Историческое сознание как явление культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Свирида, Надежда Николаевна

  • Свирида, Надежда Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 151
Свирида, Надежда Николаевна. Историческое сознание как явление культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2004. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Свирида, Надежда Николаевна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования исторического сознания.

1.1. Феномен и понятие исторического сознания.

1.2. Историческая память, историческое сознание, историческая преемственность, социальное наследование.

Глава 2. Структура, функции исторического сознания и его место в духовной культуре.

2.1. Структура исторического сознания.

2.2. Функции исторического сознания и его место среди других форм общественного сознания.

2.3. Особенности исторического сознания русского народа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историческое сознание как явление культуры»

Актуальность темы исследования обусловлена многими факторами. Во-первых, историческое сознание всегда играло большую роль в жизни общества, о чем свидетельствует вечный интерес человечества к своей истории. Во-вторых, историческое сознание как связующее звено между прошлым, настоящим и будущим приобретает особо важное значение в эпоху коренных преобразований российского общества. Новая социальная реальность изменяет в историческом сознании субъекта сложившийся облик прошлого, соответственно, разрушаются многие стереотипы исторически обоснованной социальной практики. Тем не менее в этот период необходимым условием успешной деятельности субъекта является осознанное практическое использование культурно-исторического опыта. В этой связи большую роль играет рефлексия по поводу конструирования образа своей истории. В осмыслении и переосмыслении отечественной истории происходят противоречивые процессы. С одной стороны, увеличился интерес общества к собственной истории. Подтверждением этого интереса является актуализация исторической проблематики в научных публикациях, в средствах массовой информации. С другой стороны, плюрализм мнений ведет к субъективным интерпретациям, к очередному переписыванию истории, к фальсификации тех или иных страниц исторического прошлого и настоящего. Актуальность диссертационного исследования заключается в значимости исторического сознания в период трансформации российского общества, когда происходят сущностные изменения в общественном сознании, в культурных и поведенческих ориентациях социального субъекта; она также вытекает из необходимости формирования у новых поколений действенного исторического сознания, основанного на исторической памяти, знании отечественной истории и культуры; из задач, связанных как с оценкой пройденного пути, так и с выбором дальнейших путей развития общества. В-третьих, изучение исторического сознания актуализируется как внутренними, так и внешними социальными реалиями. Значительные изменения происходят в настоящее время в глобальном масштабе, что связано с переходом от эпохи модерна к эпохе постмодерна, к постиндустриальному информационному обществу, с противоречиями глобализации. В целом историческое сознание современного человека характеризуется разорванностью, фрагментарностью, сосуществованием зачастую несовместимых представлений. Отсюда - зыбкость сознания, утрата смыслообразований. Такое историческое сознание человека не способно связать новые впечатления бытия со старыми, определить соотношение объективного и субъективного в знаниях о прошлом, корректировать исторические представления с помощью новой информации и оценки ее достоверности. В-четвертых, в актуализации проблемы исторического сознания сыграли свою роль и факторы, находящиеся в сфере философского знания. В отечественной философской литературе историческое сознание стало объектом целенаправленного изучения примерно в конце 60-х годов XX в. Вследствие обострения интереса обществоведов к проблематике духовной жизни общества, а также осознания чрезмерной упрощенности прежних подходов, начали утверждаться новые методологические основания исследования духовных феноменов. В отечественной философской литературе проблема исторического сознания была впервые поставлена Ю.А. Левадой и И.С. Коном. "Этим понятием охватывается все многообразие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает (воспроизводит и оценивает) свое прошлое, точнее, в которых общество воспроизводит свое движение во времени"1, - отмечал Ю.А. Левада. И.С. Кон определял историческое сознание как «осознание обществом, классом, социальной группой своей идентичности, своего положения во времени, связи своего настоящего с прошлым и будущим»2. Эти положения получили развитие в работах ряда отечественных исследователей. При определении исторического сознания, его сущности, структуры и функций в философии левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод// Философские проблемы науки. М., 1969. С. 192.

2 Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 9-10. существует немало подходов, что свидетельствует о многогранности его проявления в духовной культуре общества. Имеющиеся в философии подходы к феномену исторического сознания располагают богатыми возможностями осмысления его специфики, тем не менее, недостаточно внимания уделяется исследованию исторического сознания как явления духовно-практической деятельности субъекта истории, выявлению места исторического сознания в «механизмах» трансляции культуры. Категориальный статус понятия «историческое сознание» определяется не только его местом в системе категорий философии истории в целом, но и методологической значимостью в исследовании общественного сознания и духовной культуры в особенности. Поэтому обращение к проблеме исторического сознания вызвано необходимостью целостного осмысления его места и роли в системе общественного сознания, в духовной культуре.

Историческое сознание социального субъекта не только отражает времяположение прошлого, настоящего и будущего, оно конструирует и множество сложных временных форм: прошлое в настоящем, будущее в настоящем и т.д. Анализ роли темпоральных представлений в историческом сознании является предпосылкой для исследования более конкретных вопросов: его динамики в российском обществе, выделения опорных точек в исторической памяти русского народа и ценностей глубинной личностной и общественной значимости.

Итак, актуальность предпринимаемого исследования определяется значимостью того культурологического потенциала, который заключен в историческом сознании, необходимостью выявления каналов реализации этого потенциала в практической деятельности субъекта истории. Теоретическая и практическая актуальность изучения проблемы исторического сознания как явления культуры определила выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В философской и научной литературе к настоящему времени сложилось несколько направлений в исследовании исторического сознания, в рамках которых накоплен значительный материал, позволяющий заострить внимание на различных аспектах исторического сознания и наметить пути дальнейшего изучения данной проблемы. Можно выделить ряд проблемных блоков.

1. Исследования, посвященные той реальности, которую изучает история как наука, а также философскому осмыслению исторического сознания человека как субъекта исторического процесса (Х.-Г. Гадамер, Н. Гартман, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, М. Блок, К. Маркс, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, А.Дж. Тойнби, П. Рикер, Г. Риккерт, О. Шпенглер, И.Г. Фихте, К. Ясперс и др. представители западно-европейской философии). Особенности знаний об истории, способы их получения, хранения и трансформации рассматривают отечественные мыслители B.C. Барулин, Е.М. Жуков, Р.И. Иванова, В.Е. Кемеров, В.И. Копалов, Н.Е. Колосов, В.А. Лекторский, В.М. Межуев, К.Х. Момджян, А.И. Ракитов, Е.Б. Рашковский, К.В. Хвостова и др.

2. Литература, в которой акцентируется внимание на сущности исторического сознания, его структуре, функциях и генезисе (работы Г.А. Антипова, М.А. Барга, A.B. Гулыги, А.Я. Гуревича, Г.Т. Журавлева, В.А. Ельчанинова, Ю.А. Кимелева, И.С. Кона, Ю.А. Левады, В.И. Меркушина, Б.Г. Могильницкого, А.И. Панюкова, А.И. Ракитова, А.Х. Самиева, В.Б. Устьянцева, Н.П. Французовой и др.). Одним из существенных аспектов в изучении исторического сознания выступает вопрос о его связи с историческим временем. Здесь помимо исследований западных философов М. Блока, Г. Зиммеля, А. Игнатова, Г. Люббе, П. Тиллиха, М. Хайдеггера и др., мы отметим работы отечественных мыслителей А.Л. Андреева, М.А. Барга, И.М. Меликова, A.B. Полетаева, И.М. Савельевой и др. Соотношение исторического сознания с другими формами общественного сознания рассматривают И.А. Гобозов, Ф.Т. Михайлов, А.Г. Спиркин, А.К. Уледов и др.

3. Изучению различных феноменов духовной жизни общества и культуры в целом, являющихся выражением исторического сознания, посвящены исследования М.А. Кисселя, М.С. Кагана, Н.И. Конрада, А.Ф. Лосева, М.К. Петрова, В.Н. Романова, Л.В. Скворцова, B.C. Степина, Ю.М. Шора, М. Элиаде и др.; ценные работы по историческому сознанию как феномену культуры созданы В.Е. Гусевым, Д.С. Лихачевым, Ю.М. Лотманом и др.

4. Социальную обусловленность исторического сознания и исторической памяти рассматривают Ю.А. Афанасьев, В.Э. Бойков, В.К. Егоров, В.А. Колеватов, Я.К. Ребане, Ж.Т. Тощенко, В.Б. Устьянцев и др. Исторической преемственности и социальному наследованию уделяют внимание Э.А. Баллер, М.П. Завьялова, И.Т. Касавин, Ф.Т. Михайлов, В.Н. Расторгуев и др.

5. Важным блоком является проблематика, связанная с рефлексией отечественной философской традиции по поводу специфики исторического сознания русского народа. Мы опирались на исследования, посвященные анализу национальных и религиозных аспектов исторического сознания русского народа (работы H.A. Бердяева, М.О. Гершензона, В.И. Иванова, М.О. Кояловича, Л.П. Карсавина, И.О. Лосского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, A.C. Хомякова, П.Я. Чаадаева и др.). Особое значение в исследовании исторического прошлого русского народа имеют работы Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева. Особенности исторического сознания русского народа изучают также П.М. Золин, В.М. Кандыба, В.М. Межу ев, В.И. Мильдон, Л.И. Новикова, И.К. Пантин, А.И. Панюков, Е.Г. Плимак, A.A. Преображенский, Ю.И. Семенов, И.Н. Сиземская, Н.Я. Эйдельман и др.

6. Анализ идеологической направленности исторического сознания дан в исследованиях О.В. Волобуева, М.Я. Геллера, A.A. Зиновьева, С.Г. Кара-Мурзы, М.А. Кисселя, C.B. Кулешова, P.A. Медведева, A.B. Пыжикова, A.B. Юревич и др.

7. Нами привлечены исследования, посвященные трансформации современного российского общества (Л.И. Абалкин, A.C. Ахиезер, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, С.Г. Кара-Мурза, A.C. Панарин, Г. Померанц, Н.С. Розов, Л.И. Семенникова, З.В. Сикевич, Л.И. Чинакова, М.А. Шабанова и др.) и влиянию социальных факторов на динамику исторического сознания.

Наряду с теоретическими исследованиями, в диссертации привлечена художественная, публицистическая и мемуарная литература (Ч. Айтматов, С.Т. Аксаков, В.И. Белов, И.А. Бунин, М. Горький, Ф.М. Достоевский, Г.К. Жуков, Е.И. Замятин, В.В. Набоков, A.C. Пушкин, B.C. Соловьев, K.M. Симонов, А.И. Солженицын, В.А. Солоухин, JI.H. Толстой и др.).

Тем не менее, до сих пор остаются спорными и малоизученными многие вопросы, относящиеся к проблеме исторического сознания, а именно: предметная область исторического сознания; его соотношение с модусами времени; формы его выражения; структурные компоненты; наличие или отсутствие у него специфических функций; соотношение исторического сознания и исторического познания; место и роль исторического сознания в системе общественного сознания; недостаточно внимания уделяется вопросу об историческом сознании как особом духовном образовании.

Основная проблема исследования обусловлена недостаточным философским осмыслением исторического сознания как явления культуры и может быть зафиксирована в вопросах: 1) в чем состоит сущность исторического сознания? 2) Каким образом происходит трансляция исторического сознания в культуру? 3) Каковы роль и место исторического сознания в духовной культуре?

Основная цель исследования: осмысление сущности, структуры и функций исторического сознания, его роли в духовной культуре.

Задачи исследования:

• осмыслить сущность понятия исторического сознания;

• охарактеризовать опосредствующие звенья, через которые историческое сознание включается в процесс трансляции культуры;

• выявить структурные элементы исторического сознания;

• рассмотреть функции исторического сознания и его связь с некоторыми другими формами общественного сознания;

• определить особенности исторического сознания русского народа.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Фундаментальную роль в процессе исследования играли такие философские методологические принципы, как объективность; историзм; взаимосвязь, развитие и противоречие, принцип системности. В работе используется также метод философской рефлексии.

Отметим междисциплинарный характер нашего исследования. Для обоснования выводов работы необходимо философское, историческое, культурологическое знание в синтезе. Исследование основывается на трудах отечественных и тех зарубежных мыслителей, которые обосновывают социокультурную специфику исторического сознания, для которых характерна рефлексия по поводу собственной истории. Эти труды перечислены выше.

Научная новизна исследования определяется выбранным аспектом проблемы исторического сознания: его рассмотрением как явления, относящегося не к одной какой-либо области духовного бытия, а ко всей духовной культуре. Основные результаты исследования могут быть зафиксированы в следующих положениях.

1. Выделены два, имеющие место в литературе основные подхода к пониманию исторического сознания; показано, что оба они заключают в себе принципиальный общий момент: акцентирование связи исторического сознания и исторического времени. Выявлено существенное различие между названными подходами:

1) при первом из них историческое сознание понимается более узко как отражение только прошлой истории, формирующееся главным образом на основе исторической науки;

2) при втором подходе историческое сознание трактуется более широко: его предметной областью считается исторический процесс в единстве трех модусов времени; оно формируется не только средствами исторической науки, но и всех других форм общественного сознания. Показано, что эти подходы не следует противопоставлять: в каждом из них фиксируются действительные черты сложного и противоречивого духовного феномена — исторического сознания. В диссертации, в соответствии с ее темой, обосновывается и развивается второй подход к историческому сознанию как универсальному явлению духовной культуры.

2. Представлена дефиниция понятия исторического сознания, фиксирующая его особенности как определенного компонента общественного сознания и духовной культуры.

3. Показано, что основными звеньями, через которые историческое сознание включается в процесс трансляции культуры, являются историческая память, историческая преемственность, социальное наследование. Обоснована необходимость включения в указанную группу категорий понятия «социальное наследование»; выявлены общие черты и различия названных категорий; показана роль исторического сознания в функционировании исторической памяти, исторической преемственности и социального наследования. Единством этих категорий выражается исторически обусловленный социокультурный контекст жизнедеятельности социального субъекта.

4. Определены логические основания для расчленения структуры исторического сознания на четыре основные группы компонентов; показано, что историческое сознание - специфическое духовное образование, это аспект, срез всех форм общественного сознания, духовной культуры; рассмотрено, какими путями элементы содержания различных форм общественного сознания вплетаются в ткань исторического сознания; раскрыты, вместе с тем, относительная самостоятельность исторического сознания, которая проявляется в наличии у него собственной предметной области, специфической структуры и только ему присущей функции хранения и осмысления исторической памяти.

5. Осуществлена конкретизация роли исторического сознания в социокультурном процессе применительно к историческому сознанию русского народа, выделены некоторые особенности исторического сознания русского народа, прослежена их изменчивость, показано их влияние на историческое развитие России.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем: Во-первых, материалы диссертации могут быть применены для дальнейшего исследования содержания, места и роли исторического сознания в духовно-практической деятельности человека и общества. Во-вторых, материалы исследования могут быть использованы в разработке теоретических и методических материалов по философии культуры, культурологии, теории истории, этике, философской антропологии.

Апробация работы. Положения и выводы диссертации обсуждались на теоретическом семинаре кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Сургутского государственного педагогического института, излагались в ряде статей и тезисов, уточнялись в ходе работы конференций и семинаров в 2000-2004 гг. Некоторые разделы темы апробированы на занятиях по философии и культурологии со студентами исторического и филологического факультетов СурГПИ. Диссертация обсуждена также на кафедре философии Омского государственного педагогического университета

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 151 странице. Библиография включает 230 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Свирида, Надежда Николаевна

• Выводы. Историческое сознание русского народа отличается большим богатством и сложностью. В нем нашли отражение перипетии формирования и развития народа, драмы и трагедии его истории, его огромный исторический опыт. Важными его особенностями выступают а) тесная связь с национальным сознанием; б) противоречивость; в) чрезмерная нагруженность идеологическими компонентами. Эти особенности по-разному проявляются на разных этапах развития русского народа.

76 Бушуев В. Свет и тени нашего прошлого. Статья первая // Свободная мысль - XXI. 2004. № 1. С. 124.

77 См.: Арин О. Царская Россия: мифы и реальность. М., 1999. С. 3-5.

78

Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 94, 113.

Заключение

Историческое сознание может быть исследовано на философском уровне с разных сторон и в разных аспектах. Один из аспектов - осмысление феномена исторического сознания как явления культуры. Данный контекст исследования задает способы философского поиска специфики исторического сознания, его роли в духовно-практической деятельности социального субъекта в сохранении и трансляции культурных ценностей. Работая, в основном, в русле классической философской традиции, мы пришли к следующим результатам:

1. Историческое сознание - сложное и многогранное духовное явление, его предметообразующим признаком служит движение общества по оси времени. В узком смысле этого термина историческое сознание - это отражение прошлого. В широком смысле - это компонент, аспект, срез общественного сознания, духовной реальности, духовной стороны исторического процесса, духовной культуры, представляющий собой отражение, познание, осмысление, интерпретацию, вынесение оценок, выражение эмоций, постижение человеческой истории как процесса, протекающего во времени, в единстве прошлого, настоящего и будущего. Понимание исторического сознания в узком и широком смысле характеризуют не два разных феномена духовной культуры, а один сложный и противоречивый феномен — историческое сознание.

2. Историческое сознание включается в механизм трансляции культуры через опосредствующие звенья, которыми являются историческая память, историческая преемственность, социальное наследование, выступающие важными универсалиями культуры. Фундаментом исторического сознания является историческая память, которая определяет связь между прошлым и настоящим в событийном и человеческом измерениях. Историческая память и историческое сознание - перекрещивающиеся понятия. Первое понятие шире второго в том смысле, что историческая память возникла ранее развитого исторического сознания; второе - шире в том смысле, что оно касается трех модусов времени, а не только прошлого.

3. Историческое сознание реализуется в процессе преемственности и социального наследования; оно служит ориентиром при решении вопроса, что именно из прошлой истории подлежит сохранению, накоплению, преемственности; позволяет субъекту осознать свою причастность к достижениям культуры и осуществлять культурно-историческую преемственность. Наиболее широким и фундаментальным в этой группе понятий является понятие социального наследования как специфически человеческого способа передачи культуры от поколения к поколению, обеспечения целостности культурно-исторического процесса. Единством этих категорий выражается исторически обусловленный социокультурный контекст жизнедеятельности социального субъекта.

4. В структуре исторического сознания можно выделить четыре группы компонентов: 1) обыденное и массовое сознание и социальная психология в тех своих частях, которые отражают исторический процесс; 2) теоретический "блок" (историческая наука, философия истории, теология истории); 3) художественно-образный "блок" (некоторые жанры профессионального искусства и фольклора); 4) политико-идеологический "блок" (политическое, правовое, моральное сознание в тех компонентах, которые непосредственно вплетаются в ткань исторических исследований и рассуждений).

5. Роль исторического сознания в общественной жизни более конкретно проявляется в его функциях: а) мировоззренческой, которую можно дифференцировать на информационную, оценочную, идеологическую, культурно-воспитательную; б) познавательной; в) методологической; г) так называемых «специфических» функциях. Специфика исторического сознания в аспекте его функций состоит в конкретном содержании этих функций и в значении каждой функции исторического сознания по сравнению с функциями других форм общественного сознания. Историческое сознание проявляется и выражается через все формы общественного сознания, а не стоит в одном ряду

Ф с ними. Вместе с тем, историческое сознание не является механической совокупностью элементов разных форм общественного сознания; оно есть целостная система, и эта целостность задается его предметом, взаимосвязью структурных компонентов и действительно специфической функцией сохранения и осмысления исторической памяти.

6. Историческое сознание русского народа формируется в первую очередь на базе осмысления и коллективного переживания грандиозных исторических

• событий, не раз коренным образом меняющих судьбы граждан и страны. Среди особенностей исторического сознания русского народа можно выделить а) связь исторического сознания с национальным сознанием; б) противоречивый характер; в) чрезмерную нагруженность идеологическими компонентами. Историческое сознание русского народа изменчиво в своей устойчивости. Причинами изменчивости являются и сама длительность исторического пути народа, и различного рода социальные, политические, идеологические и другие коллизии. Названные особенности исторического • сознания русского народа имеют разные формы проявления в досоветское, советское и постсоветское время.

7. Особенности исторического сознания русского народа демонстрируют большое значение в культурно-историческом процессе мировоззренческой, воспитательной и идеологической функций исторического сознания, а также его связь с политикой, моралью, искусством и другими областями духовной культуры.

8. Современные оживленные дискуссии по проблемам исторического сознания - свидетельство его громадной роли в социокультурном процессе. Дальнейшие исследования исторического сознания вообще и исторического сознания русского народа - важная часть развития философии и духовной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Свирида, Надежда Николаевна, 2004 год

1. Абалкин Л.И. Н.Я. Данилевский о России, Европе и славянском единстве // Социс. 2003. № 5. - С. 3-7.

2. Августин А. Исповедь. М.: Канон, 1997. - 464 с.

3. Айтматов Ч. Буранный полустанок (И дольше века длится день) // Роман-газета. М.: Госкомиздат СССР, 1982. № 3. - 112 с.

4. Аксаков И.С. Из речи о A.C. Пушкине // .Из русской думы /Сост. Ю. Селиверстов. В 2 т. Т. 1. М.: Роман-газета, 1995.- С. 216-219.

5. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука; Воспоминания. Л.: Лениздат, 1984.-448 с.

6. Андреев А.Л. Историческое самосознание. Теория. История. Практика. -Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 280 с.

7. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990. - 223 с.

8. Анисимова И.И. Историческое сознание как феномен культуры (к постановке проблемы) // Сознание и диалектика познания: Сб. науч. тр./ отв. ред. Г.Н. Гумницкий и др. Иваново, 1986. - С. 49-53.

9. Анисимова И.И. Динамика исторического сознания // Природа общественного и индивидуального сознания / Отв. ред. Г.Н. Гумницкий. Иваново, 1989. - С. 49-53.

10. Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск: Наука, 1987.- 242 с.

11. Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988.- 126 с.

12. Аринин А.Н., Михеев В.М. Прошлое, настоящее, будущее (Историко- философская мысль России XIX-XX вв.). М.: ТОО «ИНТЕЛТЕХ», 1995.208 с.

13. Аткинсон Р. Управление кратковременной памятью // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 1998.- С. 508-546.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.