Ислам и глобализация современного мира: Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, доктор философских наук Вагабов, Нариман Михайлович

  • Вагабов, Нариман Михайлович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2005, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 433
Вагабов, Нариман Михайлович. Ислам и глобализация современного мира: Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин: дис. доктор философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2005. 433 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Вагабов, Нариман Михайлович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ . 13 ® 1.1. Некоторые теоретические и методологические аспекты научного анализа концепции глобализации. ^

1.2. Определение глобализации.

ГЛАВА II. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В

СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛИЗАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ.

2.1. Ключевые положения теорий религиозного и цивилиза-ционного противоборства.

2.2. Универсализм ислама как мировой религии.

2.3. Место и роль религий на современном этапе глобализации.

ГЛАВА III. ХАРАКТЕР И ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР. 3.1. Глобализация и проблемы сохранения культурной и этнической идентичности мусульманских народов.

3.2. Религиозное возрождение в мусульманском мире как альтернатива и следствие глобализации.

Ф 3.3. Влияние модернизации и глобализации на интеграционные процессы в исламском мире.

ГЛАВА IV. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫХ ДОКТРИН ИСЛАМА В ЭПОХУ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

1 4.1. Транслокальность ислама и изменяющиеся границы му-д сульманского мира.

4.2. Эволюция мусульманской концепции хиджры в эпоху ® национальных государств.

4.3. Трансформация доктрины джихада и глобализационные основания распространения религиозно-политического экстремизма в исламе. ~'

4.4. «Информационная революция» и ее влияние на миссионерскую деятельность в современном исламе.

ГЛАВА V. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИСЛАМА И ЗАПАДА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

5.1. Ислам и проблемы мусульманских диаспор в контексте современных миграционных процессов.

5.2. Некоторые аспекты религиозной адаптации и трансформации исламской идентичности вне мусульманского мира.

5.3. Проблемы межконфессиональной толерантности в условиях глобализации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ислам и глобализация современного мира: Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин»

Актуальность диссертационного исследования. Понятие глобализации в 90-е годы XX века стало важной составляющей процесса развития человечества. Это многомерное явление материализовалось как следствие слияния в единый поток разнообразных новейших тенденций в сфере управления и организации производства, множественных факторов, революционизировавших функционирование воспроизводственных систем и стимулировавших интеллектуальные достижения, давших жизнь высоким технологиям, прежде всего в информационной сфере.

В последней четверти XX века в значительной степени возросла также роль религии в общественной жизни народов мусульманского мира, произошли крупномасштабные социально-экономические изменения, которые получили непосредственное отражение в духовной жизни общества. Конечно, аналогичные процессы происходят также и в других регионах планеты, однако события в мусульманском мире, отличаются от всех аналогичных тем, что в них важную роль играет религия. Влияние религии здесь проявляется в сложных сплетениях, обусловленных многоликостью содержания и форм самих социально-политических движений, в зависимости от того, какие проблемы ставятся и каким образом они реализуются.

В начале XXI века и третьего тысячелетия мусульманский мир находится в полосе кардинальных изменений, вызываемых влиянием процессов глобализации. На ее нынешнем этапе происходит существенное расширение сферы деятельности международных исламских организаций, ставшее возможным в результате технологического прогресса в области новых средств коммуникации. Многие религиозные центры и движения, ориентировавшиеся раньше только на местные общины, расширили свои возможности, выйдя на глобальный уровень.

В условиях глобализации экономически развитыми странами, причем нередко путем теологической подмены религиозных ценностей, а также посредством вестернизации и секуляризации в ряде слабых в экономическом отношении исламских стран предпринимаются попытки достижения гло-ф бального единомыслия в сфере ценностных ориентаций, распространения в мусульманском мире иных норм и традиций. Поэтому глобализация может I вызывать не только экономические, но и политические, социальные, культурные, религиозные и иные изменения, в результате которых усиливаются разногласия в пределах общества, между отдельными группами, получаю->4 щими пользу от глобализации больше, чем другие.

В силу ряда изменений, вызываемых процессом глобализации, могут ухудшаться этнические разногласия, активизироваться сепаратистские дви-^ жения, подрываться социальное единство в обществе. Практически все последние годы в мусульманском мире не прекращаются споры между исламистами и атеистами, между правящими режимами и их противниками, время I от времени меняется интенсивность идейного противоборства между исламской и западной цивилизациями. Существует немало угроз, как внутренних, так и внешних. Политическое будущее нескольких десятков стран, в которых Р- проживают мусульмане, неопределенно. Обращает на себя внимание не только то, ислам является самой молодой из мировых религий, но и то, что более половины населения мусульманских стран имеет возраст до тридцати лет. Именно на молодых поколениях мусульман могут отразиться последствия глобализации, и необходимо сделать все, чтобы они не были негативными и антигуманными. I

Между тем глобализация имеет объективные источники и, следовательно, является естественным историческим процессом. В ее основе — прогресс науки и техники, революционизирующие факторы функционирования Ф

С и развития материального производства. Глобализация является объективной ф закономерностью развития современного мира. Она несет в себе как позиI m тивные, так и негативные последствия для всех включенных в нее народов, стран и регионов. В частности, современные информационные технологии прорывают национальные границы и превращают современный мир в «глобальную информационную деревню». Движение капиталов, финансовых потоков, миграция людей и их социальная мобильность, массовая культура влечет за собой интенсивную интернационализацию общественной жизни поверх национальных границ и требует растущей экономической, социальной и политической интеграции. И хотя немногие рассматривают глобализацию как исключительно опасное и вредное явление, возможность обратной реакции мусульманского мира, прежде всего, против американской политики в этой области пока остается вполне реальной. В этих условиях, необходима новая «великая сделка» между Западом и миром ислама. По существу, дискуссия по проблемам глобализации в настоящее время переходит в практическую плоскость поиска адекватных линий поведения в условиях глобализации. При всех своих издержках, глобализация может принести исламским странам несомненную выгоду, но в выигрыше при этом будут только те из них, которые смогут сформировать адекватную стратегию взаимодействия с другими субъектами глобализации. В рамках такого подхода Запад должен признать оправданность беспокойства мусульманского мира относительно разрушения ценностей и социального единства, в то время как мир ислама должен прекратить демонизировать Запад из-за его роли в поощрении процессов глобализации, так как никакая нация не гарантирована от вызовов и возможностей, которые эти процессы с собой несут.

В соответствии с ростом влияния религиозного фактора увеличилось и число исследований в различных отраслях науки, прилагаются усилия, призванные оживить интерес к философии, религии. Однако определение сущности и проявлений глобализации в сфере религий, рассмотрение методологических вопросов, связанных с этим, определение места и роли ислама в глобализационных процессах все еще не нашли достаточного отражения в научных исследованиях, причем не только в отечественной, но в определенной степени и в зарубежной науке. Между тем исследование данных проблем представляется более чем актуальным с точки зрения состояния и перспектив взаимоотношений между мировыми религиями, определения главных направлений развития мирового сообщества в XXI веке. Анализу комплекса проблем, возникающих в мусульманском мире и в исламских диаспорах в странах Запада в условиях глобализации, и посвящена настоящая диссертация.

Теоретическая значимость исследования определяется необходимостью уточнить состав и характеристики факторов, определяющих параметры изменений в исламе и мусульманском мире в эпоху глобализации, а также причины активизации роли религиозного фактора в современных условиях. Некоторые процессы и явления, характерные для последнего времени - такие как транслокальность ислама, эволюция его отдельных религиозно-правовых доктрин вне исламского мира, трансформация мусульманской концепции хиджры, да'вы и джихада, а также соответствующие социокультурные сдвиги в мире ислама в условиях глобализации - в современной науке пока достаточно не исследованы. Представляет ли ислам угрозу для западных обществ, каковы концептуальные основы теорий религиозного и цивилизационного противоборства, как рассматривается «исламский фактор» в контексте широкомасштабных миграционных процессов, насколько в современном мире важны проблемы налаживания диалога цивилизаций и межконфессиональной толерантности? От того, как на эти вопросы ответят ученые и правительства исламских и западных стран, во многом будет зависеть характер дальнейшего развития глобального общества в третьем тысячелетии.

Предметом исследования являются место и роль ислама в условиях глобализации и факторы, определяющие параметры эволюции и трансформации его религиозно-правовых доктрин, а также характер воздействия глобализации на формы религиозной адаптации мусульманских общин в условиях трансграничности идей и мировоззренческих ценностей.

Цель диссертационного исследования: выработать методологические основы анализа процесса эволюции и трансформации исламской идеологии и практики в условиях глобализации. Для реализации данной цели в диссертационной работе были решены следующие задачи: определена сущность глобализации как нового этапа развития мирового сообщества, обозначены методологические подходы к определению данного явления, дано авторское понимание этого процесса; определены ключевые признаки глобализации религий и даны основные характеристики глобализационных процессов в мусульманском мире; выявлены позитивные и негативные последствия глобализации религий, в частности, глобализационные основания распространения религиозного и политического экстремизма в исламе; произведена классификация факторов, определяющих интеграционные процессы в исламском мире и выбор моделей развития мусульманских государств в условиях глобализации; исследована значимость религиозной составляющей в контексте современных миграционных процессов, а также влияние ислама на формирование иммигрантских общин в западных обществах; изучен феномен транслокальности религиозных идей в условиях глобализации, смещения границ религиозного пространства и взаимовлияния религиозных традиций; проведен анализ социально-политической, этнической и религиозной адаптации мусульман в западных обществах, а также характера трансформации исламской идеологии и практики в условиях диаспор; исследованы направления поиска партикуляристских идентичностей, основанных на расе, религиозной и этнической принадлежности в рамках формирования этно-религиозной идентичности вне границ мусульманского мира, а также эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин в эпоху национальных государств; на основе критического переосмысления основных положений теорий религиозного и цивилизационного противоборства обоснована необходимость налаживания диалога религий, культур и цивилизаций, укрепления в условиях глобализации основ межконфессиональной толерантности, сформулированы ключевые принципы в этой области;

Научная новизна диссертационного исследования. Научные обобщения и принципиально новые выводы, сделанные автором, состоят в: уточнении понятия глобализации и систематизации представлений о ее сущности как длительного исторического процесса преобразования мира в единое международное социально-экономическое, политико-правовое, культурно-информационное пространство на основе взаимосвязи всех стран и усиления их взаимозависимости и взаимодействия в сфере экономики, политики, религии и т.д.; определении сущности глобализации религий, которая в условиях наивысшей стадии интернационализации имеет следующие характеристики:

- дальнейшее развитие религиозных общин, действующих вне традиционных религиозных институтов, приобщение верующих к другим формам духовности, пересмотр и трансформация старых религиозных традиций, синкретических или гибридных движений, появление и рост совершенно новых религий и сект;

- стимулирование процесса религиозного плюрализма, активная идентификация религий друг относительно друга и по отношению к глобальному целому, снижение степени обособленности религий в рамках отдельных территорий и регионов благодаря расширению диаспор и деятельности транснациональных религиозных организаций;

- активизация религиозного фундаментализма в рамках христианства, иудаизма, ислама и индуизма, появление новых тенденций в буддизме, усиление проявлений религиозного экстремизма в качестве реакции религиозных институтов на процессы вестернизации, модернизации и секуляризации, а также появление новой волны религиозности как формы и способа защиты от негативных последствий глобализации;

- разнообразие религиозных ориентаций и идейно-мировоззренческих приоритетов среди представителей различных религий, в том числе в результате роста активности нетрадиционных сект и зарубежных миссионерских организаций, появления и интенсивного использования в миссионерских целях глобальных компьютерных технологий;

- абсолютное видение представителями различных конфессий глобальных проблем современности и осознание на этой основе необходимости налаживания межконфессионального диалога и основ толерантности в отношениях между представителями различных религий; обосновании новой формы религиозной интеграции мусульман в странах западного полушария, способных освоить западные политические ценности и инициировать кардинальные реформы во всем мусульманском мире; разработке критериев эволюционного развития ряда мусульманских религиозно-правовых концепций в эпоху национальных государств и определении глобализационных оснований распространения фундаментальных идей в современном исламе; разработке принципов и методологии анализа процесса глобализации в традиционных мусульманских обществах, интерпретации ее вызовов по отношению к отдельным странам и национальным культурам, исследованию характера восприятия политическими и религиозными элитами негативных последствий глобализации и поиска адекватных ответов на них.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Проведенное исследование может служить базой для научно достоверного системного восприятия процесса глобализации и его воздействия на ислам и его догматику, в том числе вне мусульманского мира, применительно к которому, по мнению диссертанта, не изжиты устарелые штампы и стереотипные оценки.

Практический интерес представляют результаты рассмотрения вопросов, связанных с ростом активности политизированного ислама, изучением менталитета мусульманских диаспор, проблемами эмиграции религии, стремлением диаспорных мусульман к критическому анализу исламской догматики, открывающей возможности для нового осмысления и повторного формулирования ключевых основ исламской мысли в транслокальных пространствах.

Анализ исламской составляющей вне мусульманского мира нацелен в том числе на выявление политического характера его воздействия на общественном и государственном уровнях, что призвано в условиях конфессиональной самоидентификации мусульманских народов России содействовать формированию объективного видения виртуальных последствий политизации ислама и его расширяющегося участия в практических делах.

Содержащиеся в диссертации теоретические разработки, аналитические оценки и предложения могут быть использованы в качестве научно-исследовательского материала и информационного источника при изучении проблем глобализации, при составлении учебных пособий, в преподавательской работе. В частности, они могут найти применение в процессе преподавания таких дисциплин как «основы религиоведения», «философия религии», «социология религии», при подготовке специальных курсов по новейшей истории ислама.

Практическая значимость данной работы видится также в возможности использования некоторых ее положений, выводов и рекомендаций при подготовке аналитических материалов, связанных с составляющей предмет диссертации проблематикой, для дальнейшего аналитического изучения рассматриваемой в работе и смежных с ней тем.

Выводы диссертации могут оказаться востребованными при проработке соответствующих вопросов в целях реализации практических задач по противодействию проявлениям религиозно-политического экстремизма в исламе. Результаты исследования, как хотелось бы надеяться, могут быть полезными для выработки оптимальных, взвешенных подходов в сфере государственно-церковных отношений. Возможно использование результатов исследования в работе соответствующих министерств и ведомств, а также различных организаций в сфере правовой регламентации деятельности религиозных организаций.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Диссертант опирался на апробированный отечественной наукой и практикой принцип историзма, позволяющий проследить эволюцию общественно-политических явлений в их причинно-следственной взаимозависимости. Вместе с тем многомерность происходящих трансформаций и изменений, вызванных процессом глобализации, потребовали использования более широкого набора методологических приемов из арсенала структурно-проблемного, системного, сравнительного и функционального анализа.

При разработке темы диссертационного исследования автор опирался на труды российских ученых-исламоведов и религиоведов Бартольда В.В, Гряз-невича П. А., Добаева И.П., Жданова Н.В., Игнатенко А.А., Кудрявцева А.В., Ланды Р.Г., Левина З.И., Малашенко А.В., Малышевой Д.Б., Надирадзе Л.И., Полякова К. И., Степанянц М. Т., Филоника А.О., Фроловой Е. А., Хасянова А.Ж., Яблокова И. Н. и др.; на исследования отечественных ученых в области анализа глобальных процессов современности Бандурина В.В., Белокрениц-кого В.Я., Буряковского А.Л., Гаджиева К.С., Делягина М., Долгова Б.В., Иванова Д.В., Матвеева Р. Ф., Панарина А. С., Панкратова С. А. и др.; на работы западных исследователей проблем глобализации и цивилизационных процессов А. Аппадураи, М. Арчера, П.Бейера, У. Бека, Э. Гидденса, Л. Ж.Гоффа, Р.Д.Каплана, Н.Луманна, Г.-П.Мартина, Р. Робертсона, Э.Сайда, С.Сассен, Л. Склэра, А.А.Тейта, Б. Тернера, А.Дж.Тойнби, И. Уоллерстайна, М. Уотерса, Р.Фалька, М. Фезерстоуна, Ф.Фукуямы, С.Хантингтона,

Х.Шуманна и др.; на работы зарубежных ориенталистов Х.Х.Бильгами, П.Р.Брасса, Н.Дениэла, Б.Льюиса, Дж.Миллер, С.Насра, Л.А.Постона, Л. Т.Хадара, Т.Ш.Хантера, И.Р.Фаруки, Дж.Л.Эспозито; а также на книги и статьи мусульманских авторов М.Аммары, С.Амина, А.М.Анвара, П.Бильгина, М.Р.Бути, С.Р.Буубейда, А.С.Даджани, М.А.Джабери, С.Джамила, А.Х.Ибрахима, И.Карадави, С.Кутба, А.Машани, А.Махджуба, М.Моншипури, Ч.Музаффара, Н.С.Саби'и, Н.Тиназа, Х.Ханафи, А.Хафаджи, М.Х.Хайкала, М.Фаика и др.

Диссертант при разработке данной темы также опирался на основные положения ранее опубликованных исследований: монографий «Мусульманский конфессионализм», «Ислам и Запад: транслокальность религиозных идей в эпоху глобализации», «Ислам и глобализация современного мира», «Ислам как мировая религия» (в соавторстве), «Ислам: история и современность» (в соавторстве), курсов лекций «Глобализация и религия», «Глобализация и исламская идентичность».

Структура диссертации. Исходя из поставленных перед исследованием задач, текст диссертации объемом в 432 страницы состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Библиографический список насчитывает в общей сложности 285 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Вагабов, Нариман Михайлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобализация знаменует собой закономерный и неизбежный процесс интеграции человечества, это новая система измерения информационных связей эпохи, которая дает возможность интегрировать все аспекты научной и практической деятельности человека. Глобализация меняет экономическую, социальную, культурную и информационную среду обитания человека. С одной стороны, она ведет к возрастанию взаимозависимости между странами в сфере реализации их национальных интересов, а с другой - к неравномерному развитию мирового сообщества.

Конец эпохи холодной войны и появление новой униполярной глобальной системы привели к росту процессов глобализации, которые главным образом стимулировались западными силами на основании их победы в прошедший период новейшей истории. Глобализация, по существу, повлекла за собой процессы глобальной экономической, политической и культурной стандартизации по западным образцам. Эти процессы вылились в торговую либерализацию, активизацию роли капиталистического сектора и институтов гражданского общества, они повлекли за собой глобализирование западных идей и ценностей. Таким образом, глобализация стала важным и реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития человечества.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в условиях глобализации практически во всех религиях, в том числе и в исламе, наблюдается усиление фундаменталистских тенденций, стремление не допускать даже самые незначительные нововведения, различное толкование одних и тех же религиозных догм. Вместе с тем глобализация в сфере религии позволяет существенно расширять ареал деятельности религиозных организаций, проникать религиозной пропаганде и практике на самые отдаленные территории, распространять взгляды и ценности среди приверженцев других религиозных систем. Новые информационные технологии активно используются не только традиционалистами, но и сторонниками радикальных религиозных движений, которые нередко носят «еретический» и сектантский характер. В этой связи осмысление природы и сущности глобализации и характера ее воздействия на религии имеет не только общетеоретический интерес, но и прагматическую значимость.

Следует подчеркнуть, что помимо эндогенных, существуют и экзогенные факторы, объективно способствующие радикализации исламских идей в современном мире. Важную роль в этом смысле имеет процесс однополярной глобализации, призванной трансформировать традиционные общества в техногенные, сложившиеся на Западе. В этом случае глобализация во многих странах мира, в том числе и в мусульманских, рассматривается в качестве явной угрозы гармоничному развитию традиционных конфессий и национальных культур. Конечно, необходимо признать тот неоспоримый факт, что многообразие культур лежит в основе богатства всей человеческой цивилизации, хотя культурная самобытность часто становится причиной кризисов и конфликтов. Независимо от этого, необходимо признать и то, что диалог культур и цивилизаций становится одним из важнейших требований XXI века, и он необходим не только для поиска общих ценностей, но и для восприятия культурных различий.

Однако глобализация, осуществляемая в интересах западной цивилизации, не может быть принята представителями других цивилизаций, прежде всего, исламской, так как обе они равно претендуют на мировое господство. Глобализация по-американски разрушает традиционный жизненный уклад, подрывает основы веры, внедряет в общество нормы и штампы, несовместимые с исламскими представлениями о благочестии, негативно влияет на молодое поколение, отрывая ее от веры, нравственных и культурных корней. Такой подход к проблеме позволяет понять один из существенных мотивов нынешней глобальной активности ислама, выступающего против информационной и материальной мощи и экспансии западного мира, которой сопутствует существенное ослабление духовного потенциала. Культивируемая в рамках этой экспансии концепция «исламской угрозы» является инструментом реализации Западом своих глобальных целей, направленных на сталкивание между собой своих геополитических конкурентов.

В мусульманском мире религия всегда была важным элементом, формирующим интересы государства и его политику, как в локальном, так и в глобальном измерении. Поэтому не удивительно, что в последние десятилетия, так же как и в прошлом, предпринимаются активные попытки использовать религиозные идеи и религиозное руководство в политических целях. В силу этого во многих регионах мира религия часто совершенно безосновательно рассматривается как причина конфликтов и источник постоянных споров. Вместе с тем религия всегда играла роль последней линии защиты для индивидуумов, общин и государств в условиях, когда несправедливость становилась невыносимой, и когда формальные государственные структуры оказывались неспособными возместить обиды населения и его легитимные ожидания.

Надо сказать, что феномен расширения сферы влияния той или иной религии по отношению к определенной нации, обществу или этнической группе само по себе не новое явление. Религия в существенной степени обеспечивает себе перспективы развития только благодаря дальнейшему распространению и углублению своих норм и доктрин. Однако концепция глобализации в основном касается ситуации, когда различные секты так называемых «мировых религий», а именно, христианства, ислама и буддизма, уже определили свои религиозно-культурные сферы во всем мире. В условиях глобализации можно наблюдать глубокую связь между религией и некой государственной или этнической группой со своими религиозными структурами. В течение истории эти связи и сами религиозные характеристики в процессе развития определенных наций или этнических групп часто подвергались трансформациям. Тем не менее, каждый регион мира может быть характеризован с точки зрения распространения главных религиозных групп, в то время как религия в пределах каждой нации и этнической группы обладает собственными уникальными характеристиками.

В этом контексте глобализация религии может быть понята как процесс глобальной перестройки этой уже сложившейся религиозной ситуации, как процесс, который вовлекает в себя следующие три аспекта. Во-первых, она подразумевает неизбежную трансформацию индивидуальных религиозных организаций. Во-вторых, появляются новые характеристики в содержании религиозно-правовых доктрин, ритуалов и методов религиозной практики. В-третьих, глобализация сопровождается изменениями в самих последователях тех или иных религий, особенно в плане их интеллектуальных перспектив.

На наш взгляд, при обсуждении религиозных ответов на глобализацию вообще, и исламского восприятия этого явления в частности, в основном следует полагаться на две типичные тенденции. С одной стороны, обычно звучит «фундаменталистское» религиозное требование рассматривать местные традиции выше глобальных, с другрй стороны имеется «либеральный» религиозный ответ в поддержку глобального измерения, который отличается гибким и толерантным подходом. Именно'эти две тенденции, «фундаменталистская» и «либеральная», могут использоваться для того, чтобы структурировать стороны современного исламского дискурса при обсуждении проблем глобализации в мусульманском мире.

Следует указать еще на два важных изменения ислама, которые имели место в течение последних десятилетий. Речь идет о поисках фактических масштабов глобального ислама и влиянии на него образа жизни и ценностей западного мира. Идея о том, что мир некогда состоял из одного места, для ислама не нова, новое же состоит в том, что религиозные деятели ислама внезапно получили возможность использования последствий таких идей. Вероятно, в некоторой степени они были даже вынуждены считаться с этими последствиями. Однако говорить о том,- что исламская мысль была готова воспринять позитивные стороны глобализации для распространения исламского призыва по всему миру, не приходится. В этом отношении мусульманский мир находится только в начале глобального прорыва на мировую сцену. В конечном счете, можно сказать, что глобализация в сфере религии находит благодатную почву, поскольку распространяемые идеи привлекают все больше сторонников в различных странах. Кроме того, религия для распространения тех или иных богословских идей, укрепления и поддержания деятельности религиозных организаций использует самые новейшие средства коммуникации и технологические возможности, в результате чего возникает конкуренция между самими религиозными системами. Есть все основания полагать, что это противоборство, стимулируемое поисками новых территорий и новых возможностей для активной миссионерской деятельности, будет все более и более нарастать.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Вагабов, Нариман Михайлович, 2005 год

1. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религий. Курс лекций. Махачкала: ИПЦДГУ, 1996.

2. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Проблемы взаимоотношений власти и оппозиции. Махачкала. Изд-во «Новый день». 2002.

3. Бандурин В.В., Рачич Б.Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. М., 1999.

4. Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966.

5. Беженцы: головная боль третьего тысячелетия // Washington ProFile. -2002. 05 декабря.

6. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М., 2000.

7. Белокреницкий В.Я. Реакция мусульманских стран на кампанию борьбы с терроризмом // Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. XII. М., 2001.

8. Богатуров А.Д. Синдром поглощения в международной политике // Pro et Contra, осень 1999.

9. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX в.). М., 1991.

10. Буряковский А.Л. Глобализация и философия религии как прикладная дисциплина // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. 2001.

11. Вагабов М.В. Ислам как мировая религия. Махачкала, 1999.

12. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002.

13. Вагабов Н.М. Проблемы межконфессиональной толерантности в современном мире. Махачкала, 2002.

14. Вагабов Н.М. Глобализация и религия. Махачкала, 2002.

15. Вагабов Н.М. Ислам и Запад. Транслокальность религиозных идей в эпоху глобализации. Махачкала, 2003.

16. Вагабов Н.М. Глобализация и исламская идентичность. Махачкала, 2003.

17. Василенко И.А. Политическая глобалистика,- М., 2001.

18. Веде Эрих. Властные сдвиги, борьба культур и глобализация //Internationale Politik. № 6, 1997.

19. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы // Полис. 1999. - № 5.

20. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.

21. Гашев Б.Н. Конференция КОМЕСА (Ассоциация общего рынка стран Южной и Восточной Африки) в Каире // Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. XIII. Отв. ред. В.А.Исаев, А.О.Филоник. М., 2002.

22. Глаголев B.C. Проблемы толерантности в современной международной деятельности // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. 2001.

23. Глобализация: личные коды как проблема мировоззренческого выбора современного человека». Заявление участников "круглого стола", состоявшегося в Государственной думе 23.01.2001 г. //Православные вести, №3 (88), 2001, 8 февраля.

24. Гофф Ле Жак. Труды и дни глобализации. Феномен глобализации состоит в формировании сетей и управлении ими. http://stop-wto.narod.ru/bibl4.htm

25. Грязневич П. А. Проблемы изучения истории возникновения ислама //Ислам. Религия, общество и государство. М., 1984.

26. Гусаров В.И. Арабский мир: новые перспективы, старые проблемы //Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. XIII. М., 2002.

27. Делягин М. Общая теория глобализации. Мир для России: каким он нам нужен и что мы с ним можем сделать. М., 1998.

28. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Северо-Кавказское обозрение. Центр системных региональных исследований и прогнозирования. Ростов-на-Дону. Выпуск 3. 2002.

29. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов-на-Дону, 2000.

30. Добаев И.П. Исламский радикализм. Генезис, эволюция и практика. Ростов-на-Дону, 2003.

31. Долгов Б.В. Процесс глобализации и развивающиеся страны (на примере Алжира) // Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. XIII. Отв. ред. В.А.Исаев, А.О.Филоник. М.', 2002.

32. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. М., 1991.

33. Зайферт А. К. Фактор ислама и стратегия стабилизации ОБСЕ в ее евразийском регионе. — М., 2001.

34. Зудина Л.П. Союз арабского Магриба: возможности развития в контексте глобализации//Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. XVI. Отв. ред. М.Р. Арунова. М., 2002.

35. Иванова Р.А. К вопросу о толерантности поликонфессиональном обществе // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. 2001.

36. Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // www.ecsocman.edu.ru/db/msg/1804

37. Игнатенко А.А. Халифы без халифата: Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988.

38. Игнатенко А.А. Зеленый InternetUHOHan. Всемирное исламистское движение в преддверии XXI века приобретает парадоксальные формы // НГ-религии. 1999,24 марта.

39. Иммигранты: «пятая колонна» или «молодая кровь» // Washington ProFile. -2002. 23 сентября.

40. Интрилигейтор Д. Майкл. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции // Проблемы теории и практики управления, 1998, №6.

41. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М, «Наука», 1985.

42. Ислам. Религия, общество, государство. М., «Наука», 1984.

43. Кабешев Р.В. «Новые правые» на марше. Нижний Новгород, 1999.

44. Ключников Борис. О глобализации, новом тоталитаризме и России // Наш современник. 2000. -№5.

45. Кнорре Борис, Тульский Михаил. Глобализация против религии. Или за? Семинар «Глобализация и религия на просторах Евразии» в Московском центре Карнеги. Опубликовано 24 января 2003 года на сайте http//Portal-credo.ru

46. Коран. Перевод И. Крачковского. М., 1985;

47. Коран. Перевод смыслов В. Пороховой. М., 1991;

48. Коран. Перевод М.-Н.Османова. М., 1994;

49. Кудрявцев А.В. Мусульмане во Франции // Мусульмане на Западе. Сб. статей. М., 2002.

50. Кутб, Сеййид. Будущее принадлежит исламу. Махачкала, 1997.

51. Ланда Р.Г. Мусульманская диаспора и исламо-экстремизм в Великобритании // Мусульмане на Западе. Сб. статей. М., 2002.

52. Ланда Р.Г. Ислам и революция //Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. XVI. Отв. ред. М.Р. Арунова. М., 2002.

53. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988.

54. Левин З.И. Будущее реформы в исламе //Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. XVI. Отв. ред. М.Р. Арунова. М., 2002.

55. Ливо Реми. Ислам вызов Западу // Internationale Politik, № 8, август 1997.

56. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя Зла. М., 2001.

57. Малашенко А.В. В поисках альтернативы (Арабские концепции путей развития). М., «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991.

58. Малашенко Алексей. Мусульмане в начале века: надежды и угрозы. Московский Центр Карнеги. Рабочие материалы. №7, 2002.

59. Малышева Д.Б. Братья-мусульмане как идейно-политическая сила в арабском мире // Идейно-политические течения в арабских странах. Реферативный сборник ИНИОН. М., 1983.

60. Малышева Д.Б. Конфликты в развивающемся мире, России и СНГ: религиозные и этнические аспекты. М., ИМЭМО РАН, 1997.

61. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию / Пер. с нем. М., Издательский дом «Альпина», 2001.

62. Махачев Г.Н. Исламское измерение. Ислам, США и религиозный фактор в международной политике. М., 2001.

63. Медведева И., Шишова Т. Что такое глобализация и ее последствия для России // Журнал теории и практики Евразийства. 2001. Май, №14.

64. Михайлов Василий. ОБСЕ объявит России джихад. //Коммерсант-Daily. -1999,- 18 ноября.

65. Надирадзе Л.И. Хрестоматия по истории халифата. М., 1968.

66. Надирадзе Л.И. Вопросы общественно-экономического строя государства арабов и халифата VII-VIII вв. в советской истоиографии. //Проблемы социально-экономической истории феодализма в странах Востока (Историографические очерки). М., 1969.

67. Панарин А.С, «Имперская республика» на пути к мировому господству // Общественные науки и современность, 1999, № 4.

68. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., «Русский национальный фонд», 2000.

69. Поляков К. И. Хасан ат-Тураби: во главе исламских фундаменталистов в Судане // Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. VII. -М., 1999.

70. Поляков К.И. Исламисты у власти: социально-экономическое и политическое развитие Судана в 90-х годах XX в. //Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. X. М., 2001.

71. Резван Е.А. Коран и коранистика. //Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

72. Религии мира. 1982. История и современность. М., 1982.

73. Романова Е.В. Глобальное развитие культур: альтернатива или? //Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых. Отв. ред. М.Л. Бережнова. Омск: ОмГПУ, 2002.

74. Сапронова М.А. Конституционная регламентация ислама в арабских странах // Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. X. М., 2001.

75. Социальная сущность глобализации // Washington ProFile. 2002. - 20 июня.

76. Спольников В.Н. Афганистан: исламская оппозиция. Истоки и цели. М., 1990.

77. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике. М., «Наука». 1982.

78. Сычев В.Ф. США и мусульманский мир: (Использование «исламского фактора» в империалистической политике Вашингтона на Востоке). Душанбе, 1989.

79. Сюкияйнен JI.IO. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. -М., 1986;

80. Тарасов И.С. Закат нации-государства (Тезисы о проблемах афроазиатского региона) // Альманах «Космополис», 1999.

81. Тейт А. Алан. Глобализация угроза или новые возможности для Европы? // Проблемы теории и практики управления, 1998, №5.

82. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории С.-П.: Ювента, 1995.

83. Трофимчук Николай. О роли религиозных миссий в геополитической экспансии Запада //НГ-религии, 2001. - 28 марта.

84. Уткин Анатолий. Геоструктура XXI века. Наступает время, когда пророчества обернутся приговорами //Независимая газета. 2000, 1 сентября.

85. Федякина J1.H. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. М.: Дело и сервис, 1998.

86. Филоник А.О. Глобализация и проблема адаптации аравийских монархий // Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. XX. М., 2001.

87. Фролова Е. А. Ранний ислам, его социальная сущность и историческая роль //Наука и религия. № 10. 1971.

88. Хамзин К.З. Иорданские «Братья-мусульмане»: опыт взаимодействия исламистов и власти //Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск тринадцатый) М., 2002.

89. Хасянов А.Ж. Западная Европа: основные направления региональной антитеррористической операции // http://www.niiss.ru/sdoclhasyahov6.shtml

90. Чандра Музаффар. Глобализация и религия //www.islam.kiev.ua

91. Шоманов А.Ж. Цели наиболее известных радикальных террористических групп мира // Саясат (Алматы). 2001. - № 9.

92. Энтин Л.М. XXI век и судьба суверенного государства (Тезисы) // Космо-полис, 1999.

93. Яблоков И. Н. Социология религии. М., 1979.

94. Яковлев А.И. Модернизация в странах Аравии: предварительные итоги XX в. //Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. XX. М., 2001

95. Литература на английском языке

96. Abootalebi Ali R. Civil Society, Democracy, and the Middle East. // Middle East Review of International Affairs. Volume 2, №3. September 1998.

97. Abromson, HJ. Migrants and Cultural Diversity: On Ethnicity and Religion in Society //Social Compass №26, 1979.

98. Abu-Lughod J. Going Beyond Global Babble // Culture, Globalization and the World-System. Ed. by A.D. King. London, 1991.

99. A Global World? Re-ordering Political Space. Anderson J., Brook C., Cochrane A. (ed.). The Open University and Oxford University Press, London. 1995.

100. Ali A. Mosa. Why Globalization? King Saud University, Abha, 2000. www.edfac.usyd.edu.au

101. Altwaijri Abdulaziz Othman. Globalization and the Cultural Life in the Islamic World. Islamic Educational, Scientific and Cultural Organization (ISESCO), Rabat, Morocco, 2001.

102. Ameli Saied Reza. Feminist Expectations and the Response of Muslim Women. //International Conference on Woman in Islam. London. 2001. 9 September.

103. Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Global Culture. Ed. by M. Featherstone. London, 1990.

104. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996.

105. Armah, E. The Young and the Faithful //The Weekly Journal. August 17. 1995.

106. Bauman, Zygmunt. Modernity and the Holocaust. Ithaca: Cornell University Press, 1989.

107. Beals, R.C. Religion and Identity // Internationales Jahrbuch fur Wissens und Religionssoziologie. №11, 1978.

108. Beck Ulrich. Risikogesellschaft: Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt a.M.: Suhrkamp. 1986.

109. Beck Ulrich. Was ist Globalisierung? Frankfurt a. M., 1998.

110. Bhatti, H. Farrakhan and Far Right Join Hands //The Weekly Journal, July 30. 1992.

111. Beck, Ulrich. Risikogesellschaft: Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1986.

112. Beyer Peter. The Modern Emergence of Religions and a Global Social System for Religion//International Sociology №13, 1998.

113. Braden, Charles S. Islam in America //International Review of Mission, XLVIII. July 1959.

114. Brass P. R. Elite groups, symbols manipulation and ethnic identity among the Muslims of South Asia. Цит. no: Robinson, F. Islam and Nationalism // Nationalism. Huchison, J. and . Smith, A. D (eds.), Oxford: Oxford University Press, 1994.

115. Camilleri Joseph A., Malhotra Kamal, Tehranian Majid. Reimagining the Future: Toward Democratic Governance. Bundoora: The Department of Politics, La Trobe University. 2000.

116. Clifford Geertz. The Religion of Java, Chicago, 1960.

117. Cohen, D. Alien Nation //The Independent Magazine, July 26. Essien-Udom, E.U. 1997.

118. Cox H. Fire From Heaven: The Rise of Pentecostal Spirituality and the Reshaping of Religion in the Twenty-first Century. Addison-Wesley, Reading, MA. 1995.

119. Dart John. Assimilation Perils Immigrant Muslims //Los Angeles Times, November 24, 1984.

120. Dicken Peter. Global Shift: Transforming the World Global Economy, 3rd. Ed. New York: The Gilford Press. 1998.

121. Edward Said. The World, the Text and the Critic. NY, 1984.

122. Eshleman J. R., Cashion B. G., Basirico L. Sociology and Introduction, Third Edition. Harper Collins Publishers, U. S. A, 1988.

123. Esposito L. John. The Islamic Threat: Myth or Reality? New York: Oxford University Press, 1992.

124. Esposito John, John Voll. Islam and Democracy. New York: Oxford University Press, 1996.

125. Esposito L. John, Nasr R.Vali. Rethinking U. S. Foreign Policy end Islam after Kosovo. //Georgetown Journal of International Affairs. Winter/Spring 2000.

126. Evans Kathy. Saudis wage fax War from Wembley. //The Guardian, August 3, 1994.

127. Falk Richard. Predatory Globalization: A Critique. London: Polity Press. 1999.

128. Al-Faruqi, Isma'il Raji. Islamic Ideals in North America //The Muslim Community in North America. Edited by Earle Waugh et al. Edmonton: University of Alberta Press, 1983.

129. Featherstone Mike. Undoing Culture: Globalization, Postmodernism and Identity. London: Sage. 1995.

130. Featherstone M., Lash S. Globalization, Modernity and the Spatialization of Social Theory: An Introduction // Global Modernities. Ed. by M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. London, 1995.

131. Feroz Ahmad. Arab Nationalism, Radicalism, and the Specter of Neocolonialism // Monthly Review. February 1991.

132. Freeman Richard. Are Your Wages Set in Beijing? //Journal of Economic Perspectives, 3/1995.

133. Fukuyama Francis. The End of History and the Last Man. New York: Free Press. 1992.

134. Galtung J. Western Civilization: Anatomy and Pathology // Alternative. Vol. 7. No. 2 (Fall 1981).

135. George W. Gawrych. Jihad in the 20th Century //Military Review. September-October 1995.

136. Giddens, Anthony. The Consequences of Modernity. Stanford, CA: Stanford University Press. 1990.

137. Globalization, Communication and Transnational Civil Society. Braman S, Sre-berny-Mohammadi A. (eds.) Hampton Press, Cresskill, NJ. 1996.

138. Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity. Ed. by M. Feath-erstone. London, 1990.

139. Gordon, Anita/David Suzuki. It's a Matter of Survival. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991.

140. Hadar, T. Leon, What Green Peril? //Foreign Affairs, Vol. 72, №2, spring 1993.

141. Halliday Fred, Islam & the Myth of Confrontation, I.B. Tauris, New York, 1996.

142. Haider Gulzar. Canadian Saturdays, Pakistani Sundays. //Whole Earth Review, Winter 1985.

143. Hammond P., Warner K. Religion and Ethnicity in the Late Twentieth-century America //The Annals of the American Academy of Political and Social Sciences №527, 1993.

144. Hanafi Hassan. The Middle East, in whose world? (Primary Reflections). // The fourth Nordic conference on Middle Eastern Studies: The Middle East in globalizing world. Oslo, 13-16 August 1998.

145. Hardt Michael, Michael & Antonio Negri. Empire. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2000.

146. Hathout, Maher. «Muslim Americans' Dilemna: A Response.» Arabia: The Islamic World Review, July 1987.

147. Henry S. Rowen, China: A Short March to Democracy? // The National Interest, № 45, Herbst 1996.

148. Hexham I, Poewe K. New Religions as Global Cultures: Making the Human Sacred. Westview Press, Boulder, CO. 1997.

149. Higgott Richard, Anthony Payne. The New Political Economy of Globalization, 2 vols. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing Limited. 2000.

150. Hisham Mubarak. The government is wasting its breath on the dangers of Islamist extremists in Europe. //Cairo Times. Vol. №1, Iss.№ 24, 22 January 1998.

151. Holm, Hans-Henrik/Sensen, Georg. Whose World Order? Uneven Globalization and the End of the Cold War. Boulder, Colorado: Westview, 1995.

152. Hunter T. Shireen. The Future of Islam and the West, Praeger, Westport, 1998.

153. Huntington Samuel. A Will More Countries Become Democratic? //Political Science Quarterly, 99, №2. Summer 1984.

154. Huntington P. Samuel. The Clash of Civilizations? //Foreign Affairs, Vol. 72, №3, Summer 1993.

155. Juergensmeyer Mark. The New Cold War? Religious Nationalism Confronts the Secular State by University of California Press, 1993.

156. Kandiyoti Deniz. Emancipated But Unliberated? Reflections on the Turkish Case. //Feminist Studies, Summer 1987. Vol. 13, №2.

157. Kandiyoti Deniz. Slave Girls, Temptresses, and Comrades: Images of Women in the Turkish Novel. //Feminist Issues, Spring 1988. Vol.8, №1.

158. Kaplan, Robert D. The Coming Anarchy: Shattering the Dreams of the Post Cold War. New York: Vintage. 1995.

159. Kepel Gilles. French Muslims Adhere to Islamic Values and Reject Extremism. //Ayn Al-Yaqin. 11 February, 1998.

160. Kibble David G. Understanding Islamic Fundamentalism. //Military Review. September-October 1995.

161. Kramer. Gudrun. Islamist Notions of Democracy. //Middle East Report, July-August 1993.

162. Mazlish Bruce. A Tour of Globalization. //Indiana Journal of Global Legal Studies. Fall 1999: Volume 7, Issue 1

163. Martin W.C., Beitel M. Toward a Global Sociology?: Evaluating Current Conceptions, Methods, and Practices // The Sociological Quart. 1999. Vol. 39. №1.

164. Meyer J W, Boli J, Thomas G M, Ramirez F O. World Society and the Nation-State. American Journal of Sociology. 1997, №103, Vol.1.

165. Miller, Judith. The Challenge of Radical Islam //Foreign Affairs, Vol. 72, No. 2, Spring 1993.

166. Miller, Judith, God Has Ninety-Nine Names, New York: Simon and Schuster, 1996.

167. Mittleman James. The Globalization Syndrome: Transformation and Resistance. Princeton: Princeton University Press. 2000.

168. Monshipuri Mahmood, Kukla Christopher. Islam, Democracy and Human Rights: the Continuing Debate in the West. //Middle East Policy, Vol. Ill, №2, 1994.

169. Moss, V. Blunkett Ready to Shut Nation of Islam School // The Mail on Sunday, 1999. April 25.

170. Muhammad, E. Message to the Blackman in America. Newspaort, VA: United Brothers Communication Systems. 1965

171. Muhammad, E. (n. d.) The Supreme Wisdom, Vol. II. Hampton, VA: U.B. & U.S. Communication Systems.

172. Muslim Communities in non-Muslim States (Мусульманские общины в немусульманских государствах). London: Islamic Council of Europe. 1980.

173. Nasr Seyyed Vali Reza. The Vanguard of the Islamic Revolution: The Jamaat-i-Islami of Pakistan. Los Angeles: University of California Press, 1994.

174. Nielsen Y. Muslims in Western Europe. Edinburgh, 1995.

175. Nyang S. Sulayman. The Muslim Community in the United States: Some Issues //Studies in Contemporary Islam, 1999, Volume 1,№ 2.

176. The Next Threat. Hippler, J. and Lueg, A. (eds.), Pluto Press, London, 1995.

177. Norman Daniel. Islam and the West: The Making of an Image. Oxford: Oneworld, 1993.

178. Otterbeck Jonas. The Middle East as a problem in the formulation of Islam for Muslim activists in Sweden //The fourth Nordic Conference on Middle Eastern studies «The Middle East in a Globalizing World». Oslo, 13-16 August 1998.

179. Pinar Bilgin. Inventing Middle Easts? The making of regions through security discourses. //The fourth Nordic conference on Middle Eastern Studies: The Middle East in globalizing world. Oslo, 13-16 August 1998.

180. Pipes Daniel. In the Path of God: Islam and Political Power. New York: Basic Books, 1983.

181. Pipes Daniel. Fundamentalist Muslims, //Foreign Affairs, Vol. 64, №5. Summer 1986.

182. Pipes Daniel. There Are No Moderates; The Muslims Are Coming! The Muslims Are Coming! //The National Review, №42. November. 1990.

183. Pipes Daniel. The Muslims Are Coming!; Bernard Lewis, Roots of Muslim Rage, The Atlantic. September 1990.

184. Poston, Larry Allan. Islamic Da'wah in North America and the Dynamics of Conversion to Islam in Western Societies. Northwestern University. Dissertation for Doctor of Philosophy, 1988.

185. Religion in Britain. London, 1994.

186. Report From the Conference on Globalization and Regional Security: Asian Perspectives. February 23-25, 1999. Honolulu, Hawaii.

187. Riflcin, Jeremy. Biosphere Politics: A New Consciousness for a New Century. New York: Crown. 1991.

188. Robertson Roland. Globalization Theory and Civilization Analysis // Comparative Civilizations Review. 1987, Vol. 17.

189. Robertson Roland. Mapping the Global Condition: Globalization as the Central Concept // Global Culture. Ed. by M. Featherstone. London, 1990.

190. Robertson Roland. Globalization: Social Theoiy and Global Culture. London: Sage, 1992.

191. Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. 1985, N3;

192. Robinson F. Islam and Nationalism // Nationalism, Huchison, J. and . Smith, A. D (eds.), Oxford: Oxford University Press, 1994 Ф Roy A. British Blacks Take up Gospel of Hate from US // The Sunday Telegraph. July 26. 1992.

193. Sezgin Ytiksel, Political Protest in an Islamic Language //Insight Turkey, Vol. 2, ф No. 1, January-March 2000.

194. Shaw Martin. Global Society and International Relations. Cambridge, England: Polity. 1994.

195. Schreiter Robert. The New Catholicity. Theology between the Global and the Local. Orbis 1997.

196. Sklair L. Sociology of the Global System. Hemel Hempstead, 1991..

197. Therborn G. European Modernity and Beyond: The Trajectory of European Societies 1945-2000. London, 1995.

198. Tinaz N. «The Nation of Islam as a Transnational Ethno-religious Movement.» Paper presented at the Inform's Winter Seminar on NRMs at the Millennium, LSE, London. 1998.

199. Tinaz, N. The Nation of Islam: Historical Evolution and Transformation of the Movement. // Journal of Muslim Minority Affairs. Vol. 16,1996.

200. Transnational Religion and Fading States. Rudolph S H, Piscatori J. (eds.) West-view Press, Boulder, CO. 1997.

201. Thomas, George M. Meyer, John W. Ramirez, Francisco O. Boli, John. Institutional Structure: Constituting State, Society and the Individual. London: Sage. 1987.

202. Yinger J. M. Ethnicity: Source of Strength? Source of Conflict? Albany: State University of New York Press. 1994.

203. Yunas Samad, Influences from abroad. L., November 1998.

204. Wallerstein Immanuel. The Modern World System I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European world-economy in the Sixteenth Century. New York, 1974.

205. Wallerstein Immanuel. After Liberalism. New York: New Press. 1995.

206. Wallerstein Immanuel. Islam, the West, and the World. 1997. //Lecture in series «Islam and World System». Michaelmas Term at Oxford Centre for Islamic Studies, Oct. 21, 1998. http://fbc.binghamton.edu/index-is.htm

207. Wallerstein Immanuel. Globalization or the Age of Transition? // International Sociology. 2000, №2.

208. Waters Malcolm. Globalization. London/New York: Routledge. 1995. Weller Paul. Muslims in Britain: the structure of the community. L., Nov. 1998.

209. Литература на арабском языке

210. Аммара Мухаммад. На'ам ал-харб «ад-дийнийа». Ва 'алайна имма «ал-хуну'» ав мувваджаха ат-тахалуф ал-гарб. (Да, - религиозная война. Мы должны или покориться, или противостоять западной коалиции), www.daawaparty.com

211. Ас-Саби'и, Насер ибн Сулейман. Ал-Бу'д ас-сакафи ли мафхум ал-'аулама ва асраху 'ала ас-сабит ва-л-мутагайир фи-ш-шар'ийати ал-исламийа. (Культурные корни понятия «глобализация» и ее влияние на изменения в исламском шариате) www.khayma.com

212. Ал-Бути, Мухаммад Сайид Рамадан. Хаказа фа-л-над'у ила-л-ислам. (Так мы будем призывать к исламу). Дамаск, 1995.

213. Буубейд, Салим Радван. Ба'ад ал-мафахим ли тахлил мафхум ал-'умма (Некоторые понятия в области глобализации)//Аклам. 2001. - №5.

214. Ад-Даджани, Ахмад Сидки. Мафхум ал-'аулама ва кира'ат тарихийа ли-з-захира (Понятие «глобализация» и исторические корни явления)//Кудс, 1998. -6 февраля.

215. Ал-Джабери, Мухаммад Абид. Кадайа фи-л-фикр ал-му'асыр. (Проблемы современной мысли) Марказ дирасат ал-вахда ал-'арабийа. Бейрут, 1997

216. Ал-Джамил, Сайар. Ал-'Аулама ал-джадида ва-л-маджал ал-хайауи фи аш-шарк ал-аусат: мафахим 'аср кадир (Новая глобализация и социальная сфера на Ближнем Востоке: понятия грядущей эпохи). Марказ ад-дирасат ал-истратид-жийа ва-л-бухус. Бейрут, 1997

217. Ибрахим, Ахмад Хасан. Ал-Марксийа ва-л-'аулама: байна ал-мукарана ва сира' ан-накид (Марксизм и глобализация: борьба единства и противоположностей) //Ат-Тарик. (Бейрут). 1998. №1.

218. Ал-Карадави Йусуф. Мафхум ал-'аулама ва маза ту'ни? (Понятие «глобализация» и что оно означает) http://islamonline.net

219. Ал-Масири, Абд ал-Ваххаб. Нихайат ат-тарих ва сира' ал-хадарат (Конец истории и столкновение цивилизаций) //Сира' ал-хадарат ам хивар сакафат. Маншура муназама тадамун аш-шу'уб ал-ифрикийа ал-асйауийа. Ал-Кахира, 1997.

220. Ал-Машани Ауни. Ал-'Аулама фи-л-хитаб ал-'араби ал-му'сыр (Глобализация в современном арабском дискурсе) //Аафак. Маджалла ал-фаслийа тусдар 'ан акадимийат ал-мустакбаль ли-л-фикр ал-ибда'и. 2001. - №3.

221. Махджуб Амру. Ал-Хитаб ас-сийаси ал-'араби фи зилл ал-'аулама (Политический дискурс в арабских странах в условиях глобализации) // Кудс. 1998. -№845.-14 мая.

222. Муса Абдаллах. Ал-Хусусийат ал-исламийа фи маваджиха тахадиййат ал-'аулама (Особенности ислама и противостояние опасностям глобализации) //Маджалла Ан-Наба\ Шахр Рамадан. Ас-сана ар-раби'а. Ал-Кахира. 1419.

223. Мустафа Хала. Ал-4Аулама. Даур джадид ли-д-даулат (Глобализация: новая роль государства) //Сийасат ад-дуввалийа. Ал-Кахира. 1998.

224. Сабри Абдаллах Исмаил. Ал-Каукаба ра'смалийа ал-'аламийа фи мархала ма'д имбириалийа (Глобализация мирового капитализма в эпоху постимпериализма) //Кармал (Рамаллах). 1998. - №53,

225. Са'ид Мухаммад Сайид. Ал-Мутагайарат ас-сийасийа ад-дуввалийа фи-л-хикмат ар-рахина (Изменения в международной политике на службе современности) //Ал-'Араб ва низам 'алами джадид. Марказ ад-дирасат ва бухус ад-дуввал ан-намийа. Ал-Кахира, 1998.

226. Хайкал, Мухаммад Хайр. Ал-Джихад ва-л-китал фи сийасат ал-шар'ийа. (Джихад и сражение в политике и шариате). Бейрут, т.1, 1414/1993.

227. Ханака, Ахмад. Ал-'Аулама мухаттат масуни вафаха ли фард диктатурийа ас-сук ва умамийа ар-рачсмалийа (Глобализация масонский проект по навязыванию диктатуры рынка и капиталистического интернационала) //Ал-Ватан, (Катар). - 2003. - 2 апреля.

228. Ал-Хуруб, Хал ид. Мафхум ал-'аулама. Мухаввала ли-р-расм худуд ат-та'риф (Понятие глобализации. Попытка осмысления определения) //Ал-Айам. 1998,- 12 февраля.

229. Ал-Хусейн Исмет. Ал-'Алам ал-ислами ва тахадийа ал-аулама (Арабский мир и опасности глобализации) //Калима (Кипр). 1998. - №19.

230. Фаик Мухаммад. Хукук ал-инсан фи 'аср ал-'аулама. Ру'вийа ал-'арабийа (Права человека в эпоху глобализаци. Арабское видение). Берлин, 2000. - 24 марта.

231. Ал-Фауви, Абдель Фатах Ахмад. Ас-Сакафа ал-'арабийа фи 'аср ал-'аулама. (Арабская культура в эпоху глобализации) //Ал-Ахрам (Каир). 2001, - 22 февраля.1. Периодические издания

232. Agence France Presse (Париж)1. Аль-Гумхурия. (Каир)

233. Associated Press (Вашингтон)

234. The Atlanta Journal-Constitution (Атланта, США)1. Ayn Al-Yaqin (Лондон)1. Boston Globe (Бостон)1. The Cairo Times (Каир)

235. Corriere della Sera. (Рим)

236. The Daily Telegraph (Лондон)

237. Gallup News Service. (Нью-Йорк)1. Globe and Mail (США)1. The Guardian (Лондон)

238. The Houston Chronicle. (Хьюстон)

239. The Independent Magazine (Лондон)1.lamic Council of Europe (Лондон)

240. The Islamic World Review (Лондон)

241. Journal of Muslim Minority Affairs (Лондон)

242. The Middle East Report (Вашингтон)

243. Middle East Review of International Affairs (Тель-Авив)1. The Time (Вашингтон)1. The Times (Лондон)

244. The Foreign Affairs (Вашингтон)

245. The Washington Post (Вашингтон)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.