Формирование образа Персии и персов в России и СССР в 1800-1971 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Ларионова, Анна Юрьевна

  • Ларионова, Анна Юрьевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 172
Ларионова, Анна Юрьевна. Формирование образа Персии и персов в России и СССР в 1800-1971 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2012. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ларионова, Анна Юрьевна

Содержание

Введение

Глава 1. Образ Персии и персов в России в 1800 - 1880-х гг

1.1. Этапы формирования образа Персии и персов в России

в 1800- 1880-х гг

1.2. Государственное управление в Персии и персидская армия

в оценке российских путешественников

1.3. Представления о перспективах российско-персидской

торговли и англо-русском соперничестве в Персии

1.4. Представления о религии, культуре и быте персов 43 Глава 2. Образ Персии и персов в России в 1890 - 1940-х гг

2.1. Особенности процесса формирования образа Персии и персов

в России в 1890 - 1940-х гг

2.2. Представления об экономическом положении и общественно-политической жизни Персии

2.3. Англо-русское соперничество в регионе и революционное движение в Персии в оценке отечественной публицистики

2.4. Представления об особенностях культуры и повседневной

жизни персов

Глава 3. Образ Персии и персов в России в 1950 - 1971 гг

3.1. Особенности процесса формирования образа Персии и

персов в России в 1950 - 1971 гг

3.2. Экономическое положение и социальный облик Ирана

в оценке советской публицистики

3.3. Представления о советско-иранских отношениях и

внешней политике Ирана

3.4. Представления об искусстве, образовании и положении

женщин в Иране

Заключение

Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование образа Персии и персов в России и СССР в 1800-1971 гг.»

Введение

Актуальность темы исследования заключается в необходимости теоретического осмысления закономерностей исторического взаимодействия цивилизаций, среди которых особое место занимает Иран как носитель древней исторической традиции и инициатор воспринятой мировым сообществом идеи диалога цивилизаций. В начале XXI в. вокруг этой страны сформировалось не всегда положительное общественное мнение, что отразило сложную международную ситуацию вокруг Ирана в связи с его ядерной программой. Между тем, действительный образ современного Ирана остается практически неизвестным внешнему миру и это влияет на межгосударственные отношения с участием этой страны, поскольку способность к диалогу, как правило, определяется теми стереотипами и устоявшимися представлениями друг о друге, которые сложились в тех или иных государствах. Поиск путей развития диалога между Ираном и странами мира делает актуальной задачей российской иранистики изучение факторов, оказывающих влияние на формирование и эволюцию образа Персии и персов, выявление новых точек соприкосновения и форматов сотрудничества в целях налаживания добрососедских отношений, в том числе и с Россией. В условиях довлеющих негативных стереотипов, изучение образа персов и Персии в России имеет как важное научное, так и актуальное практическое измерение.

Объектом исследования является образ Персии и персов, сформировавшийся в сознании наших соотечественников в 1800 - 1971 гг.

Предметом исследования стал генезис представлений о Персии и персах, нашедших отражение в российских и советских источниках XIX -начала 70-х гг. XX в., вплоть до 1971 г.

Целью исследования является изучение образа Персии и персов по материалам российских и советских источников, выявление тенденций и

динамики его формирования и трансформации в рассматриваемый исторический период.

Достижение названной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- выявить основные труды XIX - начала 70-х годов XX века, посвященные Персии и отражающие образ Персии и персов в отечественной общественно-политической мысли указанного периода;

- показать значимость различных источников для формирования образа Персии и персов в России;

- разработать методологический инструментарий анализа образа Персии и персов;

- определить этапы формирования образа Персии и персов в России и СССР и дать их характеристику;

- дать анализ основных внешних и внутренних факторов, влиявших на формирование образа Персии и персов в России;

- систематизировать и проанализировать основные представления и стереотипы, составляющие образ Персии и персов в изученных источниках;

- показать динамику смены основных стереотипных представлений о Персии и персах.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1800 г. по 1971 г. В девятнадцатом столетии резко увеличился поток информации, поступавшей в Россию о Персии, и возник довольно детальный образ этой страны и ее народа. В конце XIX - начале XX вв. в России происходили коренные изменения в общественно-политических взглядах людей, их мировоззрении, образе жизни. Схожие тенденции наблюдались и в Иране, особенно в начале XX в. В результате изменялись и корректировались «этнические стереотипы», ставшие основой тех представлений о Персии и персах, которые господствовали в России и СССР на протяжении многих десятилетий. В 1953 г. в Иране произошел государственный переворот. Вернувшийся в Иран шах М.Р. Пехлеви начал проведение реформ «белой

революции», первые итоги которых были подведены в 1971 г., когда состоялось празднование 2500-летия шахиншахской власти в Иране.

Источники представлены следующими основными комплексами на русском языке: сочинения, принадлежащие к жанру литературы путешествий и мемуарной литературы1; публицистика и материалы периодической печати2; сочинения по истории, географии и политэкономии3;

1 Бларамберг И.Ф. Воспоминания. - М.: Наука, 1979; Боде К. Путевые заметки. Из Исфагани в Гамадан // Библиотека для чтения. - 1854. - Январь. - С. 1-54; Бороздна В. Краткое описание путешествия российско-императорского посольства в Персию в 1817 году. - СПб.: Импер. Академия наук, 1821; Гамазов М. О Турции и Персии. Из записок путешественника // Современник. - 1857, июль. - С. 1-42; август. - С. 83-126; Грибоедов A.C. Путевые записки. Кавказ - Персия. - Тифлис: Заккнига, 1932; Емельянов А.Г. Казаки на персидском фронте (1915-1918). - М.: Вече, 2007; Инбер В.М. Три недели в Иране // Избранное. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. - С. 585-604; Корф Ф. Воспоминания о Персии 1834 - 1835 барона Феодора Корфа. - СПб.: Гуттенбергова тип., 1838; Косоговский В.А. Из тегеранского дневника полковника В.А. Косоговского. - М.: Издательство восточной литературы, 1960; [Масальский Н.Ф.] H. М. Письма русского из Персии. Ч. 1-2 - СПб.: Тип. штаба отдельн. корпуса внутр. стражи, 1844.; М. Г. Письмо из Персии. Лагерь на развалинах Сузы // Современник. -1851. -Июнь. Отд. VI. - С. 136-140; Муравьев H.H. Путешествие в Персию // Русский архив. -1886. - № 4. - С. 445-524; Огородников П. Очерки Персии. - СПб.: Ред. журн. «Всемирный путешественник», 1878; Пашино П.И. Из воспоминаний секретаря посольства // Колосья. - 1887. - № 7-8. - С. 94-114; Салтыков А.Д. Путешествие в Персию. Письма кн. А.Д. Салтыкова. - М.: В университетской тип., 1849; Симонич И.О. Воспоминания полномочного министра 1832-1838. - М.: Наука, 1967; Талызин Ф. По Ирану и Ираку. Записки врача-эпидемиолога. - М.: Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1952; и др.

2 Ахмедзянов А. В иранской деревне // Азия и Африка сегодня. - М., 1967. - №10. - С. 1316; Башкиров А. Положение трудящихся Ирана // Азия и Африка сегодня. - М., 1963. -№2. - С. 15, 28; За границей // Рабочее знамя. - М., 1908. - Август. - С. 3-4; Заходер Б.Н. Православная миссия в Урмии (Из деятельности царской России в Персии) // Атеист. -1930. - №49. - С. 36-43; Колесниченко Т. Письма из Ирана. Хлеб, розы и металл // Правда. - М., 1969. - 4 декабря; Мысли о заведении в России Академии Азиатской // Вестник Европы. Ч. 55. - 1811. - №1. - С. 27-52; Ненашев А. К. Война с дьяволом неграмотности // Азия и Африка сегодня. - М., 1967. - №10. - С. 18-19; Рецензия на книгу И.Н. Березина «Путешествие по Востоку. Том II. Путешествие по Северной Персии» // Московитянин. -1853,-№8.-С. 109-149; и др.

3 Ирандуст А. Персия. 2-е изд. кн. «Персия вчера и сегодня». - M.-JL: Московский рабочий, 1928; Карпов Н. Экономика современной Персии. - Тифлис: Заккнига, 1928; Кафтырев Д. Исторические, географические и статистические сведения о Персии. - СПб.: В типографии А. Смирдина, 1829; Корсун Н.Г. Персия. Курс лекций по военной географии, читанных на втором курсе восточного отела Военной академии P.K.K.А. - М.: Высший военный редакционный совет, 1923; Проблемы современной Персии. Дискуссионный сборник. - М.: Издание Научной Ассоциации Востоковедения при ЦИК СССР, 1927; Султан-заде A.C. Современная Персия. - М.: Мосполиграф, 1922; и др.

художественная литература4. Записки путешественников, военных, дипломатов, побывавших в Персии, публиковались как отдельными книгами, так и в виде статей в различных журналах, таких как: «Современник», «Библиотека для чтения», «Северный архив», «Московитянин», «Сын Отечества», «Записки для чтения», «Отечественные записки», «Военный сборник» и др., и были доступны широкому кругу читающей публики. Сочинения русских авторов, посетивших Персию в рассматриваемый период, составляют часть русской литературы путешествий и являются важнейшим источником для исследования образа Персии и персов. Это обусловлено следующими причинами. С одной стороны, в этих сочинениях наиболее точно проявлено отношение, в первую очередь, привилегированной части российского общества к Персидскому государству (особенно, когда речь идет о XIX в.). С другой стороны, оставаясь одним из любимых видов чтения русского образованного человека, литература путешествий сама оказывала немаловажное влияние на формирование представлений о Персии и ее жителях.

Литература путешествий - важнейший источник формирования этнических представлений, наряду с конкретным материалом о стране и ее жителях, она содержит ценные догадки и мысли, из которых, постепенно и незаметно, и складываются стереотипы восприятия. Однако ей присущи и определенные недостатки, которые коренятся как в объективных условиях, так и в некоторых особенностях человеческого восприятия действительности. С одной стороны, во время путешествии по чужой стране условия не благоприятствуют наблюдению, так как круг наблюдений, как правило, ограничен временем, местностью и средой. С другой стороны, людям в целом свойственно стремление делать поспешные обобщения, что-то преувеличивать, что-то приуменьшать и т.п., ведь все впечатления человек пропускает через призму своего мировоззрения, и это необходимо

4 Ланов А. По персидским дорогам. - М.: Молодая гвардия, 1934; Хацревин 3. Тегеран. Рассказы. - Л.: Изд-во писателей, 1933; и др.

учитывать5. Кроме того, существует мнение, и оно небезосновательно, что путевые записки часто писались так: путешественник вез в своем багаже труды предшественников, сверял свои наблюдения с прочитанным об этой стране и дополнял собственное сочинение выписками из чужих книг. Таким образом, ещё одной особенностью литературы путешествий является априорность и вторичность некоторых представлений, отраженных в ней.

Тем не менее, все это ни в коей мере не снижает ценности литературы путешествий как источника для изучения социальных стереотипов, в том числе и стереотипов этнических, ведь в данном исследовании нас интересует в первую очередь не реальное положение дел в Персии, а то, что увидели в этой стране русские люди. Хотя необходимо отметить, что литература путешествий может служить важным источником и для изучения непосредственно истории Персии (Ирана) XIX - XX вв. Использование в исследовании литературы путешествий позволяет также выяснить, насколько устойчивы и в определенном смысле близки к истине были стереотипные представления о Персии, бытовавшие в России в рассматриваемый период, выдерживали ли они встречу с реальностью, как изменялись по мере знакомства со страной.

Русская литература путешествий, по сравнению с подобной литературой других стран, в начале XIX в. выглядела бедно. В России этот жанр появился значительно позднее, чем в Западной Европе. Зачинателем его считается Н.М. Карамзин, издавший свои «Письма русского путешественника» (1791 г.), которые тут же стали одной из самых читаемых книг в кругах российского дворянства. Литература путешествий XIX века, посвященная Персии, имеет ряд особенностей. Во-первых, география путешествий была достаточно широка - от Тебриза и Тегерана до Исфахана и Шираза. Во-вторых, в XIX в., за редким исключением, в Персию отправлялись по долгу службы, а не в поиске новых впечатлений, и

5 Ерофеев H.A. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских, 1825 - 1853 гг. -М„ 1982.-С. 47-49.

пребывание путешественников (здесь и далее будем называть их так для удобства) в этой стране было довольно длительным - от нескольких месяцев до нескольких лет. Это позволяло авторам литературы путешествий хорошо познакомиться со страной, некоторым из них - даже выучить персидский язык, если они его не знали. Наблюдая жизнь страны изнутри, они старались в своих сочинениях, не ограничиваясь рассказами о том, что видели непосредственно (описаниями городов, природы и т.п.), затронуть вопросы экономической и политической жизни Персии, её социальные проблемы. Тем более, что сведений о Персидской державе, особенно в начале века, было очень мало. Вместе с тем, конечно, и литературе путешествий, посвященной Персии, нередко были свойственны поверхностный характер наблюдений и многочисленные заимствования. Литература путешествий XX в., особенно 1920 - 1950-х гг., носит несколько иной характер. Её авторы - журналисты, востоковеды, писатели, - нередко выходцы уже из иной социальной среды, с иными взглядами и убеждениями. В этих сочинениях больше личных впечатлений и оценок, нежели повторений, однако они очень часто идеологически окрашены.

Помимо непосредственно литературы путешествий, в исследовании используются такие источники как газетно-журнальные публикации, которые позволяют судить об общественных настроениях, господствующих в XIX -начале 70-х годов XX в., и оценить, какой отклик находили рассматриваемые сочинения. Следует подчеркнуть, что периодическая печать, а также научно-популярные и научные работы, в XX в. становятся доступными значительно более широким слоям общества. Они обращены уже не только к привилегированному сословию, но и к рабочим и крестьянам, а, следовательно, отражают и формируют представления и этнические стереотипы этих социальных групп. Все это делает указанные работы бесценным источником для данного исследования.

Характеризуя комплекс газетно-журнальных публикаций, необходимо отметить, что особенно массовыми они становятся в конце 1950-х - 1960-е

гг. Очерки и статьи, посвященные советско-иранским отношениям, экономическому и политическому положению в Иране, различным культурным событиям в этой стране, описанию жизни иранских рабочих и крестьян и т.д., публикуются в таких журналах как «Азия и Африка сегодня», «Новое время», «Народы Азии и Африки», «Международная жизнь» и др., в газетах «Известия», «Правда». Авторы этих статей в основном журналисты, посетившие Иран или даже работавшие там в течение длительного времени. Круг авторов весьма невелик, что свидетельствует о том, что в этот период, несмотря на очевидный интерес к жизни Ирана и оживление внешнеполитических отношений Ирана и СССР, прямые контакты наших соотечественников и иранцев были ограничены.

При выявлении источниковой базы и изучении историографии вопроса наиболее полезны оказались фонды и каталоги Российской государственной библиотеки и Государственной публичной исторической библиотеки России, в том числе материалы Хмыровской коллекции (кабинет истории Востока). В целом, предмет исследования источниками обеспечен, что позволяет решить поставленные задачи и получить достоверные выводы.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ предмета исследования обусловил изучение следующих историографических комплексов на русском языке: работы российских и советских авторов, в которых исследуется в целом образ Востока, исследования, посвященные изучению литературы путешествий и рассмотрению различных аспектов исторического, социально-экономического и культурного развития Ирана в рассматриваемый период.

В рамках первого историографического комплекса важное место занимают работы отечественных иранистов и востоковедов, посвященные изучению образа Востока в России XIX - первой четверти XX в. Первые попытки охарактеризовать представления российского общества о Востоке в целом были предприняты еще в XIX в. Так, например, в критической статье, посвященной разбору книги П.И. Небольсина «Очерки торговли России с

Среднею Азиею», изданной в 1856 г., востоковед профессор В.В. Григорьев кратко охарактеризовал картину представлений о Средней Азии, бытовавшую в первой половине XIX в., - главным образом, представлений о перспективности сухопутной торговли между Россией и восточными странами6. Объясняя причину возникновения этих представлений, В.В. Григорьев указывал на скудность информации о Востоке в начале столетия, однако отмечал, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Автор также сделал обзор зарубежной и отечественной литературы о Средней Азии, доступной российскому читателю.

Значительной вехой в исследовании вопроса стали работы В.В. Бартольда. В своих лекциях «История изучения Востока в Европе и в

у

России», изданных в 1911 г., он выделил два основных направления в отечественном востоковедении - практическое (путешествия на Восток) и академическое, отметив, что в XIX в. в изучении Востока в России были сделаны значительные успехи. В.В. Бартольд также стал одним из первых, кто охарактеризовал стереотипы в европейском общественном сознании, связанные с Востоком, в статье «Азиатская роскошь»8, проследив генезис этого понятия во времена античности.

Кроме того, большой интерес к современному Востоку всегда проявляла и русская публицистика. В.И. Овсянников на материалах периодической печати России 40-х - первой половины 60-х гг. XIX в. сделал аналитический обзор представлений о странах Востока и пришел к выводу, что «проведение жесткой разграничительной линии между взглядами различных общественно-политических течений по проблемам Востока не соответствует реальному состоянию общественного сознания России в

6 См.: Разбор сочинения П.И. Небольсина «Очерки торговли России с Среднею Азиею», составленный корреспондентом Академии В.В. Григорьевым / Общий отчет о двадцать пятом присуждении Демидовских наград, читанный в публичном собрании Имп. Академии наук 26 мая 1856 года. - СПб., 1856.-С. 111-113.

7 Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и в России // Сочинения. Т. IX. Работы по истории востоковедения. - М., 1977. - С. 199-482.

8 Бартольд В.В. Азиатская роскошь // Сочинения. Т. IV. Работы по археологии,

нумизматике, эпиграфике и этнографии. - М., 1966. - С. 404-405.

10

середине XIX века»9. «Основное внимание в публикациях обращалось на исследование корней восточной цивилизации и состояния общественного развития в середине XIX века. Авторы сходились в том, что современный им Восток утратил плоды своей древней и высокой культуры, что он пребывает в состоянии застоя. Такая постановка вопроса привела наших публицистов к необходимости изучения причин застойных явлений и прогнозированию возможных путей их преодоления. В этой связи особое значение придавалось системе государственной власти и управления в странах Востока, роли религии в их развитии. Особое место занимали вопросы, связанные с взаимодействием восточных и европейских стран, последствия колониальной политики»10, - писал Овсянников. В то же время он отметил, что Восток в основном воспринимался как своеобразное отражение России11.

В работе C.B. Сопленкова12 на основе многочисленных источников (газетно-журнальные публикации, художественная литература, сочинения по истории, политэкономии и философии и др.) раскрываются представления российского общества об «азиатской роскоши», «восточной мудрости», «восточном этикете», а также теоретические концепции восточных обществ.

Краткий очерк суждений о Востоке русских «интеллектуалов» предложил в своей статье представитель русского зарубежья Н.В. Рязановский, охватывая период со времен Киевской Руси и до XX столетия. Автор отметил, что в течение XVIII - XIX вв. Россия приняла европейское мировоззрение, и, «вместо того, чтобы внушать опасение и даже ужас, азиаты стали ассоциироваться с отсталостью и немощью»13. Даже славянофилы полностью сохранили определенно «европейское» отношение к Азии, и такой подход оставался неизменным до появления в XX в.

9 Овсянников В.И. Восток в общественно-политической мысли России (середина XIX века): Научно-аналитический обзор. -М., 1990. - С. 7.

10 Овсянников В.И. Восток в общественно-политической мысли ... - С. 9.

11 Овсянников В.И. Восток в общественно-политической мысли ... - С. 12, 29.

12 Сопленков C.B. Дорога в Арзрум: российская общественная мысль о Востоке (первая половина XIX века). - М., 2000.

13 Рязановский Н.В. Азия глазами русских. [Пер. с англ.] // В раздумьях о России (XIX). -М„ 1996.-С. 392.

евразийской концепции данного вопроса. Авторы коллективной монографии «История отечественного востоковедения до середины XIX века» дали подробный обзор деятельности основных научных центров востоковедения и проанализировали взгляды на Восток представителей демократического направления в русской литературе и публицистике, в первую очередь -декабристов. В монографии сделан вывод о том, что в первой четверти XIX века «мир Востока представал перед дворянскими революционерами как комплекс внутригосударственных и внешнеполитических, экономических и географических, религиозных и национальных факторов, тесно между собой переплетенных»14. Авторы также подчеркивали, что, во-первых, «в среде будущих декабристов сложилось справедливое мнение, что историю России нельзя представить без сложных отношений её с Востоком, его народностями и государствами», и, во-вторых, «в своих оценках члены тайных обществ России опирались на сочинения авторитетных деятелей эпохи Просвещения (хотя и не во всем соглашались с ними)»15.

Особым направлением в изучении образа Персии и персов является исследование русской литературы путешествий, которая на протяжении XIX века была одним из основных источников формирования этого образа. Первое систематическое изложение информации о русской литературе путешествий, посвященной Востоку, мы находим в работах Б.М. Данцига. Этапной работой стал его труд «Ближний Восток в русской науке и литературе»16, в котором автор проанализировал сведения, почерпнутые из сочинений русских путешественников, посетивших Восток, и рассуждал об «ориентальной» тематике в творчестве русских писателей и публицистов XIX века - A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, H.A. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др. Основная часть его работы посвящена, однако, путешествиям в Турцию, Палестину, страны Северной Африки; сочинениям о Персии уделено значительно меньше внимания.

14 История отечественного востоковедения до середины XIX века. - М., 1990. - С. 354.

15 История отечественного востоковедения до середины XIX века. - М., 1990. - С. 358.

16 Данциг Б.М. Ближний Восток в русской науке и литературе. - М., 1973.

12

Отмечая особенности отечественного востоковедения первой половины XIX века, Данциг пришел к выводу, что дореволюционное русское востоковедение мало занималось изучением экономики, новейшей истории, политической жизни современного ему Востока; эти вопросы освещались главным образом в работах членов географического общества, офицеров Генерального штаба, которые занимали значительное место в изучении восточных стран.

Роль ислама в развитии восточных обществ рассматривается в многочисленных трудах российских востоковедов конца XX - началаХХ1 вв. Особый интерес представляет книга Р.Г. Ланды «Ислам в истории России»17, одна из глав которой посвящена политике государства по отношению к мусульманам России, связям с Северным Кавказом, Средней Азией, Османской империей в XIX веке, а также восприятию ислама в России в этот период. Интерес к представлениям жителей России о Востоке проявляли также литературоведы и филологи, главным образом в связи с исследованием творчества A.C. Пушкина, A.C. Грибоедова и их современников-литераторов. Указывая на возрастание интереса к Азии в российском обществе в начале XIX века, некоторые авторы отмечали в первую очередь различия в восприятии Востока Пушкиным и его современниками18.

Следующий важный историографический комплекс представлен работами по различным аспектам исторического, социально-экономического и культурного развития Ирана, среди которых необходимо выделить труды Алиева С.М.19, Абдулаева З.З.20, Бартольда В.В.21, Беловой Н.К.22, Данцига

17 Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995.

18 См.: Белкин Д.И. Мир Востока на страницах пушкинского «Современника» // Творчество Пушкина и зарубежный Восток: Сб. статей. - М., 1991. - С. 194-218; Тартаковская Л.А. «Путешествие в Арзрум»: художественное исследование Востока // Творчество Пушкина и зарубежный Восток: Сб. статей. - М., 1991. - С. 131-155.

19 Алиев С.М. История Ирана: XX век. - М., 2004; и др.

20 Абдулаев 3.3. Промышленность и зарождение рабочего класса Ирана в конце XIX -начале XX вв. - Баку, 1963; и др.

21 Бартольд В.В. Сочинения. Т.VII. Работы по исторической географии и истории Ирана. -М., 1971; и др.

Б.М23, Дорошенко Е.А.24, Иванова М.С.25, Кляшториной В.Б.26, Кузнецовой Н.А.27, Кулагиной JI.M.28, Орлова Е.А.29, Петрушевского И.П.30, Шукурова Ш.М.31 Среди исследований, посвященных рассмотрению проблем российско-иранского сотрудничества, необходимо отметить работы Атаева Х.А.32, Бушева П.П.33, Кукановой Н.Г.34, Шостаковича C.B.35

Советская и российская историография уделяла мало внимания изучению представлений о Персии в России, однако затрагивала эту проблематику, в том числе, в рамках исследования иранской революции 1905 - 1911 гг., а также влияния первой российской революции 1905 г. на революционные процессы в странах Азии, по материалам периодической печати. Нельзя сказать, что авторы этих исследований ставили перед собой цель изучить образ Персии в указанных источниках, но все же они делали определенные выводы о некоторых особенностях представлений россиян об этой стране и происходящих в ней событиях. С этой точки зрения интересны также такие работы как «Отражение в закавказской периодической печати иранской и турецкой революций в период «пробуждения Азии» (П.Г.

22 Белова Н.К. Традиционный город в Иране и его эволюция // Город как социокультурное явление исторического процесса. - М., 1995. - С. 178-185; и др.

23 Данциг Б.М. Ближний Восток. Сборник статей. - М., 1976; и др.

24 Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. Историко-этнографический очерк. - М., 1982; и Др.

25 Иванов М.С. Новейшая история Ирана. - М., 1965; Иванов М.С. Иран в 60-70-х гг. XX века. - М., 1977; История Ирана / Отв. ред. М.С. Иванов. - М., 1977; и др.

26 Кляшторина В.Б. Иранская культурная традиция и современные процессы в регионе Ближнего и Среднего Востока // Исламские страны и регионы. История и современность / Отв. ред. В .Я. Белокреницкий, О.И. Жигалина. - М., 1994. - С. 178-185; и др.

27 Кузнецова H.A. Иран в первой половине XIX века. - М., 1983; и др.

28 Кулагина Л.М. Россия и Иран (XIX - начало XX в.). - М., 2010; и др.

29 Орлов Е.А. Россия и Иран в XX веке (основные этапы взаимоотношений) // Иран: ислам и власть / Отв. ред. Мамедова Н.М. и Мехди Санаи. - М., 2001. - С. 193-206; и др.

30 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. - JI., 1966; и др.

31 Шукуров Ш.М. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). - М., 1988; и др.

32 Атаев Х.А. Торгово-экономические связи Ирана с Россией в XVIII - XIX веках. - М., 1991; и др.

33 Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1613-1621 гг. -М., 1987; и др.

34 Куканова Н.Г. Очерки по истории русско-иранских отношений в XVII - первой половине XIX века. - Саранск, 1977; и др.

35 Шостакович C.B. Дипломатическая деятельность A.C. Грибоедова. - М., 1960; и др.

Пашаев) и «Большевистская печать как источник по истории иранской революции 1905 - 1911 гг.» (Е.В. Чапкевич). П.Г. Пашаев поставил перед собой задачу оценить роль закавказской периодической печати в укреплении дружбы и взаимопонимания народов России и Востока, а также в истории революционных событий в Иране и Турции в эпоху «пробуждения Азии». Основываясь на материалах социально-демократической и буржуазно-националистической прессы, автор сделал вывод о том, что закавказская периодическая печать, «придавая большое значение анализу основных исследуемых проблем иранской и младотурецкой революций, ... указывала на важность раскрытия перспектив освободительной борьбы иранских и турецких народов, их роль в борьбе против внешней и внутренней реакции и укреплении дружбы между русским и закавказскими народами»36, а также, разоблачая политику царизма в Иране, который фактически стал сырьевым придатком европейских держав, подчеркивала общность интересов русской и иранской революций. Е.В. Чапкевич, проанализировав многочисленные работы большевистских публицистов, отметил, что «статьи большевиков в периодической печати способствовали мобилизации общественного мнения России в поддержку справедливой борьбы иранского народа против

37

феодально-абсолютистских порядков и засилья империализма» .

В целом, анализ историографии показывает, что в российской литературе нет монографического исследования, посвященного изучению представлений о Персии и персах в России в рассматриваемый период.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на основе русской и советской публицистики и литературы путешествий проанализированы представления о Персии и персах, бытовавшие в России в 1800 - 1971 гг. Новым является определение основных характеристик этого образа, анализ процесса его формирования, выявление значимости

36 Пашаев П.Г. Отражение в закавказской периодической печати иранской и турецкой революций в период «пробуждения Азии»: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Баку, 1988. -С. 11.

37 Чапкевич Е.В. Большевистская печать как источник по истории иранской революции 1905 - 1911 гг. // Историография Ирана нового и новейшего времени. - М., 1989. - С. 199.

15

этнических стереотипов в формировании общего представления о Персии и персах в России. В работе также впервые был определен комплекс основных сочинений XIX - начала 70-х годов XX в. (мемуары, путевые заметки, сообщения, отчеты о путешествиях, как официального, так и личного характера, отечественная публицистика и художественная литература, некоторые научные и научно-популярные работы и т.д.), посвященных Персии, в которых отразились представления наших соотечественников об этой стране и ее жителях.

Методологическая база исследования. Исследование основывается на принципах научности, комплексности, историзма (рассмотрение процесса формирования представлений о Персии и персах в динамике, что допускает некоторую подвижность хронологических рамок) и принципе объективности, предполагающем максимально возможное абстрагирование исследователя от своих идеологических установок и привлечение широкого комплекса исследовательской литературы и источников. В основе методологии представленной диссертационной работы лежат историко-антропологический и социокультурный подходы. Предмет и методология исследования продиктовали использование ряда методов исторического исследования. В работе применяются методы системного, структурно-функционального и контент-анализа для выявления внутренней структуры объекта исследования как отдельной системы, связей этой системы со средой и закономерностей её функционирования. В работе также используются метод сравнительного анализа для сопоставления образа Персии, сложившегося у представителей разных социальных групп внутри российского общества, а также для определения этапов и особенностей эволюции этого образа на протяжении девятнадцатого и первых семи десятилетий двадцатого столетия.

Практическая значимость диссертации обусловлена главным образом тем, что содержащийся в ней фактический материал и выводы могут использоваться в дальнейших научных исследованиях по анализу

представлений о Персии и персах в России, а также при изучении истории российско-иранских отношений и развития межкультурных связей между Россией и Ираном в XIX - XX вв. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по истории Ирана и России, истории международных отношений и регионоведению. Результаты данной работы представляют интерес для организаций, занимающихся практической деятельностью в области российско-иранского сотрудничества.

Апробация результатов исследования. Основное содержание и результаты исследования были отражены в статьях, опубликованных в научных изданиях, в том числе, рекомендованных ВАК, а также в выступлениях автора на ряде научных конференций, проводившихся в Российском университете дружбы народов в 2005 - 2012 гг. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории Российского университета дружбы народов и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Ларионова, Анна Юрьевна

Заключение

На основе проведенного анализа, в соответствии с целью и задачами исследования, были сделаны следующие обобщающие выводы.

В течение XIX и первых семи десятилетий XX в. накопилось достаточно сведений о Персии и персах, чтобы на их основе в России сформировался устойчивый образ этой страны и ее населения. Данный комплекс представлений уже в конце первой четверти XIX в. сложился в систему, состоявшую из ряда связанных между собой элементов, набор которых и степень их значимости изменялись на протяжении рассматриваемого периода. Системообразующими стали представления о богатом культурно-историческом наследии Персии, о низкой культуре государственного управления в этой стране и связанном с этим тяжелым экономическим положением, а также негативные (в большей или меньшей степени) оценки религии и религиозных институтов Персии (Ирана).

Значительное влияние на формирование представлений о Персии и персах XIX в. у российской читающей публики оказывала литература путешествий, которая была очень популярна и публиковалась не только в отдельных изданиях, но и в так называемых «толстых журналах», игравших заметную роль в формировании общественного мнения в России. В начале XX в. роль литературы путешествий в процессе формирования образа Персии в России снижается, ее место постепенно занимают газетные публикации, информационные брошюры и научные и научно-популярные сочинения, посвященные экономике, государственному и политическому устройству Персии. Значение газетно-журнальных публикаций особенно возрастает во второй половине 1950-х - начале 1970-х гг.

Предложена периодизация формирования образа Персии и персов в России. Первый этап - первая четверть XIX в. - характеризовался мифологизированностью и значительной схематичностью представлений в условиях нехватки достоверной информации о Персии. Второй этап - 1830

1850-е гг. - включает периоды расширения интереса к Персии и становления систематического изучения этой страны. Началом второго периода стало принятое в 1845 г. решение Русского географического общества о более активном изучении Персии. На этом этапе завершается формирование образа Персии и персов, в общественном мнении России закрепляются стереотипные представления о персидской культуре и государственном устройстве Персии, действующих властных механизмах и быте персидского народа. Третий этап - вторая половина 1850-х - 1880-е гг. - время дальнейшей детализации и пересмотра некоторых устоявшихся представлений; Персия окончательно теряет свою таинственность, на первый план в рассматриваемых сочинениях выходят вопросы экономики и политики. В целом, к концу XIX в. сложился образ Персии как страны со своей особой культурой и богатой историей. Персия рисовалась великой в прошлом восточной державой, которая переживает нелегкие времена. Бескрайние степи и розовые сады, высокие минареты и украшенные мозаикой дворцы и мечети, узкие грязные улочки городов и восточные базары, - все это являлось неотъемлемой частью представлений о Персии. Вместе с тем, по мнению авторов русской публицистики, Персия в XIX веке была деспотическим государством, в котором нет порядка, потому что нет «упорядоченного законодательства» и велика власть духовенства, тормозящего развитие страны. Огромное количество злоупотреблений, взяточничество на всех уровнях власти, бесправие народа, политика шаха и его приближенных, направленная только на собственное обогащение, - все это разрушало страну изнутри и приводило к обнищанию населения. «Типичный» житель Персии, по мнению русских путешественников, -человек, наделенный умом и смекалкой, вежливый, обходительный и гостеприимный, однако при этом зачастую крайне невежественный, фанатичный, корыстолюбивый, хитрый, не в меру любопытный и жадный до зрелищ. Наши соотечественники отмечали, что персы - прекрасные торговцы, но плохие воины. Они ленивы и не отличаются храбростью.

Четвертый этап - 1890-1940 гг. - включает периоды расширенного изучения Персии в международном контексте конца XIX - начала XX века и с точки зрения значимости этой страны для реализации всемирно-исторической миссии пролетариата, победившего в России в результате совершения социалистической революции в октябре 1917 г. В это время заметно расширились источники формирования образа Персии и персов в России, о чем свидетельствуют различные сочинения, принадлежащие к жанру литературы путешествий, газетно-журнальные публикации, а также художественные произведения и сочинения по истории, географии и политэкономии. За Персией все более закрепляется образ бедной и отсталой феодальной страны, жертвы политики империалистических держав, навязывавших ей неравноправные договоры, беспощадно эксплуатировавших ее природные богатства и угнетавших ее население. Однако, как отмечали наши соотечественники, терпение персидского народа не безгранично. Засилье иностранцев, прогнивший государственный строй, невыносимые условия жизни народа привели, по их мнению, к тому, что в нем пробудился революционный дух. Росло классовое самосознание персов, формировалось рабочее профсоюзное движение. Представления о «типичном» персе сменяются образом перса - жертвы эксплуатации со стороны капиталистических держав, соратника по революционной борьбе против империалистических держав, друга, нуждающегося в сочувствии, помощи и защите.

Пятый этап формирования образа Персии и персов в России (СССР) -1950 - 1971 гг., когда рассматриваемая система представлений вновь претерпевает изменения: на первый план выступили представления об экономическом и социально-политическом положении Ирана. Именно данной проблематике посвящена основная масса публикаций этого периода, написанных «на злобу дня». В связи с этим изучение (при всем разнообразии и глубине иранистических исследований в СССР) и восприятие страны становится в некотором смысле одномерным и собственно образ Ирана теряет зримые характеристики. Иран все более превращался в глазах советских людей в «жандарма на Среднем Востоке» и оплот империализма в Азии. При этом характерная черта многих сочинений этого периода, посвященных Ирану, - разделение образа иранского народа (безусловно положительного) и образа иранского правительства (чаще негативного), а иногда и противопоставление их.

На формирование образа Персии и персов оказало влияние множество факторов. Исследование доказывает, что интерес русских наблюдателей к Персии, к традициям и быту ее народа был тесно связан с теми проблемами, которые выдвигались в XIX - начале 70-х гг. XX в. российской действительностью. Стремление познакомиться с укладом Персии, обычаями ее жителей, понять их национальный характер, было вызвано необходимостью установить контакт с Персией, которая рассматривалась и как военный противник (в начале XIX в.), и как выгодный торговый партнер, и как соратник в борьбе против мирового империализма.

В свою очередь, российско-иранские отношения считались перспективными благодаря целому ряду причин: это и геополитический фактор - Россия имела границу с Персией, общее море; и сложившаяся международная обстановка, неспособность российских товаров конкурировать с английскими на европейском рынке и надежда на рынок восточный, и т.д.

Большое влияние в XIX в. на осмысление Востока в целом и Персидского государства в частности оказали изменения общественной обстановки в России. Некоторая склонность идеализировать порядки крепостнической России, представление о просвещенной монархии как о политическом идеале во многом предопределяли отношение к Персии и играли существенную роль в оформлении внешнеполитической доктрины Российского государства. Так, восточный деспотизм Персии противопоставлялся отечественному политическому режиму, с российским влиянием связывались надежды на либеральные преобразования в этой стране. При этом Россия причислялась к европейским странам и именно с этих позиций оценивалась Персия, особенно когда речь шла о политике, экономике, образовании. С другой стороны, уже в начале XIX в. стала очевидна принципиальная необходимость коренных преобразований в России. И авторы рассматриваемых сочинений не оказались в стороне от поисков ориентиров дальнейшего внутриполитического развития нашей страны. Анализируя государственное устройство Персии, они могли намекнуть на недостатки российского политического строя, попытаться понять, что привело к экономическому застою и политическому кризису некогда великой Персидской державы, и обозначить, каким путем Россия не должна пойти.

Кроме того, необходимо отметить еще один аспект формирования подобных представлений. Если сравнение России со странами Европы, с Англией или Германией, например, часто было не в пользу России благодаря экономическим успехам этих стран, то противопоставление Российского государства Персии давало возможность говорить о величии и могуществе России. К тому же, Россия была значительно более экономически благополучной державой и потому отсталость Персии, бедность населения и даже шахского двора сразу бросалась в глаза русским путешественникам. По этой причине часто внимание авторов литературы путешествий концентрировалось больше на недостатках, нежели на достоинствах, что в определенной степени приводило к искажению образа Персии.

Важнейшими факторами, повлиявшими на формирование исследуемых этнических представлений, являлись воспитание и образование, которые получили авторы литературы путешествий XIX в. Культура поведения персов, представления о правилах вежливости, приличии и неприличии, наконец, их темперамент значительно отличались от свойственных русским. В этом, вероятно, кроется причина того негативного впечатления, которое произвели на путешественников характер и нравы персидского народа.

Вообще, на образ перса известное влияние оказывала оценка русскими своего национального характера: в образе чужого народа находила отражение та шкала ценностей, которая господствовала в XIX веке в России. Отмечая, что персы корыстолюбивы и жадны до денег, русские путешественники тем самым невольно указывали на бескорыстие и щедрость русского характера. То же можно сказать и о приписываемых персам лени и трусости, которые противопоставлялись храбрости и трудолюбию русских. И в данном случае речь идет не о действительных чертах русского характера, а именно о системе ценностей. То есть, исходя из тех оценок, которые дают авторы литературы путешествий персам, можно судить о том, какие черты и свойства характера человека считались положительными или отрицательными в русском обществе в те годы. Так, например, среди достоинств персов отмечают ум, развитое воображение и хорошую память, вежливость и гостеприимство. К недостаткам же причисляют уже упомянутые лень, трусость и корыстолюбие, а также лживость, крайнюю необязательность и любопытство.

Значительное влияние на формирование образа Персии в русской литературе путешествий девятнадцатого века оказала религиозная принадлежность её авторов. Как показывает исследование, вопросам религии и её роли в жизни Персии уделялось много внимания. И к оценке большинства процессов и явлений, имевших место в Персии в XIX веке, авторы литературы путешествий подходили очень часто именно с позиций христианина (особенно это характерно для первой половины столетия).

В свою очередь, эволюция образа Персии, его детализация оказывали влияние на изменение внешней политики России по отношению к этой стране в XIX веке. Уже к концу правления Николая I сформировалось представление о Востоке как об особом, совершенно отличном от России культурном пространстве, которому были присущи его собственные традиции, понятия и категории, несопоставимые с европейскими. Это способствовало тому, что Россия отказалась от попыток навязать общеевропейские нормы взаимоотношений Персии.

Эволюция образа Персии в первой половине XX в. была связана в первую очередь с произошедшими в России социально-политическими изменениями. Создание Советского Союза и утверждение идеологии марксизма-ленинизма привело к формированию новой культуры в стране. Происходила переоценка ценностей и привычных представлений, появлялись новые цели и приоритеты, как у отдельных людей, так и у всего государства в целом. Этот процесс с неизбежностью затронул и представления о Персии и ее жителях. Социалистическая идеология «братства народов» способствовала пробуждению интереса к жизни простых людей, их повседневным заботам и нуждам. Проведение в жизнь целого комплекса реформ, направленных на создание на принципах социализма совершенно нового государства обусловило также выстраивание иного внешнеполитического курса. Результатом этого стал отказ от «империалистической» политики царской России по отношению к Персии и формирование представлений об этой стране как о жертве эксплуатации капиталистических держав.

Анализ достаточно многочисленных газетно-журнальных публикаций советского периода позволил сделать вывод о том, что идеологические установки, которыми во многом было обусловлено формирование образа Ирана в СССР, остались в основном неизменными и формирование новых представлений об Иране в 1950-х и особенно в 1960-х гг. стали следствием в первую очередь объективных перемен в жизни этой страны и складывавшейся ситуации в двусторонних отношениях СССР и Ирана.

В заключение, хотелось бы отметить, что дальнейшее изучение образа Персии и персов в России представляется перспективным на основе широкого привлечения и анализа русской публицистики и художественной литературы, а также новых источников и материалов периода конца XX -начала XXI в. Перспективными задачами дальнейшей исследовательской работы являются также более глубокая детализация образа Персии и персов в России в контексте анализа факторов, оказавших влияние на его формирование и эволюцию в XIX - начале XXI в.; и сравнительно-сопоставительный анализ этого образа с основными характеристиками образа Персии и современного Ирана в таких странах Европы как Великобритания, Германия и Франция.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ларионова, Анна Юрьевна, 2012 год

Литература

1. Абдулаев 3.3. Промышленность и зарождение рабочего класса Ирана в конце XIX - начале XX вв. - Баку: Элм, 1963. - 266 с.

2. Авдеев Г. С. Алиев: Новое освещение истории Ирана в XX в. // Иран сегодня. - 2007. - №1 (7). - С. 42-44.

3. Алиев С.М. Иран 60-70-х-годов: социальные и политические сдвиги. // Иран. Проблемы экономического и социального развития в 60-70-е гг. - М.: Наука, 1980. - С. 256-303.

4. Алиев С.М. История Ирана: XX век. - М.: ИВ РАН - Крафт+, 2004. -644 с.

5. Алиев С.М. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в XX в. - М.: Наука, 1985. - 302 с.

6. Атаев Х.А. Торгово-экономические связи Ирана с Россией в XVIII -XIX веках. - М.: Наука, 1991. - 392 с.

7. Баранова А.Ю. (Ларионова А.Ю.) Образ Персии и персов в русской литературе путешествий второй четверти XIX века // Опыты историко-

антропологических исследований. 2005. - М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2006. -С. 93-102.

8. Баранова А.Ю. (Ларионова А.Ю.) Представления о религии и религиозных институтах Персии в русской литературе путешествий XIX века // Диалог цивилизаций: Восток - Запад. Глобализация и мультикультурализм: Россия в современном мире. Ч. 1. - М.: Изд-во РУДН, 2006.-С. 91-97.

9. Барсенков A.C., Вдовин А.И. История России. 1917 - 2004. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 816 с.

10. Бартольд В.В. Азиатская роскошь // Сочинения. Т. IV. Работы по археологии, нумизматике, эпиграфике и этнографии. -М.: Наука, 1966. -С. 404-405.

11. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и в России // Сочинения. Т. IX. Работы по истории востоковедения. - М.: Наука, 1977.-С. 199-482.

12. Бартольд В.В. Сочинения. Т.VII. Работы по исторической географии и истории Ирана. - М.: Наука, 1971. - 663 с.

13. Белкин Д.И. Мир Востока на страницах пушкинского «Современника» // Творчество Пушкина и зарубежный Восток: Сб. статей. - М.: Наука, 1991.-С. 194-218.

14. Белова Н.К. Традиционный город в Иране и его эволюция. // Город как социокультурное явление исторического процесса. - М.: Наука, 1995. -С. 178-185.

15. Броневский С.М. Исторические выписки о сношениях России с Персиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне. - СПб.: Центр «Петерб. востоковедение», 1996. -233 с.

16. Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1586 - 1612 гг. - М.: Наука, 1976. -448 с.

17. Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1613-1621 гг. - М.: Наука, 1987. -278 с.

18. Бушев П.П. К вопросу о первой поездке В.А. Жуковского в Иран (1883 - 1886 гг.) // Очерки по истории русского востоковедения / Отв. ред. Орбели И.А. / Сборник V. Памяти В.А. Жуковского. - М.: Издательство восточной литературы, 1960. - С. 115-124.

19. Разбор сочинения П.И. Небольсина «Очерки торговли России с Среднею Азиею», составленный корреспондентом Академии В.В. Григорьевым // Общий отчет о двадцать пятом присуждении Демидовских наград, читанный в публичном собрании Имп. Академии наук 26 мая 1856 года. - СПб., 1856. - С. 109-182.

20. Данциг Б.М. Ближний Восток. Сборник статей. - М.: Наука, 1976. - 360 с.

21. Данциг Б.М. Русские путешественники на Ближнем Востоке. - М.: Мысль, 1965.-272 с.

22. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. Историко-этнографический очерк. -М.: Наука, 1982. - 133 с.

23. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979 гг. - М.: ИВ РАН, 1998. - 240 с.

24. Ерофеев H.A. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских, 1825 - 1853 гг. - М.: Наука, 1982. - 320 с.

25. Жуков Д. Иран глазами русского человека: Иран и Россия // Иранский альманах. - М., 2000. - С. 37-50.

26. Иванов М.С. Антифеодальные восстания в Иране в середине XIX в. -М.: Наука, 1982.-247 с.

27. Иванов М.С. Иран в 60-70-х гг. XX века. - М.: Наука, 1977. - 269 с.

28. Иванов М.С. Иранская революция 1905-1911 гг. - М.: МГИМО, 1957. -560 с.

29. Иванов М.С. Новейшая история Ирана. - М.: Мысль, 1965. - 255 с.

30. Иванов М.С. Рабочий класс современного Ирана. - М.: Наука, 1969. -252 с.

31. Иванова М.Н. Национально-освободительное движение в Иране в 1918-1922 гг.-М.: Наука, 1961.-181 с.

32. Иранистика в России и иранисты / РАН. Ин-т востоковедения. - М., 2001.-238 с.

33. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - 315 с.

34. История Ирана / Отв. ред. М.С. Иванов. - М.: МГУ, 1977. - 488 с.

35. История отечественного востоковедения до середины XIX века. - М.: АН СССР, Ин-т востоковедения, 1990. - 435 с.

36. История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. - М.: Вост. лит. РАН, 1997. - 536 с.

37. Карская JI.H. А.П. Берже - историк-иранист // Историография Ирана нового и новейшего времени. - М.: Наука, 1989. - С. 58-77.

38. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М.: Политиздат, 1986. - 269 с.

39. Кляшторина В.Б. Иранская культурная традиция и современные процессы в регионе Ближнего и Среднего Востока // Исламские страны и регионы. История и современность / Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, О.И. Жигалина. - М.: Институт востоковедения РАН, 1994. - С. 178185.

40. Козлов В.И., Шелепов Г.В. «Национальный характер» и проблемы его исследования // Советская этнография. - 1973. - № 2. - С. 69-82.

41. Кузнецова H.A. Иран в первой половине XIX века. - М.: Наука, 1983. -263 с.

42. Куканова Н.Г. Очерки по истории русско-иранских отношений в XVII - первой половине XIX века. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1977. - 288 с.

43. Кулагина Л.М. Россия и Иран (XIX - начало XX в.). - М.: ИД «Ключ-С», 2010.-272 с.

44. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1995. - 311 с.

45. Ларионова А.Ю. Англо-русское соперничество в Персии в отечественной публицистике 1900 - 1940-х годов // Вестник РУДН. Серия «Международные Отношения». - М.: РУДН, 2012. - №2. - С. 8695.

46. Ларионова А.Ю. Образ персидской женщины в России и Советском Союзе в XIX - первой половине XX века по материалам отечественной публицистики // Вестник РУДН. Серия «Всеобщая история». - М.: РУДН, 2012. -№1.- С. 78-86.

47. Ларионова А.Ю. Стереотипные представления о культуре Персии в русской литературе путешествий XIX - первой половины XX века // Восток и Запад: приоритеты эпох. Сборник статей участников межвузовской научной конференции. - М.: РУДН, 2012. - С. 304-316.

48. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб.: Искусство, 2002. - 413 с.

49. Матвеев К.П. История ислама. - М.: ACT: Восток - Запад, 2005. - 254 с.

50. Меряшкина М. Изменение социальной роли женщины в 20-е годы XX века в зеркале модных тенденций // Опыты историко-антропологических исследовании. - М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2006. - С. 182-192.

51. Нахавандиян М. Культурные аспекты глобализма в Иране и в России // Иран сегодня. - 2007. - №1 (7). - С. 34-37.

52. Оболенская C.B. Германия и немцы глазами русских (XIX) / РАН. Ин-т всеобщ, истории. - М., 2000. - 209 с.

53. Овсянников В.И. Восток в общественно-политической мысли России (середина XIX века): Научно-аналитический обзор. - М.: Наследие отеч. обществоведения / АН СССР ИНИОН, 1990. - 57 с.

54. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга / Якут. гос. ун-т им. М.К. Амосова и др. - Пермь, 1999. - 407 с.

55. Орлов Е.А. Россия и Иран в XX веке (основные этапы взаимоотношений) // Иран: ислам и власть / Отв. ред. Мамедова Н.М. и Мехди Санаи. - М.: Институт востоковедения РАН, Изд-во «Крафт+», 2001.-С. 193-206.

56. Очерки новой истории Ирана. - М.: Наука, 1978. - 243 с.

57. Очерки по истории русского востоковедения / Отв. ред. Орбели И.А./ Сборник V. Памяти В.А. Жуковского. - М.: Издательство восточной литературы, 1960.-С. 146.

58. Пашаев П.Г. Отражение в закавказской периодической печати иранской и турецкой революций в период «пробуждения Азии» / Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Баку, 1988. - 28 с.

59. Петрова И.К. «Путешествие в Персию и другие страны Востока» как источник по истории сафавидского Ирана / Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1994,- 19 с.

60. Рязановский Н.В. Азия глазами русских [Пер. с англ.] // В раздумьях о России (XIX) -М.: Археографический центр, 1996. - С. 387-417.

61. Сопленков C.B. Дорога в Арзрум: российская общественная мысль о Востоке (первая половина XIX века) / РАН, Ин-т востоковедения. - М.: Восточная литература, 2000. - 214 с.

62. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: ИП РАН, Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 320 с.

63. Тартаковская JI.A. «Путешествие в Арзрум»: художественное исследование Востока // Творчество Пушкина и зарубежный Восток: Сб. статей.-М.: Наука, 1991.-С. 131-155.

64. Чапкевич Е.В. Большевистская печать как источник по истории иранской революции 1905 - 1911 гг. // Историография Ирана нового и новейшего времени. - М., 1989. - С. 199-207.

65. Шостакович C.B. Дипломатическая деятельность A.C. Грибоедова. -М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. - 296 с.

66. Шукуров Ш.М. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). - М.: Наука, 1988. - 248 с.

67. Эйдельман Н.Я. Быть может за хребтом Кавказа: (Русская литература и общественная мысль первой половины XIX в. Кавказский контекст). -М.: Наука, 1990.-316 с.

68. Юртаев В.И. Тегеран-43 и «Большая тройка» // Итоги Второй мировой. Покушение на Великую Победу. - М.: Алгоритм, 2005. - С. 136-159.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.