Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Каукина, Ольга Валерьевна

  • Каукина, Ольга Валерьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 158
Каукина, Ольга Валерьевна. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Магнитогорск. 2010. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Каукина, Ольга Валерьевна

2ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ.

1.1 Состояние проблемы исследования в теории и практике профессиональной подготовки студентов в вузе.

1.2 Разработка модели формирования проектной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

1.3 Педагогические условия реализации модели повышения эффективности формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ.

2.1 Цель, этапы и содержание педагогического эксперимента.

2.2 Реализация модели формирования проектной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

2.3 Результаты и выводы экспериментальной работы по формированию проектной культуры будущих дизайнеров.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе»

Актуальность исследования. Социальные и экономические изменения в российском обществе, интеграция российской образовательной системы в мировую систему диктуют необходимость других подходов к подготовке конкурентоспособных специалистов — выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к меняющимся условиям, обладающих сформированной проектной культурой.

Существующая система профессионального дизайнерского образования требует дальнейшего совершенствования. На сегодняшний день количество и качество профессиональных дизайнеров не могут удовлетворить потребности общества. Осмысление дизайна как нового вида проектно-художественной деятельности человека ставит перед педагогами вузов новые задачи и побуждает их к поиску более эффективных способов профессиональной подготовки. Вопросам организации подготовки современного специалиста посвящены исследования: В.И. Андреева, Е.А. Климова, И. А. Зимней, И. Я. Лернер, А. К. Марковой и др.

Закономерности проектной деятельности обоснованны в исследованиях: П.Р. Атутовой, Н.Ю. Бугаковой, Н.Н. Нечаевой, В.Д. Симоненко.

Формирование проектной культуры становится ведущей задачей, соответствующей современным требованиям, предъявляемым к профессионалам этой сферы деятельности, где особое значение приобретает изучение проектной культуры как основного вида психической деятельности будущего дизайнера.

Современный дизайн - это особый вид проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, повышенной функциональности, четкой социальной ориентации.

Подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям, возможна лишь посредством интеграции профессионального становления, основанного на овладении профессиональными знаниями и умениями, развитие творческой и практической направленности личности, оказывающих влияние на формирование проектной культуры.

Понятие «проектная культура» становится всё более актуальным в педагогической науке. Неизмеримо возрастает её значение, проявляющееся в умении разрешать проблемы в условиях отсутствия четкой определённости задач и широкой вариативности возможных результатов.

Подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям, возможна лишь на основе соединения профессионального становления, основанного на овладении знаниями, умениями, навыками, и личностного развития, предусматривающего самореализацию и способность к творчеству, через всестороннее развитие индивидуальных склонностей и способностей.

Высший уровень развития способности к проектированию собственной деятельности в различных социально-культурных ситуациях получил название «проектной культуры».

Ученые Королевского колледжа искусств в 1980-е гг. (А. Кросс, Б. Ар-чер, Дж. Джонс и др.) ввели понятие проектной культуры как комплексного фактора, включающего навыки, знания и опыт, накопленные человечеством в изобретательской, преобразовательной и исполнительной деятельности. Дизайн является одним из условий для эффективной реализации процесса формирования проектной культуры. В связи с тем, что в настоящее время возрастает интерес к дизайн-образованию, который связан с осознанием человеком возможностей для его личностного развития и самореализации, на актуальность данной темы обращают внимание многие ученые (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др.).

В существующей системе высшего образования ощущается дефицит инновационных технологий и интегративных методик, эффективно повышающих процесс формирования проектной культуры, развивающих проектное мышление, преображающих личность. Важную роль в решении данной проблемы играет метод проектов, который рассматривался в трудах В.В. Гу-зеева, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и др. Как самостоятельная система обучения и способ познания этот метод представлен в трудах И.С. Лернера, Дж. Пита, М.Б. Павловой, М.И. Гуревич, В.Д. Симоненко, И.А. Сасовой, М.Б. Романовской, Е.А. Фураевой, И.Д. Чечель и др.

Кроме того, вопросу становления проектной культуры, связанной с развитием общей культуры человека, посвящены работы М.М. Бахтина, Г.С. Батищева, B.C. Библера, JI.C. Выготского, И.Е. Видт, О.С. Газмана, В.П. Зинченко, М.С. Кагана, JI.H. Когана, Н.Б. Крыловой и др. В результате становления дизайна как части художественного образования определилась цель приобщения к данной отрасли знаний будущих дизайнеров — формирование проектной культуры. Теоретический анализ показал, что исследуемая проблема явно недостаточно раскрыта в теории и методике высшего профессионального образования.

Имея давнюю историю, культура проектирования сегодня входит во многие области общеобразовательной деятельности в виде проектных методик обучения. Вопросы организации обучения по методу проектов, рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных (Д. Дьюи, У.Х. Хилпатрик, Э. Коллингс, Л.Э. Левин, Д. Питт, В. Д. Симоненко, Н.В. Матяш).

Целостность процесса проектирования может обеспечиваться его освоением на разных уровнях — методологическом, теоретическом, эмпирическом. Средством становления проектной культуры студентов может быть проектное обучение, основанное на творческой активности учащихся, развитости их способностей в совместной преобразовательной деятельности. Способами проектного обучения студентов является освоение метода проектов, научно-исследовательская деятельность, социокультурное проектирование в рамках воспитательного процесса образовательного учреждения.

Проектной деятельности объективно присущ педагогический потенциал, поскольку, являясь комплексной деятельностью, параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) она обеспечивает усвоение личностью новых знаний, формирование новых представлений, обучения.

Дизайн является методом художественного проектирования, по цели — эстетической организацией среды, и по своему характеру относится к проектной, интеллектуально-эстетической деятельности. Как часть проектной культуры, он в перспективе может оказывать большое воздействие на область управления и организацию процессов в социуме. В то же время возможности дизайна, его место в культурной, и тем более, педагогической сфере исследованы не до конца и требует дальнейших решений.

Становление проектной культуры связано с развитием общей культуры человека; осмыслению этого аспекта проблемы способствуют работы: М.М. Бахтина, Г.С. Батищева, B.C. Библера, JI.C. Выготского, И.Е. Видт, О.С. Газмана, В.П. Зинченко, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Н.Б. Крыловой.

Анализ научной литературы позволяет говорить о нескольких основных направлениях в решении данной проблемы.

Особое место занимают работы по исследованию отдельных сторон творческого процесса и творческого саморазвития (В .И. Андреев, М.С. Глаз-ман, В.В. Коробкова, A.M. Матюшкин, А .Я. Пономарев, В. А. Сластенин, А.И. Санникова, М.И. Ситникова, В.П. Ушачев и др.). Специфике художественного творчества посвящены работы B.C. Библера, Л.Н. Столовича, Т.Я. Пиколовой, Б.П. Юсова. Природу творческой индивидуальности рассматривали в своих работах А.Г. Асмолов, И.С. Кон, А.А. Мелик-Пашаев и др.

Педагогическую деятельность связывали с индивидуальной природой воспитанника, с созданием условий саморазвития творческой индивидуальности, с самообразованием и возможностями свободного выбора индивидуального стиля творческой деятельности М.В. Зверева, В.И. Слободчиков, П. Торренс, И.С. Якиманская, E.JI. Яковлева и др.

Теория и методология дизайна, проектной культуры и проектной деятельности разрабатывалась теоретиками Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (Г.П.Щедровицким, О.И. Гениса-ретским, B.JI. Глазычевым, А.А. Дороговым, Л.Б. Переверзевым, В.И. Пуза-новым, В.Ф. Сидоренко и др.).

Понимание необходимости развития личностного самовыражения будущего профессионала, формирование у него творческого отношения к профессиональной деятельности нашли отражение в работах Г.И. Аксеновой, Е.Н. Волковой, А.В. Гуторовой, И.А. Зимней, А.К. Марковой, JI.M. Митиной, В.А. Сластенина и др.

Проведенный нами теоретических анализ привел нас к выводу, что выявление методов и средств проектных форм обучения, базируется на практике творческой проектной деятельности, построенной на принципах интеграции и взаимодействия искусств (В.Ф. Максимович, И.В. Роберт, Л.Г. Савенкова, М.Н. Фоминова, Н.Ф. Фадеева и др.).

Кроме того, одним из важных требований повышения качества образования дизайнеров, должны опираться на знания основных закономерностей развития искусства, понимание специфики выразительных средств различных видов искусства, овладение опытом реализации художественного замысла в практической и научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что актуальность исследуемой проблемы высока и связанна с потребностью формирования проектной культуры будущих дизайнеров на основе личностно-ориентированной технологии обучения, а также разрешения противоречий между: изменившимися требованиями общества к подготовке конкурентоспособного специалиста в области дизайна и сохраняющимися подходами в высших учебных заведениях, не обеспечивающими современного уровня овладения обучающимися профессиональной культурой; потребностью практического участия высшего учебного заведения в научно-методическом обеспечении процесса формирования проектной культуры будущего дизайнера и недостаточной разработанностью его в педагогической науке.

На основе выявленных противоречий была определенна проблема исследования, которая заключается в поиске оптимальных способов и результатов учебной проектной деятельности будущих дизайнеров, и на их основе выявление педагогических условий эффективного формирования основ проектной культуры в процессе профессиональной подготовки.

Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе».

Цель исследования - проектирование, обоснование и экспериментальная проверка модели личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

Предмет исследования - личностно-ориентированный процесс формирования проектной культуры будущих дизайнеров.

Гипотеза исследования: выдвинуто предложение о том, что эффективность личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры будущих дизайнеров возможна, если:

- разработана модель личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры будущих дизайнеров;

- в рамках модели реализован следующий комплекс педагогических условий:

- осуществление разработки и комплексного использования специальных учебно-профессиональных заданий, связанных с восприятием прекрасного в жизни и в искусстве, готовностью и способностью осуществлять художественно-творческую деятельность; с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное формирование проектного мышления будущего дизайнера;

- проведение межпредметной интеграции содержания дизайн-образования и разработка соответствующих учебных программ, предполагающая установление взаимной согласованности содержания по преподаваемым учебным дисциплинам, структурирование и отбор материала исходя из требований госстандарта образования высшей школы и оптимального учета задач профессиональной подготовки будущих дизайнеров, обусловленных специфической подготовкой будущих специалистов в области дизайна;

- использование технологии диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающей субъективную позицию будущего дизайнера в процессе профессиональной подготовки.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

1) выявить состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике;

2) уточнить содержание понятия «проектная культура» будущего дизайнера;

3) разработать и обосновать модель личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе;

4) в рамках разработанной модели выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективности реализации модели в профессиональной подготовке будущих дизайнеров;

5) разработать методические рекомендации для студентов и преподавателей вузов по формированию проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.

Теоретико-методологические основы исследования: общие вопросы профессионального образования личности рассматривали: С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, Ф.Н. Клюева, А.Я. Найн, А.Н. Сергеев и др.;

- системный подход - Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, К.К. Платонов и др.;

- личностно-ориентированный подход - В.А. Беликов, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская и др.; рефлексивно-деятельностный подход — Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; культурологический подход — Н.И. Алексеев, B.C. Библер, Е.В. Бон-даревская, С.В. Кульневич, Н.Б. Крылова, С.Ю. Курганов, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов;

- теорию методологии дизайна - Б. Арчер, Н.В. Воронов, О.И. Гениса-ретский, В.Л. Глазычев, Дж. К. Джонс, А.А. Дорогов, Т. Мальдонадо,

Г.Б. Минервин, В.И. Пузанов, В.М. Розин, К.М. Кантор, В.Ф. Сидоренко, С. Хан-Магомедов, Г.П. Щедровицкий и др.; методологию дизайна и дизайн-образования - В.Р. Аронов, О.И. Ге-нисаретский, B.JI. Глазычев, К. Джонсон, Г. Земпер, К.М. Кантор, Е.А. Ро-зенблюм, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедов и др.; теорию визуального восприятия и формообразования в искусстве -Р. Арнхейм, J1.C. Выготский, В.П. Зинченко, В.В. Кандинский, Б.В. Раушен-бах, С.Х. Раппопорт и др.; философские и педагогические учения о природе творчества, об особенностях развития творческих способностей обучающихся — В.И. Андреев, Н.А. Бердяев, И.П. Волков, А.Ю. Козырева, П.Ф. Кравчук, А.Н. Лук и др.; концепцию развития творческого потенциала личности в системе высшего образования - И.П. Волков, Р.А. Гильман, М.С. Каган, В.Г. Рындак, Л.Н. Столович и др.; исследования в области проектной культуры, связанные с развитием культуры человека - М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, B.C. Библер, И.Е. Видт, О.С. Газман, В.П. Зинченко, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.Б. Крылова.

Экспериментальная база исследования. Кафедра рекламы и художественного проектирования технологического факультета ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», Лицей при ГОУ ВПО «МаГУ», Лицей № 1 г. Магнитогорска, гимназия № 14 г. Белорецк, Республика Баш-кортастан.

Этапы исследования:

1 этап - поисково-теоретический (2005-2006 гг.), связанный с выбором и теоретическим осмыслением темы, определением методологической и теоретической основ исследования, знакомством с трудами отечественных и зарубежных исследователей по проблеме творческой самореализации студентов, изучением литературных источников, анализом государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основных образовательных программ, сбором и обработкой материалов по проблеме исследования; определением целей, задач, формулировкой рабочей гипотезы.

На этом же этапе был разработан понятийный аппарат исследования и проведен констатирующий эксперимент. При этом использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, философии, методике преподавания концептуального дизайна, анализ учебных программ по художественной обработке материалов, наблюдение, беседы, анкетирование, моделирование, изучение передового педагогического опыта.

2 этап - аналитический (2006—2008 гг.) — заключался в построении теоретической модели развития проектной культуры: был определен и экспериментально проверен комплекс основных педагогических условий эффективного формирования и развития проектной культуры будущих дизайнеров при обучении композиции. Проведение формирующего педагогического эксперимента сопровождалось обработкой полученных данных.

3 этап - обобщающий (2008-2010 гг.) - оценка данных экспериментальной работы, уточнение визуальной модели, анализ, систематизация, интерпретация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и завершение письменного оформления диссертации. На данном этапе были использованы следующие методы: анализ и синтез (теоретический, количественный, качественный), обобщение и систематизация материала, сравнительный анализ экспериментальных данных, анализ научной литературы (педагогической, психологической, методической, художественной); изучение документации (программы, учебные планы) организации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) разработана модель личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры будущих дизайнеров с опорой на принципы преемственности, коммуникативности, последовательности, целостности, продуктивности, культурной аналогии с учётом дизайнерского подхода в обучении, представленной системой взаимодействующих структурных компонентов, где рефлексивные процессы являются системообразующими факторами, определяющими личностно-ориентированный характер профессиональной подготовки будущего дизайнера;

2) осуществлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе;

3) разработана и апробирована методика реализации модели в профессиональной подготовке, направленной на формирование проектной культуры будущего дизайнера, которая реализуется поэтапно (формирующий, развивающий, творческий этапы) в процессе проектного обучения, содержанием которого является опыт саморазвития и самообразования, получаемый в результате совместной проектной деятельности будущих дизайнеров.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания понятия «проектная культура» будущих дизайнеров в дизайн-образовании на основе выявления сущности и специфических особенностей процесса формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров, выявлена совокупность положений и требований системного, культурологического, синергетического, аксиологического, рефлексивно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, ориентированная на эффективное формирование проектной культуры, дана характеристика разных уровней сформированности проектной культуры будущих дизайнеров.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации на практике методики и методических рекомендаций для студентов и преподавателей по формированию проектной культуры будущих дизайнеров в вузе; разработке и внедрении учебно-профессиональных проблемных заданий, направленных на формирование отдельных компонентов проектной культуры; создании методического обеспечения для будущих дизайнеров (оно включает в себя программы курсов «Основы композиции», «Формообразование», «Архитектоника объемных форм», «Пропедевтика»; электронный учебно-методический комплекс «Основы композиции», включающий теоретический материал, наглядный материал (работы студентов), тесты, задания, АПИМы).

Личный вклад автора состоит: в реализации технологии личностно-ориентированного обучения в высшем учебном заведении с учетом ведущего фактора развития субъектного опыта жизнедеятельности, приобретенного студентом в лицее, в социокультурном окружении, в процессе восприятия и понимания им людей и вещей; в разработке и внедрении в процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров электронного учебно-методического комплекса «Основы композиции» и в непосредственном участии в организации и проведении педагогического эксперимента на всех его этапах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме; выбором совокупности методов научного исследования, соответствующих цели, предмету и задачам исследования; вариативностью эксперимента и повторяемостью его результатов, обработкой экспериментальных данных, на основе математических и статистических методов подтверждением гипотезы исследования о возможности эффективного формирования проектной культуры будущих дизайнеров в вузе в процессе профессиональной подготовки.

На защиту выносятся положения:

1. Модель личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры будущих дизайнеров носит следующий характер: проектируется на основе таких компонентов, как когнитивый, креативный, эстетический, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий, включает в себя принципы преемственности, целостности, коммуникативности, последовательности, продуктивности, культурной аналогии, способствующие системному взаимодействию структурных компонентов модели, где рефлексия является системообразующим фактором, определяющим личностно-ориентированный характер профессиональной подготовки будущего дизайнера.

2. Эффективность реализации модели личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров обеспечивается комплексом педагогических условий: разработка и комплексное использование специальных учебно-профессиональных заданий, связанных с восприятием прекрасного в жизни и в искусстве, готовностью и способностью осуществлять художественно-творческую деятельность; с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное формирование проектного мышления будущего дизайнера; межпредметная интеграция содержания дизайн-образования и разработка соответствующих учебных программ, предполагающая установление взаимной согласованности содержания по преподаваемым учебным дисциплинам, структурирование и отбор материала исходя из требований госстандарта образования высшей школы и оптимального учета задач профессиональной подготовки будущих дизайнеров, обусловленных специфической подготовкой будущих специалистов в области дизайна; использование технологии диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающей субъективную позицию будущего дизайнера в процессе профессиональной подготовки.

3. Методика, направленная на формирование проектной культуры будущих дизайнеров, выступает системообразующим компонентом модели в единстве взаимосвязей: методов (воображения, анализа, синтеза, объяснения, проектирования, проблемные, дискуссионные методы, методы рефлексии и др.); - средств (проблемных заданий, слайдов, видеофильмов, объектов проектирования, портфолио, презентаций, творческих ситуаций, проектов и др.); - организационных форм (дискуссии, защита проектов, практикумы, конкурсы, выставки, конференции и др.)

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Магнитогорском государственном университете; посредством публикаций научных статей в сборниках аспирантов, соискателей и преподавателей, докладов на семинарах аспирантов и соискателей МаГУ (2004-2009 гг.).

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» (2009-2010 гг.), докладывались автором на Всероссийских научно-практических конференциях (Магнитогорск, 2002, 2006 гг.), внутриву-зовских научных конференциях преподавателей МаГУ, представлены в статье журнала, рекомендованного ВАК для написания кандидатских диссертаций (Новосибирск, 2009 г.); в экспериментальной работе автора; публикациях в печати (2004-2009 гг.); отчетах на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры рекламы и художественного проектирования Магнитогорского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Каукина, Ольга Валерьевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Описание экспериментальной работы исследования, представленное во второй главе, включало в себя решение рядя взаимосвязанных задач, общей целью которых была разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация формирования проектной культуры будущих дизайнеров в педагогических вузах. Исходя из полученных результатов, мы пришли к следующим выводам:

1. Итоги констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих дизайнеров в рамках существующей системы профессиональной подготовки является недостаточным.

2. Для повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих дизайнеров необходима реализация разработанной нами модели личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих дизайнеров.

3. Формирующий этап эксперимента подтвердил, что процесс формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности происходит более успешно при реализации следующего комплекса педагогических условий: разработка и комплексное использование специальных учебно-профессиональных заданий, связанных с восприятием прекрасного в жизни и в искусстве, готовностью и способностью осуществлять художественно-творческую деятельность; с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное формирование проектного мышления, будущего дизайнера; межпредметная интеграция содержания дизайн-образования и разработка соответствующих учебных программ, предполагающая установление взаимной согласованности содержания по преподаваемым учебным дисциплинам, структурирование и отбор материала, исходя из требований госстандарта образования высшей школы и оптимального учета задач профессиональной подготовки будущих дизайнеров, обусловленных специфической подготовкой будущих специалистов в области дизайна; использование технологии диалогического взаимопонимания субъектов образовательного процесса, обеспечивающей субъектную позицию будущего дизайнера в процессе профессиональной подготовки, его личностный рост и развитие, включение личностного опыта в диалог участников образовательного процесса и обеспечение их равноправных позиций.

4. Методика формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих дизайнеров основана на личностно-ориентированном, деятельностном и креативном подходах. Она включает в себя специально подобранные методы активизации и формы организации деятельности, отражающие логику комплексной реализации педагогических условий.

Таким образом, проведенный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подводятся основные итоги исследования и формулируются следующие выводы:

1. Содержание понятия «проектная культура» будущего дизайнера в контексте исследуемой проблемы включает в себя проектную компетентность, творческие качества и способности студента. В общем виде под проектной культурой будущего дизайнера мы понимаем культуру, представляющую собой систему преобразований мировоззренческих и профессиональных взглядов на картину мира, выраженных творчеством в художественно выразительных образах с целью достижения высших способов организации бытия. Сформированность данных компонентов проектной культуры является основой профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации будущего дизайнера, что в целом обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда.

2. Модель личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров в условиях вуза базируется на принципах: преемственности, коммуникативности, последовательности, целостности, продуктивности, культурной аналогии с учётом дизайнерского подхода в обучении, интегрирующего данные принципы, предполагающего формирование мировоззрения, целостного восприятия окружающего мира и эстетического отношения студентов к социокультурной среде.

3. Определена содержательная характеристика компонентов становления проектной культуры (креативный, когнитивный, рефрексивно-деятель-ностный, эстетический, эмоционально-ценностный) на основе критериев (мо-тивационно-смысловой, деятельностный, оценочно-контрольный), которые учитывались при подборе диагностических методик и методических рекомендаций по обучению основам дизайна и организации самостоятельной дизайнерской деятельности студентов.

4. Эффективности становления проектной культуры способствует: создание оптимальных педагогических условий для проектной работы студентов, дающих возможность самореализации в личностно-значимых проектах. В этой связи в содержанием исследования обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий эффективного формирования проектной культуры будущих дизайнеров; разработка и комплексное использование специальных учебно-профессиональных заданий, связанных с восприятием прекрасного в жизни и в искусстве; готовностью и способностью осуществлять художественно-творческую деятельность; с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное формирование проектного мышления будущего дизайнера;

- межпредметная интеграция содержания дизайн образования и разработка соответствующих учебных программ, предполагающая установление взаимной согласованности содержания по преподаваемым учебным дисциплинам, структурирование и отбор материала исходя из требований госстандарта образования высшей школы и оптимального учета задач профессиональной подготовки будущих дизайнеров, обусловленных специфической подготовкой будущих специалистов в области дизайна;

- использование технологии диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающего субъективную позицию будущего дизайнера в процессе профессиональной подготовки.

Повышению эффективности формирования проектной культуры будущих дизайнеров содействовали: а) разработанные и апробированные рабочие программы элективного курса «Основы декоративной композиции в дизайне», учебного курса «Композиция»; б) методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дизайн-проектированию; в) преподавание учебных дисциплин с учётом дизайнерского подхода, при условии сохранения фундаментальности образования.

5. Разработана и представлена логика методики реализации модели личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры будущих дизайнеров. Общим результатом данной логики является: сформи-рованность проектной культуры будущих дизайнеров по уровням: низкий (воспроизводящий), средний (интерпритирующий), высокий (креативный).

6. Результатом выполненного исследования мы считаем: а) повышение качества профессиональной подготовки студентов; б) изменение личностного отношения к предметам художественно-эстетического цикла; в) использование студентами методов и принципов дизайна в обучении и практической деятельности; г) развитие их самосознания, деловых и личностных качеств.

Проведенное исследование обозначило перспективные направления в развитии проектной культуры будущих дизайнеров — это изучение взаимодействия профессиональной и проектной деятельности, дальнейшая разработка содержания технологии личностной ориентации педагогического процесса в системе высшего профессионального образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Каукина, Ольга Валерьевна, 2010 год

1. Агостон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж. Агостон.-М., 1982.

2. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // Педагогика. 1998. - № 1. - С. 72-75.

3. Аронов, В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века / В.Р. Аронов. -М., 1987.

4. Алексеев, Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Н.А. Алексеев. — Екатеринбург, 1997. 40 с.

5. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика: учеб. пособие для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Высш. шк., 1991. - 363 с.

6. Альтшуллер, Г.С. Найти идею / Г.С. Альтшуллер. М. : Наука, 1986.-209 с.

7. Андреев, В.И. Условия эвристического программирования учебно-исследовательской деятельности школьников / В.И. Андреев // Советская педагогика. 1979. - № 3. - С. 74-78.

8. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. М. : Высш. шк., 1981. - 240 с.

9. Анохин, A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза: автореф. дис. . канд. пед. наук / A.M. Анохин. Уфа, 1997. - 22 с.

10. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин // Принципы системной организации функций. -М. : Наука, 1973.-С. 61.

11. Аплеснина, О.И. Основы графического дизайна. Примерные программы для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ / О.И. Аплеснина. М. : Классика - 21 в., 2003. - С. 76-93.

12. Арефьева, О.В. Профессиональная подготовка будущих дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике : автореф. дис. . канд. пед. наук / О.В. Арефьева. Магнитогорск, 2007. - 22 с.

13. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. М. : Педагогика, 1982. - 198 с.

14. Батышев, С.Я. О всеобщем профессиональном образовании / С.Я. Батышев // Советская педагогика. 1991. - № 6. - С. 60-79.

15. Батышев, С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования / С.Я. Батышев // Педагогика. 1998. - № 6. - С. 10-20.

16. Барклекс, Д. Дизайн в техническом образовании опыт Великобритании / Д. Барклекс, Д. Питт // Стандарт и мониторинг в образовании. -1999.-№5.-С. 40-43.

17. Бандуристый, Ф.Ф. Оптимизация обучения художественному проектированию в системе специальной подготовки учителя изобразительного искусства в педвузах (университетах) / Ф.Ф. Бандуристый. М. : Mill У, 2001 -314 с.

18. Баскаков, A.M. Факторы, принципы и условия формирования коммуникативной культуры / A.M. Баскаков // Теория и практика педагогики и психологии высшего образования. — Челябинск : ЧГАКИ, 2002. Вып. 6. -С. 8-26.

19. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова. — Екатеринбург : Деловая книга, 1996. 344 с.

20. Беликов, В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников / В.А. Беликов. Челябинск : Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. - 157 с.

21. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В. А. Беликов. Челябинск : Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141 с.

22. Беликов, В.А. Уровневый характер мотивации учебной деятельности старших школьников / В.А. Беликов // Педагогическая наука и школа. -Магнитогорск : Изд-во МГПИ, 1995. С. 19-22.

23. Беликов, В.А. Уровни организации учебно-познавательной деятельности школьников : метод, рекомендации / В. А. Беликов. Магнитогорск : Изд-во МГПИ, 1994. - 41 с.

24. Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности : метод, пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков. -М. : Владис. 394 с.

25. Беликов, В.А. Опорные конспекты по педагогике : учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей / В.А. Беликов. Магнитогорск : МаГУ, 2009.-76 с.

26. Белов, А.А. Композиция в декоративно-прикладном искусстве / А.А. Белов, Е.М. Гвоздев. Л. : Изд-во «Образование», 1992. - 88 с.

27. Белич, В.В. Комплексный анализ учебно-познавательной деятельности / В.В. Белич. Челябинск : Изд-во ЧелГУ, 1986.

28. Белокур, Н.Ф. Повышение качества знаний школьников / Н.Ф. Белокур. Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 1976. - 106 с.

29. Бенин, B.JI. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры : автореф. дис. . д-ра пед. наук /B.JI. Бенин. Екатеринбург, 1996. - 40 с.

30. Берулава, Г.А. Диагностика естественного мышления / Г.А. Беру-лава // Педагогика. 1993. - № 1. - С. 18-22.

31. Берн, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берн. М. : Просвещение, 1986.

32. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. -М. : Педагогика, 1989. 192 с.

33. Беспалько, В.П. Теория учебника: Дидактический аспект / В.П. Беспалько. М. : Педагогика, 1988. - 160 с.

34. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. -М. : Высш. шк., 1989. 141 с.

35. Блауберг, И.В. Философский принцип системности и системный подход / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Вопросы философии. -1978,-№8.-С. 39-53.

36. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. М. : Знание, 1981.-93 с.

37. Богоявленский, Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. -1969.-№2. -С. 25-38.

38. Богоявленский, Д.Н. Формирование приемов умственной работы как путь развития мышления учащихся / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. 1962. - № 4. - С. 28-41.

39. Боно, Э. Латеральное мышление / Э. Боно. СПб. : Питер, 1997.316 с.

40. Вазина, К.Я. Модель саморазвития человека / К.Я. Вазина. -Н. Новгород : ВИЛИ, 1994. 268 с.

41. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

42. Веселова, Ю.В. Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа : автореф. дис. . канд. пед. наук / Ю.В. Веселова. Омск, 2007. - 23 с.

43. Вилькеев, Д.В. Соотношение индуктивного и дедуктивного методов познания в школьном обучении / Д.В. Вилькеев // Советская педагогика. -1973.-№2.-С. 37-47.

44. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. М. : НМЦ СПО, 1999.-538 с.

45. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. — М. : Просвещение, 1979. 228 с.

46. Волков, Ю.Г. Человек : энциклопедический словарь / Ю.Г. Волков, B.C. Поликарпов. М. : Гардарики, 1999. - 520 с.

47. Волович, М.Б. Система ориентиров — условие успешности обучения / М.Б. Волович // Советская педагогика. 1988. — № 4. - С. 54-58.

48. Володарская, И.А. Проблема целей обучения в современной педагогике : учеб.-метод, пособие для студентов факультетов психологии гос. университетов / И.А. Володарская, A.M. Митина. М. : Изд-во МГУ, 1989. -72 с.

49. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI.C. Выготский. М., 1991. - 93 с.

50. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. -М. : Педагогика Пресс, 1996. — 536 с.

51. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. М. : Изд-во МГУ, 1988. - 225 с.

52. Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: автореф. дис. . канд. искусствоведения (17.00.06) / О.И. Генисаретский. М., 1988. - С. 8.

53. Гильман, Р.А. Творческое развитие личности в художественно-педагогической деятельности : монография / Р.А. Гильман. — Магнитогорск : МаГУ, 2000.-221 с.

54. Глазычев, B.JI. О дизайне : Очерки по теории дизайна на западе / B.JI. Глазычев. -М. : Искусство, 1970.

55. Горохов, В.Г. Введение в философию техники : учеб. пособие / В.Г. Горохов, В.М. Розин; науч. ред. Ц.Г. Арзакаян. М. : ИНФРА, 1998. -224 с.

56. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления) : монография / Г.Г. Гранатов. — Магнитогорск : МаГУ, 2000. 195 с.

57. Григорьев, А.Д. Формирование проектного мышления студентов дизайнеров в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. . канд. пед. наук / А.Д. Григорьев. Магнитогорск, 2007. - С. 10.

58. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 1996.-315 с.

59. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко. М. : Педагогика, 1989. - 159 с.

60. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи; пер. с англ. Н.М. Никольской. М. : Совершенство, 1997. — 204 с.

61. Жданова, Н.С. Основы методики обучения дизайну : учеб-метод, пособие для студентов факультета изобразительного искусства и дизайна / Н.С. Жданова. Магнитогорск : МаГУ, 2007. - 173 с.

62. Жданова, Н.С Основы методики преподавания дизайна в средней школе / Н.С. Жданова. Магнитогорск : МаГУ, 2003. - 105 с.

63. Жукова, Е.Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога / Е.Д. Жукова // Культура и образования. Уфа : БГНОЦ, 2002. - С. 45-52.

64. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. За-гвязинский // Советская педагогика. 1988. - № 1. — С. 70-75.

65. Загвязинский, В.И. Противоречия процесса обучения / В.И. Загвязинский. Свердловск, 1971. — 183 с.

66. Занков, JI.B. Дидактика и жизнь / JI.B. Занков. М.: Просвещение, 1968.- 175 с.

67. Занков, JI.B. О предмете и методах дидактических исследований / Л.В. Занков. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 148 с.

68. Запесоцкая, Н.А. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.А. Запесоцкая. Санкт-Петербург, 2007.

69. Зверева, В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В.И. Зверева. М. : Новая школа, 1997. — 320 с.

70. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург, 1998. - 126 с.

71. Зимняя, И.А. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / И.А. Зимняя; под ред. И.А. Зимней. М., 2001.

72. Зимняя, И.А Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя. 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Издательская корпорация «Логос», 1999.

73. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зин-ченко // Вопросы психологии. — 1991. № 2. - С. 15-36.

74. Зорина, Л.Я. Учебник для классов с углубленным изучением предметов / Л.Я. Зорина // Советская педагогика. — 1990. № 8. - С. 48-51.

75. Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т.А. Ильина. М. : Знание, 1973. - Вып. 3. - 78 с.

76. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. М. : Владос, 2003. - 336 с.

77. Иоголевич, А.З. Диагностика уровней познавательной активности школьников / А.З. Иоголевич // Новые исследования в пед. науках. 1976. -№2/28.-С. 7-12.

78. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. М.; Белгород, 1993. - 219 с.

79. Исследование развития познавательной деятельности / под ред. : Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М. : Педагогика, 1971. - 392 с.

80. Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. М. : Политиздат, 1974. - 328 с.

81. Кандаков, И.И. Логический словарь-справочник / И.И. Кандаков. -М. .'Наука, 1975.-265 с.

82. Каган-Розенцвейг, Б.Л. Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно прикладного искусства : автореф. дис. . кан. пед. наук / Б.Л. Каган-Розенцвейг. Магнитогорск, 2006.-23 с.

83. Калугина, Т.Г. Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика / Т.Г. Калугина. Челябинск, 1998. — 87 с.

84. Кантор, К.М. Красота и польза : Социологические проблемы материально-художественной культуры / К.М. Кантор. — М. : Искусство, 1967.

85. Катханова, Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна. 10-11 кл. Программа для средней образовательной школы / Ю.Ф. Катханова. М. : Просвещение, 1990. - 13 с.

86. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М. : Издательский центр "Академия", 2001. - 176 с.

87. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / Я.А. Коменский. М. : Педагогика, 1982. - Т. 1. — 656 с.

88. Куликов, А.Г. Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования : автореф. дис. . кан. пед. наук / А.Г. Куликов. Магнитогорск, 2000. - 23 с.

89. Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решения / Ю.Н. Кулюткин. М., 1970. - 147 с.

90. Кулюткин, Ю.Н. Мышление учителя / Ю.Н. Кулюткин; под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М., 1990.

91. Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А.А. Кыверялг. Таллин : Валгус, 1980. - 334 с.

92. Ладыгин, Е.Н. Развитие творческих способностей учащихся в интегрированном деятельностном поле курса «Основы дизайна» : автореф. дис. . кан. пед. наук / Е.Н. Ладыгин. М. : ВНИМТЭ, 1990. - 100 с.

93. Лазарев, В.Н. Дизайн : от формы вещи до духа человека / В.Н. Ла-зазев // Дизайн для всех : Альманах. М., 1992. - № 1.

94. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М. : Политическая литература, 1975. - 304 с.

95. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. — М. : Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

96. Леонтьев, А.Н. Философия психологии : Из научного наследия / А.Н. Леонтьев; под ред. Н.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М. : Изд-во МГУ, 1994.-228 с.

97. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности : учеб. пособие / В.Г. Леонтьев. — Новосибирск : НГПИ, 1987. -89 с.

98. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лер-нер. М. : Педагогика, 1981. - 186 с.

99. Лернер, И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики / И.Я Лернер // Советская педагогика. 1990. - № 3. - С. 10-17.

100. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М. : Наука, 1984.

101. Лошкарева, Н.И. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса : дис. . д-ра пед. наук / Н.И. Лошкарева. М., 1990. - 378 с.

102. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. М. : Знание, 1976.

103. Маврина, И.А. Социальность как сущностная характеристика современного образования : автореф. дис. . д-ра пед. наук / И.А. Маврина. — Тюмень, 2000. 44 с.

104. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова и др.. М. : Педагогика, 1990. - 192 с.

105. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. — 1995. — № 6.

106. Матюшкин, A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы / A.M. Матюшкин. М. : Высш. шк., 1977. - 211 с.

107. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. М. : Педагогика, 1975. - 367 с.

108. Менчинская, Н.А. О концепции формирования умственных действий / Н.А. Менчинская // Вопросы психологии. 1960. — № 1. - С. 157-164.

109. Ю.Медведев, В.Ю. Стиль и мода в дизайне: учеб. пособие / В.Ю. Медведев. 2-е изд., исправ. и доп. - СПб. : СПГУТД, 2005. - 256 с.

110. Ш.Найн, А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. Челябинск, 1995.288 с.

111. Наумов, В.П. Творческо-конструкторская деятельность : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050502 «Технология и предпринимательство» / В.П. Наумов. Магнитогорск : МаГУ, 2005. -221 с.

112. Наумов, В.П. Основы проектной деятельности: учеб. пособие / В.П. Наумов, А.Г. Куликов; под ред. В.Д. Симоненко. Магнитогорск : МаГУ, 2001.- 150 с.

113. Никитина, Е.Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе : дис. . канд. пед. наук / Е.Ю. Никитина. Челябинск, 1995. - 184 с.

114. Новиков, A.M. Методология / A.M. Новиков, Д.А. Новиков. М. : СИН-ТЕГ. - 668 с.

115. Новейший философский словарь. 2-е изд., перераб. и доп. -Минск : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1280 с.

116. Новое в тестировании умственного развития школьников / под ред. К.М. Гуревича. -М. : Педагогика, 1992.

117. Обучение и развитие / под ред. JI.B. Занкова. М. : Педагогика, 1975.-440 с.

118. Огаркова, А.П. Теория и практика педагогического управления развитием познавательной самостоятельности студентов : автореф. дис. . д-ра пед. наук / А.П. Огаркова. Магнитогорск, 1999. - 42 с.

119. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М. : Русский язык, 1991. 921 с.

120. Павлова, Л.В. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся : дис. . канд. пед. наук / Л.В. Павлова. Магнитогорск, 1998. — 143 с.

121. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

122. Педагогическая энциклопедия. — М. : Издательский дом «Восток»,2003.

123. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. — М. : Изд. дом «Восток», 2003.

124. Педагогика : учеб. пособие для вузов / авт. В.А. Сластенин и др.. 4-е изд. - М., 2002.

125. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. М. : Педагогика, 1980. - 240 с.

126. Пирогов, В.И. Гимназия вид общеобразовательной школы /

127. B.И. Пирогов, Д.С. Савельев // Советская педагогика. — 1990. № 8.1. C. 57-62.

128. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов : в 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. М., 2002.

129. Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов. М. : Педагогика, 1989. - 151 с.

130. Рахимов, А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности : учеб. пособие по спецкурсу / А.З. Рахимов. Уфа : БГПИ, 1988. - 75 с.

131. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб. : Питер, 2001. - 432 с.

132. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. -М. : БРЭ, 1993. Т. 1. - 608 с.

133. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М. : БРЭ, 1994. - Т. 2. - 604 с.

134. Романов, Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства : монография / Е.В. Романов. -Магнитогорск : МаГУ, 2001. 245 с.

135. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. М. : МЗ - Пресс, 2001. - 252 с.

136. Рунге, В.Ф. История дизайна науки и техники / В.Ф. Рунге. М., 2008.-367 с.

137. Рябов, Г.И. Закон эффективности обучения / Г.И. Рябов // Педагогика. 1993.-№ 1.-С. 13-18.

138. Саткин, М.Н. Методология и методы педагогических исследований / М.И. Саткин. М. : Педагогика, 1986. - 152 с.

139. Сергеев, А.Н. Дидактические основы профессиональной подготовки квалифицированного рабочего : дис. . д-ра пед. наук / А.Н. Сергеев. -М., 1996.-292 с.

140. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя : учеб. пособие для студентов педвуза, учителей и слушателей ФПК / В.П. Симонов. М. : Междунар. пед. акад., 1995. - 192 с.

141. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, JI.C. Подымова. — М. : Магистр, 1997.

142. Словарь-справочник «Человек и общество» (Философия) / авт.-сост. : И.Д. Коротец, J1.A. Штомпель, О.М. Штомпель. Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 1996. - 544 с.

143. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Крысько. -СПб. : Питер, 2003. 416 с.

144. Соловьев, Ю.П. Моя жизнь в дизайне / Ю.П. Соловьев. М. : Союз дизайнеров России, 2004. - 256 с.

145. Советский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1984.- 1600 с.

146. Современный словарь иностранных слов. М. : Русский язык, 1993.-740 с.

147. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. М. : ВНИИТЭ, 1987.

148. Социальная философия: словарь / сост. и ред. Е.Е. Кемеов, Т.Х. Каримов. -М. : Академ проспект, 2003. 560 с.

149. Суховиенко, Е.А. Управление качеством образования и педагогическая диагностика / Е.А. Суховиенко // Профессиональное образование. — 2003.-№ 10.-С. 11-12.

150. Талызина, Н.Ф. О цикле обучения / Н.Ф. Талызина // Советская педагогика. 1986. - № 11. - С. 57-60.

151. Теория и педагогика педагогического эксперимента / под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьев. -М. : Педагогика, 1979.-208 с.

152. Топилина, Н. В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.В. Топилина. Таганрог, 2006. - 23 с.

153. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами / Третьяков П.И. и др.. М. : Издательский центр «Академия», 2003. -368 с.

154. Управление качеством профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих : Основные положения и подходы. М. : РАГС, 2002. - 52 с.

155. Усова, А.В. Учись самостоятельно учиться / А.В. Усова, В.А. Беликов. — М. : Просвещение, 2003. — 126 с.

156. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / К.Д. Ушин-ский. М. : Педагогика, 1990. - Т. 5. - 528 с.

157. Философия : учебник / под ред. проф. О.А. Митрошенкова. М. : Гардарики, 2002. - 655 с.

158. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. : Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, СМ. Ковалев, В.Г. Панов — М. : Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

159. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

160. Харламов, И.Ф. Деятельностный подход к обучению : путь к прочным знаниям / И.Ф. Харламов // Советская педагогика. 1986. - № 4. -С. 62-67.

161. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. М. : Юрист, 1997.512 с.

162. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Че-редов. -М. : Просвещение, 1988. 160 с.

163. Черепанов, B.C. Метод групповых экспертных оценок / B.C. Черепанов // Советская педагогика. 1987. - № 5. - С. 57-59.

164. Чуприкова, Н.И. Система обучения JI.B. Занкова и современная психология / Н.И. Чуприкова // Педагогика. 1993. - № 2. - С. 16-19.

165. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова и др.. М. : Издательский центр "Академия", 2003. - 384 с.

166. Штейнберг, В.Э. Многомерность как дидактическая категория / В.Э. Штейнберг // Образование и наука. 2001. - № 4. - С. 20-29.

167. Штоф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штоф. М. : Наука, 1966.-301 с.

168. Шульгина, В.В. Формирование композиционной культуры студ.-худ. в условиях вуза: дис. . канд. пед. наук /В.В. Шульгина. Магнитогорск, 2006.

169. Элементы технологии обучения: учеб.-метод. пособие / сост. В.А. Беликов и др.. Магнитогорск : МГПИ, 1997. - 88 с.

170. Юсов, Б.П. Проблема художественного воспитания школьников : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Б.П. Юсов. М., 1984. - 32 с.

171. Юсов, Б.П. Комплект интегрированных полихудожественных программ по изобразительному искусству для дошкольных и общеобразовательных учебных заведений / Б.П. Юсов. М. : Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - С. 7.

172. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М., 1996.

173. Яковлева, Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н.М. Яковлева. Челябинск : Изд-во 41 ПИ, 1991. - 128 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.