Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Кутеева, Неля Эдуардовна

  • Кутеева, Неля Эдуардовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Уфа
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 208
Кутеева, Неля Эдуардовна. Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Уфа. 2003. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кутеева, Неля Эдуардовна

Введение.

Глава 1. Интерпретация ницшеанской концепции личности в драматургии Ю. СУНила 1920-1925-х годов.

Глава 2. О'Нил и Стриндберг: проблемы психологии личности.

Глава 3. О'Нил и проблемы психоанализа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов»

В литературе первой половины XX века проблема личности становится важной составной частью процесса философского осмысления сущности бытия человека и проникновения вглубь психики индивида, что обусловлено обращением писателей к внутреннему миру личности, ее сознанию и подсознанию. В данной диссертации исследуется концепция личности в творчестве крупнейшего американского драматурга первой половины XX века Юджина Гладстона СУ Нила (1888 - 1953).

Предметом исследования в настоящей диссертации является концепция личности драматургического героя в творчестве Ю. О'Нила 1920-1925-х гг., сформировавшаяся под влиянием сложного комплекса философских, эстетических и нравственно-психологических взглядов драматурга, отражающих его интерес к философии Ф. Ницше, драматургии А. Стриндберга и психоанализу 3. Фрейда и К. Г. Юнга. Выбор конкретного временного отрезка в творчестве Ю. О'Нила не случаен: первая половина 1920-х гг. не только наиболее плодотворный период в творчестве драматурга, но и новый, в сравнении с ранним периодом, этап, характеризующийся идейно-философской и художественно-эстетической зрелостью его взгялов.

1920-е годы являются одним из самых ярких и динамичных периодов в истории американского театра. Большинство профессиональных театральных коллективов Америки в 1910-1920-е годы преимущественно были

К* сосредоточены в Нью-Йорке. Именно тогда, как отмечает Д. Уотермейер, «Бродвей» и «американский театр» стали фактически синонимичными терминами»1. Режиссеры Бродвея, как известно, в значительной степени руководствовались коммерческими принципами, часто в ущерб художественности, что не устраивало новое поколение театральных деятелей

Америки, к которым, собственно, и можно отнести Ю. СГНила.

С именем О'Нила связано появившееся в США в эти годы движение «малых театров», члены которого попытались противопоставить коммерческому театру Бродвея, включавшему в репертуар исключительно мелодрамы и комедии, так называемую «новую» драму, обращенную к самым животрепещущим проблемам современности. С первых шагов на драматургическом поприще Юджин (У Нил выступил как сторонник «некоммерческой», европейской «серьезной» драмы, представленной пьесами Г. Ибсена, А. Стриндберга, Б. Шоу.

Своеобразие формирования национального американского театра заключалось в негативном отношении к искусству пуританского сознания, что существенно тормозило развитие драмы. Затем, когда пуританское давление стало ослабевать, американский театр превратился в коммерческое предприятие, преследовавшее своей целью развлечение публики и получение прибыли. «Ни в XVIII, ни в XIX столетии драма не была важной частью американской литературы, - писал Джозеф Вуд Кратч, - и лишь к кануну первой мировой войны появились первые признаки, что она может стать таковой»2.

Представители американской прозы М. Твен, Т. Драйзер, Ш. Андерсон, С. Льюис уже к концу XIX - началу XX века заняли достойное место в литературе США. Определенного развития достигла к этому времени и поэзия Соединенных Штатов. И только театр, вплоть до начала XX века, продолжал выполнять развлекательную функцию.

К этому времени в США сложилась особая ситуация, характеризующаяся тем, что значительная часть театрального репертуара состояла из сценических переработок произведений европейской романной классики (Ч. Диккенс, В. Гюго, А. Дюма). Значительное отставание американского театра от европейского отнюдь не означало полного отсутствия в Америке серьезных драматических произведений. В литературном процессе рубежа Х1Х-ХХ веков уже начинали появляться отдельные авторы, поставившие целью не просто развлечение публики, но и критическое изображение пороков общества, отображение национальной истории страны, постановку социальных вопросов. Среди таких драматургов можно выделить Джеймса А. Херна (1839-1901), Бронсона Хоуарда (1842-1908) и Уильяма Хоуэллса (1837-1920), которые по праву считаются родоначальниками современной американской драмы, привнесшими в театр реализм. Следующее поколение американских драматургов, куда входили Огастес Томас (1857-1922), Клайд Фитч (1865-1909), Преси Маккэй (1875-1956), Джозефина Пибоди (1874-1922), подготовило почву для создания драмы нового типа, в которой, как, например, в произведениях О. Томаса, критика пороков американского общества имела уже не случайный характер, а являлась последовательным стремлением к исследованию социально-политических и психологических вопросов современности.

На рубеже веков в Европе, как известно, происходило развитие театрального искусства: зарождалась интеллектуальная (Г. Ибсен, Б. Шоу), символистская (М. Метерлинк), натуралистическая драма (Г. Гауптман), формировался модернистский театр. Американские драматурги не только интересовались достижениями европейского театра, но и стремились поднять американский театр до уровня европейского. Именно эта тенденция наблюдалась в США в 1910-х - начале 1920-х гг., когда даже на Бродвее стали появляться драмы, в основе которых лежали смелые эксперименты, выводившие их за узкие рамки коммерческой конъюнктуры. Социальные и психологические драмы Эдварда Шелдона («Негр», 1911), Сьюзен Гласпелл («Подавленные желания», 1912), передовые эксперименты Максуэлла Андерсена и Лоренса Столлингса («Цена славы», 1924), экспрессионистские пьесы Элмера Райса («Счетная машина», 1926) свидетельствовали о наступлении «театрального Ренессанса» в американской культуре. Творческая атмосфера, царившая вокруг «новой драмы», весьма благотворно повлияла на стремительное развитие американской драматургии, роль 0хНила в которой трудно переоценить.

Объектом исследования в диссертационной работе являются драматические произведения, написанные О"Нилом в период с 1920 по 1925 гг.: «Император Джонс» (The Emperor Jones, 1920) «Непохожий» (DifFrent, 1920), «Косматая обезьяна» (The Hairy Ape, 1921) «Первый человек» (The First Man, 1921), «Фонтан» (The Fountain, 1921-22), «Спаянные» (Welded, 1922-23), «Крылья даны всем Божьим детям» (All God's Chillun Got Wings, 1923), «Любовь под вязами» (Desire Under The Elms, 1924), «Марко-Миллионщик» (Marco Millions, 1923-25), «Великий Бог Браун» (The Great God Brown, 1925), «Лазарь смеялся» (Lazarus Laughed, 1025-27).

Необходимость рассмотрения творчества О'Нила 1920-1925 гг. обусловлена, во-первых, появлением в эти годы ярких, экспериментальных пьес, которые отличает принципиально новый взгляд на сущность концепции личности, связанный с попыткой глубокого философского осмысления и психологического проникновения в сущность проблемы трагического конфликта человека и мира. Во-вторых, целый ряд произведений этого периода («Непохожий», «Первый человек», «Спаянные») остался неизученным в отечественном литературоведении. Многие пьесы этого периода не переводились на русский язык и не ставились на отечественной сцене («Непохожий», «Первый человек», «Фонтан», «Спаянные», «Марко-Миллионщик», «Великий Бог Браун», «Лазарь смеялся»). Между тем, они представляют большой интерес в связи с глубиной и разнообразием поставленных в них проблем, а также различными экспериментами в области способов повествования.

В диссертации не рассматриваются пьесы «Анна Кристи» (Anna Christie, 1920) и «Золото» (Gold, 1920), окончательная редакция которых была завершена к началу 1920-го года, и которые были написаны в 1918 и 1919 гг. и назывались «Крис Кристоферсон» (Chris Christoferson, 1919) и «Там, где помечено крестом»

Where the Cross is Made, 1918); а также осуществленная драматургом инсценировка поэмы С. Т. Кольриджа «Старый моряк» (The Ancient Mariner, 1924).

Произведения, написанные во вторую половину 1920-х гг. также не входят в сферу данного исследования, так как определенные тенденции, наметившиеся в творчестве (УНила первой половины 1920-х гг. и связанные с эволюцией философских, эстетических и психологических взглядов драматурга, получили к середине десятилетия своеобразное завершение. В настоящую диссертацию не вошли драмы, написанные во вторую половину 1920-х гг., «Странная интерлюдия» (Strange Interlude, 1926-27), «Динамо» (Dynamo, 1928) и трилогия «Траур - участь Электры» (Mourning Becomes Electra, 1929-31).

Начиная с 1925 г. отношение О'Нила, к примеру, к психологии бессознательного вступает в новую стадию, что связанно с увеличением интереса к трудам 3. Фрейда (известно, что в 1925 г. О'Нил прочитал книги 3. Фрейда «По ту сторону принципа желания», «Психология группы», «Анализ Эго»). Используемый в пьесе «Странная интерлюдия» метод «потока сознания» и реплик «в сторону», ранее в драмах О"Нила не встречающийся, позволяет говорить о начале своеобразно нового типа эксперимента в области драматургической формы, что может стать предметом будущих исследований.

Творчеств Ю. (УНила стало предметом внимания исследователей, начиная с 1920-1930-е гг., именно тогда были написаны первые монографии Б.

1 Л f

Кларка, С. Уинтер и Р. Д. Скиннер. В дальнейшем в зарубежном литературоведении появлились фундаментальные исследования творчества

Ч A Q | Л

СУ Нила Э. Энджел , Ф. Карпентера , Д. Фальк , Д. Александер , А. и Б. Гелб ,

5 I i

Дж. Ралея , Дж. Гасснера , JI. Шеффера , Т. Богарда, для которых характерно изучение творчества драматурга с опорой преимущественно на биографию писателя.

Помимо монографических трудов, посвященных О'Нилу, существуют работы, ориентированные на изучение некоторых конкретных проблем. К примеру, вопросами художественной системы и драматургического конфликта О'Нила занимались Дж. В. Кратч15, В. Гедцес16, М. Уикандер17, X. Блум18. В исследованиях Э. Торнквиста19, Д. Уотермейера20, Н. Берлина21 разрабатываются некоторые аспекты, связанные с сущностью философских и эстетических взглядов драматурга. В ряде работ изучаются особенности творческого метода и языка о'ниловских произведений, сценических диалогов и образов (Дж. Чотии22, М. Мангейм23, Э. Торнквист24, Т. Тиусанен25). Анализ проблемы внутреннего конфликта в произведениях драматурга содержится в Л трудах К. Эйсена , М. JL Раналд . Изучением экспрессионистских приемов в пьесах (УНила занимались К. Блексбурн28 и С. Уинтер29. Несомненный интерес также представляет разработка проблемы национального характера «черных» американцев и ирландцев, осуществленная Э. Энджел и Э. Шонесси30, и исследование «восточной» тематики в творчестве О'Нила Дж. А. Робинсона31. Среди прочих, есть работы, посвященные исследованию влияния на творчество О'Нила философии Ницше (Э. Торнквист О. Каргилл, К. Дей), драматургии Стриндберга (К. Блексбурн и С. Уинтер) и психологии бессознательного (Дж. В. Кратч, Э. Бентли, Дж. Барлоу). При этом критики, рассматривая проблему влияния идей Ницше на творчество американского драматурга, ограничиваются общим обзором отдельных ницшеанских элементов в творчестве драматурга, не осуществляя подробного анализа пьес драматурга с учетом тех идей немецкого философа, которые оказали наиболее существенное воздействие на проблематику, конфликты и характеры о'ниловских драм. Подобные же тенденции обнаруживаются в вопросах, касающихся проблемы влияния психологии бессознательного на творчество драматурга. Исследователи констатируют факт наличия элементов фрейдизма и юнгианства в драматургии О'Нила и ограничиваются несколькими иллюстрациями из текстов драм, подтверждающих, в основном, идею совпадения образов, имен и сюжетных линий. Исследование пьес О'Нила с учетом более глубокого, нежели простое сюжетное сходство, влияния психоанализа на творчество драматурга в современной критике не проводилось. Можно назвать, пожалуй, лишь небольшую статью О. Каргилла «Точка сплава Юнга и Ницше», где в аспекте своеобразия психологических типов героев отмечается влияние психологии К. Г. Юнга и философии Ф. Ницше на произведения Ю. О'Нила «Великий Бог Браун» и «Лазарь смеялся».

В отечественном литературоведении общая характеристика творчества О'Нила содержится в трудах А. А. Аникста32, Я. Н. Засурского33, Г. П. Злобина34, А. С. Ромм35, Б. А. Смирнова36, Н. И. Самохвалова37. В 1970-е -начале 1980-х гг. в России появляется ряд диссертационных исследований, посвященных различным аспектам творчества американского драматурга. В частности, в работе Ю. Сохрякова38 о ранней драматургии Ю. О'Нила рассматриваются вопросы становления творческого метода драматурга; Н. Медведева39 изучает творчество О'Нила в процессе становления американской национальной драмы; С. Пинаев40 анализирует художественную структуру драм О'Нила, проблему конфликта и его драматургического воплощения, особенности драматургической техники; В. Шамина41 рассматривает связь произведений О'Нила с античной драмой, изучая мифологические аспекты его творчества. Исследованию экспрессионистских драм и проблеме национального характера в творчестве О'Нила посвящены диссертация и статьи Н. Каракчиевой42. Некоторые идейно-эстетические особенности драматургии О'Нила изучались в диссертациях С. Фатеевой43 и Е. Любимовой44.

Значительным трудом о жизни и творчестве драматурга в отечественном литературоведении является книга М. М. Кореневой «Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы» (1990)45, где рассматриваются биография и творчество писателя, изучаются проблемы, связанные с сущностью драматургического конфликта в пьесах О'Нила, с его пониманием трагического в искусстве и стремлением к созданию новой формы трагедии. Исходя из интенции о'ниловского презрения к коммерческому театру, с его ходульными сюжетами и клишированными интригами, М. Коренева обосновывает стремление драматурга к созданию новых форм, изменению характера сценического действия, нарушению привычного соотношения динамики и статики в спектакле, отмечает полифункциональность стержневых образов-символов в драмах О4 Нил а (образ тумана, разгневанного бога), изучает особенности языка и стиля драматурга.

В работе М. Кореневой уделяется большое внимание исторической эпохе, предшествующей появлению пьес Ю. О'Нила, описывается состояние театрального дела в Америке рубежа веков Х1Х-ХХ, подробно рассказывается о возникновении замысла, истории создания пьес, о процессе их постановки на сцене, о роли творческого окружения писателя (драматурги, актеры, продюсеры), о проблеме трагического в драматургии О'Нила. Подчеркивая роль театра как общественного института, зависящего «от социальных условий своего времени»46, М. Коренева изучает также процесс проникновения в американскую драму общественных проблем современности.

В отечественном литературоведении творчество Ю. О'Нила многие годы традиционно рассматривалось преимущественно с социальной точки зрения, в то время как вопросы влияния ницшеанской философии и психологии бессознательного в произведениях писателя оставались малоисследованными. Настаивая исключительно на социальной направленности о'ниловских произведений, авторы сводили проблематику его драм к обличению буржуазной морали и кризисных явлений современного общества. Возможно, причиной этого в определенной степени были идеологические запреты советского периода. М. Коренева, признавая факт влияния Ницше, практически не разрабатывает эту проблему, а Ю. Сохряков и И. Цимбал, рассматривая процесс становления мировоззрения и художественного метода СГНила, даже не упоминают Ницше в своих исследованиях. Вопрос о ницшеанском влиянии ставился в диссертациях В. Шаминой и С. Фатеевой. Однако исследователи существенно сужали проблему, опираясь исключительно на текст трагедии «Лазарь смеялся», не учитывая ницшеанских аллюзий в текстах других драм.

Между тем, за пределами внимания критиков остался широкий спектр проблем, связанных с мировоззрением драматурга, формированием и развитием его философских взглядов и их отражением в творчестве, со своеобразием концепции личности, нашедшей отражение в его произведениях первой половины 1920-х гг., которые, безусловно, требуют современного научного истолкования.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения ряда проблем в творчестве драматурга, оставшихся малоисследованными как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении. Прежде всего, мы имеем в виду обозначенную в диссертации концепцию личности, сформировавшуюся в творчестве писателя в первой половине 1920-х годов под влиянием философии Ф. Ницше, драматургии А. Стриндберга и психоаналитических трудов 3. Фрейда и К. Г. Юнга, и претерпевшую определенную эволюцию в драматургии писателя к середине 1920-х гг. Кроме того, в последнее десятилетие в отечественном литературоведении наблюдается недостаток новых исследований творчества писателя. Осуществляемый в диссертации анализ некоторых неизученных («Непохожий», «Первый человек», «Спаянные») и малоизученных («Фонтан», «Марко-Миллионщик») в отечественном литературоведении произведений О'Нила позволяет расширить представление о сущности авторской концепции личности и о творческих возможностях драматурга. В аспекте исследования своеобразия концепции личности драматурга возникает также необходимость пересмотра традиционной интерпретации некоторых известных произведений О'Нила («Косматая обезьяна», «Крылья даны всем Божьим детям», «Любовь под вязами»).

Целью диссертации является исследование концепции личности драматургического героя, сформировавшейся в творчестве Ю. СГНила 19201925-х гг., и анализ произведений писателя этого периода в аспекте интерпретации драматургом ницшеанской концепции личности, психологической концепции личности А. Стриндберга и теории бессознательного 3. Фрейда и К. Г. Юнга.

С учетом цели определились задачи диссертации, включающие в себя исследование своеобразия драматургических персонажей Ю. О'Нила, аккумулировавших в себе как личностные качества американского национального характера, с его особыми национальными, социальными, расовыми и психологическими признаками, так и черты ницшеанского типа личности, обладающего особыми качественными характеристиками, жизненными принципами, целевыми установками и психологическими доминантами. В диссертации уделяется большое внимание восприятию драматургом важнейших идей Ницше: идеи сверхчеловека, иллюзорности жизни, «вечного возвращения», аполлоновского и дионисийского начал, «дионисийского страдания».

Важнейшей задачей работы является также изучение процесса развития концепции личности драматургического героя Ю. О'Нила с учетом интереса драматурга к исследованию психологических факторов в характеристике личности, обусловленных влиянием теории «внутренней жизни» и концепции межличностных взаимоотношений А. Стриндберга: проблем семьи, брака как борьбы полов, супружества как «ада на земле». Анализ неисследованных в отечественном литературоведении драм «Непохожий» и «Спаянные» позволяет выявить своеобразное понимание трагического героя у О'Нила, раскрывающееся в выявленном писателем парадоксе психологической суверенности и одновременно социальной «неизолированности» личности, вынужденной сталкиваться с субъективной автономностью других личностей.

Большое внимание в диссертации уделяется рассмотрению психологического аспекта концепции личности драматургического героя Ю. О'Нила, определяющегося внутренним конфликтом сознания и подсознания личности, связанного с теорией личного и коллективного бессознательного 3. Фрейда и К. Г. Юнга. В диссертации проводится изучение роли сознательного и подсознательного в мотивировке поведения личности с учетом влияния теории Фрейда и Юнга о подсознании как определяющем факторе, формирующем «поведенческий стереотип» личности. Существенное внимание уделяется анализу ряда драм «Первый человек», «Крылья даны всем Божьим детям», «Любовь под вязами», «Марко-Миллионщик» в аспекте «коллективного» и «расового бессознательного» с учетом развития в них архетипических начал Юнга.

Методологической основой исследования являются труды М. М. Бахтина47, JI. С. Выготского48, JI. Я. Гинзбург49, В. М. Волькенштейна50, В. Е. Хализева51, Е. М. Мелетинского , рассматривающие разнообразные аспекты проблемы личности в литературе; а также работы Р. Спиллера53, В. JI. Паррингтона54, В. В. Брукса55, дающие обобщающее представление о литературном процессе США и об эволюции национального характера в американской литературе.

Научная новизна диссертации определена исследованием малоизученных сторон мировоззрения и творчества О'Нила, постановкой и решением принципиально новых проблем, связанных со своеобразием концепции личности драматургического героя в творчестве Ю (У Нила первой половины 1920-х гг. Впервые концепция личности драматурга рассматривается в русле интерпретации ницшеанской концепции сверхчеловека, ницшеанских идей аполлоновского и дионисийского начал, иллюзорности жизни, «вечного возвращения», «дионисийского страдания». В настоящей работе по-новому трактуется использование драматургом приема маски как средства передачи дуализма личности, ставшего следствием борьбы «человеческого» и «сверхчеловеческого» начал в сознании личности. Новым является также исследование непереведенных на русский язык и неизученных в отечественном литературоведении пьес «Непохожий», «Первый человек», «Спаянные» в аспекте рассмотрения внутреннего психологического конфликта в сознании личности и проблемы межличностного конфликта. В работе предложен новый подход к проблеме анализа женских характеров в творчестве О'Нила, обусловленный полемическим отношением драматурга к интерпретации женских характеров А. Стриндбергом, а также трактовкой роли женских образов драматурга с учетом психологии бессознательного.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается выбор предмета исследования, его цели и задачи, актуальность темы диссертации, ее научная новизна; рассматривается степень изученности в современном литературоведении основных проблем, вошедших в диссертацию; содержится краткое описание работы и формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Кутеева, Неля Эдуардовна

К заключению

1 О'Нил Ю. О трагедии// Писатели США о литературе. - М., 1982, с. 32.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кутеева, Неля Эдуардовна, 2003 год

1. Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка: Статьи. М.: Лабиринт, 2002. - 640 с.

2. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 423 с.

4. Брукс В. В. Писатель и американская жизнь: В 2 т.: Пер. с англ. / Послесл. М. Мендельсона. М.: Прогресс, 1971. - Т. 2. - 252 с.

5. Брэдли С. Возникновение современной драмы // Литературная история США: В 3 т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Спиллера и др. М.: Прогресс, 1977. - С. 82-100.

6. Ведерников А. Юджин О'Нил и Достоевский // Вопросы поэтики литературных жанров. М., 1977.- С. 67-77.

7. Волькенштейн В. Драматургия. М.: Советский писатель, 1969.- 335 с.

8. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1987. 576 с.

9. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 2 т. М., 1968.

10. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. — 222с.

11. Днепрова И. Проблема нравственного дуализма человеческой природы в поздней драматургии Ю. О'Нила и ее соотношение с художественным методом писателя // Некоторые филологические аспекты современной американистики.- М., 1978.

12. Засурский Я. Н. Американская литература XX века. М.: Изд-во МГУ, 1984. -504 с.

13. Злобин Г. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы XX века. М.: Худож. лит., 1985. - 333 с.

14. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.

15. История американской литературы / Под ред. Н. И. Самохвалова: В 2 ч. -М.: Просвещение, 1971.

16. Каракчиева К. Н. Американская экспрессионистская драма 20-х гг. XX в.: Дис. .канд. филол. наук. JL, 1980.

17. Каракчиева К. Н. «Волосатая обезьяна» О'Нила: (К вопросу об экспрессионизме в США) // XXIX Герценовские чтения. Литературоведение. Научные докл. Л., 1977.

18. Каракчиева К. Н. Проблема национального характера и «Американская мечта» в экспрессионистских драмах Ю. О'Нила 20-х гг.// Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. М., 1977. — С. 121-136.

19. Коренева М. М. Жизнь и творчество Ю. О'Нила в оценке критиков и биографов. 1970-е гг.: Обзор.- СХЛ, 1977, №2.

20. Коренева М. М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. -М.: Наука, 1990.-334 с.

21. Кратч Дж. В. Американская драма // Литературная история США: В 3 т. / Под ред. Р. Спиллера. М.: Прогресс, 1977-1979. - Т. 3. - С. 454-462.

22. Кратч Дж. В. Юджин О'Нил // Литературная история США:В 3 т. / Под ред. Р. Спиллера. М.: Прогресс, 1977-1979. - Т. 3. - С. 357-366.

23. Кутеева Н. Э. Иллюзия и реальность в драме Ю. О'Нила «Косматая обезьяна» // Проблемы филологии: Сб-к научных работ аспирантов, соискателей и молодых ученых. Часть 11./ Изд-е Башкирск. ун-та. Уфа, 2001. - С. 47-53.

24. Кутеева Н. Э. О'Нил и Ницше: концепция личности в пьесе «Лазарь смеялся» // Философская мысль. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001. - № 1. - С. 90-101.

25. Кутеева Н. Э. Проблема соотношения иллюзии и реальности в творчестве Ю. О'Нила // Американская литература и культура на пороге XXI века: Тез. докл. конференции. 3-10 декабря 1999 г. -М.: Изд-во МГУ, 1999. -С. 102-105.

26. Кутеева Н. Э., Морозкина Е. А. Экспрессионистский стиль в драме Ю. О'Нила «Косматая обезьяна» // Многомерность науки о языке: Материалы Всероссийской научной конференции. Бирск, 2001. — Часть11. — с. 90- 91.

27. Либман В. А. Американская литература в русской критике. Библиографический указатель. 1976-1980. М.: Наука, 1984. - 116 с.

28. Либман В. А. Американская литература в русских переводах и критике, 1766-1975: Библиография. М.: Наука, 1977. - 451 с.

29. Литература США XX века: Опыт типологического исследования. (Авторская позиция, конфликт, герой.) / Отв. ред. Я. Н. Засурский. М.: Наука, 1978.-565 с.

30. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т.: Пер. с англ. / Под. ред. Р. Спиллера и др.; Предисл. Я. Засурского. М.: Прогресс, 1977-1979.

31. Любимова Е. А. Ю. О'Нил и Джордж Крем Кук опыт творческого содружества // Проблемы зарубежного театра и театроведения. - М., 1977.

32. Любимова Е. А. Театр Юджина О'Нила: идейно-эстетические особенности поздней драматургии: Дис. .канд. филол. наук. М., 1982.

33. Ляликов Д. К критике юнгианских концепций художественного творчества // О современной буржуазной эстетике: Сб. ст. -М.: Искусство, 1963.

34. Медведева Н. П. О жанровом своеобразии пьесы Ю. О'Нила «Странная интерлюдия». Сб. научн. трудов Свердловского пед. института. Вып. (3) 19, 1979.

35. Медведева Н. П. Творческие искания О'Нила 20-х гг. и становление американской национальной драмы: Дис. .канд. филол. наук. Свердловск, 1973.

36. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах / Российский государственный гуманитарный университет. — М., 1994.- 136 с.

37. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. - 408 с.

38. Морозкина Е. А. Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже Х1Х-ХХ веков. Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1994. - 157 с.

39. Морозкина Е. А., Кутеева Н. Э. Философская концепция иллюзорности жизни: Ницше, Горький, О'Нил // Философская мысль, № 1-2 (3-4), Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 2001. С. 136-144.

40. Ницше Ф. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. К. А. Свасьян. — М.: Просвещение, 1993. 573 с.

41. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник / Пер. с нем. — Минск: «Попурри», 1997. 624 с.

42. О'Нил Ю. Библиографический указатель // Писатели зарубежных стран, Сост. Ю. Г. Фридштейн, отв. ред. В. А. Скороденко. М.: Книга, 1982. - 106 с.

43. О'Нил Ю. «Великий бог Браун» // Современная драматургия, № 2, 1998. — С. 212-239.

44. О'Нил Ю. «Император Джоунз» // Современная драматургия, № 2, 1999. — С. 166-176.

45. О'Нил Ю. Избранное: М.: Издательство «Гудьял-Пресс», 1999. 624 с.

46. О'Нил Ю. Перед завтраком // Драматург, №3,1994.- С. 231-238.

47. О'Нил Ю. Пьесы: В 2 т. / Сост. и вступ. ст. А. Аникста. М.: Искусство, 1971.

48. О'Нил Ю. Пьесы // О'Нил Ю. Пьесы; Уильяме Т. Пьесы; Эссе: М., 1985. С.27.426.

49. О'Нил Ю. Стихотворения // Иностранная литература, № 1, 1999. С. 73.

50. О'Нил Ю. Траур — участь Электры: Трилогия / Пер. В Алексеева; Под ред. В Маликова. — М.: Искусство, 1975. 230с.

51. Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа. Америка. Австралия: Лит.-библиогр. Справочник / Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит.; Под общ. ред. В. А. Скороденко. — 6-е изд., испр. и доп. Спб.: Азбука; М.: Тера, 1997.-688 с.

52. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли: Американская литература со времени ее возникновения до 1920-х гг.: В 3 т.: Пер. с англ.- М.: Изд-во Иностр. лит., 1963. Т. 3. - 602 с.

53. Пинаев С. М. Маска как условное средство драматизации в творчестве Ю. О'Нила // Литературные связи и проблема взаимовлияния. Горький, 1984.- С.28.29.

54. Пинаев С. М. «На дне» М. Горького и «Разносчик льда грядет Ю. О'Нила. К вопросу о проблематике и идейном своеобразии пьес // Вопросы горьковедения (Пьеса «На дне»). XXIX Герценовские чтения. Литературоведение, Научные доклады. Л., 1977.

55. Пинаев С. М. Трагическая символика Юджина О'Нила // Филологические науки.-М., 1989, №6.

56. Пинаев С.М. Художественная структура драм Ю. О'Нила (К проблеме конфликта и его драматургического воплощения): Дис. .канд. филол. наук. -Горький, 1978.

57. Пинаев С. М. Юджин Гладстон О'Нил: (К 100-летию со дня рождения). -М.: Знание, 1988.-64 с.

58. Писатели США: Краткие творческие биографии / Сост. и общ. ред. Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. М.: Радуга, 1990. — 624 с.

59. Писатели США о литературе: В 2 т. / Сост., Вступ. ст. А. Николюкина. М.: Прогресс, 1982.

60. Проблема характера в литературе зарубежных стран: Сб. научн. тр. / Свредл. пед. ин-т. Свердловск, 1988. - 128 с.

61. Проблемы истории литературы США. М.: Наука, 1964.

62. Ромм А. С. Американская драматургия первой половины XX века. JL: Искусство, 1978.-247 с.

63. Современная литература США / Под ред. Г. Злобина. М.: Наука, 1962.

64. Современное зарубежное литературоведение: Страны Западной Европы и США: концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / РАН Инст-т научн. информации по обществ, наукам. — 2-е изд., испр., доп. М.: Интрада - ИНИОН, 1999. - 319 с.

65. Страхов И. Психологический анализ в литуратурном творчестве. Саратов, 1973.

66. Стриндберг А. Избранные произведения: В 2 т. Пер. со швед. М.: Худ. лит., 1986.

67. Стриндберг А. Красная комната; Слово безумца в свою защиту; Одинокий: Романы: (Пер. со швед, и фр.). М.: Правда, 1989. - 636 с.

68. Сохряков Ю. Н. Ранняя драматургия Ю. О'Нила 1913-1924 гг. (К вопросу о становлении творческого метода): Дис. .канд. филол. наук. М., 1970.

69. Фатеева С. Философско-эстетические искания Юджина О'Нила: Дис. .канд. филол. наук. Киев, 1982.

70. Федоров А. А. Идейно-эстетические искания в английской литературе 80-90-х годов XIX в. и драматургия Г. Ибсена. Уфа: Башкирск. ун-т, 1987. - 76 с.

71. Философская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1970.

72. Фицджеральд Ф. Великий Гетсби; Ночь нежна: (Романы, новеллы, эссе). -Кишенев, 1981.

73. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб.: Питер, 2001. — 384 с.

74. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

75. Фридштейн Ю. Г. Горизонты творчества Юджина О'Нила // О'Нил Ю. Избранное. -М.: «Гудьял-Пресс», 1999. С. 5-18.

76. Фридштейн Ю. Странная увертюра // Современная драматургия, № 2, 1999. -С. 164-165.

77. Фромм Э. Бегство от свободы.- Мн.: «Попурри», 1998. 672с.

78. Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

79. Цимбал И. С. Театр Юджина О'Нила (1914-1924): Дис. .канд. филол. наук. -Л., 1977.

80. Шамина В. Б. Миф и американская драма (Ю. О'Нил «Траур участь Электры», Т. Уильяме «Орфей спускается в ад»): Дис. .канд. филол. наук. -М., 1979.

81. Шамина В. Б. Традиции американского романтизма в драматургии Ю. О'Нила // Романтизм и реализм в литературных взаимодействиях. Казань, 1982.

82. Швыдкой М. Американец между Западом и Востоком // Современная драматургия, № 2,1998. С. 212-213.

83. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 с.

84. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Просвещение, 1992. -477 с.

85. Шоу Б. Автобиографические заметки. Статьи. Письма. М., 1989.

86. Шоу Б. О драме и театре. М.:Изд-во Иностр. лит., 1963. - 640 с.

87. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / Ред.-сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич. -М^: Мартис, 1995.-320.

88. Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. ; Под общ. ред. В. В. Зеленского. — Минск: «Попурри», 1998. — 656 с.

89. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

90. Юнг К. Г. Проблема души современного человека // Философские науки. -М.- 1989.-№8.

91. Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество// Самосознание европейской культуры.-М., 1991.* *

92. Alexander D. Eugene O'Neill's Creative Struggle: The Decisive Decade, 19241933. University Park : Perm State University Press, 1922.

93. Atkinson J. Eugene O'Neill: A Descriptive Bibliography. University of Pittsburgh Press, 1974.

94. Barlow J. E. Final Acts : The Creation of Three Later O'Neill Plays. Athens : University of Georgia Press, 1988.

95. Barlow J. E. O'Neill's Female Characters // The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. - P. 164-177.

96. Barlow J. E. O'Neill's Shakespeare. Ann Arbor : University of Michigan Press, 1933.

97. Berlin N. Eugene O'Neill. N.Y.: St. Martin's Press, 1988.

98. Berlin N. The Late Plays // The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. -Cambridge University Press, 1998. P. 82-95.

99. Black S. A. "Celebrant of loss": Eugene O'Neill 1888-1953 // The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. - P. 4-17.

100. Blackburn C. Continental Influences on Eugene O'Neill's Expressionistic Dramas // American Literature, 13 (May). Ohio State University, 1941. - P. 109134.

101. Bloom H. Ed. Eugene O'Neill. -N. Y.: Chelsea House, 1987.

102. Bloom H. Eugene O'Neill's "Long Day's Journey Into night". — N. Y. : Chelsea House, 1988.

103. Bloom H. Eugene O'Neill's "The Iceman Cometh". N. Y. : Chelsea House, 1987.

104. Broussard L. American Drama. Contemporary allegory. From Eugene O'Neill to Tennessee Williams. Norman, 1963.

105. Bogard T. Contour in Time: The Plays of Eugene O'Neill. Revised ed. N. Y.: Oxford University Press, 1988.

106. Bogard T. The Eugene O'Neill Songbook. Ann Arbor, Michigan : UMI Research Press, 1988.

107. Boulton A. Part of Long Stoiy. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1958.

108. Broun H. The Imperor Jones // O'Neill and His Plays: Four Decades of Criticism. Ed. ву О. Cargill. N.Y.: 1961. - P. 144-146.

109. Broussard L. American drama. Contemporary allegory. From Eugene O'Neill to Tennessee Williams. Norman, 1963.

110. The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Ed. by M. Mangeim. Cambridge University Press, 1998. - 256 p.

111. Cargill O. Fusion-Point of Jung and Nietzsche // O'Neill and his Plays: Four Decades of Criticism. Ed. ву О. Cargill. N. Y., 1961. - P. 408-414.

112. Eugene O'Neill and his Plays. A survey of his life and works. London, 1962.

113. Carpenter F. I. Eugene O'Neill. N.Y.: Twayne Publishers, 1957; reversed edition, 1979.

114. Chabrowe L. Ritual and Pathos : The Theatre of Eugene O'Neill. Lewiburg, Pensylvania: Bucknell University Press, 1976.

115. Chothia J. Forging a Language : A Study of the Plays of Eugene O'Neill. -Cambridge University Press, 1979.

116. Chothia J. Trying to Write The Family Play: Autobiography and The Dramatic Imagination // The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. - P. 192-205.

117. Clark В. H. Eugene O'Neill. N.Y.: Robert McBride, 1927.

118. Clark В. H. Eugene O'Neill: The Man and his Plays. N.Y.: Dover Publications, 1947.

119. Clark В. H. and Sanborn R. A Bibliography of the Works of Eugene O'Neill Together with Collrcted Poems of Eudene O'Neill. London: Benjamen Bloom, 1965.

120. Cunningham F. Sidney Lumet: Film and Literary Vision. Lexington: University of Kentucky Press, 1991.

121. Day C. Amor Fati: O'Neill's Lazarus as Supermen and Savior // O'Neill and his Plays. Four Decades of Criticism. Ed. ву О. Cargill. N. Y., 1961. - P. 72-81.

122. Dickinson Т. H. Playwrights of New American Theatre. -N. Y., 1925.

123. Discussions of Modern American Drama. Boston, 1966.

124. Dymkowsky Ch. Biographical Sketch of Eugene O'Neill // O'Neill E. Long Day's Journey Into Night. London: Nick Hern Books, 1993.

125. Eisen K. The Inner Strength of Opposites: O'Neill's Novelistic Drama and the Melodramatic Imagination. Athens: University of Georgia Press, 1994.

126. Eisen K. O'Neill on screen // The Cambridge Companion to Eugene O'Neill.-Cambridge: Cambridge University Press, 1998. P. 116-134.

127. Engel E. A. The Haunted Heroes of Eugene O'Neill. Cambridge: Cambridge University Press, 1953.

128. Estrin W. M. Conversations with Eugene O'Neill. Jackson and London: University of Mississipi Press, 1990.

129. Eugene O'Neill and his Plays: A Survey of His Life and Works. Ed. by O. Cargill. London, 1962.

130. Falk D. V. Eugene O'Neill and the Tragic Tention: An Interpretive Study of the Plays. New Brunswick, N. J.: Rutgers University Press, 1958.

131. Floyd V. Ed. Eugene O'Neill: A World View. -N.Y.: Frederick Ungar, 1979.

132. Floyd V. Ed. Eugene O'Neill at Work: Newly Released Ideas for Plays. N. Y.: Frederik Ungar, 1981.

133. Floyd V. Ed. The Plays pf Eugene O'Neill: A New Assessment. N.Y.: Frederick Ungar, 1984.

134. Frenz H. Eugene O'Neill. -N.Y.: Frederick Ungar, 1971.

135. Frenz H. And Susan Tuck, eds., Eugene O'Neill's Critics: Voices from Abroad. -Carbondale: Southern Illinois University Press, 1984.

136. Gallup D. "A Tale of Possessors Self-dispossessed" // The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. — p. 178-191.

137. Gassner J. Eugene O'Neill. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1965.

138. Gassner J. Ed. O'Neill: A Collection of Critical Essays. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hill, 1964.

139. Gassner J. Masters of the Drama. N. Y., 1940.

140. Geddes V. The Melodramadness of Eugene O'Neill. Brookfield, Conn.: The Brookfield Players, 1934; reprinted by Folcroft, Pennsilvania: The Folcroft Press, 1973; and Norwood, Pennsilvania: The Norwood Press, 1977.

141. Gelb A. And Gelb B. O'Neill. N. Y., 1964, or N. Y.: Harper, 1960.

142. Gassner L. Eugene O'Neill.-Minneapolis, 1965.

143. Larner D. O'Neill's Fear and Pity: the Dionysian Living Death // www.eoneill.com.

144. Leech C. O'Neill. Edinburgh - L., 1963.

145. Manheim M. Eugene O'Neill's Language of Kinship. Syracuse: N.Y.: Syracuse Universaty Press, 1982.

146. Manheim M. O'Neill's Criticism // The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. - P. 236-243.

147. Manheim M. The Stature of Long Day's Journey IntoNight II The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. — P. 206-216.

148. Miller I. Y. Eugene O'Neill and the American critic. London, 1962.

149. Nethercott A. The Psichoanalizing of Eugeme O'Neill // Modern Drama, 3 (December). 1960.-P. 97-126.

150. Morozkina E. Dreiser and Schopenhauer: The Concept of "Desire"// Dreiser Studies, vol. 28, № 2, 1998.

151. Muchnic H. Circe's Swine: Plays by Gorky and O'Neill // O'Neill and His Plays. Four decades of criticism. Ed. by O. Cargill. N. Y., 1961. P. 99-109.

152. Murphy B. O'Neill's America: The Strenge Interlude Between The Wars // The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. -P.135-147.

153. O'Neill and his plays. Four decades of criticism. Ed. by O. Cargill. N. Y., 1961.

154. O'Neill E. A collection of critical essays. Ed. by John Gassner. Englewood: Cliffs, 1964.

155. O'Neill E. Complete Playsl: In 3 vol. Ed. with notes by Trevis Bogard. -N. Y.: The Library of America, 1988.

156. O'Neill E. Long Day's Journey Into Night. London: Nick Hern Books, 1993.

157. O'Neill E. Memoranda on Masks // O'Neill and His Plays: Four decades of criticism. Ed. by O. Cargill. N. Y., 1961.

158. O'Neill E. The Plays: In 3 vol. New York: Random Hous, 1928-1934.

159. Parks E. W. Eugene O'Neill's Quest // Discussions of Modern American Drama. Boston, 1966.-P. 96-105.

160. Quinn A. G. Eugene O'Neill // Discussions of Modern American Drama. -Boston, 1966.

161. Quinn H. A. A History of the American Drama from the Civil War to the Present Day, vol. 11.- N.Y.: Harper, 1937.

162. Raleigh J. H. The Plays of Eugene O'Neill.- Carbondale: 111. University Press, 1965.-304 p.

163. Ranald M. L. The Eugene O'Neill Companion. -Westport, Conn., and London: Greenwood, 1984.

164. Ranald M. L. From Trial to Triumph: The early Plays //The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. — P. 51 -68.

165. Robinson J. A. The Middle Plays// The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. - P. 69-81.

166. Shaughnessy E. L. Eugene O'Neill in Ireland: The Critical Reception. N.Y., L. & Westport, Con.: Greenwood Press, 1988.

167. Shaughnessy E. L. O'Neill's African and Irish-Americans: Stereotypes or "Faithful Realism"? // The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998.-P. 148-163.

168. SheafFer L. O'Neill: Son and Playwright. London: Dent, 1968.

169. Sheaffer L. O'Neill: Son and Artist. London: Paul Elek, 1973.

170. Skinner R. D. Eugene O'Neill. A Poet's Guest. N. Y., 1964.

171. Tiusanen T. O'Neill's Scenic Images. Princeton University Press, 1968.

172. Tornqvist E. A Drama of Souls: O'Neill's Studies in Supernaturalistic Techique. Yale University Press, 1988.

173. Tornqvist E. Ibsen and O'Neill: A Study in Influence // Scandinavian Studies, vol. 37,1. Menasha, 1965. - P. 211-235.

174. Tornqvist E. Nietzsche and O'Neill: A Study in Affinity // Orbis Litterarum. — Copenhagen: University of Odens, 23, 1968. P. 97-126.

175. Tornqvist E. O'Neill's Philosophical and Literary Paragons// The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. - P. 18-32.

176. Trilling L. Eugene O'Neill // Discussions of Modern American Drama. Boston, 1966.-P. 18-22.

177. Wainscott R. Notable American Stage Production // The Cembridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1988. - P. 96-115.

178. Watermeier J. D. O'Neill and Theatre of his Time // The Cembridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1988. - P. 33-50.

179. Wikander M. H. O'Neill and Cult of Sincerity //The Cambridge Companion to Eugene O'Neill. Cambridge University Press, 1998. - P. 217-235.

180. Winter S. Eugene O'Neill: A Critical Study.- N.Y.: 1961.

181. Winter S. Strindberg and O'Neill: A Study of Influence // Scandinavian Studies, vol. 31,3.-Menasha, 1965.-P. 103-120.

182. Westgate J. Ch. Stumbling Amind the Ruins: Yank's Absurd Inheritance in the Hairy Ape // www.eoneill.com.

183. Woolcot A. Beyond the Horizon // O'Neill and His Plays: Four Decades of Criticism. N.Y., 1961.-P. 135-139.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.