Интеркультурный фактор в развитии образования на Архангельском Севере в XVIII - XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Приходько, Ирина Викторовна

  • Приходько, Ирина Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Архангельск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 159
Приходько, Ирина Викторовна. Интеркультурный фактор в развитии образования на Архангельском Севере в XVIII - XIX вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Архангельск. 2001. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Приходько, Ирина Викторовна

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-методологическая сущность интеркультурного фактора.10

1.1 Философские подходы к проблеме взаимодействия культур.10

1.2. Идея культуросообразности в историко-педагогических исследованиях.32

1.3. Сущность интеркультурного фактора как педагогического явления.45

Глава 2. Влияние интеркультурного фактора на развитие образования на Архангельском Севере в XVIII-XIX вв.65

2.1. Интеркультурная ситуация развития образования на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb.67

2.2. Развитие образования на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb. на основе принципа диалога культур.91

2.3. Содержание образования как отражение интеркультурного фактора.107

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеркультурный фактор в развитии образования на Архангельском Севере в XVIII - XIX вв.»

Актуальность исследования.

История педагогической теории и практики свидетельствует о том, что смена образовательной парадигмы происходит в момент глобальных социокультурных изменений, которые стимулируют и определяют становление нового типа культуры и образования. Интенсивность социокультурных перемен зависит от того, насколько образование способно к трансформационным процессам. Изменение парадигмы образования происходит на фоне длительного контакта разных образовательных систем, в результате которого возникает интеркультурное образовательное пространство.

В современной философской и педагогической науке проблема интер- и поликультурного образования является приоритетным направлением. В исследованиях М.М. Бахтина, B.C. Библера, Г.Я. Буша, А.Б. Добровича, М.С. Кагана, Б.Ф. Поршнева раскрываются вопросы интеркультурных контактов и взаимодействия культур, сущность взаимодействия и диалога культур, их характерные особенности.

Теоретические разработки основ диалогического подхода в психологии нашли отражение в работах Г.М. Андреевой, Л.С.Выготского,

А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева и других.

Проблема взаимодействия и диалога культур, интерпретация культурного взаимодействия как исторической закономерности рассмотрена в научных трудах Ю.Н. Афанасьева, Дж. Вико, И.Г. Гердера, Н.Л. Данилевского, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, И.И. Свирды и других.

Большое внимание изучению процесса взаимодействия и его механизма уделяется в исследованиях А. Аветисяна, С.Н. Артановского,

С.Н. Арутюнова, А. Хазанова и других.

A.M. Аблажей, C.H. Еремин, Н.П. Коновалова, С.Т. Ларченко выделили типы взаимодействия, в работах Э.П. Пьянзина раскрываются условия культурного взаимодействия.

В теоретической педагогике одной из центральных проблем, вокруг которой ведутся оживленные дискуссии, является осмысление взаимодействия и диалога культур, как основных характеристик интеркультурного фактора с позиций образования и воспитания. С педагогической точки зрения вопрос о потребности личности во взаимодействии и о языке как стержне, основе любой национальной культуры рассмотрен И.Г. Кабардовой.

Стремление к диалогу и взаимодействию культур, формирование единого общеевропейского образовательного пространства являются основными тенденциями развития образования. Характеристике интер- и поликультурного образования, особенностям межнациональных отношений в образовании посвящены работы B.C. Агеева, B.C. Библера, И.Б. Крыловой.

В последнее десятилетие учеными изучаются такие проблемы, как «Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса» (О.В. Аракелян), «Диалог культур как принцип и способ обучения студентов профессиональному речевому поведению»

A.M. Кулага), «Международный культурный обмен и его влияние на развитие национальной культуры» (В. И. Белый), «Регион как уникальный национально-культурный комплекс» (Т.С. Буторина, Е.А. Мирошникова), «Этнокультурная направленность российского образования»

В.К. Шаповалов) и другие.

Обращение к образовательным традициям конкретного региона и их историко-педагогическое осмысление дают возможность рассмотреть характерные особенности развития образования на принципе «диалога культур» в четко определенных географических и исторических рамках.

Региональные исследования позволяют обогатить историко-педагогическую науку как фактологически, так и методологически.

Своеобразие интеркультурной ситуации на Архангельском Севере отмечалось в работах, посвященных изучению Архангельской губернии в экономическом, статистическом, географическом, историческом и других отношениях такими исследователями XIX века, как Ю.Н. Беспятых, С.А. Гедеонов, В.Н. Захаров, А.А. Куратов, Ю.А. Лимонов, Д.А. Мачинский,

A.В. Нурпейсова, А. Пошман, И. Пушкарев, В.В. Суслов, В.В. Тевлина,

B.М. Тюрин, Г.Г. Фруменков и другие.

В историко-педагогическом аспекте развитие образования на Архангельском Севере рассмотрено Т.С. Буториной, JI.H. Квашниной, П.Т. Синициной, И.З. Сковородкиной, А.В. Смирновым, С. С. Шекиной, Ф.Ф. Шперком и другими.

Мы полагаем, что проблема взаимодействия культур в истории образования на Архангельском Севере заслуживает особого научно-педагогического осмысления. Это связано с отличительными чертами историко-культурного и экономического развития архангельского края, главная из которых заключается во взаимодействии европейской и северорусской культур в образовании региона.

Показателем особых отношений Архангельского Севера с европейскими государствами являлось наличие семи иностранных посольств, действовавших в период Х1Х-н.ХХвв. на его территории.

Тесные связи сложились со странами Баренцева региона, что объяснялось близостью расположения, общностью исторических и культурных традиций. Архангельск входил в северную систему морских портов Европы, что способствовало появлению в северном регионе полиэтнических групп населения, оказавших воздействие на возникновение интеркультурного фактора в образовании.

Анализ научных трудов (А.В. Нурпейсова, П.Т. Синицына) показал, что недостаточно исследованы как педагогический потенциал интеркультурного фактора, так и его влияние на состояние регионального образования на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb. в целом, не систематизированы архивные материалы по данной проблеме, не изучено содержание образования с точки зрения отражения принципа «диалога культур», взаимосвязи динамичности развития образования и взаимодействия культур.

Акцентируя внимание на географическом положении Архангельского региона, национальном составе населения, широких международных связях, мы считаем необходимым проследить с педагогических позиций процесс взаимодействия культур и его влияние на развитие образования на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb. Этим объясняется выбор темы исследования «Интеркультурный фактор в развитии образования на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb.».

Объект исследования - образовательная ситуация на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb.

Предмет исследования - процесс становления и развития интеркультурного фактора в образовании на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb.

Цель исследования - изучить педагогический потенциал интеркультурного фактора в образовании на Архангельском Севере XVIII-XIXbb.

Задачи исследования:

1 .Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2.Охарактеризовать образовательную ситуацию на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb.

3.Изучить сущность интеркультурного фактора как педагогического явления, его становление и развитие на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb.

4. Проанализировать влияние интеркультурного фактора на развитие образования на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb.

Хронологические рамки исследования охватывают XVIII-XIX века в соответствии с установлением и развитием международных отношений стран Европы и Севера России.

Источники исследования - архивные документы: фонды

Государственного архива Архангельской области (ГААО); государственные акты, законы, положения: Полное собрание законов Российской империи (т.т. I, III-V, т. VII, т. XXII, т. XXVII, т. XXVIII, т. XXXIV, т. XXXXV, т. XXXIX, т. XLI, т. XLV, т. XLVI, т. L.); публикации «Известий Архангельского общества изучения Русского Севера», философская, историческая, историко-педагогическая литература по проблеме исследования.

Методы исследования - изучение, отбор, систематизация, интерпретация историко-педагогических материалов, контент-анализ основных источников, структурный и системный анализ.

Методологической базой исследования является общефилософская идея единства логического и исторического, определяющая в логике и динамике влияние «диалога культур» на развитие образования; идея единства общего, единичного и особенного, позволяющая исследовать педагогический потенциал интеркультурного фактора; идея культуросообразности, отражающая социальную, историческую и культурологическую обусловленность воспитания и образования

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в: осмыслении содержания философских, культурологических, психологических, педагогических идей, составляющих методологический фундамент интеркультурного фактора;

- характеристике интеркультурной ситуации на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb.;

- выявлении педагогического потенциала, условий становления и развития интеркультурного фактора на Архангельском Севере в XVIII-XIX вв.;

- проведении анализа влияния интеркультурного фактора на содержание образования в исследуемый период.

Результаты исследования имеют значение для осмысления интеркультурного фактора как педагогического явления, влияние которого осуществляется в рамках взаимодействия культур.

Сущность интеркультурного фактора охарактеризована с историко-педагогических позиций.

На защиту выносятся следующие положения;

• Становление и развитие интеркультурного фактора в образовании на Архангельском Севере в XVIII-XIX вв. обусловлено социокультурной ситуацией, своеобразие которой заключалось в существовании исторически сложившихся этнокультурных взаимоотношений со странами Скандинавии, Европы и Севера России и появившейся в этих условиях потребностью в овладении иностранными языками.

• Под интеркультурным фактором развития образования мы понимаем педагогическое явление, обуславливающее интеграционные процессы в образовании, взаимодействие и диалог культур в образовательном пространстве, осуществляемые посредством изучения иностранного языка.

• Педагогический потенциал интеркультурного фактора заключается в отражении взаимодействия культур в содержании образования, в воспитании толерантности по отношению к представителям иной культуры и в развитии «кросс-культурной» грамотности учащихся.

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе обновления содержания историко-педагогического образования в педагогических учебных заведениях при разработке общих и специальных курсов; в системе повышения квалификации преподавателей; при подготовке учебных пособий общепедагогического и историко-педагогического характера; при организации научно-исследовательской работы студентов, аспирантов.

Организация исследования.

Исследование проводилось в течение 1997-2000 гг. На первом этапе (1997-1998г) осуществлен анализ философской, исторической, социологической и историко-педагогической литературы, изучено состояние образования в России в XVIII-XIX веках. Исследованы архивные материалы по проблеме исследования, находящиеся в фондах ГААО. На втором этапе (1998-1999гг.) изучена педагогическая сущность интеркультурного фактора, выявлены условия становления и развития интеркультурного фактора, охарактеризовано влияние интеркультурного фактора на развитие образования на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb. На заключительном этапе (1999-2000гг.) оформлялись результаты исследования.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Результаты исследования докладывались на международной научной конференции «Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран» (г. Архангельск, 1998г.), на международной научной конференции «Обучение профессиональному иноязычному общению. Международные стандарты, образовательные стратегии» (г. Архангельск, 1999 год), на заседаниях кафедры педагогики ПГУ им. М.В. Ломоносов, на курсах для педагогов-исследователей при АО ИППК г. Архангельска.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Приходько, Ирина Викторовна

Заключение

Проведенное исследование посвящено изучению педагогической сущности интеркультурного фактора, его влиянию на развитие образования на Архангельском Севере в XVIII-XIX вв.

Решение основных задач исследования позволило обобщить полученные результаты и сформулировать следующие выводы.

Раскрытие понятий «взаимодействие» и «диалог культур» осуществлялось на основе применения совокупности подходов, среди которых ведущее место принадлежало культурологическому, основанному на идее взаимодействия национальных культур.

В результате анализа научной литературы мы рассматриваем взаимодействие как форму связи национальных культур, при которой становится возможным воздействие одних национальных культур на другие, взаимное обогащение и развитие имеющегося потенциала каждой культуры. Такой подход позволил раскрыть сущность интеркультурного фактора как педагогического явления.

Педагогическое осмысление проблемы диалога культур сформировалось в период установления и развития интеркультурного взаимодействия народов и переработки опыта мировой культуры. Значительный интерес представляют педагогические идеи, отражающие сущность взаимодействия культур.

М. Монтень рассматривал «общение с миром» как существенный фактор образования и воспитания. Я.А. Коменский предлагал идею пансофизма как идею обобщения всех полученных цивилизацией знаний и донесения этих знаний через образование. Отношение к культуре, воспитанию и взаимодействию культур выразил в своих работах А. Дистервег. Культура в понимании А. Дистервега определялась как явление, развивающееся в пространстве и времени. Особая роль отводилась воспитанию, в котором должны учитываться нравы и обычаи эпохи.

Взаимодействие культур заключается в уважении другой личности, в содействии ее национальным и человеческим целям на основе взаимопонимания и согласия.

Принцип культуросообразности, сформулированный А. Дистервегом, отразил роль взаимодействия культур в педагогике.

Мы считаем, что взаимодействие культур и принцип культуросообразности являются методологическим основанием интеркультурного фактора.

В диссертационном исследовании под интеркультурным фактором мы понимаем педагогическое явление, обуславливающее интеграционные процессы в образовании, взаимодействие и диалог культур в образовательном пространстве, осуществляемый посредством иностранного языка.

Интеркультурный фактор развития образования обладает педагогическим потенциалом, который характеризуется

- способностью к интеграции в многокультурном пространстве;

- активным взаимодействием как образовательных систем, так и отдельных индивидов;

- воспитанием толерантности по отношению к представителям иной культуры;

- использованием в учебном процессе знаний о традициях и обычаях других народов для формирования и развития «кросс-культурной грамотности».

В ходе исследования мы пришли к выводу, что условиями становления и развития интеркультурного фактора выступают

- мотивация и потребность личности в интеркультурном взаимодействии; ознакомление и сравнение образовательных, культурных традиций и обычаев, выступающих источником взаимного интереса и побуждающих к интеркультурному взаимодействию;

- корректирование, изменение, обновление и обогащение образовательных традиций.

Важную роль в этом процессе выполняет язык, являющийся средством интеркультурного взаимодействия и осознания человеком его причастности к этническому целому.

Становление и развитие интеркультурного фактора в образовании на Архангельском Севере в XVIII-XIX вв. было обусловлено особой социокультурной ситуацией, характерными чертами которой выступали природно-географическое положение региона, политико-экономическая ситуация, культурно-бытовые особенности жизнедеятельности поморов.

На фоне сложившейся социокультурной ситуации осуществлялось интеркультурное взаимодействие Севера России со странами Европы и Скандинавии, что отразилось в коммерческой, образовательной, просветительной и религиозной деятельности.

Анализ этих видов деятельности позволил рассмотреть влияние интеркультурного фактора на развитие образования на Архангельском Севере в XVIII-XIX вв.

Особая воспитательная и образовательная среда в регионе, как следствие интеркультурного взаимодействия, проявилась в традициях поморской народной педагогики, в менталитете помора, оказала влияние на установление толерантных отношений, содержание образования на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb. и формирование «кросс-культурной грамотности».

Развитие образования на Архангельском Севере в рамках интеркультурного взаимодействия характеризовалось тенденцией создания системы профессиональных учебных заведений, частного, сословного, женского образования; определялось возрастающей потребностью в изучении иностранных языков и изменением качественного уровня их преподавания.

Женское образование по своей сущности отличалось от мужского. Так, женская гимназия г. Архангельска готовила девушек к воспитанию детей, ориентировала воспитанниц на подъем уровня общей культуры.

Обучение в мужской гимназии было направлено на достижение главной цели- получение практических знаний и умений для коммерческой деятельности. Программа преподавания иностранных языков соответствовала этим целям.

В содержании образования на Архангельском Севере отразилось своеобразное сочетание контактных («руссенорск») и новых европейских языков (английский, немецкий, норвежский, французский).

История их появления на Архангельском Севере в XVIII — XIX вв. связана с интеркультурным взаимодействием, общественной потребностью в их использовании.

В целом, влияние интеркулмурного фактора на развитие образования на Архангельском Севере выразилось в следующем:

1) отражении культурно-образовательных традиций народов Европы и Скандинавии в содержании образования;

2) появлении и распространении частных учебных заведений с инокультурными образовательными традициями;

3) распространении иностранных языков в условиях многонационального, многокультурного региона, каким был Архангельский Север в XVIII-XIXbb.;

4) установлении толерантных отношений между представителями разных культур;

5) формировании традиций обмена опытом отечественных и зарубежных педагогов;

6) подготовке и создании учебной литературы и словарей иностранного языка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Приходько, Ирина Викторовна, 2001 год

1. Аблажей A.M. Методологический анализ проблемы взаимодействия культур: Автореф. .канд. филос. наук,- Новосибирск, 1994.-19с.

2. Абулкасова Г.С. Диалог как духовная ценность. Философские аспекты: Автореф. .канд.филос.наук.-М., 1998.-19с.

3. Аверьянов А.И. О природе взаимодействия.- М.Д994. 125с.

4. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие человека человеком //Вопросы психологии. -1985. № 3.- С.135-140.

5. Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII-XIXвв.). СПб.: Издание О. Богдановой, 1912.-346с.

6. Амбургер Э. Балты в Архангельске.- Мюнхен, 1956.-130с.( переводс немецкого осуществлен автором диссертационного исследования).

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. -376с.

8. Аракелян О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1997.-20с.

9. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993.-352с.

10. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967.-268с.

11. Артановский С.Н. Международные культурные контакты в прошлом и настоящем // Вопросы философии.-1990.- № 8.- С.38-47.

12. Артемова Е.Ю. Записки французских путешественников о культуре России последней трети XVIIIb.// История СССР- 1987. № 3.- С. 165-173.

13. Арутюнов С.А. Локальные и синкретические культуры. М., 1991 .-315с.

14. Арутюнян С.М. Нация и ее психологический склад. Краснодар, 1966,-271с.

15. Арутюнян Ю.В. Об общем и национально- особенном в культурной жизни народов СССР.- Вильнюс, 1982.- 10 с.

16. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. -М., 1984.-26с.

17. Аршавская Е.А. Проблемы поиска путей взаимопонимания коммуникантов в процессе межкультурного общения. М., 1991.-426с.

18. Архангельск. 1584-1984гг. Фрагменты истории / Сост. Е.Ф. Богданов. -Архангельск, 1984.-330с.

19. Архангельский морской порт / Сост. Ю. Кучепатов. Архангельск, 1959.-80с.

20. Ашин Г.К. Культурная интеграция или столкновение цивилизаций. М., 1989.-231с.

21. Ауман В.А. История российских немцев в документах (1763-1992гг.)-М., 1993.-447с.

22. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры //Актуальные проблемы взаимодействия культур и преемственность. JI., 1969.-294с., С.186.

23. Белковец Л.П. Россия в немецкоязычной исторической журналистике XVIIIb. Г.Ф. Миллер и А.Ф. Бюшинг:

24. Автореф. .д-ра ист. наук.- Томск, 1989. -21с.

25. Белокуров Н. О немецких школах в Москве в первой половине ХУШвека (1701-1715гг.). -М„ 1907г.-319с.

26. Белоусов С.Н. А. Дистервег и его дидактика // Начальная школа -1937.-№7.-С.20-39.

27. Бескровный Л.Г. Международные связи России в XVII-XVIIIbb. (Экономика. Политика. Культура). М., 1966.-504с.

28. Белый В.И. Международный культурный обмен и его влияние на развитие национальной культуры: Автореф. .канд.филос.наук. -М., 1992.-15с.

29. Беспятых Ю.Н. Архангельск в XVIII веке. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ., 1997.-415с.

30. Библер B.C. Бахтин М.М. или поэтика культуры. М., 1997.-39с.

31. Библер B.C. На гранях логики культуры. М., 1997.- 440с.

32. Бобрышева И.Е. Лакуны в спектре межкультурного общения // Психолингвистика и межкулыурное взаимопонимание. М., 1991.- С.3536.

33. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.-200с.

34. Брок И. Моя-по-твоя. Русско-норвежский пиджин // Оттар. -1992.- №192.-С.24-26.

35. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. Архангельск, 2000.-58с.

36. Бухаров Д.Н. Русские в Финмаркене. СПб., 1883.-338с.

37. Васильев А.К. Теория диалога М.М. Бахтина как методология истории философии. М., 1996.-176с.

38. Вертячих А.Ю. Капитал в Архангельске в к.Х1Х-ХХвв. Архангельск,1992. -С. 10.

39. Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР. Казань, 1983.-332с.

40. Взаимодействие культур и литератур Востока и запада. М.,1992. Вып.1.-189с.

41. Волков В.Н. Горизонты культурного обмена // Культурная жизнь.-1985.-№11.-С.28-29.

42. Воробьева Г.А. Диалог культур и проблема художественного восприятия // Философские науки.- 1987.- № 2.-С. 144-176.

43. Галкина Е.М. Духовная культура и этническое самосознание нации // Методологический аспект изучения проблемы этнической идентичности. -М„ 1990.-С.57-83.

44. Гамель И. Англичане в России в XVI-XVII столетиях. СПб., 1865 -С. 56.

45. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. СПб., 1972.-139с.

46. Геллнер Э. Нация и национализм. М., 1991.-320с.

47. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Архангельск, 1983.- 237с.

48. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / Комментарий

49. А.В. Михайлова. М., 1977.- 703с.

50. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995.-447с.

51. Головнев А.И. Интернациональное и национальное в развитии социалистической культуры. Минск, 1974.-205с.

52. Гончаренко Н. Взаимообогащение культур как источник духовного прогресса//Современные славянские культуры. Киев, 1982.-126с.

53. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. JI., 1990.-280с.

54. Гумилев JI.H. Этносфера. История людей и история природы. М.,1993.-С.501,509,541.

55. Гуревич П.С. Идея форумности культур // Новые идеи в философии. М., 1994.-165с.

56. Гуревич П.С. Философский словарь. М.,1997.-318с.

57. Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов- на -Дону, 1979.-263с.

58. Дамения О.Н. Культура и ее национальные формы //Вопросы философии.-1981.-№6 С.111-118.

59. Демидова С.И., Малинин В.И. Национальные культуры и языки в школе //Советская педагогика. -1992. -№5-6. -С .14-21.

60. Джаббаров Ж. Язык как фактор взаимообогащения духовной культуры народов. Ташкент, 1991.-19с.

61. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.,1998.-267с.

62. Дневные записки путешествия академика Ивана Лепехина СПб., 1780. -610с.

63. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Е.Н. Медынского. М., 1956. -374с.

64. Дъячков М.В. Социальная роль языков в многоэтнических обществах. -М., 1987.-96с.

65. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). -М„ 1990.-207с.

66. Ермолаев А.Ю. Два мира две культуры (материалы в помощь лектору).-Алма-Ата, 1971.-22с.

67. Западная Европа и культурная экспансия «американизма» / Сост. Б.М. Каргамонов. -М., 1985.-250с., С.35.

68. Захаров В.Н. Архангельск в XVIII веке. СПб., 1996.-178с.

69. Зинченко В.П. Сущность культуры. Ростов- на- Дону, 1979.-263с.

70. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JI., 1987.-203с.

71. Исторические связи русского Севера и Норвегии / Отв. ред. Н.И. Колисниченко. Архангельск, 1989.-180с.

72. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.-87с.

73. Исаев М. Взаимосвязь и взаимообусловленность языка и культуры //Русский язык в СНГ.-1992. -№1.-С.7.

74. Историческая записка Архангельской Ломоносовской гимназии (18111911гг.)/ Сост. Н.К. Кизель, В.И. Мазюкевич. Архангельск, 1911.-501с.

75. Кабардова И.Г. Возникновение и развитие принципа культуросообразности в немецкой педагогике первой половины Х1Хв. (И.Ф. Гербарт, А. Дистервег): Автореф. .канд. пед. наук.- СПб., 1996.-18с.

76. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. /Вступ.ст.

77. П.А. Лебедева. -М., 1982. -704с.

78. Караганов А. Культурные вязи- путь к взаимопониманию народов //Международная жизнь. -1985.- №1.-С.114-120.

79. Карнишина Н.Г. Взгляды американской антропологической школы на проблему инкультурации личности // Диалог культур: ХХ1век. Балашов: Изд,БГПИ, 1996.-С.32-33.

80. Карпминский А. Основы теории взаимодействия языков. Алма-Ата, 1990.-69с.

81. Квашнина Л.Н. Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIXbb.: Автореф. .канд. пед. наук. -Петрозаводск, 1999.-18с.

82. Кемеров В.Н., Коновалова Н.П. Запад и Восток: проблематизация диалога // Культуры в диалоге. Екатеринбург, 1992. Вып.1. -373с.

83. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М.,1987.-С.14.

84. Кирпичников А.Н. Русь и варяги. М., 1986.-165с.

85. Кичигин М. Морская летопись России: 1842г. февраль, открытие первых в России шкиперских учебных курсов в Архангельске и Кеми //Морской флот. 1998. - №7-8.-С.48.

86. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого (репринтное воспроизведение издания 1909г.).-М., 1991.-709с.

87. Коган Л.Н. Культурная потребность и культурная деятельность //Культурная деятельность. Опыт социологического исследования.-М., 1981.-С.43.

88. Колобова Л.В. Педагогические условия ориентации будущего учителя на ценности культуры страны изучаемого языка: Автореф. .канд.пед.наук.-Оренбург, 1998.-20с.

89. Комаров В. Культура межнационального общения //Народное воспитание. 1993.- № 5. -С.65-67.

90. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2т. М.,1982.-399с.

91. Кондратенко Д.П. Русский язык в Финляндии и русская либеральная пресса на рубеже Х1Х-ХХвв. // Шведы и Русский Север. Киров,. 997.-384с.

92. Кошкина Е.А. Русская педагогическая терминология 1-ой четверти XVIII века: Автореф. .канд.пед. наук. Петрозаводск, 1997.-18с.

93. Красновский А.А. Я.А. Коменский. М.,1953.-С.46.

94. Краткая история о г. Архангельском сочинена архангелогородским гражданином Василием Крестининым. СПб., 1792.-С.24-25.

95. Кулага A.M. Диалог культур как принцип и способ обучения студентов профессиональному речевому поведению: Автореф. . канд. пед. наук. -Самара, 1996.-18с.

96. Культурология / Под. ред. Г.В. Драч. Ростов- на-Дону, 1997.-575с.

97. Курганов С.Ю. Школа диалога культур //Народное образование.-1990. -№ 10.-С.54-61.

98. Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика.-1992.-№ 7-8.- С.62-67.

99. Куратов А.А. Источниковедение истории и культуры Архангельского Севера. Архангельск, 1992.-127с.

100. Кучуков М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик, 1992.-43с.

101. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-ХХвв ): Учебное пособие. -М., 1998.-583с.

102. Макаревич Э. Разность культур и общественный прогресс //Диалог.-1995.-№ 2.-С.82-92.

103. Мачинский Д.А. Этносоциальные и этнокультурные процессы в Северной Руси // Русский Север: проблемы этнокультурной истории. -Л.,1976.-89с.

104. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.-11с.

105. Методология и методы исследования культуры / Под ред. С.Н. Иконниковой. Л.,1984.-169с.

106. Мишель де Монтень. Опыты. М.-Л., 1954.-Кн.1,- С.184,185.

107. Наказ от жителей г. Архангельска (1867г.) подписан городским главой Иваном Бажениным и 185 человеками из городских жителей г. Архангельска //Сборник Императорского Русского исторического Общества. СПб., 1907.-С.780.

108. Ниеми Э. Поморская торговля глазами норвежцев // Оттар. -1992. -№192.-С. 15.

109. Никитенко-Попова З.Н. Каждому жителю Европы иностранный язык с детства // Иностранные языки в школе.- 1998,- №4.-С.110-112.

110. Овсянкин Е.И. Архангельск купеческий. Архангельск, 2000. - 525с.

111. Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран. Сборник материалов международной научной конференции 17-19 ноября 1998г. / Отв. ред. И.Р. Луговская. Архангельск, 1999.-227с.

112. Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств (материалы международного семинара). СПб., 1998.-300с.

113. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест со многими древними историческими известиями и замечаниями Российской Империи служащим К. Молчановым. СПб., 1813. - 517с.

114. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношении.т.1.Кн.2. Архангельская губерния / Сост. И. Пушкарев. -СПб., 1845.- 149с.

115. Отчет по Архангельской губернской гимназии за 1872-73гг.-Архангельск, 1873. -43с.

116. Отчет по Архангельской губернской гимназии за 1873-74гг. -Архангельск, 1874. -49с.

117. Отчет по Архангельской губернской гимназии за 1877-78гг. -Архангельск, 1878. -73с.

118. Отчет по обозрению гимназии Петрозаводской, Архангельской, Вологодской и Вятской Санкт-Петербургского и Казанского учебного округа с 15 февраля по 17 мая 1863г. члена главного правления училищ И.Постельса.- СПб., 1863. -56с.

119. Памятная книжка Архангельской губернии на 1913г. / Под ред. Н.А. Голубцова. Архангельск,!913.-235с.

120. Памятники Архангельского Севера / Сост. Ю.К. Новожилов. -Архангельск, 1983.-173с.

121. Патриот Севера / Сост. Ю.И. Колмаков. Архангельск, 1985.-253с.

122. Педагогическая культура Европейского Севера: общее и профессиональное образование /Отв. ред. Н.В. Чернова. Архангельск, 2000.-С.24-29.

123. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897г. Издание центрального статистического комитета министерства внутренних дел / Под ред. Н.А. Тройницкого. Архангельская губерния. Тетр.2.-Архангельск, 1897 .-46с.

124. Пец А. «Немецкая слобода» в Архангельске// Красная пристань. -1998.-№2. -С. 214.

125. Пилацкий К.Б. Краткое историческое обозрение Архангельской гимназии // Отчет по Архангельской губернской гимназии за 1872-73гг., с присоединением краткого исторического обозрения Архангельской гимназии. Арх. Типография В. Черепанова, 1873. -43с.

126. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики k.XVIII-h.XIXbb. М, 1960.-200с.

127. Попов Г.П. Ногою твердой стать при море. Архангельск, 1992.-С.278.

128. Попова Л.Д. Архангельск. Очерк истории строительства. Архангельск, 1994.-158с.

129. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы //Педагогика. - 1999.-№4.-С.З-9.

130. Пошман А. Архангельская губерния в хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, статистическом, физическом, нравственном отношении, с полезными на все оные части замечаниями, т.1.- СПб.,1802.-194с.

131. Пришвин ММ. За волшебным колобком. Петрозаводск, 1987.-352с.

132. Пьянзин Э.П. Взаимодействие культур в условиях современной цивилизации: Автореф. .канд.филос.наук.-Саранск,1995.-19с.

133. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.,1993.-65с.

134. Ромахин Г.Д. Реалии в языке //Иностранные языки в школе. 1997.-№3-С. 13-18.

135. Романов В.И. Историческое развитие культуры. М.,1991.-190с.

136. Россия XVIIIвека глазами иностранцев. JI.,1989.-C.41.

137. Саматов Ш. Развитие национальных культур в современных условиях. -Ташкент,1990.-168с.

138. Серебренко Н.И., Соколова А.Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина) //Философские науки.-1990.- №7 .-С.37-47.

139. Сигуан М., Макки У. Образование и двуязычие. М.,1990.-180с.

140. Сидоров М.К. Север России. СПб.,1870.-557с.

141. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. СПб., 1994. -С. 105-107.

142. Синицына П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере. Архангельск, 1997.-136с.

143. Славянские культуры в инонациональной среде. Кишинев,1995.-239с.

144. Смирнов А.В. Школа и педагогическая мысль на Севере России в XVIII в.: Автореф. .кан. пед. наук. М.,1961.-16с.

145. Срезневский И.И. Русское слово. М.,1986.-173с., С.98.

146. Суслов В.В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. Спб.,1888,-69с.

147. Сычев-Михайловский М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIIIb. М.,1960.-254с.

148. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Д. Платон, Аристотель. М.,1993.-384с., С.101.

149. Тевлина В.В. Иностранное предпринимательство на Европейском Севере России во 2-ой пол.Х1Хв. -н.ХХв. : Автореф. .канд. истор. наук. СПб., 1994.-18с.

150. Топузлу Г.Н. Всякая нация может и должна учиться у других (материал в помощь лектору). Кишинев, 1987.-227с.

151. Турсунов X. О взаимоотношениях национального и интернационального в культуре. Душанбе, 1972. -75с.

152. Тюрин В.М. Летописец Севера: историко-краеведческий сборник. -Архангельск, 1990.-255с.

153. Усков В. Архангельск. Историческая заметка о церквах и зданиях с приложением планов и видов. Архангельск, 1902.-15с.

154. Ушинский К.Д. Педагогические статьи 1857-1861гг. т.2,- М., 1948.-655с.

155. Ушинский К.Д. Педагогические статьи 1862-1870гг. т.З.-М., 1948.-681с.

156. Федоренко Н.Т. Кавабата Ясунари: краски времени. М.,1982.-464с.

157. Флоря Б.Н. Торговля России со странами Западной Европы в Архангельске//Средние века: Сб. -М., 1973. Вып. 36. С. 143-144.

158. Фребель Ф. Время народов. М.,1985.-54с.

159. Фруменков Г.Г. Летопись г. Архангельска 1584-1989гг. Архангельск, 1990.-291с.

160. Фрумин И.Д. Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития //Вопросы психологии.-1992 № 1.-С.24-32.

161. Фрумов С.А. Педагогическая деятельность А. Дистервега //Советская педагогика.- 1957.- № 7.-С.70-87.

162. Ханазаров К. К проблеме взаимосвязи и взаимодействия языков и культур народов СССР.- М.,1988.

163. Харченкова Л.И. Диалог культур. СПб., 1985.-86с.

164. Хенвей Г.Д. Достижимая глобальная перспектива. Рязань,1994.-92с., С.20.

165. Цветаев Д. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М, 1890. - С. 2 .

166. Чебоксаров Н.Н. Народы. Расы. Культура. М., 1985.- С.243.

167. Челищев ПИ. Путешествие по Северу России в 1791 г. СПб., 1886. С. 98.

168. Чесноков Д.И. Исторический материализм. М.Д965.-136с., С.109.

169. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М„ 1993.-142с.

170. Шалькевич А.А. В Архангельском городе было построено. -Архангельск, 1994. -54с.

171. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. .д-ра пед. наук.- Ставрополь, 1997.-21с.

172. Шведы и русский Север: историко-культурные связи. Киров, 1997.-383с.

173. Ширматова Г. Взаимодействие национальных культур и духовное формирование личности. Ташкент,1986.-57с.

174. Шперк Ф.Ф. Краткий очерк народного образования в г. Архангельске во второй пол.Х\/111 века. Архангельск, 1905.-278с.

175. Штукенберг И.Ф. Описание Архангельской губернии // Статистические труды И.Ф. Штукенберга, изданные сыном автора. СПб.,1857.-70с.

176. Щербова Т.А. Возникновение и развитие принципа культуросообразности в немецкой педагогике первой половины Х1Хв.(И.Ф. Гербарт, А. Дистервег): Автореф. .канд.пед.наук. СПб., 1996,-20с.

177. Эпштейн М. Говорить на языке всех культур //Наука и жизнь. 1990. -№1.- С.100-103.

178. Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания //Вопросы философии.-1994.-№12. С.36-38.

179. Известия Архангельского Общества Изучения Русского Севера

180. Англичанин о Русском Севере // ИАОИРС.-1913.- №6. С.62-63.

181. Архангельское Общество Изучения Русского Севера (известия) // ИАОИРС. 1910. №1-2.-С.23-26.

182. Беломорский край и Финляндия // ИАОИРС.-19Ю. -№3. С.1-6.

183. Изюмов А. Размеры русской торговли в XN/Швеке через г. Архангельск // ИАОИРС.-1912. -№6. С.25.

184. Наш Север в описании иностранца // ИАОИРС.-1911.- №1,- С.З.

185. Погодин А. Из области финно-русских культурных отношений // ИАОИРС. -1910. -№4.- С.1-4.

186. Список членов АОИРС // ИАОИРС. -1910.- №13. С.9-36.

187. ГААО. Фонд 61. Директор народных училищ Архангельской губернии198. on. 1, д. №186. Формулярные списки о службе учителей

188. Архангельской дирекции училищ (1850-1851 гг.).199. on. 1, д. № 146. Формулярные списки домашних учителей.200. on. 1, д. № 441. Дело о содержательнице частной школы М. Пец (18711881гг.)

189. Полное собрание Законов Российской Империи.

190. ПСЗРК- СПб.,1830.-Т.IV. -№ 2186 от 15 янв. 1708 г., № 2308 от 11 ноября 1710 г.

191. ПСЗРИ.- СПб.,1830.- Т. V,- № 2762 от 20 янв. 1714 г.

192. ПСЗРИ.- СПб.,1830.- Т. XXII.-№ 16372, п.4- Указ от 4 апр. 1786г. о переведении мореходной школы их Холмогор в г. Архангельск.

193. ПСЗРИ,- СПб.,1830,- Т. XXV.- № 2059. Устав 1804г. гимназии.

194. ПСЗРИ,- СПб.,1830.- Т. III.- № 2503. Устав 8 дек. 1828 г. гимназии.

195. ПСЗРИ,- СПб.,1830,- Т. XXVIII,- № 21501

196. ПСЗРИ,- СПб.,1830.- Т. VII,- № 6593,- 1833 г. Об открытии частных училищ.

197. ПСЗРИ,- СПб.,1830.- Т. ХХХ1Х.-№ 41472. Устав 1864 г.

198. ПСЗРИ,- СПб., 1830,- Т. XXXXVI.-№ 49744. Устав 1871 г. гимназии

199. ПСЗРИ,- СПб.,1830.- Т. XXXXV!.-№ 49890. Об открытии 8 класса гимназии.

200. ПСЗРИ.- СПб.,1830,- Т. I,- № 54697. Положение об открытии 8 класса в гимназии.

201. ПСЗРИ,- СПб.,1830.- T.L. -№ 43518. Положение о суммах денег на стипендии.

202. ПСЗРИ. СПб., 1830.- Т. XXXIV.-№ 34386. Приложение о суммах денег на содержание гимназии.

203. ПСЗРИ. СПб., 1830,- Т. ХХХШ.-№ 33221. Положение 1858 г. по открытию женских училищ.

204. ПСЗРИ. СПб., 1830,- Т. XXXV.-№ 35780. Положение о женских училищах 1860г.

205. ПСЗРИ. СПб., 1830,- Т. XXXIX - № 40486. О наименовании Архангельского женского училища Мариинским от 1864 г.

206. ПСЗРИ. СПб., 1830,- T.XXXXV. -№ 48406. Устав о женских гимназиях 1870 г.

207. ПСЗРИ.- СПб., 1830,- T.XXXXV .- № 43886.0 стипендиях в женских гимназиях от 1880 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.