Гуманизация и гуманитаризация современного культурологического образования :Школьная образовательная деятельность тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.01, кандидат культурол. наук Москаленко, Лидия Васильевна

Диссертация и автореферат на тему «Гуманизация и гуманитаризация современного культурологического образования :Школьная образовательная деятельность». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 103372
Год: 
2001
Автор научной работы: 
Москаленко, Лидия Васильевна
Ученая cтепень: 
кандидат культурол. наук
Место защиты диссертации: 
Краснодар
Код cпециальности ВАК: 
24.00.01
Специальность: 
Теория и история культуры
Количество cтраниц: 
164

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Москаленко, Лидия Васильевна

Введение.

Глава 1. "Основные идеи и ценностные основания культурологического образования личности.

1.1. Основные идеи обновления гуманитарного образования в XIX и XX вв.

1.2. Характеристика парадигмы современного культурологического образования.

Глава 2. Диалоговая концепция культуры как теоретико-методологическое основание личностно-ориентированного образования.

2.1. Методологические основы диалоговой концепции культур М,М. Бахтина и B.C. Библера.

2.2. Культурологические функции учебных дисциплин в контексте личностно-ориентированного образования.

Глава 3. Культурологическое образование в современных программах и технологиях.

3.1. Роль современных природосообразных технологий и методик в гуманизации личности.

3.2. Гуманитарное проектирование условий культурной самоидентификации личности учащегося.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Гуманизация и гуманитаризация современного культурологического образования :Школьная образовательная деятельность"

Актуальность исследования проблемы гуманизации образования обусловлена современным этапом реформирования многих сфер жизни человека: экономики и политики, социальной и духовной сферы.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в содержании образования школьной деятельности. Происходит смена образовательной парадигмы. Необходимость ее изменения возникает в связи с переходом к новому типу мышления, к новым способам преобразования действительности. Меняется тип образования. Намечается переход от образования традиционного типа, целью которого является овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, к личностно-ориентированному, ядром которого становится адаптивная к современным условиям жизни личность.

Под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системы знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения личности в социальную и культурную жизнь общества и выполнение определенных профессиональных функций.

Однако качество образования давно перестало удовлетворять общество, пришло в противоречие с социальными ожиданиями.

В образовательной среде стали массовыми явления дезадаптации, деин-дивидуализации личности, снижение общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Гуманизация и гуманитаризация образования остаются не воплотившимися в практике образовательной деятельности, так как умения, знания и навыки становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой личность ребенка.

Именно такая трансформация ценностей образования приводит к идеологизации. Это дает основание утверждать, что традиционное образование в нашей стране имеет внеличностный характер. Главной задачей образования считалось воспитание личности, соответствующей господствовавшему общественному мировоззрению. Целостность традиционной системы обеспечивалась единой направленностью деятельности всех образовательных учреждений на реализацию единого для всех когнитивно-информационного типа образования, обеспечивающего вооружение учащихся определенным набором идейных установок мировоззренческого характера. Так как мировоззрение для всех было однонаправленным, содержание образования приобрело строго регламентированный, внеличностный характер.

Заключение диссертации по теме "Теория и история культуры", Москаленко, Лидия Васильевна

Результаты исследования психического состояния детей музыкально-эстетических классов, работающих по новым технологиям, подтверждают необходимость гуманизации и гуманитаризации современного культурологического образования, в котором когнитивно-информационная функция расширяется, дополняется культурологическими, помогает развитию личностного потенциала человека, способного не только жить в культуре, но и создавать ее.

Процесс гуманизации и гуманитаризации культурологического образования помогает демонстрировать сущностное проявление отдельных процессов в сложной взаимосвязи феноменов культуры, способствует появлению новых методов и объяснительных схем, с помощью которых демонстрируются культурные процессы, определяет пути межпредметной интеграции и взаимодействия основных направлений образовательной деятельности в культуре.

Заключение

Таким образом, современное культурологическое образование противостоит отчуждению между сущностью и существованием личности ученика и создает условия для:

1) преобразования существования личности, т.е. создание культуры;

2) разблокирования творческих импульсов, когда человек может созидать жизнь и культуру.

Главными ценностными основаниями гуманистического образования личности является смена парадигмы современного образования.

Глобальной целью современного образования является человек культуры. Это такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства: свободная, гуманная, духовная, жизнетворческая личность, способной к созданию культуры, к диалогу.

Современная образовательная культорологическия парадигма характеризуется сближением гуманитарной, культурообразующей функций и функции социализации личности. Мы выделяем в парадигме пять философско-педагогических положений, способствующих:

1) становлению личности как субъекта культуры;

2) интеграции образования в культуру и культуры в образование;

3) развитию культурной идентификаций и процессе гуманизации и гуманитаризации культорологического образования;

4) построению образовательной деятельности на диалогической основе;

5) использованию новых методик и технологий, создающих условия для эффективного культорологического образования.

Гуманитарное образование - это управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которых происходит вхождение личности ученика в культуру, в жизнь социума, развитие его творческих возможностей и способностей.

Глобальной целью образовательной деятельности современного культурологического образования является: 1). культурологизации личностного потенциала человека; 2). развитии субъект-субъектных отношений, складывающихся между равноправными партнерами в процессе диалога; 3). обновление содержания образования, исходя из понимания культуры как антропологического феномена.

Личностно-ориентированное образование, базируясь на диалогическом понимании, использует самые разнообразные формы диалога, приемы и средства педагогической коммуникации, а также культурологические функции (история культуры, литература, изобразительное искусство, риторика) гуманитарных дисциплин, создающие условия для сущности и существования личности ученика.

Так как основными принципами культурологического образования в рамках новой образовательной парадигмы являются: а) поддержка и развитие образовательных программ, ориентированных на культурную самореализацию человека; б) на создание условий для формирования гражданского самосознания, личного участия в культурной жизни страны; в) сочетания социологического, культурно-психологического подходов, при реализации которых учитывается баланс политических, культурных, этнонациональных и общенациональных ценностей.

Целью современного культорологического образования является духовная свобода личности, развивающейся на основе диалога культур. Таким образом, преобладающей линией в философии современного образования является не когнитивно-информационная линия, а аффективно-эмоционально-волевая, ориентированная на гармоническое, экологическое личностное развитие.

Важнейшими культурологическими функциями учебных дисциплин способствующих эффективности личностно-ориентированного образования являются:

1) сочетание социологического и культурно-психологического подходов, при реализации которых учитывается баланс политических, национальных, духовных ценностей. Именно ситуативные погружения, а не простое копирование цепи явлений и событий, не нанизывание фактов на историческую схему, а диалог с эпохой - вот реальный условия для общекультурного развития личности;

2) моделирование опыта чувств, обобщенного в искусствах, использование метода художественно-педагогической драматургии, способного увлечь учащегося и заставить задуматься;

3) языковая и защитная функции, основанные на диалоге культур.

В рамках гуманитарных дисциплин, в частности, в литературе и искусстве задача педагога - формировать у детей способность воспринимать художественный образ, создаваемый с опорой на представления., так как именно в искусстве аккумулирован нравственный, эмоциональный, социальный, культурный опыт человечества. Помочь в овладении культурным опытом человечества - в этом суть технологии художественно-образного преподавания предметов гуманитарного цикла.

Включенность искусства в предметы гуманитарного направления, диалогичность в культурном контексте будет действенна:

- если в процессе обучения на всех предметах будет реализован художественно-образный метод познания;

- если педагог не будет отчужден от культуры художественного видения мира, будет готов формировать эстетическое отношение к миру;

- если учитель может преодолеть предметную замкнутость, свободно использовать искусство на уроках, создавая художественную микросреду.

Реальный культурный диалог является активным участником литературного образования, наделенного богатой языковой культурой, культурой чувств, а также основными эстетическими, психологическими, культурными принципами личного и общественного поведения, которое должно быть открыто и пережито каждым ребенком в культурно образовательном поле до стадии личного мировоззрения.

Эстетическая направленность школьной образовательной деятельности является важнейшим ценностно-культурным аспектом современного культурологического образования.

Культурологическими функциями стержневых позиций технологии художественно-образного преподавания предметов гуманитарного цикла могут стать:

- нахождение и постижение в художественно-культурном тексте эмоциональных контрастов, которые являются интегрирующими и проявляются через весь комплекс средств (композиция, жест, ритм, цветовой акцент, мелодию, объем, пластика, фактура);

- интонационное прочувствование художественно-культурного текста, в процессе которого развивается эмпатия, чувственное восприятие, интуитивное постижение авторского замысла, идентификация;

- развеществление символики, то есть всматривание и погружение в художественные детали, эмблемы, аллегории, приметы, соотнесение частей и целого;

- интеграция, синтез, скрещивание ощущений, мышления и воображения, что и составляет основу для эстетического созерцания;

- выработка собственного отношения, суждения на основе чувств и возникших мыслей на основе "внутреннего спора" с автором - диалога сознаний, при котором оценка дается явлению, а не тексту.

Предложенная технология - стержень, который создает условия для: 1). преодоления предметной зависимости; 2). интегративного подхода в обучении; 3). культуры самораскрытия в культурном контексте; 4). развития духовности в процессе отнтогенетического развития; 5). социальной идентичности, связанной с принятием соответствующих личностных образцов и ценностных ориентации

Гуманитарное проектирование условий культурной самоидентификации личности учащегося определяется влиянием технологий художественно-образного преподавания, способных создать модель социокультурной среды.

Проведенные исследования позволили выделить следующие личностные характеристики школьников, обучающихся в условиях личностно-ориентированного образования:

1. культурную самоидентификацию;

2. v высокий интеллектуальный уровень и развитие эмоционально-волевой сферы;

3. повышенную мотивацию;

4. экопсихологическую комфортность.

Механизм культурной самоидентификации личности ученика осуществляется в процессе создания условий для единства сущности и существования личности в культурологическом поле образовательного процесса. Это достигается

- при помощи культурологических функций, которые эффективно осуществляются субъектами образовательного процесса;

- при использовании разнообразных форм диалога культур, различных приемов и средств коммуникации в процессе преподавания культурологиче

137 ских дисциплин;

- при взаимодействии природосообразных технологий и закономерностей развития личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Москаленко, Лидия Васильевна, 2001 год

1. Нормативные акты и документы

2. Закон Российской Федерации "Об образовании" // Информационный бюллетень нормативных актов МП РФ. М., 1992. - 92 с.

3. Конституция РФ. М., 1993. - С. 63.

4. Концепция общего среднего образования. М., 1998. - 112 с.

5. Концепция развития культуры и искусства РФ // Ориентиры культурной политики. М.: ГИВЦМК РФ, 1995. - № 6. - С. 56-76.

6. Концепция развития образования на Кубани. Краснодар, 1993. - С.20.

7. О культурологических основаниях Базисного плана общеобразовательных учреждений РФ // Сборник нормативных документов. -М., 1995.-С. 113-115.

8. Об утверждения Перечня учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ на 2000-2001 гг. // Вестник образования России. М., 2000. - № 4. - С. 3.1.. Монографии.

9. Адлер А; Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-98 с.

10. Актуальные проблемы современного детства. М., 1992. - 103 с.

11. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. -54 с.

12. Аннинский JI.А. Русское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века.-М., 1997.-80 с.

13. Антология исследований культуры: культурология и социальная антропология. Хрестоматия / Под ред. А.А. Велик. М., 1998. - 362 с.

14. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1991. - 135 с.

15. Арутюнян Ю.В., Дробишева JI.M., Сусокола А.А. Этносоциология. -М., 1998.-250 с.

16. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1995. - 98 с.

17. Батищев Г.С. Диалектика и смысл творчества: к критике антропоцентризма. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов-на-Дону, 1983. - 101 с.

18. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения. Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М., 1987. - 98 с.

19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 115 с.

20. Бахтин М.М. К философии поступка. М., 1979. - 320 с.

21. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. - 150 с.

22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 363 с.

23. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991. - 336 с.

24. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика // В мире воспитания. В 2-х ч. Ч. 2.-М., 1991.-С. 26-45.

25. Библер B.C. Диалог о знании культура в работах М.М. Бахтина. - М., 1989.- 229 с.

26. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры. М.,1991.- 169 с.

27. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два филос. введ. в двадцать первый век. М., 1991. - 412 с.

28. Бицилли П.М, К вопросу о характере русского языкового и литературного развития в новое время // Годишник на Софийский университет. -София, 1936.-Т. 32.-С. 3.

29. Богданова И.Е. Культурологические аспекты образовательного курса «Мировая художественная культура».-Краснодар, 2000. 92 с.

30. Болдарев Г.А. Ожидающая культура: Эстетические очерки русской истории культуры. М., 1996. - 528 с.

31. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личности / Ростовский пед. ун-т. Ростов-на-Дону, 1991. - С. 91.

32. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей // Хрестоматия по истории педагогики: В 4-х т. Т. 4. М., 1936. - С. 433.

33. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993. - С. 135.

34. Вершинина Г.Б. Музыка нот на уроках развития речи. Новокузнецк,1992.-42 с.

35. Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991. - 75 с.

36. Выготский Л.С. Воображение и творчество подростка // Собр. соч. в 6 т. М., 1960. - Т. 4. - С. 263-284.

37. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., 1926. - 268 с.

38. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -302 с.

39. Газман О.С. В школу с игрой. - М., 1991. -95 с.

40. Гегель В.Ф, Ф Соч. В 4. т. Т. 4. М., 1959. - С. 267.

41. Гершунский Б.С. Россия: образование будущего. Челябинск, 1993. -78 с.

42. Глотова Г.А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Новокузнецк: Изд-во Уральского университета, 1990. -58 с.

43. Горбунов-Посадов И.И. Несколько вступительных слов к журналу. Свободное воспитание // Хрестоматия по истории педагогики: в 4 т. М., 1936. -Т. 4.-С. 430-431.

44. Горлова И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект.- Краснодар, 1997.- 180 с.

45. Григорян К.К., Севрюгина М.А. Психологические основы ощущений и восприятий и их использование в культурно-просветительской работе. М., 1980.-190 с.

46. Гриценко P.M. Программа регионального (кубанского) компонента содержания образовательной области. Язык и литература / Департамент образования и науки администрации Краснодарского края. Краснодар, 1996. -56 с.

47. Гуманизация процесса обучения. М., 1992. - 78 с.

48. Гуревич П.С. Проблема Другого в философской антропологии М.М.Бахтина // М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Под. ред. С.С. Аверинцева. М., 1992. - С. 95-101.

49. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994. - 159 с.

50. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 190 с.

51. Денисов Н.Г. Методологические аспекты и экспериментальный опыт внедрения системы регионального непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения. Краснодар, 1997. - 26 с.

52. Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. Краснодар, 1999. - 256 с.

53. Денисов Н.Г., Лях В.И. Художественная культура Кубани. Краснодар, 2000. - 300 с.

54. Денисов Н.Т., Латкин В.В. и др. Система духовного и физического оздоровления населения Кубани / Краевая антикризисная программа. -Краснодар, 1998. 71 с.

55. Деятельностная сущность человека: Идеи и действительность: Сб. науч. тр. Краснодар, 1993. - С. 20-23.

56. Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций // Вопр. филос. 1993. - № 3. - С. 17-20.

57. Драч Г.В. Основы теории культуры // Человек, культура, общество. -Ростов-на-Дону, 1993. С. 27-29.

58. Духовность: традиции и проблемы. Уфа, 1991. - 158 с.

59. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991. — 201 с.

60. Зильберг Н.Н. Форма работы Р.Г. Хазанкина // Математика в школе. -1986.-№2.-С. 13-16.

61. Иваницкая Е.М. Театр. Краснодар, 1997. - 136 с.

62. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. М., 1984.-159 с.

63. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М., 1997. - 150 с.

64. Ильенков Э.В. Философия и культура. Западноевропейское искусство. -М., 1991.- 196 с.

65. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982. - 95 с.

66. Ильин Е.Н. Путь к ученику.-М., 1988. 115 с.

67. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998. - 255 с.

68. Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор. М., 1992.-263 с.

69. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. М., 1936 - Т. 4. - С. 352-390.

70. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. - 63 с.

71. Кирюшин В.В. Музыкальные мифы. Кн. 1. М., 1992. - 156 с.

72. Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989. - 267 с.

73. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. М., 1991. - 163 с.

74. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. -191 с.

75. Курганов В.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989. -118с.

76. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. - 83 с.

77. Литература Кубани. Хрестоматия для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. Сост. Любимцева Ю.Т. Краснодар, 2000. - 192 с.

78. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. - 211 с.

79. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М., 1990.-С. 26-57.

80. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. М., 1991. - 137 с.

81. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1995. - 298 с.

82. Лубашова Н.И. Экранные виды искусства. Краснодар, 1997. - 96 с.

83. Лях В.И. Мировая отечественная и региональная художественная культура. Краснодар, 1997. - 98 с.

84. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений. В 4 т. М.: Арт-бизнес-центр, 1993. Т. 4.-С. 70.

85. Манфред А.З. Традиции дружбы и сотрудничества. М., 1974. - 167 с.

86. Маркарян Э С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-С. 127.

87. Маслова Л.П. Педагогика искусства. Новосибирск, 1997. - 277 с.

88. Моисеев Н.Н. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы. М., 1993. - 147 с.

89. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1995.-98 с.

90. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990. -75 с.

91. Ницше Ф. К генеалогии морали // Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. - С. 39-41.

92. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. - 78 с.

93. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. В 12 т. Т. 12. М., 1952. - С. 26-27.

94. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932. - 152 с.

95. Предтеченская JI.M. Мировая художественная культура: Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы (8-10 классы). -М., 1983.- 198 с.

96. Проблемы воспитания студенческой молодежи в реформируемом обществе / Матер. Наячн.-пр. конференции: Куб. Гос. агр. университет. -Краснодар, 2000. 178 с.

97. Программа регионального (кубанского) компонента содержания образовательной области "Общественные дисциплины" / Департамент образования и науки администрации Краснодарского края. Краснодар, 1997. -67 с.

98. Пронина Е.Е. Культура моего народа: Программа интегративного курса, методические рекомендации / НМО "Творческая педагогика". М.: Новая школа, 1993. - 58 с.

99. Психоанализ и этика / Вступ. ст. П.С. Гуревича. М., 1993. - 414 с.

100. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. - 126 с.

101. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -232 с.

102. Священко В.Н., Овечкина И.С. Хореография. Краснодар, 1997. - 85 е.; Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство. - Краснодар, 1997.-96 с.

103. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. -255 с.

104. Селевко Г.К. Формирование творческого мышления // Сборник тезисов научно-практической конференции. Омск, 1986. - 125 с.

105. Соколов В.В. Бытие, познание, человек, общество в философской доктрине Томаса Гоббса // Гоббс Т. Соч.: В 2-х т. М., 1989. - Т. 1. - С. 4-8.

106. Соловьев B.C. Сочинения. В 8 т. М., 1990. - С. 11-14.

107. Солодкий Б.С. Философия человека философия образования. -Краснодар, 1992. - 48 с.

108. Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной школы // Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991. - С. 104-106.

109. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973. - 178 с.

110. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М., 1985. - С. 23-24.

111. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. - 630 с.

112. Торосян В.Г. Философия и история образования. Краснодар, 2000. -414 с.

113. Туравец Н.Р. Региональный компонент миузыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория и практика / Монография. -Краснодар, 1998. 180 с.

114. Туравец Н.Р., Чурсина В.И. Музыкальная культура Кубани: Традиции и современность. Краснодар, 1997. - 96 с.

115. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические соч.: В 3-х т. Т. 3. М., 1988. - С. 13-14.

116. Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. М., 1996. - 86 с.

117. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М., 1985. - 123 с.

118. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. - 448 с.

119. Философия образования для XXI века. М., 1992. - 120 с.

120. Философские проблемы образования. М., 1996. - 96 с.

121. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1990. - 150 с.

122. Фрейд Лекции по введению в психоанализ. М., 1963. - 263 с.

123. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. - 430 с.

124. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. - 223 с.

125. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Феномен человека. Антология / Сост. Гуревич П.С. М., 1993. - С. 51-63.

126. Хагуров А.А. Трудный подросток: феномен агрессии. Краснодар, 1994.-49 с.

127. Халамайдер А.В. Из опыта работы Хазанкина Р.Г. // Математика в школе. 1987.-№ 4. - С. 3-6.

128. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. -150 с.

129. Человек в контексте культуры. Славянский мир / РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. М.: Индрик, 1995. - 240 с.

130. Человек в мире искусства: Информационные аспекты: Тезисы докладов / Межд. акад. информатизации; КГАК; МГУК. Краснодар, 1994. -120 с.

131. Чернышевский Н.Т. Полное собрание соч.: В 5 т. Т. 3. М., 1947. -290 с.

132. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996. - 98 с.

133. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996.-232 с.

134. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М, 1993.-211 с.

135. Шаталов В.Ф. Психологические контакты. М., 1992. - 120 с.

136. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. - 85 с.

137. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы: Сборник ст. / Под общ. ред. B.C. Библера. Кемерово, 1993. - 416 с.

138. Школа-2000: Концепция и программа непрерывных курсов для общеобразовательной школы. М., 1998. - 395 с.

139. Школа-2000: Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баллас, 1999.-278 с.

140. Шмаков С.А. Игры для учащихся феномен культуры. - М., 1994. -96 с.

141. Шмаков С.А. Культура досуг - ребенок. - М., 1994. - 75 с.

142. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. -54 с.

143. Щедровицкий П.Г. Лекции по философии образования. М., 1993. -171 с.

144. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. М., 1988. —96 с.: ^ г

145. Эльконин Д.Б., Зайков Л.В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.- 167 с.

146. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994. - 141 с.

147. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. - С. 353.1. Авторефераты, диссертации

148. Аронова Е.Ю. Ценностно-смысловой аспект самореализации учащихся средствами искусства. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. - С. 12-13.

149. Губин В.Д. Концепция творчества в феноменологическо-эксистенциальной традиции. Критический анализ. Автореф. Дисс. докт. философ. Наук. ML, 1989. - С. 8.

150. Культурологические аспекты образовательного курса "Мировая художественная культура". Автореф. дисс. канд. культ, наук. Краснодар, 1998. -С. 19.

151. Смолина Т.В. Культурологический компонент в системе высшего образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. - С. 13.1. Публицистика

152. Аннинский JI.A. Книжность как феномен культуры // Вопр. филос. № 7. 1994. - С. 24-25.

153. Батищев Г.С. Философско-аксиологические нормы в концепции человека С. Рубинштейна // Философские науки. 1989. - № 7. - С. 28.

154. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. - № 5. - С. 13-16.

155. Блонский П.П. Гражданское или человеческое воспитание // Свободное воспитание и свободная школа. 1918. - № 4. - С. 79.

156. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. - № 5. - С. 12-14.

157. Гадемер Х;Г. Актуальность прекрасного // Вестн. МГУ. Сер. 9, Философия. 1995. - № 5. - С. 11-17.

158. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискуссии гуманитарных наук // Вестн. МГУ. Сер. 9, Филология. 1995. - № 5. - С 19.

159. Зайцев Н.А. Сенсация? Трудно поверить? // Педагогический вестник. -1994. -№ 1.-С. 7-8.

160. История, культура, этнография и фольклор славянских народов: II Международный съезд славянистов. Братислава, сент. 1993. Доклады российской делегации. М., 1993. - 321 с.

161. Киселев Г.С. "Кризис нашего времени" как проблема человека // Вопр. Филос. 1999. - № 1. - С. 17-19.

162. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. - № 6. - С. 12-16.

163. Корнетов В.Г. Метод Монтессори // Частная школа. 1995. - № 4. - С. 27-29.

164. Кочубей Б.М. Жить в обществе и быть свободным? И Знания. 1991. -№ 10.-С. 51-57.

165. Культура Человек - Философия: к проблеме интеграции и развития // Вопр. филос. - 1982. - № 2. - С. 12-16.

166. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности возрождения школы // Педагогика. 1995. - № 2. - С. 6-12.

167. Лапин Н.И. Ценность как компонент социокультурной эволюции современной России // Социол. исслед. 1994. - № 4. - С. 3-8.

168. Лебедева В.П. и др. Психодидактические аспекты развивающегося образования // Педагогика. 1996. - № 6. - С. 36-42.

169. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры (проект) // Российский обозреватель: Журнал для тех, кто принимает решения. М., 1996. - № 1. - С. 3-5.

170. Маслова Н.В. Методика ноосферного образования // Управление школой. 1999. - № 20. - С. 2-5.

171. Милитарев В.Ю., Алихьян Н.А., Занадворнов М.С. Мифы педагогического сознания // Культура традиции - образование: Ежегодник. -М., 1993.-С. 7-9.

172. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. — 1995. № 4. - С. 21-26.

173. Окунев А.А. Сменить акцент // Народное образование. 1988. - № 10. -С. 23-25.

174. Поддьяков А.А. Философия образования: (проблемы противодействия // Вопр. филос; 1999. - № 8N С. 16-18.

175. Поташник М.М. Эстафета творчества // Советская педагогика. 1987. -№6.-С. 6-10.

176. Розин В. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения // Вестник высшей школы. 1991. - № 1. - С. 5-12.

177. Розин В.М. Природа и генезис игры: (опыт методического изучения) // Вопр. филос. 1999. - № 6. - С. 37-42.

178. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 1996. - № 3. - С. 23-29.

179. Соловейчик С.Л. Учить учиться // Управление школой. 1999. - № 20.-С. 1-2. ' ^ ■ • = Л:.:.' .

180. Степин B.C. Культура бытия // Вопр. филос. 1999. - № 8. - С. 17-20.

181. Философия, культура, образование (материалы круглого стола) // Вопр. филос. 1999.-№3.-С. 3-23.148

182. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1999. - № 1. - С. 8-12.

183. Флоренский П. Борьба за логос в России в XX веке // Вопр. филос. № 7. 1998. - С. 60.

184. Ховард Д. Школа завтрашнего дня // Частная школа. 1997. - № 1. - С. 12-15.

185. Шацкий С.Г. На пути к новой школе // Свободное воспитание и свободная школа. 1918. -№ 10-12.-С. 11.

186. Щуркова Н. Образование и культура личности // Воспитание школьников. 1993. - № 5. - С. 15-16.

187. Ямбург Е.А. Ценностный взгляд на качество образования // Учит. газ. -1999.- 16 марта.-С. 12-13.

188. Словари. Справочная литература. Энциклопедии

189. Культурология. XX век: Словарь // Гл. ред. А.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. - 540 с.

190. Степанов Ю.С. Константы // Словарь русской культуры. М., 1997. -С. 7,76,41.

191. Трехбратов Б.А. Энциклопедический словарь по истории Кубани. -Краснодар, 1997. 600 с.

192. Человек и общество: Словарь-справочник // Авт. сост. И.Д. Коротец, Л.А. Штампель. М., 1996. - 330 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 103372