Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Белова, Ирина Леонидовна

  • Белова, Ирина Леонидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 199
Белова, Ирина Леонидовна. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Нижний Новгород. 2007. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Белова, Ирина Леонидовна

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРА-ПЕДАГОГА

1.1 Теоретические предпосылки исследования проблемы развития проектной культуры дизайнера и педагога.

1.2. Тезаурус исследуемых понятий.

1.3 Сущность и содержание проектной культуры, ее роль в профессионально-личностном становлении дизайнера-педагога.

Выводы по первой главе.

Глава 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА-ПЕДАГОГА И ЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ

2.1. Модель процесса развития проектной культуры будущего 85 дизайнера-педагога.

2.2. Художественно-проектное моделирование как метод обучения и развития проектной культуры студентов-дизайнеров.

2.3. Методический комплекс процесса развития проектной культуры.

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе»

В рамках концепции модернизации российского образования, в связи с потребностями современного общества в квалифицированных образовательных услугах в сфере дизайна, в 2000 г. была введена новая специальность Профессиональное обучение (дизайн) с квалификацией «педагог профессионального обучения». Сегодня дизайн-образование - одно «из важнейших звеньев в системных формах организации культуротворческой среды в образовании, обществе, государстве» (Е.В.Ткаченко, С.М.Кожуховская) [182]. Динамизм профессии дизайнера-педагога требует усвоение общих универсальных основ проектной деятельности, формирование и развитие проектной культуры как профессионально значимого качества личности.

На современном этапе развития общества проектная культура становится общенаучной областью знания, под которой подразумевают комплекс знаний, умений, опыта, а также личностных качеств, обеспечивающих практическое их применение в конкретных условиях. Реализуется проектная культура как особый тип мышления и вид проектно-преобразовательной деятельности людей. Достижение личностью высокого уровня проектной культуры не только обеспечивает готовность к проектированию предметно-пространственной среды, но и создает базу для продуктивной профессионально-педагогической деятельности.

Стратегическая направленность высшего профессионального образования на подготовку проектно мыслящего специалиста позволяет многим исследователям провозглашать проектную культуру в качестве основы образовательной парадигмы XXI века.

Проблема формирования и развития проектной культуры будущего специалиста широко обсуждается в настоящее время на страницах научно-педагогической печати. Теоретико-методологическое обоснование проектной культуры педагога получило отражение в работах, посвященных профессионально-педагогической культуре (И.Ф.Исаев, И.А.Колесникова, Е.А.Митрофанова, В.Г.Сотник, Н.В.Топилина и др.); педагогическому проектированию, конструированию, моделированию (А.П.Беляева, Б.С.Гершунский, С.М.Маркова, Е.Э.Смирнова, И.В.Трайнев и др.); педагогическим технологиям (Е.С.Полат, Г.К. Селевко, И.С.Сергеев, Л.Д.Столяренко и др.).

Проектная культура дизайнера исследуется в теории и методологии дизайна (Ю.В.Веселова, О.И.Генисаретский, И.С.Каримова, Е.Н.Ковешникова, С.М.Кожуховская и др.). Проблемы формирования проектной культуры студентов средствами художественно-проектных дисциплин нашли отражение в работах А.В.Ефимова, Д.Л.Мелодинского, А.В.Степанова, О.В.Чернышева, В.Т.Шимко и др. Ряд исследований рассматривают проблемы совершенствования структуры и содержания, форм и методов формирования визуальной, графической, пластической, художественно-эстетической культуры (С.В.Аранова, А.П.Ермолаев, А.В.Иконников, М.В.Лагунова, Н.Г.Молодцова и др.), закладывающие основу проектной культуры специалиста.

Анализ научной литературы показал, что проектная культура дизайнера-педагога является мало изученной и недостаточно исследована с точки зрения интеграционного, междисциплинарного характера. Методы обучения художественно-проектным дисциплинам не ориентированы на развитие проектной культуры студента в соответствии с современными требованиями культурологического, личностно-деятельностного и технологического подходов к образованию.

Актуальность исследования состоит в разрешении противоречия между потребностью общества в квалифицированных специалистах в области дизайн-образования, возрастающими требованиями к уровню проектной культуры данного специалиста и недостаточным научным обоснованием процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе.

Цель исследования - разработать модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога и реализовать ее при обучении студентов инженерно-педагогического вуза.

Объект исследования: профессиональная подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна.

Предмет исследования: процесс развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога средствами художественно-проектных дисциплин.

Гипотеза исследования: процесс развития проектной культуры будущих дизайнеров-педагогов в вузе будет эффективным, если:

- на основе изучения теоретических основ и методологических подходов будет уточнена сущностная и содержательная характеристика проектной культуры дизайнера-педагога;

- будет разработана и реализована модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога, включающая целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты;

- будет разработан методический комплекс процесса развития проектной культуры и обучения художественно-проектному моделированию.

В соответствии с объектом и предметом диссертационного исследования, для достижения цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:

1. На основании анализа научных источников раскрыть сущность проектной культуры специалиста, выявить структурные компоненты проектной культуры дизайнера-педагога;

2. Уточнить методологические положения и принципы, совокупность которых составляет теоретические основы развития проектной культуры специалиста в условиях профессиональной подготовки в вузе.

3. На основе сформулированных положений разработать модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога, назначение которой состоит в разрешении выявленных противоречий.

4. Разработать методический комплекс процесса развития проектной культуры, включающий: учебно-методическое пособие по дисциплине «Формообразование»; комплект методического обеспечения по квалификационной художественно-оформительской практике; программное обеспечение спецкурса «Психология дизайнерской деятельности»; электронное средство учебного назначения «Художественно-проектное моделирование».

Ключевые понятия исследования:

Проект (от лат. projection - «бросание вперед») - идеальный образ предполагаемого или возможного объекта

Дизайн-проектирование - особый вид деятельности, связанный с разработкой дизайн-объекта по принципу функциональность + конструктивность + красота, сочетающий в себе научное и интуитивное предвидение, требующий постоянного развития проектных способностей.

Проектная деятельность - интегративный творческий вид деятельности по созданию объекта, обладающего объективной или субъективной новизной, имеющего личную или общественную значимость.

Учебно-проектная деятельность - форма учебной деятельности, построенная на теории проектного обучения (методе учебных проектов), в основу которой положена идея о направленности познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной значимой проблемы, проектной задачи.

Проектная культура - профессионально значимое качество специалиста, включающее ценностное отношение к проектной деятельности, владение проектными знаниями и умениями на индивидуально-творческом уровне, стремление к преобразованию действительности и совершенствованию своих проектных способностей (авторское определение).

Проектная интенция (от лат. Ыепйо - стремление, намерение, цель, направление) - направленность интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности на проектно-преобразовательную деятельность (авторское определение).

Методолого-теоретическими основами исследования явились:

- культурологический подход, рассматривающий образование как неотъемлемую часть культуры и провозглашающий целью образования формирование и развитие культуры личности (В.СБиблер, А.П.Валицкая, М.С.Каган, В.М.Розин, ВАФортунатова и др.); личностно-деятельностный подход, рассматривающий в качестве детерминирующего фактора развития личности единство психики и деятельности (Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.С.Лазарев и др.); технологический подход, предполагающий проектирование учебного процесса с целью достижения поставленных целей (Б. Блум, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.А.Сластенин и др.) и рассматривающий в качестве одной из эффективных образовательных технологий «метод проектов» (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.С. Сергеев и др.);

- теория и практика высшего профессионального образования (СЯ.Батышев, А.В.Коржуев, В.А.Попков, В.Д.Симоненко, В.А.Сластенин и др.); теории образовательных технологий (В.ПБеспалько, Т.П.Сальникова, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин и др.); теория педагогического проектирования, моделирования, конструирования (А.П.Беляева, М.П.Горчакова-Сибирская, И.А.Колесникова, С.ММаркова, И.В.Трайнев и др.); теория педагогического творчества (А.Г.Асмолов, В.И.Загвязинский, И.Ф.Исаев, А.В.Морозов, ДВ.Чернилевский и др.); концепция творческой самореализации личности в контексте кулыуры (Б.Г.Ананьев, ДЛ.Андреев, Н.А.Бердяев, К.М.Кантор, Е.А.Ямбург и др.); теория и методология дизайна (А.В.Ефимов, Г.Б.Минервин, С.М.Михайлов, А.В.Степанов, В.Т.Шимко и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений были использованы методы теоретического исследования: анализ и обобщение культурологической, психологической, педагогической литературы; метод тезауруса; моделирование; методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование; анализ продуктов учебной деятельности студентов; педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» г. Нижнего Новгорода. В эксперименте приняли участие студенты 2, 3, 4 курсов (всего 206 человек) специальности «Профессиональное обучение», специализации «Графический дизайн», «Дизайн интерьера».

Исследование проводилось с 2003 по 2007 гг. и включало три этапа:

Первый, поисково-теоретический этап исследования (2003-2004 гг.) включал в себя теоретический анализ проблемы, определение степени ее изученности, разработку методологических основ исследования. Осуществлялся сбор данных по проблеме развития проектной культуры студентов; составлялся тезаурус проектной культуры, формулировались цель, задачи, исходная гипотеза исследования.

На втором, формирующем этапе (2004-2006 гг.) проверялись и конкретизировались ключевые понятия и теоретические положения исследования; формулировались методологические положения и принципы, совокупность которых составила теоретические основы модели развития проектной культуры, определялась структура и содержание обучения художественно-проектным дисциплинам; разрабатывался методический комплекс обеспечения по дисциплине «Формообразование», спецкурсу «Психология дизайнерской деятельности», художественно-оформительской практики; проведен педагогический эксперимент.

На третьем, обобщающем этапе (2006-2007 гг.) обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы и формулировались выводы, оформлялись результаты исследования в виде текста диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Определена сущность проектной культуры дизайнера-педагога как профессионально значимого качества специалиста, соединяющего в себе ценностное отношение к проектной деятельности, владение проектными знаниями и умениями на индивидуально-творческом уровне, стремление личности к совершенствованию действительности.

2. Разработана модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты;

3. Обосновано содержание обучения художественно-проектному моделированию, направленного на развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что научная работа вносит определенный вклад в развитие теории и методики профессиональной подготовки специалистов по направлению «Профессиональное обучение», специализации «Дизайн интерьера», «Графический дизайн»: выявлены теоретико-методологические подходы (культурологический, личностно-деятельностный, технологический) к организации процесса обучения студентов-дизайнеров в инженерно-педагогическом вузе; конкретизирована сущность понятия «проектная культура дизайнера-педагога», выявлена ее структура, предложены пути формирования аксиологического, технологического, личностно-психологического компонентов проектной культуры в процессе обучения студентов художественно-проектным дисциплинам, что обеспечивает ценностно-результативную направленность профессиональной подготовки;

• разработан понятийный словарь дизайн-педагогических терминов, являющийся теоретической основой развития проектной культуры;

• разработана модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога, включающая цель, содержание, методы и средства, результат, определяемый с помощью системы критериев.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

• апробирована модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Профессиональное обучение», специализации «Графический дизайн», «Дизайн интерьера»;

• разработан методический комплекс процесса развития проектной культуры, включающий: учебно-методическое пособие с комплектом творческих заданий по художественно-проектному моделированию, электронное средство учебного назначения; авторские программы по курсам «Формообразование», «Психология дизайнерской деятельности» и квалификационной художественно-оформительская практике, диагностический материал.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вузах, осуществляющих подготовку дизайнера-педагога, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены применением методологии культурологического, личностно-деятельностного, технологического подходов с использованием широкого спектра педагогической, психологической, культурологической литературы, рациональным их сочетанием; использованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; статистической значимостью полученных данных; личным участием автора в педагогическом процессе. На защиту выносятся следующие положения: 1. Проектная культура дизайнера-педагога определяется как профессионально значимое качество специалиста, включающее: аксиологический компонент - ценностные проявления человека, определяющие его отношение к нормам и традициям дизайна, осознание интеграционной сущности профессии; технологический компонент - владение способами и методами проектной деятельности, комплексом умений и навыков художественно-проектного моделирования; личностно-психологический компонент - индивидуальная творческая направленность личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер) на проектную деятельность.

2. Модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога; целевой компонент модели отражает направленность процесса обучения на развитие проектной культуры студента в вузе; содержательный компонент направлен на овладение профессиональными знаниями, ценностями, нормами и умениями художественно-проектного моделирования; процессуальный компонент отражает взаимодействие субъектов учебно-проектной деятельности, основанное на признании индивидуальности личности студента, который находится в непосредственном контакте с преподавателем; включает методы и средства обучения; результативный компонент показывает уровень развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога.

3. Методический комплекс процесса развития проектной культуры студентов, включающий: авторские программы по курсам «Формообразование», «Психология дизайнерской деятельности», художественно-оформительской практике; учебно-методическое пособие «Формообразование», электронное средство учебного назначения «Художественно-проектное моделирование» с системой творческих заданий; комплект методического обеспечения квалификационной практики; диагностический инструментарий.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения обсуждались на семинарах, заседаниях кафедр строительства и дизайна, профессиональной педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета: на V, VI, VII Международной научно-методической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н.Новгород, ВГИПА, 2004-06); V, VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства» (Н.Новгород, ВГИПА, 2004-06); Межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в условиях непрерывного многоуровневого образования» (Н.Новгород, ВГИПА, 2003); «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в области строительства и дизайна» (Н.Новгород, ВГИПА, 2005); «Проблемы профессиональной направленности естественнонаучного и технического образования» (Н.Новгород, ВГИПУ, 2006); «Креативность как составляющая профессиональной компетентности студентов-дизайнеров» (Н.Новгород, ВГИПУ, 2006); VIII Всероссийской научно-практической конференции: «Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, Челяб. институт перепод. и пов. квал. раб. образ., 2007).

По теме исследования опубликовано 16 работ, общим объемом 21,5 п. л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Белова, Ирина Леонидовна

Выводы по главе 2

1. Основываясь на культурологическом, личностно-деятельностном, технологическом подходах к дизайн-образованию, можно говорить о необходимости интенсификации процесса обучения дисциплинам художественно-проектного цикла в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе. Дидактической основой проведения занятий по художественно-проектным дисциплинам является применение технологий и методов обучения, способствующих развитию проектной интенции личности.

2. С целью проверки результативности исследования в практику инженерно-педагогического вуза была внедрена модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога. В процессе апробации модели были выявлены:

1) роль проектной культуры в профессионально-личностном становлении дизайнера-педагога (аксиологический компонент проектной культуры);

2) критерии оценки теоретических знаний, практических умений и навыков художественно-проектного моделирования (технологический компонент проектной культуры);

3) критериальные уровни развития проектной интенции личности в процессе учебно-проектной деятельности (личностно-психологический компонент проектной культуры).

3. В целях обеспечения процесса обучения художественно-проектным дисциплинам в инженерно-педагогическом вузе разработан методический комплекс процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога; обоснован метод художественно-проектного моделирования.

4. В ходе теоретического и опытно-экспериментального исследования было доказано, что к факторам развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе относятся: а) глубокое осознание студентами интеграционной сущности проектной культуры дизайнера-педагога (взаимосвязь аксиологического, технологического, личностно-психологического компонентов); б) применение эффективных технологий, интенсифицирующих учебно-проектную деятельность студентов, активных методов и форм обучения, переход к организации интенсивного взаимодействия педагога и студента, при котором акцент переносится на самостоятельную проектно-творческую деятельность студента; в) детерминирующим фактором развития проектной культуры личности является интенциональный творческий опыт, приобретенный в учебно-проектной деятельности.

Обобщение опытно-экспериментального исследования позволило сделать вывод о продуктивности разработанной модели, результатами которой является повышение проектной интенции студентов, и как следствие, повышение уровня проектной культуры будущего дизайнера-педагога.

Заключение

Результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования подтверждает гипотезу, и позволяют сделать следующие выводы:

1. Исследование проблемы развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога обусловлено современными требованиями общества к подготовке квалифицированного специалиста в сфере дизайн-педагогики, к его профессионально-личностным качествам.

Анализ проектной культуры позволил рассмотреть данный феномен с различных позиций:

- сущностной, с которой проектная культура дизайнера-педагога рассматривается как профессионально значимое качество, включающее аксиологический, технологический и личностно-психологический компоненты;

- содержательно-процессуальной, с которой были рассмотрены содержание дизайн-образования, методы и средства обучения художественно-проектным дисциплинам; предложен метод художественно-проектного моделирования в качестве универсального метода обучения и способа развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе;

- методической связанной с пониманием целей и задач обучения художественно-проектным дисциплинам; пониманием значимости методического обеспечения, методического сопровождения и методической поддержки в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров к проектной деятельности в условиях инженерно-педагогического вуза.

2. На основе изучения теоретических основ и методологических подходов даны определения понятиям: проектная культура» как совокупности материальных и духовных ценностей {аксиологический компонент), знаний и технологий проектного процесса {технологический компонент), творческих качеств и способностей личности {личностно-психологический компонент); проектная культура дизайнера-педагога» как профессионально значимого качества специалиста, включающего систему ценностных ориентиров, проектных знаний, умений, навыков, способностей и индивидуально-творческой направленности личности в проектно-преобразовательной деятельности; выявлена роль аксиологического и технологического компонентов проектной культуры, акцентировано внимание на роли личностно-психологического компонента как внутреннего фактора развития проектной культуры дизайнера-педагога.

3. Уточнены методологические положения, составляющие теоретические основы развития проектной культуры специалиста в условиях профессиональной подготовки в вузе: интегративность профессии дизайнера-педагога предполагает совокупность культурологического, личностно-деятельностного, технологического подходов к обучению студентов-дизайнеров, развитию их проектной культуры. Анализ, обобщение и систематизация научных фактов, введение новых понятий, заимствованных из психологии, культурологии, эстетики, дидактически обогащают и углубляют теоретическую базу исследования проектной культуры.

4. На основе анализа и систематизации методологических, теоретических подходов, современных требований к профессиональной деятельности специалиста двойного профиля, разработана модель процесса развития проектной культуры будущего дизайнера-педагога, включающая целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты.

В ходе реализации модели в инженерно-педагогическом вузе было доказано, что решающий вклад в развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога призваны внести методы и средства обучения, направленные на формирование у студентов проектного отношения к действительности (аксиологический компонент проектной культуры); теоретических знаний, практических умений, навыков, творческого опыта технологический компонент); на развитие проектных способностей, проектной интенции личности (личностно-психологический компонент).

5. В целях интенсификации образовательного процесса предложен метод художественно-проектного моделирования, который представлен не только как профессиональный способ дизайнерской деятельности, но и как образовательный курс, имеющий мощный воспитательный и развивающий потенциал. Основной задачей педагога является оказание методической поддержки в овладении технологии проектного процесса на индивидуально-творческом уровне, в соответствии с мировоззренческой позицией, интенциональным опытом студента. В процессе обучения проектному моделированию задачей педагога является сосредоточить внимание студентов на профессиональных приемах моделирования и проектирования художественного образа.

6. Разработанный методический комплекс процесса развития проектной культуры направлен на методическое обеспечение и методическое сопровождение процесса обучения студентов-дизайнеров художественно-проектному моделированию. Разработанные методические материалы по дисциплине «Формообразование», спецкурсу «Психология дизайнерской деятельности», квалификационной художественно-оформительской практике (учебные программы которых представлены в Приложении 1-3) могут быть использованы в профессионально-педагогических вузах при подготовке специалистов данной отрасли, а также в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Данное исследование не может претендовать на полное решение проблемы, но содержащиеся в диссертации теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых существенно повышает качество профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Белова, Ирина Леонидовна, 2007 год

1. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты/ Б.Б. Айсмонтас.- M.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 - 176 с.

2. Алпатов, М.В. Немеркнущее наследие: Книга для учителя/ Сост. С.П. Истратова/М.В. Алпатов,-М.: Просвещение, 1990.-303 с.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т/ Б.Г. Ананьев.-М.: Педагогика, 1980.-232 с.

4. Андреев, Д. Л. Роза Мира. Метафилософия истории/ Д. Л. Андреев-М.: «Руссико», 1991.-265 с.5 .Анисимов, В. Десять уроков педагогического мастерства/

5. B. Анисимов,- Горький, ИИВТ, 1988. 48 с.

6. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь/ Под общ. ред. A.M. Кантора. -М.: Эллис Лак, 1997 736 с.

7. Т.Аранова, C.B. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического/С.В. Аранова. СПб.: КАРО, 2004 - 176 с.

8. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие/ Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974-392 с.

9. Асмолов, А.Г. Непройденный путь от культуры полезности к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования/ А.Г. Асмолов. -М., 1992 130 с.

10. Асмолов, А.Г., Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности// Вопросы психологии. 1992. - №1-2.1. C. 18-25.

11. Балобанова, Т.Н. Развитие творческой активности личности в условиях высшего образования: Автореф. дисс. к.с.н. Курск, 1999 - 22 с.

12. Балабанов, А.Е., Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: Автореферат дисс. .к. искусств. -М.: МОНФ, 2000.-24 с.

13. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учебное пособие/Б.Г. Бархин -М.: «Архитектура-С», 1993.-438 с.

14. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур/ А.А.Белик. М.: «Открытое общество», РГГУ, - 1998 - 239 с.

15. Белова, И.Л. Формообразование: Учебно-методическое пособие/ И.Л. Белова,- Н.Новгород: ВГИПУ, 2007 69 с.

16. Белова, И.Л. Квалификационная художественно-оформительская практика: Комплект методического обеспечения/ И.Л. Белова. Н.Новгород: ВГИПУ, 2007.-45 с.

17. Белова, И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога: Монография/ И.Л. Белова. Н.Новгород: ВГИПУ, 2007 - 160 с.

18. Белова, И.Л. Проектная интенция личности как условие развития проектной культуры специалиста/ И.Л. Белова.// Вестник костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова: Научно-методическое издание.- Кострома, 2007,- №9.- С.69-70

19. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. / А.П. Беляева СПб.: Радом, 1997.-225 с.

20. Берак, О., Шибаева, Л. Установка как развитие личности студента /О. Берак, Л. Шибаева // Вестник высшей школы. 1990. - №10.

21. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества. /H.A. Бердяев. М., 1989. - 385 с.33 .Беспалъко, В. П. Персонифицированноеобразование/В.П. Беспалько// Педагогика 1998 - №2 - С. 12.

22. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. /B.C. Библер М., 1991.

23. Библер, B.C. Мышление как творчество. /B.C. Библер-М., 1975.200 с.

24. Блонский, П.П. Память и мышление. /П.П. Блонский. СПб.: Питер, 2001.-288 с.37. и др. Психология и педагогика для студентов вузов. /В.М Богаров Ростов-н/Д: Феникс, 2006 - 248 с.

25. Богданова, Р. У. Теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования: Автореф. дисс. . д.п.н. СПб.: РГПУ, 2000. - 38 с.

26. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. /Д.Б. Богоявленская. Ростов н /Д., 1983. - 250 с.

27. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориетированного образования // Педагогика 1997 - №4. - С. 26.

28. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя- М.: Просвещение, 1985.- 144 с.

29. Борее. Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. / Ю.Б. Борев. Смоленск: Русич, 1997.-576 е.; 640 с.

30. Бугакова Н.Ю. Научные основы развития инженерной проектной деятельности студентов технического вуза: Автореф. дисс. . д.п.н. -Калининград: БГАРПФ, 2001. 3 5 с.

31. Булатова, О.С. Педагогический артистизм. /О.С. Булатова- М.: «Академия», 2001. 240 с.

32. Бычков, В.В. Эстетика. /В.В. Бычков- М.: Издательство «Проект», 2003. 384 с.

33. Бьюзен, Т. Могущество Творческого Интеллекта. /Т.Бьюзен. -Минск: «Попурри», 2004- 160 с.

34. М.Вазина, К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. /К.Я. Вазина.- М., 2002. 256 с.

35. Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса /А.П. Валицкая // Педагогика 1998 - №4 - С.12-18.

36. Валицкая, Ю. А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие /А.П. Валицкая // Педагогика 2001.- №7 - С.3-7.

37. Викулина, М.А. Педагогическая технология в деятельности учителя: Учебное пособие. /М.А.,Викулина, Е.Н. Дмитриева- Н.Новгород: НГЛУ, 2005. 283 с.

38. Власов, В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т.1. /В.Г. Власов. -СПб.: «Кольна», 1995.-672 с.5А. Волкова Е.Н., Максимова С.А. Анализ современной культурно-образовательной ситуации // Педагогическое обозрение. 1999, №2. - С.24-31.

39. Воронов, Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. 4.2: Русский дизайн. /Н.В. Воронов. М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 1998,145 с.

40. Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации: Учебное пособие/ Под ред. Л.В. Загрековой и др.- Н.Новгород: НГПУ-2001.

41. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры./ Л.С.Выготский. -М., 1996-с.

42. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры к профессиональному творчеству (Методика преподавания в высшей школе).-Мн., 1989.- 86 с.

43. Гаджиев, Г.М. Сущность проектно-преобразовательной культуры личности/ Г.М. Гаджиев// Наука и Школа 2004.-№ 1.- С.24-25.

44. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы/ О.С. Газман // Новое педагогическое мышление. М., 1989. - С.25.

45. Генисаретский, О.И. Эстетические концепции современного дизайна. /О.И.Генисаретский.-М.: Изобразительное искусство, 1988. 183 с.

46. Гершунский, Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании /Б.С. Гершунский // Педагогика 1992 - №5. - С. 12.

47. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: «Школа - Пресс», 1995448 с.

48. Гидион, 3. Пространство, время, архитектура/ Пер. с нем. И.Л.Черня.-М.: Стройиздат, 1984.-455 с.

49. Гильман, Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: Автореф. дисс. .д.п.н. Магнитогорск: МГУ, 2000. - 28 с.

50. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. /В.Глазычев. -М.: Искусство, 1970. 191 с.

51. Гуманизация воспитания в современных условиях/ Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука.-М., 1995.

52. Демидова, Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях- М.-Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.-112с.

53. Джемс, У. Психология в беседах с учителями. /У. Джемс СПб.: Питер, 2001.-160 с.

54. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Электронный вариант.: СПб ун-т СПб., 2003.

55. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /С.Б. Елканов-М.: Просвещение, 1989 189 с.

56. Ермолаев, А.П. и др. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: Учебное пособие. /А.П. Ермолаев М.: «Архитектура-С», 2005464 с.

57. Ефимов, A.B. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Под ред. Г.Б. Минервина.-М.: «Архитектура-С», 2005.- 504 с.

58. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»// Бюл. Госкомитета РФ по высш. образованию-М., 1996.15.3агвязинскийВ.И. Исследовательская деятельность педагога./ В.И. Загвязинский. -М.: «Академия», 2006 176 с.

59. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: «Академия», 2005. - 208 с.

60. Занина, Л.В., Меньшикова, Н.П. Основы педагогического мастерства. /Л.В.Занина, Н.П. Меньшикова Ростов н/ Д: Феникс, 2003- 288 с.

61. Запесоцкая, H.A. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы: Автореферат дисс. .к. п. н., СПб, 2007. - 23 с.

62. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. /Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.- пед. унта, 2000.-С.224.

63. Зеленое, Л.А. Система эстетики: Учебное пособие/ Л.А. Зеленов-Н.Новгород-М.: Издательство ГХИ ННГАСУ, Российская академия образования, 2005.-418 с.

64. Интенсификация учебного процесса на основе развития индивидуального творческого мышления: Труды научной конференции. -Иваново, 1990.-48 с.

65. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /И.Ф. Исаев. -М.: «Академия», 2004-208 с.

66. Каган, М.С. Философская теория ценностей. /М.С. Каган М., СПб., 1997.-c.168 с.

67. Каган М.С., Безмоздин Л.Н. Дизайн в современной культуре// Искусство в системе культуры: Сб.ст Л.: изд-во «Наука», 1987 - 272 с.

68. Канн, С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: Автореферат .дисс. к.п.н. Рязань, 1997.-24 с.

69. Кантор, K.M. Три духовных потенции /K.M. Кантор // Вопросы философии. 2002, №12.-С. 50-55.

70. Кантор, K.M. Правда о дизайне. /K.M. Кантор.- М.: АНИР, 1966.-286 с.

71. Кан-Калик, В.А., Никандров, А. О. Педагогическое творчество. /В .А. Кан-Калик, А.О. Никандров-М., 1990.

72. Каримова, КС. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики Электронный ресурс.: Дисс. к.п.н., Хабаровск: Хабаровский ГПУ, 2005. - 298 с.

73. Квач, Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения специальности дизайн интерьера: Дисс.к.п.н. H.H., ВГИПА - 2005. - 220 с.

74. Кирнос, Д. Индивидуальность и творческое мышление. /Д. Кирнос.-М., 1992.-46 с.

75. Клег Б., Бич П. Интенсивный курс по развитию творческого мышления. М.: ООО «Астрель», 2004- 392 с.

76. Князева, МЛ. Ключ к самосозиданию. /M.JI. Князева- М: Молодая гвардия, 1990.-255 с.

77. Ковешникова, E.H. Теория и методика художественного профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров). Электронныйресурс.: Дисс. д.п.н.-М.: МПГУ, 2000.-391 с.

78. Ковешникова, H.A. Дизайн: история и теория. /H.A. Ковешникова. М.: Омега-Л, 2007.- 224 с.

79. Коган, JI.H. Цель и смысл жизни человека М., 1984. - 289 с.

80. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: «Академия», 2001, — 176 с.

81. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / под ред. Ю.М. Забродина М., 1994 - 156 с.

82. Кокоренко, B.JI. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005- 101 с.

83. Колесникова, И.А., Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование. /И.А., Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская.- М.: «Академия», 2005 288 с.

84. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. /Б.И.Кононенко М.: ООО «Вече 2000», 2003. - 512 с.

85. Кубрушко, П.Ф. Актуальные проблемы теории содержания профессионально-педагогического образования: Автореф. дисс. . д.п.н. -Екатеринбург: РГППУ, 2002- 38 с.

86. Кукушин, B.C. Введение в педагогическую деятельность. /B.C. Кукушин. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002, - 224 с.

87. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998- 600 с.

88. Культурология: Учеб. пособие / В.А.Глуздов, И.И. Лукичева, A.A. Касьян и др.; Под ред. В.А. Фортунатовой. М.: Высшая школа, 2003303 с.

89. Культурология. Краткий тематический словарь (Словари XXI века)/ Под ред. Г.В. Драч. Ростов н/Д: Феникс, 2001- 192 с.

90. Лагунова, М.В. Графическая культура инженера (основы теории): Монография. /М.В. Лагунова. Н.Новгород, ВГИПИ, 2001.-251 с.

91. Лазарев, B.C. Системное развитие школы. /B.C. Лазарев. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с.

92. Липканская, ЕЛ. Современный взгляд на учебный проект// Искусство и образование. 1999 - № 1.- С.11-19.

93. Лихачев, Б.Т. Педагогика. /Б.Т. Лихачев М., 1993. - 306 с.

94. Лихолетов, B.B. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: Автореф. дисс.д.п.н. -Екатеринбург: РГППУ, 2002. 28 с.

95. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности /Под ред. Е.Н. Степанова М.: ТЦ Сфера, 2003- 128 с.

96. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2004 - 352 с.

97. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии./Б.Ф.Ломов.-М.: Педагогика, 1991- 189 с.

98. Лук, А.Н. Мышление и творчество. /А.Н. Лук.- М.: Политиздат, 1976.-144 с.

99. Максимова, C.B. Творчество: созидание или деструкция? /C.B. Максимова.- М.: Академический проект, 2006, 224 с.

100. Малюга, Ю.Я. Культурология: учебное пособие. Изд. 2-е. М.: 1998.-333 с.

101. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. /А.К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993 192 с.

102. Маркова, С.М. Педагогическое проектирование в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования. /С.М. Маркова.- Н.Новгород: ВГИПИ, 1999.- 88 с.

103. Маркова, С.М., Седых, ЕЛ. Проектирование модели личности специалиста. /С.М.Маркова, Е.П. Седых Н.Новгород: ВГИПА, 2004, - 58с.

104. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура: Учебн. пособие/ В.Ф.Мартынов. Минск: НТООО «Тетра Системе», 1997 - 320 с.

105. Марченко, М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности (на материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике): Автореф. дисс. д.п.н. М.: МПГУ, 2002. - 32 с.

106. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности: Автореф. дисс. . д.п.н.-М.: ПИ, 2003.-32 с.

107. Мелик-Пашаев, A.A., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству. /A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская-М., 1987.- 156 с.

108. Мелодинский, Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования /Д.Л. Мелодинский - М.: «Архитектура-С», 2004 - 312 с.

109. Митрофанова, Е.А. Подготовка студентов педагогического колледжа к проектной деятельности Электронный ресурс.: Дисс.к.п.н.-Саратов, 2006, 248 с.

110. Михайлов, С.М., Кулеева, Л.М. Основы дизайна./ С.М.Михайлов, Л.М. Кулеева М.:«Союз дизайнеров», 2002 - 240 с.

111. Михайлов, С.М., Михайлова A.C. История дизайна. Краткий курс: Учеб. для вузов. М.: Союз Дизайнеров России, 2004 - 289 с.

112. Михайлов, Ф.Т. Культура как образующая сила// Культура -традиции образование/ Ежегодник - М., 1993.

113. Молодцова, Н.Г. О формировании визуального мышления в процессе художественного восприятия// Педагогическое обозрение. 2000-№3.-С.228.

114. Молчанов, В.М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты. Учебное пособие/ Серия «Высшее профессиональное образование».- Р н/Д: Феникс, 2004.-160 с.

115. Монахова, Г.А. Теория и практика проектирования учебного процесса как ведущего компонента в профессиональной деятельности учителя: Автореф. дисс. .д.п.н. Волгоград: ВШУ, 2000 - 26 с.

116. Морозов, A.B., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. /А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский. М.: Академический Проект, 2004,- 560 с.

117. Мосолова Л.Н., НайстенГ., ЯмК.Е. Духовная культура: идеи, ценности, язык- М.-Амстердам: Республиканский институт повышения квалификации, Hogescoll Holland, 1996.-47 с.

118. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990104 с.

119. Неменский, Б.М. Культура Искусство - Образование: Цикл бесед-М.: Центр ХКО, 1993. -79 с.

120. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна./О.И.Нестеренко. М.: Молодая гвардия, 1994 - 315 с.

121. Нешумов Б.В., Щедрин E.H., МинервинГ.Б. и др. Художественное проектирование. -М.: Просвещение, 1979 175 с.

122. Николаенко, H.H. Психология творчества: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Щепицыной.- СПБ.: Речь, 2005- 277 с.

123. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Ветана-Граф, 2005.-368 с.

124. Оганесян, Е.В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения) /Е.В. Оганесян. М., 2004- 176 с.

125. Огурцов, А.П. Педагогическая антропология // Человек 2002.-№1-2-С. 18.

126. Осухова, Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога// Педагогика 1992 - № 3-4. -С.21.

127. Панина, Т.С., Вавилова, JI.H. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений-М.: Издательский центр «Академия», 2006 176 с.

128. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -М.:АРКТИ, 2005 112 с.

129. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.А. Слатенина-М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.

130. Педагогические технологии: Учебное пособие/ авт.-сост. Т.П. Сальникова-М.: ТЦ Сфера, 2007- 128 с.

131. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. /В.Ф. Петренко. Смоленск: издательство СГУ, 1997 - 400 с.

132. Петряев, В.В. Интегративная природа инженерной деятельности: Дисс. . .к.ф.н. Н.Новгород: НГАСУ, 1999 - 160 с.150 ,Перкинс,Д. Как стать гением или искусство взрывного мышления. /Д.Перкинс. М., 2004. - 288 с.

133. Пидкасистый ,П.И. и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. /ИИ. Пидкасистый. -М., 1999. 190 с.

134. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сборник научных трудов АПН НИИ М., 1991105 с.

135. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям/Под ред. С.Я. Батышева-М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.

136. Психология художественного творчества: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельченок Минск: Харвест, 2003. - 752 с.

137. Радаев ,В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М., ГУ-ВШЭ, 2001. - 39 с.

138. Радугин, A.A. Эстетика. /A.A. Радугин.-М., 2002. 308 с.

139. Реан, A.A. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. - №5 - С.18.161 .Резник, Ю.М. Человек и общество// Личность. Культура. Общество.- 2004, Вып. 4 С.24.

140. Рогов, Е.И. Психология познания. /Е.И Рогов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 176 с.

141. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии./С.Л. Рубинштейн.- СПб., 2000.- 305 с.

142. Рунге, В.Ф., Сенъковский, В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций).-М.: МЗ-Пресс, 2001.-252 с.

143. Сапрыкина, H.A. Основы динамического формообразования в архитектуре М.: «Архитектура-С», 2005 - 312 с.

144. Сахаров, А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. Л., 1990. - 95 с.

145. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. /Т.К. Селевко М.: Народное образование, 1998 - 256 с.

146. Сенъко Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и ученика// Педагогика, 1997 № 10 - С. 17.

147. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. /И.С.Сергеев.- М.: АРКТИ, 2005 80с.

148. Словарь иностранных слов/ под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова- М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955 855 с.

149. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. Издание восьмое, - М.: «Советская энциклопедия», 1970 - 900 с.

150. Советский энциклопедический словарь/ научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.).- М.: «Советская Энциклопедия», 1981. 1600 с.

151. Соколов, М.В. Формирование творческой направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством: Автореф. дисс. . д.п.н. М.:МПГУ, 2003 .-36 с.

152. Стасюк, Н.Г., Киселева, Т.Ю, Орлова, КГ. Основы архитектурной композиции: Учебное пособие. М.: «Архитектура-С», 2004. -96 с.

153. Степанов, A.B. и др. Архитектура и психология- М.: «Архитектура-С», 1993.

154. Степанов, A.B. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов. М.: «Архитектура-С», 2004 - 256 с.

155. Столович, JI.H. Жизнь-творчество-человек.- М., 1985.

156. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов М.: ИКЦ «Март» - 2003 - 256 с.

157. Сурина, М.О., Сурин, A.A. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна».- М.-Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2003.- 352 с.

158. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива. /В.А. Сухомлинский.-М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

159. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышлении детей. /Ю.Г. Тамберг. Екатеринбург: У-Фактория, 2004 - 208 с.

160. Ткаченко, Е.В., Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития. Екатеринбург: «АКВА-ПРЕСС», 2004 - 240 с.

161. Топилина, Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности Электронный ресурс.: Дисс. .к.п.н. Таганрог, 2006.-212 с.

162. Трайнев, КВ. Конструктивная педагогика: Учебное пособие./ Под ред. B.JI. Матросова М.: ТЦ Сфера, 2004- 320 с.

163. Унт, Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.,1990.

164. Фильчакова, Ю.А. Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. . к.п.н. Рязань, 2003,- 20 с.

165. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе М.: «Академия», 2002, - 224с.

166. Формирование инженерно-педагогических кадров: воспитание творчеством /Сборник научных трудов СИПИ. Свердловск, 1989 - 110 с.

167. Формирование творческого мышления студента: Материалы Научной конференции. Владивосток, 1987. - 120 с.

168. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения/ под ред. В.Н. Васильева Петрозаводск, 1988.- 105 с.

169. Франкл, В. Человек в поисках смысла М., 1990. - 298 с.

170. Фрейд, С. Психология бессознательного: Сб. Произведений / Сост., научн. ред. М.Г. Ярошевский,- М.: Просвещение, 1990 448 с.

171. Фридман, Л.М., Волков, КН. Психологическая наука учителю-М., 1985.-170 с.

172. Хан-Магомедов, С.О. Пионеры советского дизайна М.: Галарт, 1995.-424 с.

173. Холмянский, Л.М., Щипаное, A.C. Дизайн: Книга для учащихся-М.: Просвещение, 1985 240 с.

174. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. /М.А.Холодная. М., 1997. - 260 с.

175. Хрипунов, Л.Г. Развитие способностей и личностных качеств учащихся в процессе научного творчества: Дисс. .к.п.н. Н.Новгород: НГАСУ, 2005.-160 с.

176. Хъелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности СПб.: Питер, 1998 - 608с.

177. Цырлина, Т.В. Гуманистическая авторская школа: взгляд из прошлого в будущее,- М.: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.

178. Чернышев, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн. : Харвест, 1999,- 312с.

179. Что должны знать учителя: Сборник статей /Под ред. Д. Дилла-М., 2001.- 156 с.

180. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека,-М.: Логос, 2002.- 160 с.

181. Шапаръ, В.Б., Шапаръ, О.В. Практическая психология. Проективные методики Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 480 с.

182. Шаткое, В.И., Березина, Н.В. Основы педагогического проектирования. H.H., ВГИПА, 2002, - 96с.

183. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учебное пособие /В.Т. Шимко.- М.: Архитектура-С, 2005.-160 с.

184. Шимко, В.Т., Гаврилина, A.A. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. -М.: «Архитектура-С», 2004.-104 с.

185. Щуркова,Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. /Н.Е. Щуркова. М., 1993 - 245 с.

186. Эдварде, Б. Художник внутри вас/ Пер. с англ.- Мн.: ООО «Попурри», 2000.-256 с.

187. Энгелъмейер, П.К. Теория творчества. /П.К Энгельмейер- СПБ, 1910.-100 с.

188. Энциклопедия «Культурология: XX век»/ Сост. А.А.Радугин. -СПб., 1998.-550 с.

189. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура: Учебное пособие /Б.А.Эренгросс М.: Высшая школа, 2001.- 767с.

190. Эстетические ценности предметно-пространственной среды/ А.В.Иконников, М.С. Каган, В.Р. Пилипенко и др.; ВНИИТЭ- М.: Стройиздат, 1990 335 с.

191. Яковлев, Е.Г. Эстетика: Учебное пособие М.: Гардарики, 1999.-464 с.

192. Ямбург, Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., 2000 - 205 с.

193. Янковская, Ю.С. Обыденное и профессиональное мышление в архитектурно-композиционном процессе: Автореф. дисс. . к. арх. -Екатеринбург, 2000. 25 с.

194. Almaas А. Diamond Heart: Elements of the Real in Man. -Shambhala Publications, Inc., 2000.-236 p.

195. Design General Education // Royal College of Art. London, 1979,p.16.

196. HonigmanJ.J. Cultura and Personality. New York, 1954.

197. Koestler A. The art of creation. New York: Macmillan, 1976—751 p.

198. Leroi-Gourhan A. Le geste et la parole. La memoire et les rythmes. -Paris, 1962.

199. Springer S., Deutsch G. Left Brain, Right Brain New York: W.H. Freeman, 1985.

200. Tobacyk J., Bailey L., Myers H. Preference for paintings and personality traits. Psychol. Repts., 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.