Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бадмахалгаева, Нина Михайловна

  • Бадмахалгаева, Нина Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Элиста
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 167
Бадмахалгаева, Нина Михайловна. Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Элиста. 2005. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бадмахалгаева, Нина Михайловна

Введение.

Глава I. Этнокультурные ценности в системе гуманитарного образования

1.1. Этнокультурные ценности: сущность, содержание понятия в ' контексте феноменов «язык» и «культура»

1.2. Этнокультурная коннотация содержания учебного предмета

Русский язык» как фактор формирования ценностных ориентаций старшеклассников.

Выводы по I главе.

Глава Формирование этнокультурных ценностей

II. у старшеклассников в процессе обучения русскому языку в опытно-экспериментальной работе

2.1. Реализация этнокультурного подхода к работе с литературными текстами на уроках русского языка в калмыцкой национальной гимназии.

2.2. Опыт формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников на факультативных занятиях по русскому языку «Этнокультурные ценности калмыцкого и русского народов».

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку»

Актуальность исследования. Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели - гуманизации всего общества, что в современных условиях, безусловно, возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности. Интерес к проблемам этнокультуры в образовании обусловлен наличием этносов, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих особые потребности в связи с социальной и экономической интеграцией современного общества. Многим видится опасность в том, что стирание границ между государствами, в конечном счете, приведет к исчезновению специфики культурного наследия народов, населяющих различные регионы планеты. В связи с этим образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем определенной этнокультуры.

Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев с особой тревогой говорили о грозящей утере «культурного лица мира», утере национальной самобытности, уникальности и многообразия культур. Существующая сегодня тенденция на модернизацию, стилизацию предметов этнокультуры, историко-культурных ценностей ставит под угроз.у" сохранение того, к сожалению, немногого традиционного, что еще есть в культуре народов. Не осознавать этого, значит, равнодушно наблюдать исчезновение этнокультуры, за ней -языка, а затем и самого народа. В этой связи возрастает необходимость культурного возрождения народов, этнокультурных ценностей и на их основе национального самосознания.

Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою самобытность, уникальную этнокультуру. Основанием для этого является

Декларация прав ребенка (ст. 29), выдвигающая в качестве обязательного условия «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает».

На современном этапе происходит упрочение социально-культурной идентичности России, которая выражается, главным образом, в том, что российская цивилизация по своему характеру многонациональна, поликультурна и поликонфессиональна. Это делает жизненно важной задачу сохранения государственности, единого социально-политического и экономического пространства. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства российского самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма. Вопросы соотношения культуры, образования и духовности в наиболее острой форме обнаруживаются именно в периоды смены жизненных укладов и ценностей в обществе.

В этой связи сегодня в отечественной педагогической науке наблюдается неуклонная тенденция повышения интереса к народной педагогике с её богатым опытом воспитания, что связано с расширением и углублением исторически сложившихся межкультурных связей многонациональной России.

Содержание образования обеспечивает личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создает условия для её вступления в равноправный диалог с представителями других культур, приобщает к ценностям мировой культуры (И.А. Арнольдов, М.М. Бахтин, B.C. Библер). Анализ литературы подтверждает актуальность и значимость этнопедагогики для современной образовательной практики. Вопросы народной педагогики исследованы в различных аспектах В.Ф. Афанасьевым, Л.Д. Вавиловой, Г.Н. Волковым, К.Ж. Кожахметовой, Т.Н. Петровой, Р.К. Санабасовой, К.Д. Ушинским, Я.И. Ханбиковым, И.А. Шоровым и. др.

Повышенный интерес к исследованию этнопедагогических проблем объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, современная экономическая политика наряду с позитивными шагами, связанными с возрождением таких некогда забытых понятий, как предприимчивость, инициативность заметно отдалило от себя духовные ценности; во-вторых, кардинальные преобразования на пути демократизаций и гуманизации образования предполагают возрождение самобытных культур народов России, которые являются средствами стабилизации общественной жизни и обогащения педагогической науки; в-третьих, в условиях резкого обострения социально-экономических и политических противоречий, межэтнических конфликтов этнокультурные ценности являются нравственным основанием для развития толерантной личности.

Большая часть исследований по этнопедагогике отражает анализ различных сторон воспитательной практики тех или иных этносов, на основе изучения традиций, обычаев, фольклора (Г.С. Виноградов, Л.М. Кашапова, Л.В. Кузнецова, З.Б. Цаллагова, У.Э. Эрдниев). Однако недостаточное внимание уделяется механизмам (средствам, формам и методам) формирования у учащихся ценностей этнокультуры в процессе обучения русскому языку. Между тем учёт этнокультурных особенностей определяет необходимость обучения языку в неразрывной связи с русской культурой. (В.Г. Костомаров, Э. Сепир, Б.Л. Уорф)

Диалог культур помогает лучше понять родную культуру, культуру другого народа, способствует формированию культуры межнационального общения. В связи с этим одной из важнейших целей обучения русскому языку является формирование этнокультуроведческой компетенции. Для этого этнокультурная информация должна быть введена в содержание обучения русскому языку и предложена учащимся в сопоставлении, что будет способствовать воспитанию чувства уважения и интереса к другим народам, их обычаям, традициям и верованиям, а самое главное — способствовать развитию межнациональной и этнокультурной толерантности. Таким образом, возникает противоречие между объективной необходимостью формирования у школьников этнокультурных ценностей, имеющимися возможностями включения в содержание гуманитарных дисциплин школьного учебного плана, в частности, русского языка, этнокультуры, обусловленных национально-региональным компонентом содержания образования . и недостаточным уровнем научно-методической обеспеченности этих предметов в контексте данной проблемы.

Все вышесказанное и определило тему исследования: «Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку»

Целью исследования является теоретико-методическое обоснование средств, форм и методов формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку в условиях средней школы национального региона Российской Федерации.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку будет эффективным, если:

• выявлена и реализована на практике этнокультурная коннотация содержания учебного предмета «Русский язык» в старших классах;

• процесс изучения учебных текстов на уроках русского языка и факультативных занятиях в старших классах ориентирован на формирование у учащихся этнокультурных ценностей;

• научно и экспериментально обоснованы средства, формы и методы формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе обучения русскому языку - учебные тексты; активные формы учебной работы (сочинения различных типов: рассуждения, описание, повествования; изложения, различные творческие задания); «диалог культур» (B.C. Библер), построенный на сравнении русских и калмыцких литературных текстов; укрупнение дидактических единиц);

• реализованы программы спецкурса «Язык и культура» и факультативного курса «Этнокультурные ценности калмыцкого и русского народов».

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Раскрыть сущность этнокультурных ценностей в контексте феноменов «язык» и «культура».

2. Выявить возможности этнокультурной коннотации содержания филологических дисциплин как фактора формирования ценностных ориентаций старшеклассников.

3. Представить опыт формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку на уроках и факультативных занятиях.

4. Разработать критерии отбора, способы адаптации и требования к учебному тексту как средству формирования этнокультурных ценностей в процессе изучения русского языка.

Общую методологию исследования составили философская теория познания, положения о всеобщей связи, единстве и взаимообусловленности явлений, о диалектике общего, особенного и единичного; теории культурологического и системного подходов к изучению педагогических явлений; положения о роли народа в создании духовной культуры и творческой природе этнокультуры.

Теоретической базой исследования стали: философские, психолого-педагогические, этнопедагогические исследования в области ценностных ориентаций личности (А.Б. Афанасьева, В.Г. Афанасьев, Г.Н. Волков, JI.C. Выготский, Е.И. Казакова,

А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский, Р.К. Санабасова и другие);

- исследования калмыцкой научной школы, рассматривающие историю калмыцкого народа, сопоставление русской и калмыцкой культур (Б.Б. Оконов, И.С. Немгирова, Н.Ц. Биткеев, Н.Ш. Ташнинов, П.М. Эрдниев);

- концепция билингвального образования на . основе принципа этнокультурной коннотации1 (А.Б. Панькин);

- лингвокультурологические исследования (М.М. Бахтин, И.В. Веденеева, В.Г. Костомаров, Л.А. Шейман);

- подходы к изучению особенного и общего в этнокультурах («диалог культур» - B.C. Библер).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

• теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнографической, исторической литературы по исследуемой проблеме;

• анализ школьной документации: учебных планов, программ, учебников и пособий, используемых для обучения русскому языку в средней школе;

• эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, позволившие собрать конкретный материал и проверить гипотезу исследования;

• сопоставительный;

• статистические.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической ориентацией на ведущие культурологические концепции мировой и российской педагогики; использованием методов, адекватных поставленным целям и задачам; положительными результатами проведенного эксперимента; многолетним (35 лет) опытом работы в качестве учителя русского языка и методиста педагогической практики

1 Коннотация - добавочный смысл, окраска, окрашенность, дополнительное содержания слова студентов университета, преподавателя педагогического факультета университета; освещением опыта практической работы в средствах массовой информации Республики Калмыкия.

Научная новизна исследования состоит:

- в уточнении сущности понятия «этнокультурные ценности» в контексте соотношения феноменов «Язык» и «Культура»;

- в выявлении возможностей этнокультурной коннотации содержания филологических дисциплин как фактора формирования ценностных ориентаций старшеклассников;

- в теоретическом обосновании национально-культурного компонента содержания обучения русскому языку в средней школе с позиции современной лингвистики, культурологии и в соотношении с национально региональным компонентом государственного образовательного стандарта по русскому языку;

- в научно-экспериментальном обосновании форм и методов формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе обучения русскому языку и разработке критериев отбора учебного текста (информативность, этнокультурная ценность, типичность, занимательность, актуальный историзм) для обучения русскому языку в контексте формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников и лингвометодические критерии (доступность, целесообразность, познавательная и воспитательная ценность, образцовость);

- в разработке программ факультативного курса «Этнокультурные ценности калмыцкого и русского народов» и курса по выбору «Язык и культура».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дополняет существующую теорию формирования личности школьника на основе аксиологического подхода (этнокультурных ценностей). Результаты исследования расширяют научные представления о возможностях формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе изучения русского языка. Этнокультурный контекст и лигводидактические подходы конкретизируют отдельные положения теории формирования личности учащихся.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная и внедренная в практику авторская программа факультативного курса «Этнокультурные ценности калмыцкого и русского народов» способствует формированию этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе изучения русского языка. Материалы исследования могут быть использованы при составлении программ, учебников, учебно-методических пособий по русскому языку, а также специальных факультативных курсов для учащихся различных типов образовательных учебных заведений и студентов педагогических факультетов ВУЗов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнокультурные ценности являются совокупностью ценностей материальной и духовной жизни этноса: природа, народный быт, праздничная культура, история, традиции образования и воспитания, искусство, идеалы - все то, что основывается на единстве языка и культуры этноса.

2. Язык и культура как феномены во взаимосвязи сущностно обусловливают процесс этнокультурной идентификации личности школьника. В этом процессе именно язык играет важную роль как средство накопления и передачи национального культурного наследия.

3. Этнокультурная коннотация содержания образования, процесса воспитания есть их окрашенность, усиление, этнокультурная направленность.

4. В содержании учебного предмета «Русский язык» и в процессе изучения русского языка этнокультурная коннотация способствуют формированию у старшеклассников этнокультурных ценностей, в целом -гуманизации образовательного процесса, совершенствованию нравственно-этической и социальной базы личности, осознающей себя представителем своего этноса, гражданином своей страны и субъектом мировой цивилизации.

5. Специфика функционирования русского языка в Республике Калмыкия, когда учащиеся калмыцкой национальности в большинстве случаев овладевают родным языком с некоторым или значительным отставанием или не владеют им вообще, позволяет использовать его в качестве средства приобщения как к русской, так и к калмыцкой культуре.

6. Процесс формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников основывается на актуализации этнокультурной коннотации содержания учебного предмета «Русский язык» в старших классах, ориентации изучения учебных текстов на уроках русского языка и факультативных занятиях в старших классах на формирование у учащихся этнокультурных ценностей.

7. Оптимальными средствами, формами и методами в этом процессе являются: учебный текст, активные формы учебной работы (сочинения различных типов: рассуждения, описание, повествования; изложения, различные творческие задания); «диалог культур», построенный на сравнении русских и калмыцких литературных текстов; укрупнение дидактических единиц).

8. Учебные тексты, содержательную структуру которых составляет этнокультурная информация, ориентированы на формирование этнокультурных ценностей.

9. Критериями отбора учебные текстов являются: содержательные -информативность, этнокультурная ценность, типичность, занимательность, актуальный историзм; лингвометодические - доступность, целесообразность, познавательная и воспитательная ценность, образцовость.

Базой исследования явились МОУ «Средняя школа № 4 — национальная гимназия» города Элисты Республики Калмыкия, педагогический факультет Калмыцкого государственного университета.

Апробация основных результатов диссертационного исследования проводилась: на научно-практической конференции работников образования «Воспитание и развитие личности в условиях регионализации образования» (Элиста, 1999 г.), международной научно-практической конференции «Мировая словесность - детям» (Элиста, 2000 г.), IX международной научно-практической конференции по УДЕ (Элиста, 2001 г.), Всероссийском детском форуме народного искусства в рамках круглого стола Министерства образования РФ и Министерства культуры РФ «Восхождение к истокам» (Москва, 2002 г.), международной научной конференции «Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения» (Элиста, октябрь 2003 г.), Всероссийской конференции «Этноэстетика в современных образовательных учреждениях» (Чебоксары, 2005 г.), научно-практических конференциях в Калмыцком республиканском институте повышения квалификации работников образования; на заседаниях кафедры начального обучения и частных методик Калмыцкого государственного университета и методических объединений учителей-словесников г. Элиста; на семинарских занятиях студентов Калмыцкого государственного университета. По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бадмахалгаева, Нина Михайловна

Выводы по II главе Формирование энокультурных ценностей у старшеклассников на уроках русского языка происходит в процессе реализации этнокультурного подхода. Данное положение обусловливает обучение русскому языку в органичной связи с усвоением культуры народов в интересах гармонизации национальных отношений. Это требует обновления содержания филологического образования, в том числе и русского языка как школьного предмета. Особую важность при таком подходе приобретает этнокультурный компонент содержания обучения русскому языку.

Включение в содержание обучения элементов этнической (духовной и материальной), мировоззренческой, художественной культуры русского и калмыцкого народов создало оптимальные условия для эффективности Экспериментальная проверка подтвердила рабочую гипотезу о возможности формирования бикультурной личности, способной к диалогу, к межнациональному общению, средствами предмета «русский язык», поскольку гуманитарные предметы, и, прежде всего, родной язык и литература, занимают центральное место в этнокультурноконнотированной системе образования.

Сопоставление двух культур, выявление сходства или различия двух культур способствуют более прочному усвоению знаний о двух культурах. Результаты свидетельствуют, что системная и целенаправленная подача этнокультурной информации, а также предложенная методическая система обучения способствуют формированию этнокультурных ценностей у учащихся. Учащиеся овладели информацией об этнической (духовной, материальной), художественной и мировоззренческой культуре русского и калмыцкого народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целенаправленное и системное использование достижений этнической культуры при изучении филологических дисциплин, в том числе и русского языка, способствует гуманизации образовательного процесса и является серьезной предпосылкой формирования и совершенствования личностной структуры, нравственно-этической и социальной базы личности, сознающей себя представителем своего этноса, гражданином своей страны и субъектом мировой цивилизации. Возрождение этнической культуры в современных условиях возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности. Гуманитарные дисциплины способны решать задачи возрождения культурного потенциала каждого народа и его раскрытия посредством предметов филологической области (школьного курса предмета «русский язык»).

Целенаправленное и системное использование достижений этнической культуры при изучении филологических дисциплин, в том числе и русского языка, способствует гуманизации образовательного процесса и является серьезной предпосылкой формирования и совершенствования личностной структуры, нравственно-этической и социальной базы личности, сознающей себя представителем своего этноса, гражданином своей страны и субъектом мировой цивилизации. Гуманитарные дисциплины способствуют решению задач возрождения культурного потенциала народа и его раскрытия посредством предметов филологической области (предмета «Русский язык»).

Этнокультурный компонент содержания обучения русскому языку особую важность приобретает в связи с тем, что родной язык и литература, занимают центральное место в этнокультурно-коннотированной системе образования. Этнокультурная коннотация гуманитарных дисциплин способна решать задачи возрождения культурного потенциала каждого народа, на этой основе формировать этнокультурные ориентации и ценности. Язык, являясь компонентом духовной культуры этноса, выступает как условие развития культуры, как транслятор культурных ценностей от поколения к поколению. Язык, благодаря его кумулятивной функции, отражает состояние культуры и может быть использован как средство ее познания.

Этнокультурная коннотация гуманитарных дисциплин, способна решать задачи возрождения культурного потенциала каждого народа посредством предметов филологической области (школьного курса русского языка), с неизбежностью социально-педагогических процессов включения в содержание гуманитарного образования элементов этнической культуры и созданием социокультурной среды для развития свободной, гуманной, творческой личности.

Исследование проблемы взаимосвязи языка и культуры определило необходимость включения в содержание обучения русскому языку национально-культурного компонента. Поскольку язык, являясь компонентом духовной культуры этноса, выступает как условие развития культуры, как транслятор культурных ценностей от поколения к поколению. Язык, благодаря его кумулятивной функции, отражает состояние культуры и может быть использован как средство ее познания.

Этнокультура органично входит в содержание обучения русскому языку как государственному, а русский язык может выступать как средство приобщения к культурам других народов. Включение культуры в содержание обучения призвано содействовать формированию у учащихся развернутого представления о родной культуре и культуре народов, проживающих в данном регионе, формированию эмоционально-ценностного отношения к национальной культуре, формированию национального самосознания, духовности и толерантности.

Экспериментальная проверка основных положений гипотезы показала, что эффективность процесса формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников, определяется: этнокультурной коннотацией содержания учебного предмета «Русский язык» в старших классах (включением в содержание занятий по русскому языку элементов этнической духовной и материальной, мировоззренческой, художественной культур русского и калмыцкого народов); ориентацией процесса изучения учебных текстов на уроках русского языка и факультативных занятиях в старших классах на формирование у учащихся этнокультурных ценностей; научно-экспериментальным обоснованием средств, форм и методов формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе обучения русскому языку - учебные тексты; внедрением активных форм учебной работы (сочинения различных типов: рассуждения, описание, повествования; изложения, различные творческие задания); реализацией «диалога культур», построенного на сравнении русских и калмыцких литературных текстов; укрупнением дидактических единиц); реализацией программы спецкурса «Язык и культура» и факультативного курса «Этнокультурные ценности калмыцкого и русского народов».

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее освещение проблемы. Дальнейшая разработка проблемы диссертационного исследования может быть связана с поиском методов реализации национально-культурного компонента содержания обучения русскому языку как государственному, разработкой критериев оценки культуроведческой компетенции учащихся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бадмахалгаева, Нина Михайловна, 2005 год

1. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. М.: АПН СССР, 1987.- 102 с.

2. Актуальные проблемы методики преподавания филологических дисциплин в высшей школе. Воронеж. ВГУ, 1979. - 157 с.

3. Актуальные проблемы современной русистики. /Под ред. Н.М. Шанского. Л.: Просвещение, 1991.

4. Алекешова Л.Б. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в национальных группах вуза (содержание, пути реализации): Автореферат дисс. канд. пед. наук. М.:РАО, 1996. - 18 с.

5. Александрова О.М. Россиеведческая лексика в курсе русского языка дня национальной школы. (Лингвистический и, методический аспекты): Дисс. канд. пед. наук. М, 1988.

6. Алефиренко Н.Ф. Язык сознание - культура: проблемы взаимодействия // Язык и культура.- Киев, 1994.

7. Анашкина ИА. Язык и культура. Культурно аксиологический подход. - М.: МСПУ им. Ленина, 1994. - 120 с.

8. Антипов Г.А., Донских O.A. и др. Текст как явление культуры. -Новосибирск, 1989.

9. Арреальные исследования в языкознании и этнографии. Язык и этнос. Л., 1983.

10. Артановский С.Н. Некоторые вопросы теории культуры. Л.,1977.

11. Бадмаев А.Б. Язык категория нравственная //Советская Калмыкия. 1988. - 26 окт.

12. Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-летней школы. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Дика Ю.И.и др. М.:ИОСО РАО, 1998.

13. Бастрикова Е.М. Текст по специальности: от анализа к моделированию // Текст в лингвометодическом аспекте. Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 1994. - 89-103 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.

15. Белл Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. М.: Междунар. отношения, 1980. - 318 с.

16. Белозерцев Е.П. О национально государственном образовании в России // Педагогика. - 1998. - №3. - С. 30-35

17. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1991.-412.

18. Благоева Н.Г., Коренева JI.A. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента. // РЯШ. 1993. - №24. - С. 16-19.

19. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17.20. |Брагина A.A. Лексика языка и культура страны. Изучение лексики в лингвистическом аспекте. М., 1986.

20. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

21. Брутян Г.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Ереван, 1968.

22. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. М.: Космополис, 1994. - 230 с.

23. Будагов P.A. Филология и культура. М.: МГУ, 1980. - 303 с.

24. Быстрова Е.А. Компетентный носитель языка // Народное образование. 1998. - №3. - С. 70-71

25. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка //РЯШ. 1996. - №1. - С. 3-8

26. Быстрова Е.А. Содержание и структура учебников русского языка и русской литературы для национальной школы. М., 1985.

27. Быстрова Е.А. Теория и практика преподавания русского языка // Педагогика. 1994. - №4. - С. 34-38

28. Вагидуллин И. Поэтапное внедрение национально регионального компонента в учебно-воспитательный процесс // Наука и школа. - 1996. - №1. -С. 6-10

29. Васильев Л.М. О категориях и понятиях лингвистики текста //Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1994.

30. Веденеева И.Б. Этнокультуроведческий аспект изучения русского языка в национальных вузах: Дис. канд. пед. наук. М., 1993.

31. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия. М., 1973.

32. Верещагин Е.М., Костомаров В. Лингвистическая теория слова. -М.: Русский язык, 1980. 320 с.

33. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. - 246 с.

34. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогика. 2-е изд. М.: Академия, 2000. - 176с.

36. Волков Г.Н. Педагогика любви. В 2-х т. М.: Академия, 2003.460 с.

37. Воробьев В.В. Лингвокультурологические принципы презентации учебного материала: (Проблемы концентризма). М.: ИРЯ им: А.С.Пушкина. -1993.- 107 с.

38. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография. М.: Изд-во РУДН, 1997. - 331 с.

39. Воронин A.M., Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск: БГПУ, 1996. - 133 с.

40. Габ М.А. Текст в речевом общении // Высказывание и текст: Взаимодействие языковых единиц. М.: АН СССР ИЯ, 1988. - 35-42 с.

41. Гак В.Г. О семантической организации повествовательного текста //Лингвистика текста. Вып. 103. М.: МГПИИЯ им. М.Тореза. 1976. - С. 5-14

42. Галлингер И.В. Школьный курс родного языка: взгляд на гуманизацию // Советская педагогика 1990. - №5. - С. 49-57 Л". 44. Гальперин И .Я. Текст как объект лингвистического исследования.-М., 1981.- 140 с.

43. Герд A.C. Введение в этнолингвистику: Учебн. пособие. Спб: Яз. центр, 1995 -92 с.

44. Государственная программа развития калмыцкого языка и других национальных языков в Калмыцкой ССР на период до 2000 года // Советская Калмыкия. 1990. - 22 дек.

45. Горожанкина JI.B. Проблемы создания и организации лингвострановедческого текста // Лингвострановедческий аспект в преподавании русского языка как иностранного. Воронеж: ВГУ, 1989. - -163-167 с.

46. Григорян Э.А. Преподавание родного и других языков в школе //РЯНШ. 1990. - №6. - С. 3-7

47. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.-450 с.

48. Давыдов В.В. , Драгунов Т.В. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1979. - 385 с.7 51. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.

49. Дейк Т.А.Ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.-310 с.

50. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознаний при обучении родному языку // РЯШ. 1993. - №5. - С. 3-11

51. Дешериев Ю.Д. Развитие национально-русского двуязычия. М.: Наука, 1976.-368 с.

52. Денисова М.А. «Народ и язык один без другого представлен быть не может» // РЯШ. 1993. - №5. - С. 68-74

53. Доблаев Л.П. Суждение и текст // Психологические механизмы формирования оценочных суждений. Саратов, 1989. - 10-16 с.

54. Донских O.A. К истокам языка. Новосибирск: Наука, 1988. - 189с.

55. Дьячков М.В. Социальная роль языков в многоэтнических обществах. М.: ИНПО, 1993. - 115 с.

56. Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи // РЯШ. 1985. - №1. - 47-54 с.

57. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. -239 с.

58. Журавлева J1.C, Зиновьева Н.Д. Значение страноведческой и лингвострановедческой подготовленности учащихся для рецепции художественного произведения //Лингвострановедение и текст. М.: Русский яз., 1987.-С. 40-53

59. Зарубина Н.Д Текст: Лингвистический и методический аспекты. -М., 1981.

60. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях. 4.2. М.: Просвещение, 1960.

61. Звегинцев В.А. Теоретико-лингвистические предпосылки гипотезы Сепира-Уорфа// Новое в лингвистике. Вып.1. М., 1960. - 133 с.

62. Зильберт В.А. Тексты массовой информации.- Саратов, 1991.

63. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.

64. Ибрагимова Ф.Р. Культуроведение в развитии русской речи студентов национальных групп педвуза: Дисс.канд.пед. наук. М., 1992.

65. Интенсивно цикловое обучение русскому языку в национальной школе. - М., 1991.- 107 с.

66. Ипполитова H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе. М.: Просвещение, 1992. - 126 с.

67. Ипполитова H.A. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. М.: Просвещене, 1980. - 142 с.

68. Ипполитова Н.А Изобразительно выразительные средства в публицистике. - Саранск: МГУ, 1988. - 79 с. А 72. Калмыкия: перепутье 1980-х. Проблемы этнокультурногоразвития. М., 1993.

69. Калмыцкая нация на рубеже столетий: современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. трудов. Элиста: КГУ, 1995. - 138 с.

70. Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9 классы. М., 1991.

71. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука,1987.-216 с.

72. Караулов Ю.Н. Язык система. Язык - текст. Язык - способность. -М., 1995.

73. Кожин М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1977. 223 с.

74. Колесов В.В. Культура речи культура поведения. - П.: Лениздат,1988.-271 с.

75. Колесов В.В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук / Труды методологического семинара «Человек». Л., 1991. - С. 106-124

76. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. -М.: Наука, 1984.-175 с.

77. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. М.: Наука, 1980. - 146с.

78. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. -М.: Наука, 1990.-103 с.

79. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективныхд* • факторов в языке. М.: Наука, 1975. - 231 с.

80. Комов В.В. Культура речи культура поведения. - Л., 1988.

81. Концепция «Формирование культуры межнационального общения в процессе обучения русскому языку как неродному». М.: РАО, 1993.

82. Копыленко М.М. Основы этнолингвистики / Отв. ред. А.Т.Кайдаров. Алматы: Евразия, 1995. - 178 с.

83. Коренева JI.A. Национально региональный компонент предмета4русский язык» в школе. (Содержание, пути реализации): Дис. канд. пед. наук. М.: РАО, 1995. - 157 с.

84. Корниенко Е.Р. Язык как своеобразный носитель культуры нации //Язык и культура. Киев, 1994. - 86 90 с.

85. Коростелев А.Д. Языковые процессы у калмыков // Калмыкия: перепутье 1980-х. Проблемы этнокультурного развития. М., 1993. - 84-116 с.

86. Костомаров В.Г., Прохоров Ю.Е., Чернявская Т.Н. Язык и культура. Новое в теории и практике лингвострановедения. Доклад на VIII Конгрессе МАПРЯЛ. ФРГ. Регенсбург. М., 1994. - 48 с.

87. Косянова О.М. Формирование этнокультуроведческой компетенции студентов национальных групп при обучении неродному языку: Дис. канд. пед. наук. Самара, 1995. - 230 с.

88. Котюрова М.П. Функционально стилистический аспект целого текста // Функционирование языка в различных типах текста. - Пермь, 1989. -15-21 с.

89. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1982. - 186 с.

90. Крысин Л.П. Язык в современном обществе. М.: Просвещение, 1977.- 191 с.

91. Крысий Л.П. Изучение современного русского языка под социальным углом зрения // РЯШ. 1986. - №5. - С. 44-51, 84.// РЯШ. - 1986. -№6. - С. 23-30

92. Кудрявцева Т.С. К проблеме культурологической типологии Л"" языков // Этническое и языковое самосознание: Тезисы конф. Ин-та народов1. России.-М., 1995.

93. Кудрявцева Т.С. Межкультурная коммуникация и обучение языку // Тезисы VIII Конгресса МАПРЯЛ. Германия, 1994.

94. Кудрявцева Т.С. Методика анализа урока русского языка // РЯНШ, 1988. № 1.С. 14-19.

95. Кудрявцева Т.С. Научные основы формирования национально -русского двуязычия // Формирование двуязычия в национальной школе. М., 1991.-С. 3-32

96. Кудрявцева Т.С. Национально региональный компонент содержания обучения русскому языку как государственному // Тезисы науч. конф. - Владикавказ, 1998.

97. Кудрявцева Т.С. О стандарте по русскому языку как государственному языку РФ // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. науч. трудов. М.:АО, 1990.

98. Кудрявцева Т.С. Стандарт по русскому языку // Наука и школа. -1996. -№1

99. Кудрявцева Т.С. Текст как единица обучения // Текст в процессе обучения. М.: ИЯ АН СССР, 1988.

100. Кудрявцева Т.С. Учебный текст как объект лингводидактического описания русского языка. Дис. канд. пед. наук. М.,1985. - 236 с.

101. Кудрявцева Т.С., Быстрова Е. и др. Русский язык как государственный // Учебные стандарты школ России. М., 1998.

102. Кудрявцева Т.С., Михайлова С. Рассказы о русской культуре. Пособие для уроков русского языка и литературы для учащихся 5-11 классов. -М.: ЮНВЕС, 1997.-400 с.

103. Кузнецова JI.B. Национально-культурная • среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования. Чебоксары: КЛИО, 2000. - 276 с.

104. Кулибина Н.В. Методика работы над художественным текстом в аспекте лингвострановедения. М.: Русский язык, 1987.

105. Купина H.A. Текстовая и фоновая информация и ее компоненты //Текст и его компоненты. Выл. 24. Саратов: СГУ, 1992. - С. 7-26

106. Кутьева M.B. Этнокультурные аспекты изучения языков // Педагогика. 1998. - №3. - С. 74-79

107. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худ. Лит-ра, 1974.-285 с.

108. Латыпова Р.К. Лингводидактические основы отбора и презентации россиеведческого материала в практическом курсе русского языка национальных групп педвузов. Дисс. канд. пед. наук. М., 1986. - 262с.

109. Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М., 1991.

110. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1961.

111. Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. М.: Наука, 1987. - 183 с.

112. Лингвистические основы преподавания языка. М, Наука, 1983.272с.

113. Лингвистические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Л.:ЛГПИ, 1982. - 125 с.

114. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. /Под ред. Е.М. Верещагина. М., 1979.

115. Лингвострановедение и текст: Сб.статей / Под ред. Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова. М.: Русский яз., 1987. - 179 с.

116. Лингвострановедческий аспект в преподавании русского языка как иностранного: Сб.статей /Под ред. Попова А.Н. Воронеж, 1984.- 188с.

117. Линникова Л.М. Формирование стилистической компетенции студентов национальных групп педвуза в курсе «Современный русский литературный язык». Дисс. канд. пед. наук. М., 1995.

118. Лысикова Н.П. Методологические вопросы взаимосвязи языка и культуры. Дисс. канд. фил. наук. Саратов, 1983.

119. Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980.

120. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. - 270 с.

121. Лотман Ю.М. Двойственная природа текста // Текст и культура: общие и частные проблемы. М.: АН СССР ИЯ, 1985. С. 3-20

122. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.

123. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: Просвещение, 1992. С.125

124. Максимов Л.Ю. Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка // РЯШ. 1994. - №4. - 3-10 с.

125. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Изд-во Рос.откр.ун-та, 1994. - 208 с.

126. Марковина И.Ю. Лакуны как инструмент описания специфики локальных культур // Проблемы организации речевого общения. М., 1981.

127. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-284 с.

128. Матвеев Г.Б. Об этничности и этнических ценностях материальной, духовной и соционормативной культуры. http:gov.cap.ш/hierarchycap.asp?page=./86/3743/1189/1197

129. Методика обучения русскому языку в 5-11 классах нерусских школ с родным языком обучения. СПБ.: Просвещение, 1995. - 223 с.

130. Методика преподавания русского языка. / Под.ред. М.Т. Баранова и др. М.: Просвещение, 1990.

131. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996.-203 с.

132. Молчановский В. В. Теоретическая разработка и практическая реализация лингвострановедческого аспекта преподавания русского языка как иностранного. (Аналитический обзор). / Под ред. Т.Н.Чернявской. М., 1985.

133. Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. С.

134. Мукаева JI.H. Школа в Калмыкии: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. - №1. С. 76-78

135. Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у монгольских народов // Педагогика. 1994. - №1. С. 42-46

136. Мукаева О.Д. Проблемы возрождения национальной системы образования в Калмыкии // Репрессированные народы: история и современность. Элиста, 1992. - 120-121 с.

137. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. Элиста, 2003. - 223-228 с

138. Наумченко И.Л. Стандартизация образования процесс творческий // Педагогика, 1997. №2. С. 30-33.

139. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. 1998. - №2. - С. 3-7

140. Нимгирова И.С Этнокультурные компоненты в изучении русского языка. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1996.

141. Никитина С.Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре. Язык и личность. М., 1989.

142. Нюденова Э.К. Этнокультурный компонент на уроках литературы // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. IX годичное собрание южного отделения РАО. Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2002. Часть П. - С. 30.

143. Осиянова О.М. Национально культурный компонент содержания обучения английскому языку в начальной школе: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1993.

144. Панькин А.Б. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы): Монография. Элиста: КГУ, 1997. - 220 с.

145. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. - 446 с.

146. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалымеждународной научной конференции. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 5962 с.

147. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М.: ООО «Большая медведица», 2004.

148. Пастухова П.Н. Гармоническое развитие личности на уроках русского языка и литературы // РЯШ. 1989. - №2. - 5-10

149. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ, 1993.

150. Петров М.К. Язык, знак, культура /АН СССР. Ин-т философии. -М.: Наука, 1991.-328 с.

151. Петрова Т.Н. Философско-педагогические аспекты этноэстетической культуры чувашей //Гегерлт.- 2005. №1,2 (22-23). - С.77-85

152. Печке X. Об использовании эксперимента при исследовании языковой коммуникативной деятельности // Текст как важнейшая единица коммуникации (в синхронии и диахронии). Киев: КГПИИЯ, 1984. С. 29-35

153. Пичугов Ю.С. Новые формы организации обучения на уроке русского языка // РЯШ. 1987. - №3. С. 3-8

154. Пленкин H.A. Изложение с языковым разбором текста. М.: Просвещение, 1988.—208 с.

155. Полушкина JI.H. Текстотека учебника как основа формирования социокультурной компетенции. Дисс. канд. пед. наук. М., 1995.

156. Понимание и интерпретация текста.- Тверь: ТГУ, 1994 168 с.

157. Потапова Н.И. Описание как одна из форм презентации информации в учебном публицистическом тексте // Лингвострановедческий аспект в преподавании русского языка как иностранного. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984. - 73-77 с.

158. Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 622 с.

159. Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа / Под ред. В.Ж. Келле. М.: Мысль, 1984. - 325

160. Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение. Теория и практика обучения русскому языку как иностранному: Методическое пособие для студентов русистов и преподавателей русского языка иностранцам. - М., 1995. - 93 с.

161. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М,: Педагогика - Пресс, 1996. - 215 с.

162. Рахштейн А.Д. Национально культурная значимость слов и словесных комплексов в художественном тексте // Лингвострановедение и текст. -М., 1987.-69-76 с.

163. Реформатский A.A. Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1987.262 с.

164. Роль и место страноведения в практике преподавания русского языка как иностранного /Под ред. Е.М. Верещагина. М., 1969.

165. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988.-212 с.

166. Ростова Е.Т. Лингвистический анализ и интерпретация художественного текста. М., 1989.

167. Руднев C.B. Ассоциативный эксперимент как способ определения страноведческих знаний иностранных учащихся // Страноведение и лингвострановедение в подготовке учителя русиста зарубежной школы. -Волгоград, 1985. С. 26-36

168. Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики. / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1977.

169. Русский язык как государственный язык Российской Федерации в школах с нерусским языком обучения. Временный государственный образовательный стандарт. М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1993.-74 с.

170. Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М.: Наука, 1984. - 211 с.

171. Русское слово в лингвострановедческом аспекте. Воронеж, 1987. - 167 с.

172. Салеев В.А. Язык в национальной культуре. / Белор. НИИ образования. Минск, 1992. - 29 с.

173. Салмина JI.M. Языковая картина мира в тексте // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 1995. С. 78-80

174. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста /Под ред. Н.М. Шанского. СПб., 1992.

175. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. -М.: Прогресс, 1993. 656 с.

176. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М.: Наука, 1988. - 244 с.

177. Сигуан М., Макки У.Ф. Образование и двуязычие. М.: Педагогика, 1990. - 184 с.

178. Словарь по социальной педагогике. М.: МГСУ, 2002. - 332 с.

179. Современное состояние и перспективы развития методики преподавания русского языка // Тезисы докладов сообщений Всероссийского совещания.- М., 1993.

180. Современный русский язык. / Под ред. Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова. В 3-х частях. М.: Просвещение, 1987-88.

181. Современный русский язык: (К подлинной культуре речи через «осязание» изящной словесности). Программа учебного курса. М., 1995.

182. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. Ч.З. / Под ред. В.Ф. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова. М., 1987.

183. Современный урок русского языка в национальной школе. М.: Просвещение, 1987.

184. Современный урок русского языка в национальной школе. Уфа,1980.

185. Современный урок русского языка и литературы. Л., 1990.

186. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 228 с.

187. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. М: Просвещение, 1992.- 192 с.

188. Солганик Г .Я. От слова к тексту: Кн. для учащихся ст. классов. -М.: Просвещение, 1993. 189 с.

189. Сорокин Ю.А., Марковина Н.Ю. Художественный текст и лингвокультурологическое тестирование / Общая стилистика: теоретические и прикладные аспекты. Калинин, 1990. С. 56-62.

190. Софронова И.Н. Художественный текст как культурно-смысловое пространство // Язык и культура. Киев, 1993. С. 130-140.

191. Срезневский И.И. Русское слово: Избр. труды. М., 1986.- 173 с.

192. Степанова И.А. Критерии отбора текстов как средства обучения письменным формам речи студентов филологов // Текст как средство и объект обучения в процессе преподавания неродных языков. - М.:МГПИ им. Ленина, 1994. С. 50-60

193. Степное Уложение (Основной Закон) Республики Калмыкия. -Элиста, 1994.

194. Страноведение и лингвострановедение в преподавании иностранного языка. Тезисы. М.: МГИМО, 1980.

195. Страноведение и преподавание русского языка иностранцам /Под ред. В.Г. Верещагина. М., 1972.

196. Сукаленко H.H. Аккумулятивная функция языкового знака и проблемы культурологии. //Язык и культура. Киев, 1993. С. 22-28

197. Сукунов Х.Х., Величук А.П. Разработка типовой модели национальной школы // Педагогика. 1997. - № 4. С. 37-44

198. Тамм Э.И. Лингвострановедческая работа над лексикой в национально ориентированном преподавании русского языка иностранцам: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1982.

199. Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1969. - 212 с.

200. Текст в гуманитарном знании. Ростов: РГГУ, 1997. - 353 с.

201. Текст. Высказывание. Слово. М.: ИЯЗ, 1983.- 197 с.

202. Текст и его изучение в вузе и школе. -М., 1991.- 174 с.

203. Текст и его категориальные признаки: Сб. науч трудов. Киев: КГПИИЯ, 1989.- 163 с.

204. Текст и его компоненты. Вып.24. Саратов: СГУ, 1992. - 175 с.

205. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа.: Межвуз. сб. науч. трудов. / Ленинградский гос. пед. ин-т им. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1986.- 149 с.

206. Текст как важнейшая единица коммуникации (в диахронии и синхронии): Сб.науч.трудов. Киев: КГПИИЯ, 1984. -. 166 с.

207. Текст как образовательная картина мира. Вып. 341. М., 1989. С.136.

208. Текст как объект комплексного анализа в вузе. Л.: ЛГПИ, 1984.160с.

209. Текст как реальность: содержание и форма: Межвуз. сб. науч. трудов Тула, 1994. - 79 с.

210. Текст как средство и объект обучения в процессе преподавания неродных языков. М., 1994.

211. Текст как структура: Сб.науч.трудов. / АН СССР. Ин-т языкознания, Кафедра иностранных языков /Под ред. Романова A.A., Шахнаровича A.M. М., 1992. - 113 с.

212. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989. - 194 с.

213. Текст и культура //Учёные записки Тарт. ун-та. Вып. 635. Тарту,1983.

214. Текст и культура: общие и частные проблемы. М.: АН СССР ИЯ, 1985.-295 с.

215. Текст, контекст, подтекст. -М., 1987.

216. Текст на уроках русского языка: Тезисы докладов и выступлений участников научно-практической конференции МГПУ им. Ленина. М.: МГУ, 1994.-74 с.

217. Текст: семантика и структура. -М., 1983.

218. Текст, структура и семантика: Межвуз. сб. науч. трудов. /Мин. Просвещения РСФСР. Пятигорский гос. пед. ин-т ин.яз. Пятигорск, 1981. -2000 с.

219. Текст: структура и анализ: Сб. науч. трудов. /Под ред. Романова A.A. М.: ИЯ, 1989. - 197 с.

220. Текст: структура и функционирование: Сб. науч. статей. -Барнаул: АГУ, 1994. 158 с.

221. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. - 509 с.

222. Томахин Т.Д. Лингвистические аспекты лингвострановедения // Вопросы языкознания .- 1986. №6. - С. 113-118

223. Томахин Г.Д. От страноведения к фоновым знаниям носителей языка инационально культурной семантике языковых единиц в их языковом сознании // РЯ за рубежом. - 1995. - №1. - С. 54-58

224. Традиции и новое в социальной жизни народов: Сб. науч. трудов. Элиста: КГУ, 1994. - 127 с.

225. Тураева З.Я. Лингвистика текста: Лекции / Рос. гос. пед. ун-т им. Герцена. СПб.: Образование, 1993. - 138 с.

226. Тураева З.Я. Познание, коммуникация, лингвистика текста // Актуальные проблемы семасиологии. Л., 1991. - 120-127 с.

227. Уорф Б.Л. Лингвистика и логика // Новое в лингвистике. М.,1960.

228. Ушакова Н.М. Развитие лингвистического мышления учащихся на уроках русского языка // Новые исследования в педагогических науках. АПН СССР. - 1990.-№1.-С. 54-58

229. Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе. Проект. // РЯШ. 1993. - №4. С. 7-10

230. Филиппов P.A. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи. Л.: ЛГУ, 1989.- 96 с.

231. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.

232. Формирование двуязычия в национальной школе /Под ред. Н.М. Шанского. М.: АПН СССР, 1991. - 95 с.

233. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранному языку. -Саранск, 1993.- 124 с.

234. Ханазаров К.Х. Решение национально языковой проблемы в СССР. - М.: Политиздат, 1982. - 224 с.

235. Харисова Л.А. Модульная разработка содержания гуманитарных предметов на базе элементов национальной культуры. Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1995.

236. Харченкова Л.И. Диалог культур в обучении русскому языку как иностранному. СПб., 1994.

237. Художественный текст и культура. Владимир: ВГПИ, 1993. - 179с.

238. Человек текст - культура / Под ред. Г.В. Битенской, Н.Е. Богуславской и др. - Екатеринбург, 1994.- 236 с.

239. Чернявская Т.Н. Лингвострановедческая адаптация как прием создания страноведчески ценных учебных текстов // Лингвострановедение и текст. М., 1987.

240. Чижова Т.И. Идейно нравственное воспитание учащихся при обучении изложению с языковым анализом художественного текста // РЯШ. -1987. - №2. -С. 37-42

241. Чижова Т.И. Использование художественного текста в целях языкового и нравственного развития учащихся // РЯШ. 1995.- №3.- С. 9-15

242. Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий (Вопросы русской исторической ономастики 15-17 вв.). М.: Учпедгиз, 1959. - 127 с.

243. Шанский Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста // РЯШ. 1983.- №3.

244. Шанский Н.М. Методика создания и использования средств обучения русскому языку. Л., 1988.

245. Шанский Н.М. О курсе русской словесности на продвинутом этапе обучения (10-11 класс) // РЯШ. 1994. - №5. - С. 35-39

246. Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. М., 1985. 239 с.

247. Шанский Н.М. Сходства и различия в номинативных системах языков // РЯШ. 1991. - №2.

248. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М.: Просвещение, 1986. - 157 с.

249. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы возможности решения) // РЯШ. 1993. - №2.

250. Шанский Н.М., Быстрова Е. Методика преподавания русского языка в современных условиях // РЯНШ. 1990. - №1. С. 3-9

251. Шанский Н.М., Быстрова Е. Формирование паритетного двуязычия в свете лингводидактики // РЯШ. 1990. - №2. - С. 92-97

252. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1998.

253. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1976.

254. Швейцер А.Д. Социолингвистика. Коммуникативные единицы языка и принципы их описания. М., 1988.

255. Шейман Л.А. О национально культурном аспекте школьных русско -язычных курсов // РЯНШ. - 1987. - №3. - С. 12-16

256. Шейман JI.А. Основы методики преподавания русского языка. 4.2. Фрунзе, 1982.

257. Шмелев Д.И. Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Наука, 1977.- 168 с.

258. Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.

259. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.-428 с.

260. Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. -282с. 285.Этнические контакты и языковые изменения: Сб.статей. - СПб.: Наука, 1995. - 233 с.

261. Этнические процессы в современном мире.- М.: Наука, 1987. -.446 с.

262. Этническое и языковое самосознание. Материалы конф. (Москва. 13-15 дек. 1995 г.). М., 1995. - 178 с.

263. Этнографическое изучение знаковых средств культуры.- Л., 1989.

264. Этнокультурная лексика монгольских языков. -Улан-Уде, 1994.178с.

265. Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988. - 190 с.

266. Этнопедагогика калмыков и национальная школа.- Элиста, 1997.175с.

267. Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // РЯШ. 1990. -№4.-С. 41-48.

268. Язык и культура. М.: Наука, 1989. - 211 с.

269. Язык и культура. В 3-х т. Киев, 1993-1994.

270. Язык и культура: Сб.обзоров. М., 1987. - 208 с.

271. Язык и личность / Отв.ред. Шмелев. М.: Наука, 1989. - 215 с.

272. Язык и массовая коммуникация. М.: Наука, 1984. - 277 с.

273. Язык и национальная культура: Тезисы докл. и сообщений / Отв.ред. Т.К. Донская. СПб.: Образование, 1995. - 58 с.

274. Язык, культура и образование: статус русского языка в странах мира / Отв. ред. Дэвидсон Д., Митрофанова О. Москва - Вашингтон: МАПРЯЛ, 1997.- 160 с.

275. Язык. Культура. Этнос. / Под ред. С.А. Арутюнова, А.Р. Багдасарова, В.Н.Белоусова и др. М.: Наука, 1994. -. 230 с.

276. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии. 1994. - №2. - С. 64-77

277. Якобсон Р. Значение лингвистических универсалий для языкознания // Звегинцев В.А. История языкознания XIX XX вв. в очерках и извлечениях: 4.2. - М., 1960.151

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.