Исламский фактор и его влияние на политические процессы центрально-азиатского региона (на материалах Республики Таджикистан) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат наук Саидов, Шухраджон Шукурович

  • Саидов, Шухраджон Шукурович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 175
Саидов, Шухраджон Шукурович. Исламский фактор и его влияние на политические процессы центрально-азиатского региона (на материалах Республики Таджикистан): дис. кандидат наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Душанбе. 2015. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Саидов, Шухраджон Шукурович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

1.1. Теоретико-методологические проблемы исламского фактора

1.2 Особенности проявления исламского фактора в условиях трансформации общества

ГЛАВА II ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА

2.1. Проблема формирования исламского фактора в процессе становления новых независимых государств

2.2. Перспективы влияния исламского фактора на политические процессы Центрально-азиатского региона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исламский фактор и его влияние на политические процессы центрально-азиатского региона (на материалах Республики Таджикистан)»

Введение

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что в социально-политических процессах, развернувшихся в Центральной Азии в конце XX века и продолжающихся до настоящего времени, бесспорно, важную роль начинает играть исламский фактор. Роль и значение исламского фактора также усиливается и в международных трансформационных процессах. Сложившиеся обстоятельства привлекают внимание стран региона, особенно, потому, что в последнее десятилетие термин «исламский фактор» часто отождествляется с понятиями -экстремизма и терроризма. Касаясь данной проблемы, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отмечает: «Сегодня между мусульманским миром и Западом возникла стена недопонимания, представляющая все большую угрозу. К сожалению, в представлениях кругов Запада начинает преобладать мнение о том, что экстремизм якобы свойственен природе ислама - одной из мировых религий. ... Светлая религия ислам, как и все другие религии, учит человечество терпимости, милосердию, смиренности и осуждает любые виды насилия, в том числе убийство. Поэтому было бы грубой ошибкой связывать терроризм и экстремизм с исламом. Терроризм нельзя отождествлять с какой-либо религией, вероучением или нацией»1. Эти слова ориентируют исследователей на то, чтобы глубже более глубоко изучить роль и значение исламского фактора в процессах трансформации центрально-азиатских республик от одной системы к другой.

В последние годы проведено достаточно много исследований по исламскому и религиозному фактору и попыток определить сферу его влияния и характер действия. Существование исламского фактора и его активизация на национальном, региональном и международном уровне, а также его влияние на международные отношения остается бесспорной

1 Рахмонов Эмомали. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Том пятый. — Душанбе: Ирфон, 2006.-С. 117.

реальностью и заставляет исследователей вновь и вновь возвращаться к этой теме и освещать ее различные аспекты.

Внутренняя жизнь стран Центральной Азии и их международные политические отношения в наше время находятся в условиях постепенного развития. Динамика этих процессов определяется еще и характером влияния исламского фактора на политику, а также политики на религию, поскольку соотношение между политикой и религией в исламе и в политике мусульманских стран, в том числе, стран Центральной Азии, на протяжении своего существования находится в постоянном изменении. И это происходит тогда, когда политика многих мусульманских стран формируется исходя из собственных национальных интересов и имеет более прагматический характер.

Другим политическим явлением стало то, что для достижения своих , целей к исламу обращаются разные политические силы, как консервативные, так и либеральные, и характерно то, что они часто ищут пути решения социально-экономических и политических проблем через призму религии. Характерно, что в последние годы идет процесс возрождения исламских традиций и ценностей, распространение ислама в мировом масштабе и на уровне региона Центральной Азии. Параллельно идет проникновение внешних, нетрадиционных исламских идеологий и тенденций, которые привели к появлению различных религиозных течений внутри одного общества и формированию конфронтационных позиций каждой из этих групп.

Актуальность темы также определяется тем, что с момента обретения

государственного суверенитета, демократизация общества способствовала

устранению различных барьеров в осуществлении религиозных норм

мусульман. Но в условиях свободной реализации религиозных прав граждан

потенциал мусульман не всегда направлялся в нужное и созидательное

русло. Важно отметить, что как внешние, так и внутренние силы

использовали и сегодня используют «исламский фактор» и ведут

4

религиозно-идеологическую работу, особенно привлекая на свою сторону неимущих и малообразованных мусульман, оказывая им материально-финансовую поддержку.

В современных международных процессах «исламский фактор» играет все более заметную роль во взаимоотношениях мусульманских стран. Место мусульманских стран и международных межправительственных исламских организаций в мировой политике, международных отношениях и в формировании многополюсного мира становится все больше значимым. Усиление влияния исламского фактора в современном мире объясняется еще и тем, что в последнее время мусульмане стали ощущать себя единой общностью.

Другая существенная проблема, связанная с исламским фактором - это отсутствие отношения к данному фактору и правильного видения религиозной ситуации и религиозных проблем в регионе. Большинство ученых в Центральной Азии в исследованиях по исламскому фактору в основном рассматривают данную проблему не с помощью собственных концепций, а с помощью тех концепций, которые разработаны в зарубежных странах и не соответствуют условиям данного региона.

В данной диссертации приводятся результаты научно-политического анализа сущности исламского фактора и его влияния на политические процессы в странах Центральной Азии, их сотрудничество с мусульманскими государствами и организациями.

Степень разработанности проблемы. Исламский фактор в экспертной среде определяется как нетрадиционный научный термин и, безусловно, является одной из наиболее актуальных проблем в современной политологии, в международных отношениях и религиоведении. Данной теме посвящено значительное количество исследований отечественных и зарубежных ученых и исследователей1. Следует отметить, что появившиеся

1 Эсенаманова Н. С. Ислам в Центральной Азии в условиях глобализации. Авт. дисс. на соис. уч. ст. кан. пол.наук. Бишкек, 2004.; Даирова А. М. Исламский фактор в политических процессах Казахстана : Авт.

5

в последние годы научные материалы, посвященные проблеме исламского фактора, не до конца определили само понятие «исламский фактор» и ограничились рамками отдельного государства Центральной Азии. С другой стороны, в Таджикистане существует гораздо меньше монографий и научных публикаций, специально затрагивающих данную проблематику. В этом направлении научного исследования нельзя не отметить активизацию усилий специалистов.

Российскими учеными и исследователями других стран региона выполнено немало работ. Следует выделить работы А. Малашенко, В. Наумкина, А. Игнатенко, Р. Ланды, Н. Жданова, Л. Р. Сюкияйнена, Л.Р. Полонского, Б. Бабаджанова, К. Мелыкова, Э. Усубалиева и др1.

Среди зарубежных исследователей одна из последних работ бывшего госсекретаря США М. Олбрайт имеет серьезное значение для данной > диссертационной работы, особенно в связи с определением по проблеме места религиозного фактора во внешней политике и дипломатии. М.Олбрайт в книге «Религия и мировая политика» пишет, что религия и политика -неразделимы. Религия — мощная движущая сила и характер ее воздействия на мир зависит прежде всего от того, какие чувства она внушает и на какие !

дисс. на сос. уч. степ. канд. полит, наук. Москва, 2006; Ушаков В. Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы. Авт. дисс. на соис. уч. ст. кан. пол. наук. - М. 2009.;Хукмишоев 3. Роль ислама в политических процессах общества (на материалах Таджикистана). Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Душанбе. 2007.; Нанаева А. Движение исламских фундаменталистов в южном регионе Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан). Авт. дисс. на соис. уч. ст. кан. пол. наук. - М. 2009 ., Усмон Давлат. Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ). Авт. на соис. уч. ст. кан. пол. наук. - М. 2008.

1 А. Малашенко. Исламская альтернатива и исламский проект. Моск. Центр Карнеги. — М.: Весь Мир, 2006.; В.В. Наумкин. Ислам и мусульмане: культура и политика / Статьи, очерки и доклады разных лет. 2009.;А. Игнатенко. Ислам и политика / Сборник статей. - М.: Институт религии и политики, 2004; Р.Г. Ланда. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005., А.А.Игнатенко. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. - М., 1988. Н.В.Жданов. Исламская концепция миропорядка. - М:Международные отношения. 2003., Л. Р. Сюкияйнен. Исламская правовая мысль о глобализации и перспективах политического реформирования мусульманского мира // Ислам в XXI веке. Полития №4 (47). - М.: 2007., Л. Р. Полонская. Современные мусульманские идейные течения / Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей. - М.; Наука, 1985.; Бахтияр Бабаджанов. Среднеазиатское духовное управление мусульман: предыстория и последствия распада / Многомерные границы Центральной Азии / Под ред. М.Б. Олкотт и А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2000 ., Бабаджанов Б. Религиозно-оппозиционные группы в Узбекистане // Религиозный экстремизм в Центральной Азии. —Душанбе: 2002.,К. Маликов, Усубалиев Э. Е. Мусульманская община Кыргызстана и политический процесс в стране: подходы к гармонизации отношений между государством и религией,-Бишкек, 2009.

действия вдохновляет. Задача лидеров состоит в том, чтобы использовать во благо весь тот потенциал религии, с помощью которого людей можно объединить, и, по возможности, не допускать возникновения таких ситуаций, когда религия становится причиной раздора1. То есть, религия и, в свою очередь, ислам могут влиять на политику как в конструктивном, так и в деструктивном направлении. Но это зависит от того, насколько правильно политики осознают сущность и значение религии в жизни общества и что именно ожидают от религии. Ведь часто с исламом путают деятельность радикально-экстремистских организаций, которые пропагандируют свою идеологию, прикрываясь исламскими атрибутами. И в связи с этим, в современных мусульманских странах не всегда правильно оценивается потенциал ислама в реализации как благих дел в обществе, так и противоположных им.

Весьма значительную ценность для диссертационной работы имеет

Л

исследование американского ученого Адиба Халида , который в своей книге с точки зрения истории затрагивает проблемы ислама и политики в Центральной Азии за последние сто лет. По мнению автора, история ислама в Центральной Азии лучше всего показывает сложность этой религии как исторического феномена, ее внутреннее разнообразие и неисчерпаемый потенциал. Положение и характер ислама зависят от того, как мусульмане интересуются этой религией и в какое русло направляется этот потенциал.

Огромный вклад в исследовании фундаментальных проблем современного положения религии и специфики исламского религиозного сознания внесли ученые исламского мира М. Икбол, А. Шариати, М. Мутаххари, Р. Хомейни, Ю. Карзави и др3.

1 Олбрайт М. Религия и мировая политика. - М.; 2007. - С. 88.

2 Халид А. Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии / Пер. с англ. А.Б. Богдановой. — М., Новое литературное обозрение, 2010.

3Икбол М. Возрождение религиозного мышления в исламе. - Душанбе: Эр-граф, 20Ю.(на тадж. яз.), Ю, М. Мутаххари. Исламские движения в последние столетия. — Тегеран: Садро, 1998., Сайид Абуль Аля Маудуди. Политическая теория ислама / Отечественные записки. - 2003, №5.; И. Р. Хомейни. Столпы исламского государства // Отечественные записки. - 2003. - №5.;Ю. Карзови. Кудс мечта каждого мусульманина. - Душанбе, 2008.

Таджикские ученые и политики внесли значительный вклад в исследовании места и роли ислама и влияния исламского фактора на социально-политическую жизнь таджикского общества и других центрально-азиатских стран. Особенно следует отметить работы таких ученых, как С.И. Шарипова, А.Н. Махмадова, С.С. Сафарова, A.A. Шамолова, С.С. Ятимова, Г.Н. Зокирова, А. Мухабатова, 3. Хукмишоева, М. Давлатова, К. Олимова, И. Усмона, Ш. Абдуллоева, А. Рахнамо, М. Химматзода, М. Кабири, А. Тураджонзода, М. Олимова, С. Олимовой, Д. Усмона, Д. Назирова, Г. Мирзоева, Ф. Умарова, 3. Сайидзода и др.1

При исследовании нами проблемы влияния исламского фактора на внешнюю политику и международные отношения ценной является научная

1 Шарипов С.И. Перспектива развития и проблемы мусульманского мира // Таджикистан и современный мир. №2 (15). -Душанбе; 2007, Шарипов С.И. Политические процессы в таджикском обществе сборник статей 1998-2011 гг.. - Душанбе: ЦСИ при Президенте РТ, 2011.;Махмадов А.Н. Политология. - Душанбе: Ирфон, 2010., Сафаров С. Национальная государственность и религия в современном Таджикистане // Государство и религия: поиск путей продолжения диалога. - Душанбе: Ирфон, 2005., Сафаров С. Глобализация ислама: проблемы, противоречия и перспективы // Внешняя политика. №1. - Душанбе: Пайванд, 2013.;Ятимов С. Идеологический фактор в геополитике ИРИ. - Душанбе: Шарки озод, 2002.; Зокиров Г. Политическая энциклопедия. - Душанбе: Деваштич, 2007.; Мухабатов А. Политология. -Душанбе: Истеъдод, 2013., Хукмишоев 3. Религиоведение. - Душанбе: 2010.; Шамолов А. Религия в системе социально-политических отношений в Республике Таджикистан // Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии. - Душанбе: Ирфон, 2006.; А. Сатторзода. Суфийский орден Кадирия в Таджикистане //Суфизм в Иране и в Центральной Азии. - Алматы; 2006.; Олимов К. Диалектика светского и религиозного мировоззрения в условиях построения национального государства / Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент. -Душанбе, Деваштич, 2004., ДавлатовМ. Национальные интересы Таджикистана и исламские проекты // Динамика развития национальных и религиозных проектов в центральной Азии. - Душанбе: Ирфон, 2006.,Его же. Деидеологизация советского и религиозного начал в политических противоречиях Таджикистан // Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент. -Душанбе: Деваштич, 2004., АхмедовС. Светские и религиозные элементы в национальном государстве / Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент. - Душанбе: Деваштич, 2004., Абдуллоев Ш. Современный ислам в сфере политики и идеологии. - Душанбе: Ирфон, 1990.,Абдуллозода Ш. Тема и термины исламской экономики и дискуссий вокруг его / Исламская этика и социально-экономическое развитие. - Душанбе; 2011. А. Рахнамо. Религиозная партия и светское государство (Проблемы деятельности политических партий религиозного характера в условиях светского государства). — Душанбе: Ирфон, 2008, Его же. Ислам и национальная безопасность в Таджикистане.-Душанбе: Ирфон, 2011.; М. Химматзода. Дидгох ва масоил. - Душанбе: Деваштич, 2006., И. Усмонов. Применение принципа отделения религии от государства в условиях таджикского государства / Построение доверия между исламистами и секуляристами — таджикский эксперимент. - Душанбе: Деваштич, 2004., М. Кабири. Религия и политика. - Душанбе: Муаттар, 2010., Д. Усмон. Исламский фактор в политических процессах России и стран Центральной Азии. — М.: Издатель Воробьев A.B., 2009., А. Тураджонзода. Шариат и общество. — Душанбе; 2006., Музаффар Олимов, Саодат Олимова. Политический ислам в современном Таджикистане / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под об.ред. А. Малашенко и М.Б. Олкотт. Моск. Центр Карнеги.: - М: Арт-Бизнес-Центр, 2001.; Мирзоев Г.Д. Ислам в контексте общественного сознания таджиков (история и современность). Авт. дисс. на соис. уч. ст. кан. пол.наук. Душанбе, 2009.; Сайидзода 3. Ш. (Саидов Зафар Шералиевич), Саидов Ф. 3. Таджикистан и проблематика исламского мира. - Душанбе: Иттилоот ва муошират, 2008.; Ф. Умаров. Таджикистан и исламский мир: особенности сотрудничества (монография). - Душанбе: Ирфон, 2011.

работа таджикского ученого С. Ятимова1. Автор, рассматривая идеологический фактор в формировании внешней политики, в своем исследовании отмечает, что политический ислам остается одним из основных орудий формирования и осуществления внешней политики ряда мусульманских стран. По его мнению, вопрос о роли и месте идеологии в отношениях между народами и странами продолжает являться одним из ведущих при изучении и исследовании этого фактора, что является важнейшей задачей современной политологии.

Научная работа таджикского ученого Абдулло Рахнамо «Ислам и национальная безопасность в Таджикистане» имеет важное значение для нашего исследования. Впервые в научной среде таджикского общества и вообще во всей Центральной Азии затрагивается проблема соотношения религии (ислам) и национальной безопасности и рассматриваются . конструктивные и деструктивные моменты влияния религиозного фактора на национальную безопасность отдельного светского государства. По мнению автора, в существующих условиях таджикского общества, без учета религиозного фактора, религиозного образования граждан, его уровня и форм влияния, невозможно обеспечить устойчивую стабильность в обществе ? и национальную безопасность государства. Для сохранения национальной идентичности таджиков в условиях глобализации нужно объективно представлять сущность религиозного фактора и правильно налаживать отношения с религией, что является очень важной задачей государства.

Источниковую базу данного исследования составили материалы, которые можно разделить на следующие группы:

- официальные документы: уставы и документы международных исламских организаций, конституции и законы, регулирующие деятельность религиозных общественных организаций стран Центральной Азии, речи и выступления государственных и политических деятелей, духовенств, в

1 Ятимов С.С. Идеологический фактор в геополитике Исламской Республики Ирана. - Душанбе: Деваштич, 2002.

которых затрагиваются вопросы, связанные с исламской проблемой, имеющей национальный, региональный и международный характер;

- монографии и научные труды таджикских, российских и зарубежных ученых, посвященные вопросам исламского фактора в странах Центральной Азии, месту и роли ислама и его влиянию на международные отношения и политические процессы современной истории региона;

- ценнейшими источниками данного исследования являются: перевод смыслов Корана на русский язык, хадисы Пророка (с).

Нами также были использованы материалы следующих периодических изданий: «Ислам в СНГ», «Ислам в современном мире», «Таджикистан и современный мир», «Россия и мусульманский мир» и другие.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в политологическом плане диссертант осуществляет комплексный анализ проблемы исламского фактора, определяет особенности данного фактора в политической жизни общества и его влияние на взаимоотношения мусульманских стран, определяет особенности существования исламского фактора в системе светского государства, место ислама в социально-политической и культурной жизни центрально-азиатского общества. ' Научная новизна диссертации определяется также тем, что в ней:

- систематизированы взгляды ряда политологических школ и отдельных ученых в определении сущности и значения термина «исламский фактор» и его теоретического и методологического значения для изучения политических процессов в мусульманских странах на примерах новых независимых государств Центральной Азии;

- выявлены особенности проявления исламского фактора, его влияния на национальном (государственном), региональном и международном уровнях, их взаимоотношения между собою;

в сравнительно-историческом плане проанализированы специфические особенности формирования исламского фактора, основные

этапы его активизации в политической жизни отдельных стран Центральной Азии;

- предложены способы снижения некоторых негативных влияний религиозно-экстремистских тенденций и ограничение распространения нетрадиционных исламских течений;

- выявлены основные перспективные направления сотрудничества стран Центральной Азии, в первую очередь, Республики Таджикистан, с членами Организации Исламского Сотрудничества;

- дан прогноз будущих перспектив участия ислама в социально-политической жизни светского государства и формирования нового миропорядка.

Объектом исследования является роль исламского фактора в политических процессах в условиях трансформации общества в Центрально- , азиатском регионе.

Предметом исследования выступают положения о роли исламского фактора в современных политических процессах и его влиянии на социально- политическую и культурную жизнь центрально-азиатского общества, на взаимоотношения мусульманских государств и на современные '' международные отношения.

Основные цели и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в определении сущности исламского фактора и особенностей его влияния на современные политические процессы стран Центральной Азии, его места и роли в международных отношениях в условиях глобализации. Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании определены следующие задачи:

- изучить существующие научные материалы и теоретические концепции и определить сущность и значение термина «исламский фактор»;

- проанализировать особенности влияния исламского фактора на национальном, региональном и международном уровне;

- исследовать место и роль исламского фактора в условиях

11

трансформации общества в новом независимом государстве;

- выявить основные этапы и особенности активизации роли исламского фактора в политических процессах государств Центральной Азии;

- рассмотреть взаимоотношения государств Центральной Азии с членами Организации Исламского Сотрудничества и другими международными исламскими организациями;

- раскрыть конструктивный потенциал исламского фактора в сохранении стабильности в обществе и предложить пути снижения негативного влияния экстремистских и радикальных течений на политические процессы центрально-азиатских сообществ.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. В качестве теоретических основополагающих принципов использованы идеи отечественных и зарубежных ученых по проблемам исламоведения, истории, социологии, политологии и международных отношений. В качестве методологической основы диссертации были использованы методы системного, сравнительно-политологического, логического и исторического анализа при изучении религиозных воззрений и их влияния на общественно-политическую жизнь и политические процессы мусульманских стран Центральной Азии. Исторический и логический метод использовался для рассмотрения проблемы активизации исламского фактора в современных условиях, а также его влияние на политические процессы в государствах Центральной Азии. При определении места, роли и значения исламского фактора в отдельных странах региона применялся сравнительный метод. Метод системного анализа оказался необходим при определении основных значений исламского фактора на национальном, региональном и международном уровне и их взаимосвязи и взаимовлияния в целом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.«Исламский фактор» - это не только исламские организации и

движения, но и то, что связано с активизацией исламской религии в

12

современных условиях. То есть, исламский фактор - в широком понимании -это исламское право, исламская традиция, исламское образование, исламский шариат и т.д. Можно сказать, что «исламский фактор» - как политическая категория, которая применяется для обозначения воздействия, оказываемого религией ислама на тот или иной объект (предмет), который имеет определенное значение для его функционирования в политических процессах современного мусульманского и немусульманского общества.

2. «Исламский фактор» всегда играл важную роль в процессе социально-политической и культурной жизни мусульманских обществ региона Центральной Азии, однако и его влияние в регионе невозможно рассматривать как абсолютно единую, политическую и социально-культурную общность. Потому что, на национальном и региональном уровне ■: мы видим различные особенности проявления исламского фактора. На наш взгляд, этот момент нуждается в более глубоком и всестороннем изучении.

3. Различные авторы усматривают основные причины возникновения и активизации радикально-экстремистских религиозных организаций и движений в регионе Центральной Азии в существующем низком уровне религиозного образования граждан и бедности. На наш взгляд, настала необходимость разработки и осуществления единого государственного подхода к решению религиозных проблем, особенно в направлении возрождения национальных традиций и ценностей в духовной жизни населения нашей республики.

4. Вхождение ЦА в Организацию Исламского Сотрудничества стало

дополнительным условием для мусульманских стран в налаживании

взаимовыгодных отношений с этими новыми членами в культурном,

экономическом и в других важных направлениях. Участие стран ЦА в ОИС

активизирует культурно-историческую, экономическую и геополитическую

принадлежность страны к традиционной зоне исламского мира. Большой

вклад региона Центральной Азии в развитие исламской цивилизации

13

значительно актуализируется в рамках сотрудничества с другими мусульманскими странами в рамках ОИС.

5. Влияние исламского фактора на международные, региональные, внутренние и национальные политические трансформационные процессы -многоаспектное и неоднородное явление. И чем острее будет стоять вопрос самостоятельности исламского мира как субъекта в мировой политике, тем сильнее будет стремление мусульманских стран к взаимопониманию, единству, консолидации и вовлечению исламских обществ и других немусульманских государств в сферу своих геополитических интересов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Саидов, Шухраджон Шукурович, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Книги и монографии

1. Абдуллоев, Ш. Современный ислам в сфере политики и идеологии / Ш. Абдуллоев. - Душанбе: Ирфон, 1990. - 152 с. (на тадж. яз.).

2. Актуальные проблемы политических процессов в Таджикистане / Под ред. А.Н. Махмадова. Часть 1. - Душанбе: Вахт ЛТД, 2010. - 144 с.

3. Актуальные проблемы политических процессов в Таджикистане / Под ред. А. Мухаббатова. Часть 2. - Душанбе: Нурафзои нур, 2013. - 188 с.

4. Александров, И. Монархии Персидского залива: этап модернизации / И. Александров. - М.: Дело и Сервис, 2000. - 544 с.

5. Аль-Банна, Хасан. Послания / А.Б. Хасан. - М., 2000. - 156 с.

6. Асадуллаев, И. Политический ислам в Таджикистане. Заметки и наблюдения / И. Асадуллаев. - Душанбе, 2009. - 46 с.

7. Бжезинский, Збигнев. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / Збигнев Б. - М.: Международные отношения, 2005. - 288 с.

8. Борисов, А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век)/А.Б. Борисов.-М.: Наука, 1991.-213 с.

9. Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений / Под ред. A.A. Князева, A.A. Мигранян. - Бишкек, 2009. - 350 с.

Ю.Гоибов, Г. Религии мира / Г. Гоибов. - Душанбе: Сармад-Компания, 2010. - 172 с. (на тадж. яз.).

П.Давлат, Усмон. Исламский фактор в политических процессах России и стран Центральной Азии / Д. Усмон. — М.: Издатель Воробьев A.B., 2009.- 180 с.

12.Джононов, С. Проблемы формирования национального самосознания в условиях государственного строительства Таджикистана / С. Джононов. — Душанбе: Ирфон. - 272 с.

13.Диалог государства и религии в Таджикистане / Отв. ред. К. Искандаров.

-Душанбе, 2010. -227 с. (натадж. яз.). М.Додихудоева, Лола. От ислама к секуляризму и обратно в ислам? «Женский вопрос» в мусульманских сообществах в XX - нач. XXI вв. Часть 1 / Л. Додихудоева. - Душанбе: Дониш, 2013. - 272 с.

15.Ёвкочев, Ш. Исламский фактор в политической системе современного Египта / Ш. Ёвкочев. - Ташкент: Ташкентский исламский университет, 2008.-212 с.

16.Жданов, Н.В. Ислам на пороге XXI века / Н.В. Жданов, A.A. Игнатенко.— М.: Политиздат, 1989. -349 с.

17.Жданов, Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В. Жданов. - М.: Международное отношения, 2003. - 566 с.

18.Жиль, К. Джихад. Экспансия и закат исламизма / К. Жиль. - М.: Ладомир, 2003.-468 с.

19.3окиров, Г.Н. Политическая энциклопедия / Г.Н. Зокиров. - Душанбе:

Деваштич, 2007. - 602 с. (на тадж. яз.). 20.3окиров, Г.Н. Политология / Г.Н. Зокиров. - Душанбе: Эр-граф, 2010. —

520 с. (на тадж. яз.). 21.3охидов, О.Х. Политическая история таджиков: анализ теории / О.Х. Зохидов. — Душанбе: Ирфон, 2011. - 180 с. (на тадж. яз.).

22.Игнатенко, A.A. Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии // Ин-т востоковедения РАН, Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока. -Москва: Крафт+:Ин-т востоковедения РАН, 2001. - 417 с.

23.Игнатенко, A.A. Ислам и политика / A.A. Игнатенко. - М.: Институт религии и политики, 2004. - 256 с.

24.Игнатенко, A.A. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность / A.A. Игнатенко. - М., 1988. -208 с.

25.Икбол, Мухаммад. Возрождение религиозного мышления в исламе / М. Икбол. - Душанбе: Эр-граф, 2010. - 268 с. (на тадж. яз.),

26.Ислам и советское государство. Вып. 1 (по материалам Восточного отд. ОГПУ. 1926 г.) / вступ. ст., сост. и коммент. Д.Ю. Арапова и Г.Г. Косача.

— М.: Изд. дом Марджани, 2010.- 152 с.

27.Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.-315 с.

28.Кабири, М. Религия и политика / М. Кабири. - Душанбе: Муаттар, 2010. -148 с. (на тадж. яз.).

29.Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. Сура «Сгусток». Аят 1-5.

30.Лаумулин, М.Т. «Арабская весна» 2011 года: социально-политические изменения на Арабском Востоке и их международные последствия / М. Т. Лаумулин. - Алматы: КИСИ, 2011. - 236 с.

31.Левин, З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. 3. И. Левин. - М.: Восточная литература, 1999. - 198 с.

32.Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. — Т. 18. — М., -С. 370.

33.Малашенко, А. Исламская альтернатива и исламский проект / А. " Малашенко. — М.: Весь Мир, 2006. - 221 с.

34.Малашенко, А. Исламское возрождение в современной России / А. Малашенко. — М., 1998.

35.Маликов, К.К. Мусульманская община Кыргызстана и политический процесс в стране: подходы к гармонизации отношений между государством и религией / К. К. Маликов, Э. Е.Усубалиев. - Бишкек, 2009.-230 с.

36.Махмадиев, Н.Д. Социальные корни религиозного экстремизма в Таджикистане / Н. Д. Махмадиев. - Душанбе: Ифрон, 2013. - 172 с.

37.Махмадов, А.Н. Политология / А.Н. Махмадов. - Душанбе: Ирфон, 2010.

- 442 с. (на тадж. яз.).

38.Мец, Адам. Мусульманский Ренессанс / М. Адам. Изд.2-е. [Пер. с нем., предис., библиогр. и указатель Д. Е. Бертельса.Отв. ред. В.И. Беляев]. -М.: Наука, 1973.-473 с.

39.Милославская, Т.П. Международные мусульманские организации / Т.П. Милославская, Г.В.Милославский. - Ислам. Краткий справочник. М., 1983.- С. 127-128.

40.Мирзоев, Н.М. Отношения Таджикистана с Афганистаном / Н.М. Мирзоев. - Душанбе: Сино, 1997. - 104 с.

41.Мутаххари,М. Взаимные службы Ислам и Иран / М. Мутаххари. -Душанбе: Пайванд, 2007. — 660 с. (на тадж. яз.).

42.Мутаххари, М. Человек и его предназначение / М. Мутаххари. - Душанбе: Пайванд, 1998. - 94 с. (на тадж. яз.).

43.Мухаббатов, А. Политология / А. Мухаббатов. — Душанбе: Истеъдод, , 2013. - 392 с. (на тадж. яз.).

44.Мухаккик, Абдулло. Салафия: современный научно-политический взгляд, или отрицание мысли и корыстные цели Албани / А. Мухаккик. -Душанбе: Ирфон, 2013. - 736 с. (на тадж. яз.).

45.Мухаметов, Р. Политическое самоопределение исламского мира в условиях глобализации (политические доктрины и действие) / Р. Мухаметов. - М., 2008.

46.Мухаммадсолех, Мухсин. Мирные проекты Палестины / М. Мухаммадсолех. - Душанбе: Деваштич, 2009. -106 с. (на тадж. яз.).

47.Набзи замон. - 2013. - №2. - 82 с. (на тадж. яз.).

48.Назаров, Т. Современная таджикская дипломатия / Т. Назаров, А. Сатторзода. - Душанбе: Ирфон, 2006. - 224 с. (на тадж. яз.).

49.Назиров, Д. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в Центральной Азии / Д. Назиров. - Душанбе: Ирфон, 2007. - 162 с.

50.Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика. Статьи, очерки и доклады разных лет / В.В. Наумкин. - М., 2009. - 719 с.

51.Ночи, Мухаммадризо. Культура и исламская цивилизация на территориях Саманидов / М. Ночи. — Душанбе: Эр-граф, 2011. - 1295 с.

52.Нуртазина Н.Д. Ислам в Казахском ханстве (XV-XVII вв.) / Н.Д. Нуртазина. - Алматы: «Казах университет» Казахстанского национального университета им аль-Фараби, 2009. — 119 с.

53.Олбрайт Мадлен. Религия и мировая политика / М. Олбрайт. - М.: Альпина бизнес букс, 2007. - 352 с.

54.Примаков, Е.М. Мир после 11 сентября / Е. М. Примаков. - М.: Мысль, 2002. - 190 с.

55.Рагузин, В. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях /

B. Рагузин. - М.: РАГС, 1998. -100 с.

56.Раджабов, С.А. Исламский фактор в СНГ: Курс лекций. Учеб.пособие /

C.А. Раджабов-Душанбе: Копи-Центр, 2006. -188 с.

57.Радикализация исламских движений в Центральной Азии и на Северном Кавказе / И.П. Добаев [ и др.]; / под ред. И.П. Добаева. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010.- 236 с.

58.Ражбадинов, М.З. Умеренный исламизм в Египте. На примере деятельности организации «Братья-мусульмане» / М.З. Ражбадинов. - М.: Русский язык, 2006. - 432 с.

59.Рахматуллаев Э. Миротворчество ООН в Таджикистане и перспективы превентивной дипломатии в Центральной Азии / Э. Рахматуллаев. - М.: 2001.-230 с.

60.Рахматуллаев Э. Превентивная дипломатия: панацея или мираж / Э. Рахматуллаев. - Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. мировой политики. -М.: КДУ, 2007. - 408 с.

61.Рахмон, Эмомали. О религии / Э. Рахмон. - Душанбе: Шарки озод, 2006. -553 с. (на тадж. яз.).

62.Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. / Э. Рахмонов. - Душанбе: Ирфон, 2006. Т. 6. - С. 334-340. (544 с.)

63.Рахмонов, Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации / Э. Рахмонов. - Душанбе: Ирфон, 2002. Т. 1. - С. 159-170. (512 с.)

64.Рахмонов, Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации / Э. Рахмонов. - Душанбе: Ирфон, 2005. Т. 5. - С. 107-138. (560 е.).

65.Рахмонов, Э. Таджики в зеркале истории / Э. Рахмонов. - Душанбе: Ирфон, 1999.- 131 с.

66.Рахнамо, Абдулло. Ислам и национальная безопасность в Таджикистане / А. Рахнамо. - Душанбе: Ирфон, 2011. - 298 с. (на тадж. яз.).

67.Рахнамо, Абдулло. Исламское духовенство в Таджикистане / А. Рахнамо.

- Душанбе: Ирфон, 2009. - 256 с. (на тадж. яз.).

68.Рахнамо, Абдулло. Религиозная партия и светское государство. (Проблемы деятельности политической партии религиозного характера в условиях светского государства) / А. Рахнамо.- Душанбе, 2008. - 226 с. (на тадж. яз.).

69.Романенко, B.C. Сотрудничество советской дипломатии и мусульманского духовенства СССР в 20-е годы XX века: Научно-исторический очерк / B.C. Романенко. - М.: Махинур, Н. Новгород, 2005.

- 144 с.

70.Россия - Средняя Азия: Политика и ислам в конце XVIII - начале XXI века / [Ф.М. Мухаметшин, С.Н. Абашин, Д.Ю. Арапов и др.]. - М.: Издательство Московского университета, 2013. - 480 с.

71.Саидов, 3. Актуальные аспекты внешнеполитического механизма и международной деятельности Республики Таджикистан.издание второе дополненное / 3. Саидов. - Душанбе: Контраст, 2011. - 206 с.

72.Саидов, Х.С. Афганистан и Иран: параллели этнонационального развития / X. С. Саидов. - М.: РАГС, 2010. - 392 с.

73.Сайидзода, З.Ш. Таджикистан и проблематика исламского мира / 3. Сайидзода, Ф. Саидов. - Душанбе: Иттилоот ва муошират, 2008. - 43 с.

74.Самуэль, X. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. -М.: ACT, 2005.

- 603 с.

75.Санаи, M. Мусульманское право и политика: Учеб.пособие / М. Санаи. -М., 2001.-96 с.

76.Силантьев, P.A. Мусульманская дипломатия в России: история и современность: Учебное пособие / P.A. Силантьев. - М.: ИПК МГЛУ Рема, 2009 - 528 с.

77.Силантьев, P.A. Новейшая история ислама в России / P.A. Силантьев. -М.: Алгоритм, 2007. -576 с.

78.Скляров, Л.Е. Иран в 60-80 гг.: традиционализм против современности. Революция и контрреволюция / Л. Е. Скляров. - М.: Наука, 1993. -255с.

79.Сычев, В. США и мусульманский мир / В. Сычев. - Душанбе: Ирфон, 1989.-288 с.

80.Тойнби, Арнольд. Постижение истории / А. Тойнби. - М.: Айрис-Пресс, 2010.-640 с.

81.Тримингэм, Дж. С. Суфийские ордены в исламе / Дж.С. Тримингэм / Пер. с англ. A.A. Ставиской, под ред. и с предисл. О.Ф. Акимушкина. - М.: София, 2002. - 480 с.

82.Тураджонзода, Акбар. Шариат и общество / А. Тураджонзода. - Душанбе, 2006. - 162 с. (на тадж. яз.).

83.Турецкая Республика, Справочник/ Ответственные редакторы: Н.Ю. Ульченко, Е.И.Уразова. - М., 2000. - 344 с.

84.Умаров, Ф. Таджикистан и исламский мир: особенности сотрудничества / Ф. Умаров. - Душанбе: Ирфон, 2011. - 184 с.

85.Ушаков, В.Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы / Н.В. Ушаков. - М. - Бишкек: КРСУ, 2005 - 206 с.

86.Халид, Адиб. Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии / А. Халид / пер. с англ. А.Б. Богдановой. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 304 с.

87.Химматзода, М. Дидгох ва масоил / М. Химматзода. - Душанбе:

Деваштич, 2006. - 272 с. (на тадж. яз.).

162

88.Хитцель, Ф. Османская империя / Ф. Хитцель. - М.: Вече, 2006. - 384 с.

89.Хукмишоев, 3. Религиоведение / 3. Хукмишоев. - Душанбе: 2010, - 260 с. (на тадж. яз.).

90.Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с центрально-азиатской точки зрения / Пер. Р. Султанова. — Бишкек: Принтхаус, 2009. - 638 с.

91.Шарипов, И. Становление таджикской государственности / И. Шарипов. — Душанбе: Дониш, 2013. - 120 с.

92.Шарипов, С. Политические процессы в таджикском обществе (сборник статей 1998-2011 гг.) / С. И. Шарипов. - Душанбе: ЦСИ при Президенте РТ, 2011.-376 с.

93.Шмидт, В. Молодежь, немцы, Талибан / В. Шмидт. - Душанбе: Сармад Компания, 2013. - 219 с.

94.Эволюция политических систем на Востоке. - М.: ИВ РАН, 1999. - 244 с.

95.Эсенаманова, Н.С. Ислам в Центральной Азии: история и современность / Н.С. Эсенаманова. - Бишкек: КРСУ, 2003. - 120 с.

96.Юсуф, Карзави. Кудс мечта каждого мусульманина / Ю. Карзави. -Душанбе: 2008. - 152 с. (на тадж. яз.).

97.Яковлев, А. И. Саудовская Аравия: пути эволюции / А.И. Яковлев. - М.: ИВ РАН, 1999.- 170 с.

98.Ятимов, С.С. Идеологический фактор в геополитике Исламской Республики Ирана / С.С. Ятимов. - Душанбе: Шарки озод, 2003. - 218 с.

99.Ятимов, С.С. Иран: хомейнизм и международная политика / С.С. Ятимов. - Душанбе: Шарки озод, 2002. - 284 с.

Научные статьи, материалы научных конференций

100. Абазов, Р.Ф. Исламское возрождение в центрально-азиатских новых независимых государствах / Р.Ф. Абазов // Полис (Политическое исследование). -1995. - №3. - С. 61-67.

101. Абдуллоев, К. Исламское государство: миф или реальность? О взаимоотношениях между государством и религией в Средней Азии / К. Абдуллоев // Государство и религия: поиск путей продолжения диалога. — Душанбе, 2005. - С. 30-46.

102. Абдуллозода, Ш. Тема и термины исламской экономики и дискуссий вокруг неё / Ш. Абдуллозода // Исламская этика и социально-экономическое развитие. - Душанбе, 2011. — С. 43-58 (на тадж. яз.).

103. Агзамходжаев, С. Современное состояние исламского образования в Узбекистане/ С. Агзамходжаев // Россия и мусульманский мир. - 2010. -№11.-С. 124-133.

104. Алшанов, P.A. Казахстан и ОИС: состояние и перспективы взаимодействия / P.A. Алшанов // Председательство Казахстана в Организации «Исламская конференция» в 2011—2012 гг. / Сборник материалов научно-практической конференции (г. Алматы, 25 марта 2011 г.) / Отв. ред. Б.К. Султанов. - Алматы, 2011. - С. 73-100.

105. Ахмедов, С. Светские и религиозные элементы в национальном государстве / С. Ахмедов // Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент. - Душанбе, 2004. - С. 88-107.

106. Бабаджанов, Б. Исламское движение Узбекистана: джихад как идеология изгоев / Б. Бабаджанов // Россия и мусульманский мир. - 2010. -№3. - С.104-112.

107. Бабаджанов, Б. Религиозно оппозиционные группы в Узбекистане/ Б. Бабаджанов // Религиозный экстремизм в Центральной Азии. — Душанбе, 2002.-С. 43-47.

108. Бабаджанов, Б. Среднеазиатское духовное управление мусульман: предыстория и последствия распада / Б. Бабаджанов // Многомерные границы Центральной Азии под ред. М.Б. Олкотт и А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М., 2000. - С. 55-69.

109. Бабаджанов, Б.М., Муминов, А.К., Олкотт, М.Б. Мухаммаджан

Хиндустани (1892-1989) и религиозная среда его эпохи (предварительные

164

размышления о формировании «советского ислама» в Центральной Азии) /Б.М. Бабаджанов, А.К. Муминов, М. Б. Олкотт // Восток. - 2004. - №5. -С. 43-59.

110. Верховный муфтий Казахстана Абсаттар-хаджи Дербисали: «Председательство в ОИК — это большой шанс для Казахстана» // Ислам в Содружестве Независимых Государств: международная политика и сфера безопасности // Ежеквартальный научный альманах. - 2011. - № 1. - С. 7479.

111. Войтович С.А. Фактор социальный//Социологический справочник. Киев, 1990. - С. 117 / Под общей редакцией В. И. Воловича. - Киев: Политиздат Украины, 1990. - 382 с.

112. Гафаров, Н.У. Книготорговые товарищества джадидов в Средней Азии / Н. У. Гафаров // Вестник РТСУ. - 2012. - №3. - С. 137-141.

113. Давлатов, М. Деидеологизация советского и религиозного начал в политических противоречиях Таджикистана / М. Давлатов // Построение доверия между исламистами и секуляристами — таджикский эксперимент. Душанбе, 2004. - С. 139-160

114. Давлатов, М. Национальные интересы Таджикистана и исламские проекты / М. Давлатов // Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии. — Душанбе, 2006. - С. 26-28.

115. Джемаль, Г. Освобождение Ислама / Г. Джемаль. — М., Умма. - 412 с.

116. Жусупов, С. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии / С. Жусупов // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / под ред. А. Малашенко и М.Б. Олкотт; Моск. Центр Карнеги. - М., 2001. - С. 100-128.

117. Зайферт, А.К. О пользе укрепления доверия между исламистами и секуляристами/ А. К. Зайферт // Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент. — Душанбе, 2004.- С. 12-40.

118. Зайферт, А.К., Звягельская, И.Д. Примирение Европы и ислама в Евразии / А.К. Зайферт, И.Д. Звягельская // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - 2004. - №5. - С 76-91.

119. Заявление Хомейни // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 5. - С. 16.

120. Зоиров, Р. Стратегия отношений с «Хизб-ут-Тахрир / Р. Зоиров // О совместимости политического ислама и безопасности на пространстве ОБСЕ. - Душанбе, 2003. - С. 253-277.

121. Интервью Ибодулло Калонзода, имама мечети «Нури Ислам». От 24.07.2014.

122. Интервью первого заместителя председателя ДУМЕР Дамира Мухетдинова // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты: ежеквартальный альманах; - 2012. -№3-4.-С. 85-91.

123. Интервью первого заместителя Совета улемов Согдийской области Ходжамира Ходжамирова. от 23.07.2014.

124. Исламское пробуждение // Слово Иран. - 2011. - №5. - С. 4-9.

125. Кабири, М. ПИВТ и «Хизб-ут-тахрир» (общность и различие) / М. Кабири // О совместимости политического ислама и безопасности на пространстве ОБСЕ. - Душанбе, 2004. - С. 290-303. (на тадж. яз.).

126. Казахстан и Организация «Исламская конференция» / Под общ.ред. Б.К. Султанова. - Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2011. - 268 с.

127. Каримов, Н. Ислам в Узбекистане / И. Каримов // Россия и мусульманский мир. - 2007. - №4. - С. 74-82.

128. Кодар, А. Мировоззрение кочевников в свете степного знания // Культурные контексты Казахстана: история и современность. - Алматы, 1998.-С. 51-64.

129. Косухин, Н. Политизация ислама и столкновение цивилизаций / И.

Косухин // Обозреватель-Observer. - 2007, - №2. — С. 107-115.

166

130. Ланда, Р. Исламизм в Центральной Азии и Россия // Россия и мусульманский мир. - 2011. - №3. - С. 99-104.

131. Лидер ИРИ и участницы Всемирного женского форума в Тегеране // Слово Иран. - 2012. - №14. - С. 2-7.

132. Махмадов, А.Н. Некоторые аспекты взаимоотношений между Ирана с Саудовской Аравией в процессах изменяющегося современного мира / А.Н. Махмадов, 3. Давлатов // Вест. Тадж. нац. ун-та. - 2012. - 3/3. — С. 125-131. (на тадж. яз.).

133. Мелкумян, Е. Персидский залив: Влияние ислама на взаимоотношения стран региона / Е. Мелкумян // Россия и мусульманский мир. Научно — информационный бюллетень. - 2010. - №2. - С. 143-151

134. Мелкумян, Е.С. «Исламский фактор» в деятельности Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива // «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии. - М., 1987. - С. 88-101.

135. Милославская, Т.П. Деятельность «Братьев-мусульман» в, странах Востока / Т.П. Милославская // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. - М„ 1982. - С.7-24.

136. Милославский, Г.В. Исламский мир и ближневосточный конфликт / Г.В. Милославский // Влияние исламского фактора на международные отношения в Азии и Северной Африке и политика Запада на современном этапе. — М., 1985. - С. 84-100 с.

137. Мирзоев, Г. Особенности религиозного сознания в процессе развития современного Таджикистана / Г. Мирзоев // Влияние общественного мнения на реализацию прав человека и развитие демократии в современном мире. - Душанбе, 1997. - С. 62-64.

138. Мирсайитов, И. Исламское движение Узбекистана: этапы развития и современное состояние // Центральная Азия и Кавказ. - 2006. - №6. — С. 124-131.

139. Мирский, Г. Шииты в современном мире / Г.Мирский // Россия и

мусульманский мир. - 2006. - №4. -125-138.

167

140. Мурзахалилов, К. Ислам в Кыргызстане: становление и перспективы развития / К. Мурзахалилов // Секуляризм и ислам в современном государстве: что их объединяет / Отв. ред. Б.К. Султанов. - Алматы, 2008. -С. 179-198.

141. Мухаббатов, К. Религиозно-оппозиционные группы в Таджикистане: «Хизб-ут-Тахрир / К. Мухаббатов // Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Проблемы и перспективы. - Душанбе, 2002. — С. 7178

142. Мухаммадходжаев, А. Накшбандия и профессиональная этика и дисциплина / А. Мухаммадходжаев // Исламская этика и социально-экономическое развитие. - Душанбе, 2011. - С. 59-67. (на тадж. яз.).

143. Назиров, Д. Политический ислам в Центральной Азии: истоки и этапы становления / Д. Назиров // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №4. - С. 178-188.

144. Нормухамедова, М. Взаимосвязь секуляризма с исламской культурой и образованием в Узбекистане / М. Нормухамедова // Секуляризм и ислам в современном государстве: что их объединяет? / Мат-лы междунар. «круглого стола» (г. Алматы, 30 ноября 2007 г.) / Отв. ред. Б.К. Султанов. - Алматы, 2008. - С. 259-280.

145. Нури, Сайид Абдулло. Воспоминания о Мавлави Хиндустани / С.А. Нури // Мусульманские лидеры: социальная роль и авторитет. - Душанбе, 2003.-С. 102-106.

146. Нуруллаев, A.A. Религиозный фактор в национальных процессах / A.A. Нуруллаев // Государственно-церковные отношения в России. - М., 1994.-С. 41-52.

147. Олбрайт, М. Религия и мировая политика / М. Олбрайт. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 275 с.

148. Олимов, К. Диалектика светского и религиозного мировоззрения в условиях построения национального государства / К. Олимов //

Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент. - Душанбе, 2004. - С. 65-77.

149. Олимов, М. Мухамммаджан Хиндустани: жизнь и деятельность / М. Олимов, С. Шохуморов // Мусульманские лидеры: социальная роль и авторитет. - Душанбе, 2003. - С. 83-101.

150. Олимов, М. Политический ислам в современном Таджикистане / Музаффар и Саодат Олимовы // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под об.ред. А. Малашенко и М.Б. Олкотт. Моск. Центр Карнеги.: - М., 2001. — С. 185-204.

151. Орлов, И.Б. Глобализация и/или исламизация? / И.Б. Орлов // Мусульманский опыт миростроительства: базовые цели и ценности, формы познания социо-культурной организации. -М., 2007. - С. 71-75.

152. Полонская J1. Р. Современные мусульманские идейные течения / JI.P. Полонская // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики / Сборник статей. - М., 1985. - С. 6-25.

153. Послание лидера исламской революции Аятоллы Хоменеи Межпарламентской ассамблее исламских государств // Третий взгляд. — 1999.-№66.-С. 8-12.

154. Речь Сайида Алии Хоманаи на первом заседании «Исламское пробуждение». - Душанбе: Культурное представительство посольства Исламской Республики Иран в Таджикистане, 2011. - С. 5-24.

155. Рузалиев, О. Исламское движение Узбекистана: штрихи к портрету / О. Рузалиев // Центральная Азия и Кавказ. - 2004. - №3. - С. 29-34.

156. Садыкова, JI.P. Исламский «ренессанс» в Турции на рубеже XX-XXI вв. / JI.P. Садыкова // Вестник МГИМО (университета). - 2009. - №5.

157. Саидов Ш.Ш. Исламский фактор и дипломатические отношения персоязычных стран // Вестник Тадж. нац. ун-та. - 2012. - 3/3. - С.136-140.

158. Саидов, Н.С. Общество и религия (светское государство и религиозное общество) / Н.С. Саидов, X. Самиев // Вестник Тадж. нац. ун-та. - 2012. -3/1. - С. 146-149 (на тадж. яз.).

159. Саидов, Ш.Ш. Исламский фактор в Республике Таджикистан // Вестник Российского Таджикского (Славянского) университета. - 2012. -№3. - С. 180-184.

160. Саидов, Ш.Ш. Исламский фактор в политических процессах Центральной Азии // Вестник Тадж. гос. ун-та.право, бизн. и полит. -2013.-№1.-С.197-205.

161. Саидов, Ш.Ш. Исламский фактор и национальные интересы Республики Таджикистан / Ш.Ш. Саидов, Ш.Ш. Ризоев // Вестник Тадж. нац. ун-та. - 2011. - №6. - С. 274-279 (на тадж. яз.).

162. Саидов, Ш.Ш. Место и роль исламского фактора в международных отношениях // Вестник Тадж. нац. ун-та. - 2014. - 3/6. - С. 92-95.

163. Сатторзода, А. О соотношении религиозного и национального самосознания в таджикском обществе / А. Сатторзода // Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент. - Душанбе, 2004. - С. 108-121.

164. Сатторзода, А. Суфийский орден Кадирия в Таджикистане А. Сатторзода // Суфизм в Иране и Центральной Азии. - Алматы, 2006. - С. 101-105

165. Сафаров, С. Глобализация ислама: проблемы, противоречия и перспективы / С. Сафаров // Внешняя политика. - 2013. Душанбе. - №1. -С. 87-95.

166. Сафаров, С. Миростроительство и разрешение конфликтов в мусульманских странах: опыт Таджикистана / С. Сафаров // Внешняя политика. - 2012.-№1.-С. 129-137.

167. Сафаров, С. Национальная государственность и религия в современном Таджикистане / С. Сафаров // Государство и религия: поиск

путей продолжения диалога. - Душанбе, 2005. - С. 72-83.

170

168. Сейлова, Д.С.Ислам в Казахстане: религиозная идентичность и глобализация / Д.С. Сейлова // Ислам в современном мире. - 2008. - №2. -С. 58-64.

169. Сейталиева, Г. Ренессанс ислама в независимом Киргизстане / Г. Сейталиева //Россия и мусульманский мир. - 2006. - №2. - С. 101-116.

170. Сидоров, О. Исламский фактор во внутриполитической стабильности государств Центральной Азии / О. Сидоров // Центральная Азия и Кавказ. - 2007. - №1. - С. 15-24.

171. Список религиозных организаций Республики Таджикистан от 17.05.2013. Отчет Комитета по делам религии при Правительстве Республики Таджикистан.

172. Султанов, Б.К. Многовекторность и евразийство — фундамент внешней политики суверенного Казахстана / Б.К. Султанов // Независимый Казахстан: настоящее и будущее: Сборник материалов науч.-практ. конф. (г. Алматы, 7 декабря 2011 г .) / Отв. ред. С.Т. Сейдуманов, Б.К. Султанов. — Алматы, 2011. - С. 8-25.

173. Сычев, В.Ф. Влияние исламского фактора на международные отношения / В.Ф. Сычев // Исламский фактор в международных отношениях в Азии. - М., 1987. - С. 40-47.

174. Сюкияйнен, Л.Р. Исламская правовая мысль о глобализации и перспективах политического реформирования мусульманского мира / Л. Р. Сюкияйнен // Ислам в XXI веке. - 2007. - №4. - С. 76-89.

175. Усмонов, И. Применение принципа отделения религии от государства в условиях таджикского государства / И. Усмонов // Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент. -Душанбе, 2004. - С. 54-64.

176. Фаттоев, С. Уважение религиозных прав - один из путей предотвращения политического и религиозного экстремизма / С. Фаттоев // Диалог в действии: опыт Таджикистана. - Душанбе, 2008. - С. 177-185 (на тадж. яз.).

177. Хашимбеков, X. Деятельность религиозных экстремистских организаций в Центральной Азии / X. Хашимбеков // Россия и мусульманский мир. - 2006. - №14. - С. 75-86.

178. Шамолов, А. Религия в системе социально-политических отношений Республики Таджикистан / А. Шамолов // Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии. - Душанбе, 2006.-С. 88-94.

179. Шарипов, С. Перспектива развития и проблемы мусульманского мира / С. Шарипов // Таджикистан и современный мир. - 2007. - №2. - С. 25-27.

Диссертации и авторефераты

180. Даирова, A.M. Исламский фактор в политических процессах Казахстана: автореф. дис ...канд. полит.наук: на соис. уч. степ. канд. полит, наук/ A.M. Даирова. — М., 2006.

181. Махмадиев Н. Социальные корни религиозного экстремизма в Таджикистане: авт. дис. ...кан. фил. Наук / Н. Махмадиев. - Душанбе, 2012.

182. Нанаева, А. Движение исламских фундаменталистов в южном регионе Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан): автореф. дис. ...канд. полит.наук /А. Нанаева. - М., 2009. - 26 с.

183. Усмон, Давлат. Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ): автореф. дис. ...канд. полит.наук / Усмон Давлат. - М., 2008. - 23 с.

184. Ушаков В. Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы: авт. дис. ...кан. пол.наук. - М., 2009.

185. Хукмишоев, 3. Роль ислама в политических процессах общества (на материалах Таджикистана): автореф. дис. ...канд. полит.наук /3. Хукмишоев. - Душанбе, 2007. - 20 с.

Литература на английском языке

186. Interview with Zbigniev Brzezinski // US News and World Report.-Wash.: 1979,31 December.-P. 37.

187. Oliver Roy. Globilized Islam. The search for a new ummah / O. Roy. -N.Y., 2004. - 230 p.

188. Aliev R. Y. Religion. Culture. Civilization (Faith a part of human existence) / R.Y. Aliev. - В.: 2013. - 200 p.

189. Sayyid Qutb. Role in Islamic Awakening / S. Qutb // Islamic awakening. -№5, Т.: 2012.-P. 2-7.

190. Transcript of Mr. Kabiri is speech and discussion at the Central Asia Program // Voice from Central Asia. №8. 2012. - 8 p.

191. Wiarda H. Ethnocentrism in Foreign Policy. Can we understand the Third World? L.: 1984. - 176 p.

192. Khalid Adeeb. The Politics of Muslim cultural reform: Jadidism in Central Asia. Berkely: Universitet of California Press, 1998. - 300 p.

Электронные ресурсы

193. «Совместная фетва Всемирного союза исламских ученых». Итоговый документ Международной мусульманской конференции «Истинный Ислам и его роль в современном обществе» (4-6 июля 2005 г., г. Амман, Иордания). Электронный ресурс: http://ahlibeyt.ru/index.php?tvpe=special&razdel=l&p=articles&id=286.

194. Abdullah Gul. OIC Business Forum during the 10th OIC Summit Meeting Malaysia, 15 October 2003 / Abdullah Gul. Official Web Site. Speeches.Электронныйресурс: http://www.abdullahgul.gen.tr/EN/ news.Asp?167.

195. Annual Table of World Religion, 1900—2025 by David B.Barnett and Todd M.Johnso. Электронныйресурс: http://www.wnrf.org/cms/statuswr.shtml. http://www.america.gov/ru.

196. HumanRightsWatch. Ежегодныйдоклад. 1998 // Развитие событий в области прав человека. Узбекистан, 1998. Электронный ресурс: http://www.hrw.org.

197. The OIC Secretary General's letters to the UN Secretary General and the Foreign Ministers of the Members of the Security Council on Iraq. Электронный ресурс: http://www.oic-un.org/pr/2003/8html.

198. Арапов Д. Мусульманские духовные лица Узбекистана в середине 20 -х. гг. XX в. / Д. Арапов. Электронный ресурс: http://www.centrasia.ru/newsA.php4st.html.

199. Бит Мария. Незадушенная песня Эрдогана / М. Бит. Электронный ресурс: http://www.expert.ru.

200. Бухарбаева Г. Бывший муфтий Узбекистана - о религиозной жизни в стране 11.08.2002. / Г. Бухарбаев. Электронный ресурс: http://www.ferghana.ru/article.php7icN712.

201. Игнатенко А. Исламский фактор в мировых и российских делах / А. Игнатенко.Электронный ресурс: http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-20979.html.

202. Ислам в Туркменистане: предположения и реальность. Электронный ресурс: http://www.easttime.rU/analitic/l/2/136.html.

203. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги / Р.Г. Ланда. -М.: 2005. Электронный ресурс: www.i-r.ru/pages/stream-library/index-2110.html.

204. Малашенко А. Исламский фактор в Центральной Азии / А. Малашенко. Электронный aflpec:http://www.cainfo.ru/article/actual-interview/544/

205. Мохаммад Али Тасхири. Сближение - путь к реализации единства / М. Тасхири. Электронный ресурс: http://www.taghrib.ir/taghribnet/01/russian/index.htm.

206. Назарбаев H.A. Выступление на церемонии вручения «Премии мира и превентивной дипломатии», учрежденной Институтом «Восток-Запад», Вашингтон, 13 апреля 2010 г. / H.A. Назарбаев. Электронный ресурс:

207. Рахнамо, Абдулло. Слабая организация с сильнейшим потенциалом / А. Рахнамо. Электронный ресурс: http://www.russedina.org/frontend/heading/asia?id=16320.

208. Сайид Абуль Аль Маудуди. Политическая теория ислама / С. А. Маудуди // Отечественные записки. №5, 2003. Электронный ресурс: http://magazines.russ.rU/oz/2003/5/2003 5 30.html.

209. Тиби Б. Политизация религии / Б. Тиби // InternationalPolitic. - 2000. -№ 2. Электронный ресурс: http://www.reldem.net/tibru.html.

210. Тодуа З.Исламская оппозиция в Узбекистане до и после начала антитеррористической операции в Афганистане / 3. Тодуа. Электронный ресурс: http://www.analitika.org/article.php?storv=20050506111641797.

211. Турецкая Республика. Электронный ресурс: http://www.medea.be/en/index060.htm/.

212. Турция вызывает США на переговоры от имени Ирана. Электронный ресурс: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=l260334860.

213. Усубалиев Э. Перспективы участия мусульман Кыргызстана в политике /Э. Усубалиев. Электронный ресурс: http://www.analitika.org/article.php?storv=20081227101724533.

214. Хасанов Р. Организация Исламского Сотрудничества и мусульманские государства СНГ / Р. Хасанов. Электронный ресурс: http://www.ca-c.org/journal/11 -1997/st 03_hasanov.shtml.

215. Хомейни И. Р. Столпы исламского государства / И.Р. Хомейни // Отечественные записки. №5, 2003. Электронный ресурс: http://magazines.russ.rU/oz/2003/5/2003 5 31.html.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.