Инновационная учебная деятельность в вузе как фактор совершенствования творческой подготовки журналистов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Тюлюлюкина, Татьяна Николаевна

  • Тюлюлюкина, Татьяна Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 191
Тюлюлюкина, Татьяна Николаевна. Инновационная учебная деятельность в вузе как фактор совершенствования творческой подготовки журналистов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Оренбург. 2001. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тюлюлюкина, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В ВУЗЕ

1.1. Творческая подготовка журналистов как педагогическая проблема

1.2. Сущность инновационной учебной деятельности будущих журналистов в вузе.

1.3. Педагогические условия совершенствования творческой подготовки журналистов в вузе.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В ВУЗЕ

2.1. Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий совершенствования творческой подготовки будущих журналистов

2.2. Инновационные методики совершенствования творческой подготовки будущих журналистов

2.3. Анализ качества творческой подготовки журналистов в вузе.

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инновационная учебная деятельность в вузе как фактор совершенствования творческой подготовки журналистов»

Социально-экономические преобразования последнего десятилетия изменили ценностные ориентиры российского общества, привели к его расслоению, что, естественно, повлекло за собой изменения целей и задач образования. Социальный заказ на форму, качество и содержание высшего образования стал определяться не только государственным заказом, но и спросом, возникающим в разных социальных группах, каждая из которых отличается собственным видением жизни, своими финансовыми возможностями для его воплощения.

Очевидно, в этих условиях продуктом профессионального образования должна быть не унифицированная личность, а специалист, обладающий творческой индивидуальностью, способный^ к самосовершенствованию, к гибкому изменению методов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющий работать с другими и над собой не по стереотипу, а с учетом меняющихся обстановки, условий и требований.

Целью обучения в вузе становится развитие личности студента, его максимальная творческая подготовленность к будущей профессиональной деятельности.

Однако анализ существующей практики позволяет утверждать, что учебной деятельности в вузе не хватает творческой доминанты. Особенно это касается обучения творческим профессиям, к которым относится «Журналистика». В связи с этим возникает необходимость инновационного подхода к организации образовательного процесса таким образом, чтобы он был максимально наполнен творческим содержанием и носил креативный характер.

Следует отметить, что в отечественной науке к настоящему времени накоплен значительный потенциал знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы.

О творческой сущности человека и ее реализации в целостной жизнедеятельности писали Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, А.А. Мелик-Пашаев, C.JI. Рубинштейн.

Идеи формирования творческих способностей личности раскрываются в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Щацкого и др.

Психологией и педагогикой творчества занимались - В.И. Андреев, Г.С. Батищев, С.А. Гильманов, Г.А. Глотова, Г.П. Зинченко, П.Ф. Кравчук, А.И. Крупнов, A.M. Матюшкин, В.А. Моляко, К.К. Платонов, В.Г. Рындак, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк.

Концепцию учебно-творческой деятельности школьников и студентов создавали В.И. Андреев, А.С. Белкин, А.А. Вербицкий, Г.А. Глотова, В.И. Загвязинский, П.Ф. Кравчук, А.П. Тряпицына.

Проблематика нововведений в области образования представлена в работах К. Ангеловски, И.А. Бочкарева, С.А. Гильманова, Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, J1.B. Мещеряковой, С.Д. Полякова, Н.Р. Юсуфбековой и др.

На актуальность проблемы профессиональной подготовки студентов университетов обращают внимание российские и зарубежные исследователи Э. Ф. Зеер, Г. Е. Даркевич, Л. М. Кустов, О. Т. Лебедев, Г. М. Сериков, Ж. Биало, Р. Галь, М. Дебесс, Б. Кауфман и др.

Проблемы журналистского творчества всегда находятся в поле зрения как теоретиков, так и практиков. Интерес к данной теме обусловлен рядом причин: во-первых, потребностями самих творцов, пытающихся осмыслить особенности индивидуального творчества, во-вторых, потребностями журналистской практики, ориентированной на выработку оптимальных моделей журналистской деятельности, в-третьих, потребностями журналистской теории, стремящейся выявить общие закономерности творчества журналистов. Эти проблемы нашли отражение в целом ряде теоретических работ. Одни авторы особое внимание уделяли общеметодологическим основам журналистского творчествеа (В.М. Горохов, Г.С. Мельник, Е.П. Почкай, Д.М. Прилюк, В.В. Ученова, Л.Э. Варустин, Т.В. Шумилина), другие - психологическим основам данного вида деятельности (Р.Г. Бухарцев, Л.Г. Свитич, А.А.Ширяева), третьи - особенностям публицистического творчества (Г.В. Колосов, Е.П. Прохоров, Н.Н. Щудря), четвертые - индивидуальным и коллективным началам в творческом труде журналиста (J1.H. Андриенеко, С.М. Гуревич, А.А. Грабельников, И.М. Дзялошинский), пятые - технологическим приемам журналистского труда (К.К. Барыкин, А.П. Горбунов, Г.В. Колосов, Э.А. Худякова).

Несмотря на определенную степень теоретической и практической разработанности данной проблемы, целенаправленная творческая подготовка студентов вузов, на наш взгляд, осуществляется недостаточно.

Наличие противоречия между результатами учебной деятельности в вузе и требованиями социально - педагогического заказа на творческую подготовку журналистов обуславливает проблему нашего исследования, которую можно сформулировать следующим образом: какие педагогические условия будут способствовать совершенствованию творческой подготовки будущих журналистов в вузе? Данная проблема позволила определить тему исследования: «Инновационная учебная деятельность в вузе как фактор совершенствования творческой подготовки журналистов».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых инновационная учебная деятельность в вузе является фактором совершенствования творческой подготовки журналистов.

Объект исследования: образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия инновационной учебной деятельности в вузе, обеспечивающие совершенствование творческой подготовки журналистов.

Гипотеза исследования: инновационная учебная деятельность в вузе становится реальным фактором совершенствования творческой подготовки журналистов в том случае, если:

- осуществление выдвинутых целей и задач достигается обновлением содержания, форм и методов образовательного процесса;

-ускоренная адаптация студентов к вузовской образовательной системе обеспечивается введением педагогической поддержки;

-творческая самореализация будущего специалиста осуществляется на основе усиления связи теоретического обучения с журналистской практикой.

Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:

- изучить в теории и практике состояние проблемы творческой подготовки специалистов.

- выявить педагогические условия совершенствования творческой подготовки журналистов в вузе.

- провести анализ качества творческой подготовки журналистов на основе инновационной учебной деятельности в вузе.

- разработать методические материалы по творческой подготовке журналистов в помощь педагогическим коллективам вузов.

Методологической основой исследования явились:

- научные подходы к изучению сущности творчества и выявлению способностей личности к творчеству (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, А.А. Мелик-Пашаев);

- теоретические положения о творческой деятельности (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

- концептуальные подходы к проблеме теории творческой учебной деятельности и саморазвития личности (В.И. Андреев, А.С. Белкин, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.Н. Ксенофонтова, В.Г. Рындак, Д.Б. Эльконин);

- теоретические положения о творческой журналистской деятельности (В.М. Горохов, Г.В. Лазутина, В.В. Ученова, Л.Г. Сви-тич, А.А. Грабельников, И.М. Дзялошинский);

- теоретические подходы в области инновационных процессов в образовании (К. Ангеловски, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич, З.И. Загвязинский, А.И. Пригожин, Н.Р. Юсуфбекова);

- теоретические и методические основы профессионального образования (С.Я. Батышев, Г.Е. Даркевич, Э.Ф. Зеер, В.П. Комаров, A.M. Новиков).

В процессе работы над диссертацией использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ личного опыта работы автора в аспекте рассматриваемой проблемы; анкетирование, интервьюирование, прямое и косвенное наблюдение; самоанализ и самооценка студентами своей деятельности, метод экспертных оценок; беседы, письменный и устный опрос, тестирование студентов; количественный и качественный анализ результатов эксперимента; включенное наблюдение, позволяющее фиксировать динамику отношений субъектов педагогического процесса и др.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Оренбургского государственного университета.

Этапы исследования.

На первом этапе - поисковом (1997-1998 гг.) осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы, анализ опыта творческой подготовки студентов в вузе. Выявлялись и теоретически обосновывались условия развития инновационной учебной деятельности, определялись и уточнялись критерии, показатели и уровни творческой подготовки студентов. Определялась база опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе - опытно - экспериментальном (1998-2000 гг.) определялась и уточнялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался педагогический инструментарий на основе выполнения программы формирующего эксперимента. Проводилась проверка эффективности педагогических условий, обеспечивающих совершенствование творческой подготовки журналистов на основе инновационной учебной деятельности. Обобщался и систематизировался полученный материал.

На третьем этапе - обобщающем (2000 - 2001 гг.) подводились итоги работы, осуществлялась обработка полученных данных, формулировались результаты исследования, апробировались и уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и внедрялись в практику образовательных учреждений методические рекомендации по успешной творческой подготовке журналистов.

На защиту выносятся положения, раскрывающие: творческую подготовку журналистов в вузе как процесс активного усвоения способов познания студентами теории и практики творческой журналистской деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной готовности выпускника высшего образовательного учреждения;

- комплекс педагогических условий, при которых инновационная учебная деятельность в вузе становится реальным фактором совершенствования творческой подготовки журналистов (обновление содержания, форм и методов образовательного процесса в соответствии с целями и задачами творческой подготовки студентовжурналистов; введение педагогической поддержки как элемента ускоренной адаптации студентов к вузовской образовательной системе; усиление связи теоретического обучения с журналистской практикой в целях творческой самореализации будущего специалиста).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. На основе анализа научной литературы конкретизировано понятие «творческая подготовка журналистов в вузе».

2. Раскрыта сущность инновационной учебной деятельности студентов - журналистов в вузе.

3.Определена взаимосвязь успешности инновационной учебной деятельности в вузе и эффективности творческой подготовки будущих журналистов.

4.Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена правильность выбора совокупности педагогических условий, при которых инновационная учебная деятельность становится реальным фактором совершенствования творческой подготовки будущих журналистов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при решении проблем творческой подготовки специалистов разного профиля на основе инновационной учебной деятельности в вузе; возможности транс-поляции разработанных содержания, форм и методов на общую и профессиональную подготовку специалистов; в разработке методических материалов (практикума «Развитие творческих способностей студентов-журналистов; программы сквозной учебно-производственной практики для студентов 1-5 курсов; методических рекомендаций по написанию студентами дипломной работы; программы спецкурса «Общение в деятельности журналиста», учебного пособия «Образовательные возможности общения в деятельности журналиста»), являющихся продуктом целевого обеспечения процесса подготовки специалистов к творческой журналистской деятельности.

Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью теоретических положений, лежащих в основе исследования; применением широкого круга теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования; поэтапным проведением опытно-экспериментальной работы на основе выявленных педагогических условий; качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Оренбургском государственном университете на гуманитарном факультете (кафедры «Журналистика» и «Теория и методика профессионального образования»), в Центре детского и юношеского творчества Северного округа г. Оренбурга, на научно-методических семинарах работников СМИ Оренбургской области.

Основные идеи диссертации докладывались и обсуждались на международных (гг. Стерлитамак, 2000 г.; Оренбург, 2000 г., 2001 г., Иркутск, 2001 г.); всероссийских (гг. Оренбург, 1999 г.; Екатеринбург, 2000 г.); региональных (гг. Орск, 1999 г.; Бузулук, 2000 г.); межвузовских (гг. Оренбург, 2000 г.; Самара, 2001 г.) научно-практических конференциях.

Разработанные методические материалы успешно внедряются в практику преподавателей вузов Оренбургской области.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Тюлюлюкина, Татьяна Николаевна

Выводы по первой главе

1. В условиях кардинальных преобразований всех сфер жизнедеятельности нашего общества признание определяющей роли творческой личности сопровождается нарастающей неудовлетворенностью отечественной системой подготовки специалистов. Существующая вузовская система подготовки журналистов страдает узкопредметной ориентированностью, недооценкой личностного потенциала для выработки способностей к творческой самореализации и саморазвитию.

Исследование данной проблемы вызывает необходимость рассмотрения творческой подготовки личности журналиста в вузе в ее эволюции на основе анализа существующих различных научных подходов.

В современной педагогической теории понятие «творческая подготовка специалистов в вузе» пока не оформилось как общепринятое научное. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами конкретизировано данное понятие как процесс активного усвоения способов познания студентами теории и практики творческой журналистской деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной готовности выпускника высшего образовательного учреждения.

2. В качестве основного критерия творческой подготовки специалиста следует считать феномен «готовность» как целостное проявление личности выпускника, отражающее его состояние перед началом предстоящей профессиональной деятельности, зависящий от личностных свойств и качеств (индивидуальное), его настроенности на преодоление затруднений в решении проблемы (мотива-ционное) и прогностической подготовленности к предстоящей деятельности (когнитивно-операциональный). А в категории «готовность» в отношении студентов-журналистов значимой является готовность к творческой профессиональной деятельности.

При определении объектов диагностики необходимо учитывать показатели готовности к творческой профессиональной деятельности будущих журналистов: а) знания (о характере профессии; об основных составляющих журналистской деятельности; о творческом потенциале личности журналиста); б) умения и навыки (выстраивать текст; работать в различных публицистических жанрах; создавать авторские материалы); в) способности (к овладению основами теории и практики журналистской деятельности; к выполнению функций журналиста в соответствии с требованиями и нормами, принятыми в профессиональной среде; к применению поисковых, исследовательских и эвристических методов и приемов).

Готовность к творческой профессиональной деятельности, характеризующаяся наличием знаний, умений, навыков и способностей отражает три уровня:

1) ученичество - осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, осуществляемая совместно с педагогом и предполагающая получение минимального представления о творческой журналистской деятельности (низкий уровень);

2) ремесло - профессиональная журналистская деятельность, осуществляемая в соответствии с государственным образовательным стандартом с элементами инициативы и творчества (средний уровень);

3) мастерство - высококвалифицированная творческая журналистская деятельность, возведенная до уровня искусства (высокий уровень).

3. В условиях изменений целей и задач образования актуализируется проблема педагогических инициатив, инновационного движения, которые обеспечат творческую подготовку журналистов.

Инновационную учебную деятельность в вузе следует рассматривать как последовательную смену состояния (зарождение -освоение - диффузия - рутинизация), ход развития вузовской образовательной системы. Она приобретает комплексный характер, т. к. влечет за собой изменения на уровне конкретных продуктов (целей, задач, принципов, содержания, методик и др.), на уровне технологий (конкретных процедур и способов организации педагогического процесса) и на социальном уровне (механизмов управления, структуры учебной деятельности, структуры педагогического процесса, материального обеспечения и т.д.).

Различают три типа нововведений: а) радикальные, открывающие принципиально новые по отношению к данной образовательной системе средства практической педагогической деятельности; б) модифицирующие, обеспечивающие совершенствование уже существующих средств практической деятельности; в) комбинаторные, обеспечивающие возможность использования разнообразных сочетаний уже существующих элементов системы.

Данные типы нововведений дают представление о возможных масштабах (уровнях) инновационных процессов в учебной деятельности вуза.

Суть вводимых в учебный процесс инноваций, обеспечивающих творческую подготовку студентов-журналистов:

1) содержание и формы инновационной учебной деятельности должны ориентироваться на личность обучаемого, его интересы;

2) внедрение инноваций обуславливается потребностью обучаемого в адаптации к учебной деятельности в вузе;

3) инновационный образовательный процесс в вузе способствует восхождению обучаемого от умелости до мастерства.

4. Между уровнем творческой подготовки будущего специалиста и степенью успешности осуществления инновационной учебной деятельности в вузе существует связь взаимоопределения. От степени реализации инновационных элементов учебной деятельности зависит состояние готовности студента-журналиста к творческой профессиональной деятельности. Определение данной взаимосвязи является решением методологической задачи.

Анализ результатов корреляции показал положительную связь, т.к. коэффициент корреляции был со знаком "плюс", указывающий на то, что оба генеральные факторы - продуктивность инновационной образовательной деятельности в вузе и творческий уровень подготовки будущих журналистов - изменяются в одном направлении. В нашем случае - чем успешнее реализация вносимых инновационных проектов в образовательный процесс, тем выше уровень готовности будущих журналистов к творческой профессиональной деятельности.

5. На основании анализа состояния исследуемой проблемы в теории и практике определен и обоснован комплекс педагогических условий: а) обновление содержания, форм и методов образовательного процесса осуществляется в соответствии с новыми целями и задачами подготовки студентов-журналистов; б) введение педагогической поддержки как элемента инновации, способствующего ускоренной адаптации студентов в вузовской образовательной системе; в) усиление связи теоретического обучения с журналистской практикой, способствующей творческой самореализации будущего специалиста.

Названные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. До образования комплекса, педагогические условия, действуя разобщенно, могут реализоваться в полном составе только при их интеграции в процессе образовательной деятельности. При образовании комплекса каждое педагогическое условие основывается на предыдущем, выводится из него и обеспечивает успешное функционирование последующего.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В ВУЗЕ

2.1. Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий совершенствования творческой подготовки будущих журналистов

В данном параграфе раскрывается содержание первого этапа проведения опытно-экспериментальной работы: дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов исследования; анализируются результаты, характеризующие показатели готовности к творческой профессиональной деятельности на начало эксперимента (по характеристикам и уровням).

За основу организации научного контроля инновационной учебной деятельности в вузе, обеспечивающей объективный ход и результаты эксперимента, были взяты рекомендации ученых В. И. Загвязинского, В.В. Краевского, A.M. Новикова, А. В. Петровского, В.М. Полонского и др. /85; 151; 165; 171/.

На всех этапах педагогического эксперимента применялись методы педагогического исследования как совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. /179/. Это такие методы как анализ документов, беседа, изучение продуктов творчества, наблюдение, обобщение независимых характеристик, тестирование и моделирование и др.

Ведущим методом явился педагогический эксперимент, проводимый на кафедре журналистики гуманитарного факультета ОГУ (с 1999 по 2001 годы) на 1-4 курсах специальности «Журналистика» дневной формы обучения и на 1-4 курсах специальности «Журналистика» заочной формы обучения.

Задача получения необходимой информации о показателях готовности к творческой профессиональной деятельности студентов журналистов должна была решаться за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик проведения прямого и косвенного наблюдения, бесед, опросов, количественного и качественного анализа экспертных оценок, изучения и анализа продуктов творческой деятельности.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены исходные уровни готовности к творческой профессиональной деятельности студентов - журналистов. Были определены факторы, стимулирующие процесс развития журналистско-творческих способностей студентов. Проведены диагностические срезы, определяющие выбор методов учебной деятельности студентов, стимулирующих их творческую подготовку. Проведен отбор наиболее актуальных для журналистско-творческого развития студентов форм учебной деятельности. Выявлены индивидуальные предпочтения студентов в выборе жанров собственных печатных выступлений, что обнаружило их внутреннюю мотивацию к журналистской творческой деятельности, связанную с возрастными психологическими и индивидуальными склонностями.

В целом, в заданиях по повышению готовности к творческой профессиональной деятельности студентов-журналистов применялись разнообразные методы: стимулирования и мотивации (познавательная игра, создание ситуаций успеха, занимательности, эмоциональных переживаний); эвристические методы (метод коллективного генерирования идей, метод «мозговой атаки», эвристические вопросы); методы самостоятельной работы (написание творческих работ, издание газетных вкладок, полос, самостоятельных газет); проблемно-поисковые методы (создание проблемной ситуации); методы самопознания (методы самонаблюдения, самоанализа).

В качестве стимулов творческой деятельности в условиях инновационной деятельности выступили механизмы: подражания, специализации в журналистской деятельности, переноса, компенсации, нравственного воспитательного воздействия публицистических выступлений известных журналистов. А также стимул «новизны содержания», стимул «обновления уже накопленных знаний», стимул многообразия форм самостоятельной работы, стимул творчества (творческие работы студентов), эмоциональный тонус деятельности (совместная увлеченность деятельностью), соревновательные элементы.

На развитие словесно-образного воображения студентов были направлены приемы: поиск новых фактов, устное и письменное рисование увиденных «картинок жизни», прием персонализации: рассказывание о событии от имени разных его участников, инсценировка сочиненного эпизода, перевод материала информационного жанра в художественно-публицистический и т.д.

Экспериментальная проверка целесообразности и эффективности выделенных в исследовании педагогических условий, обеспечивающих процесс творческой подготовки студентов-журналистов проводилась на базе кафедры журналистики Оренбургского государственного университета с использованием действующих программ дисциплин профессионального цикла: «Основы журналистики», «Техника и технология СМИ», «Жанры периодической печати» и др.

Апробация разработанных методик проводилась на кафедре журналистики ОГУ - при введении в обучение практикума по развитию творческих способностей в рамках дисциплины «Основы журналистики», при организации занятий преподавателя - куратора журналистской группы, при организации учебной и производственной практик студентов-журналистов 1-4 курсов, при подготовке дипломных работ выпускниками - журналистами заочного отделения.

Цель эксперимента состояла в проверке истинности гипотезы, предполагающей практическую вероятность и эффективность выделенного комплекса педагогических условий, способствующих творческой подготовке журналистов.

Объект исследования - образовательный процесс в вузе. Предмет исследования - комплекс педагогических условий, при котором инновационная учебная деятельность в вузе становится реальным фактором совершенствования творческой подготовки журналистов.

Гипотеза эксперимента совпала с основной гипотезой исследования и заключается в следующем. Инновационная учебная деятельность в вузе становится реальным фактором совершенствования творческой подготовки журналистов в том случае, если:

- осуществление выдвинутых целей и задач достигается обновлением содержания, форм и методов образовательного процесса;

-ускоренная адаптация студентов к вузовской образовательной системе обеспечивается введением педагогической поддержки;

-творческая самореализация будущего специалиста осуществляется на основе усиления связи теоретического обучения с журналистской практикой.

В соответствии с разработанной методикой экспериментальное исследование осуществлялось в три основных этапа:

-диагностика исходных уровней готовности к творческой профессиональной деятельности студентов - журналистов в экспериментальных группах;

-экспериментальный учебно-воспитательный процесс в студенческих группах специальности «Журналистика» при введении комплекса педагогических условий, обеспечивающего совершенствование творческой подготовки журналистов;

-диагностика уровней готовности к творческой профессиональной деятельности студентов - журналистов по итогам эксперимента.

Подготовка педагогического эксперимента включала: знакомство с научной литературой по проводимому эксперименту; изучение методик анализа и обработки материалов; консультации с практическими работниками (журналистами), выступающими в роли экспертов; подбор студенческих групп (экспериментальных); психолого-педагогическую подготовку преподавателей к проведению эксперимента; описание материалов, применяемых в эксперименте и экспериментальных факторов (переменных), могущих оказать влияние на результат эксперимента.

Выдвинутая нами гипотеза исследования послужила методологическим ориентиром в выборе методов сбора и обработки фактического материала для всех этапов педагогического эксперимента.

Экспериментальной проверке эффективности комплекса педагогических условий предшествовала предварительная подготовка педагогических и практических работников (журналистов), задействованных в данном мероприятии.

Для проведения эксперимента были привлечены в качестве экспертов журналисты разных категорий: редакторы и корреспонденты областных газет, преподаватели и педагоги-кураторы университета. При создании экспертных групп (от 5 до 15 человек) учитывалось следующее: достоверность коллективной экспертной работы (оценки) зависит от компетентности и эрудиции экспертов, от степени их знакомства с областью исследования, по которой производится эксперимент, от стажа и результатов их работы в СМИ или в вузе, от степени аргументированности своего мнения и от объективного отношения к обсуждаемой проблеме, а также от количества экспертов.

Программа по подготовке педагогов к осуществлению целенаправленного, эффективного учебно-воспитательного процесса на время педагогического эксперимента разрабатывалась и осуществлялась с участием ученых кафедры журналистики и практических работников региональных СМИ.

Она включала следующие основные положения: -изучение сущностных характеристик (качественных и количественных) понятия «творческая подготовка журналистов»;

-овладение методами выявления характера творческой подготовки. осуществляемой в экспериментальных группах;

-освоение методик по изучению социально-психологических особенностей журналистского творчества и возрастных особенностей студентов вуза;

-определение эффективных мер педагогического взаимодействия, обеспечивающих состояние партнерства участников процесса и исключающих всякое манипулирование личностью студента;

-выработка индивидуального стиля педагогического общения со студентами в процессе их творческой подготовки и т.д.

При этом использовались разнообразные формы и методы работы. Например, на кафедре теории и методики профессионального образования регулярно в составе методической секции проводились обсуждения вопросов подготовки эксперимента. На кафедре педагогики высшей школы в рамках семинара для аспирантов и соискателей обсуждались теоретические положения педагогического исследования, в том числе рассматривался эксперимент. Вопросы теории образования (обучения и воспитания), теории журналистского творчества включались в тематические лекции, семинары, тренировочные деловые игры и другие мероприятия (организаторы

- преподаватели кафедры журналистики J1.B. Анпилогова, Т.Н. Тю-люлюкина и др.). Проведенный цикл бесед с журналистами - профессионалами, «круглые столы» с элементами ролевой игры (руководители - проректор по научной работе А.В. Кирьякова, зав. кафедрой журналистики Ю.Т. Долин) и другие мероприятия помогли осознать творчество как ценность, понять значимость творческой подготовки студентов-журналистов.

Для проведения эксперимента были подготовлены следующие материалы: а) практикум по развитию творческих способностей студентов-журналистов; б) программа сквозной учебно-производственной практики для студентов 1-5 курсов; в) методические рекомендации по написанию студентами дипломной работы; г) программа спецкурса «Общение в деятельности журналиста», д) учебное пособие «Образовательные возможности общения в деятельности журналиста».

В рамках педагогического исследования были сформированы экспериментальные группы студентов (см. табл. 1). Эксперимент носил сравнительно-сопоставительный характер.

Т а б л и ц а 1 Экспериментальные группы студентов-журналистов

Учебное заведение Группы Количество студентов

ОГУ, г. Оренбург 98-Ж, 99-Ж, 00-Ж, 01-Ж, 98-ЗЖ, 99-ЗЖ, 00-ЗЖ, 01-ЗЖ очное отделение-120 чел. заочное отделение-120 чел.

Итого: 8 групп 240 человек.

В качестве исходных нами были определены уровни сформиро-ванности готовности к творческой профессиональной деятельности студентов, поступивших в ОГУ.

Об уровне готовности будущих специалистов к предстоящей творческой деятельности мы судим по трем показателям и их признакам (см. 1.1). При определении степени развития знаний, умений, навыков и способностей мы использовали методику определения индексов. /111, 126/. Суть ее заключается в следующем. По каждому из показателей задается студентам по четыре вопроса. На каждый из них студент должен дать пять вариантов ответов: «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «трудно сказать», «нет».

Ответ «да» ограничивается баллом 4; ответ «скорее да, чем нет» -баллом 3; ответ «трудно сказать» - баллом 2; ответ «скорее нет, чем да» - баллом 1, ответ «нет» - баллом 0. Результаты заносятся в таблицу (см. табл. 2). Обработка анкет проводится с помощью вычисления индекса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тюлюлюкина, Татьяна Николаевна, 2001 год

1. При анализе результатов были получены следующие данные: на уровне ученичества оказалось 34% студентов, на уровне ремесла -56%, мастерства 10%.

2. Таким образом, в начале опытно-экспериментальной работы студенты экспериментальных групп распределились по трем уровням готовности (см. табл. 6).1. Т а б л и ц а 6

3. Показатели и уровни готовности студентов-журналистов к творческой профессиональной деятельности

4. Показатели готовности Уровниученичество (низкий) ремесло (средний) мастерство (высокий)1. Знания 43% 52% 5%

5. Умения и навыки 34% 56% 10%1. Способности 31% 67% 2%

6. Условно мы определили уровень ученичества как низкий уровень готовности, ремесла - средний, мастерства - высокий.

7. Таким образом, среди испытуемых большинство составляют студенты, отнесенные к «среднему» уровню, наименьшее количество из них относится к «высокому» и «низкому» уровням.

8. Определение уровней готовности будущих журналистов к творческой профессиональной деятельности позволило перейти к следующему этапу педагогического эксперимента.2. 2 Инновационные методики совершенствования творческой подготовки будущих журналистов

9. Формирующий этап эксперимента основывался на использовании системы творческих заданий, учитывающих индивидуальные, возрастные, психофизиологические особенности студентов, уровень приобретенных знаний, аналитических и творческих умений.

10. При этом, мы опирались на положение о том, что репродуктивные задания, предоставленные студентам, могут приобретать при соответствующих условиях творческий, личностно-значимый характер.

11. Творческие задания условно были выделены в четыре типа взаимодействующих и взаимопроникающих педагогических стимулов с учетом их специфического назначения.

12. Студентам предлагалось пройти "Километр информации": по пути следования по обычным улицам города "увидеть" и "сформулировать" темы журналистских материалов (маршрут выбирался одинаковый для всех и равный по протяженности).

13. Студентам предлагалось вести «Дневник наблюдения». Это тетрадь, блокнот, куда записываются увиденные в течение дня интересные факты, события, а также реплики, фразы, звуки .

14. Т а б л и ц а 7 Результаты выполнения творческого задания «Километр информации» студентами-журналистами

15. Обнаруженные факты Сформулированные темы

16. Обилие машин на дорогах. Пробки на дорогах. Как их избежать?

17. Люди используют Нецензурные выражения. Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем.

18. Человек перебегает улицу через проезжую часть. Торопитесь, не спеша!

19. Молодая девушка -старый «дядя-спонсор». По чем вы, девочки, красивых любите.

20. Вывески, рекламные щиты содержат иностранные слова. Забываем родной русский язык?

21. Нелепая одежда на молодом человеке. Хочешь быть модным, надень чулок на голову.

22. Строится библиотека ОГУ. Самая прогрессивная стройка г. Оренбурга.

23. Бомжи, просящие милостыню. «Лишние» люди нашего города.

24. Курящие девушки. Девушки с белоснежными улыбками и румянцем на щеках, где вы?

25. Исторические памятники в центре города. Оренбург чтит свою историю.

26. Ведение «Дневника наблюдения» способствовало выработке высокой степени образного мышления студентов.

27. Данные задания ("Километр информации", «Дневник наблюдения») и вся последующая работа положительно оценивались студентами.

28. Второй тип заданий: это вопросы и упражнения по теоретическому блоку знаний, предлагаемому в дисциплине «Основы журналистики».

29. Третий тип заданий содержал упражнения, направленные на углубление знаний о характере приобретаемой профессии. Например:

30. Оцените характер профессии (общественный статус, актуальность и социальную значимость) и т.д.

31. Выполнение этих упражнений позволило добиться повышения уровня знаний о характере журналистской профессии, о составляющих будущей профессиональной деятельности.

32. Четвертый тип заданий включал практические упражнения, направленные на развитие умений и навыков работы с текстом (втом числе выстраивание текста, в различных публицистических жанрах, создании авторских материалов). Например:

33. Подумайте, используя рекомендуемую литературу, какое определение текста, данное учеными, является наиболее полным?

34. Опишите смысловую структуру текста, аргументируя свой ответ примерами из газетных материалов.

35. Докажите, что связность газетного текста определяется наличием логической схемы.

36. На основе 5-6 газетных текстов по выбору охарактеризуйте типы текстов (повествование, рассуждение, описание), мотивируйте соотнесенность их с данными типами, назовите их отличительные признаки.

37. Расскажите о структурных своеобразиях языковых стилей.

38. Объясните понятие «экспрессивно-смысловая окраска».

39. Дайте характеристику стилевым особенностям в индивидуальном творчестве.

40. Приведите в качестве примера образцы художественной литературы, способствующие совершенствованию стилистики журналиста.

41. Прочитайте предложенный текст и выполните следующие задания: озаглавьте предлагаемый текст, аргументируя свой выбор; укажите, в чем выражается сочетание в нем высокой художественности и публицистичности.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.