Испанская (классическая) гитара: происхождение, эволюция, репертуар тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Карташов Алексей Петрович

  • Карташов Алексей Петрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015,
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 246
Карташов Алексей Петрович. Испанская (классическая) гитара: происхождение, эволюция, репертуар: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. . 2015. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Карташов Алексей Петрович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ГИТАРЫ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ГРУППЫ ЩИПКОВЫХ ЛЮТНЕВЫХ

1.1. Возникновение гитары и ее особенности

1.2. Ренессансная виуэла da mano как исток сольного исполнительства на гитаре

1.3. Пятихорная барочная гитара и ее роль в развитии сольного исполнительства

Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАСЦВЕТ ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЫ

2.1. Особенности переходного периода от барочной гитары к классической

2.2. Формирование классического стиля и репертуара в творчестве Ф. Моретти

2.3. Академизация и европеизация испанской гитары в первой половине XIX века

Глава 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКОВ

3.1. Модель А.Торреса как прообраз классической гитары

3.2. Искусство А.Сеговии как эталон современного гитарногоисполнительства

Заключение

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Испанская (классическая) гитара: происхождение, эволюция, репертуар»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Гитара является одним из самых популярных инструментов в музыкальной культуре ХХ-ХХ1 веков. Она широко представлена в музыке разных стилей и жанров: от фольклора, эстрады и джаза до академического творчества. Ныне существует огромное количество разновидностей гитар со своим строением, количеством струн, способом их настройки, дизайном.

Как один из многочисленных видов в мире получила распространение классическая гитара, имеющая не только свою форму и конструкцию, но также и богатейший репертуар. В связи с чем представляется насущным и своевременным изучение происхождения этого инструмента, развития его музыкально-выразительных возможностей, характерных стилевых и жанровых особенностей репертуара разных эпох, эволюции техники игры.

Научные исследования, подобные настоящему, необходимы как для дальнейшего развития гитарного искусства, так и для современной музыкальной культуры в целом. Кроме того, они могут оказать существенное влияние на решение проблемы статуса классической гитары, который в настоящее время колеблется между принадлежностью народному, академическому и эстрадному типу музыкального искусства.

Не менее актуальным представляется изучение сольного репертуарного наследия испанской гитары, составляющего значительную часть репертуарной базы современного классического гитариста. Знакомство с историей развития жанров музыки для этого инструмента помогает глубже понять и прочувствовать стилистические особенности исполняемых произведений. Представления об историческом развитии техники игры, изменениях конструкции инструмента и способов его настройки позволяют ощутить особенности исполнительских навыковгитаристов разных эпох, что имеет большое значение в свете возросшего спроса на аутентичные исполнительские интерпретации.

Степень изученности проблемы. Степень изученности гитарного искусства в разные эпохи неравнозначна, что обусловлено естественными причинами. Например, первые вербальные описания инструмента относятся уже XIII веку, а первые его сохранившиеся экземпляры и оригинальный репертуар - к XVI. Нередко дефицит литературных и аутентичных источников вынуждает полагаться на иконографические материалы. Лишь по мере приближения к настоящему времени описание истории инструмента обретает возможность стать более детальным и конкретным за счет возрастания числа доступных источников.

Интерес к истории гитары увеличивался вслед за ростом ее популярности, однако еще в первой половине XX столетия он проявлялся в основном в небольших научно-популярных статьях, нередко написанных самими гитаристами: Э. Пухолем, Д. Пратом, П. Агафошиным и другими. Лишь во второй половине минувшего века в печати стали появляться более основательные и глубокие исследовательские работы, затрагивающие разные аспекты гитарного искусства.

Во второй половине XX века интерес общества к истории гитары выразился в ряде научно-исследовательских работ, в основном западноевропейских авторов. Научный адресат этих работ можно охарактеризовать как музыковедческую и инструментоведческую литературу. Некоторые из них, например, труды Э. Шарнассе «Шестиструнная гитара», Г. Уэйда «Традиции классической гитары», Х. Тернбула «Гитара от ренессанса до наших дней», Дж. Тайлера и П. Спаркса «Гитара и ее музыка», посвящены комплексному изучению истории гитары в странах Европы. Другие сосредоточены на более узкоспециализированных сферах, например «Руководство по исполнению на барочной гитаре» Дж. Тайлера, «Фантазия для виуэлы: сравнительный анализ формы и стиля» Дж. Гриффитса, «Исполнительство на лютне, гитаре и виуэле» В. Коэлью. Ряд работ посвящен изучению жизни и творчества выдающихся деятелей гитарного искусства. Среди наиболее масштабных

подобных трудов работы Б. Джеффри «Фернандо Сор - композитор и гитарист», Дж. Гарно и Г. Уэйда «Новый взгляд на Сеговию», Х. Романиллоса «А. де Торрес: гитарный мастер - жизнь и творчество», а также труды отечественного музыковеда М. Вайсборда, посвященные

A. Сеговии.

Интерес к истории гитары во второй половине ХХ века возрастает и в странах СССР, где помимо трудов М. Вайсборда издаются работы Б. Вольмана «Гитара и гитаристы», «Гитара в России», А. Ширялина «Поэма о гитаре». На рубеже ХХ-ХХ1 столетий возрастает количество статей и публикаций, посвященных этому инструменту. В последнее десятилетие намечается тенденция обращения к гитарной тематике диссертационных исследований. В России такие исследования проводились К. Ильгиным «Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство», А. Петропавловским «Гитара в камерном ансамбле»,

B. Ганеевым «Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса», Д. Крутиковым «Гитарное искусство Петербурга - Петрограда -Ленинграда в первой половине ХХ века».

Научная новизна работы определяется материалом и ракурсом исследования. До настоящего времени эволюция испанского гитарного искусства не освещалась в отечественном музыковедении. Особенности развития сольного репертуара испанской гитары (от простейших адаптаций песенно-танцевальных жанров до крупных композиций симфонического плана) не становились объектом научного исследования.

В предлагаемой диссертации впервые собраны и классифицированы согласно их жанровой принадлежности пьесы сольного репертуара испанской гитары разных эпох и стилей. Подвергнуты анализу наиболее яркие образцы этого репертуара, проведен сравнительный анализ их жанровых, стилевых и формообразующих элементов. Значительная часть исследованного репертуара ранее не издавалась и впервые вводится в

научный обиход. Доступ к необходимому материалу был получен благодаря Национальной библиотеке Испании и частным коллекциям.

Кроме того, в настоящей работевпервые описаны характерные особенности исполнительской техники испанских гитаристов разных эпох, для этой цели предприняты переводы аутентичных гитарных пособий, привлечен широкий круг иконографических материалов. Эволюция исполнительской техники испанской гитары представлена в работе в связи с изменениями фактурных и стилистических особенностей репертуара разных эпох, а также с изменениями, происходившими в конструкции инструмента.

Рассмотренная в работе проблема принадлежности испанской национальной гитарной традиции к становлению академического гитарного искусства ранее не была изучена.

Объектом исследования стало гитарное искусство в музыкальной культуре Испании. Предметом изучения - эволюция в этой стране приоритетных направлений развития исполнительской техники гитаристов, сольного репертуара и строения инструмента.

Основным материалом диссертации послужили гитарные сочинения испанских композиторов - жанровые и программные пьесы, сонаты, танцы, этюды, вариации, фантазии, транскрипции. При этом акцент сделан на исследовании преимущественно сольного репертуара. Автор диссертации предлагает взгляд на концепцию решающей роли сольного репертуара в реализации гитары как академического инструмента. Постоянное пополнение сольного репертуара является отличительной особенностью испанской гитары от ее других разновидностей. При этом ни в каком случае не умаляется роль камерно-ансамблевой музыки с участием гитары, которая является для гитаристов сферой особого творческого самовыражения1. В настоящем исследовании ансамбли были рассмотрены только с точки зрения их влияния на формирование сольного репертуара ранних этапов его развития.

1 Этой области посвящено диссертационное исследование А. Петропавловского [81].

Наряду с репертуаром, в корпус важнейших материалов для исследования входят методические пособия, написанные испанскими гитаристами-композиторами Д. Агуадо, Ф. Сором, Э. Пухолем, Ф. Феррандьером, А. Сеговией и другими.

Не менее ценным материалом послужили сохранившиеся экземпляры аутентичных инструментов разного периода, а также иконографические источники: фотографии, картины, фрески, барельефы, скульптуры. Для изучения особенностей развития исполнительского стиля гитаристов ХХ века привлекались аудио и видео ресурсы.

Историко-теоретической базой исследования явились данные и методические установки, описанные в большей степени западноевропейскими исследователями гитарного искусства: Дж. Гриффитсом, Дж. Тайлером, П. Спарксом, Б. Джеффри, перевод трудов которых осуществлялся самостоятельно. А также работы отечественных музыковедов, обращавшихся к изучению гитары: М. Вайсборда, Б. Вольмана. Важную роль сыграл опыт, почерпнутый при изучении новейших диссертационных исследований: А. Петропавловского, К. Ильгина,

B. Ганеева, Д. Крутикова. Однако решающее значение принадлежит практическому исполнительскому и педагогическому опыту, изучению архивных данных, тесному общению с гитаристами и гитарными мастерами современности.

Помимо специализированных источников информации для данного диссертационного исследования оказались необходимыми знания из разных областей музыкознания: истории отечественной и зарубежной музыки (Б. Асафьев, Е. Долинская, М. Друскин, Т. Левая); анализу музыкальных произведений (Т. Кюрегян, Л. Мазель, В. Цуккерман, В. Холопова); гармонии (И. Способин, Ю. Холопов, О. Скребков); теории стиля и жанра (М. Михайлов, Е. Назайкинский, М. Лобанова, О. Соколов). А также труды, посвященные вопросам искусства исполнительства Г. Когана, Г. Нейгауза,

C. Фейнберга, М. Берлянчика.

Методологической основой исследования послужил принцип историзма, основополагающий для исполнительского музыкознания, а также методы системного, сравнительного, описательного и культурологического анализа. Совокупность примененных методов позволила рассматривать эволюцию испанской гитары в контексте процесса становления гитарного искусства в целом.

Понятийный аппарат исследования включает термины и понятия, традиционно применяемые в музыкальной науке, а также специфические термины, бытующие в гитарном исполнительстве и педагогике.

Цель данной работы - изучить происхождение и эволюцию испанского гитарного искусства на Родине и за ее пределами, а также выявить характерные параметры этой эволюции и определить их значение для становления академического гитарного искусства.

Исходя из данной цели, возникает необходимость постановки и решения следующих задач:

- обозначить ключевые этапы в развитии испанского гитарного искусства;

- проследить эволюцию жанровых особенностей репертуара испанской гитары;

- провести сравнительный анализ образцов репертуара разных эпох;

- выявить произошедшие в ходе исторического развития изменения исполнительской техники и строения инструмента;

- изучить развитие форм нотации, применяемых в испанской гитарной музыке;

- продемонстрировать степень значимости творчества испанских гитаристов-композиторов в мировом развитии гитарного искусства.

Теоретическая и практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории исполнительства, истории гитары и родственных инструментов, инструментоведения. Описанные в работе исторические формы гитар, их

настройки, формы записи репертуара, технические приемы помогут исполнителям достичь более глубокой, исторически оправданной стилизации и интерпретации исполняемых произведений.

Положения, выносимые на защиту

1. Современная классическая гитара являет собой усовершенствованный в процессе исторического развития вариант испанской шестиструнной гитары и наследует от нее не только форму и конструкцию, но звуковой и культурный образ, репертуар, технику игры.

2. Испанская (классическая) гитара на протяжении всей своей истории развивалась в двух ипостасях: как академический инструмент (с преобладанием сольного репертуара) и как аккомпанирующий (выполняющий прикладную функцию). Интенсивное развитие сольного репертуара сыграло решающую роль в академизации гитары.

3. Эволюция гитары есть процесс смены видов этого инструмента, господствующих на том или ином историческом отрезке. Каждый такой вид уникален и самодостаточен.

4. Творчество испанских гитаристов-композиторов Ф. Сора, Ф. Тарреги, А. Сеговии является основой современного академического гитарного искусства.

Апробация работы. Работа обсуждалась на кафедре истории и теории музыки Оренбургского государственного института им. Л. и М. Ростроповичей 29.04.2014 года и рекомендована к защите. Ее практическая ценность находит применение в исполнительской и педагогической деятельности. Статьи, посвященные тематике работы, опубликованы в нескольких сборниках научных трудов ОГИИ, а также в журналах, рекомендованных ВАК РФ: «Музыковедение», «Музыка и время», «Проблемы музыкальной науки».

Обозначенными целью и задачами определяется структура диссертационного исследования, состоящего из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Материал разворачивается

согласно хронологической последовательности, что необходимо в связи с эволюционными изменениями инструмента.

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ГИТАРЫ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ГРУППЫ ЩИПКОВЫХ ЛЮТНЕВЫХ

1.1. Возникновение гитары и ее особенности

В общепринятой на сегодняшний день системе классификации инструментов Э. М. Хорностеля - К. Закса, гитара относится к щипковым хордофонам семейства лютневых. Подобные инструменты были известны в первобытных культурах и в ранних цивилизациях: шумерской, вавилонской, египетской, китайской, индийской. На ранних этапах установить степень родства инструментов проблематично, так как для этого нет четких критериев, а также достаточной материальной базы. По мнению французской исследовательницы Э. Шарнассе, решающий момент для появления инструмента - предшественника гитары связан с появлением трех составных частей его корпуса: нижней деки, верхней деки и обечаек, что произошло в Китае в III или IV веке н.э. с появлением юаня [100, с. 9].

Рис. 1. Современная копия древнекитайского музыкального инструмента - юаня

Автор метко указывает на характерную черту в схожести конструкций юаня и гитары, однако не утверждает факта китайского происхождения

последней, вероятно в связи с различиями в форме корпуса инструментов (круга и цифры «8» соответственно).

Рис. 2. Строение современной классической гитары

Другой исследователь, Михаил Каша, в качестве основных признаков гитары называет наличие грифа с ладами, плоских деревянных передней и задней дек, а также обечаек, вогнутых внутрь. Удивительно, но похожий инструмент присутствует в истории Древнего мира. В качестве примера М. Каша приводит изображение музыканта, вырезанное на камне городских ворот в Alaja Нйуйк (территория современной Турции) и датируемое XIV веком до н.э.

Рис. 3. «Хеттский гитарист» XIVв. до н.э.

Корпус инструмента на данном изображении действительно имеет вогнутые края, намекающие на будущие контуры «8», а на грифе безусловно читается наличие ладов. По всей вероятности, имеются и обечайки, однако в отношении плоской задней деки невозможно утверждать наверняка, так как эта деталь недоступна для рассмотрения.

Неоднозначным выглядит происхождение самого названия - «гитара». Одной из популярных версий является гипотеза его происхождения от названия античного инструмента «кифара» (греч. хШада, лат. шШага). Однако, несмотря на очевидную фонетическую схожесть, гитара и кифара существенно различны. Изученные источники, в частности греческая вазопись, показывают, что кифара не только имеет отличную от гитары форму корпуса, но даже не имеет грифа.

Рис. 4. Кифаред на краснофигурной амфоре V в. до н. э.

Данный факт означает, что мы обязаны классифицировать кифару как арфовый инструмент, но никак не лютневый, к которым принадлежит гитара.

Среди древнегреческих инструментов по строению к гитаре гораздо ближе пандура (греч. жаудоЬра, рим. ракита), которая имеет гриф и соответствующую технику игры.

Рис. 5. Скульптура женщины, играющей на пандуре, Греция, провинция Танарга, II в. до н.э.

Инструменты, имеющие отдаленное сходство с гитарой, существовали в эпоху средневековья в разных странах Европы. Э. Шарнассе ссылается на такие документы, как Утрехтская (820-830 н. э.) и Штутгартская (830-860 н. э.) псалтыри. К этим документам можно добавить Бамбергскую и Каролингскую псалтыри, относимые также к IX веку. Миниатюра каролингской псалтыри показывает, что исполнитель извлекает звуки из инструмента посредством плектора, удерживая инструмент на локтевом суставе правой руки и прижимая его к плечу.

Рис. 6. Каролингская псалтырь IXв.

Музыкант, изображенный на Бамбергской псалтыри, также извлекает звуки из инструмента посредством плектора, однако он изображен сидящим с чуть выдвинутой вперед правой ногой, на которой и удерживается инструмент почти в вертикальном положении.

Рис. 7. Бамбергская псалтырь IXв.

На иллюстрации манускрипта под названием «Толкование Апокалипсиса» астурийского монаха Беатуса Льебана запечатлены

музыканты, играющие на инструментах с шейкой грифа и овальным корпусом.

Рис. 8. Иллюстрация к копии «Толкование Апокалипсиса» астурийского монаха Беатуса Лъебана IX в.

Детали звукоизвлечения здесь недоступны для рассмотрения, однако заметно, что все исполнители держат инструменты по диагонали к себе и защипывают или ударяют по струнам с помощью одной руки, в то время как другая рука контролирует гриф. Такой подход можно в самых общих чертах назвать основой современной техники игры на гитаре.

Собственно название «гитара» входит в письменный обиход европейских стран только с XIII века: «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии. Однако Э. Шарнассе, ссылаясь на К. Омо, утверждает, что похожее название употребляли египтяне в IX веке н. э. Здесь уместно провести параллель между Испанией и Египтом, так как оба эти государства являлись в то время частью Арабского халифата и между ними был налажен тесный контакт.

Говорить о гитаре в Испании дают право литературные источники. Современные финские исследователи и гитаристы Х. Аннуло и Х. Метлик утверждают наличие таковых начиная с XIII века [103, с. 6]. Те же временные

рамки предлагает Э. Шарнассе [100, с. 11]. Однако в качестве литературного примера все они ссылаются на один более поздний источник, «Книгу благой любви» испанского поэта и священника Хуана Руиса, написанную не ранее 1330-х годов. В одной из глав этого сборника стихов дается описание музыкальных инструментов, присутствующих на празднике. В ней мы находим красочное описание лютни и сразу двух видов гитар: латинской и мавританской.

Без музыки не обойтись, если праздник в разгаре: Визгливость прощал добрый люд мавританской гитаре, Пузатая лютня подыгрывала ею в паре, Была и гитара латинская тоже в ударе [90, с. 217]. Х. Аннуло и Х. Метлик описывают мавританскую гитару как инструмент с выпуклой задней декой и резонаторными отверстиями на передней. А латинскую гитару как инструмент с грифом, ладами, четырьмя струнами и вогнутыми обечайками.

Несколько отличное и более детальное описание предлагает Э. Шарнассе: «мавританская гитара имеет овальную форму (...), задняя дека выпукла, металлические струны прикреплены у основания корпуса, играют на ней преимущественно плектором. (...) .их (мавританских гитар - А. К.) широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Струны, которые крепятся с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объемистую колковую коробку» [100, с. 11]. «Латинская гитара (...) овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу, имеет плоскую нижнюю деку. Жильные струны защипываются обычно пальцами. (...) уже сформировались плоский корпус, слегка вытянутый в "талии"; резонаторное отверстие, расположенное посередине; шейка с грифом, снабженным порожками» [100, с. 12]. Шарнассе основывает свои описания не только на манускриптах Беатуса Льебана, но также на иллюстрациях к

2 В некоторых источниках латинскую гитару называют кастильской.

«Кантигам Святой Марии», изданных королем Испании Альфонсо X в 1252 году. В последнем источнике нетрудно отыскать примеры, совпадающие с описанием латинской и мавританской гитар Шарнассе.

А Б

Рис. 9. А - иллюстрация из сборника «Кантиги Святой Марии». Латинская гитара слева. Б - иллюстрация из сборника «Кантиги Святой Марии». Мавританские гитары

Основываясь на рассмотренных источниках, проведем сравнительный анализ двух этих инструментов и современной классической гитары:

3

«Кантига (cantiga; букв. «баллада») - испанская и португальская одноголосная песня XIII - XIV вв., а также жанр галисийско-португальской поэзии (наиболее ранние датировки - 1200-1216). Различаются кантиги духовной и светской тематики». см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кантига

Таблица 1

Сравнение мавританской, латинской и современной классической гитар

Мавританская гитара Латинская гитара Современная классическая гитара

Задняя дека выпуклая Задняя дека плоская Задняя дека плоская

Корпус овальной формы Форма корпуса имеет контуры «8» Форма корпуса имеет контуры «8»

Обечайки отсутствуют Наличие обечаек Наличие обечаек

Струны металлические Струны жильные Струны нейлоновые, однако до середины XX века были распространены жильные

Объемистая круглая колковая коробка Компактный струнодержатель Головка грифа со сквозными отверстиями и механическими колками

Несколько мелких резонаторных отверстий Одно круглое резонаторное отверстие посередине Одно круглое резонаторное отверстие посередине

Длина грифа превышает длину корпуса примерно в два раза Длина грифа приблизительно равна длине корпуса Длина грифа приблизительно равна длине корпуса

Лады отсутствуют Наличие ладов Наличие ладов

Из данных, приведенных в таблице, следует, что латинская гитара стоит намного ближе к современной, чем мавританская, так как совпадает с ней по ряду ключевых признаков: корпусу в форме «8», наличию обечаек, плоской задней деке, пропорциях грифа по отношению к корпусу, наличию ладов и круглого резонаторного отверстия посередине корпуса. Кроме того, если принять во внимание пальцевое звукоизвлечение и наличие жильных струн, о котором говорит Э. Шарнассе, то в латинской гитаре, без сомнения, отчетливо виден прообраз современной классической гитары.

К сожалению, ни один из источников не дает детального представления о технике игры на первых видах гитар. Можно констатировать, что традиционным становится горизонтальное положение инструмента. Логично

предположить, что его утверждение связано с началом дифференциации между фрикционными4 и щипковыми струнными и их обособлением друг от друга. В то же время на страницах «Кантиг» присутствует другой инструмент - виуэла, на которой играют не только смычком (da arco), но и пальцами (da mano).

Рис. 10. Иллюстрация из сборника «Кантиги Святой Марии» виуэлы, da arco (слева) и da mano (справа)

По мнению Шарнассе, с XIII по XV века интерес к гитаре и подобным ей инструментам в странах Европы постепенно увеличивался. В подтверждение роста этого интереса на территории Испании можно привести ряд иконографических источников, среди которых особый интерес вызывает саламанкская фреска.

4 Согласно общепринятой классификации инструментов Э. М. Хорнбостеля - К. Закса струнные инструменты делятся по способу звукоизвлечения на щипковые (звук воспроизводится ударом или щипком) и фрикционные(звук производится посредством трения).

Рис. 11. Саламанкская фреска, Испания XIV в.

На изображении виден инструмент, имеющий корпус в форме контуров цифры «8» с короткой, неглубокой «талией» посередине. Гриф в пропорции к корпусу имеет приблизительно равную длину. Изображение позволяет разглядеть процесс звукоизвлечения, характерный для латинской гитары: правая рука опирается на верхнюю часть деки, указательный палец расположен под большим. Положение левой руки на грифе выглядит очень естественно и пластично, позиция пальцев каким-то чудом напоминает гитарное соль-мажорное трезвучие.

В настоящий момент сложно определить точные способы настройки средневековых инструментов. По всей вероятности, наиболее часто встречалась настройка из сочетания квартовых и терцовых интервалов. В источниках, относящихся к XVI веку, настройка гитары выглядит как «^^-Б-F»5. К вопросу об обособлении щипковых от фрикционных музыкальных инструментов можно добавить, что все современные академические

5 Здесь и далее в буквенном обозначении строя все ноты первой октавы обозначены строчными буквами латинского алфавита c-d-e-f-g-a-h-(b-си бемоль). Ноты малой октавы - заглавными буквами С-D-E-F-G-A-H-(B-сибемоль). Цифрой над буквой обозначают октавы: 2-вторая, 3-третья, 4-четвертая, 2-большая октава, 3-контроктава.

смычковые инструменты, за исключением контрабаса (скрипка, альт, виолончель), настраиваются в квинту, в то время как щипковые инструменты тяготеют к сужению интервалов между открытыми струнами от кварты до секунды.

Проблемным представляется изучение репертуара рассмотренных инструментов, так как до XVI века большая часть музыкальной инструментальной традиции оставалась бесписьменной. Современное музыковедение не обладает достаточными данными об этом интереснейшем этапе развития инструментального музыкального искусства. Гитара, равно как и другие лютневые инструменты, здесь не стала исключением. Более того, если органные книги сохранили некоторое количество образцов музыки XIV-XV веков, то наиболее ранние сохранившиеся лютневые6 произведения относятся уже к XVI веку.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карташов Алексей Петрович, 2015 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агафошин, П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П.С. Агафошин; под ред. Е. Ларичева. - М.: Музыка, 1990. - 206 с.

2. Агафошин, П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П.С. Агафошин; под ред. Е. Ларичева. - М.: Музыка, 1990. - 206 с.

3. Агибалов, А. А. В защиту Андреса Сеговии / А.А.Агибалов // ГитаристЪ .[Электронный документ] URL: http://guitarists.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=273&Itemid=3

1

4. Асафьев, Б. Речевая интонация / Б. Астафьев.- Л.: Музыка, 1982.

5. Ауэр, Л.С. Моя школа игры на скрипке / Л.С.Ауэр. - М.: Музыка,

1965.

6. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / Г. Берлиоз. - М. Музыка, 1972. - 308с.

7. Борисевич, В.Г. Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Борисевич Владислав Гурьевич. - М., 2008. - 165 с.

8. Браудо, Е. М. Всеобщая история музыки. Т 1. / Е. М. Браудо. -Пб.: Госиздат, 1922.

9. Вайсборд, М. Андреас Сеговия в Москве / М. Вайсборд // Музыкальная жизнь. - 1971. - №20. - С. 6-13.

10. Вайсборд, М. Андреас Сеговия и гитарное искусство XX века: очерк жизни и творчества / М. Вайсборд. - М.: Сов.композитор, 1989. - 206 с.

11. Вайсборд, М. Андрес Сеговия / М. Вайсборд. - М.: Музыка, 1981. - 126 с.

12. Вайсборд, М. Исаак Альбенис / М. Вайсборд. - М.: Сов. композитор, 1977. - 152 с.

13. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово / В.А. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1978.

14. Вещицкий, П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / П.О. Вещицкий. - М.: Сов. композитор, 1970. - 114 с.

15. Видаль, Р.Ж. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией / Р. Ж. Видаль. - М.: Музыка, 1990. - 32 с.

16. Войнов, Л. Твой друг гитара / Л. Войнов, В. Дерун. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1970. - 56 с.

17. Вольман, Б. Гитара и гитаристы / Б. Вольман. - Л.: Музыка, 1968.

- 188 с.

18. Вольман, Б.Л. Гитара в России : очерк истории гитар, искусства/ Б.Л. Вольман. - Л.: Гос. муз.изд-во, 1961. - 179 с.

19. Вольман, Б.Л. Гитара / Б.Л. Вольман. - М.: Музыка, 1980. - 59 с.

20. Газарян, С. Рассказы о гитаре / С. Газарян. - М.: Детская литература, 1987.

21. Ганеев, В.Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / В.В. Ганеев. - Саратов, 2006.- 185 с.

22. Ганеев В.Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса: монография / В.Р. Танеев. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2009. - 195 с.

23. Гитаристъ: музыкально-литературный журнал с иллюстрациями и нотными приложениями. Вып. 1-153. - М., 1904-1918, 1993-2008.

24. Гуревич, Л. Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации / Л. Н. Гуревич. - Л.: Музыка, 1988.

25. Дмитриева, H.H. Профессиональная подготовка учащихсямузыкальногоучилища в классе шестиструнной классической гитары: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / H.H. Дмитриева. - М., 2004. - 232 с.

26. Дранков, B.JL Психология художественного творчества: учеб.пособие / B.JI. Дранков; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской.

- JI.: ЛГИК, 1991.- 752 с.

27. Дукарт, О.Н.Эволюция гитары на основе анализа традиционных и современных школ игры на гитаре / О.Н. Дукарт // [Электронный ресурс] URL: http: //www.muzcollege-irk.ru/index.php/material/article/3 6-gitar

28. Дункан, Ч. Искусство игры на классической гитаре / Ч. Дункан. -Красноярск: Офсет плюс, 2004. - 72 с.

29. Иванова-Крамская, H.A. Жизнь посвятил гитаре (воспоминания об отце) / H.A. Иванова-Крамская. - М.: Тепломех, 1995. - 109 с.

30. Иванов-Крамской, A.M. Школа игры на шестиструнной гитаре / A.M. Иванов-Крамской. - М.: Музыка, 1989. - 151 с.

31. Ильгин, К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / К.В. Ильгин. - СПб., 2003. - 150 с.

32. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах / М.И. Имханицкий. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.

33. Калинин, В.П. Юный гитарист/В.П. Калинин. - М.: Музыка,

2001. - 127 с.

34. Каминик, В.А. Искусство игры на гитаре/ В.А.Каминик. - СПб., 2008.- 119 с.

35. Каржавин, С.П. Секреты гитары фламенко / С.П. Каржавин. - М.: Изд. С.П. Каржавин, 2002. - Тетр. 1. - 2002. - 196 с. : ил., нот. ; Тетр. 2. -

2002. -128 с. : ил., нот. ; Тетр. 3. - 2003. - 128 с. : нот.

36. Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре / М. Каркасси. - М.: Сов.композитор, 1991. - 150 с.

37. Карпов, JI.B. Звукообразование на гитаре / JI.B. Карпов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал, аспирантские тетради. - СПб., 2008. - Вып. 23(54). - С. 93-98.

38. Карпов, Л.В. Ногтевой способ звукоизвлечения на гитаре / Л.В. Карпов // Вопросы исполнительства на струнных народных инструментах : сб. науч. тр. - СПб., 2006. - Вып. 2. - С. 23-36.

39. Карпов, Л.В. Техника игры на гитаре. Базовые средства формирования звука / Л.В. Карпов. - СПб.: СПбГУКИ, 2008. - 100 с.

40. Карпов, Л.В. Характеристика способов извлечения звуков на современной классической гитаре / Л.В. Карпов // Российская культура глазами молодых ученых. - СПб., 2004. - Вып. 15. - С. 103-109.

41. Катанский, A.B. Школа игры на шестиструнной гитаре / A.B. Катанский, В.М. Катанский. - М.: Издат. дом В.Катанского, 2003. - 160 с.

42. Катанский, В.М. Гитара для всех / В.М. Катанский. - М.: Издат. дом В.Катанского, 2000. - 112 с.

43. Кирьянов, Н.Г. // Краткие сведения о наиболее выдающихся гитаристах и композиторах / Н.Г. Кирьянов. - М.: Тоника, 1991. - С. 176-178.

44. Кирьянов, Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре / Н.Г. Кирьянов. - М.: Тоника, 1991. - Ч. 1. - 136 с.; Ч. 2. Тетр. 1.-128 с.; Ч. 2. Тетр. 2. - 239 с.; Ч. 3.- 184 с.

45. Кирьянов, Н.Г. Основные приемы игры на шестиструнной гитаре: учеб.пособие / Н.Г. Кирьянов. - М.: ЗНУИ, 1985. - 56 с.

46. Классическая гитара в России и СССР : словарь-справочник русских и советских деятелей гитары / Яблоков М.С., Бардина A.B., Данилов В.А. и др.- Тюмень; Екатеринбург: Русская энциклопедия, 1992. - 1300 с.

47. Клинтон, Дж. Андреас Сеговия. Признание / Дж. Клинтон.

48. Ковба, В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре: учеб. пособие по специальности 053000 Народное художественное творчество / В. В. Ковба. - Челябинск, 2004. - 47 с.

49. Коган, Г. М. Избранные статьи / Г.М.Коган. - М.: Советский композитор, 1972.

50. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г.М.Коган. - М.: Музыка, 1969.

51. Кольвах, Д. Техника игры Сеговии / Д. Кольвах// Guitar.ru. Информация для музыкантов [Электронный ресурс]Ц^: http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_94.html

52. Кряжева, И.А. Музыка Испании и Латинской Америки. Исторические очерки: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02/ И.А.Кряжева. - М, 2010. - 293 с.

53. Кузнецов, В.А. Как научиться играть на гитаре / И.С. Кузнецов. -М.: Классика-XXI, 2006. - 200 с.

54. Кузнецов, И.С. Техника игры на шестиструнной гитаре / И.С. Кузнецов. - Киев: Музична Украина, 1972. - 145 с.

55. Ларичев, Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Е. Ларичев. - М.: Музыка, 2007. - 110 с.

56. Лепендин, Л. Акустика / Л. Лепендин. - М.: Высшая школа, 1978.

57. Ливанова, Т. Западноевропейская музыка в ряду искусств / Т. Ливанова. - М.: Музыка, 1977.

58. Ливанова, Т. История Западноевропейской музыки до 1789 года / Т. Ливанова. - М.: Музыка, 1983.

59. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А.Ф.Лосев. - М.: Ладомир, 1994.

60. Мазель, Л. Строение музыкальных произведений / Л. Мазель. -М.: Музыка, 1979.

61. Манилов, В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре / В. Манилов, В. Молотков. - Киев: Музична Украша, 1988. - 120 с.

62. Манилов, В. Учись аккомпанировать на гитаре / В. Манилов. -Киев: Музична Украша, 1990. - 208 с.

63. Мартынов, И. Музыка Испании / И. Мартынов. - М.: Сов. композитор, 1977. - 359 с.

64. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В.Медушевский. - М.: Музыка, 1976.

65. Мильштейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я.И.Мильштейн. - М.: Советский композитор, 1983.

66. Михайленко, Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Н.П. Михайленко.- Киев: Книга, 2003. - 248 с.

67. Михайленко, Н.П. Справочник гитариста / Н.П. Михайленко, Фан Динь Тан. - Киев: FAN'S COMPANY, 1998. - 247 с.

68. Моисеева М.А. Органное искусство Испании эпохи высокого возрождения и барокко: дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.02/ М.А. Моисеева.- М., 2007. - 147 с.

69. Молотков, В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре / В. Молотков. - Киев: Музична Украша, 1989. - 149 с.

70. Музыкальная акустика: учебное пособие для консерваторий /Общ. ред. Н. Гарбузова. - М.: Музгиз, 1953.

71. Музыкальное исполнительство. Вып.11 / Под ред. В.Ю.Григорьев, В.А. Натансон. - М.: Музыка, 1983.- 303 с.

72. Музыкальный альманах. Гитара. Вып. 1 / Сост.и ред. Е. Ларичев,

73. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., ред. и доп. Л.О. Акопяна. - М.: Практика, 2001. - 1095 с.

74. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Сов.энциклопедия, 1990. - 671 с.

75. Мусалаев М.Д. Гитара фламенко / М.Д. Мусалаев. - М.: Интеллект-Центр, 1999. - Кн. 1. - 115 с.; Кн. 2. - 88 с.

76. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е.В.Назайкинский. -М.: Музыка, 1988.

77. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е.В.Назайкинский. - М.: Музыка, 1982.

78. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е.В.Назайкинский. - М.: Музыка, 1972.

79. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. -М.: Музыка, 1988.

80. Николаев, А.Г. Школа игры на фортепиано / А.Г. Николаев. - М.: Музыка, 1986. - 80 с.

81. Петропавловский, A.A. Гитара в камерном ансамбле: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / A.A. Петропавловский. - Нижний Новгород, 2006. - 189 с.

82. Пичугина, П.А. Эйтор Вилла Лобос и бразильская национальная музыкальная культура / П.А. Пичугина // Культура Бразилии. - М.: Наука, 1981. - С. 101-122.

83. Поликарпов, Н.Э. Пухоль и его школа / Н.Э. Поликарпов // Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Сов.композитор, 1977. - С. 3-4.

84. Попов, В. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России / В. Попов. - Екатеринбург: Банк культур, информ, 1997. - 171 с.

85. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре: на принципах техники Ф. Таррега / Э. Пухоль. - М.: Сов. композитор, 1992. - 189 с.

85а. Рамирес Х. Длина струны гитары // СodаМusic [Электронный ресурс].ШЬ: www.codamusic.ru.

86. Риоха, Э. Андрес Сеговии и его отношение к фламенко пер. с испанского/ Э. Риоха - [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2013/03/23/andres-segovii-i-ego-otnoshenie-k-flamenko

87. Роч, П. Новейшая школа игры на гитаре по методу Ф. Тарреги / П. Роч. - Нью-Йорк,1921. - 45 с.

88. Роч, П. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. Роч. - М.: Музгиз, 1962. - 103 с.

89. Руднев, С.И. Русский стиль игры на классической гитаре / С.И. Руднев. - Тула: Ясная поляна, 2002. - 208 с.

90. Руис, Х. Книга благой любви / Х. Руис.- Л., 1991.

91. Сагрерас, Д. Школа игры на гитаре / Д. Сагрерас. - М.: Торопов А.: Дека, 1996. - Ч. 1. - 1996. - 32 с.; Ч. 2. - 1996. - 32 с.; Ч. 3. - 1998. - 32 с.

92. Сазонов, B.C. Самоучитель игры на семиструнной гитаре / B.C. Сазонов. - М.: Сов. композитор, 1974.- 99 с.

93. Сеговия, А. Автобиография/ А. Сеговия // TerraGшtar[Электронный ресурс]ШЬ: http://terraguitar.ru/index.php?name=News&op=view&id=48

94. Сеговия, А. Моя гитарная тетрадь / А. Сеговия. - М.: Музыка, 1995. - 55 с.

95. Сор, Ф Школа игры на гитаре Исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом / Ф. Сор. - Ростов-на-Дону, 2008. - 165 с.

96. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 377 с.

97. Титов, Е. С. Приемы игры на гитаре: от теории к практике. - М.: Композитор, 2005.

98. Хлоповская, Т.Г. Тайны старинных гитар / Т.Г. Хлоповская// Музыкальная жизнь. - 2004. - № 2. - С. 38-39.

99. Холопов, Ю. Н. Музыкально-теоретические системы / Ю.Н. Холопов. - М., 2006.- 632 с.

100. Шарнассе, Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней :/ Э. Шарнассе. - М.: Музыка, 1991. - 87 с.

101. Эверс,Р. Некоторые особенности современного гитарного искусства / Р. Эверс // Гитарный портал.[Электронный ресурс]Ц^: http://guitarreview.ru/evers-nekotorye-osobennosti-sovremennogo-gitarnogo-iskusstva/

102. Яшнев, В. Первые шаги гитариста: школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре / В. Яшнев, Б. Вольман.- Л.: Музыка, 1984.- 58 с.

103. Annala H., Matlik H. Handbook of guitar and Lute Composers /H. Annala, H. Matlik.- USA Mel Bay publication, 2007.

104. Abreu A., Prieto V. Escuela para tocar con perfección la guitar de cinco y seis ordenes /A.Abreu, V.Prieto. - Salamanca, En la imprenta de la calle del prior, 1799. - 104 p.

105. Apel, W. The Notation Of Polyphonic Music 900- 1600 / W.Apel.-USA Benediction Classics, 2010. -518 p.

106. Aplebi, W.M. The evolution of the classic guitar / W.M. Aplebi. -Gloucester: Printers Ltd., 1969.

107. Arcas J., Rodrigues M. Julián Arcas: 52 piezas para guitarra /J.Arcas, M.Rodrigues. - Facsímil.Madrid, 1993. - 271 p.

108. Azpiazu, J. de. The Guitar and Guitarists from Beginning to the Present Day / J/ de Azpiazu. - London, 1960.

109. Barbour Muray, J. Tuning and TemperamentUSA / J.Barbour Muray. -Dover Publications, Incorporated, 2004. - 256 p.

110. Bellow, A. The Illustrated History of the Guitar / A. Bellow. - New York: Belwin/Mills Publishing Corp., 1976.

111. Bobri, V. The Segovia technique / V. Bobri. - New York, 1972.

112. Bone, Ph. The Guitar and Mandolin. Biographies of Celebrated Players and Composers/ Ph. Bone. -London, 1954.

113. Broca, J. Spanish guitar music Budapest / J.Broca. - Edition Musica Budapest, 1980.

114. Charnasse, H. La Guitare / H Charnasse. - France: Presses Universitaires de France, 1985.

115. Chase, G. The Music of Spain / G. Chase. - New York, 1941.

116. Clinton, G. Andres Segovia: an appreciation / G.Clinton. -USA Musical New Services, 1978. - 102 p.

117. Coelho, V. Performance on Lute, Guitar, and Vihuela /V. Coelho- UK Cambridge University Press, 2005.- 252 p.

118. Esses, M. Dance and Instrumental Diferencias in Spain During the 17th and Early 18th Centuries / M.Esses.- USA Pendragon Pr., 1994. - 708 p.

119. Ferandiere F., Jeffery B. Arte de tocar la guitarra española por música: (Madrid, 1799) / F.Ferandiere, B.Jeffery. - London: Tecla, 1977.- 99 p.

120. Garcia Rubio, J.M. Arte reglas armónicas para guitar para arprehender a templar y puntear la guitarra Espanola de seis ordenes /J.M.Garcia Rubio.-Madrid, En la imprenta de marco, 1799. - 95 p.

121. Griffits, J. Perfomance: The Vihuela: performance, practice,style, and context / J. Griffits // Lute, Guitar, and Vihuela: Historical Performance and Modern Interpretation / Ed. Victor Coelho. - Cambridge Studies in Performance Practice. Cambridge: CUP, 1997.

122. Guitar Review. - New York, 1976-1983.

123. Harwood, I. A Brief History of the Lute / I. Harwood. - New York,

1975

124. Huber, J. The Development of the Modern Guitar / J.Huber.- UK Bold Strummer, 1991. -103 p.

125. Huerta, T. Life and Works / T.Huert. - UK DGA Edition, 2006. - 181

P.

126. Jeffery, B.Fernando Sor composer and guitarist / B.Jeffery. - USA: Tecla Editions, 1994. - 200 p.

127. Karulli, F. Gitarreschule / F. Karulli. - Leipzig: Edition Peters, 1979.

128. Koonce.F. Renaissance Vihuela & Guitar in Sixteenth-century / F.Koonce. Mel Bay Publications, Inc., 2008. - 188 p.

129. Koonce, F. Baroque Guitar in Spain and The New World /F.Koonce. -Mel Bay Publications, Inc., 2008. - 176 p.

130. Livermore, A. A Short History of Spanish Music. Duckworth / A. Livermore. - London, 1972.

131. Mel Bay Publications, Inc., 2008. - 188 p.

132. Merchi, G. Traité des Agrémens de la Musique Executées sur la Guitare /G.Merchi. - Paris, 1777. - 51p.

133. Moretti, F. Principios para tocar la guitarra de seis ordenes /F.Moretti. - Madrid, En la imprenta de sancha, 1799. - 53 p.

134. Morrish, J. The Classical Guitar, The Complete History / J. Morrish. -Balafon: Outline Press, 1997.

134a. Rodriges M. Arcas guitar works based on original editions / M. Rodriges. - Madrid, 1993.

135. Powrozniak, J. Gitara od A do Z / J. Powrozniak. - Krakow: Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1966.

136. Prat, D. Diccionario de Guitarristas (Diccionario biográfico, bibliográfico, historico, critico de guitarristas, guitarreros) / D. Prat. - Buenos Aires : Casa Romero, 1934.

137. Prat, D. Dictionario Biografico-Bibliografico-Historico-Critico de Gitarras/ D. Prat. - Buenos Aires: Romero y Fernandez ed., 1934

138. Pujol, E. La Guitare / E. Pujol. - Paris, 1927.

139. Pujol, E.: Tárrega - Ensayo biográfico/ E. Pujol. - Los Talleres Gráficos de Ramos, Afonso & Moita, Lda., Lisboa, 1960. - 259 p.

140. Ribayaz, L. Luz y Norte Musical / L. Ribayaz. - Wellington Harp and Hobbit Press, 2004. -34 p.

141. Romanillos, J. Antonio De Torres: Guitar Maker-His Life and Work / J. Romanillos. - USA Bold Strummer Ltd; 2nd edition, 1997. - 352 p.

142. Segovia, A. An autobiography / A. Segovia. - New York, 1976. 142a. Segovia A., Manuel M. Ponce, Sketches from Heart and Memory /

A. Segovia, M. Manuel // The guitar Review. - 1948. - №7. - P. 4.

143. Sharpe, A.P. The Story of the Spanish Guitar/ A. P. Sharpe. - London,

1963.

144. Suarez-Pajares, J. Antologia de Guitarra / J.Suarez-Pajare. - Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. - 158 p.

145. Sor, F. Méthode pour la Guitare / F.Sor. - Paris, 1830.

146. Sor, F. Method for the Spanish Guitar/ F.Sor. - London, 1832.

147. Tárrega, F., Rodrigues, M.Obras completas para guitarra (cinco volúmenes: I-V). - Madrid: Soneto, 1991. - 396 p.

148. The New Grove Dictionary of Music & Musicians. 29 vols. 2nd Edition. - Washington: Grove's Dictionary of Music, 2001.

149. Turnbull, H. The Guitar from the Renaissance to the Present Day / H. Turnbull. - New York: Charles Scribner's Sons, 1974.

150. Tyler, J. A guide to playing the Baroque Guitar/ J. Tyler. - Indiana University Press, 2011.

151. Tyler, J., Sparks, P. The Guitar and Its Music: From the Renaissance to the Classical Era / J. Tyler,P.Sparks. -Oxford: Oxford University Press, 2007. -352 p.

152. Usher, T. The Spanish guitar in nineteenh and Twentieth century / T. Usher // Galpin society journal. - 1956. -Vol. 9.- P. 5-36.

153. Vargas y Guzman, J.A. Explicacion de la Guitarra(Cadiz, 1773) / J.A. Vargas y Guzman. - Granada, 1994. -147 p.

154. Vinas, J. Collected Guitar Works / J.Vinas. - UK Chanterelle verlag, 2011. -104 p.

155. Wade, G. Concise History of the Classic GuitarBunker Missouri/ G. Wade. - Mel Bay Publications, USA, 2010.-224 p.

156. Wade, G., Tradition ofthe classical guitar London / G. Wade. - John Calder Ltd., 1980. - 270 p.

157. Wade, G., Garno, G.New Look at Segovia: His Life and His Music (New Look at Segovia). Vol. 1 / G. Wade, G. Garno. -Mel Bay Publications, 1997. -508 p.

158. Wade, G., Garno, G. New Look at Segovia: His Life and His Music (New Look at Segovia). Vol. 2 / G. Wade, G. Garno. -Mel Bay Publications, 1997. -503 p.

ПРИЛОЖЕНИЕ Ссылки на нотные примеры

1. Записано с электронной библиотеки. http://icking-music-archive.org/

2. Записано с К. Пэрриш, Дж. Оул Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до И.С. Баха. Л.: Музыка,Ленинградское отделение, 1975. С. 23-24.

3. Записано с электронного ресурса. http: //www.vihuel agriffiths .com/JohnGriffiths/7 -Pl eni_sunt. html

4. Записано с Koonce. F Renaissance Vihuela & Guitar in Sixteenth-century Mel Bay Publications, Inc.2008. Р. 138-139.

5. Записано с Koonce. F Renaissance Vihuela & Guitar in Sixteenth-century Mel Bay Publications, Inc.2008. Р. 136-137.

6. Записано с Каминик В.А. Искусство игры на гитаре. СПб., 2008. С.

108.

7. Записано с Каминик В.А. Искусство игры на гитаре. СПб., 2008. С. 102-103

8. Записано с табулатур из SanzG. Instruccion de musica sobre la guitarra Espanola. Zaragosa, 1674.

9. Записано с Koonce F. Baroque Guitar in Spain and The New World Mel Bay Publications, Inc., 2008. Р. 86-88.

10. Записано с табулатур из SanzG. Libro Segundo de cifras sobre la guitarra Espanola. Zaragosa, 1674.

11. Записано с Koonce F. Baroque Guitar in Spain and The New World. Mel Bay Publications, Inc., 2008. Р. 105.

12. Копия с Ferandiere F.Arte de tocar la Guitarra Espanola por Musica. Madrid, 1799.

13. Копия с Ferandiere F.Arte de tocar la Guitarra Espanola por Musica. Madrid, 1799.

14. Копия с Ferandiere F.Arte de tocar la Guitarra Española por Música. Madrid, 1799.

15. Копия с Vargas y Guzman J.A. 13 Sonatas B.Shott's Sohne. Mainz, 1991. Р.12-13.

16. Копия с Vargas y Guzman J.A. Explicacion de la Guitarra. Granada, 1994. Р.145-146.

17. Копия рукописи Ferandiere F. Sonata tercera de guitara a solo y baxo №М136 R58105.Biblioteca Nacional de Espana.

18. Копия рукописиFerandiere F. Thema: Con diez variaciones para guitarra Mus 720-57 Municipal Historical Library de Madrid.

19. Копия рукописи Abreu A.Sonata a solo para guitarra a cinco órdenes Mus 720-20(1) Municipal Historical Library de Madrid.

20. Копия рукописи Abreu A. Sonata a solo para guitarra a cinco órdenes Mus 720-20(2) Municipal Historical Library de Madrid.

21. Копия рукописиFerandiere F. Thema: Con diez variaciones para guitarra Mus 720-57 Municipal Historical Library de Madrid.

22. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.41.

23. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.62.

24. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.48.

25. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.41.

26. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.56.

27. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.48.

28. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.52.

29. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antología de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.58.

30. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.60.

31. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.66.

32. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.66.

33. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.68.

34. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.70.

35. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.69.

36. Копия с издания Suarez-PajaresJ. Antologia de Guitarra., Madrid, Instituto Complutense de Ciencias Musicales (ICCMU), 2008. Р.68.

37. Записано ^eFandango pour guitare par D. Aguado op. 16, (издатель не известен).

38. Копия с Le Menuet Affandango Air Espagnolpour guitare par D. Aguado op. 15, M. De. Fossa (издатель не известен).

39. Записано с Rondo Brillants pour guitare senle par D. Aguado op.2, M. De. Fossa (издатель не известен).

40. Копия с Guitare par D. Aguado Paris, S. Richault, c 1.

41. Записано ^eFandango pour guitare par D. Aguado op. 16 (издатель не известен).

42. Записано ^eFandango pour guitare par D. Aguado op. 16, (издатель не известен).

43. Копия с Le Menuet Affandango Air Espagnolpour guitare par D. Aguado op. 15, M. De. Fossa (издатель не известен).

44. Записано с Rondo Brillants pour guitare senle par D. Aguado op.2, M. De. Fossa (издатель не известен).

45. Записано с Deux Themes Paries et douze menuets por la guitare composer pour Ferdinando Sor, journal de Guitare, Cher. Meissonier, Paris (Menuet №5, op.11, c8).

46. Копия с Pour la Guitare Compose et Dedie Aux Amateurs op.14 par Ferdinando Sor, Cher. Meissonier, Paris (Grand Solo, с4).

47. Копия с Pour la Guitare Compose et Dedie Aux Amateurs op.14 par Ferdinando Sor, Cher. Meissonier, Paris.

48. Копия с Gran Solo de Sor para guitarra por su Maestro D. Aguado, Aguatin Campo, Madrid, 1849.

49. Записано с Arcas J., Rodrigues M. Julián Arcas: 52 piezas para guitarra. Facsímil.Madrid 1993 Soneto Ediciones Musicales. Р.58.

50. Записано с Arcas J., Rodrigues M. Julián Arcas: 52 piezas para guitarra. Facsímil. Madrid 1993 Soneto Ediciones Musicales. Р.209-210.

51. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (I) Madrid: Soneto, 1991. Р.22.

52. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (I) Madrid: Soneto, 1991. Р.20.

53. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (I) Madrid: Soneto, 1991. Р.64-67.

54. Записано с Arcas J., Rodrigues M. Julián Arcas: 52 piezas para guitarra. Facsímil. Madrid 1993 Soneto Ediciones Musicales, p. 271. с.19

55. Записано с Arcas J., Rodrigues M. Julián Arcas: 52 piezas para guitarra. Facsímil. Madrid 1993 Soneto Ediciones Musicales. Р.193.

56.Записано с Arcas J., Rodrigues M. Julián Arcas: 52 piezas para guitarra. Facsímil. Madrid 1993 Soneto Ediciones Musicales. Р.175.

57. Записано с Arcas J., Rodrigues M. Julián Arcas: 52 piezas para guitarra. Facsímil. Madrid 1993 Soneto Ediciones Musicales. Р.183.

58. Копия с Arcas J., Rodrigues M. Julián Arcas: 52 piezas para guitarra. Facsímil. Madrid 1993 Soneto Ediciones Musicales. Р.36.

59. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (I) Madrid: Soneto, 1991. Р.42.

60. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (I) Madrid: Soneto, 1991. Р.60.

61. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (I) Madrid: Soneto, 1991. Р.20.

62. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (I) Madrid: Soneto, 1991. Р.72-73.

63. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (I) Madrid: Soneto, 1991. Р.20.

64. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (II) Madrid: Soneto, 1991. Р.19.

65. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (I) Madrid: Soneto, 1991. Р.43.

66. Записано с Tárrega F., Rodrigues M. Obras completas para guitarra (II) Madrid: Soneto, 1991. Р.52-53.

67. Сеговия А. Этюд-вальс, исп.редакция Е.Ларичев, издатель не известен.

68. Сеговия А. Экспромпт, издатель не известен.

69. Сеговия А. Юмореска, исп. редакция Е. Ларичев с.23, издатель не известен.

70. Записано с Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / под ред. Е. Ларичева. М.: Музыка, 1990.С.192.

71. Записано с Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Тоника, 1991. Ч. 3.С.167.

72. Копия с Из репертуара Андреса Сеговии / сост. Е. Ларичев. М.: Музыка, 1982. С.52.

73. Копия с Castelnuovo-Tedesco. М Tarantella, Ricordi #R124372. Published by Ricordi (HL.50018700).

74. Копия с Вилла-Лобос Э. Этюд №1 (рукопись автора).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.