Личностные компоненты психической регуляции художественно-творческой деятельности подростка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Глазков, Вадим Владимирович

  • Глазков, Вадим Владимирович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2006, Владимир
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 200
Глазков, Вадим Владимирович. Личностные компоненты психической регуляции художественно-творческой деятельности подростка: дис. кандидат психологических наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Владимир. 2006. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Глазков, Вадим Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА К ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Психологические особенности художественно-творческой ^ деятельности.

1.2. Проблема отношения человека к деятельности в отечественной и ^ зарубежной психологии.

1.3. Личностно-деятельностный подход к анализу отношения человека ^ к деятельности.

1.4. Психолог о-акмеологические особенности развития личности ^ подростка.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКАМИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1 Организация и методы исследования.

2.2 Описание психолого-акмеологических характеристик отношения подростков к художественному творчеству, обеспечивающих её ^ психическую регуляцию.

2.2.1. Исследование психолою-акмеолотческих характеристик у| отношения учащихся к художественно-творческой деятельности.

2.2.2. Исследование самооценочных характеристик отношения учащихся уу к художественно-творческой деятельности.

2.3 Структура психорегуляции художественно-творческой деятельности подростками.

2.4 Типология отношения подростков к художественно-творческой ^ деятельности.

2.4.1 Исследование нсихолого-акмеологических характеристик подростков с различными типами отношения к художественно- ^ творческой деятельности.

2.4.2 Исследование субъективно-психологических характеристик подростков с различными типами отношения к художественно- ^у творческой деятельности.

ГЛАВА 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ 108 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1 Обоснование формирующего эксперимента.

3.2 Программа психолого-акмеологических средств по развитию активно-положительного отношения подростков к художественно- ^ ^ творческой деятельности и результаты формирующего эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личностные компоненты психической регуляции художественно-творческой деятельности подростка»

Актуальноегь исследования

Стремительное развитие общества влечёт за собой изменения в области науки, техники, культурной жизни. Одна из актуальных проблем современною общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. На первый план выходят определённые требования к такой личности - творческой, активной, социально ответственной, обладающей высоко развитой внутренней культ) рой и духовностью, высокообразованной, профессионально грамотной.

Современная система образования уделяет преимущественное внимание формированию научного (чаще всего, технократического, ею В.П. Зин-ченко) мышления, которое, по существу ведет к одностороннему развитию личности.

Значительным потенциалом развития личности обладает художественно-творческая деятельность, приобщение к которой способств)ет формированию важных качеств человека, о недостатке которых сегодня с беспокойством I оворят многие ученые. Речь идет об эмоциональности, художественно-обрашой выразительности, элегической восприимчивости, художественною мышления, эмпатии, воображения и друЕИх. Мноюобразие названных способностей может быть развито через «встраивание» ребёнка» в систему художественной культуры. Трудность формирования этих качеств заключается в специфике художественною творчества как формы постижения действительности и тех психологических механизмов, которые обеспечивают личностное развитие человека.

Художественно-творческая деятельность - это вид деятельности, результативность ко юрой определяется уровнем общею развития личности, и, что следует особо подчеркнуть, степенью эмоционально-художественной восприимчивости, «творческости», готовностью и способностью к художественному восприятию, самостоятельному созданию и воплощению произведения искусства.

В пси\олого-акмеоло1 ической, педаюгической литературе широко освещается вопрос о психическом механизме, обеспечивающем рефляцию и саморегуляцию деятельности (Е.Г. Алиева, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалёв, A.B. Брушлинский, В.В. Давыдов, A.A. Деркач, A.B. Запорожец, В.А. Зобков, O.A. Конопкин, А.К. Маркова, В.И. Моросанова, И.С. Якиманская и дру! ие). При лом содержание вышеперечисленных работ не затрагивает художественно-творческую деятельность - как особый вид деятельности, отличающийся от учебной, игровой, трудовой и других.

Между тем, художественная культура, а также гуманитарные науки -эго «о i крытый пласт» формирования собственно человеческого в человеке, которое в век ИГР оказалось по ряду причин на периферии психолою-иедаюгического развития школьника. Говоря словами JI.C. Выготского, искусство является «социальной техникой чувств». Поэтому художественно-творческая деятельность является для людей «организацией их поведения на будущее».

В этом смысле художественно-творческая деятельность становится средством и «полем» личностного саморазвития ученика и педагога, развития творческих потенциалов их самосознания (Н.В. Кузьмина), а также творческого начала во всех видах деятельности и жизнестроительства в целом.

В кошексте нашею исследования актуальным становится изучение вершин личностною саморазвития подростков, достигнутых ими в художественно-творческой деятельности. «Акме» означает не конечный пункт жизненною движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые гориюнты движения» (Афонина A.B.).

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Личностные компоненты психической регуляции художественно-творческой деятельности подростка».

Объект исследования - художественно-творческая деятельность подрост) в.

11редмет исследования - психолого-акмеологические компоненты отношения подростков к художественно-творческой деятельности, обеспечивающие её психическую регуляцию.

Гипотеза исследования: структуру психорегуляции художественно-творческой деятельности составляет психолого-акмеологический комплекс эмоционально-волевого, коммуникативно-эмоциоиалыюг о, интеллектуально-волевою, морально-нравственною и «специальною» компонентов личностных качеств.

Частная пню геи: в структуре художественно-творческой дея1ельности определяющим является «специальный» компонент психолою-акмеологических качеств, включающий эмоциональность, художественно-образную выразительность, эстетическую восприимчивость, художественное мышление, эмпатию.

Проверка данной гипотезы осуществлялась посредством реализации следующей цели.

Цель исследования:

Изучить структурные и функциональные составляющие отношения подростка к художественно-творческой деятельности. Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы.

2. Выявить психологические показатели, характеризующие отношение подростка к художественно-творческой деятельности.

3. Определить структурную организацию психологических показателей подростков, влияющих на акмеологическую сущность отношения к художественно-творческой деятельности.

4. Изучить психолого-акмеологиические проявления отношения подростков к художественно-творческой деятельности, обеспечивающие её психическую регуляцию.

5. Организовать экспериментальное исследование по формированию активно-положительного отношения подростков к художественно-творческой деятельности.

Исследовательская программа базируется на методологических принципах:

- общенаучный принцип объективности, требующий глубокою анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явления;

- диалектика как общий метод познания, предполагающей целостное всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи;

- системный подход, как общеметодологический принцип науки;

- принцип историзма, предлагающий генетический подход к изучению явлений, а гакже на основе следующих теоретических положений:

- системный подход к учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Г1.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Ю.П. Поварёнков, СЛ. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и другие);

- акмеологический подход к исследованию проблем достижения профессиональных вершин (К.А. Абульханова, A.A. Бодалёв, A.A. Деркач, В.Г. Зазы-кин, II.В. Кузьмина, A.A. Реан, С.Н. Толстов, II.П. Фетискин и другие);

- деятельностный подход как принцип связи психических процессов и деятельности (К.А. Абульханова, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.В. Дашкевич, А.II. Леонтьев, В.А. Мазилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие);

- концепции одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.II. Лук, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, П.М. Якобсон и другие);

- концепция психической регуляции деятельности (В.К. Вилюнас, В.А. Зоб-ков, O.A. Конопкин, В.И. Моросанова, В.Э. Чудновский и друг не);

- отечественные психологические теории личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Л.П. Леонтьев, B.II. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие);

- концепции отношения человека к деятельности (J1.M. Аболин, А.Г. Асмо-лов, О.В. Дашкевич, В.А. Зобков, А.Ф. Лазурский, B.I I. Мясищев);

- психологические концепции художественно-творческой деятельности (Л.С. Выготский, Е.Г1. Крупник, Д.А Леонтьев, М.Е. Марков, A.A. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, Г.С Тарасов и друг ие),

- концепции формирования личности в процессе художественно-творческой деятельности (Л.С. Выготский, A.A. Мелик-Пашаев, Д.Б. Кабалевский,

Б.М. Неменский, В.И. Петрушин, Е.М. Торшилова и другие);

- концепции художественного восириягия (Р. Арнхейм, Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова, E.II. Крупник и другие);

- концепции формирования художественно-творческих способностей (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Кабалевский, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.Г. Ражников, Г.С. Тарасов и другие).

Выбор методов исследования был обусловлен особенностями предмета и объекта исследования и определялся следующими критериями:

1) особенностями художественного творчества как специфического вида деятельности;

2) содержанием параметров, отражающих психологические свойства, черты личности подростка;

3) возможностью количественного представления результатов (в баллах, стенах, процентах) с целью дальнейшей математической обработки;

4) возможностью подтверждения результатов исследований с помощью друг их методик.

В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; метод наблюдения, в том числе - включенного; экспертное оценивание; анкетирование; метод самооценки; анализ продуктов учебной деятельности; личностные опросники: мотивациониосамооценочный опросник В.А. Зобкова, мноюфакторный личностные опросники Р.Б. Кеттелла (14-РР, юношеский вариант); методика исследования самоотношения личности (создана С.Р. Пантилеевым на основе теоретических положений В.В. Столица); опросник для выявления основных эмоциональных модальностей Л.А. Рабинович; опросник самоактуализирующейся личное! и Р01 (автор Э. Шостром). Особое .место занял метод формирующего психолог о-педаг ог ического эксперимента.

Полученные данные были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью методов корреляционного анализа (по Пирсону) и факторного анализа с применением алгоритма максимального корреляционного пути (МКП) по Л.К. Выханду; достоверность результатов определялась посредством применения факторного анализа с применением ф-критерия Фишера и Т-критерия Вилкоксона для выявления уровня значимости отличий подгрупп.

Исследование осуществлено в период с 2002 по 2006 гг. На теоретическом этапе исследования были изучены основные психолого-акмеолог ические признаки организации художественно-творческой деятельности у подростков и особенности их психологического развития в процессе её осуществления.

В констатирующем эксперименте выявлялись доминирующие пеихоло-г ические компоненты, элементы и структура психической регуляции в процессе художественно-творческой деятельности подростков, типологические с)щносгь и содержание объективных и объективных проявлений отношения подростков к художественно-творческой деятельности. Полученные данные подвергались математико-статистической обработке и качественному анализу.

Задачей формирующего экспериментального этапа стала разработка программы ггсихолого-акмеологических средств по развитию акгивно-иоложительного отношения подростков к* художественно-творческой деятельности.

В общей сложности в эксперименте приняли участие 67 человек. Апробация программы продолжалась в течение 1,5 лет.

Научная новизна полученных результатов состоит в том, чю:

1. Выявлена структурная организация психолою-акмеологических показателей отношения подростков к художественно-творческой деятельности, обеспечивающих её психическую регуляцию.

2. Обоснована акмеоло1 ическая сущность и типология отношения подростков к художественному творчеству: a. подростки с активно-положительным отношением. Их характеризует высокий уровень развития художественного мышления, эмоциональности, эстетической восприимчивости, экстраверсии, художественно-образной вырази Iельности. Личностные характеристики этих подростков включают в себя: сформированность самооценки; высокий уровень ответственности и самоконтроля. b. подростки с ситуативным отношением к художественно-творческой деятельности, у которых развиты коммуникативно-эмоциональные и морально-нравственные качества личности. c. подростки с негативным отношением, у которых при отсутствии целостного отношения к художественно-творческой деятельности доминируют отдельные эмоционально-волевые и интеллектуально-волевые качества.

3. Определена структурная организация субъективных проявлений психической рефляции художественно-творческой деятельности подросIков с учётом их типологических особенностей.

4. Разработана научно обоснованная система психолою-акмеологических средств, обеспечивающая развитие акшвно-положительного отношения подростков к художественно-творческой деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется ею вкладом в решение психолошческой проблемы закономерностей и акмеоло-I ических детерминант формирования личности подростка. Выявлено, что психорегуляционный механизм отношения подростков к художественнотворческой деятельности на уровне «акме» представляет собой комплекс компонентов личностных качеств. При этом определённые комплексы компонентов психологических качеств характеризуют подростков с активно-положительным и негативным отношением. Знание доминирующих и подчиненных личностных показателей, определяющих отношение подростков к художественно-творческой деятельности, вносит вклад в проблему дегерми-нации структурных различий в отношении личности к деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что были сформулированы психодиагностические критерии личностных характеристик, способствующих развитию активно-положительного отношения к художественно-творческой деятельности подростков (термин В.Л. Зобкова) и определена типология подростков с различными особенностями психической регуляции художественно-творческой деятельности. Данные, полученные в результате формирующего эксперимента, используются психологами и учителями школ для коррекции и развития отношений подростков путём их включения в разнообразную художественно-творческую деятельность, а также в курсах лекций по возрастной и педагогической психологии в педагогических вузах для студентов факультетов музыки, филологии, психологии, для слушателей институтов повышения квалификации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его общетеоретической ориентацией на ведущие концепции отечественной психологии, использованием комплекса методов многостороннего исследования личности подростка в его отношении к художественно-творческой деятельности, результатами формир)ющею эксперимента, привлечением современных методов статистической обработки данных.

11а защиту выносятся следующие положения:

• Личностные проявления отношения подростков к художественному творчеству могут быть представлены как поэлементно, гак и в виде компонентов и быть основанием для выделения типологических особенностей объективных и субъективных проявлений трёх основных типов отношения подростков к художественно-творческой деятельности, обеспечивающие её психорегуляцию: активно-ноложительною, еигуапшного и негативною.

Структура психорегулирующих механизмов художественно-творческой деятельности у разных групп испытуемых различна. У подростков с активно-положительным отношением к художественно-творческой деятельности в структуре доминируют «специальные» и морально-нравственные качества личности. У подростков с ситуативным отношением доминируют коммуникативно-эмоциональные и морально-нравственные качества. У подростков с негативным отношением при отсутствии целостного отношения к художественно-творческой деятельности доминируют отдельные эмоционально-волевые и интеллектуально-волевые качества.

• Художественно-творческая деятельность оказывает влияние на «специальные» проявления отношения подростков в сравнении с дру-Iими группами психологических качеств.

Разработан научно-обоснованный комплекс психолог о-акмеологических средств по формированию активно-положительного отношения подростков к художественно-творческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в исследовании материалы и результаты апробированы: ^ в процессе экспериментально-педагогической работы автора со школьниками, студентами Владимирскою музыкального училища и студентами музыкальною, филологическою и психологическою факультетов Владимирскою государственного педагогическою университета; в публикациях по геме исследования (8 наименований); ^ в сообщениях на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ (2002-2006 г.г.); в докладах на конференциях и конгрессах различного уровня (г. Владимир-2002-2006 г.г., г. Ковров-2005 г., г. Косгрома-2004 г.). Структура диссертации отображает ло!ику исследования и ею результаты. Она состоит из введения, трех глав, заключении, библиографического списка, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Глазков, Вадим Владимирович

Основные выводы, сформулированные в констатирующей части эксперимента, были использованы при организации экспериментальной работы, включившей в себя научно-обоснованный комплекс психолог о-акмеологических средств по формированию активно-положительного отношения подростков к художественно-творческой деятельности.

Формирующий эксперимент показал, что произошло изменение структуры и содержания художественно-творческой деятельности подростков экспериментальной группы по сравнению с контрольной, где сходные изменения были менее значительны по качеству и заняли большой промежуток времени.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Выявлены нсихолого-акмеологические показатели, характеризующие отношение подростка к художественно-творческой деятельности. К ним относятся: общая активность, самостоятельность, ответственность, инициативность, дисциплинированность, организованность, трудолюбие, общая креативность, специальная креативность, познавательная активность, эрудированность, ярко выраженная склонность к интро- или экстраверсии, эмоциональность, художественно-образная выразительность, эстетическая восприимчивость, художественное мышление, коммуникативность, эмпа-тия, социальная компетентность, стремление к лидерству. Все объективные качества были разделены на 5 компонентов: «специальный» (связан с эффективностью в конкретном виде деятельности), морально-нравственный, эмоционально-коммуникативный, эмоционально-волевой и интеллектуально-волевой.

2. Определена структурная организация психологических показателей подростков, влияющих на акмеологическую сущность и содержание отношения к художественно-творческой деятельности. Типы данной организации представлены: a) подростками с активно положительным отношением (12±0,15%). Их характеризует высокий уровень развития художественного мышления, эмоциональности, эстетической восприимчивости, ярко выраженной экстраверсии, художественно-образной выразительности. Личностные характеристики этих подростков включают сформированность самооценки; деловую ориентацию, адекватно высокую самооценку, высокий уровень ответственности, самоконтроля. b) подростками с ситуативным отношением к художественно-творческой деятельности (76,5±0,15%). У данных подростков преимущественно развиты коммуникативно-эмоциональные и морально-нравственные качества личности. c) подростками с негативным отношением к художественно-творческой деятельности (9,5±0,15%), у которых при отсутствии целостного механизма отношения к художественно-творческой деятельности доминируют некоторые эмоционально-волевые (общая активность) и интеллектуально-волевые (инициативность) качества.

3. Выделена структурная организация объективных показателей подростков с различными типами отношения к художественно-творческой деятельности, обеспечивающими её психическую регуляцию.

4. Обоснованы психолого-акмеологические особенности проявлений отношения подростков к художественно-творческой деятельности, обеспечивающие её психическую регуляцию.

5. Разработана и апробирована модель формирования активно-положительного отношения подростков к художественно-творческой деятельности.

Материал данной работы позволяет судить о выполнении поставленных в начале исследовании целей и задач.

Заключение

Актуальность нашею исследования определяется общественно-политической ситуацией в стране и потребностью в творческих, нестандартно мыслящих людях. Значительным потенциалом развития личности обладает художественно-творческая деятельность, приобщение к которой способствует формированию важных качеств человека, о недостатке которых сегодня с беспокойством говорят многие ученые. Речь идет об эмоциональности, художественно-образной выразительности, эстетической восприимчивости, художественною мышления, эмпатии, воображения и других. Многообразие названных способностей может быть развито через «встраивание» ребёнка» в систему художественной культуры. Трудность формирования этих качеств заключается в специфике художественного творчества как формы постижения действительности и тех психологических механизмов, которые обеспечивают личностное развитие человека.

Художественно-творческая деятельность - это вид деятельности, результативность которой определяется уровнем общего развития личности, и, что следует особо подчеркнуть, степенью эмоционально-художественной восприимчивости, «творческости», готовностью и способностью к художественному восприятию, самостоятельному созданию и воплощению произведения искусства.

В этом смысле художественно-творческая деятельность становится средством и «полем» личностного саморазвития ученика и педагога, развития творческих потенциалов их самосознания (Н.В. Кузьмина), а также творческого начала во всех видах деятельности и жизнестроительства в целом.

В контексте нашего исследования актуальным становится изучение вершин личностного саморазвития подростков, достигнутых ими в художественно-творческой деятельности. «Акме» означает не конечный пункт жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты движения» (Афонина A.B.).

В рассмотрении художественно-творческой деятельности и личности подростка, включённого в неё одна из значимых проблем - изучение механизмов психической регуляции художественно-творческой деятельности. Решение данной проблемы поможет реализовать задачу формирования творческой активности подростков, включённых в данный вид деятельности.

Изучение психолого-акмеологической литературы позволило определить пути решения оптимизации учебной деятельности одаренного подростка.

В ходе проведенного теоретического и практического исследования был изучен механизм психической регуляции художественно-творческой деятельности подростка, выявлено качественное своеобразие личности подростков, в разной степени включённых в художественно-творческую деятельность.

Было показано, что ггсихическая регуляция отношения к художественно-творческой деятельности происходит при ведущей роли «специальных» (обеспечивающих успех в данном виде деятельности) и эмоционально-волевых качеств. К эмоционально-волевым качествам были отнесены: выраженная склонность к экстраверсии, эмоциональность, стремление к лидерству и общая активность. К «специальным» качествам были отнесены: общая и специальная креативность, эмоциональность, художественно-образная выразительность, эстетическая восприимчивость, художественное мышление, эм-ггатия.

Результаты проведённого факторного анализа подтвердили, что значимые различия между группами подростков, участвующих в ХТД возникают при оценке роли «специальным» качеств в психорегуляции художественно-творческой деятельности. Следовательно, «специальные» качества выполняют основную роль в психической регуляции ХТД подростками.

Анализ самооценочных характеристик отношения учащихся к ХТД показал недостаточную сформированное™ и неадекватность самооценки. При этом самооценочные характеристики качеств «специального» компонента идентичны экспертным оценкам, что позволяет судить о тенденции к росту адекватности самооценок испытуемых.

Изучение структурных и содержательных компонентов психорегуляции художественно-творческой деятельности подростков, их взаимосвязей позволило выделить среди старших подростков различные психологические типы с разной степенью отношения, составляющей психорегуляции художественно-творческой деятельности. Так, были выделены следующие группы: a. подростки с активно-положительным отношением. Их характеризует высокий уровень развития художественного мышления, эмоциональности, эстетической восприимчивости, художественно-образной выразительности. Личностные характеристики этих подростков противоречивы и сочетают разнонаправленные качества: сформированпость самооценки; высокий уровень ответственности, саморуководства, самоконтроля, внутренняя конфликтность, склонность к самообвинению. Важно, что все личностные проявления данных подростков относятся к эмоционально-волевым качествам, что подчёркивает их доминирующую роль в личностном развитии данных подростков. b. подростки с ситуативным отношением к художественно-творческой деятельности. По большинству факторов испытуемые второй подгруппы занимают промежуточное положение между данными первой и третьей подгрупп. Однако данная подгруппа неоднородна и подразделяется на подгруппу подростков с субъективно положительным типом отношения (оценки но «специальным качествам выше М) и подгруппу подростков с субъективно негативным типом отношения (оценки ниже М). У подростков с оценками выше М развиты не только коммуникативно-эмоциональные, но и эмоционально-волевые качества личности («саморуководство», «смелость» и другие). Подростки из второй подгруппы с оценками ниже М характеризуются более высокими оценками по морально-нравственным качествам («ориентация во времени», «поддержка», «ценностные ориентации» - Р01). с. подростки с негативным отношением к художественно-творческой деятельности, которые характеризуются низким уровнем развития «специальных» качеств, несформированностыо и нестабильностью самооценки; незначительным преобладанием отдельных интеллектуально- волевых качеств в личностном развитии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Глазков, Вадим Владимирович, 2006 год

1. Аболин Л. М. Методики изучения эмоций в спорте Учебное пособие. - Волгоград изд. Волгоградский ГИФК, 1985. - 100 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. 1980.- 334 с

3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977. -224 с.

4. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1985. —19 с.

5. Алиева Е.Г. Творческая одарённость и условия её развития // Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН, 1991. - С.7 - 17.

6. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды: В 2 т.— М.: Педагогика, 1980.— Т. 2.— С. 103—128.

7. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960. - 486 с.

8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.— Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1969.—340 с.

9. Андреев А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М., 1981.- 192 с.

10. Ю.Антипова И.Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и студентов как субъективная реальность: Авторе, дис. канд. психол. наук. -Ростов-на-Дону, 2000. 24 с.

11. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Искусство, 1974. - 392 с.

13. Аргемьева ЕЛО. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980.-126 с.

14. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: 1976. — 158 с.

15. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 432 с.

16. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990. - 176с.

17. Афонина A.B. Акмеологические факторы продуктивного взаимодействия в системе «учитель-учению). Автореферат дис. канд. психол. наук (специальность 19.00.13).-Шуя, 2004.-23с.

18. Базылевич Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: ИПРАН, 1999.-248 с.

19. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. М., 1968. - 468 с.

20. Батракова C.II. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика- 2002 №4. - С.27-33.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Составитель С.Г.Бочаров; Текст подготовлен Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверин-цева и С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 424с. - (Из истории советской эстетики и теории искусства).

22. Белоус В. В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспекти-вы//Психологический журнал.— 1996. — Т. 17, №1. С. 44-52.

23. Берхин II. Б. Специфика искусства. М., 1984. - 62 с.

24. Бехтерев В. М., Объективное исследование нервно-психической деятельности. — «Обозрение психиатрия и неврологии», 1907, № 9, стр. 515.

25. Boi оявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // «Вопросы психологии», 1999. — №2. — С. 35-41.

26. Б01 оявленская /1. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1983.

27. Бо1 оявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // «Вопросы психологии», 1971.-№ 1.-С. 144-146.

28. Б01 оявленская Д.Б. О предмете и месте исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. - Т. 16, №5. - С.49-58.

29. Бодалев A.A., Рудкевич JI.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. - №3. - С. 19-28.

30. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков.— М.: Педагогика, 1972.— С. 7-44.

31. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психолог и-ческое исследование. М.: Просвещение, АПН СССР, 1968.-464 с.

32. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",1996.-392с.

33. Букин В. Р. Психология искусства// Ученые записки Ленинградского пед. ин-та. Л: ЛГГ1И, 1971. - 444 с.

34. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер, 2001.-328 е.: ил.

35. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000 - 719 с.

36. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей и культурных символов в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии.1997. №5. - С.44 - 56.

37. Вахметса А. Л., Плотников С. II. Человек и искусство. М., 1968. - 196 с.

38. Вильчек В. М. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1989. - С. 20.

39. Волынкин В.И. Формирование художественных потребностей старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству. Автореф. дис. .канд. пед. наук (специальность 13.00.01). - М., 1989. - 16с.

40. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. / Послесловие В.В.Давыдова, 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 92с.: ил.

41. Выютский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. - 220с.

42. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536с. - (Психолог ия: классические труды).

43. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. - 572 с.

44. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: Под ред. М.Г.Ярошевского/Вступ. ст. М.Г.Ярошевского. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: ППО "МОДЭК", 1996.-512 с.

45. Выханду Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем. —В сб.: Применение математических методов в биологии. —Ленинград: ЛТУ. — Вып.№3.- С. 19-23.

46. Гаврилова A.A. Психологические особенности самореализации учащихся старших классов детских музыкальных школ в музыкально-исполнительской деятельности: Авторе, дис. канд. исихол. наук. Кострома, 2005. - 22 с.

47. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: АГИI СССР, 1959. - Т. 1. - С. 441-469.

48. Гиндилис Н.Л. Процесс индивидуализации как "путь к себе". // Психологический журнал. 1996. - Т. 17, № 1. - С. 52 - 60.

49. Гинзбург М.Р. Психолог ия личностного самоопределения. Дис. .д-ра исихол. наук (специальность 19.00.13). - М., 1996. - 286с.

50. Гирш В. Гениальность и вырождение. Одесса, 1895.

51. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.

52. Горшкова В.В. Межс)бъектные отношения в педагогическом процессе. -Автореф. дис. .д-ра пед. паук (специальность 13.00.01). СПб., 1992. - 37с.

53. Грановская P.M., Крижанская IO.C. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб.: OMS, 1994.-192 с.

54. Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989 - №2. -С.57 - 62.

55. Гройсман А.Л., Савостьянов А.И. Психотерапевтические методы оптимизации творческой работоспособности актёра. // Психологический журнал. -1990.-T.il, №6.-С. 94 -104.

56. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1923.

57. Гуружанов В. А. Отношение младших школьников к содержанию произведений искусств// Психология формирования личности и проблемы обучения: Сб. науч. тр./АПН СССР, ПИИ дошкольного воспитания. — М., 1980. — С. 33-38

58. Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Киша 1: Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000 - 536 с.

59. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М., 1976. - 191 с.

60. Диденко C.B. Формирование творческой активности в условиях организации эстетически-оценочной деятельности. Автореф. дис. .канд. пед. наук (специальность 13.00.01). - Киев, 1987. - 24с.

61. Дмитриева М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999. -21 с.

62. Драгунова Т.В. Подросток.— М.: Знание, 1976. — 94с.

63. Дружинин В.Н., Хазратова II. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994.-№4.

64. Евдокимова Е.Г. Осмысление студентами субъектного отношения к педагогической деятельности как фактор становления гуманистической направленности педагога. Дис. .канд. пед. наук (специальность 13.00.01). - М., 1995.- 167с.

65. Евин И.А. Проблема самоорганизации в искусстве. Автореф. дис. .канд. филос. наук (специальность 09.00.04). - М., 1992. - 19с.

66. Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании. Автореф. дис. .канд. филос. наук (специальность 09.00.01). - Алма-Ата, 1993. — 21 с.

67. Зобков В.А. Отношение как механизм психической регуляции жизнедеятельности. Психология отношений в жизнедеятельности человека: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Владимир, 2004,-257с.-С.8-10.

68. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. Казань: Изд-во Казанского университета. 1992. - 154 с.

69. Иванников В.А. К сущности волевого поведения. //Психологический журнал. —1985. — №3.—С. 47-55.

70. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Москва: издательство УРАО, 1998. - С. 132-135.

71. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. - 509с.

72. Ильина Г.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания. // Вопросы психологии. 1971. -№5. - С. 66 - 74.

73. Ильина Т.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования. // Вопросы психологии. 1992. - №3/4. - С. 19 -23.

74. Искусствознание и психология художественного творчества: Сборник статей. / АН СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. Отв. ред. А.Я. Зись и М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988. - 350 с.

75. Исследование проблем психологии творчества: /Сб. статей/ ИП РАН; (Отв. ред. Я.А.Пономарев). -М.: Наука, 1983.-336 е.: ил.

76. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. М., 1986. - 189 с.

77. Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, Ленингр. отделение, 1972.-440 с.

78. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319с. - (Над чем работают, о чём спорят философы).

79. Калин В.К. Актуальные аспекты теории воли // Эмоционально—волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы второго Всесоюзного семинара молодых ученых. 19-24 мая 1986 г. — Симферополь, 1986.—С. 120-124.

80. Калинина H.B. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодёжи в кризисных ситуациях. // Психологическая наука и образование. -2000.-№3.-С. 16-25.

81. Карвасарский Б.Д. Неврозы. — М.,1990. —572 с.

82. Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка//Вопросы психологии. 1980. №3.—С. 130-133.

83. Кедров Б.М. Логико-психологический анализ открытия // Наука и жизнь. 1965, №12. С.8-18.

84. Кле М. Психолог ия подростка (психосексуальное развитие). — М., 1991. —71с.

85. Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект// Вопросы психологии. 1992. №1/2. С. 138-146.

86. Комарова Т.К. Психологические особенности самопознания у старшеклассников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1987.—21 с.

87. Кон И. С. Психология старшеклассника.— М., 1980. С. 191-288

88. Кон И.С. Психология ранней юности.— М., 1989. —254 с.

89. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. - 355 с.

90. Коршунова JI.C., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М.: Изд-во МГУ, 1989.-184с.

91. Костюк А. Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя. Киев, 1965.

92. Кржечковский АЛО. Самосознание подростков с делинквентным и криминальным поведением // Саморазрушающее поведение подростков.— JI., 1991—С.98-102.

93. Кривцун O.A. Личность художника как предмет психологического анализа // Психологический журнал. 1996. - Т. 17, №2. - С.99-109.

94. Крупник Е. П. Художественное образование и воспитание как средство развития интеллекта и творческих способностей школьников. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития. М., 1981.1. С. 3—49.

95. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Издательство ИПРАН, 1999. - 240с., таб., илл.

96. Кудрявцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологическою анализа проблемы // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 1.С. 16-30.

97. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина) Предмет акмеологии. 2-е изд., испр. и дои. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 е.: ил.

98. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — Л., 1925. -214с.

99. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М.: 11аука, 1995. - 271 с. (Памятники психологической мысли).

100. Леонтьев А. А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. М., 1978. С. 26-57.

101. Леонтьев A.A. Образование и феномен культуротворчества // Социологические исследования. 1995, №1. С. 133-142.

102. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М., 1971. — 38с.

103. Леонтьев A.I I. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-303с.

104. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. —JI., 1983.—254 с.

105. Личко А.Е. Эти трудные подростки.—Л.: Лениздат, 1983. —126с.

106. Личностные опросники Р. Кеттелла (CPQ и HSPQ). Сост. Рукавишников A.A. Ярославль: «Психодиагностика», 1996.-16 с.

107. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. СПб., 1992. С. 15-16,21—23.

108. Ломов Б.Ф. Методоло1 ические и теоретические проблемы психологии. -М.: Паука, 1984.-448с.

109. Лук А.Н. Психоло1 ия творчества. М.: 11аука, 1978. - 128 с.

110. Марков М. Е. Искусство как процесс. М., 1970. - 239 с.

111. Маркова Л.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. —192 с.

112. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой A.M. Вступительная статья Акулиной II.II.-СПб.: Евразия, 1999.-478 с.

113. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. 4. С. 5-17.

114. Матюшкин A.M. Деятельность человека и исследование психологических закономерностей продуктивных процессов. // Деятельность и психические процессы. М.: Наука, 1977. - С.68-96.

115. Матюшкин A.M., Снек Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1982, №4. - С.88-97.

116. Махновец С.II. Взаимосвязь мотивации и способностей подростка в структуре регуляции его деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996.-22 с.

117. Машин В.А. О двух уровнях регуляции поведения человека // Вопросы психологии.—1994.—№4.—С. 144-149.

118. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. 254 с.

119. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. - 432 с.

120. Мелик-Пашаев А. А., Повлянская 3. II. Ступенька к творчеству. М., 1987.- 130 с.

121. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь: Из-во ПГПИ, 1988. —80 с.

122. Мерцалова Т.А. Педагогическое обеспечение самопознания подростков в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. ггед. паук. -М., 1996.-20 с.

123. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: «Наука», 1969. - 367с.

124. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. - 429 с.

125. Микалко М. Тренинг интуиции. -СПб.: Питер, 2001.- 192с.: ил. (Серия «Сам себе психолог»).

126. Модяко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. - №5. - С.86-95.

127. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции и произвольной активности человека// Психологический журнал. 1995. Т.16, №7. С.26-36.

128. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984.—111 с.

129. Мурашковский Ю.С. Алгоритм синтеза творческих задач // Школьные технологии. 2001. - № 1. - С. 175-179.

130. Мухина B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с. (Серия «Мир психологии»).

131. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Перевод с английскою.-Львов: Инициатива; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 128 с. - (Серия "Psychologia Vera").

132. Мясищев В. II. Некоторые вопросы теории психотерапии // Вопросы психотерапии.—Л., 1972 —С. 75—88.

133. Мясищев B.I I. Психология отношений: Под редакцией A.A. Бодалёва / Вступительная статья A.A. Бодалёва. М.: Издательство «Институт практической психологии»:, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.

134. Надирова Л.Л. Теоретические основы и методы формирования эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2000. - 60 с.

135. Пазаренко В. А. Второе солнце (очерки психологии искусства). М., 1972.- 383 с.

136. Нартова-Бочавер С.К. Два типа нравственной самоактуализации личности // Психологический журнал. 1993. - Т. 14, №4. - С.24-31.

137. Никифоров А.Т. Наблюдение как метод изучения межличностного общения: Автореф. дис. канд. психол. наук. — J1., 1985. —17с.

138. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены. // Общееi венные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. Науковедение, 1968. №4. - С.69 - 73.

139. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности. // Вопросы психологии. -1996. -№1. С.64 - 73.

140. Пантилеев С.Р., Методика исследования самоотношения. М.: «СМЫСЛ», 1993.- 18 с.

141. Парандовский Я. Алхимия слова. М.: Правда, 1990.

142. Перкипс Д.11. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Серия Науковедение. 1988, №4. -С.88-92.

143. Перна И. Я. Ритмы жизни и творчества. Л., 1925.

144. Петрайтите А. М. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией—интроверсией // Вопросы психологии. 1981. - № 6.

145. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: ВЛАДОС, 1997. - 384с.

146. Пиаже Ж. О природе креативности:Доклад французского психолог а, 1972.: Перевод с английского.// Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 1996.-№3.-С.8-16.

147. Писненко А.Г. Личностные компоненты регуляции учебной деятельное ги в переходный период от подросткового к юношескому возрасту // Дис. .канд. пснхол. наук (специальность 19.00.07. - Педагогическая психология). - Владимир, 2002. - 128с., прил.

148. Пичугина С.Г. Психорегуляция педагогической деятельности учителя-словесника: Дис. . канд. психол. наук (специальность 19.00.07. - Педагогическая психология). - Владимир, 2002. - 136с., прил.

149. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.- 255 с.

150. Поддьякова I I.I 1.11овый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. №1.- С. 16-19.

151. Подласый И. Как побуждать к учению и самовоспитанию: Психологическая консультация. // Народное образование. 1993. - № 9/10. - С.28-37.

152. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320с.: поты.

153. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психолог ии. 1994. № 1. С.61 -69.

154. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. №1. С.20-33.

155. Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды // Вопросы психологии. 1999, №1. С.42-49.

156. Полуянов Ю. А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). М.: Педагогика, 1988. - 176 е.: ил. (Педагогика - родителям).

157. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. М., 1967. 255 с.

158. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Паука, 1988. С. 21-25.

159. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. - Т. 12, №1. - С.3-11.

160. Пономарев Я.А. О понягии «психолог ический механизм решения творческих задач» // Психологический журнал. 1996. - Т. 17, №6. - С. 19-25.

161. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 304 с.

162. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психическойсаморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Дис. канд. психол. наук (специальность 19.00.07. - Педагогическая психолог ия). - Владимир, 2002. - 204с.

163. Пости Е.Е. Психологические основы профессионального становления личности учителя начальных классов: Дис. канд. психол. наук (специальность 19.00.07. - Педагогическая психология). - Владимир, 2002. - 228с.

164. Практикум по арт-терапии // Под ред. Л.И. Копытина. СПб: «Питер», 2000. - 448с.:илл. - (Серия «Практикум по психологии»).

165. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. М.: Академический Проект, OI iriJI, 2003. - 880 е.: ил. - («Б-ка психологии, психоанализа, психотерапии»)

166. Психологические исследования творческой деятельности. М.: АГ1П СССР, 1975.- 251 с.

167. Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Педагогика-Пресс, 1997.-440 е.: ил.

168. Психология развивающейся личности. /Под ред. A.B. Петровского. — М.: Педагогика, 1987.—239 с.

169. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).

170. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 1990. -494 с.

171. Ражников В. Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении. Автореф. дисс. докт. психолог, наук. — М., 1993.-60 с.

172. Развитие и диагностика способностей // Под ред. В. Н. Дружинина и В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.

173. Райков B.JI. Гипноз и постгипнотическая инерция как модель исследования творчества// Психологический журнал. 1992. Т.13, №3. - С.102-111.

174. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000. —656 с.

175. Рибо Т. Творческое воображение. СПБ, 1901.-311 с.

176. Роджерс 11. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990, №1. С. 164-168.

177. Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1957, стр. 307, 308,315,226

178. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -720с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»),

179. Рудкевич J1. А., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 89-106.

180. Рылькова В.А Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. - 21 с.

181. Семенов В.Е. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства // Вопросы психологии. 1994. №1. С.116-122.

182. Семенов Н.И., Степанов С.Ю. Продуктивность личностного компонента при дискурсивном решении задач // Вопросы психологии. 1979, №6. С. 109114.

183. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психолог ии. — СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 е., ил.

184. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. 230 с.

185. Снегирева Т. В. Смысл и символ в проективном рисунке // Вопросы психологии. — 1995.—№ 6. — С. 20—32.

186. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. — 2-е изд., перераб. и доп.— М., 1996.-400 с.

187. Спиркин Л. Г. Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972. — 303 с.

188. Станкевич Л.П. Проблемы становления личности. — М.: Высшая школа. 1987. — 134 с.

189. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис. д-ра. психол. наук.— М., 1985.— 37 с.

190. Сголин В. В. Самосознание личности. — М., 1983. — 285с.

191. Столович Л. Н. Категория прекрасного и общественный идеал. М., 1969.-352 с.

192. Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. — М.: Московский психолого-социальный ин-стигут; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 288 с.

193. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. — М., 1972.

194. Таллибулина М.Т. Музыкальная одарённость: структура, возрастные и тендерные особенности проявлений: Авторе, дис. канд. психол. наук.1. Пермь, 2003.-27 с.

195. Тарасов Г.С. О психологии творчества // Вопросы психологии. 1992. -№1/2.-С. 105-111.

196. Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразования. —М., 1977.—С. 5-20.

197. Тихомиров O.K., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности// Вопросы психологии. —1980. —№5. — С. 23 21.

198. Ткаченко Е.С. Личностные компоненты исихорегуляции учебной деятельности одарённого подростка: Дис. . канд. психол. наук (специальность 19.00.07. - Педагогическая психология). - Владимир, 2003. - 109с., прил.

199. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. (Теория и практика). Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

200. Ульянова О.С. Психологические условия развития субъект-субъектных отношений в школе: автореф. канд. психол. наук. М., 2000. - 20 с.

201. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1988. — № 6. — С. 34— 52.

202. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной, М.: Педагогика, 1987. — 181 с.

203. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности: Статья из ФРГ.: Перевод с английского // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 120-127.

204. Хоментаускас Г. Т. Использование детског о рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 1986 .— № 1. —1. С. 165—171.

205. Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Автореф. канд. дис. — М., 1985.— 24с.

206. Хоровитц Ф. Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Серия Науковедение, 1988. № 1.

207. Художественный тип человека: Комплексные исследования. / Науч. ред. В.П.Морозов и др.; ИП РАН, Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковскою, Межведомственный центр "Искусство и наука". М.: Изд-во Моск. гос. консерватории, 1994. - 233с.

208. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии. 1996. -№3. - С. 116 -133.

209. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения "внешнего" и "внутреннею" в психологии. // Психоло1ический журнал. 1993. - Т.14, №5. - С.З - 12.

210. Шадриков В. Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» // Психологический журнал, 1983. Т. 4. № 5. С. 3-10.

211. Шадриков В. Д. Проблемы еистемогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1983.

212. Шаповалов В.Ф. Человеческая внерациональность и свобода личности // Свободная мысль. 1994, № 1. - С.75-84.

213. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии.— 1986.— № 6.— С. 23—28.

214. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор.— Минск: ТП11, «Полифакт», 1992 — 128 с.

215. Штыков Н.Г. Психическая норма как многомерный критерий оценки отношений личности. (Спец. 19.00.11 психология личности.): Автореф. дис. . -М., 2000.-22 с.

216. Эллиот П.К. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор волевых действий и её роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Серия Науковедение. 1988, №1. С.86-87.

217. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Наука, 1994. - 414с.

218. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: Гумапит. изд. центр "ВЛАДОС", 1999.-360с.

219. Юркевич В. С. Особенности развития познавательной потребности и саморегуляции у старших подростков // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. — М., 1984. — С. 66-79.

220. Юсупов Ф.М. Роль неучитываемых факторов в процедуре тестирования // Диагностика способностей и личных черт учащихся в учебной деятельности. -Саратов: Изд-во Саратовского Государственного Университета, 1989. -С.37-48.

221. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

222. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. - №4. - С.20-27.

223. Bastian Hans Günther Kinder optimal fordern mit Musik. Atlantis Mu-sicbuch-Verlag. Schott Musik International. 2001 - S.l 10.

224. Bogerman W. O. Studies of Genius. N.Y., 1947. P. 171.

225. C a n t r i 1 H., A transactional inquiry concerning mind. «Theories of the Mind». N. Y.—London, 1962, p. 337.

226. Gendlin E.T. The politics of giving therapy away: Listening and focusing, In D. Larson (Ed.), Teaching psychological skills: Models for giving psychology away (p.287 305). Monterey, CA: Brooks/Cole. 1984. - P.297.

227. Goodman, G. SASHA tapes: Expanding options for help-intended communication. In D. Larson (Ed.), Teaching psychological skills: Models forgiving psychology away (p.271-286), (p. Monterey, CA: Brooks/Cole, 1984

228. Gordon, T. Three decades of democratizing relationships through training. In D. Larson (Ed.), Teaching psychological skills: Models for giving psychology away (p. 151-170). Monterey, CA: Brooks/Cole, 1984.

229. Guilford Y. P. The nature of human intelligence. N. Y.: Mc-Gawk Hill, 1967.

230. Guntrip, H. Psychoanalytic theory, therapy, and the self. New York: Basic Books, 1973.-P. 181.

231. Janet P. L'évolution de la memoire et de la notion du temps, vol. 1, Paris, 1928. p. 132.

232. Karlson Y.L. Inheritance of creative intelligence. Chicago, 1978. P. 138.

233. Kleinman, A. Rethinking psychiatry. New York: Free Press, 1988. P.l 12.

234. Lehman H. C. Age and Achievement. Princeton, 1953.

235. Mednich S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. Review. 1969. №2. P. 220-232.

236. Montpellier G. de. A propos de la notion de comportement en psychologie,-«Journal de Psychologie normale et pathologique», 1968, № I, p. 49.

237. Rogers C.R. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961. P. 186.

238. Rogers, C.R. Client-centered therapy (Film No. 1 ). In E. Shostrom (Ed.), Three approaches to psychotherapy (Three 16-mm color motion pictures). Santa Ana, CA: Psychological Films, 1965.

239. Sternberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. 1985. P. 5-31.

240. Taylor C. W. Cultivating multiple creative talents in students // Journal for the Education of the Gifted. 1985. Vol. 8. P 187-198.

241. Terrnan L.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1937.

242. Torrance E. P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs. N.Y.; Prentice-I Iall, 1964.

243. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663-679.

244. Vernon P. E. Psychological studies on creativity // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1967. № 8. P. 135-165.

245. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity — intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33. P. 348-369.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.