Картина мира: опыт логико-философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Иванов, Сергей Юрьевич

  • Иванов, Сергей Юрьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 144
Иванов, Сергей Юрьевич. Картина мира: опыт логико-философского анализа: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Магнитогорск. 2004. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Иванов, Сергей Юрьевич

Введение.

Глава I. Феноменологический анализ понятия «картина мира».

§ 1. Картина мира как понятие.

§2. Картина мира и решение основного вопроса философии.

Глава II. Становление философской картины мира.

§ 1. Философия античности и Нового времени в развитии взглядов на проблему понятия.

§ 2. Философия Канта и Фихте как развитие взглядов на проблему понятия.

Глава III. Картина мира как восхождение от абстрактного к конкретному.

§ 1. Диалектическая логика - метод «производства» понятия.

§ 2. Картина мира как метод научного познания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Картина мира: опыт логико-философского анализа»

Актуальность темы исследования. К концу XX - началу XXI века с новой' силой обострились такие вопросы как: что необходимо изучать философии, развивается ли философия и что значит для философии быть развитой? Общепризнанных ответов на эти и подобные им вопросы пока не существует. Более того, не вполне:ясно какой способ рассуждения следует избрать, чтобы получить исчерпывающие ответы. Отсутствие общепризнанного взгляда на то, как подходить к решению выше поставленных вопросов наталкивает нас на мысль о том, что философия претерпевает «кризис самосознания», «кризис самостановления» или кризис вообще. Если под философией понимать такой способ деятельности абсолютного духа, который обуславливает развитие человеческого рода, то высшим его этапом; выступает логика этого развития осознанная в себе и для себя. В таком случае, на сегодняшний день говорить о каком бы то ни было развитии не приходится, ибо здесь под самоосознанием подразумевается не столько мыслительный акт, сколько его реализация в совокупной логике развития человеческой культуры. Если человеческая культура развивается, то каковы критерии, на основании которых можно было бы оценить качественную и количественную составляющие этого процесса? Ссылки на ясность и очевидность множество раз обманывали человеческий род. Является ли технический прогресс доказательством развития человеческой культуры? Способно ли само человечество изменить свой способ существования так, чтобы его развитие происходило более качественным образом? Или, другими словами, снять логику своего собственного развития в себе и для себя? Каким бы ни был ответ на этот вопрос, он требует развернутого обоснования в контексте особой методологической установки, особого взгляда на мир, особой логики как метода являющейся в случае положительного ответа на вопрос и средством данного перехода.

Эта логика или метод не предзадан человечеству в готовом виде. Само его становление рождается, в муках. Далеко не все ученые-философы признают возможность его потенциального существования, которое было бы полезно обществу. Возможность теоретически обосновать его потенциальное наличие, а также и то,, что сама логика: развития человеческой культуры есть его самостановление, позволит в последствии, руководствуясь осознанным методом как понятием, более конкретно и адекватно взглянуть на проблемы всего нашего мироздания и представленности человека в нем. Сам этот универсальный метод в своем «чистом» виде наиболее наглядно предстает перед человечеством как метод познания, истины вообще, в каком бы конкретном видопроявлении она не заключалась., Истинное познание чего-либо есть реализация, единичное воплощение этого метода.

В связи с вышеизложенным, представляется актуальным исследовать конкретное этого метода, первоначально основываясь на опыте человечества по получению истинных знаний о мире в целом. Сам метод выражается как единство самого мира, представленного перед человечеством в своих всеобщих и необходимых моментах, так и логики постижения этого мира. Эта совокупность всеобщих идей о мире и о методе их постижения, представленная в. сознании единичного человека, какой-либо социальной группы, всего человечества, является картиной мира. Поэтому исследование универсального метода постижения истины целесообразно продолжать как философский анализ самой картины мира и ее становления на протяжении существования человеческого рода.

Анализ картины мира есть не что иное, как саморефлексия метода, его совершенное воплощение в логике «для себя бытия». Исследование перехода картины мира от своего образа к своему понятию также актуально по причине выделения той особой области знаний, которая имеет свое важное значение не только для решения сугубо философских проблем, но и для решения частно-научных и даже мировоззренческих вопросов.

Степень разработанности проблемы. Тематика данного исследования находится на пересечении таких разделов философии как: онтология и теория познания, история философии, диалектическая логика, философия науки, методология научного познания. Определенный вклад в их развитие внесли Платон, Аристотель, Ф. Бэкон; Р. Декарт, Н. Мальбранш, Д. Локк, Б. Спиноза, Р.Лейбниц, И.Кант, И. Фихте.

Особое значение в контексте нашего исследования имеют работы Г.В.Ф. Гегеля, который, обобщив исторический опыт в своих всеобщих и, необходимых моментах, обосновал логику возможности существования и выделения универсального метода познания - диалектики, определил сущность и всеобщее мышления, выделил основной принцип его действия: восхождение от абстрактного к конкретному.

Применение диалектики как особого метода научного познания в конкретных науках осуществлено в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В; Ленина. Помимо этого ими был проведен анализ самого метода, развивая который, они столкнулись с проблематикой «основного вопроса философии».

Данного рода проблемы активно обсуждались и популяризировались в работах Ф.В. Константинова, М.Б. Митина, B.C. Молодцова, И.С. Нарского, Т.И. Ойзермана, М.М. Розенталя, М.Н. Руткевича.

В работах Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардошвили, Г.П. Щедровицкого исследуется роль самого мышления при становлении логики научного познания и развития общественного прогресса.

Сам процесс научного познания и закономерностей его протекания исследуется в работах М.В. Мостепаненко, B.C. Степина, B.C. Швырева и других. В этих же работах предпринята попытка рассмотрения картины мира как. философского феномена.

При изучении указанных выше источников, прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что такие понятия как картина мира, научная картина мира, парадигма исследования формируются авторами на основании данных естественных наук. По нашему мнению в самой интерпретации этих понятий не реализованы в полной мере достижения мировой философской мысли. Становление вышеозначенных понятий, как правило, не является-реализацией мыследеятельности человеческого рода, а раскрывается как некий обобщенный образ, классифицирующий знания, но не способный добавлять к ним ничего нового. Об этом также свидетельствует отсутствие единого истолкования означенных терминов. Представители диалектического материализма исследовали картину мира как нечто постоянно; изменяющееся в своем самостановлении, фактически лишь декларируя этот процесс как реализацию диалектического метода.

Сама- разработка понятийного аппарата является одной из важнейших проблем стоящих не только перед философией;. но и перед наукой вообще. Связанная с этим проблема «производства» знания, являясь одной из основных в философии все еще не привлекает должного внимания исследователей. На наш взгляд, это обусловлено определенной сложностью постижения прошлого как самостановления понятия, и связанного с ним: универсального метода' исследования. Только овладев данного рода - культурным наследием в своих всеобщих и необходимых моментах в виде понятия и способа мыслительной деятельности, представляющимся как универсальный метод познания истины, возможно использовать его по отношению к различного рода частным содержаниям,, таким образом осуществляя «производство» понятий в той или иной конкретной науке. В первую очередь это касается понятия «картина мира» как основополагающего для всякого исследования, претендующего на научность.

Создание «логики» в гегелевском смысле понимаемой как система категорий, составляет только этап. Реализация логической системы в конкретном научном исследовании, к движению науки вперед вне зависимости от того, на правлен ли этот метод на сами логические формы получения знания или на какого - либо рода частное содержание, составляет одну из важнейших задач гносеологии.

Это обусловило постановку целей и задач нашего исследования.

Целью диссертационного исследования является выявление и обоснование основных аспектов логико-философского анализа картины мира.

В соответствии с поставленной целью, в ходе диссертационного исследования решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть картину мира как понятие.

2. Представить картину мира как решение основного вопроса философии.

3. Исследовать особенности становления картины мира в философии; Античности, Нового времени, Немецкой классической философии и современной философии.

4. Проанализировать картину мира как метод научного познания.

Объектом t диссертационного исследования выступает картина мира.

Предметом анализа диссертационной работы являются логико-философские аспекты картины мира.

Методологические основания исследования. Методологической основой данного диссертационного исследования является диалектический метод и, в частности, такие его принципы как восхождение от абстрактного к конкретному и единства исторического и< логического Помимо того работа имеет своими предпосылками принцип материальности мира, принцип его познаваемости, принцип активности субъекта в процессе познания и другие.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

Во-первых, предложена авторская трактовка структуры картины мира.

Во-вторых, представлена модель выведения понятия и даны критерии его отличия от обобщенного образа какого-либо явления.

В-третьих, впервые история философии (в своих определенных аспектах) рассматривается как самостановление картины мира во всеобщих и необходимых моментах.

В-четвертых, представлена попытка определения понятия картина мира через категории философии.

В-пятых, выявлены особенности картины мира как метода познания.

Теоретическое и практическое значение. Положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейшего развития методологии научного познания, диалектической логики, философии науки, истории философии. Материалы диссертации могут быть востребованы в ходе преподавания базового курса философии, а также при подготовке спецкурса по философии науки и диалектической логике.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Иванов, Сергей Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе диссертационного исследования установлено, что сам опыт логико-философского анализа картины мира позволяет рассматривать последнюю как понятие выражающее собой сам переход от «незнания» к «знанию» и в связи с этим выступающего как общеметодологический метод научного познания.

Рассматривая картину мира как понятие, необходимо было обозначить и; обосновать ту или иную* позицию в области; соотношения мышления и бытия. Выявлено, что сама постановка вопроса и определенное его решение, уже предполагает то или иное понимание, истолкование, интерпретацию картины мира. То есть, выявление логико-философских аспектов; картины мира предполагает ее рассмотрение как процесс самостановления, «самоосознания» духа истории в самой философии и ее становлении.

Проведенный анализ действительно позволяет сделать вывод, что любое научное исследование, проводимое в определенный исторический период в той или иной степени обусловлено господствующими на данный момент логико-методологическими установками, более того обосновано, что данного рода логико-методологические установки, общенаучные методы теоретических исследований являют собой результат не только обобщения опытных и теоретических данных естественных и гуманитарных наук, но и философского наследия мыслителей прошлого и настоящего.

Проведенное исследование так же дает основание утверждать, что в известной степени именно философские работы таких мыслителей как Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б; Спиноза, Ф. Бэкон, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель создают картину мира обуславливающую дальнейшую логику построения и выведения естественно-научных и общегуманитарных исследований.

В связи с этим сама картина мира интерпретируется не только как обобщенный опыт ранее проведенных научных исследований, но и как особый конструкт, понятие, выступающее методом научного познания по отношению к любой науке.

В работе обосновывается точка зрения, согласно которой наука является наукой в той степени, в какой она соответствует самой картине мира, является ее частным воплощением. Сама наука выступает как видопроявление картины мира, а последняя интепретируется как видопроявление мышления вообще, выступая в качестве его сущности.

Философское обоснование данного тезиса включает в себя ряд положений выявленных в проводимом исследовании

- положение о том, что сам мир для мыслителя есть всегда видопроявление его «мышления» и, следовательно, представлен как воплощение самого понятия картины мира;

- понятие картины мира включает в себя: мир сам по себе, мир как представленность в понятии, понятие понятия;

- картина мира как понятие помимо того, включает в себя такие категории, как абстрактное и конкретное в которых раскрывается всеобщее познание чего-либо и посредством коих исследуется переход от «не знания» к «знанию».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Иванов, Сергей Юрьевич, 2004 год

1. Аверьянов В.Г. Системное познание мира. - М. 1985.

2. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М. 1988.

3. Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. - Изд-е.4-е, перераб. и доп. - М. 2002.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е. 3-е, перераб. и доп. -М. 2000.

5. Аналитиснская философия: Избранные тексты. М. 1993.

6. Аристотель Собр. соч.: В 4-х т. Т. 1. 1975.

7. Асмус В.Ф. Декарт. М. 1956.

8. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. -М. 1981.

9. Башляр Ю.Г. Новый рационализм. М. 1987.

10. Бергсон А. Эволюция творчества. Материя и память. М. 1999.

11. Беркли Дж. Сочинения.-М. 1978.

12. Бибихин В.В. Язык философии. М. 1993.

13. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

14. Блаженный Августин. Исповедь. М. 1992.

15. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. -М.1997.

16. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М. 1973.

17. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. / Пер. с англ. Е.З. Годинана М. 1981.

18. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. Самара. 1997.

19. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. М. 1995.

20. Бунге М. Интуиция и наука. М. 1967.

21. Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. -М. 1962.

22. Бунге М. Философия физики. М. 1975.

23. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума: Из истории немецкой классической философии и литературы./ Пер. с нем. М. 1978.

24. Бычков. С.Н. Геометрия и аксиоматический метод. // Историко-математические исследования. Серия 2, Вып.1 (36). М. 1996.

25. Бычков. С. Н. Естественный и искусственный интеллект. -М.1995.

26. Бэкон Ф. Новый органон / Сочинения: В 2-х т. Т. 2. Пер. с лат. М. 1972.

27. Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и государства человека. // Сочинения в 2-х т. Т.2. - М. 1978.

28. Бэкон Ф.О достоинстве и приумножении наук7/ Сочинения: В 2 т. Т.1. -М.1971.

29. Бюхнер JI. Сила и материя. СПб. 1907.

30. Вазюлин В. А. Логика «Капитала» Карла Маркса. -М. 2002.

31. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере.// Успехи совр. биологии 1944. Т. XVIII вып. 2. С. 17 24.

32. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. — М.,1977.

33. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история./Пер. с нем. М. 1995.

34. Виндельбанд В. История философии. Киев. 1997.

35. Виндельбанд В. От Канта до Ницше / Пер. с нем, М. 1998.

36. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы: в 2-х т., T.l. М. 1994.

37. Витгенштейн Л. Философские работы (Часть I). М. 1994.

38. Витгенштейн Л. Философские работы (Часть II). М. 1995.

39. Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика и религия. М. 1993.

40. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте,- М. 1914.

41. Габинский Г. А. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М. 1978.

42. Гадамер X.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М. 1988.

43. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М. 1979.

44. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М. 1997.

45. Гартман Н. Познание в свете онтологии// Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург. 1997.

46. Гассенди П. Соч. в 2-х т.: Т. 1.-М. 1966.

47. Гассенди П. Соч. в 2-х т.: Т.2. М. 1968.

48. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика// Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах. Т.2. М. 1971.

49. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Собр. соч. В 5т. Т. 5. М. 1937.

50. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Собр. соч. В 5т. Т. 3. М. 1972.

51. Гегель Г.В.Ф. Система наук. 4.1. Феноменология духа. М. 1992.

52. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Собр. соч.- В 4-х т. Т.4.- М. 1959.

53. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Собр. соч.- В 4-хт. Т.1.М. 1975.

54. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Собр. соч.- В 4-х т. Т.2. М. 1976.

55. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Собр. соч.- В 4-хт. Т.З. М. 1977.

56. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Собр. соч.- В 4-хт. .4.-М. 1977.

57. Гелен А. О систематике антропологии// Проблема человека в западной философии: Переводы. М. 1988.

58. Герменевтика: история и современность: (Критические очерки).-М. 1985.

59. Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М. 1957.

60. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер.с англ. и фр.-М.1990.

61. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. - М. 1964.

62. Гольбах П.А. Избранные произведения в 2-х томах. М.1963.

63. Гроф С. За пределами мозга. М. 1993.

64. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. Mi 1984.

65. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (введение в феноменологическую философию). // Вопросы философии. 1992. №7. 39.

66. Гуссерль Э. Философия как строгая наука.- Новочеркасск. 1994.

67. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феменология.Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Мн: Харвест, - М.: ACT, 2000.

68. Девис П. Суперсила: поиски единой теории природы. М., 1989.

69. Декарт. Сочинения: В 2-х т. Т.Г.-М. 1989.

70. Декарт. Сочинения: В 2-х т. Т.2.- М. 1989.

71. Дельгадо X. Мозг и сознание. М.1971.

72. Джеймс У. Воля к вере. М. 1997.

73. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. М.: Наука, 1999.

74. Дидро Д. Сочинения в 2-х т. Т.2. - М. 1991.

75. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен рождения и Реформации. Пер. М.И. Левиной. М, 2000.

76. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. 2-е изд. - М., 1986.

77. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М. 1986.

78. Захаров В.Д. Физическое знание как религиозная метафизика.// Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Кострома. 1996.

79. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. М.: Высшая школа, 1999.

80. Иванов А.В. Сознание и мышление,- М., 1995.

81. Идлис Г. М. Высший Разум и Мыслящий Универсум. // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Кострома. 1996.

82. Илиенков Э.В.Философия и культура. М., 1991.

83. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К.Маркса. -М. 1960.

84. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М. 1974.

85. Ильенков Э.В. Что такое личность? М.1979.

86. Ильенков. Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.

87. Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993.

88. Ильин И:А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2-х т. СПб. 1994.

89. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство/ Пер.с фр. М. 1990.

90. Кант И. Критика чистого разума. Собр. соч. В 6 т. Т.З. -М. 1964.

91. Кант И. Критика чистого разума. Собр. соч. В 6 т. Т. 4. -М. 1964.

92. Кант И. Логика. Пособие к лекциям 1800. М. 1980.

93. Кант И. Собр. соч. В 8-ми т.: Т. 6. М. 1994.

94. Кант И. Собр. соч. В 8-ми т.: Т. 7. М. 1994.

95. Кант И. Трактаты и письма. М. 1980.

96. Кант И. Трактаты. СПб. 1996.

97. Капра Ф. Дао физики.- СПб. 1994.

98. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике// Вопросы философии. 1997. - №3. - С.62-79.

99. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение// Вопросы философии. 1991. - №12. - С.3-20.

100. Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы (К публикации работы Л.Витгенштейна «О достоверности») // Вопросы философии, № 2, 1991.58-67с.

101. Кондильяк Э.Б. Трактат об ощущениях. // Сочинения в 3-х томах. Т.2.- М. 1982.

102. Копнин П.В. Идея как форма мышления. Киев. - 1963.

103. Косарева СМ. Ценностные ориентации и развитие научного знания// Вопросы философии, №8, 1987.

104. Краткий очерк истории философии. / Под ред. М.Т. Иовчук Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанов. М. 1969.

105. Кречет В.Г. Вселенная, антропный принцип и Библия. // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира.Кострома. 1996.

106. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск. 1988.

107. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. Т.1. М. 1979

108. Кулаков Ю.М. Поиск научной истины ведет к Богу. // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Кострома. 1996.

109. Кун Т. Структура научных революций. М. 1975.

110. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. //Структура и развитие науки.- М., 1978.

111. Ламетри Ж.О. Человек-растение. // Сочинения. М. 1983.

112. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении.//Соч. в 4 т. Т. 2.-М., 1983.

113. Лекторский В. А. Что нужно людям от философии. В кн.: Философское сознание: драматизм обновления / Отв. ред. Н. И. Лапин; Сост. Е. Н. Шульга. -М. 1991.

114. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М. 1980.

115. Лекторский В. А. Эпистемиология классическая и неклассическая. -М. 2001.

116. Ленин В.И. Философские тетради. // Пол. Собр. Соч. Т.29. М. 1977.

117. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. // Поли. Собр. Соч.-Т.18. М.1961.

118. Лойфман И.Я. Единство языка философии // Современная философия поисках сущностей и смыслов: Материалы научно-практической конференции (25-27 октября 2001г.) Екатеринбург. 2001.

119. Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии. Екатеринбург. 2002.

120. Лойфман И.Я. Принципы физики и философские категории. Свердловск. 1973.

121. Локк Дж. Избранные философские произведения в 2 т. T.I- М. 1960.

122. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. //Сочинения в 3 т. -Т.1.-М. 1985.

123. Локк Дж. Соч. в 3 т.: Т. 1.-М. 1985.

124. Локк Дж. Соч. в 3 т.: Т.2.-М. 1985.

125. Лосев А.Ф. Философия имени.//Самое само. М.,1999.

126. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

127. Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург. 1993.

128. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск. 1991.

129. Макаров М. Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений / Под ред. Б. А. Чагина. Л. 1982.

130. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М. 1983.

131. Мамардашвили М.К. О призвании и точке присутствия// Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. М, 1994.

132. Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание: // Вопросы философии. 1988. № 8. С.38 - 43.

133. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема.// Вопросы философии. 1990. №10.

134. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М. 1992.

135. Мамардашвили М.К. Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизическое рассуждение о сознании, символике и языке.- М. 1997.

136. Мамардашвили М.К. К проблеме метода истории философии (Критика исходных принципов историко-философской концепции К. Ясперса). // Как я понимаю философию. М., 1990. С. 233-248 с.

137. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). М. 1968.

138. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления.- М., 2000.

139. Маркс К. Капитал. Т.1.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.23. -М., 1973.

140. Маркс К. К критике политической экономии. М., 1949.

141. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.42. - М. 1974.

142. Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. М. 1986.

143. Маслоу А. Психология бытия.- М., 1997.

144. Межуев В.М. Культура и история. (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма). М. 1977.

145. Микешина JI.A. Философия познания. Полемические главы. -М. 2002.

146. Микешина JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. -М. 1990.

147. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. — Киев. 1981.

148. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М. 1990.

149. Мурдагей Н.С. Рациональное и иррациональное: Историко-теоретический очерк.- М. 1985.

150. Мясникова JI.A. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург. 1993.

151. Никитин Е.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии. 1991. - №8. -С.3-12.

152. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т1. М. 1990.

153. Новая философская энциклопедия, в 4.т. Т.З. М. 2001.

154. Ойзерман Т.И. Homo sapiens преодолевает свою видовую ограниченность//Вопросы философии. 1988. - №4. - С.3-17.

155. Ойзерман Т.И.Проблемы историко-философской науки. М.1989.

156. Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь. 1974.

157. Ортега-и-Гассет X. Углубление в себя и обращенность вовне// Философские науки. 1991. - №5. - С.156-173.

158. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия?: Сборник. Перевод. / АН СССР, Институт философии. М. 1991.

159. От романтизма до наших дней. СПб. 1997.

160. Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. М. 1981.

161. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: Операциональный аспект. Свердловск. 1986.

162. Платон. Собр. соч. В 4т.: Т. 1,- М. 1990.

163. Платон. Собр. соч. В 4т.: Т.2.- М. 1993.

164. Платон. Собр. соч. В 4т.: Т.З.- М. 994.

165. Платон. Федон. // Сочинения в 3 т. Т.2. - М. 1970.

166. Платон. Федр. // Собрание сочинений в 4 т. Т.2,- М. 1993.

167. Плеханов Г. В. Соч. М. 1928.

168. Полищук Р.Ф. Физика и религия.//Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Кострома. 1996.

169. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

170. Порус В.Н. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знаниям. 1990.

171. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М. 1986.

172. Прокл. Первоосновы теологии; Гимны. М. 1993.

173. Раесел Б. Воля к сомнению// Феномен человека: Антология. М. 1993.

174. Рассел Б. Искусство мыслить. М. 1999.

175. Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. СПб. 2001.

176. Розенталь М. М. Принципы диалектической логики. М. 1960.

177. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание: о месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.,1957.

178. Сагатовский В. Н. Вселенная философа. М. 1972.

179. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М. 2002.

180. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та., 1990. - 360с.

181. Скоробогатько В.Я. Математизированная картина мира и духа. // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Кострома. 1996.

182. Спенсер Г. Генезис науки.//Опыты политические, научные, философские. М, 1998.

183. Спиноза Б. Богословско политическии трактат / Пер. с лат. -Минск. 1998.

184. Спиноза Б. Этика. Избранные произведения в 2 т.Т.1. М. 1996.

185. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.

186. Степин B.C. Теоретическое знание. М. 2000.

187. Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки. М, 1992.

188. Тойнби А.Дж. Постижение истории. -М. 1991.

189. Фейербах Л. История философии. Собр.соч. в 3 т. -Т.1.- М.1967.

190. Философская энциклопедия: В 5т. Т.4. -М. 1967.

191. Философский энциклопедический словарь. М. 1989.

192. Фихте и конец XX века: «Я» и «не-Я». Уфа, 1992.

193. Фихте И.Г., Соч. в 2т. Т. 1,- СПб. 1993.

194. Фихте И.Г., Соч. в 2т. Т.2.-СП6. 1993.

195. Фихте ИГ., Сочинения. Работы 1792-1801 г. М. 1995.

196. Фохт К. // Философский энциклопедический словарь. М. 1989.

197. Фохт К. Естественная история мироздания.-М. 1868.

198. Франк С.Л. Реальность и человек. М. 1997.

199. Франк С.Л. Смысл жизни// Вопросы философии. 1990. - №6. -С.68-131.

200. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.

201. Фуко М. Слова и вещи. Спб. 1994.

202. Хайдеггер М. Время картины мира // Работы и размышления разных лет. М. 1993.

203. Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993.

204. Хакен Г. Синергетика.- М., 1980.

205. Циолковский К.Э. Вне Земли. М. 1958.

206. Чанышев А.Н. Начало философии. М.,1982.

207. Чанышев А.Н. Трактат о небытии// Вопросы философии. 1990. -№10.-С.158-165.

208. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры// Вопросы философии. 1992. - №6. - С.91-105.

209. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т. Т.1. М. 1987.

210. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т. Т.2. М. - 1989.

211. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М. 1983.

212. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2-х т. Т.2.- М., 1993.

213. Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5 т.: Т. 2. М. 1993.

214. Эйнштейн А. Собр. научных трудов в 4т. Т.4. М. 1967.

215. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. 1969.

216. Энгельс Ф. Диалектика природы. Статьи и главы. // К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. Т. 20,- М. 1961.

217. Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 2,- М. 1965.

218. Юм Д. Соч. в 2 т. Т. I.-M. 1965.

219. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М. 1989.

220. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

221. Armstrong D. M. The Nature of Mind. // The Mind Brain Identity Theory. L., 1970.

222. Bunge M. Scientific Materialism. Dordrecht Boston - L. 1981.

223. Hempel, C, 1970, 'Reduction: Ontological and Linguistic Facets', in S.Morgenbesser, et al. (eds), Essays in Honor of Ernest Nagel, New York: St Martin's Press.

224. Levin M.E. Metaphysics and the mind body problem. Oxf, 1979.

225. Lockwood M. The Grain Problem. // Objections to Phisicalism. Oxford, 1993, pp. 271-291.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.