Сунна-уникальный источник исламского вероучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ахмедов, Садедин Ахмедович

  • Ахмедов, Садедин Ахмедович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 142
Ахмедов, Садедин Ахмедович. Сунна-уникальный источник исламского вероучения: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2009. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ахмедов, Садедин Ахмедович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ ХАДИСОВ В МУСУЛЬМАНСКОЙ

ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

§1.Анализ классических сборников хадисов и их характеристика.

§2.Роль сунны в современном мусульманском мышлении и практике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сунна-уникальный источник исламского вероучения»

Актуальность темы исследования!. В современном мире около 1 млрд. человек в азиатских и африканских, отчасти европейских и американских странах, в своем мышлении и практике регулярно обращаются к священным преданиям о пророке Мухаммаде, его сунне, чтобы найти приемлемые ответы не только на вопросы бытового характера, но и проблемы, относящиеся к области социально-политического развития, а также международным отношениям.

Фактор исламского возрождения становится все более существенным в современном быстро меняющемся мире. Мусульманская традиция полагает, что ориентироваться в нем можно только на основе Корана, а также религиозной практики пророка, которая считается безупречной и обязательной для подражания всеми мусульманами.

Образ жизни Мухаммада, его слова, намерения и поступки, а также его одобрение или неодобрение определенных действий других людей составляют основу хадисных текстов и служат вторым после Корана источником для выведения моральных и правовых норм, регламентирующих жизнь мусульманской общины.

Западные и отечественные исламоведы согласны в мнении о том, что в начальный период деятельности Мухаммад выполнял свою религиозную миссию лишь проповедуя, увещевая и уговаривая соплеменников. У академика В.В.Бартольда были веские основания говорить, что «в Мекке Мухаммад не был ничьим повелителем, призывая людей к покаянию, вере и деятельной любви, он мог взывать только к их доброй воле, естественно, что в мекканских сурах учение об обязанностях и ответственности человека преобладает над учением о всемогуществе божьем»1.

1 Бортольд В.В. Сочинения. Т.VI. М., 1966. С. 121-122.

И в мекканский, и в мединский периоды своей жизни Мухаммад положил начало сунне, единственному и оригинальному в своем роде идеологическому явлению, которого нет в других конфессиях, которая стала теоретическим дополнением к Корану, способствовавшим дальнейшему развитию всей мусульманской социальной доктрины и миропонимания.

Как пишет И.Гольдциер, «для оценки сунны особое значение имеют приписываемые Али наставления, которые он дал как инструкции Абдаллаху ибн Аббасу на дорогу, отправляя его для переговоров с мятежниками: «Борись с ними не Кораном, потому что его можно истолковывать различно, и он имеет много значений; борись с ними сунной: из нее для них нет выхода»2.

На исключительное значение сунны указывал и основатель маликитской религиозно-правовой школы Малик ибн Анас, утверждавший, что собранные им хадисы получены от пророка, а он от архангела Джибрила, передавшего слова Аллаха3.

Тем не менее, этот источник исламского вероучения, хотя и способствовал религиозному, правовому, этическому урегулированию множества проблем, он вызывал и вызывает неоднозначные оценки, и, по словам Д.В.Ермакова, «значимость сунны в течение 13 веков подвергается сомнению богословами, а начиная с XIX в. — востоковедами»4.

В связи с тем, что на протяжении всего этого времени не утихали споры о достоверности сунны и в силу того, что в результате усилий, приложенных мусульманскими богословами, установлена бесспорность сведений содержащихся в сборниках хадисов Мухаммада ал-Бухари и Муслима ал-Кушайри, верификация священного предания путем привязки к изводу породила новые проблемы. Весьма сложным представляется проблема периодизации сообщений, обстоятельства и причины их происхождения.

2 Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб., 1912. С. 39-40.

3 Мухаммад аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. 4.1. М., 1984. С. 27.

4 Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература.// Ислам. Историографические очерки. М., 1991.С. 85.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка контекстуального и сравнительного анализа хадисного материала, установления связи его содержательной части с соответствующими по смыслу и идеологическому наполнению кораническими айатами, а также определения обстоятельств хадисотворчества при жизни Мухаммада и в период после его кончины.

Зарубежные и отечественные исламоведы указывают на недостаточную изученность хадисной литературы, поэтому актуальность научного поиска в данном направлении не вызывает сомнения, т.к. сама проблематика религиозной науки о хадисах диктует необходимость теоретических и прикладных исследований в области хадисоведения, сближения чисто богословских и научных точек зрения на это уникальное явление в исламской культуре.

Следует также указать и на то, что сунна пророка мало исследована с позиций ее влияния на укрепление религиозной толерантности в поликонфессиональной среде. В данной диссертации приводятся результаты научного анализа различных групп хадисов, проведенного с учетом исторического и идеологического контекста на основе предельной корректности по отношению к священному преданию, которая активно влияет на повседневную жизнь мусульманских общин.

Кроме того, широко использована традиционная хадисная терминология, отражающая специфические подходы мусульманского богословия к характеристике священного предания, оценки сподвижников пророка и наиболее известных собирателей и составителей сборников хадисов в отношении текстов вероучительного и морально-правового содержания.

При сравнительном многообразии трудов в области научного изучения сунны пророка их число не в полной мере соответствует актуальности проблемы. Существующая литература позволяет говорить. о появлении новых методологических принципов в хадисоведении, но с учетом исключительной обширности хадисных текстов не представляется возможным утверждать, что соответствующих научных публикаций, особенно в отечественном исламоведении, достаточно.

Хадисные тексты не в полной мере рассмотрены и как источник для научного исследования процесса формирования исламской догматико-правовой системы.

Таким образом, можно сказать, что актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена:

-во-первых, необходимостью дальнейшего детального изучения процесса исламского возрождения, особенностей влияния священного предания на мышление и практику современных мусульман и исламских общин в целом;

-во-вторых, насущной потребностью в научной информации о том, как мусульманская теология использует религиозную доктрину, в том числе, проистекающую из сунны пророка, в качестве средства для обслуживания патриархальных ценностей, стремясь при этом сохранить соответствующие структуры в целях устранения угроз и рисков для морально-нравственного облика общества;

-в-третьих, недостаточностью философского, религиоведческого и исторического анализа сунны и хадисной литературы, соответствующих теоретико-методологических разработок для адекватного освещения ключевых положений, характеризующих место священного предания в мусульманском мире и в условиях возрастания общественного и научного интереса к религии и религиозной практике.

В качестве теоретических основополагающих принципов использованы идеи и концепции зарубежных и отечественных исламоведов. Объект исследования - сунна пророка как религиозная практика. Предмет исследования - исторические условия и социально-политические факторы, влиявшие на формирование и собирание хадисного материала, а также проецирование сунны на современное мусульманское мышление.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей диссертации состоит в том, чтобы на основе первоисточников — хадисов и соответствующих коранических айатов - а также трудов зарубежных и отечественных исламоведов проанализировать типологию сунны, исторические условия ее зарождения и формирования как теоретического источника ислама, определить место сунны в догматической системе ислама и ее роль в современном мусульманском мышлении и практике.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: -проанализировать и характеризовать классические сборники хадисов; -изучить объектиные и субъективные факторы, повлиявшие на возникновение сунны;

-проследить особенности воздействия сунны на формирование догматической системы ислама;

-исследовать ключевые проблемы, характеризующие сунну как один из главных источников мусульманского вероучения о единобожии;

-оценить степень и формы влияния сунны на формирование богословско-правовых школ в исламе;

-рассмотреть некоторые проблемы методологических подходов к научному определению роли сунны в современной религиозной практике;

Источники, степень разработки и историография проблемы. Сунна пророка Мухаммада признается в качестве второго после Корана источника мусульманского вероучения о единобожии. Религиозная практика пророка обобщена в хадисах, сосредоточенных в соответствующих сборниках, из которых самыми авторитетными и безупречными считаются своды, составленные Мухаммадом ал-Бухари и Муслимом ал-Кушайри.

Существует обширный мусульманский литературный комплекс, в котором хадисы рассматриваются с разных точек зрения. Этому посвящено таюке большое количество книг, монографий, научных статей зарубежных, отчасти российских авторов.

Одним из известных зарубежных исследователей хадисных текстов является И.Гольдциер, опубликовавший в 1890 г. очерк развития хадисной литературы «О развитии хадиса» и активно использовавший хадисный материал в своих исламоведческих исследованиях3. Хотя мусульманские авторы критически отнеслись к его трудам, роль И.Гольдциера в научном изучении хадисов неоспорима, и «с его именем связано начало широкомасштабных хадисных исследований»6.

Ученый определил влияние на развите хадиса династийной борьбы в Арабском халифате, изучил истоки формирования иснадной части хадисов, процесс сбора и составления тематических и именных сводов хадисного материала, выдвинул идею о том, что хадисная литература сформировалась на основе уже существовавших богословско-правовых сочинений, в которых, в целом, была изложена религиозная практика Мухаммада, причем не оспаривал мысль о том, что определенная часть преданий о пророке могла появиться еще при его жизни, о чем подробно говорится во второй главе настоящей диссертации.

Следующий важный шаг в области изучения сунны пророка был предпринят А.Гиййомом7, который исследовал эволюцию хадиса в раннем исламе, а также проблему мусульманской критики хадисных текстов. В своих комментариях к хадисам, включенным в свод Бухари, он пишет: «Многие политические, династические, религиозные и социальные противоречия и различия, волновавшие ислам во время его имперского могущества, иллюстрируются в хадисах, распространявшихся в своих интересах противоборствующими сторонами. В хадисах мы видим, как соперничающие силы милитаризма и пацифизма, аскетизма и материализма, мистицизма и буквализма, свободной воли и предопределения ожесточенно

5 Goldziher I. Muhammedanische Studien. 2. Halle, 1890. Его же: Лекции об исламе. Пер. с нем. А.Н.Черновой. СПб., 1912. Его же: Культ святых в исламе. М., 1938.

6 Ермаков Д.В. Указ. соч. С. 91.

7 Guillaume A. The Traditions of Islam: An Introduction to the Study of the Hadith Literature. Oxf., 1924. Его же: Some Remarks on Free Will and Predestination in Islam, together with a Translation of the Kitabu-I Qadar from the Sahih of al-Bukhari. Oxs., 1924. о . боролись за господство» . Исследователь впервые предложил методику определения хронологического порядка отдельных групп хадисов на основе анализа их языка и исторических фактов.

Другой известный исследователь хадисов и хадисной литературы Й.Шахт9 придерживался мнения о том, что тексты священного предания не могли появиться при жизни пророка, а были созданы в рамках формирования религиозно-правовых школ ислама в первые два века после кончины пророка и лишь потом, через цепь передатчиков, были привязаны к самому Мухаммаду.

Большой вклад в позитивную критику хадисов внес турецкий исследователь Ф.Сезгин10, полагавший, что сподвижники Мухаммада записывали его советы и наставления и составляли сборники для семейного пользования. При этом он опирался на раннюю традиционалистскую литературу, мало привлекавшуюся его предшественниками для исследований в области сунны пророка.

Анализ хадисов и хадисной литературы в большей или меньшей степени и в увязке с другими исламоведческими проблемами стал предметом апологетических и критических исследований таких авторов, как С.А.Али11, А.аш-Шати12, А.Ахмед13, Т.Эндрю14, А.Арберри15, М.Азми16 и другие авторы17, труды которых использованы в данной диссертации.

8 Guillaume A. Some Remarks. P. 12

9 Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudense. Oxs., 1950.

10 Sezgin F. Buhari'nin kaynaklari hakkinda arastirmalar. Istambul, 1965.

11 Ali S.A. The Spirit of Islam. L., 1922.

12 A'isha Abd ar-Rahman Bint ash-Shati. At-Tafsir al-bayani li-l-Qur'an al-karim. Cairo, 1962.

13 Ahmed A. Living Islam. L., 1993.

14 Andrae T. Mohammed, the Man and His Faith. N.Y., 1960.

15 Arberry A.J. The Messenger: The Life of Maliommed. Greenwood Press, Wesport, USA, 1969.

16 Azmi M.M. Studies in Early Hadith Literature with a Critical Edition of Some Early Texts. Beirut, 1968.

17 Birkeland H. Old Muslim Opposition against Interpretation of the Koran. Oslo, 1955.Bodley R.V. The Messenger: The Life of Mahommed. Wesport, USA, 1969.Brohi A.K. Relative Priority of Ethical and Political Principles for Securing Integration and Consolidation of Ummah Islamia.// The Islamic Concept of State. Papers presented at Symposium of teachings of the Holy Prophet. L., 1983.Burton J. Collection of the Quran. Cambridge University Press,

В настоящее время весьма востребованы работы современного

1Я исследователя сунны пророка Г.Иенболла , которому удалось сблизить позиции ученых, относящихся к хадисам либо с позиций критики, либо однозначного признания достоверности хадисных текстов. Он скрупулезно проанализировал изводную часть священного предания и вслед за Дж.Робсоном пришел к выводу о том, что необходимость иснада выла вызвана острой политической борьбой между Омейядами и их противниками, прежде всего, в лице Абдаллаха ибн аз-Зубайра.

Ему принадлежит также приоритет подробного анализа ранних сборников хадисов и религиозной полемической литературы, бытовавшей в Арабском халифате до X в., в том числе сочинения Раби ибн Хабиба, Ахмада ибн Ханбала, Хасана ибн Абд ар-Рахмана ар-Рамхурмузи, Йахйи ибн Ма'ина, Ибрахима ибн Иакуба ал-Джузаджани и некоторых других мусульманских авторов. Г.Йенболл полагает, что хадисы, снабженные изводом, появились в самом конце VII в., когда в мусульманской умме обозначился самый крупный раскол и сформировался шиитский ислам.

При характеристике состояния изученности данного вопроса приходится констатировать, что в российском исламоведении хадисам и хадисной литературе не уделялось столько внимания, как это делали европейские исследователи. На это обстоятельство обращает внимание С.М.Прозоров: «Слабо представлен в отечественном исламоведении и второй источник исламского вероучения - сунна пророка, хадисы. Между тем хадисы

1977.Cragg К. The Call of the Minaret. Oxf., 1956.Crone P. Meccan Trade and the Rise of Islam. Princeton, 1987.Crone P., Cook M. Hagarism. Cambridge, 1977. Gibb H.A. Mohammedanism: An Historical Survey. N.Y., 1962. Endres G. An Introduction to Islam. Edinburgh, 1988. Coolson N.J. A History of Islamic Law. Edinburgh, 1964. Cook M. Early Muslim Dogma: A Source-critical Study. Cambridge, 1981.Cook M. Muhammad. Oxf., 1983.Forward M. Ultimate Visions. Oxf., 1995.Glabb J.B. The Life and Times of Muhammad. L., 1979.Guillaume A. Some Remarks on Free Will and Predestination in Islam, together with a Translation of the Kitabu-I Qadar from the Sahih of al-Bukliari. Oxs., 1924.Guillaume A. The Traditions of Islam: An Introduction to the Study of the Hadith Literature. Oxf., 1924.Guillaume A. New Light on the Life of Muhammad. Manchester, 1960.Juynboll G.H. The Authenticity of the Tradition Literature: Discussions in Modem Egipt. Leiden, 1969. 18 Juynboll G.H. Muslim Tradition: Studies in Chronology, Provenance and Authorship of Early Hadith. Cambridge, 1983. содержат чрезвычайно обширные и разнообразные сведения о всех сторонах духовной жизни мусульманского общества»19.

Сунна как источник мусульманского вероучения рассматривался в работах В.В.Бартольда20, И.Ю.Крачковского21, А.Е.Крымского22, И.П.ПетрушевскогсГ Е.А.Беляева" , О.Г.Большакова" , К.А.Бойко , М.В.Вагабова27, Д.В.Ермакова28, Л.И.Климовича29, С.М.Прозорова30, Е.А. Резвана31. Из молодого поколения исламоведов шиорким использованием и анализом хадисов внимание привлекают исследования М.Г.Романова32 З.С.Арухова33, М.Р.Ризванова34, З.М.Бараевой35. Положения, выносимые на защиту

1. В современном мире всё более существенным становится фактор исламского возрождения. Согласно мусульманской традиции адекватно ориентироваться в нём можно только на основе Корана, а также религиозной практики Пророка. Вместе с тем сунна Пророка

19 Прозоров С.М. Введение к Хрестоматии по исламу. М., 1994. С. 5.

20 Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Соч. Т.VI. М., 1966.

21 Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т.1-6. М.-Л., 1955-1960.

22 Крымский А.Е. История мусульманства: Самостоятельные очерки, обработки и дополненные переводы из Дози и Гольдциера. Ч. 1-2. М., 1904.

23 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв. Л., 1966.

24 Беляев Е.А. Лекции по истории арабов. М., 1937. Его же: Арабы, ислам и Арабский халифат в раннем средневековье. М., 1966.

25 Большаков О.Г. История Халифата. Т.1. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.

26 Бойко К.А. Арабская историческая литература в Египте (УП-1Х вв.). М.5 1989.

27 Вагабов М.В. Мухаммад в истории и легендах.// Предисл. К книге В.Ирвинга «Жизнь Магомета». Махачкала, 1991. Его же: Ислам, женщина, семья. Махачкала, 1994

28 Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература.// Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

29 Климович Л.И. Книга о Коране. М., 1986. Его же: Ислам. М., 1962.

30 Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII - середине X в.: Шиитская историография. М., 1980. Его же: Ислам как идеологическая система. М., 2004.

31 Резван Е.А. Этносоциальная терминология Корана как источник по истории и этнографии Аравии на рубеже VI-VII вв. Автореф. канд. дис. Л., 1984.

32 Романов М.Г. Парадигма науки о хадисах (илм/улум ал-хадис).// Восток (Опепз), СПБ., 2004, № 5.

33 Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе. Автореф. канд. дис. Махачкала, 1998.

34 Ризванов М.Р. Мухаммад - основатель новой конфессиональной общности арабов. Автореф. канд. дис. Махачкала, 2005

35 Бараева З.М. Женщина в мусульманском обществе. Проблемы трансформации социального и правового статуса. Автореф. канд. дис. Махачкала, 2003. недостаточно исследована в контексте её влияния на укрепление религиозной толерантности в поликонфессиональной среде и как источник процесса формирования исламской догматико-правовой системы.

2. Возникновение сунны обусловлено объективными и субъективными факторами, особенностями развития исторического сознания арабов, политической и религиозной обстановкой в Арабском Халифате после смерти Пророка, которая показала важность и необходимость авторитетных источников, на основе которых можно было бы успешно управлять и общиной, а затем и обширной империей, созданной арабами.

3. Место сунны в догматической системе ислама определяется не только указанием в Коране на необходимость следования действием Пророка, но и обоснованием такой необходимости. Легитимность сунны пророка проистекает из догматического положения, согласно которому Мухаммад является посланником Бога. Требование Корана от истинно верующих мусульман почитать и благословлять пророка опосредованно подчёркивает значимое место, занимаемое сунной в системе исламского вероучения.

4. История развития и эволюции сунны во многом объясняет пути формирования исламской догматики, а в совокупности с кораническими откровениями, особенно регламентирующего характера, раскрывает процесс удовлетворения потребностей нового вероучения по мере их возникновения. Вместе с тем, сунна представляется ответом на реальные вопросы, выдвинутые временем как при жизни Пророка, так и в первые века после его смерти.

5. Классификация хадисов в мусульманской теологической мысли показывает на существование разных по своему содержанию и способам компоновки материала сборников сунны и позволяет выделить 7 категорий достоверности слов и поступков Пророка. Сборники хадисов, независимо от желания их авторов, выступили в роли объединяющего начала религиозных знаний с религиозными чувствами, влияющими на мотивацию поступков.

Через Сунну мусульманское сознание не только отражает, но и творит мир, эволюционируя в сакрализованные идеалы, к которым обязаны стремиться все мусульмане.

6. Весьма высока роль сунны в современном мусульманском мышлении и практике, ибо в религиозном сознании верующих сунна Пророка представляется истиной и адекватной новым социально-политическим и духовным реалиям, при этом не всегда учитываются как изменения, которые ислам претерпевал на протяжении всей своей истории, так и претерпевает в современных условиях. В постулатах религии деятелям исламского возрождения видится реальный способ соотнесения мировоззренческих установок с особенностями быстро меняющегося и глобализирующегося мира.

Научная новизна. В диссертации с привлечением большого количества работ зарубежных и отечественных исламоведов исследован статус сунны в идеологической системе ислама, обоснован новый подход к определению места хадисов в догматике мусульманского вероучения о единобожии.

Прослеживаются эволюционные параметры развития хадиса и хадисной литературы, ставится и решается вопрос о выявлении специфики хадисных текстов как уникальной религиозно-исторической литературы, зародившейся и получившей ширококое распространение в мусульманском мире. Дана типология и показаны основные особенности влияния сунны на развите мусульманских религиозно-правовых школ.

Анализируется хадисная терминология и традиционалистская классификация хадисов. В работе впервые вносятся в научный оборот обширный массив хадисных текстов, снабженных новыми комментариями, отражающими эволюцию учения о единобожии и исламских правовых норм, рассматриваемых в сравнительно-историческом плане, а также их проецирование на современную религиозную практику в мусульманских общинах.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научно-философские принципы историзма, комплекс общенаучных методов изучения религиозных верований и систем. Важным методологическим положением, реализованным в настоящей диссертации, является принцип конкретно-исторического подхода к анализу хадисного материала и хадисной литературы, рассматриваемых со всех возможных точек зрения.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в совершенствовании уровня религиозных знаний в поликонфессиональных обществах, распространении адекватной информации о роли сунны пророка в современном мышлении и практике мусульман.

Результаты и выводы диссертации могут быть использованы также в процессе преподавания таких дисциплин как «религиоведение», «философия религии», «философия культуры», при подготовке специальных курсов по истории и философии ислама. Материалы исследования могут представить интерес и для практических работников информационно-идеологической сферы, специалистов в общественно-политической и государственно-правовой области.

Апробация работы. Работа и ее результаты обсуждались на заседаниях кафедры основ религиоведения Дагестанского государственного университета. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора, докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах по противодействию религиозному экстремизму.

Структура и объем диссертации соответствуют задачам исследования. Она состоит из введения двух глав (четыре параграфа), заключения и списка использованных источников и литературы. Объем диссертации - 142 страницы компьютерного набора текста (шрифт New Roman, размер 14), через полтора интервала, из них библиографический корпус - 7 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ахмедов, Садедин Ахмедович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время в ареале распространения ислама происходят сложные идейно-политические процессы, в том числе и обусловленные особенностями мусульманского вероучения о единобожии. Документы, принимаемые государствами-участниками Организация Исламская Конференция (ОИК), не разделяют политику и религию, обосновывают выдвигаемые цели и задачи божественными установлениями, зафиксированными в Коране, а также религиозной практикй Мухаммада, закрепленной в его сунне, которая представляется совокупным руководством по многочисленным вопросам религиозного, политического, правового и этического характера.

Как указано выше, религиозно-историческое предание мусульман отчасти формировалось еще при жизни Мухаммада, но свою окончательную письменную фиксацию получило значительно позже, пройдя при этом сложные стадии полемик о хадисах между традиционалистами и и сторонниками религиозных нововведений.

В результате критической оценки хадисного материала были определены канонические своды хадисов, признанные достоверными и точно отражающими религиозное мышление и практику пророка. В связи с этим сунна пророка стала своеобразным критерием правоверности мусульман. Было сформулировано правило,что уверовавший мусульманин, согласно сунне, должен отречся от всего того, что вступает в противоречие с сунной и согласованным мнением общины. Такое положение, реализуемое в религиозной практике мусульман и в настоящее время, обусловливает необходимост научного исследования и на этой основе распространения адекватных знаний о вероучительных источниках ислама, в том числе и сунны пророка.

Распространение подобных знаний важно и по той причине, что определенные экстремистски настроенные религиозно-политические силы стараются использовать исламский фактор в корыстных целях, прикрываясь при этом под благовидным предлогом обеспечения «чистоты» ислама времен пророка Мухаммада. В то же время идеологи религиозного радикализма сознательно умалчивают историческое предназначение и социальную сущность ислама, предполагающего содействовать установлению справедливого миропорядка. Сунна, как динамичный источник мусульманской идеологии, в состоянии влиять на урегулирование сложных явлений общественной жизни, а относительная гибкость позволяет мусульманскому духовенству использовать ее для приспособления ислама к , современным условиям.

Хадисы активно используются в проповеднической деятельности, продолжается практика составления новых тематических сборников, в которых излагаются комментарии к современным социально-политическим явлениям и приводится хадисная аргументация. В то же время, как указывает М.В.Вагабов, «хотя сунна способствовала религиозному, правовому, этическому урегулированию множества проблем, она не смогла превратить ислам в стабильную, непротиворечивую идеологическую систему, удовлетворяющую все социальные потребности народа»256.

Исторические аспекты развития хадиса, определение места сунны в догматической системе ислама, ее роли в современном мусульманском мышлении и практике с учетом того, что хадисный материал мало известен не только в неисламской среде, но отчасти и среди самих мусульман, способствуют особой актуализации исследований в данном направлении. Результаты и выводы настоящей диссертации могут расцениваться, как очередная научная попытка внести определенный вклад в изучение обширного комплекса проблем, касающихся проецирования религиозной практики Мухаммада, на мышление и образ действий современных мусульманских общин.

В сунне исламская система представляется как универсальная, «правильная» для любого времени и любого места, однако, невозможно

256 Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002. С. 141. отрицать то, что она в то же время является обособленной и жизнесопособной только в устойчивых мусульманских общинах. Исламская система может довольно успешно функционировать в рамках исламской международной солидарности, но и в этих условиях очевиден явный разрыв в уровнях социально-экономического развития разных исламских государств, зависящий от степени их приобщения к мировому технологическому прогрессу. Выравниванию этих уровней препятствуют не только наличие или отсутствие сырьевых ресурсов стратегического назначения, но и представления об организации государственно-правовых структур, как имеющих божественное происхождение, т.е. вера и право образуют неразрывное единство при примате веры.

Надо полагать, что вероучительные источники ислама, в том числе и сунна пророка и дальше будет оказывать существенное влияние на образ мышления мусульман, определять их выбор при формировании принципов международного сотрудничества, межконфессионального диалога и взаимоотношений между отдельными мусульманскими странами. При этом обновлеческие тенденции неизбежны, поскольку призыв мыслить и действовать, подобно пророку, в современных условиях требует учета новых жизненных реалий. Концепция исламского миропорядка не приемлет капитализма с его духом наживы, что входит в противоречие с сунной пророка, призывавшего к социальной справедливости, в то же время она резко выступает против атеизма, не согласующегося с учением о единобожии, однако, необходимость решения проблем государственного и общественного строя, собственности и прав человека диктует потребность в модернизации ислама, согласовании его догматики с закономерностями и приоритетами развития мирового сообщества.

Понятно, что ислам не может держаться в стороне от этих процессов, а экспорт исламского мировоззрения за пределы его бытования воспринимает неоднозначно и нередко приводит к конфликтным ситуациям. Современные средства коммуникации позволяют мусульманским религиозным деятелям оперативно согласовывать свои мнения по тем или иным вопросам, т.е. наряду с сунной пророка, согласовывание мнений и выработка на этой основе конкретных решений вступает в новую стадию и придает динамичность исламской религиозно-правовой мысли. Поэтому одним из главных аспектов мусульманского модернизма является попытка унифицирования религиозного управления путем объединения мазхабов на базе единой сунны пророка. Эти и другие реальные процессы, происходящие в современном мусульманском обществе, еще раз подтверждают перспективность научных исследований в области хадисов и хадисной литературы как с точки зрения их возникновения, так и особенностей функционирования в условиях глобализации.

136

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ахмедов, Садедин Ахмедович, 2009 год

1. Абасова А.А. Раннесредневековая шиитская экзегеза об Али и имамате.// Ислам в Дагестане. Махачкала, 1994.

2. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. Пер. с араб., исслед и коммент. В.В.Наумкина. М., 1980.

3. Абу Хамид ал-Газали. Наставления правителям и другие сочинения. Пер. с араб. А.Минияновой, А.Хисматуллина, Х.Мадраимова, И.Насырова. М., 2004.

4. Абу-л-Фарадж ал-Исфагани. Книга песен. М., 1980.

5. Абу-л-Хасан ал-Аш'ари. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву.// Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.

6. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. Курс лекций по истории религий. Махачкала, 1995.

7. Агрономов А.И. Джихад. «Священная война» мухаммедан. М.,2002.

8. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Махачкала, 2002.

9. Атеистический словарь. М., 1985.

10. Ацамба Ф.М., Надирадзе Л.И. Развитие феодализма в Арабском халифате.// Историография стран Востока. М., 1977.

11. Багдади Абд ал-Кахир ибн Тахир. Усул ад-дин фи-л-калам.// Хрестоматия по исламу. М., 1994.

12. Бараева З.М. Женщина в мусульманском обществе. Проблемы трансформации социального и правового статуса. Автореф. канд. дис. Махачкала, 2003.

13. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. М.-Л., 1946.

14. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Соч. Т. VI. М., 1966.

15. Баша А.Р. Истории о сподвижниках пророка. М., 2002.

16. Беляев Е.А. Лекции по истории арабов. М., 1937.

17. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.

18. Библия. Книги Священного Писания и Нового Завета. М., 1995.

19. Большаков О.Г. История Халифата. Т. I. Ислам в Аравии (570633). М., 1989.

20. Бойко К.А. Арабская историческая литература в Египте (УП-1Х вв.) М., 1989.

21. Босворт К. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с анг. и примеч. П.А.Грязневича. М., 1971.

22. Вагабов М.В. Мухаммад в истории и легендах.// Предисл. к книге В.Ирвинга «Жизнь Магомета». Махачкала, 1991.

23. Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. Махачкала, 1994.

24. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М., 1988.

25. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002.

26. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах. Т. 1. М., 1970.

27. Гибб Х.А. Арабская литература. Классический период. Пер. А.Б.Халидова и П.А.Грязневича. М., 1960.

28. Гольдциер И. Лекции об исламе. Пер. с нем. А.Н.Черновой. СПб.,1912.

29. Гольдциер И. Культ святых в исламе. М., 1938.

30. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. Статьи разных лет. М., 1981.

31. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. 600-1258. М., 1988.

32. Грязневич П.А. Аравия и арабы (к истории термина ал-'араб).// ПППИКВ. XII годичная научная сессия JIO ИВАН СССР (Краткие сообщения). М., 1977.

33. Грязневич П.А. Новые материалы по истории и культуре древней Южной Аравии.// Палестинский сборник. Т. 26. M.-JL, 1978.

34. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Пер. с англ. И.Дижура. М.,1988.

35. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Пер. с араб. Д.В.Фролова. М., 2000.

36. Еремеев Д.Е. Из опыта социологического анализа Корана.// Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. М., 1988, № 2.

37. Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература.// Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

38. Ибн Бата ал-Укбари. Аш-шарх ва-л-ибана ала усул ас-сунна ва-д-дийана.// Хрестоматия по исламу. М., 1994.

39. Ибн Хаджар ал-Аскалани. Булуг ал-марам. Пер. с араб, и коммент. Э.Р.Кулиева. М., 2003.

40. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Пер. с араб. Н.Гайнуллина. М., 2002.

41. Ибрахим Т.К., Ефремова Н. Мусульманская священная история. От Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. М., 1996.

42. Игнатенко A.A. Халифы без халифата. М., 1988.

43. Иллюстрированная история религий в 2-х томах. Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. М., 1992.

44. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Махачкала, 1991.

45. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

46. Ислам. Историографические очерки. Под общ. ред. С.М.Прозорова. М., 1991.

47. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

48. Исламская экономика. Джидда, 1980.

49. Калби Хишам ибн Мухаммад. Книга об идолах. Пер. с араб., предисл. и примеч. В.В.Полосина. М., 1984.

50. Кант И. Лекции по этике.// Этическая мысль. М., 1988.

51. Классический ислам: традиционные науки и философия. М.,1988.

52. Климович Л.И. Существовал ли Мохаммед.// Воинствующий атеизм. М., 1931, №№ 2-3.

53. Климович Л.И. Ислам. М., 1962.

54. Климович. Л.И. Книга о Коране. М., 1986.

55. Кныш А.Д. Мировоззрение Ибн Араби (к истории суфийских учений).// Религии мира. М., 1984.

56. Кныш А.Д. Суфизм.// Ислам. Историографические очерки. М.,1991.

57. Кобищанов Ю.М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире. М., 1980.

58. Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами: Иран при «праведных» халифах. М., 1982.

59. Коран. Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. М., 1963.

60. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. 1-6. М.-Л., 19551960.

61. Крымский А.Е. История мусульманства: Самостоятельные очерки, обработки и дополненные переводы из Дози и Гольдциера. Ч. 1-2. М., 1904.

62. Куфи Абу Иусуф Иа'куб ибн Ибрахим. Китаб ал-харадж. Пер. с араб, и коммент. А.Э.Шмидта. СПб., 2001.

63. Лебедев В.В. Арабские сочинения в еврейской графике. Л., 1987.

64. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод.// Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

65. Лундин А.Г. «Дочери Боги» в южноарабских надписях и в Коране.// Вестник древней истории. М., 1975, № 2.

66. Массарани М., Сегаль В. Арабско-русский словарь сирийского диалекта. М., 1978.67. Массэ А. Ислам. М., 1963.

67. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973.

68. Мубаракфури С.Р. Жизнь Пророка. СПб., 2003.

69. Мухаммад аль-Бухари. Сахих. Пер. с араб.А.Нирша. М., 2007.

70. Мухаммад Мулана Али.Священный Коран.Пер. с араб. A.A. Полосин. М., 1995.

71. Мухйи-д-Дин ан-Навави. Сады праведных. Пер. с араб., примеч. и указ. В.М.Нирша. М., 2002.

72. Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии. М., 2002.

73. Надирадзе Л.И. К вопросу о рабстве в Аравии в VII в.// Вопросы истории и литературы стран зарубежного Востока. М., 1960.

74. Надирадзе Л.И. Вопросы общественно-экономического строя государства арабов и халифата VII-VIII вв. в советской историографии.// Историография стран Востока. М., 1969.

75. Настольная книга атеиста. Под общ. ред. С.Д.Сказкина. М., 1985.

76. Наубахти Хасан ибн Муса. Шиитские секты. Пер. с араб., исслед. и коммент. С.М.Прозорова. М., 1973.

77. Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII вв. М., 1981.

78. Нурилова А.З. Философские проблемы аврааматического монотеизма. Автореф. канд. дис. Махачкала, 2001.

79. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.

80. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966.

81. Петрушевский И.П. К истории рабства в халифате в VII-X веках.// Народы Азии и Африки. 1971, № 3.

82. Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины.// Ислам в истории народов Востока. М., 1981.

83. Пиотровский М.Б. О природе власти Мухаммада.// Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах: история и современность. М., 1984.

84. Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М.,1985.

85. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

86. Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII середине X в.: Шиитская историография. М., 1980.

87. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

88. Пророк Мухаммад. Западноевропейские тексты и комментарии к ним. Сост., пер. с англ. и коммент. Ризванова М.Р. Махачкала, 2004.

89. Рази Ахмад ибн Фарис. Ауджаз ас-сийар ли-хайр ал-башар.// Хрестоматия по исламу. М., 1994.

90. Резван Е.А. Религиозно-социальная ситуация в Аравии на рубеже VI-VII вв. и ее отражение в Коране.// Общественные движения и их идеология в докапиталистических обществах Азии. М., 1984.

91. Резван Е.А. Этносоциальная терминология Корана как источник по истории и этнографии Аравии на рубеже VI-VII вв. Автореф. канд. дис. Л., 1984

92. Резван Е.А. Коран и коранистика.// Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

93. Ризванов М.Р. Мухаммад основатель новой конфессиональной общности арабов. Автореф. канд. дис. Махачкала, 2005.

94. Ризванов М.Р. Из опыта реконструкции малоизвестных эпизодов биографии Мухаммада.// Кавказ и Дагестан. Сборник научных материалов. Т. III. Махачкала, 2003.

95. Ризванов М.Р. К вопросу о личности Мухаммада в процессе зарождения исламской школы правовой мысли.// Кавказ и Дагестан. Сборник научных материалов. Т. IV. Махачкала, 2003.

96. Романов М.Г. Парадигма науки о хадисах.// Восток (Oriens). СПб., 2004, №5.

97. Рыжов К.В. Мусульманский Восток. VII-XV вв. М., 2004.

98. Социально-политические представления в исламе: история и современность. М., 1987.

99. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.

100. Филипс Б. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы. Киев,2001.

101. Фильштинский И.М. Арабская литература VIII-IX веков. М.,1978.

102. Форвард М. Мухаммад. Краткая биография. Пер. с англ. А.Гарькавого. М., 2002.

103. Фрилинг Р. Христианство и ислам. Пер. с нем. А.Прокопьева. М.,1997.

104. Фролов Е.Н. Ранний ислам, его социальная сущность и историческая роль.// Наука и религия. 1971, № 10.

105. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М., 1985.

106. Хрестоматия по исламу. Сост. И отв. ред. С.М.Прозоров. М.,1994.

107. Шахрастани Мухаммад ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах. Ч. 1. Ислам. Пер. с араб., введ. и коммент. С.М.Прозорова. М., 1984.

108. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.). М., 1974.

109. Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура. М., 1976.

110. Шифман И.Ш. О некоторых установлениях раннего ислама.// Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

111. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

112. Ali S. A. The Spirit of Islam. L., 1922.

113. A'isha Abd ar-Rahman Bint ash-Shati. At-Tafsir al-bayani li-l-Qur'an al-karim. Cairo, 1962.

114. Ahmed A. Living Islam. L., 1993.

115. Andrae T. Mohammed, the Man and His Faith. N.Y., 1960.

116. Arberry A.J. The Messenger: The Life of Mahommed. Greenwood Press, Wesport, USA, 1969.

117. Azmi M.M. Studies in Early Hadith Literature with a Critical Edition of Some Early Texts. Beirut, 1968.

118. Birkeland H. Old Muslim Opposition aga inst Interpretation oft he Koran. Oslo, 1955.

119. Bodley R.V. The Messenger: The Life of Mahommed. Wesport, USA,1969.

120. Brohi A.K. Relative Priority of Ethical and Political Principles for Securing Integration and Consolidation of Ummah Islamia.// The Islamic Conceptof State. Papers presented at Symposium of teachings of the Holy Prophet. L., 1983.

121. Burton J. Collection of the Quran. Cambridge University Press, 1977.

122. Cragg K. The Call of the Minaret. Oxf., 1956.

123. Crone P. Meccan Trade and the Rise of Islam. Princeton, 1987.

124. Crone P., Cook M. Hagarism. Cambridge, 1977.

125. Cook m. Early Muslim Dogma: A Source-critical Study. Cambridge,1981.

126. Cook M. Muhammad. Oxf., 1983.

127. Coolson N.J. A History of Islamic Law. Edinburgh, 1964.

128. Forward M. Ultimate Visions. Oxf., 1995.

129. Endres G. An Introduction to Islam. Edinburgh, 1988.

130. Gibb H.A. Mohammedanism: An Historical Survey. N.Y., 1962.

131. Glabb J.B. The Life and Times of Muhammad. L., 1979.

132. Guillaume A. Some Remarks on Free Will and Predestination in Islam, together with a Translation of the Kitabu-I Qadar from the Sahih of al-Bukhari. Oxs., 1924.

133. Guillaume A. The Traditions of Islam: An Introduction to the Study of the Hadith Literature. Oxf., 1924.

134. Guillaume A. New Light on the Life of Muhammad. Manchester,1960.

135. Juynboll G.H. The Authenticity of the Tradition Literature: Discussions in Modern Egipt. Leiden, 1969.

136. Juynboll G.H. Muslim Tradition: Studies in Chronology, Provenance and Authorship of Early Hadith. Cambridge, 1983.

137. Kister M.J. Studies in Jahiliyya and Early Islam. L., 1980.

138. Kister M.J. Legends in Tafsir and Hadith Literature: The Creation of Adam and Related Stories.// Approaches to the History of the Interpretation of the Qur'an. Ed. A.Rippin. Oxf., 1988.

139. Lings M. Muhammad. L., 1983.

140. Materials for the History of the Text of the Quran. The Old Codices. Ed. By A.Jeffery. Leiden, 1937.

141. Majlisi A.M. The Life and Religion of Muhammad. San-Antonio. USA. 1982.

142. Margoliouth D.S. Mohammed and the Rise of Islam. N.Y., 1978.

143. Memissi F. Women and Islam: An Historical and Theological Enquiry. Trans. M.J.Lakeland. Oxf., 1991.

144. Orlandi E. The Life and Times of Mohammed. L., 1968.

145. Rahman A. Muhammad: Blessing to Mankid. L., 1979.

146. Rahman F. Major Themes of the Quran. Minneapolis, 1989.

147. Rippin A. Muslims: Their Religious Beliefs and Practices. Volume I, The Formative Period. L., 1990.

148. Rippin A., ed. Approaches to the Histoiy of the Interpretation of the Qur'an. Oxf., 1988.

149. Rodinson M. Muhammad. Trans. A.Carter. L., 1996.

150. SaidE. Orientalism. L., 1985. " /

151. Schacht J. The Origins of Muhammedan Jurisprudens. Oxf., 1950.

152. Schimmel A. And Muhammad Is His Messenger. The University of North Carolina Press, USA, 1985.

153. Summarised Sahih al-Bukhari. Trans. By Muhsin Khan M. Dar-us-Salam Publication, Riyadh, 1996.

154. Sezgin F. Buhari'nin kaynaklari hakkinda arastirmalar. Istambul,1965.

155. Siddiqi M.Z. Hadith Literature: Its Origin, Development, Special Features and Criticism. Calcutta, 1961.

156. Tritton A.S. Islam. L., 1957.

157. Wansbrough J. Quranic Studies: Sources and Methods of Scriptural Interpretation. Oxf., 1977.

158. Watt W.M. Muhammad at Mecca. L., 1953.

159. Watt W.M. Muhammad at Medina. L., 1956.

160. Watt W.M. Muhammad, Prophet and Statesman. L., 1961.

161. Watt W.M. Muslim-Christian Encounters: Perceptions and Misperceptions. L., 1991.

162. Watt W.M. Short History of Islam. Oxf., 1996.

163. Wensinck A.J. The Muslim Creed, Its Genesis and Historical Development. L., 1965.

164. Wessel A. Modern Arabic Biography of Muhammad. Leiden, 1972.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.