Космологические представления осетин: Исторический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Тменов, Анатолий Витальевич

  • Тменов, Анатолий Витальевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 178
Тменов, Анатолий Витальевич. Космологические представления осетин: Исторический аспект: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владикавказ. 2005. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Тменов, Анатолий Витальевич

Введение

Глава 1. Представления о Вселенной t 1.1. Сотворение мира. Земля и Небо

1.2. Солнце

1.3. Луна

1.4. Звезды

Глава 2. Космические явления и взаимосвязи Человека с Небом

2.1. Гало

2.2. Затмения

2.3. Кометы и метеориты

2.4. Контакты с небожителями

2.5. Шамбала

2.6. Левитация и телекинез

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Космологические представления осетин: Исторический аспект»

История осетин уходит своими корнями в глухую древность. В их этногенезе выдающуюся роль сыграли носители кобанской культуры - земледельцы, скотоводы и прекрасные металлурги (об этнической принадлежности которых по сей день продолжают спорить историки), а также кочевой ираноязычный компонент в лице скифов, сарматов, алан. Волею исторических судеб, и, не в последнюю очередь, в результате монголо-татарского нашествия и сокрушительных походов Тимура, осетины были вынуждены покинуть плодородные равнины Центрального Предкавказья и расселиться в суровых горных теснинах по обе стороны Главного Кавказского хребта, на территории, давно и успешно освоенной их предками. Именно здесь, в горах, протекал завершающий этап формирования осетинского народа, сложения его материальной и духовной культуры, весьма своеобразной и достаточно сложной.

Степи Северного Кавказа и Северного Причерноморья на протяжении многих веков были ареной непрерывных этнических передвижений, в которых самое активное участие принимали ираноязычные племена. Имеет, видимо, смысл напомнить о безудержных походах скифов в Переднюю Азию и Закавказье, сарматов и алан - на Запад и в Закавказье и т.д. Благодаря этим походам и оседанию на новых землях, предки осетин длительное время общались со многими народами Старого Света, перенимали их культуру и сами делились своими достижениями в области металлургии, военного искусства и пр. Это был обоюдный процесс, оказавший, в конечном итоге, положительное воздействие на развитие национальной культуры осетинского народа как на начальном ее этапе, так и в последующем.

Богатая событиями история осетин и их предков получила, к сожалению, довольно слабое освещение в письменных источниках, а целый ряд основополагающих моментов вообще выпал из поля зрения последних. К тому же многие античные и средневековые авторы, писавшие о скифах и сарматах, аланах и осетинах, зачастую приводили в своих трактатах искаженные и тенденциозные сведения об их быте и нравах, политической истории, социально-экономических отношениях, культурной жизни. Подобная направленность в изложении фактического материала имеет место и в некоторых современных публикациях, несмотря на то, что историческая наука со времен Геродота продвинулась далеко вперед. Стиранию «белых пятен» осетинской истории, воссозданию научно обоснованной и достоверной картины, живописующей прошлое героического народа, бесспорно, способствуют данные археолого-этнографических изысканий, которые в сочетании с лингвистическими, фольклорными и другими источниками раскрывают перед исследователями невообразимое поле деятельности.

Сказанное имеет прямое отношение и к проблемам духовной культуры осетин и их предков, соседей и представителей более отдаленных регионов. В первую очередь, это связано с идеологическими (религиозными) представлениями интересующих нас этносов, незасвидетельствованными (или частично отраженными) в памятниках материальной культуры, в фольклоре, и исторических источниках. Важное место в напластовании взглядов на роль и значение, воздействие на этнографическую обрядность, манеру поведения (этику) и т.п. занимали космологические представления. Искренне ощущая себя детьми Матери-Природы, наши предки зачастую забывали о присущем им прагматизме и обожествляли все, что даровали им мир и спокойствие или, напротив, сулило беды и несчастья. Мифы и предания о сотворении Вселенной, антропоморфиза-ция Солнца и Луны, звезд, комет и т.д. воплощались в эпической (и сказочной) форме, обрастали понятными и образными символами, и даже сакральностью. Вникая в тонкости данной константы, мы не можем не отметить, что представления о Космосе, как наивысшей субстанции мироздания, зачастую были определяющими в жизни пращуров. Проникновение в суть данных нюансов мировоззрения, упрочения духовных начал, а также миропорядка и определяют актуальность исследуемой темы.

В последние десятилетия минувшего (XX) века учеными-кавказоведами при освещении проблем древней и средневековой истории осетин особо пристальное внимание уделяется памятникам устного народного творчества, прежде всего богатырского нартского (нартовского) эпоса, поскольку именно они дают возможность ответить на вопросы, поставленные исторической наукой. В трудах В.И. Абаева, Б.А. Алборова, Ж.Дюмезиля, А.Х. Бязрова, Т.А. Гуриева, В.А.Кузнецова, Ю.С. Гаглойти, З.В. Абаевой, Р.С. Кабисова, Ю.А. Дзиццойти и многих других авторов доказана самобытность и историчность осетинского фольклора, его непреходящая ценность как источника, повествующего о «делах давно минувших дней». Следует согласиться с тезисом корифея осетиноведения В.И. Абаева, утверждавшего, что «осетины народ большого и сурового опыта, закаленный в водовороте этнических передвижений на рубеже Европы и Азии, чья жизнь была в прошлом полна событий и бранных дел, - такой народ должен быть особенно расположен к эпическому творчеству. А если этот народ не имел письменности и письменной истории, то устный эпос заменял для него все: и литературу, и историю, и школу житейской мудрости».

Вышеупомянутые авторы пытались решить (и решили) многие вопросы, связанные с осетинским (северокавказским) фольклором, исторической, литературоведческой, лингвистической интерпретации последнего. Безусловно, вклад каждого из них в осетиноведение (общее кавказоведение) определялся научной значимостью разрабатываемой авторами тематики. Вместе с тем, труды их можно достаточно четко подразделить на три группы:

1.) исследования фольклористов, нартоведов (В.И. Абаев, Ж.Дюмезиль, А.Х. Бязров, Т.А. Гуриев, Ю.А. Дзиццойти, У.Б. Далгат, В.Ф. Миллер и др.) [1], в которых рассмотрены проблемы истории северокавказского фольклора, основные сюжетные направления, циклы, образы, языковые особенности и т.д. В том же ряду основополагающих трудов стоят работы грандов отечественной и зарубежной фольклористики (А.Ф. Лосев, В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг, М. Элиаде, М.И. Стеблин-Каменский, Р. Грейвс, И.В. Шталь, Я.Э. Голосовкер и др.) [2]; анализ их сочинений позволяет выявить общие закономерности развития и построения осетинского фольклора, определить его место в мировой культуре;

2.) исследования историков, археологов, этнографов (Ю.С. Гаглойти, В.А. Кузнецов, Б.А. Калоев, ЕМ. Крупнов, А.Х. Магометов, Л.А. Чибиров, Ф.Х. Гутнов, Р.С. Бзаров, А.А. Туаллагов, А.В. Дарчиев и др.) [3], в которых убедительно доказывается историзм эпоса (фольклора в целом), его соответствие многим конкретным реалиям, связь с историко-политическими событиями, происходившими на Северном Кавказе в древности и средневековье. Наряду с трудами указанных авторов нами использованы основополагающие работы выдающихся ученых (Б.А. Рыбаков, А.Я. Гуревич, Ж. Ле Гофф, Г.П. Снесарев, Ж. Делюмо, Е.М. Штаерман, Э. Шефер и др.) [4], позволившие осмыслить и интерпретировать интересующий нас материал;

3.) исследования искусствоведов, архитекторов, географов, специалистов иных профилей (Л.А. Перфильева, К. Попов, С.Д. Сулименко, И.П. Щеб-лыкин, Г. Шурц, М.И. Шахнович и др.), прямо или косвенно затрагивающие разрабатываемую нами тему [5].

Разумеется, предлагаемый нами историографический обзор в той или иной мере свидетельствует о степени изученности поднятой проблемы и помогает ответить на ряд вопросов, выпавших из поля зрения ученых, связанных, в частности, с космологическими представлениями осетин, их предков и ближайших соседей. Для более полного освещения темы автором использована не только научная, но и научно-популярная литература, словари, энциклопедии, справочники, газетно-журнальные публикации, иллюстрирующие, а порой и аргументирующие обозначенные в работе тезисы.

Важную, если не главную, часть любого исследования составляют источники, на которых оно базируется. Хотя исторические события, отображением коих являются сюжеты нартского (нартовского) эпоса, полностью еще не исследованы (чему существенно мешает отсутствие академического издания многих текстов), мы, тем не менее, имеем возможность взглянуть под несколько иным углом зрения на прошлое осетинского народа, включая и его духовную культуру. «Возникнув как эпос родового строя, нартские сказания развивались в течение многих столетий и достаточно ярко отразили изменения, происходившие на этот период материальной жизни и общественных отношений осетин» [6]. Суровые условия жизни, участие в кровопролитных войнах с внешними врагами, столкновения в межплеменных распрях не могли не выработать у них совершенно определенной, специфической направленности поэтического творчества. Нарты - прежде всего олицетворение воинственного. Вся их жизнь - это борьба с враждебными силами, в которой они не ведают ни страха, ни сомнений. Они побеждают не только силой и храбростью, но и умом и находчивостью, а когда поражение становится неизбежным, предпочитают славную гибель вечному позору. О нартах, устами которых говорят предки осетин, можно сказать словами К. Маркса и Ф. Энгельса о древних греках, что они были стихийными материалистами и наивными диалектиками, воспринимавшими реальное существование мира как нечто само собой разумеющееся [7].

Источниковую базу исследования составляют фольклорные материалы, опубликованные исторические источники, данные этнографии, археологии, лингвистики и т.д.

Задача наиболее полного изучения выдвинутой проблемы определила необходимость детально анализа текстов нартских (нартовских) сказаний осетин и других народов Кавказа, мифологических преданий, сказок, песен, пословиц и поговорок, отражающих космологические представления их создателей. Для сопоставления автором использованы произведения устного народного творчества народов Передней Азии, Индии, Китая и других стран. В совокупности они позволяют воссоздать относительно цельную картину духовной жизни ойкумены, очерченной понятиями людьми древности и средневековья. Исторические источники (Геродот, Цицерон, Плиний, Лукиан, Лев Диакон и др., русские летописи, грузинские хроники и пр.) в большинстве случаев подтверждают реальность описываемых в фольклорных произведениях событий, а также высказанные нами положения. Красочное отражение космологические представления нашли в этнографическом быту, религиозных верованиях и обрядности северокавказских горцев. По мере необходимости в предлагаемом исследовании использованы и эти материалы.

В осетинском фольклоре (и прежде всего в нартском эпосе) в полной мере обрисованы взаимоотношения Человека и Природы. Изучение содержащихся в нем данных позволяет расширить диапазон нашей работы, обратить внимание на поведение людей внутри единой гео-биологической системы, господствующей на Земле и получившей, по В.И. Вернадскому, наименование Ноосферы. Согласно утверждениям последнего, Ноосфера является новой, высшей стадией биосферы, связанной в возникновением и развитием в ней человечества [8],; а внутри социума - материальной и духовной культуры, в том числе и космологических представлений.

Новизна и теоретическая значимость исследования определена в нижеследующих тезисах. Так, сказанное позволяет нам рассматривать достаточно хорошо известный читателю фольклорный материал в ракурсе социологических и исторических реалий. В своей работе мы останавливаемся на анализе и интерпретации не только академических, но и сводных текстов сказаний героического эпоса и прочих произведений устного народного творчества осетин и их соседей в сопоставлении с аналогичными источниками других народов мира. Бесспорно, академические издания вызывают больше доверия у специалистов, но и сводные фольклорные тексты, на наш взгляд, нельзя сбрасывать со счетов, ибо в той или иной форме они все же соответствуют первооснове, которую вложили в них уста сказителей. Впрочем, у каждого фольклориста либо историка сложилось свое особое и, не отрицаем, справедливое мнение. В наши задачи не входит опровержение этих различных точек зрения, все гораздо проще: осетинский фольклор явился той стартовой ступенью, благодаря которой мы получаем возможность, проникнуть в глубины мирового фольклора, истории народов, его создавших. Соответственно, автор уповает на то, что знакомство с приведенным материалом (зачастую хрестоматийного характера) расширит кругозор учащихся средних школ, студентов техникумов и вузов, позволит всем интересующимся означенными проблемами окунуться в волшебный мир сказки и найти в нем рациональное зерно.

Авторы не интерпретируют эпос, сказку, миф, исподволь освещаемые в работе, как историческую хронику. Однако, насыщающие их данные вполне историчны, и это должно быть объяснено с позиций современной науки. Говоря словами В.Я. Проппа, подобная попытка " может быть сравнима с разведочной экспедицией в неизвестные еще земли. Мы отмечаем залежи, чертим схематические карты, подробная же разработка каждой из залежей должна быть делом будущего. Дальнейшим этапом может быть детальная разработка отдельных мотивов, но уже без изоляции от целого. На данном этапе нашей науки важнее узнать связь явлений, чем детально разработать каждое явление в отдельности

9]

Прекрасным подтверждением вышеприведенному тезису является то, что в трудах корифеев нартоведения В.И. Абаева, Ж. Дюмезиля, цельного ряда других исследователей неоднократно затрагивались, хоть и вскользь, интересующие нас проблемы. К сожалению, оконтурив последние, они, как и положено основоположникам нового научного направления, тем и ограничились, исходя из своих научных и практических интересов. Однако необходимый импульс был задан, а проторенная ими дорога открыла перед учеными такие просторы, что трудно удержаться от соблазна шагнуть за линию горизонта, какой бы условной она ни казалась. С учетом всего вышеизложенного мы и рассматриваем предлагаемую работу не как исчерпывающий труд, а как первое наше прикосновение к теме. Перефразируя слова В.Я. Проппа, заметим, что она является не исследованием сугубо осетинского эпоса, сказки или мифа, а всего лишь поиском в области сравнительно-исторического фольклора на основе осетинского материала как исходного. "Знать по существу весь этот материал невозможно. И тем не менее раздвинуть рамки фольклористических исследований совершенно необходимо" [10], что мы и попытались осуществить, осознавая всю сложность поставленной проблемы.

Хронологические рамки работы имеют широкую амплитуду колебания, придающую им определенную «размытость» во времени и пространстве. Формирование ряда сюжетов и циклов Нартиады и других фольклорных произведений уходит в глубокую древность, прочие складывались в эпоху средневековья, третьи, как живой организм, продолжают развиваться и видоизменяться и по сей день. То же следует сказать и о генезисе и развитии космологических представлений, как части религиозных воззрений. Определение этапов изучения собственно осетинского (северокавказского в целом) фольклора в задачи нашего исследования не входит; соответственно, проблема эта автором и не рассматривалась.

Объектом исследования является духовная культура осетин и их предков.

Предметом изучения стали представления северокавказских горцев, прежде всего осетин, о сотворении мира, строении вселенной и непосредственных ее объектов, религиозных воззрениях, обрядности, повседневном быте, с ними связанных.

Цель исследования заключается в изучении одного из важнейших компонентов духовной культуры осетин - космологических воззрений, определявших их поведение в быту, стремление противостоять «злым» силам Природы, а также понимание мироустройства, частицей которого они являлись.

Методологическая основа работы основана на принципах историзма и исторической объективности. Автором был проанализирован и интерпретирован фольклорно-исторический материал, позволивший в определенной степени воссоздать картину духовной жизни осетин и их предков. С учетом сложности, многовариантности разрабатываемой темы им использовались сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный и другие методы исследования, определившие подходы к решению поставленной проблемы.

Практическая значимость диссертационного материала состоит в том, что работа позволяет более полно и разносторонне воссоздать историю развития духовной культуры осетин, их идеологических воззрений. Полученные автором результаты могут представлять интерес для историков, этнографов, философов, религиоведов и специалистов других гуманитарных профилей. Новые факты, наблюдения и выводы, сделанные в диссертации, окажутся полезными при подготовке общих и специальных курсов по истории и традиционной культуре народов Северного Кавказа, написании учебников и учебных пособий.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории древнего мира и средних веков Северо-Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова.

Основные положения и выводы докладывались на региональных, всероссийских и международных конференциях и симпозиумах (Москва, Ставрополь, Нальчик, Владикавказ, Баку, Омск, Тарту, Тбилиси), а также опубликованы в печати.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Тменов, Анатолий Витальевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционная культура осетин уходит своими корнями в глубокую древность, в мир автохтонных насельников Кавказ и ираноязычных скифов, сарматов и алан, принявших деятельное участие в этногенезе осетинского народа и придавших особый колорит и утонченность мировосприятию последнего. Не вступая в полемику о субстрате суперстрате, об этнической сущности того и другого, мы принимаем за аксиому тезис, что у каждого народа была и есть своя историческая судьба, что «примазывание» к чужой истории и восприятие ее в качестве своей, способствует лишь разжиганию межнациональной розни и не позволяет объективно оценить вклад собственного этноса в развитие мировой цивилизации.

Бесспорно, освещая далекое прошлое младописьменных народов, к которым относятся осетины и многие их соседи, мы не можем не обратить внимание на скудность письменных источников и, к сожалению, определенную их ущербность. Однако людская память, нашедшая отражение в фольклоре, в историчности которого давно уже никто не сомневается, свидетельствует о том, что все крупицы нашего знания, собранные воедино, приближают нас к истине, столь желанной сердцу исследователя и почитателям кавказской старины.

Историкам, в силу профессиональной их деятельности, даровано счастье познания интерпретации событий давно минувших дней. Однако жизнь любого конкретного этноса соткана не из одних лишь исторических реалий, но и из слов, воспевших в поэтической форме наше и наших предков житие. Обращаясь к фольклору, мы, с одной стороны, как бы попадаем в чудесный сказочный мир, но, с другой, обнаруживаем, что он преисполнен описаний действительных событий, оказавших на предков, а опосредовано и на нас, свое непосредственное влияние.

Говоря об истории осетинского народа, феноменах его культуры, мы непременно обращаемся к фольклору, к героическому нартскому эпосу, к материалам историко-археологических и этнографических разысканий, констатирующих, что мир наших предшественников был достаточно разнообразным, исполненным добрых и не очень добрых дел. Однако вся история осетин и их соседей, наряду с героическим эпосом, подтверждает мысль о вечности основополагающих жизненных начал, мироздания в целом. Обыденная их сущность была неотделима от Космоса - источника человеческих радостей и бед. Мир небесный и мир земной являлись для осетин планидой, дававшей право на существование, сулившей покой и счастье каждому индивиду.

Традиционная культура осетин и их предков, равно как и реальные артефакты многотрудной, порой героической, а чаще - вполне обыденной жизни, нашла, как неоднократно подчеркивалось, свое воплощение в памятниках материальных, письменных и, безусловно, фольклорных. Разнообразны ее формы, неисчерпаема она сама; одно лишь прикосновение к ней дарует исследователю радость познания мира, преисполненного добра (категории не вполне исторической, но нравственной и очень важной для всех нас), стремления людей обеспечить грядущим поколениям все блага жизни, сохранить в их памяти славные деяния предков. Все эти понятия формируются веками и в основе своей отображаются в проявлениях духовной культуры, вобравшей в себя и представления о Великом Космосе. Космологические воззрения (понятия, восприятия) наших предков мы пытались рассмотреть и проанализировать сквозь призму их историзма. Актуальность данной проблемы не требует излишних доказательств, поскольку все мы - дети Природы, давшей нам жизнь и довлеющей над нами испокон веков.

Анализируя фольклорные источники, находя подтверждение им в скрижалях истории, в этнографических материалах, мы приходим к выводу, что они в полной мере соответствуют представлениям наших предков о мироздании и миропорядке, определявших их земное бытие. Поклонение Солнцу и Луне, звездам и прочим небесным телам породило культовую обрядность, пронизывавшую повседневную жизнь осетин до самых глубин. Иногда, облеченное в сказочно-мифологическую форму, оно затмевает смысл истинных исторических событий, хотя за последними скрывается и мечта о покровительстве небес, и желание считать себя равными самому Богу, которому воинственные нарты послали вызов на битву.

Мир нартов удивителен и бесподобен в своей красе. Отражая в исторической перспективе быт и нравы создавших эпос людей, он преисполнен и чудес и реалий. Наши предки, поклоняясь светилам, искренне верили в содружество (единство) небесных и земных сил, оправдывали многие коллизии вмешательством небожителей и антропоморфизированных астральных тел, но при этом не утрачивали собственной своей сути, полагая, что счастье каждого индивида находится в его же руках. Все остальное они воспринимали как клубок противоречий, воплотивший в себе тайны вселенной, которые, согласно фольклорным, текстам, «сколько бы ты не стремился их познавать, всегда сможешь познать только часть из них».

Хотя исторические события, отражением которых являются сюжеты осетинского фольклора, полностью еще не исследованы, мы все же имеем возможность рассмотреть их под определенным и вполне конкретным углом зрения. «Возникнув, как эпос родового строя, нартские сказания развивались в течение многих столетий и достаточно ярко отразили изменения, происходившие на этот период в материальной жизни и общественных отношениях осетин» (С. Битиев). Суровые условия жизни, участие в кровопролитных войнах и в межплеменных столкновениях не могли не выработать у них специфической направленности историко-поэтического творчества. Нарты, а в их лице реальные создатели осетинского эпоса, - олицетворение всего воинственного, и когда для них поражение становится неизбежным, они предпочитают славную гибель вечному позору, не отказываясь от своих нравственных начал и веры в свою правоту. Воистину, о нартах, как и о древних греках, можно сказать, что они были стихийными материалистами и наивными диалектиками, воспринимавшими реальное существование мира как нечто само собой разумеющееся (В.И. Абаев).

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Тменов, Анатолий Витальевич, 2005 год

1. Абхазские сказки и легенды. М.: Ди-Дик, 1994.-368 с.

2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974.-635 с.

3. Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб.:Алетейя, 1994- 570 с.

4. Геродот. История в девяти книгах. Л.:Наука, 1972.-600 с.

5. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М.:Прогресс, 1992.4324 с.

6. Грузинские народные предания и легенды. М.:Наука, 1973 -367с.

7. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М.:Наука, 1972.467 с.

8. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Элиста: Калм. кн. из., 1978. 282с.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. 620 с.

10. Западноевропейский эпос. Л.: Лениздат, 1977. 752 с.

11. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность. М.: Культура, 1994. 367 с.

12. Исторический фольклор. // ОРФ СОИГСИ. Д.12.П. 89.

13. Калмыцкие сказки. Элиста, 1978. 146 с.

14. Кокиев Г.А. О раскопках в Осетинской автономной области (Кобан-ское, Санибанское и Даргавское ущелья). //Архив ГАИМК РАН. Ф. 2. On. 1. д. 207.

15. Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988. 239 с.

16. Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М.: Правда, 1991. 720 с.

17. Монголо-ойратский героический эпос. П.-М., 1923. 255 с.

18. Нартские сказания. Осетинский народный эпос (Пред. С. Битиева). М.: Гослитиздат, 1949. 434 с.

19. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. —656 с.

20. Нарты. Кабардинский эпос. М.: Наука, 1957. 527 с.

21. Нарты кадджытае. Орджоникидзе, 1989. Кн. 1.22.24. Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, 1989-1991. Кн. 1-3.-431 е.; 492 е.; 175 с.

22. Нарты. Эпос осетинского народа. М.: АН СССР 1957. 431 с.

23. Ногайские народные сказки. М.: Наука, 1979. 184 с.

24. Осетинские народные сказки. М.: Наука, 1973. 598 с.

25. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау: Севосгис, 1948. 502 с.

26. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе: ИР, 1967.

27. Пачулиа В.П. Падение Анакопии. Легенды Кавказского Причерноморья. М.:Наука, 1986. 240 с.31.35. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвал, 1981, 1982, 1987,1989, 1993. Вып. I-V.

28. Сказания о нартах.Осетинский эпос.М.:Советская Россия, 1978. 512 с.

29. Сказки Исфахана. М. Наука, 1967. 192 с.

30. Сказки и легенды Систана. М.: Наука, 1981. 271 с.

31. Слово о полку Игореве. 800 лет. М.: Советский писатель, 1986.

32. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: ИПЛ, 1989. 573 с.

33. Темкин Э.Н., Эрман В.Г.Мифы древней Индии.М.: Наука, 1982.-270 с.

34. Три великих сказания древней Индии. М.:Наука, 1983. 576 с.

35. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. 2-е изд. М.:ИПЛ, 1983.-703 с.

36. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.:ИПЛ, 1985.-511 с.

37. Хрестоматия по истории древнего Востока. М.: Восточная литература, 1997.^00 с.

38. Хрестоматия по истории средних веков. М., 1949. Т. 1.

39. Цицерон. Философские трактаты. М.:Наука, 1985.-382 с.

40. Шанаев Дз. Осетинские народные сказания. // ССКГ. Тифлис, 1871. Вып. V, 2.

41. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.:Наука, 1987.-527 с.1.. Литература

42. Абаев В.И. Избранные труды: религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир, 1990.-639 с.

43. Абаев В.И. Нартовский эпос. /| ИСОНИИ. Дзауджикау, 1945. Т. XI.118с.

44. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: АН СССР; 1949. 601с.

45. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы на стыке Востока и Запада., М.:Наука, 1965.-168 с.

46. Абаева З.В. Этюды по нартовскому эпосу. Цхинвали: Иристон, 1978.178 с.

47. Александров Н. Параллельная жизнь. //Смена,1999, 2. С. 158-171.

48. Анфимов Н.В. Земледелие у меото-сарматских племен Прикуба-нья.//МИА. М.-Л., 1951. Вып. 23.

49. Биджелов Б.Х. Социальная сущность религиозных верований осетин. Владикавказ: Ир, 1992. 182 с.

50. Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. М.: Изд. АН СССР, 1956.-496 с.

51. Бязров А.Х. Очерки истории нартского эпоса. Владикавказ, 2000 (на осет. яз.)

52. Вернадский В.И. Биосфера и Ноосфера. М.:Рольф, 2002.-576 с.

53. Вильхельм Г. древний народ хурриты. М. Наука, 1992.-157 с.

54. Вуд Дж. Метеориты и происхождение Солнечной системы. М., 1971.

55. Габараев С.Ш. К вопросу о народном мировоззрении в нартском эпосе. //Сказания о нартах — эпос народов Кавказа. М.:Наука, 1969. С. 69-102.

56. Гаглойти Ю.С. Некоторые вопросы историографии нартского эпоса. Цхинвали: Ирыстон, 1977. 205 с.

57. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с.

58. Грейвс Р. Белая богиня. Историческая грамматика по этичесюй мифологии. М.: Прогресс-Традиция, 1990.-592 с.

59. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Наука, 1990.

60. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1987. -350 с.

61. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М. Искусство, 1981.-360 с.

62. Гуриев Т.А. К проблемам генезиса осетинского нартовского (о монгольских влияниях). Орджоникидзе, 1971.

63. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М.: Наука, 1988.-344 с.

64. Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте древней Руси.//СА, 1968, 2.

65. Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М.: Голос, 1990.-409 с.

66. Дзиццойты Ю.А. Нарты и их соседи. Географические и этнические названия в нартовском эпосе. Владикавказ: Алания, 1992. 279 с.

67. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. 276 с.

68. ДюмезильЖ. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990. 229 с.

69. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, Наука, 1988.-176 с.

70. Есаян С.А. Амулеты, связанные с культом солнца, из Армении.//СА, 1968, 2.-255-260.

71. Зайцев А. Боги приходят из Космоса.//Байкал, 1967, 5-7.80.3ухба СЛ. Типология абхазской несказочной прозы. Май-коп:Меоты, 1995.-336 с.

72. Иванов В.В. История славянских и балканских названий металлов. М.:Наука, 1983.-197 с.

73. Йетмар К, Религии Гиндукуша. М.:Наука, 1986. -254 с.

74. Казанцев А. Что летает над Землей? // Техника — молодежи, 1967, 8.

75. Калоев Б.А. Осетины (Историко-этнографическое исследование). 2-е изд. М.:Наука, 1970.-357 с.

76. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990.86.Книга тайн. М., 1991.

77. Кожин П.М. Гобийская квадрига. // СА, 1968, 3. С 35-42.

78. Косидовский 3. Библейские сказания. М.:ИПЛ, 1987.- 463 с.

79. Кринов Е.Л. Основы метеоритики. М., 1955.

80. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа. // М.: Наука, 1969.

81. Кузнецов В.А. Аланский культ солнца и огня. // Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). М., 1980. С. 53-54.

82. Кузнецов В.А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1980. 136 с.

83. Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа огня у ираноязыч-ньих племен Средней Азии и других народов Старого Света. // Средняя Азия в древности и средневековье.М.:Наука, 1977.

84. Кычанов Е.Й. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М.:Наука, 1973.-144 с.

85. Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992. -376 с.

86. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.:Наука, 1957.

87. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М.: Наука, 1978. 327 с.

88. Марковин В.И. Испун — дома карликов. Краснодар, 1985. 112 с.

89. Марковин В.И. Культура племен Кавказа в эпоху бронзы (II тыс., до н.э.). // МИА. М.,1960. Вып. 103. 148 с.

90. Мезенцев В.А. Есть ли чудеса в природе? М.: Московский рабочий,1967.-240 с.

91. Миллер В.Ф. В горах Осетии. Владикавказ: Алания, 1998 520 с.

92. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992.

93. Мэйсон Б. Метеориты. М., 1965.

94. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. М.: Искусство, 1986. -240 с.

95. Николов Н., Харлампиев В. Звездочеты древности. М., 1991.

96. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.:Наука,1986-366 с.

97. Прус Б. Фараон. Орджоникидзе, 1987.

98. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 606 с.

99. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. 783 с.

100. Свешников И.К. О символике вещей Михалковских кладов. // СА,1968, 2.-С. 10-27.

101. Семенов Л.П. Нартские памятники Северной Осетии. // Нартский эпос. Дзауджикау, 1949

102. Семенов Л.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры. Орджоникидзе, 1957

103. Снесарев Г.Н. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.:Наука, 1969.-336 с.

104. Снисаренко А.Б. Третий пояс мудрости. Блеск языческой Европы. JL: Лениздат, 1989.-286 с.

105. Старшинов Г.А. НЛО: загадка столетия. М., 1991.

106. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л.: Наука, 1984.-246 с.

107. Сулименко С.Д. Башни Северного Кавказа. Владикавказ, 1997

108. Тайны XX века. М.:СП «Вся Москва», 1990. .-41-1 с.

109. Тменов В.Х. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ, 1996.

110. Тменов В.Х. Осетинское язычество в системе средневековых религиозных верований народов Северного Кавказа. // Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1992. Вып. 2. С. 170-194.

111. Тменов В.Х. Памятники средневекового графического искусства Северной Осетии. // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Владикавказ, 1982. Вып. 2. С. 22-65.

112. Трембовольский Я.П., Чекалов И.В. Ваше слово, эрудиты М., 1990.

113. Туаллагов А.А. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин. Владикавказ, 2001. -314 с.

114. Уварова П.С. Могильники Северного Кавказа.// МАК. М., 1900.Т. VIII.

115. Урушадзе Н.К. К семантике прикладного искусства древнего Кавказа и Закавказья.//СА, 1979, 1. С. 54-70.

116. Фрейденберг О.М. Миф и литература в древности. М.: Наука, 1978. 606 с.

117. Харузин Н. Этнография. СПб., 1905. Вып. IV: Верования. С. 1-130.

118. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988. -540 с.

119. Хёфлинг Г. Все чудеса в одной книге. М.:Прогресс, 1983. -336 с.

120. Цагараев В.А. Золотая яблоня Нартов. Владикавказ, 2000. 299 с.

121. Чибиров JI.A. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали: Ирыстон, 1984.-217 с.

122. Чибиров JI.A. Народный земледельческий календарь. Цхинвали: Ирыстон, 1976.-281 с.

123. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. JL: Наука, 1971.-240 с.

124. Шефер Э. Золотые персики Самарканда. М.: Наука, 1981. 608 с.

125. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М.Наука, 1987.-320 с.

126. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983.-296 с.

127. Шталь И.В. Эпические предания древней Греции. М.: Наука ,1989. -301 с.

128. Шульман С. Инопланетяне над Россией. Поразительные факты и новые гипотезы. М.: Профиздат, 1990. -208 с.

129. Шурц Г. История первобытной культуры. М.: Изд. ком. ун-та, 1923. Вып.1-П. 724 с.

130. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 312 с.

131. I. Словари, энциклопедии, справочники141.142. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.-Л., 1958. Т. I; Л., 1979. T.IV.143.148. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. т. 3; 6, 14; 16; 18; 25(2-е изд.).

132. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1904. Т. 41-а.

133. Миллер В.Ф. Осетино-русско-немецкий словарь. JL, 1927. Т. 1. 151-152. Мифы народов мира. М., 1987, 1988. T.I-II.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.