Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Афанасьева, Инга Владимировна

  • Афанасьева, Инга Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 197
Афанасьева, Инга Владимировна. Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Омск. 2008. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Афанасьева, Инга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Проблема теоретико-методологического обеспечения и направленность занятий по совершенствованию профессионально значимых координационных способностей у студентов-дизайнеров на занятиях по физической культуре

1.1. Координационные способности: основные теоретические подходы

1.2. Развитие профессионально значимых двигательных умений и навыков у студентов-дизайнеров

1.3. Возрастные психофизиологические особенности контингента студентов-дизайнеров

1.4. Анализ программы дисциплины «Физическая культура» и ее возможности в развитии профессионально значимых координационных способностей студентов-дизайнеров 33 Резюме

ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

ГЛАВА III. Анализ динамики уровня развития координационных способностей, профессиональных качеств, физической подготовленности и здоровья студенток дизайнеров с 1 по 4 курсы

3.1. Анализ динамики уровня развития координационных способностей и профессиональных качеств девушек-студенток, обучающихся по специальности «дизайн»

3.2. Выявление профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров

3.3. Анализ двигательного и психомоторного компонентов в профессионалыюй деятельности современных дизайнеров

3.4. Исследование уровня общефизической подготовленности и здоро

3.4.1. Уровень общефизической подготовки и здоровья студенток

ГЛАВА IV. Теоретическое и экспериментальное обоснование методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров на занятиях по физической культуре

4.1. Теоретическое обоснование и содержание методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров на занятиях по физической культуре

4.2. Экспериментальное обоснование методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров

4.3. Нормативные критерии оценки уровня развития координационных способностей у студенток дизайнеров 18-22 лет 133 Резюме 136 Выводы 139 Практические рекомендации 141 Список литературы 143 Приложения вья студенческой молодежи

Омского государственного института сервиса Резюме

СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ

Координационные способности - КС

Профессионально прикладная физическая культура - ППФК

Омский государственный институт сервиса — ОГИС

Омский государственный университет физической культуры - СибГУФК

Контрольная группа - КГ

Экспериментальная группа - ЭГ

Уровень физического состояния - УФС

Коэффициент здоровья - КЗ

Жизненная емкость легких - ЖЕЛ

Жизненный индекс - ЖИ

Простая зрительно моторная реакция - ПЗМР

Сложная зрительно моторная реакция - СЗМР

Реакция на движущийся объект - РДО

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров»

АКТУАЛЬНОСТЬ. Проблема управления движениями человека, его двигательной координации в науке не нова: необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать и управлять движениями в настоящее время не вызывает сомнений у специалистов физической культуры и спорта. Координационные способности - одна из наиболее существенных составляющих двигательной функции, которая выступает базой для формирования и совершенствования физических качеств (Н.А. Берн-штейн, 1957, 1966; В.И. Лях, 1987; И.И. Сулейманов, 1986; Карпеев А.Г., 1998; Л.Д. Назаренко, 2003 и др.). В этом отношении не является исключением и студенческая молодежь (В.П. Лукьяненко, 1991; В.И. Лях, 1991; И.П. Ратов, 1994; В.А. Романенко, 1999; В.К. Бальсевич, 2000; Л.Д. Назаренко, 2001, 2003; О.П. Головченко, 2004 и др.).

Состояние и уровень физической подготовки студентов высшей школы в последние годы являются предметом пристального внимания и серьезной заботы специалистов (Л.И. Лубышева, 1997, 2003; В.К. Бальсевич, 1999; М.Я. Виленский, 2001; Р.Г. Гостев, 2001; Ю.А. Войнар, 2002; В.Н. Григорьева, 2003; Л.Б. Андрющенко, 2004; В.А. Быков, 2004, 2006; В.И. Григорьев, 2004; Ю.П. Кобяков, 2004; Ю.Д. Железняк, А.В. Лейфа, 2006; Е.В. Старкова, 2006; И.А. Лысова, А.О. Блинова, 2007 и др.). Низкий уровень общефизической подготовки, слабая двигательная активность, отсутствие постоянных физических нагрузок негативно отражаются на состоянии здоровья студенческой молодежи. Учитывая же то, что базовые координационные способности выступают основой формирования многих профессионально значимых качеств будущих специалистов, можно говорить о комплексном негативном влиянии слабой двигательной активности на молодежь.

Зависимость уровня развития профессионально значимых координационных способностей и уровня профессионализма специалистов разных сфер деятельности не раз была отмечена в научных исследованиях (М.Я. Виленский, Р.С. Сафин, 1980; П.П. Тамошаускас, 1984; С.А. Полиевский, 1988; В.Д. Никитин, 1989; В.А. Романенко 1994; В.М. Наскалов, 2004; Ю.П. Галкин, 2005; А.В. Лейфа, 2005; Н.И. Санникова, 2006; В.Г. Федоров, 2006 и др.). Для профессионального развития и роста во многих профессиях необходимы не только хорошая физическая подготовленность, но и координация двигательных действий, которая в значительной степени определяет уровень двигательных возможностей человека (JI.B. Чхаидзе 1970; В.М. Зациорский, 1979; А.И. Воронов 1997; Р. Бака 2006).

Для будущих дизайнеров двигательная активность не менее важна. При воплощении их творческих замыслов ключевую роль играет тонкая координация двигательных действий рук, высокие требования предъявляются к тонкой дифференцировке пространственных, силовых и временных параметров мелких движений при различного рода оформительских работах, ориентации в пространстве, а также к способности к переключению видов двигательных проявлений в процессе деятельности.

Известно, что ранняя специализация дизайнеров, невысокая двигательная активность (пленэры в каникулярное время, нахождение у мольберта более 4 часов в день) отрицательно сказываются на уровне физической подготовленности. В значительной степени недостаток двигательной активности студентов вузов, начиная с 1 курса, мог бы быть восполнен на занятиях по физической культуре. Однако существующая программа по физической культуре для высших учебных заведений построена без учета профессиональной деятельности будущих специалистов, не содержит раздела, который отражал бы критерии оценки координационных способностей, практические и теоретические вопросы совершенствования профессионально значимых координационных способностей.

Научная проблема данного диссертационного исследования состоит в необходимости получения информации о спектре профессионально значимых координационных способностей для разработки методики их развития и совершенствования у студентов-дизайнеров в рамках вариативного компонента программы физической культуры (раздел профессионально-прикладной физической культуры).

Объектом исследования являлся педагогический процесс, осуществляемый в рамках программы по физической культуре (вариативный компонент) раздела профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) студенток-дизайнеров.

Предмет исследования: методика оценки и совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров.

Цель исследования: разработка и теоретико-методологическое обоснование программного содержания для раздела профессионально-прикладной физической культуры учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов, обучающихся на специальности «дизайн».

Гипотеза исследования: изучение уровня развития базовых координационных способностей и выявление спектра наиболее значимых координационных проявлений для будущей профессиональной деятельности студенток-дизайнеров 1-4 курсов позволит разработать методику совершенствования профессионально значимых координационных способностей студенток в рамках вариативного компонента программы по физической культуре в вузе (раздел ППФК).

Научная новизна исследования:

- изучен уровень развития разных видов координационных способностей и динамика его изменения с 1 по 4 курс у студенток специальности «дизайн»;

- выявлен спектр профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров;

- составлена профессиограмма деятельности дизайнера с учетом психомоторного компонента;

- разработана программа тестирования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров;

- разработано теоретическое обоснование и содержание методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток специальности «дизайн».

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученный материал дополняет раздел теории и методики физического воспитания студентов методикой совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров на занятиях по физической культуре в рамках вариативного компонента программы.

Практическая значимость:

- разработана программа тестирования уровня развития профессионально значимых координационных способностей, включающая нормативные критерии оценки для студенток-дизайнеров;

- разработана методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей, предназначенная для использования в вариативном компоненте программы по физической культуре (раздел профессионально-прикладной физической культуры) студенток-дизайнеров, начиная с 1 курса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исследование динамики уровня развития координационных способностей студенток 1-4 курсов, обучающихся по специальности «дизайн», свидетельствует об ухудшении всех видов координационных проявлений - кинестетических, ориентационных, реагирующих и способностей к сохранению равновесия к концу обучения в вузе. Выявлен низкий уровень абсолютных показателей координационных способностей, уровень здоровья студенток, а также скоростно-силовых способностей и физической выносливости студенток, обучающихся по специальности «дизайн» на всех курсах обучения в вузе.

Выявленные факты являются основанием при разработке программного содержания раздела профессионально-прикладной физической культуры: использовать физические упражнения, направленные на развитие координации, так как они позволяют работать с низкой интенсивностью, на невысоком пульсе, способствуют повышению уровня развития других физических качеств (силы, скорости, выносливости); способствуют развитию и совершенствованию профессионально значимых способностей дизайнеров; начинать педагогическое воздействие с первого курса обучения, так как снижение уровня развития базовых координационных способностей, некоторых профессиональных умений, низкий уровень физической подготовленности и здоровья наблюдается уже на 1 курсе.

2. Анализ взаимосвязи базовых координационных способностей и профессиональных качеств, а также составление профессиограммы рабочего дня современного дизайнера позволил выявить спектр профессионально значимых координационных способностей для студенток-дизайнеров: способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, способности к переключению видов двигательных проявлений и ориентации в пространстве.

3. Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей для студенток-дизайнеров, разработанная для использования в вариативной части вузовской программы физической культуры раздела профессионально-прикладной физической культуры позволяет повысить уровень развития всех видов базовых и профессионально значимых координационных способностей.

Эффективность методики подтверждает прирост показателей в тестах, оценивающих способность к сохранению равновесия и ориентации в пространстве, который составил в среднем 18%, в тестах, оценивающих способность к дифференцированию пространственных параметров движения - 75%, в тестах оценивающих кинестетические координационные способности -90%.

Разработанная методика позволяет не только улучшить уровень координационных способностей, но и положительно повлиять на профессиональные качества (средние темпы прироста 10,3%) и уровень физической подготовленности (темп прироста показателя в беге на 100м составил 6%, силовой выносливости - 21,7%).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Афанасьева, Инга Владимировна

1. Исследование динамики развития координационных способностей девушек-студенток 1-4 курсов, обучающихся по специальности «дизайн», показало, что уровень всех видов базовых координационных способностей -

кинестетических, ориентационных, реагирующих и способности к сохране нию равновесия - к концу обучения существенно снижается (в среднем на

2. Динамика развития профессиональных качеств не однозначна. Уро вень развития отдельных профессиональных качеств, необходимых для ди зайнеров в дальнейшей деятельности, связанных с точностью и скоростью воспроизведения и размещения заданных объектов в пространственном поле снижается в среднем на 17 %. Отмечается рост показателей профессиональ ных качеств (в среднем на 5,5 %), что связано с увеличением количества ча сов отведенных на профессиональную подготовку.3. Корреляционный анализ взаимосвязей профессиональных качеств бу дущих дизайнеров с базовыми координационными способностями (выявлено 13 корреляционных связей, средний коэффициент 0,5) и составленная про фессиограмма деятельности дизайнеров свидетельствует о значительной сте пени значимости для данной профессии следующих способностей: способ ности к точности воспроизведения; к дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений; бы строму реагированию и ориентированию в пространстве, быстрой пере стройке двигательной деятельности.4. У студенток 1 курса выявлен низкий уровень развития таких физи ческих качеств как сила, быстрота, выносливость в сравнении со средне воз растными нормами. Анализ динамики уровня развития физической подго товленности показывает достоверное снижение этого уровня от 1 курса к 4 курсу (Р < 0,01). Анализ уровня здоровья у студенток дизайнеров с 1 по 4 курсы свидетельствует о том, что 40 % имеют различные хронические заболевания, 34 % занимаются в специальной медицинской группе, 12 % - сту дентки, освобожденные от занятий по состоянию здоровья. Низкий уровень физической подготовленности и здоровья студенток-дизайнеров подтвер ждают положение о целесообразности использования координационных уп ражнений при проведении занятий по физической культуре, так как они по зволяют контролировать направленность, объем и интенсивность нагрузок.5. Разработанная нами комплексная методика тестирования и шкалы дифференцированной оценки уровня развития координационных способно стей у студенток-дизайнеров позволяют оценить не только индивидуальные особенности в развитии у девушек дизайнеров КС, но и определить средне групповое значение уровня развития КС для осуществления дифференциро ваного подхода в развитии и совершенствовании координационных способ ностей.6. Разработанная нами методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров состоит из тестирующей, обучающей и совершенствующей час тей. Методика используется в вариативной части программы раздела ГШФК, рассчитана на учебный семестр в рамках разделов по легкой атлетике и спор тивным играм, включает блоки упражнений на совершенствование реаги рующей, дифференцировочной, ориентационной и способности к сохране нию равновесия, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и растягивание. Система блочного построения методики позволяет оптимально воздействовать на совершенствование профессионально значимых коорди национных способностей. Свидетельством эффективности методики явля ются темпы прироста результатов экспериментальной группы. Прирост пока зателей в тестах, оценивающих способность к ориентации в пространстве, составил в среднем 18 %, в тестах, оценивающих способность к дифферен цированию пространственных параметров движения - 75 %, кинестетиче скую координационную способность - 90%. Прирост показателей физиче ской подготовленности в среднем составил 11,2 %.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Для определения уровня развития базовых и профессионально значимых КС у студенток-дизайнеров необходимо провести комплексное тестирование, оценивающее уровень развития реагирующей, дифференцировочной, ориен тационной КС и способности к сохранению равновесия, по разработанной программе (глава 2).Дифференцированную оценку уровня развития базовых и профессио нально значимых КС рекомендуется проводить на основе разработанных нормативных критериев (приложение 4). Полученные результаты дифферен цированной оценки можно использовать при проведении занятий: для хоро шо подготовленных студенток использовать сразу усложненную форму уп ражнений (например: выполнять упражнения на равновесие с закрытыми глазами, на узкой скамейке), для слабо подготовленных, наоборот, упрощен ную форму упражнений.2. Рекомендуем использовать разработанную нами методику совершенст вования профессионально значимых координационных способностей у сту денток-дизайнеров на занятиях по физическому воспитанию в рамках вариа тивной части вузовской программы «Физическая культура» раздела ППФК в вузах, выпускающих специалистов близких по роду деятельности к дизайне рам (например, на художественно-графическом факультете педагогического университета, на факультете компьютерного дизайна в политехническом

университете).3. Данная методика может быть рекомендована к использованию как в пер вой половине дня, так и во второй половине учебного дня, так как выполне ние блоков физических упражнений, входящих в методику и применяемых в соответствии с ней, не приводит к значительному утомлению студентов, улучшает проявления таких психических процессов, как внимание и опера тивная память, следовательно, не способствует снижению качества учебной деятельности на последующих занятиях.4. Рекомендуем использовать данную методику в 1,3,5,7 семестрах, так как по программе идет изучение таких разделов как легкая атлетика и спортив ные игры. Именно при изучении данных разделов можно проводить занятия как на стадионе, так и в спортивном зале, используя все предложенные блоки физических упражнений данной методики.5. На занятиях по спортивным играм, используя блоки упражнений 1-1,4;

2-2,3,5 можно производить замену набивного мяча на баскетбольный или волейбольный и наоборот, если упражнение выполняется неправильно (на пример: недостаточно силы для подбрасывания мяча у студенток) (глава 4.2, приложение 3).6. Рекомендуется использовать блоки физических упражнений в подгото вительной и начале основной частей занятия. Можно применять отдельные упражнения из блоков (например: ведение баскетбольного мяча, передачи и т.д.) при проведении эстафет и игр в конце основной части (глава 4.2, прило жение 3).7. При проведении занятий круговым методом рекомендуемый интервал отдыха от 30 секунд до 2 минут.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Афанасьева, Инга Владимировна, 2008 год

1. Тест на определение реакции на движущийся объект.Для проведения теста использовалась компьютерная программа «Прогноз», разработанная Институтом физиологии им. А.А. Богомольца АН Украины, г. Киев.

2. Тест на скорость зрительно-моторной реакции (простой и сложной).Для проведения теста использовалась компьютерная программа «Прогноз», разработанная Институтом физиологии им. А.А. Богомольца АН Украины, г. Киев.

3. Тест «дриблинг» (набивание мяча) (И.Ю. Горская, 2000).Схема тестирования: испытуемый выполняет «дриблинг» баскетбольным мячом одной рукой. Фиксируется количество выполненных ударов за 15 сек.

4. Тест «бег на 100 м» проводился по общепринятой методике (В .И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др., 2001).

5. Тест «бег на 2 км» проводился по общепринятой методике (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др., 2001).

6. Поднимание туловища за 30 сек. проводилось по общепринятой методике (А.И. Кравчук, 1998).Упражнение выполняется из положения лежа на полу, руки за головой, ноги согнуты в коленях и зафиксированы.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.