Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения младших школьников: на уроках ритмики в детской музыкальной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бубнова, Ольга Борисовна

  • Бубнова, Ольга Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 167
Бубнова, Ольга Борисовна. Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения младших школьников: на уроках ритмики в детской музыкальной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2009. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бубнова, Ольга Борисовна

Введение.

I. Коммуникативный танец и невербальные средства общения

1.1. Психологические аспекты проблемы развития невербального общения

1.2. Коммуникативный танец как этап в развитии народно - бытового танца.

1.3. Коммуникативный танец и невербальные средства общения в нем.

II. Невербальное общение в различных формах музыкально-ритмической деятельности младших школьников

2.1. Навыки невербального общения у младших школьников.

2.2. Музыкально-ритмическая деятельность младших школьников в детских образовательных учреждениях и навыки невербального общения.

2.3. Коммуникативный танец к^к элемент инновационных педагогических программ для детей младшего школьного возраста.

III. Опытно-поисковая работа по развитию навыков невербального общения младших школьников посредством коммуникативных танцев

3.1. Диагностика сформированности навыков невербального общения младших школьников.

3.2 Ход и результаты формирующего этапа опытно-поисковой работы.

3.3. Итоговая диагностика.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения младших школьников: на уроках ритмики в детской музыкальной школе»

Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в документе Образовательной системы «Школа 2100», в различных программах дополнительного образования отмечается необходимость формирования системы универсальных умений и навыков учащихся, в том числе навыков общения.

Учителя и школьные психологи считают, что достаточно часто во многих семьях, в детских садах у детей не вырабатываются направленно и последовательно умения и навыки понимания состояния другого человека, наблюдения за ним, не формируется отношение к его внутреннему миру, которое выражается в мимике, жестах, позе, походке, что затрудняет вступление детей в процесс общения между собой.

В трудах Ш. А. Амонашвили, В. М. Бехтерева, А. А. Бодалева, А. В. Батар-шева, А. А. Брудного, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. А. Леонтьева, Д. Б. Ломова, А. С. Макаренко, В. Н. Мясищева, Т. Ньюкома, Д. Б. Парыгина, С. Л. Рубинштейна, Ж.-Ж. Руссо, Л. Тайера, Т. Шибутани доказывается, что общение, осуществляемое с помощью вербальных и невербальных средств, не только организует, но и обогащает совместную деятельность, в результате чего формируются новые связи и взаимоотношения между людьми.

Значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали М. Ар-гайл, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Волкова, В. А. Горянина, Г. В. Колшан-ский, С. В. Кондратьев, А. Пиз, Н. И. Смирнова, Э. Холл и др. Эти авторы говорили, что телесное, наглядное проявление эмоций и мыслей свидетельствует о самочувствии человека, его искренности в общении, о его темпераменте. Существует точка зрения (М. Р. Битянова, А. Н. Леонтьев, В. А. Лабунская, Н. И. Шеван-дрин, В. Д. Ширшов и др.), что знание средств невербального общения и правильная интерпретация невербального поведения партнеров помогут избежать конфликтов, споров между людьми и даже проявления агрессии. Навыки невербального общения необходимы не только взрослым, но и детям, т.к. они способствуют развитию эмоциональной культуры ребенка, открывают возможность для полноценного социального общения, самореализации и самоконтроля.

Общение со сверстниками происходит в различных видах деятельности детей, в том числе и музыкальной, осуществляемой не только в общеобразовательных учреждениях, но и в системе дополнительного образования — в детских музыкальных школах и детских школах искусств. Особым потенциалом для развития навыков невербального общения в детской музыкальной школе обладают занятия ритмикой. В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе - об эмоциональном настрое. В то же время освоение средств невербального общения дает ребенку возможность успешно применять их в художественной, в том числе и танцевальной деятельности. Все виды дальнейшей музыкальной деятельности: исполнительская, дирижерская, лекторская — так или иначе включают навыки невербального общения.

В образовательных программах системы дополнительного образования для детских музыкальных школ и школ искусств по ритмике дается рекомендация использовать методику Е. В. Коноровой, Г. С. Франио и Т. В. Бырченко, разработанную для общеобразовательных учреждений. Авторы этой методики ставят задачу развития общей музыкальности и чувства ритма у детей младшего школьного возраста. Ими предусматривается развитие умения ориентироваться в коллективе и пространстве, вводится самостоятельное составление детьми ритмических этюдов и игр с танцевальными элементами. Однако в данных программах не учитывается специфика музыкальной школы, для учеников которой необходимо развитие мелкой моторики пальцев, знакомство с музыкальными интонациями разных народов, передаваемыми в движении, в пении с движением, т.е. необходимо знакомство с теми танцевальными средствами, которые являются средствами невербального общения.

В педагогике музыкального образования вопросами, связанными с использованием элементов невербального общения в танцах, занимались А.И. Буренина,

JI.B. Виноградов, И. Вуйтак, В. А. Жилин, В. Р. Каневский, К. Орф, А. Остертаг, Е. И. Поплянова, И. Э. Сафарова, Т. Э. Тютюнникова. К. Орф отмечал необходимость подбора к музыке соответствующих настроению танцевальных движений. И. Вуйтак считал, что танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым, учителем и воспитателем. Очевидно, поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению В. А. Жилина, является художественной деятельностью, включающей комплекс определенных танцевальных упражнений, направленных -на установление общения между детьми.

Несмотря на то что все авторы подчеркивали такую важную составляющую музыкально-ритмической деятельности детей, как установление положительных отношений средствами невербального общения, реализации этой деятельности в детских музыкальных школах уделяется мало внимания. Недостаточно используется и коммуникативный танец с его возможностями развития у детей навыков невербального общения, хотя в музыкальных школах существует острая проблема вхождения ребенка в новый коллектив, так как ему приходится встречаться с соучениками только два раза в неделю в отличие от коллектива общеобразовательной школы, где учащиеся общаются друг с другом каждый день. В музыкальные школы приходят дети из разных районов города, из разных детских садов, общеобразовательных школ и из разных семей. Некоторые дети не имеют опыта общения со сверстниками. Следовательно, необходимо решать проблему развития навыков общения у детей, посещающих детскую музыкальную школу. Введение коммуникативного танца на занятиях ритмикой могло бы способствовать этому, но к сожалению, на сегодняшний день отсутствует методика использования коммуникативного танца на занятиях ритмикой, также нет ее обеспечения: методических рекомендаций, фонохрестоматии, нотных хрестоматий, аудиальных записей.

Все вышеуказанное позволило сформулировать следующие противоречия:

- между требованием общества к развитию коммуникативных умений и навыков, в том числе и невербального общения, закрепленными в различных государственных документах, и недостаточной реализацией этих требований в системе дополнительного музыкального образования; между теоретической и практической разработанностью вопросов невербального общения детей в психологии и педагогике и недостаточностью их решения в практике музыкального образования;

- между необходимостью использования средств невербального общения в музыкально-ритмической деятельности младших школьников в детских музыкальных школах и отсутствием методического обеспечения данного процесса;

- между возможностями коммуникативных танцев, которые включают средства невербального общения, и отсутствием методики обучения им в детских музыкальных школах.

Данные противоречия обозначили проблему исследования, заключающуюся в изучении возможностей коммуникативного танца для развития навыков невербального общения младших школьников на уроках ритмики в детской музыкальной школе. Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения младших школьников на уроках ритмики в детской музыкальной школе».

Цель исследования - изучение путей использования коммуникативных танцев в детской музыкальной школе для развития навыков невербального общения у младших школьников.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках ритмики с детьми младшего школьного возраста в детской музыкальной школе.

Предмет исследования - методика развития навыков невербального общения у младших школьников средствами коммуникативного танца на уроках ритмики в детской музыкальной школе.

Гипотеза исследования. Развитие навыков невербального общения у младших школьников будет эффективным, если:

- использовать коммуникативный танец, в который включаются следующие невербальные средства: ориентирование в пространстве, согласованность движений, понимание и передача невербального сообщения партнеру, — являющиеся в танце средствами художественной выразительности;

- обучение коммуникативному танцу будет предполагать установление взаимопонимания ребенка с партнером по танцу, развитие его доверия к сверстникам;

- в процесс обучения коммуникативному танцу включать определенные виды музыкально-ритмической деятельности, а также систему упражнений, способствующих развитию навыков невербального общения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ психологической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Сформулировать рабочее определение понятий: «коммуникативный танец», «навыки невербального общения в коммуникативном танце».

3. Разработать методику развития невербального общения, определив виды музыкально-ритмической деятельности, в которых происходит развитие невербального общения у младших школьников, структуру занятий, методы и формы работы с детьми, составляющие основу методики.

4. Проверить эффективность методики развития невербального общения у детей младшего школьного возраста посредством коммуникативных танцев на уроках ритмики в детской музыкальной школе.

Методологической основой исследования явились положения философов и психологов о диалогичности общения (М. М. Бахтин, М. Бубер, В. М. Бехтерев, Ч. Пирс, С. JL Рубинштейн, Ф. Шлейермахер, К. Ясперс), теория единства общения и деятельности (Г. М. Андреева, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Т. Шибутани), положения о невербальных средствах общения как важном источнике информации (М. Р. Битянова, А. И. Волкова, В. А. Горянина, Е. В. Коротаева, А.А. Леонтьев, В. А. Лабунская, Н. И. Ше-вандрин, В. Д. Ширшов), положение об особенностях формирования тех или иных навыков (Е. П. Ильин, А. Ц. Пуни, С. JL Рубинштейн), идеи исторической периодизации танца (JI. Д. Блок, М. В. Васильева-Рождественская, И. С. Воронина, В. М. Красовская, Э. А. Королева, С. С. Игнатов, В. М. Пасютинская, М. И. Свидерская), концепция музыкально-ритмического воспитания детей (Н. Г. Александрова, JL Н. Алексеева, JI. А. Баренбойм, Э. Жак-Далькроз, И. Е. Кулагина, К. Орф), идеи гармонизации эмоциональной сферы ребенка (JL В. Виноградов, Э. Нотдорф, К. Орф, И. Э. Сафарова, Т. Э. Тютюнникова), положения о танце как деятельности, способствующей социальному развитию детей (А. И. Буренина, И. Вуйтак, В. А. Жилин, В. Р. Каневский, А. Остертаг, Е. И. Поплянова).

В процессе исследования использовался комплекс методов. Теоретические -изучение и анализ психологической, музыкально-педагогической литературы по теме исследования; экспериментальные - опытно-поисковая работа; эмпирические - наблюдение, беседа, социометрия, методы статистической и математической обработки результатов исследования.

Организационной базой исследования явились МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» и МОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Урая Тюменской области. В эксперименте принимали участие 64 ребенка младшего школьного возраста и 4 преподавателя.

Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2002 по 2009 г.г.

На первом этапе - констатирующем (2002-2006г.г.) — изучалась и анализировалась философская, психологическая и музыкально-педагогическая литература, работы по истории танца, на основе которых уточнялись теоретические положения исследования, его цели и задачи. Был изучен музыкально-педагогический опыт педагогов по музыкально-ритмическому воспитанию детей.

На втором этапе исследования - формирующем (2006-2008г.г.) - были определены методы развития навыков невербального общения в коммуникативном танце, разработаны диагностические критерии и показатели для выявления уровня развития невербального общения младших школьников; проведена опытно-поисковая работа.

На третьем - контрольном - этапе (2008-2009г.г.) обобщался и систематизировался накопленный материал, оценивались результаты опытно-поисковой работы; формулировались выводы, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обосновано и доказано опытно-поисковым путем, что коммуникативный танец является средством развития навыков невербального общения, в него включаются визуальный и тактильный контакты, облегчающие понимание и установление взаимодействия партнеров общения, являющиеся в самом коммуникативном танце и средствами художественной выразительности.

2. Методика развития невербального общения средствами коммуникативных танцев предусматривает этапы: нахождение взаимопонимания с партнером, поиск нового партнера, взаимодействие с несколькими детьми, развитие доверия к сверстникам; последовательное применение различных вид ар музыкально-ритмической деятельности: пространственный тренинг, коммуникативные разминки, пластическое интонирование; методы: моделирование проблемных ситуаций, подражание; формы: игра, соревнование.

3. Определена структура занятий с младшими школьниками в детской музыкальной школе. Подготовительная часть включает пространственный тренинг, коммуникативные разминки, пластическое интонирование; вводная часть — двигательные упражнения и игры; основная часть — пение с движением, пальчиковые игры, дыхательную и артикуляционную гимнастику, игру на шумовых инструментах; заключительная часть - упражнения с предметами и исполнение коммуникативных танцев или их фрагментов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Уточнено рабочее определение понятий «коммуникативный танец», «навыки невербального общения в коммуникативном танце».

2. Выявлена адекватность структуры коммуникативных танцев структуре общения (коммуникация, интеракция, перцепция).

3. Доказано, что коммуникативный танец является результатом развития народно-бытового танца, в котором сконцентрированы наиболее важные средства невербального общения, необходимые для общения детей в повседневной жизни.

Практическая значимость исследования.

1. Разработано содержание занятий ритмикой в подготовительной группе детской музыкальной школ.

2. Разработана нотная хрестоматия, в которую вошли танцы народов мира, включающие обмен партнерами и взаимодействие пар.

3. Разработано учебно-методическое пособие «Использование коммуникативных танцев на уроках ритмики в детской музыкальной школе».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на педагогических советах детской музыкальной школы г. Урая Тюменской области, на заседаниях кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, на международных (Екатеринбург, 2007, 2009), всероссийских (Уфа, 2005; Екатеринбург, 2008), региональной (Екатеринбург, 2007) конференциях, а также нашли отражение в опубликованных сборниках научных статей (Санкт-Петербург, Москва, Оренбург, Екатеринбург).

Внедрение методики развития навыков невербального общения посредством коммуникативных танцев происходило в процессе преподавания автором настоящей диссертации предмета «Ритмика» в детской музыкальной школе г. Урая Тюменской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативный танец — это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.

2. Навыки невербального общения в коммуникативном танце - это действия, сформированные путем повторения, включающие ориентирование в пространстве, оптимальное движение, согласованность движений, понимание и передачу невербального сообщения партнеру.

3. Методика развития невербального общения средствами коммуникативных танцев предусматривает этапы: нахождение взаимопонимания с партнером, поиск нового партнера, взаимодействие с несколькими детьми, развитие доверия к сверстникам; последовательное применение различных видов музыкально-ритмической деятельности: пространственный тренинг, коммуникативные разминки, пластическое интонирование; методы: моделирование проблемных ситуаций, подражание; формы: игра, соревнование.

4. Определена структура занятий с младшими школьниками в детской музыкальной школе по обучению коммуникативному танцу. Подготовительная часть включает пространственный тренинг, коммуникативные разминки, пластическое интонирование; вводная часть — двигательные упражнения и игры; основная часть — пение с движением, пальчиковые игры, дыхательную и артикуляционную гимнастику, игру на шумовых инструментах; заключительная часть - упражнения с предметами и исполнение коммуникативных танцев или их фрагментов.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, списка литературы (153 источника) и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бубнова, Ольга Борисовна

Выводы

Таким образом, проведенное исследование показало эффективность методики развития навыков невербального общения у младших школьников средствами коммуникативного танца на уроках ритмики в детских музыкальных школах и позволило сделать следующие выводы:

1. Навыки невербального общения в коммуникативном танце - это действия, сформированные путем повторения, включающие ориентирование в пространстве, оптимальное движение, согласованность движений, понимание и передачу невербального сообщения партнеру.

2. Коммуникативный танец - это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.

3. Коммуникативный танец является определенным видом развития народно-бытового танца, который может быть адаптирован педагогами для детей самого разного возраста и разного уровня хореографической подготовки.

4. Коммуникативный танец может внедряться на музыкально- ритмических занятиях в детской музыкальной школе для развития навыков невербального общения, для чего разработана методика, предусматривающая этапы: нахождение взаимопонимания с партнером, поиск нового партнера, взаимодействие с несколькими детьми, развитие доверия к сверстникам; последовательное применение различных видов музыкально-ритмической деятельности: пространственный тренинг, коммуникативные разминки, пластическое интонирование; методы и формы.

5. Структура занятий ритмикой предусматривает подготовительную часть -пространственный тренинг, коммуникативные разминки, пластическое интонирование, вводную часть - двигательные упражнения и игры; основную часть -пение с движением, пальчиковые игры, дыхательную и артикуляционную гимнастику, игру на шумовых инструментах; заключительную часть - упражнения с предметами и исполнение коммуникативных танцев или их фрагментов.

6. В процессе опытно-поисковой работы доказана эффективность методики развития навыков невербального общения у детей младшего школьного возраста посредством коммуникативных танцев, что приводит к готовности вступления в контакт, удовлетворенности в общении, осознанной согласованности действий с партнером.

Исследование возможностей коммуникативных танцев для развития навыков невербального общения может быть продолжено в группах раннего музыкального развития для детей пяти- шестилетнего возраста, а также в совместных танцевальных проектах, в которых могут принимать участие не только дети и педагог, но и их родители.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бубнова, Ольга Борисовна, 2009 год

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие. М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. М. : Аспект Пресс, 2005. - 302 с.

3. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.

4. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. М. : ВЛА-ДОС, 2004. 128 с.

5. Баренбойм Л. А. К. Орф и институт // Искусство в школе. М. : Музыка, 2000.-№4.-С. 41-42.

6. Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н. История социальной педагогики. М. : Академия, 2005. 256 с.

7. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. СПб. : Питер, 2006. -176 с.

8. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М. : Художественная литература, 1972. -470 с.

9. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие. М. : «Академия», 2000. - 192 с.

10. Ю.Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. М.: Флинт, 1999. 311 с.

11. П.Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М. : наука, 1994. 400 с.

12. Битянова М. Р. Социальная психология. М. : Эксмо-Пресс, 2001. 576 с.

13. Блазис К. Балетные знаменитости и национальные танцы. 2-е изд., испр. -Спб.: Изд-во «Лань», 2008. 352 с.

14. Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности / М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова // Социальная психология личности. М. : Наука, 1979.-С. 121-149.

15. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : МГУ, 2000.-200 с.

16. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Просвещение, 1983. — 182 с.

17. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. — 3-е изд., перераб. и допол. М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 320 с.

18. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб. : Питер, 2009. 400 с.

19. Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова. Минск, 1999. 110 с.

20. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2006. — 352 с.

21. Брудный А. А. Понимание и общение. М. : Знание, 1989. — 64 с.

22. Бубер М. Я и Ты / Бердяев Н. А. Два образа веры. М. : Республика, 1995. -С. 18-92.

23. Буренина А. И. Коммуникативные танцы игры для детей. СПб. : Музыкальная палитра, 2004. - 35 с.

24. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб. : Питер, 2000. 220 с.

25. Бырченко Т. В., Франио Г. С. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М. : Советский композитор, 1991. 200 с.

26. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М. : Искусство, 1987.-382 с. '

27. Вендрова Т. «Пластическое интонирование» музыки в методике В. Коэн. // Искусство в школе.- 1997. № 1-2. - С. 61- 64.

28. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -415 с.

29. Виноградов Л. В. Элементарное музицирование. М. : Айыына, 2000. 105 с.

30. Виноградов Л. В. Раскрыть музыку в ее целостности // Искусство в школе.-1992.-№2-3.-С. 42- 49.

31. Волкова А. И. Психология общения. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 510 с.

32. Воронина И. С. Историко-бытовой танец. М. : Искусство, 1980. 128 с.

33. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : Союз, 1997.-71 с.

34. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1968. 379 с.

35. Гайденко П. П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К. Яс-перса / Человек и его бытие как проблема современной философии. М. : Наука, 1978.-С. 97- 134.

36. Голензовский К. Образы русской народной хореографии. М. : Искусство, 1964. -368 с.

37. Горянина В.А. Психология общения. М. : Академия, 2004. 416 с.

38. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: учеб. пособие для вузов. / под ред. А. П. Садохина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

39. Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск : Экономпресс, 1999. — 180 с.

40. Домогацкая И. Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет. М. : Классика-ХХ1, 2004. 16 с.

41. Домогацкая И. Е. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет. М. : Клас-сика-ХХ1, 2004. 32 с.

42. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития. Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. М. : Просвещение, 2006. — 111 с.

43. Жак-Далькроз Э. Ритм. М. : Классика-ХХ1, 2006. - 248 с.

44. Жилин В. А. Материалы семинара практикума «Интеграция движения, слова и музыки». Екатеринбург, 2006.

45. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально- ритмическом развитии детей 4-8 лет. М. : Принт-Экспресс, 1998. — 32 с.

46. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.

47. Из истории советского музыкального образования. Сборник материалов и документов. JI. : Музыка, 1969. 306 с.

48. Ионин JI. Г. Понимающая социология / Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М. : Логос, 2000. С. 20 - 27.

49. Каган М. С. Мир общения. М. : Политиздат, 1988. 319 с.

50. Казакина М. Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Л. : Л ГНИ, 1983. 82 с.

51. Карпова Г. А. Педагогическая социометрия ученического коллектива: метод, рекомендации. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. - 46 с.

52. Келлер В. «Шульверк» Орфа и его международное значение //Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Музыка, 1973. С. 198-203.

53. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Учеб. пособие. — 2-е изд. Минск : ТетраСистем, 2000. - 432 с.

54. Конорова Е. И. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1. М. : Музыка, 1972. 116 с. Вып. 2. М. : Музыка. - 123 с.

55. Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: Штница, 1977. 215 с.

56. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. - 211 с.

57. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М. : КСП, 1997.-224 с.

58. Костина Э. П. Камертон. М. : Просвещение, 2004. 223 с.

59. Котляревская М. А., Штуден Т. С. Приобщение к творчеству. Новосибирск, 1987.-238 с.

60. Коэн В. В. Метод «музыкальных зеркал» // Искусство в школе. 2000. - № 3-4.-С. 14-17.

61. Красовская В. М. Западно-европейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. М. : Искусство, 1979. - 295 с.

62. Критская Е. Д. Музыка: 1-4 классы. Методическое пособие /Е. Д. Критская, Г.

63. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М. : Просвещение, 2004. 207 с.

64. Кулагина И. Е. Художественное движение (метод JI. Н. Алексеевой). -Н.Новгород, 1993. 28 с.

65. Куприна Н. Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. — 211 с.

66. Лабунская В. А. Развитие личности методом танцевально экспрессивного тренинга / В. А. Лабунская, Т. А. Шкурко // Психологический журнал - 1999. -№ 1. - С.31-38.

67. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально перцептивный подход). - Рост. гос. ун-т. - Ростов н/Д, 1986. - 136 с.

68. Лабунская В. А. Невербальное поведение: структура и функции. // Социальная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. Белинская Е. П. М. : Аспект Пресс, 2000. - С. 84-111.

69. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. 608 с.

70. Лаптев И. Г. Детский оркестр в школе. М. : ВЛАДОС, 2001. 175 с.

71. Лейтес А.С. Способности и одаренность в детские годы. М. : Знание, 1984. -80 с.

72. Леонтьев А. А. Психология общения. М. : Академия, 2005. 368 с.

73. Леонтьева О. Т. Карл Орф. М. : Музыка, 1984. 334 с.

74. Ливанова Т. Н. Западно- европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М. : Искусство, 1977. 505 с.

75. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 1986. 144 с.

76. Лобова А. Ф., Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально игровой деятельности. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. - 168 с.

77. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М. : Педагогика, 1991. - 296 с.

78. Луговая Е. К. О невербальной форме общения в культуре / Танец как язык и миф // Вестник МГУ. Сер. 6. 1991. - № 3. - С. 54-57.

79. Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М. : Знание,1978.-48 с.

80. Манакова И. П., Салмина Н. У. Дети. Мир звуков. Музыка. Урал. гос. пед. унт. Свердловск, 1991. - 255 с.

81. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М. : Музыка, 1993. 361 с.

82. Морозова С. Н. Из истории массового музыкального воспитания / Б. JL Яворский, С. Н. Морозова // Музыкальное воспитание в школе. М. : Музыка, 1977.-Вып. 12.-С.

83. Музыка. Программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. М. : Дрофа, 2003. 96 с.

84. Музыкальная гимнастика для пальчиков / сост. М. А. Ковалевская. Спб: Союз художников, 2006. 32 с.

85. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Уч. пос. М. : Академия, 2000. 456 с.

86. Мухина В. С. Детская психология. М. : Эксмо, 2000. 315 с.

87. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М. : Музыка, 1972.-361 с.

88. Настюков Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене. М. : Профиздат, 1976.-64 с.91 .Немов Р. С. Психология. Кн. 1. М. : ВЛАДОС, 1998. 688 с. Кн. 3. М. : ВЛА-ДОС, 1995.-512 с.

89. Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008. -432 с.

90. Николаева Е. В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях. // Э. В. Абдуллин, Е. В. Николаева. Теория музыкального образования: учеб. пос. для вузов. М. : Академия, 2004. — С. 285-294

91. Нотдорф Э. Песни и игры для детей (введение в музыку) «66 учебных шагов»: учеб. пособие. Саратов, 1996. - 66 с.

92. Нькомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2003. — 640 с.96.0рф К. Музыка для детей : русская версия : т.1. Челябинск : MPI, 2008. 80 с.97.0сновы теории коммуникации: учеб. пособие / под ред. М. А. Василина. М. : Гардарики, 2003. 615 с.

93. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. : Просвещение, 1971.-с. •

94. Пасютинская В. М. Волшебный мир танца. М. : Просвещение, 1985. 223 с.

95. Педагогика. Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

96. Педагогика. Учеб. пособие / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1988.-497 с.

97. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М. : Советская энциклопедия, 1966.

98. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002. — 528 с.

99. Петрова Е. А. Жестовые средства педагогического общения. М. : Просвещение, 1991. 167 с.

100. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. : Политиздат, 1982. -255 с.

101. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М. : «Академия», 2001. -512 с.

102. Ю7.Петрушин В. И. Музыкальная психология. М. : ВЛАДОС, 2002. 383 с.

103. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по жестам. Н. Новгород, 1993. 262 с.

104. Поплянова Е. И. Давай, Земля, кружиться! (Танцы народов мира в переложении для детей России). Челябинск : MPI, 2006. - 78 с.

105. Программа «Гармония» / авторы и сост. К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко. — М. : Просвещение, 1995.

106. Программы дополнительного художественного образования детей. М. : Просвещение, 2005. 239 с.

107. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М. : ВЛАДОС, 2001. Т. 2.-248 с.

108. Ратников А. М. Культура обско-угорских народов (ханты и манси). Нижневартовск, 2008. 346 с.

109. Реан А. А., Коломинский Я. JI. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. 416 с.

110. Ритмика и танец. Программа для отделений общеэстетического образования и хореографических отделений школ искусств. М., 1980. 67 с.

111. Ритмика. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при ДМШ и ДШИ. М., 1988. 68 с.

112. Рогов Е. И. Психология общения. М. : ВЛАДОС, 2001.-336 с.

113. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб: Питер, 2002. 720 с.

114. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. М. : Музыка, 1979.-334 с.

115. Русские народные песни и танцы / в обр. В. А. Жилина. Челябинск : MPI, 2006.-32 с.

116. Сафарова И. Э. Игры для организации пианистических движений. Гум. эколог. лицей. Екатеринбург, 1994. - 50 с.

117. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998. 256 с.

118. Система детского музыкального воспитания К. Орфа / под редакцией Л. А. Баренбойма. Л. : Музыка, 1970. - 241 с.

119. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб. : Питер, 1996. 226 с.

120. Стоклицкая Т. Л. Сто уроков сольфеджио. М.: Музыка, 1999. 166 с.

121. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. Учеб. пособие. Спб. : Музыкальная палитра, 2005 — 2007. Вып. 1-5. - 42 с.

122. Тагильцева Н. Г. Воспитание эмоциональной культуры у младших школьников. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. - 66 с.

123. Танцы народов Севера / сост. М. Я. Жорницкая. М. : Советская Россия, 1988.- 128 с.

124. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : Наука, 2003. -379 с.

125. ИО.Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи. М. : УРСС, 2003. -243 с.

126. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М. : ACT,2001.-94 с.

127. Усачева В. О., Школяр JI. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя. М. : Вентана-Граф, 2003. 176 с.

128. Федорова Г. П. Играем, танцуем, поем! СПб.: Детство-пресс, 2002. 48 с.

129. Федорович Е. Н. История музыкального образования. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. - 125 с.

130. Федорович Е. Н. Основы психологии музыкального образования. / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. - 151 с.

131. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 1997.

132. Франио Г. С., Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. М. : Музыка, 1995. - 125 с.

133. Фридман Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М. : Просвещение, 1988.-206 с.

134. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М. : Логос,2002.- 160 с.

135. Шаповалов В. Ф. Основы философии современности. К итогам XX века. М. : Наука, 1998.-271 с.

136. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. : ВЛАДОС> 1998. 512 с.

137. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. — М. : Владос, 1995.-554 с.

138. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д : Феникс, 2002. 544 с.

139. Ширшов В. Д. Педагогическая коммуникация: уч. пособие. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. - 240 с.

140. Шкурко Т. А. Танцевально экспрессивный тренинг. Спб. : Речь, 2003. 192 с.

141. Штангль А. Язык тела. М. : Просвещение, 1993. 182 с.

142. Шушкина 3. К. Ритмика. Уч. пос. М.: Музыка, 1967. 80 с.

143. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 1978. 304 с.

144. Юдовина Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или Я — детский педагог. СПб.: Союз художников, 1996. - 192 с.

145. Яворский Б. JI. Статьи, воспоминания, переписка /ред. сост. И. С. Рабинович, общ. ред Д. Д. Шостаковича. М. : Советский композитор, 1972. т. 1. -711 с.

146. Яновская В. Е. Ритмика. М. : Музыка, 1979. 96 с.

147. Ben-Tovim A., Boyd D. The right instrument for your child. (A practical guide for parents and teachers). London : Victor GollaczLTD, 1985. 143 c.

148. Wuytac J. Unity of language, music and movement through activity, creativity in community. Music Production International, LLC, 2007. 82 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.