Художественное проектирование печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Бесчастнов, Петр Николаевич

  • Бесчастнов, Петр Николаевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 341
Бесчастнов, Петр Николаевич. Художественное проектирование печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2003. 341 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Бесчастнов, Петр Николаевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ФОТОИСКУССТВА И НАЧАЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО ДОСТИЖЕНИЙ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1. Возникновение и развитие художественной фотографии. Начальные формы фотографики

2. Начало широкого использования специальных фотоотпечатков при проектировании предметов декоративно-прикладного искусства и в художественном образовании

3. Опыты по созданию фотоорнаментов и орнаментальных фотокомпозиций художниками первой трети XX века

Выводы по материалу главы

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОГО ПЕЧАТНОГО РИСУНКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОТЕХНОЛОГИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

1. Начало прямого внедрения фототехнологий в процесс проектирования печатного рисунка

2. Развитие фотографики и ее влияние на проектирование орнаментальных композиций

3. Основные печатные текстильные технологии и методы получения текстильного фоторисунка для воспроизведения его в печати на ткани

Выводы по материалу главы

ГЛАВА III. НОВЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОТОТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЕЧАТНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕР

НОЙ ТЕХНИКИ

1. Цифровая фототехника и ее применение в художественном проектировании текстильного рисунка

2. Методы и приемы компьютерной обработки фотографической информации и их возможности в художественном проектировании текстильного рисунка

3. Современные достижения и пути совершенствования автоматизированного художественного проектирования текстильного печатного рисунка

Выводы по материалу главы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное проектирование печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий»

Проблема, тема, состояние вопроса. Быстрое развитие фотографии, вызванное научно-техническим прогрессом в развитых странах мира, привело к масштабному расширению сферы использования фототехнологий в различных областях человеческой деятельности. "Светопись", существующая уже более ста пятидесяти лет, смогла выработать не только специфические формы и методы изображения, но и сформировать на последние пятьдесят лет у большинства населения нашей планеты "фотографический" взгляд на действительность. Информация о мире, поступающая к человеку, во многом собрана при помощи фотообъектива. Фотография как вид искусства заняла достойное место в системе искусств.

В последней трети двадцатого столетия фотоизображения стали масштабно использоваться в художественном проектирование текстильного рисунка, потеснив традиционное творчество в области текстильного орнамента. Это внедрение было масштабным и эффектным, но далеко не всегда художественно оправданным. Практика показывает, что в художественном проектировании рисунков на ткани используется только довольно ограниченный набор фотографических изображений, встроенный в традиционные проектные методики, и дизайнеры, работающие в сфере текстильной и легкой промышленности, имеют слабое представление о творческом потенциале фотографии. Такое положение дел нельзя считать удовлетворительным, так как фототехнологии как средство проектирования и нанесения изображения - орнамента на ткань все активнее входят в текстильное производство и их технологические достижения могут стать полноправной частью творческого процесса.

В чем же особенности использования фотоотпечатка и фототехнологий в текстильном рисунке? Какие скрытые возможности творческого выражения в орнаменте образного восприятия современной жизни несет в себе фотография? Как фотографическое изображение согласуется с теоретическими и методологическими установками орнаментального искусства? Насколько текстильный фоторисунок отвечает зрительным приоритетам современного человека? Что несут фотографические процессы в развитие автоматизированных систем проектного творчества и как согласуются они с проектными технологиями?

Ответы на эти вопросы невозможно получить без научного анализа современного художественного проектирования текстильного фоторисунка и заинтересованного изучения истории применения фотоизображений в изобразительном и прикладном искусстве.

Расширенное внедрение фотографии в текстильный рисунок - результат поступательного внедрения фотоизображения в различные сферы искусства, который начали К.Блоссфельд, А.М.Родченко, Л.Моголи-Надь, Ман-Рей, Л.М.Лисицкий, Г.Г.Клуцис, А.Ренгер-Патч, Я.Функе, Ливиус фон де Бундт и другие пионеры фотографики и графического искусства и художники авангардного творчества. Поскольку специальных исследований по проблемам использования фотографии и фототехнологий в дизайне в целом и в орнаментальном искусстве в частности нет, то исследовались: труды по эстетике и выразительным средствам фотографии Г.К.Попондопуло [1], М.А.Ростоцкой [2], Н.Д.Панфилова [3, 4], Э.Хокинс и Д.Эйвон [5] и др., труды по истории фотографии К.В.Чибисова [6], С.А.Морозова [7], Н.М.Раскина [8], В.А.Никитина [9], И.А.Головни [10], Н.Н.Рахманова [11], P.Tavsk [12], J.Green [13], J.Hughes [14], U.Peters [15], L.Gaunt и P.Petrold [16] и др., книги по теории фотографического процесса Я.М.Катушева и В.И.Шеберстова [17], В.А.Яштольда-Говорко [18], К.В.Чибисова [19], А.В.Редько [20], А.Л.Катуржанского [21], Б.И.Шапиро [22] и др., пособия и руководства по методике и технике фотоработы В.П.Микулина [23], И.Б.Миненкова [24], Л.И.Цукермана [25], С.Л.Ошанина и В.Н.Танасийчук [26], О.А.Осипова [27], А.Г.Волгина [28], К.Сюттерлин [29], Ф.Готлопа [30],

Э.Митчела [31], Е.А.Иофис [32], Д.Морли [33], Д.Дариуса [34], Х.Лу Гиб-сон [35], Т.Вудхед [36], Р.Рессинг [37], Л.Пренгель [38], М.Лэгфорд [39], Д.Килпатрик [40], Д.Хеджкоу [41], A.Briick [42], H.Sponholz [43],

D.Petrold [44], W.Koshatzky [45] и др., журналы по фотографии (Фотографическое обозрение, Вестник фотографии, Фотограф, Советское фото, Фотография, Фото-газета, FOTO-VIDEO, Потребитель, Фотомагазин, Фототехника, Fotografia, Fotografie, Fotografik,

Fotomoveszet, Camera, Foto magazine, ephoto, Foto, Portfolio, PSA journal и др.), книги, альбомы и каталоги о таких мастерах фотоискусства, как Ж.-Н.Ньепс, Л.-Ж.-М.Даггер, В.-Г.-Ф.Талбот, Г,-Ф.Турнашон-Надар, К.Блоссфельд, А.О.Карелин, М.С.Напельбаум, А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий, Л.Моголи-Надь, А.Стиглиц, Л.Бассман,

A.Картье-Брессон, Д.Бейли, Р.Аведон, Р.Гибсон, Я.Саудек, А.Лейбовиц, Л.Гринфилд, П.Роверси-Черрути, П.Линдберг, В.Скребнески,

B.Клавихо, А.Колмыков, А.Чежин. Техника и технология применения фотофильмпечати и термопечати орнаментов на ткани изучались в работах В.Н.Корюкина [46], В.А.Шпилевского [47], Н.Е.Булушевой [48], А.С.Тарасова [49], К.Шпитцера [50], Л.С.Шепотник и Т.Я.Мазурик [51],

A.Kosloff [52], V.Searle и P.Clayson [53] и др.

Грамотное использование фотографии в художественном проектировании текстильного рисунка невозможно без знания трудов по истории, теории, методике орнаментального творчества и текстильного рисунка, написанных Н.Н.Соболевым [54, 55], А.де Мораном [56],

B.М.Василенко [57], Н.П.Бесчастновым [58], Ф.С.Рогинской [59],

B.Я.Бересневой [60], Э.В.Кильчевской [61], В.М.Шугаевым [62],

C.В.Ивановым [63], В.Н.Козловым [64], Л.М.Буткевич [65] и др., изучения исследований по истории, теории и методике художественного проектирования костюма, проведенных М.Н.Мерцаловой [66],

E.В.Киреевой [67], Р.В.Захаржевской [68], Т.В.Козловой [69, 70],

Ф.М.Пармоном [71, 72], Т.С.Гориной [73, 74], Г.И.Петушковой [75], L.Kybalova [76], V.Vehlig [77] и др., анализа фотоизображений в журналах модной одежды и декора (Индустрия моды, Текстиль, Burda, L'officiel, Harper's BAZAAR, Vogue, ELLE, ELLE декор, Hermes, Step, Ornamente Textiles Gestalten international) и в каталогах модных изделий различных фирм, выпускающих изделия массового спроса (Otto, Baur, Kays Worldwide, Bader, Heine, 3 suisses, Apert impressions, Freemans of London и др.), разбора фотокомпозиций в журналах по современному графическому дизайну (Interpressgrafik, Дизайн-студия и др.).

Кроме журналов и каталогов современные тенденции в области дизайна тканей и одежды прослеживались на материалах крупных международных выставок-ярмарок и центров моды (Moda Moscow, Leipziger Mode Messe, Kolner Modemessen, SEHM-Salon International de la Mode, Modemessen Diisseldorf, Kopenhagen Fashion Fair, Pitti Immagine Vomo, Premier Collections Birmingham, World Fashion Center и др.).

Таким образом, художественное проектирование текстильного фоторисунка вбирает в себя, кроме практики, две основные ветви исследований: труды по фотографии и специальные исследования дизайна орнамента, ткани и костюма. На сплетении этих ветвей возникает и развивается методика современного текстильного фоторисунка. Она развивается не без влияния общих тенденций в искусстве XX - начала XXI веков, где фотографизм и фотореализм - реальность времени. Идеи проектной культуры (К.М.Кантор, О.И.Генисаретский, В.Ф.Сидоренко) позволяют осознанно внедрять исторический и современный фотоопыт в дизайн ткани с освоением новых вершин образного осмысления орнамента.

Поскольку данная диссертация - первый опыт исследования методов художественного проектирования текстильного рисунка с использованием фототехнологий, мы ограничиваемся художественным проектированием печатного текстильного рисунка, где фотоизображения и фототехнологии применяются наиболее масштабно. Кроме того, в печатном текстильном производстве успешно функционируют фототехнологические процессы, где имеется возможность расширения творческого поиска даже на различных стадиях изготовления печатных форм (шаблонов) или бумаги-подложки для переводной термопечати. Можно сказать, что печатный текстиль технологически предрасположен и "открыт" для внедрения различного рода фотоизображений. Печатный текстиль является одним из самых дешевых массовых видов художественного текстильного производства и включает в себя огромный ассортимент различных изделий, способных органично нести на себе фоторисунок. Это позволяет дизайнерам ткани использовать печатный текстиль в качестве лаборатории для творческих экспериментов в области текстильной графики. Эксперименты включают в себя как использование натурных или специально обработанных фотоотпечатков, так и различные виды монтажа фотоизображений и изображений ручного исполнения.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - провести анализ художественного проектирования печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий с точки зрения современной истории и теории дизайна, выявить и обосновать прогрессивные методы применения фотографических отпечатков и фототехнологии при создании текстильных орнаментов, имеющих важное значение для совершенствования современной и будущей практики.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи: очерчиваются пути внедрения фотоизображений в декоративно-прикладное искусство и дизайн; определяются условия возникновения и хронологические рамки поисков в области фотоорнаментов и орнаментальных композиций с частичным использованием фотографии; выявляются хронологические рамки расширенного использования фотоизображений и фототехнологий в массовом текстильном рисунке; прослеживается взаимосвязь развития фототехнологий и форм использования фотографии в текстильном рисунке; выявляются методы и приемы творческой фотографии, применимые в текстильном орнаменте; выявляется роль художественного образования в становлении методов художественного проектирования текстильного рисунка с использованием фототехнологий в России.

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является практика художественной фотографии и текстильного печатного рисунка, предметом исследования - методы художественного проектирования текстильного печатного рисунка с использованием фототехнологий.

Работа построена на материале истории и теории культуры, истории и теории фотографии и орнаментального искусства, методологии проектирования. В сферу исследований вовлекаются уникальные образцы фотоизображений из истории европейской и отечественной фотографии. Выбор и организация материала подчинены задаче выявления наиболее эффективных методов получения текстильного фоторисунка. Поэтому кроме исторического материала исследование включает в себя экспериментальный поиск.

Фактический материал по использованию фотографии в прикладном искусстве, в целом, и в орнаментальном творчестве, в частности, почти не освещен в литературе, поэтому существенную роль в работе играет фактография явлений, способствующая достижению цели исследования.

Вопросы теории фотографического процесса, технологии печатного текстильного производства, хорошо освещенные в технической литературе, остаются за пределами исследования.

Метод исследования. Большой исторический период, охватываемый исследованием, и системность искусства требуют адекватного метода изучения. Поэтому значительная часть исследования ведется в рамках системно-исторического метода. В качестве развивающихся систем мы рассматриваем методы художественного проектирования печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий. Воспринимая текстильный орнамент как сложную иерархически организованную композицию, мы пытаемся понять принципы интегрирования орнаментальных фотомотивов в традиционную раппортную систему, определить художественно-образные изменения, появляющиеся в орнаменте вместе с фотографическими изображениями.

Используемые в работе произведения фотографического искусства и исторические орнаментальные композиции описываются с применением аналитико-стилистического анализа, который дает богатый материал для сравнительных поисков с целью определения путей взаимодействия фотоискусства и орнаментального творчества.

Принципиальным моментом в системном анализе является функциональное качество системы, приобретаемое ею в результате воздействия среды. Меняются конкретно-исторические условия с тем или иным уровнем технических достижений и меняются методы и приемы художественного проектирования текстильного рисунка. Нельзя забывать и то, что текстильный рисунок испытывает воздействие всей сферы художественного творчества и находится в системе искусств со своими сложными взаимосвязями.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: художественное проектирование печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий рассматривается впервые. Кроме того, в работе сделана попытка изложить историю использования фотоизображения в искусстве орнамента и теоретически и практически очертить границы орнаментальной фотографики.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное автором исследование обосновывает и научно оформляет методы применения фотоизображения и фототехнологий в художественном проектировании текстильных рисунков. Текстильный дизайн - пока еще малоизученная область художественного творчества и диссертация восполняет дефицит исследований в этой области.

Практическое значение исследования заключается в том, что позволяет понять современные методы художественного проектирования текстильного рисунка в развитии и адресно использовать опыт, накопленный фотоискусством в профессиональной деятельности и в сфере дизайнерского образования специалистов текстильной и легкой промышленности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам "Общая композиция" и "Фотографика" кафедры художественного оформления текстильных изделий МГТУ им.А.Н.Косыгина. Фотографические композиции, полученные автором на основе результатов исследования, были применены в процессе обучения студентов, специализирующихся по художественному проектированию текстильных рисунков, использованы при создании учебного методического пособия "Фотографика", экспонированы на ряде художественных выставок.

По теме диссертации имеются 5 печатных работ в сборниках научных трудов и тезисах научных конференций МГТУ им.А.Н.Косыгина.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры художественного оформления текстильных изделий МГТУ им .А.Н.Косыгина.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Бесчастнов, Петр Николаевич

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для развития методов проектирования текстильного печатного рисунка с использованием фототехнологий.

1. Художественное проектирование текстильного печатного фоторисунка - одна из основных динамично совершенствующихся частей текстильного дизайна, имеющая предысторию, историю и методику. Предысторией мы считаем различные формы использования фотомотива в построении орнаментальных композиций девятнадцатого - начала двадцатого века, историей - проектирование текстильного фоторисунка в двадцатом веке.

2. Методы художественного проектирования текстильного печатного фоторисунка, прошедшие путь от становления до развитых форм работы менее чем за восемьдесят лет, стали играть в начале двадцать первого века заметную роль в текстильном орнаменте. Фоторисунок в рекламных композициях на текстильных изделиях - наиболее яркое проявление этого процесса. Очерченное в диссертации развитие проектных методов показывает эволюцию взглядов на использование фотографии в ткани.

3. Фотоизображение к началу двадцать первого века стало использоваться в графическом дизайне большинства предметов гардероба человека и основных текстильных изделий для интерьеров жилых и общественных помещений. Появление фотографики на галантерейных изделиях довершило этот масштабный процесс, впервые зафиксированный в виде типов текстильного фоторисунка и схемы сфер его распространения.

4. Разработанная на основе системного подхода научно-обоснованная методика художественного проектирования современного

140 печатного фоторисунка позволяет дизайнерам ткани выйти на новый уровень проектного творчества, открывает пути к обоснованному использованию фототехнологий в художественном проектировании в автоматизированном режиме труда. Выделение в проектной системе обширного быстро пополняющего банка фотоизображений открывает большие возможности их обработки на основе методичного использования опыта компьютерной графики.

5. Рождение цифровой фототехники и развитие специализированных компьютерных систем с объемным программным обеспечением по графической обработке введенного в память машины фотоматериала позволили замкнуть проектирование и изготовление печатного текстиля с фоторисунком в единую высокоскоростную производственную цепь. Появление на мировом рынке технологий и оборудования для создания таких цепей многократно сократило время от начала проектирования орнамента на основе, фотоизображения до конечного продукта.

6. Становление методов художественного проектирования печатного текстильного фоторисунка во многом связано с деятельностью прогрессивных учебных заведений. В двадцатом веке сформулировались центры подготовки художников для текстильной и легкой промышленности, в которых активно велись поиски в области художественных средств фоторисунка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Бесчастнов, Петр Николаевич, 2003 год

1. Попондопуло Г.К. Эстетическая природа художественного творчества. автореф.дисс. на соиск.уч.степ.д-ра филос.наук. АН СССР Ин-т философии. - М., 1987. - 49 с.

2. Попондопуло Г.К., Ростоцкая М.А. Новые искусства и современная культура. Фотография и кино. М.: Всероссийский гос.ин-т кинематографии, 1997.-231 с.

3. Панфилов Н.Д. Фотография и ее выразителкТные средства. М.: Искусство, 1981. - 144 с.

4. Панфилов Н.Д. Введение в художественную фотографию. М.: Планета, 1977. - 189 с.

5. Хокинс Д., Эйвон Д. Фотография. Техника и искусство: Пер.с англ. -М.:Мир, 1986. -278 с.

6. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии./ Вступ. ст.В.И.Шебестова. М.: Искусство, 1987. - 255 с.

7. Морозов С.А. Фотография среди искусств. М.: Планета, 1971. - 104 с.

8. Раскин Н.М. Жозеф Насефор Ньепс, Луи Жак Манде Дагерр, Вильям Генри Фокс Талбот. Л.: Изд-во АН СССР, 1067. - 189 с.

9. Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л.: Лениздат, 1991.-220 с.

10. Головня И.А. С чего начиналась фотография. М.: Знание, 1991. -173 с.

11. Рахманов Н.Н. Русская фотография. Середина XIX начало XX века. -М.: Планета, 1996.-341 с.

12. Tavsk P. Fotografm historia under 1900 talet. Lund: Liber Laromedel, 1980.-319 s.

13. Green J. American photography: Acrit.history 1945 to the present. New York: Abrams, 1984. - 247 p.

14. Hudges J. The Birth of a century: Early color photographs of America.1.ndon, New York: Tayris Parke books, 1994. 223 p.

15. Peters U. Stilgeschichte der Fotografie in Deutchland, 1839-1900. Koln: DuMont, 1979.-424 s.

16. Gaunt L., Petrold P. The Pictorial cyclopedia of photography. London, New York: Focal press, 1968. - 703 p.

17. Катушев Я.М., Шеберстов В.И. Основы теории фотографических процессов. М.: Гостипоиздат, 1954. - 460 с.

18. Яштольд-Говорко В.А. Руководство по фотографии. М.: Госкино-издат, 1948. - 340 с.

19. Чибисов К.В. Теория фотографических процессов. М.: Госиздат, 1935.-240 с.

20. Редько А.В. Основы фотографических процессов: теория и практика: Учебное пособие. Спб: Ланц, 1999. - 510 с.

21. Катуржанский А.Л., Красный А.В. Физика и химия фотографических процессов. Л.: Химия, Ленингр.отделение, 1986. - 136 с.

22. Шапиро Б.И. Теоретические начала фотографического процесса. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. 288 с.

23. Микулин В.П. 25 уроков фотографии. М.: Искусство, 1955. - 480 с.

24. Миненков И.Б. Репродукционная фотосъемка. М.: Госиздат, 1955. -180 с.

25. Цукерман Л.И. Практическое руководство по микрофотографии. -М.: Госкиноиздат, 1950. 243 с.

26. Ошанин С.Л., Танасийчук В.Н. Микросъемка в природе. М.: Искусство, 1973. - 127 с.

27. Осипов О.А. Специальные приемы фотопечати: Метод.разработка. -М.: Всесоюзный заочн.нар.ун-т искусств, 1990. 41 с.

28. Волгин А.Г. Техника цветной фотографии. М.: Искусство, 1987. -143 с.

29. Сюттерлин К. Ретушь когда и как. - М.: Искусство, 1982. - 111 с.

30. Готлоп Ф. Практика профессиональной фотографии. М.: Планета,1981.- 176 с.

31. Митчел Э. Фотография. Пер.с англ. М.: Мир, 1988. - 420 с.

32. Иофис Е.А. Фотокинотехника: Энциклопедия. М.: Сов.энциклопедия, 1981. - 447 с.

33. Марли Д. Фотосъемка движения: Пер.с англ.А.Ю.Федутинова, В.И.Болотникова. М.: Искусство, 1982. - 176 с.

34. Дариус Д. Недоступное глазу: применение фотографии в научной работе: Пер.с англ.А.С.Доброславского; предисловие К.В.Чибисова. -М.: Мир, 1986.-247 с.

35. Гибсон X.JIy. Фотографирование в инфракрасных лучах: Пер.с англ.к.т.н.А.Б.Мещерякова. М.: Мир, 1982. - 558 с.

36. Вудхед Г. Творческие методы печати в фотографии: Пер.с англ.Л.А.Логунова. М.: Мир, 1978. - 184 с.

37. Рессинг Р. Увеличение фотоснимка: Пер.с немец.к.иск.А.Г.Симонова. -М.:Мир, 1985.-288 с.

38. Прегель Л. Практика цветной фотографии: Пер.с немец. к.т.н.Н.В.Васильченко. М.: Мир, 1992. - 253 с.

39. Лэгфорд М. Фотография. Шаг за шагом: Пер.с англ. М.: Планета, 1989.-223 с.

40. Килпатрик Д. Свет и освещение: Пер. с англ. С.Ф.Костромина. М.: Мир, 1988.-222 с.

41. Хеджкоу Д. Искусство цветной фотографии: Пер.с англ. М.: Планета, 1988.-240 с.

42. Briick A. Creative camera techniques. London, New York: Focal Press, 1981.- 143 p.

43. Sponholz H. Landschafts fotografie. Bern, Stuttgart: Hallwag, 1971. -64 s.

44. Petrold D. Light on people.- London, New York: Focal Press, 1971. -240 p.

45. Koshatzky W. Die Kunst der Photographie: Technik, Geschichte,

46. Meisterwerke. Salzburg, Wien: Residenz, 1984. - 463 s.

47. Корюкин B.H. Фотофильмпечать: Художественное декорирование тканей. Учеб.пособие для спец.2229. JL: Ленингр.инж.-строит.ин-т, 1981.-90 с.

48. Шапилевский В.А. Изготовление фотошаблонов с перхлорвиниловой защитой для печати рисунка на ткани. М., 1967. - 17 с.

49. Булушева Н.Е. Переводной способ термопечати тканей и трикотажных полотен. Конспект лекций. М.: МТИ, 1982. - 30 с.

50. Тарасов А.С. Современное оборудование для печатания текстильных материалов: Учебное пособие. М.: МГТА им.А.Н.Косыгина. - 44 с.

51. Шпитцер К. Печатание текстильных материалов: Пер.с не-мец.Е.С.Шатровой и Н.Т.Прытковой. М.: Легкая индустрия, 1966. -294 с.

52. Шепотник Л.С., Мазурик Т.Я. Термопечать и ее особенности. М.: Книга, 1978. - 72 с.

53. Kosloff A. Textile screen printing. Cincinati: Times publ.Co., 1966. -131 p.

54. Searle V., Clayson R. Screen printing on fabric. London, New York: Watson - Guptill publ., 1968. - 103 p.

55. Соболев H.H. Очерки по истории украшения тканей. М.-Л.: Academia, 1934. - 436 с.

56. Соболев H.H. Набойка в России: история и способ работы. М.: Тип.т-ва И.Д.Сытина, 1912. - 107 с.

57. Морон А.де. история декоративно-прикладного искусства: Пер.с фр. М.: Искусство, 1982. - 577 с.

58. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М.: Искусство, 1977. - 464 с.

59. Бесчастнов Н.П. Становление методов художественного проектирования печатного текстильного рисунка в России. Авто-реф.дисс.канд.искусств. - М., 1993. - 17 с.

60. Рогинская Ф.С. Советский текстиль. М.: Художественное акционерное общество АХР, 1930. - 96 с.

61. Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации тканей. М.: Легкая индустрия, 1977. - 192 с.

62. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: Наука, 1968.-207 с.

63. Шугаев В.М. Орнамент на ткани (теория и методика построения). -М.: Легкая индустрия, 1969. 88 с.

64. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. -Академия наук СССР, Труды института этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая, новая серия, том 81, 1963. 500 с.

65. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.- 264 с.

66. Буткевич Л.М. Орнамент как процесс. М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2000. - 236 с.

67. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972. - 200 с.

68. Киреева Е.В. История костюма. М.: Просвещение, 1976. - 169 с.

69. Захаржевская Р.В. Костюм для сцены. М.: Советская Россия, 1973. -112 с.

70. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 144 с.

71. Козлова Т.В. Основы художественного проекгирования изделий из кожи. М.: Легпромбытиздат, 1987. - 227 с.

72. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструктивный источник творчества: Монография. М.: Легпромбытиздат, 1994. - 272 с.

73. Пармон Ф.М. Искусство русского народного костюма (методика анализа, классификации в аспекте проектирования современного костюма). Автореф.дисс.докт.искусств. - М., 1991. - 38 с.

74. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. М.: Легкая индустрия, 1974. - 184 с.

75. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 183 с.

76. Структурообразование легкой женской одежды на основе методов симметрии. Автореф.дисс.канд.техн.наук. - М., 1984. - 21 с.

77. Kybalova L. Das grobe Bilderlexikon der Mode. VEB Verlag der kunst Dresden, 1980. 608 s.

78. Fehlig V. Mode gestern und heute. VEB Fachbuchverlag Leipzig, 1985. -232 s.

79. Roland D. Musee de l'impression sur ETOFFES. Mulhouse, Edition du Musee, 1996. -36s.

80. Семенов А.А., Хорев M.M. Андрей Осипович Карелин. Творческое наследие. Нижний Новгород: Волго-Вятское издательство, 1990. -288 с.

81. Sachsse R. Karl Blossfeldt. Koln: Benedikt Taschen, 1994. - 96 c.

82. Meurer M. Die Ursprungsformen des grienishen Akanthusornaments und ihre natiirlichen Vorbilder, special issue of Kahrbuch des Konigl. Archaologischen Institut, Berlin, 1896. 98 p.

83. Meurer M. Meurers Pflanzenbilder, Ornamental verwerthbare Naturstudien fur Architekten, Kunsthandwerker, Musterzeichner. Dresden, 1899. 140 p.

84. Meurer M. Vergleichende Formenlehre des Ornaments und der Pflanze, mit besonderer Berucksichtigung der Entwicklundsgeschichte der architektonischen Kunstformen, Dresden, 1909. 186 p.

85. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. - 296 с.

86. Бесчастнов Н.П. Ткани модерна.// Юный художник, 1990, №4, с.43-45.

87. Растительный мир и орнамент.// Нива, 1912, №33, с.658-660.

88. Nierendorf К. Karl Blossfeldt, Urformen der Kunst, Berlin, 1928. 96 p.

89. Blossfeldt K. Wundergarten der Natur, Nene Bilddokumente schoner Pflanzenformen, Berlin, 1932. 89 p.

90. Герчук Ю.Я., Лаврентьев A.H. Каталог выставки "Фотограмма". -М.: ГРАНТЪ, 1999.-44 с.

91. Лаврентьев А.Н. Фотографии Родченко. М.: Планета, 1987. - 191 с.

92. Александр Родченко. Варвара Степанова. Каталог выставки в австрийском музее прикладного искусства. Вена: Издательство Пре-стель, 1991.-258 с.

93. Lavrentiev A. Alexander Rodtchenko: Photography 1924-1954. Koln: Koneman, 1995. - 344 p.

94. Alexander Rodtchenko./ introd.by Serge Lemoiwe. New York: Panteon books; Paris: Centre nat.de la photographie, 1987. - 50 p.

95. Rodcenko. Grafico, designer, fotografo. Milano: Nuove edizione Gabrielle Mazzotta, 1992. - 167 p.

96. Фотомонтаж. ЛЕФ, 1924, №4, c.41.

97. Эйзенштейн C.M. Монтаж. В книге: С.Эйзенштейн, избранные статьи. - М.: Искусство, 1956. - с.285.

98. Клуцис Т.К. Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства. -В сб. Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств. М.-Л.: Огиз-Изогиз, 1931. - с. 124.

99. Третьяков С.М., Телингетер С.Б. Джон Хортфильд. М.: Изогиз, 1936.-С.61.

100. Karginov G. Rodtchenko. Budapest: Corvina, 1977. - 272 p.

101. Лаврентьев A.H. А.М.Родченко. В.Ф.Степанова. Серия: Мастера советского книжного искусства. М.: Книга, 1989. - 160 с.

102. Огинская Л.Ю. Густав Клуцис. М.: Советский художник, 1981. -200 с.

103. Лисицкий Л.М. Выставка произведений к столетию со дня рождения. Каталог. Состав.: Н.Г.Соколова, Л.М.Тишкова, М.А.Немировская и др. Авторы вст.статьи М.А.Немировская и С.О.Хан-Магомедов. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1990.- 131 с.

104. Тугенхольд Я.А. Искусство плаката. В кн.: Искусство Октябрьской эпохи. - Л.: Гос.изд-во, 1930. - 240 с.

105. Огинская Л.Ю. Густав Клуцис художник ленинской темы.// Декоративное искусство СССР, 1970, №4, с.36-41.

106. Иттен И. Искусство формы./ Пер.с немецкого и предисловие Л.Монаховой. М.: Изд.Д.Аронов, 2001. - 136 с.

107. Thonissen К. Johannes Itten und Hohere Fachschule fur textile Flachenkunst in krefeld. Doutsches Textilmuseum Krefeld, 1992. -180 c.

108. Ван де Вельде А. Одушевление материала как принцип красоты. // Декоративное искусство СССР, 1965, № 2, с.34-36.

109. Домогацкий В.Н. Теоретические работы; исследования, статьи, письма. М.: Советский художник, 1984. - 367 с.

110. Брикман А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. М.: Искусство, 1935. - 96 с.

111. Тиц А.А., Воробьева Е.В. Пластический язык архитектуры. М.: Стройиздат, 1986. - 331 с.

112. Уэйд Дж. Техника пейзажной фотографии: Пер.с англ. М.: Мир, 1989.-223 с.

113. Головко Б. Фотореклама: искусство возможного: Учебное пособие. -М.: Изд.МГУП. 1999. - 227 с.

114. Гордеев Ю.А. Фотореклама в прессе: профессиональные и творческие аспекты. Автореф.дисс. на соиск.уч.степ.канд.фил.наук. - Воронеж, 1998.-27 с.

115. Полуэктова Н.В. За правильные позиции в текстильном рисунке.// За пролетарское искусство, 1932, №7-9, с.24-25.

116. Полуэктова Н.В. Борьба за советский текстиль.// За пролетарское искусство, 1931, №2, с.20-22.

117. Панова Т. Идолы XX века. ELLE декор, 2002, №5, с.23, 26.

118. Пушкарев А.Г. Основы художественного проектирования текстиля и костюма. В кн. Московская школа дизайна: костюм и текстиль. -М.: ВНИИТЭ, 1994. с.25-37.

119. Фотореализм./ Авт.вст.статьи О.Т.Козлова, сост.Т.Т.Богданова. -М.: Галарт, 1994. 144с.

120. Турчин B.C. Гиперреализм: правдоподобие без правды. Искусство, 1974, №12, с.48-53.

121. Каменский А.А. Документальный романтизм. Творчество, 1982, №10, с. 18-21.

122. Паррамон Х.М., Феррон М. Аэрография для художников: Основные приемы работы и материалы: Учеб.пособие. Пер.с англ. М.: ООО "Издательство ACT", 2001. - 144 с.

123. Scharf A. Art and photography. New York: Penguin books, 1979. -397 c.

124. Weber E. Vision composition and photography. New York: de Gruyter, 1980.-338 c.

125. Feininger A. Principles of composition in photography. London: Thames and Hudson, 1973. - 136 c.

126. Хикс P., Шульц Ф. Обнаженная натура: руководство по технике освещения. Пер.с англ. Обнинск: Титул, 1998. - 160 с.

127. Хикс Р., Шульц Ф. Натюрморт: руководство по технике освещения. Пер.с англ. Обнинск: Титул, 1998. - 160 с.

128. Назаров М. Да будет свет! Осветительное и студийное оборудование REKAM PROFESSIONAL LIGHTING. потребитель, 2002, №16,с.70-71.

129. Горюшкин П. В студии моей светло. потребитель, 2002, №16, с.66-67.

130. Nikon. Фотоаксессуары. Tokyo: Nikon Corporation, 2002. - 31 с.

131. Canon. Система EOS. Tokyo: Canon, 2001. - 39 с.

132. Хаймен P. Светофильтры. Пер.с англ. М.: Мир, 1988. - 216 с.

133. Клаус Г., Мойзель Г. Применение светофильтров в фотографии. Сокр.пер.с немец. М.: Искусство, 1983. - 174 с.

134. Блейкер А. Применение фотографии в науке. Пер. с англ. М.: Мир, 1980.-247 с.

135. Сгоу О. Fotomontage. Zweck und Technik. Diisseldorf: Knapp, 1967. -140 c.

136. Ades D. Fotomontage. London: Thames and Hudson, 1993. 176 c.

137. Синегуб-Лавренко А.А., Анисомов В.И., Тарасова Л.А. Фотомеханические способы изготовления форм для печати на тканях. М., 1961.- 144 с.

138. Фомин Ю.Г. Оборудование для печати и заключительной отделки текстильных материалов. Учебн.пособие. Иваново: Иван.гос. текст.академия, 1997. - 123 с.

139. Балашова Т.Д., Булушева Н.Е., Попиков И.В. Отделка шелковых тканей. М.: Легпромбытиздат, 1986. - 376 с.

140. Саркисьянц С. Последняя точка. Субъективная оценка Casio OV-400.// Е фото, 2002, №1,2, с.28-30.

141. Шипилов А. Возврат на Comdex.// Е фото, №1,2, с. 16-19.

142. Кононович А. К 2002 году Тайвань захватит рынок цифровых фотоаппаратов.// Е фото, 2001, №3, с.4-5.

143. OLYMPUS. Полезные страницы. Каталог фотографического оборудования. М.: Бушерон, 2002. - 68 с.

144. Чичкин Д. "Мыльная" опера.// Потребитель, 2001, №20, с.27-35.

145. Карачеев А. Фотоаппарат для экстремалов.// Digital, 2002, март,с.46

146. Зуев Д., Дубильер С. Зеркальные фотокамеры системный подход.// Потребитель, 2001, №20, с.40-56.

147. Шепилов A. Photo PC 3100Z.// Е фото, 2001, №9, с.25-27.

148. Шепилов А. Новая идеология от Dimage.// Е фото, 2001, №9, с.28-30.

149. Сахаревский Ю. Nikon Coolpix 5000: пять миллионов в кармане.// Фотомагазин, 2002, №4, с.ЗО-ЗЗ.

150. Легенды фотоолимпа. Профессиональные репортерские камеры.// Фото и видео, 2002, №12, с.64-65.

151. Прохоров И. Nikon D100. Однообъективная цифровая зеркальная камера.// Потребитель, 2002, №16, с.78-79.

152. Паршев А. Пушка для мирных целей.// Фото и видео, 1999, №7, с.40-41.

153. Паршев А. Профессия объектив. Штатные профессиональные светосильные зумы 28-70/2.8 // Фото и видео, 2000, №10, с.54-59.

154. Паршев А. Максимальное приближение.// Фото и видео, 1999, №5, с.38-50.

155. Журенков К., Баскаков И. Особенности национального погружения.// Огонек, 2001, №35, с.55-59.

156. Васильев В. Электронный квадрат.// Фото и видео, 2002, №3, с.54-57.

157. Логинов Б. SINAR.// Дизайн-студия, 1996, №1, с.66-67.

158. Швейцарская техника HiTech в фотографии. Рекламный проспект фирмы Sinar. М.: SINAR AG, 2000, 12 с.

159. Видео и фото в одном флаконе. Цифровые видеокамеры. // Потребитель, 2002, №16, с. 104-114.

160. Афанасьев А. Видео в спичечной коробке.// Digital, 2002, март, с.26-28.

161. Малое диво? Mini DY! // Потребитель, 2001, №20, с.123.

162. Кантор М. Погружение в ВИДЕО.// Е фото, 2001, №10, с. 16-24.

163. Еременко Д. Цифровое начало.// Фото и видео, 2001, №4, с.52-63.

164. Бесчастнов Н.П., Журавлева Т.А. Методы художественного проектирования текстильного рисунка. М.: Моск.текст.ин-т, 1988. - 73 с.

165. Моль А., Фукс В., Кесслер М. Искусство и ЭВМ. Пер.с англ. М.: Мир, - 204 с.

166. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Компьютерная графика: Практ.пособие. М.: Технолоджи-3000, 2001. - 752 с.

167. Грошев С.В., Коцюбинский А.О. Компьютер для художников. М.: Триумф, 2000. - 448 с.

168. Коцюбинский А.О. Рисунки на компьютере. М.: Триумф, 2000. -256 с.

169. Коцюбинский А.О. CorelDRAW 10. Новейшие версии программ. -М.: Триумф, 2000. 320 с.

170. Хант Ш. Эффекты в CorelDRAW: Пер.с англ. СПб: БХВ-Петербург, 2001. - 704 с.

171. Бурлаков М. Adobe Illustrator 9: справочник. СПб: Питер, 2001. -608 с.

172. Глушаков С.В., Кнабе Г.А. Adobe: все для дизайнера. Харьков: Фолио, 2002. - 696 с.

173. Глушаков С.В., Кнабе Г.А. Компьютерная графика. Учебный курс. -Харьков: Фолио, 2001. 500 с.

174. Мухаровский В.И. Компьютерная графика. М.: ACT ПРЕСС СКД, 2002.- 640 с. ,

175. Яцюк О.Г., Романычева Э.Т. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 432 с.

176. Шнейдеров В. Фотография, реклама, дизайн на компьютере. Самоучитель (+CD). СПб.: Питер, 2002. - 320 с.

177. Пономаренко С.И. Пиксел и вектор. Принципы цифровой графики. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 478 с.

178. Весь спектр оттенков. Обзор рынка: инструменты по управлению цветом.// МАСир, 2001, №11, с,42-47.

179. Полезные инструменты и программы помощники: проверенные и одобренные.// МАСир, 2001, №12, с.44-45.

180. Рейс П. Рисунок из фото. Е photo, 2002, №14, с.38-40.

181. X-Software// MACup, 2001, №11, с.24-29.

182. Комплект №10, подкрашенный и перешитый.// МАСир, 2002, №1-2, с.54-57.

183. Зеленый угорь в жидком небе.// МАСир, 2002, №3, с.30-33.

184. Возвращение к кисточке.// МАСир, 2001, №12, с.48-49.

185. Журавлева Т.А. Художественное проектирование рисунков тканей промышленного производства с использованием ЭВМ. Авто-реф.дисс.канд.техн.наук. - М., 1984. - 22 с.

186. Федоров Е.С. Курс кристаллографии Е.С.Федорова. 3-е изд. СПб.: К.Л.Риккер, 1901.-438 с.

187. Шубников А.В., Концис В.А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972. - 340 с.

188. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М.: Мысль, 1974. - 229 с.

189. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л.: Недра, 1985. - 166 с.

190. Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. Учебник для техникумов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 208 с.

191. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. М.: Экономика, 1964.-172 с.

192. Никитин Н.М. Художественное оформление тканей. М.: Легкая индустрия, 1971. - 280 с.

193. Лейтес Л.Н. Методы художественного оформления тканей. М.: Го-слегпром, 1947. - 244 с.

194. Малахова С.А., Завгородняя Г.Г., Журавлева Т.А. Художественное оформление нетканых текстильных материалов. М.: МТИ, 1980. -22 с.154

195. Стор И.Н. Цвет и колорит. В кн.: Живопись. М.: Легпромбытиз-дат, 1993.-с.15-38.

196. Козлова Т.В. Промышленное проектирование костюма. В кн.: Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат, 1988. - С.209-233.

197. Бесчастнов Н.П. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России. История, теория, практика. Авто-реф.дисс.докт.искусств. - М., 1988. - 41 с.

198. Хайнце М.И. Новый СШЕМАтограф. // МАСир, 2001, №11, С.36-39.

199. Кулагин Б. 3D Studio МАХ 3.0 от объекта до анимации. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000. - 480 с.

200. Хеббелл Д., Бордмэн Т. 3D Studio VIZ для дизайнера. СПб.: ООО Диа Софтюп, 2002. - 624 с.

201. Потапкин А. 3D Studio МАХ р.З: практическое пособие. М.: ДЕСС КОН, 2000. - 495 с.

202. Полевой Р. 3D Studio МАХ 3 для профессионалов. СПб.: Питер, 2001.-848 с.

203. Рис Л. Создание рисунка при помощи камеры-обскуры•La*-»*

204. Рис.2. Гелиография Н.Ньепса, выполненная в 1826 году (сверху) и дагер ротипия С.Бемис 1840 года

205. Рис.3. Ф.Талбот. фотограмма 1839 года

206. Рис.4. Фотографический автопортрет А.О.Карелина с кистью

207. Рис.5. Р.Кох. Микрофотография бациллы (700х)

208. Рис.6. Фотоснимок Санкт-Петербурга. Сделан с воздушного шара в 1886 году

209. Рис.7. Платок с изображением фабрики, выполненный на основе фотографии. Россия

210. Рис.8. К.Блоссфельд. Фотографии усиков тыквы

211. Рис.9. К.Блоссфельд. Фотография ворсовой шишки папоротника

212. Рис.10. К.Блосфельд. Ворсинки мужского папоротника

213. Рис.11. К.Блоссфельд. ТысячелистникШ

214. Рис.12. К.Блоссфельд. Зонтики засушенного растения

215. Рис.13. К.Блоссфельд. Шишка купальницыii Ajla»"*1. ГШ r

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.