Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Гочияева, Лейла Юзефовна

  • Гочияева, Лейла Юзефовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 154
Гочияева, Лейла Юзефовна. Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Карачаевск. 2007. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гочияева, Лейла Юзефовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛО ВЕКА КАК НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ЭТНОНАЦИОНАЛЬ НОЙ КУЛЬТУРЕ И МИФОЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ- ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ.

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТИПИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬ НОГО ХАРАКТЕРА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕ ННОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКЕ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕ ЛЕЙ.

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕС

КОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ И ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах»

Актуальность темы исследования. XX век ознаменовался формированием письменных литературных традиций у народов Северного Кавказа, включением литератур в общероссийский процесс. Много общего обнаруживается в изображении героя литературы, в воссоздании образа человека, сформированного новыми историческими обстоятельствами, социалистической действительностью.

Литературы народов Северного Кавказа являются частью художественного общекавказского феномена, сформировавшегося в контексте всероссийской историко-культурной традиции XX столетия. Художественная мысль народов Северного Кавказа во все времена была сосредоточена на изображении человека - носителя этнической культуры и художественной традиции своего народа, его идеалов и устремлений. Генетически и исторически родственные литературы Северного Кавказа - карачаевская, черкесская, абазинская, ногайская, адыгейская, балкарская, кабардинская, осетинская, чеченская, ингушская, как и литературы народов Дагестана, - схожи по типу своего развития, по принципам изображения национального характера.

Актуальность избранной темы проистекает из назревшей необходимости научного осмысления кардинальной литературоведческой проблемы, связанной с принципами типизации и художественного изображения главного объекта национальных литератур - человека, национального характера горца в эволюционном, типологическом и историческом освещении.

Исследование проблем, связанных с художественной концепцией национального характера на материале литератур народов Северного Кавказа, является на сегодняшний день первоочередной задачей в силу важности и актуальности исследования эволюции художественного сознания литератур, путей формирования реалистических традиций в изображении национального характера.

Актуальным является принцип рассмотрения проблемы с учетом того, что литературы Северного Кавказа формировались в общероссийском контексте художественного развития, в ходе усвоения всероссийских художественных традиций, прежде всего традиций реализма русской литературы.

Материалом исследования послужили фольклорные тексты, эпос Нарты, бытующие у народов Кавказа, этнографические материалы, творчество русскоязычных писателей-просветителей, заложивших основы литературных жанров, создавших образы героев с опорой на реалистические традиции русской литературы и на мифоэпические традиции родного фольклора, предопределившие принципы создания художественной концепции в литературах народов Северного Кавказа.

Заявленная проблема исследуется на материале творчества писателей Северного Кавказа, сформировавших концепцию человека как представителя этноса, как носителя этических традиций своего народа. В свете избранной темы анализируются произведения классиков русской литературы - А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького, положивших начало созданию художественной концепции образа горца и образа Кавказа.

Цели и задачи исследования. Поставлена цель исследовать и охарактеризовать принципы изображения человека, национального характера, особенности мира художественных образов, созданных в национально-художественной традиции народов Северного Кавказа, в общекавказском эпосе Нарты, исследовать мир национальной действительности и способы изображения национального характера в творческом наследии русскоязычных писателей-просветителей, ориентировавшихся на опыт А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького и других, охарактеризовать творческую концепцию национального мира народов Кавказа и образа горца в соотношении с концепцией изображения национального характера в творчестве русскоязычных писателей-просветителей в их типологических связях.

В ходе исследования ставятся следующие задачи:

- проследить процесс формирования концепции национального характера на материале мифоэпической традиции народов Северного Кавказа (эпоса Нарты);

- исследовать концепт «человек» в качестве ключевого концепта в этнокультурной и художественной традиции народов Кавказа;

- выявить генетические истоки, легшие в основу художественной концепции героя в литературах народов Кавказа; исследовать особенности художественной характеристики национального характера и национального мира в творчестве русскоязычных писателей-просветителей;

- осмыслить на материале писателей национальных литератур опыт русских реалистических традиций изображения Кавказа; исследовать в рамках кавказского литературного феномена эволюционный процесс изображения национального характера, создание его художественной концепции.

- исходя из проблем взаимодействия русской и национальных литератур, определяя результаты этого взаимодействия, исследовать художественную специфику, проявляющуюся в изображении Кавказа и кавказских горцев, принципы типизации национального характера, созданного русскими, русскоязычными национальными писателями, а также представителями генетически и исторически близких литератур народов Северного Кавказа.

Научная новизна работы. Предлагаемая диссертационная работа практически является первым монографическим исследованием кардинальной литературоведческой проблемы, связанной с опытом создания образа горца, художественной концепции национального характера и национальной действительности в этнокультурной и художественной традиции народов Северного Кавказа, в русской литературе и в русскоязычной прозе северокавказских просветителей. Заявленная тема впервые исследована на смежном уровне, на стыке фольклора, этнографии, литературы.

Исследуемый материал подчинен новаторским задачам и целям, организован структурно в соответствующих проблемных главах диссертации. Научная новизна исследования заявленной темы состоит в выявлении принципов художественного осмысления национального мира, национальной действительности и героя в анализируемых произведениях - как фольклорных, так и литературных, в создании эпической картины национального образного мира.

Степень изученности темы. Выдвинутая тема относится к наименее изученным. Нет единичных подходов к определению понятий национального характера, не сформулированы составляющие критерии понятия «художественная концепция национального характера». В работах этнографов, литературоведов и фольклористов исследованы лишь отдельные аспекты, связанные с принципами изображения национального характера и национального мира в литературах народов Кавказа и национально-художественной традиции. Целостное исследование заявленной темы с опорой на смежные науки осуществляется впервые.

Методологической и теоретической основой диссертации являются общетеоретические положения литературоведения, фольклористики, эстетики, этнографии, касающиеся в той или иной степени заявленной нами темы. Это работы С. Аверинцева, А. Агаева, С. Арутюнова, Э. Баграмова, М. Бахтина, Ю. Бромлея, Г. Гачева, С. Кона, Ф. Кессиди, Д. Лихачева, 3. Османовой, К. Султанова, К. Юнга, А. Холмогорова и других, исследовавших различные аспекты теории национального характера. А также работы северокавказских литературоведов, посвященные различным аспектам становления и развития литератур народов Кавказа, фольклору и этнографии, в которых осмыслены философские и нравственные традиции воссоздания образа человека и этноса. Это работы X. Бакова, Т. Биттирова, JL Бекизовой, Г. Гамзатова, А. Гутова, А. Караевой, М. Кунижева, X. Малкондуева, А. Мусукаевой, У. Панеш, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, X. Хапсирокова, Р. Хашхожевой, Ш. Хут, Т. Чамокова, К. Шаззо, Р. Юсуфова и других, послужившие важным подспорьем в исследовании заявленной темы.

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что с опорой на ее результаты возможно продолжение исследования актуальной литературоведческой проблемы героя, в первую очередь принципов создания художественной концепции национального характера, решение которых до настоящего времени ограничивалось исследованием образов положительных героев, созданного в литературах советского периода.

Наблюдения и выводы предпринятого исследования будут способствовать новаторским подходам в исследовании проблем, связанных с художественным воссозданием концепции национального характера в художественной культуре народов Северного Кавказа, прошедших типологически сходный путь развития. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении спецкурсов по проблемам теории и практики литератур Северного Кавказа на филологических факультетах гуманитарных вузов Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, при составлении учебных пособий по истории литератур народов Российской Федерации, в научной разработке проблем изображения национального характера как основополагающей задачи национального литературоведения.

На защиту выносятся следующие положения:

- фольклорно-эпическая традиция в художественном изображении героя как представителя народа (эпос Нарты);

- этнокультурные традиции народов Кавказа, нравственные идеалы, легшие в основу художественной концепции человека, образа горца в литературной традиции народов Северного Кавказа;

- концепция национального характера, образ Кавказа и кавказских горцев, воссозданный в русской классической и современной литературах;

- значение русской литературы в создании художественного образа Кавказа, роль реалистических традиций в творчестве русскоязычных писателей-просветителей;

- проблема создания художественной концепции национального характера в его эволюции, в обусловленности историческим временем и преемственных связях с этическими и эстетическими представлениями народа, воссозданного в литературе северокавказских народов.

Диссертация состоит из введения, трех проблемных глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Гочияева, Лейла Юзефовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблем, связанных с художественной концепцией национального характера на материале генетически родственных литератур Северного Кавказа, является одной из самых актуальных задач северокавказского литературоведения. В подходе к исследованию выдвинутой темы мы исходили из принципа того, что главным объектом изображения национальной художественной традиции народов Северного Кавказа был человек как представитель этноса. Эта традиция была продолжена в литературах народов Северного Кавказа в поисках концепции героя как главного объекта изображения.

Художественная концепция образа кавказца вызревала с опорой на изображение человека как носителя этнических и нравственных традиций своего народа, его идеалов и устремлений. Эволюция и динамика формирования национальной и художественной традиции, выверенной концепции образа горца, рассмотренной в диссертации на материале мифоэпической традиции, этикета, исторической действительности, а также на материале литературного эпоса, сформировавшегося^ на базе повествовательных жанров в литературах Северного Кавказа дали возможность проследить преемственность связей фольклора и литературы, выявить роль усвоения традиций изображения Кавказа и кавказских горцев в русской литературе в художественном осмыслении и реалистическом изображении национального характера, в литературах Северного Кавказа с опорой на карачаево-балкарскую и адыгскую литературы.

Художественная концепция национального характера в русской и северокавказской литературах прослежена с учетом периодизации национальных литератур: в 30-40-е годы, когда закладывались национальные литературы, военные, послевоенные годы развития, а также в 60-80-е годы, связанные с успешным развитием романистки Северного Кавказа, с овладением историзма мышления, реалистическими принципами изображения героя.

XX век ознаменовался формированием письменных литературных традиций у народов Северного Кавказа, включением литератур в общероссийский процесс. Много общего обнаруживается в изображении героя литературы в воссоздании образа человека, сформированного новыми историческими обстоятельствами, социалистической действительностью.

Развитие обществознания во второй половине XX века дало возможность преодолеть кризис, проистекавший из фундаментализма, классической социологии которое нивелировало локальное индивидуалистическое и специфическое в культуре народа. Во второй половине XX века в российской социалистической мысли наметилась тенденция постепенного отхода от методологических принципов марксизма-ленинизма как единственно верной научной теории, позволяющей осмысливать концептуальные подходы в изображении национального характера в литературе и художественной культуре. Опираясь на пересмотр понятийного и категориального аппарата, на принципы формирования современной методологии исследования в гуманитарных дисциплинах, мы рассмотрели в работе проблему национального характера как феномена этничности, исследовали на материале этнокультурной и этнохудожественной традиции народов Северного Кавказа, принципы * создания художественной концепции национального характера.

Проблема исследована с учетом мировоззренческих, нравственно-этических данных философии, социологии, этнологии и других гуманистических наук. При разработке проблем, связанных с национальным характером, его художественной концепции на материале русской и северокавказских литератур, осмыслением традиций его создания в фольклоре и литературе народов Кавказа, мы опирались на труды по обществознанию, в которых разработана теория национального характера человека.

Проблема национального характера представлена в трудах А.Г. Агаева,

С.М. Арутюняна, Э.А. Баграмова, Ю.А. Бромлея, Э.А. Гачева, И.С. Кона, Ф.Х. Кесснди и других исследовавших различные аспекты теории национального характера.

Отсутствие работ по этнологии, фольклору, литературам с постановкой и решением проблем, связанных с понятием «национальный характер», затрудняло анализ и интерпретацию фактического материала, легшего в основу проблемных глав диссертации.

Исследование литературоведов и фольклористов, культурологов и историков послужили опорой в исследовании путей формирования концепции национального характера с учетом данных смежных дисциплин.

В своей работе мы пришли к выводу о том, что «концепт» человек является ключевым концептом культуры. Отталкиваясь от этого положения, нами исследованы данные традиционной художественной культуры, эпос Нарты, жанры фольклора, творчество русскоязычных писателей XIX века, адыгской и карачаево-балкарской литератур, выявлены культурные ценности народов, его идеалы, национальный космос и место человека в реальном мире.

Заявленная проблема исследована с учетом традиций и того значения, которое вкладывается народами в понятие человек. Этическая проблема, лежащая в основе художественной концепции человека решена с учетом традиционных понятий «стать человеком», «быть человеком», «выйти в люди».

Все эти характеристики связаны с особенностями этического самосознания народов Северного Кавказа как носителей своей этнической культуры. В работе проанализированы данные фольклора, пословицы, поговорки, изречения, характеризующие представление этноса о том, «что есть настоящий человек» и «что означает понятие человечность».

Эти понятия относятся к числу важнейших системообразующих элементов более широкого определения «человек-человечность». Опираясь на эти ключевые понятия в соответствующих главах анализируются этические и эстетические представления, идеалы народов, легшие в основу изображения • * идеала человека как представителя этноса.

В работе прослежены этнические традиции народов Кавказа, народные представления о герое и героике, начиная от мифоэпического принципа изображения до конкретно-исторического изображения героя действительности на материале творчества кабардино-балкарских и адыгских писателей.

Заявленная тема прослежена в эволюции с учетом освоения принципов реалистического создания образов в его обусловленности временем и обстоятельствами, эволюция национального характера, исследованы параметры художественной концепции.

В работе мы пришли к выводу о том, что национальный характер воплощает этническое своеобразие своего народа, он обладает чертами выработанными исторически, присущими его народу как национальной общности. На конкретных примерах подчеркивается качество национального характера, объединяющее его с другими народами. Это общечеловеческие представления: любовь к родине, к родному очагу, к народу и.т.д.

В этой связи прослежена диалектика общего, особенного и единого в их конкретных проявлениях. В работе мы пришли к выводу о том, что понятие национального характера включает в себя три компонента: этническое самосознание, ментальность (мироощущение), стереотип поведения.

В основу художественной концепции образа горца, воссозданного в творчестве русских писателей и в карачаево-балкарской и адыгской литературах, особую смысловую нагрузку несут понятия «совесть», «честь», «достоинство», «чувство долга» как атрибуты ментальности, которых должен придерживаться каждый член общества. Долг, как показывают характеристики героев, обязывает любить родину, родной очаг, быть толерантным, быть защитником, не посрамить чести, не запятнать достоинства народа. Эти традиционные представления легли в основу художественной концепции как в национально-художественной традиции народов, в его культуре, фольклоре, этикете, религии, определили мировоззрение, миропонимание героев как представителей народа.

Мы пришли к выводу о том, что национальное художественное мышление в области культуры отражает способность человека видеть мир в понятиях и I представлениях народа, представителем которого он является.

Человеческое сознание и духовная культура взаимосвязаны. Мы придерживаемся точки зрения современных исследователей, утверждающих мысль о том, что национальная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения. Она олицетворяет дух нации, ее творческий потенциал. Мы согласны с доводами исследователей культуры, свидетельствующих о том, что феномен этнической культуры горских народов, легшие в основу художественной концепции человека, представителя этноса, создавался на стыке двух культур в ходе взаимообогащения и взаимопроникновения культур запада и востока.

Мы пришли к выводу, что национальное самосознание, отраженное в обычаях, нравах, стереотипах мышления, нормах поведения и привычек, определило национальные образы мира и человека в художественной традиции карачаевцев, балкарцев, адыгейцев и абазин, выразили в художественной концепции образа горца этические и нравственные представления народа о том, что такое понятие человек, человечность, человеческое достоинство.

145

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гочияева, Лейла Юзефовна, 2007 год

1. Акачиева С.М. Карачаевский роман. - Ставрополь, 1980. - 158 с.

2. Андреев-Кривич С.А. Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова. Нальчик, 1949. - 134 с.

3. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. - 183 с.

4. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М., 1972. - 190 с.

5. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. - 252 с.

6. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1983 .-416с.

7. Бадахова Р. Я. Творчество М. Батчаева в контексте нравственных исканий северокавказских литератур 60-80-х годов: Автореферат. Карачаевск, 1999. -23 с.

8. Баранов Е. Кабардинские легионы. Пятигорск, 1971. - 257 с.

9. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 502 с.

10. Белинский В.Г. Собрание сочинений. М., 1981. Т.6 - 568 с.

11. Белинский В.Г. Избранное. М., 1959. - 559 с.

12. Берберов Б.А-Ю. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии. Автореферат. Нальчик, 2002. - 23 с.

13. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. - 288 с.

14. Биттирова Т. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX века. Избранное. Нальчик, 1993. - 262 с.

15. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. М., 1978. -280 с.

16. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. 1. М.', ч.1,2,1823. - 465 с.

17. Бушмин А. Методологические вопросы литературоведческих исследований. -Л., 1969.-228 с.

18. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406 с.

19. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М., 1976.-511 с.

20. Вопросы истории адыгейской литературы, в 2-х кн. Майкоп: Кн.1, 1979. -176 е.; кн.2,1980.-204 с.

21. Воробьева Н. Изображение характера в современной литературе. М., 1985. -127 с.

22. Воробьева Н. Принцип историзма в изображении характера. М., 1978. -264 с. ,

23. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. М., 1982.-328 с.

24. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М., 1968. - 303 с.

25. Герцен А.И. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.З. М., 1955. - 535 с.

26. Гинзбург Е. Я. О литературном герое. Л., 1979. - 229 с.

27. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. М., 1988.-319 с.

28. Горький М. Полное собрание сочинений в 25-ти томах. Т. 24. М., 1971. -523 с.

29. Жирмунский В.М. Средневековые литературы как предмет сравнительного литературоведения. -М., 1971. 120 с.

30. История советской многонациональной литературы. Т.6. М., 1974. - 640 с.

31. Караева А. И. Обретение художественности. М., 1979. - 176 с.

32. Караева А.И. Становление карачаевской литературы. Черкесск, 1963.-157 с.

33. Караева А.И. Герои невымышленные и вымышленные. Жизнь. Герой. Литература. Черкесск, 1978. - 147 с.

34. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966. - 318 с.

35. Караева А.И. О военной прозе в современной карачаевской литературе.1. Черкесск, 1971. i 44 с.

36. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? - М., 1968. - 485 с.

37. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа (дооктябрьский период). Грозный, 1966. - 129 с.

38. Краткий словарь по эстетики. М., 1962. - 569 с.

39. Кумахов М.А. Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. -М., 1985.-221 с.

40. Кумыков Т.Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкарокарачаевцев в XIX нач. XX в. - Нальчик, 2002. - 444 с. . • *

41. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л., 1984. - 330 с.

42. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997. - 263 с.

43. Малкондуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1996. - 284 с.

44. Мамий Р.Г. Вровень с веком: Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. Майкоп, 2001.-338 с.

45. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.-297 с.

46. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. - 406 с.

47. Мусукаева А. X. Северокавказский роман. Нальчик, 1993. - 192 с.

48. Нигматулина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. -Казань, 1970.-211 с.

49. Османова 3. Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. Традиция и современность. М., 1972. - 266 с.

50. Осанов Ю.Н. Очаг балкарского жилища: XIX XX в. - Нальчик, 1972. -вып. 6. - 330 с.

51. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981. - 400 с.

52. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. - 274 с.

53. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976. - 325 с.

54. Сказание о нартах эпос народов Кавказа. - М., 1969. - 162 с.

55. Степанова Т.М. Поэзия и правда. Структура и поэтика публицистической прозы Бориса Зайцева. М., 2003. - 267 с.

56. Султанов К. К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа.-М., 1989.-152 с.

57. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. Размышление о творческом методе. М., 1973. - 503 с.

58. Схаляко А. А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. - 190 с.

59. Схаляко А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. - 280 с.

60. Так это было. В 3-х томах. Т. 3. М., 1993.-352 с.

61. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964. - 357 с.

62. Тресков И.В. Этюды о Шоре Ногмове. Нальчик, 1974. - 197 с.

63. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. -Нальчик, 1994.-241 с.

64. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). Нальчик, 1996. - 256 с.

65. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман (Национально-эпическая традиция и современность). Нальчик, 1987. - 111 с.

66. Урусбиева Ф. Метафизика колеса. Вопросы русского культурогенеза. -Сергиев Посад, 2003. 248 с.

67. Урусбиева Ф.А. Древний перекресток нового романа: О современной исторической прозе // Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1991. - 176 с.. 149

68. Федоров Ф.П. Человек в романтической литературе. Рига, 1987. - 157 с.

69. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. - 459 с.

70. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. - 448 с.

71. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители (дореформенный период). -Нальчик, 1978.- 257 с.

72. Хапсироков Х.Х. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. Черкесск, 1960. - 64 с.

73. Хашхожева Р.Х. Адыгская публицистика конца XIX начала XX века. -Нальчик, 2005.-358 с.

74. Хашхожева Р.Х. Адыль-Гирей Кешев. Нальчик, 1971. - 30 с.

75. Хашхошева Р.Х. Адыгские писатели просветители XIX начала XX века. -Нальчик, 2003. 171 с.

76. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1970. - 406 с.

77. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972. - 406 с.

78. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982. - 334 с.

79. Чанкаева Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества. М., 1998. - 384 с.

80. Чеккуева JI. Проза X. Байрамуковой: Традиции и новаторство. -Автореферат. Нальчик, 2003. 22 с.

81. Шаззо К. Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 238 с.

82. Шакова М.Э. Проблема характеров в кабардинском романе. Диссертация. -Нальчик, 2002. 157 с.

83. Шаханов Б. Избранная публицистика. Нальчик, 1991. - 288 с.

84. Шульженко В.И. Кавказский феномен русской прозы (вторая половина XX века). Пятигорск-, 2001. - 364 с.

85. Юсуфов Р.Ф. Историософия и литературный процесс: средние века и новоевремя. М, 1996. - 300 с.

86. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М., 1985. - 265 с.

87. Юсуфов Р.Ф. Проблемы национальных культур у русских романтиков 2030-х годов XIX в. Махачкала, 1968. - 380 с.

88. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX в. и национальные культуры. -М., 1970.-424 с.

89. Эстетика. Словарь. -М„ 1989.-445 с.1.

90. Бекизова JI.A. Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности в адыгской прозе // Современный литературный процесс. Проблемы историзма. Черкесск, 1989.

91. Бекизова JI.A. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа // Традиция и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.

92. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. М., 1962.

93. Виноградов И.А. Борьба за стиль // Теория литературы. Л., 1937.

94. Гутов А. Кавказ пленила пушкинская Русь // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик, 2004.-вып. 11.

95. Джусойты Н. От сказителя к писателю путь далекий // Вопросы литературы. -М., 1971.-№9. . .

96. Джусойты Н. Все начинается с размышления // Вопросы литературы. М., 1976.- №5.

97. Жантиев С.А. Мотивы исторического эпоса северокавказских горцев // Записки Северо-Кавказского НИИ. Ростов н/Д., 1929. - т.2.

98. Зелинский К.Л. Особенности творческого взаимодействия // Что дают русской литературе народы СССР // Литература и искусство. М., 1965, №5.151

99. Караева З.Б. Исторические этапы развития переводческой традиции // Современный литературный процесс. Проблемы историзма. Черкесск, 1989.

100. Караева З.Б. Проблемы соотношения истории и современности в литературах Карачаево-Черкесии // Современный литературный процесс. Проблемы историзма. Черкесск, 1989.

101. Караева А.И. Позиция автора и стиль повествования // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.

102. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории национального вопроса истории // Вопросы истории. М., 1967. - №1.

103. Кондаков Б.В. Анализ художественного мира литературного произведения: методологический аспект // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи. Сборник статей всероссийской научной конференции. Соликамск, 2002. - т. 1.

104. Многонациональный советский роман: Сборник статей. М., 1966. - 308 с.

105. Мижаев М.И. Хан-Гирей как фольклорист // Вопросы кавказской филологии. Нальчик, 1994. - вып.2.

106. Новиченко Л. Вечно новый реализм // Вопросы литературы. М., 1982. -№7.

107. Современник. Спб., 1836. — тЛ.

108. Султанов К.К. Самосознание национальных1 литератур // История национальных литератур. М., 1955. - вып. 1.

109. Султанов К. От схемы к характеру // Заметки к прозе Северного Кавказа. // Дружба народов. М., - 1980. - № 1.

110. Схаляхо А.А. Писатели публицисты конца XIX нач. XX в. // История адыгейской литературы. - Майкоп, 1987. - т.1.

111. Ш.Тугов В.Б. Формирование исторического романа (на материале северокавказских литератур) // Традиция и современность. Метод и жанр.1. Черкесск, 1986.

112. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Русский вестник. СПб, 1842, т.5, отд. 2.

113. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Подготовка текста к изданию и вступительная статья Б. Гарданова и Г. Мамбетова. Нальчик, 1978.

114. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. СПБ, 1836,- РГВИА, оп. 7, д.5 (ч. 1), 536 л; д.6 (ч 2). л. 537-855

115. Хан-Гирей, Черкесские предания // Русский вестник. СПб, 1841, т.2, кн.4.

116. Хапсирокова З.Х. Историзм традиционного образа // Современный литературный процесс. Проблема историзма. Черкесск, 1989.

117. Хашхожева Р.Х. Античные традиции в творчестве Хан-Гирея // Филологические труды. Сб. статей, вып. 1. Нальчик, 1977.

118. Хашхожева Р.Х. Идеи дружбы с русским народом в творчестве адыгскихf Iпросветителей дооктябрьского периода // Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве народов Северного Кавказа. -Орджоникидзе, 1988.1.I

119. Абдулжалилов Ф. А. А цветы жили. Черкесск, 1971.

120. Абдулжалилов Ф.А. Семья сильных. Черкесск, 1956.

121. Аппаев Х.А. Черный сундук. Роман. кн. 1. - Микоян-шахар, 1935.

122. Байрамукова X. Айран: повесть, рассказы. М., 1984.

123. Байрамукова Х.Б. Мелек. Черкесск, 1981.

124. Байрамукова X. Утренняя звезда. Роман. М., 1974.

125. Байрамукова Х.Б. Чолпан. Роман. -Черкесск, 1970.

126. Батчаев М. Быть человеком: повести, рассказы, новеллы. М., 1987.

127. Братов Г. Когда цветут подснежники. М., 1984.

128. Джусойты Н. Реки не текут вспять. М., 1981.

129. Евтых A.M. Баржа. М., 1984.

130. Жиров X. Пробуждение гор. Роман. Черкесск, 1982.

131. Жуковский В. Избранное. М., 1968.

132. Кавказский легион. Повести и рассказы русских писателей XIX века. -Нальчик, 1996.

133. Кази-Гирей С. Долина Ажитугай // Современник. Спб, 1836. - т.1.

134. Капаев И. Вокзал: Романы, повести, рассказы. М., 1982.

135. Капаев И. Гармонистка : повести, рассказ. -М., 1985.

136. Капаев И.С. Уплывающие тени. Ставрополь, 1999.

137. Капаев С. И-А. Бекболат. М., 1975.

138. Капаев С.И.-А. Очаг. М., 1969.

139. Капаев С.И.-А. След времени. -М., 1980.

140. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983.

141. Керашев Т. Избранное. Майкоп, 1997.

142. Керашев Т. Избранные произведения в двух томах. Т.2. - Майкоп, 2002.

143. Кешоков А. Вершины не спят. М., 1973.

144. Кешоков А. Восход луны. М., 1979.

145. Кешоков А. Сломанная подкова. М., 1976.

146. Кохова Ц.М. Фатимат. Кн. 1. - М., 1974.

147. Кубанов Д. Два времени. Ставрополь, 1984.

148. Кубанов Д. Голос в горах. Черкесск, 1978.

149. Кулиев К. Скачи мой ослик! // Юность. М., 1986. - №7.

150. Кулиев К.Ш. Так растет дерево. М., 1975.

151. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. -М., 1994.

152. Лермонтов М. Ю. Избранное. М., 1968.• *

153. Машбаш И. Восход и закат. Майкоп, 2005.

154. Машбаш И. Жернова. Майкоп, 1993.

155. Машбаш И. Тропы из ночи. М., 1973.

156. Машбаш И. Собрание сочинений в семи томах. Майкоп, 2001. - т. 1.

157. Машбаш И. Сто первый перевал. Роман М., 1985.

158. Машбаш И. Раскаты далекого грома М., 1988.

159. Песни народов Северного Кавказа. Составители: Кулиев К. Джусойте Н. -М, 1976.

160. Пушкин А.С. Сочинения: в 2-х томах. М., 1982. - т.1.

161. Пушкин А.С. Сочинения: в 2-х томах. М., 1982. - т.2.

162. Суюнчев А.Д. Двойной узел. Карачаевск, 2002.

163. Табулов П.А. Азамат. Черкесск, 1963.

164. Теппев А. Тяжелые жернова. -М., 1982.

165. Туаршев А.У. Испытание мужества. М., 1976.

166. Тхайцухов Б. Горсту» земли. М., 1974.

167. Хан-Гирей. Князь Пшьской Аходягоко.//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1893. - №17.

168. Хапсироков Х.Х. Ночь в горах. М., 1975.

169. Хубиев О. Аманат. Черкесск, 1961.170. Хубиев О. Люди. М., 1974.

170. Чуяко Ю. Милосердие черных гор или смерть за горной речкой. Роман. -Майкоп, 2003.

171. Шинкуба Б. Последний из ушедших. М., 1988.

172. Эльберд М. Страшен путь на Ошхомахо. Нальчик, 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.