Роль исламского фактора в мировой политике и международных отношениях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Султанов, Тагирлан Багадинович

  • Султанов, Тагирлан Багадинович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 140
Султанов, Тагирлан Багадинович. Роль исламского фактора в мировой политике и международных отношениях: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2007. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Султанов, Тагирлан Багадинович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Объективные условия активизации влияния исламского фактора на геополитические процессы современности.

§1.Возрастание «мусульманского» вклада в мировую экономику как ключевой фактор усиления позиций ислама в мировом сообществе.

§2.Рост народонаселения в мире ислама и его воздействие на формирование мировой политики.

§3.Географическое расположение мусульманских государств фактор укрепления позиций ислама в мире.

ГЛАВА II. Субъективные факторы, способствующие укреплению позиций ислама на мировой арене.

§1.Симбиозность светского и религиозного в исламской доктрине международных отношений.

§2.Роль мусульманских организаций и объединений в сохранении и укреплении позиций ислама в современном обществе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль исламского фактора в мировой политике и международных отношениях»

Актуальность темы исследования. Социально-политические процессы, развернувшиеся в ареале распространения мусульманской религии во второй половине XX в. и продолжающиеся по настоящее время, бесспорно, отличаются от аналогичных явлений в других регионах мира именно тем, что в их осуществлении важную роль играет исламский фактор. Данное обстоятельство привлекает внимание всей мировой общественности и особенно в том отношении, что в последние годы исламская религиозная терминология превалирует в экстремистской и террористической лексике.

Общераспространенным явлением стало и то, что для достижения поставленных целей к исламу обращаются как консервативные, так и либеральные силы, прогрессивные и реакционные лидеры партий и иных политических образований, которые стремятся обнаружить в мусульманской религии пути решения всех современных проблем. С учетом этого можно полагать, что «происходит исламизация политики и политизация ислама, и любое политическое действие, если не эксплицитно, то имплицитно соотносится с этим вероучением, а само оно в большей степени превращается в политическую доктрину»1.

С другой стороны, в современном мире идет процесс полномасштабного возрождения ислама и его активный выход за пределы своего традиционного распространения. Подлинный исламский бум охватил не только места компактного расселения мусульман в Российской Федерации, но и все ее регионы, где существуют даже незначительные по количеству мусульманские общины.

Интерес к этим процессам диктуется не только стремлением понять их реальные причины, но и к получению объективной научной

1 Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1985. С. 210. информации о проблемах, связанных с исламским фактором. Усиливается также и внимание к вопросам обеспечения конфессиональной толерантности в условиях активной миграции мусульманского населения в Российскую Федерацию из новых государств, образовавшихся после распада СССР.

Актуальность научного поиска в данной области не вызывает сомнения. Демократические реформы российского общества, бесспорно, создали условия для освобождения религиозной энергии мусульманских народов. Однако приходится еще раз констатировать, что эта энергия не всегда направляется в созидательное русло, поскольку экстремистские силы всеми возможными способами внедряют в сознание общественности идеи конфессионального противостояния и милитаризации. При этом они активно используют исламский фактор, ведут беспрецедентную религиозно-идеологическую обработку населения, особенно молодежи, оказывают материально-финансовую поддержку лицам, организующим незаконные вооруженные формирования.

Очевидно, что общество должно быть ограждено от экстремистских устремлений и опасности конфликтов на религиозной почве, поэтому в настоящее время многократно возрастает необходимость идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму, перехода к оценке реальных факторов, влияющих на складывающуюся ситуацию, изучения и внедрения действенных моделей регулирования конфессиональных процессов.

В связи с этим можно говорить о том, что ислам в его политических и экономических проявлениях, последствия которых все большее представляются значимыми для международного сообщества, еще не в полной мере стал объектом социально-релевантных исследований. Между тем в традиционных мусульманских общинах присутствуют собственные организационные механизмы, мало подверженный резким изменениям культурный уклад, продуктивная система воспроизводства, надежные каналы коммуникации, выраженная тенденция к социальной и территориальной мобильности. Указанные особенности во многом остаются мало исследованными направлениями современного исламоведения.

Сложность и неоднозначность процессов, происходящих в мусульманском мире, оказывает бесспорное влияние и на выстраивание любых отношений с исламским сообществом, в том числе и на международном уровне. Следует указать также и на то, что роль исламского фактора в мировой политике мало изучена с точки зрения его влияния на различные концепции миропорядка и представления о принципах международной экономической и социальной справедливости. В данной f диссертации приводятся результаты научного анализа важнейших процессов адаптации ислама к реалиям современного мира, ключевым аспектам проявлений исламской солидарности на фоне отсутствия собственного религиозного клира.

При относительном многообразии исследований в области научного изучения современного ислама как субъекта мировой политики, их число не в полной мере соответствует степени актуальности проблемы. Существующая литература представлена образцами самопрезентационных и дискуссионных проектов, однако с учетом возрастающей активности мирового ислама как диффузного религиозного и политического феномена современности научных публикаций явно недостаточно. Таким образом, можно сказать, что актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена:

-во-первых, необходимостью дальнейшего всестороннего исследования современных процессов в исламском сообществе, определения наиболее эффективных путей взаимовыгодного межконфессионального сотрудничества, состояния представления самих мусульман об их роли в мировой политике;

-во-вторых, настоятельной потребностью мирового сообщества в научной информации о религиозно-политических аспектах ислама и его неомодернистских идейных течениях, нравственных мотивациях, влияющих на межцивилизационный диалог;

-в-третьих, недостаточностью теоретических и методологических разработок, позволяющих выявить внутреннюю динамику ислама как идеологической системы, способной адаптироваться к новым условиям в быстро меняющемся мире, а также форм и методов преодоления конфликтного потенциала, который может войти в противоречие со светскими принципами устройства общества.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе вероучительных источников ислама, а также трудов отечественных и зарубежных авторов проанализировать объективные условия активизации влияния исламского фактора на геополитические процессы современности, а также субъективные факторы, способствующие укреплению позиций ислама на мировой арене. В соответствии с целью диссертации поставлены следующие задачи:

-проанализировать материалы, указывающие на динамику возрастания «мусульманского» вклада в мировую экономику как ключевой фактор усиления позиций ислама в мировом сообществе;

-изучить особенности роста народонаселения в мире ислама и его воздействие на формирование мировой политики;

-рассмотреть некоторые особенности географического расположение мусульманских государств, как одного из факторов укрепления позиций ислама в мире;

-проследить проявления симбиозности светского и религиозного в социальной доктрине ислама;

-описать роль мусульманских организаций и объединений в сохранении и укреплении позиций ислама в современном обществе;

-рассмотреть некоторые проблемы методологических подходов к научному обоснованию возрастающей активности мирового ислама как диффузного религиозного и политического феномена современности.

Источники, степень разработки и историография проблемы.

Главнейшими источниками, имеющими отношение к проблематике настоящего исследования, являются Коран и обширный хадисный материал", содержащийся в канонических сборниках мусульманского религиозно-исторического предания. В качестве иллюстративного материала использованы как соответствующие коранические айаты, так и достоверные предания, собранные и систематизированные такими авторитетными хадисоведами, как Мухаммад ал-Бухари (ум. в 870 г.), Муслим ал-Кушайри (ум. в 875 г.), Абу Дауд ас-Сиджистани (ум. в 888 г.), Мухаммад ат-Тирмизи (ум. в 892 г.), Ахмад ан-Наса'и (ум. в 915 г.), Ибн Маджа (ум. в 886 г.).

Кроме того, к исследованию привлечены классические сочинения средневековых арабо-мусульманских авторов2, в которых с точки зрения исламского вероучения освещены морально-правовые, политические и социальные вопросы, а также проблемы взаимоотношения мусульман и мусульманского теократического государства с окружающим миром.

В диссертации нашли отражение соответствующие идеи, изложенные в трудах признанных отечественных востоковедов -В.В.Бартольда, И.Ю.Крачковского, П.А.Грязневича, С.М.Прозорова3.

Роль исламского фактора в мировой политике многими исследователями признается одной из серьезных проблем современного исламоведения. Этому посвящены монографии и коллективные сборники", научные статьи и богословские сочинения. Наряду с другими проблемами в л

Хрестоматия по исламу. Сост. С.М.Прозоров. М., 1994; Мухйи-д-Дин ан-Навави. Сады праведных. Пер. с араб., примеч. и указ. В.М.Нирша. М., 2002; Абу Йусуф ал-Куфи. Китаб ал-харадж. Пер. с араб, и коммент. А.Э.Шмидта. М., 2001; Ибн Хаджар ал-Аскалани. Булуг ал-марам. Пер. с араб, и коммент. Э.Р.Кулиева; Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Пер. с араб, и коммент. Д.В.Фролова; Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. Пер. с араб., исслед. И коммент. В.В.Наумкина. М., 1980.

3 Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Соч. IV. М., 1966; Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. 1-6. M.-JL, 1955-1960; Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе. //Ислам: религия, общество, государство. М., 1984; Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004. отечественной исламоведческой литературе данный вопрос, особенно в 70-80 гг. XX в. рассматривали Б.В.Ганюшкин, М.Ф.Гатауллин, Л.В.Валькова, Я.Н.Гузеватый, Б.С.Ерасов, В.Д. Зотов, И.А.Кревылев, В.А.Исаев, Г.М.Керимов, М.В.Вагабов, Л.Б.Никольский и др4.

В последующие годы по проблематике ислама и международных отношений особенно заметными стали работы Н.К.Арбатовой, З.С.Арухова, С.Б.Багдасарова, Р.Беккина, В.Е.Донцова, Н.В.Жданова, А.Б.Зубова, А.А.Игнатенко, А.В.Коровикова, А.В.Малашенко, Г.В.Милославского, П.А.Цыганкова5 и некоторых других исследователей, которые, касаясь проблем международного сотрудничества, затрагивали и вопросы взаимоотношений между самими мусульманскими странами, а также

4 Ганюшкин Б.В. Нейтралитет и неприсоединение. М., 1965; Гатауллин М.Ф. Борьба арабов за экономическую независимость. М.,1971; Валькова Л.В. Саудовская Аравия в международных отношениях. М.,1979; Гузеватый Я.Н. Проблемы народонаселения и социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1970; Его же: Демографо-экономические проблемы Азии. М., 1980; Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982; Зотов В.Д. Исторический материал о проблемах единства и многообразия общественного развития Запада и Востока. М., 1985; Крывелев И.А. Религиозная картина мира и ее богословская модернизация. М., 1968; Исаев В.А. Внешнеэкономические связи между арабскими странами (1951-1975). М., 1978; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978; Его же: Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982; Вагабов М.В. Ислам и семья. М., 1980; Его же: Ислам, женщина, семья. Махачкала, 1994; Никольский Л.Б. Язык в политике и идеологии стран зарубежного Востока. М., 1986.

5 Арбатова Н.К. Средиземноморье: проблема безопасности. М., 1990; Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Махачкала, 2002; Багдасаров С.Б., Чавушьян А.И. Военный и военно-экономический потенциал стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1998; Беккин Р. Право собственности на природные ресурсы в мусульманском праве (на примере четырех суннитских мазхабов)//Ислам: политика, экономика, право, культура. СПб, 1999; Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях.//Дипломатический ежегодник. М., 1997; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003; Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., 1990; Игнатенко А. А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988; Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990; Малашенко А.В. В поисках альтернативы: арабские концепции путей развития. М., 1991; Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. Очерки исламской цивилизации. М., 1991; Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002. отдельные аспекты активизации экстремизма и терроризма в ареале распространения ислама.

Достаточно широкое отражение тема ислама в международных отношениях находит в зарубежных научных исследованиях, особенно в

США и Великобритании. Это, бесспорно, обусловлено, во-первых, интересами политических институтов этих стран в мусульманских государствах, а во-вторых, наличием на Западе многочисленной исламской диаспоры. В связи с этим, оценки исследователей весьма неоднозначны, и в них превалирует не всегда аргументированная критика исламской практики в мировой политике. Противоречивые взгляды по отношению к ней изложены в работах таких авторов, как Дж.Бхагвати, Р.Бруншвиг, А.Брой, М.Корден, Дж.Эспозито, Г.Фуллер, Х.Мансон, Й.Нельсен, М.Хаг, М.Ходжсон, Д.Хопвуд6.

Среди современных мусульманских специалистов, исследующих место исламского фактора в мировой политике, так же нет единого мнения, поскольку идет острая дискуссия между фундаменталистами и модернистами. Наиболее заметные работы принадлежат обвиненному в терроризме и казненному главе экстремистского крыла мусульманской п организации «Братья-мусульмане» С.Кутбу, который отличался резким

6 Bhagwati J. The World Trading System at Risk. Princeton, 1991; Bhagwati J., Panagariya A. Preferential Trading Areas and Multilateralism.// The Economics of Preferential Trade Agreements. Ed. By J.Bhagwati and A.Panagariya. Washington, 1996; Brunschvig R. Perspectives.// Unity and Variety in Muslim Civilization. Ed. by G.E.von Grunebaum. Chicago, 1955; Brohi A.K. Relative Priority of Ethical and Political Principles for Securing Integration and Consolidation of Ummah Islamia.// The Islamic Concept of State. Papers presented at Symposium of teaching of the Holy Prophet. L., 1983; Corden M. Trade Policy and Economic Welfare. Oxford, 1997; Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? N.Y., 1992; Fuller G. E. The Future of Political Islam. N.Y., 2003; Munson H. Religion and Power in Morocco. New Haven, 1993; Nielsen Y. Muslims in Western Europe. Edinburgh, 1995; Hag M. Society and State in Islam.// The Islamic Concept of State. Papers presented at Symposium of teaching of the Holy Prophet. L., 1983; Hodgson M. The Venture of Islam: Conscience and History in a World Civilization. V. 2. The Expansion of Islam in the Middle Periods. Chicago & London, 1974; Hopwood D. The Culture of Modernity in Islam and the Middle East. Islam and Modernity: Muslim Intellectuals Respond. Ed. J. Cooper, R. Nettler and M. Mahmoud. L.,2000.

7 Кутб С. О социальной справедливости на основе Корана.// Россия и мусульманский мир. М., 1998, №4. неприятием западных демократических институтов и настаивал на том, чтобы шариат в мусульманском мире был принят в качестве источника власти. А другой непримиримый фундаменталист Са'ид Абу-л-Ала Маудуди8, основавший в Индии радикальную организацию «Джама'ат Ислами» и эмигрировавший впоследствии в Пакистан, выступал против разделения мусульманского мира по национальному признаку и призывал к аутентичному исламу, оказавшись, таким образом, у истоков идеи исламской солидарности.

Исламское понятие политики, следовательно, и традиционная теологическая аргументация принципов международных отношений подверглись серьезному пересмотру во взглядах известного мусульманского модерниста Али Абд ар-Разика9, который утверждал, что в учении Мухаммада ставятся исключительно духовно-нравственные цели, а не политические задачи. Тем не менее, он признавал, что в условиях научно-технического прогресса, кардинальных геополитических изменений можно и нужно решать проблемы мусульманского мира на основе международного опыта и новых концепций справедливого мироустройства. Общая тенденция работ этих и других современных мусульманских авторов заключается в стремлении достичь двуединой цели - модернизировать ислам и при этом удержаться на фундаменталистских позициях.

На защиту выносятся основные положения работы:

1.Анализ исторического, теологического и современного научного материала, связанного с формированием исламского видения международных отношений и межцивилизационного сотрудничества.

2.Результаты исследования возрастания «мусульманского» вклада в мировую экономику как ключевого фактора усиления позиций ислама в мировом сообществе.

8 Modernist and Fundamentalist Debates in Islam. Ed by M. Moaddel and K.Talattof. N.Y., 2000.

9 Там же.

3.Результаты анализа темпов роста народонаселения в мире ислама, а также особенностей географического расположение мусульманских государств, воздействующих на формирование мировой политики и укрепление позиций ислама.

4.Результаты анализа особенностей симбиозности светского и религиозного в социальной доктрине ислама.

5.Оценка роли и степени влияния мусульманских организаций и объединений на сохранение и укрепление позиций ислама в современном обществе.

6.Результаты анализа методологических подходов к научному определению роли исламского фактора в мировой политике и международных отношениях.

Научная новизна. В диссертации с привлечением мусульманских вероучительных источников, официальных документов международных организаций, а также новейших работ отечественных и зарубежных авторов исследована роль исламского фактора в мировой политике, критически рассмотрены отдельные положения мусульманского понимания миропорядка. Прослеживаются эволюционные проявления правовой и социальной оценки современных геополитических процессов в исламе, показан характер их новых интерпретаций, а также выявляются социально-политические предпосылки, объективные и субъективные условия формирования исламской концепции миропорядка.

Теоретическую и методологическую основу работы составляют научно-философские принципы историзма, комплекс общенаучных методов изучения религиозных воззрений и их влияния на внутриполитическую жизнь мусульманских стран и развитие международных связей. В качестве теоретических основополагающих принципов использованы идеи и концепции зарубежных и отечественных ученых по проблемам религиоведения, философской антропологии и политологии. Объект исследования - исламское понимание политики и современных концепций , ( миропорядка в увязке с основами межцивилизационного диалога. Предмет исследования - социально-политические и религиозно-идеологические факторы, влияющие на усиление роли исламского фактора в мировой политике.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин, как «религиоведение», «философия религии», «социология религии». Они могут найти применение и при подготовке специальных курсов по истории и философии ислама, политологии, международному праву. Выводы диссертации могут представлять интерес и для практических работников дипломатической сферы, специалистов в общественно-политической и государственно-правовой области.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора, докладывались и обсуждались на научных и научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертации. Структура исследования соответствует цели и задачам работы. Она состоит из введения, двух глав (пять параграфов), заключения и библиографии. Объем диссертации - 140 страниц компьютерного набора текста (шрифт Times New Roman, размер 14), через полтора интервала, из них библиографический корпус - 7 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Султанов, Тагирлан Багадинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя некоторые итоги исследования роли исламского фактора в международных отношениях и мировой политике, можно констатировать-, что вопрос о взаимоотношениях мусульманских государств, организаций и объединений с внешним миром остается открытым и требующим к себе постоянного внимания. Возрождение ислама, распространение идеи исламской солидарности, радикализация некоторых мусульманских организаций^ все это - является реальностью современной мировой политики и в то же время мощным фактором, влияющим на различные аспекты ее состояния и развития.

Ислам, как идеологическая и как религиозно-политическая система с единством мировоззрения и практики, не признает существующие модели развития мира, не приемлет ни коммунистические, ни капиталистические принципы мироустройства. С предельной четкостью это обстоятельство выразилось в словах марроканского специалиста по современному исламу А.Буталеба: «Для нас, мусульман, капитализм является порочным со своими потребительством, делением общества на классы и слои, расточением ресурсов, банальностью своих целей. В то же время социализм - это распространение бедности, узурпация власти, государственная монополия. Каждая из идеологий базируется на 1 фанатизме» . Следовательно, исламский мир претендует на лидерство во имя развития по третьему пути, отличающемуся как от капитализма, так и коммунизма.

Как показало настоящее исследование, на этом пути исламский мир столкнулся со значительными трудностями. Прежде всего, это выразилось в мусульманском изоляционизме, что значительно ослабляет позиции исламских государств на международной арене. Кроме того, обнаруживается прямая связь ряда мусульманских организаций и

183 Boutaleb А.Н. Information Policy in Islam.// Islam today. Rabat. 1986, № 4. P. 9. t

129 объединений с терроризмом, а некоторые религиозные принципы и идеи в ходе практического их применения смыкаются с идеологией экстремизма. Нефтедобывающий потенциал мусульманских стран используется не только для укрепления позиций правящей элиты, но с целью экспорта фундаментализма и радикализма в мире ислама. В связи с этим представляется справедливыми суждения академика Е.М.Примакова: «Для понимания будущего мусульманского мира и его взаимоотношений с остальной частью человечества особенно важно делать различия между между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом. Первый, как и любой другой религиозный фундаментализм, ратует за религиозное воспитание, соблюдение религиозных традиций в быту. Второй ставит своей целью распространение силой, в том числе и на другие страны, исламской

IR4 модели государства, исламских правил поведения в обществе и семье» .

Стремление к распространению исламской модели государства не воспринимается международным сообществом, более того, становится катализатором кризисных явлений на региональном и международном уровнях. Наиболее богатые мусульманские страны предпочитают отходить от политической риторики и все меньше говорят об экспорте ислама, хотя поддержка идеи мусульманской солидарности, по-прежнему, остается центральной в их внешней политике. Однако, как замечает профессор М.В.Вагабов, условия и факторы, способствующие усилению политических позиций ислама в современном мире, «все без исключения являются временными, действия их ограничены историческими рамками и

I ос определенными сферами» .

С другой стороны, выдвигая постулат об универсальности ислама, мусульманские религиозные идеологи игнорируют тот факт, что международные отношения невозможно строить исключительно на религиозных принципах и представлениях, поскольку взаимосвязанность

184 Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002. С. 47-48.

185 Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002. С. 407.

130 мира предполагает адекватные формы сотрудничества, базирующиеся на невмешательстве во внутренние дела, отказе от агрессии и насилия, уважении национальной и культурной самобытности. В то же время исламский мир, самоорганизующийся как целостный организм пытается найти рычаги для унификации межгосударственных отношений именно на почве религиозной принадлежности и исламской универсальности. Например, факт признания Организации Исламская Конференция в качестве наблюдателя в структуре ООН уже свидетельствует о том, что мусульманский мир, помимо всего прочего, демонстрирует свою готовность к многоплановому международному сотрудничеству.

В настоящее время, как показано в данном исследовании, мусульманский мир располагает различными возможностями плавного интегрирования в глобальные процессы. Прежде всего, это его экономический потенциал, в том числе углеводородное сырье, за счет экспорта которого осуществляется перестройка промышленности и аграрного сектора, развитие финансовой системы и сферы высоких технологий, урегулирование острых социальных проблем, повышается качество образования и здравоохранения. •>

Мусульманский мир занимает выгодное географическое положение, конфигурация которого позволяет активно взаимодействовать как с традиционными цивилизациями Востока и Запада, так и другими мировыми религиями - христианством и буддизмом. Через мусульманские страны проходят важнейшие коммуникации, связывающие Север с Югом, их опутывают многочисленные морские пути. Экономические и географические условия дополняются демографическим фактором: наблюдается бурный рост численности мусульманского населения как собственно в исламских государствах, так и за их пределами. Демографический рост в будущем может сыграть решающую роль и в определении приоритетов региональной и международной политики.

Воздействие этих позитивных факторов ослабляется явно выраженной тенденцией к идеологизации и политизации ислама. Симбиозность светского и духовного начал в управлении открывает широкую дорогу для политических теорий, приводящих в итоге к мысли об исключительной ценности теократической формы правления, которая, в свою очередь, препятствует процессам модернизации и консервирует прогрессивные явления как в экономической, так и социальной жизни исламского мира. На IX Конференции глав государств и правительств -членов ОИК, состоявшейся в Дохе в 2000 г., принята резолюция по отношению исламского мира к вызовам глобализации. Документ, в частности подтверждает озабоченность мусульманских руководителей опасностью, угрожающей мусульманским странам в связи с постепенным стиранием межгосударственных границ и подрывом полномочий в управлении их внутренних дел наряду с культурной гегемонией западного характера, которая часто сталкивается с ценностями и традициями исламского мира.

Для того, чтобы противостоять подобной угрозе принято решение развивать в странах ОИК собственные коммуникационные технологии, ускорить использование технологий средств массовой информации с тем, чтобы защитить свою культуру и превратить ее региональный статус в международный. Другая важная задача - это развитие исламских организационных структур с целью преодоления международной несбалансированности и жесткой торговой конкуренции, осуществляемой транснациональными корпорациями.

Таким образом, если Запад видит в самоорганизации мусульманского мира угрозу собственным позициям на международной арене, то исламский мир, бесспорно, выступает за обеспечение справедливого мирового порядка, в котором однозначно исключалась бы политика двойных стандартов. При этом идея мировой справедливости облекается в религиозно-мусульманскую оболочку, что приводит к самоизоляции. Можно полагать, что эта тенденция сохранится в ближайшем будущем. На это обстоятельство обратил внимание Н.В.Жданов: «Ислам, оставаясь философской системой духовных, моральных и общественных ценностей, не вмещается ни в капиталистические модели развития, ни в принципы социализма, хотя и не отвергает идею социальной справедливости в целом. Различны политические модификации движений, выступающих под зеленым знаменем ислама. Среди них - движение «Исламская солидарность» и ее основной инструмент - Организация Исламская Конференция»186.

Современный исламский мир характеризуется крайней а нестабильностью. В нем существуют нерешенные внутренние проблемы -территориальные, политические, социальные - есть также и вопросы, относящиеся к сфере международных отношений и мировой политики. Они, возможно, найдут адекватные решения на путях отказа от двойных стандартов в политике, модернизации ислама, объединению , усилий мусульман с остальной частью человечества с целью установления справедливого миропорядка.

186 Жданов Н.В. Указ. соч. С. 443.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Султанов, Тагирлан Багадинович, 2007 год

1. Абу Йусуф Йа'куб ибн Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-харадж. Пер. с араб, и коммент. А.Э.Шмидта. СПб., 2001.

2. Агаев С.Л. Иранская революция, США и международная безопасность. М., 1986.

3. Ал-Ахрам. Каир, 1996, 5 окт.

4. Арбатова Н.К. Средиземноморье: проблема безопасности. М., 1990.

5. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Махачкала, 2002.

6. Антонов Н.В. Совершенствование системы внешнеэкономических связей в Алжире и Ливии.// Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. М., 1988, № 2.

7. Атеистический словарь. М., 1985.

8. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.

9. Аятолла Хаменеи. Свет исламской революции. Речи и выступления Руководителя Исламской Республики Иран. М., 2000.

10. Ю.Багдасаров С.Б., Чавушьян А.И. Военный и военно-экономический потенциал стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1998.

11. П.Баранов Х.Г. Арабско-русский словарь. М.-Л., 1946.

12. Бартольд В.В. Работы по истории мслама и Арабского халифата. Соч. Т. VI. М., 1966.

13. Батунский Н. К проблеме взаимоотношений религиозной и политической элит на мусульманском Востоке.// Общество, элита и бюрократия в развивающихся странах Востока. 4.1. М., 1974.

14. М.Беккин Р. Право собственности на природные ресурсы в мусульманском праве (на примере четырех суннитских мазхабов)//Ислам: политика, экономика, право, культура. СПб, 1999.

15. Босворт К. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. и примеч. П.А.Грязневича. М., 1971.

16. Вагабов М.В. Ислам и семья. М., 1980.

17. Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. Махачкала, 1994.

18. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002.

19. Вали А. ОИК и ее роль в экономическом сотрудничестве между мусульманскими странами. Рабат, 1982. С. 113.

20. Валькова Л.В. Саудовская Аравия в международных отношениях. М., 1979.

21. Вольф М.Б., Дмитриевский Ю.Д. География мирового сельского хозяйства. М., 1981.

22. Вяткин А.Р. Развивающиеся страны Востока: демографический прогноз. М., 1990.

23. Ганюшкин Б.В. Нейтралитет и неприсоединение. М., 1965.

24. Гатауллин М.Ф. Борьба арабов за экономическую независимость. М., 1971.

25. Гегель Г. Работы разных лет в 2-х томах. T.I. М., 1970.

26. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. Статьи разных лет. М., 1981.

27. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе. //Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

28. Гузеватый Я.Н. Проблемы народонаселения и социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1970.

29. Гузеватый Я.Н. Демографо-экономические проблемы Азии. М., 1980.

30. Дворжак Л. Экономические основы неоколониализма. М., 1969.

31. Добродеев Д.Б. Образование в стратегии развития стран Северной Африки. М., 1988.

32. Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях.// Дипломатический ежегодник. М., 1997.

33. Дрейер O.K. Культурные преобразования в развивающихся странах. М., 1976.

34. Дрейер O.K., Лось Б.В., Лось В.А. Глобальные проблемы и «третий мир». Общемировые и региональные процессы развития. М„ 1991.

35. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982.

36. Еремеев Д.Е. Из опыта социологического анализа Корана.// Вестник Московского университета. Серия 13.Востоковедение. М.,1988, № 2.

37. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

38. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

39. Журавлев А. Ислам и экономика.// Россия и мусульманский мир. М., 2000, №4.

40. Журавлев А. Финансисты, чтущие Коран.// Отечественные записки. М., 2003, № 5.41.3ахарюк A.M. СНГ: поиск путей сотрудничества со странами арабского мира.// Дипломатический ежегодник. М., 1999.42.3онн И.С., Жильцов С.С. Каспийский регион. М., 2003.

41. Зотов В.Д. Исторический материал о проблемах единства и многообразия общественного развития Запада и Востока. М., 1985.44.3убов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., 1990.

42. Ибн Хаджар ал-Аскалани. Булуг ал-марам. Пер. с араб, и коммент. Э.Р.Кулиева. М.,2003.

43. Ибрагимов Д. Запад и аравийские страны Персидского залива: культурно-идеологическое воздействие. М., 1991.

44. Игнатенко А. А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988.

45. Игнатенко А. Расколотая умма в ожидании Судного дня.// Отечественные записки. М., 2003, № 5. .

46. Исаев В.А. Внешнеэкономические связи между арабскими странами (1951-1975). М., 1978.

47. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.

48. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей. М., 1985.

49. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

50. Исламская экономика. Джидда, 1980. С. 555.

51. Исламский фактор в международных отношениях в Азии. Сборник статей. М., 1987.

52. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

53. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

54. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

55. Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988.

56. Княжинская JI.A. Рост населения и продовольственная проблема в развивающихся странах. М., 1980.

57. Кожушко Е. Современный терроризм. Минск, 2000.

58. Кольяр К. Международные организации и учреждения. М., 1972.

59. Коран. Пер. и комм. И.Ю.Крачковского. М., 1963.

60. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

61. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т.1-6. M.-JI., 1955-1960.

62. Крывелев И.А. Религиозная картина мира и ее богословская модернизация. М., 1968.

63. Кутб С. О социальной справедливости на основе Корана.// Россия и мусульманский мир. М., 1998, № 4.

64. Кутб С. Война мир, и исламский джихад.// Отечественные записки. М., 2003, №5.

65. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод.// Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

66. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. М., 1972.

67. Левин И., Мамаев В. Государственный строй Арабского Востока. М., 1957.

68. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1966.

69. Магомедов Р.Г. Союз сильных духом народов или сомнения слабых умом чиновников.// Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, 2004. № 2.

70. Максименко В.И. Интеллигенция в странах Магриба. Идеи и тенденции. М., 1980.

71. Малашенко А.В. В поисках альтернативы: арабские концепции путей развития. М., 1991.

72. Малашенко А.В. Тень ислама над Европой.// Международная жизнь. М., 2004, 17 сент.

73. Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран. М., 1986.

74. Машин В.В., Яковлев А.И. Персидский залив в планах и политике Запада. М., 1985.

75. Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха. Политизация ислама и исламизация политики. М., 1988.

76. Международный порядок: политико-правовые аспекты. Под ред. Г.Х.Шахназарова. М., 1986.

77. Между народное право в документах. М., 1982.81 .Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. Очерки исламской цивилизации. М., 1991.

78. Моравецкий В. Функции международных организаций. М., 1976.

79. Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1974.

80. Мухаммад ал-Бухари. Джами ас-сахих. М., 2004.

81. Мухйи-д-Дин ан-Навави. Сады праведных. Пер. с араб., примеч. и указ. В.М.Нирша. М., 2002.

82. Наккаш А.Х. Доктрина «исламской экономики» в изложении теологов Высшего совета по делам ислама.// Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

83. Настольная книга атеиста. Под общ. ред. С.Д.Сказкина. М., 1985.

84. Никольский Л.Б. Язык в политике и идеологии стран зарубежного Востока. М., 1986.

85. Ниязматов Ш.А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М., 1989.

86. Пиотровская И.Л. Страны Аравийского полуострова: нефть, финансы, развитие. М., 1981.

87. Полонская Л., Вафа А. Восток: идеи и идеология. М., 1982.

88. Послание лидера исламской революции аятоллы Хаменеи Межпарламентской ассамблее исламских государств.// Третий взгляд. М., 1999, № 66.

89. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982.

90. Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002.

91. Пророк Мухаммад. Западноевропейские тексты и комментарии к ним. Сост., пер. с англ. и коммент. Ризванова М.Р. Махачкала, 2004.

92. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

93. Савинкова Е., Широких И. Кризис в Персидском заливе: воздействие на мировую политику. М., 1991.

94. Сазонова Н.Ю. Основные направления деятельности ООН в области народонаселения развивающихся стран. М., 1981.

95. Сазонова Н.Ю., Судоплатов А.П. Актуальные проблемы народонаселения развивающихся стран. Международное сотрудничество и демографическая политика. М., 1982.

96. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М., 1984.

97. Социально-политические представления в исламе: история и современность. М., 1987.

98. Социальный облик Востока. М., 1999.

99. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (XIX-XX вв.). М., 1974.

100. Сычев В.Ф. США и мусульманский мир. Использование "исламского фактора" в империалистической политике Вашингтона на Востоке. Душанбе, 1989.

101. Тихонова Т.П. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри. М., 1984.

102. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850. ■ '

103. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. О.Ф.Акимушкина. М., 2002.

104. Туганова О.Э. Политика США и Англии на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1960.

105. Тульский М. Изменение религиозной принадлежности населения мира за прошедшие 100 лет.// Россия и мусульманский мир. М., 2001, №3.

106. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.

107. Ульяновский Р.А. Современные проблемы Азии и Африки: политика, экономика. М., 1978.

108. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

109. Урасова Е. Роль исламских идей и капиталов в турецкой экономике.//Россия и мусульманский мир. М., 2001, № 8.

110. Утегенова Д.К. ООН и движение неприсоединения. М., 1991.

111. Филипс Б. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы. Киев, 2001.

112. Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1985.

113. Фрилинг Р. Христианство и ислам. Пер. с нем. А.Прокопьева. М., 1997.

114. Хрестоматия по исламу. Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. М., 1994.

115. Хомейни Р. Столпы исламского государства.// Отечественные записки. М., 2003, № 4.

116. Хрящева Н.М. Новый международный экономический порядок и страны Азии. М., 1984.

117. Чиркин В.Е. Буржуазная политология и действительность развивающихся стран. Критика концепции "политической модернизации". М., 1980.

118. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002.

119. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. Эволюция ислама и женский вопрос. М., 1978.

120. Шарипова P.M. Панисламизм сегодня. Идеология и практика Лиги исламского мира. М., 1986.

121. Шарипова P.M. Концепция "национального просвещения" в мусульманских странах ислама. Соотношение ислама и секуляризации. М., 1991.

122. Шармазанашвили Г.В. Международные межправительственные организации. М., 1979.

123. Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986.

124. Этингер Я.Я. Межгосударственные организации стран Азии и Африки. Политические и экономические аспекты. М., 1976.

125. Africa, the Middle East and the New International Economic Order. N.Y., 1980.

126. Bhagwati J. The World Trading System at Risk. Princeton, 1991.

127. Bhagwati J., Panagariya A. Preferential Trading Areas and Multilateralism.// The Economics of Preferential Trade Agreements. Ed. By J.Bhagwati and A.Panagariya. Washington, 1996.

128. Boutaleb A.H. Information Policy in Islam.// Islam today. Rabat. 1986, №4.

129. Brunschvig R. Perspectives.// Unity and Variety in Muslim Civilization. Ed. by G.E.von Grunebaum. Chicago, 1955.

130. Brohi A.K. Relative Priority of Ethical and Political Principles for Securing Integration and Consolidation of Ummah Islamia.// The Islamic Concept of State. Papers presented at Symposium of teaching of the Holy Prophet. L., 1983.

131. Corden M. Trade Policy and Economic Welfare. Oxford, 1997.

132. Grunebaum G.E. Medieval Islam: A Study in Cultural Orientation. Chicago, 1956.

133. Grunebaum G.E. Modern Islam. N.Y., 1964. , .

134. Esposito J.L. The Islamic Threat. N.Y., 1992.

135. Fuller G. E. The Future of Political Islam. N.Y., 2003.

136. Gibb H.A. Studies on the Civilization of Islam. Boston, 1962.

137. Jawad H. The Middle East in the New World Order. L., 1997.

138. Ibrahim S.E. The Future of Human Rights in the Arab World.// The Next Arab Decade. Alternative Future. Ed. By H.Sharabi. L., 1989.

139. Islam in the Modern World. L., 1983.

140. Khadduri M. War and Peace in the Law of Islam. Baltimore, 1955.

141. Khadduri M. Human Rights in Islam.// The Islamic Conception of Justice. L., 1984.

142. Khan Moshin S., Mirakhor Abbas. Islam and the Economic System. //Review of Islamic Economics. L., 1992. Vol. 2, No. 1.

143. Levy R. The social structure of Islam. Cambridge, 1957.

144. Mahant E. Regional Economic Integration Bringing Values Back.// Globalization and the Political Economy of Trade Policy. Ed. By C.Parakevopoulos. Toronto, 2000.

145. Munson H. Religion and Power in Morocco. New Haven, 1993.

146. Modernist and Fundamentalist Debates in Islam. Ed by M. Moaddel and K.Talattof. N.Y.,2000.

147. Nielsen Y. Muslims in Western Europe. Edinburgh, 1995.

148. Hag M. Society and State in Islam.// The Islamic Concept of State. Papers presented at Symposium of teaching of the Holy Prophet. L., 1983.

149. Hodgson M. The Venture of Islam: Conscience and History in a World Civilization. V. 2. The Expansion of Islam in the Middle Periods. Chicago & London, 1974.

150. Hopwood D. The Culture of Modernity in Islam and the Middle East. Islam and Modernity: Muslim Intellectuals Respond. Ed. J. Cooper, R. Nettler and M. Mahmoud. L.,2000.

151. Rashid A. Jihad: The Rise of Militant Islam in Central Asia. Yale University Press, 2002.

152. Rosenthal E. Political Though in Medieval Islam. Cambridge, 1959.

153. Picatori J.P. Islamic Values and National Interest: the Foreign Policy of Saudi Arabia.// Islam in Foreign Policy. L., 1983.

154. Said E.W. Orientalism. N. Y., 1979.

155. Schuon F. Understanding Islam. L., 1981.

156. Schacht J. An introduction to Islamic law. Oxford, 1966.

157. Smith W.C. Islam in Modern History, New Jersey, 1957.

158. Vatikiotis PJ. Islamic Resurgence: A critical View.// Islam and Power. Ed. By A.Cudsi and A.E. Dessouki. L., 1981.

159. Waterburry J., El-Malakh R. The Middle East in Coming Decade. N.Y., 1989.

160. Watt W. M. Islam and the integration of society. L., 1961.

161. Watt W.M. Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh, 1962.

162. Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. L., 1947.

163. Wight M. Power Politics. L., 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.