Государственность и государство в правовом учении И. А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Лобановская, Евгения Александровна

  • Лобановская, Евгения Александровна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 177
Лобановская, Евгения Александровна. Государственность и государство в правовом учении И. А. Ильина: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2006. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Лобановская, Евгения Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ И. А. ИЛЬИНА О ГОСУДАРСТВЕ.

1.1. Становление мировоззрения, духовные основы и жизненный путь И. А. Ильина.

1.2. Идейно-теоретические предпосылки учения И.А. Ильина о государственности.

1.3. Теоретико-методологические основы понятия права и государства в правовой концепции И. А. Ильина.

ГЛАВА И. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

И. А. ИЛЬИНА.

2.1. Правосознание как условие государственности в учении.

И.А.Ильина.

2.2. Государство как результат развития государственности в правовом учении И. А. Ильина.

2.3. Ценность и особенности монархического правосознания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственность и государство в правовом учении И. А. Ильина»

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена ценностью осмысления теоретико-правового наследия прошлого. История учений о праве и государстве представляет собой не только способ изучения закономерностей общественно-политического развития общества, но и является основой оценки духовной ситуации в современном обществе. В настоящее время Россия находятся в фазе активного преобразования, изменяются темпы и вектор ее развития. Закономерности общественной эволюции проявляются не только в области материальной культуры, усилия духа народа, также переживающего процесс реформ, служат необходимой предпосылкой поступательного развития общества. Для того чтобы двигаться вперед, духовная жизнь общества должна иметь в качестве «оппонента» и зеркала предшествующий опыт. Потому непредвзятое обращение к идейному наследию прошлого в значительной степени предопределяет успех современных преобразований, способствует выявлению исторической истины, формированию более объективных оценок важных общественных явлений. «Истинно великое и значительное всегда остается очагом духа, способным зажечь новые огни и дающим верный знак о новых грядущих победах, - писал выдающийся отечественный правовед и философ Иван Александрович Ильин. -Гениальное создание служит как бы дверью для всякого, отыскивающего доступ к самому предмету, но надо суметь не загородиться этою дверью от предмета, а открыть ее для себя и для других.»1.

1 Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб.,

Современный этап государственных и общественных преобразований связан с переосмыслением сущности, назначении и места государства в обществе. Среди многочисленных концепций государства наиболее востребованными сегодня оказываются те, что родились и сформировались в отечественной политико-правовой мысли на основе глубокого осмысления их авторами западной философско-правовой традиции и своеобразия российской национальной политико-правовой культуры, но долгое время подвергались забвению или были прямо объявлены «враждебными». Среди них одна из наиболее оригинальных и исторически выверенных - концепция государства и государственности И. А. Ильина.

Самобытность понимания И. А. Ильиным государственности заключается в том, что государство не отделяется им от жизни общества, что позволяет по-новому взглянуть на современную проблематику гражданского общества. Становление гражданского общества в его отношении к государству определяется в современной политической практике и теоретических исследованиях в современной России как одна из важнейших задач для новой политической системы. Становление гражданского общества формируется в тесном переплетении с осмыслением государства и государственности. Их взаимное влияние и обособление отражают как мировой, так и национальный опыт России. Предполагает ли развитие этого отношения достижение какой-либо универсальной модели отношения государства и гражданского общества? Или эти «модели» столь же многочисленны, сколь велико число государств в мире? Каковы правовые структуры и связи, обеспечивающие отношения гражданского общества и государства?

1994. С. 15.

Наконец, можно ли согласиться с существованием самостоятельного понятия «государственность», введенного И.А. Ильиным. Эти и многие другие вопросы, возникающие при изучении творчества И.А. Ильина, неизбежно звучат и в процессе разработки государственно-правовых реформ современной России.

В теоретических исследованиях этих проблем в последнее время утвердилась позиция, что создание современного гражданского общества является целью и разрешением всех общественных противоречий. Однако даже формулирование этой задачи как обязанности для государства демонстрирует ее двусмысленность. Разрешению противоречий между гражданским обществом и государством в процессе их ко-эволюции, на наш взгляд, и способствует концепция «государственности». Только, исходя из понимания государственности как идеи, государства как высшей формы общественного союза, выражающего смысл и цели существования народа, можно требовать от него устроения более простых форм организации общества. Актуальность темы гражданского общества в России и на Западе не следует отождествлять с идеей его верховенства.

В настоящее время мы активно осваиваем интеллектуальный потенциал «западной цивилизации» в области философии права, политики, социологии, психологии, но, очевидно, его безоговорочное заимствование для решения отечественных проблем невозможно. Объективное понимание насущных проблем современной России требует глубокого беспристрастного изучения российской правовой мысли. Плеяда величайших отечественных мыслителей рубежа XIX -XX вв. (Б.Н. Чичерин, E.H. Трубецкой, П. И. Новгородцев, H.A. Бердяев, С. J1. Франк и др.) сформировалась на прочном базисе мировой общественной мысли, но прославилась именно благодаря его глубокой творческой переработке и созданию собственных оригинальных правовых учений.

И.А. Ильин является одним из самых оригинальных и эрудированных мыслителей XX века, труды которого о предпосылках «нормальной» государственности, о сущности и механизмах государственной власти, о праве и правосознании, о правопорядке, о возможных путях выхода общества из кризисных состояний пока мало изучены и использованы в социальной практике. Между тем, его творчество развивалось на фоне величайших для России катастроф: крушения монархического строя, при котором сложилось и окрепло российское государство, революций, гражданской войны, сталинского режима. Критическая ситуация в области государственных институтов, парламентаризма, сложившаяся на Западе, кризис буржуазной демократии, особенно ярко проявившийся накануне и в ходе Второй мировой войны, также были неотъемлемым историческим фактором, повлиявшим на формирование его концепции. Учение о государственности формировалось в лоне социальных катаклизмов XX века и предвосхитило ответы на многие вопросы мирового развития впоследствии.

Все вышеизложенное определило актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В немногочисленных исследованиях творчества И. А. Ильина господствующей тенденцией, на наш взгляд, является не столько осмысление логики его мысли и аргументации, сколько оценка его политических позиций. За разнообразием оценок его правовых, политических, религиозных, философских позиций ускользает подлинное значение его работ, истинная ценность их содержания.

Творчество И. А. Ильина анализировали такие признанные историки русской философии, как В. В. Зеньковский1, который подчеркивал имманентизм его философской позиции. Н.О. Лосский оставил глубокий анализ популярной работы И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой»2. Б. А. Кистяковский и Н. Н. Алексеев положительно оценивали его труды, в то время как Н. А. Бердяев подвергал их острой критике3.

В отечественной науке изучение творчества И. А. Ильина началось только в 1990-е гг. Значительный импульс этому процессу был дан первым изданием в России собрания его сочинений на русском языке. В первых публикациях на родине, посвященных И. А. Ильину, затрагивались различные аспекты его творчества: политическая философия, трактовка природы и сущности государства, права, правосознания, политической власти, проблемы демократии и диктатуры, монархической формы правления (Ю. Т. Лисица4, М. Б. Золина5, И. И. Евлампиев6, В. А. Гусев1, Ю.С. Пивоваров2 и др). Однако,

1 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

2 Лосский Н.О. История русской философии. М, 1991.С. 494.

3 См.: И. А. Ильин: pro et contra: Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей: антология / Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние, Рус. Христиан, гуманитар, инт; сост., вступ. ст., примеч. И. И. Евлампиева; отв. ред. Д. К. Бурлака. СПб., 2004.

4 Лисица Ю. Т. Иван Александрович Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 146-158; Его же. Вступительная статья и комментарии. // Ильин И. А. Собр. соч. Т. 1. М., 1993; Иван Ильин и Россия: Неопубликованные фотографии и архивные материалы / Сост. Ю. Т. Лисица. М.: Русская книга, 1999.

5 Золина М. Б. Философия власти И.А. Ильина // Социально-политический журнал. 1996. №3. С.

Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Известия высших учебных заведений. Сер. Правоведение. СПб., 1992. № 3. С. ; Его же. в этих работах И. А. Ильин, в основном, оценивается как представитель русской религиозной философии.

В зарубежной науке развитие идей И. А. Ильина с учетом историко-философского, историко-правового и историко-политического контекстов глубоко анализировал Н. П. Полторацкий. Среди его работ, в первую очередь, следует выделить фундаментальное исследование «Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение», вышедшее в США в конце 1980-х годов3.

В конце 1990-х гг. появились первые диссертационные исследования главной темы творчества И. А. Ильина - его учения о государстве. Среди них следует отметить работы И. Н. Зернова, М. А. Ренын, А. 10. Ильина др.4, а также диссертационные исследования социально-политических аспектов его творчества5.

Несмотря на очевидный рост научного интереса к творчеству И. А. Ильина, публикации о нем носят отрывочный характер. Его учение в целом, как и многие его отдельные аспекты, пока не подверглись систематическому исследованию. Большинство авторов, посвятивших

Драма творящего духа»: Бог и человек в философии И. Ильина // Ступени. 1992. №

3 (6). С.

Гусев В. А. Консервативная идеология Ивана Ильина // Социологические исследования. 1992. № 4. С. ; Его же. Проблемы государственного устройства в трудах И.А. Ильина// Социально-политические науки. 1992. № 2-3. С. 2 Пивоваров 10. С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? //Вопросы философии. 1991. № 6. С. 76-84. Полторацкий Н. П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. Нью-Йорк, 1989; Его же. Монархия и республика в восприятии И. А. Ильина. Нью-Йорк, 1979.

4 Зернов И. Н. Концепция монархической государственности И. А. Ильина. Канд. диссертация. М., 1998; Ренын М. А. Идея государственности в социальной философии И. А. Ильина. Канд. диссертация. Владивосток, 1997; Ильин А.Ю. Проблемы будущей Российской государственности в политической философии И.А. Ильина.

5 Бойко Л.А. Гносеологические основания социальной философии И. А. Ильина: Дис. канд. филос. Наук. Краснодар, 2002; Бороздина Е.А. Социально-политическое учение И. А. Ильина: Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2003. свои работы И. А. Ильину, рассматривают его как философа, религиозного мыслителя, но не как ученого-юриста. Но сам И. А. Ильин считал себя, в первую очередь, правоведом как по образованию, так и по профессии, и вопросы философского, политического, религиозного характера рассматривал именно с юридических позиций.

В анализе творчества И. А. Ильина пока, на наш взгляд, не достает бережного, адекватного отношения к его ходу мысли, его оригинальной методологии, тонким органическим взаимосвязям междисциплинарного характера в изучении социально-правовых явлений. Вопросы общей теории государства и права И. А. Ильина разработаны недостаточно, в первую очередь, это касается его понимания государственности. Разработка проблемы государства и государственности представляется одной наиболее из значимых для современной теории государства и требует дальнейших усилий исследователей.

Объектом исследования является правовая теория великого русского философа-правоведа И. А. Ильина.

Предметом исследования выступает совокупность политико-правовых идей о государстве и государственности в правовой теории И. А. Ильина.

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является анализ историко-теоретических, теоретико-методологических и аксиологических оснований юридических понятий «государство» и «государственность», а также форм их взаимоотношений в правовом учении И. А. Ильина. Для достижения указанной цели диссертантом решались следующие задачи:

- рассмотреть духовно-мировоззренческую эволюцию И. А. Ильина как носителя консервативной правовой традиции;

- выявить и проанализировать истоки развития идеи и понятия государственности в истории российской консервативной правовой мысли;

- исследовать теоретико-методологические основы изучения И. А. Ильиным российского государства и государственности;

- проанализировать ценностную характеристику монархической формы правления и монархического правосознания, данную И. А. Ильиным;

- раскрыть содержание понятия государственности в учении И. А. Ильина о государстве.

Методологическую основу исследования представляет совокупность общенаучных (диалектической логики, анализа, синтеза и проч.), специальных (исторический, системный, функциональный) и частно-научных (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) методов правовых исследований, метод реконструкции правовых учений прошлого. Философские, религиозные политические аспекты учения И. А. Ильина рассматриваются в контексте понятийного аппарата и методологии юридической науки.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили монографические труды ряда зарубежных и отечественных ученых по теории и истории права и государства, истории правовых учений, философии и социологии права. Это, в первую очередь, изданные в России работы И. А. Ильина, а также его современников (H.H. Алексеев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. Н. Вышеславцев, В. М. Гессен, В. В. Зеньковский, Б. А. Кистяковский, Н. О. Лосский, П.Н. Милюков, П. И. Новгородцев, B.C. Соловьев, П. А. Сорокин, П. Б. Струве, Е. Н. Трубецкой, Г. П. Федотов, А. С. Ященко и др.), предшественников (Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, Ш.-JI. и

Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс, Б. Н. Чичерин и др.), и потомков (С. С. Алексеев, В. Ф. Асмус, Ю. Я. Баскин, И. Ю. Козлихин, Ю. Т. Лисица, В. С. Нерсесянц, A.B. Поляков и др.).

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые произведен комплексный историко-правовой анализ концепции государства и государственности в правовом учении И. А. Ильина, не подвергавшейся ранее специальному юридическому исследованию; показано, что понятие государственности в учении И. А. Ильина несет особую нагрузку и означает не просто процесс развития государства, а такое понимание государства, согласно которому оно является высшей в обществе объективной формой союза людей, имеющих единое духовное миросозерцание; доказано, что трактовка И. А. Ильиным государственности находится в русле консервативной традиции русской политико-правовой мысли.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Традиция государственности в русской политико-правовой мысли опирается на органическое понимание государства как такого единства, в котором неразрывно соединяются геополитические особенности расположения государства, особенности формирования власти, негативный и позитивный опыт ее организации, менталитет и историческая судьба народа, его духовный опыт и религия. Все другие формы социального общения (гражданское общество, семья) в таком государстве носят подчиненный характер.

2. Теоретическим источником и предпосылкой теории И. А. Ильина о государственности служат: 1) нормативно-догматическое понимание права, опирающееся на учение об обновленном естественном праве, разрабатывавшемся его учителем П. И. Новгородцевым, а также 2) учение Г.В.Ф. Гегеля о праве и государстве, в котором сформулированы три основания государственности: народный дух, организация (система учреждений), религия.

3. Понятие государственности у И. А. Ильина несет в себе триединый смысл: государственность как процесс становления и развития государства; государственность как признание государства высшей формой общественного союза; государственность как понимание государства целостным, живым, духовным единством народа. Сильная государственность является предпосылкой существования гражданских союзов, гражданского общества.

4. В то же время учение И.А. Ильина о государственности не носит сверхюридический характер, несмотря на то, что государство здесь является духовным организмом, опирающимся и определяющимся такими основаниями как: правосознание, присущее данному народу; устройство власти, исторически оправданное в процессе эволюции; религия, на которой покоятся нравственные ценности и устойчивость народа. Такому пониманию государства и государственности не соответствует традиционное формально-догматическое правопонимание. Однако И. А. Ильин и его современники сделали только первые шаги к новому типу правопонимания в XX веке, свободному от узкого нормативизма и позитивизма.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сделанные теоретические выводы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке лекций и семинарских занятий, составлении методических и иных материалов как по юридическим дисциплинам «Теория государства и права», «История правовых учений», спецкурсам, так и по дисциплинам неюридических специальностей - «История философии», «История политических учений». Положения, выводы и материалы диссертации могут представлять интерес для законодателей, политиков, общественных деятелей, занимающихся вопросами развития современного государства и гражданского общества.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры теории и истории права и государства Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС). Положения, содержащиеся в диссертации, получили апробацию на совместных междисциплинарных аспирантских конференциях РАГС-СЗАГС в Санкт-Петербурге: «Государственность и государственная служба в России: пути развития» (2004 г.), «Власть и управление в современном мире» (2005 г.), III Международном Форуме «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность» (СЗАГС, 2005 г.), а также были опубликованы в журнале «Личность. Культура. Общество» (2006 г, вып. 4(32).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Лобановская, Евгения Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что определенное понимание государственности имеет значительные последствия на видение настоящего, прошлого и будущего государства, на его ценности и основы, на понимание права.

Глубокое знание и любовь И. А. Ильиным России позволили ему системным образом прозревать как недуги так и здоровые основания России. Его взгляды как никогда актуальны сегодня. Когда нам кажутся очевидными понятия, цели и ценности западной науки, необходимо вспомнить о российской традиции философско-правовой мысли, и тогда многое окажется, по крайней мере, проблематичным. Искушение перенести на российскую почву западные образцы построения государства живет не одну сотню лет. И. А. Ильин очень надеялся, что эта болезнь уже изжита, и творческое формирование нового содержания будет доминировать в российской политической практике. Всякое навязывание образцов не в интересах России. России приходится считаться с таким давлением и практиковать правовые нормы, утверждающие политический дизайн, характерный скорее для небольших стран с небольшими различиями в национальном составе, религии, обычаях, территории, климате, интересах. Несмотря на это, «мы должны считаться только с двумя великими реальностями:

1. С исторически данной Россией, ее целями и интересами.

2. С верно понятыми и усвоенными аксиомами правосознания и государственности, взращенными в нас двухтысячелетним христианским опытом»1.

1 Ильин, И.А. Основы государственного устройства// Ильин И. Собр. соч. Т. 7. М.: Русская книга, 1998. - С. 491.

Анализ исторических особенностей развития русской государственности, анализ основных учений и понятия государственности в истории русской консервативной политико-правовой мысли показал, что российской традиции присуще такое понимание государства, согласно которому оно является высшей формой союза людей, имеющих единое духовное миросозерцание.

И. А. Ильин является носителем традиции русской консервативной политико-правовой мысли в понимании государственности и оригинальностью мысли он дает новый толчок для ее развития.

Ильин не просто заимствует теоретические положения своих предшественников. Его исследования предшественников становятся шедеврами историко-философской, историко-правовой мысли, самостоятельными по своему значению. Такова его работа о Гегеле. Даже в советское время, когда основные работы его были недоступны, единственным упреком к его работе о Гегеле было его обвинение в идеализме.

Непревзойденной заслугой И. А. Ильина для теории права является его учение о правосознании. Он впервые показал, что истоки и критерии различения формы правления, государственного устройства, политического режима, необходимо искать в недрах правосознания народа, имеющего государственность. Оно не оценено и сейчас, и находится на периферии научной мысли. Но это понятие обладает, большим эвристическим потенциалом и богатством содержания.

Понятие государственности у И. А. Ильина несет большую мировоззренческую нагрузку. Оно дает ориентиры в таких сложных вопросах как организация государственной власти, государственное устройство, правовые отношения, смена власти, отношение государства и церкви и т.д. Во всех этих вопросах он выступает как ученыйправовед, как философ права. Понятие государственности у И. А. Ильина несет в себе троякий смысл: государственность как процесс становления и развития государства; государственность как признание государства высшей формой общественного союза; государственность как понимание государства целостным, живым, духовным единством народа.

Традиция государственности опирается на органическое понимание государства как такого единства, в котором неразрывно соединяются геополитические особенности расположения государства, особенности формирования власти, негативный и позитивный опыт ее устроения, менталитет, историческая судьба, религия, духовный опыт народа. Государство является духовным организмом, опирающимся и определяющимся такими основаниями как: правосознание, присущее данному народу; устройство власти, религия, на которой покоится нравственная устойчивость народа.

При таком понимании государственности актуальная задача построения гражданского общества приобретает несколько иной, объемный смысл.

Заслуги И.А.Ильина в разработке теории государства и права огромны и бесспорны. Мы только начинаем осознавать актуальность его работ. Высочайшая культура его правовой мысли, огромность и разнообразие его духовного и литературного наследия позволяет только начать процесс ее освоения.

Теоретическое наследие И. Ильина актуально для России и его, несомненно, ждет судьба одного из духовных источников российского возрождения государственности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Лобановская, Евгения Александровна, 2006 год

1. Нормативные правовые акты

2. Конституция Российской Федерации. М.: ACT, Астрель, 2006. - 64 с.

3. Российское законодательство Х-ХХ веков : в 9 т. / Под общ. ред. О. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1984-1994. - Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно- демократических революций / Отв. ред. О. И. Чистяков. - 1994.-351 с.1. Труды И. А. Ильина

4. Ильин, И. А. Собрание сочинений. Кто мы?/ Ильин И. А. О революции. О религиозном кризисе наших дней. М.: Русская книга, 2001.-575 с.

5. Ильин, И.А. Путь духовного обновления // Ильин И. Собр. соч. -Т. 1.-М.: Русская книга, 1993.-С. 39-285.

6. Ильин, И.А. Кризис безбожия // Ильин И. Собр. соч. Т. 1. -М.: Русская книга, 1993. - С. 333 - 380.

7. Ильин, И.А. Наши задачи // Ильин И. Собр. соч. Т. 2. в 2-х кн. М.: Русская книга, 1993.

8. Ильин, И.А. Религиозный смысл философии. // Ильин И. Собр. соч. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. С. 15 - 89.

9. Ильин, И.А. Из лекций «Понятия монархии и республики» // Собр. соч. Т. 4. М.: Русская книга, 1994. С. 545 - 576.

10. Ильин, И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. М.: МП «Рарог» 1992.

11. Ю.Ильин, И.А. Общее учение о праве и государстве // Собрание сочинений в десяти томах. Том 4. М., 1994. С. 47-147.

12. П.Ильин, И.А. О монархии и республике // Собр. соч. Т. 4. М.:

13. Русская книга, 1994. С. 415 - 544.

14. Ильин, И.А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собр. соч. Т. 4. М.: Русская книга, 1994. С. 149 - 414.

15. З.Ильин, И.А. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа) // Собр. соч. Т. 4. М.: Русская книга, 1994. С. 5 - 44.

16. Ильин, И.А. Основы государственного устройства // Ильин И. Собр. соч. Т. 7. М.: Русская книга, 1998. С. 488 - 508.

17. Ильин, И.А. Проект Основного Закона Российской Империи // Ильин И. Собр. соч. Т. 7. М.: Русская книга, 1998. С. 509 - 572.

18. Ильин, И.А. Собрание сочинений: В 10 томах. Т. 8: Большевистская политика мирового господства: Планы III Интернационала по революционизированию мира; Взгляд в даль: Книга размышлений и упований. -М.: Русская книга, 1998. 573 с.

19. Ильин, И.А. Собрание сочинений Ильин,И.А.: В 10 томах. Т.9-10: [О войне; Порядок или беспорядок?; Крушение России; Родина и мы; Белая идея; Борьба за Россию] Москва: Русская книга, 1999. 506 с.

20. Ильин, И. А. Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954) / И. А. Ильин; Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Рус. кн., 2001. - 566 с.

21. Ильин, И.А. Теория права и государства.

22. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб.: Наука, 1994. - 541 с.

23. Ильин, И.А. Собрание сочинений: Письма. Мемуары (19391954) / И. А. Ильин; Сост. и коммент. 10. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1999.-505 с.

24. Ильин, И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938) / И. А. Ильин; Сост. и коммент. 10. Т. Лисицы. -М.: Рус. кн., 1999.-605 с.

25. Монографии, научные сборники

26. Алексеев, Н. Н. Очерки по общей теории государства: Основ, предпосылки и гипотезы гос. науки М.: Моск. науч. изд-во, 1919. 209 с.

27. Алексеев, H.H. Основы философии права. СПб.: Юридический институт, 1998. - 216 с.

28. Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Статут, 2001.-601с.

29. Алексеев, С.С. Право: Азбука-Теория-Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. - 710 с.

30. Алексеев, Ю. Г. У кормила Российского государства: Очерк развития аппарата управления Х1У-ХУ вв. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 1998.-348 с.

31. Антология мировой правовой мысли: В 5-ти т / Нац.обществ. -М.: Мысль, 1999. Т.4: Россия XI XIX вв. - 813 с.

32. Антология мировой философии в 4-х т. М.: Мысль, 1969.

33. Аристотель. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х тт. Т. 4 М.: Мысль, 1975-1983. С. 375-644.

34. Архипов С. И. Субъект права: теоретическое исследование. -СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 469 с.

35. Асмус В. Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля. // Вопросы философии. 1995. - №1. - С. 52 -69.

36. Асмус В.Ф. Кант как родоначальник немецкой классической философии. М.,: Наука, 1974. - 340 с.

37. Ахиезер, A.C. История России: конец или начало? М.: Б.и., 2005. - 706 с.

38. Бабинцев, С. M. Миросозерцание И.А. Ильина. Глазов: Прометей, 1997. - 172 с.

39. Баскин Ю. Я. История правовых и политических учений (сборник статей). СПб.: «Познание», 2000. 254 с.

40. Баскин Ю. Я. Кант и Фихте о сущности и назначении права // Кантовский сборник. Калининград, 1986. Вып. U.C. 81-89.

41. Баскин, Ю.Я. Кант. М. : Юрид. лит., 1984. - 88 с.

42. Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб.: Михайлов,2001. - 334 с.

43. Бергсон А. Два источника морали и религии. Иркутск, 1992.190 с.

44. Бердяев, Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России М. : Сварог и К, 1997.-541 с.

45. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма М. : Сварог и К, 1997. - 415 с.

46. Бердяев, H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре. М.: Наука. 1990. 528 с.

47. Бердяев, Н. А. Судьба России. М.: ACT, 2004. - 333 с.

48. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность -М.:Канон+, 1999.-464 с.

49. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. -М.: Наука, 1990. 224 с.

50. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607 с.

51. Бердяев, Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье: Из истории социал. и правовой мысли. JL: Лениздат, 1991. 440 с. (Власть и право). С. 7 243.

52. Берлин И. История свободы. Россия. М.: Новое литературное обозрение,2001.-544 с.

53. Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Юрист, 1998.-590 с.

54. Булгаков, С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. -314с.

55. Вебер М. Политические работы (1895-1919) М.: Праксис, 2003.-421с.

56. Величко, А. М. Политико-правовые взгляды Б. Н. Чичерина и их отличие от гегелевской философии права // Вестник СПб ун-та. -1994. Вып. 3.-С. 123-125.

57. Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М.: КАНОН-ПРЕСС, КУЧКОВО-ПОЛЕ, 1998. - 496 с.

58. Вопросы философии и психологии. 1911. № 22. Кн. 106 (2).

59. Вопросы философии и психологии. 1912. № 23. Кн. 111 (2).

60. Гайденко, П. П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П. Б. Струве) // Вопросы философии. 1992. - № 12. - С. 00 - 00.

61. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. Л.: Партиздат, 1932. 315 с. (Соч.: в 14-и тт.; Т. 9).

62. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. 454 с. (Соч.: в 14-и тт.; Т. 10).

63. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. -436 с. - (Соч.: в 14-и тт.; Т. 8).

64. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

65. Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. - М.: Мысль, 1973. - 430 с.

66. Гегель, Г. В. Ф. Философская пропедевтика. Работы разных лет. В 2т.-Т. 2.- М.: Мысль, 1971.-ООО с.

67. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1977. - 471 с.

68. Гессен В.М. Возрожденное естественное право. СПб., 1902.184 с.

69. Государственный строй Российской империи накануне крушения: Сборник законодательных актов / Сост.: О. И. Чистяков, Г. А. Кутьина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 207 с.

70. Громов, М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии. // Вопросы философии. -1994.-№ 1.-С. 00-00.

71. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.-332 с.

72. Гусев, В.А. Консервативная идеология Ивана Ильина // Социологические исследования. 1992. -№ 4. - С. 12-24.

73. Гусев, В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А. Ильина // Социально-политические науки. 1992. - № 2 - 3. - С. 72-80.

74. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо- романскому / Н.Я. Данилевский. М: Известия, 2003. - 606 с.

75. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. 379 с.

76. Евлампиев, И. И. «Драма творящего духа»: Бог и человек в философии И. Ильина // Ступени. 1992. - № 3 (6). - С. 76 - 83.

77. Евлампиев, И. И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998.-511 с.

78. Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб.: Лексикон, 2001. - 272 с.

79. Иван Александрович Ильин и современная Россия: Сб. ст. / Моск. гос. ун-т коомерции, Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т. М.: Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т, 2001. - 340 с.

80. Иван Ильин и Россия: Неопубликованные фотографии и архивные материалы/ Сост. Ю. Т. Лисица. -М.: Русская книга, 1999.-191 с. :с-портр.

81. Игнатов, А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности. // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 00 - 00.

82. Из глубины: Сборник статей о русской революции С. А. Аскольдов, Н. А. Бердяев, С. А. Булгаков и др.— М Изд-во Моск. унта, 1990.—298 с.

83. Ильин М. В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997.-431с.

84. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Проспект, 2004. 336 с.

85. Исаев, И. А., Золотухина, Н. М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. -М.: Юрист, 1995.-415 с.

86. История политических и правовых учений. Древний мир. М.: Наука. 1985. - 349с.

87. История философии права / Отв. ред. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. СПб.: Юридический институт (Санкт-Петербург); Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. - 640 с.

88. Кавелин, К. Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуре. М.: Правда, 1989. - 654 с.

89. Кант И. Метафизика нравов. Критика практического разума. -СПб.: Наука, 1995.528 е.

90. Карамзин, Н. М. Записки о древней и новой России в ее политических и гражданских отношениях. М.: Правда, 1991. - 576 с.

91. Керимов, Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль. 1986. 332 с.

92. Кистяковский, Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916.

93. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. СПб.: РХГИ, 1999. - 800 с.

94. Кистяковский, Б.А. Реальность объективного права // Правоведение. 1996. № 4.С. 140 146.

95. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории / В. О. Ключевский, проф. Репринтное изд. 1906 г. - М.: Прогресс, 1992. -205 с.

96. Ключевский, В. О. Исторические портреты М.: Вече, 2005. -473, 1. с.

97. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. -М.: Прогресс, 1997.

98. Козинг А. Нация в истории и современности. М.: Прогресс. 1978.291 с.

99. Козлихин И. Ю. Право и политика. СПБ.: Изд. С.-Петербургского университета. 1996.- 192с.

100. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.-381 с.

101. Козлихин, И. Ю. История политических и правовых учений: учебник СПб.: Изд-во юрид. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. - 349 с.

102. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм: Пер. с нем. М.: Республика, 1998. 368 с.

103. Козловский, В. В., Уткин А. И., Федотова, В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. М.: наука, 1995. - 315 с.

104. Коркунов, Н.М. Русское государственное право. СПб., 1904. Т. 1.-371 с.

105. Корольков, А. А. Одухотворенная наука о праве // Русская философия права:Философия веры и нравственности:Антология : Конспект лекций / Сост.А.П.Альбов и др. СПб.: Алетейя, 1997. - 398 с.

106. Краснов, Юрий Константинович. Государственное право России. История и современность : Учебное пособие / Ю. К. Краснов; МАП при Правительстве г. Москвы. М.: Юристъ, 2002. - 733 с.

107. Кузнецов, Э.В. Философия права в России. М.: Прогресс,1989.-238 с.

108. Ланцов, С. А. Тоталитаризм как форма модернизации России: генезис и результаты. // Сфинкс. Петербургский философский журнал. 1994. - № 2. - С. 100-117.

109. Леонтович, В. В. История либерализма в России 1762-1914. -М.: СП "Рус. путь": Полиграфресурсы, 1995. 548 с.

110. Лисица, Ю. Т. Вступительная статья и комментарии // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 1. - М.: Русская книга, 1993. - 5-38 с.

111. Лисица, Ю.Т. Иван Александрович Ильин как правовед и государствовед// Вопросы философии. 1991. - № 5. - С. 146-158.

112. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс,1990.-720 с.

113. Лосский, И.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991.-493 с.

114. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002. - 244 с.

115. Малахов, В. П., авт.-сост. Правовая мысль: антология М. и др.: Академ. Проект [и др.], 2003. - 1014 с.

116. Мальцев К.Г., Мальцева A.B. «Философия свободы» и соблазн христианского государства. М.: МАКС Пресс, 2001. - 336 с.

117. Мальцев, Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.-419 с.

118. Мальцева, А. В. Религиозно-политический акт: политическая философия И. А. Ильина -М.: МАКС Пресс, 2005. 215 с.

119. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 7-544.

120. Медушевский А.Н. История русской социологии М.: Высшая школа 1993.-317с.

121. Медушевский, А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. М.: Высшая школа, 2002. -512 с.

122. Мейер А. А. Петербургское Религиозно-философское Общество // Вопросы философии. 1992. - № 7. - С. 107-115.

123. Монтескье, Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. - 284 с.

124. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М.: Юрист, 1998. 352 с.

125. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб.: Алетейя, 2000. 320 с.

126. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / Отв. ред. В.П. Сальников, Ю.А. Сандулов. СПб.: Лань; Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.-352 с.

127. Новгородцев, П.И. Историческая школа юристов : СПб.: Лань, 1999.- 189 с.

128. Новгородцев, П.И. Об общественном идеале. М.: Правда, 1991.- 638 с.

129. Новгородцев, П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. - 446 с.

130. О России и русской философской культуре (Философы русского послеоктябрьского зарубежья) Бердяев H.A., Вышеславцев Б.П., Зеньковский В.В., Сорокин П.А., Федотов Г.П., Флоровский Г.В. М. Наука. 1990г. 528 с.

131. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989.-№2-4.

132. Осипов, И. Д. Философия русского либерализма XIX -начала XX века. СПб.: Лань, 1996. - 158 с.

133. Основы права: Учебное пособие / Под ред. В.В. Лазарева. -М.: Юристъ, 2001.-448 с.

134. От абсолюта свободы к романтике равенства (Из истории политической философии). М.: ИФ РАН, 1994. - 212 с.

135. Павленко Н.И. Петр I. Изд. 3-е, испр.и доп. М.: Мол.гвардия 2000. - 4284. с.

136. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993.-424 с.

137. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорий нравственности. Т. 1. СПб., 1909. - 376 с.

138. Пивоваров, Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? // Вопросы философии. 1991. - № 6. - С. 76 - 84.

139. Победоносцев К.П. Сочинения. Русская государственная мысль. СПб: Наука, 1996. - 510 с.

140. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение // Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней / Сост. и коммент. ЮТ. Лисицы. М.: Русская книга, 2001. С. 243-.477.

141. Полторацкий Н.П. Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина // Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции.

142. О религиозном кризисе наших дней / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 2001. С. 478-525.

143. Полторацкий, Н. П. И. А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой / Н. П. Полторацкий. Лондон: Заря, 1975. -59 с.

144. Полторацкий, Н. П. Монархия и республика в восприятии И. А. Ильина / Н. П. Полторацкий. Нью-Йорк: Содружество, 1979. - 86 с.

145. Полторацкий Н. П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. - № 2. - С. 126 - 140.

146. Поляков, A.B. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд. доп. СПб,: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. - 843 с.

147. Правоведение / Под ред. O.E. Кутафина. М.: Юрист, 2001. -398 с.

148. Пуздрач Ю.В. История российского конституционализма IX-XX веков. Юридический центр пресс, 2004. 571 стр.

149. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992.432 с.

150. Реньш М. А. Идея государственности в социальной философии И. А. Ильина: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. -Владивосток, 1997.

151. Розанов В.В. Мимолетное. 1915 // Русская идея. М.: Республика, 1992 С. 258-294.

152. Российские либералы. М., РОССПЭН, 2001г. 576 с.

153. Россия и Германия: Опыт философского диалога. М.: Немецкий культурный центр имени Гёте, "МЕДИУМ", 1993. - 352 с.

154. Россия между Европой и Азией: Евраз. соблазн: Антология / Сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Наука, 1993. 368 с.

155. Русская идея: сборник произведений русских мыслителей -М.: Республика, 2002. 496 с.

156. Русская философия второй половины XIX века. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. Ч. 1: Философия русских революционных демократов и естествоиспытателей: Хрестоматия/Сост. Б. В. Емельянов. 255 с.

157. Русские мыслители о государстве, правосознании и патриотизме / А. М. Кумыков; М-во образования Рос. Федерации. Кабард.-Балк. гос. ун-т им. X. М. Бербекова; Чуваш, гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. 387 с.

158. Русское зарубежье: Из истории социал. и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. 440 с. (Власть и право).

159. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. -М.: Социздат, 1938. 123 с.

160. Савицкий П. Евразийство // Философские науки. 1991. - № 12.-С. 109-122.

161. Соловьев В. С. Смысл любви: Избр. произведения/Сост., вступ. ст., коммент. Н. И. Цимбаева. М.: Современник, 1991. 525 с.

162. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями. М.: Товарищество «А. Н. Сытин и К.»: Фирма «ПИК», 1991.191с.

163. Соловьев B.C. Мнимая критика (Ответ Б.Н.Чичерину)// Чичерин Б.Н. Избранные труды/ СПб.: Ид-во С.-Петербургского ун-та, 1997. С.516-550.

164. Соловьев B.C. Оправдание добра. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. JL, 1990. С. 87-142.

165. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.

166. Сорокин П. А. «Смена вех» как социальный симптом // Филос. науки. 1992. № 1.С. 3—8.

167. Сорокин П. Николай Бердяев. // Кентавр. М., 1992. № 7/8. С. 147—152.

168. Сохряков, Ю. И. И.А. Ильин религиозный мыслитель и литературный критик: Монография / Ю.И. Сохряков; Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 000 с.

169. Столыпин, П. А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном совете. -М.: ,1991.-000 с.

170. Столыпин. Жизнь и смерть. 1862-1911. Саратов 1991г. 472с.

171. Струве П. Б. В чем революция и контрреволюция?//Родина. 1992. № 3. С. 6-7.

172. Струве П. Б. Мистика державной власти // Новое время. -1992.-№ 11.-С. 57-59.

173. Струве П. Б. Размышления о русской революции: (Фрагменты из работ). М.: Знание, 1991. 63 с.

174. Струве П. Б. Patriótica: Россия. Родина. Чужбина / Сост. и статья А. В. Хашковского. СПб.: РХГИ, 2000. - 352 с.

175. Тойнби, А. Постижение истории. -М.: Мысль, 1991.-786 с.

176. Трубецкой Е. Н. Труды по философии права. СПб: Издательство РХГИ, 2001. 542с.

177. Трубецкой E.H. Энциклопедия права. СПб.: Лань, 1998.224 с.

178. Туровский М. О зависимости культуры от философии // Здесь и теперь. М., 1992. № 1. С. 106 - 117.

179. Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А. И. Володина. М.: Политиздат, 1982.-512 с.

180. Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры: В 2 т. / Сост., вступ. ст., примеч. В. Ф. Бойкова. СПб.: София, 1991. Т. 1. 351 е., портр. Библиогр.: с. 349— 350; Т. 2. 349 с .

181. Финько, М. В. Культурологическая концепция И. А. Ильина в контексте духовного кризиса XX в.- Ростов на/Д: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2003.-254 с.

182. Фомин, А. А. Государственно-правовая идеология И. А. Ильина: Монография; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Рост. юрид. ин-т. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2005. - 167 с.

183. Франк С. Л. Философские предпосылки деспотизма. // Вопр. философии. 1992. № 3. С. 114—127.

184. Франк С. Нравственный водораздел в русской революции // Свобод, мысль. 1992. № 4. С. 60—64.

185. Франк С.Л. Сущность русского мировоззрения.//Франк С.Л. Русское мировоззрение. С.-Петербург, Наука, 1996.

186. Франк С.Л. Духовные основы общества // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. С.243-433.

187. Франк, С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 607 с.

188. Фрэзер, Дж.Дж. Золотая ветвь: Исслед. магии и религии. -М.: ACT, 1998.-782 с.

189. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134-147.

190. Хейде JI. Осуществление свободы. Введение в гегелевскую философию права. М., Гнозис, 1995. 256с.

191. Черниловский Э.М. Всеобщая история государства и права. М.: Проспект, 2004. 592 с.

192. Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. М.: Айрис, 1998. - 115 с.

193. Чичерин Б.Н. Избранные труды / СПб.: Ид-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. 555 с.

194. Шашкин, П.А. Волюнтаристическая метафизика власти в социально-политической философии И. А. Ильина. М.: Компания Спутник+, 2002.- 130 с.

195. Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб.: Изд. «Лань», 2001.528 с.

196. Шпенглер, О. Закат Европы. М.: Мысль, 1992. - 499 с.

197. Экимов, А.И. Коркунов. М.: Мысль, 1983. - 253 с.

198. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1983. —315 с.

199. Ященко, A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. Издательство «Алетейя» (СПб) 1999. 252с.

200. Диссертации и авторефераты диссертаций

201. Бороздина Е.А. Социально-политическое учение И. А. Ильина: Автореф. дис. канд. полит, наук: 23.00.01. / Бороздина Е. А. -М., 2003.-27 с.

202. Гребнева, Г. А. Эволюция философских взглядов И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03. Ин-т философии и права Урал, отд-ния РАН. / Гребнева Г. А. Екатеринбург, 2004. - 23 с.

203. Дудина, И. А. Проблема человека в философии И. А. Ильина: Автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.03. / Дудина И. А. -Мурманск, 2003. 18 с.

204. Зернов, И. Н. Концепция монархической государственности И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. / Зернов И. Н.-М., 1998.-23 с.

205. Меняйло, JI. Н. Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: Концептуальная модель И. А. Ильина: Автореф. дис. . канд. полит, наук: 23.00.02. / Меняйло Л. Н. Ростов н/Д, 2002. - 25 с.

206. Финько, М. В. Религиозно-философская концепция русской культуры: На материале работ И.А. Ильина: Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.13. Рост. гос. ун-т. / Финько М. В. Ростов н/Д, 2004. - 23 с.

207. Шевцова, Н. П. Проблема ценности в творчестве H.A. Бердяева и И.А. Ильина: общее и особенное: Автореф. дис. канд. филос. наук: 24.00.01. / Шевцова Н. П. М., 2005. - 27 с.

208. Шашкин, П. А. Социально-философский анализ учения И.А. Ильина о волюнтаристической сущности власти: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11./ Шашкин П. А. М., 2002. - 23 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.