Глобализация и новые типы рациональности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ямпольская, Дарья Юрьевна

  • Ямпольская, Дарья Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 165
Ямпольская, Дарья Юрьевна. Глобализация и новые типы рациональности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пятигорск. 2010. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ямпольская, Дарья Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1.1. Глобализация: понятие, содержание, следствия.

1.2. Основные тренды глобализации и ее риски.

ГЛАВА II. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И НОВЫЕ ТИПЫ

РАЦИОНАЛЬНОСТИ

2.1. Феномен макдональдизации.

2.2. Сетевизация социальной реальности.

ГЛАВА III. ИДЕНТИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

3.1. Глобализация и локальные идентичности.

3.2. Мультикультурализм как свойство глобализирующейся культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Глобализация и новые типы рациональности»

Актуальность темы исследования. Глобализация и вызванная ею глубинная реструктуризация мира затронули все сферы социальной жизни. Степень взаимосвязанности и взаимозависимости стран и народов достигла такого уровня, что глобальное пространство, несмотря на существующие в нем различия, становится и воспринимается все более единым и целостным. Однако в рамках глобализации действует множество тенденций и закономерностей развития, порой противоположных, что придает мировому развитию стохастичный и противоречивый характер.

В большей степени это проявляется в сфере культуры, духовности, этничности, которые, испытывая на себе неоднозначное воздействие процессов глобализации, развиваются таким же противоречивым образом. С одной стороны, наблюдается несомненное позитивное влияние глобализации, которая способствует движению культур навстречу друг другу, усилению межкультурных и межэтнических связей, обогащению и наполнению новым содержанием социального опыта. С другой стороны, растущая стандартизация культурных норм, нивелирующая богатство этнокультурных локальных традиций, качественно меняют характер взаимоотношений глобального и локального, универсального и национального, традиции и новации. Это не может не сказываться на содержании, механизмах функционирования и формах проявления социальных взаимодействий, в особенности межкультурных и межнациональных, что серьезно актуализирует проблему разработки идеологии и политики мультикультурализма.

Новый экономический порядок, прогресс в области информационно-коммуникационных технологий, ставшие непременными атрибутами глобализации, сформировали новые типы рациональности, которые стали основой современных форм социальной организации. Убыстрение социального времени, изменение пространственно-временных характеристик, растущая мобильность привели к тому, что, в отличие от прежних форм рациональности, новые требуют от индивида большей подвижности, гибкости, способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, восприимчивости к инновациям. В результате формируются новые виды связей, предметом охвата которых постепенно становится все социальное пространство. И это сродни глобализации, которая, первоначально затронув экономическую сферу общества, перешагнула ее границы и охватила всю область социального. Так, новые формы рациональности, в особенности макдональдизация и сетевизация, из специфических механизмов управления рыночными отношениями превратились в универсальные принципы бытия современного человека.

Таким образом, становится очевидной актуальность научного осмысления формирования новых типов рациональности под воздействием процессов глобализации.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы формирования новых форм рациональности в условиях глобализации в их философском аспекте мало исследованы, хотя сама проблема глобализации и ее влияние на различные сферы жизнедеятельности социумов изучены достаточно широко. Несмотря на этот факт, в современном социогуманитарном знании - по причине усиливающихся трансформаций -возникла потребность в переосмыслении установившихся понятий, изучении ряда проблем, связанных, в частности, с изменением социальных связей, взаимодействий и отношений, обусловленным динамичностью глобальных процессов.

Проблема глобализации: понятие, содержание, последствия, риски, перспективы развития мирового сообщества - широко представлена в работах отечественных и зарубежных ученых. Следует признать, что основы современных исследований глобализации были заложены в рамках футурологии главным образом представителями западной научной мысли — Ж.-Л. Амселлем, И. Валлерстайном, Э. Геллнером, Э. Гидденсом, М.

Кастельсом, Jl. Туроу, Э. Тоффлером, М. Уотерсом, Ю. Хабермасом, С. Хантингтоном, Э. Хобсбаумом, Ф. Фукуямой и др. Они положили начало различным интерпретациям процессов глобализации - миросистемной, постмодернистской, культурологической.

Отечественные исследователи, рассуждая на тему глобализации, особое внимание обратили на необходимость изучения не только самого феномена глобализации, но и тенденций ее развития, противоречивости и неоднозначности вызываемых ею последствий, конфликтности и рискогенности общества периода глобализации, характера взаимосвязи между глобальным и локальным, глобальным универсализмом и национальной идентичностью, специфики протекания процессов гомогенизации и гетерогенизации. В этой области давно и достаточно активно работают В.В. Бакушев, В.П. Бранский, А. Бузгалин, А.П. Бутенко, В.Б. Власова, И.Е. Дискин, М.Г. Делягин, Г. Ершов, Л.М. Карапетян, В.В. Лапкин, В.К. Левашов, П.В. Малиновский, В.И. Пантин, Г.Г. Пирогов, С.Д. Пожарский, Г.У. Солдатова, А.И. Уткин, Ю. Шишков и др. Среди западных исследователей этих сторон глобализации наиболее известны 3. Бауман, У. Бек, 3. Видоевич, Н. Луман, Г.-П. Мартин, А. Мартинелли, П. Митрович, 3. Млинар, А. Моосмюллер, Б. Сингер, С. Смит, Й. Тернборн, Я. Штебе, X. Шуманн, Д. Хелд и др.

Все большее внимание в исследованиях уделяется вопросам, связанным с растущей информатизацией общества, широким применением информационно-коммуникационных технологий, становлением сетевых структур. В этом направлении наиболее весом вклад таких зарубежных исследователей, как Дж. Барлоу, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, А. Брайтенштайн, М. Кастельс, Ж. Лиотар, Г. Маклюен, М. Миллс, М. Постер, А. Турен, М. Уотерс, Ф. Уэбстер, Э. Тоффлер, X. Хофмайстер, и таких отечественных, как Г. Вайнштейн, Ю.В. Громыко, Н. Загладин, В.П. Макаров, H.H. Моисеев, А.Д. Урсул и др.

Отталкиваясь от веберовской теории рациональности, П. Бергер, Т. Лукман, П. Козловски, Дж. Ритцер, Й. Хейзинг, Дж. Хиз, Э. Поттер подвергли анализу процесс формирования новых форм рациональности периода модерна и постмодерна, в частности, играизации, макдональдизации и сетевизации. Социологический взгляд на феномены играизации, макдональдизации, сетевизации изложен в трудах Р.Н. Абрамова, H. Н. Зарубиной, С.А. Кравченко, В.П. Култыгина, Э. Края, И.Я. Левяша, И. Р. Пригожина, Ж.Т. Тощенко и др.

В наше время в связи с развитием полиэтничных сообществ все большее распространение получают как идеи мультикультурализма, так и необходимость его научного осмысления. Разработка этой проблематики нашла отражение в трудах и зарубежных (Ч. Джопке, Ч. Инглис, X. Маккей, К. Поланьи, М. Уолцер и др.)* и отечественных ученых (О.Н. Баевой, П.К. Гречко, А.И. Куропятника, Н.С. Скоробогатых и др.)- Говоря об отечественных исследованиях, следует заметить, что в них главным образом обобщается практика мультикультурализма, проводимая в зарубежных странах (например, Австралия, Канада), где она получила наиболее яркое воплощение. Особо следует выделить работы C.B. Полениной, которая расширяет видение проблемы и рассматривает ее в контексте прав человека и прав народов, что представляется крайне актуальным в наши дни.

Однако работ, посвященных становлению новых форм рациональности, все еще мало. Практически нет исследований, изучающих данную проблему в связи с современными процессами глобализации, что делает настоящую работу и востребованной, и научно состоятельной.

Объект исследования - современные формы рациональности.

Предметом диссертационного исследования является характеристика отдельных форм рациональности, особо присущих глобализации.

Цель данной диссертации — выявление системных связей между глобализацией и становлением новых форм рациональности.

Для достижения этой цели автором поставлен ряд исследовательских задач:

- изучить различные подходы к исследованию феномена глобализации;

- рассмотреть содержание основных трендов (тенденций) глобализации и ее рисков;

- исследовать некоторые типы рациональности, наиболее характерные для периода глобализации;

- вскрыть социокультурные детерминанты глобализационного процесса в контексте новых форм рациональности;

- показать связь между глобальной и локальной идентичностью;

- проанализировать природу мультикультурализма и его роль в регулировании межкультурных и межэтнических взаимодействий.

Теоретическая и методологическая основы диссертационного исследования. Теоретической основой диссертации явились исследования различных школ и направлений отечественной и зарубежной общественной мысли в области философии, глобалистики, этнополитологии, социологии.

Методологическую основу диссертации составили общефилософские принципы и методы исследования - объективности, конкретности, системности, комплексности. Объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования раскрыты посредством рассмотрения фактов, явлений, событий в их противоречивом единстве, взаимообусловленности и развитии, с учетом особенностей современных глобальных процессов. Объемность изучаемых понятий сделали необходимым разностороннее рассмотрение множества их составляющих.

Научная новизна исследования, определяемая его целью и задачами, состоит в следующем:

- дано системное представление феномена глобализации;

- исследовано содержание основных трендов глобализации и их проявление в различных социальных сферах;

- показаны природа макдональдизации и причины широкого применения и распространения макдональдизированных практик;

- вскрыты сущность сетевой организации общества и его основные характеристики;

- выявлены детерминанты современных социокультурных трансформаций;

- рассмотрено взаимовлияние глобализации и локальных идентичностей;

- мультикультурализм представлен как свойство глобализирующего социума.

Исходя из этого, на защиту выносятся следующие положения:

1. Глобализация — это объективный процесс растущей взаимозависимости мира, основу которого составляют развитие интеграционных тенденций, образование единых институтов, структур и пространств. Глобализации свойственны интеграция как процесс усиления взаимосвязанности народов, стран, цивилизаций; интенсификация связей, активный взаимный обмен материальными, духовными ценностями, формирование глобальной культуры и этики; гомогенизация и универсализация, способствующие установлению сходных ценностей и стандартов; либерализация, ведущая к устранению социальных барьеров, установлению гражданских обществ и демократических практик; трансформация национальных государств и институтов и транснационализация, ведущие к усилению роли наднациональных структур в решении не только глобальных, но и национальных проблем.

2. Природа глобализации как сложного и внутренне амбивалентного процесса наиболее наглядно обнаруживается через действие так называемых трендов (тенденций), и прежде всего - интеграции и дезинтеграции. Эта дихотомия объемлет собой множество разновекторных процессов: интернационализацию, локализацию, фрагментацию, дифференциацию, гомогенизацию и др., - которые, находясь в противоречивом единстве, формируют качественно иные тенденции развития. Таковыми стали явления глокализации, фрагмерации и культурной гибридизации, в которых нашел отражение парадокс глобализации: локальные различия, несмотря на нивелирующее воздействие глобализации, не теряют своей востребованности и притягательности.

3. Эпоха глобализации породила новые типы рациональности. Таковыми стали макдональдизация и сетевизация, которые, проникнув во все сферы жизни современных обществ, превратились в универсальные механизмы регуляции. Усиливающаяся всеобщая конкуренция требует эффективных механизмов достижения цели, которые и предлагает макдональдизация — средством достижения цели становятся продуманные, детально рассчитанные действия, требующие четкого исполнения. Феномен макдональдизации связан как с явлением потребительства, так и с фактом утраты разнообразия социальной жизни, в которой доминируют искусственно созданные стандарты и контролируемые формы. Макдональдизация формирует гомогенное общество с присущими ему единообразными структурами, одинаковыми практиками социальных и коммуникационных взаимодействий

4. Под влиянием глобальных трансформаций, связанных прежде всего с расширением процессов информатизации, социальные структуры приобретают характер сетевых, что вызвало появление социальных структур иного качества. Их отличают отсутствие жесткой детерминации, гибкость, подвижность, развитость горизонтальных связей. Сетевое общество — новый тип социальной организации, горизонтальной и децентрализованной, характеризующейся когерентным взаимодействием ее элементов и консолидированной единой программой для достижения общей цели. Оно основано на таких важнейших для развития современной экономики факторах, какими являются знания и информация. Сетевое общество эпохи глобализации - это постоянно расширяющаяся система, проникающая во все структуры социума и способная охватить самые разные сферы деятельности, даже не связанные друг с другом.

5. Современный мир — это не только процесс становления глобальной космополитической культуры, но и развития и сохранения локальных идентичностей, обеспечивающих этнокультурное разнообразие. Сложность коэволюции этих двух феноменов заключается в том, что, при всех их различиях, они не только подвержены действию одинаковых тенденций: интеграции и дезинтеграции, консолидации и деконсолидации, поглощению и фрагментации, но и способны сами их порождать. Поэтому не следует глобализацию отождествлять исключительно с культурой космополитизма: современные сообщества все более становятся этнически и культурно многообразными. Это актуализирует две взаимосвязанные проблемы: обеспечение разнообразия в единстве и единство разнообразия.

6. Мультикультурализм как идеология и практика обеспечения равноправного существования различных форм культурной жизни есть особая форма интегральной политики, имеющей целью учет многовариантности и многоаспектности культурного развития, создание условий для национальной и культурной совместимости, разработку механизмов интегрирования одной культуры в другую. Это и один из способов снижения рисков культурной глобализации, формирования толерантных форм культурно-цивилизационных взаимодействий. Мультикультурализм призван содействовать, с одной стороны, сохранению культурного многообразия, с другой, - гармоничному сочетанию всего разнообразия культур, что является основой формирования глобального социокультурного пространства.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные теоретические и практические выводы, полученные в результате проведенного исследования, предлагают решение ряда актуальных проблем и могут быть использованы для изучения современных форм рациональности, вызванных процессами глобализации, и их влияния на процессы экономической, национальной, социокультурной трансформаций, а также формирования новых форм социальных и межкультурных взаимодействий на основе использования мультикультурных практик. В силу этого работа представляет интерес для представителей различных отраслей социально-гуманитарного знания.

Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, а также в практической работе, направленной на совершенствование всего комплекса социокультурных и национальных отношений.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета. Отдельные результаты и выводы диссертационного исследования были представлены на обсуждение на научно-практических конференциях. Основные положения диссертации изложены в 5 публикациях, общим объемом 2,6 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения. В конце работы помещен библиографический список, включающий в себя 170 наименований источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ямпольская, Дарья Юрьевна

Выводы к третьей главе:

1. Современный мир — это не только процесс становления глобальной космополитической культуры, но и развития и сохранения

115 Цит. по: Скоробогатых Н.С. Австралийский мультикультурализм: путь к гражданскому согласию или к расколу общества? // Общественные науки и современность. - 2004. - № 1. — С. 144. локальных ндентичностей, обеспечивающих этнокультурное разнообразие. Сложность коэволюции этих двух феноменов заключается в том, что, при всех их различиях, они не только подвержены действию одинаковых тенденций: интеграции и дезинтеграции, консолидации и деконсолидации, поглощению и фрагментации, но и способны сами их порождать. Поэтому не следует глобализацию отождествлять исключительно с культурой космополитизма: современные сообщества все более становятся этнически и культурно многообразными. Это актуализирует две взаимосвязанные проблемы: обеспечения разнообразия в единстве и единства разнообразия.

2. Локальная идентичность периода глобализации выступает в различных ипостасях: и защитной, и этнодоминирующей, и индифферентной, и двойной, и амбивалентной, и космополитичной. Она, будучи достаточно консервативной, претерпевает различные изменения, одни из которых оцениваются как кризис идентичности, другие — как потеря этноидентифицирующих маркеров, третьи - как ее всплеск. В процессе глобализации имеют место все эти проявления, что обусловлено как сложностью самого явления идентичности, так и противоречивостью глобализации.

3. Мультикультурализм как идеология и практика обеспечения равноправного существования различных форм культурной жизни есть особая форма интегральной политики, имеющей целью учет многофакторности и многоаспектности культурного развития, обеспечение национальной и культурной совместимости, разработку механизмов интегрирования одной культуры в другую. Это и один из способов снижения рисков культурной глобализации, формирования толерантных форм культурно-цивилизационных взаимодействий. Мультикультурализм призван содействовать, с одной стороны, сохранению культурного многообразия, с другой, - гармоничному сочетанию всего разнообразия культур, что является основой формирования глобального социокультурного пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты, полученные в ходе исследования, делают возможным сформулировать следующие основные выводы.

Глобализация - это объективный процесс растущей взаимозависимости мира, основу которого составляют развитие интеграционных тенденций, образование единых институтов, структур и пространств. Глобализации свойственны интеграция как процесс усиления взаимосвязанности народов, стран, цивилизаций; интенсификация связей, активный взаимный обмен материальными, духовными ценностями, формирование глобальной культуры и этики; гомогенизация и универсализация, способствующие установление сходных ценностей и стандартов; либерализация, ведущая к устранению социальных барьеров, установлению гражданских обществ и демократических практик; трансформация национальных государств и институтов и транснационализация, ведущие к усилению роли наднациональных структур в решении не только глобальных, но и национальных проблем.

Природа глобализации как сложного и внутренне амбивалентного процесса наиболее наглядно обнаруживается через действие так называемых трендов (тенденций), и прежде всего интеграции и дезинтеграции. Эта дихотомия объемлет собой множество разновекторных процессов: интернационализацию, локализацию, фрагментацию, дифференциацию, гомогенизацию и др., - которые, находясь в противоречивом единстве, формируют качественно иные тенденции развития. Таковыми стали явления глокализации, фрагмерации и культурной гибридизации, в которых нашел отражение парадокс глобализации: локальные различия, несмотря на нивелирующее воздействие глобализации, не теряют своей востребованности и притягательности.

Глобализация как переход к новому миру несет в себе множество рисков. Именно риски глобализации, которые имеют всеобщий и всеобъемлющий характер и порождены как объективными факторами модернизации, так и субъективным к ним отношением, вызывают антитенденции глобализации, в качестве которых выступают дезинтеграция, дробление, этнизация. Поэтому в вопросе о трансформирующем воздействии процессов глобализации наиболее обсуждаемым является противоречивый и неоднозначный характер вызываемых ею последствий, воспринимаемых в большей степени как явления негативные и деструктивные.

Глобализация - магистральная линия развития человечества, что вовсе не означает наличие единственного и универсального пути вхождения в общий мировой контекст. Наряду с глобализацией по западному образцу, возможны и существуют альтернативные типы глобализации, и это предопределяется различным уровнем социально-экономического развития стран и народов, их социокультурной и национальной спецификой, особенностями менталитета. Цель альтернативной глобализации, как и процессов регионализации, локализации, - обеспечение культурной плюралистичное™ мира, сохранение национально-ориентированных смыслов и ценностей, что в значительной степени способствует снижению рисков глобализационных процессов.

Эпоха глобализации породила новые типы рациональности. Формирование новых экономических отношений, изменение социальных связей, жизненных стратегий, трансформация социальных и культурных идентичностей, развитие информационных технологий с необходимостью вызвали потребность в качественно иной рациональной организации социальной деятельности. Таковыми стали макдональдизация и сетевизация, которые, проникнув во все сферы жизни современных обществ, превратились в универсальные механизмы регуляции.

Макдональдизация - важнейшее свойство глобализации, являющееся, с одной стороны, продуктом вполне определенных социально-экономических условий, с другой стороны, распространяющееся посредством использования иррелевантных управленческих практик. Усиливающаяся всеобщая конкуренция требует эффективных механизмов достижения цели, которые и предлагает макдональдизация - средством достижения цели стали продуманные, детально рассчитанные действия, требующие четкого исполнения.

Феномен макдональдизации связан как с явлением потребительства , так и с фактом утраты разнообразия социальной жизни, в которой доминируют искусственно созданные стандарты и контролируемые формы — и то, и другое являются свойствами глобализирующегося мира. В процессе макдональдизации стандартизируются ценности, стили, вкусы, потребности, стираются национальные различия. Макдональдизация формирует гомогенное общество с присущими ему единообразными структурами, одинаковыми практиками социальных и коммуникационных взаимодействий. Макдональдизация напрямую связана с массификацией, когда индивиды втягиваются в запрограммированную систему социальных связей, что предполагает и некую стереотипизацию поведения людей. Поэтому культурную гомогенизацию нередко именуют глобальной макдональдизацией.

Под влиянием глобальных трансформаций, связанных прежде всего с расширением процессов информатизации, социальные структуры приобретают характер сетевых. Использование современных информационно-коммуникационных технологий, охвативших все виды человеческой деятельности, создает сетевую логику изменения социальной системы, новые формы социального взаимодействия, способы производства, формы передачи знаний. Технологические изменения в экономических основах общества привели к изменениям и в надстроечных структурах, результатом чего стало появление социальных структур иного качества. Их отличают отсутствие жесткой детерминированности, гибкость, подвижность, множество развитых горизонтальньтх связей. Таким образом все становятся участниками всеобщего социального сетевого взаимодействия. Поэтому современное государство справедливо называется сетевым.

Сетевое общество - новый тип социальной организации, горизонтальной и децентрализованной, характеризующейся когерентным взаимодействием его элементов и консолидированной для достижения общей цели. Оно основано на таких важнейших для развития современной экономики факторах, какими являются знания и информация. Сетевое общество эпохи глобализации — это постоянно расширяющаяся система, проникающая во все сферы социума и способная охватить самые разные области деятельности, даже не связанные друг с другом.

Современный мир — это не только процесс становления глобальной космополитической культуры, но и развития и сохранения локальных идентичностей, обеспечивающих этнокультурное разнообразие. Сложность коэволюции этих двух феноменов заключается в том, что, при всех их различиях, они не только подвержены действию одинаковых тенденций: интеграции и дезинтеграции, консолидации и деконсолидации, поглощению и фрагментации, но и способны сами их порождать. Поэтому не следует глобализацию отождествлять исключительно с культурой космополитизма: современные сообщества все более становятся этнически и культурно многообразными. Это актуализирует две взаимосвязанные проблемы: обеспечения разнообразия в единстве и единства разнообразия.

Локальная идентичность периода глобализации выступает в различных ипостасях: и защитной, и этнодоминирующей, и индифферентной, и двойной, и амбивалентной, и космополитичной. Она, будучи достаточно консервативной, претерпевает различные изменения, одни из которых оцениваются как кризис идентичности, другие — как потеря этноидентифицирующих маркеров, третьи - как ее всплеск. В процессе глобализации имеют место все эти проявления, что обусловлено как сложностью самого явления идентичности, так и противоречивостью глобализации.

Мультикультурализм как идеология и практика обеспечения равноправного существования различных форм культурной жизни есть особая форма интегральной политики, имеющей целью учет многофакторности и многоаспектности культурного развития, обеспечение национальной и культурной совместимости, разработку механизмов интегрирования одной культуры в другую. Это и один из способов снижения рисков культурной глобализации, формирования толерантных форм культурно-цивилизационных взаимодействий. Мультикультурализм призван содействовать, с одной стороны, сохранению культурного многообразия, с другой, - гармоничному сочетанию всего разнообразия культур, что является основой формирования глобального социокультурного пространства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ямпольская, Дарья Юрьевна, 2010 год

1. Абдулатипов, Р.Г. Защитить прекрасное разнообразие мира Текст. / Р.Г. Абдулатипов // Дружба народов. 1998. - № 10. - С. 162-172

2. Азроянц, Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Текст. / Э.А. Азроянц М., 2002. - 204 с.

3. Акопян, К. 3. По направлению к масскультуре: наука и религия в эпоху шлягера Текст. / К.З. Акопян // Философские науки. 2001. - № 4.- С. 69- 84.

4. Акопян, С.А. Формирование этнической толерантности в современном российском обществе Текст.: дис. . канд. социолог, наук / С.А. Акопян. М., 2004. - 150 с.

5. Амселль, Ж.-Л. Глобализация: большой дележ или плохое упорядочение? Текст. / Ж.-Л. Амселль// Журнал социологии и социальной антропологии. — СПб., 2002. — Т.5. — № 3. С. 89-101.

6. Арнольдов, А. И. Человек в мире культуры Текст. / А.И. Арнольдов. -М., 2002. 170 с.

7. Архипов, А.Ю. Современная глобализация и Россия Текст. / А.Ю. Архипов. Ростов-н/Д., 2004. - 239 с.

8. Астапова, Е.В. Политико-правовая идентичность России в контексте тенденций глобализации Текст.: дис. . канд. юрид. наук / Е.В. Астапова. Ростов-н/Д., 2002. - 156 с.

9. Асылгужин, P.P. Этническая идентичность как социально-философская проблема Текст.: дис. .канд. философ, наук / P.P. Асылгужин. Уфа, 2005. - 167 с.

10. Ахтаев, A.M. Культурная легитимация политического насилия в процессах глобализации Текст.: дис. . канд. социолог, наук / A.M. Ахтаев. Ростов-н/Д., 2004. - 126 с.

11. Баева, О.Н. Глобализация и политика мультикультурализма Текст. / О.Н. Баева // Этнические проблемы современности. Вып. 5. — Ставрополь, 1999. С. 41-45.

12. Бажанова, Н.С. Этническая детерминация современного российского социума Текст.: дис. .канд. философ, наук / Н.С. Бажанова. — Пятигорск, 2003. 157 с.

13. Байгарова, К.С. Глобализация и проблемы национальной безопасности России Текст. : дис. .канд. полит, наук / К.С. Байгарова. М., 2003. — 216 с.

14. Бакушев, В.В. Глобализация и современный мировой процесс Текст. / В.В. Бакушев. М., 2004. - 361 с.

15. Барский, J1.A. Оглядываясь в будущее. Прогноз на XXI век Текст. / Л.А. Барский.- М., 2006. 308 с.

16. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества Текст. / 3. Бауман. М., 2004. - 185 с.

17. Бек, У. Что такое глобализация? Текст. / У. Бек. М., 2001.- 149 с.

18. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования Текст. / Д. Белл. М., 2004. - 788 с.

19. Блинов, A.C. Национальное государство в условиях глобализации: политико-правовые аспекты Текст.: автореф. дис. .канд. юрид. наук / A.C. Блинов. М., 2003. - 25 с.

20. Богатырева, Т. Г. Государство и культура в условиях глобально-локальной динамики Текст. / Т.Г. Богатырева // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. - № 4. - С. 61-73.

21. Бранский, В.П., Пожарский, С.Д. Глобализация и синергетическая философия истории Текст. / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский // Общественные науки и современность. 2006. - № С. 109-120.

22. Бранский, В.П., Пожарский, С.Д. Глобализация и синергетический историзм (Синергетическая теория глобализации) Текст. / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. СПб., 2004. - 400 с.

23. Братимов, О.В., Горский, Ю.М., Делягин, М.Г., Коваленко, A.A. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи Текст. / О.В. Братимов, Ю.М. Горский, М.Г. Делягин, A.A. Коваленко. — М., 2000. — 164 с.

24. Брюшинкин, В.Н. Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США Текст.: сборник научных статей / В.Н. Брюшинкин. -Калинин, 2003. 240 с.

25. Бузгалин, А. Основные «пласты» глобализации и ее конфликтогенный потенциал Текст. / А. Бузгалин // Международные процессы. — 2003. -№2.-С. 31-44.

26. Бутенко, А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы Текст. / А.П. Бутенко // Социально-гуманитарные знания. — 2001. № 3. - С. 311.

27. В поисках путей модернизации: совместимы ли европейскость и самобытность Текст.: круглый стол // Мировая экономика и международные отношения. 2004. - № 10.- с. 113-122.

28. Вайнштейн, Г. Интернет как фактор общественных трансформаций Текст. / Г. Вайнштейн // Мировая экономика и международные отношения. 2002. - № 7. - С. 16-27.

29. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире Текст. / И. Валлерстайн. СПб., 2001. - 240 с.

30. Валлерстайн, И. После либерализма Текст. / И. Валлерстайн. — М., 2003. -324 с.

31. Василенко, И.А. Политическая глобалистика Текст. / И.А. Василенко. -М., 2003.-358 с.

32. Ващекин, Н.П. Глобализация и устойчивое развитие Текст. / Н.П. Ващекин. М., 2002. - 586 с.

33. Ващекин, Н. П., Мунтян, М. А.,Урсул, А.Д. Глобализация и устойчивое развитие Текст. / Н. П. Ващекин, М. А. Мунтян, А.Д. Урсул. М., 2002. - 320 с.

34. Ветрик, С.М. Проблемы и перспективы интеграционных процессов в условиях глобализации (на примере СНГ) Текст.: дис. .канд. полит, наук / С.М. Ветрик. М., 2005. - 169 с.

35. Видоевич, 3. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире Текст. / 3. Видоевич // Социологические исследования. 2005. - № 4. - С.25-32.

36. Вишневский, А.Г. Модернизация и контрмодернизация: чья возьмет? Текст. / А.Г. Вишневский // Общественные науки и современность. — 2004. -№ 1.-С. 17-25.

37. Власова, В.Б. Модернизация и глобализация. Образы России в XXI веке Текст. / В.Б. Власова. М., 2003. - 314 с.

38. Войтоловский, Ф. Западные концепции политической глобализации: общей теории никто не строит Текст. / Ф. Войтоловский // Международные процессы. -2003. № 3. - 60-68.

39. Володин, А.Г. Глобализация: начала, тенденции, перспективы Текст. / А.Г. Володин. М., 2002. - 260 с.

40. Гаджимирзаев М.М. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на СК Текст.: дис. . канд. полит, наук / М.М. Гаджимирзаев. Ставрополь, 2003. - 202 с.

41. Гидденс, Э. Ускользающий мир = Runaway World: как глобализация меняет нашу жизнь Текст. / Э. Гидденс. М., 2004. - 116 с.

42. Геллнер, Э. Нации и национализм Текст. / Э. Геллнер. М., 1991.- 320 с.

43. Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники Текст. / Э. Геллнер . М., 1995. - 450 с.

44. Глобализация: аспекты, о которых мало говорят Текст. // Мировая экономика и международные отношения. — 2004.- № 3. с. 54-60.

45. Глобализация и мультикультурализм Текст. (коллективная монография). М., 2005. - 332 с.

46. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока Текст.: сборник научных статей. — М., 1999. — 217 с.

47. Глобализация и Россия («круглый стол») Текст. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. - № 9. - С. 3-25.

48. Глобализация: Контуры XXI века Текст.: реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобальных и региональных пробл. Отд. Восточной Европы. М., 2002. - 4.1. - 264 с.

49. Глобализация: Контуры XXI века Текст.: реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобальных и региональных пробл. Отд. Восточной Европы. М., 2002. - Ч.Ш. - 196 с.

50. Глобализация: мифы и реальность Текст. Материалы международной научно-практической конференции (20.11.08). — Тюмень, 2008. 340 с.

51. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме) Текст. Вып. 1. С.-П., 2000. - 314 с.

52. Государство и диаспоры: опыт взаимодействия Текст. — М., 2001. — 264 с.

53. Гречко, П.К. Глобализация и мультикультурализм Текст. / П.К. Гречко. -М., 2005.-331 с.

54. Гринберг, P.C. Среди рисков и шансов Текст. / P.C. Гринберг. М., 2008. - 432 с.

55. Губченко A.B. Глобализация и безопасность современного государства Текст. / A.B. Губченко. М., 2005. - 215 с.

56. Далмар, Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» -«партикуляризм» Текст. / Ф. Далмар //Вопросы философии.- 2003. № 3. - С. 13- 29.

57. Девятко, И.Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества Текст. /

58. И.Ф. Девятко // Глобализация и постсоветское общество. — М., 2001. — С. 8-38.

59. Декларация о правах коренных народов (проект рабочей группы Организации Объединенных Наций по проблемам коренных народов, 1994). Электронный ресурс. Доступно < http://volya.kharkov.ua/printnews.php?id=207&type=lib>.

60. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Утверждена Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи 8 сентября 2000 г. Электронный ресурс. Доступно <http://www.un.org/russian/documents/declarat/declarat.htm>.

61. Делягин, М. Общая теория глобализации Текст. / М. Делягин // Общество и экономика. 1998. - № 9.- С. 48-56.

62. Джегутанов, Б.К. Глобализация и актуальные проблемы российских реформ Текст.: автореф. дис. . докт. философ, наук / Б.К. Джегутанов. -СПб., 2003.-32 с.

63. Диалог культур и партнерство цивилизаций Текст. VIII Международные Лихачевские научные чтения. 22-23 мая 2008 г. — СПб., 2008. 528 с.

64. Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски Текст. М., 2002. - 528 с.

65. Дилигенский, Г. Глобализация в человеческом измерении Текст. / Г. Дилигенский // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. № 7. - С. 4-15.

66. Дискин, И.Е. Социальный капитал в глобальной экономике Текст. / И.Е. Дискин // Общественные науки и современность. — 2003. № 5. — С. 150159.

67. Доронина, О.Д., Кузнецов, O.JL, Рахманин, Ю.А. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации Текст. / О.Д. Доронина, O.JI. Кузнецов, Ю.А. Рахманин. М., 2005. - 248 с.

68. Дробижева, Л.М. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации Электронный ресурс. / Л.М. Дробижева Доступно <http://www.hsl.ru/joumals/wrldross/voloi2/Drobizheva/drobizhe va.htm>.

69. Европа на рубеже третьего тысячелетия: народы и государства Текст.: сборник статей. М., 2000. - 312 с.

70. Евстигнеева, Л.П., Евстигнеев, Р.Н. Глобализация и регионализм: уроки для России Текст. / Л.П. Евстигнеева, Р.Н. Евстигнеев // Общественные науки и современность. — 2004. № 1. — С. 114-126.

71. Еремеев, С.Г. Процессы глобализации и судьбы национального государства Текст.: дис. .канд. полит, наук / С.Г. Еремеев. СПб., 2002.- 180 с.

72. Ершов, Г. Глобализация и идентичность Текст. / Г. Ершов. М., 2004. — 135 с.

73. Жаде, З.А. Геополитическая идентичность России в условиях глобализации Электронный ресурс.: автореф. дис. . докт. полит, наук / З.А. Жаде. Краснодар, 2007. -Доступно <http://vak.ed.gov.ru>.

74. Загладин, Н. Глобальное информационное общество и Россия Текст. / Н. Загладин // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. -№7.-С. 15-32.

75. Зарубина, Н.Н. Трансформации рациональности в глобализующемся • мире: влияние денег Текст./ Н.Н. Зарубина // Социологическиеисследования. 2009. - № 4. - С. 38-48.

76. Захаров, A.A. Федерализм и глобализация Текст. / A.A. Захаров // Общественные науки и современность. 2002. - № 6. — С. 116-126.

77. Ибрашев, Ж.У. Проблемы суверенитета и национальной идентичности европейской интеграции Текст. / Ж.У. Ибрашев. Алматы, 2002. - 40 с.

78. Иванов, A.B. Глобализация в контексте эволюционных процессов унификации и роста разнообразия Текст.: дис. . канд. философ, наук / A.B. Иванов. Барнаул, 2004. - 140 с.

79. Иванов, В.В. Феномен этничности: социально-философский анализ Текст.: дис. .канд. философ, наук / В.В. Иванов. Улан-Удэ, 2003. -144 с.

80. Иванов, Н.П. Глобализация и проблемы социально-экономического развития России Текст. / Н.П. Иванов. — М., 2002. 102 с.

81. Ильин, В.В. Мир globo: вариант России Текст. / В.В. Ильин. — Калуга, 2007.-252 с.

82. Карапетян JI. М. О понятиях « глобализм» и «глобализация» Текст. / JI. М. Карапетян // Философские науки. 2003. - № 3.- С. 47-60.

83. Карасев, В.И., Васьков, А.Г. Феномен глобализации в социальном контексте современности Текст. / В.И.Карасев, А.Г. Васьков. М., 2002.- 139 с.

84. Карпова, Ю.А. Введение в социологию инноватики Текст. / Ю.А. Карпова. СПб., 2004. - 192 с.

85. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. М., 2000.- 607 с.

86. Кондратьева, Т. С. К вопросу об определении понятия «глобализация» Текст. / Т. С. Кондратьева // Актуальные проблемы Европы. 2000. - № 4.-С.5-11.

87. Косолапов, Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект Текст. / Н. Косолапов // Мировая экономика и международные отношения. 2005. - № 6. - С. З-ТЗ.

88. Кочетов, Э.Г. Глобалистика. Теория, методология, практика Текст. / Э.Г. Кочетов. М., 2002. - 562 с.

89. Кравченко, С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире Текст. / С.А. Кравченко. М., 2007. — 264 с.

90. Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения Текст.: учебник для вузов / С.А. Кравченко. 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2004. - 624 с.

91. Культурная идентичность и глобализация Текст. М., 2002. — 285 с.

92. Куропятник, А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических сообществ Текст. / А.И. Куропятник. — СПб., 2000.-208 с.

93. Левашов, В.К. Глобализация и социальная безопасность Текст. / В.К. Левашов // Социологические исследования. 2002. - № 3. — С. 19-28.

94. Лукашук, И. И. Глобализация, государство, право, XXI век Текст. / И. И. Лукашук. М., 2000. - 279 с.

95. Маклюен, Г.М. Понимание Медиа: внешние расширения человека Текст. / Г.М. Маклюен. М., 2003. - 322 с.

96. Мартин, Г.-П., Шуман, X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию Текст. / Г.-П. Мартин, X. Шуман. — М., 2001. 330 с.

97. Мартинелли, А. Рынки, правительства, сообщества и глобальное управление Текст.: доклад XV конгрессу. Часть II / А. Мартинелли // Социологические исследования. — 2003. № 1. — С. 16-28.

98. Мильчин, И. Культура как фактор американского глобального влияния Текст. / И. Мильчин // Философские науки. 2003.- № 3. - С. 27-46.

99. Михеев, В.В. Глобализация и азиатский регионализм Текст. / В.В. Михеев. М., 2001. - 219 с.

100. Мнацаканян, М.О. Модерн и постмодерн в современной социологии Текст./ М.О: Мнацаканян // Социологические исследования. — 2008. -№ 12.-С. 46-53.

101. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире Текст./ перевод книги под ред. П.Л. Бергера и С. Хантингтона. -М., 2004. 379 с.

102. Моисеев, H.H. Универсум. Информация. Общество Текст. / H.H. Моисеев. М., 2001. - 200 с.

103. Модернизация и глобализация: образы России в XX веке Текст. М., 2002.-308 с.

104. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ Текст.: сборник статей. М., 2002. - 356 с.

105. Мультикультурализм и этнические процессы в меняющемся мире: исследовательские подходы и интерпретации Текст.: сборник статей. — М., 2003.- 188 с.

106. Назаретян, А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: синергетика, психология и футурология Текст. / А.П. Назаретян. М., 2001.- 239 с.

107. Неклесса, А. Глобальная трансформация: сущность, генезис, прогноз Текст. / А. Неклесса // Мировая экономика и международные отношения. 2004. - № 1. - С. 60-73.

108. Никонов, В.А. Россия в глобальной политике XXI века Текст. / В.А. Никонов // Общественные науки и современность. — 2002. № 6.- С. 115-123.

109. Оленьев, В.В., Федотов, А.П. Глобалистика на пороге XXI века Текст./ В.В. Оленьев, А.П. Федотов // Вопросы философии. — 2003. № 4. - С. 18-30.

110. Олиниченко, Г.Г. Толерантность как фактор мирового политического процесса Текст.: дис. . канд. полит, наук / Г.Г. Олиниченко. М., 2004.- 153 с.

111. Падалка, Н.В. Глобализация как феномен современной культуры: философско-антропологический аспект Текст.: дис. . канд. философ, наук / Н.В. Падалка. СПб., 2004. - 162 с.

112. Панарин, A.C. Искушение глобализмом Текст. / A.C. Панарин. М., 2002.-315 с.

113. Панарин, А. С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств Текст. / А. С. Панарин // Вопросы философии. 2003. - № 6. - С. 16-36.

114. Пантин, В.И. Глобальная политическая история и современность Текст. / В.И. Пантин // Общественные науки и современность. 2002. - № 5. — С. 156-167.

115. Пантин, В.И., Лапкин, В.В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы Текст. / В.И. Пантин, В.В. Лапкин // Общественные науки и современность. 2004. - № 1. - С. 52-56.

116. Пирогов, Г.Г. Глобализация и цивилизационное многообразие мира: политологический анализ Текст. / Г.Г. Пирогов: дис. . докт. полит, наук.-М., 2003.-500 с.

117. Подзигун, И.М. Глобализация и глобальные проблемы: философско-методологический анализ Текст.: Дис. . докт. философ, наук / И.М. Подзшун. -М., 2003. 384 с.

118. Поланьи, К. Великая трансформация Текст. / К. Поланьи. СПб., 2002. - 311 с.

119. Поленина, C.B. Мультикультурализм и права человека в условиях глобализации Текст. / C.B. Поленина // Государство и право. 2005. - № 5. - С. 66-77.

120. Политические идеи и идеологии постиндустриальной цивилизации Текст. // Мировая экономика и международные отношения. 2004. - № 7.-С. 3-14.

121. Полоскова, Т.В. Диаспоры в системе международных связей Текст. / Т.В. Полоскова. М., 1998. - 199 с.

122. Постиндустриальный мир и Россия Текст. М., 2001.- 360 с.

123. Пригожин, И.Р. Сетевое общество Текст. / И.Р. Пригожин // Социологические исследования. 2008. - № 1. — С. 23-35

124. Пройсс, У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе Текст. / У. Пройсс // Политические исследования. — 1996. № 4. -С. 125-137.

125. Проблемы глобализации и антиглобализм в современном мире Текст.: сборник докладов и статей. Казань, 2003. - 116 с.

126. Разлогов, К.Э. Глобальная и / или массовая Текст. / К.Э. Разлогов // Общественные науки и современность. — 2003. № 2. — С. 51-65.

127. Ритцер, Дж. Современные социологические теории Текст. / Дж. Ритцер. -5-е изд. М.-СПб., 2002. - 688 с.

128. Россия в глобальных процессах: поиски перспективы Текст. М., 2008. -319с.

129. Россия на рубеже веков (исследование российского независимого института социальных и национальных проблем) Текст. М., 2002. —212 с.

130. Ростовцева, JI. И. Потребительская культура: между гедонизмом и аскетизмом Текст. / JI. И. Ростовцева // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. - № 4. — С. 87-101.

131. Самохвалова, В.И. Проект глобализации и метафизический мегапроект человека Текст. / В.И. Самохвалова // Философские науки. 2003. - № 3.- С. 112-131.

132. Селиванов, А.И. Противостояние цивилизаций и строительство будущего России Текст. / А.И. Селиванов // Социологические исследования. 2008. - № 4. - С. 17-25

133. Сизиков, A.A. Динамика формирования транснационального культурного пространства в контексте глобализации Текст.: дис. . канд. культурол. наук / A.A. Сизиков. СПб., 2005. - 182 с.

134. Сингер, Б. Дж. Демократическое решение проблемы этнического многообразия Текст. /Б. Дж. Сингер // Вопросы философии. 1994. - № 6.-С. 91-102.

135. Скоробогатых, Н.С. Австралийский мультикультурализм: путь к гражданскому согласию или к расколу общества Текст. / Н.С. Скоробогатых // Общественные науки и современность. 2004. - № 1. — С. 135-146.

136. Смирнова, Н.А. Региональная идентичность в условиях современного российского общества Текст.: дис. .канд. социолог, наук / Н.А.Смирнова. Волгоград, 2004. - 188 с.

137. Смит, Э. Национализм и модернизм Текст. / Э. Смит. М., 2004. - 468 с.

138. Современная глобализация и Россия Текст. — Р-н/Д. — 2004. — 240 с.

139. Солдатова, Г.У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности Текст. / Г.У. Солдатова // Национальное самосознание и национализм в РФ начала 90-х годов. М., 1994. - 415 с.

140. Стрежнева, М. Наднациональность как «евротренд» Текст. / М. Стрежнева // Международные процессы. 2003. - № 1. - С. 88-95.

141. Струкова, Т. Г. Глобализация: её отражение в современном романе Текст. / Т. Г. Струкова // Научная мысль Кавказа. 2003. - № 1. - С. 2936.

142. Суперфин, Л.Г. Глобальное и национальное: специфика взаимодействия глобального и национального факторов современного исторического процесса Текст. / Л.Г. Суперфин. М., 2003. - 169 с.

143. Терборн, И. Глобализация и неравенство: вопросы концептуализации и объяснения Текст. / Й. Терборн // Социология. Минск, 2008. - № 2. -С. 15-28

144. Тимофеев Т.Т. Вызовы XXI века и дебаты об альтернативах Текст. / Т.Т. Тимофеев // Политические исследования. 1999. - № 6. — С. 6-16.

145. Титаренко, JI.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса Текст. / Л.Г. Титаренко // Социологические исследования. 2009. - № 1. - С. 16-24.

146. Тоффлер, Э. Шок будущего Текст. / Э. Тоффлер. М., 2001. - С. 558.

147. Тощенко, Ж.Т. Новые явления в общественном сознании и социальной практике Текст. / Ж.Т. Тощенко.- СПб., 2008. 72 с.

148. Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве Текст. М., 2009. - 432 с.

149. Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Текст. // Российская газета. 19 мая 2009 г., № 88 (4912). - С. 15-16.

150. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление Текст. / А.И. Уткин. -М., 2001.- 167 с.

151. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества Текст. / Ф. Уэбстер. — М., 2004.-510 с.

152. Федотов, А.П. Глобалистика. Начала науки о современном мире Текст. / А.П. Федотов. М., 2002. - 220 с.

153. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? Текст. / С. Хантингтон // Политические исследования. 1994. - № 1. - С. 33-48.

154. Хелд, Д. Глобальные трансформации: политические, экономические и культурные Текст. / Д. Хелд. М., 2005. - 575 с.

155. Хилханов, Д. Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов Электронный ресурс.: автореф. дис. . докт. социолог / Д.Л. Хилханов. наук. Улан-Удэ, 2007. - Доступно <http://vak.ed.gov.ru>.

156. Холодковский, К. Вызовы глобализации (внутриполитической аспект). Круглый стол: глобализация и Россия Текст. / К. Холодковский // Мировая экономика и международные отношения. 2002. - № 9.- С. 1317.

157. Чешков, М. А. Глобальное видение и новая наука Текст. / М. А. Чешков. -М., 1998.- 254 с.

158. Чугров, С. Глобализация, модернизация или интернационализация? Текст. / С.Чугров // Мировая экономика и международные отношения. -2002.-№4.- С. 19-21.

159. Чугров, С. Неисповедимы пути национальной идентичности Текст. / С. Чугров // Мировая экономика и международные отношения. 2004. - № 6.-С. 121-122.

160. Чумаков, А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный аспект Текст. / А.Н. Чумаков. М., 2006. - 516 с.

161. Шипилов, A.B. Свои, «чужие» и другие Текст. / A.B. Шипилов. — М., 2008. 568 с.

162. Шишков, Ю.В. Глобализация экономики продукт индустриализации и информатизации социума Текст. / Ю.В. Шишков // Общественные науки и современность.- 2002. - № 2. — С. 146-160.

163. Флиер, А.Я. Страсти по глобализации Текст. / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. — 2003. № 4.- С. 159-165.

164. Эльянов, А. Глобализация и догоняющее развитие Текст. / А. Эльянов // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. № 1. - С. 317.

165. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. М., 1996.- 344 с.

166. Этнокультурное взаимодействие в Евразии: программа фундаментальных исследований президиума Российской академии наук Текст. Книга вторая. М., 2006. - 538 с.

167. Янсен, Ф. Эпоха инноваций Текст. / Ф. Янсен. М., 2002. - 308 с.

168. Ясин, Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей Текст. / Е.Г.Ясин. -М., 2003.-415 с.

169. Яхно, A.A. Современные концепции глобализации: опыт политологического анализа Текст.: дис. . канд. полит, наук / A.A. Яхно. СПб., 2000. - 163 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.