Формы проявления соборности и эсхатологизма как черт русского национального сознания в литературе и фольклоре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Старыгина, Анна Васильевна

  • Старыгина, Анна Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Старыгина, Анна Васильевна. Формы проявления соборности и эсхатологизма как черт русского национального сознания в литературе и фольклоре: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Барнаул. 2003. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Старыгина, Анна Васильевна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа национальной культуры и национального сознания русского общества.

1.1. Национальная культура и национальное сознание.

1.2. Русская философская мысль об определяющих чертах национального сознания.

Глава 2. Константность форм проявления соборности и эсхатологизма в литературе и фольклоре.

2.1. Формы проявления соборности и эсхатологизма в литературе и фольклоре XVII в.

2.2. Формы проявления соборности и эсхатологизма в русской литературе и фольклоре XIX в.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формы проявления соборности и эсхатологизма как черт русского национального сознания в литературе и фольклоре»

Актуальность темы исследования. Национальная культура является сложной многофакторной системой, основу которой составляют стержневые принципы, ценности, ориентации. Именно данные основополагающие черты определяют своеобразие культуры той или иной нации, ее лик и самобытность.

Жизнестойкость культуры зависит от непрерывного процесса трансляции ее стержневых принципов из поколения в поколение, от их осознания представителями данной культуры. В случае нарушения данного процесса передачи ценностных ориентаций культуры, отсутствия преемственности происходит разрушение культурного организма, распад культуры как системы.

На протяжении XX века и в современной социокультурной ситуации процессы модернизации и глобализации обуславливают активное развитие диалога культур. Полноценный диалог возможен лишь в случае аутентичности, самобытности взаимодействующих культур.

В то же время экспансия массовой культуры приводит к стиранию истинного лица национальных культур, утрате ими своих сущностных черт. Следствием разрушения ценностно-ориентационного ядра национальной культуры является потеря оснований для самоидентификации, национального самоопределения ее представителей.

В истории социокультурного развития России немало примеров, свидетельствующих о том, что разрушение ценностного ядра культуры, насильственное внедрение ценностей других культур, противоречащих базовым принципам русской культуры, ведет к глубокому духовному, общественному кризису, усилению энтропийных процессов, разрушению социальных институтов, социальных и, прежде всего, морально-нравственных норм, основ общества.

Современное российское общество переживает аналогичный период. Ситуация усугубляется фактическим забвением проблемы исследования самобытных черт русской духовной культуры в советскую эпоху.

В данном контексте представляется актуальным обращение к исследованию сущностных черт, стержневых принципов, ведущих констант русской культуры.

Важно не только назвать черты национального сознания, но и представить формы их воплощения, существования в культуре, поскольку именно сохранение, развитие и трансляция данных форм будет способствовать расцвету культуры и нации в целом, их жизнеспособности.

Проблема возрождения русской культуры в современной России с особой остротой актуализирует необходимость определения ее основополагающих черт, того, что является существенным в нашей культуре, каковы те базовые признаки, которые придают ей жизненность и устойчивость, обуславливают самобытность русской культуры, ее качественное своеобразие.

Наше исследование форм проявления соборности и эсхатологизма в русском национальном сознании на основе анализа произведений русской литературы и фольклора направлено на выяснение сущности основ русской культуры, что является необходимым условием ее сохранения, воспроизведения и развития. Оно актуально в свете разработки стратегий возрождения и развития русской культуры в современной России.

Состояние разработанности проблемы. В философских исследованиях русского национального сознания, специфики русской культуры и русской духовности наиболее плодотворными нам представляются работы мыслителей XIX - начала XX в. Это идеи славянофилов, прежде всего, А.С. Хомякова и И.В. Киреевского; труды неославянофилов Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, концепции представителей русской религиозной философии - B.C. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, C.J1. Франка, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова,

П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского,

Г.П. Флоровского, Л.П. Карсавина, Г.П. Федотова и др.

В работах мыслителей советского и постсоветского периодов важными для нас представляются работы о русской философии, философском самосознании В.Н. Акулинина, В.Х. Болотокова, А.А. Галактионова, М.Н. Громова, А.В. Гулыги, И.И. Евлампиева, А.Ф. Замалеева, А.В. Иванова, А.А. Королькова, Д.С. Лихачева,

A.Ф. Лосева, М.А. Маслина, Л.К. Нагорной, Е.А. Овчинниковой,

B.Н. Сагатовского, В.В. Сербиненко, К.В. Фараджева, В.Е. Фомина,

C.С. Хоружего, Л.Е. Шапошникова и др.

Особо следует выделить культурологические исследования, раскрывающие вопросы сущности и структуры культуры, отличительных особенностей этнических, национальных культур, становления и развития отечественной культуры. Это труды С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Н.Г. Багдасарьян, П.С. Гуревича, В.А. Ельчанинова, Б.С. Ерасова, И.А. Есаулова, Ю.Ф. Кирюшина, Т.Ф. Кряклиной, А.П. Маркова, В.М. Межуева, И.В. Можайсковой, М.М. Мчедлова, О.А.Платонова, Т.А. Семилет, Ю.И. Сохрякова, Е.С. Троицкого, В.К. Трофимова, А.С. Фролова, В.П. Шестакова и др.

Несомненный интерес представляют и исследования современного состояния русской культуры, проблем ее возрождения, развития, самовоспроизводства. Данные вопросы разрабатываются такими исследователями как Т.Ю. Бородай, С.Д. Бортников, В.А. Бакаев, A.LLI. Викторов, С.И. Григорьев, К. Касьянова (В.Ф. Чеснокова), К.Г. Колтаков, Н.И. Лагшн, В.М. Соколов, Е.В. Ушакова и др.

Несмотря на огромную значимость существующих исследований о специфике русской культуры, русском национальном сознании и его основополагающих чертах, отметим, что в них слабо представлены формы проявления, отражения в русской литературе и фольклоре соборности и эсхатологизма.

В литературоведческих работах А.С. Демина, А.С. Курилова, В.В. Кускова, Д.С. Лихачева, О.В. Творогова и др. содержится разносторонняя характеристика литературных произведений.

Содержание сатирических литературных произведений XVII в. большинством исследователей трактуется как правдивое отражение быта. Все факты, данные сатирических источников понимаются буквально, их считают описанием реально существовавших порядков, событий. На наш взгляд, такая точка зрения не вполне правомерна. Здесь не учитывается специфика сатирических произведений, их особенный язык, и главное -особенности отношения древнерусского человека к пародиям, обличениям и вообще смеху, сама природа смеха. Если учесть эти особенности источников, картина национальных черт русского общества существенно изменится.

Особое значение для нашего исследования имеет работа Д.С. Лихачева «Смех в Древней Руси», в которой показана специфика восприятия русским человеком того времени смеха, его отношение к смеху и, в связи с этим, те идеи, которые отражены в сатирических произведениях XVII века.

Из многочисленных трудов о литературе XIX века отметим работы о творчестве Н.С.Лескова - Ю.В.Лебедева и А.А.Горелова, Т. Окуловой-Микешиной, А. Григоренко, А.Б. Румянцева, Вс. Троицкого и др.; о произведениях и мировоззрении И.А. Гончарова - В.И. Мельника, М.В. Отрадина, В.А. Недзвецкого; исследования наследия М.Е. Салтыкова-Щедрина, представленные в работах С.А. Макашина, В.А. Мыслякова, В.Ф. Никифорова и др.

Из исследований фольклорных источников мы использовали работы А.Н. Мартыновой «Мудрость и красота» и В.П. Адриановой—Перетц «Библейские афоризмы и русские пословицы» и др. Авторы дают характеристику пословиц и поговорок, анализируют их происхождение, содержание.

Из литературоведческих работ о русских духовных стихах базовой для нашего исследования является работа Г.П. Федотова «Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам)». Из современных работ по анализу духовных стихов отметим работу Ф.М. Селиванова «Народно-христианская поэзия», в которой автор не только дает внешнюю критику источника, но и сопоставляет догматические установки с тем мировосприятием, которое отражено в духовных стихах и отмечает некоторые из противоречий между содержанием духовных стихов и содержанием церковной литературы, в частности Библии.

Работы геологов ценны для нас тем, что позволяют сравнить догматическое понимание соборности и эсхатологизма с теми представлениями, которые бытовали в народе. Среди богословских работ могут быть названы, прежде всего, статьи протоиерея Василия Зеньковского «Принципы православной антропологии», митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «Торжество православия» и «Русь соборная», игумена Вениамина (Новика) «Актуальные проблемы российского православного церковного сознания». Кроме того, значительный материал представляет и исследование А. Кураева «Догмат и ересь в христианском предании».

В современных исследованиях русского национального сознания преобладает философская рефлексия, направленная на создание его идеальной модели. Она фиксирует черты русского национального сознания в абстрактно-общем виде. Русские литературные произведения, фольклорные материалы XVII и XIX веков практически не используются исследователями в качестве источников для реконструкции ценностных ориентаций, стержневых принципов русского национального сознания. Восполнить этот пробел, осуществить восхождение от абстрактного к конкретному - задача нашего диссертационного исследования.

Объектом нашего исследования является русское национальное сознание, запечатленное в литературных источниках.

Предмет исследования - формы проявления соборности и эсхатологизма в русском национальном сознании.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы - выявление форм соборности и эсхатологизма как констант русского национального сознания.

Цель реализуется посредством решения следующих задач:

1) определить теоретико-методологические философские основания исследования черт русского национального сознания, запечатленных в литературных источниках;

2) проверить гипотезу о константности идей соборности и эсхатологизма в русской культуре и философии;

3) рассмотреть соборность и эсхатологизм в русском национальном сознании в аспекте социально-исторической устойчивости и изменчивости;

4) выявить формы бытия идей соборности и эсхатологизма в национальном сознании религиозного и светского периодов развития русской культуры;

5) обнаружить формы бытия идей соборности и эсхатологизма в позитивном и негативном ценностных измерениях русской культуры;

6) выявить формы бытия идей соборности и эсхатологизма в сознании различных социальных групп русского общества.

Временные рамки нашего исследования - XVII век (до церковного раскола) и XIX век - периоды развитой религиозной и светской культуры, когда русское национальное сознание имеет целостную форму, четко вырисовываются его основные черты. Так, XVII век - это время наивысшего расцвета древнерусской религиозной культуры. Вторая половина XVII и XVIII век - время активного изменения, трансформации социокультурных реалий России, сознания общества, а XIX век вновь предстает как итог предшествующих изменений, представляет новую целостную форму культуры.

Источниками для заявленного исследования послужили произведения литературы и фольклора XVII и XIX веков.

Литературные произведения XVII века как источник для реконструкции русского национального сознания ранее практически не использовались. В этих произведениях отражено сознание преимущественно средних слоев населения, живущих в городах - купцов, посадских людей, а также среднего и низшего духовенства.

Особо следует отметить сатирические произведения. В них сохраняются те основные черты, которые были присущи древнерусскому смеху. Первые сатирические литературные произведения - это как бы устный источник, изложенный на бумаге. Литературная сатира XVII века еще не приобрела каких-то своих особенностей, которые бы разделили, обособили ее от древнерусской смеховой традиции, и поэтому нам кажется, что данный вид источников и должен рассматриваться именно в русле особенностей древнерусского смеха.

Мы вполне согласны с тезисом Д.С. Лихачева, что древнерусский смех представляет «мир перевернутый, реально невозможный, абсурдный, дурацкий». Для нас очень важно, что в сатирической литературе отражен не реальный мир того времени, а антимир.

Конечно, нельзя сказать, что реальный мир и антимир существуют отдельно друг от друга, параллельны друг другу и не соединяются никакими связями, не влияют друг на друга. «Изнаночный мир не теряет связи с настоящим миром. Наизнанку выворачиваются настоящие вещи, понятия, идеи, молитвы.антимир Древней Руси противостоит.некоей идеальной реальности» [109, с. 357-358].

Мы считаем, что на основе сатирической литературы XVII века можно выявить как идеальное представление древнерусского человека о мире, его ценности, так и существовавшую тогда реальность, если читать эти произведения «наоборот».

Отражение русского национального сознания в произведениях А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого широко изучено и стало классикой. Мы в диссертационной работе обратились к произведениям выдающихся представителей русской литературы XIX в. - Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, так как они менее исследованы, но представляют значительный интерес с точки зрения постижения доминирующих черт русского национального сознания.

А. Григоренко отмечает, что Н.С. Лесков является писателем русской темы и русских проблем, русских характеров и психологии. В.И. Мельник считает И.А. Гончарова большим художником, сумевшим увидеть в народе хранителя духовных богатств нации в целом. В гончаровском творчестве даны, конечно, не только выразительные социальные характеристики героев из различных классов общества, но встречаются и сравнения, а порою и противопоставления этих характеристик. Но важно, что И.А. Гончаров при всем этом постоянно имеет в виду русский национальный характер в целом.

М.Е. Щедрин в своих произведениях часто использует приемы создания смеховых, сатирических ситуаций, характерных для древнерусской смеховой культуры, то есть переворачивает реальность, представляет ценности и идеалы «навыворот» (Д.С. Лихачев), наизнанку. Здесь мы находйм гротескное описание отрицательных черт русского общества, которые представляют собой своеобразные антиподы идеалов.

Другим видом источников нашего исследования являются русские духовные стихи. Этот очень богатый, но малоизученный с культурологической точки зрения источник.

Духовные стихи сложились в допетровской Руси и представляют «уцелевший обломок московской культуры» (Г.П. Федотов). Мы согласны с Г.П. Федотовым в том, что в духовных стихах выражаются глубочайшие подсознательные стихии религиозной души русского народа.

В основе духовных стихов всегда лежали книжные повести, более или менее церковного происхождения. «Первоначальными авторами стихов должны были быть люди или книжные, или, по крайней мере, если не начитанные, то наслышанные в церковной письменности. - отмечает русский мыслитель. - Если под народом понимать низшие культурные слои его, то слагатели духовных стихов принадлежали не к народу, а к .народной интеллигенции. изучение религиозного содержания духовных стихов ведет нас не в самую глубь народной массы. но к тем высшим ее слоям, где она тесно соприкасается с церковным миром» [206, с. 14-15].

Истинно народной мудростью всегда считаются пословицы и поговорки. Они представляют собой наиболее противоречивый из названных видов источников. В этих кратких фразах зафиксированы и законсервированы обычаи, быт, нравы, мироощущение русского человека, его нравственные ориентиры. Русским пословицам и поговоркам присущи юмор, сатира, что, с одной стороны, затрудняет порой их понимание, а с другой - дает скрытый подтекст, который изменяет нередко смысл слов вплоть до наоборот. Отметим, что этот вид источников для реконструкции русского национального сознания исследователями привлекался мало.

Теоретико-методологической базой исследования послужили:

- идеи славянофильской и неославянофильской философии, русской религиозной философии, а также работы современных отечественных исследователей, которые разрабатывали положения о плюрализме культурно-исторического процесса, наличии самобытных культурно-исторических «индивидуальностей» в истории, об особенностях и неповторимости каждой культуры, проявляющихся, в том числе, и в существовании доминантных для каждой культуры идей, ценностей, принципов;

- идеи культур витализма, в частности, концепция жизненных сил культуры;

- культурологические и литературоведческие работы, посвященные методам анализа и интерпретации литературных источников, в частности, работы Г.П. Федотова, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева.

Методы исследования. Наряду с общенаучными методами анализа, синтеза, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному в работе применялись сравнительно-исторический и интерпретативный методы, элементы семиотического анализа.

Научная новизна диссертационного исследования заключаются в следующем.

1. Показаны конкретные формы воплощения идей соборности и эсхатологизма в художественных образах русской культуры.

2. Определены критерии константности черт национального сознания: культурно-исторические, социально-пространственные, ценностно-смысловые.

3. Доказана эвристичность комплексного использования литературных источников (пословиц и поговорок, духовных стихов, авторских художественных произведений) для выявления сущностных черт национального сознания.

4. Существенно дополнена принятая в философской литературе совокупность идей и образов, выражающих эсхатологизм и соборность русского национального сознания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Адекватным методом для доказательства константности черт национального сознания является обращение ко всему многообразию литературных источников, относящихся к «высокой» и «низкой», религиозной и светской культуре общества, как запечатленному сознанию нации.

2. Культурными константами могут считаться такие черты национального сознания, которые присутствуют на протяжении различных исторических периодов развития, во всех социальных слоях общества, в единстве позитивных и негативных ценностных модальностей.

3. Соборность и эсхатологизм как черты национального сознания присутствуют в религиозном и светском периодах развития русской культуры. Даже когда религия утрачивает статус духовной универсальности и тотальности в обществе (русское общество XIX века), соборность и эсхатологнзм остаются доминантами общенационального сознания.

4. Идеи и образы соборности и эсхатологизма наличествуют и в позитивном, и в негативном ценностных измерениях русского национального сознания.

5. Соборность и эсхатологнзм присутствуют в сознании всех основных социальных слоев русского общества: высших (дворянство, высшее духовенство), средних (городские слои, среднее и низшее духовенство), народных низах (крестьянство).

Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование соборности и эсхатологизма позволяет осознать глубинные основания русской культуры, во многом определяющие образ жизни, поведение и деятельность ее представителей. Оно конкретизирует представления о сущности и жизненных силах нашей культуры.

Изучение основополагающих черт русского национального сознания, форм их проявления, способствует более глубокому пониманию явлений русской культуры, новому восприятию произведений искусства и литературы, иной трактовке событий русской истории.

Результаты исследования способствуют самопознанию русской нации, что является важным условием самосохранения и развития жизненных сил национальной культуры, разработке стратегий возрождения русской культуры в ее аутентичных формах и определению границ национально-культурной безопасности.

Применение результатов исследования на практике, на наш взгляд, будет способствовать повышению культуроцентричности современного российского образования. На основе данных исследования разработаны курсы для высших учебных заведений «Духовные константы русской культуры» и «Социология русской культуры».

Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на аспирантском методологическом семинаре и заседании кафедры общей социологии Алтайского государственного университета. Результаты диссертационного исследования содержатся в статьях, опубликованных в научных журналах и сборниках, а также отражены в докладах и сообщениях, прочитанных на Международном конгрессе «Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений» (Барнаул, 2000 г.), XXVIII, XXIX и XXX внутривузовских научных конференциях аспирантов, магистрантов и студентов Алтайского государственного университета (Барнаул, 2001г., 2002г., 2003г.), Межрегиональной, межвузовской научно-практической конференции (школе) молодых ученых «Актуальные проблемы молодых ученых российской провинции в контексте современной социокультурной ситуации» (Бийск, 2002 г.), Межрегиональной конференции «Социология в Сибири: проблемы и перспективы развития» (Новосибирск, 2002 г.), конференции «Русская культура: проблемы возрождения, сохранения и развития» (Барнаул, 2003 г.); Межрегиональной летней школе молодых ученых и студентов «Культуроцентричность социогуманитарного образования, современных социальных теорий и методов исследований: универсализм глобальных тенденций и национально-региональные особенности, монизм и полипарадигмальность» (Артыбаш, 2003г.) и Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (Барнаул, 2003г.).

Результаты исследования также были использованы при разработке авторских курсов «Социология русской культуры» и «Духовные константы русской культуры».

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав по два параграфа и заключения. Общий объем текста работы 163 страницы. Список литературы включает 228 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Старыгина, Анна Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество основывается на идее, которую оно само о себе создает, отмечал Э. Дюркгейм. Литературные произведения, русские духовные стихи, пословицы и поговорки дают богатый материал для изучения русского национального сознания.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Доминирующие черты каждого из элементов национальной культуры составляют ее «ядро», которое выражается в философии, искусстве, литературе, этике, религии, науке, праве, основных формах экономической и социальной организаций, в менталитете и образе жизни ее представителей. Базовые ценности «ядра» являются жизненными силами национально-культурной органической системы. Они пронизывают все уровни духовности - архетипический, ментальный и рационально-рефлексивный. Такими чертами русской национальной культуры являются соборность и эсхатологнзм.

2. Правомерно утверждать константность соборности и эсхатологизма как черт русского национального сознания, на основании универсальности их проявлений: они отражены в литературе и фольклоре как религиозного, так и светского периода развития русской культуры, как в форме ценностей, так и в форме антиценностей, и в той или иной мере выражаются в мировоззрении представителей различных социальных ступеней, различных слоев общества.

3. Соборность в русской философии понимается как единение людей на основе любви к Богу. Важнейшими аспектами соборности для русского религиозного сознания как религиозного, так и светского периодов развития русской культуры являются любовь к Богу и ближнему, единение людей и природы во имя высших ценностей, сострадание, искренность, «сердечность» веры и отрицание внешнего благочестия. Символом соборного единения народа выступает Богородица, а не церковь, как в богословии. Эсхатологическая доминанта проявляется в представлениях русского народа о Боге как высшем судье, о воздаянии после смерти за земные дела человека, о грехах и покаянии, о спасении. Соборность и эсхатологизм тесно взаимосвязаны в сознании русского общества. Одной из центральных тем является идея соборной ответственности перед Богом, соборного спасения. Достижение соборного спасения и является своего рода преобразованием мира, становлением Царства Божьего на земле. Русское общество считает возможным два пути достижения соборности и спасения: 1) аскетический, монашеский путь; 2) путь мирского благочестия. Причем, если в XVII веке существовало относительное «равноправие» данных вариантов, то в XIX веке особое внимание уделяется благочестию в миру (вплоть до полного отрицания аскетического пути как проявления эгоизма, а не соборного чувства в вопросах спасения). В связи с особой значимостью соборной ответственности и соборного спасения личная и мировая эсхатология в русском религиозном сознании фактически сливаются воедино. Без достижения соборного единства невозможно спасение мира. Русское религиозное сознание глубоко оптимистично, поскольку главенствующей идеей является идея Воскресения.

4. Соборность и эсхатологизм представлены в литературных произведениях и фольклоре как в формах позитивной, так и негативной ценностных модальностей. В сатирических произведениях с помощью художественных средств разоблачаются антиподы названных черт, чем подтверждается истинная ценность соборности и эсхатологизма для русской культуры.

5. Основные формы соборности и эсхатологизма присутствуют в сознании всех слоев российского общества: верхах, средних слоях и низах.

На наш взгляд, тематика исследования перспективна для дальнейшего изучения, ее потенциал еще далеко не исчерпан.

Направлений дальнейших исследований множество. Назовем те, которые представляются наиболее важными:

- расширение источниковой базы исследования, привлечение новых видов источников;

- расширение круга исследуемых доминант национального сознания русского общества;

- анализ состояния констант русской национальной культуры в переходные, нестабильные периоды ее развития;

- изучение роли культурных констант в устроении общества, в организационных формах и содержательной наполненности социальных институтов, в социально-сословной и классовой иерархии, а также выявление модификаций основополагающих принципов культуры в различных сферах социокультурного бытия.

Исследование культурных систем в обозначенном нами аспекте открывает широкие возможности для изучения их констант на основе анализа литературных произведений, в которых запечатлено национальное сознание. Чтобы составить представление о будущем нации, необходимо четко осознать, что она представляет, кто мы такие.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Старыгина, Анна Васильевна, 2003 год

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности// Новый мир. -1988. - №7. -С. 210-220.

2. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии// Вопросы литературы. 1970. -№3.- С. 113- 143.

3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. -357 с.

4. Адрианова Перетц В. П. Библейские афоризмы и русские пословицы // Древнерусская литература и культура.- М., 1979. С. 1621.

5. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. - 158с.

6. Альтицер Т. Россия и апокалипсис// Вопросы философии. 1996. -№ 7. - С. 110-126.

7. Андреев Д.Л. Роза мира.- М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К0», 1993.- 304 с.

8. Арсеньев Н.С. Духовные силы в жизни русского народа// Литературное обозрение. 1994. - №1-2. - С. 103 - 112.

9. Астафьев П.В. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии)// Вопросы философии. 1996. - № 12.-С.84- 102.

10. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (Методологические проблемы) М.: ИФРАН, 1996. - 70 с.

11. Баллестрем К.Г. Церковь и демократическая культура: проблемы адаптации и конфликты// Вопросы философии. 2002.- № 1.- С. 67 -76.

12. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. - 503 с.

13. Бельчиков Ю.А. «Человек живет словами.» (К 160-летию со дня рождения Н. С. Лескова)// Русский язык в школе. 1990. - № 6. -С.48-55.

14. Бердяев Н. Русская идея// Вопросы философии. 1990. - № 2. - С.87-154.

15. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения)//Вопросы философии. 1989.- № 6. - С. 31 - 42.

16. Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философская публицистика Г.П. Федотова)// Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х т. Т.1. -СПб.: София, 1991, -С.3-38.

17. Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Выдающиеся представители социально-философской мысли первой половины XX века. М.: Гелиос, 2002. - 480 с.

18. Бортников С.Д. Художественная культура и интеллигенция Сибири (1961 1985 гг.): Историко-культурный анализ. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 1999.-205с.

19. Былинин В.К., Грихин В.А. Становление древнерусской сатиры// Сатира XI XVII веков. - М.: Советская Россия, 1987. - С.5-20.

20. Васильева Т.В. «Святая Русь» у С. Грэхема и М. В. Нестерова// Россия и Запад: диалог культур. Вып. 5. М.: Издательство МГУ, 1998.-С. 226-232.

21. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001. -160с.

22. Высокопреосвещеннейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная (очерки христианской государственности)// Наш современник. 1994. - № 8-10.

23. Высокопреосвещеннейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Торжество православия (очерк русского самосознания)// Наш современник. 1993. - № 4-6.

24. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер// Вопросы философии. 1994. - № 6. - С.111-122.

25. Гаврюшин Н.К. «Русская идея» в трактовке С. Франка// Общественные науки и современность. 1990. - № 6. - С. 216 - 219.

26. Гаврюшин Н.К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии. 1992. - №4. - С. 79-83.

27. Гайденко П. «Конкретный идеализм» С.Н. Трубецкого// Вопросы литературы. 1990. - № 9. - С.96-121.

28. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX XIX вв. -Л.: Изд -во ЛГУ, 1989. - 743 с.

29. Гачев Г. Национальный космо-психо-логос// Вопросы философии. -1994. -№ 12.-С.59-78.

30. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.

31. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI XIX вв./ Сост. А.Ф. Солаценко, Ю.С. Прокошина. - М.: Московский рабочий, 1991. -351с.

32. Гончаров И. А. Обломов// Гончаров И.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1979. - 534 с.

33. Гончаров И. А. Обыкновенная история// Гончаров И.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1977. -С. 33-338.

34. Горелов А.А. Призраки М. Е. Салтыкова-Щедрина// Горелов А. Очерки о русских писателях. Л.: Советский писатель, 1968. - С.343-368.

35. Горелов А.А. Н.С. Лесков// Русская литература и фольклор (конец XIX в.). Л.: Наука, 1987. -С.57-168.

36. Григоренко А. Маг Мценского уезда. К 175-летию Н.С. Лескова// Библиотека. 1996. - № 2. - С.66-68.

37. Григорьев С. И. Виталистская социология:' парадигма настоящего и будущего. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАН, 2001. - 229с.

38. Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии// Вопросы философии. 1994. - №4. - С. 54 -61.

39. Гузь Н.А. Пространственная организация романов И.А. Гончарова// Культура и текст. Славянский мир: прошлое и современность/ Под ред. Г.П. Козубовской. СПб - Самара - Барнаул: Издательство БГПУ, 2001.-С.131-138.

40. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

41. Гуревич П.С. Философия культуры. Учебник для высшей школы. -М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. 352с.

42. Данилевский Н. Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991. 574 с.

43. Демин А.С. Писатели и общество в России XVI XVII веков. - М.: Наука, 1985.-205 с.

44. Дерюшев В. В. Методология и методы в теоретической социологии. -Бийск: НИЦ БГПУ им. В. М. Шукшина, 2002. 174 с.

45. Древнерусская литература: изображение общества. М.: Наука, 1991. - 244 с.

46. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ// Вопросы психологии.- 1993,- № 5. С. 20 - 29.

47. Душков Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. -448с.

48. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998. - 512с.

49. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 2000. -591 с.

50. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995. -288 с.

51. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России XXI века. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. - 380 с.

52. Замалеев А.Ф. Слышать голос Христа и голос истории (о социальной философии Г.П. Федотова)// Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994. - С. 5-12.

53. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л.: Лениздат, 1991. - 207 с.

54. Зеньковский В. Принципы православной антропологии// Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. -С. 115-148.

55. Иванов А.В. Уровни русского самосознания // Вестник Московского университета. Сер. 12. Социально-политические исследования. -1993.-№ 6.-С. 58-62.

56. Иваск Ю. Молчание (памяти Георгия Петровича Федотова)// Наше наследие. 1988. - №4. - С.53.

57. Ильин И.А. О православии и католичестве// Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. Джорданвилл: Совместное издание св. Троицкого монастыря и корпорации Телекс, 1991. - С.308-318.

58. Ильин И.А. О русской национальной идее// Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. Джорданвилл: Совместное издание св. Троицкого монастыря и корпорации Телекс, 1991. - С.318-328.

59. Ипатова С. А., Пантин В. О. Международная конференция «Творчество Н.С. Лескова в контексте русской и мировой литературы (к 100-летию со дня смерти писателя)»// Русская литература. 1996. -№ 2. - С. 212 - 219.

60. История русской литературы X XVII веков: Учеб. пособие/ Под ред. Д.С. Лихачева. - М.: Просвещение, 1980. - 462 с.

61. История русской литературы XI XX веков: Краткий очерк/ Отв.ред. А.С. Курилов. - М.: Наука, 1983. - 478 с.

62. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.

63. Калязинская челобитная// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М.: Художественная литература, 1989. - С.211-214.

64. Карасев Л. Антитезы смеха // Человек. 1993. - №2.- С. 12-31.

65. Карасев Л. Опыт несмеяния// Человек. 1992. - №5. - С.39-47.

66. Карасев Л. Смех и зло// Человек. 1992.- №3.- С. 14-17.

67. Карсавин Л.П. О личности// Карсавин Л.П. Религиозно-философские соч. Т.1 М.: Ренессанс, 1992.

68. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея// Русская идея. М., 1992.

69. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспектпресс, 1996. - 347 с.

70. Кожинов В. «И назовет меня всяк сущий в ней язык.»// Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М.: Молодая гвардия, 1990. - С.174-220.

71. Комина Р.В. Как устроен градоначальник// Комина Р.В. Над страницами русской классики. М.: Просвещение, 1991. - С.66-76.

72. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие.- М.: Аспект Пресс, 1997. 687 с.

73. Кондыков А.С. Общество и культура. Барнаул: Изд-во АГИК, 1994.- 18 с.

74. Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск: Русич, 1995. - 565 с.

75. Корольков А.А. Руссая духовная философия. СПб.: Изд-во Рус. Христианского гуманитарного ин-та, 1998. - 575 с.

76. Короткая JI.JI. Антицерковная сатира XVII века. Минск: Вышэйшая школа, 1968. - 80 с.

77. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов// Литература в школе. 1994. - № 3. - С.3-10.

78. Котельников В.А. Русская идея как философская и историко-литературная тема// Русская литература. 1990. - № 4. - С. 112-119.

79. Кретова А. А. «Человек на часах» Н.С. Лескова// Литература в школе. 2000. - № 6. - С. 60 - 62.

80. Крюков В.М. Вокруг России: синтаксис Василия Розанова// Вопросы философии. 1994. -№11.- С.63-80.

81. Кряклина Т.Ф. Диалог культур народов Сибири (Этносоциологический аспект): Монография. Барнаул: Изд-во Алт. акад. экономики и права, 2000. - 148 с.

82. Кузнецов Ф. Ф. Об «идолах» и идеалах. Заметки о мировоззрении и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина// Кузнецов Ф.Ф. Живой источник. М.: Московский рабочий, 1977. - С. 210 - 243.

83. Кулешов В. И. Сатиры русской властелин// Литературная Россия. -1976. № 4. (23 января). - С. 4.

84. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. СПб.: Алтейя, 1998.

85. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. СПб.: Алтейя, 1998.

86. Культурология. Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 319 с.

87. Культурология. Учебное пособие/ Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М.: Высш. школа, 1998. — 511 с.

88. Кураев А. Догмат и ересь в христианском предании// Вопросы философии. 1994. - № 9. - С. 104-131.

89. Кусков В.В. История древнерусской литературы М.: Высшая школа, 1998.-336 с.

90. Ладоренко В., Ладоренко О. Вера род духовной свободы. Новый взгляд на религиозное сознание// Общественные науки и современность. - 1991. - №1. - С. 126-136.

91. Лебедев Ю.В. Эпическое и сатирическое в «Губернских очерках» М.Е.Салтыкова-Щедрина// Лебедев Ю. В середине века: Историко-литературные очерки. М.: Современник, 1988. - С.216-239.

92. Лебедев Ю.В. Иван Александрович Гончаров (1812 1891)// Литература в школе. - 1991. - № 5. - С.71-88.

93. Лебедев Ю.В. Николай Семенович Лесков// Литература в школе. -2000. № 6. - С.22-33.

94. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство// Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: Наука. 1991.-С. 171 -296.

95. Лесков Н.С. Воительница// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1988. - С.94-168.

96. Лесков Н.С. Запечатленный ангел// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т.

97. М.: Художественная литература, 1988. - С.471-532.

98. Лесков Н.С. Кадетский монастырь// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т.

99. М.: Художественная литература, 1988. - С. 114-147.

100. Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1988. - С.49-93.

101. Лесков Н.С. На краю света// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1988. - С.7-70.

102. Лесков Н.С. Однодум// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1988. - С.84-113.

103. Лесков Н.С. Очарованный странник// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1988. - С.533-655.

104. Лесков Н.С. Павлин// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1988. - С.656-718.

105. Лесков Н.С. Пигмей// Лесков Н. С. Сочинения. В 3 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1988. - С.71-83.

106. Лесков Н.С. Соборяне// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1988. - С. 169-470.

107. Лесков Н.С. Тупейный художник// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1988. - С.557-577.

108. Лесков Н.С. Человек на часах// Лесков Н.С. Сочинения. В 3 т. Т. 2. -М.: Художественная литература, 1988. С.249-266.

109. Лисица Ю.Т. « Жить стоит только тем, за что стоит бороться и умереть.»// Ильин И.А. Родина и мы. Смоленск: Посох, 1995.- С.5-18.

110. Лихачев Д.С. Великий путь: становление русской литературы XI -XVII веков. М.: Современник, 1987. - 302 с.

111. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси//Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Т. 2. Л.: Художественная литература, 1987. - С.355.

112. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.// Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Т. 3. Л.: Художественная литература, 1987.-С. 3-102.

113. Лосский Н.О. Характер русского народа// Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политическая литература, 1991. - С.238-353.

114. Лотман Ю. М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры//Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 3. -Таллинн: Александра, 1993. С. 345 - 355.

115. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. - 272 с.

116. Макашин С. Салтыков-Щедрин: Биография. Т.1. М.: Гослитиздат, 1951. - 587 с.

117. Макашин С. Уроки Щедрина// Литературная газета. 1989. - № 19 (10 мая). - С.7.

118. Малягин В. Православие и Россия// Юность. 1994. - № 3. - С.48-53.

119. Мамонтов С.П. Основы культурологии. 2-е изд., доп. М.: Издательство РОУ, 1996. - 272 с.

120. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1996. - 288 с.

121. Мартынова А.Н. Мудрость и красота// Пословицы, поговорки, загадки. М.: Наука, 1986. - С.3-28.

122. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии: Критический анализ. М.: Издательство Московского университета, 1988. - 208 с.

123. Мельник В.И. Народ в творчестве И.А. Гончарова// Русская литература. 1987. - № 2. - С.49-62.

124. Мельник В.И. О религиозности И.А. Гончарова// Русская литература. 1995.-№ 1.-С.203-212.

125. Мельник В.И. Философские мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов» (к вопросу о соотношении «социального» и «нравственного» в романе)// Русская литература. 1982. - № 3. - С.81-99.

126. Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России. (Опыт метаисторического исследования). В 4 ч. 4.1-4. М.: Студия «Вече», 2001.

127. Мысляков В.А. «Мужик» в теоретико-публицистическом сознании Щедрина// Русская литература. 1986. - № 2. - С.78-92.

128. Мысляков В.А. Критическая мысль в социологических концепциях СалтыковЩедрина (Щедрин и Лавров)// Русская литература. 1983. -№ 1. - С.94-118.

129. Мысляков В.А. Тема «сердца» в творчестве Салтыкова-Щедрина// Русская литература. 1973. - № 3. - С.132-139.

130. Нагибин Ю. Н. С. Лесков// Силуэты. Очерки, статьи, эссе о русских и советских писателях. М.: Правда, 1986. - С. 461 - 487.

131. Нагорная Л.К. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX начало XX вв.): Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1994. - 143 с.

132. Назаров М. Онтологические основы соборности (по исследованию С.Л. Франка)// Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М.: Возрождение, 1995. - С. 89-95.

133. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров и русская философия любви// Русская литература. 1993. - № 1. - С.48-60.

134. Никифорова В. Ф. Композиция романа-хроники М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»// Изучение художественного произведения (русская литература второй половины XIX в.) М.: Просвещение, 1977. - С. 66 - 78.

135. Никифорова В. Ф. М. Е. Салтыков-Щедрин о сатире в период создания «Истории одного города» (1868 1870 гг.)// Проблемы жанра в истории русской литературы. - Л.: Финансы, 1969. - С. 134 -151.

136. Николаев П. «Писатель очень крупный и умный» // Наука и религия. -1981.- №2.-С. 43 -47.

137. Новик В. (Игумен Вениамин). Актуальные проблемы российского православного церковного сознания// Вопросы философии. 1999. -№2.-С. 128-141.

138. Новик В. Демократия как проблема меры// Вопросы философии. -1996. №7.-С. 83-91.

139. Носова Г.А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975. - 152 с.

140. Окулова-Микешина Т. «Время слов прошло нужны подвиги». Заметки к 100-летию со дня смерти Н.С. Лескова// Наш современник. - 1995. -№2. -С.186-192.

141. Окулова-Микешина Т. Чтобы совесть была белее снега (Россия и Н.С.Лесков)// Молодая гвардия. 1996. - № 9. - С.229-245.

142. Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое// Русская литература. 1992. - № 1. - С.3-17.

143. Отрадин М.В. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история»// Русская литература. 1993. - № 4. - С.35-65.

144. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука, 1984.-204 с.

145. Платонов О. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1991. - 232 с.

146. Повесть о бражнике// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М.: Художественная литература, 1989. - С.222-224.

147. Повесть о Горе Злочастии// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга первая. - М.: Художественная литература, 1989. -С.28-38.

148. Повесть о купце, купившем мертвое тело и ставшем царем// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга первая. М.: Художественная литература, 1989. - С.71-78.

149. Повесть о Марфе и Марии// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга первая. М.: Художественная литература, 1989. -С.105-110.

150. Повесть о Савве Грудцыне// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга первая. М.: Художественная литература, 1989. -С.39-46.

151. Повесть о Тверском Отроче монастыре// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга первая. М.: Художественная литература, 1989. - С. 112-120.

152. Повесть об Ульянии Осорьиной// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга первая. М.: Художественная литература, 1989. - С.98-102.

153. Покровский Н. Скитские биографии// Новый мир. 1992. -№8. - С. 194-210.

154. Пословицы и поговорки из сборников XVII начала XVIII в.// Мудрое слово Древней Руси (XI - XVII в.в.). - М.: Советская Россия, 1989.-463 с.

155. Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII XX веков. - Москва - Ленинград: Издательство АН СССР, 1961. - 290 с.

156. Пословицы. Поговорки. Загадки.- М., 1986. 405 с.

157. Прозоров В.В. М.Е. Салтыков-Щедрин// Русская литература и фольклор (Вторая половина XIX в.). Л., 1982.

158. Пруцков Н.И. О художественном своеобразии Гончарова -романиста// Классическое наследие и современность. Л.: Наука, 1981. С. 169- 187.

159. Размышления о России и русских. Штрихи к портрету русского национального характера. М.: Прогресс, 1994.- 464 с.

160. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М.: Наука, 1974.-406 с.

161. Розанов В. В. Русский Нил// Новый мир. 1989. - №7. - С. 188 - 231.

162. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994.- № 1. - С.25-53.

163. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь / Отв. ред. П.М. Мчедлов. М.: Республика, 2001. - 544 с.

164. Румянцев А.Б. Н.С. Лесков и русская православная Церковь// Русская литература. 1995. - № 1. - С.212-217.

165. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.- С. 476-477.

166. Русское православие: вехи истории.// Науч. ред. А.И. Клибанов. -М. :Просвящение, 1989. 415 с.

167. Русские. М.: Наука, 1997. - 828 с.

168. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -СПб: Петрополис, 1994. 218 с.

169. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. СПб.: СпбГУ, 1999.-272 с.

170. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы// Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в Ют. Т.6. М., 1988.

171. Салтыков-Щедрин М.Е. Губернские очерки// Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. М., 1988.

172. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города// Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 1 От. Т.2. М., 1988.

173. Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина. М.: Художественная литература, 1980. - 527 с.

174. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. 2-е изд., доп. - СПб.: Лениздат, Союз, 2001. - 560с.

175. Селиванов Ф.М. Народно-христианская поэзия// Стихи духовные. -М.: Роман-газета, 1991. С.3-45.

176. Семенов В. Чародей слова// Молодая гвардия. 1981. - № 2. - С.279-292.

177. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1994.

178. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). М., 1996.

179. Сказание о крестьянском сыне// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М.: Художественная литература, 1989. - С.225-228.

180. Сказание о куре и лисице// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М.: Художественная литература, 1989. -С.218-221.

181. Сказание о попе Саве// Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М.: Художественная литература, 1989. - С.215-217.

182. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. М.: Юнити, 1999. - 406 с.

183. Современный философский словарь/ Под общ. ред. д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова. Лондон, Франкфурт на - Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск:, 1998.

184. Соловьев B.C. Три силы// Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М, 1989.

185. Сохряков Ю.И. Благодатный дух соборности// Москва. 1995. - №10. -СЛ 68-173.

186. Сохряков Ю.И. Проблема соборности в русском художественно-философском мышлении// Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М.: Возрождение, 1995. - С.81-89.

187. Сохряков Ю.И. Ф.М. Достоевский и И.А. Ильин о духовных основах российской цивилизации// Русская цивилизация и соборность. М.: Возрождение, 1994. - С.35-44.

188. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Акад. Проект, 2001.-990 с.

189. Стихи духовные. М.: Наука, 1991. - 324 с.

190. Струве Н. А. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000. - 632 с.

191. Творогов О.В. Литература древней Руси: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

192. Телегин С. М. Национальное и мифологическое у Лескова. «Очарованный странник»// Литература в школе. 1996. - № 1. - С. 16 - 19.

193. Тойнби А. Д. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

194. Третьякова С. Н. Россия глазами английского журналиста Стефана Грэхема// Россия и Запад: диалог культур. Вып. 5.- М., 1998. С. 281 -287.

195. Троицкий В. Как быть русским.//Москва. 1994. - №8. - С. 129-136.

196. Троицкий Вс. Судьба и величие художника// Наш современник. -1981. № 3. - С. 171-182.

197. Троицкий Е.С. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-славянской) цивилизации// Русская цивилизация и соборность. М.: Возрождение, 1994. - С.4-34.

198. Троицкий Е.С. Теоретический и политический аспекты изучения соборной роли русского народа в многонациональной России// Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М.: Возрождение, 1995. - С.3-28.

199. Трофимов В.К. Душа русского народа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. - 159 с.

200. Трофимов В.К. Сущностные силы души русского народа. Ижевск: Издательство Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, 1998. - 47с.

201. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм// Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - С.334-351.

202. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи// Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - С.222-248.

203. Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия. Монография. В 2 ч. Ч. 1. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. Ч. 1. - 264 с.

204. Фараджев К. В. Русская религиозная философия. М.: Весь мир, 2002. -208 с.

205. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994.- 152 с.

206. Федотов Г.П. Святые Древней Руси// Наше наследие. 1988. - № 4. -С.45-49.

207. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс, Гнозис, 1991. - 192 с.

208. Федотов Г.П. Трагедия древнерусской святости// Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры). В 2-х т. Т.1. СПб.: София, 1994. - С.302-319.

209. Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе// Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX вв.). -М.: РОССПЭН, 1996,- С.7-21.

210. Философы России XIX XX столетий. - М.: Наука, 1993. - 483 с.

211. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины Т.1. 4.1 М.: Правда, 1990.

212. Флоровский Г.П. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

213. Фомин В.Е. Национальный дух: метафизические основания русской философии. Барнаул, Издательство БГПУ, 2002. - 169 с.

214. Франк С. Русское мировоззрение// Общественные науки и современность,- 1990. № 6. - С. 220 - 233; 1991. - №1. - С. 179-189.

215. Фролов А.С. Проблема соборности в русской культуре// Русская цивилизация и соборность. М. : Возрождение, 1994. - С. 151 - 164.

216. Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. М., 1994.

217. Хомяков А.С. Церковь одна. М.: Изд-е Братства св. равноап. кн. Владимира, 1991.

218. Хоружий С.С. Мировоззрение Флоренского. Томск: Водолей, 1999.

219. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. Спб.,

220. Чешко С. Архетипы сознания и реальности бытия// Общественные науки и современность. 1992. - № 6. - С. 123 — 135.

221. Чичерин А. В. Щедрин// Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. М.: Художественная литература, 1985. С. 286

222. Шапошников Jl. Е. Философия соборности.- СПб.: Изд-во Спб. ун-та, 1996.-200 с.

223. Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. - 208 с.

224. Шпенглер О. Закат Европы.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. 592 с.

225. Шубарт В. Европа душа Востока// Общественные науки и современность. 1992. - № 6. - С.83-93.

226. Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры//Вопросы философии. 1995. - № 4. - С.55 - 68.

227. Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте. М. - Нальчик: Логос, 1997. - 259 с.

228. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного// Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия/ Сост. и общ. ред. В.М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001. - С.264-304.

229. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М.: АСТ-ЛТД, «Канон +»,159 с.1994.300.1988.-400 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.