Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Мустафаев, Фарид Мустафаевич

  • Мустафаев, Фарид Мустафаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 277
Мустафаев, Фарид Мустафаевич. Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ростов-на-Дону. 2014. 277 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мустафаев, Фарид Мустафаевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Межнациональное общение как предмет социально-философского дискурса: теоретико-методологические проблемы исследования

1.1. Теоретические проблемы исследования феномена межнационального общения в социально-гуманитарном знании

1.2. Межнациональное общение в социально-философском дискурсе: теоретические проблемы исследования и концептуализация понятия

Глава 2. Цивилизационная безопасность России: теоретические и практические проблемы исследования цивилизационных рисков

2.1. Потенциал цивилизационной парадигмы в исследовании современного российского общества

2.2. Цивилизационная безопасность России: теоретические проблемы социально-философского исследования

2.3. Специфика цивилизационных рисков в современной России: факторы формирования и социокультурные последствия

Глава 3. Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России: методология исследования и социальные практики

3.1. Методология исследования межнационального общения в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России

3.2. Значение межнационального общения в формировании российской цивилизации и предотвращении внутрицивилизационных столкновений

3.3. Конфессиональный фактор в развитии межнационального общения в цивилизационном пространстве современной России: потенциал конфликтогенности и солидарности

Глава 4. Регенерация культуры межнационального общения как ключевая стратегия предупреждения цивилизационных рисков и обеспечения цивилизационной безопасности России

4.1. Факторы разрушения культуры межнационального общения и кризиса толерантности в современном полиэтничном пространстве российского общества

4.2. Культура межнационального общения в России: условия регенерации

Заключение

Библиографический список:

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На современном этапе цивилизационного развития России сфера межнациональных отношений является одной из самых проблемных в системе общественных отношений. Она переполнена конфликтами, противоречиями, предрассудками, ошибками, обидами, но вместе с тем в ней заложен огромный интегративный потенциал российского общества, который необходимо использовать при строительстве новой России для обеспечения духовного и материального благополучия российских народов1 и преодоления цивилизационных рисков, угрожающих самому существованию России как многонациональной и самобытной цивилизации.

Далеко не в первый раз наша страна находится на переломе эпох, и для обеспечения светлого и ясного будущего России, как отмечает Ю.А. Жданов, необходима консолидация, всеобщее единение, чтобы противостоять коварному национализму, который стал главным орудием сил зла и корысти2. «Российское общество - общество нереализованных возможностей»3 - пишет Ю.Г. Волков, связывая перспективы их реализации с формированием в России креативного общества. С этим тезисом следует всецело согласиться, отметив при этом, что только единая во всем своем этническом многообразии Россия способна совершить модернизационный прорыв.

Единство всех народов, населяющих Россию и составляющих ее культурное многообразие, невозможно без наличия соответствующей для реализации данной цели культуры межнационального общения, которая отражает весь спектр и характер межнациональных коммуникаций, имевших

' См.: Абдулатипов Р.Г. Многонациональная Россия // Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001. С. 7; Абдулатипов Р.Г. Россия (культура и политика современной жизни россиян). М., 2011. С. 80.

2 Жданов Ю.А. Во имя гуманизма и единения России (обращение Ю.А. Жданова к научной, культурной, политической и деловой элите Юга России) // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1. С. 21.

3 Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 27.

место в истории цивилизации. Постсоветский период развития России характеризуется обострением межнациональных противоречий на фоне этнизации политических, экономических и культурных процессов, на почве развала единой интернационалистической идеологии и отсутствия новой, которая смогла бы сплотить народы России и решить в рамках диалоговой культуры стоящие перед страной проблемы, которые, как справедливо отмечают российские исследователи, «никто и никогда за нас не решит»4.

А проблемы эти очевидны и крайне опасны для цивилизационной безопасности России. Сославшись на авторитетное мнение академика М.К. Горшкова о высокой скорости нарастающих агрессивных чувств и пространственной локализации их носителей, угрожающих реальными и серьезными столкновениями на национальной почве в отдельных регионах России5, мы можем с уверенностью констатировать, что цивилизационная безопасность России находится под угрозой.

Итак, потребность в социально-философском исследовании проблемы межнациональных отношений в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России связана с необходимостью глубокого изучения феномена межнационального общения и его роли в предотвращении цивилизационных рисков, угрожающих цивилизационным распадом России. В такой постановке данная проблематика еще не выступала предметом социально-философского исследования и, соответственно, она нуждается в разработке нового методологического инструментария для изучения межнационального общения в широком цивилизационном контексте, что служит обоснованием научной актуальности представленного исследования.

Современная Россия стоит перед жизненно важной проблемой интеграции всего общества, создания и совершенствования политических,

4 Курбатов В.И., Крупенникова Л.Ш. Евразийский диалог: концептуальный анализ // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 44.

5 Горшков М.К. Россия: двадцать лет спустя (некоторые аспекты социологического анализа реформирования общества) // Власть. 2011. № 12. С. 14.

культурных, правовых скреп, способных объединить граждан в одно целое6. Данная задача имеет альтернативные пути решения, но очевидно, что ни один из них не может стать эффективным вне решения проблемы формирования устойчивой цивилизационной идентичности россиян на базе конструирования продуктивного диалога культур и высокой культуры межнационального общения, что говорит также о высокой степени практической актуальности исследуемой нами проблематики.

Таким образом, проблемный характер исследуемой проблемы и отсутствие концептуальных социально-философских разработок в данном направлении формируют когнитивный интерес к ней и определяют предметное пространство и логику диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Проблема межнационального общения в социально-философской науке имеет свою традицию исследования, которая сложилась еще в советский период, однако в широком цивилизационном контексте ее концептуализация не представлена. Вместе с тем накопленный научный потенциал изучения феномена межнационального общения может стать основой формирования концептуальной линии его изучения в обозначено концептуальном аспекте.

Национальный вопрос занимал приоритетные позиции в политике советского государства, а национальная проблематика, в том числе проблема межнационального общения, соответственно выступала предметом многочисленных исследований советских ученых, среди которых необходимо назвать таких, как Арутюнян Ю.В., Гаджиев A.C., Грдзелидзе Р.К., Гусейнов О.М., Дробижева Л.М., Евдокименко И.И., Ярыгина O.A.,

п

Солдатова Г.У. . Работы этих ученых до сих пор выступают основой для

6 Яковенко И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. М.: Прогресс-Традиция. 2006. С. 135.

1 Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР // Советская этнография. 1972. № 2; Гаджиев A.C. Великий русский язык - средство межнационального общения и приобщения народов Дагестана к достижениям научно-технической революции. Махачкала, 1981; Грдзелидзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе: (на примере

6

многих исследований современных российских ученых, в свете актуализации этнических процессов вновь обратившихся к проблеме межнационального общения. Перечислить всех ученых, как и в случае с советским периодом, разрабатывающих данное направление, невозможно, но наибольшую известность получили труды таких авторов, как Дьячков М.В., Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г., Ореховская H.A., Руткевич М.Н., Сикевич З.В., Скворцов Н.Г., Степанянц М.Т., Тишков В.А., Федюнина С.М., Черноус В.В., Шадже А.Ю., Хацац A.A., Шахбанова М.М., Ярская В.Н.8.

Все ученые акцентируют внимание на повышении этнического фактора в жизни современной России и негативных оттенках его влияния на сферу межнационального общения. Так, В.Н. Ярская отмечает тот факт, что с

Грузинской ССР). Тбилиси. 1980; Гусейнов О.М. Межнациональное общение в быту // Научный коммунизм. 1981. № 6\ Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М. 1985; Дробижева Л.М. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР // Советская этнография. 1977. № 6; Евдокименко И.И., Ярыгина O.A. Великое братство народов: цифры и факты. М., 1982; Солдатова ГУ. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М.: Наука, 1988.

8 Дьячков М.В. Родной язык и межэтнические отношения // Социологические исследования. 1995. № 11; Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Введение в теорию межнационального общения (философско-антропологический аспект): опыт полифонического исследования. Махачкала, 2002; Мустафаева М.Г. Межнациональное общение в контексте этнокультурного анализа. Автореферат дисс. ... док. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002; Ореховская H.A. Толерантность массового сознания - путь к социокультурной интеграции современного российского общества // Этносоциум и межнациональная культура. 2011. Т. 36. № 4; Руткевич М.Н. О двух аспектах межнациональных отношений // Социологические исследования. 1991. №.3; Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. М., 1999; Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений // Социально-политический журнал. 1996. № 1; Степанянц М.Т. Поли культурное образование как модератор диалога культур // Мир Востока. M. 2005; Тишков В.А. О культурном многообразии // Этнографическое обозрение. 2005. № 1; Черноус В.В. Социально-политический процесс на Юге России: от вспышки ксенофобии к регенерации этнокультурного взаимодействия и осознанного единого гражданства // Ксенофобия на Юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления. Ростов н/Д, 2002; Федюнина С.М. Межэтнические социально-культурные отношения и процессы в современном мультикультурном обществе // Власть. 2012. № 3; Шадже А.Ю., Хацац A.A. Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4; Шахбанова М.М. Межэтническое общение и межнациональная толерантность в Республике Дагестан: состояние, тенденции и взаимовлияние. - Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2010; Ярская В.Н. Язык мой - враг мой: расистский дискурс в российском обществе // Социологические исследования. 2012. № 6.

возникновением новых рисков и угроз этничность заявляет о себе еще громче, чему способствуют СМИ, через которые воспроизводятся прежние и новые стереотипы и клише, легитимируя этнонациональную логику насилия, вспышки которого фиксируются в современном российском обществе9.

Значимое внимание современные исследователи уделяют проблеме культуры межнационального общения как исключительно актуальной во все времена исторического развития многонациональной России. Здесь также следует выделить блок работ советских ученых (Байкин Ф.Р., Коган JI.H., Серова И.И., Шермухамедов С. И др.10), поскольку они в своей идеологической основе базировались на принятой в СССР идеологии интернационализма, что определяло методологическое и практическое пространство исследования данной проблематики в обозначенный период. Современные российские ученые (Гасанов З.Т., Маркова Н.Г., Мустафаев М.Б., Шадже А.Ю., Шахбанова М.М., Шехмаметьева В.А., Ядрихинская JI.11)

9 Яр екая В.Н. Язык мой - враг мой: расистский дискурс в российском обществе // Социологические исследования. 2012. № 6. С. 46.

10 Байкин Ф.Р. Культура общения - важная черта социалистического образа жизни // Коммунист Украины. 1982. № 3; Коган J1.H. Культура межнационального общения // Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. Фрунзе. 1982; Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск. 1986; Шермухамедов С. К вопросу о культуре межнационального общения // Философия науки. 1990. № 8;

11 Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. № 6; Маркова Н.Г. Культура межнационального общения - базовый индикатор межнациональных отношений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 81 // http://cyberleninka.ru/article/ri/kultura-mezhnatsionalnogo-obscheniya-bazovyy-indikator-mczhnatsionalnyh-otnosheniy; Мустафаев М.Б. Теория и методика развития процесса межнационального общения в учреждениях культуры и образования. M., 2002; Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы (материалы областной научно-практической конференции). Ростов-на-Дону, 2002; Шадже А.Ю. Эвристический потенциал диалога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. № 2; Шахбанова М.М. Культура межэтнического общения: особенности проявления в дагестанском обществе // Региональные аспекты социальной политики. - Махачкала, 2008. - Выпуск 9; Шехмаметьева В.А. Культура межэтнического общения (региональный аспект) // Власть. 2009. № 6; Ядрихинская Л. Сущность и принципы воспитания культуры межнационального общения // Философия образования. 2012. №2.

несколько иначе подходят к изучению такого феномена, как культура межнационального общения, фокусируя внимание на необходимости формирования диалога культур и в целом диалоговой культуры в процессе межнационального общения в условиях повышения ценности и значимости этнического в социокультурном пространстве российского общества.

В эпоху глобализации понятие национального не только актуализируется как возможная форма исчезающего из глобального бытия мировой цивилизации, разрушающаяся по мере роста глобализационных влияний, но и как противостоящая этим глобализационным, унифицирующим национальные различия тенденциям. В ряде работ российских и зарубежных ученых, посвященных изучению глобализации, этот аспект рассматривается на концептуальном социологическом и социально-философском уровне (Гидденс Э., Кессиди Ф.Х., Колин К.К., Мнацаканян М.О., Федотова В.Г., Яковец Ю.В.).

Цивилизационный контекст изучения межнационального общения предполагает глубокий анализ накопленного материала в области цивилизационных исследований, посвященных методологии цивилизационного анализа и практическим аспектам изучения российской цивилизации, и в этом отношении следует заметить, что пространство цивилизационной проблематики буквально переполнено научными концепциями, теориями, идеями и подходами, в целом свидетельствующими о наличии широкого и динамично развивающегося дискуссионного поля цивилизационных научных изысканий, что создает определенные трудности выбора методологических ориентиров исследования российской цивилизации. Большой и оправданной популярностью пользуются разработки современных зарубежных ученых по цивилизационной проблематике12, однако самым авторитетным трудом в данной области

12 Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. M.: Весь мир, 2008; Тойнби А.Д. Исследование истории: Возникновение, рост и распад цивилизаций. M.: ACT: ACT МОСКВА, 2009; Хантингтон С. Столкновение

9

является, пожалуй, созданный Н.Я. Данилевским труд «Россия и Европа»13, отличающийся идейной и научной свежестью, так как поставленные в нем вопросы как никогда актуальны для современной России, вновь ищущей свою стратегию цивилизационного развития, поворачивая «голову» то в сторону Запада, то в сторону Востока.

Потенциал цивилизационной концепции Н.Я. Данилевского высок для современной науки также и в том ключе, что в рамках открытого им закона культурно-исторических типов дается описание признаков нации, что чрезвычайно актуально звучит и на сегодняшний день в эпоху глобализации и противостоящих глобализационным тенденциям процессам национальной самоактуализации. Н.Я. Данилевский четко осознавал, что избежать влияния Запада Россия не может, так как слишком тесным было взаимодействие российского государства со странами Запада, но столь же четко он понимал и то, что любые преобразования не принесут России успеха, если они будут осуществляться без учета национальной, исторической и культурной специфики российского общества и направлены на их разрушение. Это понимание нашло отражение и в ряде работ современных российских ученых, посвященных изучению России и ее цивилизационной специфики, анализу цивилизационных рисков и путей их преодоления14.

цивилизаций. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006; Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3; Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.

ь См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, Издательство «Глаголь», 1995.

14 Акаев В.Х. Россия в контексте цивилизационных процессов и ее национальные интересы // Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. ред. И.К. Лисеев. М.: «Канон4» РООИ «Реабилитация», 2010; Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта: В 2 т. Новосибирск, 1997; Браславский Р.Г. Цивилизационная теоретическая перспектива в социологии // Социологические исследования. 2013. № 2; Келле В. О методологических аспектах цивилизационного подхода // Альманах «Форум - 2009»; Цивилизационные и национальные проблемы. М.: 2009; Курбатов В.И., Крупенникова Л.Ш. Евразийский диалог: концептуальный анализ // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3; Лубский A.B. Россия как цивилизация // http://www.hrono.info/statii/2003/lub_civil.php; Лубский A.B., Лубский P.A. Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России // Гуманитарий Юга России.

10

Пожалуй, основной вопрос, который волновал и продолжает волновать отечественных ученых, - это вопрос является ли Россия самостоятельной самобытной цивилизацией, отличной от цивилизаций Запада и Востока, но, как отмечает В.Б. Дердюк, на данный момент в научных кругах сам феномен российской цивилизации остается спорным, так как одни признают этот факт, а другие отрицают15.

Вопросы обеспечения цивилизационной безопасности привлекли внимание таких российских ученых, как Ахиезер A.C., Дердюк В.Б., Зиновьев A.A., Мчедлова М.М., Пальцев А.И., Таирян Е., Таирян С., Харин А.Н., Яковенко И.Г. Перекодирование ментального кода российской цивилизации - вот основная угроза цивилизационной безопасности России, как полагает А.И. Пальцев16, а также ряд других исследователей, предупреждающих об опасности, нависшей над Россией, слепо копировать чужие ценности, при этом забывая о собственной истории, культуре, ее ценностных и мировоззренческих основах17.

Совместная жизнь многочисленных народов в рамках одного государства не может не порождать противоречия, имманентно заложенные в этнической природе человека и его стремлении делить мир на «своих» и

2013. № 3; Стёпин B.C. Эпоха цивилизационных перемен и диалог культур // Альманах «Форум - 2009»; Цивилизационные и национальные проблемы. M.: 2009; Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. M.: Алгоритм, 2002; Пантин В.И. Историческая роль России: между Западом и Востоком // История и современность. 2012. № 2; Хунагов Р.Д. Личность и цивилизация в мире аутентичности и идентичности: монография. Ростов н/Д: Антей, 2012; Юсупова Г.И. Глобализация и этнополитическая безопасность юга России. M., 2009; Яковенко И.Г. Познание истории. Цивилизационный анализ. M.: Наука, 2008.

15 Дердюк В.Б. Цивилизационная безопасность России в современных условиях // Власть. 2010. № 9.

С. 42.

16 Пальцев А.И. Постмодернистский либерализм как средство изменения цивилизационного кода ментальной сферы России // Власть. 2012. № 11. С. 79.

17 См.: Верещагина A.B., Самыгин С.И. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1 (2); Солодовник Л.В., Коршунов A.B. Институциональные факторы обеспечения социальной безопасности России // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7; Чернова И.Б. О сущности духовной безопасности // Власть. 2013. № 9.

«чужих» , но в условиях цивилизационного развития России эти противоречия чрезвычайно обострились, что актуализировало проблему толерантности, в рамках исследования которой ученые пытаются осмыслить источники роста религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, обозначить стратегии формирования консенсуса, диалога

19

культур .

Одним из факторов обострения межнациональных отношений в России

стал религиозный «ренессанс», что вызвало волну научного интереса к

20

религии как феномену, вновь заявившему о себе, как о значимом факторе

18 Шевченко О.М. Особенности' ксенофобии в условиях становления государственности: этнокультурные и политико-правовые маркеры в идентификации «чужых» // Гуманитарий Юга России. 2012. №4. С. 155.

19 Билетов М.И. Цивилизационные метаморфозы познавательной культуры. М., 2008; Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: проблемы совместимости // Толерантность и согласие. М., 1997; Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2004; Шалия В.В. Толерантность. Ростов-на-Дону, 2000; Капто A.C. Толерантность в контексте концепции «Культуры мира» // Безопасность Евразии. M., 2001, №1; Магомедова М.З. Идентичность и толерантность как условие стабильности северокавказского социума. М., 2009; Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. Вып. 3-4. М., 2002; Скворцов Н.Г. Этничность и национализм: этнические корни национализма // Релятивистская теория нации // M.: РНИСиНП, 1998; Тишков В.А. О толерантности // Толерантность и согласие. M., 1997; Шахбанова М.М. Межэтническая толерантность в полиэтническом регионе: состояние и тенденции (на примере Республики Дагестан). Махачкала, 2006 и др

20 Акаев В.Х. Северокавказский ваххабизм // Научная мысль Кавказа. 2000. № 3; Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала, 2002; Гафиятов ИЗ., Хайдаров P.P., Махмутова Ч.Н. Межэтническая и межконфессиональная толерантность в местном сообществе // Власть. 2010. № 1\Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2003; Дорошин И.А. Экспертиза религиозной социализации в обществе риска // Власть. 2011. № 11; Маркин В.В., Роговая A.B. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде. 1-я часть // Власть. 2012. № 11; Мозговой С.А. Этнорелигиозный фактор проблемы межнационального и межконфессионального согласия в России // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. М. 2000; Мустафаев Ф.М. Авраамические религии: опыт компаративного анализа. Махачкала, 2012; Мчедлова М.М. Современные параметры возвращения религии: ракурсы проблемы // Вестник Института социологии. 2012. № 4 // www.vestnik.isras.ru; Пасандиде С. Ислам в России - реальность и вымысел // Власть. 2013. № 11; Плужников E.H. Общественная опасность новых религиозных движений и приоритеты политики ее преодоления // Власть. 2010. № 6; Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. 2-е изд. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009; Руткевич ЕД. «Новая парадигма» в

12

политических, этнокультурных, международных отношений, а также к ее различным формам, особенно радикально-экстремистской направленности. Ученые отмечают интенсивный рост религиозных новообразований, нарушающих сложившийся в России этноконфессиональный баланс и вызывающих рост межконфессионального противоборства, что актуализирует проблему противодействия экстремистским проявлений религиозных движений со стороны государства и религиозных организаций21.

Итак, анализ накопленного материала по теме диссертации показал, что существует разброс мнений, позиций, идей, особенно в отношении цивилизационного блока исследуемой проблематики, однако есть позиция, которая разделяется всеми без исключения учеными, - это вывод о снижении уровня толерантности и культуры межнационального общения в современной России22, в многонациональном пространстве которой на протяжении веков сосуществовали и с различной степенью эффективности взаимодействовали различные народы, что способствовало формированию сильного многонационального российского государства и устойчивой цивилизационной идентичности.

социологии религии: Pro и Contra // Вестник Института социологии. 2013. № 6 // www.vestnik.isras.ru; Сгибнева О.И. Современная религиозная ситуация: социологический анализ // Власть. 2012. № 3; Тощенко Ж.Т. Религиозная идентичность и бюрократия // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. Ред. М.П. Мчедлов. M.: ИС РАН, 2008.

21 Плужников E.H. Общественная опасность новых религиозных движений и приоритеты политики ее преодоления // Власть. 2010. № 6. С. 49.

22 Абдулагатов З.М. Особенности социализации современной молодежи и социальные деформации в молодежной среде. Махачкала, 2011; Гафиятов И.З., Хайдаров P.P., Махмутова Ч.Н. Межэтническая и межконфессиональная толерантность в местном сообществе // Власть. 2010. № 1\Добаев И.П., Сериков A.B., Соколов A.B., Черноус В.В. Современный молодежный экстремизм. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2009; Ксенофобия: вызов социальной безопасности на Юге России. Колл. Монография. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004; КиреевХ.С. Межэтнические конфликты в России: истоки и решения // Власть. 2007. № 10; Маркин В.В., Роговая A.B. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде. 1-я часть// Власть. 2012. № 11; Федюнина С.М. Межэтнические социально-культурные отношения и процессы в современном мультикультурном обществе // Власть. 2012. № 3: Ярская В.Н. Язык мой - враг мой: расистский дискурс в российском обществе // Социологические исследования. 2012. № 6.

Очевидно, что дискуссионный характер цивилизационной проблематики в социально-философском пространстве осмысления настоящих и будущих реалий развития России и рост конфликтогенных факторов в функционировании межнациональных отношений формирует острую потребность в социально-философской рефлексии параметров устойчивого цивилизационного развития российского общества.

В целом можно сделать вывод, что отдельные тематические блоки, связанные с темой диссертационного исследования, получили достаточно глубокое освещение, но комплексного исследования проблемы межнационального общения в едином предметном пространстве с проблемой цивилизационной безопасности России в социально-философской науке не представлено.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мустафаев, Фарид Мустафаевич, 2014 год

Библиографический список:

1. Абакарова Р.К. Формирование добрых человеческих отношений: интегративный подход. М., 2010.

2. Абдулагатов З.М. Ислам в массовом сознании дагестанцев. Махачкала, 2008.

3. Абдулагатова З.М. Исламское сознание в глобализационных процессах: проблемы адаптации. Махачкала, 2010.

4. Абдулатипов Р.Г. Многонациональная Россия // Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001.

5. Абдулатипов Р.Г. Россия (культура и политика современной жизни россиян). М., 2011

6. Авшалумова Л.Х. Воспитание молодежи в духе толерантности // Государство и религия в Дагестане. - Махачкала, 2002

7. Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. - Ростов н/Д., 2004.

8. Азроянц Э.А. Глобализация как научная проблема // Полигнозис. 2000. № 4.

9. Акаев В.Х. Россия в контексте цивилизационных процессов и ее национальные интересы // Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. Ред. И.К. Лисеев. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010

10. Акаев В.Х. Северокавказский ваххабизм // Научная мысль Кавказа. 2000. № 3

11. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма //Этнографическое обозрение, 1993. № 4.

12. Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР // Советская этнография. 1972. № 2.

13. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантности» // Век толерантности. - М., 2001

14. Афанасьев H.A., Тихонова C.B. Контуры российской патриотической идеологии: к проблеме конструирования // Власть. 2007. № 1.

15. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта: В 2 т. Новосибирск, 1997.

16. Байкасымова А. Формирование культуры межнационального общения // http://socionom.ru/baza-znanii/materialy-konferencii/materialy-konferencii-psikhologo-socialnaja-rabota-v-sovremennom-obshchestve-problemy-i-reshenija/formirovanie-kultury-mezhnacionalnogo-obshchenija/

17. Байкин Ф.Р. Культура общения - важная черта социалистического образа жизни // Коммунист Украины. 1982. № 3.

18. Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социологические исследования, 2005. № 1.

19. Барбашин М.Ю. Институты и этногенез: институциональное воспроизводство этнической идентичности в локальных сообществах. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012.

Барков Ф.А., Тхагапсоев Х.Г., Черноус В.В. Этносы в глобализирующемся мире / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009.

20. Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте // Социологические исследования. 2009. № 10.

21. Бедность и неравенства в современной России: 10 лет спустя / Аналитический доклад. М.: Институт социологии РАН, 2013.

22. Безрукова A.A. Проблемы обеспечения национальной безопасности на Юге России // Власть. 2010. № 6

23. Безюлова Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования. - М., 2005.

24. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

25. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. под. ред. B.J1. Иноземцева. М., 1999.

26. Белъчук А. Восток - Запад в цивилизационном измерении // Альманах «Форум - 2009»; Цивилизационные и национальные проблемы. М.: 2009.

27. Бессонова О.Э. Общая теория институциональных трансформаций: перадигмальное переосмысление цивилизационного развития России // Социологические исследования. 2008. № 1.

28. Билалов М.И. Цивилизационные метаморфозы познавательной культуры. ML, 2008.

29. Бокачев И.А. Глобальное и национальное в условиях современного миропорядка // Власть. 2010. № 3.

30. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - М., 2003

31. Брандман Э. Информационная безопасность российского общества в современных условиях // Власть. 2007. № 5

32. Браславский Р.Г. Цивилизационная теоретическая перспектива в социологии // Социологические исследования. 2013. № 2.

33. Броделъ Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь мир, 2008.

34. Бъюкенен П.Дж. Смерть Запада. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2007.

35. Бъюкенен П. Дж. На краю гибели. М.:АСТ: МОСКВА, 2008.

36. Васильев JI.C. Ислам и террор // Общественные науки и современность. 2006. № 1.

37. Верещагина A.B. Трансформация института семьи и демографические процессы в современной России: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009

38. Верещагина A.B. Этнически смешанные семьи на Северном Кавказе: образование и межэтническая адаптация. Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2003.

39. Верещагина A.B., Самыгин С.И. Демографическая безопасность российского общества: критерии и оценка // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2

40. Верещагина A.B., Самыгин С.И. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1 (2)

41. Верещагина A.B., Самыгин С.И. Основные критерии национальной безопасности России // Условия и перспективы национальной безопасности современной России: Сборник материалов Всероссийского научно-теоретического круглого стола. 29 апр. 2011 г. (Краснодар). М.: Социально-гуманитарные знания. 2011

42. Верещагина A.B., Шахбанова М.М. Этнокультурная специфика демографического поведения дагестанской семьи // Социологические исследования. 2013. № 6.

43. Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Социологические исследования. 2011. № 11.

44. Волков Ю.Г. Социальная имитация в контексте социальных трансформаций. Ростов н/Д: Изд-во Антей, 2011.

Волков Ю.Г. Идеология для России. М.: AHO РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2004.

45. Волков Ю.Г. Креативность в контексте формирования российской идентичности // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1.

Волков Ю.Г. Малицкий B.C. Идеология и гуманизм М.: AHO РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2004.

46. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М., 2000.

47. Габуния З.М., Улимбашева Э.Ю. Межкультурная коммуникация как миросозидающий факт языка. Нальчик. 2005.

48. Гаджиев A.C. Великий русский язык - средство межнационального общения и приобщения народов Дагестана к

256

достижениям научно-технической революции. Махачкала. 1981

49. Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала, 2002

50. Гаджимирзаев М.М. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе. Дисс... канд. полит, наук. - Ставрополь, 2003.

Гарфинкелъ Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007.

51. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. № 6

52. Гафиятов И.З., Хайдаров P.P., Махмутова Ч.Н. Межэтническая и межконфессиональная толерантность в местном сообществе // Власть. 2010. №7

53. Гегель Л.А., Фролова Ю.С. Многонациональный южнороссийский регион: особенности конфессиональной карты // Социологические исследования. 2007. № 2.

54. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008.

55. Гидденс Э. Навстречу глобальному веку // Отечественные записки. 2002. № 6

56. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011

57. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2004

58. Гнатюк B.C. Устойчивое развитие: парадоксы и противоречия. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.

59. Голод С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008. № 1

60. Гордость и стыд за Россию // http://bd.fom.ru/pdf/d35gisl0.pdf

61. Горелов А.А. Глобализация как объективная тенденция мирового развития // Век глобализации. 2009. № 1.

62. Горшков М.К. Россия: двадцать лет спустя (некоторые аспекты

257

социологического анализа реформирования общества) // Власть. 2011. № 12

63. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. М.: ИС РАН, 2010.

64. Горшков М.К. Роль государства в сохранении и развитии национальной и гражданской идентичности и укреплении доверия в контексте глобальных процессов // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3.

65. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Под общей ред. С.С. Сулакшина. М., Экономика, Научный эксперт. 2007.

66. Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М.К. Горшкова, Р.Крумма, Н.Е. Тихоновой. М.: Издательство «Весь мир», 2010.

67. Гринберг P.C. Экономическое измерение российской модернизации: императивы и риски // Гуманитарий Юна России. 2012. № 1.

68. Графа «национальность» в паспорте // http://www.strana-oz.ru/2012/1/ grafa-nacionalnost-v-pasporte

69. Грдзелидзе P.K. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе: (на примере Грузинской ССР). Тбилиси. 1980.

70. Гринин JI.E. На грани веков: новые процессы // История и современность. 2005. № 1.

71. Громыко Ал.А. Смена оптик? // Альманах «Форум - 2009»; Цивилизационные и национальные проблемы. М.: 2009.

72. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М., 1985.

73. Гумилев JI.H., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению //Социологические исследования. 1992. № 1.

74. Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1997.

75. Гурко Т.А. Трансформация института родительства в постсоветской России: Автореф. дисс.: д-ра социолог, наук. М., 2008

76. Гусейнов О.М. Межнациональное общение в быту // Научный коммунизм. 1981. № 6

77. Гуськов Ю.В., Резник Е.Ю. Безопасность: проблемы постижения

258

сущности // Власть. 2013. № 11.

78. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, Издательство «Глаголъ», 1995.

79. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) / Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2011.

80. Девятко И.Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества // Глобализация и постсоветское общество. М., 2001.

81. Делова Л.А. Социокультурные факторы межэтнической брачности. Диссерт. на соиск. уч. степени канд. социолог, наук. Майкоп, 2001

82. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996.

83. Денисова Г.С., Радовель М.П. Этносоциология. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.

84. Дердюк В.Б. Цивилизационная безопасность России в современных условиях // Власть. 2010. № 9

85. Джунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. - Ташкент, 1980. С. 151

86. Джунусов М.С. Национализм. - М., 1998

87. Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность людей. // Вопросы истории. 1966. № 4.

88. Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул АД. Проблема безопасности: теоретико-методологические аспекты. М., 2001.

89. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. Владикавказ, 1998

90. Дискуссия вокруг цивилизационной модели: С. Хантингтон отвечает оппонентам // http://www.archipelag.ru/geopolitics/stolknovenie/clash2/2290/

91. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2003

92. Добаев И.П., Сериков A.B., Соколов A.B., Черноус В.В. Современный молодежный экстремизм. Уч. пос. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2009.

93. Дорошин И.А. Экспертиза религиозной социализации в обществе риска // Власть. 2011. № 11

94. Доценко E.JI. Межличностное общение: семантика и механизмы. -Тюмень, 1998.

95. Дробижева JJ.M. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М. 1985

96. Дробижева U.M. Методологические проблемы этносоциологических исследований // Социологический журнал. 2006. № 3-4

97. Дробижева JI.M. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР // Советская этнография. 1977. №6

98. Дробижева JI.M. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. М.: Academia, 2002.

99. Дробижева JI.M. Толерантность и рост этнического самосознания: проблемы совместимости // Толерантность и согласие. М., 1997

100 .Дугин А.Г. Логос и мифос. Социология глубин. М.: Академический Проект; Трикста, 2010.

101 .Дьячков М.В. Родной язык и межэтнические отношения // Социологические исследования. 1995. № 11

102. Евдокименко И.И., Ярыгина O.A. Великое братство народов: цифры и факты. М. 1982

103. Есаулов В. Информационные угрозы национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2009. № 12

104. Жанимов P.M. Геополитическая ситуация и проблемы

межэтнических отношений на Северном Кавказе // Власть. 2007. № 9.

105.Жданов Ю.А. Во имя гуманизма и единения России (обращение Ю.А. Жданова к научной, культурной, политической и деловой элите Юга России) // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1.

106. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1999.

107. Зиновьев A.A. Запад: феномен западнизма. М., 2003..

108. Зиновьев A.A. Идеология партии будущего. М.: 2003. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5623

109. Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. М.: Астрель, 2008.

110. Зиновьев A.A. Постсоветизм (Современная Россия глазами мыслителя и художника) // http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/02/428/451 .html

111 .Зиновьев A.A. Постсоветизм: публичная лекция // http://vybory.org/articles/480.html

112. Зиновьев A.A. Русская трагедия. М., 2005

113. Золотова Б.Х. Особенности культуры межнационального общения (на примере адыгского этноса) // http://rudocs.exdat.com/docs/index-261388. html ?page=9

114. Золотухин В.М. Толерантность. - Кемерово, 2001

115. Ибрагимов X.А. Общечеловеческое и этническое (национальное) в структуре ценностей (на примере Дагестана). Махачкала: АЛЕФ, 2008.

116. Иванова С.Ю. К вопросу о взаимодействии культур // http://rudocs.exdat.com/docs/index-261388.html?page=9

117. Иззатдуст Э.С. Национальная безопасность России: институциональный контекст и человеческое измерение. М.: Academia, 2010.

118. Иноземцев В.Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире // Век глобализации. 2008. № 1.

119. Иноземцев В.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

120. Исламские новости // Наука и религия. 2006. № 9.

121. Как изменились люди и власть за 20 лет // http://www.levada.ru/20-08-2013/kak-izmenilis-lyudi-i-vlast-za-20-let

Yll.Kanmo A.C. Толерантность в контексте концепции «Культуры мира» // Безопасность Евразии. М., 2001, №1

123. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. М., 2005.

124. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

125. Карцева JI.B. Смешанная семья: культурологический подход // Социально-экономические и нравственно-этические аспекты развития социально-культурной сферы в условиях рыночной экономики: Материалы региональной научно-практической конференции. Казан, гос. академия культуры и искусств. Казань, 1998.

126. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

127. Келле В. О методологических аспектах цивилизационного подхода // Альманах «Форум - 2009»; Цивилизационные и национальные проблемы. М.: 2009.

128. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1

129. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.

130 .Кирдина С.Г. Институциональные матрицы:

макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социологические исследования. 2001. № 2

131. Киреев Х.С. Межэтнические конфликты в России: истоки и решения // Власть. 2007. № 10.

132. Клупт М.А. Демография регионов Земли. СПб., 2008

133. Коган Л.И. Культура межнационального общения // Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. Фрунзе. 1982

134. Колин К.К Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2.

135. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политическое самосознание в конце XX в. // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М., 1994..

136. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. - М., 2002.

137. Кравченко С.А. Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы / Новое в социологии: монография / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013

138. Кравченко С.А. Необходимость гуманистически ориентированной модернизации // Гуманитарий Юга России. 2012. № 4.

139. Кравченко С.А. Становление сложного социума: за гуманистический поворот // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3.

140. Ксенофобия: вызов социальной безопасности на Юге России. Колл. Монография. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.

141. Кувалдин В., Рябов А. Национальное государство в эпоху глобализации // Свободная мысль. 2000. № 1

142. Кудрина Т.А. Диалог культур как условие обеспечения мира и согласия в обществе // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. М. 2000. С.

143. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М., 2004.

144. Курбатов В.И., Крупенникова Л.Ш. Евразийский диалог: концептуальный анализ // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3.

145. Куиигин В.И. Введение // Экономическая безопасность хозяйственных систем. М., 2001.

146. Лапин H.И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // Социологические исследования. 2011. № 9.

147. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России // Идентичность и толерантность. - М., 2002.

148. Левашов В.К. Общество и глобализация // Социологические исследования, 2005.№ 4

149. Липкин А. Некоторые проблемы цивилизационной и национальной идентичности // Альманах «Форум - 2009»; Цивилизационные и национальные проблемы. М.: 2009.

150. Лобжанидзе A.A., Горохов С.А., Заяц Д.В. Этногеография и география религий. - М., 2005.

ХЪХ.Лопаткин P.A. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М.: МАРС, 2001.

152. Лубский A.B. Россия как цивилизация // http://www.hrono.info/statii/2003/lub_civil.php

153. Лубский A.B., Лубский P.A. Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3.

Луман Н. Невероятные коммуникации. Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб., 2000.

154. Лурье C.B. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997.

155. Магомедова М.З. Идентичность и толерантность как условие стабильности северокавказского социума. М., 2009

156. Малашенко А. Почему боятся ислама? // Россия и мусульманский мир. 2007. № 3. С. 123.

157. Манъко Ю.В., Шашков Н.И. Нации и национальные отношения (исторический и философский анализ): монография. СПб.: ИД «Петрополис», 2009.

158. Мареева C.B. Цели и задачи модернизации страны в восприятии населения: консенсус или конфликт? // Власть. 2011. № 10.

159. Маркин В.В., Роговая A.B. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде. 1-я часть // Власть. 2012. № 11.

160. Маркова Н.Г. Культура межнационального общения - базовый индикатор межнациональных отношений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 81 // http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-mezhnatsionalnogo-obscheniya-bazovyy-indikator-mezhnatsionalnyh-otnosheniy

161. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. A.A. Юдина. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

162. Мартыненко C.B. Социальный контекст глобализации // Власть. 2008. № 12

163. Мартынов A.B. Системная трансформация и реалии постсоциалистического мира. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Маршак А. Культура и идеология в социальной жизни России: различия и идентичность // Власть. 2008. № 6.

164.Матвеева С.Я. Расколотое общество: путь и судьба России в социокультурной теории Александра Ахиезера // http://4plus5.ru/ist/001.MATVEEVA.pdf

165. Материалы Всемирного саммита религиозных лидеров. Москва. 3 июля 2006 // Право и безопасность. 2006. № 3 - 4.

166. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. Вып. 3-4. М., 2002

167. Межкультурная коммуникация: к проблеме толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования. - Уфа, 2001

168. Метелёв С.Е. Методологические аспекты угроз национальной безопасности // Власть. 2011. № 2

169. Миронов E.B. Особенности исторического пути развития России // История и современность. 2011. № 1.

170. Миронов В.В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1.

171. Мнацаканян М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. № 5

172. Мнацаканян М.О. Об интегральной теории национально-этнической общности // Социологические исследования. 1999. № 9.

173. Мозговой С.А. Этнорелигиозный фактор проблемы межнационального и межконфессионального согласия в России // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. М. 2000.

174. Мусаев М.А. Мусульманское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года в Дагестане. Махачкала. 2005.

175. Мустафаев М.Б. Теория и методика развития процесса межнационального общения в учреждениях культуры и образования. М., 2002

176. Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Введение в теорию межнационального общения (философско-антропологический аспект): опыт полифонического исследования. Махачкала, 2002

177. Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Поиски факторов интенсивности кругов межнационального общения // Материалы научной конференции. - Махачкала, 2002.

178. Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Проблемы взаимосвязи национального и этноконфессионального факторов в социально-психологическом поведении личности // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. - Ростов н/Д., 1987. № 2.

179. Мустафаев Ф.М. Авраамические религии: опыт компаративного анализа. Махачкала, 2012.

180. Мустафаев Ф.М. Межнациональное общение: социально-

266

философский анализ. Махачкала, 2013.

181. Мустафаева М.Г. Межнациональное общение в контексте этнокультурного анализа. Автореферат дисс. ... док. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

182. Мчедлова М.М. Современные параметры возвращения религии: ракурсы проблемы // Вестник Института социологии. 2012. № 4. С. 16 // www.vestnik.isras.ru

183. Мчедлова М.М. Устойчивость российской цивилизации: испытание толерантностью // Россия реформирующаяся. Ежегодник. / Отв. Ред. М.К. Горшков. Вып. 7. М.: Институт социологии РАН, 2008.

Невоструева А.Ф. Институциализация системы социальной коммуникации // Социология. 2008. № 2

184.Норт Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики http://www.finansy.ru/publ/north.htm

185 .Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

186. О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2012.

187. Осадчий Н.И. Общество: социально-философские очерки. М.: «Былина», 2005.

188. Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

189. Очирова Т. Геополитическая концепция евразийства // http://ecsocman.hse.ru/data/999/742/1217/005Tatyana_Ochirova.pdf

190. Пальцев А.И. К вопросу о методологической релевантности категорий национальной безопасности // Власть. 2012. № 1

191. Пальцев А.И. Постмодернистский либерализм как средство изменения цивилизационного кода ментальной сферы России // Власть. 2012. № 11.

192. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М.:

267

Алгоритм, 2002.

193. Панарин A.C. Россия в цивилизационном прогрессе. М., 1995.

194. Панарин A.C. Русские - нация особая, нестяжательная. Последние мысли о Родине и о нapoдe//http://www.polemics.rll/articles/?articleID=5731&hideText=0&itemPage

=1

195. Пантин В.И. Историческая роль России: между Западом и Востоком // История и современность. 2012. № 2.

196. Пасандиде С. Ислам в России - реальность и вымысел // Власть. 2013. № 11.

197. Патриотизм в представлениях россиян // http://www.levada.ru/19-11 -2013/patriotizm-v-predstavleniyakh-rossiyan

198. Переведенцев В.И. Демографические перспективы России // Социологические исследования. 2007. № 12

199. Переслегин С.Б. Самоучитель на мировой шахматной доске. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2007.

200. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. - СПб., 2003

201. Плужников E.H. Общественная опасность новых религиозных движений и приоритеты политики ее преодоления // Власть. 2010. № 6.

202. Попов В. О партнерстве цивилизаций // Альманах «Форум -2009»; Цивилизационные и национальные проблемы. М.: 2009.

203. Проблемы и тревоги россиян // http://www.levada.ru/03-09-2013/problemy-i-trevogi-rossiyan

204. Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона. - Махачкала, 2008

205. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М. 2004.

206. Проилак JI.B. К проблеме снижения духовно-информационных рисков в современном обществе // Власть. 2010. № 6

207. Пшегусова Г.С. Коммуникация: социальное и виртуальное измерения. Ростов н/Д, 2003.

208. Пшегусова Г.С. Межнациональная коммуникация как конетитутив современного коммуникативного пространства. М., 2003.

209. Психология национальной нетерпимости / Составитель Ю.В. Чернявская. - Минск, 1998

210.Рабинович В.Ю. Этничность как публичный маркер // Власть. 2013. №2.

211. Радаев H.H. Социальная организация общества и место в ней культуры безопасности // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 14-15 мая 2008 г., Москва, Россия; МЧС России. - М.: ИПП «КУНА», 2008.

212 .Рассадина Т.А. Россияне в условиях «общества риска»: эмоциональный и ценностный аспекты // Социологические исследования. 2013. № 11.

213. Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. 2-е изд. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009

214. Религия и межнациональные отношения. Махачкала. 1990.

215.Репина Т.А. Кризис современной семьи: причины, особенности, последствия // Вестник ТГУ, выпуск 6 (62), 2008

216.Рогов С.М. Евразийский проект для XXI века или новые изменения русской идеи // Глобальный кризис западной цивилизации и Россия / Отв. Ред. Г.В. Осипов. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

217. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2007

218. Россия о религии // http://www.levada.ru/24-12-2013/rossiyane-o-

religii

219. Россия: многообразие культур и глобализация / Отв. ред. И.К. Лисеев. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.

220. Россияне о миграции и межнациональной напряженности // http://www.levada.ru/05-l l-2013/rossiyane-o-migratsii-i-mezhnatsionalnoi-napryazhennosti

221. Россияне о распаде СССР // http://www.levada.ru/ll-01-2013/rossiyane-o-raspade-sssr

222. Руткевич Е.Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro и Contra // Вестник Института социологии. 2013. № 6 // www.vestnik.isras.ru

223. Руткевич М.Н. О двух аспектах межнациональных отношений // Социологические исследования. 1991. № 3

224. Рыбалкин H.H. Философия безопасности: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

225. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М., 2005

226. Садохин А.П. Этнология. - М., 2012. С. 162; Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М., 2000

227. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М., 2000

228. Сайд Э. Ориентализм: Западные концепции Востока: СПб.: «Русский Mipb», 2006.

229. Саракуев Э.А., Крысъко B.C. Введение в этнопсихологию. - М.,

1996

230. Сгибнева О.И. Современная религиозная ситуация: социологический анализ // Власть. 2012. № 3.

231. Сергеева A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. 5-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007.

232. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск. 1986.

233. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. М., 1999.

234. Скворцов Н.Г. Этничность и национализм: этнические корни

национализма // Релятивистская теория нации // М.: РНИСиНП, 1998.

235. Скворцов Н.Г. Природа этничности // Сибирь: Проблемы сибирской идентичности. // СПб: Астерион, 2003.

236. Скворцов Н.Г. Глобализация и «структуры повседневности» // Глобализация и социальные изменения в современной России // М.: АльфаМ, 2007.

237. Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений // Социально-политический журнал, 1996, № 1.

238. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М.: Наука, 1988

239. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998

240. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат,

1992.

241. Степанянц М.Т. Поликультурное образование как модератор диалога культур // Мир Востока. М. 2005

242. Стёпин B.C. Эпоха цивилизационных перемен и диалог культур // Альманах «Форум - 2009»; Цивилизационные и национальные проблемы. М.: 2009.

243. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. -М., 1999.

244. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года. - М., 2012.

245. Сусоколов A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса. Расы и народы. Вып. 20., 1990.

246. Сыродеева A.A. Полифония как принцип целостности // http://iph.ras.ru/page52781848.htm

247. Тавадов Г. Т. Этнология. - М., 2009.

248. Таирян Е., Таирян С. Моделирование процессов создания информационно-психологического пояса безопасности российской метацивилизации // Власть. 2008. № 4

249. Тарик А. Столкновение цивилизаций: Крестовые походы, джихад и современность. М.: Астрель: ACT, 2006.

250. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

251. Тихонова C.B. Мифология брендинга в обществе глобального потребления // Власть. 2008. № 9.

Тихонова Н.Е. Акторы российской модернизации в восприятии населения и в реальности // Вестник Института социологии. 2011. № 3

252. Тишков В.А. О культурном многообразии // Этнографическое обозрение. 2005. № 1

253. Тишков В.А. О толерантности // Толерантность и согласие. - М.,

1997

254. Тишков В.А. После многонациональное™: культурная мозаика и этническая политика в России // Знамя. 2003. № 3.

255. Тойнби А.Д. Исследование истории: Возникновение, рост и распад цивилизаций. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009

256. Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчедлова. - М., 2004

257. Толерантность в общественном сознании России. - М., 1998

258. Толерантность и коммуникация: Коллективная монография / Под ред. Г.И. Петровой. - Томск, 2002

259. Толерантность как социокультурный феномен. - Махачкала, 2002

260. Топилин A.B. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния //Социологические исследования. 1995. №7.

261. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - 2-е изд., испр. СПб., 2000.

262. Тощенко Ж.Т. Религиозная идентичность и бюрократия // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. Ред. М.П. Мчедлов. М.: ИС РАН, 2008.

263. Тощенко Ж.Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной

практике // Социологические исследования. 2010. № 7.

264. Тощенко Ж.Т. Новые лики деятельности: имитация // Социологические исследования. 2012. № 12.

265. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

266. Травин Д. Россия в европейском ландшафте: зависимость от исторического пути // Вестник Европы. 2013. № 36 // http://magazines.russ.ru/vestnik/2013/36/t5.html

267. Традиция и русская цивилизация / Д. Володихин, С. Алексеев, К. Бенедиктов, Н. Иртенина. М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2006.

268. Турен А. Социальные изменения двадцатого столетия // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 4.

269. Урсул АД. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации. 2008. № 1

270. Устинкин C.B., Рудакова Е.К., Морозова Н.М. Национальный вопрос в РФ: подходы к решению // Власть. 2013. № 10.

271. Федотова В.Г. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. № 6.

272. Федотова В.Г. Политический класс, население и территория // Свободная мысль — XXI. 2004. № 2.

273. Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // Социологические исследования. 2003. № 11.

274. Федюнина С.М. Межэтнические социально-культурные отношения и процессы в современном мультикультурном обществе // Власть. 2012. №3.

275. Федюнина С.М. Социокультурные различия и взаимодействия: концептуальные основания мультикультурализма в современном обществе: монография. Саратов, 2006.

276. Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы (материалы областной научно-практической конференции).

273

Ростов-на-Дону, 2002

277. Фролова С.М. Рискогенность повседневной жизни общества // Власть. 2012. № 10.

278. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

279. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Хагуров Т. А. Постмодернизм в поле массовой культуры // Социологические исследования. 2007. № 9.

280. Ханбабаев K.M. Этноконфессиональная толерантность в постсоветской России: проблемы и методологии и практики // Толерантность в поликонфессиональном регионе. Махачкала. 2007.

281. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006.

282.Харин А.Н. К вопросу о формировании цивилизационного пространства России // Власть. 2011. № 12.

283.Хоперская J7.J7. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2009.

284. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб., 2000.

285. Хунагов Р.Д. Личность и цивилизация в мире аутентичности и идентичности: монография. Ростов н/Д: Антей, 2012.

286. Чернова И.Б. О сущности духовной безопасности // Власть. 2013.

№9.

287. Чернова КБ. О сущности духовной безопасности // Власть. 2013.

№9

288. Черноус В.В. Социально-политический процесс на Юге России: от вспышки ксенофобии к регенерации этнокультурного взаимодействия и осознанного единого гражданства // Ксенофобия на Юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления. Ростов н/Д, 2002

289. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. Монография. М: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2005.

290. Шалин В.В. Толерантность. - Ростов-на-Дону, 2000

291. Шамшиев Ч. Свет пламени Прометея. Выдержки из последней беседы с Александром Зиновьевым // http://www.zinoviev.ru/ru/zinoviev-interview.html

292. Шарипов М.Р. Глобализация и кризисы мировой цивилизации // Власть. 2010. № 6.

293. Шахбанова М.М. Межэтническое общение и межнациональная толерантность в Республике Дагестан: состояние, тенденции и взаимовлияние. - Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2010;

294. Шахбанова М.М. Культура межэтнического общения: особенности проявления в дагестанском обществе // Региональные аспекты социальной политики. - Махачкала, 2008. - Выпуск 9

295. Шахбанова М.М. Межэтническая толерантность в полиэтническом регионе: состояние и тенденции (на примере Республики Дагестан). Махачкала, 2006.

296. Шахбанова М.М. Этническая идентичность и стратегии межэтнического поведения андо-цезских народов Дагестана. Автореферат дисс. ... док. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2012.

297. Шевченко О.М. Особенности ксенофобии в условиях становления государственности: этнокультурные и политико-правовые маркеры в идентификации «чужых» // Гуманитарий Юга России. 2012. № 4.

298. Шермухамедов С. К вопросу о культуре межнационального общения // Философия науки. 1990. № 8;

299. Шермухамедов С. К вопросу о культуре межнационального общения // Философия науки. 1990. № 8;

300. Шехмаметьева В.А. Культура межэтнического общения (региональный аспект) // Власть. 2009. № 6.

301. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. М.: ООО «Попурри», 1999.

302. Щеголъкова Е.Ю. Отношение к межнациональному общению в московском мегаполисе // Официальный сайт ИС РАН. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www. 1 sras.ru/publ.html?icH 1967.

303. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

304. Элвуд У. Глобализация. М.: Книжный клуб Книговек, 2013

305 .Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследований российских трансформаций. СПб., 2006.

Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 1.

306. Ядрихинская Я. Сущность и принципы воспитания культуры межнационального общения //Философия образования. 2012. № 2.

307. Яковенко И.Г. Познание истории. Цивилизационный анализ. М.: Наука, 2008.

308. Яковенко И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

309. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2003.

Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2004.

Яницкий О.Н. Модернизация в России и вокруг: конспект // Социологические исследования. 2011. № 5.

310 .Яновский Р.Г. Социальная безопасность России в период стабилизации. Москва: РНЦ РАК, 2003.

311. Ярская В.Н. Язык мой - враг мой: расистский дискурс в российском обществе // Социологические исследования. 2012. № 6.

312. Aksit В. Globalization. Culture and Civilization: A Theoretical Framework for Comparative Sociological Research, Globalization and Turkish Civilization Symposium Papers, Biskek: Kyrgyzstan-Turkey Manas University Publications, 2006.

313. Amin A. Tracing Globalization // Theory, Culture and Society, 1997.

314. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996.

315. Axford B. The Global System: Economics, Politics and Culture. Cambridge: Polity Press, 1995.

316. Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992.

317. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973.

318. Held, D. and McGrew, A. (eds.) Globalization Theory: Approaches and Controversies. - Cambridge: Polity, 2007.

319. Luhman N. Risk: A Sociological Theory. Aloline de Gruyter. New York, 1993.

320. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Washington.: World Future Soc., 1983.

321 .Robertson R. Globalization, in Featherstone M. u.a. (Hg), Global Modernities, London, 1995.

322. Wallerstein I. The Rise and Future demise of World-Systems Analysis. New York, 1997.

¿/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.