Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.02, кандидат юридических наук Вишнякова, Ирина Николаевна

Диссертация и автореферат на тему «Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 87226
Год: 
2000
Автор научной работы: 
Вишнякова, Ирина Николаевна
Ученая cтепень: 
кандидат юридических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
12.00.02
Специальность: 
Конституционное право; государственное управление; административное право; муниципальное право
Количество cтраниц: 
162

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Вишнякова, Ирина Николаевна

Введение.

Глава 1. Идеи свободы совести и свободы вероисповедания и их развитие в истории взаимоотношений государства и церкви.

§ 1. Формирование и изменение взглядов, учений и понятий о свободе совести и свободе вероисповедания.

§ 2. Развитие взаимоотношений государства и церкви в России по вопросам вероисповедания. а) дореволюционный период. б) советское время.

Глава 2. Современные проблемы свободы вероисповедания.

§ 1. Конституция Российской Федерации и современные проблемы государственно-конфессиональных отношений и свободы вероисповедания.

§ 2. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" ;. а) общие положения. б) порядок создания, деятельности и ликвидации религиозных объединений. в) проблемы реализации Закона.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания"

Права и свободы человека в любом современном обществе являются важнейшим институтом, с помощью которого регулируется правовой статус личности, определяются способы и меры воздействия на нее, пределы вторжения в личную сферу, возможности участия граждан в процессе политического волеобразования и, наконец, устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации прав и свобод. Создание политико-правовых механизмов обеспечения и защиты прав человека является правовым барьером ограничения произвола со стороны государства, его органов и должностных лиц.

Права и свободы человека как высшая основополагающая ценность являются связующим фактором, которым обязывает государство в его законодательной, правоприменительной и социальной деятельности. Этим объясняется и то обстоятельство, что вопрос о взаимодействии государства и личности постоянно находится в центре внимания идеологических дискуссий, конференций, исследований юристов и политологов.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 40/114 от 13 декабря 1985 года специально указывается на то, что все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы и что развитие и защита одной категории прав никогда не может служить предлогом и оправданием для освобождения государства от развития и защиты других прав. Все права и свободы на всех стадиях -осуществления, развития и защиты - должны являться объектом равного внимания и первоочередного рассмотрения со стороны государства и его органов. Генеральная Ассамблея обратилась с призывом ко всем государствам проводить политику осуществления, развития и защиты всех категорий прав, сотрудничать в деле создания национальных и международных условий, благоприятствующих и гарантирующих осуществление всех прав и свобод граждан.

Переосмысление понятия "права и свободы человека", на уровне государственной политики начинается в СССР в период перестройки. Это предполагало и включение вопроса о реальном обеспечении прав человека, о гарантиях их реализации.

Понятие свободы совести в Советском государстве подверглось деформации, сводящей этот институт к свободе атеизма. Государственными интересами прикрывались факты произвола, нарушения конституционных прав граждан. Общество постепенно освобождается от стереотипов негативного отношения к религии, как к пережитку, но теперь главное - не переместиться в другую крайнюю точку - не сделать запретным атеизм. Задача любого общества - не мешать внутренней работе каждого человека, создать для этой работы благоприятные условия. Основой всех прав человека является вера в то, что каждая личность -священна; эта вера приобретает особое значение в рамках религиозного сознания. Иными словами, достоинство человеческой личности слишком священно, чтобы нарушить его религиозным принуждением или любой другой формой навязывания религиозного подчинения, ибо и то и другое является отрицанием достоинства личности. Если религиозные права человека имеют реальное значение, значит со стороны государства должно быть законодательно признано неотторжимое право гражданина на свободное решение вопроса о своей религиозной идентичности. Поскольку религиозные права человека связаны с развитием всех остальных прав человека, поскольку они уходят корнями в природу и священность человеческой личности, уважение религиозных прав человека чрезвычайно важно для соблюдения государством всех других прав человека и для понимания им достоинства своих граждан.

Актуальность темы. Проблемы свободы вероисповедания, государственно-конфессиональных отношений актуальны в современной России, так как идет процесс формирования новой системы отношений светского государства и церкви. Они находятся в центре дискуссии с участием представителей государства, церкви, ученых, верующих и атеистов. Столь пристальное внимание к религии объясняется необходимостью определить ее место и роль в жизни современного общества, так как в России Процессы, происходящие сегодня и происходившие ранее в этой области жизни российского государства и общества, неоднозначно оцениваются представителями как религиозных конфессий, так и государственных органов, общественных организаций, науки. Это ярко проявилось во время обсуждения проекта Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в 1997 году. Сложность состоит в том, что проблемы свободы, совести, веры носят междисциплинарный характер, находятся на стыке различных гуманитарных дисциплин и поэтому не могут быть разрешены только в рамках юридической науки. Необходим серьезный философский, исторический, политический анализ развития этих понятий на протяжении многих веков, с тем, чтобы их правовое регулирование сегодня не было конъюнктурным, а учитывало бы общепризнанные нормы международного права и принципы конституционного строя РФ.

Формирование новой модели государственно-церковных отношений невозможно без учета исторического опыта взаимоотношения государства с религиозными организациями и в первую очередь с Русской православной церковью. Православие всегда, в том числе и после революции, оставалось самой многочисленной и влиятельной конфессией в России. Отношения светской власти с церковью накладывали существенный отпечаток на религиозную политику государства в целом, определяли вектор ее осуществления и наиболее ярко выражали сущность.

За последние годы изменились принципы взаимоотношения власти и религиозных объединений. Это сказалось на отношениях церкви и самых различных государственных и общественных институтов (церковь и школа, церковь и армия, церковь и общественные организации, политические партии и движения), всего гражданского общества в целом. Новые отношения церкви с государством и обществом нашли свое отражение в законодательстве о свободе совести и религиозных организациях.

Коренные изменения государственно-церковных отношений как важная часть общих изменений в государстве и то влияние, которое оказывает церковь на духовно-нравственное развитие общества, обязывают нас обратиться к богатому историческому опыту. Уроки истории взаимоотношения власти и церкви приобретают сегодня вполне практический характер, позволяют учесть ошибки прошлого при формировании новой "модели" взаимоотношения власти и церкви, что в конечном итоге может сказаться на реальной практике и перспективах развития отношений власти и общества в целом.

Значимость темы обуславливается необходимостью в настоящее время установления действенных принципов взаимоотношений церкви и государства, совершенствования механизмов регулирования этих взаимоотношений. Исторический анализ развития государственно-церковных взаимоотношений может дать ответ, что необходимо иметь в практике и какими путями совершенствовать методы решения в пересечении интересов государственных и церковных институтов.

В силу этого появляется настоятельная потребность в объективном изучении истории взаимоотношений государства и церкви, дореволюционного законодательства в этой сфере, изучении и осмыслении причин деформации свободы совести.

Одним из важных прав, предусмотренных ст. 18 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. 10 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., является право каждого гражданина на свободу вероисповедания.

Реализации этого права в Российской Федерации еще совсем недавно не уделялось должного внимания. Право на свободу вероисповедания как таковое не существовало. Оно существовало как интегрированная часть свободы совести, при этом акцент делался не на свободе вероисповедания, а на свободе атеизма. Только в последнее время отношение государства к религии стало меняться. Так, в 1990 г. был принят Закон PCQCP "О свободе вероисповеданий", обеспечивающий возможность реализации права граждан на свободу вероисповедания на уровне международных стандартов, это подтверждено в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. В целях дальнейшего совершенствования правового фундамента этих отношений в 1997 году принят Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", а в последующем - ряд подзаконных нормативных актов федерального уровня. В ряде субъектов Российской Федерации также приняты законы и иные нормативные акты, регулирующие публичные отношения в данной сфере. Таким образом, реализация свободы вероисповедания и ее правовое регулирование порождают необходимость многостороннего исследования этого конституционного института, его состояния и перспектив.

Проблемы свободы вероисповедания были поставлены еще дореволюционными учеными и православными богословами, в частности, Архимандритом Сильвестром, И.С.Бердниковым, игуменом Арсением, Д.Орловым, С.В.Познышевым. В первые же годы Советской власти, вопросам законодательства, касающегося церкви и верующих, а также различным аспектам теории права на свободу вероисповедания, в рамках права на свободу совести уделялось внимание в трудах В.Д.Бонч-Бруевича, П.В.Гидулянова, В.Ф.Зыбковца, П.А.Красикова, И.А.Крывалева, И.Л.Лаврецкого, М.А.Новикова, М.М.Персица, Ф.М.Путинцева, М.А.Рейснера, П.И.Стучки, С.Г.Струмилина, Н.П.Фиолетова, М.И.Шахновича, М.М.Шеймана, Е.М.Ярославского.

Необходимость разработки нормативных актов и практического отделения церкви от государства и школы от церкви во многом объясняет тот интерес, который вызывали вопросы законодательства, касающегося церкви и верующих в первые годы Советской власти. л

С конца 50-х до конца 80-х они затрагивались в работах А.И.Барменкова, Н.П.Гаевой, М.Г.Кириченко, В.А.Куроедова, В.В.Клочкова, Ф.К.Лауринайтиса, А.С. Ловинюкова, Ю.А. Розенбаума, Ф. М. Рудинского, М.А. Шапиро и др. Они внесли много нового в разработку проблем определения свободы совести, отношения государства к верующим, гарантий свободы совести и т.п.

Вместе с тем проблемы теории права на свободу вероисповедания не получили должного внимания и развития в рамках свободы совести. В этой связи актуальным представляется исследование общественных отношений, складывающихся в сфере вероисповедания, тем более что с принятием нового закона возникли вопросы его реализации и процессуального механизма. В последние годы появляются новые имена и работы с нетрадиционным подходом к проблеме, но в основном это отдельные статьи в сборниках, таких как "На пути к свободе совести", "Религия и политика в современной России". Особенно выделяются работы А.А.Королева, А.В.Пчелинцева, Г.Г.Черемных. Обращают на себя внимание также и специальные издания, появившиеся в последние годы и освещающие проблемы свободы совести и свободы вероисповедания -информационно-аналитический журнал "Религия и право", издающийся Институтом религии и права и религиозно-политическое обозрение "Независимой газеты" - "НГ-религии".

Таким образом, актуальность выбранной темы вытекает как из острых практических потребностей в обеспечении права на свободу вероисповедания, так и из научной неразработанности этой сложной проблемы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является научная разработка проблемы осуществления права на свободу вероисповедания, комплексный анализ нового законодательства о религии и религиозных объединениях и механизма его реализации в условиях демократизации, правовых и политических реформ, а также подготовка на этой основе предложений, направленных на совершенствование российского законодательства.

Основными задачами исследования являются:

- оценка с учетом современных политических взглядов политико-правовой модели отношений государства и религиозных объединений;

- исследование теоретических положений, относящихся к понятиям свободы совести и свободы вероисповедания, их социального назначения, сущности и содержания;

- изучение изменений в правовом положении религиозных объединений;

- определение направлений дальнейшего совершенствования правового регулирования реализации права на свободу вероисповедания в деятельности религиозных организаций с учетом истории его развития и имеющегося опыта других стран в этой области.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что данная работа представляет собой комплексное исследование, важной с точки зрения прав человека, проблемы реализации права на свободу вероисповедания.

В зависимости от степени разработанности отдельных сторон этой общей проблемы, применительно к цели и задачам настоящего исследования, наиболее существенными новыми, выносимыми на защиту, являются следующие положения:

1. Появление впервые в истории нашей страны положения Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), объявляющего принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы, открывает не только возможность прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды, и возможность обращения в Европейский суд по правам человека, но и необходимость приведения понятий свободы совести и свободы вероисповеданий в соответствие с требованиями международных принципов и норм, разработанных мировым сообществом. Перечисление в одном ряду таких понятий как свобода мысли, совести, вероисповеданий и убеждений требует переосмысления этого права. Международные документы предлагают детальный анализ содержания права на свободу вероисповедания и убеждений, которые надо умело использовать для полной реализации принципа религиозных свобод в России.

2. Конституционное право граждан исповедывать любую религию предполагает две формы его реализации - индивидуальную и совместную (коллективную). Первая - сугубо личное отношение отдельного человека к сверхъестественному объекту своего поклонения, самостоятельная реализация религиозных убеждений. Это и есть свобода совести - внутреннее убеждение человека иметь или не иметь религиозные взгляды, что позволяет отнести ее к личным свободам, к исключительно делу совести человека. Вторая же форма - объективизация через деятельность религиозных организаций, удовлетворяющих или создающих условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, связана со свободой вероисповедания, как внешним проявлением этого чувства. Поскольку это вмешательство в дела других людей - это есть дело общественное, когда это чувство вырастает в форму организации, то оно уже затрагивает интересы другой, более могущественной организации - государства. То есть свобода вероисповедания - как раз то, что связано с взаимоотношениями государства и религиозных организаций, регулированием их деятельности. Поэтому расширение и обеспечение свободы верующих граждан закономерно обусловливает изменение юридического статуса религиозных организаций, обновление правового регулирования их деятельности в соответствии с современным пониманием сущности религии, ее роли в социальной жизни, прав человека, достигнутым уровнем политической и правовой культуры общества.

3. В условиях конституционно зафиксированного отделения от государства религиозных организаций правовое регулирование деятельности последних образует одну из ключевых форм государственно-конфессиональных отношений, что предопределяет повышенные требования к законодательству о религии и религиозных организациях, механизму его реализации. Недостатки такого регулирования способны в перспективе не только осложнить развитие государственно-конфессиональных отношений, но и исказить их политическую модель.

4. Объявление России светским государством и провозглашение невмешательства в определение гражданином своего отношения к религии и в деятельность религиозных объединений не означает их параллельного существования. Государство - высшая инстанция, устанавливающая статус и правила поведения для всех без исключения религиозных организаций, поэтому Закон должен четко урегулировать процесс их создания и регистрации, а также, в случае необходимости, процедуру ликвидации или запрета. Соответствующим правовым стандартам можно признать такой нормативный акт, который максимально сужает границы произвольного толкования и применения его положений исполнителями.

5. Важную роль в правовом регулировании деятельности религиозных организаций играет оптимальное определение статуса государственных учреждений по делам религии, сосредоточивающих кадры специалистов в области государственно-конфессиональных отношений. Необходимость в подобных учреждениях обусловлена политической и правовой сложностью вопросов свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций, требующих квалифицированного и законного их решения всеми государственными органами. Однако учреждения по делам религии, во избежание незаконного вмешательства в деятельность религиозных организаций, должны быть лишены управленческих и контрольных функций. Их предназначение - оказание государственным органам и религиозным организациям посреднических, консультационных, информационных и экспертных услуг.

Методология и методика диссертационного исследования, достоверность и обоснованность полученных результатов.

Общеметодологической основой настоящего диссертационного исследования является диалектический метод познания. Его использование позволяет рассматривать общественные отношения в изучаемой сфере как зависимый от реального состояния общества постоянно развивающийся социальный феномен.

В целях получения достоверных и научно-обоснованных результатов комплексно использовались такие методы, как исторический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурного анализа, статистический метод и методы конкретно-социологических исследований: опрос, анкетирование.

Юридической базой исследования стали международно-правовые документы, содержащие стандарты в области прав человека, Федеральные законы, подзаконные нормативные акты органов государственной власти РФ; законы ряда субъектов РФ, решения Конституционного Суда РФ, исторический опыт нормативного регулирования этих вопросов на различных этапах развития нашего государства, а также опыт зарубежных государств.

Проблемы, поставленные в диссертации, разрабатывались с учетом достижений философской, исторической, политологической, правовой и других отраслей науки. Использовались работы по религиоведению, социологии религии, религиозной психологии и истории, материалы периодической печати.

Все это позволяет комплексно рассматривать поставленные проблемы.

Теоретическая и практическая значимость исследования, его апробация. Теоретическое значение исследования, по мнению автора, состоит в разработке нового отношения к понятию свободы совести, права на свободу вероисповедания, дальнейшему развитию концепции реализации прав и свобод, расширению и повышению качества исследований в этой области.

Практическое значение исследования состоит в том, что собранный и проанализированный материал по истории отношений власти и церкви, сделанные выводы могут быть учтены органами законодательной и исполнительной власти, политическими партиями, общественными движениями при формировании принципов взаимоотношений с религиозными объединениями, при разработке и принятии законодательства о религиозных организациях, для практического использования при непосредственной реализации политики государства в отношении религии, церкви и верующих.

Содержащиеся в диссертационном исследовании теоретические выводы и практические предложения могут быть использованы:

- при проведении научных исследований в области конституционного права и прав человека;

- при разработке и совершенствовании законодательства

- в процессе преподавания;

- при подготовке учебных пособий;

Диссертация подготовлена на кафедре конституционного права юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Материалы диссертационного исследования, теоретические и практические выводы диссертации включались автором в лекции, прочитанные в различных вузах.

Важнейшие положения диссертации отражены в научных публикациях автора.

Структура и объем. Структура диссертации обусловлена характером исследования и логикой описания его результатов. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Вишнякова, Ирина Николаевна, 2000 год

1. Всеобщая декларация прав и свобод человека от 9 декабря 1948 г.//Права человека. Основные международные документы. М., 1990.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах.//Там же.

3. Декларация ООН от 25 ноября 1981 г. "О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убежден и й"//Там же.

4. Документ копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ.-М., 1990.

5. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

6. Федеральный закон Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях'У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №39. Ст.4465.

7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закоиа "О свободе совести и о религиозных объединениях'У/Российская газета, 16 декабря 1999 года.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.

9. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий'У/Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. Ст.240; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 5. Ст.346.

10. Федеральный закон "Об образовании'У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст.150.

11. Федеральный закон "Об общественных объединениях'У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст.1930.

12. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации'У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №47. Ст.4472.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

14. Распоряжение Президента РФ от 4 августа 1995 г. "Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации и его составе'У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст.3294.

15. Постановление Государственной Думы ФСРФ от 19 января 1996 г. "Об образовании комитетов Государственной Думы"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №4. Ст.258.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 130 "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций'У/Собрание Законодательства РФ. 1998. № 6. Ст.754.

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г., №565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №23.Ст.2560.

18. Распоряжение мэра Москвы от 24 мая 1999 г. № 523-РМ "О реализации в городе Москве отдельных положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях'7/Тверская, 13. 29 июля 4 августа. 1999. № 31.

19. Распоряжение мэра Москвы от 19 августа 1997 г. № 642-РМ "О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства Москвы с религиозными организациями города и упорядочению деятельности псевдорелигиозных организаций".

20. Закон Башкирской ССР от 18 июня 1991 г. "О свободе совести и религиозных организациях Башкирской ССР"//Советская Башкирия. 1991. 2 июля.

21. Закон Дагестанской АССР от 5 мая 1991 г. "О свободе совести и религиозных организациях'У/Дагестанская правда. 1991. 14 мая.

22. Закон Калмыцкой ССР Хальмг Тангч от 19 февраля 1992 г. "О свободе совести и вероисповеданий".

23. Закон Приморского края "О миссионерской деятельности на территории Приморского края".

24. Закон Тульской области от 24 ноября 1994 г. "О миссионерской (религиозной) деятельности на территории Тульской области".

25. Закон Тюменской области от 26 мая 1995 г. "О миссионерской деятельности иностранных религиозных миссий (миссионеров) на территории Тюменской области".

26. Закон Хабаровского края от 19 августа 1995 г. "О религиозной деятельности на территории Хабаровского края"//Тихоокеанская звезда. 1995. 19 августа.

27. Постановление Калининградской областной думы от 11 января 1996 г. "О религиозных объединениях, входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации, находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации".

28. Постановление Законодательного собрания Тверской области от 21 февраля 1995 г. "О религиозных объединениях, входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации, находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации".

29. Декларация о религиозной свободе, принятая 7 декабря 1965 г. XXI Вселенским собором в Ватикане.

30. Декларация прав и свобод человека и гражданина//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст.1865.

31. Основные государственные законы//Свод законов Российской империи. Т.1. -СПб., 1892.

32. Сборник законов о расколе и сектантах, разъясненных решениями правительственного Сената и священного Синода с приложениями. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1899.

33. Законы о вере и веротерпимости. Сборник. СПб., 1899.

34. Распределение населения Империи по главным вероисповеданиям. Разработано центральной статистической комиссией МВД по данным Первой всеобщей переписи населения 1847 года. СПб., 1901.

35. Государственная дума. Обзор и деятельность комиссий и отделов. Третий созыв. Сессия 1. СПб., 1908.

36. Законодательные акты переходного времени. 1904-1908. СПб., 1909.

37. Декрет СНК РСФСР от 31 (18) декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния"//СУ. 1917. № 11. Ст.160.

38. Декрет СНК РСФСР от 2 февраля (20 января) 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"//СУ. 1918. № 18. Ст.263.

39. Инструкция НКЮ РСФСР от 24 августа 1918 г. "О порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви'У/Известия ВЦИК Советов. 1918. № 186.

40. Декрет СНК РСФСР от 4 января 1919 г. "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям"//СУ РСФСР. 1919. № 17. Ст. 192.

41. Декрет СНК РСФСР от 14 декабря 1920 г. "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям"//СУ РСФСР. 1920. № 99. Ст.527.

42. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях"//СУ РСОСР. 1929. № 35. Ст.353.

43. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 г. "Об утверждении Положения о добровольных обществах и союзах"//СУ РСФСР. 1932. № 74. Ст.331.

44. Конституция РСФСР 1918 Г.//СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст.582.

45. Конституция РСФСР 1925 Г.//СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст.219.

46. Конституция СССР 1936 г. М., 1937.

47. Конституция СССР 197/ г. М„ 1977.

48. Конституция РСФСР 1978 г. М„ 1978.

49. Постановление XIV Всероссийского съезда Советов от vКонституции (Основного закона) РСФСР7/СУ РСФСР. 1929. №№47-48. Ст.495.

50. Постановление Совета Министров СССР от 10 января 1967 г. "О некоторых вопросах деятельности религиозных организаций в СССР"//Собрание действующего законодательства. Т.З. М., 1974.

51. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 г. "О внесении изменений в Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях"//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1975. № 27. Ст.572.

52. Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях'У/Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 41. Ст.813.

53. Закон РСФСР от 21 апреля 1992 г. "О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) РСФСР'У/Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 20. Ст. 1084.

54. Научная и справочная литература

55. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт.//Вестник МГУ. Серия 11: Право. 1999. № 1.

56. Азаров А.Я. Права человека: новое знание. М., 1995.

57. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1856-1904). СПб., 1997.

58. Арсеньев Н.С. О свободе и обязанностях гражданина. М., 1997.

59. Архимандрит Сильвестр. Современные искатели полной свободы совести перед судом православной церкви и государства (опыт критического решения этого вопроса). Харьков, 1903.

60. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М., 1979.

61. Барцевич В. Новый закон с позиции Римско-Католической Церкви//Религия и право. М„ 1998. № 3.

62. Белая книга: о нарушениях свободы совести в РФ (1994-1996). Общественный комитет защиты свободы совести: отв.ред. Левинсон Л.С. Долгопрудный: Аллегро-Пресс. 1997.

63. Беляев А.Д. Самодержавие и народовластие. Сергиев Посад, 1906.

64. Бердников И.С. Новое государство в его отношении к религии (к вопросу о свободе совести). Казань, 1906.

65. Бердников И.С. Наши новые законы и законопроекты о свободе совести. М., 1914.

66. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

67. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. М., 1973.

68. Введенский А.У. Очерк взаимоотношений церкви и государства (1918-1922). М., 1923.

69. Великович Л.Н. Проблемы свободы совести и современная идеологическая борьба. М., Знание, 1979.

70. Виноградов А.И. Свобода совести и религия. М., 1969.

71. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и "общее мнение" России александровской эпохи. Казань., 1997.

72. Воронцов Г.В. Конституция СССР о свободе совести. М., 1979.

73. Вэбб Ф. Отношение к свободе совести в России и США//Религия и право М 1998. №3.

74. Гегель Г.В. Философия права. М.: Мысль, 1990.

75. Гирман Ю.И. В чем сущность свободы совести? М., 1966.

76. Глушенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан: теория и практика. СПб.: Академия МВД России. 1998.

77. Гоббс Томас. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1930.

78. Гольдберг М.Н. Свободомыслие и атеизм в США (XVIII-XIX вв.). М.-Л., 1965.

79. Горец Е. О свободе веры. М., 1917.

80. Горичева Т.М. Об обновленчестве, экуменизме и "политграмотности" верующих: взгляд русского человека, живущего на Западе. СПб.: Сатис, 1997.

81. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX в.). М., Наука, 1969.

82. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М., 1992.

83. Дозорцев П.Н. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 1998.

84. Дозорцев П.Н. Конституционно-правовые основы свободы совести в России. -СПб., 1998.

85. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. Монография. СПб., 1998.

86. Дорженов С. Политика царского правительства в отношении ислама в конце XIX -начале XX вв. Ученые записки историко-юридического факультета Киргизского университета. Вып.8,1964.

87. Дюги Леон. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908.

88. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. -М„ 1983.

89. Естественные права человека: сб. материалов семинара Московско-Хельсинской группы "Права человека". Чистополь, июнь 1992. М., 1993.

90. За первый год вероисповедной свободы России. СПб., 1907.

91. Зуев Ю.П. Современное состояние религиозности и межконфессиональных отношений в России//Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1994.

92. Иванов Ю.А. Некоторые аспекты реализации свободы совести в условиях перестройки.//Свобода совести в СССР: социальные гарантии. М., 1990.

93. Игумен Арсений. О единодержавии. СПб., 1905.

94. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., 1993.

95. История политических учений. М., 1960.

96. Каширин П. О свободе совести. М., 1939.

97. Кипарисов В. О свободе совести. М., 1883.

98. Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985.

99. Клочков В.В. Религия, государство и право. М., 1978.

100. Клочков В.В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М., 1982.

101. Клочков В. В. Свобода вероисповедания в СССР: буржуазные пропагандистские вымыслы и действительность. //Социалистическая законность, 1988. № 3.

102. Кислицын И.М. Российский закон о свободе вероисповедания. Учебное пособие по спецкурсу. (Пермский госуниверситет им. А.М.Горького) Пермь, 1993.

103. Колесник Н.А., Фуров В,Г. Гражданственность и религиозная вера. Киев, 1985.

104. Комкова Г.Н. Конституционные вопросы свободы совести в СССР. Саратов, 1991.

105. Комментарий Конституции РФ. Под ред. Ю.В.Кудрявцева М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

106. Королев Г.Н. Правовое регулирование реализации прав военнослужащих на свободу вероисповедания. М., 1994.

107. Красиков П.А. Избранные атеистические произведения. М.: Мысль, 1970.

108. Криндач А.Д. Формирование нового конфессионального пространства в постсоветской России//Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. №№ 9-10.

109. Круглое А.А. Мы и религия. Минск, 1984.

110. Крылова Г А. Свобода совести на весах правосудия. М., 1998.

111. Кублицкая Е.А., Локосов В.В. Религия, церковь, верующие глазами социологов//Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1996. № 7.

112. Кудрина Т.А. Религия и образование//Религия, церковь в России и за рубежом. -М., 1994. №2.

113. Кудрявцев А.И. Новый ФЗ о свободе совести: достоинства и недостатки//Государство, церковь, религия. 1997. №№ 3-4.

114. Кузнецов Н.Д. Преобразования в русской церкви. Рассмотрение вопроса по официальным документам и в связи с потребностями жизни. М., 1906.

115. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. Статья "Проблема веротерпимости в трактовке французских гуманистов 2-ой половины XVI в.". М., 1997.

116. Кураев А.В. Православие и право: Церковь в светском государстве. М.: Сретенский монастырь, 1997.

117. Куров М.Н. Проблемы свободы совести в дореволюционной России. В кн. "Вопросы научного атеизма". Вып. 27. М., 1981.

118. Куроедов В.А. Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви. //Вопросы истории. 1973. № 9.

119. Куроедов В.А. Религия и закон. М., 1970.

120. Куроедов В.А. Религия и церковь в современном обществе. М., 1984.

121. Куроедов В.А. Советское государство и церковь. М., 1976.

122. Лауринайтис Ф.К. Государственно-правовое регулирование свободы совести в СССР. Минск, 1984.

123. Левинсон Л. Региональное законодательство и религиозная свобода//Религия и право. М., 1997. № 1.

124. Литвак Б. Б. Русское православие в XIX в.//Русское православие: вехи истории. -М„ 1989.

125. Ловинюков А.С. Закон СССР 1990 г. "О свободе совести и религиозных организациях'У/Советское государство и право. 1991. № 4.

126. Ловинюков А.С. Административно-правовая охрана свободы совести. М., 1994.

127. Ловинюков А.С. Свобода совести (анализ, практика, выводы)//Государство и право. 1995. № 1.

128. Логинов А.В. Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации 1 сентября 1997 г.//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. №№3-4.

129. Локк Джон. Избранные философские произведения в 2-х томах. Т.2. М., 1969.

130. Лукин Н.М. Церковь и государство. М., 1918.

131. Лупарев Г.П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (теория и практика). М., 1992.

132. Магружан Ф. Исторический декрет (20-летие отделения церкви от государства). -М„ 1938.

133. Манфред А.З. Общественно-политические идеи в 1815г.//Вопросы истории. 1966. №5.

134. Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство. Заметки историка религии.//На пути к свободе совести. М., 1989.

135. Механизм защиты прав человека в России. М., 1996.

136. Митрополит Филарет. Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных. М., 1906.

137. Михайлов Г.А. О религиозной ситуации в Российской Федерации//Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1994. № 1.

138. Монтескье Шарль. Избранные произведения. М., 1955.

139. Морозова А.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений//Государство и право. 1995. №2.

140. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е издание. М., 1985.

141. Одинцов М.И. Российское государство на пути к свободе совести//Религия и политика в современной России. М., 1997.

142. Одинцов М.И. Россия строит светское государство//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. №№ 3-4.

143. Орлов Д. Церковь и государство. СПб., 1910.

144. Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М., 1958.

145. Пинкевич С.С. Свобода совести в Российской империи накануне Первой Мировой войны//Религия, церковь в России и за рубежом. №№ 9-10. М., 1997.

146. Платонов Н.Ф. Православная церковь 1917-1939//Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Кн. V. М.-Л., 1961.

147. Подберезский И. Новое исполнение старой "симфонии'У/Религия и права человека. М., 1997.

148. Познышев С.В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. -М„ 1906.

149. Полосин B.C. Русская православная, церковь и государство (международно-правовые и политические аспекты 1971-1991). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политологических наук. М., 1993.

150. Полосин B.C. Легитимность власти и религиозный фактор (полемические заметки о прошлом, настоящем и будущем России)//Религия, церковь в России и за рубежом. 1997. №9-10.

151. Портнов А.В. Свобода совести. М., 1993.

152. Права человека в буржуазной доктрине и практике (статус, законодательство, механизм защиты). В 2-х частях. М., 1991.

153. Права человека в современной религиозной мысли Запада. Научно-аналитический обзор. М., 1992.

154. Права человека. Основные международные документы. М., 1990.

155. Право и политика современной России. М., 1996.

156. Православие в древней Руси. Л., 1989.

157. Православная церковь и евреи XIX-XX вв. М., 1994.

158. Предписания и распоряжения по Духовному ведомству Московской епархии с 1829 по 1869 гг. М., 1871.

159. Пчелинцев А.В. Религия и права человека//Религия и права человека. М.: Наука, 1996.

160. Пчелинцев А.В. Совет по делам религии: возврат к прошлому или шаг в будущее?//Религия и право. 1998. №1-2.

161. Пчелинцев А.В. Свобода совести и злоупотребление массовой информацией, защита чести, достоинства и деловой репутации. М., 1998.

162. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905.

163. Религиозные объединения в РФ. Справочник аппарата Совета Федерации ФС РФ. Составитель Иванченко С.И. М., 1994.

164. Религиозный диалог "Лицом к лицу". Международная конференция. 7-9 сентября 1993 г. -М., 1995.

165. Религия в советском обществе: причины сохранения и проблем преодоления. Сб. научных работ аспирантов. М., 1989.

166. Религия в СССР и современном мире. Информационный бюллетень по материалам зарубежных СМИ. М., 1991.

167. Религия и государство в современной России. Сб. докладов, прочитанных на семинарах Московского центра Карнеги в 1996-1997 гг. М., 1997.

168. Религия и демократия: на пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1993.

169. Религия и закон: конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сб. правовых актов с комментариями. М., 1996.

170. Религия и политика в современной России. М., 1997.

171. Религия и политика. От античности к эпохе просвещения. Сб. научно-методических статей. Смоленск, 1997.

172. Религия и права человока. На пути к свободе совести. Вып. 1,3.- М.: Наука, 1996.

173. Религия и церковь в истории России. Сб. статей по истории христианства. М., 1975.

174. Религия и церковь в капиталистических странах. М., 1977.

175. Религия, национальное согласие и возрождение России. Материалы конференции. М., 1993.

176. Религия, общество и государство в XX в. Материалы конференции. 22-25 октября 1991 г. -М„ 1991.

177. Религия, общество, государство. Материалы круглого стола. М., 1996.

178. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. Составитель Зуев Ю.И. М., 1996.

179. Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. М., 1959.

180. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985.

181. Рудинский Ф.М. Институт свободы совести по советскому государственному праву. М., 1963.

182. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР: конституционно-правовой аспект//Вопросы научного атеизма. Вып.27. 1981.

183. Рудинский Ф.М. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести//Советское государство и право. 1989. № 6.

184. Рудинский Ф.М., Шап фо М.А. Свобода совести и религии: международно-правовые пакты и национальное законодательство//Государство и право. 1992. №5.

185. Русская православная церковь 988-1988. Вып. 2. М., 1988.

186. Руффини Ф. Религиозная свобода. История идеи. СПб., 1914.

187. Свобода вероисповедания в пенитенциарной системе. Сб. материалов международного семинара. М., 1995.

188. Старообрядчество: культура, история, современность. М., 1996.

189. Сташевский М. Социалистическое государство и религиозные объединения: на материале европейских социалистических стран. Справочник. М., 1979.

190. Стрекозов В.Г., Королев Г.Н. Свобода вероисповедания и статус военнослужащего. Проблемы и суждения//Государство и право. 1994. № 5.

191. Тарновский Е. Четыре свободы. СПб., 1995.

192. Титов Н.Ю. Церковь в политической системе России 1-й половины XIX в. М., 1985.

193. Трофимчук Н.А. Нетрадиционные культы в России: особенности вероучений, социальная база и проблемы взаимодействия с государством//Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995. № 5.

194. Тысячелетие крещения Руси. Международная церковно-научная конференция.М„ 1989. ♦

195. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России: византийская модель и ее русское переосмысление. М., 1998.

196. Ушинский А. Современные идеи и православие. Изд. 2. СПб., 1857.

197. Филатов С. Нет свободы совести без свободы совести//На пути к свободе совести. М., 1989.

198. Франклин В. Избранные произведения. М., 1956.

199. Фруменкова Т.Г. Православная церковь и классовая борьба в России в период крепостничества (30е-50® гг. XIX в.). Л., 1986.

200. Фурман Д.Е. Религия, атеизм, перестройка//На пути к свободе совести. М., 1989.

201. Фуров В. Буржуазная конституция и свобода совести//Наука и религия. 1980. №№ 10-11.

202. Христианство и армия. Материалы международной конференции. М., 1994.

203. Церковь в истории России (IX-XX вв.). Критические очерки. М.: Наука, 1967.

204. Церковь и армия//Наука и религия. 1997. № 5.

205. Церковь и власть: реализация и перспективы взаимоотношений. Сб. "Вече". Вып. 9. СПб., 1997.

206. Церковь и государство. М., 1994.

207. Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях. -СПб., 1996.

208. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1996.

209. Шебатинский К. Исторический обзор форм отношений церкви и государства//Вера и разум". 1917. №№6-8.

210. Ширяев В.Н. Уголовно-правовая охрана религиозной свободы. СПб., 1907.

211. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993.

212. Эдельштейн Г. Из записок советского священника//На пути к свободе совести. -М.: Прогресс, 1989.

213. Яцкевич В.И. Краткие сведения о старообрядческом расколе и сектах в русской церкви с изложением действующего о них законодательства. М., 1900.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 87226