Формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Кузнецов, Константин Валерьевич

  • Кузнецов, Константин Валерьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 188
Кузнецов, Константин Валерьевич. Формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2012. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кузнецов, Константин Валерьевич

Введение.

Глава 1. Теорико-методологические основы формирования педагогических умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

§1. Историческая эволюция деструктивных религиозных организаций сектантства) и их социально - опасной деятельности.

§2. Психолого-педагогические аспекты деятельности деструктивных экстремистских) религиозных организаций, их характеристика.

§3. Сравнительный анализ с деятельностью традиционных религий на территории Российской Федерации.

§4. Сущность и формы религиозного экстремизма, преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом.

§5. Правовая защита граждан Российской Федерации от посягательства религиозных сект.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Педагогический эксперимент по организации подготовки студентов гуманитарных ВУЗов области антипропаганды религиозного экстремизма.

§1. Подготовка студентов гуманитарных ВУЗов в области антипропаганды религиозного экстремизма как педагогическая проблема.

§2. Организация и тематическое планирование элективного курса

Религиозные аспекты безопасности».

§3. Модель формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

§4. Результаты констатирующего и формирующего эксперимента и

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности»

Актуальность исследования. Существенной особенностью социальной жизни в России является возрождение религиозного сознания населения. Об этом можно судить по следующим признакам.

Во-первых, в соответствии с анализом данных Русского независимого института социальных и национальных проблем (2007), верующими в Бога, называют себя 47% опрошенных. Из них почти половина никогда не открывали Библию, только 10% регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, и 43% ходят в церковь только по праздникам [145]. В настоящее время наиболее распространенной религией в России является православное христианство. К нему относят себя 73,6% россиян, 4% граждан России заявили о своей приверженности к исламу. Менее 2% не исповедуют православие и принадлежат к другим конфессиям, 18,5% считают себя атеистами, и только 2,3% затруднились с религиозной самоидентификацией [32]. Стремление к религии не ограничивается тем, кто верит в традиционном смысле этого слова. Идеи в вышей суд, истину, добро, любовь становится в настоящее время значительная часть граждан России. Об этом свидетельствует хотя бы выступления в СМИ и прессе деятелей искусства, политических лидеров.

Во-вторых, резкое увеличение доли верующих среди молодежи, особенно образованной [218]. Он превысил уровень религиозности в среднем возрасте. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, разбирающиеся в богословских вопросах люди среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах и церемониях. Они, как правило, много времени уделают на благотворительность. Также можно выделить и увеличение их социальной и политической активности.

В-третьих, быстрое увеличение в общественном сознании престижа религиозных организаций, действующих в стране, рост религиозных политических партий и движений.

В-четвертых, вместо практики прошлого, когда на протяжении более 70 лет правящая партия насаживала идеологию атеизма и притесняла верующих, в настоящие время православная Церковь (и многие другие конфесии, действующие в нашей стране) вышли из тени. Церковь открыто, не боясь политических репресий, активно участвует в жизни государства, многие церковные события и праздники освещаются в СМИ.

В-пятых, официальные религиозные конфесии нашей страны (православная Церковь, мусульмане и прочие) склонны сами формировать свои социальные доктрины. Выражается это в том, что церковные лидеры, верующие теперь представляют собой не угнетенную массу, а людей, имеющих право на свободу слова. И поэтому имеют и озвучивают свою точку зрения на процессы, проходящие в стране и мире, а не слеппо доверять свое мнение религиозным и политическим лидерам.

Сколько помнит себя человечество, столько существуют дестркутивные религиозные организации, состоящие из групп людей, фанатично следующих за своим лидером. В ряде исследований отмечается, что в 20 в. многие секты начали применять психологические методы воздействия на психику человека, направленных на подавление воли человека. За последние 20 лет в нашей стране появилось множество организаций, которые нарушают права своих адептов, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить возможность самостоятельно мыслить и действовать. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их ценности, обрывают их связи с близкими и родными, а нередко даже толкают на убийства. Человек, попавший в секту, нередко подвергается насилию; от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна.

Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству. Эти религиозные организации являются деструктивными.

Деструктивные религиозные организации (секты) самым фундаментальным образом нарушают гражданские права. Разрушаются семьи, люди лишаются собственности и, в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года. Секты, применяя различные психологические методы, манипулируют религиозными чувствами людей, наносят им различные психические травмы, но и представляют собой опасность для общества и государства

Исследование непосредственным образом относиться к сфере "человек-человек". К данной сфере относятся такие профессии, как: специалисты сферы туризма (гиды, экскурсоводы, аниматоры и т.д.); педагогики (воспитатели детских садов, учителя школ и преподаватели высших учебных заведений); работники медицинских учреждений (медсестры, врачи, фельдшеры и т.д.) и многие другие специалисты, суть работы которых является общение с людьми.

В исследовании мы непосредственно упирались на данную сферу, а конкретно на профессию специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности. Ведь будущий преподаватель элективного курса будет проводит обучение студентов по формированию умений антипропаганды религиозного экстремизма. Преподаватель планирует учебный материал, разрабатывает наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Формирует умения и навыки самостоятельной работы студентов, стимулирует познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний, умения применять знания на практике. Должен в совершенстве знать предмет, методику преподавания, педагогику, возрастную и социальную психологию, необходима эрудиция по широкому кругу вопросов.

Проблемой сектоведения, религиозного экстремизма не один год занимаются отечественные и зарубежные ученый. К ним относятся А.Л. Дворкин [39, 40], Т. Гандоу [36], И.Я. Кантеров [60, 61], и многие другие. Проанализировав их основные труды, нам не удалось найти исследования, в которых рассматриваются проблемы антипропаганды религиозного экстремизма в сфере "человек- человек".

Вышеизложенное позволило сформулировать противоречие, суть которого состоит в следующем: с одной стороны, существует возможность формирования умений по антипропаганде религиозного экстремизма в учебном процессе ВУЗа, с другой стороны, очевидная недостаточная разработанность теоретических и методических основ обучающихся к антипропаганде религиозного экстремизма среди студентов в системе образовательного процесса в гуманитарных ВУЗах.

Выявленное противоречие определило выбор темы исследования, и позволило сформулировать его проблему - каковы содержание, формы и методы формирования у студентов гуманитарных ВУЗов умений антипропаганды религиозного экстремизма в профессиональной деятельности.

Проблема определила цель исследования: разработать содержание, методы и формы формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Объект исследования - образовательный процесс в гуманитарных ВУЗах.

Предмет исследования - формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью деятельности

Гипотеза исследования: эффективность формирования у студентов гуманитарных ВУЗов умений антипропаганды религиозного экстремизма будет повышаться, если:

- будут рассмотрены теоретико-методологические основы формирования у студентов гуманитарных ВУЗов умений антипропаганды религиозного экстремизма в процессе профессиональной деятельности; будет разработана и апробирована модель формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов -будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности; будет разработано программно-методическое сопровождение подготовки студентов в области антипропаганды от религиозного экстремизма.

Задачи исследования:

1. Проанализировать содержание деятельности существующих деструктивных религиозных организаций (сект) и объединений и выявить их типологию; раскрыть понятие религиозного экстремизма, и на этой основе выявить направления работы со студентами гуманитарных ВУЗов по формированию антипропаганды религиозного экстремизма;

2. Произвести отбор умений, необходимых для антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов в будущей профессиональной деятельности;

3. Определить содержание формирования у студентов умений в области антипропаганды религиозного экстремизма;

4. Разработать и экспериментально проверить модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Методологические основы исследования. Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории "формирование", "умения", "знания", "профессиональная деятельность" конкретизированные в основных положениях психолого-педагогической науки (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, О. Конт, И. И. Чесноков, Д.И. Фельдштейн, Дж. Мид, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и т.д.).

Исследование проводилось под значительным влиянием теории образования (В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, В.М. Розин и др.). В работе использованы фундаментальные научные труды по теории и методике профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, B.C. Леднёв, A.M. Новиков и др.).

Важное значение для раскрытия темы работы имели труды, посвященные религиозной философии, сектоведению и сущности религиозного экстремизма (А.Л. Дворкин, М.А. Плотников, П.Г. Носачев, Т.Т. Христов, И.Я. Кантеров, Г. Иоффе, , Лев Семенов, H.A. Бердяев, А.Г. Залужного, В.А. Бурковской, З.С. Арухова и др.).

Исследование опирается на труды отечественных ученых, педагогов, психологов (Л.А. Михайлова, Б.И. Мишина, А.Т. Смирнова, В.Н. Латчука, И.К. Топорова, С.Н. Вангородского, Л.И. Шершнева, В.В. Сапронова и др.), посвященные общенаучным, теоретическим и практическим аспектам безопасности личности, общества и государства, разработке теоретических и методических основ безопасности жизнедеятельности.

Опытно - экспериментальной базой исследования является государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования - Московский городской педагогический университет, кафедра Безопасности жизнедеятельности. Всего в эксперименте участвовало 502 человек.

Этапы исследования: исследование проводилось с 2009 по 2012 год в 3 этапа:

Первый этап (2009-2010 гг.): теоретический анализ научно-методической литературы и оценка опыта работы отечественных учебных заведений по подготовке студентов в сфере антипропаганды религиозного экстремизма; проанализировано состояние проблемы религиозных культовых новообразований в современном обществе и профессиональной педагогике; рассмотрены религиозные аспекты безопасности как педагогическая проблема, в том числе, проанализированы принципы и критерии отбора содержания учебного материала и форм проведения занятий со студентами гуманитарных ВУЗов в области антипропаганды религиозного экстремизма.

Второй этап (июнь 2010-октябрь 2011 гг.): опытно-экспериментальная проверка основных положений гипотезы. В этот период проводились: мероприятия, предусматривающие внедрение педагогических условий реализации программы подготовки в сфере антипропаганды от религиозного экстремизма в систему образовательного процесса гуманитарного ВУЗа; формирующий и констатирующий эксперимент; осуществлена апробация экспериментальных учебных планов и программ, результатов.

Третий этап (декабрь 2011-икшь 2012 гг.): обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

1) Раскрыта типология существующих деструктивных религиозных организаций (религиозные секты; псевдорелигиозные секты, такие как: теософские, спиритические, масонские сеты; светские сеты: политические, псевдо политические, эстетические, псевдо эстетические, коммерческие, научные секты, псевдонаучные); раскрыто содержание понятия «религиозный экстремизм», выявлены направления работы со студентами гуманитарных ВУЗов по формированию умений антипропаганды религиозного экстремизма, такие как: формирование знаний и умений по распознаванию религиозных сект; формирование знаний о псевдорелигиозных сектах, знаний об их отличительных особенностях; формирование знаний и умений выделения из деструктивных организаций светских сект, деятельность которых не связанна с религией, но направление работы которых напрямую связанно с криминалом и экстремизмом; формирование знаний о религиозном экстремизме, правовой защите граждан от посягательства деструктивных религиозных организаций.

2) Произведён отбор умений антипропаганды религиозного экстремизма необходимых студентам, таких как: умение оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона; умение классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций; умение владеть ситуацией при общении с адептами сект, вести диалог в случае вербовки; умение проконсультировать пострадавших от сект и их родственников о том, где и как получить помощь.

3) Определенно содержание, направленное на формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма, у студентов, включающее такие разделы, как: характеристика деструктивных религиозных организаций; социально-психологические аспекты деструктивных религиозных организаций; принципы, правила и требования безопасного поведения в социально-опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности; формы и методы правовой защиты граждан от посягательств религиозных экстремистов.

4) Разработана модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности и включающая такие модули: программно-целевой модуль, операционально-деятельностный модуль, оценочно-коррекционный модуль.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика профессионального образования дополнена системным представленнием в виде модели процесса и результата формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов -будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработано программно-методическое сопровождение подготовки студентов в системе образовательного процесса гуманитарных ВУЗов; подготовлены методические рекомендации для преподавателей гуманитарных ВУЗов по формированию у студентов умений антипропаганды религиозного экстремизма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявленная типология деструктивных религиозных организаций (сект) определяет направления работы со студентами по антипропаганде религиозного экстремизма, такие как: формирование знаний и умений по распознаванию религиозных сект; формирование знаний о псевдорелигиозных сектах, знаний об их отличительных особенностях; формирование знаний и умений знать и уметь выделения из деструктивных организаций светских сект, деятельность которых не связанно с религией, но направление работы которых напрямую связанна с криминалом и экстремизмом; формирование знаний о религиозном экстремизме, правовой защите граждан от посягательства деструктивных религиозных организаций.

2. К умениям, необходимым для антипропаганды религиозного экстремизма в будущей профессиональной деятельности студентов гуманитарных ВУЗов относятся: умение оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона; умение классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций и закономерности их проявления; умение владеть ситуацией при общении с адептами сект; умение проконсультировать пострадавших от сект и их родственников о том, где и как получить помощь.

3. Формирование у студентов умений основываются на их знаниях о деятельности деструктивных религиозных организаций (таких как: знания о классификации и характеристиках деструктивных религиозных организаций; знания социально-психологических аспектов деструктивных религиозных организаций; знания принципов, правил и требований безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности; знания форм и методов правовой защиты граждан от посягательств религиозных экстремистов), которые могут быть получены в процессе изучения элективных курсов: "Религиозные аспекты безопасности", "Психология религиозных сект", "Религиозный экстремизм: сущность, формы" и "Типология религиозных сект".

4. Разработанная модель системно и целостно представляет результат формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма и включает такие модули, как: программно-целевой модуль, операционально-деятельностный модуль, оценочно-коррекционный модуль, которые, в свою очередь, включают в себя совокупность компонентов. Данная модель позволяет сформировать умения по антипропаганде религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов в профессиональной деятельности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Кузнецов, Константин Валерьевич

Выводы по второй главе

Когда мы говорим о последователях тех или иных сект, то, прежде всего, представляем себе взрослых людей и редко задумываемся о том, что взрослые эти зачастую тянут за собой детей (подростков) - собственных или чужих. Для адептов любого деструктивного культа характерно рассматривать окружающий их мир как мир тьмы, а людей, его населяющих, представлять слепцами или, хуже того, врагами.

Сектанты пытаются всеми способами уйти из этого мира, а заодно увести за собой и детей.

Сегодня в России насчитывается от 300 до 500 различных сект, абсолютное большинство которых можно отнести к деструктивным, или тоталитарным. Численность людей, вовлеченных в эти деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает, по самым разным оценкам, до одного миллиона человек, и огромное число среди них - дети и подростки. Впрочем, сколько конкретно запутано детей в этой паутине, сказать почти невозможно. У нас даже официальной статистики на этот счет не ведется. Но если учесть, скажем, что в достаточно благополучной Франции, чье население уступает по численности населению Российской Федерации и где борьба с тоталитарными сектами ведется, не в пример нам, довольно жестко и последовательно, более 40 тысяч детей до 18 лет находятся под прямым влиянием сект, можно представить, какая вакханалия творится у нас.

Так что, не стоит полагать, что руководители сект не интересуются судьбой детей и для них главное - завлечь в свой культ людей взрослых, от которых будет больше пользы во всех смыслах, в том числе и в материальном. Это совсем не так. Интерес к детям со стороны сект огромен. Они даже и не скрывают этого.

Рон Хаббард, основатель секты сайентологов, писал: «Спасите ребенка - и вы спасете нацию». Слова хорошие, нелишне только напомнить, что «спасение по Хаббарду» возможно лишь в сайентологической секте. Если следовать, например, теории Муна, то ребенок - это третий мессия после самого преподобного. Один из текстов свидетелей Иеговы уточняет: «Чем раньше начинается формирование ребенка, тем более велики шансы, что дети прочно укрепятся в истине и сделают своим призванием службу ей». Истина же здесь только одна - та, что проповедуется адептами секты. Раэль - французский мессия, утверждающий, что еще в 1973 году с ним в контакт вступили инопланетяне и поручили ему открыть на Земле их посольство, предлагает давать детям соответствующие тесты уже в детских садиках, чтобы «выявить будущих избранных».

В связи с вышесказанным, одним из эффективных средств формирования негативного отношения к религиозным сектам у детей и подростков является занятия в учебных заведениях. С их помощью можно донести реальную религиозную ситуацию в стране, социально - психологические аспекты деятельности деструктивных и экстремистских религиозных организаций; учащиейся смогут овладеть умениями оценивать социально опасные ситуации, связанные с проявлениями религиозного экстремизма; использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием людей.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.