Художественная репрезентация национального характера в прозе А. Яшина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Перепелицына, Юлия Ростиславовна

  • Перепелицына, Юлия Ростиславовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 232
Перепелицына, Юлия Ростиславовна. Художественная репрезентация национального характера в прозе А. Яшина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ставрополь. 2009. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Перепелицына, Юлия Ростиславовна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР КАК ПРЕДМЕТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Понятие «национальный характер» в историко-философском дискурсе.9

1.2. Функционирование понятия «национальный характер» в современном литературоведческом дискурсе.36

Выводы по I главе.52 —

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОЗЕ А. ЯШИНА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1950-х ГОДОВ.

2.1. Ранняя поэзия А. Яшина как один из истоков его прозы.54 —

2.2. Художественное открытие русского национального характера в прозе А. Яшина.72

2.3. А. Яшин как один из основоположников «деревенской прозы».151

Выводы по II главе.157 —

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОЗЕ А. ЯШИНА

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-х ГОДОВ.

3.1. Новый этап в творчестве А. Яшина-прозаика.160

3.2. «Чувство природы» как составляющая национального характера и его репрезентация в литературном пейзаже.182 —

Выводы по Ш главе.205

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная репрезентация национального характера в прозе А. Яшина»

Актуальность исследования. В отечественном литературоведении начала XXI века вновь актуализирована проблема национального характера. Правомерность употребления данного термина не подвергается сомнению и подкрепляется историей изучения проблемы. Последняя приобретает особо важное значение в духовном климате современности: она непосредственно связана с вопросом о национальном самосознании и самоопределении, что привело к усилению интереса общественной мысли, в том числе и художественной, к национальным устоям общественного развития.

Одним из таких знаковых литературных явлений, художественно воплотивших характер русского народа, стала «деревенская проза». В современном литературоведении ее место и значение в общем литературном процессе XX века определено достаточно четко. Войдя с конца 1950-х годов в основное течение русской литературы, «деревенская проза» породила самые значительные произведения второй половины XX века и стала наиболее убедительным свидетельством духовных сил русской нации. Зарубежные ученые, относясь к «деревенской прозе» как прямой наследнице классических традиций русской культуры, в произведениях «деревенщиков» ищут разгадку «русской души» в ее устремлении к идеалу в противовес ощущению бесцельности, абсурдности современного бытия [см.: А.И. Ревякина, 2001]. Однако в отечественном литературоведении приоритетное внимание «деревенской прозы» к менталитету русского человека, к национальным культурно-историческим реалиям и аксиологическим константам все еще не стало предметом специального развернутого исследования. Между тем очевидно, что без изучения «инструментов» художественного воплощения национального характера невозможно в полной мере оценить смысл духовно-эстетических поисков и экспериментов русской «деревенской прозы», понять ее общие художественно-философские задачи и вклад отдельных писателей в ее развитие и в разработку проблемы национального характера. Среди них одно из первых мест принадлежит Александру Яковлевичу Яшину (1913 - 1968).

Степень научной разработанности темы. Попытки монографического исследования творчества А. Яшина были предприняты в трудах А.А. Михайлова (1975), В.А. Оботурова (1978), В.В. Дементьева (1980), А.С. Рулевой (1980), С.С. Лесневского (1982). Но за последующую четверть века имя Яшина оказалось забытым: писатель выпал из контекста восприятия и изучения «деревенской прозы».

Объект исследования — литературное наследие А. Яшина; предмет -способы художественного воплощения русского национального характера в прозе писателя.

Материалом диссертационного исследования являются художественные произведения Александра Яшина1, раскрывающие магистральные направления и способы осмысления русского национального характера. К анализу привлечены эпистолярные источники, публицистика писателя, а также историко-литературный контекст, в котором создавались и продолжали жить произведения А. Яшина.

Цель диссертационного исследования — раскрыть своеобразие художественной репрезентации национального характера в прозе А. Яшина как одного из основоположников «деревенской прозы». Цель конкретизируется следующими задачами:

- показать эволюцию художественного воплощения национального характера в прозе А. Яшина;

- рассмотреть адекватность авторской позиции научным трактовкам русского национального характера;

- раскрыть систему образов героев - носителей русского национального характера - и приемов репрезентации его специфики;

- определить место А. Яшина в развитии «деревенской прозы» как идейно-эстетически значимого явления русской литературы XX века.

1 Яшин А.Я. Собрание сочинений: В 3-х т.-М.:Худож. лит., 1984-1986. Т. 1 -639 с. Т.2.-671 с. Т.З-415 с. В диссертации также учтены публикации отдельных произведений А. Яшина в других изданиях. 4

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили философские труды, начиная с античности, позволяющие определить категорию «национальный характер»; европейских мыслителей XVI, XVII вв. (М. Монтеня, Б. Паскаля). Особое внимание уделено трудам Г. Гегеля, Ф. Шлегеля, Ф. Шеллинга, отечественным трактовкам национального характера в полемике западников и славянофилов, трудам русских религиозных философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Г.П. Федотова; трактовкам марксистской ориентации, современным исследованиям Ю.В. Бромлея, Э.А. Баграмова и др. Большую роль в становлении методологии исследования сыграли сложившиеся на сегодняшний день образцы анализа и интерпретации категории «национальный характер» в метапоэтике крупнейших русских писателей XIX -XX вв.: А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, JI.H. Толстого, A.M. Горького, А.Т. Твардовского и др. и в литературоведческом дискурсе (Д.С. Лихачев, Г.Д. Гачев, В.В. Кожинов, Н.П. Утехин, Н.Ю. Желтова и др.); современные труды в области «деревенской прозы» (А.Ю. Большакова, В.В. Компанеец, В.К. Сигов, В.А. Недзвецкий и др.).

Выбор методологии исследования был продиктован спецификой исследовательских задач: выявлялся генезис рассказов и повестей А. Яшина, изучаемых в сравнении с произведениями «деревенской прозы» других авторов, особое внимание уделялось художественному раскрытию социальных проблем и поэтике произведений писателя. Соответственно диссертантом использованы в комплексе историко-генетический, социологический, сравнительно-типологический методы исследования, а также метод описательной поэтики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В; прозе А., Яшина выделяются следующие этапы художественной репрезентации русского национального характера: 1) вторая половина 1950-х гг. и 2) первая половина 1960-х гт. Репрезентация национального характера в его прозе эволюционировала от раскрытия сугубо социальных проблем к художественному воплощению проблем нравственно-философских. Ключевыми при рассмотрении вопроса об эволюции прозы писателя являются такие его произведения, как «Рычаги», «Вологодская свадьба», «Угощаю рябиной».

2. Своеобразие воплощения А. Яшиным русского национального характера определяется авторской позицией, адекватной научным трактовкам данного вопроса. Специфика русского национального характера в прозе Яшина обусловлена общими нравственными ценностями, природным окружением и исторической судьбой этноса, проявлениями бунтарства, многоликостью характера, проявляющейся в художественном творчестве на уровне антиномий, воплощаемых в системе положительных и отрицательных персонажей.

3. Духовно-нравственный потенциал героев Яшина — носителей черт русского национального характера - раскрывается динамикой речевых характеристик, различными типами портрета и пейзажа; органично вливаясь в композицию произведения, они корректируют его структуру, способствуя целостной репрезентации национального характера.

4. Художественным открытием А. Яшина явилась антиномичность русского национального характера; его носители не мыслятся автором только как положительные типы. В героях Яшина через индивидуальное просвечиваются общенациональные черты, объединяющие и положительных, и отрицательных (с позиции автора) героев. При полярном порой мироощущении они в своем мышлении и речи опираются на одни и те же концепты: «народ», «дом», «сторона», «душа» и др. Важнейшей составляющей русского национального характера выступает «чувство природы», репрезентируемое системой пейзажных мотивов и пейзажем как целостным художественным образом родной природы.

5. Определяя место А. Яшина в «деревенской прозе» как идейно-эстетически значимом явлении в русской литературе второй половины XX века, необходимо исходить из указанных выше этапов постижения писателем особенностей русского национального характера: во второй-половине 1950-х гг. он фактически выступил как один из основоположников «деревенской прозы»; в первой половине 1960-х гг. его творчество органически влилось в контекст этого литературного течения, достигшего в данный период идейно-эстетической зрелости.

Научная новизна диссертационного исследования определяется интерпретацией творчества А. Яшина как одного из основоположников «деревенской прозы», выявлением параметров художественного воплощения в его творчестве русского национального характера в общем контексте идейно-эстетических исканий других представителей «деревенской прозы». Данная работа является первой попыткой монографического исследования художественного мира А. Яшина в аспекте проблемы русского национального характера.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании путей художественной репрезентации национального характера в русской литературе на материале «деревенской прозы» второй половины 1960-х — 1970-х гг. XX века. Выявление общих закономерностей художественного освоения проблемы национального характера позволяет более отчетливо проследить индивидуальные особенности в творчестве отдельного писателя и в его конкретных произведениях.

Практическая значимость диссертационной работы в том, что она может быть использована в учебном процессе на филологических факультетах университетов при чтении лекций по курсу «История русской литературы XX века (вторая половина)», при разработке спецкурсов и спецсеминаров, а также в учебно-воспитательном процессе в гимназиях, лицеях, средних школах.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на: кафедре; истории новейшей отечественной литературы. Ставропольского государственного университета. Отдельные фрагменты исследования, докладывались на международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях в Москве (2005), Санкт-Петербурге (2005), Таганроге (2005), Ставрополе (2006, 2007, 2009), Ростове-на-Дону (2006, 2007), Магнитогорске (2007), Астрахани (2007), Краснодаре (2007), Армавире (2007, 2008), Волгограде (2008), Тамбове (2007, 2008), Кисловодске (2008).

Объем и структура диссертации. Общий объем работы — 230 страниц. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Перепелицына, Юлия Ростиславовна

ВЫВОДЫ ПО Ш ГЛАВЕ:

1. В первой половине 1960-х гг. А. Яшин, испытывая воздействие новых художественных открытий в области «деревенской прозы», отходит от публицистической заостренности в обрисовке национального характера, воплощая в нем важнейшие общечеловеческие начала, выражая тревогу за судьбу человека в эпоху НТР.

2. Высокое мастерство пейзажей в циклах миниатюр «Вместе с Пришвиным» и «Сладкий остров» А. Яшина не самоценно. Описания природы входят в его произведения не обособленно, а сливаются в единое целое с судьбой, жизненной позицией, философией самого писателя, размышляющего о русском национальном характере. Природа в его произведениях не является только событийным фоном, она активно включена в сферу размышлений героя-автора, она — равноправный собеседник, один из главных персонажей повествования. Именно природа способствует постижению времени, помогает автору сохранить взаимосвязь с современностью.

3. Особое место в поздней прозе А. Яшина занимает рассказ «Подруженька», в котором внимание писателя сконцентрировано прежде всего на особенностях народной культуры. Русский национальный характер рассматривается в нем в мифофольклорном аспекте. Основная цель автора -утверждение идеи единства жизни и смерти как взаимодополняющих частей человеческого бытия. Но в этом произведении получила свое развитие еще одна очень важная тема — тема одиночества: писатель заставляет задуматься о том, как важно человеку не остаться одиноким, изолированным от общества и как важно проявлять чуткость в отношениях к тем людям, которые по каким-либо причинам могут оказаться в таком положении. Поэтика этого произведения органично совместила в себе черты фольклорной мудрости, мифологических сказаний, предопределивших становление русского национального характера, и реалий современной им действительности.

4. Представления Яшина о деревне, о роли природы и труда в нравственном воспитании человека своеобразно преломились в произведении «Угощаю рябиной», где лирическая настроенность исподволь контаминируется с публицистической направленностью. В этом- рассказе писатель впервые в нашей литературе поставил вопрос большого социально-философского звучания: о влиянии на русский национальный характер противоречий между человеком и природой в век НТР, о путях разрешения этого противоречия.

5. Лучшие герои А. Яшина, репрезентирующие черты русского национального характера, в своем мироощущении всегда осознают себя внутри природы, не знают разлада с нею, что становится одной из важнейших особенностей национального характера. В этом А. Яшин продолжал линию развития собственной прозы предшествующего этапа, однако пейзаж в его произведениях первой половины 1960-х гг. приобрел новое звучание: отношение героев к природе выступает как критерий этической сущности человека. Писатель, наряду с другими представителями «деревенской прозы», своим творчеством обозначил последующий этап в художественном воплощении русского национального характера через репрезентацию «чувства природы», определенного различными типами пейзажных образов.

6. Рассмотрение национального характера в органическом единении с природным окружением позволило вписать творчество А. Яшина в общий контекст «деревенской прозы». Идейно-эстетическая близость писателя рассматривается на примере репрезентации единства национального характере героя с его природным окружением, которое трактуется как продолжение традиций русской литературной классики, опиравшейся на идеи натурфилософии. Важнейшей составляющей русского национального характера выступает «чувство природы», репрезентируемое системой пейзажных мотивов и пейзажем как целостным художественным образом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению проблемы национального характера в произведениях А. Яшина 1950 - 1960-х годов, рассматриваемых нами в контексте «деревенской прозы» - направления, прочно занявшего одно из центральных мест в литературном процессе второй половины XX столетия. Ее развитие сопровождалось неослабевающим интересом читателей и пристальным вниманием литературной критики. Несомненная заслуга «деревенской прозы» в том, что она говорила правду о народных бедах, стремилась сохранить национальные этико-эстетические ценности. Опосредованно она связана с крестьянским мировоззрением и творчеством, сформировавшим облик народа, его идеалы, язык, характер, который, несмотря на все потрясения, в своей основе остался неизменным. Творчеству писателей этого направления присуща внутренняя завершенность и цельность. Они объединены не столько своим «деревенским» происхождением, сколько приверженностью к теме и выбором духовно-нравственных и философских традиций, близким к фольклорному мировосприятием, определенной жанрово-стилевой тенденцией и наличием классических форм повествования. «Деревенская проза» в лице лучших своих представителей стала продолжением традиций русской классики.

В полной мере оценить смысл духовно-эстетических поисков и экспериментов русской «деревенской прозы», понять ее общие художественно-философские задачи, прояснить особенности литературного процесса, ответить на вопросы об уникальности творческой индивидуальности отдельных писателей невозможно без изучения способов и приемов художественного выражения национального характера.,

Своеобразие воплощения русского национального характера А. Яшиным определяется* авторской позицией, которая, адекватна научным трактовкам данного вопроса. Специфика русского национального характера в прозе писателя обусловлена общими нравственными ценностями, природным окружением и исторической судьбой этноса, проявлениями бунтарства, многоликостью характера, проявляющейся в художественном творчестве на уровне антиномий, воплощаемых в системе положительных и отрицательных персонажей.

В каждом произведении А. Яшина, будь то стихотворение, рассказ, повесть, в центре внимании писателя находится человек — крестьянин-труженик, наблюдается глубокое погружение в национальную стихию, изучение «изнутри» народного характера, разрешение проблемы «русского пути» в условиях тоталитарного государства. Произведения Яшина объединены близкой автору темой жизни северного крестьянства, отмечены интересом к психологии человека в переломные моменты истории, к глубоким нравственным проблемам. В них запечатлен внутренний мир современников. Проделанный нами анализ позволяет сделать определенные выводы об этой стороне творчества писателя.

В произведениях А. Яшина второй половины 1950-х гг. художественная репрезентация национального характера начинает приобретать черты определенной художественной системы, для которой характерны лиричность, драматизм, юмор, эпическое начало, народность, стройность языка, естественность диалогов, сюжетная сжатость, ясность смысла, точность и красота слова; формируются особенности конфликта, сюжетного построения, система образов, способы создания характеров от портрета до пейзажа, раскрывающего национальный характер в единстве с природным окружением. В характере лучших героев А. Яшина преобладают такие черты национального характера, как доброта, мудрость, рассудительность, честность, совестливость, правдоискательство, трудолюбие и уважение к традициям предков. В произведениях писателя раскрыты женские образы, органично сочетающие в себе женственную эмоциональность и мужскую твердость характера. Его героини способны на многое ради любви, но, когда речь идет о нравственных ориентирах, то чувство не может заставить их пойти на компромисс со своей совестью. Женские образы А. Яшина предшествуют женским образам В. Распутина, что позволяет наметить типологические параллели: Анна из «Последнего срока» сопоставима с Матреной Савельевной, Устиньей, Анисьей.

В эволюции художественного воплощения национального характера знаковыми вехами являются рассказ «Рычаги», повесть «Вологодская свадьба» и рассказ «Угощаю рябиной». В «Рычагах» (1956) намечаются основные черты русского национального характера, носителями которых являются простые деревенские мужики. Здесь автором были определены и основные пути художественного раскрытия национального характера (композиция, характеры, портрет, язык и др.), выявлены его основные черты, получившие свое дальнейшее развитие в последующих произведениях писателя.

В повести «Вологодская свадьба» (1962) наблюдается своеобразная концентрация художественных открытий писателя, сделанных в области проблемы национального характера. На небольшой площади произведения автору удалось изобразить все те народные характеры, которые нашли свое воплощение в его предыдущих произведениях («Баба Яга», «Сирота», «Выскочка»), Яшиным показаны совершенно новые черты национального характера - независимость, стремление к самостоятельности, чувство собственного достоинства, отсутствие послушания и страха, доминирующее активно-деятельностное начало — воплощенные в образе главной героини Гали. Образ правдоискателя, ратующего за справедливость, в данной повести трансформируется в образ «бунтаря по натуре», живущего по совести и требующего от себя еще больше, чем от других. Новизна этого произведения в том, что в нем писатель ломает привычные представления современников о пределах реализма и условности при создании характера героя.

Но при этом национальный характер не мыслится писателем только как положительный тип. Яшин показал и результат его деформации, вызванный определенными условиями российской истории . и современной действительности (Никита Петрович («В, гостях у сына»), Бороздин («Выскочка»), Павел («Сирота»)). Художественным открытием А. Яшина явилась, антиномичность русского национального характера; его носители не мыслятся автором только как положительные типы. Но и положительные, и отрицательные герои — русские люди; объединяющее их национальное начало воплощено концептосферой прозы писателя, где единство национального характера подчеркивается такими концептами, как «народ», «дом», «сторона», «душа» и др.

Духовно-нравственный потенциал героев А. Яшина - носителей черт русского национального характера - раскрывается динамикой речевых характеристик, различными типами портрета и пейзажа; органично вливаясь в композицию произведения, они корректируют его структуру, способствуя целостной репрезентации национального характера. Можно с уверенностью сказать, что произведения Яшина, впитавшие в себя основные мотивы и искания литературы второй половины 1950-х гг., легли в самое основание «деревенской прозы» и были подхвачены последующими писателями-«деревенщиками».

В первой половине 1960-х годов обозначился новый этап в творчестве

A. Яшина. Публицистическая заостренность первых произведений теперь значительно смягчена лирическим началом («Вместе с Пришвиным», 1961; «Сладкий остров», 1960 - 1962; «Угощаю рябиной», 1965). Важнейшей составляющей русского национального характера выступает «чувство природы», репрезентируемое системой пейзажных мотивов и пейзажем как целостным художественным образом. Если в конце 1950-х гг. А. Яшин был лидером на путях развития «деревенской прозы», то на новом ее витке, представленном именами широко известных талантливых художников слова —

B. Белова, В. Распутина, В. Астафьева и др. — писатель активно взаимодействует с новыми художественными открытиями, обогащая свое творчество; он успешно вписался в новый контекст «деревенской прозы».

Чувство природы» и в трактовке Яшина всегда было важнейшей составляющей русского национального характера. Для. писателя природа -основа прекрасного, поэтому общение людей с природой - источник покоя и гармонии, способствующий сохранению лучших вековых черт характера русского человека, его национального облика. На новом этапе его творчества отдельные «природные» мотивы репрезентируются в развернутых природных пейзажах - целостных образах природы, что наглядно представлено в миниатюрах писателя («Тропинка», «Снегопад» и др.). В общении с природой теснее становятся узы кровного родства. Отношения наполняются большим духовным содержанием, просыпается желание дарить друг другу не материальное, предметное «что-то», а красоту окружающего мира. Описания природы сливаются в единое целое с судьбой, жизненной позицией, философией самого писателя - достойного представителя «деревенской прозы».

Перспективным представляется дальнейшее более глубокое раскрытие сюжетов и образов Яшина в контексте «деревенской прозы», не ограниченном речевыми характеристиками, типами портрета и пейзажа.

К сожалению, в наше время творчеству А. Яшина критики уделяют мало внимания. Между тем, введение опыта А. Яшина в историко-литературный контекст снимает ощущение внезапности и необоснованности в обращении писателей 1960 - 1980-х годов как к социальной, так и к морально-эстетической проблематике, к народно-национальным корням, дает возможность отчетливее представить непосредственные истоки плодотворных тенденций в литературном процессе второй половины XX века.

Творчество А. Яшина достойно того, чтобы быть представленным в обзорных темах вузовских и школьных программ. Это также требует дальнейшей разработки его творчества уже в методическом аспекте.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Перепелицына, Юлия Ростиславовна, 2009 год

1. Абрамов, Ф. Дом Текст. / Ф. Абрамов. Л.: Сов. писатель, 1980. - 272 с.

2. Абрамов, Ф. Повести. Рассказы. Трава-мурава. Литературные портреты, статьи, выступления Текст. / Ф. Абрамов // Собр. соч.: В 3-х т. Т. 3 Л.: Художественная литература, 1982.-704 с.

3. Абрамов, Ф. О хлебе насущном и хлебе духовном Текст. / Ф. Абрамов. — М.: Современник, 1988. — 206 с.

4. Абрамов, Ф. Чем живем-кормимся: Очерки; Статьи; Воспоминания; Литературные портреты; Заметки; Размышления; Беседы; Интервью; Выступления Текст. / Ф. Абрамов. Л.: Сов. писатель, 1986. - 528 с.

5. Антонов, С. От первого лица Текст. / С. Антонов // Новый мир. 1972. - № 10.-С. 242 - 246.

6. Апухтина, В. Современная советская проза (1960-1970-е годы) Текст. / В. Апухтина. -М.: Высшая школа, 1984. 271 с.

7. Арутюнян, С. Нация и ее психический склад // Труды Краснодарского пед. института, вып. 53. — Краснодар, 1966. — С. 27 — 34.

8. Асеев, Н. Об «отделе молодых» Текст. / Н. Асеев // Октябрь. -1937. №3. - С. 160-164.

9. Баграмов, Э. Национальный вопрос в борьбе идей Текст. / Э. Баграмов. М.: Политиздат, ,1982. - 336 с.

10. Баевский, В. История русской литературы XX века: Компендиум Текст. / В. Баевский. -М.: «Языки русской культуры», 1999.-408 с.

11. Банк, Н. Нить времени. Дневники, из записных книжек советских писателей (Текст. /Н. Банк. Л., «Советский писатель», 1978. - 248 с.

12. Бараков, В. «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины XX века: типология и эволюция Текст. / В. Бараков. Вологда: Русь ВГПУ, 2004. -268 с.

13. Бараков, В. Семь уроков Александра Яшина Текст. / В. Бараков // Москва. -2003.-№7.-С. 172-177.

14. Басинский, П. Новые деревенские. Эту тему закрывали, но не смогли закрыть Текст. /П. Басинский// Литературная газета 2003. -№36. -3-9 сентября. -С. 7.

15. Белая, Г. Закономерности стилевого развития советской прозы Текст. / Г. Белая. -М.: Наука, 1977-253 с.

16. Белая, Г. Затонувшая Атлантида. Беседа эссе Текст. / Г. Белая. — М.: Правда, 1991.-47 с.

17. Белая, Г. Польза интуиции Текст. / Г. Белая // Литературное обозрение. -1981.-№9. —С. 8— 12.

18. Белая, Г. Художественный мир современной прозы Текст. / Г. Белая. М.: Наука, 1983.-189 с.

19. Белинский, В. Избранные статьи Текст. /В. Белинский. Л.: Лениздат, 1979. — 212 с.

20. Белов, В. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 2: Повести, рассказы Текст. / В. Белов. -М.: Современник, 1983. 543 с.

21. Белов, В. Лад: Очерки о народной эстетике Текст. / В. Белов // Наш современник. -1980.—№3. С. 60 - 65.

22. Белов, В. Ответ на анкету «Литература и язык» Текст. / В. Белов // Вопросы литературы. -1967. №6. - С. 98 - 99.

23. Белова, Т. Эволюция эстетических взглядов М. Горького (1890 1910 гг.) в контексте культурологических исканий эпохи: автореф. дисс. . д-ра филол. наук.-М., 2001.-24 с.

24. Беловолов, Г. «Общеевропейский дом» и Вавилонская башня Текст. / Г. Беловолов // Вече. -1992. -№46; -С. 72-74.

25. Бердяев, Н.О русских классиках Текст. / Н. Бердяев. М.: Высшая школа, 1993.-368 с.

26. Бердяев, Н. Самопознание: опыт философской автобиографии Текст. / Н. Бердяев.-М.: Книга, 1991.-445 с.

27. Бердяев, Н. Смысл истории Текст. / Н. Бердяев. М.: Мысль, 1990. -176 с.

28. Бердяев, Н. Судьба России. Самопознание Текст. / Н. Бердяев. Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 544 с.

29. Беркутов, Е. «Северянка» Текст. / Е. Беркутов // Литературное обозрение. -1938.-№24.-С. 12-17.

30. Большакова, А. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века Текст. / А. Большакова. М.: Комитет Правительства Москвы, 2000. -132 с.

31. Большакова, А. Русская «деревенская проза» 1969 1990-х годов в англоамериканском восприятии (к проблеме русско-западных межлитературных схождений) Текст. / А. Большакова // Филологические науки. -1995. - №5 - 6. -С. 45-56.

32. Большакова, А. Русская деревенская проза XX века: код прочтения. — Аксиос: Шумен, 2002.-160 с.

33. Большакова, А. Этнотоп Текст. / А. Большакова // Зарубежная литература XX века. Энциклопедия. -М., 2004 С. 484.

34. Большев, А. Проблема народного характера в творчестве В. Белова Текст. / А. Болынев // Вестник Ленинградского университета. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. —1986.—Вып. 1. — С. 36 — 40.

35. Бондаренко, В. Серебряный век простонародья Текст. / В. Бондаренко // День литературы. -2002. -№11. -С. 10.

36. Бореев, Ю. Крестьянский реализм (деревенская проза): крестьянин главный носитель нравственности и опора национальной жизни Текст. / Ю. Борев // Ю. Бореев. Теория литературы. Литературный процесс. - М.: ИМЛИ РАН, 2001.-616 с.

37. Бочаров, С. Характеры и обстоятельства Текст. / С. Бочаров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1. — М.: Современник, 1962. С. 312 - 451.

38. Братин, А. Василий Белов: «Беречь надо память. Для памяти и пишу» интервью с писателем. [Текст] / А. Братин // Литературная Россия. -1982. 22 октября. - С. 3.

39. Бромлей, Ю. Этнос и этнография Текст. / Ю. Бромлей. М.: Наука, 1973. -283 с.

40. Бронская, Л. Русская идея в «деревенской прозе» второй половины XX века Текст. / Л. Бронская // Проблемы филологии: Материалы научной конференции «Университетская наука — региону» (апрель, 1997). — Ставрополь: СГУ, 1997. С. 56 - 62.

41. Бурсов, Б. Критика как литература Текст. / Б. Бурсов. Л.: Лениздат, 1976319 с.

42. Бурсов, Б. Национальное своеобразие русской литературы / Б. Бурсов. М. -Л: Советский писатель, 1964. - 396 с.

43. Буртин, Ю. Чистый голос Текст. / Ю. Буртин // Новый мир. 1987. - №12. -С. 230-233.

44. Василевский, А. Рецензия на кн.: Александр Яшин. Границы души. Стихи из дневников. Строфы. Лирические записи. Поэмы Текст. / А. Василевский // Новый мир. -1983. -№Ю. С. 266.

45. Вильчек, Л. Вниз по течению деревенской прозы Текст. / Л. Вильчек // Вопросы литературы. -1985. №6. - С. 35-38.

46. Вильчек, Л. «Деревенская проза» Текст. / Л. Вильчек // Современная советская литература: В 2 ч. Ч. 2. Темы. Проблемы. Стиль. —М., 1987. — С. 51 — 88.

47. Волков, А. Основы русской риторики Текст. / А. Волков. М.: МГУ, 1995. -320 с.

48. Воронов, В. Художественная концепция. Из.опыта советской прозы 60 80-х годов Текст. / В. Воронов. -М.: Советский писатель, 1984. - 382 с.

49. Вышеславцев, Б. Русский национальный характер Текст. / Б. Вышеславцев // Вопросы философии. 1995. - №6 - с. 111 -122.5354,55.56,57.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.