Мистериальные прообразы в оперном творчестве П.И. Чайковского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Макарова, Антонина Леонидовна

  • Макарова, Антонина Леонидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 260
Макарова, Антонина Леонидовна. Мистериальные прообразы в оперном творчестве П.И. Чайковского: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Екатеринбург. 2017. 260 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Макарова, Антонина Леонидовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Жанр мистерии в контексте религиозно-философских исканий П.И. Чайковского 1870-90-х годов

1.1.Религиозно-философские взгляды П.И. Чайковского

1.2. Мистерия в жанровом синтезе «Орлеанской девы» и

«Иоланты»

ГЛАВА 2. «Орлеанская дева» как романтическая мистерия

2.1. П.И Чайковский в работе над либретто: от «национальной трагедии» к мистерии спасения

2.2. Мистериальные черты в музыкальной драматургии

«Орлеанской девы»

ГЛАВА 3. «Иоланта» как символистская мистерия

3.1. М.И. Чайковский в работе над либретто: от лирической

драмы к символистской мистерии

3.2. Мистериальные черты в музыкальной драматургии

«Иоланты»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Нотные примеры

Приложение Б. Схемы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мистериальные прообразы в оперном творчестве П.И. Чайковского»

ВВЕДЕНИЕ

Оперное творчество П.И. Чайковского уже почти полтора столетия вызывает неиссякаемый интерес у исполнителей и слушателей в России и за рубежом, репрезентируя не только художественный мир композитора, но и русскую культуру в целом. Несмотря на богатую традицию его изучения и многообразие музыковедческих подходов, оно по-прежнему актуально и неисчерпаемо как объект исследования. Расширение философско-методологической базы современной музыкальной науки приводит к появлению музыковедческих интерпретаций, раскрывающих новые пласты содержания репертуарных и менее известных опер великого композитора, и в настоящее время можно говорить о формировании нового направления в исследовании оперного наследия Чайковского. Его исходной предпосылкой является мысль о многообразном тексто- и смыслообразующем воздействии религии на творчество композитора. Духовные смыслы, воплощаемые через богослужебные интонационные и жанровые прообразы в тематизме, сценической ситуации, литературном тексте, обнаруживаются в последние десятилетия в драматургии его лирико-психологических драм и трагедий.

Вместе с тем, среди его опер есть произведения, где религиозно-духовная проблематика является ключевым фактором концепции и драматургии. В данной работе внимание будет сосредоточено на «Орлеанской деве» и «Иоланте», где иной статус религиозных смыслов приводит к изменению жанрового синтеза опер как способа их воплощения. В отличие от музыкальных драм с сакральными подтекстами, концентрация духовного содержания в указанных операх влечёт за собой появление нетипичного для Чайковского жанрового компонента - мистерии, которая становится формой трансляции религиозных тем и идей. Немаловажно и то, что обращение к мистериальным прообразам в оперном творчестве композитора соотносится с определёнными этапами его жизни и мировоззренческих исканий: как известно, создание «Орлеанской девы» совпало с преодолением тяжёлого личностного кризиса 1877-78 годов, а «Иоланта» стала последней оперой, словно

бы итожащей не только творческий, но и внутренний духовный путь композитора.

Актуальность данной работы видится в рассмотрении обозначенной проблематики в концепциях и драматургии обеих опер, в выявлении смыслового потенциала мистериальных прообразов и его обусловленности жизненным и духовно-мировоззренческим контекстом творчества композитора.

Степень разработанности темы. Вопрос о присутствии духовной образности в оперном творчестве Чайковского практически не рассматривался ни современниками композитора, ни советскими музыковедами. Обнаружение религиозного слоя содержания в разных операх Чайковского началось с 90-х годов XX века в работах М. Бонфельда [19] (1993), Т.В. Ниловой [98] (1993), А.В. Парина [114] (1999), Л.А. Серебряковой [141] (2002), Е.В. Смагиной [154] (2002) , Н.В. Бекетовой [14] (2004).

Первым исследованием, в котором выявление духовных смыслов в оперном творчестве Чайковского выходит на первый план, является кандидатская диссертация Е.О. Китаевой «Оперы П.И. Чайковского 1880-х годов: поэтика трагического» [62], в которой категория трагического рассматривается в русле религиозно-философской проблематики. Авторская мотивировка такого ракурса обусловлена характером мировоззренческих процессов в сознании композитора, стремившегося в эти годы найти духовную опору в вере, а также специфическими свойствами аксиосферы1 1880-х годов, отмеченных кризисом религиозного сознания. В работе содержатся ценные наблюдения о претворении богослужебных жанров и инто-национности в музыкальном тексте опер, а также начинают обсуждаться не затронутые ранее их концептуальные аспекты.

В диссертации Д.З. Киреева [57] выявление и интерпретация духовных смыслов также оказывается в центре исследовательской разработки. На это нацелен анализ музыкального текста «Пиковой дамы» и «Иоланты» в речитативных разделах и эпизодах, традиционно считающихся вспомогательными. Автор пока-

1 Этот термин автор употребляет вслед за Л. Столовичем и М. Каганом, понимая аксиосферу как иерархическую систему культурных ценностей, духовный контекст бытия.

зывает, что интонационные процессы в рамках рефлексивного речитатива демонстрируют сквозной и системный характер религиозной образности в операх Чайковского.

В нашей работе вопрос о специфике отражения религиозно-духовного содержания ставится по отношению к «Орлеанской деве» и «Иоланте». Не претендуя на полноту обзора многочисленной литературы об этих операх, мы остановимся на отечественных исследованиях, наиболее значимых с точки зрения темы диссертации. Это, в первую очередь, работы, касающиеся духовной проблематики в данных операх, а также исследования, посвящённые мировоззрению Чайковского. Кроме того, в диссертации рассматривается вопрос о рецепции названных опер в зарубежных музыковедческих трудах, которые ранее не становились объектом внимания в отечественной музыкальной науке.

Вопрос о философских и религиозных взглядах Чайковского вскользь затрагивался в воспоминаниях его друзей Н.Д. Кашкина, Г.А. Лароша, И.А. Клименко, а также брата М.И. Чайковского. Они чаще всего упоминают об обсуждении с Петром Ильичем тех или иных событий или авторов, не ставя себе задачу комплексного анализа его взглядов на ту или иную проблему.

Более подробное освещение интересующей нас темы содержится в академических монографиях о композиторе советского времени, авторы которых не могли обойти молчанием вопросы мировоззрения композитора. Так, А.А. Аль-шванг говорит о скептической оценке Чайковским религиозно-философских воззрений Л.Н. Толстого, а также подчёркивает, что собственное отношение композитора к религии характеризовалось «постоянными колебаниями и сомнениями» [5, с. 517]. В этом музыковед видит причину обращения Чайковского к философии Спинозы с целью обретения в ней некой альтернативы религии. Отношение композитора к другим философским персоналиям и учениям в данной монографии не рассматривается.

Во втором томе фундаментального труда Н.В. Туманиной о Чайковском содержится более развёрнутая характеристика философских взглядов композитора. Рассматривая кризисный период рубежа 70-х-80-х годов, автор отмечает противо-

речивость «философского мировоззрения» Чайковского и обозначает основные темы его внутренней рефлексии: «Он мучительно стремится найти ответ на вопросы о сущности жизни, о религии, о нравственности» [168; с. 9]. По поводу религиозных взглядов композитора исследователь делает вывод, что Чайковский «внутренне ... уверен в истинности материалистических основ» [168; с. 10], т.к. многие постулаты религии он отрицает, и если даже видит в вере убежище против скептицизма, то это только иллюзорное прибежище, не снимающее противоречий. Основой мировоззрения Чайковского Туманина считает гуманизм - непобедимую веру в человека, его нравственную высоту и силу, и утверждает, что смысл жизни композитора заключается в его творчестве, которое становилось своеобразной «сублимацией» духовных исканий. В качестве примера она ссылается на «Всенощную»: «Он углубился в изучение древней русской церковной музыки. Работа эта привела его к убеждению в том, что ему дорога не религия, но красота церковного обряда, связи его с исконной русской стариной» [Там же, с. 10]. Далее Туманина, подобно Альшвангу, рассматривает отношение Чайковского к философии Спинозы и учению Л. Толстого, приходя к сходным выводам [Там же, с. 11]. В монографии Туманиной философские искания Чайковского встраиваются в контекст поисков русской интеллигенции 80-х годов XIX века, что позволяет сквозь судьбу выдающейся личности увидеть проблемы данной эпохи.

В целом Туманина и Альшванг сходятся на том, что основами мировоззрения композитора являются материализм, понимаемый как критическое отношение к религии, и гуманизм, что весьма созвучно идеологическим требованиям эпохи, в которую написаны эти исследования.

Иной ракурс в рассмотрение этого вопроса вносит монография Е.М. Орловой [107, с. 95-124]. В ней также есть идеологические моменты, но исследователя прежде всего волнует не соответствие миросозерцания Чайковского научной парадигме советского музыковедения, а возможность наиболее подробного и многоаспектного анализа философских взглядов композитора, в том числе и тех, которые в эту парадигму не вписываются (например, негативные суждения Чайковского о коммунизме). Автор рассматривает высказывания композитора о Шопен-

гауэре, Толстом, Достоевском, В. Соловьёве, обращает внимание на философскую рефлексию при чтении писем Г. Флобера, «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо, при размышлении о русской истории и искусстве, не обходит молчанием и религиозные взгляды Чайковского. Анализируя отношение композитора к философии Б. Спинозы, Орлова применяет продуктивный метод, используемый и в современных работах о Чайковском, - интерпретацию подчёркиваний и словесных пометок композитора на книгах Спинозы и работах о нём из личной библиотеки, хранящейся в Доме-музее в Клину. При анализе взаимодействия философских и религиозных взглядов Чайковского Орлова подводит к мысли, что изучение философии было вызвано у композитора потребностью освободиться от религии, обрести в философии твёрдую мировоззренческую почву, в отличие от веры, с её неразрешимыми противоречиями. Для обоснования того, что Чайковский стремился свести на нет трансцендентное понимание Бога, свести его к природе или нравственному закону внутри человека, исследователь, как и её старшие коллеги, приводит выдержки из писем 1877-79 годов. В этот кризисный для композитора период его отношение к религии действительно было весьма сложным и противоречивым, а на философию и впрямь возлагались большие надежды. Вместе с тем современная научная ситуация и существенное расширение источниковой базы требуют еще более внимательного изучения взглядов Чайковского в контексте их эволюции. Исследование же этого контекста показывает, что взаимодействие между религией и философией было более сложным, а соотношение того и другого - различно в разные годы жизни композитора.

Анализу религиозных взглядов Чайковского с новых исторических и методологических позиций посвящены статьи О. И. Захаровой [48, 49], Г.С. Сизко [149], разделы диссертаций А.Г. Айнбиндер [1, с. 113-127] и Е.О. Китаевой [62], а также статьи автора данной диссертации [84, 88]. Все авторы солидарны в том, что вопросы веры и религии имели важнейшее значение для композитора. Тем не менее в работах возникают существенные расхождения в подведении итогов духовного пути композитора, в понимании места и роли философии в формировании его мировоззрения, а также в оценке взаимоотношений между философией и

религией в разные периоды его жизни, и особенно в ключевые моменты его духовного развития2. В связи с этим в данной диссертации вновь поднимается вопрос о религиозно-философских взглядах композитора с целью аргументации их влияния на специфику духовных смыслов в «Орлеанской деве» и «Иоланте».

Обратимся к освещению религиозно-духовного содержания названных опер в музыковедческой литературе.

В трудах отечественных исследователей об «Орлеанской деве» можно отметить две противоположные оценочные тенденции - критическую [5, 8, 35, 52, 76] и апологетическую [16, 17, 56, 108, 126, 198, 22]. В поле зрения музыковедов попадали либо художественные недостатки оперы, либо её достоинства как геро-ико-патриотического или лирико-драматического произведения. Мистериальный план содержания при этом долгое время или вовсе обходился вниманием музыковедов, или приобретал «оправдательно-реалистическую» трактовку и интерпретировался как устаревшая условная форма для выражения внутренней жизни героини. Вместе с тем, практически каждый автор рассматривал «Орлеанскую деву» как новый этап в развитии музыкального театра Чайковского, но под новизной понимался чаще всего лишь подход к оперному спектаклю, потребовавший масштабного исторического сюжета и соответствующих средств музыкальной выразительности. Последнее чаще всего объяснялось ориентацией Чайковского на мо-

-5

дель французской «большой оперы», или grand opéra , которая, по мнению советских учёных, не получила убедительного воплощения, поскольку была чужда индивидуальности композитора. Более того, традиционным стало убеждение, что элементы французской оперы сковывали непосредственность лирического высказывания Чайковского.

Впервые внимание к религиозному содержанию «Орлеанской девы» было привлечено в 1999 г. в книге А.В. Парина [114, с. 246-259] и в статье Н.А. Тамбовской [158]. Авторы подчёркивают духовную исключительность главной геро-

2 Например, О.И. Захарова рассматривает духовный путь Чайковского как движение к альтернативной религиозности, к «символу веры», «в котором сочетались признание божественности Христа с отходом от ряда традиций православия» [47, с. 163].

3 В диссертации будут использованы именно эти термины, вслед за исследователями данного жанра О. Жестковой [44] и Е. Новосёловой [101], которые приводятся как наиболее корректные с исторических и теоретических позиций.

ини, акцентируют внимание на сакральных прообразах либретто - жанре жития и «мифе о Спасении» [114, с. 257] и говорят о мистериальности оперы, которая проявляется через образ очистительного пламени и архетипические коннотации образа Иоанны (архетип анимы и младенца-героя). Обсуждение этих тем было продолжено в статьях Тамбовской 2009 и 2010 года [161, 162].

В зарубежных исследованиях об «Орлеанской деве» можно выделить две ведущие тенденции: рассмотрение произведения в жанровом контексте французской «большой оперы» и психоаналитическую интерпретацию главных героев и основного конфликта оперы4.

В рамках первой тенденции «Орлеанская дева» получает положительную или отрицательную эстетическую оценку в зависимости от того, как исследователь относится к самому жанру grand opéra. В большинстве англоязычных работ явно выражено негативное отношение к французской оперной модели, поэтому отступление Чайковского от стилистики «Евгения Онегина» в сторону «устаревшей» grand opéra рассматривается как несомненный художественный просчёт5. Во введении к коллективной монографии под редакцией Дж. Абрахама (первое издание - 1946) формируется методологический принцип, которому следуют большинство последующих англоязычных музыковедов. Его суть - критический (в прямом смысле слова) подход ко всем произведениям Чайковского при выявлении их сильных и слабых сторон [231, р. 7]. Последние обнаруживаются не только в традиционно «уязвимой» «Орлеанской деве», но и в «Иоланте».

4 Тема рецепции «Орлеанской девы» и «Иоланты» в зарубежных исследованиях ранее не рассматривалась в отечественной музыкальной науке. Общий обзор англоязычных трудов о творчестве Чайковского в целом содержится в статьях Т. Бельтюковой (Бельтюкова Т. П.И. Чайковский за рубежом (по материалам английских и американских авторов) // Тезисы межвузовской научно-практической конференции «П.И. Чайковский. К 150-летию со дня рождения». Свердловск, 1990. С. 25-27) и М. Рыцаревой [137]. В данной диссертации перевод фрагментов иностранной литературы с английского выполнен автором работы, перевод с немецкого, французского и итальянского осуществлён Д.И. Макаровым.

5 «Неудачность» «Орлеанской девы» имеет, согласно иностранным авторам, и другие объяснения. Среди них -неровность стиля, русские интонации в опере на французский сюжет [224, p. 350], приверженность Чайковского «дурным привычкам» Верди в ансамблях и сюжетных ходах [228, S. 268-271], а также снижение роли историко-социального плана шиллеровской трагедии, ограниченного в опере конфликтом между «воображаемым долгом и спонтанной склонностью» [223, S. 680-681].

В качестве примера приведем оценки из работ Дж. Абрахам6 (1946), Э. Гар-ден7 (1973), Дж. Уоррак8 (1973), Д. Браун9 (1992), Дж. Сипман10 (2007), Р.Дж. Уайли11 (2009). Солидарны с ними и итальянские музыковеды К. Казини и М. Де-логу (2005)12.

В 1990-2010-е годы появляется ряд зарубежных работ, в которых доказыва-

13

ется художественная состоятельность как собственно жанра «большой оперы» , так и «Орлеанской девы» с точки зрения убедительного воплощения её жанрового стиля. Так, А. Лишке (1993) приходит к выводу, что «Орлеанская дева» содержит в себе множество «ингредиентов» французской «большой оперы», подчёркивая, что это не критика, а констатация факта, поскольку подобный сюжет во времена Чайковского едва ли мог быть воплощён в какой-либо другой эстетике. Тем не менее, Лишке считает ошибочным сведение оперы только к схемам французского жанра из-за многогранной психологической трактовки главной героини [221, p. 495-496].

Л. Браун (1999) доказывает, что системное влияние большой французской оперы проявляется конкретно в структуре ансамблевых сцен и типичном для жанра функциональном распределении вокальных партий [205, S. 198-206]. Исследовательница отмечает знаковые для grand opéra звуковые топосы: звучание

6 Влияние Мейербера и постмейерберовской французской традиции (Ш. Гуно, Ж. Массне), которыми обусловлены многие «бледные и приторно-мелодичные страницы оперы», за редкими исключениями (например, рассказ Иоанны из финала 2 акта) [231, p. 159].

7 Обращение к традиции grand opéra стало для Чайковского попыткой освободить себя от «русскости» в опере. «Результат был бесцветным, с почти полным отсутствием субъективности, которая была жизненно необходима, если он хотел написать убедительную музыку» [215, p. 95-96, первое издание - 1973].

8 В опере есть все признаки распространённого в 19 веке, но весьма коварного влияния Мейербера («обычные шумные эффекты», «ужасающий спектакль» в финале). Ощутимо влияние Ж. Массне и Ш. Гуно в лирических моментах. Раздел об опере заключается выводом: «Из всех его (Чайковского - А.М.) полузабытых опер «Дева» является одной из наиболее заслуживающих пренебрежения» [232, p. 158].

9 Модель французской оперы утяжеляет произведение, что иногда (как в сцене казни) воспринимается как вульгарность; «Орлеанская дева» - это «произведение, содержащее эффекты без причин» [206, p. 50-51, 61].

10 Самоидентификация Чайковского с Иоанной (как и в случае с Татьяной) привела к появлению лучшей музыки в опере, но Чайковский возвращается к манере Мейербера, словно пытаясь убежать от самого себя. По мнению автора, это обусловлено личными проблемами, которые испытывал композитор в то время. Поэтому в «Орлеанской деве» «почти всё сводится к уровню претенциозного костюмированного бала, где характеристика вытесняется карикатурой, драма - мелодрамой, психология - внешним действием» [227, p. 53].

11 Перегруженность хоровых сцен и отсутствие характерной для Чайковского экспрессии в любовных эпизодах объясняется влиянием французской «большой оперы» - «бессобытийного и наименее индивидуального жанра»; Уайли указывает на отмеченные другими критиками музыкальные аллюзии на «Гугенотов» и «Фауста» [233, p. 223, 226-227].

12 «Орлеанская дева» является «русской стилизацией Гранд опера» [208, p. 236].

13 В отечественном музыковедении аутентичный непредвзятый подход к жанру вырабатывается в диссертациях О. Жестковой [44] и Е. Новосёловой [101].

органа, которое стало характерным атрибутом сцен, происходящих в храме (возле храма), начиная с «Роберта-дьявола» Дж. Мейербера, а также пение хора высоких женских голосов в картинах явления небесных сил, как в «Фаусте» Ш. Гуно, «Мефистофеле» А. Бойто, «Дон Карлосе» Дж. Верди [Ibid. S. 311]. В своей следующей книге Л. Браун соотносит французские музыкальные влияния в операх и балетах Чайковского со свойственным grand opéra принципом «couleur locale»14 и приводит цитаты из переписки Чайковского, свидетельствующие о том, что, композитор был удовлетворён результатом своей сознательной работы по избеганию русского колорита и стремлению к «объективности» в музыке [204, S. 334].

Г. Зайончковски (2005), обращая внимание на стиль grand opéra, высказывает кардинально иное мнение о его влиянии на художественную ценность «Орлеанской девы». Он считает, что эта опера демонстрирует рост драматического таланта композитора [234, p. 2] и предполагает, что выбор западного сюжета и стилистики большой французской оперы указывает на желание композитора иметь успех за пределами России [Ibid., p. 43]15. Зайончковски стремится найти объяснения тем особенностям «Орлеанской девы», которые вызывали негативную оценку его предшественников. В книге обозначаются аллюзии на конкретные номера из опер Мейербера, Гуно, Массне, Мерме (1876), но, вопреки обычным для англоязычных работ намёкам на вторичность музыкального языка оперы, делает вывод: «Несмотря на то, что «Орлеанской деве» не хватает симфонически организованной изобретательности в конструкции не-стереотипно-оперного «Онегина»... и её ... риторика, накапливаемая на протяжении долгого времени, заставляет её казаться попыткой превзойти Мейербера после Мейербера, - она остаётся произведением, не оспоримым какой-либо другой оперой Чайковского с точки зрения чисто сценического воздействия» [234, p. 47-48].

Исследователь соглашается со своими предшественниками в том, что Чайковский не дал Иоанне столь же прекрасных мелодий, как ранее Татьяне, но объясняет это тем, что композитор проявил «достаточное уважение» к исторической

14 «Местного колорита», в данном случае французского [204, S. 387-388, 451-453].

15 Подобного мнения придерживается и Э. Бономи [203, p. 33].

фигуре Жанны, образ которой невозможно было бы передать языком лирической героини. Автор считает, что в космополитичности музыкального языка Чайковского в этой опере есть что-то, подобное акту самопожертвования: «Иоанна принадлежит миру, она не является исключительно его (героиней)» [Ibid., p. 46].

Последней из известных нам работ, «реабилитирующей» связь «Орлеанской девы» с grand opéra, является статья Э. Бономи. Автор подробно сравнивает состав, текст и музыкальный облик оперы Чайковского с «Jeanne d'Arc» Огюста Мерме, подчёркивая в обеих преобладание признаков «большой оперы» [203, p. 34-42]. Сравнительный анализ становится подтверждением того, что Чайковский хорошо владел «техникой» жанра и умело использовал его драматургический и смысловой потенциал. Оценивая либретто «Орлеанской девы» и «Опричника», исследователь особо отмечает, что они свидетельствуют о близком знакомстве Чайковского с драматургическими методами Э. Скриба, а музыкальный стиль обеих «больших опер» Чайковского обнаруживает искусность и уверенную руку композитора, который знает, как воспользоваться оперными конвенциями своего времени для максимального эффекта [Ibid., p. 42].

Таким образом, только к концу XX века в зарубежном музыковедении наметилось преодоление тенденции рассматривать «Орлеанскую деву» как художественно неполноценное произведение и появились исследования, выявляющие концептуальный композиторский замысел, явный или скрытый.

Обнаружение личностных подтекстов в историческом сюжете формирует психоаналитическую линию рассмотрения «Орлеанской девы». Представленная в работах Г. Зайончковски (1990)16, А. Лишке (1993)17, Л. Кёрни (1998)18, она дости-

16 Исследователь приводит письмо Чайковского от 21 января 1879 с описанием сна, приснившегося композитору в ночь перед завершением 1 акта «Орлеанской девы». Сновидение интерпретируется по методу З. Фрейда. Zajacz-kowski H. The Missing Piece of the Jigsaw Puzzle // The Musical Times, Vol. 131, No. 1767 (May, 1990) [235, p. 238]. Зайончковски полагает, что образ коварной королевы Изабеллы обусловлен непосредственно вытесненной травмой, связанной у Чайковского с неразрешённым эдиповым комплексом. Сон Чайковского вскрывает его психоаналитические проблемы и комплексы, служившие источником беспокойства во время работы над оперой. Композитор заимствует многое из оперы О. Мерме, т.к. в её тексте, как показывает автор, содержатся моменты, которые резонируют с подсознательными проблемами самого композитора и психоаналитической символикой его сна (напр., мотив осуждения королевы Изабеллы, бегство от врага, смерть знаменитой личности и т.д.) [Ibid., p. 241242].

17 Психоаналитический аспект оперы проявляется в том, что орудием кары для Иоанны является её отец, наказывающий её за непослушание, тяжесть вины за которое не меньше, чем за преступную любовь к врагу (Лионелю -А.М.) [221, p. 496].

гает своего апогея в статье Н. Бейла (1991)19, которая наводит на мысль, что «Орлеанская дева» была создана Чайковским преимущественно благодаря наличию у композитора неизжитого эдипова комплекса и склонности к запретной любви. На наш взгляд, достаточно объективное обобщение результатов, достигнутых при психоаналитическом рассмотрении «Орлеанской девы», содержится в монографии Р. Дж. Уайли. Он отмечает, что, согласно психоаналитическим работам, в «Орлеанской деве» Чайковский либо хладнокровно выносит на сцену «причуды» собственной души, либо предстаёт несчастной жертвой своего собственного «драконовского» бессознательного [233, p. 226], тем самым по существу констатируя, что психоаналитический метод не может дать истинного понимания скрытых смыслов произведения.

Несмотря на то, что интерпретация смысловых подтекстов в «Орлеанской деве» осуществлялась преимущественно посредством психоанализа, в работах последних десятилетий возникает отклик и на религиозные мотивы оперы.

Так, Р. Тарускин (1990) считает, что при прослушивании «колоссального» гимна из 1 и 3 акта никто не может сомневаться в том, что пьеса Шиллера привлекла Чайковского явно выраженным религиозным колоритом [229, p. 86]. В том же году Г. Зайончковски, объясняя возможные причины появления Э. Ренана в вышеупомянутом сне Чайковского, вскользь бросает замечание: «Ренан был «отцом» большого исторического труда на религиозную тему, тем, чем стремился быть и Чайковский» [235, p. 242]20.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Макарова, Антонина Леонидовна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айнбиндер, А. Г. Личная библиотека П. И. Чайковского как источник изучения его творческой биографии : дис. ... канд. иск-я : 17.00.02 / А. Г. Айнбиндер. - М., 2010. - 389 с.

2. Айнбиндер, А. Г. Чайковский - либреттист: к постановке проблемы / А. Г. Айнбиндер // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах. -Вып. 3. - М., 2015. - С. 37-46.

3. Акопян, Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. О. Акопян. - М. : Практика, 1995. - 256 с.

4. Алфеев, И., иг. Духовный мир преподобного Исаака Сирина / И. Алфеев. - СПб. : Алетейя, 2002. - 288 с.

5. Альшванг, А. А. П. И. Чайковский / А. А. Альшванг. - М. : Муз-гиз, 1959. - 703 с.

6. Апрелева-Лезьер, В. Философия и психоанализ русской музыки: П. И. Чайковский, А.Н. Скрябин и И. Стравинский / В. Апрелева-Лезьер. -СПб : Инфо-да, 2013. - 241 с.

7. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства / М. Г. Арановский. - М. : Композитор, 1998. - 344 с.

8. Асафьев, Б. В. Избранные труды : в 5 т. / Б. В. Асафьев. - Т. 2. -М. : Издательство АН СССР, 1954. - 384 с.

9. Асафьев, Б. В. М. И. Глинка / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1977.

- 311 с.

10. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев.

- Кн. 1 и 2. - 2-е изд. - Л. : Музыка, 1971. - 376 с.

11. Асафьев, Б. В. О музыке Чайковского / Б. В. Асафьев. Избранное. - Л, 1972. - 376 с.

12. Асафьев, Б. В. Симфонические этюды / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1970. - 264 с.

13. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 361-373.

14. Бекетова, Н. В. Восхождение к Чайковскому: истоки и смысл трагедийного мироощущения / Н. В. Бекетова // Наследие Чайковского на грани XXI столетия. - Вып. 14. - Харьков, 2004. - С. 21-40.

15. Белова, Т. М. «Иоланта» Чайковского и эффект Кулешова / Т. М. Белова // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах. - Вып. 3. - М., 2015. - С. 219-227.

16. Богданов-Березовский, В. Возрождённая опера Чайковского («Орлеанская дева» в Ленинградском ордена Ленина Театре оперы и балета имени С. М. Кирова) / В. Богданов-Березовский // Советская музыка. - 1946. - № 8-9. - С. 87-89.

17. Богданов-Березовский, В. «Орлеанская дева» и «Мазепа» / В. Богданов-Березовский // Богданов-Березовский, В. Оперное и балетное творчество Чайковского. - Л.-М. : Искусство, 1940. - С. 49-63;

18. Бойко, В. Русский космизм и культура Серебряного века [Электронный ресурс] / В. Бойко // Наука в Сибири. - 2004. - № 26-27. - Режим доступа: http://www.sbras.mfo/prmted/arcЫve/26-27-2462-2463#article-298XX21.

19. Бонфельд, М. Ш. К проблеме многоуровневости художественного текста / М. Ш. Бонфельд // Музыкальная академия. - 1993. - №4. - С. 197-202.

20. Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства / М. Ш. Бонфельд. - СПб. : Композитор, 2006. - 648 с.

21. Браун, Л. Pezzo сопсеГао в операх Чайковского / Л. Браун // Музыка. Искусство, наука, практика. - Казань, 2015. - № 3 (11). - С. 45-58.

22. Будяковский, А. Е. О творчестве и музыкально-эстетических воззрениях П. И. Чайковского / Будяковский А. Е. - СПб. : Культ-информ-пресс, 2008. - 352 с.

23. Буланин, Д. М. Жанна д'Арк в России: Исторический образ между литературой и пропагандой / Д. М. Буланин. - М.; СПб. : Альянс-Архео, 2016. - 720 с.

24. Бычков, В. В. Эстетические пророчества русского символизма [Электронный ресурс] / В. В. Бычков // Полигнозис. - № 1. - М., 1999. - С. 83-104. - Режим доступа: http: //www.vehi. net/soloviev/bychkov2. html#_ftn 1.

25. Вайнштейн, Л. Я. Музыкальный театр Чайковского. Исполнители и первые постановки опер композитора в России : автореф. дис. ... канд. иск-ия : 17.00.02 / Л. Я. Вайнштейн - М., 2003. - 26 с.

26. Васильева, Н. В. Скрытый эсхатологический сценарий в опере П. И. Чайковского «Иоланта» / Н. В. Васильева // Музыка и время. - 2006. -№ 10. - С. 56-58.

27. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики : пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.

28. Гаспаров, Б. М. О некоторых принципах структурного анализа музыки / Б. М. Гаспаров // Проблемы музыкального мышления : сб. статей.

- М. : Музыка, 1974. - С. 129-152.

29. Гаспаров, Б. М. Пять опер и симфония: слово и музыка в русской культуре / Б. М. Гаспаров. - М. : Издательский дом «Классика-XXI», 2009. - 317 с.

30. Герц, Г. Дочь короля Рене : пер. В.Р. Зотова / Г. Герц // Пантеон и репертуар русской сцены. - 1850. - № 2. - Кн. 4. - С. 3 - 48.

31. Герц, Г. Дочь короля Рене : пер. Ф.Б. Миллера / Г. Герц // Русский вестник. - 1883. - Т. 163. - № 2. - С. 653 - 710.

32. Гозенпуд, А. Рихард Вагнер и русская культура : исследование.

- Л. : Советский композитор, 1990. - 287 с.

33. Гончаренко, Г. С. О поэтике оперы / Г. С. Гончаренко. - Новосибирск, 2010. - 259 с.

34. Гуляницкая, Н. С. Методы науки о музыке : исследование. - М. : Музыка, 2009. - 256 с.

35. Дельман, В. В поединке со временем / В. Дельман // Советская музыка. - 1971. - № 2. - С. 61-67.

36. Дёмина, И. К. Конфликт в лирической опере второй половины XIX века : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / И. К. Демина. - Ростов-на-Дону, 1994. - 24 с.

37. Дильтей, В. Введение в науки о духе (фрагменты) / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987. - 510 с.

38. Дневники П.И. Чайковского. 1873-1891. - М.-Л. : Государственное издательство. Музыкальный сектор, 1923. - 294 с.

39. Дни и годы П.И. Чайковского. Летопись жизни и творчества / Сост. Э. Зайденшнур, В. Киселёв, А. Орлова, Н. Шеманин. Под ред. В. Яковлева. - М.-Л. : Музгиз, 1940. - 744 с.

40. Дранов А. Контекст / А. Дранов // Современное зарубежное литературоведение : Страны Зап. Европы и США : Концепции, школы, термины : Энцикл. справ. - М. : Интрада, 1996. - 317 с.

41. Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы / М. С. Друскин. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1952. - 344 с.

42. Дурылин С. Об одном символе у Достоевского / С. Дурылин // Достоевский. М. : ГАХН, 1928. - С. 163-198.

43. Евангелие на церковнославянском языке [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/new/.

44. Жесткова, О. В. Творчество Дж. Мейербера и развитие французской «большой» оперы : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / О. В. Жесткова. - Казань, 2004. - 24 с.

45. Жирмунский, В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / В. М. Жирмунский. - СПб, 1914. - 207 с.

46. Жуковский, В. А. Орлеанская дева // Жуковский В. А. Сочинения. - М. : Гос. издательство художественной литературы, 1954. - С. 413467.

47. Захарова, О. И. Религиозные взгляды Чайковского / О. И. Захарова // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. - М., 2003. - Вып. 2. - С. 162-166.

48. Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII века: принципы, приемы / О. И. Захарова. - М., 1983. - 78 с.

49. Захарова, О. И. Чайковский читает Библию / О. Захарова // Наше наследие. - 1990. - № 2. - С. 22-24.

50. Зинькевич, Е. Мипёш шш1кае. Тексты и контексты : избранные статьи / Е. Зинькевич. - К.: Задруга, 2007. - 616 с.

51. Измайлов, Н. В. Комментарии: В. А. Жуковский. Орлеанская дева / Н. В. Измайлов // Жуковский В. А. Собрание сочинений в четырёх томах. - Т. 3. - М.-Л., 1959. - С. 531-537.

52. История русской музыки. В 10 т. Т. 8. 70-80-е годы XIX века. Ч. 2 / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашова, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. - М. : Музыка, 1994. - 534 с.

53. ".Как слово наше отзовется." : П.И. Чайковский в современном мире. - СПб. : изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2014. - 252 с.

54. Калошина, Г. Е. Французская оратория ХГХ-ХХ веков: от Берлиоза к Жоливе и Мессиану / Г. Е. Калошина // Проблемы музыкальной науки. - Уфа, 2009. - №2. - С. 147-153.

55. Кашкин, Н. Д. Избранные статьи о П. И. Чайковском / Н. Д. Кашкин. - М., 1954. - 236 с.

56. Кашкин, Н. Д. «Орлеанская дева» Чайковского на сцене Частной оперы / Н. Д. Кашкин // Кашкин, Н. Д. Избранные статьи о Чайковском -М. : Музгиз, 1954. - С. 80-85.

57. Киреев, Д. З. Духовно-мировоззренческая функция речитатива в русской опере второй половины XIX века : дис. ... канд. иск-ия : 17.00.02 / Д. З. Киреев. - Нижний Новгород, 2011. - 215 с.

58. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков : Самосознание эпохи и музыкальная практика / Л. В. Кириллина. - М. : МГК, 1996. - 192 с.

59. Кириллина, Л. В. Орфизм и опера / Л. В. Кириллина // Музыкальная академия. - 1992. - №4. - С. 83-94.

60. Киселева, Л. «Орлеанская дева» Жуковского как национальная трагедия [Электронный ресурс] / Л. Киселева. - Режим доступа : www.utoronto.ca/tsq/18/kiseleva18.shtml.

61. Китаева, Е. О. «Мазепа» П. И. Чайковского : особенности воплощения трагического в сцене казни Кочубея / Е. О. Китаева // Музыковедение. - 2009. - №8. - С. 7-12.

62. Китаева, Е. О. Оперы П. И. Чайковского 1880-х годов : поэтика трагического : автореф. дис. ... канд. иск-ия : 17.00.02 / Е. О. Китаева. - М., 2010. - 26 с.

63. Клименко, И. А. Мои воспоминания о Петре Ильиче Чайковском / И. А. Клименко ; публикация П. Вайдман // Чайковский П. И. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман и Г. И. Белонович. - М., 1995. -Вып. 1. - С. 64-92.

64. Климовицкий, А. И. «Вагнерианство» позднего Чайковского: культурно-психологические аспекты / А. И. Климовицкий // Климовицкий, А. И. Пётр Ильич Чайковский. Культурные предчувствия. Культурная память. Культурные взаимодействия. - СПб. : Петрополис / РИИИ, 2015. - С. 191-210.

65. Климовицкий, А. И. Моцарт Чайковского: фрагменты сюжета [Текст] / А. И. Климовицкий // К 75-летию Е. А. Ручьевской. «Музыкальное приношение» : сборник статей. - СПб. : Канон, 1998. - С. 45-104.

66. Климовицкий, А. И. Пётр Ильич Чайковский. Культурные предчувствия. Культурная память. Культурные взаимодействия / А. И. Климовицкий. - СПб. : Петрополис / РИИИ, 2015. - 424 с.

67. Комарницкая, О. Драма, эпос, сказка, лирика в русской классической опере XIX века / О. Комарницкая // Русская опера XIX века : сб. трудов / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1991. - Вып. 122. - С. 5-27.

68. Корев, Ю. Опера «Иоланта» П.И. Чайковского : Пояснение / Ю. Корев. - М. : Гос. муз. изд-во, 1957. - 32 с.

69. Коробова, А. Г. Пастораль в музыке европейской традиции : к теории и истории жанра : исследование / А. Коробова. - Екатеринбург : УГК, 2007. - 656 с.

70. Коробова, А. Г. Пастораль и мистерия в «Пиковой даме» П. И. Чайковского / А. Г. Коробова // Музыковедение. - 2008. - № 2. - С. 20-26.

71. Коробова, А. Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность / А. Г. Коробова ; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. теории музыки. - М. : Моск. гос. консерватория, 2007. - 172 с.

72. Красинская, Л. Оперная мелодика П.И. Чайковского / Л. Кра-синская. - Л. : Музыка, 1986. - 248 с.

73. Кунин, И. Ф. Пётр Ильич Чайковский / И. Ф. Кунин. - М. : Молодая гвардия, 1958. - 367 с.

74. Куранова, Ю. Модус мистериальности в музыкальном представлении «Потоп» И. Стравинского - Р. Крафта / Ю. Куранова // Музыкальная академия. - 2016. - № 3. - С. 112-118.

75. Лапшин, И. И. О религиозном начале в русской светской музыке / И. И. Лапшин ; публикация и послесловие Л.Г. Барсовой // Жизнь религии в музыке : сборник статей. - СПб, 2010. - Вып. 4.

76. Ларош, Г. А. П. И. Чайковский как драматический композитор // Ларош, Г. А. Избранные статьи / Г. А. Ларош. - Л. : Музыка, 1975. - Вып. 2. - С. 195-277.

77. Ларше, Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский ; Пер. с фр. М.Ю. Насонова и У.С. Рахновской / Ж.-К. Ларше. - М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015. - 308 с.

78. Лауэнштайн, Д. Элевсинские мистерии / Д. Лауэнштайн ; Пер. с нем. Н. Федоровой - М. : Энигма, 1996. - 367 с.

79. Лебедева, О. Б. В. А. Жуковский - переводчик «Орлеанской девы» Ф. Шиллера (К проблеме русской романтической драмы) / О. Б. Лебедева // Проблемы метода и жанра. - Вып. 7. - Томск, 1982. - С. 24-37.

80. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр : история и современность / М. Н. Лобанова ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, Каф. теории музыки. - Москва : Сов. композитор, 1990. - 221 с.

81. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лот-ман. - М. : Искусство, 1970. - 384 с.

82. Луцкер, П. В. Моцарт и его время / П. В. Луцкер, И. П. Сусидко. - М. : Классика-XXI, 2008. - 623 с.

83. Макаров, Д. И. Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции вв. С приложением переводов текстов Никифора Влеммида и св. Каллиста I Константинопольского : монография / Д. И. Макаров. - СПб. : Издательство Олега Абышко, 2015. -416 с.

84. Макарова, А. Л. Жанна д'Арк в жизни П.И. Чайковского: к предыстории создания оперы «Орлеанская дева» / А. Л. Макарова // Музыкознание и музыкальное образование : современные тенденции : межвузовский сборник статей. - Вып. 2. - Челябинск : ЧГИМ, 2010. - С. 39-49.

85. Макарова, А. Л. «Иоланта» П. И. Чайковского : история сценических интерпретаций / А. Л. Макарова // Искусствознание: история, теория, практика. - Челябинск, 2015. - № 2 (12). - С. 42-51.

86. Макарова, А. Л. «Мистерия об Иоанне» : образ главной героини в либретто «Орлеанской девы» П.И. Чайковского / А. Л. Макарова // Проблемы музыкальной науки. - Уфа, 2010. - № 1. - С. 182-185.

87. Макарова, А. Л. Миф о Жанне д'Арк как культурный контекст оперы П.И. Чайковского «Орлеанская дева» / А. Л. Макарова // Известия Уральского Федерального Университета. - Серия 2. Гуманитарные науки. -Екатеринбург, 2014. - № 2 (127). - С. 187-199.

88. Макарова, А. Л. Философско-религиозная проблематика в эпистолярном наследии П. И. Чайковского / А. Л. Макарова // Жизнь религии в музыке : сборник статей. - Вып. 5. - СПб. : Северная звезда, 2012. - С. 4061.

89. Максим Исповедник. Творения / Максим Исповедник. - Кн. 1. -Аскетические и богословские трактаты ; Пер. с др.-греч., вступит. ст. и комм. А.И. Сидорова. - М. : Мартис, 1993. - 354 с.

90. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки : исследование / В. В. Медушевский. - М., 1993. - 268 с.

91. Мережковский, Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы [Электронный ресурс] / Д. С. Мережковский. - СПб., 1892. - Режим доступа: https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/download_book/175053/1 68925/&uuid=9f295a87-1772-102с-96£3 -^14b75ca4&art=175053&user=0.

92. Михайлов, А. В. Запаздывающая хроника «контекста» / А. Михайлов // Контекст : Литературно-критические исследования. - 1994-1995. -М., 1996. - с. 20-26.

93. Михайлов, М. К. Стиль в музыке / М. К. Михайлов. - Л. : Музыка, 1981. - 262 с.

94. Музыкальная энциклопедия. - Т. 4. - М. : Советская энциклопедия, 1978. - 976 с.

95. Музыкальная энциклопедия. - Т. 5. - М. : Советская энциклопедия, 1981. - 1056 с.

96. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1982. - 319 с.

97. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкин-ский. - Москва : Владос, 2003. - 248 с.

98. Нилова, Т. В. Типология сценических ситуаций в русской классической опере. Методика морфологического анализа : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Т. В. Нилова. - М, 1993. - 24 с.

99. Новосадский, Н. И. Элевсинские мистерии. Исследование в области древнегреческих мистических культов / Н. И. Новосадский. - СПб., 1887. - 183 с.

100. Новосёлова, Е. Ю. Голос Иоанны д'Арк: к проблеме музыкальной имагологии / Е. Ю. Новоселова // Музыка. Искусство, наука, практика.

- Казань, 2015. - № 3 (11). - С. 59-75.

101. Новосёлова, Е. Ю. Поэтика «больших опер» Э. Скриба -Дж. Мейербера : автореф. дис. ... канд. иск-ия : 17.00.02 / Е. Ю. Новоселова.

- М., 2007. - 28 с.

102. Новосёлова, Е. Ю. Шиллеровский «образ» Иоанны д'Арк на оперной сцене XIX века / Е. Ю. Новоселова // Музыка. Искусство, наука, практика. - Казань, 2015. - № 4 (12). С. 51-63.

103. Носина, В. Б. Символика музыки И. С. Баха / В. Б. Носина. -Тамбов, 1993. - 104 с.

104. Оболенский, С. С. Жанна - Божья дева / С. С. Оболенский. -СПб. : Русская культура, 2013. - 496 с.

105. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности : Культ божества «Soma» в древней Индии в эпоху Вед / Д. Н. Овсянико-Куликовский. - Ч. 1. - Одесса : Тип. П.А. Зеленого, 1883. - 240 с.

106. Орлова, Е. М. «Иоланта» Чайковского. История создания. Философские и эстетические основы лирики ; подготовка к публ. Е. А. Ручьев-ской // П. И. Чайковский. Наследие. - Вып. 1. - СПБ, 2000. - С. 5-20.

107. Орлова, Е. М. Петр Ильич Чайковский / Е. М. Орлова. - М. : Музыка, 1980. - 271 с.

108. П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. - М., 1995. - Вып. 1. - 208 с.

109. П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. - М., 2003. - Вып. 2. - 464 с.

110. П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман, А. Г. Айнбиндер. - М., 2015. - Вып. 3. - 356 с.

111. П. И. Чайковский. Наследие / Ред. З. М. Гусейнова, ред.-сост. Е. В. Титова, В. В. Шахов. - СПб. : ИТФ СПбГК, 2000. - Вып. 1. - 216 с.

112. П. И. Чайковский. Наследие / Ред. З. М. Гусейнова. - СПб. : Министерство Культуры РФ; ИТФ СПбГК, 2000. - Вып. 2. - 198 с.

113. Павлунина, Л. Ф. Художники в театре Чайковского в последние десятилетия XX века («Снегурочка», «Иоланта», «Щелкунчик», «Незримый друг» / Л. Ф. Павлунина // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. - М., 2003. - Вып. 2. -С. 214-223.

114. Парин, А. В. Хождение в невидимый град: Парадигмы русской классической оперы / А. В. Парин. - М. : Аграф, 1999. - 464 с.

115. Перну, Р. Жанна д'Арк / Р. Перну, М.-В. Клэн - М. : Прогресс, 1992. - 560 с.

116. Петухова, С. А. Библиография жизни и творчества П. И. Чайковского : указатель литературы, вышедшей на русском языке за 140 лет (1866-2006) / Авт.-сост. С.А. Петухова. - М. : ГИИ, 2014. - 856 с.

117. Пичко, Н. С. Феномен мистериального в контексте культуры русского Серебряного века : дис. ... канд. культурологи : 24.00.01 / Н. С. Пичко. - СПб, 2005. - 202 с.

118. Плюханова, М. Б. «Кипение света»: Русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории / М. Б. Плюханова. - СПб. : Издательство «Пушкинский Дом», 2016. - 604 с.

119. Побережная, Г. И. «Масонский след» в творчестве Чайковского / Г. И. Побережная // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. - М., 2003. - Вып. 2. - С. 99-113.

120. Побережная, Г. И. Пётр Ильич Чайковский / Г. И. Побережная. -Киев, 1994. - 356 с.

121. Православная энциклопедия. - Т. V. - Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». - М., 2002. - 752 с.

122. Предоляк, А. А. Средневековая модель мистерии в музыкальном театре Германии XIX-XX веков: от Р. Вагнера к К. Штокхаузену : автореф. дис. ... канд. иск-ия : 17.00.02 / А. А. Преодоляк. - Ростов-на-Дону, 2007. -26 с.

123. Прибегина, Г. А. Пётр Ильич Чайковский. - Изд. 3. - М. : Музыка, 1986. - 197 с.

124. Приходовская, Е. Свет в опере П.И. Чайковского «Иоланта» (к вопросу режиссёрской концепции) / Е. Приходовская // Галеевские чтения : материалы международной научно-практической конференции «Прометей-2012». - 6-8.4. 2012. - Казань : Издательство Казанского государственного технического университета, 2012. - С. 163-167.

125. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2001. - 143 с.

126. Протопопов, В. Оперное творчество Чайковского / В. Протопопов, Н. Туманина. - М. : Издательство АН СССР, 1957. - 371 с.

127. Прохоров, С. Таинство и мистерия в поэтике литературы Серебряного века: к постановке вопроса [Электронный ресурс] / С. Прохоров // Традиции в контексте русской культуры : межвузовский сборник научных работ. - Вып. VIII. - Череповец, 2001. - С. 130-134. - Режим доступа: http://www.eroshenko-epoko.narod.ru/Materials/Prokhorov/Taiinstvo.htm.

128. Райцес, В. И. Жанна дАрк: факты, легенды, гипотезы / В. И. Райцес. - Л. : Наука, 1982. - 200 с.

129. Раку, М. Г. Идеологическая рецепция музыкальной классики в раннесоветской и сталинской культуре : дис.... докт. иск-ия : 17.00.02 / М. Г. Раку. - М., 2015. - 578 с.

130. Раку, М. Г. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа / М. Г. Раку // Музыкальная академия. - 1999. - № 2. - С. 9-22.

131. Рахманова, М. П. Огромное и ещё едва тронутое поле деятельности / М. П. Рахманова // Советская музыка. - 1990. - № 6. - С. 67-74.

132. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков. - М. : Музыка, 1980. - 454 с.

133. Розанова, Ю. А. История русской музыки : учебник для музыкальных ВУЗов / Ю. А. Розанова. - Т. 2. - Кн. 3. - М. : Музыка, 1981. - 310 с.

134. Русская опера XIX века : сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных / Отв. ред. Т. Масловская. - Вып. 22. - М., 1991. - 136 с.

135. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях её творцов. - Челябинск : Урал Л.Т.Д., 2001. - 508 с.

136. Ручьевская, Е. Слово и внесловесное содержание в творчестве Мусоргского // Музыкальная академия. - 1993. - № 1. - С. 200-203.

137. Рыцарева, М. Чайковский & Tschaikovsky. Как воспринимают Чайковского на Западе — в обзоре современной литературы / М. Рыцарева // Музыкальное обозрение. - 2015. - № 7-8 (387). - С. 17-18.

138. Сахаров, Софроний, архим. «Видеть Бога как Он есть». - Гл. 11 [Электронный ресурс] / Софроний Сахаров. - Режим доступа: http://predanie.ru/sofroniy-saharov-arhimandrit/book/75563-videt-boga-kak-on-est/#toc20

139. Свирелин, А. Толковые Евангелия воскресные и праздничные / А. Свирелин. - Киев : Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. - 423 с.

140. Семёнова, С. Г. Odium fati как духовная позиция в русской религиозной философии / С. Г. Семёнова // Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. - М. : Наука, 1994. -320 с.

141. Серебрякова, Л. А. В белом и чёрном: «Иоланта» и «Алеко» в Екатеринбургской опере» / Л. А. Серебрякова // Большой журнал Большого театра. - 2002. - № 1(5). - С. 50-52.

142. Серебрякова, Л. А. «Геометрия трагедии» в «Хованщине» М. П. Мусоргского [Электронный ресурс] / Л. А. Серебрякова // Искусство музыки: теория и история: электронное периодическое рецензируемое научное издание ГИИ. - 2015. - № 13. С. 26-45. - Режим доступа: http://imti.sias.ru/upload/iblock/fdc/imti_2015_13_26_45_serebryakova.pdf.

143. Серебрякова, Л. А. «Китеж» : откровение Откровения [Текст] / Л. А. Серебрякова // Музыкальная академия. - 1994. - № 2. - С. 90-106.

144. Серебрякова, Л. А. Мистериальный прообраз оперы П. И. Чайковского «Орлеанская дева» / Л. А. Серебрякова, А. Л. Макарова // Жизнь религии в музыке : сборник статей / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПб : Северная звезда, 2010. - Вып. 4. - 280 с.

145. Серебрякова, Л. А. Образы бытия в художественной картине мира Н. А. Римского-Корсакова / Л. А. Серебрякова // Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. - М. : Наука, 1991. - С. 227-258.

146. Серебрякова, Л. А. «Хованщина» : трагедия «роковой судьбы» / Л. А. Серебрякова // Музыка в системе культуры. - Вып. 3. -Теоретические и исторические проблемы музыкознания. - Екатеринбург, 2008. - С. 119141.

147. Серебрякова, Л. А. «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова : трагедия сквозь призму пасторали / Л. А. Серебрякова // Тридцать три этюда о музыке : Liber amicorum. - Екатеринбург : УГК, 2015. - 504 с.

148. Серёгина, Н. С. Мистериальность в опере А. Смелкова «Братья Карамазовы» / Н. С. Серёгина // Жизнь религии в музыке : сборник статей. -Вып. 4. - СПб., 2010. - С. 207-224.

149. Сизко, Г. С. Чайковский и православие. Наблюдения и заметки / Г. С. Сизко // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. - М., 2003. - Вып. 2. - С. 167-174.

150. Синьковская, Н. О гармонии П. И. Чайковского / Н. Синьковская. - М. : Музыка, 1983. - 78 с.

151. Скворцова, И. А. Загадочный свет «Иоланты» / И. А. Скворцова // П. И. Чайковский. «Иоланта». Буклет к премьере 14 июня 1997 года. - М. : Государственный академический Большой театр России, 1997. - С. 21-22.

152. Скворцова, И. А. «Иоланта на московской сцене» / И. А. Скворцова // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. - М., 2003. - Вып. 2. - С. 194-200.

153. Скворцова, И. А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX - XX веков / И. А. Скворцова. - М. : Композитор, 2009. -354 с.

154. Смагина, Е. В. Оперная поэтика М. И. Глинки в контексте национальных культурных традиций. Автореф. дис. .канд. иск-я : 17.00.02 / Е. В. Смагина. - Ростов-на-Дону, 2002. - 25 с.

155. Соколов, В. С. Письма П. И. Чайковского без купюр / В. С. Соколов // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман и Г. И. Белонович. - М., 1995. - Вып. 1. - С. 118-134.

156. Сосновцева, О. Б. Вариантное развитие и вариантная форма в творчестве П. И. Чайковского : автореф. дис. ... канд. иск-я : 17.00.02 / О. Б. Сосновцева. - М., 1997. - 16 с.

157. Спорыхина, О. И. Музыкальный интертекст П. И. Чайковского. -Воронеж : ВГПУ, 2005. - 277 с.

158. Тамбовская, Н. А. «Евгений Онегин» и «Орлеанская дева» как трагический «сверхцикл» в творчестве Чайковского» / Н. А. Тамбовская //

Келдышевский сборник : Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша 1997 / сост. С. Г. Зверева. - М., 1999. - С. 155-164.

159. Тамбовская, Н. А. Иллюзия простоты: некоторые интонационно-поэтические особенности оперы «Иоланта» / Н. А. Тамбовская // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. - М., 2003. - Вып. 2. - С. 126-138.

160. Тамбовская, Н. А. «Иоланта»: иллюзия простоты / Н. Тамбовская // Мариинский театр. - 2009. - № 3-4. - С. 10-11.

161. Тамбовская, Н. А. «Орлеанская дева»: к проблеме архетипа / Н. Тамбовская // Мариинский театр. - 2010. - № 1-2. - С. 8.

162. Тамбовская, Н. А. «Орлеанская дева»: от трагедии к мистерии / Н. Тамбовская // Мариинский театр. - 2009. - № 5-6. - С. 10.

163. Таушев, Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета [Электронный ресурс] / Аверкий Таушев. - Режим доступа : http: // kds.eparhia.ru/bibliot/ekzegetika/taycev/cetveroie/.

164. Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / ред.-сост. : П. Вайдман, Л. Корабельникова, В. Рубцова.

- М. : П. Юргенсон, 2006. - 1194 с.

165. Тиба, Д. Симфоническое творчество А. Шнитке. Опыт интертекстуального анализа / Д. Тиба. - М. : Композитор, 2004. - 160 с.

166. Тогоева, О. Формирование культа святой Жанны д'Арк и политическая культура Франции : дис. ... докт. ист. наук : 07.00.03 / Тогоева Ольга Игоревна. - М., 2013. - 976 с.

167. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Ветхого и Нового Завета. В 12 т. Т. 10. Евангелия от Марка, Луки, Иоанна / под ред. А. П. Лопухина. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб , 1998. - 512 с.

168. Туманина, Н. В. Великий мастер. 1878 - 1993 / Н. В. Туманина.

- М. : Наука, 1968. - 488 с.

169. Царёва, Е. М. Иоганнес Брамс : монография / Е. М. Царёва. - М. : Музыка, 1986. - 383 с.

170. Циплакова, Л. М. П. И. Чайковский «Орлеанская дева» : интерпретация истории и исполнительские традиции : автореф. дис. ... канд. иск-ия : 17.00.03 / Л. М. Циплакова. - Киев, 1996. - 26 с.

171. Цуккерман, В. А. Выразительные средства лирики Чайковского / В. А. Цуккерман. - М. : Музыка, 1971. - 245 с.

172. Чайковский и театр : статьи и материалы ; под ред. А.И. Шавер-дяна. - М.-Л. : Искусство, 1940. - 358 с.

173. Чайковский, М. И. Из семейных воспоминаний / М. И. Чайковский ; публикация П. Вайдман // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / сост. П. Е. Вайдман и Г. И. Белонович.- М., 1995. -Вып. 1. - С. 18-63.

174. Чайковский: новые документы и материалы : сборник статей. -Петербургский музыкальный архив. - Вып. 4. - СПб. : Композитор, 2003. -304 с.

175. Чайковский, П. И. Иоланта : лирическая опера в одном действии, сюжет заимствован из драмы Г. Герца / П. Чайковский ; текст М. Чайковского. - Партитура. - М. : Изд. П. Юргенсона, 1892. - 285 с.

176. Чайковский, П. И. Музыкально-критические статьи / П. И. Чайковский. - М. : Музгиз, 1953. - 437 с.

177. Чайковский, П. И. - Н. Ф. фон Мекк. Переписка, 1876-1890. - В 4 т. - Т. 1. 1876-1877 / сост., науч.-текстол. ред., коммент. П. Е. Вайдман. -Челябинск : MPI, 2007. - 704 с.

178. Чайковский, П. И. - Н. Ф. фон Мекк. Переписка, 1876-1890. - В 4 т. - Т. 2. 1878 / сост., науч.-текстол. ред., коммент. П. Е. Вайдман. - Челябинск : MPI, 2010. - 624 с.

179. Чайковский, П. И. - Н. Ф. фон Мекк. Переписка, 1876-1890. - В 4 т. - Т. 3. 1879-1881 / сост., науч.-текстол. ред., коммент. П. Е. Вайдман. -Челябинск : MPI, 2010. - 830 с.

180. Чайковский, П. И. Орлеанская дева : опера в 4 действиях (6 картин) / П. Чайковский ; текст по Шиллеру и Жуковскому (с сохранением

многих стихов последнего). - Оркестровая партитура. - М. : Изд. П. Юрген-сона, 1899. - 633 с.

181. Чайковский, П. И. Полное собрание сочинений. - Т. XVII : Литературные произведения и переписка / П. И. Чайковский ; Ред.-сост. К. Давыдова, Г. Лабутина. - Москва : Музыка, 1981 . - 358 с.

182. Черкашина, М. Историческая опера как метажанр / М. Черка-шина // Музыкальная академия. - 1997. - №1. - С. 70-74.

183. Чешихин, В. Жуковский, как переводчик Шиллера: критический этюд / В. Чешихин. - Рига, 1895. - 172 с.

184. Чешихин, В. История русской оперы / В. Чешихин. - СПб., 1905. - 640 с.

185. Чёрная, Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр / Е. Чёрная. - М., 1963. - 432 с.

186. Чигарёва, Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени : Художественная индивидуальность. Семантика / Е. И. Чигарёва. - 2-е изд. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 279 с.

187. Шаймухаметова, Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы / Л. Н. Шаймухаметова. - М., 1999. - 317 с.

188. Шаманская, Л. П. В. А. Жуковский и Ф. Шиллер : Поэтический перевод в контексте русской литературы : дис. . канд. филол. наук : 10.01.01, 10.01.03 / Л. П. Шаманская. - М., 2001. - 185 с.

189. Шевченко, Е. С. Символистская теория драмы и театральные концепции начала ХХ века: от мистерии - к балагану / Е. С. Шевченко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - № 6-2. - Т. 10. - С. 333-340.

190. Шлейермахер, Ф. Герменевтика ; пер. с нем. А. Л. Вольского / Ф. Шлейермахер. - СПб. : Европейский дом, 2004. - 242 с.

191. Штейнер, Р. Мистерии древности и христианство / Р. Штейнер. - СПб. : Интербук, 1990. - 123 с.

192. Щербакова, Т. «Жизнь за царя» - черты священнодействия / Т. Щербакова // Музыкальная академия. - 2000. - № 4. - С. 154-157.

193. Элиаде, М. Священное и мирское ; пер. с фр., предисл. и ком-мент. К. Гарбовского / М. Элиаде. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

194. Энгус, С. Тайные культы древних. Религии мистерий ; пер. Н. Живловой / С. Энгус. - М. : Центрполиграф, 2013. - 414 с.

195. Энциклопедический словарь. - Т. XXIII-А. - Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. - СПб : Типолитография И.А. Эфрона, 1898.

196. Эсоно, Е. Жанна д'Арк. Орлеанская дева / Е. Эсоно. - СПб. : Аврора ; Калининград : Янтарный сказ, 2005. - 62 с.

197. Яковлев, В. Избранные труды о музыке. / В. Яковлев. - Т.1. П. И. Чайковский. - М. : Музыка, 1964. - 506 с.

198. Ярустовский, Б. М. Драматургия русской оперной классики / Б. М. Ярустовский. - М., 1952. - 401 с.

Литература на иностранных языках.

199. Barbier, J. Jeanne d'Arc : Drame en 5 actes et en vers par l'Abbé Henri Darbelit / J. Barbier ; Musique de Ch. Gounod. - Paris, s.a. - 81 р.

200. Bartlett, R. Tchaikovsky and Wagner: A Reassessment / R. Bartlett // Tchaikovsky and his contemporaries : A Centennial Symposium ; Ed. A. Mihai-lovic. - Westport, Connecticut ; London, 1999. - P. 95-116.

201. Beail, N. Tchaikovsky, His Dream, the Maid of Orleans, and His Creative Impulse / N. Beail // The Musical Times. - Feb., 1991. - Vol. 132. - № 1776. - P. 62-63.

202. Bilodeau, L. Iolanta et la lumière de la vérité / L. Bilodeau // Avant -Scène Opera. - Tchaikovski. Iolanta + ballet Casse-Noisette; Rachmaninov. Ale-ko. - Paris, 2016. - № 290. - P. 56-61.

203. Bonomi, E. Cajkovskij and Grand opéra. Considering the Dramaturgy of The Opricnik and The Maid of Orléans / E. Bonomi // Tschaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen. - 2012. - Heft 19. - S. 23-44.

204. Braun, L. La Terre promise. Frankreich im Leben und Schaffen Cajkovskijs / L. Braun. - Cajkovskij Studien. - Band 15. - Mainz : Schott, 2014.

- 520 S.

205. Braun, L. Studien zur russischen Oper im späten 19. Jahrhundert / L. Braun. - Cajkovskij-Studien. - Band 4. - Mainz, 1999. - 419 S.

206. Brown, D. Tchaikovsky : a biographical and critical study. The Years of fame (1878-1893) / D. Brown. - Vol. 3. - The years of wandering (1878-1885). - London : V. Gollancz LTD. - 1992. - 325 p.

207. Brown, D. Tchaikovsky : a biographical and critical study. The Years of fame (1878-1893) / D. Brown. - Vol. 4. The Final Years (1885-1893). -London : V. Gollancz LTD. - 1992. - 527 p.

208. Casini, C. Cajkovskij. La vita. Tutte le composizioni / C. Casini, M. Delogu. - Milano, 2005. - 527 p.

209. Charles Gounod: Gounod et ses rencontres [Электронный ресурс].

- Режим доступа : http://www.charles-gounod.com/gounod-et-ses-rencontres.html.

210. Cherkashina, M. Tchaikovsky - «The Maid of Orleans» : The problem of the genre and the specific treatment of the subject / M. Cherkashina // International Journal of Musicology. - 1994. - № 3. - P. 175-185.

211. Dister, E. The Musical World of Joan of Arc [Электронный ресурс] / E. Dister // The Common Reader. A journal of the Essay. - 6.12.2016. - Режим доступа : https://commonreader.wustl.edu/c/musical-world-joan-arc/.

212. Donizetti, G. Lucia di Lammermoor : Opera in Three Acts / G. Donizetti. - New York : G. Schirmer, 1898. - 240 p.

213. Feddersen, P. Tschaikowsky in Hamburg. Eine Dokumentation / P. Feddersen. - Cajkovskij-Studien. - Band 8. - Mainz etc., 2006. - 307 S.

214. Gallica bibliothèque numérique [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gallica.bnf.fr/?lang=EN

215. Garden, E. Tchaikovsky / E. Garden. - Master Musicians Series. -New York : Oxford University Press, 2000. - 178 p.

216. Grönke, K. Cajkovskijs Einakter Iolanta: Verwandlung durch Liebe / K. Grönke // Tschaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen. - 1998. - Heft 5. - S. 1725.

217. Huet, E. Jeanne d'Arc et la musique, essai de bibliographie musicale Orléans / E. Huet. - Orléans : Librairies Jeanne d'Arc ; M. Marron, 1909. - 229 p.

218. Kearney, L. Tchaikovsky androgyne: «The Maid of Orleans» / L. Kearney // Tchaikovsky and his world ; ed. by L. Kearney. - Princeton. New Jersey. 1998. - 369 p.

219. Le mistere du siege d' Orleans / Publié pour la première fois d'après le manuscrit unique conservé à la bibliothèque du Vatican par MM. F. Guessard et E. de Certain. - Paris, 1862. - 815 p.

220. Lischke, A. Introduction. Guide d'écoute / A. Lischke // Avant-Scène Opera. - Tchaikovski. Iolanta + ballet Casse-Noisette; Rachmaninov. Ale-ko. - Paris, 2016. - № 290. - P. 8-49.

221. Lischke, A. Piotr Ilyitch Tchaikovski / A. Lischke. - Paris : Fayard. 1993. - 1132 p.

222. Listserv archives [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://listserv.bccls.org/cgi-bin/wa?a2=opera-l;grtpmq;19980914091423-0400b.

223. Neef, S. Handbuch der russischen und sowjetischen Oper / S. Neef. -Kassel-Basel, 1989. - 760 S.

224. Newmarch, R. The Russian Opera / R. Newmarch. - London ; New York : H. Jenkins ; E. P. Dutton, 1914. - 403 p.

225. Quintern, D. Im spannungsfeld fon Mystik und Augenheilkunde -Zur Figur des Ibn-Yahya in Cajkovskijs Oper Iolanta / D. Quintern // Tschaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen. - 2013. - Heft 20. - S. 130-143.

226. Quintern, D. The Cosmos of Yolanthe: Knowing without Seeing / D. Quintern // Phenomenology of Space and Time. The Forces of the Cosmos and the Ontopoietic Genesis of Life : Book One ; Ed. A.-M. Tymieniecka. - Analecta Husserliana, CXVI. - Heidelberg. New York. Dordrecht. London, 2014. P. 135145.

227. Siepmann, J. Tchaikovsky : his life and music / J. Siepmann. - Na-perville, 1ll. : Sourcebooks MediaFusion, 2008. - 235 p.

228. Stein, R. H. Tschaikowskij / R. H. Stein. - Stuttgart : Deutsche Verlags-anstalt, 1927. - 508 c.

229. Taruskin R. Christian Themes in Russian Opera: A Millennial Essay / R. Taruskin // Cambridge Opera Journal. - Mar., 1990. - Vol. 2. - № 1. - p. 8391.

230. Taruskin, R. Defining Russia Musically. Historical and hermeneuti-cal Essays / R. Taruskin. - Princeton. N.J. : Princeton University Press, 1997. -561 p.

231. The Music of Tchaikovsky ; Ed. by G. Abraham. - New York : W. W. Norton, 1974. - 280 p.

232. Warrack, J. H. Tchaikovsky / J. H. Warrack. - London : H. Hamilton, 1973. - 287 p.

233. Wiley, R. J. Tchaikovsky / R. J. Wiley. - New York : Oxford University Press, 2009. - 546 p.

234. Zajaczkowski, H. An introduction to Tchaikovsky's operas / H. Zajaczkowski. - Westport. Conn. : Praeger, 2005. - 134 p.

235. Zajaczkowski, H. The Missing Piece of the Jigsaw Puzzle / H. Zajaczkowski // The Musical Times. - May 1990. - Vol. 131. - №. 1767. - P. 238-242.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.