Формирование полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Булуева, Шумисат Исмаиловна

  • Булуева, Шумисат Исмаиловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 211
Булуева, Шумисат Исмаиловна. Формирование полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Махачкала. 2011. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Булуева, Шумисат Исмаиловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВЕ ВАЙНАХСКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ.

1.1. Проблема формирования полоролевого поведения студентов в традиционной культуре народов.

1.2. Роль института семьи в формировании полоролевого поведения студентов.

1.3. Особенности вайнахской национальной культуры и этики в поло-ролевом поведении студентов.

1.4. Технологическая модель формирования полоролевого поведения студентов (критерии, признаки, принципы, методы, этапы, условия).

Выводы к первой главе.

ГЛАВА П. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВАЙНАХСКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ.

2.1. Программа и методика эксперимента по формированию полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций.

2.2. Влияние института семьи на эффективное формирование у юношей и девушек полоролевого поведения.

2.3. Внедрение факультатива «Формирование полоролевого поведения у молодежи на вайнахских семейных традициях и обычаях» как условие формирования полоролевого поведения студентов.

2.4. Реализация технологий семейного воспитания и вайнахской культуры в процессе формирования полоролевого поведения студентов.

Выводы ко второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций»

Актуальность исследования проблемы формирования полоролевого поведения студентов на основе вайнахской культуры и семейных традиций в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические. Многие традиционные ценности, включая ценности семьи, детско-родительские, полоролевые отношения, отношения супружества, претерпевают значительные изменения, подменяются образцами массовой западной субкультуры. Ряд авторов (В.В. Абраменкова, Н.С. Бурлаковой, Е.Т.Соколова, Ф.И.Храмцова, А.А.Чекалина) обосновывают сложившуюся ситуацию дисгармоничным характером семейных взаимоотношений и искажением в ряде случаев полоролевой идентичности молодых людей.

Представления детей о мужественности, женственности начинают уже преломляться в той или иной мере через призму собственной этнической тендерной модели. Какими станут стартовые идеалы в области национальной и половой культуры личности, зависит в первую очередь и в решающей степени от семьи, в которой она растет и далее от воспитательно- образовательных учреждений, где продолжит образование. Все выше изложенное показывает, что на современную семью и образовательные учреждения ложится ответственность за то, будут ли у будущих молодых людей, делающих первые шаги в этносознании, заложены ориентиры для развития подлинно гуманистических представлений о половой культуре, о месте и роли женщины в обществе, о том, что отношения мужчины к женщине определяют, «в какой мере человек стал для себя человеком и мыслит себя таковым» (O.K. Здраво-мыслова).

Степень разработанности проблемы. Проблемы развития полоролевой идентичности и взаимоотношений полов, отмеченные в исследованиях российских ученых М.А. Арутюнян, O.K. Здравомысловой, И.С. Кона, О.В. Митиной, В.Ф. Петренко, Н.К. Радиной, связаны с особенностями культурно -исторического развития России и каждого ее национального региона. Каждая этнокультура предлагает свой сценарий, по которому должна разыгрываться роль мужчины, роль женщины. Многие аспекты современной половой морали и расстановки этнических акцентов в половых и семейно- родственных отношениях получили отражение в работах ученых Чечни и Ингушетии: эт-нопедагогический потенциал чеченской семьи (P.A. Алиханова); этнопедаго-гика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов (Ш. М-Х. Арсалиев); современные проблемы исследования национально-этнического сознания (Ф.Ю. Албакова); история и культура чеченцев и ингушей (И.Ю. Алироев); родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом (У.Б. Далгат); культурное строительство советской Чечено-Ингушетии (З.К. Джамбулатова); нохчийн фольклор (Ш.А. Джамбеков); вайнахская этика, методические и практические рекомендации по этнопедагогическому воспитанию молодежи (Э.Т. Исаев и др.). Этнические аспекты исследуемой проблемы раскрыты в психологических, педагогических и социологических трудах Маллаева Д.М., Нюдюрмагомедова А.Н., Магомедова A.M., Алиевой Б.Ш., Мирзоева Ш.А., и др.

Вместе с тем, в настоящее время в научной литературе нет исследований по проблеме, отражающей особенности формирования полоролевого поведения у студентов на примере народной вайнахской культуры и семейных традиций. Актуальность и необходимость изучения данного вопроса обусловлена противоречиями между:

- накопленными в народной вайнахской культуре и этнопедагогике обширных знаний о национальной специфике семейного воспитания, семейных традициях и обычаях в полоролевых отношениях и отсутствием учета педагогами и родителями особенностей типических и архитипических тендерных образцов в воспитании полоролевого поведения студентов;

- между реально существующими воспитательными возможностями семейных традиций и обычаев вайнахов и отсутствием у большинства родителей и педагогов опыта их реализации в процессе формирования полороле-вого поведения;

- необходимостью теоретического обоснования социально- педагогических условий использования народных традиций, обычаев вайнахской народной культуры в формировании полоролевого поведения студентов и отсутствием описания таковых условий в современной педагогической практике.

Изложенные противоречия определили проблему исследования: каковы особенности содержания, технологии и социально-педагогические условия использования вайнахской культуры и семейных народных обычаев и традиций родителями, педагогами вуза в деле формирования полоролевого поведения молодых людей. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций».

Объект исследования - формирование полоролевого поведения студентов.

Предмет исследования - процесс формирования полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций.

Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность использования содержания, технологии вайнахской культуры и семейных традиций в процессе формирования полоролевого поведения студентов.

Гипотеза исследования. Эффективность формирования полоролевого поведения студентов может быть обеспечена, если:

- использование педагогического потенциала народной культуры горцев, средств вайнахской этнопедагогики, вайнахской этики тесно связанны с укладом жизни, ценностями и психологией чеченского народа;

- технологическое обеспечение формирования полоролевого поведения у студентов, основанное на ценностях народной вайнахской традиционной культуры, реализуется поэтапно, способствуя становлению представлений у студентов будущих семейных полоролевых и будущих детско-родительских отношений;

- педагогами вуза будет учтена этнокультурная специфика вайнахской семьи и реализован этнокультурный подход в работе со студентами и семейным социумом;

- созданы социально-педагогические условия для реализации технологической модели формирования полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия, специфику и содержание полоролевого поведения личности студента;

- выявить специфику и уровни проявления у студентов сформированное™ полоролевого поведения в традиционной практике на основе основе вайнахской народной культуры и семейного воспитания;

- выявить и охарактеризовать педагогический потенциал вайнахской народной культуры и семейного воспитания и его использование в процессе формирования полоролевого поведения студентов;

- разработать технологическую модель формирования полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций;

- выявить социально-психологические условия формирования полоролевого поведения студентов на основе вайнахской культуры и семейного воспитания.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения психологии и педагогики о воспитании человека как вхождение в контекст полинационального социума; о развитии личности студентов; о сущности и движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе особенности национального быта, традиций, обычаев; концепции возрождения этнокультурных ценностей; культурологический и этнокультурный подходы к исследованию личности (Г.Н. Волков, Гумилев JLH., A.B. Гадло, З.К. Джамбулатова, Ш.А. Джамбеков, В.А. Мухина, Э.Х. Хасмагомадов,); положения психологии и педагогики о взаимосвязи и взаимообусловленности общественной и семейной жизни (О.И. Волжина, И.В.Гребенников, A.IO. Гордин, A.B. Иващенко, И.С. Марьенко); исследование развития студентов как специфической социально-демографической группы И.С.Кон, И.М. Ильинский, В.И. Чупров, В.Т. Лисовский).

Теоретической основой исследования являются концепции и основные положения теории усвоения половой роли и формирования полоролево-го поведения, в которых раскрываются механизмы формирования полороле-вых предпочтений, становления мужской и женской индивидуальности: традиционная психоаналитическая теория (3. Фрейд, Э. Эриксон, У. Бронфен-брейннер, Ж. Лакан, Е. Хетхерингтон и др.); теория социального научения (Б.Ф. Скиннер, Дж. Мид и др.), теория половой типизации (У. Мишелл); эт-нопедагогические теории, представляющие специфику этноса, этнической культуры, типы этнического и полоролевого поведения, национального самосознания (Г.Н. Волков, В.А. Мухина, Р.З.Хайруллин, З.Б.Цаллагова и др.);, культурологические теории об особенностях народных обычаев и традиций (М.А. Верб, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, В.К. Скатерщи-ков, П.М. Якобсон и др.); концепции этнокультурологического образования (Л.Н. Бережнова, О.Д. Мукаева, И.Л. Набок и др.); этнопедагогические теории обучения и воспитания учащихся (Г.Н. Волков, A.A. Григорьева, Д.А. Данилов, В.Н. Иванов, Н.Д. Неустроев, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин, К.С. Чиряев и др.); теоретические этнокульттурологические исследования: чеченский тайп (род) в период его разложения (М.А. Мамакаев); обычаи, традиции и нравы чеченцев (Д.Д. Межидов, И.Ю. Алироев); о ценностной шкале чеченцев (С-М. Хасиев); женщина и этика жизни в менталитете чеченцев (Я.Х. Чеснов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ обобщенного и собственного педагогического опыта; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности студентов); педагогический эксперимент; методика для оценки эффективности образовательного процесса; метод экспертных оценок, анкетирование, тестирование; анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности студентов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- дополнено понимание сущности и содержания понятия «формирование полоролевого поведения студентов» за счет усвоения молодежью знаний основополагающих ценностей вайнахской традиционной этики, семейных обычаев и традиций;

- выявлены основные качественные характеристики полоролевого поведения студентов в ходе усвоения вайнахской этики и культуры (наличие представления о будущей супружеской жизни, о мужском/женском образе; идеале детско-родительских и супружеских отношениях; осуществляют самостоятельный поиск семейных ценностей вайнахской культуры и их проявление в семейной практике у других людей; имеет глубокие знания о народной вайнахской этике и активно практикует полученные знания идеального образа семейных отношений в жизнедеятельности, ориентируется на народные семейные обычаи и традиции, присваивает ценности национальной культуры и воплощает их в практике межличностных отношений; испытывают гордость за свою половую и этническую принадлежность, имеет четкие представления об особенностях своего пола, своих будущих семейных и общественных ролях)

-определены уровни (начальный, базовый, адаптивный) проявления полоролевого поведения у студентов, а также критерии их оценки;

- разработана технологическая модель формирования полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций;

- определены и охарактеризованы основные принципы использования педагогами семейных обычаев и традиций в условиях вуза и семейной среды;

- выявлены социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные материалы дополняют научно-методологический базис формирования полоролевой культуры студентов: уточнена структура полоролевого поведения студентов педагогического вуза, в которую вошли когнитивный, рефлексивно-оценочный, мотивационный и действенно-практический компонент; теоретически обоснована технологическая модель формирования полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации программы факультатива «Формирование у молодежи полоролевого поведения на вайнахских семейных традициях и обычаях», использование которого в образовательных учреждениях различного типа, курсах повышения квалификации педагогических кадров, будет способствовать эффективности формирования полоролевого поведения и культуры молодого поколения; теоретические положения и методические материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями в учебной и практической деятельности, для совершенствования полоролевого поведения.

Достоверность проведенного исследования определяется исходными методологическими и теоретическими позициями, документами об апробации результатов работы, количественным и качественным анализом массовых данных, репрезентативной выборкой, представительной базой и методикой, адекватной целям и задачам исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась на занятиях родительских лекториев, на родительских собраниях городских и сельских школ; на вузовских конференциях по проблемам семейного воспитания, на республиканской научной конференции по теме «Актуальные проблемы социализации молодежи: пути их решения» (Грозный, 2005); на совместных заседаниях кафедр и научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета по итогам научно-исследовательских работ за 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 годы; в сообщениях в отделе взаимодействия вуза, школы, семьи и общественности НИИ РАН Чеченской республики, на конференциях г. Чебоксары и г. Новосибирска. Результаты исследования излагались в процессе лекционных и ла-бораторно-практических занятий по социальной педагогике в ЧТУ. Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось посредством разработки научно обоснованных рекомендаций и технологий по использованию вайнахской народной культуры и семейных традиций и их пользование в формировании полоролевого поведения студентов.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе исторического факультета и института чеченской и общей филологии Чеченского государственного университета, где было задействовано 125 студентов и их родители (более 20 человек). На различных этапах эксперимента исследованием было охвачено более 30 педагогов вуза. Для соблюдения принципа соответствия между контрольной и экспериментальной группами с целью обеспечения чистоты эксперимента нами были изучены социально-демографические характеристики студентов. Таким образом, из 125 студентов (45 юношей и 80 девушки) были сформированы контрольная (65 чел.) и экспериментальная (60 чел.) группы, в которые вошли студенты исторического факультета ЧТУ (возраст испытуемых 17-18 лет, 2 курс) и студенты 2 курса института чеченской и общей филологии ЧТУ (возраст испытуемых 18-19 лет, 2 курс).

Этапы исследования. Исследование, результаты которого отражены в настоящей работе, проводилось в течение пяти лет в период с 2007 по 2011 годы и осуществлялось в три этапа.

Первый этап - констатирующий (2007-2008 г.г.) - был связан с изучением состояния проблемы исследования и исходного уровня сформированное™ полоролевого поведения студентов. На этом этапе формулировалась гипотеза педагогического исследования, были выбраны методики для проведения эксперимента, разработали анкеты и тестирующие задания, нацеленные на определение уровня сформированности полоролевого поведения студентов, отобраны контрольная и экспериментальная группы студентов. Была поставлена и обоснована проблема, на решение которой был направлен фор-* мирующий этап опытно-экспериментальной работы. Основными методами исследования на констатирующем этапе явились теоретический анализ, обобщение педагогического опыта по полоролевому воспитанию юношей и девушек, исследованию тендерных ролей и тенденций к единой традиционной морали вайнахов и участию к интересам и потребностям друг друга как основополагающим требованиям будущих супругов, изучение семейной вай-нахской культуры в духовной, бытовой, родственной, культурной областях жизни; наблюдение, анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, методы математической статистики, анализ результатов обучения.

Второй этап - формирующий (2008 - 2010 гг.) — анализировались полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты, осуществлялась проверка некоторых положений исследования, а также внедрение результатов в практику работы вуза во взаимодействии с семейным социумом. Второй этап был связан с работой по проверке эффективности системы формирования полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций, проверкой достаточности социальнопедагогических условий, обеспечивающих формирование основных компонентов полоролевого поведения.

Третий этап - обобщающий (2010 - 2011 гг.) - позволил определить эффективность разработанной нами системы социально-педагогических условий и применяемых технологий обучения на основе осуществления повторной диагностики показателей сформированности полоролевого поведения студентов на основе нравственных идеалов семейной вайнахской культуры, архетипических и типических народных образов мужчин и женщин, моделей мужского и женского поведения.

Была проведена обработка, анализ, обобщение результатов с использованием методов математической статистики, описан ход и обсуждены итоги опытно- экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

- технологическая модель формирования полоролевого поведения студентов включает цель, принципы, компоненты полоролевого поведения, условия реализации, методику и результат: цель (расширение полоролевых (гендерных) представлений связанных с будущими супружеско-родительскими ролями на примере традиционной вайнахской семьи и народной культуры); принципы (полоролевые отношения как ценностно-смысловое, полиэтническое пространство человека; опора на нравственный идеал и этническое самосознание; нравственные основы гендерных взаимоотношений мужчины и женщины; традиционные культурные и бытийные роли мужчины и женщины); средства: совместная, коллективная деятельность, общение, вайнахская народная культура, этика, семейные обычаи и традиции, фольклорные произведения (сказания, пословицы, поговорки); формы а методы (коллективные творческие дела, нестандартная лекция (конференция, круглый стол, коллоквиум), коллективное чтение, самостоятельное чтение, ролевые игры, творческие работы); этапы реализаг{ии модели (ознакомительный, преобразующий, формирующий, адаптивный); результат (сформированность полоролевого поведения студентов на основе вайнахской культуры, усвоение архетипических и типических народных образов мужчин и женщин.

- уровни сформированности компонентов полоролевого поведения: начальный (низкий) уровень характеризуется наличием отрывочных несистематизированных знаний в области семейной и народной вайнахской культуры; отрывочными несистематизированными знаниями в области вайнахской семейной этики; отсутствием интереса к воспитанию у себя необходимых женских (мужских) качеств для гармоничной будущей семейной жизни; базовый (средний) характеризуется общими представлениями студентов о содержании мужского, женского идеала, знаниями о семейной и народной вайнахской культуре; выраженной взаимной направленностью отношений друг к другу; наличием реальных непосредственных или опосредованных контактов и обратной связи; наличием интереса в овладении знаниями национальной и, семейной культуры; адаптивный (высший) уровень характеризует в полной мере сформулированные представления о мужском/женском образе; идеале детско-родительских и супружеских отношениий; осуществлением самостоятельный поиск семейных ценностей вайнахской культуры и их проявлением в семейной практике у других людей; четкие представления об особенностях своего пола, тендерных характеристиках мужчин и женщин, своих будущих семейных и общественных ролях.

- социально-педагогические условия эффективного формирования полоролевого поведения студентов: дидактико-технологические условия (поэтапное формирование полоролевого поведения студентов и внедрение технологий семейного воспитания и вайнахской культуры, усвоение архетипических и типических народных образов мужчин и женщин, моделей мужского и женского поведения в народной и семейной культуре чеченцев и ингушей); психолого-педагогические (мотивированность и активность студентов в формировании полоролевого поведения, этнокультурологическая направленность педагогов и родителей и их воспитательной деятельности; организационно-управленческие (реализация взаимодействия семьи и вуза как фактора эффективного формирования полоролевого поведения студентов).

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Булуева, Шумисат Исмаиловна

Выводы ко второй главе:

Констатирующий эксперимент дал анализ тендерных особенностей студентов, а также состояние практики осуществления полоролевого воспитания в семье и в вузе посредством народной вайнахской традиции. В процессе изучения педагогического опыта было обнаружено, что и родители и педагоги в целом недооценивают роль народной вайнахской культуры и традиций в работе со студентами, ее уникальные возможности в плане формирования у юношей/девушек тендерных ролей, помощи в осознании полоролевых функций недостаточны. В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что в вузе педагоги применяли ограниченный арсенал средств народной чеченской культуры (элементы трудового, нравственного воспитания, сказания, пословицы, поговорки, загадки, народные игры вайнахского эпоса). К тому же их использование они не связывали с целью сформировать у студентов мужественности/женственности, позитивного отношения к традиционным тендерным ценностям (моногамной семье, супружеской верности, любви к детям, многодетной семье, целомудрию, родительству, трудолюбию и др.). Воспитательная среда вуза и семьи слабо насыщена культуросообразными моделями тендерных отношений чеченцев и ингушей, по этой причине нами было реализовано одно из положений гипотезы - взаимодействие семьи и вуза в деле формирования у студентов полоролевого поведения.

Анализ практики использования родителями, участвующих в эксперименте, народных обычаев и традиций показывает, что в семьях, где соблюдаются традиции такого рода, жизнь молодых людей наполняется общественно значимым и нравственно ценным содержанием и проходит эффективно формирование будущих тендерных семейных обязанностей.

Кроме названных выше семейных обычаев и традиций, связанных с формированием полоролевого поведения, становится традицией проведение совместных семейных работ по уборке дома, прилегающего сада, а также укореняются обычаи семейного самообслуживания, трудовой взаимопомощи. Совместная работа по дому (чаще выбирается какой-либо выходной) также способствуют привитию у членов семьи (юношей/девушек) навыков деловой активности, воспитанию чувства коллективизма, заботливого отношения к старшим и младшим членам семьи, создают фундамент для будущей плодотворной семейной и общественной жизни.

Внедренный факультатив закрепил навыки полоролевого общения, расширил полоролевые (гендерных) представления и знания у студентов, связанные с будущими супружеско-родительскими ролями, нравственно наполнил сведения о взаимоотношениях людей разного пола; представления о специфических критериях человека как представителя определенного пола (ролевой репертуар, особенности отношения к людям другого пола, супружеские, детско-родительские отношения), сформировал положительные установки и оценки в тендерном отношении; усилил интерес и положительную мотивацию к самовоспитанию женских (мужских) ролей.

В результате обработки эмпирических материалов, полученных в ходе и итоге опытно - экспериментальной работы, осуществлен их разносторонний педагогический анализ, получены значимые для исследования выводы, разработаны рекомендации, уточнены цели и задачи. До начала эксперимента, оценивая полоролевое поведение студентов и сформированность у них полоролевых качеств, мы установили также, что до эксперимента целенаправленно интересовались вайнахскими семейными обычаями и традициями не более 25% студентов. Большинство юношей/девушек не проявляли сознательность при исполнении своих гендерных ролей в семье и в вузе, чем до проведения эксперимента, не пытались сознательно контролировать свое поведение. Количество нарушителей дисциплины, сквернословия среди юношей уменьшилось почти вдвое. Поскольку, сквернословие у чеченцев не в почете. Методом опроса (анкетирования) были проверены знания учащихся о народных семейных традициях и нравственных канонах ислама, понимание их значения в деле воспитания настоящего мужчины и настоящей женщины.

168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на все факторы, дестабилизирующие семью, она по-прежнему является начальной структурной единицей общества, обеспечивающей эффективнее формирование полоролевого поведения на основе вай-нахской народной культуры.

Каждая этнокультура предлагает свой сценарий, по которому должна разыгрываться роль мужчины, роль женщины. Представления юношей/девушек о мужественности, женственности начинают уже преломляться в той или иной мере через призму собственной этнической половой модели. Какими станут стартовые идеалы в области национальной и половой культуры личности, зависит в первую очередь и в решающей степени от семьи, в которой он растет, и от воспитательного учреждения, в котором он в дальнейшем продолжить учебу.

Первая глава подтвердила одно из положений гипотезы, что семейные отношения развиваются в контексте конкретных социо-культурных условий полиэтнического пространства, а взаимоотношение тендеров, напрямую зависят от социальных норм и социального контекста этнической группы. Ряд авторов выдвигают предположение о том, что тендерные стереотипы являются социальными нормами, что означает, что в полиэтническом социуме, в разных национальных культурах представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, и подавляющее большинство традиционных семей придерживается этой точки зрения.

Сформированное полоролевое поведение студентов выступает как особое ценностно-смысловое поведение, а его формирование в юношеском возрасте будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях: предлагаются средства и способы культурной и полоролевой идентификации, построения образа "Я", образа мужского и (или) женского начала. Процесс формирования полоролевого поведения предполагает нравственное наполнение сведений о взаимоотношениях людей разного пола, а образовательный процесс ориентирован на расширение нравственного сознания студентов, их представлений о специфических критериях человека как представителя определенного пола (ролевой репертуар, особенности отношения к людям другого пола, супружеские, детско-родительские отношения).

Констатирующий эксперимент дал анализ тендерных особенностей студентов, а также состояние практики осуществления полоролевого воспитания в семье и в вузе посредством народной вайнахской традиции и вайнах-ского эпоса. В процессе изучения педагогического опыта было обнаружено, что и родители и педагоги вуза в целом недооценивают роль народной вайнахской культуры и традиций в работе со студентами, ее уникальные возможности в плане формирования у молодежи тендерных ролей, помощи в осознании полоролевого поведения недостаточны. В ходе воспитания педагоги применяют ограниченный арсенал средств народной чеченской культуры (элементы трудового, нравственного воспитания, сказания, пословицы, поговорки, загадки, народные игры, вайнахского эпоса). К тому же воспитатели (родители и педагоги) не связывают использование богатейшего вайнахского эпоса с формированием у юношей и девушек мужественности/женственности, позитивного отношения к традиционным тендерным ценностям (моногамной семье, супружеской верности, любви к детям, многодетной семье, целомудрию, родительству, трудолюбию и др.). Воспитательная среда вуза и семьи слабо насыщена культуросообразными моделями тендерных отношений чеченцев и ингушей, по этой причине нами было реализовано одно из положений гипотезы - взаимодействие семьи и вуза в формировании полоролевого поведения студентов.

В результате обработки эмпирических материалов, полученных в ходе и итоге опытно - экспериментальной работы, нами был осуществлен их разносторонний педагогический и содержательный анализ, получены значимые для исследования выводы, разработаны рекомендации, уточнены цели и задачи. До начала эксперимента, оценивая полоролевое поведение молодежи в вузе и дома, а также уровень сформированности у них полоролевых качеств, мы установили, что до эксперимента целенаправленно интересовались вай-нахскими семейными обычаями и традициями не более 25% опрошенных молодых людей. В результате проведенного нами эксперимента мы пришли к заключению, что большинство студентов стали проявлять сознательность при исполнении своих тендерных ролей в семье и в вузе в отношении с молодыми людьми противоположного пола, чем до проведения эксперимента, испытуемые пытаются сознательно контролировать свое тендерное поведение. Количество нарушителей дисциплины, сквернословия среди юношей уменьшилось почти вдвое, поскольку, сквернословие у чеченцев не в почете. Методом опроса (анкетирования) были проверены знания студентов о народных семейных традициях и нравственных канонах ислама, понимание их значения в деле воспитания настоящего мужчины и настоящей женщины.

Опытно-экспериментальная работа, подтвердившая в целом теоретические положения, полученного в результате проведенного исследования, позволила выявить и кратко охарактеризовать основные принципы использования родителями и педагогами вуза семейных обычаев и традиций вайнахско-го народа в процессе формирования полоролевого поведения, рассматриваемые нами как исходные положения, которыми родители при помощи педагогов руководствуются при организации семейного воспитания.

Не разработанность анализируемой проблемы побудила автора к определению путей и условий внедрения педагогами обычаев и традиций в практику вузовского воспитания и оказании помощи родителям в данном вопросе семейного воспитания.

С целью подготовки молодежи к будущей семейной жизни для студентов был внедрен факультатив «Формирование полоролевого поведения у молодежи на вайнахских семейных традициях и обычаях». Внедренный факультатив закрепил навыки полоролевого общения, расширил полоролевые (гендерных) представления и знания студентов, связанные с будущими суп-ружеско-родительскими ролями, нравственно наполнил сведения о взаимоотношениях людей разного пола; представления о специфических критериях человека как представителя определенного пола (ролевой репертуар, особенности отношения к людям другого пола, супружеские, детско-родительские отношения), сформировал положительные установки и оценки в тендерном отношении; усилил интерес и положительную мотивацию к самовоспитанию женских (мужских) ролей.

Для подготовки педагогов вуза к квалифицированному проведению популяризации среди родителей прогрессивных элементов народных обрядов, обычаев и традиций и внедрения их в процесс формирования полороле-вого поведения в программы вуза постепенно включались специальные курсы по использованию семейных обрядов, традиций и обычаев в воспитании юношества и девушек.

В сложившихся условиях педагогу вуза необходимо в своей работе учитывать региональные, национальные условия жизни своих воспитанников, а также особенности их влияния на личность; национальные особенности ценностных ориентации в сфере, труда, быта, досуга; особенности региона и этнокультурного пространства в создании условий для саморазвития, самореализации индивида на всех возрастных этапах тендерного воспитания.

Очень важен учет педагогом национальных особенностей семьи, этнической направленности, как содержания образования, так и используемых педагогических технологий воспитания. Отличительной особенностью реализации данного подхода является выделение этнокультурного компонента в содержании учебного плана и учебных дисциплин, и формирование на его основе и в ходе используемых технологий обучения этнокультурного компонента личности как одного из показателей профессиональной готовности педагога к выполнению своей деятельности. Важным фактором, обеспечивающим предотвращение негативных явлений в обществе, является возможность людей к самореализации, развитие не только национального самосознания, но и планетарного мышления. В этой связи деятельность педагога должна быть направлена на создание в социальной среде условий для развития индивидуальности, уникальности каждого человека независимо от национальной и религиозной принадлежности, возможности каждому человеку самоутвердиться и самореализоваться.

Таким образом, семейные обычаи и традиции чеченцев и ингушей обнаруживают достаточно высокую продуктивность в анализе явлений формирования полоролевого поведения студентов. Производственный, боевой, духовно-нравственный опыт чеченцев, лад их бытоустройства, воспитание студентов в труде, в трудностях, в экстремальных условиях представляют необычайную ценность. Сохранение традиций, старых семейных обрядов, остатков языческой религии, верность исламу, консервативность быта и культуры чеченцев в исследованиях многих ученых получали позитивную оценку, способствующие умелому осуществлению полоролевого воспитания чеченской молодежи в условиях их семей и использование вайнахских семейных обычаев и традиций в семье, вузе и других общеобразовательных и специальных учебных заведениях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Булуева, Шумисат Исмаиловна, 2011 год

1. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня // В кн. Осетинские нартские песни, допол., переизд. М.: Музыка, 2010. - С.156-180.

2. Айдамиров А. Вайн амалш. Грозный: ГУ «Книжное издательство»,2003.-237 с.

3. Айдамиров А. Долгие ночи. Грозный, 1992. - 295 с.

4. Албакова Ф.Ю. Вайнахский театр от истоков к профессионализму. — М.: ИНИОНРАН, 2009. 244 с.

5. Албакова Ф.Ю. Символ в традиционной культуре вайнахов, переизд. -М., 2008.-130 с.

6. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы исследования национально-этнического сознания. М.: Диалог-МГУ, 1999. 210 с.

7. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы развития традиционной вайнахской культуры // Центральная Азия и Кавказ. Россия Швеция. -2010. -№3.~ С. 190-199.

8. Алиев A.C. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 2008. — 190 с.

9. Алироев И. Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный,2004. 207 с.

10. Алироев И. Ю. Нахские языки и культура. Грозный, 1978. - 167 с.

11. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990. -365 с.

12. Алипханова Ф.Н. Оптимизация научно-исследовательской деятельности студентов в вузе: учеб. пособ. — М.: Медиа-Принт, 2009 . — 120 с.

13. Алипханова Ф.Н. Управление процессом оптимизации профессионального самосознания будущего учителя: учеб. пособ. — М.: Медиа-Принт, 2007.- 196 с.

14. Алиева Б. Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи : дис. . д-ра пед. наук : 13.00.01 Пятигорск, 2006 375 с.

15. Алиханова Р. А. Этнопедагогический потенциал чеченской семьи: Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Грозный, 2004. - 184 с.

16. Амаева Т. Б. Чеченские малые фольклорные жанры. М.:3нание, 2009-240 с.

17. Алексев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. — СПб.: Речь, 2006.- 111С.

18. Абдуллаев А.Г. Становление новых праздников и традиций. — Махачкала, Даг.отд.РАН. 2003 . - 321 с.

19. Аджиев М. Мы из рода половецкого - Рыбинск, 2004. - 144с.

20. Ахмадеев A.A. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. — М.: Изд-во МГСУ, 2007. — 129 с.

21. Ахмадеев A.A., Черкасова Т.В. Социальная защита населения: политико-правовые и региональные проблемы. Уфа, Москва, 2009. -140 с.

22. Ахмерова Н.М. Этнокультурный подход в подготовке социального педагога в условиях Башкортостана: Монография. Москва: Изд-во МГЛУ, 2003. 132с.

23. Ахмерова Н.М. Профессиональное развитие личности социального работника в системе регионального педагогического образования: Монография. Москва: Изд-во МГЛУ,2003. 152с.

24. Алешина Ю.Е. Классификация основных ролей в семье, описанных педагогической мысли России первый половины XIX в. — М.: Педагогика, 2007. 323 с.

25. Аникин В.П. Мудрость народов / Пословицы и поговорки народов Востока. М., 2000. - 376 с.

26. Антология чечено-ингушской поэзии. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд. 1981.-440 с.

27. Антопольский А. У очага поэзии. — М.: Советский писатель, 1972. -219с.

28. Арсалиев Ш. М.-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы. М., 2006. - 231 с.

29. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев, пере-изд. И доп. М., 2008. - 286 с.

30. Афанасьева Т.М. Половое поведение молодых людей М.: Высшая школа, 2006. - 2010 с.

31. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX веках. -М., 2005.-578 с.

32. Ахмадов М. Нохчийн г1 иллакх — оьздангалла. — Грозный — СПб, 2002.-215 с.

33. Абаева З.В. Осетинские пословицы и поговорки.- Цхинвали: Госиздат Юго-Осет., 2002 199 с.

34. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири, Дальнего Востока. Якутск, 2010. - 299 с.

35. Бабосов Е. М. Нравственная культура личности. М.: Наука, 2010. -284 с.

36. Басаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребёнка (конец XIX нач. XX вв.): Автореф. дис. канд. ист. наук.-М., 1985.-23 с.

37. Бахтин М. Эпос и роман // Вопросы литературы. М. — 1970. - № 1.-С. 44-62.

38. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Наука, 2010.-237.

39. Бексултанов М. Белые журавли облаков. Грозный. - 2005. - 188с.

40. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М., 1967. - Т. 2.459 с.

41. Бердяев H.A. Самосознание. М., 1991. - 387 с.

42. Бердяев H.A. Судьба России. Опыт по психологии и национальности. М.: Мысль. - 1990. - 221 с.

43. Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: 2004. — 320с.

44. Бендас Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —431 с.

45. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание / Пер. с англ. - М., 1986.-244 с.

46. Берсанов Х.-А. Пиллакхийн хазна ирсан некъаш. - Грозный, 1990.- 156 с.

47. Большой энциклопедический словарь (Под. ред. А. М. Прохорова).- СПб., 2009. 798 с.

48. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М: Просвещение, 1968 С. 132.

49. Большая Советская Энциклопедия. В 30т. М., 2000.- Т.20. - С. 1224, 1489.

50. Большая Советская Энциклопедия. В 30т. — М.,2006.- Т.23 С. 1453-1454.

51. Большая Советская Энциклопедия. В 30т. М.,1978. -Т.30 - С. 866,839.

52. Булуева Ш.И. Формирование полоролевого поведения у молодежи на вайнахских семейных традициях и обычаях. Факультатив.- 2008.- с.65.

53. Булуева Ш.И. Народная педагогика чеченцев в деле полоролевого воспитания молодежи. Программа факультатива.- 2007. с. 13.

54. Вержибок Г.В. Фактор семьи в полоролевой ориентации молодежи // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. Минск, 2000 - 204 с.

55. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, пе-реизд. И допол. 2010 .- 411 с.

56. Волков Г.Н. Традиции — неотъемлемая часть народной педагогики.- М.: Советская педагогика, 1985. 377 с.

57. Волков Г.Н. Элементы народности в творческом наследии А.С.Макаренко // Советская педагогика. — 2009. — № 4. — С. 60-71.

58. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.

59. Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 248 с.

60. Виситаев С. В. Культура и иллюзии (этнокультура и идеологическая борьба). Грозный, 2000. - 264 с.

61. Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полороле-вой идентичности в юношеском возрасте. Санкт-Петербург, 2011. — 270 с.

62. Все начинается с учителя / Под ред. док. пед. наук, проф. Р.И. Рав-кина. М.: Просвещение. - 2003. - 222 с.

63. Гадаев В.Ю. Современная чеченская молодежь: поиск духовных ориентиров. Грозный, 2005. — 238 с.

64. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения. М.: ЛАДА. 2008 423 с.

65. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV X вв. - Л., 1979.-212 с.

66. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Автореф. докт. пед. наук. Баку, 2000. - 20 с.

67. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы).- Санкт-Петербург: Петрополис, 2011. 220с.

68. Голод С.И. Анализ развития взглядов на семью и брак с историко-социологической точки зрения. М.: Глобус. 2010. 279 с.

69. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 2008. - 372с.

70. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Монография.-Баку, 2000.-337 с.

71. Гелнер Э. Нации и национализм. М., 1992. - 323 с.

72. Гелагаев С-М. Аганан илли. Грозный, 2005. - 178 с.

73. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского М.: Педагогика, 1974. - 267 с.

74. Грибенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград., 1955.-344 с.

75. Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием., перизд. И допол. М., 2010. — 297с.

76. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 319 с.

77. Гамзатов Расул. Мой Дагестан., допол. — М., 2001 С. 368-370.

78. Гостиев JI.K. Традиции воспитания детей в осетинской крестьянской семье (в конце XIX начале XX века): Автореф. дис. канд. ист. наук. -М., 1981.-22 с.

79. Гурту ев М.Б. Из народного опыта организации межнациональных отношений в семье // Социально этнические основы интернационального воспитания: Сб. науч. тр. - Владикавказ, 2005. - С. 70-77.

80. Дадуев А. Вайга туьйранаш кхойкху. Грозный, 2004. - 188 с.

81. Далгат У .Б. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом. Орджоникидзе-Грозный, 1933. - 376 с.

82. Дахкильгов И. А. Мифы и легенды вайнахов. — Грозный, 1990.336 с.

83. Дахкильгов И. А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978. 95 с.

84. Джамбулатова 3. К. Культурное строительство в советской Чечено-Ингушетии (1920 1940 гг.). - Грозный, 2004. - 433 с.

85. Джамбеков III. А. Нохчийн фольклор. Грозный, 2003. - 366 с.

86. Денисевич Н.Н., Ермолаева С.А. Подготовка ребенка к школе как проблема предупреждения отклонений в его полоролевом поведении.

87. Воспитание школьников, 2008, №1. -С.21-27.

88. Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 2004. - С. 70.

89. Джанкиев С.Т. Древние верования дагестанцев.- Махачкала, 2001.166с.

90. Джеймс Н. Сознание личностной самотождественности (1890). М.:. 2000- 420с.

91. Дункель-Веллинг Г.Н. Осетинская легенда о Прометее // Кавказ.-1858-№ 30 -20 апр. С. 3.

92. Жирмунский В.М. «Сказание о Альпомыше» и богатырская сказка.-М., 1962.-254 с.

93. Зосимовский A.B. О соотношении этических знаний учащихся и их нравственно-эмоционального опыта в полоролевом поведении. М., 2002.

94. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1969.-237 с.

95. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Полоролевое поведение в многодетной семье. М., 2009. - 200 с.

96. Из традиционной этнографии народов Северного Кавказа. — Изд-во РАН, 2005. 80с.

97. Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс полоролевой индентичности. М.: Педагогика, 2004. 244с.

98. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 2001. - 400 с.

99. Ильин E.H. Русская душа в сказках и легендах // Москва. 1996. -№ 7. - С 54-66.

100. Ингушский фольклор. Т.1. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1959. — 455 с.

101. Исаев Э. Вайнахская этика. Назрань, 1999. — 223 с.

102. Исаев Э.Т. Методические и практические рекомендации по этно-педагогическому воспитанию молодежи. М., 2003. — 177 с.

103. История и культура чеченского народа. М., 2002. - 334 с.

104. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М.: «Просвещение», 1988. — 291 с.

105. Карасаев А. Г., Мациев А. Г. Русско-чеченский словарь., переизд. И допол. М., 2008. - 728 с.

106. Качала Я. Язык. Культура. Этнос. М., 1994. - 433 с.

107. Кахриманов 3. Н. Педагогические условия формирования социальной активности студенческой молодежи: диссертация . кандидата педагогических наук: Махачкала, 2009.- 171 с.

108. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 2000.- 377 с.

109. Костерин А. Письмо Н.С. Хрущеву // Северный Кавказ, Этнополи-тические и этнокультурные процессы в XX веке. — М., 1966. — С. 74-90.

110. Краснов А. И. Физическая культура и спорт в Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1963.- 188 с.

111. Кон И.С. Юношеский возраст. М. - 2010. - 455 с.

112. Ките К.Е. Этнографические размышления об Африке. — М.: Глобус, 2010.-265 с.

113. Культура и быт народов Северного Кавказа / Под ред. В. К. Гор-динова. -М.: Наука, 1966. 392 с.

114. Культура Чечни. История и современные проблемы. М., 2002.312 с.

115. Кануков И.В. Положение женщины у северных осетин. Институт Востоковедения АН СССР, сектор восточных рукописей. Ф.38. Оп.1.1. Д.35,- С.55.

116. Крайг Г. Различия между мужчинами и женщинами и их метаморфоза в ходе обучения: В 2 т. М., 2007. - Т. 2. - 452 с.

117. Колосов Д.В. Компоненты полового поведения. М., 2008.- С. 125.

118. Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.4. Тифлис, 1882. - 112 с.

119. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: «Юрайт», 2000,221с.

120. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания юношества. М.: «Просвещение», 2003. - 189 с.

121. Лихачев Б.Т. Философия воспитания.- М.¡«Прометей», 1995—332с.

122. Леонтьев А. И. Психология общения. — Тарту, 1974. 155 с.

123. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1997.

124. Лещинский В.И., Кузнецов С.С., Кульневич C.B. Всегда ли прав учитель? М.: Педагогика, 1990. — 255 с.

125. Маллаев Д. М., Алипханова Ф. Н. Теоретические парадигмы моделирования профессиональной культуры учителя / Д. М. Маллаев, Ф. Н. Алипханова // Сибирский педагогический журнал. 2009. - N 9. - С. 47-60.

126. Малье агов А.О. Нарт-Орстхойский эпос чеченцев. Грозный, 2000. - 578 с.

127. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. -Грозный, 2003.-213 с.

128. Машихина Т.П. Формирование полоролевого поведения у личности: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01: Волгоград, 2003. 230с.

129. Мамхегова P.A. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 2008.133 с.

130. Макаренко A.C. Избранные произведения: В 3 т. Киев: «Род. Школа». - 1985. - Т. 2. - С. 77-79.

131. Макаренко А. С. О воспитании. -М.: Политиздат, 1988. 188 с.

132. Мациев А.Г. Пословицы чеченского народа // Известия ЧИНИИ-НЯЛ. Т.2. Вып.З Литературоведение. Грозный, 1959. - С. 55-90.

133. Межидов Д. Д. Мудрость обычая. Грозный, 2000. - 305 с.

134. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции и нравы. Социально философский аспект. — Грозный, 1992. - 188 с.

135. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. — Махачкала: Да-гучпедгиз, 1992. 349 с.

136. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1984.- С. 36-37.

137. Мурстейн Б. Теории развития эмоциональных отношений. М.: Знание. -2009. 200с.

138. Морозова О.П. Педагогический практикум. М.: Academia, 2010. —187 с.

139. Мунаев И.Б. Поэтическая стереотипия и вопросы жанровой разновидности Илли // Поэтика чеченских героических песен Илли. Грозный, 1983.-С. 67-99.

140. Мусукаев А. И. Об обычаях и законах горцев: Традиционные и общественные институты в советской исторической науке, допол. И переизд. — Нальчик, 2006. 256 с.

141. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе: Ир., 2010,- 445 с.

142. Миллер В.Ф. Кавказские предания о великанах, прикованных к горам // Мин-ва нар. просвещ.- М., 1883.- С. 9-11.

143. Муханова И.В. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Владикавказ, 2010. 28 с.

144. Назаревич А. Пословицы и поговорки народов Дагестана. Махачкала, 2000. - 396 с.

145. Най Ф.И., Плек Дж., Сканцони Дж. Распределение ролей как ядро полоролевой дифференциации в семье. М.: Мир,2009. 270 с.

146. Народы Кавказа. Т. 1. М., 1960. - 299 с.

147. Немирович-Данченко П.В. Море. Абхазское поморье. М., 1984.254 с.

148. Новое и традиционное в культуре и быту народов Чечено-Ингушетии / Под ред. 3. А. Мадаевой. Грозный, 1985. - 92 с.

149. Народные знания. Фольклор. Народное искусство, допол. и пере-изд М.: Наука, 2009. - 400 с.

150. Нунуев С.-Х. Нахи и священная история. Ярославль, 2008.- 288с.

151. Образы во времени // Вайнах. 1996. - № 1. - С. 34-40.

152. Онищук В.А. Классификация методов обучения. М.:Пролетарий -2010.-177 с.

153. Осетинское народное творчество. Ирон адэмон сфэлдыстад/сост. З.М.Салагаева; под. ред. В.И. Абаева. В 2 т.-Орджоникидзе: Севосгиз, 1961.-Т.1.- 624 е., Т.2 -с. 557.

154. Осетинские народные сказки / Сост. А.Х. Бязыров. — Цхинвали, 1971.-С. 289.

155. Осетинские пословицы и поговорки / Сот. К.Ц. Гутиев.- Орджоникидзе: Ир, 1976.- 201 с.

156. Пасынков А. Быт и игры кавказских народов // Северокавказский край. 2005. - № 1. 39-44.

157. Педагогика (под ред. Ю.К. Бабанского). М.: «Просвещение», 1983.-208 с.

158. Практическая диагностика (методики и тесты). Издательский дом «Бахрах», Самара, 1998. 669с.

159. Правила хорошего тона. Грозный: «Книга», 1991. - 122 с.

160. Памятники народного творчества осетин /сост. Т.А. Хамицаева. В 2 Т.-Владикавказ: Ир, 1992. Т.1.- 148с.

161. Песни далеких лет / Сост. З.М. Салагаева и Т.А. Хамицаева -Орджоникидзе, i960.- 27 с.

162. Песни народов Северного Кавказа. JL, 2006. - С. 314-316.

163. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в горском фольклоре.- М.: Наука, 1975. С. 489, 490.

164. Пфаф В. Народное право осетин // Сб. сведений о Кавказе. Тифлис, 1871.-232 с.

165. Роль национальных традиций и обычаев в коммунистическом воспитании. Воронеж, 1965. - 344 с.

166. Руденко Ю. Д. Народная педагогика и В. А. Сухомлинский // Советская педагогика. 1991. - № 2. - С. 31-38.

167. Самойлов К. Заметки о Чечне. -М.: Academia, 2002. 121 с.

168. Семейно-бытовая обрядность вайнахов. Сб. статей. — Грозный, 1982.-287 с.

169. Серенбаев К.С. Семейные обычаи и традиции в развитии. — Алма-Ата, 1965.-229 с.

170. Семенов Е.В. Ценностные ориентации // Вестник РГУ, 2009. Серия 6. Вып. 7. № 20. С. 50-59.

171. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. — Грозный, 2006. 429 с.

172. Смирнова JI. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. -М., 2003.-322 с.

173. Солдатенков А. Д. Ориентация юношества на духовно-значимые ценности. М., 2004. - 265 с.

174. Сигаури И.М. "Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен". Владикавказ, 1999. 377 с.

175. Солдатенков А. Д. Поликультурное образование в многонациональной школе основа диалога культур и стабилизации общества: Психолого-педагог. сб.: Вып. 1— М., 2000. — 176 с.

176. Солдатенков А. Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания молодежи. М.: // Вып. 4. - № 6. - С. 9.

177. Суслопарова JI. Семейные традиции. М., 2008. — 149 с.

178. Сулейманов А. Сборник стихотворений. Грозный, 1985. - 59 с.

179. Суханов И.В. Семейные обычаи, традиции, преемственность поколений. М., 2076. - 286 с.

180. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 Т. Т. 1. - М.: «Педагогика», 1979. - 344 с.

181. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 Т.- Т. 2. М.: «Педагогика», 1990. - 350 с.

182. Сухомлинский В. А. К вопросу об организации школ интернатов // Советская педагогика. - 1988. - №12. - С. 44-56.

183. Салагаева З.М. От Нузальской надписи к роману: проблемы генезиса и становления осетинской прозы. Орджоникидзе: Ир, 2004. - 203 с.

184. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Что это такое? Как они возникает? Что в них хорошего и что плохого? — Орджоникидзе, 1968. —322 с.

185. Сказания, сказки и песни Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 2003.- 14 с.

186. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов северного Кавказа.- М.: Политиздат, 2003. 149 с.

187. Сосиев 3. Станица Черноярская // Очерки. Терские ведомости.-1900.-№ 26. С. 28.

188. Тахаев М. Танец выраженье чувств // Газета «Даймехкан кос-таш». -М.-Л., 1998. - № 1. - С. 5.

189. Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведова, 4-е изд.,допол., С.549.

190. Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978. - 259 с.

191. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1999.-62 с.

192. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1969.-239 с.

193. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. в 3-х т. М.-Л. - 1948. - Т 1. - С. 59-70.

194. Ушинский К.Д. Родное слово. Соч. в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988.- 128 с.

195. Ушинский К.Д. Три элемента школы / Собр. соч. Т. 2. - М-Л., 1948.-405 с.

196. Уайнхолд Б., Уайнхолд, Р.Айслер. Концепция проблема тендерных созависимостей. Санкт-Петербург. Свет. — 376 с.

197. Уарзиати B.C. Народные игры и развлечения осетин. — Орджоникидзе: Ир, 1987.-256 с.

198. Фурье Ш. Равноправные отношения между мужчиной и женщиной.-М., 2000.-363 с.

199. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности ценностныхори-ентацийюношей и девушек. М.: Знание. 2011. - 190с.

200. Хазбулатова 3. И. Из опыта народной педагогики вайнахов (XIX -нач. XX вв.) // Новые археолого-этнографические материалы по истории Чечено-Ингушетии, переизд. И допол. Грозный, 2000. - 200 с.

201. Хадиков Х.Х., Плиев Т.П. Осетинские нартские сказания памятник педагогической культуры // Некоторые вопросы истории и практики воспитания. - Орджоникидзе, 1972. - Вып.1. - С.29-44.

202. Хамидов А.И. О систематическом строе песенного этноса Илли // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1998. -С. 25-33.

203. Харламов И.Р. Педагогика. Гардарики. М., 2000. - 329 с.

204. Хасиев С.-М. О ценностной школе чеченцев // «Чеченец». Грозный, 1990.-№ 1.-С. 5-14.

205. Хасиев С.-М. Чеченцев древняя земля. Грозный, 2004. - 277 с.

206. Хамицаева Т.А. Историко-песенный фольклор осетин. Орджоникидзе: Ир, 2003. - 171 с.

207. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа М., 1993. —83 с.

208. Хетагуров К.Л. Особа// Собр. соч. в 3 т. М., 1974. - Т.2 - С. 226281.

209. Хубецова З.Р. Осетинские клятвенные формулы // Вопросы осетинского языкознания. — Орджоникидзе, 1977. Т. XXXII — С. 93.

210. Ханбиков Я.М. Народная педагогика татар. Казань, 2009. - 460 с.

211. Хут Ш.Х. Несказочная проза // Адыгейский фольклор: В 2 кн. -КН. 2. Майкоп, 1980. - С. 12-30.

212. Хуранов Ш.Ш. Заметки о преданиях абазин // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкессия. Черкесск, 2004 - С. 3-25.

213. Цалаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. -Владикавказ, 2002.- 31 с.

214. Цаллагова З.Б. Афористические жанры осетинского.М.: Гер дари-ка, 2010.-211с.

215. Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ: Ир, 1993. -49 с.

216. Чамаев К. И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа // Вопросы национальной психологии. -Черкесск, 1972. С. 35-68.

217. Чеснов Я. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // Этнографическое обозрение. 2004. — № 5. — С. 26-35.

218. Чеснов Я. Чеченцем быть трудно // Независимая газета. — 2000. — 2 сент.- С. 2.

219. Чеченский фольклор. Грозный, 2000. — 592 с.

220. Штерн В. Детская психология. Т.2., М.: Мир. 2000. 455 с.

221. Шакеева Ч. А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-политических условиях. М., Воронеж, 1998. С. 106). -М., 1979.-58 с.

222. Швейгер-Лерхенфельд А.Ф. Жизнь женщин, ее нравы и общественное положение у всех народов земного шара.- Ростов-на-Дону, 2009. -305с.

223. Эйдемиллер Э.Г. Семейный сценарий и трансляция паттернов поведения. Перев.Лисиной. М.:Глобус. — 211 с.

224. Эхаева Р.М. Использование народных идей и традиций, фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании молодежи. Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Наука и молодежь». Грозный, 2007. - 115 с.

225. Эхаева P.M. Специфика семейного воспитания вайнахской народной педагогики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Грозный, 2007. 22 с.

226. Эхаева P.M. Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике.: Дис. канд. пед. наук. Владикавказ, - 2009.

227. Юсупова Р.Я. Духовно-нравственное воспитание молодежи во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы.: Дис. канд. пед. наук. — М., 2001.-228 с.

228. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании молодежи // Вопросы психологии. №2. — 2005. - с.4 - 9.

229. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа // Народное образование, 1995.-№2.-С. 37-44.

230. Яндаров А.Д. Правда против вымыслов // Голос Чечено-Ингушетии, 1990, 30 окт. С.2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.