муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни и арабо-германские отношения накануне и в годы Второй мировой войны тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Абу, Рабиа Камель

  • Абу, Рабиа Камель
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 158
Абу, Рабиа Камель. муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни и арабо-германские отношения накануне и в годы Второй мировой войны: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2012. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Абу, Рабиа Камель

Введение.

Глава I. Хадж Амин аль-Хусейни: начало пути и первые шаги во власти.

Глава II. Возврат к революции. 1936-1939 гг.

Глава III. Муфтий А. аль-Хусейни в годы Второй мировой войны и его основная деятельность в Германии в 1943-1945 гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни и арабо-германские отношения накануне и в годы Второй мировой войны»

Актуальность и научная значимость темы исследования. Для понимания геополитических процессов в период между двумя мировыми войнами и в годы Второй мировой войны необходимо учитывать весь комплекс международных отношений и понимать сложившуюся в мире в рассматриваемый период систему угроз и противовесов. Исследования в области политической истории Второй мировой войны продолжаются, и потому для мировой исторической науки по-прежнему актуальными являются данные о связях Третьего рейха со странами Востока, в том числе с лидерами арабского мира.

Особый аспект в изучении истории Второй мировой войны - роль ведущих политических личностей своего времени. Безусловно, одна из ключевых фигур в истории отношений Третьего рейха с арабским миром -это Великий муфтий Иерусалима Хадж Мухаммад Амин аль-Хусейни (1895- . 1974).

Роль этой яркой политической личности в новейшей истории арабского мира и, в частности, в истории связей арабов с нацистской Германией до сих пор не изучена в полной мере. По-прежнему не совсем ясными остаются многие факты биографии муфтия Иерусалима. Не получили пока достаточного исторического объяснения многие особенности его политики в военные годы.

Разработка политической биографии М.Амина аль-Хусейни, его действительной и мифологизированной роли в системе политических отношений лидеров национально-патриотических сил арабского Востока и руководства держав «Оси» - по-прежнему чрезвычайно актуальная научная проблема, требующая сегодня детального рассмотрения с привлечением новых документов и материалов, в том числе современных исследований на арабском языке и иврите.

Цель и задачи исследования. Постепенное и странное на первый взгляд сближение муфтия с нацистским руководством именно в период ослабления Третьего рейха, безусловно, нуждается в глубоком разностороннем анализе и в аргументированном разъяснении. В этом и заключается основная цель данной работы.

Основные научные задачи исследования:

1) Восполнить сохраняющийся пока существенный пробел в научных данных об отношениях Третьего рейха с арабским миром.

2) Поэтапно и системно проследить развитие исторической личности муфтия Иерусалима М.А. аль-Хусейни в палестинском национальном движении в период от окончания Первой мировой войны до завершения Второй мировой войны.

3) Показать характер и эволюцию роли муфтия Иерусалима в развитии политических отношений между арабским миром и странами «Оси» накануне и в годы Второй мировой войны.

4) Рассмотреть истоки и эволюцию политической платформы арабских лидеров и их ставки на сотрудничество с державами «Оси» как фактора антиколониального движения за национальное освобождение и государственный суверенитет.

Научные предпосылки и новизна исследования. Источники по истории отношений Третьего рейха с арабским миром свидетельствуют о целенаправленном сближении муфтия с нацистским руководством. В историографии Второй мировой войны накопилось достаточное количество соответствующих документов и свидетельств, в связи с чем сложились необходимые предпосылки для комплексного научного исследования, посвященного связям муфтия Иерусалима и верхушки Третьего рейха. Научная новизна данной исторической работы состоит в том, что как сотрудничество А. Аль-Хусейни с руководством нацистской Германии, в целом, так и важнейший этап его, приходящийся на второй, завершающий этап войны, с 1943 по 1945 гг., до сих пор не были предметом систематического анализа и изучения с привлечением широкого круга документов и работ как арабских, так и израильских авторов.

В изучении связей Третьего рейха и арабского Востока остается пока существенный пробел. Недостаточно исследована личность муфтия А. аль-Хусейни и история союза возглавляемого им арабского движения с гитлеровской Германией, особенно - в период укрепления этих отношений вплоть до возвращения самого муфтия на Ближний Восток по окончании Второй мировой войны в 1945 г.

Именно в этот период ярче всего проявилась личность и политическая роль А. аль-Хусейни. До сих пор в исторической науке не предпринимались попытки составить и проанализировать историческую летопись этого периода. Не было также серьезных попыток объяснить сближение муфтия с Третьим рейхом в период ослабления гитлеровской Германии, как не было попыток и проследить влияние, которое оказало это сближение на личность самого муфтия. Не исследованным также остается и то, как виделось и оценивалось подобное сближение на арабском Востоке и в мире в целом.

Хронологические рамки работы охватывают период становления А. аль-Хусейни как лидера освободительного движения арабов Палестины и арабского Востока в целом, начиная с подъема антиколониальных выступлений в регионе в 1920-е гг. и до окончания Второй мировой войны.

Особое внимание в диссертации уделено завершающему этапу войны и контактам А. аль-Хусейни с руководством стран «Оси» в 1943-1945 гг.

Предмет и объект исследования. Предмет настоящего исследования -роль муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни в истории Ближнего Востока в период от завершения Первой мировой войны до окончания Второй мировой войны, его значение в развитии связей арабского мира с державами «Оси», а также причины сближения муфтия с руководством нацистской Германии на заключительном этапе войны. Объект исследования - комплекс исторических фактов и свидетельств, связанных с деятельностью муфтия М.А. аль-Хусейни в предвоенные годы и в период Второй мировой войны.

В Палестине эпохи британского мандата Хадж Амин аль-Хусейни выступал как одна из наиболее значимых политических фигур, вождей национального движения палестинского народа. Многие годы муфтий Иерусалима стоял во главе этого движения, активно борясь против усиления позиций сионистского ишува (еврейское население Палестины в период до создания государства Израиль) и британского мандата.

Хадж Амин аль-Хусейни долгое время находился в оппозиции мандатному режиму и был даже заочно приговорен английским судом в 15 годам тюрьмы за организацию беспорядков в Иерусалиме в апреле 1920 г. Правда, в августе того же года он был помилован британской администрацией, а уже в мае 1921 г. британский верховный комиссар Палестины Герберт Сэмюэл назначил его муфтием Иерусалима. После того, как Амин аль-Хусейни занял эту высокую должность, он стал стремительно набирать политический вес, объединив вокруг себя значительные силы. Будучи муфтием, М.А. аль-Хусейни стал не только видным религиозным авторитетом, но и крупным политиком общеарабского и даже общемусульманского масштаба.

Еще одна важная должность и функция муфтия Иерусалима в рассматриваемый период - президент Исламского конгресса, учрежденного им самим в конце 1931 г. Многочисленные поездки А. аль-Хусейни по странам арабо-мусульманского мира завоевали ему славу и большой международный авторитет. В годы Второй мировой войны он уже считался политическим деятелем первого порядка на всем арабо-мусульманском пространстве, влиятельным соратником и сподвижником многих лидеров и монархов арабского мира.

Одна из наиболее серьезных проблем, с которыми столкнулось палестинское национальное движение в рассматриваемый период - не прекращавшаяся межклановая борьба в Палестине и в первую очередь - в самом Иерусалиме. В эпицентре этой борьбы находились два семейства. Одно из них - семейство самого муфтия - аль-Хусейни. Ему, в свою очередь, противостояло семейство ан-Нашашиби. Противостояние двух этих влиятельных местных кланов не только подрывало единство палестинского движения, но и вызывало серьезный раскол внутри палестинского общества в целом. Лишь благодаря незаурядной харизматической личности и сильному, гибкому руководству муфтия А. аль-Хусейни, у палестинцев появилась, в конце концов, единая национальная платформа.

Когда в начале Второй мировой войны муфтий Иерусалима выехал в Ирак, оттуда - в Рим, а затем - в Берлин, имя его неизменно оставалось в центре политических событий и новостей региона. Он был основным связующим звеном между палестинским движением и нацистской Германией, именно ему принадлежала и центральная роль в развитии связей между двумя этими силами.

Еще с эпохи заката Османской империи Германия традиционно пользовалась поддержкой палестинцев, как, впрочем, политических кругов арабского Востока в целом, вожди которого рассчитывали с помощью

Германии обрести национальную независимость. С началом Второй мировой 7 войны в 1939 г. вновь со всей очевидностью наметилась перспектива того, что Ближний Восток будет оккупирован силами «Оси». К 1943 г. ход войны существенно изменился в пользу антигитлеровской коалиции, и такая перспектива исчезла, унеся с собой и надежды арабов на завоевание независимости с помощью держав «Оси».

Муфтий Иерусалима А. аль-Хусейни рассчитывал достичь с помощью стран «Оси» двух главных стратегических целей:

1) Добиться независимости арабских стран, и в первую очередь -Ирака, Сирии, Иордании и Палестины.

2) Создать арабский легион, который сражался бы вместе с державами Оси, а в будущем стал бы армией арабских национальных движений.

Этим надеждам муфтия не суждено, однако, было осуществиться.

С 1943 г., когда Третий рейх стал стремительно приближаться к своему закату, арабские лидеры, сотрудничавшие с немцами, преследуя свои политические интересы, начали от них быстро отдаляться. Когда же окончательно стало очевидно, что у гитлеровской Германии не осталось перспектив, и арабам уже не удастся достичь независимости с ее помощью, от нее начали отдаляться и ведущие арабские националистические силы.

Между тем, отношения муфтия А. аль-Хусейни с Германией, напротив, крепли. Пик их развития пришелся на 1943-1945 гг., когда муфтий Иерусалима сблизился с рейхсминистром внутренних дел и рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером. Муфтий не просто приблизился к руководству агонизирующего Третьего рейха и различным структурам германского министерства внутренних дел, но и активно помогал им в качестве советника и единомышленника.

Характеристика источников диссертации. Существенной особенностью работы является то, что к изучению темы впервые были широко привлечены арабские источники. До сих исследования в данной 8 области опирались, главным образом, на документы внешнеполитических ведомств западных стран, свидетельства германских дипломатов и чиновников Третьего рейха.

В диссертации использованы арабские источники, в том числе работы самого муфтия Иерусалима, его выступления в печати, которые до сих пор мало привлекались исследователями. Таким образом, анализ отношений гитлеровской Германии с арабским миром в рассматриваемый период существенно дополняется взглядом арабских авторов, и следовательно, восстанавливается соответствующий баланс концептуальных и методических подходов.

В числе основных арабских источников диссертации следует отметить:

1. Документы на арабском языке из личного архива муфтия Иерусалима. Этот архив - собрание документов, которые хранил муфтий, и которые были захвачены американскими офицерами в последнем убежище Амина аль-Хусейни на западе Австрии. Документы были засекречены вплоть до 1985 г. Большая часть их находится сегодня в Тель-Авиве. Ряд документов хранится также в архиве музея Катастрофы «Йад ва-шем» в Иерусалиме. Большая же часть документов написана рукой самого муфтия, и, к сожалению, и сегодня далеко не каждый исследователь может к ним обратиться.

2. Воспоминания муфтия А. аль-Хусейни, опубликованные в серии статей в египетской газете «Ахбар аль-йаум» в период с 1957 по 1958 гг., а также в еженедельнике «Ахар Саа» в период с 1972 по 1973 гг. В этих статьях, принадлежащих перу самого муфтия, автор явно преследовал цель разъяснить и оправдать свой жизненный опыт, никоим образом не отказываясь при этом от своего прошлого.

3. Серия статей египетского публициста и исследователя Камаля ад

Дина Джалала в еженедельнике «Ахар Саа» в 1972 г. Этот автор жил в

Германии с 1930-х гг. и во время Второй мировой войны работал 9 корреспондентом газет «Аль-Ахрам» и «Аль-Балаг», будучи приближен к самому муфтию А. аль-Хусейни до 1943 г., когда между ними произошел конфликт.

4. Источниками диссертации послужили также некоторые книги мемуаров, в первую очередь - работа личного секретаря муфтия Османа Камаля Хаддада. Эта книга очень важна, так как O.K. Хаддад находился в тесном общении с муфтием. Еще одна книга воспоминаний - «Тысяча дней с Хадж Амином» Зухайра Мардини. По сути, эта книга - набор цитат и высказываний, записанных со слов муфтия, элементов научного анализа в ней практически нет.

Среди европейских источников и исследований следует в первую очередь назвать германские. Прежде всего, это совместный труд немецких генералов «German exploitation of Arab nationalist movements in World War II» («Использование Германией арабских националистических движений в годы Второй мировой войны»). Данная работа принадлежит перу сразу трех генералов, игравших в военном руководстве Германии ключевую роль в вопросах, связанных с арабским миром. Именно эти генералы должны были написать отчет о деталях своей деятельности по требованию американцев.

Первый генерал - Финц Хадлер (Hadler) возглавлял штаб сухопутных сил Третьего рейха до августа 1942 г. Генерал Вальтер Варлимонт (Walter Warlimont) был его помощником, ответственным за организацию дальних сухопутных операций. Наконец, генерал Гельмут Фельми (Helmuth Felmy) в 1941 г. был назначен высшим командованием Вермахта ответственным за арабское направление в преддверие планировавшейся военной операции на Ближнем Востоке.

Отчет, который подготовили эти генералы, - важнейший источник, помогающий изучить германский аспект историографии проблемы. Данный отчет содержит подробное изложение хода событий и в целом отличается критическим подходом к ним.

Другой важный германский источник для диссертации - журнал «Die Nacht», внутренний орган ветеранов германской разведки «Абвер», который редактировал майор Франц Зойберт (Seubert). В февральском выпуске этого журнала за 1968 г. была опубликована большая статья, посвященная сотрудничеству муфтия Иерусалима с «Абвером». Ф. Зойберт, в частности, курировал работу агентурной сети муфтия, действовавшей на стороне стран «Оси». Несомненно, данная статья - важный и весьма надежный источник информации о деятельности муфтия.

Степень изученности и общий обзор литературы. Личность муфтия Иерусалима и его отношения с гитлеровской Германией уже не раз анализировались в ряде научных публикаций, например, в работах Д. Исраэли «Германский рейх и Палестина», Л. Гиршовица «Третий рейх и арабский восток» и др.

Так, Д. Исраэли посвятил свое исследование отношениям муфтия А. аль-Хусейни и руководства нацистской Германии со времени прихода к власти Адольфа Гитлера до 1944 г. К сожалению, автор практически не уделил внимания итогам Первой мировой войны и событиям 1945 г. Отсутствуют в данной работе и попытки объяснить особенно тесные связи муфтия с гитлеровской Германией в период ее ослабления и краха. Книга написана на основе западных источников. Арабские источники автор никак не использовал, если не считать некоторых переведенных на западные языки работ и дневника самого муфтия.

В свою очередь в упомянутой работе Л. Гиршовича основное внимание было уделено германской точке зрения на палестинскую проблему в период до начала Второй мировой войны и антибританского восстания в Ираке. Автор тщательно анализирует и связи муфтия с гитлеровской Германией.

В числе особо важных для темы диссертации работ европейских авторов следует упомянуть книги Р. Малька «Ось и арабский Ближний Восток 19301945»; П. Никосия «Третий рейх и палестинский вопрос».

Диссертантом было также привлечено большое количество публикаций по теме диссертации, вышедших в периодических изданиях Израиля, арабских стран и Европы. (См., нп., статьи Д. Карпи 1982 г. и др.).

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав основного раздела и Заключения. Первая глава посвящена развитию личности муфтия А. аль-Хусейни от начала его жизненного пути до 1936 г. Вторая - деятельности А. аль-Хусейни в период с 1936 г. до его переезда в Багдад. В третьей главе исследуются связи муфтия с Германией с 1939 по 1945 гг., в особенности - их сближение в период военно-политического ослабления нацистского режима с 1943 по 1945 гг.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Абу, Рабиа Камель

Заключение

Германо-арабские связи накануне и в годы Второй мировой войны - по сути, продолжение многолетнего опыта геополитического сближения между лидерами кайзеровской Германии и арабского Востока, представлявшего для обеих сторон немалый взаимный интерес: подобное стратегическое взаимодействие призвано было укрепить позиции Рейха на Ближнем Востоке, традиционно осваивавшемся ведущими колониальными державами Европы - Англией и Францией. Именно последнее обстоятельство заставляло в свою очередь патриотические силы арабских стран искать поддержки в Берлине с целью завоевания национальной независимости и политического суверенитета.

Поражение и крах кайзеровской Германии и Османской империи вследствие первой мировой войны на какое-то время лишили арабских националистов как опоры в Берлине, так и надежд на восстановление •»>. халифата и султаната Османов. Между тем, рост активности милитаристской Испании, фашистской Италии и, наконец, нацистской Германии на рубеже 1920-1930-х гг. вновь породил в широких патриотических кругах арабского Востока надежды на возможность избавления от колониального господства держав одряхлевшей Антанты.

В арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки в период между двумя мировыми войнами получают широкое распространение правонационалистические политические партии и группировки, ничуть не скрывавшие своих симпатий в отношении новой политики и нового порядка, предложенного правителями и идеологами Рима и Берлина - центрального звена формировавшейся «Оси», прямо поставившей целью установление контроля над стратегическими коммуникациями и перекрестками, сырьевыми и людскими ресурсами арабского мира.

Палестина, как важнейший духовный и политический центр арабского Востока, не была в этом смысле исключением. Установление здесь Великобританией по завершении Первой мировой войны колониального подмандатного режима, развертывание широкой сионистской колонизации, достигшей накануне Второй мировой войны своего апогея в результате массового исхода евреев из Европы, стоявшей на пороге нацистской оккупации и холокоста, не могло не вызвать резкой оппозиции со стороны национально-патриотических сил арабов. Не случайно, канун Второй мировой войны был отмечен в Палестине знаменитым «Великим арабским восстанием» 1936-1939 гг., ставшим как для администрации мандата, для правительства в Лондоне, так и для вождей и идеологов сионистского проекта серьезным сигналом и предупреждением.

Признанный лидер освободительного движения палестинских арабов Великий муфтий Иерусалима М.А. аль-Хусейни (1895-1974), выступавший накануне Второй мировой войны как лидер не только национального, но и общерегионального масштаба, занимает в этих условиях традиционную позицию, направленную на стратегическое сближение с державами «Оси» во имя достижения независимости своего многострадального народа.

События начального этапа Второй мировой войны вынудили М.А. аль-Хусейни покинуть свою родину и включиться в освободительное движение народов Ближнего Востока. На фоне наметившегося в ходе войны стратегического перелома уверенный в правильности избранного курса муфтий Иерусалима перебирается в столицу фашистской Италии Рим, а затем, на завершающем этапе войны - в Берлин, где до конца продолжает выступать за тесное сотрудничество «Оси» с национальным движением арабов.

Последний, критический этап Второй мировой войны, развернувшийся после сокрушительных ударов войск антигитлеровской коалиции - победы

Красной Армии на Волге и успешных операций англо-американских

141 союзников на севере Африки - заставили руководство «Оси» принципиально пересмотреть свои стратегические планы и тактические шаги на Средиземноморском и Ближневосточном театрах военных действий.

Надвигавшееся поражение внесло соответствующие коррективы и в политику «Оси» на арабском Востоке. В новых условиях фигура лидера арабского национализма М.А. аль-Хусейни приобретает новое значение, несмотря на его неизменную приверженность идее национального освобождения арабов при теперь опоре на существенно поколебленный авторитет и военный потенциал Берлина и Рима.

И сам Гитлер, и «Третий рейх», в целом, все больше погружались в бесконечные и безвыходные внутренние конфликты как в военно-политическом, так и в идеологическом отношениях.

Так, когда муфтий в 1942 г. впервые посетил Германию, он произвел впечатление на самого Гитлера, который весьма лестно отзывался о нем, не жалея комплиментов: "Муфтий обладает поистине сверхъестественным интеллектом и мудростью. Он более реалист, чем мечтатель., он производит на собеседника неизгладимое впечатление, несмотря на свою достаточно напыщенную, высокопарную манеру общения. Он, пожалуй, в большей степени ариец, чем его предки. Возможно даже, он принадлежит к некоему аристократическому римскому семейству. Подобно лисе он хитрил, обращаясь к переводчику, чтобы выиграть время. Иногда, сохраняя бдительность, он даже просил написать ему переведенную фразу, и затем сам внимательнейшим образом проверял каждое слово.".1

Развитие событий на фронтах мировой войны заставило Германию кардинально изменить свою позицию в отношении арабов и мусульманского

Востока, в целом. Это стало особенно заметно, после того как многие из арабов и мусульман были мобилизованы для участия в военных действиях на стороне Германии.

Без реакции остались к тому же многочисленные обращения муфтия М. Амина аль-Хусейни и иракского националиста Рашида Али аль-Гайлани с просьбой отказаться либо же найти замену дискредитировавшему себя термину "антисемитизм", который принес немало вреда самим арабам. Тем не менее, муфтий до конца сохранял беспримерную лояльность в отношении Германии.

Египетский исследователь доктор Камаль Джалаль отмечал, что, по-видимому, не без его влияния нацистское руководство приняло решение о формировании специальной комиссии для изучения путей сближения и сотрудничества между мусульманами и немцами. После встречи муфтия с Розенбергом, последний сообщил К. Джалалю о создании этой важной комиссии, которая якобы начала уже свою деятельность.

Когда египетский публицист и исследователь К. Джалаль, живший в годы Второй мировой войны в Германии, в очередной раз встретился с муфтием, то заявил ему, что Розенберг - "отец расизма". На это муфтий ответил, что немцы меняют свое отношение к исламу и что сам он не верит никаким сплетням о нацистах.1

Доктор К. Джалаль рассказывал: «Странно, что по мере того, как учащались поражения немцев, а Германия приближалась к своему концу, муфтий все более тесно сотрудничал с ней, и, возможно, он был прав, так как судьба Палестины и его судьба были прямо связаны для него с Германией. Муфтий хранил преданность, а Розенберг и Гиммлер при этом оставались изощренными лжецами и хитрецами».2

1 «Ахар Саа». 30.7.1972

2 Там же.

Что касается муфтия, то он отрицал все обвинения в его адрес, и говорил о своих связях с Германией и их истинных целях следующее: «Интересы моего народа подтолкнули меня выбрать Германию. У интереса отдельной личности не может быть значительной выгоды, но (в данном случае) речь идет о будущем моей общины!. Если бы англичане победили, это означало бы, что мы потеряем Палестину. и наш народ не сможет защищать себя сам, поэтому мы искали союзника, который был бы сильнее нас, нго мы не нашли никого другого, кроме государств «Оси».1

Муфтий не уставал хвалить Германию, утверждая, что она никогда не оккупировала арабское государство, и у нее не было никаких колонизаторских устремлений в арабском мире.

В своем письме к Ф. Гробе муфтий писал: «Основной причиной нашего сотрудничества с Вами была Палестинская проблема и враждебное отношение к евреям».2 И это продолжалось, несмотря на все ухудшающиеся отношения его с министерством иностранных дел Германии, которое постоянно сопротивлялось всем его устремлениям.

Именно по этой причине завершился и период сотрудничества с Гробе. Его А. аль-Хусейни называл: «дурной человек в министерстве иностранных дел Германии», Затем также закончились отношения с доктором Мельрексом, которого муфтий называл «второй Гробе», и с прочими представителями берлинского министерства иностранных дел, которые, по его словам, лишь разрушали и всячески вредили политике Рейха.

Несмотря на это, энтузиазм муфтия относительно сотрудничества с Германией не ослабевал, чему было несколько причин. Безусловно, прежде всего, отношения муфтия с Германией базировались на его бесконечной вере,

1 Мардини. Указ соч. С.1069.

Архив «Хагана», Дневники муфтия, часть №32. которая удерживала его от разрыва с нацистской Германией вплоть до ее последнего дня.

Тем не менее, идеология муфтия увела его в заблуждение, несмотря на то, что он действовал исходя из собственных убеждений, во имя достижения своих политических целей, всячески укрепляя и расширяя отношения с Германией, даже несмотря на очевидную близость ее поражения. Даже сам Гиммлер считал, особенно после роковой для Германии зимы 1942-1943 г., что невозможно даже с помощью самого чудесного оружия добиться победы.

Несмотря на все это, А. аль-Хусейни так и не отдалился от Германии, причинами чего, вероятно, были:

1. Продолжавшаяся война против сионистской колонизации. Муфтий искренне полагал, что Германия - единственная держава, которая в состоянии оказать арабам помощь в этом вопросе.

А. аль-Хусейни активно выступал против планов и политики сионистов, открыто отдавая предпочтение Германии и считая, что известная декларация Бальфура (1917) и растущая иммиграция в Палестину делали очевидным тот факт, что именно Великобритания объективно способствует в создании сионистского государства, и что она никогда не пойдет на уступки арабам, поскольку избрала евреев в качестве своих стратегических союзников, с которыми она была тесно связана упомянутой декларацией Бальфура.

Муфтий полагал, что он будет сотрудничать с Германией и выступать ее верным союзником во имя осуществления исторических целей арабов и их надежд на завоевание независимости. Поэтому он поддерживал Германию до последних моментов ее существования. Вопреки всему, А. аль-Хусейни отверг попытку Нури Сайда, премьер-министра Ирака,1 предпринятую им,

1 Премьер-министр Ирака Нури ал-Саид покинул кабинет 31.03.1941. В результате военного переворота 1 апреля 1941 г. правительство национальной обороны в Багдаде возглавил Рашид Али аль-Гайлани, тесно сотрудничавший с Германией. когда муфтий находился в Ираке в 1941 г., сблизить его с Британией. А. аль-Хусейни отказался встретиться с Ньюкемпом, британским представителем, прибывшим в Ирак, чтобы договориться с ним. Это лишний раз свидетельствует о том, что уже тогда главными мотивами поведения муфтия были вера и идеология.

2. Вторым реалистичным объяснением дружбы муфтия с Германией была его абсолютная вера в то, что рейх победит, а также его убеждение и даже, как он утверждал, знание о том, что немцы близки к производству качественно нового оружия, которое кардинально изменит соотношение сил, противостоявших в мировой войне.

Доктор К. Джалаль утверждал, что люди СС специально передавали муфтию данные об этом тайном оружии, которое, якобы, обеспечит поразительные результаты на поле военных действий. Целью передачи этих данных было, стремление во что бы то ни стало удержать муфтия, как признанного лидера мусульман, на своей стороне.

Германия, вероятно, действительно готовилась производить испытания ядерного оружия. Когда русские войска приблизились к востоку Германии, соответствующие секретные объекты были переведены на побережье Балтийского моря. Однако, союзные войска направили туда свою авиацию, которая уничтожила эти предприятия. Кроме того, в этот период были захвачены несколько немецких ученых.1

Доктор К. Джалаль утверждал, что лично читал в официальном органе нацистской партии в начале 1945 г. еженедельную обзорную статью Й. Геббельса, где тот утверждал, что он лично видел «испытание нового оружия, обладающего ужасающей поражающей мощью.». 2

1 «Ахар Саа», 6.9.1972

2 Там же.

Муфтий не знал всей правды об этом оружии, но он верил представителям СС, и, как утверждал доктор К. Джалаль, враждебно относился к каждому, кто осмеливался утверждать, что поражение Германии неминуемо. Он даже не давал таким людям шанса высказаться по этому вопросу. Согласно утверждению К. Джалаля, муфтий даже намеревался впоследствии укрыться где-нибудь в горах на востоке, когда услышал от Гиммлера о намерении нацистского руководства покинуть Берлин, когда советские войска уже находились на подступах к столице рейха. Муфтий даже говорил о намерении отправиться за Урал, чтобы организовать там сопротивление и в конце концов стать свидетелем победы немцев, которые, по его мнению, прилагали все усилия, чтобы получить, наконец, свое волшебное «сверхоружие».

Все это выглядело вполне реалистично, поскольку известно, что сам А. аль-Хусейни так и не выезжал из Германии до последнего момента. Он оставался в Берлине, даже когда советская армия была очень близка к взятию. Муфтий искренне верил, что новое оружие произведет чудеса, и Германия победит. Именно в силу своей веры в победу, он так и не отдалился от немецких лидеров, желая оставаться рядом с ними, чтобы лучше знать о всех происходящих событиях. При этом его надежды строились, в основном, на информации от представителей СС.

3. Немцы продолжали обманывать муфтия, играя на его вере и идеологии, постоянно декларируя, что ислам близок к нацизму. Об этом, в частности, постоянно твердил Розенберг - один из самых экстремистских нацистских мыслителей и вождей, который враждебно относился к любой религии, и которому не случайно приписывают резкие антиисламские заявления. Розенберг рассказывал муфтию, что организовал совместную комиссию по исследованию исторической общности ислама и нацизма. Эта комиссия должна была принести важные научные результаты, которые подтвердят наличие общих черт у двух идеологических систем, что, по

147 мнению Розенберга, поразит окружающий мир. Одновременно эсэсовцы постоянно напоминали муфтию о имевшем якобы место высказывании Гитлера: "Если бы я не бы нацистом, я был бы мусульманином".1

Муфтий заблуждался, а нацисты, не принимавшие никакой религии, настойчиво утверждали ему, особенно, Гиммлер, что поражения немецкой армии - лишь временные помехи, которые смогут преодолеть на пути к победе.

Сам А. аль-Хусейни повторял, что немцы никогда не обманывали его: «Гитлер не обманывал меня. Не он привел меня в Германию, а я сам лично прибыл туда, так как у меня не было иного выхода, ибо империалисты и сионисты оккупировали мою Родину.» 2

4. Семейное положение муфтия как фактор его политической биографии. Муфтий принадлежал к одной из самых знатных семей Ближнего Востока, а не только Иерусалима. Он - сын арабской аристократической семьи, и принадлежал к обществу, в котором семья опирается на единого мужа, который считается ее «становым хребтом». Именно поэтому он, например, порвал с другими арабскими вождями, отойдя от Рашида 'Али аль-Гайлани и от аль-Каукаджи, отстаивая свое личное лидерство.

Во главе арабской семьи обычно стоит личность, чье возвышенное руководящее положение и влияние признает окружающее общество, которое наделяет его силой и властью. Не случайно, лидер такой семьи именуется шейхом (старейшиной) и мухтаром (избранным) и именно он отвечает за принятие всех решений и, в первую очередь, имеет право последнего решения.

Муфтий, который был главным авторитетом по религиозному праву в Иерусалиме и лидером влиятельнейшей семьи аль-Хусейни, смог

1 «Ахар Саа», 30.7.1972.

2 Там же, 22.7.1972. сконцентрировать в своих руках большое влияние и, безусловно, привык быть ответственным за свои решения.

Муфтий понимал, что Великобритания не даст ему подобной власти, и видел в Германии единственное государство, посредством которого он сможет сохранить свой авторитет. Поэтому в его общественно-политической деятельности присутствовал и значительный личный интерес, которым он неизменно руководствовался. По сути, если бы муфтий в свое время не бежал в Германию, то означало бы его конец, крушение как его политических, так и личных, семейных амбиций.

В связи с этим А. аль-Хусейни никогда не отделял свои личные интересы от общенациональных. Ареной его действий были Германия и Италия, где его признавали первым арабов и мусульман.

Именно это признание держав «Оси» определило выбор союзников А. аль-Хусейни и заставило его порвать с прежними единомышленниками и конкурентами. «Вы спрашиваете меня, почему именно государства «Оси», а не союзники (антигитлеровской коалиции)? Отвечу: именно интересы моей общины заставили меня сделать такой выбор.»

В Германии муфтий был осыпан похвалами. Его превозносили все, начиная с Гитлера, и до самого мелкого чиновника рейха. О нем говорили как о личности, которая не способна обманывать, которая самоотверженно сражается, ведя борьбу против Великобритании и сионизма. Все эти комплименты и всеобщее признание его сил и заслуг - именно то, чего так не хватало муфтию в течение долгих лет его политической карьеры.

А. аль-Хусейни желал остаться в истории выдающимся лидером. В 1943 г. в самый разгар Второй мировой войны, когда начали укрепляться его связи с Гиммлером и его окружением, они дали ему именно то, в чем он больше всего нуждался - признание его как единственного вождя освободительного движения арабов. В итоге, как национальные чаяния, так и личные амбиции до конца удерживали муфтия на стороне его фашистских союзников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Абу, Рабиа Камель, 2012 год

1. Джалал К.А. Макалат фи маджалат «Ахар Саа». (Статьи в журнале «Ахар Саа»). Каир. Б.д.

2. Аль-Дора М. Аль-харб аль-Иракийа аль-Британийа: 1941. (Иракско-британская война 1941 г.). Бейрут, 1969.

3. Аль-Иттисалат ас-сиррийа бейна зуама аль-араб уа Хитлар аснаа аль-харб аль-аламийа ас-санийа. (Тайные связи арабских лидеров и А.Гитлера в годы Второй мировой войны). // (Ахар Саа. Каир). Даты: 26.72.8-9.8-16.8-23.8-30.8-6.9-1972.

4. Аль-Мохафдия А. Аль-илакат аль-Фаластинийа аль-Алманийа. 1941-1945. (Палестинско-германские связи. 1941-1945 гг.). Б.д.

5. Аль-Хашими Т. Музаккарат. 1919-1943. (Воспоминания. 1919-1943 гг.). Бейрут. Б.д.

6. Аль-Хусейни М.А. Аль-мас'ала аль-Фаластинийа. (Палестинский вопрос). Дамаск, 1984. Т 4. С.138-142.

7. Аль-Хусейни М.А., Ар-Разек А. Аль-асрар аль-хафия ли харакат санат 1941 ат-тахририя. (Тайны освободительного движения в 1941 г.). Сайда, 1974.

8. Аль-Хусейни М.А. Воспоминания Муфтия (Иерусалима), опубликованные в еженедельнике «Ахар Саа» Каир. Даты: 13.9-20.9-27.94.10-18.10-25.10-8.11-22.11-29.11-13.12-27.12. 1972; 3.1- 24.1-31.1-7.2-14.221.3-11.4-18.4-25.4-1973.

9. Аль-Хусейни М.А. Воспоминания Муфтия, опубликованные в еженедельнике «Ахбар аль-йаум». Каир. Даты: 2.9-30.11-7.12-28.12-1957; 25.1.1958.

10. Аш-Шинауи Ф. Хакикат аль-алалака бин аль-муфти у хитлер. (Правда об отношениях между муфтием и А.Гитлером). Аль-Лива. Аль-Урдун. (Иордания). 9.12.1984.

11. Касмия Х.Ш. Лика'ат маа Амин Аль-Хусейни. (Встречи с Амином ал-Хусейни). Шуун Фаластиния. № 36, август 1974.

12. Мардини 3. Альф йаум маа аль-Хадж Амин. (Тысяча дней с Хадж Амином). Бейрут, 1980.

13. Хаддад У.К. Харакат Рашид аль-Гайлани. (Движение Рашида аль-Гайлани). Бейрут, 1974.

14. Шокет Н. Сурия фи зикрийат таманин амман. 1894-1974. (Сирия в воспоминаниях за 80 лет). Бейрут. Б.д.

15. Аль-Убейди Уни, Д. Сафахат мин хайат аль-Хадж Амин аль-Хусейни. (Страницы жизни Хадж Амина ал-Хусейни). Амман, 1985. *

16. Яхи И. Харакат Рашид Али аль-Гайлани. (Движение под руководством Рашида Али аль-Гайлани). Бейрут, 1974.

17. Источники и исследования на иврите:

18. Абутбуль М. ЕЬудей цфон Африка бе мильхемет Ьа-олам Ьа-шния. (Евреи Северной Африки во время Второй мировой войны). Иерусалим, 1986.

19. Ал-Гази И. Доах Корер тоцаот Ьа-питрон Ьа-софи. Ьа-зманим. (Отчёт Корера - результаты «окончательного решения»). 8. 1982.

20. Апьмог Ш. Синат Исраэль ле-доротеа. (История антисемитизма). Иерусалим, 1980.

21. Альтшулер М. Яхас Ьа-нацим аль я Ьадутам шель еЬудим Ьарариим ве шель эдот Ьа-мизрах. (Отношение нацистов к иудаизму горных евреев и евреев из восточных общин). Паамим, 27. 1986.

22. Апель М. Ирак ве Эрец Исраэль, 1939-1941. (Ирак и Израиль). Тель-Авив, 1980. Диссертация на соискание степени магистра.

23. Бауер И. ha-nioa Ьебетим Ьисториим. (Холокост - исторические аспекты). Сборник статей. Тель-Авив, 1982.

24. Бахран 3. Гизанут бе шерут Ьа-политика. (Расизм на службе политике). Иерусалим, 1970.

25. Бейн А. Синат ha-e Ьудим. (Антисемитизм). Тель-Авив, 1968.

26. Бен-Кадури К.И. Ьа-алия ha-билти хукит ми Германия ha-нацит де Эрец Исраэль. (Незаконная иммиграция из нацистской Германии в Палестину). Сборник статей о наследии, 7. 1978

27. Брошет М. Гитлер ве решит ha-питрон ha-софи. (Гитлер и начало «окончательного решения»). Сборник исследований Института Яд ва-Шем. 1979.

28. Гиршович JI. Ьа-Раих ha-шлиши ве Ьа-мизрах Ьа-арави. (Третий рейх и арабский восток). Тель-Авив, 1965.

29. Давидович Л. ha-мильхама негед ha-еЬудим, 1933-1945. (Война против евреев. 1933-1945). Тель-Авив, 1982.

30. Елинек И. ha-шмадат еЬудим сербим ве цоаним бе Кроатия ha-ацмаит. (Истребление сербских евреев и цыган в независимой Хорватии). Сборник статей о наследии, 26. 1978

31. Камфнер Р.В. Ьа-микцоа Ьашмада, дарко шель Эйхман. (Профессия истребления. Путь Эйхмана). Тель-Авив, 1966.

32. Карпи Д. ha-муфти шель Ерушалаим, Амин ал-Хусейни ве пеилуто ha-мединит бе ямей милхемет Ьа-олам ha-шния. (Муфтий Иерусалима Амин ал-Хусейни и его политическая деятельность во время Второй мировой войны). ha-Ционут, 9. 1984.

33. Карпи Д. Ьа-маса у матан аль Иааварат еладим еЬудим ми Кроатия ле Туркия ве ле Эрец Исраэль, 1943. (Переговоры о передаче еврейских детей из

34. Хорватии в Турцию и Палестину). Сборник исследований Института Яд ваШем. 1978.

35. Кнаан X. Ми hy Хадж Амин ал-Хусейни. (Кто такой Хадж Амин ал-Хусейни). Статьи из газеты ha-Арец. Даты: 1.3.-2.3-6.3.1970.

36. Кнаан X. ha-гаис Ьа-хамиши германим бе Эрец Исраэль, 1933-1939. (Пятый легион, немцы в Палестине). Сборник исследований Института Яд ва-Шем. 2, 1959.

37. Спектор Ш. Ьа-караим бе Эйропа шебешлитат Ьа-нацим бе реи мисмахим германиим. (Караимы в Европе под властью нацистов в свете немецких документов). Паамим, 29. 1986.

38. Маркое А. Мисрад ha-хуц Ьа-германи ве баайот Эрец Исраэль, 19331939. (Министерство иностранных дел Германии и проблемы Палестины). Сборник исследований Института Яд ва-Шем. 2, 1959. '

39. Папе А. Мишпахат Хусейни. (Семья Хусейни). Тель-Авив, 2002.

40. Роткирхен JI. ha-питрон ha-софи бе шлаво ha-axapoH. («Окончательное решение» на его последнем этапе). Сборник исследований Института Яд ва-Шем. 8, 1971.

41. Таль А. Аль хекер ha-inoa ве Ьа-дженосайд. (Исследование Холокоста и геноцида). Сборник исследований Института Яд ва-Шем, 13. 1980

42. Таль А. ЯЬадут ве ноцрут бе райх ha-шлиши. (Иудаизм и христианство в Третьем Рейхе). Иерусалим, 1970.

43. Цимерман М. ВильЬельм Map, Ьа-патриарх шель Ьа-антишемиют. (Вильгельм Маар патриарх антисемитизма). Иерусалим, 1982.

44. Шелах М. Хешбон Ьа-дамим Ьацалат еЬудей Кроатия аль ядей итальким. (Кровавый счёт - спасение евреев Хорватии итальянцами). Тель-Авив, 1986.

45. Шренцель И. Демократия ве диктатура бе Ьагутам шел интелектуалим бе мицраим, 1933-1944. (Демократия и диктатура в размышлении египетских интеллектуалов). Тель-Авив. Диссертация на соискание степени магистра.

46. Эйлат А. Хадж Амин Ал-Хусейни. Тель-Авив. 1968.

47. Эттингер Ш. Шореш Ьа-антишемиют бе зман Ьа-хадаш. (Корни антисемитизма в новое время). «Сборник Шоат еЬудей Эропа». Б.г.

48. Эш Ш. Теруф гизани. Ба сефер ha-зихронот. Июним бехекер ha-nioa. Барикат Волк. (Расистское помешательство. Книга воспоминаний). Иерусалим, 1973

49. Источники и исследования на английском языке:

50. Armstrong К. Jerusalem. One City. Three Faiths. N.Y. 2005.

51. Arsenian S. War time propaganda in the Middle East. // Middle East Journal (M. E. J.). Vol. 2. 1948.

52. Abend M. Hitler's racial theory and practice. Syracuse University. 1955. Ph. D. Thesis, microfilm.

53. Barbour N. Broadcasting to the Arab world. // M. E. J. Vol.1. 1951.

54. Baynes N.H. The speeches of Adolf Hitler. Apr. 22. London, 1942.

55. Beard Ch.A. "Mythus", the worship of race by Alfred Rosenbeg. // "Friends of Europe" publication. London, 1936.

56. Benedict R. Race science and politics. 2. New York, 1940.

57. Cecil R. The myth of the master race. Alfred Rosenberg and Nazi ideology. 1972.

58. Cleveland W.L. Islam against the West Shakib Arslan and the campaign for Islamic nationalism. Austin, 1985.

59. Cooper E. Forgotten Palestinian the Nazi mufti. // The American Zionist. March-April. 1981.

60. Dellin A. German rule in Russia 1941-1945. London, 1981.

61. De Loca A. Der gross Mufti in Berlin politics of collaboration. // International Journal of Middle Eastern Studies. Vol. 20, 1984.

62. Field G.G. Antisemitism and Welt Politik. In: Leo Baeck Institute Yearbook. London. Vol 18. 1973.

63. Field G.G. Evangelist of race: the Germanic vision of H.H. Chamberlain. New York, 1981.

64. Gilbert F. (Ed.). Hitler directs his war. New York, 1950.

65. Jbara T. Palestinian Leader Haj Amin Al-Husseini, Mufti of Jerusalem. New York, 1965.

66. Hitler A. Hitler table talk. 1944-1945. Ed. H. Trevor-Roper. London, 1973.

67. Hitler A. The Testament of Adolf Hitler. Feb.-Apr. 1945.

68. Hourani A. A History of the Arab Peoples. London, 2005.

69. Kimchi J. & D. The secret roads the Illegal migration of a people. London, 1954.

70. Khadduri M. Haj Amin Al-Husseini. // Arab contemporaries the role of personalities in politics. London, 1973.

71. Khadduri M. General Nurri's flirtation with the Axis power. // M.E.T. Vol. 16. 1962.

72. Kleinberg E. D. Mufti and Mikado. // Congress Weekly, 20.2.1942.

73. Longrigg S. H. Iraq 1900-50. London, 1973.

74. Lewis B. Semits and antisemits. New York,1985.

75. Macdonalds C.D. Radio Bari Italian wireless propaganda in the Middle East and British counter measures 1934-38. // M.E.T. May, 1977.

76. Maser W. Hitler's Mein Kampf: an Analysis. London, 1970.

77. Matar P. Amin Al-Husseini and Iraq's quest for independence, 19311941. // Arab Studies quarterly. Vol. 6, 1954.

78. Milka R.L. The Axis and the Arab Middle East 1930-1945. Ph. D. Thesis. Ann Arbor Micro, 1966.

79. Milka R.L. The Axis and the Arab Middle East 1930-1945. Ph. D. Thesis. Ann Arbor, 1985.

80. Milka R.L. Nazi Germany and the Palestine question. // Middle Eastern Studies. Oct., 1969.

81. Mosse G.L. The crisis of German ideology. New York, 1981.

82. Mosse G.G. Towards the final solution A history of European racism. 1978.

83. Nevo J. A1 Haj Amin and the British in World War 2. Vol. 20, 1984.

84. Nicosia F.R. The Third Reich and the Palestinian question. Texas, 1985.

85. Nicosia F.R. Arab nationalism and nationalist Germany 1933-39 -Ideological and strategic incompatibility. // M. E. J. Vol. 3, 1980.

86. Pois R. Alfred Rozenberg: selected writings. London, 1970.

87. Porath Y. The Emergence of the Palestinian-Arab National Movement. 1918-1929. L. 1974.

88. Rauschning H. Hitler speaks. London, 1939.

89. Reitlinger G. The final solution. London, 1970.

90. Rueff J. (Ed.) The Third Reich. London, 1955.

91. Shamir N. The Middle East in the Nazi conception. (In: Wallach, J.).

92. Schmidt H.D. The Nazi party in Palestine and the Levant. 1923-39.

93. Wallach J. (Ed.) Germany and the Middle East.D.C. // German ideas on Iraq. Fritz Grobbe, minister in Bagdad. // M.EJ. Vol. 2, 1958.

94. Периодические издания на английском языке:

95. American Zionist. 1981. Arab Studies quarterly. 1954. Congress Weekly. 1942. International affairs. 1952.1.ternational Journal of Middle Eastern Studies. 1984. The Middle East Journal. 1980-1982.

96. На арабском языке: «Ахар Саа». Каир. 1957,1972-1973. // >1 «Аль-Джамаа». 1931. // ^UaJi «Аль-Кармаль». Хайфа. 1921-1927 // J-jSli «Аш-Шарк аль-Аусат», Лондон // -^jVl

97. Архивные материалы Архив Министерства обороны Израиля. Архив Мемориала Яд ва Шем. Израиль.

98. Архив муфтия. Сборник документов и фотоснимков, обнаруженных по окончании Второй мировой войны в месте последнего убежища муфтия в Австрии. Находятся в Государственном архиве. Тель-Авив. Архив полиции Израиля. Архив «Хагана». Израиль. *

99. Список привлеченных документов из архива «Хагана», Тель-Авив 1.- 2. Переписка Министерства иностранных дел Германии с муфтием.

100. Соглашение между правительством Ирака и Германией.4.6. Дневник муфтия (находится в западной Австрии, в месте последнего убежищамуфтия).

101. Письмо муфтия, отправленное премьер-министру Египта.

102. Письмо, отправленное муфтием министру иностранных дел Румынии в связи с -эмиграцией евреев.209.1937 ,7 ^ ,47 ^, ^^ .104 ^ ,105 ^, .30 *Л ,1300 ^J ^ ,6 ^ J Л!1310 г»Ъ Ядр^ 5б ^ Я1>^ JсЛ^л 20 г-а 80 /2970/1 ^ ^ ^1305 <»Ъ , 6 и1 ^, , Аг . ,¿14511

103. Письмо, отправленное муфтием министру иностранных дел Ирака.

104. Отрывки из отчета болгарского уполномоченного.

105. Письмо министра иностранных дел Германии Риббентропа муфтию.26. Дневник муфтия.

106. Отрывок из письма, отправленного муфтием министру иностранных дел Италии.

107. Отрывок из письма, отправленного муфтием министру иностранных дел Германии. 30-31. 16-е заседание суда над Эйхманом в Иерусалиме.

108. Письмо, отправленное муфтием министру иностранных дел Болгарии.

109. Письмо Гитлера армии от 1941 г. с требованием помочь Ираку.

110. Переписка муфтия с Германией.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.