Полифония в отечественной гитарной музыке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Гурьянова, Лариса Викторовна

  • Гурьянова, Лариса Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 227
Гурьянова, Лариса Викторовна. Полифония в отечественной гитарной музыке: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Воронеж. 2014. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гурьянова, Лариса Викторовна

Оглавление

Введение

ГЛАВА I.

СВОБОДНЫЙ КОНТРАПУНКТ В РЕТРОСПЕКТИВЕ

§ 1. Процессы полифонизации в лютневой музыке XVI—XVIII вв

§ 2. Полифония в гитарной музыке классико-романтического периода

§ 3. Русская гитарная школа XIX века: национальный «голос»

инструмента

ГЛАВА II.

ОТ ПРИЁМОВ ИЗЛОЖЕНИЯ К СПОСОБУ

МЫШЛЕНИЯ

§ 1. Многоголосие Нового времени

§ 2. Лаборатория техник в неполифонических формах

§ 3. Полифонические формы в рамках малого цикла

ГЛАВА III.

«24 ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ» ДЛЯ ГИТАРЫ: АВТОРСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БОЛЬШОГО ЦИКЛА

§ 1. Игорь Рехин: В динамичной стретте смыслов

§ 2. Герман Джапаридзе: Полифоническое пространство Звука

Заключение

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полифония в отечественной гитарной музыке»

Введение

Инструментальное исполнительство, являясь частью музыкальной культуры и находясь в контексте её развития, способно иллюстрировать сущность происходящих на каждом историческом этапе изменений, а также отражать динамику преобразований в рамках процессуальное™ «традиции -современность». Гитарное исполнительство в этом смысле представляет интересный объект для исследования. Интенсивность темпов освоения классической шестиструнной гитарой интегрированного международного пространства вызвала в последние годы повышенное внимание к инструменту. Уровень же технической «оснащённости» и художественно-выразительных возможностей репертуара второй половины ХХ-начала XXI вв. позволил искусству игры на гитаре занять достойное место в ряду высокопрофессиональных исполнительских искусств.

К важным компонентам положительной динамики можно отнести и

активизацию научно-исследовательской деятельности в вопросах изучения

классической гитары. Особый интерес в этом смысле представляют

разработки отечественных авторов. Среди них музыкально-исторические

труды П.С. Агафошина [2], М.А. Вайсборда [23, 24], H.A. Ивановой-

Крамской [70], A.B. Ширялина [190], М.Ф. Иванова [68], В.И. Попова [138],

Б.Л. Вольмана [36, 37, 38], И.И.Мартынова [111], материалы учебно-

методической направленности A.M. Иванова-Крамского [69], С. Руднева

[151], С. Матохина [112, 113], А.ГТ. Черватюк [185], диссертационные

исследования гитаристов-практиков. Работы А. Скрынникова «Ускоренное

освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе

обучения» (1999г.), Н.Дмитриевой «Методическая подготовка учащихся»

музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары»

(2004 г.), М. Самохиной «Формирование исполнительских умений и навыков

учащихся детской музыкальной школы в классе гитары» (2005 г.),

А. Петропавловского «Гитара в камерном ансамбле» (2006 г.), В. Танеева

з

«Классическая гитара: к проблеме академического статуса» (2007 г.), В. Борисевича «Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования» (2008 г.), Л. Карпова «Развитие базовой исполнительской техники формирования звука в процессе обучения игре на гитаре» (2012г.) обозначают тенденцию профессионализации в отечественном гитарном образовании как принципиально значимую и актуализируют исполнительство как сферу деятельности современного музыканта. Исследования К. Ильгина «Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство» (2003 г.), Д. Крутикова «Гитарное искусство Петербурга - Петрограда — Ленинграда в первой половине XX века» (2011 г.), Н.Якименко «Акустическая гитара в диалоге академической и джазовой традиции» (2012 г.) открывают неизвестные страницы истории русской гитары и освещают вопросы жизнеспособности инструмента в стилевом контексте.

Между тем, база научно-теоретических изысканий не располагает опытом глубокого и всестороннего анализа собственно гитарного наследия. Богатейший пласт созданной для инструмента литературы остается пока неизведанным, аккумулируя в себе ресурс для дальнейшей разработки. Область изучения форм, жанров, стилей, с точки зрения их коммуникации с классической гитарой, широка и многомерна в своей направленности. Актуальны и аспекты, выявляющие специфику корреспонденции различных способов музыкального мышления в их соотнесении с особенностями конструкции и строя инструмента. Значительный исследовательский интерес в этом смысле может представить анализ процессуальности в рамках формирования «полифонического образа»' классической шестиструнной гитары.

Вопросы, связанные с воспитанием исполнительской культуры любого профессионального музыканта, включают в качестве неотъемлемой работу над полифоническим произведением. Последовательность этапов этой

1 Термин И.К. Кузнецова [92].

работы - освоение лексических единиц текста, овладение необходимыми техническими приемами их интонирования, осмысление законов драматургии, понимание образного и смыслового её назначения -многоуровневая система чтения искусства контрапункта. Но если для пианистов, скрипачей, виолончелистов она является традиционным атрибутом исполнительской культуры уже на протяжении нескольких столетий, то для гитаристов процесс практического постижения законов полифонии нельзя определить как естественный и веками сложившийся. Представления о гитаре как об 'аккомпанирующем инструменте надолго закрепили ассоциативную параллель с характерной для него в большей степени гомофонной органикой. Однако, объективные реалии исторической динамики внесли значительные коррективы в сложившийся стереотип, сформировав новый «полифонический образ гитары».

Актуальность исследования обусловлена акцентом на проблеме взаимосоотнесенности процессов полифонизации современной музыкальной культуры и гитарного искусства как её составляющей. Впервые осуществлена попытка теоретического освоения значительного объёма оригинальной гитарной литературы с позиций конкретно поставленной проблематики. Локализация области исследования позволяет детализировать компоненты полифонизации как процесса, предметно рассматривая их содержательность в контексте временных изменений.

Степень научной разработанности проблемы. Гитарный полифонический репертуар, перешагнув рамки второстепенного по значимости, не первое десятилетие занимает достойное место в музыкальном наследии современности. Открытые XX веком возможности цикла «24 прелюдии и фуги» для гитары - одно из немногих тому подтверждений.

Тенденция крещендирования процесса, хорошо осознаваемая самими гитаристами и специалистами в области инструментального исполнительства, к сожалению, на данный момент не имеет ни своего теоретического осмысления, ни соответствующих научно-исторических обобщений,

основанных на всестороннем анализе этого явления. Статьи в сборниках научно-практических конференций нацелены либо на краткий обзор отдельного полифонического произведения (В. Гаврилова «Звучащий мир Германа Джапаридзе в цикле «24 прелюдии и фуги» (о первой исполнительской версии) [41], либо на рассмотрение узкоспециальных вопросов, связанных с методикой освоения конкретных полифонических приёмов в гитарном исполнительстве, развитием навыков грамотного чтения контрапунктической фактуры (Н. Дмитриева «Полифония в классе классической гитары» (на примере «24 прелюдий и фуг Игоря Рехина) [56]. Очерки же, публикуемые российским журналом «ГитаристЪ», затрагивают вопросы полифонии в общем, как характеризующие индивидуальный композиторский стиль (Д. Ломтев «Полифонические метаморфозы» [102], Л. Рапацкая «Преодолевая гитарные стереотипы» (заметки о творчестве Игоря Рехина)» [145]).

Настоящий труд — первая попытка развернутого теоретического исследования, целью которого является осмысление возможностей полифонии как музыкально-языкового средства и способа художественного мышления в гитарных произведениях современных отечественных композиторов.

Объект исследования — произведения для классической гитары отечественных (советских и российских) авторов, созданные в период второй половины XX века и первое десятилетие века нынешнего . Представленный

2 К варианту классическою традиционно относят инструмент с шестью струнами строя el - h, - g,- d - Л - Е 1 Используемые в качестве материала диссертационного исследования нотные образцы отечественной гитарной музыки взяты из различных источников. Среди них:

• полученная лично автором исследования композиторская версия цикла «24 прелюдии и фуги для гитары» (Г. Джапаридзе);

• авторские рукописи А. Агибалова, И. Рехина, А. Вуллы, А. Кулигина;

• авторский печатный текст сочинений А. Ольшанского, С. Руднева, С. Ильина;

• сочинения из сборников, выпущенных и разное время отечественными издательствами (произведения А. Сихры, М. Высотского, Н. Александрова, В. Моркова, В. Саренко, М. Глинки, Э. Денисова, И. Рехина, В. Кикты, II. Аристовой, С. Привалова, В. Харисова, «Школа игры на шестиструнной гитаре» A.M. Иванова-Крамского);

• сочинения, опубликованные в зарубежных издательствах (цикл «24 прелюдии и фуги для гитары соло» И. Рехина, сюита «Игрушки принца», вариации на тему Ш.Рака «Фарфоровая башня», диптих «Падение птиц» И.Кошкина, пьесы П. Панина, А. Виницкого).

материал никогда ранее не подлежал рассмотрению и избран в качестве показательного с точки зрения ярко отражённых в нём тенденций современного полифонического мышления. Круг отечественных авторов, чьи произведения вошли в число анализируемых, ограничен в силу невозможности полного своего охвата в рамках заявленной темы диссертации.

Предмет исследования: специфика использования полифонии в произведениях, созданных для классической гитары.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть исторические и социокультурные предпосылки процессов полифонизации в отечественной гитарной музыке.

2. Обозначить особенности формирования «полифонического образа» инструмента на разных этапах развития русской гитарной школы.

3. Детализировать полифонические техники, применяемые в малых и циклических формах, на примере всестороннего анализа гитарных сочинений второй половины XX— начала XXI века.

4. Выявить семантический потенциал в полифонических макроциклах «24 прелюдии и фуги для гитары» Игоря Рехина и Германа Джапаридзе.

5. Раскрыть художественно-выразительные возможности полифонии

г

в соотнесении их с авторскими драматургическими задачами и временным контекстом созданного сочинения.

Предварительное изучение проблемы позволило выдвинуть гипотезу исследования, согласно которой развитие академического гитарного искусства связано с развитием полифонических форм его музыкально-языкового мышления. Оба процесса однонаправлены и взаимозависимы.

Теоретическую основу настоящего исследования составили научные труды по полифонии С.Танеева [165], Э.Курта [94], В. Протопопова [141], К. Южак [194], Ю. Евдокимовой [61], А. Ровенко [149], И. Кузнецова [93], Н. Симаковой [156], И. Цахер [182], Т. Франтовой [172], И. Васирук [28; 29],

по истории музыки Т. Ливановой [98; 99], Т. Левой [97], по вопросам анализа В. Бобровского [21], Л. Мазеля [106; 107], по теории музыкального искусства Ю. Холопова [176], В. Холоповой [178], Т. Чередниченко [186], М. Аркадьева [8], по истории гитарного искусства П. Агафошина [2], М. Иванова [68], Б. Вольмана [36 - 38], И. Мартынова [111], М. Вайсборда [23; 24], Э. Шарнассе [188], А. Ширялина [190], В. Попова [138], 1С. Ильгина [73], по теории жанра и стиля М. Михайлова [117; 118], С. Скребкова [157],

A. Сохора [162], Е. Назайкинского [125; 126], М.Лобановой [101], по проблемам отечественной музыкальной культуры XX века Л. Раабена [144], Э. Денисова [54], Г. Григорьевой [50], Е. Долинской [57; 58], А. Демченко [52; 53], по вопросам музыкальной коммуникации М. Арановского [5 - 7],

B. Медушевского [114], по теории современной композиции Ц. Когоутека [83], А. Соколова [161], В. Ценовой [183].

Существенно пополнили истоковедческую базу диссертации материалы публикаций, размещённые в научных сборниках и специальных журналах. Среди них музыковедческие очерки Т. Батаговой, В. Болобольчевой, Д. Варламова, Ю. Николаевой, Б. Скурко, Е. Ручьевской, В. Сырова, а также заметки и наблюдения известных российских гитаристов Д. Илларионова, Н. Кошкина, Р. Мамедкулиева, С. Матохипа, Е. Финкельштейна. Большую помощь в разработке заявленной темы оказали также рекомендации и профессиональные комментарии Игоря Рехина и Германа Джапаридзе. Автор работы выражает глубокую признательность композиторам за предоставленную возможность творческого диалога и содействие в приобретении текстовой части циклов «24 прелюдии и фуги» для гитары.

Методология исследования опирается на принцип комплексности в изучении поставленной проблемы. Используемые в работе методы сравнительно-исторического, культурологического, стилевого, структурно-функционального анализа способствовали целостному охвату рассматриваемого явления, систематизации отдельных его составляющих,

теоретическим обобщениям в рамках заявленной темы. Метод моделирования позволил конкретизировать механизмы функционирования системы, развёртывание процесса в крупных полифонических циклах, а также интерпретировать абстрактное содержание последних в художественно-смысловом контексте.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс полифонизации в рамках гитарной музыки - исторически обусловленное явление, находящееся в прямой зависимости от макропроцессов в истории развития музыкального искусства, связанными со сменой эпох, эстетик, стилей.

2. Музыка для гитары отечественных авторов - отражение динамичного движения полифонии «от приёмов изложения - к способу мышления» в контексте глобальной смены культурной парадигмы XX столетия.

3. Контрапункт в рамках неполифонических структур (пьесы, сюиты, сонаты) и в области собственно полифонических форм для гитары (инвенции, фуги, полифонические вариации, малые и большие циклы) проявляет своё действие как музыкальный и художественный концепт, отражая полифонизм современного мировосприятия.

4. Полифония как особый тип художественного мышления динамизировала исторический процесс академизации шестиструнной гитары и способствовала упрочению её статуса как «классического инструмента».

Научная новизна исследования определяется комплексным изучением полифонических процессов в отечественной гитарной музыке и может быть сформулирована следующим образом:

- область произведений для классической гитары впервые становится объектом теоретических изысканий в рамках чётко обозначенной проблематики;

- осуществляется всесторонний анализ и детализация полифонических техник в гитарных сочинениях второй половины XX- начала XXI вв.

- конкретизируется многостороннее проявление концепта «полифония» на примере объективного действия его составляющих: фактурной, метроритмической, ладотональной и драматургической;

- доказательно мотивируется положение, согласно которому динамика изменений, происходящих в рамках одной национальной школы, является частью общеисторической глобализации социокультурного пространства.

Теоретическая значимость исследования определяется ракурсом темы, направленной на изучение процессов полифонизации в рамках становления национальной школы гитарного исполнительства. На основе многокомпанентного анализа репертуарных произведений русских, советских и российских авторов

~ доказана историческая обусловленность процессов, представленных в ретроспективе эволюции «от приёмов изложения к способу мышления»,

раскрыты возможности концепционно-смыслового действия полифонии в рамках малых и крупных циклических форм,

установлены и сформулированы основные принципы контрапунктической организации ткани в полифонических и неполифонических стрктурах, выявлена их взаимосвязь с особенностями строя инструмента, приёмами исполнительской игры.

Практическая значимость исследования.

1. Результаты проведённого исследования могут быть использованы в современном музыковедении, музыкальной критике, а также при разработке специальных программ и методических пособий, направленных в область изучения полифонии.

2. Материалы диссертации могут быть включены в действующие лекционные курсы музыкально-исторических и теоретических дисциплин, пополнив уже имеющийся объём научных исследований новыми данными.

Вместе с тем, аналитические выводы могут послужить основой, формирующей содержание новых учебных дисциплин в образовательных программах профессиональной и предпрофессиональной подготовки гитаристов-исполнителей.

3. Полученные научные результаты могут стать отправной точкой дальнейшего изучения вопросов, связанных с областью использования полифонических форм в гитарной музыке других национальных школ.

4. Настоящее исследование может расширить базу теоретической оснащённости классических гитаристов, а также оказать конкретное практическое содействие в развитии навыков анализа различного рода полифонических и неполифонических структур.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры истории музыки Воронежской государственной академии искусств; в докладах на международных научно-практических конференциях (Тамбов, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011); в ходе чтения лекций на заседаниях секции гитары Городского методического объединения (Саратов, 2008, 2012); в рамках проводимого мастер-класса Заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Игоря Рехииа (III Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке», Казань, 2009).

По теме исследования подготовлено к печати и опубликовано: 3 статьи в журналах, рецензируемых ВАК, 10 работ в научных сборниках Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Воронежского государственного педагогического университета, Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. C.B. Рахманинова, Института филологии искусств Казанского федерального университета, Государственного фольклорного центра «Астраханская песня».

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографии и Приложения.

Введение раскрывает вопрос актуальности заявленной темы, обозначает исторический и теоретический ракурс её рассмотрения, формулирует цель, предмет, задачи исследования, анализирует истоковедческую базу диссертации. Конкретизируются теоретическая и практическая значимость работы, в процессе которой впервые изучен и обобщён обширный материал полифонической гитарной литературы. Методологическая база отражает многоуровневость как основную составляющую научного анализа.

В первой главе «Свободный контрапункт в ретроспективе» рассматриваются вопросы полифонизации гитарной ткани на ранних этапах становления инструмента (XVI — XIX вв.). Временной экскурс в прошлое позволяет выявить историческую обусловленность процессов, отражённых в настоящем исследовании. Их многовековой «ход» даётся с момента проявления жизнеспособности полифонии как способа изложения. Действенность контрапункта в качестве фактурной составляющей прослежена в сочинениях выдающихся лютнистов Англии, Франции, Испании, Италии, Германии. Особое внимание уделяется вопросам специфики «полифонического образа» инструмента в условиях становления русской гитарной школы.

Вторая глава «От приёмов изложения к способу мышления»

освещает процессы качественных преобразований в отечественном гитарном искусстве XX века и определяет полифонизацию направляющим вектором его развития. Происходящее рассматривается в контексте глобальных социокультурных перемен, выдвинувших «полифонию» на новый категориальный уровень с его многокомпонентностыо в виде «полифонизации современного сознания», «полифоничности окружающего пространства», «полифонизма мироощущения, культуры, истории», «универсализма полифонического начала в современном мышлении» (Т. Франтова). На примере материала гитарных сочинений отечественных

авторов выявлены основные характеристики нового типа музыкального мышления и обозначены формы его языковых и структурных проявлений.

Третья глава «24 прелюдии и фуги» для гитары: авторские концепции большого цикла» выводит семантический аспект на уровень концепционно значимого в характеристике современной полифонической макроструктуры. Звуковой образ циклов Игоря Рехина и Германа Джапаридзе представлен в контексте рассмотрения эстетических диад Художник - Время, Художник — Пространство. Ключевым моментом в понимании образной содержательности сочинений определяется программность. Детальное изучение оригинального текста позволяет установить её скрытое действие на уровне отдельных музыкально-лексических единиц и ведет, в конечном итоге, к пониманию контрапункта смыслов.

Заключение диссертации конкретизирует основные выводы исследования и резюмирует сущностную составляющую концепции: динамика полифонизации современной отечественной гитарной музыки, трансформирующая тип контрапунктического изложения в особый тип музыкального мышления, обусловлена реалиями процесса полифонизации современной музыкальной культуры и проистекает в его рамках.

Приложение включает в себя краткие биографические данные авторов, чьи произведения вошли в перечень исследуемых, а также нотные образцы драматургически значимых прелюдий и фуг из макроциклов Игоря Рехина и Германа Джапаридзе.

Глава I

Свободный контрапункт в ретроспективе

§1. Процессы полифонизации в лютневой музыке XVI—XVIII вв.

Рассматривая процессы полифонизации гитарной ткани сквозь призму исторических тенденций и в непосредственной связи с ними, можно с уверенностью констатировать, что скачок в осмыслении гитары полифоническим инструментом, произошедший на рубеже XX и XXI веков -явление во многом ожидаемое и закономерное. Предшествующий ему длительный многовековой процесс охватывает различные временные этапы, а также соответствующие им художественные направления в искусстве в целом и музыке в частности.

Самым ранним из них представляется период XV—XVIII вв., связанный с распространением и бытованием в странах Европы струнно-щипкового инструмента - лютни, значительная часть репертуара которой впоследствии перешла в арсенал гитарной литературы, став её неотъемлемой частью. Лютневые школы Испании, Англии, Франции, Италии, Германии, сложившиеся в это время, явились неотъемлемой составляющей музыкальной культуры Возрождения, привнося в многозвучную палитру её инструментария тембр, ставший позднее знаковым для эпохи в целом.

Наиболее интересными и содержательными в плане анализа фактурных особенностей представляются нотные образцы лютневой музыки, относящиеся к первой половине XVI века4. Паваны5 известного испанского композитора и виртуоза Луиса де Милана (1500-1561) представляют собой небольшие пьесы гомофонного склада, основу которых составляют чёткие аккордовые вертикали. Однако даже в фактуре такого типа нельзя не

4 Ссылки на ресурсы сборников даны в соответствующей тексту последовательности. Большая составляющая анализируемого материала — пьесы из богатейшего электронного архива зарубежной [тарной музыки, предоставленной автору гитаристкой Е. Альтман.

5 Маэстро: собрание сочинении для гитары соло: в 2-х частях.. 4.1. Луис Милан/ под ред. Иштвана Сабо. -М.: ACT: Астрель, 2006. - 67 с.

заметить тенденцию фрагментарного включения в различные по высоте голоса самостоятельных мелодических ходов. Они преодолевают ритмическую статику фактуры и являются элементом её динамического развития. Примеры ритмических и мелодических имитаций в паванах, а также использование одного из принципов контрастной полифонии, основанного на противодвижении контрапунктирующих голосов, явно указывают на проникновение в музыкальную ткань элементов полифонического письма:

Пр. I. Л. Мнлан. Павана №3

m

г

р р

isppi

ё

Пр. 2. Л. Мнлан. Папана №5

I оI ТП {

* 1il

а raj

g^r't'F^rTTff

Более насыщенный контрапунктическими соединениями склад можно наблюдать в произведениях знаменитого английского лютниста елизаветинской эпохи Джона Дауленда (1563-1626). Написанные в разные периоды творчества композитора сборники пьес для лютни соло6 включают в себя разнохарактерные танцы (паваны, гальярды, жиги и др.). Некоторые из них заслуживают внимания как весьма очевидные и яркие примеры формирования в них «специфически инструментальной музыкальной материи, которая существенно отличалась от вокально-хоровой ткани эпохи Возрождения» [87, 13]. В большинстве случаев это особый, комбинированный вариант многоголосного изложения, где различные типы многоголосной фактуры чередуются во времени, создавая в целом единое звуковое пространство.

°11рипеденные далее примеры заимствованы из следующих публикации: Bight Pieces by John Dowland/ Tecla Editions Publisher, 1995; Musique de la Renaissance pour Guitar/ Edition Max Eschig, Paris, 1951; John Dowland Pieces http://andrey-lebed.ru/ Id/6/601 Dowland sbornic.pdr; John Dowland / Musikverlag V.HIadky. Wien, 1954.

Так, в пьесах «Dowlancl's First Galliard», «The Right Honourable Robert, Earl of Essex His Galliard», «Master Piper's Galliard», «Mignarda», «Forlorn höre Fansy» основной вид многоголосного изложения опирается на трёх- и четырёхголосный склад. Особенно чётко он просматривается в аккордовой фактуре. В ней же эпизодически между тонами вертикалей происходит функциональная дифференциация голосов, выраженная не только звуковысотно, но и ритмически. Индивидуализацию линий рельефно демонстрирует нотная запись, в большой степени вероятности явившаяся результатом расшифровки лютневых табулатур композитора. Крайние голоса в ней обозначены противоположными друг другу штилями, а контрастирующий мелодии и басу средний голос выписан собственными штилями, обычно направленными вниз». Контрапункт здесь - неотъемлемая фактурная составляющая даже в условиях вариативности ритмического «чтения» различных редакций:

Пр. 3. Дж. Да>лснд The Right Honourable Robert, Earl of Essex. His Galliard.

Подобное можно наблюдать не только в экспозиционных и развивающих разделах формы, но и в каденционных построениях, где зачастую многие гармонические кадансы представляют собой картину разновременного достижения голосами ладово-устойчивых тонов. Ритмическая самостоятельность каждого голоса при этом очевидна и неоспорима:

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гурьянова, Лариса Викторовна, 2014 год

Библиография:

1. Агапов, В.Н. Тайны гитарного строя / В.Н. Агапов. — Н. Новгород: "АСТРА", 2006.-96 с.

2. Агафошин, П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П.С. Агафошин. - М.: Музыка, 2007. - 204 с.

3. Акопян, Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л.О. Акопян. - М.: Практика, 1995. - 256 с.

4. Арабская музыка. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc пишс/527/Арабская (дата обращения: 13. 03.13).

5. Арановский, М.Г. Интонация, знак и «новые методы» / М.Г. Арановский // Советская музыка. - 1980. - № 10. - С. 99-109.

6. Арановский, М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М.Г. Арановский. - М.: Композитор, 1998. -343 с.

7. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / ред.-сост. М.Г. Арановский. -М.: Музыка, 1974. - С.90-128.

8. Аркадьев, М.А. Теория ритма и её базовые предрассудки / М.А. Аркадьев // Музыковедение. - 2005. - №1. С.2 -11.

9. Аркадьев, М.А. Музыкальное время [электронный ресурс] / М.А.Аркадьев. - Режим доступа http://mihailarkadev.load.cd/ru/blog/articles/view/148.html (дата обращения 26.10.12).

Ю.Арнонкур, Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки [электронный ресурс] / Н. Арнонкур. - Режим доступа: http://intoclassics.net/news/2010-08-01 -7967 (дата обращения 30.11.12). 11.Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев - 2-е изд. - М.: Музыка, 1973. - 144 с.

12.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971.-376 с.

13.Ашер, Т. Звук и его тоновые оттенки / Т. Ашер // Гитаристы — 1993. -№1.-С.15-17.

М.Батагова, Т.Э. Под покровом Святой Цецилии / Т.Э. Батагова // Музыка и время.- 2011. -№12. - С.18 - 19.

15.Белянская, Н.В. Модели времени и движения в музыкальной форме / Н.В. Белянская // Известия Воронежского госпедуниверситета. Т. 255. Музыка. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - С.20-29.

16.Берлиоз, Г. Мемуары / Г. Берлиоз; пер. О. Слезкиной. —2-е изд. - М.: Музыка, 1961.-813 с.

17.Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / Г. Берлиоз. Т.1. -М.: Музыка, 1972. - 307 с.

18.Блаженкова, О.В. Психологическое изучение музыкального ритма [электронный ресурс] / О.В. Блаженкова. — Режим доступа: http://www.psvchology.ru/lomonosov/tesises/em.htm (дата обращения 15.04.2012).

19.Болобольчева, В.А. Полифонический цикл «24 прелюдии и фуги» в контексте истории / В.А. Болобольчева // Вестник РАМ им. Гнесиных, 2006.- № 1. - С.28-43.

20.Бобровский, В.П. О самом важном / В.П. Бобровский // Музыкальная академия. - 1997. - № 1. - С.6-20.

21 .Бобровский, В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки / В.П. Бобровский.-М.: Музыка, 1989.- Вып. 1.-268 с.

22. Бычков, Ю.Н. Одноголосные диктанты. Пособие для учащихся музыкальных училищ и вузов / Ю.Н. Бычков. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1996.- 108 с.

23.Вайсборд, М.А. Андрее Сеговия / М.А. Вайсборд. - М.: Музыка, 1981. - 126 с.

24.Вайсборд, M.А. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века / М.А. Вайсборд. - М.: Советский композитор, 1989. - 208 с.

25.Варламов, Д.И. Метаморфозы народного музыкального инструментария. Монография / Д.И. Варламов. - М: Композитор, 2009. - 180 с.

26.Варламов, Д.И. Музыкальный фольклор и неофольклор: особенности семантики и языка / Д.И. Варламов // Музыковедение. - 2007. — № 5. — С.9-14.

27.Варунц, В.П. Музыкальный неоклассицизм: Исторические очерки / В.П. Варунц. - М.: Музыка, 1988. - 80 с.

28.Васирук, И.И. Современная фуга: содержательные аспекты / И.И. Васирук. - Волгоград: «Магарин О.Г.», 2011. - 234 с.

29.Васирук, И.И. Полифонические циклы XX века / И.И. Васирук. -Волгоград: «Магарин О.Г», 2012.- 190 с.

30. Васирук, И.И. Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов последней трети XX века: автореф. дис. ... канд. иск. наук: 17.00.03 / Васирук Ирина Ивановна. -Саратов, 2008. - 26 с.

31.Вещицкий, П.О., Ларичев, Е.Д., Ларичева, Г.А. Классическая шестиструнная гитара: Справочник / П.О. Вещицкий, Е.Д. Ларичев, Г.А. Ларичева. - М.:«Композитор», 1999.-216 с.

32.Видаль, Р.Ж. Заметки о гитаре / Р.Ж. Видаль. - М.:Музыка, 1990. - 32 с.

33.Вишневская, Л.А. Этнослуховая парадигма традиционной музыки черкесов и карачаевцев / Л.А. Вишневская // Композитор и фольклор: Взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования. - Воронеж: изд-во Воронежской государственной академии искусств, 2005. - С. 130-134.

34.Волков, А.И. Композиторская техника как фактор творческого процесса / А.И. Волков // Процессы музыкального творчества. Вып.4. Сб. трудов № 156.-М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2000. - С. 130-137.

35. Волков, В. Беседы с Сергеем Рудневым / В. Волков // Гитаристъ. -2004. - №1. - С.20-23.

36.Вольман, Б.Л. Гитара / Б.Л. Вольман. — М.: Музыка, 1972. - 62 с.

37.Вольман, Б.Л. Гитара в России: очерки истории гитарного искусства / Б.Л. Вольман. - Л.: Музгиз, 1961. - 178 с.

38.Вольман, Б.Л. Гитара и гитаристы / Б.Л. Вольман. - Л.: Музыка, 1968. -195 с.

39.Вязкова, Е.В. «Искусство фуги» И.С. Баха: Исследование / Е.В. Вязкова. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2006. - 482 с.

40. Вязкова, Е.В. О смысле в полифонической музыке / Е.В. Вязкова // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных; ред.-сост. Ю.Н. Бычков. Вып. 151.-М., 1999.- С.22 - 39.

41.Гаврилова, B.C. Звучащий мир Германа Джапаридзе в цикле «24 прелюдии и фуги» (о первой исполнительской версии) /B.C. Гаврилова // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007г.; ред.-сост. В.Р. Танеев.— Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2007. — С.56-58.

42.Газарян, С.С. Рассказ о гитаре / С.С. Газарян. - М.: Музыка, 1987. - 46 с.

43.Танеев, В.Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса: дис. ... канд. иск. наук: 17.00.03 / Танеев Виталий Ринатович. — Тамбов, 2006,- 168 с.

44.Генова, Т.Ф. О некоторых остинатных явлениях в музыке XX века / Т.Ф.Генова// От Твидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. статей по материалам науч.конф. 24 фев. 2005 г.; ред-сост. Н.И.Тарасевич. сост. Т.Ф. Генова. - М.: ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова; Изд-во НПФ «ТС - ПРИМА», 2006. - С.216-226.

45.Гиршман, Я.М. В-А-С-Н. Очерк музыкальных посвящений И.С.Баху с его символической звуковой монограммой / Я.М. Гиршман. - Казань: Казанская гос. консерватория, 1993. - 108 с.

46.Головинский, Г.Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX -XX веков. Очерки / Г.Л. Головинский. - М.: Музыка, 1981.- 279 с.

47.Гордеева, Т.Ю. Музыкальный звук как феномен культуры: дисс. ...канд. филос. наук: 24.00.01 / Гордеева Татьяна Юрьевна. - Казань, 2003.- 148 с.

48.Григорьев, С.С., Мюллер, Т.Ф. Учебник полифонии / С.С. Григорьев, Т.Ф. Мюллер. - М.: Музыка, 1977. - 309 с.

49.Григорьев, С.С. Теоретический курс гармонии / С.С. Григорьев. - М.: Музыка, 1981.-479 с.

50.Григорьева, Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г.В. Григорьева. - М.: Сов. композитор, 1989.-208 с.

51 .Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. - Л.: Наука, 1967. - 319 с.

52. Демченко, А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века: исследование / А.И. Демченко. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. - 264 с.

53.Демченко, А.И. Отечественная музыка начала XX века. К проблеме создания художественной картины мира / А.И. Демченко. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990. - 111 с.

54.Денисов, Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Э.В. Денисов. - М.: Музыка, 1986. - 207 с.

55.Дмитриева, H.H. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Дмитриева Наталья Николаевна. -Москва, 2004. - 232 с.

56.Дмитриева, H.H. Полифония в классе классической гитары (на примере «24 прелюдий и фуг» Игоря Рехина) / H.H. Дмитриева // Классическая

187

гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007г.; ред.-сост. В.Р. Танеев. - Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2007. — С.49-51.

57.Долинская, Е.Б. История современной отечественной музыки. Вып.З. ( 1960 - 1990) / Е.Б. Долинская. - М.: Музыка, 2001. - 656 с.

58.Долинская, Е.Б. О русской музыке последней трети XX века / Е.Б. Долинская. - Магнитогорск: Изд-во МаГК, 2000. - 158 с.

59.Доможирова, Е.В. Фуга в немецкой инструментальной музыке XIX века: дисс. ... канд. иск. наук: 17.00.02 / Доможирова Елена Владимировна. - Петрозаводск, 2003. - 201 с.

60.Дьячкова, JI.C. Гармония в музыке XX века / J1.C. Дьячкова. - М: Музыка, 1994. - 144 с.

61.Евдокимова, Ю.К. История полифонии. Вып.2. Музыка эпохи Возрождения: XV век / Ю.К. Евдокимова. -М.: Музыка, 1989. - 414 с.

62.Еолян, И.Р. Традиционная музыка Арабского Востока / И.Р. Еолян. — М.: Музыка, 1990.-238 с.

бЗ.Задерацкий, В.В. Полифоническое мышление И. Стравинского / В.В.

Задерацкий. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. - 278 с. 64.3адерацкий, В.В. Остинато в творчестве И. Стравинского / В.В. Задерацкий // И.Ф. Стравинский. Статьи и воспоминания. - М: Советский композитор, 1985. -376 с. 65.3айдель, Е.Г. Композитор и творческие законы мира / Е.Г. Зайдель // Процессы музыкального творчества. Вып.4. Сб. трудов № 156. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. - С. 165-183. бб.Земцовский, И.И. Апология слуха / И.И. Земцовский // Музыкальная

академия. - 2002,- № 1.- С.1-12. 67.Золотарев, В.А. Фуга / В.А. Золотарев. - М.: Музыка, 1965. - 500 с. 68.Иванов, М.Ф. Русская семиструнная гитара / М.Ф. Иванов. - М.: Музыка, 1948.-152 с.

69.Иванов-Крамской, A.M. Школа игры на шестиструнной гитаре / A.M. Иванов-Крамской. - М.: Музыка, 1970. - 124 с.

70.Иванова-Крамская, H.A. Жизнь посвятил гитаре / H.A. Иванова-Крамская. - М.: Музыка, 1995. - 128 с.

71.Ивашкин, A.B. Беседы с Альфредом Шнитке / A.B. Ивашкин. - М.: Классика XXI, 2005. - 320 с.

72.Илларионов, Д.Н. Гитара и полифонические циклы (на примере «24 прелюдий и фуг» для гитары соло Игоря Рехина) / Д.Н. Илларионов // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2005 г.; ред. И.Н. Вановская. — Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2005. - С.21-25.

73.Ильгин, К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дисс. ... канд. иск. наук: 17.00.02 / Ильгин Константин Владимирович. - Санкт-Петербург, 2003. - 140 с.

74. Имханицкий, В.И. Классическая гитара в отечественной музыкальной культуре / В.И. Имханицкий // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007г.; ред.-сост. В.Р. Танеев. - Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2007. - С.6-10.

75.Калужский, В.М. Эволюция темы фуги в классической и современной музыке: автореф. дисс. ...канд. иск. наук: 17.00.02 / Калужский Владимир Михайлович. - JL, 1983. - 26 с.

76.Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре / М.Каркасси; пер. Н. Рождественской; ред. A.M. Иванова-Крамского. - М., 1964. — 152 с.

77.Кириллина, JI.B. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Часть 3 / JI.B. Кириллина. - М.: Композитор, 2007. - 377 с.

78.Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. III междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2008г.; ред.-сост. В.Р. Танеев, A.A. Петропавловский. - Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2008. - 123 с.

79.Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез.

IV междунар. науч.-практ. конф. 11-12 апр. 2009г.; ред.-сост. В.Р. Танеев, А.А. Петропавловский. - Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2009. - 120 с.

80.Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез.

V междунар. науч.-практ. конф. 10-11 апр. 2010г.; ред.-сост. В.Р. Танеев. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010.- 177 с.

81. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез.

VI междунар. науч.-практ. конф. 16-17 апр. 2011г.; ред.-сост. В.Р. Танеев. - Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2011.-139 с.

82.Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Материалы VII междунар. науч.-практ. конф. 7-8 апр. 2012г.; ред.-сост. В.Р. Танеев. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2012.- 123 с.

83.Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. — М.: Музыка, 1976. - 368 с.

84.Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев. - М: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1308 с.

85.Композиторы о современной композиции. Хрестоматия. Ред.-сост. Т.С. Кюрегян, B.C. Ценова. - М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. -356 с.

86.Красникова, Т.Н. Фактура в музыке XX века: дисс. ... докт. иск. наук: 17.00.02 / Красникова Татьяна Николаевна. - Москва, 2010. -306 с.

87.Крупина, JT.J1. Эволюция фуги / JT.J1. Крупина. - Воронеж: ВГАИ, 1998. - 184 с.

88.Крупина, JI.J1. Полифонические формы раннего барокко: путь от мотета к фуге / JT.J1. Крупина // Известия Воронежского госпедуниверситета. Том 255. Музыка: сборник научных трудов. — Воронеж: ВГПУ, 2005. - С.29-39.

89. Крути ков, Д.И. Гитарное искусство Петербурга - Петрограда -Ленинграда в первой половине XX века: автореф. дисс. ... канд. иск. наук: 17.00.02 / Крутиков Денис Игоревич. - Санкт-Петербург, 2011. — 24 с.

90.Кудряшов, А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII - XX вв / А.Ю. Кудряшов. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2010. - 432 с.

91.Кузнецов, В.М. Анализ строя гитары семиструнной и шестиструнной / В. М. Кузнецов. - Кривой Рог: Издательский дом, 2004. - 40 с.

92.Кузнецов, И.К. Полифонический образ гитары (о цикле «24 прелюдии и фуги для гитары» композитора Игоря Рехина) / И.К. Кузнецов // Гитаристь. - 1998.-№ 1.-C.33-34.

93.Кузнецов, И.К. Теоретические основы полифонии XX века / И.К. Кузнецов. - М.: НТЦ «Консерватория», 1994. - 286 с.

94.Курт, Э. Основы линеарного контрапункта / Э. Курт. - М.: Музгиз, 1931.-304 с.

95.Лаврова, C.B. Цитирование как проявление принципа комплементарности в творчестве композиторов последней трети XX века: дисс. ... канд. иск. наук: 17.00.02 / Лаврова Светлана Витальевна.

- Санкт-Петербург, 2005. - 189 с.

96.Ларичев, Е.Д. Классическая шестиструнная гитара / Е.Д. Ларичев. - М.: Музыка, 1984.-33 с.

97.Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи / Т.Н. Левая. - М.: Музыка, 1991. - 166 с.

98.Ливанова, Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Кн.1 : От античности к XVIII веку / Т.Н. Ливанова. - М.: Музыка, 1986.

- 462 с.

99.Ливанова, Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Кн.2: XVIII век / Т.Н. Ливанова. - М.: Музыка, 1982. - 622 с.

100. Лихачева, И.В. 24 прелюдии и фуги Р. Щедрина / И.В. Лихачева. - М.: Музыка, 1975. - 111 с.

101. Лобанова, М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики / М.Н. Лобанова. - М.: Музыка, 1994. - 320 с.

102. Ломтев, Д.Г. Полифонические метаморфозы (о творчестве В. Кикты) / Д.Г. Ломтев // Гитаристы- 1998.-№ 1.- С.63-64.

103. Лосев, А.Ф. Форма. Стиль. Выражение /А.Ф. Лосев. - М: Мысль, 1995. - 940 с.

104. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития, кн.II, 4.7, гл.5, §7 [электронный ресурс] / А.Ф. Лосев. -Режим доступа: http://\vww.philosophy.ru/librai,y/losef/iae8/txt29.htm (дата обращения: 16.03. 11).

105. Любовский, Л.З. Смысл фуги в европейском музыкальном мышлении / Л.З. Любовский. - Казань: Хэтер, 2000. - 40 с.

106. Мазель, Л.А. Статьи по теории и анализу музыки / Л.А. Мазель. - М.: Советский композитор, 1982. - 328 с.

107. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений. Учебное пособие / Л.А. Мазель. - М.: Музыка, 1979. - 534 с.

108. Максименко, В.А. Графическое оформление нотного текста для гитары / В.А. Максименко. — М.: Сов. композитор, 1984. - 126 с.

109. Мамедкулиев, Р.Ш., Петропавловский, A.A. Особенности фактуры в цикле «24 прелюдии для гитары» Виталия Харисова / Р.Ш. Мамедкулиев, A.A. Петропавловский // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. III междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2008г.; ред.-сост. В.Р. Танеев, A.A. Петропавловский. - Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2008. - С.106-109.

110. Мамедкулиев, Р.Ш. «Фанфары, фуга и финал в тоне «Ре» Виталия Харисова: особенности драматургии цикла / Р.Ш. Мамедкулиев // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез.

VI междунар. науч.-практ. конф. 16-17 апр. 2011г.; ред.-сост. В.Р.Ганеев. - Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2011. - С.40-43.

111. Мартынов, И.И. Музыка Испании / И.И. Мартынов. - М.: Сов.

композитор, 1977. — 360 с.

112. Матохин, С.Н. Некоторые актуальные проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре: методические рекомендации / С.Н. Матохин. -Волгоград: Муниципальный институт искусств им. П.А. Серебрякова, 2005. -39 с.

113. Матохин, С.Н. Функции тембра гитары в аспекте музыкального содержания / С.Н. Матохин // Музыкальное содержание: наука и педагогика: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Астрахань, 2002. -С.269-276.

114. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки: Исследование /

В.В. Медушевский. — М.: Композитор, 1993. -262 с.

115. Медушевский, В.В. Человек в зеркале интонационной формы / В.В. Медушевский//Советская Музыка. - 1980.- №9.-С.39-48.

116.Менро, JT.A. Азбука гитариста / JI.А. Менро. - М.: Музыка, 1986. - 93 с.

117. Михайлов, М.К. Стиль в музыке: Исследование / М.К. Михайлов. — Л.: Музыка, 1981.-264 с.

118. Михайлов, М.К. Этюды о стиле в музыке. Статьи и фрагменты / М.К. Михайлов. Ред.-сост. А. Вульфсон. - Л.: Музыка, 1990. - 285 с.

119. Мозер, Г. И. Музыка средневекового города / Г.И. Мозер. - Л.: Тритон, 1927. - 72 с.

120.Морков, В.И. 24 прелюдии для семиструнной гитары во всех мажорных и минорных тональностях / В.И. Морков. Ред.-сост. В.П. Украинец. - Днепропетровск: Пороги, 2002. - 20 с.

121. Музыка как форма интеллектуальной деятельности. Сб. статей: ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: КомКнига, 2007. - 240 с.

122. Музыкальная эстетика стран Востока. Сост. В.П. Шестаков - М.: Музыка, 1975.-415 с.

123. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г.В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия. 1990. - 672 с.

124. Мюллер, Т.Ф. Полифония: Учебник / Т.Ф. Мюллер. - М.: Музыка, 1988.-335 с.

125. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.

126. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003.-248 с.

127. Николаева, Е.А. Валерий Кикта: Звуки времени / Е.А. Николаева. - М.: Музыка, 2006. - 256 с.

128. Николаева, Ю.Е. Индивидуальные системы контрапункта в музыке XX века (на примере творчества И. Стравинского, А. Шнитке, Э. Денисова): автореф. дисс. ... канд. иск. наук: 17.00.02 / Николаева Юлия Евгеньевна. - Нижний Новгород, 2009. - 35 с.

129. Николаева, Ю.Е. Взаимодействие принципов контрапункта и гармонии: исторический творческий макропроцесс вчера, сегодня, завтра / Ю.Е.Николаева // Процессы музыкального творчества. Вып. 9. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. - С.39-51.

130. Носина, В.Б. Символика музыки И.С. Баха / В.Б. Носина. - М.: Классика XXI, 2008. - 56 с.

131. Овсянникова, Т.Н. Синтаксическое строение полифонического тематизма / Т.Н. Овсянникова // Теоретические проблемы полифонии: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 52. Отв. ред. Л.В. Попеляш. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1980. - С.75-90.

132. Орлова, Е.М., Крюков, А.Л. Академик Борис Владимирович Асафьев: Монография / Е.М. Орлова, А.Л. Крюков. - Л.: Сов. композитор, 1984. - 272 с.

133. От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. статей по материалам науч.конф. 24 фев. 2005 г. Ред-сост. Н.И. Тарасевич. сост.

Т.Ф. Генова. - М.: ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова; Изд-во НПФ «ТС - ПРИМА», 2006. - 390 с.

134. Охотников, В.Е. К вопросу о работе гитариста-исполнителя над музыкальным текстом / В.Е. Охотников // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Материалы VII междунар. науч.-практ. конф. 7-8 апр. 2012г.; ред.-сост. В.Р. Танеев. — Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2012. - С.65-68.

135. Очеретовская, Н.Л. Содержание и форма в музыке / Н.Л. Очеретовская. - Л.: Музыка, 1985. - 112 с.

136. Печерская, Э.В. 24 прелюдии и фуги С. Слонимского / Э.В. Печерская // Вольные мысли. К юбилею С. Слонимского. Ред.-сост. Т.Зайцева, Р. Слонимская. - СПб.: Композитор, 2003. - С.457-466.

137. Поздеев, В.А. «Третья культура». Фольклор. Постфольклор / В.А. Поздеев // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т.1. - М.: Гос. республ. центр русского фольклора, 2005. - С.300- 308.

138. Попов, В.И. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России / В.И. Попов. - Екатеринбург:Банк. культур, информ., 1997. — 171 с.

139. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.

140. Протопопов, В.В. Из истории форм инструментальной музыки XVI — XVIII веков / В.В. Протопопов. - М.: Музыка, 1980. - 240 с.

141. Протопопов, В.В. Полифония в русской музыке XVII - начала XX века. История полифонии. Вып. 5 / В.В. Протопопов. - М.: Музыка, 1987. — 319с.

142. Протопопов, В.В. Принципы музыкальной формы И.С. Баха: Очерки / В.В. Протопопов. -М.: Музыка, 1981.-355 с.

МЗ.Раабен, Л.Н. Еще раз о неоклассицизме / Л.Н. Раабен // История и современность. - Л.: Советский композитор, 1981.— С. 196-214.

144. Раабен, Л.Н. О новом музыкальном мышлении XX века / Л.Н. Раабен // Стилевые искания в музыке 70 — 80-х годов XX века: сб. ст. Сост. и науч. ред. Е.Г. Шевляков. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1994.-160 с.

145. Рапацкая, Л.А. Преодолевая гитарные стереотипы (заметки о творчестве Игоря Рехина) / Л.А. Рапацкая // Гитаристъ. - 1997. - №3. -С.23-26.

146. Рехин, И.В. Вариации на тему Гитара в России / И.В. Рехин // Гитаристъ.

- 2006. - №1. — С. 44-49.

147. Рехин, И.В. Вариации на тему Гитара в России / И.В. Рехин // Гитаристъ.

- 2004. - №2. - С.22-23.

148. Рехин, И.В. Путь к циклу «24 прелюдии и фуги» /И.В. Рехин // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 7. № 165.-М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.-С. 153-167.

149. Ровенко, А.И. Научные основы скрытого многоголосия / А.И. Ровенко // Полифоническая музыка. Вопросы анализа. Сб. тр. ГМГТИ им. Гнесиных. Вып. 75. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - С.51-68

150. Ромадинова, Д.Г. Полифонический цикл Р. Щедрина / Д.Г. Ромадинова. -М.: Сов. композитор, 1978.— 231 с.

151. Руднев, С.И. Классическая гитара в русском стиле или новое о старом / С.И. Руднев // Гитаристъ. - 2002. - №1. - С.27-32.

152. Ручьевская, Е.А. Мелодия сквозь призму жанра / Е.А. Ручьевская // Критика и музыкознание. Вып.2. Сб.ст.: ред.-сост. О.П. Коловский - Л.: Музыка, 1980.-С.35-53.

153.Савенко, С.И. Мир Стравинского: Монография / С.И. Савенко. - М.: «Композитор», 2001. - 328 с.

154. Самохина, М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Самохина Маргарита Анатольевна. - Москва, 2005.- 165с.

155.Самусь, Н.М.Русская семиструнная гитара: справочник / Н.М. Самусь. - М.; Изд. Дом «Композитор», 2003. - 336 с.

156. Симакова, H.A. Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга вторая. Фуга: её логика и поэтика / H.A. Симакова. — М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. — 800 с.

157. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 447 с.

158. Скребкова-Филатова, М.С. О художественных возможностях скрытого многоголосия / М.С. Скребкова-Филатова // Теоретические проблемы полифонии: Сб. тр. ГМТТИ им. Гнесиных. Вып. 52. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1980 - С.58-74.

159. Скребкова-Филатова, М.С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции / М.С. Скребкова-Филатова. — М.: Музыка, 1985.-288 с.

160. Скурко, Е. К проблеме интерпретации фольклора в современном композиторском творчестве / Е.К. Скурко // Музыкальная академия. — 2010.- №4.- С.59-62.

161. Соколов, A.C. Введение в музыкальную композицию XX века / A.C. Соколов. - М.: Владос, 2004. - 231 с.

162. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства / А.Н. Сохор. - М.: Музыка, 1970.- 192 с.

163. Стогний, И.С. Аспекты анализа музыкального произведения и границы его интерпретации / И.С. Стогний // Процессы музыкального творчества. Вып. 9. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. - С.225-242.

164. Сыров, В.Н. Типологические аспекты композиторского стиля / В.Н. Сыров // Стилевые искания в музыке 70-х - 80-х годов XX века. -Ростов-на-Дону: Изд. РГГЦ, 1994. - С.53-71.

165. Танеев, С.И. Подвижной контрапункт строгого письма / С.И. Танеев. -М.: Музгиз, 1959.-384 с.

166. Трембовельский, Е.Б. Два этюда к проблеме аналогий / Е.Б. Трембовельский // Известия Воронежского госпедуниверситета. Т. 255. Музыка: сборник научных трудов. — Воронеж: ВГПУ, 2005. - С.40-62.

167. Тушишвили, Г.И. В мире гитары / Г.И. Тушишвили. - Тбилиси: Хеловнеба, 1989.-135 с.

168. Утегалиева, С.И. Звуковысотная система в музыке тюркских народов и её эволюция / С.И. Утегалиева // Музыковедение. - 2008. - №3. - С.55-59.

169. Финкелынтейн, Е.Ю., Кошкин, H.A. Фарфоровая башня / Е.Ю. Финкельштейн, H.A. Кошкин // Гитаристъ. - 2006. - №2. - С.40-41.

170. Франтова, Т.В. К проблеме типологии полифонических форм в музыке второй половины XX века / Т.В. Франтова // Музыковедение. - 2005. -№ 1. - С.9-17.

171. Франтова, Т.В. Неклассические полифонические формы в музыке советских композиторов 60 - 70-х годов / Т.В. Франтова // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза: Сб.тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 132. Сост. Э.А. Стручалина. - М.: РАМ им.Гнесиных, 1994.-С.216-232.

172. Франтова, Т.В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века / Т.В. Франтова. - Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ АПСН, 2004.- 404 с.

173. Франтова, Т.В. Художественный контрапункт и искусство музыки / Т.В. Франтова //Музыка и время. - 2005.-№ 2. - С.56-61.

174.Харисов, В.В. 24 Прелюдии для гитары / В.В. Харисов. - Казань: Промполиграф, 2007. - 32 с.

175. Харисов, В.В. Произведения для шестиструнной гитары / В.В. Харисов. - Казань: Промполиграф, 2008. - 84 с.

176. Холопов, Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю.Н. Холопов // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. -М.: Сов. композитор, 1982. - С.52-104.

177. Холопова, В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века / В.Н. Холопова. - М.: Музыка, 1971.- 304 с.

178. Холопова, В.Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении / В.Н. Холопова // Ритм, пространство, время в литературе и искусстве. - JL: Наука, 1974. - С.229-238.

179. Холопова, В.Н. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50 - 80-е годы) / В.Н. Холопова // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза: Сб.тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 132. Сост. Э.А. Стручалина. -М.: РАМ им.Гнесиных, 1994- С.46-79.

180. Хренов, H.A. Проблема художественного времени в практике советского искусства 70-х годов / H.A. Хренов // Советское искусство (60-80гг.). Проблемы. Задачи. Поиски. - М.: Наука, 1988. - С.85-112.

181.Хусаинов, И.С. Фуга и логика: автореф. дисс. ...канд. иск. наук: 17.00.02 / Хусаинов Игорь Саянович. - Москва, 1997. - 24 с.

182.Цахер, И.О. Фуга как феномен музыкального мышления (Бетховен, Хиндемит, Танеев, Шостакович) / И.О. Цахер. - М.: Композитор, 2005. - 240 с.

183.Ценова, B.C. Теория современной композиции: Учебное пособие / B.C. Ценова. - М.: Музыка, 2005. - 624 с.

184. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1974. - 243 с.

185. Черватюк, А.П. Музыкальное искусство и классическая шестиструнная гитара: исторический аспект, теория, методика и практика обучения игре и пению: монография /А.П. Черватюк. - М.: МГУКИ, 2002. - 159 с.

186. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры. Курс лекций. Т. 1 / Т.В. Чередниченко. - М.: Аллегро-пресс, 1994. - 215 с.

187. Чернова, Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке / Т.Ю. Чернова. -М.: Музыка, 1984. - 144 с.

188. Шарнассе, Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней / Э. Шарнассе; пер. с франц. С. Кудрявицкой. - М.: Музыка, 1991. - 87 с.

189. Шахназарова, Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма / Н.Г. Шахназарова. - М.: Сов. композитор, 1983. - 153 с.

190. Ширялин, A.B. Поэма о гитаре / A.B. Ширялин. - М: ЗАО РИФМЭ, 1994.- 154 с.

191. Шпагина, А.Ю. Необарочные тенденции в инструментальном творчестве петербургских комозиторов 1960-1990-х годов: дисс. ... канд. иск. наук: 17.00.02 / Шпагина Анна Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2006. - 224 с.

192. Шувалова, И.(США) Методические комментарии к циклу Игоря Рехина «День за днем» / И. Шувалова // Гитаристъ. - 2005. - №1. - С. 34-39.

193. Южак, К.И. О природе и специфике полифонического мышления / К.И. Южак // Полифония: Сб.ст. Ред.- сост. К.И. Южак. - М.: Музыка, 1975. - С.6-62.

194. Южак, К.И. Полифония и контрапункт: вопросы методологии, истории, теории. Кн. 1 / К.И. Южак. - СПб.: Сударыня, 2006.- 392 с.

195. Южак, К.И. Практическое пособие к написанию и анализу фуги / К.И.Южак. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - 32 с.

196. Юферова, O.A. Монограмма в музыкальном искусстве XVII-XX веков: дисс. ...канд. иск. наук: 17.00.02 / Юферова Ольга Александровна. -Новосибирск, 2006. - 239 с.

197. Яворский, Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т.1 / Б.Л. Яворский. -М.: Советский композитор, 1972. -712 с.

198. Ямпольский, И.М. Паганини. Жизнь и творчество / И.М. Ямпольский. -М.: Музыка, 1961.-379 с.

199. Azpiazu J. de. The Guitar and Guitarists from Beginning to the Present Day. -London, G. Ricordi, 1960.

200. Boiko S. One comment. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://guitarmag.net/giuliani-koshkin/#axzzlyzGHVuCu (дата обращения 13.05.12).

201. Klier, J. und I. Hacker-Klier: Die Gitarre. Ein Instrument und seine Geschichte. -Bad Schussenried, 1980.

202. Lindley M. Lutes, viols and temperaments. - Cambridge univ., 1984.

203. Moser W. Francisco Tarrega: Werden und Wirkung. - Edition Saint-Georges, 1996.-496 c.

Приложение 1 Краткие биографические данные композиторов:

Агибшюв Алексей Александрович (р. 1940) - советский гитарист, композитор, выпускник ГМУ им. Гнесиных (1969). С 1970 г. живет и работает в г. Фрунзе (Кыргызстан). Участник масштабного российского проекта по созданию антологии русской гитарной музыки, автор работы "День за днем" (25 этюдов-упражнений на каждый день для музыкальных школ и музыкальных училищ).

Сочинения для гитары соло и различных составов с участием гитары: три Концерта для гитары с оркестром, три полноразмерные сонаты, пять инвенций, камерно-инструментальные пьесы, гитарные дуэты, концертные этюды.

Аристова Нина Валерьевна (р. 1964) - композитор, дирижёр. В 1992 году окончила МГК им. П.И. Чайковского по классу композиции К.К. Баташова. Автор цикла «Прелюдия и фуга», вошедшего в сборник «Полифонические пьесы для шестиструнной гитары». Вып. 1. Сост. И.Рехин. - М.: Советский композитор, 1989.-С.4-6.

Виницкий Александр Иосифович (р. 1950) - российский гитарист, композитор, музыкальный педагог. Лауреат международных конкурсов. Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных. Автор пьес, гитарных квартетов, сочинений для гитары и камерного оркестра, гитары и струнного квартета, дуэтов для гитары и сольных инструментов, концертных композиций, аранжировок в разных джазовых стилях, циклов на основе польской и еврейской народной музыки.

Вулла Александр Валерьевич (р. 1984) - российский гитарист-исполнитель, композитор, преподаватель ДМШ им. H.A. Римского-Корсакова (г. Санкт-Петербург).

Сочинения для гитары соло и различных составов с участием гитары: «Menuet & Rondoletto» D-dur, 5 пьес для шестиструнной гитары, «Испанское каприччио», Фантазия "Посвящение Русской гитаре", Соната e-moll для семиструнной гитары, 3 Импровизации для семиструнной гитары, Трио Н-dur для скрипки, гитары и виолончели.

Денисов Эдисон Ваашьевич (1929 - 1996) - русский композитор, музыковед, общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), народный артист России (1995).

Сочинения для гитары соло и различных составов с участием гитары: Соната для гитары соло, Три переложения для гитары и голоса; Равель. «Испанская песня» (переложение для голоса и двух гитар), Соната для флейты и гитары, «In Deo speravit cor meum» для скрипки (флейты), гитары и органа.

Джапаридзе Герман Шалвович (р. 1939) — композитор, член Союза композиторов Грузии и г. Москвы. Родился в Тбилиси. В 1973 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции А. Д. Мачавариани. Автор сочинений для струнного оркестра (Симфония, 1973), фортепиано (цикл «Фортепианные миниатюры», 1972; Концерт для фортепиано с оркестром, 1975).

Сочинения для гитары соло и различных составов с участием гитары: три Концерта для гитары с оркестром, цикл «24 прелюдии и фуги», сонаты, фантазии, пьесы, сюиты для гитары соло, произведения для гитары соло, написанные на материале грузинских народных песен, ансамбли для четырёх гитар, для скрипки с гитарой.

Иванов - Крамской Александр Михайлович (1912 - 1973) - русский советский классический гитарист, композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Ученик П.С. Агафошина по классу шестиструнной гитары и Н.С. Речменского по классу композиции (1931 -1933г.г., Московское областное музыкальное педагогическое училище имени Октябрьской революции). Автор "Школы игры на шестиструнной гитаре" (1947), заслуженный артист РСФСР (1959).

Автор более пятисот сочинений для гитары, сонат, переложений и обработок.

Ильин Сергей Евгеньевич (р. 1961) - гитарист, композитор, председатель Санкт-Петербургского клуба гитаристов, артист Филармонического общества С.-Петербурга. Участник фестивалей классической гитары, концертных программ, автор и ведущий цикла передач "Из истории классической гитары" на петербургском радио «Классика». Сочинения для гитары соло и различных составов с участием гитары. концерт для гитары с оркестром "Приношение Петербургу", сюита для гитары с оркестром «Остров сновидений», пьесы, аранжировки и транскрипции, переложений для голоса и гитары, нескольких оркестровок произведений классиков для гитары с оркестром.

Кикта Валерий Григорьевич (р. 1941) - российский композитор, Заслуженный деятель искусств России, Заслуженный деятель искусств Украины, член Союза композиторов России, Лауреат премии Союза композиторов России им. Д. Д. Шостаковича (2002), профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.

Сочинения для гитары соло и различных составов с участием гитары: Соната для гитары, «Полифонические метаморфозы» для гитары, «Sonata misterioso» для двух гитар.

Кошкин Никита Арнольдович (р. 1956) - российский гитарист, педагог, композитор. В 1985 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу гитары (преп. А.К. Фраучи) и композиции (преп. Г.И. Литинский, Н.И. Пейко). Участник российских и международных фестивалей, автор и ведущий цикла передач о классической гитаре «Мой остров — гитара» на радиостанции «Орфей», автор печатных статей в журналах «Classical Guitar», «Guitar International», «Soundboard», «Gitarre & Laute». Музыка Н.Кошкина входит в репертуар многих гитаристов мира, среди издателей его произведений - «Советский Композитор» (СССР), Gendai Guitar (Япония), Editions Lemoine (Франция), Chorus (Финляндия), Edition Orphee (США), Edition Margaux, AMA Verlag (Германия), Cambridge Music Works (Англия), Corda Music Publications, Aston Music (Великобритания), Papagrigoreou-Nakas (Греция), Doberman-Yppan (Канада). Сочинения для гитары соло и различных составов с участием гитары: сюита «Игрушки Принца», вариации на тему Штепана Рака «Фарфоровая башня», «Испанская сюита» для гитары соло в трёх частях, диптих «Падение птиц», пьесы, прелюдии, вариации для гитары соло, циклы пьес для детей, Соната для флейты и гитары.

Кулигин Андрей Евгеньевич (р. 1973) - российский композитор, артист квартета «Парафраз». В 2006 году окончил композиторский факультет МГК им. П.И. Чайковского (класс проф. В.Г. Тарнопольского). Сочинения для гитары соло: сюита "The Estrangement", соната, пьесы.

Ольшанский Анатолий Михайлович (р. 1956) - российский гитарист, композитор, аранжировщик. Создатель (в соавторстве с Владимиром Устиновым) нового музыкального инструмента - гитары, получившей название ГРАН (Гитара Российская Акустическая Новая). Автор пьес, композиций, аранжировок, переложений для гитары. В настоящее время живет и работает в Вене (Австрия).

Панин (Потолицин) Петр Иванович (1938 - 2011) - российский гитарист, композитор, педагог. Концертировал в США, Франции, Германии, Швеции. Сочинения для гитары: 8 концертов для гитары с симфоническим оркестром, пьесы, этюды.

Привалов Сергей Брониславович (р. 1960) — преподаватель по сольфеджио и музыкальной литературе, заместитель директора ДМШ им. H.A. Римского-Корсакова (г. Санкт-Петербург), автор учебных пособий, композитор. Сочинения для гитары: сборники «Полифонические пьесы для шестиструнной гитары», «Пьесы и ансамбли для шестиструнной гитары (флейты и гитары)»

Рехин Игорь Владимирович (р. 1941) - российский композитор, Заслуженный деятель искусств России. С 1962 по 1965 год учился в ГМПИ им. Гнесиных в Москве в классе композиции А.Хачатуряна. В 1968 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу теории и композиции В. Цытовича и А. Пена-Чернова. В 1970 году принят в Союз Композиторов СССР. Автор более 100 сочинений, написанных в разных жанрах, среди которых балеты «Марсий» и «Третий семестр», концерты — для органа «Ода миру», для мандолины и камерного оркестра, «Полифонический концерт» и «Три латиноамериканских танца» для 2-х фортепьяно, вокальные циклы на стихи И. Бунина, Ф. Гарсиа Лорки, сонаты для фортепьяно, 24 каприса для виолончели-соло, камерно-инструментальные сочинения для ансамблей виолончелистов, брасс-квинтета и других инструментов, музыка к радиопостановкам и театральным спектаклям В настоящее время активно гастролирует с авторскими концертами в России, Западной Европе, Америке. Участвует в работе российских и международных форумов, фестивалей, сотрудничает с журналами «Музыкальная жизнь», «Гитаристъ». Сочинения для гитары соло и различных составов с участием гитары: "Альбом юного гитариста", сонаты для семиструнной и для шестиструнной

гитары, цикл "24 прелюдии и фуги для соло-гитары", «Гаванский концерт» для шестиструнной гитары и симфонического оркестра в 3-х частях, «Русский концерт» для семиструнной гитары и симфонического оркестра в 3-х частях, пьесы, переложения для гитары, флейты и гитары.

Руднев Сергей Иванович (р. 1955) - российский гитарист-исполнитель (русская семиструнная гитара и классическая гитара), композитор и аранжировщик. Автор исследовательской работы «Русский стиль игры на классической гитаре» (2002). Значительную часть творчества С.Руднева составляют обработки русских песен, аранжировки сочинений русских композиторов.

Харисов Виталий Вакифович (р. 1962) - российский гитарист-исполнитель, композитор, член Союза композиторов России, Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Лауреат Всероссийских и всесоюзных конкурсов. Организатор Международных конкурсов и фестивалей классической гитары в г. Казани.

Сочинения для гитары соло: цикл «24 прелюдии для гитары», сюита-фантазия «Легенды Золотой Орды», сюиты «Дань почтения Роберу де Визе, придворному композитору и гитаристу французского короля Людовика XIV», «Фанфары, фуга и финал в тоне "Ре"», сонаты, пьесы, обработки народных песен, ансамбли.

Игорь Pcxini. Прелюдия п фуга in а из цикла «24 прслюдип и фуги для гитары»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.