Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Пинчук, Валерия Юрьевна

  • Пинчук, Валерия Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Уссурийск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 169
Пинчук, Валерия Юрьевна. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Уссурийск. 2003. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пинчук, Валерия Юрьевна

Введение.4

Глава I. Философско-мировоззренческие истоки метафизической психологии духовно-академического теизма XIX в. на русской почве.13

§1. Предметная детерминация.13

§2. Социоисторическая детерминация.17

§3. Детерминация по традиции (в связях и отношениях отечественной ортодоксально-философской традиции и метафизической психологии XIX в. к античной философии, к философии средневековья, к философии нового времени).21

ГЛАВА II. Отечественная метафизическая психология в системе ортодоксально-философских построений.62

§1. Специфика душевной жизни человека.62

§2. Обоснование субстанциальности и духовности души в русской теистической метафизике XIX в.74

§3. Метафизическое учение о «сердце».85

§4. Теоретические доказательства бессмертия души.96

ГЛАВА III. Основы метафизической психологии в философских трудах представителей духовных академий России XIX в.103

§1. Санкт-Петербургская философско-ортодоксальная школа метафизической психологии.104

§2. Московская школа духовно-академической метафизической психологии.114

§3. Метафизическая психология в философских построениях преподавателей Киевской духовной академии.126

§4. Казанская духовно-академическая философия метафизической психологии.137

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века»

определены важнейшие историко-философские и теологические истоки метафизической психологии в лоне ортодоксального миропонимания; в диссертации представлена эволюция подходов представителей духовно-академической философии к проблеме духовности и бессмертия души; в базовыми пределах историко-философского связь исследования выявлена концептуальная и содержательная метафизической психологии с элементами духовно-академической философии онтологией, гносеологией, моральной метафизикой; теоретически обоснован тезис о том, что метафизическая психология была своеобразной формой ортодоксально-философской антропологии Х1Хв.; установлено, что философским ядром метафизической психологии духовно-академического теизма является философское учение об особом статусе человеческой души, делающим её связующим звеном между посюсторонним и потусторонним мирами, и что это учение актуализируется в теории духовности души, обосновании бессмертия души и моральной метафизике; показано, что в ортодоксальной философской традиции наличествовал синтез умозрительно-отвлечённой, эмпирической и нравственной психологии, с постепенным усилением нормативистских элементов метафизической психологии XIX в. Научная значимость работы состоит в том, что её материалы и выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования русской теистической философии в целом, и православного философского учения о человеке в частности. Материалы работы могут также применяться при подготовке вузовских курсов по философии, истории философии, философии религии, истории психологии, а также по религиоведению. Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы автором в ходе 10 проведения следующих научных мероприятий: -ежегодных общим названием международных научно-методических конференций под «Проблемы славянской культуры и цивилизации», проходивших в Уссурийском пединституте в 2002 и 2003 гг.; региональной научно-практической конференции «Христианство на Дальнем Востоке», проходившей в Уссурийском пединституте в 2001 г.; аспирантских теоретических научных семинаров в УГПИ в декабре 2002 и апреле 2003 гг.; меисдународной научной конференции «Этические проблемы развития современной цивилизации», проводимой в Пензенской сельскохозяйственной академии в январе 2004 г. Отдельные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры психологии УГПИ. В целом диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии, экономики и философии УГПИ. Источниковой базой диссертации явились: 1. Тексты самих православных теистов, в которых излагается существо их взгляда на природу души человека, 2. Философские сочинения предшественников русских религиозных мыслителей, византийской представителей 3. включая античных философов-идеалистов, представителей христианской апологетики и патристики, средневековой схоластики и мистики, ортодоксии, философов Возрождения и Нового Времени, немецкой классической философии и (особенно Канта), европейских теистов XIX в. Кандидатские, магистерские докторские диссертации представителей духовно-академической школы XIX в., которые являются весьма важным источником по истории православной психологии, а также архивные материалы, метафизической переписку включая профессиональных философов из духовных академий, их отдельные заметки, замечания, рецензии и т.д., хранящиеся в фонде 574 Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), фонде №172 11 Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (г. Москва), фонде №10/2 Национального архива Республики Татарстан (г. Казань). 4, Материалы по истории русского теизма XIX в., представленные философами-эмигрантами (особенно В.В.Зеньковским и Г.В.Флоровским). 5. частности, Современные публикации статьи, по истории религиозной рукописи, отечественной философии в целом и духовно-академической философии в включая монографии, депонированные критические заметки и т.д. 12

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Пинчук, Валерия Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовно-академическая философия XIX в. в России представляла собой множество оригинальных концепций, подходов по самым различным проблемам бытия и сознания. При всём разнообразии точек зрения православных мыслителей, бесспорно, существовал ряд принципиальных моментов, по которым их позиции совпадали. Общий характер духовно-академической философии - совершенно определённый выбор в пользу теизма. Данная сущностная черта православной философии определяла всё её содержание, в т.ч. метафизическое учение о душе человека. В частности, определяющим принципом отечественной метафизической психологии XIX в. являлся синтез персонологии, антропологии, этики и собственно психологии на основе корреляции учения о личностной природе Абсолюта и учения о богоподобной природе человеческой души. Защита бытийных основ личности связывалась с доказательством духовности и бессмертия души человека. Православные философы поддерживали идею об онтологических основаниях человеческой субъективности.

Вместе с тем, аргументация русских теистов из духовных академий варьировалась в зависимости от того, насколько каждый из них оценивал применимость тех или иных методов познания при исследовании внутренней духовной природы человека. В частности, среди православных философов выделялись «рационалисты», строившие свою модель метафизической психологии на отвлечённых принципах, и «эмпирики», стремившиеся делать заключения о высших свойствах души на основе наблюдения за фактами душевной жизни. Преобладание данных направлений находилось в прямой зависимости от тех тенденций в развитии психологии, которые проявлялись в Европе. В частности, если до 80-х гг. XIX в. в европейской психологии сильно было влияние «методологического рационализма», то и в духовно-академической метафизической психологии доминировала аналогичная тенденция. Но затем происходит переориентация на эмпирическую модель метафизической психологии, что стало следствием как общих тенденций в европейской (и русской, в частности) философии, так и стажировок ряда талантливых молодых преподавателей метафизики и психологии из духовных академий у выдающегося немецкого профессора,

147 отца экспериментальной психологии В.Вундта. В частности, следует отметить будущего профессора Санкт-Петербургской духовной академии B.C. Серебреникова, ставшего одним из основателей экспериментальной психологии в России. Но даже у психологов-«эмпириков» сохранялась рационалистическая составляющая учения о душе, речь у них шла о дополнении рациональной психологии опытными исследованиями.

В литературе по духовно-академической философии зачастую недостаточно внимания уделяется самому феномену метафизической психологии, что, на наш взгляд, несправедливо. Мы полагаем, что обоснование духовности и бессмертия человеческой души занимает в сочинениях православных мыслителей XIX в. значительное место, являясь метафизическим введением в философско-религиозную антропологию, ибо данное обоснование должно было придать высокий статус человеческому существованию в сравнении с другими существами. Одновременно в данном учении реализовывался спиритуалистический потенциал русского академического теизма, его первоочередное обращение к проблемам духовности, её возвышения над телесным и материальным.

Метафизическая психология, выступая цельным учением в трудах православных философов, одновременно представляла собой сложную систему. Её составными частями выступают учение о субстанциальности и духовности души, учение о бессмертии души человека, метафизическое учение о «сердце» как средоточии всех душевных сил, энергий человека.

Развитию метафизического учения о душе способствовал высокий уровень философской образованности в православных духовных академиях. В каждой из четырёх академий (Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской) существовали собственные школы метафизической психологии, защищались кандидатские, магистерские и докторские диссертации по данной тематике. В диссертации отмечаются наиболее интересные публикации и делается вывод о том, что конечной задачей православной метафизической психологии являлась её трансформация в психологию нравственную. С этой целью в метафизическую психологию вводилось религиозно-философское учение о свободе воли и нравственной ответственности, происходила постепенная эти

148 зация и морализация метафизического учения о душе. Эти тенденции находились в тесной связи с усилением эмпирических аспектов в учении о душе. В понимании православных теистов усиление роли эмпирической психологии в учении о душе детерминировано их интересом к проблематике духовного опыта.

Таким образом, метафизическая психология духовно-академического теизма входила в более широкую религиозно-философскую систему, включающую в себя, помимо проблематики духовного и душевного бытия, вопросы этики и аксиологии. Эту систему в историко-философской литературе определяют как «православную персонологию». Данная «духовная наука» может быть воссоздана усилиями современных представителей религиозно-философской мысли России, которые должны по достоинству оценить вклад православных мыслителей XIX в. в разработку её важнейшей составной части - метафизической психологии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пинчук, Валерия Юрьевна, 2003 год

1. Абрамов А.И. Духовно-академическая философия в её сущностном отношении к философскому учению Фихте//Философия Фихте в России. СПб.: РХГИ, 2000.

2. Абрамов А.И. Кант и философия в России. М., 1994.

3. Абрамов А.И. К вопросу о влиянии просветительской философии на духовно-академическую философию в России//Методологические проблемы изучения истории общественной мысли. Казань, 1990.

4. Абрамов А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической фило-софии//Платон и его эпоха. М., 1979. С.212-238.

5. Абрамов А.И. Христиан Вольф в русской духовно-академической филосо-фии//Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2001.

6. Абрамович В. Психологические основания веры. М., 1896 (канд. дисс.)//Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (далее: ОР РГБ). Ф.172. МДА. К. 163. №11.

7. Августин Блаженный. Кн. в 2-х тт. М., 2000.

8. Агишев Г. Библейско-христианское учение о человеке (его силах, способностях и свойствах) или библейско-христианская антропология. Казань, 1866 (канд. дисс.)//Национальный архив Республики Татарстан (далее: НАРТ). Ф.10/2. № 62.

9. Азлецкий П. Современные теории инстинкта и научная оценка их с точки зрения православно-христианского учения о духовно-разумной природе человека. Казань, 1898 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 234.

10. Аквилонов Е.П. Лекции по Введению в круг богословских наук. СПб., 1891.

11. П.Александров И. Воспитание нравственного чувства. Казань, 1918 (канд.дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 686.

12. Александров К. Психология св. отцов церкви Восточной. (Понятие о душе. Познавательная деятельность души). М., 1886 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172 МДА. К. 166. Е.х.5.

13. Алешковский В. Реальные основания веры в непостижимое. Казань, 1901 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 719.

14. Альбицкий В. Русская учебно-богословская литература по вопросам нравственности за последнее 30-летие. Казань, 1901 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 538.

15. Амвросий, преосв. О внутреннем опыте//Церковный вестник. 1880. № 20.

16. Аничков-Платонов И.Н. О смерти и состоянии душ по разлучении от тел// Прибавления к Творениям святых отцов. 1886. Т.9.

17. Антоненко В.Е. Социальная природа и эволюция религиозных представлений о посмертном существовании. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1986.

18. Антоний (Храповицкий). Нравственное обоснование важнейшего христианского догмата (Приложение к разбору учения Канта об оправдании)// Богословский вестник. 1894. № 3. С.423-445.

19. Антоний (Храповицкий). Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. СПб., 1888. С.1-140.

20. Аронов А. Психологические основания нравственности. Казань, 1900 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 972.

21. Артемьева Т.В. Область дай уму//Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. СПб., 1996. С.5-75.

22. Беликов. Учение о личности Канта. Казань, 1905 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 1459.

23. Бердышев Г.Д. Наука и религия о смерти и бессмертии. Киев, 1986.

24. Богдашевский Д.И. Из истории греческой философии. Киев. 1898.

25. Богдашевский Д.И. Учение Платона о знании//Труды Киевской духовной академии. 1897. №12.

26. Богоявленский Г. Бессмертие души. Казань, 1905 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. №907.

27. Борис (Плотников), арх. О невозможности чисто физиологического объяснения душевной жизни человека//Вера и разум. 1889. № 22. С.425-453.

28. Борисова С.Г. Философско-религиозное учение арх. Никанора (А.И.Бровковича) (опыт системной реконструкции и интерпретации). Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002.151

29. Булгаков В. Современные научно-философские учения о существе души: оценка их с христианско-религиозной точки зрения на душу, как образ Божий в человеке. СПб., 1898.

30. Буткевич Т.И. Неверие XIX века//Вера и разум. 1899. № 10. Отд. филос. С.605-624.

31. ЗКБуткевич Т.И. Спиритизм, его историческое развитие, религиозно-философские воззрения и отношение к христианству. Харьков, 1887.

32. Буткевич Т.И. Христианские апологеты XIX века в Германии//Вера и разум. 1899. № 16.

33. Быстрицкий Гр. О загробной жизни. Действительность загробного бытия, или бессмертия души нашей. М., 1859. Тт. 1-2.

34. Введенский А.И. Вера в Бога, её происхождение и основания; опыт положительного решения вопроса в связи с историко-критическим исследованием главных направлений его литературы в текущем столетии//Православное обозрение. 1890. №№ 3-6.

35. Введенский А.И. Демонион Сократа//Вера и разум. 1891. Отд. филос. Т.1.

36. Введенский А.И. О современных задачах воспитанников духовных академий в области философии//Богословский вестник. 1895. № 10.

37. Введенский А.И. Очерк современной французской философии//Вера и разум. 1893. № 19.С.318-328. № 20.С.329-350.

38. Введенский А.И. Религиозная вера как биогенетический принцип в психоло-гии//Богословский вестник. 1899. № 1.39.Вера и разум. 1907. № 9.

39. Вера и церковь. 1903. № 3.

40. Вержболович М. Обзор важнейших направлений русской психологии// Вера и разум. 1895. Отд. филос. №№ 3,5,6.

41. Веселовский А. Неоплатонизм в его отношении к христианству. Киев. 1890.

42. Вишев И.В. Бессмертие человека. Реально ли оно? Минск, 1990.

43. Вишев И.В. Жизнь, смерть, бессмертие человека как философская проблема. Челябинск, 1994.

44. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990.152

45. Вишев И.В. Проблемы иммортологии. Челябинск, 1993. Кн.1.

46. Вишев И.В. Радикальное продление жизни людей (социальные, естественнонаучные, философские и нравственные аспекты). Свердловск, 1988.

47. Вишерский Н. Психология Немезия, еписк. Эмесского. М., 1886 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172 МДА. К.208. Е.х.1.

48. Владиславлев М.И. Психология. М., 1880.

49. Владиславлев М.И. Философия Плотина, основателя неоплатоновской школы. СПб., 1868.

50. Воронцов Л. Учение Библии о душе человеческой//Православный собеседник. 1900. Т.2. С. 1-78.

51. Высокоостровский А.П. Характер философских воззрений проф. В.Н.Карпова/ЛДерковный вестник. 1892. № 49. С.772-774.

52. Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое познание. М., 1989.

53. Гавриил (Воскресенский). Основания опытной психологии. СПб., 1858.

54. Гаврилов И.А. О загробной жизни человека до страшного суда. Ленинградская духовная академия. Кандидатское сочинение. Рукопись. 1951.

55. Гиляревский А. Пособие к изучению психологии. М., 1886.

56. Гиляров А.Н. Платонизм, как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии. М., 1897.

57. Гиляров-Платонов Н.П. Онтология Гегеля//Вопросы философии и психологии. Кн.8, 10, 11.

58. Глаголев С.С. Вопрос о бессмертии души//Вопросы философии и психологии. 1893. Кн.5.С.1-26.

59. Глаголев С.С. Лекции по богословию. М., Б.д.

60. Глаголев С.С. Протоиерей Фёдор Александрович Голубинский, как православно-христианский философ//Богословский вестник. 1898. № 3.

61. Глаголев С.С. Религиозная философия//Вера и разум. 1904. № 3.

62. Глебович-Полонский Ф. Религиозно-философская оценка учения Гегеля о безусловном. СПб., 1902.

63. Гогоцкий С.С. Два слова о прогрессе//Труды Киевской духовной академии. 1860. Т.1.

64. Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Киев. 1857-1873. Тт.1-4.

65. Головаха И.П., Горский B.C. Проблема взаимосвязей в историко-философском исследовании//Идейные связи прогрессивных мыслителей братских народов (XVII-XVIII вв.). Киев, 1978.

66. Голубев В. Бог, как первая причина бытия, с философской и естественнонаучной точки зрения//Вера и разум. 1904. № 1.

67. Голубинский Ф.А. Умозрительная психология. М., 1897.

68. Городенский Н.Г. Учение Декарта о прирождённых идеях//Богословский вестник. 1897. № 12. С.415-436.

69. Горский А. Теизм Лотце. Киев, 1887.

70. Григорьев К. Немезий, епископ Емесский и его сочинение «О природе человекам/Православный собеседник. 1900. № 3.

71. Гринякин Н. Нравственное мировоззрение греческого философа Платона. Рассмотрение его как самого по себе, так и перед лицом христианского учения. СПб. 1896.

72. Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1984.

73. Гуревич П.С. Тайна человека/УЧеловек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.

74. Гусев А.Ф. Христианство в его отношении к философии и нау-ке//Православное обозрение. 1885. № 1. С. 100-127. № 3. С.459-497. № 4. С.729-762.

75. Гусев Ф.Ф. Теистическая тенденция в психологии Фихте младшего и Уль-рици//Труды Киевской духовной академии. 1874. № 1. С.24-69. № 2. С. 137188.

76. Давыденко Н. Святоотеческое учение о душе. СПб., 1909.

77. Даниловский А. История преподавания философских наук в духовно-учебных заведениях России. М., 1912 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172 МДА. К.232. Е.х.10.

78. Дебольский Г.С. О духовности души человека//Странник. 1870. № 7. С.21-32; 128-131.

79. Дебольский Н.Г. Философия феноменального формализма. I. Метафизика. Вып.1. СПб., 1892. С.1-177.

80. Демичев А.В. Дискурсы смерти: Введение в философскую танатологию.1. СПб., 1997.

81. Дмитровский Ф. Современное положение вопроса о субстанциональности души. Казань. 1873 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. К.21. № 56.

82. Дубровский А. О происхождении человеческой души. СПб., 1881.

83. Дьяченко Г. Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. М., 1900.

84. Дьячков И. Возможность богопознания. Опыт научно-философского обоснования теизма из природы человеческого сознания. Казань, 1901 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 749.

85. Елеонский Н. К вопросу о различии между душой человека и душой живот-ных//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1889. № 10. С.287-301.

86. Емельянов Б.В., Пугачёв О.С. Русская иммортология. Конец XIX-начало XX века. Историко-философские очерки. Пенза, 2002.

87. Иванов М.С. Академическое богословие. Исторический обзор//Журнал Московской патриархии. 1986. № 1.

88. Иванов О.Е. Метафизика в богословской перспективе. СПб., 1999.

89. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

90. Иннокентий (Борисов). Мысли о бессмертии//Странник. 1864. № 5. С.57-73.

91. Иннокентий (Борисов). Сочинения. 6-е изд. Вольфа в 10-ти тт. СПб., 1902.

92. Инопин Ив. Значение истины бессмертия для нравственной жизни чело-века//Рукописный отдел Национальной Российской библиотеки (далее: РО НРБ). Ф.574. Оп.2. Е.х.338.

93. Истомин К. Психология и метафизика//Вера и разум. 1887. № 1. Отд. фи-лос. С.27-45.

94. Какое бессмертие дорого для человека?//Христианское чтение. 1876. № 1. С.87-107.

95. Каменский З.А. Вопросы методологии историко-философского исследо-вания//Философские науки. 1970. № 1.

96. Кант И. Собр. соч. в 8-ми томах. М., 1994.

97. Каринский М.И. Критический обзор последнего периода германской философии/Христианское чтение. 1873. №№ 1-2.

98. Карпов В.Н. Введение в философию. СПб., 1840. С. 1-135.

99. Карпов В.Н. Вступительная лекция в психологию. СПб., 1860.

100. Карпов В.Н. О бессмертии души против натурализма. Разго-вор//Странник. 1861. № 5. С.233-260.

101. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994.

102. Кашменский С. Систематический свод учения отцов церкви о душе человека. Вятка, 1865. Тт. 1-2.

103. Кириллович А.Ф. Разбор учения Канта об оправдании//Богословский вестник. 1894. №3.

104. Кириллович А.Ф. Учение Канта о религии. Киев. 1883.

105. Коган J1.A. Жизнь как бессмертие//Вопросы философии. 1994. № 12.

106. Колотинский П. Психологическое учение о религиозном чувстве. Казань, 1900 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 927.

107. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999.

108. Корнилов С.В. Трансцендентный монизм В.Д. Кудрявцева-Платонова// Вестник МГУ. 1991. №2.

109. Красовский А. Введение в христианскую нравственную психологию. М., 1893 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172. МДА. К.274. № 12.

110. Кратиров И. Критический разбор доказательств бессмертия души, изложенных в платоновом «Федоне». М., Б.д. (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172. МДА. К.275. № 5.

111. Кратиров Н. Сон есть тайна природы и благодати. М., 1871 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф. 172. МДА. К.275. № 7.

112. Кревский Р. Учение священного писания Ветхого завета о бессмертии души человека. МДА. Рукопись. 1954-1955.

113. Кудрявцев-Платонов В.Д. Религия, её сущность и происхожде-ние//Православное обозрение. 1870. № 12. С.715-751.

114. Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. Сергиев Посад. 1892. Т.З. Вып.1-3.

115. Кузнецов В. Учение Канта о религии (оправдание религии и уяснение её содержания на почве критической философии). М. 1895.

116. Культин С.Е. Бессмертие: иллюзия или реальность?//Философские науки. 1994. №9.

117. Купленский М.А. Неоплатонизм и христианство//Православный собеседник. 1881. №№5,6,9.

118. Лавров В. Истины бытия Божия с точки зрения философии Канта. СПб., 1879.

119. JI-в. Пантеизм XIX века// Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1876. № 10. С.330-375.

120. Лебедев А.С. Спор о платонизме и аристотелизме в XV ве-ке//Православное обозрение. 1875. № 8.

121. Лебедев А.С. Французская богословская литература//Православное обозрение. 1870.№ 4.

122. Лебедев Н. Философия откровения Шеллинга. М., 1895 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172. МДА. К.287. Е.х.З.

123. Лейкфельд П. К учению Аристотеля о бессмертии души//Вера и разум. 1890. Отд. филос. № 18. С.225-254.

124. Лекции по введению в круг богословских наук//Православный собеседник. 1899. №9. С.207-218.

125. Леонидов Д.В. Абсолютное бытие в гносеологии православного теиз-ма//Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы V международной научно-методической конференции. Уссурийск, 2001. С.55-58.

126. Линицкий П.И. Обзор философских учений. Киев. 1874.

127. Линицкий П.И. Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту (теоретическому и практическому). Киев, 1881. С.1-292.

128. Линицкий П.И. Учение Платона о божестве. Киев, 1876.

129. Лисневич Н. Категорический императив Канта. СПб., 1876.

130. Лотоцкий А. Культурное значение философии Платона//Вера и разум. 1894. № 17. С.207-226.

131. Лотоцкий В. Учение Фихте (младшего) о бессмертии человеческой души. Киев, 1884.

132. Лотце Г. Основания практической философии. Перев. с нем. Я.Огус. СПб., 1882.

133. Лукьянов А.В. Идея духовного в философии И.Г.Фихте. Автореф. докт. дисс. Уфа, 1994.

134. Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999.

135. Макаровский А. Учение Канта о нравственной природе человека и критическая оценка этого учения с точки зрения христианской психологии. СПб., 1913 (канд. дисс.)//РО НРБ. Ф.574. Оп.2. Е.х.124.

136. Малеванский Г.В. О духовной природе человека против материализма и дарвинизма//Православное обозрение. 1873. № 4. С.537-568. № 5. С.723-769.

137. Малеванский Г.В. Предисловие к изданию «Избранных трактатов Плотина» (переведённых самим киевским профессором)//Вера и разум. 1898. № 8. С.320-321.

138. Малеванский Г.В.//Труды киевской духовной академии. 1882.№№ 1-5,7,910. Отд. изд. с предисл. Малеванского: Киев. 1883.

139. Миловидов И. Пифагор, как религиозно-нравственный реформатор по изображению Ямвлиха и Порфирия. СПб., 1877.

140. Милославский П.А. Закон сохранения силы и душевные явле-ния//Православное обозрение. 1877. № 10. 275-318.

141. Минеев В.В. Социально-философские аспекты проблемы смерти и бессмертия: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Новосибирск, 1990.

142. Мисюк Н. Христианское учение о бессмертии души. Ленинградская духовная академия. Рукопись. 1951-1952.

143. Митрофан, иером. Как живут наши умершие, как будем жить и мы по смерти. СПб., 1880.

144. Морошкин М.Я. Современный религиозный кризис в Западной Евро-пе//Православное обозрение. 1863. № 6.

145. Мустафин Вл., прот. Философские дисциплины в С.-Петербургской духовной академии//Богословские труды. Сборник, посвящённый 175-летию Ленинградской духовной академии. М., 1986. С.186-191.

146. Мысовский К.В. Религиозное чувство, вера и знание//Странник. 1863. №6. С. 166-202.

147. Некрасов В. Разбор доказательств бессмертия души, заключающихся в платоновском «Федоне». СПб., 1876.

148. Несмелое В.И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение. 2-е изд. Казань, 1907. Т.2.

149. Несмелов В.И. Наука о человеке. Опыт психологической истории и критика основных вопросов жизни. 3-е изд. Казань, 1905.

150. Нечаев Д. Наукословие Фихте и отношение изложенных в нём философских принципов к религиозному мировоззрению. СПб., 1877.

151. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. М., 2001.ф 162. Никанор (Бровкович). Можно ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверхчувственного — Бога, духовной бессмертной души и т.п.?//Православный собеседник. 1871. № 5.

152. Никанор (Бровкович). О бессмертии души//Странник. 1887. № 9.

153. Никанор (Бровкович). Позитивная философия и сверхчувственное бытие. СПб.,Т.1. 1875; Т.2. 1876; Т.З. 1888.

154. Никольский А.А. Русская духовно-академическая философия, как предшественница славянофильства и университетской философии в России//Вера и разум. 1907. №№ 2-6, 9, 20.

155. Никольский Вл. Идея развития в диалектической системе Гегеля; особенности её; ценность её для философско-исторических построений и церковно-исторических концепций. СПб., 1905.

156. Новинский Н. Христианское ифико-богословское учение о свободе воли вчеловеке. Казань, 1881 (канд.дисс.)//НАРТ. Ф. 10/2. № 294.

157. Новицкий О. Краткое руководство к логике с предварительным очерком психологии. Киев, 1844. С. 1-61.

158. О бессмертии души//Христианское чтение. 1850. 4.2. С. 182-197; 347-361.

159. Овсиевский В. Взаимное отношение между благодатью Божиею и естественными силами человека. М., 1898 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172. МДА.1. К.324. № 4.

160. Озе Я. Персонализм и проективизм в метафизике Лотце. Юрьев, 1896.

161. Определения Св. Синода на кн. А. Гиляревского «Учебник психологии». Новочеркасск. 1883/ЯДерковный вестник. 1884. №48.

162. Орлов И. Анализ учения Лотце о природе человека и Верховном Существе. СПб., 1880.

163. ОР РГБ. Ф.172. МДА. К.421. № 3.

164. Орнафитский И.А. Христианское учение о Боге личном и триедином сравнительно с воззрениями на Божество, как на Существо безличное и от-влечённое//Вера и церковь. 1902. №№ 8-9.

165. Остроумов М. Значение Сократа в истории греческой философии//Вера и разум. 1884. Отд. филос. Т.2.

166. Остроумов М. Обзор философских учений. М., 1880.

167. Очеретько П. Учение Платона о личном бессмертии. СПб., 1889.

168. Павел (Максименко), иеродиакон. Освещение вопроса о бытии Бога и бессмертии души в русской апологетической литературе. Загорск, 1964 (ру-коп.).

169. Палимпсестов И.У. Мои воспоминания об Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. СПб., 1888.

170. Панцхава И.Д. О смертности и бессмертии человека. М., 1965.

171. Панцхава И.Д. Смертность и бессмертие человека//Философские науки. 1963. №6.

172. Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М., 1967.

173. Петрунина Т.А. «Философия сердца» П.Д.Юркевича как форма антропо-дицеи//Антроподицея. Сборник научных статей. Екатеринбург, 2003.

174. Писарев М. Учение о бессмертии души в диалоге Платона «Федон». Киев, 1881.

175. Пишун С.В. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М., 1996.

176. Пишун С.В. Чувственный элемент знания и его роль как критерия истины в гносеологической концепции арх. Никанора (А.И. Бровковича)// Проблемы славянской культуры и цивилизации. Уссурийск, 2000. С.68-74.

177. Платон, архиеп. Рижский. Слово о бессмертии души человеческой// Странник. 1864. №2. С.139-145.

178. Плахотник Ф. Учение о вечности мучений по творениям святых отцов церкви III-V вв. Ленинградская духовная академия. Рукопись. 1959.

179. Плешанов П. Вопрос о двухчастном и трёхчастном составе природы человека. М., 1911 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172 МДА. К.337. №14.

180. Побединский М. Душа человека и животных//Вера и разум. 1889. №12. Отд. филос. С.495-512.

181. Подокшин С.А. Франциск Скорина. М., 1981.

182. Покровский В. Опыт христианской (нравственной) психологии по воззрениям преп. Ефрема Сирина. М., 1893 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф. 172 МДА. К.340. № 12.

183. Покровский С. Учение Сократа и Платона о нравственности, как необходимом условии для надлежащего освоения в познании. СПб., 1885.

184. Полисадов В.П. Христианство и неоплатонизм//Журнал Министерства народного просвещения. Кн.77.

185. Полканов И.Г. Библейская психология. СПб., 1871.

186. Полканов И.Г. О жизни души по воссоединении её с телом//Странник. 1873. Т.1. 4.1.

187. Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия. М., 1993.

188. Попов Н. Бог как личность (против пантеизма). М., 1889 (канд. дисс.)// ОР РГБ. Ф.172 МДА. К.347. № 2.

189. Порфирий, иером. О бессмертии//Странник. 1868. №3. С.95-102.

190. Потехин А. Значение чувствований в душевной жизни челове-ка//Православный собеседник. 1899. № 12. С.623-666.

191. Православный собеседник. 1890. № 4.

192. Православный собеседник. 1899. № 12.

193. Преображенский Г. Об отношении опытной психологии к вопросу о бессмертии души. СПб., 1887 (канд. дисс.)//РО НРБ. Ф.574.0п.2. Е.х.176.

194. Происхождение и бессмертие человеческой души//Христианское чтение. 1864. Т.1. С.76-90; 188-228.

195. П-ский И. Самостоятельность и бессмертие человеческой ду-ши//Душеполезное чтение. 1881. № 4. С.470-496.

196. Пугачёв О.С. Идея бессмертия в русской религиозной философии: Конец XIX начало XX века. Пенза, 1996.

197. Раевский В. Антиномии Канта (изложение их с предварительным анализом предшествовавших им критических исследований). СПб., 1874.

198. Решетников М. Современные натурфилософские учения о существе души: оценка их с христианско-религиозной точки зрения на душу, как образ Божий в человеке. СПб., 1901.

199. Родосский А. Биографический словарь студентов первых XXXV-III-ми курсов С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1907.

200. Румянцев Н. Психологические основы религиозно-нравственного воспитания. М., 1900 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172 МДА. К.367. № 10.

201. Рышковский Н.И. Душа и тело. Основы опытной психологии. Киев, 1884.С.1-81.

202. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения (жизнь и смерть в русской философии). СПб., 1995.

203. Св. Григорий, епископ Нисский и Немезий, еписк. Эмесский, как психологи . Б. д. (канд. дисс., автор не устан.)//РО НРБ. Ф.574. Оп.2. Е.х.316.

204. Светилин А.Е. Конспекты лекций по психологии// РО НРБ. Ф.574. Оп.1. Е.х.84.

205. Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века. М.,1993.

206. Серафимов А. Психологические теории тождества личности перед судом православно-христианского учения о личном бессмертии. Казань, 1898 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 85.

207. Серебреников B.C. В.Н. Карпов, как психолог//Христианское чтение. 1898. Т.1. С.689-699.

208. Серебреников B.C. К вопросу об экспериментальной психологии// Христианское чтение. 1895. 4.2. С.228-232.

209. Серебреников B.C. Механическое воззрение на душевную жизнь перед судом современных строго научных психологических сочинение/Христианское чтение. 1897. № 3. С.373-390.

210. Серебреников B.C. Опытная психология и её методы//Христианское чтение. 1899. Т. 1. С.639-677.

211. Серебреников B.C. Психофизические исследования и их значение для психологии//Христианское чтение. 1895. № 2. С.288-311.

212. Серебреников B.C. Самооткровение духа как источник его познания// Христианское чтение. 1897. № 3. С.424-439.

213. Серебреников B.C. Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием. СПб., 1892.

214. Сеченов И. Психологические этюды. СПб., 1873.

215. Сидонский Ф.Ф. Введение в науку философии. СПб., 1833.

216. Сидонский Ф.Ф. Об отношении идеального к действительному и обрат-но//Сын Отечества и Северный архив. 1832. Т.26. №11. С.222-237. № 12. С.266-290.

217. Сильвестр (Малеванский). Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов//Труды Киевской духовной академии. 1867. Т.1.

218. Скворцов И.М. О Плотине//Журнал Министерства народного просвещения. Т. 10.

219. Скворцов И.М. О философии Платона//Журнал Министерства народного просвещения. Т.8.

220. Скворцов И.М. Христианское употребление философии или философия Григория Нисского//Труды Киевской духовной академии. 1863. № 10. С. 129160.

221. Смелков В. Философия религии Гегеля. СПб., 1881.

222. С.М. Размышления Декарта о первой философии, в которой доказывается существование Бога и отличие души от тела//Вера и разум. 1899. Отд. филос. № 17. С. 192-216. № 18. С.250-266. № 19. С.285-300. № 20. С.329-344.

223. Смирнов А. Язык и разум//Вера и разум. 1889. № 19. С.306-328. № 20. С. 329-354.

224. Смирнов С.К. Нечто об идеях Платона//Москвитянин. 1843. Т.4.

225. Снегирёв В.А. Метафизика и психология. Харьков, 1890. С. 1-60.

226. Снегирёв В.А. Науки о человеке//Православный собеседник. 1876. Т. 3. С.62-89.

227. Снегирёв В.А. Психологические сочинения Аристотеля. Вып.1. Казань, 1885.

228. Снегирёв В.А. Психология. Харьков, 1893.

229. Снегирёв В.А. Самосознание и личность//Вера и разум. 1891. № 8. С.335-359.

230. Снегирёв В.А. Сердце и его жизнь//Вера и разум. 1892. № 7. С.243-260. №8. С.303-328. № 12. С.463-491.

231. Снегирёв В.А. Субстанциональность человеческой души//Вера и разум. 1891. Т.7. С.280-294.

232. Созонов М. Идея бессмертия как предмет умозрения и как предмет созерцания. М., 1905 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172 МДА. К.389, № 6.

233. Соколов А.А. Невозможность религии без представления о личном Бо-ге//Вера и церковь. 1901. № 6.

234. Соколов А. Логико-психологическое учение о сущности и видах доказательств бытия Божия. Казань, 1904 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 718.

235. Соколов В.В. Религиозная вера и религиозная философия. Критический обзор религиозной философии Г. Лотце// Христианское чтение. 1904. № 1. С. 122-142; 287-305.

236. Соколов Н.П. Взгляд на философию Гегеля//Православный собеседник. 1861.Т.1.

237. Соколов П.П. Речь, сказанная по окончании отпевания В.Д. Кудрявцева-Платонова//Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. М., 1893. Т.1. Вып.1.

238. Соколов Т. Учение психологии о сущности художественного и научного творчества, его условиях, законах и формах как доказательство догмата богоподобия души человеческой. Казань, 1899 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 534.

239. Соловьёв В. Душа человека и душа животных. Казань, 1909 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 956.

240. Сосновский А. Религиозные чувствования. Опыт их анализа в связи с исследованием их отношения к религиозному познанию, религиозному культу, нравственным представлениям и эстетическим идеалам. М., 1892 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172 МДА. К.401. № 6.

241. Сочинения Иннокентия (Борисова). Издание журн. «Отечество», 1907. Т.1.

242. Старокадомский М.А. Опыты умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров Московской духовной академии. Загорск, 1969 (рукоп.).

243. Старокадомский М.А.Вера и разум как пути Богопознания. М., 1961.

244. Стеллецкий И. Несколько критических замечаний по поводу мнения немецкого философа Фр.Альб.Ланге о сравнительном значении для развития науки взглядов Протагора и Платона на познание//Вера и разум. 1894. № 17. С.207-226.

245. Струве. Самостоятельное начало психической жизни//Русский вестник. 1870.

246. Суворова О.С. Бессмертие человека: современные интерпретации/Гуманитарные исследования: Альманах. Вып. 5. Уссурийск, 2001. С.30-35.

247. Суворова О.С. Человек: душа и тело, смерть и бессмертие: Поиски решения проблемы в истории культуры. М., 1994.

248. Сунгуров Ф. Эстетическое и его отношение к религиозному (психологический анализ). Казань, 1904 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 854.

249. Таланкин В. Происхождение идеи Божества (опыт философско-психологического решения проблемы). М., 1901 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.1721. J МДА. К.409. № 5.

250. Тареев М.М. Дух и плоть//Богословский вестник. 1905. № 1. С.240-266; 435-453.

251. Тарелкин А. Новейшие опыты научного обоснования теизма. М., 1892 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172 МДА. К.409. №11.

252. Теологов В. Христианский культ, его онтология, психология и нравственное значение. М., 1918 (канд. дисс.)//ОР РГБ. Ф.172 МДА. К.410. № 8.

253. Тихомиров П.В. Возможна ли метафизика ума?//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1893. № 3.

254. Тихомиров П.В. Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия//Вера и разум. 1898. Т.2. 4.2 Отд. филос. С. 153-174; 247281; 699-719.

255. Тихомиров П.В. Православная догматика и религиозно-философское умозрение//Вера и разум. 1897. Отд. филос. № 16. С. 107-129. № 17. С. 159176.

256. Трубников Н.И. О смысле жизни и смерти. М., 1996.

257. Ульрици Г. Тело и душа. СПб., 1869.

258. Успенский С. Учение Лотце о микрокосме с философской точки зрения. СПб., 1891.4: 272. Участие сердца в познании истин веры//Христианское чтение. 1861. № 1.1. С.3-13.

259. Учение проф. Снегирёва о происхождении общих представлений и поня-тий//Христианское чтение. 1901. № 11. С.783-791.

260. Фаворский Дм. Христианские догматы о бессмертии души и воскресении мёртвых в связи с философским учением о загробной участи человека//Вера и разум. 1899. Отд. филос. № 12. С.325-352; 371-388.

261. Федотов А. Взаимоотношение веры и знания по воззрениям В.Д.Кудрявцева. Рукопись. Загорск, 1966.

262. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991.

263. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I: Вопросы. Киев, 2002.

264. Фролов И.Т. О смысле жизни, смерти и бессмертии человека: научный реальный гуманизм и нравственно-философские искания в истории русской культуры. М., 1985.

265. Хаксаев Г. Учение психологии о мотивах, в особенности о мотиве долга (или нравственном). Казань, 1909 (канд. дисс.)//НАРТ. Ф.10/2. № 908.

266. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991.

267. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000.

268. Цвык И.В. Религиозно-философская система В.Д. Кудрявцева-Платонова. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1995.

269. Цвык И.В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М., 2002.

270. Церковный вестник. 1875. № 20.

271. Цыб А.В. Путь души к Абсолюту и «метафизика света» у Оригена-христианина//Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. Сер. 6. Вып.З.

272. Чебышев В. Философия Лотце в вопросах, соприкасающихся с религиозным миросозерцанием. СПб., 1884.

273. Четвериков И.П. О Боге, как Личном Существе (Богословско-философское исследование). Киев, 1903.

274. Чистович И.А. Идея бессмертия в древнегреческой философии и в христианском мировоззрении//Христианское чтение. 1871. № 5. С.775-789.

275. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857.

276. Чистович И.А. Курс опытной психологии. СПб., 1868.

277. Чистович И.А. Неоплатоническая философия и отношение её к христиан-ству//Христианское чтение. 1860. Т.2. 1861. Т. 1.

278. Чистович И.А. Происхождение и бессмертие души человече-ской//Христианское чтение. 1864. Т.1.

279. Чулков Н. Психологические теории характера и их оценка с православно-христианской точки зрения. Казань, 1898 (канд. дисс.)// НАРТ. Ф.10/2. № 703.

280. Шостьин А. Учение Платона о материи// Вера и разум. 1887. Отд. филос. Т.2.

281. Щепетильников Г. Учение Плотина о божественном. СПб., 1882.

282. ЭрнВ.Ф. Сочинения. М., 1991.

283. Юнгеров П. Учение Ветхого Завета о бессмертии души. Казань. 1878 (канд. дисс.)// НАРТ. Ф.10/2. № 1285.

284. Юркевич П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта/Московские университетские известия. 1865.№ 5.

285. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия//Философские произведения. М., 1990.

286. Юркевич П.Д. Чтения о воспитании/АОркевич П.Д. Сочинения. М., 1990.

287. Янкелевич В. Смерть. М., 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.