Методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в педагогическом колледже тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Евсеева, Ольга Юрьевна

  • Евсеева, Ольга Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 238
Евсеева, Ольга Юрьевна. Методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в педагогическом колледже: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1999. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Евсеева, Ольга Юрьевна

ЗВВДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы преподавания народного и декоративно-прикладного искусства. Западно-Сибирского кпиша в педагогическое koj 1ледже .1. Психолого-педагогические основы преподавания i у родного искусства регионал ьного уровня в профессиональной подготовке учителей начальных классов

1.2. Роль этнопедагогических и этнохудожествейных ; алиний в профессионально- педагогической подготовке .ечтов в процессе преподавания основ народного и д'-чоративнотприкладного искусства

1,4. Педагогические условия эффективной профессионально-и'- ' >ги ческой подготовки студентов средствами народного и ивно-прикладного искусства регионального уровня ы по первой главе.

Л ? Народное и декоративно- прикладное искусство о, \.шты:ского? мансийского и ненецкого населения ао-Сибирского реп'.она как часть народного усства и культуры. 63.

2.1. Особенности и исторически обусловленное своеобразие культурных традиций народов Западной Сибири.

2.2. Научно обоснованный отбор произведений ка.к-лиого искусства в экспериментальную методику преподавания

2.3. Значение системно-комплексного, подхода в преподавании народного искусства Западно-Сибирского ч-гиона. ttbirjb,,,;,! но лтор oft гладе

71л8ЛЭкспериментальная методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западной Сибири как части иасусства и культуры России в условиях колледжа.

ЗЛ. Содержание, формы и методы экспериментального ! преподавания народного и декоративно-прикладного усства Западно-Сибирского региона, направленного на качественные изменения профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов.

3.2. Сравнительный анализ полученных результатов контрольной я экспериментальной групп.

Зыводы wo третьем главе.i. л»«<ем*1е. ь^Йлмография.

Л pt ложшиё.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в педагогическом колледже»

Обращение к этнокультурным традициям в- воспитательном и ч бразовательном процессе - одна из актуальных проблем современного удижественного образования. Это, в свою очередь, требует от педагога <лубокого знания народного искусства, формировавшегося веками, ' опимание эстетического в национальном, прикладном искусстве, а ^а,чже его глубинной духовной сути.

На Сибирской земле исторически складывалось взаимовлияние утуры русской и культуры коренного населения (ненцы, ханты, /Ланей). Поэтому методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона должна включать традиционные национальные культуры в системе культуры России в целом. В этой связи в нашем исследовании мы опирались на труды этнографов и искусствоведов, посвященные культуре разных этносов Западной Сибири: А.Е.Ащепкова [17], В.А:Барадулина. [28; 29; 30; 31], С.В.Иванова [79; 80; 81; 821, А.М.Сязи [210], Л.В.Хомич [224], Н.Х.Шайхдиновой [225; 226], О.Н.Шелегиной [228] и других. В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно-исторический подход, связь народного .творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры. В рассмотрении народного и декоративно-прикладного искусства как части культуры мы опирались на труды учепых-искусствоведов: А.В.Бакушинского [24; 25; ?(.;. Г.К.Вагнера [45], В.М.Василенко [46; 47], В.С.Воронова [51], sVi.-.Нскрасоиой ' [158; 159], С.Б.Рождественской [183] и других 1чллодователей. i' исследовании . проблемы мы опирались на психолого-»1ед к гическис труды А.Ы.Леонтьева [132; 133], С.И.Архангельского [11;

12; 13; 14], С.Л.Рубинштейна [186; 187] и других; на работы по дидактике Ю.К.Бабанского [18; 19; 20], В.И.Загвязиского [71; 72; 73; 74], И.Я.Лернера [134], А.И.Иванова [78] и других; на труды по психологии искусства и творчества Л.С.Выготского [51; 52; 53; 54], Е.И. Игнатьева [83], В.С.Кузина [120; 121], В.С.Шаронина [227] и других; на исследования по теории и методике эстетического воспитания И.И.Зарецкой [75; 76; 77], Д.С.Лихачева.[135; 136; 137; 138], Б.С.Юсова [173] и других ученых.

С разработке, вопросов методики преподавания изобразительного и 'народного- искусства мы опирались на труды ученых-педагогов Н.Н.Ростовцева [184; 185], В.С.Кузина [121; 122; 123], Е.В.Шорохсза [230; 231 [, ,Т.-Я.Шпикаловой [237; .238; 239; 240; 241; 242], А.С.Хворостова .[220; 221], Т.С.КЬмаровой [102; 103; 104; 105; 106; 107], а также на диссертационные исследования проблемы. художественно-эстетического образования учителей. начальных классов в процессе преподавания основ народного.и декоративно-прикладного искусства Е.В.Алексеенко |4], С. И.Ботовой [4"2], Л.В.Ершовой [67], Л.Э.Лапшиной [130], Л.В.Орловой [164], Г.А.Поровской [171], О.В.Резановой [182], Л .Н.У стен ко [217]. Особенно важными для нас были исследования Б.С.Белова [34], М;М.Байрамбекова, А.Я.Горошко [59], Р.Г.Гадиева [55], О.Ю.Тимониной [213], Л.В.Неретиной [160], Б.ИЛжанова [86], в которых содержание и методика художественного образования в начальной школе рассматривается с учетом региональных особенностей народного искусства,.

Анализ научных исследований . и практики показывает, что традиционная . художественная культура рассматривается как важное средство духовного . развития личности, определяется значение народного искусства и культуры в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей. Ведутся научно-методические разработки этой проблемы на , региональном уровне (г. Архангельск и

Архангельская область, Белгород и Белгородская область, Новгород и Ног/ородская область, Магнитогорск и Челябинская область, Шуя и Иь.иювская область). Однако в педагогической науке вопросы i :ок 'фессисшальяой подготовки учителей начальных классов в процессе •„•сйоения народного искусства Западной Сибири недостаточно ра. дботаны. В то же время, в школьной практике наблюдается 1.'£рич8скос обращение к традиционным художественным и г турным ценностям народов, живущих на Сибирской земле. Возникшее противоречие между уровнем научной разработки проблемы t р -:«он( а требованиями жизни подтверждают актуальность нашей , ргблемы исследования - методика преподавания основ народного и ^ксраттно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в условиях педколлежа.

Проблема исследования: разработка таких эффективных форм и методов преподавания' народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в дедколледже, которые направлены на v качественные изменен»"! в профессионально-педагогической подготовке учителей начальных классов. Решение данной проблемы является целью вашего исследования.

Объект исследования: процесс преподавания основ народного и /жоративно-прикладного искусства Западной Сибири в педагогическом колледже. . • . • ' предмет иссг^чования: содержание, эффективные формы и методы .'РЛ'одавания ,тародгого и декоративно-прикладного искусства За; члчо-Сибирского региона в системе профессионально-пе.^гогической подготовки'в условиях педколледжа. i. s-исследования: преподавание основ народного и гпьно-прикладкого искусства Западно-Сибирского региона .^способствовать эффективности качественных изменений в системе . мрессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классовпри выполнении следующих условий:

• этнокультурные художественные традиции западносибирского региона рассматриваются в исторической, социальной и культурной взаимосвязи как целостные саморазвивающиеся системы художественной жизни народов;

• компоненты, отражающие качества профессионально-педагогической подготовки средствами искусства (теоретический, художественно-практический и методический), рассматриваются во взаимной связи;

• учитываются этнопедагогические традиции в процессе преподавания, основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона (русских, ненцев, хантов, манси); реализуется отбор произведений мастеров разных этносов Западно-Сибирского региона.

В соответствии с целыо, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены следующие задачи:

1 Научно обосновать место и роль методики преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства ЗападноСибирского региона в профессиональной подготовке учителей в условиях педкодледжа;

2 Разработать содержание, эффективные формы и методы преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона, влияющие на качественные изменения

Ь.хсио! п'льно-j (едагоги ческой подготовки будущих учителей ■ ;.лальных классов;

3 Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить ; 'icGi.j-мстодический комплект преподавания народного и .'скоративно-прнкладногс искусства Западной Сибири в условиях т,килледжа.

Методологической основой явились исследования ведущих ученых-/тедагогов в области эстетического воспитания и художественного оьдния средствами изобразительного и народного искусства; . -с^Ълого-яедагогичеекис исследования, определившие научные основы включения народного и декоративно-прикладного искусства как важного компонента эстетического воспитания и художественного, бразования; концепция понимания народного искусства как части xyTvrypbi.

Методы исследования: теоретический анализ лсихолого-педагогической, методической, историко-этнографи ческой, искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ учебных планов и программ по декоративно-прикладному и изобразительному искусству высшей школы, педагогических училищ и программ средней школы по изобразительному искусству и художественному труду; .4 изучение педагогического опыта п|реподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства региона; % изучение произведений народных мастеров разных этносов а ладной Сибири; поисковый эксперимент;

- оштатирующее исследование: педагогические наблюдения, re i ярованж, анкетирование; формирующий эксперимент; сравнительной анализ полученных результатов контрольной и экспериментальной групп.

База экспериментального исследования:

Исследование проводилось на базе Тюменского педагогического колледжа Jsfe 1 с 1995 по 1999 гг.

На первом этапе (1995-1996) изучался теоретический материал по проблеме исследования, анализировалась практика профессионально-педагогической подготовки студентов педколледжа на материале народного искусства регионального уровня как части культуры России. Уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проводился констатирующий и юисковый эксперимент. Разработана экспериментальная методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона, методические рекомендации и серия художественно- дидактических таблиц.

На втором этапе (1996 - 1998) в формирующем эксперименте апробировалась эффективность разработанных содержания, методов и форм преподавания; уточнялись необходимые педагогические условия, способствующие качественным изменениям профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов на материале народной художественной культуры. Вносились изменения в содержание УМ К. Осуществлялся анализ результатов формирующего эксперимента. В экспериментальных группах проверялась эффективность разработанных содержания, форм и методов, в контрольных группах преподавание велось по действующей программе.

На третьем этапе (1998 - 1999) проведен сравнительный анализ полученных результатов исследования, определены место и роль народного искусства ЗапаДно-Сибирскоуо региона в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. На основании этого сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу нашего исследования.

Научная новизна исследования:

- научно обоснована роль методики преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона в профессиональной подготовке студентов педколледжа;

- разработаны содержание, формы и методы преподавания традиционного искусства русского и коренного (ханты, манси, ненцы) населения Западной Сибири в профессионально-педагогической подготовке, которые внесли качественные изменения: в теоретическую подготовку (целостное видение этнохудожественных процессов в единой системе культуры России; понимание места и роли народного и декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе в начальной школе; знание о народных художественных традициях региона); в художественно-практическую подготовку (формирование художественно-творческого опыта на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация); в методическую подготовку (сочетание разнообразных форм и методов в процессе эстетического воспитания и художественного образования в начальной школе; планирование учебно-воспитательной работы на материале народного искусства с включением регионального компонента).

Практическая значимость состоит в ра!зработке методики преподавания народного и декоративно-прикладного искусства Зан?дно-Сибирского региона . в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальной школы, отраженной в экспериментальной программе, методических рекомендациях и художественно-дидактических таблицах. Разработанный УМК может быть использован при создании программ в педагогических колледжах и зуз^х, разработке методических пособий по освоению народного и декоративно-прикладного . искусства на региональном уровне. Полученные в ходе исследования результаты могут быть, использованы на курсах повышения квалификации в ИУУ, ИПК и ППРО.

Достоверность результатов и выводов исследования обусловлена проверкой его эффективности в регионе и подкреплена качественным анализом экспериментальных материалов.

На защиту выносятся:

1 Экспериментальная методика преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства Западной Сибири, которая способствует качественным изменениям профессионально-педагогической подготовки учителя.

2 Показатели уровней сформированности необходимых профессиональных качеств личности будущего педагога в процессе преподавания основ народного ' и декоративно-прикладного искусства, которые. отражены в компонентах: теоретическом, художественно-практическом и методическом.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы и результаты исследования обсуждались на заседании лаборатории эстетического воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства ИООМОиПО РФ, заседаниях кафедры изобразительного искусства и художественного труда Тюменского педагогического колледжа № 1.

Материалы исследования докладывались на Всероссийских научно-* практических конференциях (г. Шуя, 1997 г., г. Магнитогорск, «1998 г.), на областных научно-практических конференциях (г. Тюмень 1996-1998 гг.), результаты исследования использовались на курсах повышения квалификации учителей начальных классов (г. Тюмень). Основные положения проведенного исследования внедрены в практику работы педагогических колледжей гг. Тюмени, Ноябрьска, Ханты-Мансийска.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Евсеева, Ольга Юрьевна

Выводы по третьей главе. ^Экспериментальное обучение студентов педколледжа в курсе "Основы народного и декоративно-прикладного искусства народов Западной < Сибири (русские, ненцы, ханты, манси)" показало, что

I • ■ содержание, формы и методы соответствуют поставленным задачам, а так же помогло определить, что наиболее отвечающими целям профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов, в частности сформированносги уровня теоретических знаний, художественно-практических умений и методической подготовки, являются следующие методы: проблемный, частично-поисковый, научно-исследовательский. '

Экспериментальное преподавание показало, что разработанные художественно-творческие задания, опережающие задания, темы для самостоятельного изучения, а так же методические задания и курсовые работы являются эффективным средством художественного образования и' эстетического воспитания средствами народного и декоративно-прикладного искусства регионального уровня студентов в условиях педколледжа.

Изучение традиционного искусства народов Западной Сибири в процессе экспериментального преподавания подтвердило необходимость рассматривать в учебном процессе народное искусство в тесной взаимосвязи с традиционной национальной культурой региона, в единой системе с другими видами искусства в России. Данный подход позволяет рфшать задачи формирования у будущих учителей начальных классов представления о непреходящих ценностях этнохудожесгвенной культуры России и своего региона и о воспитательных возможностях народного декоративно-прикладного искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование экспериментального преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства в процессе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов позволило нам сделать следующие выводы:

Т. Научно обоснована роль методики преподавания народного искусства этносов Западно-Сибирского региона в профессионально-, педагогической подготовке будущих учителей начальных классов.

2; Разработаны и научно обоснованы содержание, формы и методы обучения основам народного и декоративно-прикладного искусства регионального уровня. 3. Подтвердилась гипотеза, что преподавание основ народного и декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона способствует качественным изменениям профессионально-педагогической подготовки будущих учителей школьных классов, при условии, . - этнокультурные художественные традиции народов Западно-Сибирского региона рассматриваются в исторической, . социальной и культурной взаимосвязи как целостные саморазвивающиеся системы художественной жизни народа;

- соблюдается взаимосвязь теоретического, художественно-практического и методического компонентов профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов;

- учитываются этнопедагогические традциии народов Западной Сибири;

- в разработке эффективных форм и методов преподавания народного и декоративно-прикладного искусства

Западно-Сибирского региона . учитываются этнохудОжественные традиции разных этносов. : .,

4. Разработанный УМ К преподавания прикладного искусства народов Западно-Сибирского региона, включающий экспериментальную программу, методические рекомендации, и серию художественно-.дащактичёских таблиц, соответствовал поставленным задачам эксперимента'.

5. Результаты формирующего эксперимента подтвердили

• ; . * ' t -эффективность разработанных содержания, форм и методов преподавания народного и декоративно-прикладного искусства

Западной Сибири в качественных изменениях профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей начальных классов в условиях педколледжа.

Проведенное исследование не может учитывать всего объема преподавания традиционного искусства народов Западно-Сибирского региона. Дальнейшая научная разработка может осуществляться по следующим направлениям: содержание, формы и методы обучения на материале традиционных художественных культур других этносов (селькупы, татары, зыряне и др.) Западной Сибири; формирование творчества студентов педколледжа средствами традиционной этнохудожесгвённой культуры Западно-Сибирского региона; интеграция видов народного искусства Западной Сибири с устным и музыкальным фольклором, на основе этнопедагогических традиций и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Евсеева, Ольга Юрьевна, 1999 год

1. Абдулдана О.А. Общепедагогическая подготовка учителей вт системе педагогического образования. М.: Высшая школа, 1984.•в206 с. •

2. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник трудов. Шуя: ШПГИ, 1994,- 198 с

3. Алексеев Н.А., Гильманов С.А., Загвязинский В.И., Зайцев М.П.,-Хлюсова В.Я., Лукина В Л., Коршнев В.А. Программа развития Образования г. Тюмени. /Под ред. В.И. Загвязинского/. Тюмень: Комитет по образованию администрации г. Тюмени, 1994. - 70с.

4. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа) / Сост. и автор „ вводной статьи Лукина Н.В. Томск, Издательство Томскогоуниверситета, 1979. 239 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.- 339 с.8. * Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2- х т., под ред.

6. А.А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980.- 287 с

7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд. Казанскогоуниверситета, 1988. 238с.

8. W. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. М.: Сов. Россия, 1971.- 93 с.

9. Архангельский С.И. Лекций по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.- 384 с.

10. Архангельский С.И. Введение в теорию обучения в высшей школе. -- М.: Высшая школа, 1971.- 283 с.

11. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, егок* . .закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980,- 368 с.

12. Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследования. М.: Высшая школа, 1975.- 129 с.

13. Археология и этнография Приобья. Сб.сг./ Ред- канд. ист. наук Н.В. Лунина- Томск: Изд-во Томского Университета, 1982- 184 е., ил.

14. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и . Дальнего Востока.-Якутск, 1979.-89 с.1, Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М., ; 1950. - 141 с:■. ' » • ' *. • 18; Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.:

15. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития подготовки кадров. М., 1994.- с. 90- 94.

16. Бакланова Т.И. Система этнохудожесгвенного образования "русская художественная культура" // Начальное образование в

17. Банфи А. Философия искусства/ Пер. с итал. Г.П. Смирнова. М.; .: . Искусство, 1989. - 384 с.

18. Барадулин В Л. Основы художественного ремесла. Пособие для учителей. 2-е издание в 2 ч. - М.: Просвещение, 1986.

19. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева. М., Леспромбытиздат, 1986. - 264 с.

20. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск, Сред. - Урал. кн. изд-во, 1982. - 112 е., 32 е.,ил.' ■ ' ;

21. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись«горнозаводского Урала. Свердловск, Сред. - Урал. кн. изд-во, 1987.- 128 с., ил.

22. Бардина П.Е. Одежда русского населения Среднего Приобья в конце XIX- перв. четв. XX в. (в свете этнокульт контактов). Автореф. . дис. канд. ист. наук (07.00.07)/ АК СССР, Инсг. этнографии имени Миклухо Маклая.- Л., 1987. 19с.

23. Белов В.И. Лад.: Очерки о народной эстетике. М.: Мол. Гвардия, 1982.-293 с. .

24. Белов Б.С. Пути совершенствования методов преподаванияизобразительного искусствам подготовке учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981.

25. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:ш

26. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов // ВссТиик высшей школы. 1988. jNel.

27. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства М.: . Искусство, 1971.-209 с.38.г Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Альбом. J1.: 1 ~ Искусство, 1975. - 142 с.

28. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1979.- 151 с.

29. Богуславская И.Я. Русская народное творчество. Л., 1968.

30. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современныххудожественных промыслов. Л.: Искусство, 1981. 374 с.• • " 'li.

31. Ботова С.И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущегоучителя к профессиональной деятельности (на факультете педагогики и методики начального обучения в педагогическом .,* • вузе). Двторёф. канд. пед. наук. М., 1995. - 17 с.

32. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 223 с. -44. Бударин М.Е. Прошлое и настоящее народов Северо-Западной1. Сибири.-Омск, 1952.

33. Вагнер Г.К., Владышсжая Т.Ф. Искусство древней Руси. М.: х Искусство, 1993.-225 с.

34. Василенко. В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. XVIII У-ХХвв.-М., 1960.

35. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х*ХХ веков. М.: Сов. Худ - к., 1974. - 294 е.: илл.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 63 с.

37. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1983. - 78 с.50. ' Волков Г.Н. Три лика культуры: Ист. фил. Очерки. - М.: Мол.

38. Гвардия, 1986. 333 е.: илл.

39. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М., 1972."*-3$0 с« :илй,л 182

40. Выготский Л.С.Психология искусства. 2-е изд., перераб. и доп. -М.,1968:-576с.

41. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. Соч., т. 3. М.,1. Педагогика, 1983. 366 с.' ' ' ■ '

42. Гильманов С.А. Творческая Индивидуальность учителя: Учебное пособие. Тюмень: Тюм. Гос. университет, 1995. - 113с.

43. Головнев А,В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург^ 1995- 606 е.: ил.

44. Государственный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312.- М.: Изд во ЗАО "Полиграфия", 1997.-36 с.

45. Давидова Т.А. Структура содержание и методика преподавания ; Народного искусства при подготовке студентов педагогическихучебных заведений Дальневосточного региона. Дис. .канд. пед. наук. М., 1986. - 303 с.

46. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведенийхудожественные промыслы/ Под ред. Т.Я.Шпикаловой. М., 1973. -с, 33-43.

47. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам (комплект). -/ М., 1994.

48. Ершова Л.В. Теоретические и методические основы подготовки. г *учителей Начальных классов к воспитательной работе. Дис. канд. пед. наук. М., 1989.- 170.

49. Жегалова С.К., Жижина С.Г., Попова З.П., Черняховская Ю.С., Пряник, прялка и птица Сирин. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение,1983.- 192 с:, илл.

50. Загвязинский В.И. О творческой индивидуальности педагога. Сб. науч.1 трудов. Тюмень: ТюмГУ, 1991. с.5-11.

51. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 160с.

52. Зарецхая И.И. Нравственное воспитание учащихся. -Высшая школа,1986. 6 пл.

53. Заршкая И.И. Психологические основы обеспечения нравственнейустойчивости молодежи в новых социально-экономических условиях. М., 1993.

54. Зарецкая И.И.: Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся. НИИ ТОПО. - М.,. 1991.

55. Иванов А.И. Проблема школьного учебника по трудовому У обучению учащихся (дидактический аспект). М.: Прометей, 1989.

56. Иванов С.В. Народный орнамент как исторический источник// Совет. Этнография,-• 1958.- № 2. -с. 3-23.

57. Иванов С.В. Орнамент народов Западной Сибири. Под ред. Н.В.Луниной.- ,Томск: Изд-во Томского Государственного

58. Университета, 1992.- 146 с.

59. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник /по материалам XIX-XX вв./ Народы Севера и Дальнего Востока^

60. М. Л.: Издательство АН СССР (Ленинградское отделение), 1963. -500 с.

61. Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX-XX вв. Л.: Наука, 1980. - 296 с.

62. S3. Игнатьев Ё. И. Психология изобразительной деятельности. 2-цизд.; доп.- М.: Учпедгиз, 1961.-224 е., ил.

63. Игнатьеа С.Е. Исследование закономерностей развития творчёских способностей младших школьников на занятиях живописью/ В. условиях кружковой работы/ Автореф. .канд. пед. наук. М., 1982.

64. Игнатьев С.Е. Цвет в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях изобразительным искусством// Художественное образование учащихся в процессе обученияизобразительному искусству: Сб. науч. Трудов. М.: НИИ икон. МП РСФСР, 1983.- с. 62-66.

65. S6. Ижанов Б.И. Художественное образование студентов ■в художественно-графического факультета педагогических институтов на прогрессивных традициях народной педагогики. Автореф. .канд. пед. наук. М., 1994.- 18 с.

66. Изобразительное искусство 1-9 классы. Программа. / Под ред. .В.С.Кузина. М., АГАР, 1996. - 160 с.

67. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом таблиц с методическими рекомендациями. 1 кл. М.: Мозаика - Синтез: 1996. - 80 цв. таб.

68. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, наглядное пособие, 2кл. Ч. 1; 2 (80 неизвестных плакатов+ поурочные метоидческие рекоменадции. // Сост. Шпикалова Т.Я. в соавт. М., 1997.

69. Искусство и фольклор народов Западной Сибири. Сб. статей/ Ред. кан. ист. наук Н.В.Лукйна.- Томск: Издательство Томского Университета, 1984.- 127 е., ил.

70. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание./ Сборник статей.-Л., 1991.

71. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. -М.,1988.

72. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990-144 с.

73. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980.

74. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музеязаповедника./ Под ред. Е.В. Кордяк и А.Р. Кантор, Свердловск, изд-во "Уральский рабочий", 1988.

75. Климова Н.Т., Шпикалова Т.Я. Русское народное искусство XVIII-■ XX в^. Костюмы, женский головной убор, полотенце, вышивка,ткачество, кружево, набойка. Несброшюрованный альбом с> методической запиской М., Советский художник, 1986. - 13 п.

76. Концепция развития культуры и искусства Российской Федерации в среднесрочной перспективе (1997-1999)-М., 1996.

77. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву 4-е изд. . -М,, 19.83. '101; Крутецкий В.А. Основы • педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. г 255 с.

78. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дошк. Учреждений. М.: Мнемозина, 1995.- 157, (2) с.

79. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Теорет. курс: Кд. авториз. излож. М., 1996. :

80. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников вv ' • 'детском.саду. М.: Педагогика, 1984.-120 с.

81. Корешков В.В. Повышение творческой активности учащихся на .уроке// Проблемы художественного воспитания.и образования. М.: МГПИ им В И. Ленина, 1974. - с. 53-58.

82. П. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. дис./д-ра пед. наук. М., 1994. - 37 с.

83. Корешков В.В. Декоративное искусство на ХГФ средство* ксдемократизации и гуманизации образования./ Декоративно-прикладное искусство в шкоде. Магнитогорск, 1992; с. 3-7.

84. Корешков В.В. Эстетическое воспитание, начальное художественноеобразование и социальная активность школьников// Эстетическоевоспитание и экология культуры. М.: Советский художник. 1988. -с. 424-428.

85. Корешков В.В. Художественно-эстетическая среда школы и ее воспитывающая роль.// Формирование эстетического отношения к искусству. (Редкол.: И.А. Зюзик)

86. Концедикас А.С. Искусство и ремесло /К вопросу о природе народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1977. - 87 с.

87. Концепция массового художественного воспитания подрастающего поколения Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1989. 47 с.

88. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., Просвещение, 1972.

89. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчествешкольников .1-6 классов общеобразовательной школы. Автореф.да

90. Л9, Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе.- М.: Просвещение, 1977.-208 е., ил. 120, Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., пёрераб. и доп. М.:

91. АГАР, 1997.-304 е., кл. 121/Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика егопреподавания в школе. М.: Агар, 1998. - 334 с>v

92. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 классы. М., 1997.

93. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство .3-4 • 'классы. Учебник. М., 1997.

94. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Издательство ЛГУ, 1983.

95. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1969. .

96. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.Й. Актуальные проблемы профессионально- педагогической подготовки учителя// Советская педагогика.- 1982.3 с. 63-66.

97. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л .: "Знание", 1985. - 32с.

98. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомитесь: хантьь Новосибирск, 1992,

99. Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск, 1986.

100. Лапшина Л.Э. Научные основы преподавания народного искусства Западной Сибири и Урала на педагогических факультетах педвузов.

101. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.

102. ЛебеДеви Л.А. Мужская Ъдеждн русского мастеммм З^ммдмоМ

103. Сибири (XIX-. начало XX в.) //Проблемы изучения материальной ' куяьтуры русского населения Сибири. М., 1974. - с. 202-223.

104. Леонтьев .Д.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, - 1975.-304с.

105. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. М., Политиздат, -' 1971.-40с.

106. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.

107. Лихачев. Б.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Руси и современность. Л.: Издательство "Наука", 1971. - 186 с.

108. Лихачев Д.С.Земля родная. М., 1,983. 256 с.

109. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л.: Наука, 1985.

110. Лихачев Д.С. Заметки о русском. Новый мир, 1980. - № 3.

111. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: . Просвещение, 1985. - 174 с.

112. Мальцева Н.В., Тарановская Н.В. Русские прялки.^ Л., 1970.

113. Маркова Д.К. Психология обучения подростка. М.: "Знание",•"■ 1975. ■ . . * • '* . i

114. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

115. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. -. Новосибирск, 1997.

116. Материальная и духовная культура народов Сибири. Отв. ред. ' Таксами Ч.М. — Л.: Наука, 1988.- 201 с.

117. Методы , системного педагогического исследования: Учебное . пособие/ Н.В.Кузьмина, С.А.Григорьев, В.АЯкунин и др. Л.: Издательство ЛГУ, 1980.- 172 с. 149.Миллер Г.Ф. История Сибири. - Харьков, 1750-1760 гг. - 366 с.

118. Моран А. История декоративно-прикладного искусства от ; древнейших времен до наших дней. М., 1983.

119. Народная художественная культура: Программа междисциплинарного интегрированного курса. 4.1/ сост. Бакланова Т.И. М.-: МГУК,1995. ^ 35 с.

120. Народная художественная культура и образование: Материалы . Всероссийской научно-практической, конференции. Шуя: ШГПИ,1997. 158 с. • \

121. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Изд-во "Российское педагогическое агентство", 1997. 208 с/

122. Народные мастера. Традиции. Школы. Вып. 1. / Под ред. М.А.Некрасовой. М.: Изобразительное искусство, 1985.-293 с.

123. Народные росписи Русского Севера.- Ханты-Мансийск: ГУИПП "Полиграфист", 1999,- 104 с.

124. Народы Сибири. / Под ред. М.Г.Левина и Л.ПЛотапова/ М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956. - 190 с.

125. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры; теория, и практика! М.: Изобразительное искусство, 1984. 334 с. • ил.

126. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное искусство . тк мир целостности М.: Сов. Россия, 1983.- 218 с.

127. Керетина Л. В. Методика преподавания народного искусства Башкортостана как условие формирования творчества сгудейтов педфака в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. . канд; пед. наук. М.,Л996.'- 15 с. ;•

128. НоЬицкая ' М.Ю. Золотое колесо: Хрестоматия. М.: Издательство Центра Планетариум., 1994.- 152с.

129. Новицкая М.Ю. Методические рекомендации к занятиям 1-ого года 9 обучения по программе факультатива "Введение в народоведение"

130. М.: Издательство Центра Планетариум, 1994.

131. Одежда народов Сибири. J1.; Наука, 1970.-224 е.: ил.

132. Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного й младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 199615с. •-.■;•. ' V. ' . ■ ' / ' , y

133. Основы художественного ремесла: в 2- х ч. / Под ред. В.А. , , Барадулина, О.В. Танкус. 2- е изд., дораб. - М.: Просвещение,1986.-240 е., ил.-ч.1.

134. Основы художественного ремесла: в 2- х ч. / Под ред. В.А. Барадулина, 2- е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1987.- 240 е., ил.-ч. 2. . '

135. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994

136. Памятники материальной культуры народов Сибири: Сб. ст. Отв.ред. Итс Р.Ф., Таксами Ч.М.- СПб.: Наука, 1994.- 162 3. е.: ил.

137. Проблемы народного искусства.// Сб. статей под ред. М.А. • Некрасовой М.: Изобразительное искусство. 1982. - 136 е., ил.

138. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство"/ Науч. Руководитель Юсов

139. Б.П.-Ч М.: Просвещение, 1995. 222 с.

140. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 классы \ Сост. В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев,v ■ Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др. М.: АГАР, 1996. ^ 160 с.

141. Программа педагогических институтов. Изобразительное искусство с. методикой преподавания. Для специальности 03. 08 педагогика и методика начального обучения. Магнитогорск, 1992.

142. Программы педагогических институтов. Открьггый и вариативный художественно-образовательный комплекс Программ на основе русских традиций. Шуя: ШПГЙ, 1995, - 159 с.

143. Программа средней общеобразовательной школы (1-4 кл.). Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Научный руководитель Т. Я. Шпикалова.- М.,1997. '

144. Программа средней общеобразовательной школы (5-8 кл.). Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Научный руководитель Т. Я. Шпикалова.- М., 1995.

145. Программы средней общеобразовательной школы (1-8 классы 11-летней школы). Изобразительное искусство и художественный труд. Научный руководитель —Йеменский Б.М. М.: Просвещение, 1992. -129 с.

146. Психология и педагогика. / Сост. и науч. редактор А.А, Радугин, !м.:Цейгр, 1996.-333с. .'V

147. Разина. Т.М. О профессионализме народного искусства. М.; Советский художник, 1985. 192 е., ил.

148. Резанова О.В. Формирование творчества учащихся 1-4 классов в . процессе ознакомления с русским народным костюмом на урокахизобразительного искусства. Автореф.канд. пед. наук.- М.,1998.-20 с.

149. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: t ■ •

150. Учебное пособие. М.: Изобр. иск-во, 1983, - 288 е., ил.

151. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:. В 2 т. Т. L М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

152. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. ,М.: Педагогика, 1989. - 328 с

153. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.-М., 1957.

154. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М.: Наука, 1994.- 608 с.

155. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси.- М,: Наука, 1982.- 782 с.

156. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х- XIII веков.- Л.: Аврора, 1971.- 128 с.

157. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т.Б. Митлянская. М.: Просвещение, 1983.- 256 е., ил., 40 л. ил. .

158. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.- 12 с:

159. Скаткин М,Н. Методология и методика педагогических ' . исследований.- М.: Педагогика, 1986.- 152 с.

160. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. ■ . Педагогика. Учебное пособие.- М.:Школа-Пресс, 1998.- 512 с.

161. Сластенин В.А- Формирование личности советского учителя в- процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, . 1976. - 158 с. .

162. Сластенин.В.А. Формирование сознательной активной личности . учителя. М.: МГПИ им Ленина, 1985. - 172 с.

163. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. - 144 е., ил.

164. Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в ХУШ-ХХ вв.: Проблема фратрии и рода. М., 1983.2Q0. Соколова З.П. Страна Югория, М.: Мысль, 1976. 119 е.: ил

165. Соколова З.П. Путешествие в Югру. М., "Мысль", 1982.-173 е., ил., 8л. ил., карт,.

166. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч: 5. 8 кл.: В 4 ч., ч. 3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.- 97 е.:цв. ил.' .

167. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 58 Кл.: в 4 ч., ч. 2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996.- 97 е.:цв. ил. " .

168. Сокольникова Н.М. .Изобразительное искусство. Учебник для уч. 58 кл.: в 4 ч., ч. 1. ОснОвы рисунка. -.Обнинск: Титул, 1996.- 97 е.: цв. ил. . .• . ■

169. Столица Северного края. М,: УНИСЕРВ, 1997- 160 с.

170. Сусой Е.Г. Обряды и традиции ненцев // Культура народностей. . Севера: традиции и современность.- Новосибирск, 1986.207.:Сусой Е.Г, Из глубины веков.-Тюмень, 1994.

171. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.:1. Педагогика, 1990. 286 с.20$, Сухомлимский В. А. Рождение гражданина. М., 1971.

172. Сязи A.M. Современное декоративно- прикладное искусство хантов Ямало- Ненецкого автономного округа. Автореф . канд. ист. наук.-Новосибирск, 1995-23 с.

173. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Составитель и научный редактор И.Я. Богуславская.-Л.: Художник РСФСР, вып. 2.

174. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. - т. 1. - 328 с.

175. Тюменская домовая, резьба. / Сост. Н.Х. ШайхтдинОва. Тюмень,' 1980.1.6. Тюменские прялки. Тюмень, 1981. -21 с.

176. Устенко Л.Н. Формирование творчества студентов педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки: Дис. канд. пед. наук. М., 1998.212с . "•

177. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Собр. соч. М.-Л. - 1948, т. 2.

178. Формирование личности учителя начальных классов в процессе освоения классического и народного искусства / Под ред. Т.Я.

179. Шпйкаловой, Л.Е. Ершовой, Е.Ю. Фарковой /. ШГПИ, 1992.- 95 с.

180. Хворосгов А.С. Декоративно- прикладное искусство в школе, 2- е ЮД. Перериб; и дол.- М.: Просвещение, 1988. -176 е.: идя.

181. Хйоростов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания ; школьников в процессе занятий декоративно- прикладным « искусством. Дис. док. пед. наук. М.: 1983.-29 с.22; Хворостов А.С. Чеканка, Инкрустация, резьба по дереву. М.,1997.

182. Хворосгов А.С. Деревянные узоры. М., 1976.• • •2^4: Хомич Л.В. Ненцы. /Очерки традиционной культуры/: СПб., Русский Двор, 1995. 336 с.

183. Шайхтдинова Н.Х. Деревянная резьба Тюмени. Свердловск, ) Средне - Урал. кн. изд., 1984. - 160 с.

184. Шайхтдинова Н.Х. Тюменские дымники. Тюмень, 1980.

185. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогическйе основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования(синергетический подход). М., 1998. - 321 с.

186. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (XVIII- первая половина Х1Хв.). Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1992. - 252 с.

187. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбомг СПб., 1994- 86 е.: ил.

188. Шорохов Е.В. Композиция: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986.207 е.: илл.

189. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроке изобразительного искусства в школе./ Пособие для учителей. М., 1974.

190. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.-М.: Просвещение, 1979, 192 с.

191. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Учебное пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. -190 е.: илл.239; Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 2 классе: Учебное пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -191 е.: илл.

192. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания: Дис. д-ра пед. наук. М., 1988.-346 с.

193. Шпикалова Т.Я. Декоративно-прикладное искусство. Современные народные промыслы. Несброшюрованный альбом с методическими рекомендациями. Пособие для учителей сред. Общеобраз. Школы1.10 классы). М.: Советский художник, 1988. - 13 пл.

194. Шпикалова Т.Я. Декоративно- прикладное искусство. Художественная резьба и роспись по дереву. Несброшюрованный альбом с методическими рекомендациями. Пособие для учителей

195. Сред. Общеобраз. Школы (1- 10 классы). М.: Советский художник,1985.- 13 п.л.

196. Шпикалова Т.Я: Народное искусство обязательный компонент преемственной этнохудожественной образовательной системы ввузовском образовании. / В уч.-метод. пособии Народные росписи русского Севера. Ханты-Мансийск, 1999.

197. Шпикалова Т.Я. В мире народного искусства. Тетрадь для учащихся. 1.класс. М., 1997.

198. Шпикалова Т.Я. В мире . народного искусства. Тетрадь для . . учащихся. 2 класс. М., 1998.1., * * , ' '2j6. Шпикалова Т.Я., , Пирогова Л.Л. Мастера Палеха. Несброшюрованный альбом с методическими рекомендациями.

199. Пособие для.учителей сред. Общеобраз. Школы (1- 10 классы). М.: Советский художник,'1988. — 13 п. л.

200. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учите;;я в системе высшего педагогического образования.- Л., 1967.-266 с.

201. Этническая история народов Севера. М,, 1982. 249.,Этнохудожественная образовательная система в России. Теория и ь ' практика. Материалы научно-практической конференций 24-26февраля 1998 г., Магнитогорск: МГПИ, 1998-30 с.

202. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1984. - 85 с.251.'Якобсон П;М. Психологические предпосылки эстёгического воспитания//Сов; педагогика, 1966, № 4.

203. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., Логос, 1994.i?9

204. Хантыйский дом . Ханты- Мансийски й аатонсмный. округ.

205. Лабазы -хроннлища для вещей и продуктов* Друзей Тор ум Мао . г. Ханты Манси иск.. V;V:; ' ■ . ewi. VI

206. Интерьер хантыйского жилища . /Музей «Тсру/vt Мааг. У<янты-Мансийск . '1. Рис. V,3• Чум-тр<адицисннсе. жмлшцё ненцев, северны/ хантоь.

207. Ям.а^с Ненеи,кий «ябгоисмнь/^ округ.' ' '' ' . Организация анутреннего пространстве чума.1. Рис

208. Ненецкая женс<сгя зимняя шуб а (не паны). . Традиционным поло&'ньй усгор С«?пор) с Чеховым- мозаичным .декором и подвесками ■ Меховая оеу.вь (Гпивсг).20Z>1. Рис. лМ S2.0А1. Phс. У 5". .

209. Женская зимняя одежд а' паны i 'ненцев * северно/* 7 *Qnop>>2051. СUc. rf 6 .

210. Летняя женская одежда северных хантов декорированная мозаикой 'из су «нот.

211. Ямало7 Нёнецк.ий а&тономный округ.асерис. У 7.

212. Бытование традииионнЫХ еидое»'- ненецкой женской сдежды р> современны* условиях, Ямало-. Ненецким а&тдномн ы.й округ.1С-71. Рис. а! 5

213. Женская хантыйская ■ зимняя шуеси Ссах) ,Декор~ меховая мозаика ..Рис. л/£пядиаионндя зимн#ъ хатыйска* женская одеждеу (шубы крытые сукном) с декоро/и ^з полос snc^Pcr

214. Ханты- Мансииский автономный округ.2.iO1. PWc, //'M

215. Головки -(иенU,bi, mнть t; манси) Голова небесного зд<гря &ан~ты/ Ненец кие готовки.

216. Локоть песца (ханты) Локоть лисицы (нени,Ь') • СгиБ'.тлы лисы (манси)сидящий' соболь (манси). ■ &езголов>Ый соболь •' (ненцы) Нос. коня (хаыть\)1. Бок человека С ненцы J

217. Пол (бок) человека (ханты, мансиJ LLlesi утки гоголя (казымские ханты)2. U 5,

218. Традиционная зимняя мужсксродежда ненцев Лантре, манси. • ■ ' '

219. Налицо с капюшоном Смех), маличная oysaxv (сукно) Пояс-С Фяхх ч тс^гъ^и еягслллЛ

220. Oityb'6 сукно/ пива;"' русс^'йозё ы1. Г *' ' ■■'. . ■ • • •у ■,•'.•./• ' •• ■'. •" , '.'■■• . .

221. Коренные -укители Ямала и Югры в ТРалщцйоннсй национальной одежде.2l31. Рис. л/ И

222. Хгод и и, Won нар жемскстя оде ж.4 с? на рол, ое>

223. ЗяпаАноЙ СИВири, КОРИРО всгнжзя мозсикоим.еха и сук:ь/о.ч.1. Ц <•2 141. Рис, л/выделка оленьих шкур? тра^циционное зйнзтие • ненецких и хфнтьгйских' жен 1ц, ин .. . ' ■ ИаготобУ?ение гиозаики из (ле.ха .■2151. Рис. /J /6.

224. Висерный сок пал. (Реакционное хантыйское женское.украшёние.2161. V/ !7

225. Нос лошади (xohToi) • Полны и к pg ст см с? /-i сi ( )1. Рога Оленя ' С ненцы ).

226. У/и w зо и и, а (Л'лнТо/, на не u Jерёзобоуу ъ<2те>о (ханты)24 71. Hie. ь/ 13

227. V •• Н&нецкие и Хантыйские -куклы длэ детей' 8 Традиционной национально» одежде.n , О.2I&Ш

228. Традиционные кумы . с клювом утки , .гус*, (нениы, ханты,, манси). Сукно, тесьму н итки, • висер, кожа.• t1. ГI -V1. Л ч.V V : , i J,. Л'

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.