, что неоднократно подчеркивалось в главах диссертации.

Характер семиреченских казаков формировался под влиянием особенностей уклада жизни их предков-сибиряков. Понять его можно, по справедливому мнению Н.Е.Леденева, "только при условии ознакомления со всем этим тяжелым прошлым, а точно также со способом заселения сибиряков в Семиречье и с составом переселенцев .

1. Бартольд В.В.Очерк истории Семиречья,с.66.

2. Леденев Н.Е.История семиреченского казачьего войска,с.85.

Последовав справедливому совету первого историка семиреченских казаков, приходится неизбежно согласиться с наличием негативных проявлений в их характере, вызванных целым рядом причин преиг^щественно объективного свойства. Однако эти стороны характера казаков не исключают других, прямо противоположных. Необыкновенная выносливость, способность к высшей концентрации сил, не только физических, но и духовных, пытливость ума, любознательность - эти черты характера семиреченских казаков проверялись и упрочивались в новых условиях жизни. Доказательством этому служат и основание первых поселений в Семиречье, и различные свидетельства героинеской самоотверженности во имя долга, проявленной казаками при научном освоении Казахстана, и многие другие факты, приведенные на различных страницах диссертации.

Исследование генетических корней семиреченского казачества, его социально-общественной истории и культуры дает возможность глубже раскрыть своеобразие развития фольклора семиреченского казачества, связанного с условиями бытования русского фольклора в иноязычной среде, и со всей очевидностью подтверждает, что зафиксированные фольклорные материалы отражают историю, быт, обычаи, нравы семиреченских казаков. В отдельных случаях произведения народного творчества даже являются подтверждением достоверных фактов, имевших место в историческом прошлом семиреченских казаков: конкретные события в процессе художественного переосмысления получили обобщенный характер, но в то же время сохранили точность некоторых деталей географического, этнографического и психологического характеров. Но этот же фольклорный материал свидетельствует и о другом принципиально важном факте, установленном исследователями русского фольклора в различных регионах, - о верности национальным обычаям, стремлении сохранить свою поэзию и язык, естественном для представителей любой народности, оказавшейся в иноэтнических условиях. Этот факт подтверждают записи фольклорных произведений от русского населения Молдавии, Грузии, Прибалтики и др. республик. Свидетельством сохранения традиционного русского фольклора в новых для него условиях бытования являются и записи произведений народного творчества казаков Семиречья.

Исследование произведений фольклора семиреченских казаков, сравнительно-сопоставительный анализ этого материала с традиционным общерусским фольклором, а также произведениями народного творчества сибирских, уральских, оренбургских и других казачьих групп позволили в достаточной степени глубоко и всесторонне охарактеризовать современное состояние русского фольклора Семиречья, выделить в нем общерусские и общеказачьи черты, определить идейно-эстетическое своеобразие и тенденции его дальнейшего развития.

Фольклор исследованного региона, богатый и разнообразный, в эпоху социализма сохраняет основные традиционные жанры.

Наличие большого количества зафиксированных текстов подтверждает тот факт, что старина не забыта, что в семиреченских станицах любят фольклор, что память людей сохранила самые различные жанры устного народного творчества. Семиречен-ские казаки поют те же песни, которые слышали от своих дедов и отцов, рассказывают старинные сказки и употребляют известные народные пословицы, поговорки.

Однако в традиционной в своей основе жанровой системе современного фольклора происходит объективный процесс перераспределения жанров, таких, как песня, частушка, пословицы, поговорки, загадки, сказочная и несказочная проза. В эпоху социализма коренные сдвиги во всех сферах общественной жизни поставили и фольклор, предмет нашего анализа, в совершенно новые условия, объективно привели к сужению некоторых функций народной поэзии, обусловили неодинаковые продуктивные возможности разных жанров осваивать современность. В результате этого в традиционной жанровой системе произошли некоторые изменения: приобретают новые качества многие традиционные формы, происходит перераспределение удельного веса жанров. Хотя в настоящее время сохраняются основные традиционные жанры, функции их в жизни народа и удельный вес в фольклоре неодинаковые. Различны и их судьбы. Анализ собранных на территории Семиречья текстов подтверждает этот общий вывод советской фольклористики и позволяет судить о бытовании тех или иных фольклорных жанров, о процессе их обновления, развития, а в некоторых случаях распада или даже исчезновения. В общем русле поступательного движения фольклора проявляется характерное и для народного творчества семиреченских казаков явление взаимодействия различных жанров, межжанровые и внутрижанровые образования. Это особенно заметно в жанрах свадебно-обрядовой поэзии и устной прозы (сказочной и несказочной).

Жанровый состав бытующего фольклора семиреченских казаков в целом также неоднороден и характеризуется неравномерным распределением в нем отдельных жанров. Так, очевидно в народном творчестве казаков Семиречья преобладание песенно-стихотворных жанров над прозаическими. Такое положение характерно в равной мере как для бытования традиционного, так и для современного фольклора. Вполне определенное заключение, сложившееся в процессе собирательской работы и анализа записанных в избранном регионе текстов, не противоречит мнению, исследователей о казачьем фольклоре других регионов.

В сборнике "Фольклор казаков Сибири", тексты которого и комментарии к ним используются в диссертации для сравнительно-сопоставительного анализа, большую часть материалов составляют также песни различного жанрового содержания, совершенно не представлена сказка, а из жанров несказочной прозы выделены лишь предания и устные рассказы (сказы) о прошлой и современной жизни казаков. Хотя устная проза семиреченских казаков в наших публикациях и архивном хранении более разножанрова (сказки, бы-лички, побывалыпины и т.д.), общий вывод о соотношении песенно-стихотворного и прозаического творчества не меняется. Справедливым и своевременным в свете злободневных проблем советской фольклористики следует считать замечание видного советского ученого Д.С.Лихачева о том, что "каждая географическая точка интересна науке, как некое "многоцветье", сообщество различных жанров, различных сюжетов, исполнительских манер".^

Диссертационное исследование осуществлено путем обращения к фольклорной традиции, отраженной в различных дореволюционных и современных изданиях. Из имеющихся изданий казачьего фольклора в диссертации нами предпочтительно использованы сборники народного творчества казаков Восточной Сибири (хотя при этом учтены и другие источники казачьего фольклора).

Осваиваемые районы Восточной Сибири (Забайкалье, Заамурье, Уссурийский край), также, как и Семиречья, заселялись казаками из Западной Сибири. Происходило это в одном историческом отрезке времени: второй половины XIX века (в Семиречье

I. Лихачев Д.С. Несколько замечаний о составлении свода русского фольклора,с.116. несколько раньше, чем в Восточной Сибири). Таким образом,казаки Семиречья и Восточной Сибири, осваивая новый край, оказывались в одинаковом положении русских первопоселенцев в инонациональном окружении, оторвавшихся от единого родного корня. Они испытывали трудности одного порядка, переживали близкие чувства. В то же время специфические условия жизни в различных географических и национальных регионах создавали особые предпосылки для их самобытного общественного и культурного развития. Естественно было проследить, как эти процессы в общем и самобытном своем проявлении отразились в фольклоре именно этих этнических групп сибирского казачества.

Зафиксированные произведения фольклора семиреченских казаков составляют тысячи текстов различных жанров, достаточно разнообразных по идейно-тематическоцу содержанию, истокам происхождения, времени возникновения и своеобразных по художественной форме.

Самую значительную часть собранного материала составляют песни и частушки. Они как по своим функциям, так и по содержанию довольно разнообразны.

За основу классификации этих жанров (хотя и признаем, что она условна.) берутся признаки тематический и временной. При этом учитывается также манера исполнения. В жанре песни выделяются: казачьи походные, исторические, социально-бытовые, семейно-бытовые, любовные, игровые (плясовые и хороводные), балладные, песни литературного происхождения, песни гражданской и Великой Отечественной войн*;

Значительная часть песен - традиционные, с хорошо известными по многочисленным публикациям сюжетами. Бытование и распространение в Казахстане они получили в основном через переселенцев. Прочные нити, связывающие песни казаков со всей русской поэтической культурой, отчетливо выясняются при анализе их содержания и формы. Однако, эта связь не мешает проявлению своеобразия и оригинальности в семиреченских вариантах. Старая военная походная песня казаков мало в чем изменилась, но бытуют в Семиречье различные её варианты. Свидетельством тому ряд сюжетов, проанализированных в сопоставлении с традиционными в данной диссертации. Самобытность зафиксированных вариантов прослеживается и на уровне тематического многообразия, и на уровне поэтики, творчески-индивидуального осмысления известного сюжета. Особо следует выделить зафиксированные в Семиречье сюжеты, не нашедшие аналогов в известных публикациях, использованных для сравнительного анализа. Отмеченные в диссертации чисто "семиреченские" сюжеты насыщены сведениями конкретной "местной" истории, наполнены переживаниями остросоциального характера. С другой стороны, тот факт, что старинные песни укрепились в новом регионе, иноязычном окружении, также показателен и свидетельствует о соответствии их содержания новой среде: переживания, отношение к жизни одних людей оказались близкими и понятными другим. При этом в процессе собирательской работы не раз выяснялось, что трактовка исполнителями старинных сюжетов не совпадает с традиционной. Это приводит к определенным выводам о понимании современными носителями фольклора его эстетической, общественной и бытовой функции в жизни.

Текст песен в исполнении различных информантов не всегда полностью совпадает. В разных местах эти песни исполняются по-разному, поэтому отмечены многочисленные случаи, когда одна песня звучит в нескольких вариантах ("Скакал казак через долину" - одиннадцать вариантов, "Поля вы, поля" - четыре варианта), "Не кукуй-ка ты, кукушечка"- три варианта, "Все пташечки пропели", известная под названием "Закатилось солнце", имеет пять вариантов и т.д.).

Широкое бытование песенной лирики в "устойчивости его жанрового разнообразия" - свидетельство прочности и жизненности этой традиции в фольклоре семиреченских казаков. Старинная казачья песня переживается её современными исполнителями в образной свежести, в чем одновременно убеждают и полная сохранность одних сюжетов (с учетом незначительных словесных отступлений), и индивидуальное переосмысление содержания, композиционной структуры - других. Нельзя обойти вниманием того факта, что среди записанных текстов немало так называемых "осколков" - разрушенных сюжетов с утраченным смыслом. Тем не менее, преждевременно было бы песенную лирику,бытующую среди потомков казаков, включать в фонд "литературного наследства".

Современное состояние песенной лирики свидетельствуют и об устойчивости фольклорной традиции, и о процессе её изменяемости, выражающемся в сложных, порой едва уловимых проявлениях. Песенные тексты, зафиксированные в Семиречье, характеризуют современное творчество как явление многозначное. Критерий фольклорности современной народной поэзии совпадает с традиционным. Современный фольклор является закономерным продолжением старого. Этот основной методологический принцип выявления различных связей фольклора с современной действительи ностью лег в основу предприЯтого в диссертации сравнительно-текстологического анализа различных вариантов.

Значительную трансформацию претерпели некоторые балладные сюжеты. Они утратили эпическую повествовательность, сюжет-предельно сократился. В бытующем в Семиречье фольклорном репертуаре представлены как классические баллады, так и лирические песни, возникшие на основе старых балладных сюжетов и мотивов. Зафиксированы и примеры разработки одного сюжета в обоих жанровых качествах. Наряду; с фактами устойчивости балладной формы наблюдаются явления её разрушения, это выразилось в постепенном забвении отдельных сюжетов, в процессе лиризации баллады.

Определенное место в песенном творчестве семиреченских казаков занимают песни литературного происхождения. Материал подобного характера в зафиксированном репертуаре достаточно разнообразен, бытование отдельных сюжетов весьма самобытно. Процесс переработки литературных произведений находится в постоянном движении, происходит он и сейчас, доказательством чего может служить ряд записанных текстов.

В фольклоре семиреченских казаков распространенным жанром является и частушка, которую в Семиречье называют "тараторкой". Частушки распределены по четырем группам: социально-бытовые, семейно-бытовые, любовные, плясовые и вечорочные.

По тематике и художественной форме записанные нами частушки в основном традиционны. Преобладают частушки любовного содержания (мотивы ревности, ссора с милым, разлука, измена). Немало собрано частушек о замужестве и семейной жизни. Большое распространение получили сатирические и юмористические частушки. Часть записанных текстов не находит соответствия в печатных источниках. Это связано с тем, что частушка-жанр, быстро откликающийся на различные события, явления жизни, постоянно наполняется новым содержанием. Однако её стиль, композиция, образный язык развиваются в русле прочной традиции. Примечательным фактом является бытование в среде казаков частушек на казахском языке. Следствием взаимодействия и взаимопроникновения русского и казахского языков можно считать использование в частушке различных слов двух языков.

Таким образом, можно говорить о наличии в фольклоре семиреченских казаков большого количества новых частушек, бытовании старых, сохранившихся без изменения или существующих в различных вариантах.

Собранный в Семиречье фольклорный материал подтверждает общий вывод советских фольклористов о том, что традиционный обрядовый фольклор во всей полноте остался в прошлом. Отсутствие научной традиции изучения фольклора в Семиречье не позволяет с достаточной полнотой реконструировать обряд. Основываясь на собранном материале, с достаточной убедительностью можно говорить о разной степени сохранности в памяти исполнителей поэтической части обрядов и почти полном исчезновении -этнографической.

Хотя приходится констатировать, что старинные обряды и обычаи постепенно забываются, в среде семиреченских казаков был зафиксирован своеобразный материал обрядовой поэзии, особенно свадебный.

Описания свадебного обряда и свадебно-обрздовой поэзии, зафиксированные в Семиречье, потребовали определенной методологии анализа. В процессе работы выявилась необходимость представить записанные тексты так, чтобы понятен был их смысл и назначение в обраде, то есть цельное, абсолютно полное описание обряда, включающего все существенные его моменты и одновременно являющегося результатом обобщения различных информации.

К сожалению, такого описания нет в материалах наших экспедиций, однако нет его и в имеющихся публикациях русской, в том числе казачьей свадьбы.

В материалах наших семиреченских экспедиций не оказалось ни визуальных описаний свадеб, ни исчерпывающих по полноте и стройности воспоминаний о них. Все современные сведения о старинном свадебном обряде, которые удалось записать, принадлежат участникам и очевидцам событий более, чем полувековой давности, от которых трудно ожидать цельности, точности и полноты. В результате длительной и кропотливой работы в нашем архиве оказались фрагментарные описания свадебных обрядов с поэтическими текстами, относящимися к тому или иному эпизоду свадьбы. От различных "рядовых" исполнителей было записано довольно большое количество свадебных песен и причитаний, волнующих правдивой передачей чувств и переживаний и потому передававшихся от старших к младшим и сохранившихся в памяти.

Собранный материал характеризуется устойчивостью основных моментов в описаниях свадьбы и общим в ряде сюжетов поэтическим репертуаром, что дало возможность реконструировать такое описание, в котором поэтические тексты представлены по преиг^уществу в составе обряда. Не будучи документальным в своей целостности (что оказалось невозможным по указанным выше причинам), приводимое в диссертации описание строго и последовательно опирается на зафиксированные в семиреченских экспедициях сведения о свадьбах в этом регионе, соотнесенные с имеющимися публикациями и исследованиями.

Записанные фольклорные тексты не дают полного исчерпывающего репертуара традиционной казачьей свадьбы, но, бесспорно, они имеют определенное значение фольклорно-этнографического характера. Большинство текстов сопоставляемы с текстами известных сборников. Однако текстовой анализ приводит порой к выводам о сходстве некоторых сюжетных мотивов при совершенно самостоятельном, творческом их осмыслении в среде семи-реченских носителей фольклора. Самобытная образная символика, создающая поэтическую выразительность и своеобразную композицию, - свидетельство оригинальнрсти ряда текстов.

Импровизационный момент, удельный вес которого достаточно высок в свадьбе, усиливается при ослаблении или нарушении её с ритуалом. В результате, поэтический состав свадьбы нельзя считать постоянным. В этом неоднократно приходилось убеждаться во время повторных записей в одной станице или, что еще более наглядно, от одного и того же исполнителя. Следует учитывать и то обстоятельство, что не было и не могло быть двух абсолютно одинаковых свадеб в двух разных станицах или даже в пределах одной. Тому способствовали различные условия, в том числе и экономические, быта русских поселенцев в Семиречье. Не менее важен при этом и фактор поэтической традиции, утвердившийся в той или иной станице при условии этнической неравномерности заселения региона выходцами из различных областей России.

Процесс поступательного движения фольклора активно вовлекает в свою орбиту и свадебный обряд. В судьбах свадебного обряда семиреченских казаков отражаются как общие закономерности исторического развития жанра, так и специфические условия бытования его в казачьей традиции данного региона. Очевидны распад традиционной обрядовой схемы и соответственное нарушение связи между свадебным действием и поэтическим его воплощением. Явление это самым решающим образом влияет на жанровый состав свадебного фольклора в целом и на судьбу отдельных его жанров. С утратой актуальности свадебной обрядности нередко в качестве обрядовых исполняются необрядовые песни, и, наоборот, свадебная лирическая песня переступила границы обряда.

Среди записанных сюжетов свадебной поэзии много широко известных в русской свадебной обрядности, но есть в небольшом количестве и такие, которые не имеют параллелей. В некоторых записях, при сохранении общего с известными публикациями содержания, изменения проходят через всю структуру текста.

Современные записи свадебной песни представляют различные пути контаминирования, качество которого определяется степенью его обрядовой целенаправленности. В семиреченских станицах сохраняются произведения высокохудожественные, родившиеся в результате взаимодействия различных жанров внутри обрядового фольклора. Нередко возникающая сложность определения жанровой принадлежности песен свадебного репертуара объясняется различными проявлениями видоизменения жанровых форм - одно из которых "межжанровые образования".

Таким образом, анализ произведений свадебной обрядовой поэзии, проведенный на различных уровнях, приводит к зашло-чению о достаточной сохранности традици этого жанра в Семиречье. Эта традиция прочнейшими узами связана с общерусской традицией и закреплена ею в исторической перспективе, но в то же время обладает региональным своеобразием. Свадебный обряд семиреченских казаков и его лирика глубоко традицион-ны и своеобразны одновременно.

Анализ собранных в Семиречье материалов устной прозы выявляет тенденцию, характерную для современного русского фольклора в целом, - к сглаживанию жанровых границ сказочной и несказочной прозы, к активным внутрижанровым контактам. В результате закономерной становится необходимость синкретических или своего рода промежуточных жанровых образований внутри фольклорной прозы: сказка - бывальщина, сказка - анекдот, сказочное предание и т.д.

Жанр сказки наиболее стабилен в устной фольклорной прозе, в нем ярко выражена и прочно сохраняется русская национальная традиция. Работа в избранном регионе подтверждает этот общий вывод советской фольклористики. В собранном репертуаре преобладает волшебная сказка. В меньшей мере представлены сказки о животных, которые почти все имеют аналогию со сказками из сборника А.Н.Афанасьева, сатирические сказки и анекдоты. Сюжеты волшебных сказок, распространенных в фольклоре семиреченских казаков, очень разнообразны. Причем, многообразие это достигается главным образом за счет контаминации сюжетов, варьирования устойчивых сюжетных мотивов, перехода основных образов из одной сказки в другую.

Самобытной сказки, хотя бы в локальном проявлении традиции, в фольклоре семиреченских казаков нет, что, с одной стороны, объясняется законами самого жанра, с другой, - некоторыми специфическими условиями жизни семиреченских казаков. Бытующая в их среде сказка преимущественно заимствует традиционные сюжетные положения и традиционные образы, которые проникли и в некоторые локальные предания. Однако в такой вариации эти традиционные образы и положения получают новую интерпретацию и новое осмысление, обогащаются "новой точкой зрения", по определению М.К.Азадовского.

Особенно ярко проявляется эта закономерность в условиях быстроизменяющейся современной действительности в сюжетах волшебной сказки, которые насыщены бытовыми реалиями. В связи с этим советскими фольклористами выражались различные предложения о процессе разложения живой творческой силы устной прозы. Не отрицая подобного решения проблемы в целом,что подтверждает определенная часть собранного фольклорного материала, акцентируем внимание на другой возможности проявления свидетельств современной жизни в сказочном повествовании. Условная сфера сказочного повествования и в традиционном своем бытовании требовала необходимого жизнеподобия, которое закреплено было в самой традиции различными обоснованиями и реалистическими аргументами (без них невозможна самая фантастическая художественная условность). Традиция утверждалась на отборе таких своеобразных условий, которые не противоречили жанровому характеру повествования, не разрушали цельности восприятия. Все это дает право сделать выводы о соотношении фантастической условности и реалистического изображения в современном проявлении при условии соблюдения художественной целостности произведения. Некоторые из записанных сказочных сюжетов, хотя и в незначительном количестве, иллюстрируют такое соотношение, в котором реальность приобретает черты жанровой закономерности. Различные детали современной жизни, получившие контекстовую фантастическую окраску, стали неотъемлемой частью системы сказочного повествования. Процесс вживания в "организм" сказочного повествования современных реалий длителен и сложен. Редкие примеры не дают возможности широкого прогнозирования, но позволяют предположить в дальнейшем художественно полнокровную традицию их как необходимое условие творчества.

В бытовании сказки в избранном регионе контакты её с современной жизнью порой приобретают специфический характер, определяемый длительным её "проживанием" рядом с другой национальной традицией, в условиях незнакомого поначалу быта, в экзотической "географии". Взаимодействие и взаимовлияние различных культурных традиций, в данном случае русской и казахской, наиболее активно проявляет себя на лексико-фразеологи-ческом уровне. Сказка, бытующая в среде семиреченских казаков, насыщена не только информативно-мемуарными деталями этнического и этнографического свойства, но широко использует иноязычную, тюркскую лексику. В процессе взаимодействия двух сказочных традиций в русскую сказку постепенно вливались и сюжетные положения, отдельные образы восточной сказки.

Не вызывает сомнения факт активных взаимоотношений сказки с жанрами несказочной прозы. Собранная на территории Семиречья несказочная проза подтверждает ряд предположений современной фольклористики о судьбах былички, побывальщины, анекдота . и одновременно выдвигает проблемы, диктуемые характером бытования различных жанров несказочной прозы в данном регионе.

Удельный вес в собранном репертуаре тех или других жанров несказочной устной прозы определяется и наличием местной поэтической традиции, и рядом причин этнического и этнографического характера. В прямой зависимости от этих причин находится и качество поэтической традиции различных жанров устной несказочной прозы в фольклоре Семиречья. Произведения устной прозы, записанные в Семиречье, полны национального своеобразия, в них запечатлена жизнь той среды, в которой они бытуют, история русского народа, который их создал и сохранил до настоящего времени.

Большинство записанных пословиц и поговорок квалифицируются как уже известные, зафиксированные в различных сборниках. Тем не менее отмечаются случаи, когда в поговорках произошли определенные изменения словесного состава, что повлекло и к изменению их смысла. На основе собранного фольклорного материала выявляются закономерности современного состояния, своеобразных форм бытования пословиц и поговорок в фольклоре семиреченских казаков, их идейно-тематическое,идейно- эстетическое содержание. Проанализировав записи, сделанные в Семиречье, мы пришли к выводу, что бытование пословиц и поговорок, изменение их смысла обусловлены как спецификой самого жанра, так и изменениями социальной действительности, и отчасти жизни самих семиреченских казаков. Причина долголетия многих пословиц и поговорок объясняется не только живучестью традиций, в том числе художественных, но также потенциальной возможностью переосмысления, обновления идейного сос держания произведений данного данра применительно к новым условиям жизни. Можно сказать, что отбор, переосмысление и переработка старых образцов является массовым процессом. Вместе с тем, создаются новые пословицы и поговорки, отражающие новую жизнь, мировоззрение народа.

Исследуемые пословицы и поговорки сохраняют традиционную композиционную структуру, их художественность выражается не только в стройности, четкости, логичности, лаконичности, но и в образном выражении мысли посредством параллелизма, сравнения, метафоры, метонимии, иронии и других средств поэтики.

Пословицы и поговорки включаются в песни и частушки, в обрядовую поэзию, в сказки и сказания, в легенду и предание.

Вообще, поэтический язык фольклора семиреченских казаков так же, как и их разговорная речь, насыщены пословицами и поговорками. Тематика их всеобъемлюща. Нет ни одного явления народной жизни, по поводу которого пословица не высказала бы цудрого совета или назидания. Она охватывает все стороны жизни.

Анализ загадок семиреченского казачества на основе сопоставления их с текстами из вышеуказанных сборников даёт право сделать вывод в целом о сохранении традиционной тематики. Хотя, как отмечалось, имеет место выход за ограниченные пределы, что проявляется в наличии оригинальных загадок, не зафиксированных в сборниках, в переосмыслении отгадок, создании текстов с нетрадиционными отгадками.

Средства создания образности в записанных нами загадках также традиционны, но во многих случаях эти устойчивые художественные приемы наполняются новым содержанием. Это наиболее ярко подчеркивается выбором своеобразных метафор, олицетворений, эпитетов, появлением рифм, изменением привычного ритмического рисунка.

Видимо, из всех жанров поэтического творчества народа загадка является наиболее устойчивым, потому что в ней изображается сравнительно узкий круг необходимых предметов, с которыми сталкивается человек.

Разнообразны как по форме, так и по выполняемой ими функции произведения современного детского творчества. В среде семиреченских казаков бытуют наиболее массовые жанры детского фольклора, которые связаны с подвижными играми: считалки, жеребьевки, потешки, прибаутки, приговорки, дразнилки. Особенно распространенным жанром детского фольклора в наших записях являются колыбельные песни, которые в народе называют байками. Потешки постепенно исчезают из обихода, вероятно,.со временем сохранятся только в записях. Заклички и приговорки в настоящее время в большинстве случаев стали игрой, потеряв свое первоначальное значение.

Значительный удельный вес русской народной поэзии в современном фольклорном процессе составляет одну из важнейших особенностей истории советского фольклора. Сопоставление материалов различных эпох и современных фактов показывает, что устное народное поэтическое творчество казаков Семиречья достаточно многообразно и сложно по своим формам и проявлениям, но дает и может дать действительно ценный в художественном отношении материал только в пределах жанров, живущих активной жизнью.

Соответственно был определен круг продуктивных жанров, непосредственно отражающих социалистическую действительность.

Изучая современные записи, очень трудно иной раз выделить в них то, что принадлежит нашему времени и что досталось в наследство от прошлого. Следует отметить, что в условиях советской действительности лучшие народные традиции устного творчества бережно хранятся и развиваются, приобретают новое значение; вместе с тем традиционные образы начинают жить новой жизнью.

Народное творчество казаков Семиречья многообразно по своеь^ идейно-тематическоцу содержанию, художественной форме. Семиреченцы хранят в памяти произведения традиционного фольклора, но они являются и создателями, творцами нового фольклора, возникающего в советскую эпоху. К сокровищам традиционного фольклора прибавились произведения устного народного творчества, отражающие новую жизнь, социалистические преобразования.

В устной народной поэзии семиреченских казаков рождаются новые высокохудожественные образы. Разумеется, не все созданные народом произведения отвечают высоким идейно-эстетическим требованиям. Во многих из них намечены черты образа нашего современника и только частично отражается действительность наших дней.

Народное творчество семиреченских казаков развивается в рамках общеказачьего и общерусского фольклора, являясь её составной, неотъемлемой частью. Своеобразные черты устного народного творчества семиреченских казаков, обусловленные их историей, географическим положением, семейно-бытовыми отношениями, морально-этическими нормами, проявляются в целенаправленности его идейно-тематического, эстетического содержания и художественной формы. Это вызвало необходимость снабдить диссертационное исследование таблицами, характеризующими современное состояние фольклорного фонда семиреченских казаков в целом и отдельно жанра песни как самого жизнеспособного и распространенного в данном регионе. Собранный материал распределен по жанрам, представлен в количественном соотношении по годам с учетом вариативности текстов.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Багизбаева, Мая Михайловна, 1983 год

1. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов). - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12,М.,1959.

2. Энгельс Ф. Немецкие народные книги. В кн.: К.Маркс и' Ф.Энгельс об искусстве, в 2-х томах, т.2, М., 1976.

3. Ленин В.И. Евгений Потье (к 25-летию его смерти). В кн.:

4. В.И.Ленин о литературе и искусстве. М., 1976.

5. Ленин В.И. К деревенской бедноте. Полн. собр. соч., т.7, М., 1972.

6. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч., т.З, М., 1971.

7. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч., т.1, М., 1971.

8. Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям. Полн. собр. соч., т.15, М., 1972.

9. Ленин В.И. Пятидесятилетие падения крепостного права. Полн. собр. соч., т.20, М., 1973.9. Программа КПСС, М., 1976.

10. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. "Правда", 1983, 16 июня.ххх X X

11. Абрамов H.A. Алматы, или укрепление Верное, с его окрестностями. Записки императорского русского географического общества, т.1, СПб., 1867.

12. Абрамов H.A. Город Капал с его округом в 1862 году. -Записки императорского русского географического общества, т.1, СПб., 1867.

13. Абрамов H.A. Станица Верхлепсинская с окрестностями в 1864 году. Записки императорского русского географического об384щества, т.1, СПб., 1867.

14. Абрамов H.A. Река Каратал с ее окрестностями. Записки императорского русского географического общества, т.1, СПб., 1867.

15. Агеев Е.И., Папевич Г.Н. Из истории оседлых поселений и городов южного Казахстана. Труды института истории, археологии и этнографии АН КазССР, т.У, Археология, Алма-Ата, 1958.

16. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М., 1958.

17. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре ("Русские сказочники"). М.-Л., i960.

18. Азадовский М.К. Ленские причитания. Чита, 1922.

19. Азадовский М.К. Советский фольклор. Изд-во Академии наук СССР. Л., 1934.

20. Азадовский М.К. Пути этнографических изучений ВСОРГО. В кн.¡Сибирская живая старина, вып. П (У1), Иркутск, 1926.

21. П.Азбелов С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров). В кн.: Славянский фольклор и историчесая действительность, М., 1965.

22. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней в долине реки Или. Алма-Ата, 1963.

23. Акишев К.А. Отчет о работе Илийской археологической экспедиции, 1959. ТИИАЭ АН КазССР, т.1, археология, Алма-Ата, 1956.

24. Акчурин Р.К. Секреты солнечной ягоды. Пословицы, поговорки, легенды о виноградной лозе и вине. Симферополь, "Крым", 1965.

25. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи и археологической экспедицией Академии наук, СПб., 1836.

26. Алпысбаев К.А. Памятники палеолита Южного Казахстана. Изд-во "Наука", КазССР, Алма-Ата, 1979.

27. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М., 1973.

28. Аникин В.П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы (к общей постановке проблемы) В сб. Русскийфольклор, вып. ХШ, JI., "Наука", 1972.

29. Аникин В.П. Русская народная сказка. Учпедгиз, М., 1959.

30. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

31. Аникин В.П. Творческая природа традиций и вопрос о своеобразии художественных методов в фольклоре. М., 1975.

32. Архив АН СССР, т.2, М.-Л., 1946, Ф.21, оп.4, л.195-196, 198.

33. Архив внешней политики России, ф. Киргиз-кайсацкие дела, on. I22/I, I730-I73I.

34. Астахова A.M. Фольклор гражданской войны. Л., 1934.

35. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки, вып. I-IX, М., 1965-1883.

36. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в трех томах. М., 1958.

37. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки (к 150-летию со дня рождения). М., "Художественная литература", 1976.

38. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, тт. 1-3. М., 1865-1867.

39. Багизбаева М.М. Фольклор семиреченских казаков, ч.1, Алма-Ата, "Мектеп", 1977.

40. Багизбаева М.М. Фольклор семиреченских казаков, ч.П, Алма-Ата, "Мектеп", 1979.

41. Базанов В.Г. Новое время новые задачи. - В кн.: Фольклористика Российской Федерации. М., "Наука", 1975.32

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.