Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов при обучении русскому языку на основе исторического жанра русской живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Ян Чуньлэй

  • Ян Чуньлэй
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 257
Ян Чуньлэй. Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов при обучении русскому языку на основе исторического жанра русской живописи: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2015. 257 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ян Чуньлэй

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов средствами

русской живописи

1.1. Компетентностный подход в преподавании русского языка как иностранного

1.2. Психолингвистические основы формирования коммуникативной компетенции китайских студентов средствами русской живописи

1.3. Особенности восприятия и понимания произведений живописи китайскими студентами

1.4. Историческая живопись как экстралингвистический материал для формирования культуроведческой компетенции китайских

студентов

Выводы по Главе

ГЛАВА 2. Теоретические и практические предпосылки формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских

студентов

2.1. Выявление предпосылок формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций методом анализа учебников

2.2. Констатирующий эксперимент по выявлению знаний и представлений китайских студентов об истории России и русской живописи

2.3. Критерии отбора картин и текстов для использования в работе по формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов

2.4. Отбор картин исторического жанра для занятий по русскому языку в китайской аудитории (поисково-констатирующий

эксперимент)

Выводы по Главе

ГЛАВА 3. Методика формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов на основе русской исторической живописи

3.1. Организация речевого общения средствами русской исторической живописи как фактор формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций

3.2. Модель формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов-филологов на основе исторического

жанра русской живописи

3.3. Характеристика программы интегративного элективного курса по развитию русской речи средствами исторической живописи (обучающий эксперимент)

3.4. Программа интегративного элективного курса «Развитие русской

речи на основе исторической живописи»

3.5. Организация, содержание и ход обучающего эксперимента (апробация элективного курса «Развитие русской речи на основе исторической живописи»)

3.6. Результаты обучающего эксперимента

Выводы по Главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Русско-китайский словник искусствоведческих слов и

словосочетаний, а также терминов и терминологических сочетаний

Приложение 2. Перечень картин исторического жанра, включённых в интегративный элективный курс «Развитие русской речи на основе

исторической живописи»

Приложение 3. Дидактические материалы к отдельным занятиям интегративного элективного курса «Развитие русской речи на основе

исторической живописи»

Приложение 4. Пример занятий, проводимых в рамках элективного

курса

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов при обучении русскому языку на основе исторического жанра русской живописи»

ВВЕДЕНИЕ

В современном Китае наблюдается значительный рост интереса к России, её культуре, истории; у китайцев появилось желание осмыслить ценности русского народа, понять его душу. Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что «Китай и Россия являются друг для друга самыми главными и самыми важными партнерами стратегического взаимодействия. Обе страны придали двусторонним отношениям приоритетный статус в своей общей дипломатической работе и внешней политике» [128]. Интерес современного Китая к России и русскому языку обусловил изменения на его образовательном пространстве: сейчас в Китае насчитывается около 70 вузов, где русский язык преподаётся как специальность, и более 300 вузов, в которых студенты обучаются русскому языку как иностранному, созданы новые учебники, содержащие востребованную информацию о России и русском языке. Сейчас у китайцев стало больше возможностей ближе познакомиться с русской культурой и историей: в 2006 году в Китае прошёл год России, 2009 год был объявлен Годом русского языка в Китае.

Директор Института русского языка при Пекинском университете иностранных языков Ши Тецян убеждён, что «в будущем бум русского языка в Китае продолжится, интерес и чувство китайцев к русскому языку не ослабнет» [208]. Он же сетует, что «многие выпускники университетов за годы обучения овладевают лишь языком и не знают ничего другого» [там же]. Зачастую китайцы знают о России не так много. Следовательно, стоит задача одновременно с обучением китайских студентов русскому языку приобщить их и к русской культуре, истории, чтобы они лучше могли понимать россиян.

Несмотря на то что в изучении и практическом применении культуроориентированного обучения было сделано много (работы Е.М. Верещагина, С.А. Вишнякова, К.А. Вознесенского, В.В. Воробьёва, А.Д. Дейкиной, В.Г. Костомарова, Н.Л. Мишатиной, Л.И. Новиковой, С.Г. Тер-Минасовой, Ю.Е. Прохорова, Л.А. Ходяковой, Чжан Лиянь, А.Н. Щукина и др.), на современном этапе развития образования, когда в высшей школе доминирует компетентностный подход в преподавании, ещё остаются пробелы в разработке

механизмов формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций иностранных (китайских) студентов, изучающих русский язык.

Существуют противоречия между:

- ростом интереса китайских студентов к русскому языку и культуре России в Китае и отсутствием методических механизмов, позволяющих стимулировать этот интерес;

- стремлением реализовать компетентностный подход в обучении и недостаточной разработанностью методического инструментария по реализации данного подхода;

- необходимостью формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций у китайских студентов и отсутствием исследований, способствующих формированию этих компетенций.

Итак, актуальность исследования обусловлена:

- социальными факторами: изменившимися социокультурными реалиями, сближением Китая и России, стремлением лучше узнать культуру и историю русского народа;

- задачами, стоящими перед системой обучения русскому языку в Китае: одновременно с обучением русскому языку дать необходимые фоновые знания о русской культуре и истории;

- неразработанностью проблемы формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций в обучении русскому языку посредством русской исторической живописи.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов средствами исторической живописи на занятиях по русскому языку.

Предмет исследования - моделирование интегративного элективного курса, направленного на формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов в процессе преподавания русского языка посредством исторической живописи.

Цель диссертационного исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов при обучении их русскому языку средствами русской исторической живописи, позволяющую создать на ее основе специальный интегративный элективный курс.

Гипотеза исследования: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов при обучении их русскому языку средствами исторического жанра русской живописи будет эффективно, если разработать интегративный элективный курс, конкретизирующий предлагаемую модель, и апробировать методику работы по этому курсу, основанные на:

- компетентностном подходе в преподавании русского языка;

- учёте особенностей восприятия и понимания произведений живописи китайскими студентами;

- использовании исторической живописи в качестве экстралингвистического материала для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов на занятиях по русскому языку;

- данных анализа учебников русского языка, изданных в Китае; констатирующего эксперимента по выявлению знаний и представлений китайских студентов об истории России и русской живописи;

- аргументированных критериях отбора картин и текстов для использования в работе по развитию коммуникативной и культуроведческой компетенций;

- сконструированной модели формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов-филологов средствами исторической живописи;

- методически продуманной и обоснованной программе интегративного элективного курса для иностранных студентов «Развитие русской речи на основе исторической живописи».

Сформулированная цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

- провести анализ научной литературы по педагогике, психологии, лингвистике, культурологии, методике преподавания русского языка (родного) и русского языка как иностранного по теме исследования;

- выявить особенности восприятия и понимания произведений русской живописи китайскими студентами;

- проанализировать китайские учебники русского языка с целью выявления предпосылок для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций студентов;

- определить возможности использования исторической живописи в качестве экстралингвистического материала для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов на занятиях по русскому языку;

- выявить количественные и качественные параметры имеющегося (исходного) уровня коммуникативных умений и культуроведческих знаний китайских студентов-филологов;

- определить критерии отбора картин и текстов для использования в работе по формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций;

- разработать модель формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов-филологов средствами исторической живописи и создать на ее основе программу интегративного элективного курса «Развитие русской речи на основе исторической живописи», призванную формировать у иностранных студентов указанные компетенции;

- апробировать программу созданного интегративного элективного курса в ходе обучающего эксперимента и проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами использовался комплекс взаимодополняющих научно-исследовательских методов:

теоретических: анализ педагогической, психологической, лингвокультурологической литературы по теме исследования; синтез теоретического и эмпирического материала; метод интерпретации педагогических исследований и педагогического опыта в области культуроориентированного

обучения; метод построения гипотез; метод анализа учебников; анализ процесса восприятия и понимания китайцами европейской, в частности русской живописи; анализ и сопоставление результатов констатирующего и экспериментального обучения;

эмпирических: опросы студентов; метод наблюдения за речевым развитием студентов в процессе обучения; анализ продуктов речевой деятельности студентов (сочинений); выявление в речи студентов положительной динамики; статистические методы обработки данных; проведение обучающего эксперимента на основе разработанного элективного курса; построение гистограмм, сопоставительных таблиц по результатам проведенного эксперимента; разработка конкретных сценариев уроков.

Методологическую основу диссертации составили научные исследования, связанные с проблемой формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций студентов-иностранцев в процессе обучения русскому языку, различные аспекты которой освещены:

- в психолого-педагогических и лингвистических трудах, в т.ч. по теории речевой деятельности (Б.М. Величковский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.С. Роговин, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба и др.);

- в исследованиях по компетентностному подходу в обучении (О.Ф. Батрова, Л.Н. Болотов, А.П. Василевич, М.Н. Вятютнев, А.Е. Иванова, В.С. Леднёв, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков, А.И. Сурыгин, А.В. Хуторской, Л.В. Черепанова и др.);

- в работах по культурологии, искусствоведению и по теории восприятия искусства (М.М. Бахтин, Б.Б. Блонский, А. Вежбицкая, Н.А. Виноградова, Б.Р. Виппер, С.А. Вишняков, В.В. Воробьёв, Л.С. Выготский, И.Э. Грабарь, О.Б. Гудков, М.С. Каган, В.А. Маслова, Г.И. Панксенов, Т.А. Пострелова, Д.В. Сарабьянов, Б.М. Теплов, Чинь Тхи Ким Нгок, П.М. Якобсон и др.);

- в научных исследованиях по теории и методике преподавания русского языка как иностранного (А.А. Акишина, Т.М. Балыхина, А.Л. Бердичевский, Е.А. Быстрова, В.Н. Вагнер, Е.М. Верещагин, С.А. Вишняков, В.В. Воробьёв, М.Н. Вятютнев, Н.Д. Гальскова, Г.Г. Городилова, А.Д. Дейкина, Дин Шуци, Л.А. Дунаева, Д.И. Изаренков, З.И. Клычникова, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, В.Т. Марков, Е.И. Пассов, Ю.Е. Прохоров, С.Г. Тер-Минасова, Л.А. Ходякова, А.Н. Щукин, Е.А. Юрина и др.);

- в исследованиях по использованию произведений живописи в процессе обучения русскому языку (К.А. Вознесенский, А.Н. Горчак, Н.М. Квитинский, Т.И. Миронова, Л.П. Сычугова, Л.А. Ходякова, Чжан Лиянь и др.).

Организация исследования и основные его этапы.

Первый этап (2012-2013 гг.) - теоретико-аналитический, в рамках которого: уточнены цель, задачи, определены объект и предмет исследования, сформулирована и уточнена гипотеза; проведён анализ научной литературы по теме исследования; проанализированы учебники русского языка, изданные в Китае; выявлены особенности восприятия и понимания произведений русской живописи китайскими студентами и возможности её использования в китайской аудитории на занятиях по русскому языку.

Второй этап (2013-2014 гг.) - экспериментально-поисковый, в ходе которого: на основе проведённого констатирующего эксперимента выявлен исходный уровень коммуникативных умений и культуроведческих знаний китайских студентов; определены критерии отбора картин и текстов для использования в работе по формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций; разработаны модель и программа элективного курса (обучающего эксперимента).

Третий этап (2014-2015 гг.) - опытно-экспериментальный, который включал: проведение экспериментального обучения по разработанной программе; апробацию и внедрение интегративного элективного курса в процесс обучения китайских студентов; обработку статистических данных; редактирование текста диссертации и завершение диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что

- впервые научно обоснована, разработана и экспериментально проверена модель формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов-филологов, включающая цель обучения, базовые принципы и пути формирования указанных компетенций средствами русской исторической живописи, на основе которой создан интегративный элективный курс;

- определены оптимальные принципы (наглядность, доступность, хронологическая последовательность, межпредметные связи и др.), методы, приёмы (беседа, составление диалога, восстановление пропущенных предложений в тексте, презентация, составление тематического словаря, синквейна, ролевая игра, ИКТ и др.), позволяющие формировать коммуникативную и культуроведческую компетенции китайских студентов средствами русской исторической живописи;

- выявлены дидактические предпосылки для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций студентов на основе анализа китайских учебников русского языка (культуроносная лексика, культуроведческие тексты и т.д.);

- обоснованы факторы, от которых зависит адекватность восприятия картины, и объективные причины непонимания произведений русской живописи китайскими студентами;

- определены возможности использования исторической живописи в качестве экстралингвистического материала для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций иностранных студентов;

- выделены группы лексических единиц, необходимых для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов средствами исторической живописи (тематическая, искусствоведческая, устаревшая, оценочно-эмоциональная, образно-выразительная лексика);

- впервые разработана на основе предлагаемой модели формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций и апробирована в ходе обучающего эксперимента авторская программа интегративного элективного

курса «Развитие русской речи на основе исторической живописи» для иностранных студентов, позволяющая развивать различные виды речевой деятельности китайских студентов, обогащать их словарный запас, повторять грамматику, соединять слово и живопись, приобретать культуроведческие знания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- раскрыты содержательные компоненты методики формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций иностранных студентов на основе исторической живописи: 1) историко-культурная справка, включающая информацию по истории и культуре России, биографические сведения о русских художниках; 2) специальные сведения по изобразительному искусству;

3) искусствоведческая и тематическая лексика, связанная с содержанием картин;

4) коммуникативные и культуроведческие упражнения, направленные на развитие речи и приобретение культуроведческих знаний;

- обоснован принцип хронологической последовательности подачи картин исторического жанра, в соответствии с которым представлены эпохи и исторические факты с X в. по XX в. и отобраны картины, отражающие наиболее яркие события того или иного периода;

- выделены критерии отбора картин, которые разделены на объективные (не зависящие от восприятия студентами произведений живописи) и субъективные (связанные с качествами личности: особенностями восприятия и понимания картин, интересом и т.д.), позволяющие с научных позиций отобрать необходимые для обучения иностранных студентов картины исторического жанра;

- разработаны количественные и качественные критерии оценки сочинений иностранных студентов (китайцев), позволяющие объективно оценить уровень и качество сформированности коммуникативных умений и культуроведческих знаний.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработаны сценарии занятий в соответствии с программой элективного курса по развитию русской речи китайских студентов средствами исторической

живописи, которые могут быть использованы в процессе обучения русскому языку как иностранному;

- подготовлены типы упражнений: языковые, коммуникативные и культуроведческие, направленные на развитие видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) иностранных студентов (китайцев), на обогащение их словарного запаса, на снятие грамматических трудностей, на приобретение культуроведческих знаний, что помогает преподавателю в работе по формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций;

- составлен русско-китайский словник искусствоведческих слов и терминов, используемых при обучении китайских студентов в рамках элективного курса;

- сформирован список военных и иных исторических событий в России, дана их краткая характеристика; подготовлены исторические справки, позволяющие облегчить работу преподавателя по объяснению и интерпретации картин исторического жанра;

- составлен в соответствии с программой интегративного элективного курса перечень картин исторического жанра и отобраны искусствоведческие тексты, способствующие формированию фоновых знаний студентов по картинам исторического жанра и рекомендованных к использованию на занятиях по русскому языку в китайской аудитории.

Материалы и полученные результаты исследования могут быть использованы на лекционно-практических занятиях по русскому языку, по теории методики преподавания русского языка как иностранного, истории и культуре России в системе высшего языкового образования Китая и России.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на теоретические положения и методологическую базу исследования, а также на достижения китайских студентов и подтверждается данными экспериментальной работы, проведённой со студентами Цзилинского университета (г. Чанчунь), Шаньдунского педагогического университета (г. Цзинань). В экспериментальной работе приняло участие 90 китайских студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций на основе исторической живописи в рамках компетентностного подхода в обучении русскому языку китайских студентов в высокой степени продуктивно, поскольку картина, в частности историческая, «создавая эффект новизны, выступает как необычное экстралингвистическое средство, располагающее большим зарядом эмоционального воздействия и познавательной информацией» [257, с. 25], что позволяет акцентировать внимание на практических результатах обучения, проявляющихся в сформированных коммуникативных умениях и приобретённых культуроведческих знаниях.

2. Дидактический материал и методические возможности, выявленные в процессе анализа китайских учебников, позволяют при обучении китайских студентов опираться на имеющиеся у них коммуникативные умения и культуроведческие знания, реализовывать принцип межпредметных связей, обеспечивая связи занятий по русскому языку с занятиями по родному языку, а также по истории и культуре России.

3. Построенная модель формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов-филологов средствами исторической живописи позволила создать на её базе программу интегративного элективного курса «Развитие русской речи на основе исторической живописи», обеспечивающего более высокий уровень владения русской речью китайскими студентами и приобретение ими культуроведческих знаний об истории страны изучаемого языка.

4. Обучение русскому языку студентов-иностранцев по программе интегративного элективного курса эффективно для параллельного формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций, обеспеченных самостоятельным содержанием, при этом возможная неадекватность восприятия китайцами русской живописи нивелируется при правильном использовании на занятиях по русскому языку обоснованно подобранного методического инструментария.

5. Авторский интегративный элективный курс, построенный на выверенном отборе картин и искусствоведческих текстов, подкреплённый методическим инструментарием, нацеленным на обогащение речи, развитие всех видов речевой деятельности, позволяет развивать речевые навыки и умения иностранных студентов, независимо от их национальной принадлежности, решает задачи присвоения культуроведческих знаний, обогащает их словарный запас, расширяет кругозор студентов, формирует интерес к культуре, истории России и русскому языку.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе обучения китайских студентов-филологов 3 курса вышеуказанных университетов Китая. Теоретические положения и предложенная методика были проверены в ходе обучающего эксперимента по разработанной программе интегративного элективного курса «Развитие русской речи на основе исторической живописи».

Основные положения исследования отражены в 8 публикациях, в том числе в изданиях ВАК - 4 публикации. Результаты исследования апробировались в выступлениях на заседаниях кафедры теории и практики преподавания русского языка и русского языка как иностранного МПГУ, на занятиях аспирантов МИГУ, в ходе участия в конференциях и выступлений на них: на Международной научно-практической конференции «Полифония методических подходов к изучению русского языка» (Москва, МПГУ, 2012 г.), на Международной научно-практической конференции «Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное» (Москва, МПГУ, 2013 г.), на Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово-история-искусство» (Москва, МПГУ, 2014 г.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и четырёх приложений. Общий объем диссертационного исследования составляет 175 страниц (без учёта перечня использованной литературы и приложений).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов средствами русской

живописи

Цель главы - осветить теоретические вопросы в аспекте формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов на основе использования русской исторической живописи.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) обосновать компетентностный подход в аспекте развития русской речи китайских студентов и присвоения ими культуроведческих знаний;

2) определить психолингвистические основы использования живописи в китайской аудитории;

3) проанализировать особенности восприятия и понимания китайскими студентами исторического жанра русской живописи;

4) рассмотреть роль живописи как экстралингвистического материала в формировании коммуникативной и культуроведческой компетенций китайских студентов.

1.1. Компетентностный подход в преподавании русского языка как иностранного

Повышение качества образования является одной из актуальных задач всего мирового сообщества, поскольку в XXI веке национальным богатством являются интеллект и образованность человека, а важнейшим фактором развития государства - разносторонность профессиональной подготовки специалистов, широта и гибкость их мышления, умение творчески мыслить и грамотно подходить к решению нестандартных ситуаций.

Решение этой задачи связано с модернизацией содержания образования, переосмыслением цели и результатов образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса. Сегодня делается акцент на развитии

фундаментального профессионального образования, основой которого является высокая квалификация специалистов, их способность к эффективному профессиональному саморазвитию, что приводит к переориентации оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучаемых.

Необходимость нового качественного образования ориентирует общество на переход от предметно-ориентированного подхода, основой которого является репродуктивная направленность, к компетентностному, основой которого является развитие личности.

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование направлено на овладение деятельностью, на развитие умения будущего профессионала видеть проблему, формулировать задачи её решения, выбирать правильный и доступный способ её решения: «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования» [27, с. 134].

Однако некоторые учёные критикуют данный подход в образовании за прагматизм: «Современный вариант идеи обучения, основанного на компетенциях, пришёл к нам с Запада. Там он во многом был и остаётся связанным с идеями прагматизма. Прагматическую педагогику критиковали и критикуют за ограничение объёма и отсутствие системности научных знаний, утилитаризм, отсутствие чётко сформулированных педагогических задач, ограничение роли учителя в педагогическом процессе и т.п.» [18, с. 3].

С таким мнением вряд ли можно согласиться, поскольку компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым. Ориентация на освоение обобщённых способов деятельности была ведущей темой в работах таких русских педагогов и психологов, как В.В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, и их последователей: ими были разработаны как учебные технологии, так и дидактические материалы практикоориентированного характера.

В лингводидактическую терминологию понятие «компетенция» ввёл в 1972 году Н. Хомский: знания, не осознаваемые носителями языка, функционирующие как лингвистическая интуиция, он назвал языковой компетенцией. В своей монографии Н. Хомский писал: «Мы должны рассматривать языковую компетенцию - знание языка - как абстрактную систему, состоящую из правил, которые взаимодействуют с целью задания формы и внутреннего значения потенциально бесконечного числа предложений» [262, с. 89].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ян Чуньлэй, 2015 год

литература

литографический

любитель

любоваться

М М

маковый Ш^Ш мастерство художника ^ЖШШШШ

Малый театр /ЬШШ маэстро

манера метафора

масляный

маринист Ш^®®^

мастер

меценат Ш^Х'Е^ЖША

мистический

мифологизация

мозаика ЦШ^ШШШ

монументальный

монументальная живопись ^М®

музыка

музыкант Ш^Ш

Н Н

наделить Ш^ название картины

наклонность {{^ ^^ нарисовать ^Ш

нарисовать низкий горизонт ШЙШЙ^Ш

натюрморт

неоклассицизм

нерукотворный #А ЩШШЩ О

носитель

О Облик

обаяние ШЛ обострившиеся черты ^ШШШ^

одухотворенный ^ЙЙЩ образ МШ

обожествлять образ князя Х^ШМШ

оптимизм ^ЩХ^ общий облик АЖШ^Ш

очеловечивать ^А^ овал лица

П одухотворенный

памятник освещение

парадный портрет ^Ш'ЩШШ охотничьи сцены ЩШМШ

пейзаж Мй П

пейзажист МйШШШ панорама пейзажа ^йШ

первостепенный передать

передвижник ЖЕШЖШШ^ передний план йй

передвижничество Ж0М.ШЖ переживаемый момент ^^ШВ^У

плакатист Ж^ ШШШ персонажи А^

плакат Ж^Ш перспектива ЙЙ

плакатность план картины ШШШй

писатель поблескивать на солнце ^ГО^ТЙШ

полотно Й® поза ^^

портретирование позиция ^^

портрет ЩШ® полумрак ^Вн

постмодернизм ^Щ^Х^ получить признание портретно похожи ^ЬШ^ЙШ

праздник портретное сходство ^ШШШШ

превозносить ^Ш приглушенный колорит ШШ ШМ&

превосходный ШМ^ прорисован ШМШ^

прекрасный

приземленный

примечательный ^НА^ШЙ^

притягательность

приятный

прославление ШШ

прототип ( ^

прямолинейность ШЖ Ж Р ренессанс

рисунок ЩШ

рисовать ®®

роскошь ЖШЖЖ

роспись Ш® ШЩШ

русские художники с С самая сильная картина

сатирический

символизм светлые тона ^ЙгМ

скульптура ШШ свинцовое небо ЩЖ^ША^

смальта символизировать ЖШ

смесь символическая свадьба ЖШ'^ШШ^

солидный ^М^ символическое изображение ЖШ'№ШШ^

Спас Вседержитель советское искусство

судьба сцены ШЩ

сюжет ' ^ сцены деревенского быта ^^ШЫШ

сюрреализм ® Щ^Х^ сюжетные линии ^^ХШШ^^

Т Т

тайная вечеря Ш^ЩШШ тёмно-красный цвет

театр ШШ тёмно-серый Ш^Й

товарищество передвижных

выставок

Третьяковская галерея ЙгЙ-ШТ [йк

тройка

У

убранство ШШ

увлекаться

украшения ШШ

Ф Ф

фильм фантазия ШШЛ

фокус МД фантастический ШШЛШ

фотография фигура ^Ы

фреска 7КШШ® форма М^

футуризм ^^Х^

Х

характер ЩШ

холст Й®^

художник

художественность Ц Ц

цвет центр композиции ^Щф^

цветовая гамма ФШЙ^ центральная фигура

цветоносный центральная часть картины ЩшФ^^^

цирк Ц^ центральное место картины ЩшФЫ^М

центральный

Ч

черты

чувствовать ^^

чуткость ^^^ Ш шарж Ш® ШШШ шедевр (2Ж Ш широко раскинуться широкое звучание образа ЖТГ&Ш'йШ

Э [[. | к. [ Э

эскиз экзистенциальный ^^^^ эффект освещения ТТ^^^

экспонирование йв ШШ

экспрессионистский ЁРШ

экспрессионизм

эпоха ВВ^

эстетический ^^Й^ Я

этюд ^Щ яркие пятна Щ^ШЙЬ^

этюдный ЗДШ ярко выделяться ЩЩ^Ш ярко выраженная индивидуальность ЩЩ ШШ^Ш ярко освещенный ШЩШйЖ

Приложение 2

Перечень картин исторического жанра, включённых в интегративный элективный курс «Развитие русской речи на основе исторической живописи» 1. «Крещение князя Владимира» (В.М. Васнецов)

2. «Александр Невский» (П.Д. Корин)

3. «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (М.И .Авилов)

«Царь Пётр I» (В.А. Серов)

6.

«Военный совет в Филях в 1812 году» (А.Д. Кившенко)

Приложение 3 Дидактические материалы к отдельным занятиям интегративного элективного курса «Развитие русской речи на основе исторической живописи»

К занятию 1

Историко-культурная справка

Крещение Руси

Крещение Руси - это принятие и утверждение христианства как государственной религии. Его считают главнейшим событием истории древнерусского государства.

В IX веке благодаря усилиям князя Олега многочисленные восточнославянские племена объединились в древнеславянское феодальное государство - Киевскую Русь. Столицей государства стал город Киев, который имел выгодное географическое положение.

Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной.

Однако к X веку языческая Русь оказалась в состоянии некоторой изоляции от христианских государств Европы. В 988 году великий киевский князь Владимир провел важную религиозную реформу, отказавшись от язычества. На Руси было принято христианство. В Таинстве Крещения великий князь Владимир получил имя Василий, что в переводе с греческого означает «царственный». Приняв христианство, Владимир стал милостивым, щедрым и справедливым правителем. В народе его прозвали Красным Солнышком. Только в Киеве Владимир сам построил два храма. К концу его правления в древнерусской столице насчитывалось более 100 церквей.

Крещение Руси оказалось важным фактором дальнейшего развития государства. Христианизация содействовала развитию зодчества и живописи. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции.

(166 слов)

Биография художника

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926 гг.) - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырем русской живописи».

Будущий художник родился в семье сельского священника в 1848 году; учился в местной духовной семинарии, затем продолжил обучение в знаменитой Петербургской Академии художеств (1867-1868 гг.). Окончив её, уехал за границу и с 1869 года стал выставлять свои картины на академических, а позже на передвижных выставках.

В.М. Васнецов стал первым живописцем, который обратился к былинно-сказочным сюжетам. Также творчество художника получило развитие в жанровых полотнах, в портретах и, конечно же, в религиозной живописи, ознаменовавшей начало новой эры в этой области. Великолепными работами художник положил начало уникальному «васнецовскому» стилю, которому старались и теперь стараются подражать очень многие. Среди самых известных работ художника следует назвать картины «Ковёр-самолёт» (1880 г.), «Алёнушка» (1881 г.), «Витязь на распутье» (1882 г.), «Царь Иван Грозный» (1897 г.), «Богатыри» (1898 г.), «Спящая царевна» (1900-1926) и др.

Особое место в ряду творений В.М. Васнецова занимает картина «Крещение Князя Владимира» (1890 г.), представляющая собой один из многочисленных эскизов, которые художник сделал для росписи Владимирского собора в Киеве. Фреску, выполненную по этой картине, сейчас можно увидеть в этом великолепном соборе. Картина в настоящее время хранится в Государственном музее русского искусства в Киеве.

(201 слово)

Искусствоведческий текст

«Путь к свету» I

Картина В.М. Васнецова «Крещение князя Владимира» (1890 г.) посвящена одному из особенно важных моментов истории Древней Руси - принятию новой

веры великим князем киевским. Созданию картины предшествовала долгая работа по изучению древних рукописей, в которых можно было обнаружить много интересных деталей, упомянутых летописцами. Живописец стремился как можно более точно передать характер князя, отобразить черты его личности. Задачей художника было также показать величие обряда крещения, торжественность и значимость этого события для русского народа.

«Крещение князя Владимира» В.М. Васнецова - это ожившая история с чувствами и эмоциями; это, по словам самого художника, «путь к свету».

(91 слово)

II

Действие происходит в храме. Мы видим сводчатый потолок, светильники, атрибуты церковных обрядов: большую свечу, крест, Священную книгу. Сочетание холодных и тёплых цветов делает картину удивительно гармоничной.

В центре композиции расположена фигура князя Владимира. Великий князь сидит в каменной ванне, украшенной крестом, - в купели. Его образ отличается ярко выраженной индивидуальностью: коричневая остроконечная борода средней длины, распущенные волосы того же цвета, правильный овал лица, нахмуренные брови и чётко прорисованные сосредоточенные глаза, которые выражают осознание принятия судьбоносного для всей страны решения. Создаётся впечатление, что он внутренне произносит молитву. Тело великого князя ничем не прикрыто, только золотое одеяние, которое держат слуги, выдаёт его царственное происхождение. Центральная часть картины освещена больше других и контрастирует с задним тёмным фоном. Вокруг его головы нимб.

Ближе всех к князю находится священник в торжественном одеянии. Слева изображены священнослужители. Справа от князя - верная рать. Крайнее правое положение на фреске занимает знать. Представители разных сословий неодинаково воспринимают происходящее: священники спокойно выполняют свои функции, рать смотрит на всё с любопытством, а знать покоряется решению правителя. Однако зрителю понятно, что решение принять христианство непростое для знати: у кого-то в глазах вопрос, у кого-то понимание

неизбежности происходящего, а у кого-то даже страх. Так художник выразил мысль о трудностях утверждения в обществе новой религии.

(199 слов)

К занятию 2

Историко-культурная справка

Великий полководец I

Александр Ярославович Невский (1221-1263) - князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец, не проигравший ни одного сражения, и талантливый дипломат.

Он правил в тяжелейшей, переломный момент русской истории, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда большая часть Северо-Восточной Руси, ее крупнейшие города - Владимир, Суздаль, Рязань и другие - были разрушены и речь шла о самом существовании Руси. До Новгорода завоеватели не дошли.

Александру Ярославовичу было всего 16 лет, когда он стал самостоятельным правителем города Новгорода. Его основные военные победы были одержаны тоже в молодости.

Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И он с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!»

Собрав небольшую дружину, Александр внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. По свидетельству летописца, русские потеряли всего 20 человек. Значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище - Невский.

В 1242 году князь Александр разгромил немецких рыцарей, которые захватили русский город Псков и другие русские города. Битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище, произошла 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Пленных рыцарей провели с позором по улицам Новгорода. Отпуская пленных домой, Александр провожал их словами: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник.

(259 слов)

II

Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед.

Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.

(94 слова)

По материалам статьи «Александр Невский: только факты» (Журнал «Фома»

№1/69 январь, 2009)

http://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskii-myslitel-filosof-strateg-svyatoi/

Биография художника

Корин Павел Дмитриевич (1982-1967) - одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX века. П.Д. Корин родился 25 июня (7 июля) 1892 года в селе Палех Владимирской губернии в семье потомственных иконописцев. Свой путь художника он начал после окончания сельской школы,

когда его приняли в иконописную палату Донского монастыря в Москве. В 19121916 году Корин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известных живописцев Константина Коровина, Сергея Малютина и Леонида Пастернака.

Значительная часть творчества художника связана с росписью соборов. Однако он работал и как портретист, например, его кисти принадлежат портреты писателя А.Н. Толстого, знаменитого военачальника маршала Г.К. Жукова. Художник много занимался реставрационными работами, возглавляя реставрационную мастерскую Государственного музея изобразительных искуссвт имени А.С. Пушкина. В начале 1950-х годов он работал над созданием мозаичных панно для станций Московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая», «Арбатская», актового зала Московского государственного университета, эскизов витражей и мозаик для станции метрополитена «Новослободская».

В годы войны художник обращается к исторической теме, стремясь отразить «непокорный дух» русского народа. В 1942 году Комитет по делам искусств предложил П.Д. Корину написать картину, чтобы образ великих предков вдохновлял советских солдат и офицеров. В триптих «Александр Невский», ставший результатом реализации этого замысла, художник вложил всё своё знание о духовной красоте и качествах русского человека.

(205 слов)

Искусствоведческий текст

«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»

На картине П.Д. Корина великий полководец Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Князь опирается на большой меч, на нем металлический шлем, черно-красная накидка, кольчуга, а за его спиной развевается знамя с образом Спаса Нерукотворного.

Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя. Общий облик

князя грозен. Фигура Александра Невского нарисована как будто бы снизу и поэтому возвышается над бесконечными просторами земли русской.

Мощь и спокойствие, так удачно изображенные П.Д. Кориным, свидетельствуют о том, что русский князь не грозит врагам, он уже одержал победу над ними. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Вся центральная часть картины словно иллюстрирует знаменитую фразу, приписываемую летописцем Александру Невскому: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

За спиной Александра Невского Корин изобразил широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа. Во многом благодаря мастерству художника князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем.

По материалам сайтов http://art-stamps.narod.ru/gtg/page_074.htm и http://fb.ru/article/176142/aleksandr-nevskiy—kartina-o-nepobedimosti-russkogo-

(187 слов)

К занятию 6

Историко-культурная справка

Отечественная война 1812 года и Военный совет в Филях

I

Одним из важнейших событий русской истории XIX века стала война с наполеоновской Францией в 1812 году. Она получила название Отечественной войны 1812 года.

24 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны вторглась в пределы Российской империи. Быстрое продвижение мощной французской армии вынудило русское командование отступить вглубь страны. 20 августа император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками Михаила Илларионовича Кутузова.

На первом этапе войны (с июня по сентябрь) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы. Отступление было необходимо, чтобы выиграть время для сбора всех сил.

К тому времени армия Наполеона уже понесла значительные потери, и разница в численности двух армий сократилась. В сложившейся ситуации Кутузов решил дать генеральное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино.

Рано утром 7 сентября 1812 года завязалась великая Бородинская битва -одно из самых кровопролитных сражений XIX века. В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон. Погибло свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских.

Император Наполеон вспоминал позже: «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские - называться непобедимыми».

М.И. Кутузов назвал день Бородинского сражения «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов».

(206 слов)

II

13 сентября в подмосковной деревне Фили к западу от Москвы главнокомандующий М.И. Кутузов созвал военный совет, на котором присутствовали видные генералы М.Б. Барклай-де-Толли, Л.Л. Беннигсен, Д.С. Дохтуров, А.П. Ермолов, П.П. Коновницын, А.И. Остерман-Толстой, Н.Н. Раевский, К.Ф. Толь, Ф.П. Уваров, адъютант П.С. Кайсаров.

На правах главнокомандующего М.И. Кутузов начал военный совет с доклада о том, что позиция российской армии крайне неудобна и надежды на победу в предстоящем сражении практически нет.

На рассмотрение был вынесен вопрос о том, дать французам сражение под Москвой либо оставить город без боя. Начались горячие споры. Одни, например, Л.Л. Беннигсен, А.П. Ермолов, П.П. Коновницын, Ф.П. Уваров, считали, что сдача священного для русских города подорвёт боевой дух солдат. Велики будут и материальные потери от разорения дворянских имений. Другие, например,

М.Б. Барклай-де-Толли, Н.Н. Раевский, К.Ф. Толь, М.И. Кутузов, были уверены в необходимости отступления.

Опираясь на мнение меньшинства присутствующих, Кутузов принял трудное решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву, чтобы сохранить армию для продолжения войны, а заодно сблизиться с подходящими резервами.

Это решение требовало определённого мужества, так как мера ответственности за сдачу исторической столицы неприятелю была очень велика и могла обернуться для главнокомандующего отставкой. Никто не мог предсказать, как это решение будет воспринято при дворе.

Русская армия отступила, но сохранила боеспособность. Несмотря на пожар Москвы, Наполеон не сумел добиться главного - разгрома русской армии, началась партизанская война. К концу декабря солдаты армии Наполеона были изгнаны из России.

Сейчас в Москве, на месте бывшей деревни Фили, где располагался штаб М.И. Кутузова, находится музей-панорама «Бородинская битва».

(245 слов)

Биография художника

Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) - русский живописец бытовых, охотничьих и батальных сцен. Родился недалеко от Тулы в семье крепостного, у которого было 12 детей, среди них четверо сыновей, в том числе и Алексей, унаследовали отцовскую любовь к музыке и рисованию. В возрасте 9 лет мальчика отправили в Петербург, где он учился в рисовальной школе, посещал рисовальные вечера знаменитого художника Ивана Крамского. В 1867 г. молодой человек поступил в Императорскую Академию Художеств в Петербурге сначала в качестве вольноприходящего ученика. В 1870 г. его зачислили в Академию по классу исторической живописи, где он проявил своё дарование, заслужив за работы несколько серебряных медалей и одну золотую.

С 1880 г. А.Д. Кившенко 4 года провёл за границей - в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже. Когда он вернулся в Петербург, картины, написанные в этот период, принесли ему звание академика.

Летом 1884 г. художник отправился в Закавказский край, чтобы собрать материалы для картин, заказанных ему императором Александром III; они должны были изображать эпизоды русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Кроме живописи масляными красками, А.Д. Кившенко прекрасно работает акварельной кистью и карандашом; его рисунки, изображающие преимущественно сцены деревенского быта и охотничьей жизни, в часто появлялись в различных иллюстрированных изданиях. В 1879-1880 гг. художник создал 30 акварелей для альбома «Отечественная история в картинках».

Самой известной картиной художника является историческое полотно «Военный совет в деревне Филях в 1812 году» (1879 г., хранится в музее Академии Художеств). В 1882 г. А.Д. Кившенко повторил её для галереи П.М. Третьякова.

(236 слов)

Искусствоведческий текст

Судьбоносный совет

Отечественная война 1812 года всегда привлекала внимание представителей искусства. А.Д. Кившенко решил обратиться к истории военного совета в Филях, выбирая тему для конкурсной картины во время учёбы в Академии. При этом он ориентировался на описание судьбоносного совета, данное Л.Н. Толстым в «Войне и мире». Воспроизводя на своём полотне историческое событие, художник точно следовал за писателем.

Совет собрался в простой крестьянской избе. Так же, как в романе, за столом расположены действующие лица, на печку взобралась внучка хозяина избы. Мы видим здесь М.И. Кутузова, П.С. Кайсарова, П.П. Коновницына, Н.Н. Раевского, А.И. Остермана-Толстого, М.Б. Барклая-де-Толли, Ф.П. Уварова, Д.С. Дохтурова, А.П. Ермолова, К. Толя и Л.Л. Беннигсена. Все персонажи не только портретно похожи - художнику удалось передать их душевное состояние,

показать отношение каждого к происходящему. Решается судьба России! Оставить Москву или принять сражение? И вот-вот прозвучит знаменитое кутузовское: «С потерей Москвы Россия ещё не потеряна».

Кутузов является центральной и самой узнаваемой фигурой картины. Прямо в центре, спиной к зрителю сидит начальник штаба главнокомандующего Л.Л. Беннигсен - один из главных вдохновителей нового сражения. Через его плечо перекинута лента ордена Андрея Первозванного. Прямо под иконой изображён главный противник сражения - генерал М.Б. Барклай-де-Толли. В самой правой части картины мы видим решительного и горячего Алексея Ермолова. Он опирается на стол, лицо его выражает гнев: он не может даже допустить мысли об отступлении и оставлении столицы.

Биограф А.Д. Кившенко писал, что военный совет заинтересовал художника «не своими блестящими мундирами, не эффектом освещения, а именно желанием воспроизвести в красках выражение лиц у участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке, <...> величие и глубокий смысл переживаемого момента».

(260 слов)

Отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

В просторной избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Генералы один за другим входили в избу и рассаживались в красном углу, на широких лавках под образами. Сам Кутузов сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдёрнуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.

Вокруг стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось много народа. Все ждали Беннигсена. Когда он вошел в избу, Кутузов

подвинулся к столу, но настолько, что лицо его не было освещено поданными на стол свечами.

Беннигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать её?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него.

- Священную древнюю столицу России! - вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Беннигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. - Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение».

Началось обсуждение. Мнения разделились. В прениях часто наступали перерывы. Во время одного из таких перерывов Кутузов тяжело вздохнул, как бы собираясь говорить. Все оглянулись на него.

- Господа, - сказал Кутузов, - я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, вручённой мне моим государем и отечеством, я - приказываю отступление.

(295 слов, по Л.Н. Толстому)

К занятию 8

Историко-культурная справка

Великая Отечественная война (1941-1945гг.)

Мирное строительство советского государства было прервано 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война, которая стала суровым испытанием для советского государства.

Уже в первый день войны немецкая авиация разбомбила 66 аэродромов и уничтожила на земле и в воздухе 1200 советских самолетов. Жесточайшие битвы проходили на огромной территории от Северного Ледовитого океана до Черного и Азовского морей на юге.

Важную роль в оборонительных сражениях начального этапа войны сыграло Смоленское сражение, длившееся два месяца и положившее начало срыву плана молниеносной войны против СССР.

Историческое значение имеет битва за Москву. Оборона столицы началась в октябре и продолжалась вплоть до начала декабря 1941 г. Немцы предприняли два наступления на город, но были разбиты и отброшены от его стен. 5 декабря войска Западного фронта без подготовки начали мощное контрнаступление. В результате враг был отброшен от Москвы. Был развеян миф о непобедимости германской армии.

Самым значительным сражением стала Сталинградская битва. В конце июня 1942 г. после тяжелых оборонительных боев враг был остановлен. В ноябре 1942 г. началось контрнаступление Красной Армии. Закончилась Сталинградская битва в феврале 1943 г. окружением и разгромом немецкой армии. Именно Сталинград стал переломным моментом в противоборстве Германии и СССР.

Летом 1943 г. в районе Орла, Курска и Белгорода развернулось грандиозное сражение, вошедшее в историю как Курская дуга. В ходе многодневных боев советские войска остановили германское наступление, а затем перешли в мощное контрнаступление. В результате к сентябрю 1943 г. противник был отброшен за Днепр. Курское сражение окончательно закрепило стратегическую инициативу за Советскими Вооруженными Силами.

Завершила Великую Отечественную войну грандиозная битва за Берлин, которая была проведена в предельно сжатые сроки. Началась она 16 апреля 1945 г. и закончилась полной капитуляцией гарнизона Берлина 2 мая 1945 г. Акт о капитуляции Германии был подписан в пригороде Берлина Карлхорсте поздно вечером 8 мая 1945 г.

9 мая стал Днем Победы и ежегодно торжественно отмечается в России.

(307 слов)

Биография художника

Александр Александрович Дейнека (1899-1969) родился в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917), затем в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями.

Александр Дейнека стал одним из крупнейших художников искусства социалистического реализма. Он автор тематических картин, пейзажей, портретов, выразивших поэтико-героический идеал соцреализма. С начала 1930-х А.А. Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г.Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических - «Будущие лётчики». В 30-е годы на первый план в его творчестве отчетливо выходит тема спорта, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит, и духовной гармонии нового человека.

Всесоюзную известность Дейнеке принесли произведения «Мать» (1932), «Будущие лётчики» (1938), «Оборона Севастополя» (1942), «Раздолье» (1944).

Работы А.А. Дейнеки хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Курской государственной картинной галерее имени художника и в других крупных музеях бывшего СССР.

(172 слова)

Искусствоведческий текст

Величественный подвиг защитников

На картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» запечатлён скорбный и величественный подвиг советских солдат, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году. Однако это не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков.

На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса, изображенного в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков. Она определяет динамику и драматизм композиции. В позе этого матроса, в том, как он стоит на широко расставленных крепких ногах, в развороте его сильного торса, в крепко держащих связку гранат руках, в решительном лице - во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага. Эта крупная фигура раненого бойца, бросающего связку гранат, - «нерв» всей композиции.

Люди в движении - излюбленная тема для живописца. По мере удаления матросов от переднего плана их действия достигают наибольшей агрессивности: сначала моряки бегут, затем замахиваются на врага, после вступают с ним в бой. Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга, выстраивая, таким образом, цепь. Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету.

«Оборона Севастополя» - одна из самых сильных картин художника и одна из самых драматичных работ всего советского искусства военного времени.

(222 слова)

По Н.А. Иониной («Сто великих картин», изд. «Вече», 2002: 1Шр://те1оё-

sunduchok.ucoz.ru/publ/3-1 -0-34)

К занятию 10

Историко-культурная справка

Жилищный вопрос. Новая Москва (50-60-ые годы XX века)

В 60-е годы массовое жилищное и культурно-бытовое строительство стало в СССР подлинно государственным общенародным делом. Шел поиск выхода из жилищного кризиса. В стране проводились масштабные работы по решению жилищной проблемы, которая в послевоенные годы имела особую остроту. Миллионы людей жили в крайне стесненных условиях. Социализм испытывался на способность возродить огромную страну из руин, в исторически короткие сроки восстановить и превысить довоенный жилищный фонд. Наступило время, благоприятное для самых смелых проектов, новаций, изобретений. Внимательно изучая материалы тех лет, нельзя не восхищаться всесторонностью подготовки к этой жилищной революции. Результаты огромной исследовательской работы были оперативно переведены в нормативные акты. Это позволило осуществить в жилищной политике принцип социальной справедливости, гарантированного удовлетворения для всех людей основных наиболее общих потребительских требований, отраженных в нормах. Переход к индустриализации домостроительного производства, к типовому дому, собираемому на стройплощадке относительно небольшими бригадами, был исторически неизбежен. Как известно, этот переход был совершен, десятки миллионов людей впервые в жизни ощутили прелесть отдельной квартиры, и на первых порах даже на очевидные недостатки домов «первого поколения» не обращали внимания.

На рубеже 50-60-х годов строились грандиозные планы. Стремление дать каждой семье отдельную квартиру приобретает статус национальной политики. Перед архитекторами поставили задачу - переселить людей из коммунальных в отдельные квартиры. Принцип «семье - кВартиру» получил одобрение, научное обоснование, а со второй половины 50-х гг. и широкое практическое осуществление. Именно в такой последовательности - жилищный проект

государства, обслуживание этого проекта социальными науками и его реализация - происходило изменение жилищной политики в 1950-е - 60-е годы.

Поквартирная форма заселения способствовала разделению больших и сложных семей на более простые, небольшого численного состава. В результате массового жилищного строительства 50-х - 80-х годов впервые в истории страны отдельная квартира стала основным типом городского семейного жилища, а обитающая в такой квартире малая семья - основным типом городской семьи.

(279 слов)

По В.Н. Горелову (http://pomnimvse.com/s25.html)

Биография художника

Юрий Иванович Пименов (1903-1977) - российский живописец, театральный художник, график, народный художник СССР (1970), действительный член Академии художеств СССР (1962). Он родился в Москве. В детстве все свободное время Ю.И. Пименов проводил в Третьяковской галерее, находившейся недалеко от его дома, и внимательно изучал картины великих русских мастеров. Первые уроки рисования получил от отца - художника-любителя (юриста по профессии). Художественное образование получил в Высших художественно-технических мастерских - специальном московском учебном заведении.

Молодой художник пробовал свои силы в живописи, в иллюстрациях, журнальном рисунке, плакате. Он участвовал в «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» (1925 г.); картины её художников полны движения, каждая форма показана в динамике. Молодые живописцы ставили перед собой задачу по-новому интерпретировать человека окружающий его мир. «Футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны -все самоновейшее, самонаисовершенное - это было страстью моей и многих моих товарищей», - вспоминал Ю.И. Пименов. Но не только тематику, весь строй своего искусства художники хотели сделать остросовременным

В 1930-е годы, когда стремительно менялся облик строящейся Москвы, художник написал одно из самых замечательных своих полотен - «Новая

Москва» (1937 г., Третьяковская галерея). Городской пейзаж в картине передан через восприятие сидящей за рулем женщины, которая словно любуется панорамой проспекта.

Тема Москвы в творчестве Ю.И. Пименова, не покидавшего город даже во время Великой Отечественной войны, стала одной из главных. Среди известнейших картин этой серии - полотно «Свадьба на завтрашней улице» (1962 г.), которая хранится в Третьяковской галерее.

(221 слово)

Искусствоведческий текст

Картина, полная надежд

На картине «Свадьба на завтрашней улице» изображена пара молодоженов, идущих по дощатому настилу. Невеста в белоснежном платье и легких туфлях, жених в черном костюме с букетом в руках. За ними по ухабам движется свадебная процессия, состоящая из их друзей и близких. Вдали видны трубы завода, чуть ближе - подъемные краны, машины, возвышаются белые корпуса новых домов, кое-где видны люди - рабочие, или, может быть, будущие жители этой новой улицы. Все они как будто замерли, приветствуя новую семью, движущуюся на зрителя.

Композицию картины художник строит кинематографически - отыскивает сюжетно острый кадр, акцентированно, крупным планом изображает молодых, за которыми разворачивается панорама пейзажа. Используя перспективу, Ю.И. Пименов заостряет наше внимание одновременно на счастливой паре (располагая на первом плане доски, сходящиеся у ног молодоженов), и на строящихся зданиях (при помощи перспективного сужения откосов котлована, по дну которого идет процессия).

Два ярких пятна доминируют в общем приглушенном колорите -белоснежное платье невесты и находящееся слева белое пятиэтажное здание. И то, и другое можно воспринять как символ: девушка в белом - начало новой семьи,

дом - начало жизни нового квартала, а может быть, даже целого города. Собственно, и сам сюжет - это метафора начала новой жизни.

В картине нет конкретной привязки к месту действия. Художник пишет абстрактную свадьбу в абстрактном пространстве стройки. Именно поэтому детали не прописаны, а лишь намечены краской. Лица молодоженов прорисованы чуть больше, а лица участников процессии слегка намечены легкими мазками.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, художник, автор популярной книги о живописи и живописцах «Мастера и шедевры», современник Ю.И. Пименова Игорь Долгополов так сказал об этой картине: «Это небольшое полотно -бесценное свидетельство. В нем - наше время... Вся радуга бытия... Может быть, не всегда устроенного, но полного надежд и веры».

По материалам сайтов http://art-stamps.narod.ru/gtg/page 058.htm,

http: //zastris.livej ournal. com/34438. html

(268 слов)

Приложение 4

Пример занятий, проводимых в рамках элективного курса

Занятие 6.

Комплексное занятие по картине А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» (4 часа)

Цели занятия

1. Развитие речевых умений и навыков.

Совершенствование устной диалогической речи: составление диалога на основе художественного текста.

Совершенствование устной монологической речи: пересказ фрагментов текста исторического содержания. Выражение собственной позиции по отношению к картине. Выражение уверенности / неуверенности.

2. Развитие навыков аудирования.

3. Расширение словарного запаса: формирование рецептивных и продуктивных навыков.

Употребление военной и искусствоведческой лексики.

4. Отработка грамматических конструкций: употребление полных и кратких прилагательных и причастий; употребление временных конструкций; синонимия глагольных и именных словосочетаний; синонимия наречий и наречных сочетаний.

5. Приобретение культуроведческих знаний.

Отечественная война 1812 г. в истории России. Великие русские полководцы.

Знакомство с биографией, творчеством известного русского художника А.Д. Кившенко и с его картиной «Военный совет в Филях в 1812 году».

Оборудование занятия:

• репродукция картины А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году»;

• портреты русских полководцев, а также портреты Александра I и Наполеона;

• карта Москвы (можно добавить схему метро, т.к. в настоящее время есть станции под названием «Фили» и «Кутузовская»);

• компьютер с проектором для демонстрации репродукций и введения новых слов (при отсутствии технических возможностей репродукции картины и портретов должны быть размещены на доске; новые слова преподаватель должен выписывать на доску по мере их появления в ходе занятия);

• дидактический раздаточный материал (тексты, тест, упражнения, задания).

Домашним заданием к уроку было чтение историко-культурной справки об Отечественной войне 1812 года (см. дидактический материал: тексты к урокам).

Краткое изложение хода занятия

I. Оргмомент, вступительное слово преподавателя, актуализация полученных ранее знаний, подготовка к восприятию картины.

Примерные вопросы для вступительной беседы и краткие рекомендации.

1. Что вам известно об Отечественной войне 1812 года в России? Назовите запомнившиеся вам факты, которые вы узнали из прочитанных дома текстов или из других рекомендованных источников. (Важно, чтобы были названы участники войны - Россия и Франция; главное сражение - Бородинское сражение; военный совет в Филях; пожар Москвы. Если какой-либо из фактов не будет назван, преподавателю следует задать наводящие вопросы.)

2. Кто в России был императором во время этой войны? (Александр I)

3. Имена каких русских полководцев войны 1812 года вам известны? (Должны быть названы имена: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, Л.Л. Беннигсен, А.П. Ермолов и др. Желательно в этот момент обратиться к портретам полководцев, чтобы потом можно было выйти на мысль о большом портретном сходстве персонажей картины и реальных исторических лиц.) Кто был главнокомандующим русской армии? (М.И. Кутузов)

4. Как оценивал М.И. Кутузов значение Бородинского сражения?

5. Где находилась деревня Фили? (Под Москвой; желательно обратиться к карте Москвы, показать, где находится это место сейчас.)

6. Когда состоялся военный совет в Филях? (13 сентября 1812 года; следует обратить внимание на правильное употребление числительных при обозначении даты. В случае появления ошибок преподаватель может дать еще несколько аналогичных примеров и попросить, например, верно прочитать все даты из домашнего текста.)

7. Какой вопрос был самым главным на совете? (Оставить Москву или дать сражение; если группа сильная, можно, получив ответ, попросить выразить ту же мысль другими словами, например: оставить Москву - покинуть / сдать Москву, отступить; дать сражение - сражаться, вступить в бой).

8. Каковы были точки зрения генералов? (Следует рекомендовать учащимся использовать конструкции «Кто-то считал, что ... / Кто-то был уверен в чём ...» и обратиться к прочитанным дома текстам, чтобы опереться на прочитанную в них информацию, т.е. найти соответствующие предложения и трансформировать их.)

9. Как вы думаете, почему для генералов и для самого М.И. Кутузова принятие решения было очень трудным? (Необходимо подвести учащихся к мысли о том, что это было очень важное решение, которое должно было повлиять на дальнейшую историю России, что это было очень ответственное решение, что никто не знал, как это решение воспримет император, как его воспримет народ. Следует обратить внимание студентов на значение словосочетаний: принять решение = решить - воспринять решение = оценить полученную информацию).

II. Аудирование текста о биографии художника. Первичное обращение к картине.

Преподаватель: Нам предстоит прослушать текст о биографии одного из русских художников.

Предварительная работа.

1. Прослушайте слова и словосочетания. Повторите их вместе с преподавателем. В случае необходимости уточните значение слов по словарю:

живопись - историческая живопись - живописец;

сцены - бытовые сцены - сцены деревенского быта, батальные сцены -изображать сцены деревенского быта и батальные сцены;

охота - охотничьи сцены, охотник - охотничья жизнь;

крепостной - семья крепостного;

признание - получить признание - получить признание у публики;

кисть - акварельная кисть - работать акварельной кистью;

полотно - историческое полотно - создать историческое полотно;

галерея Третьякова - храниться в галерее Третьякова.

2. Перед прослушиванием ознакомьтесь с культурологическим комментарием к тексту.

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) - известный русский художник, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. Самые известные его картины: «Неизвестная», «Портрет Александра III», «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л.Н. Толстого». Жил в Санкт-Петербурге.

Императорская Академия Художеств - высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи; существовало в период с 1757 до 1918 года. Находилась в Санкт-Петербурге. Сейчас в бывшем здании Академии Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств.

Александр III (1845-1894) - русский император, предпоследний государь из династии Романовых, известный как «царь-миротворец». Он обеспечил долгие годы спокойствия для России. Время правления - 1881-1894 гг.

Третьяковская галерея - художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Михайловичем Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Тула - древний город в России (1146 г.), расположенный в 180 км к югу от Москвы.

Методические рекомендации

Тест предлагается учащимся сразу.

В более сильной группе можно предложить восстановление купированных фрагментов текста.

* В методических материалах есть текст о художнике, предназначенный для чтения. Его можно предложить после аудирования для создания более широкого представления о живописце.

Примерный вариант перехода к части аудирования.

Преподаватель: Представьте, что мы с вами находимся в одном из залов Третьяковской галереи, где выставлена известная картина русского художника А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году». Послушайте рассказ экскурсовода об этом художнике, выполните тест на понимание услышанного / восстановите пропущенные фрагменты текста и подготовьтесь задать вопросы вашему экскурсоводу об услышанном.

Текст для преподавателя

Алексей Данилович Кившенко - русский живописец бытовых, охотничьих и батальных сцен. Он родился в 1851 году недалеко от Тулы в семье крепостного. В возрасте 9 лет мальчика отправили в Петербург, где он учился у знаменитого художника Ивана Крамского. С 1867 года молодой человек посещал занятия в Императорской Академии Художеств в Петербурге, а в 1870 году был официально туда зачислен по классу исторической живописи. За время учёбы он получил несколько серебряных медалей и одну золотую.

А.Д. Кившенко любил путешествовать и несколько лет провёл за границей. Картины, написанные в это время, получили большое признание у публики. Сам император Александр III заказал ему несколько полотен, посвящённых русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

Художник прекрасно работает акварельной кистью и карандашом; его рисунки изображают преимущественно сцены деревенского быта и охотничьей жизни.

Самой известной картиной живописца является историческое полотно «Военный совет в деревне Филях в 1812 году». Она хранится в Русском музее. Через 3 года после написания А.Д. Кившенко повторил её для галереи Третьякова.

(157 слов)

А. Тест

Выберите один вариант ответа.

1. Алексей Данилович Кившенко -это русский ...

2. Алексей Данилович Кившенко родился .

3. Будущий художник учился ...

4. Во время путешествий А.Д. Кившенко .

5. Император Александр III заказал художнику .

6. Алексей Данилович Кившенко работал .

7. Больше всего художника привлекают .

8. Оригинальная картина «Военный совет в деревне Филях в 1812 году» находится .

A) скульптор Б) живописец

B) учёный

A) в Москве Б) в Туле

B) недалеко от Тулы

A) в Петербурге Б) за границей

B) в Москве

A) много читал

Б) отдыхал на природе

B) писал картины

A) картины, посвящённые русско-турецкой войне

Б) портреты своих детей

B) свой портрет

A) только акварелью и карандашом Б) только масляными красками

B) масляными красками, акварелью и карандашом

A) бытовые, охотничьи и батальные сцены

Б) портреты

B) натюрморты

A) в Эрмитаже

Б) в Русском музее

B) в Третьяковской галерее

Матрица для ответа 1 2 3 4 5 6 7 8

Матрица для преподавателя

1 2 3 4 5 6 7 8

ББВВАВАБ

2. Матрица для восстановления купированных фрагментов текста.

Восстановите пропущенные фрагменты текста.

Алексей Данилович Кившенко - русский _ бытовых,

охотничьих и _ _. Он родился в _ году

недалеко от_в семье_. В возрасте__

мальчика отправили в Петербург, где он учился у _

_Ивана Крамского. С 1867 года молодой человек посещал занятия

в Императорской _ в Петербурге, а в 1870 году был

официально туда зачислен по классу _

_. За время учёбы он получил несколько_

медалей и одну золотую.

А.Д. Кившенко любил_и несколько лет провёл

_ _. Картины, _ в это время, получили

_ _ у публики. Сам император

заказал ему несколько

русско-турецкой_1877-1878 годов.

Художник прекрасно работает__и

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.