Национальная идея как фактор самоопределения общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Финк, Рудольф Александрович

  • Финк, Рудольф Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 122
Финк, Рудольф Александрович. Национальная идея как фактор самоопределения общества: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Омск. 2012. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Финк, Рудольф Александрович

Оглавление

Введение

Глава 1. Социально-философские аспекты понятия «нация»

1. Основные подходы к рассмотрению нации в истории философской мысли

2. Национальное самоопределение общества

Глава 2. Роль национальной идеи в формировании самосознания общества

1. Структура национальной идеи как системы символических представлений нации о себе

2. Роль национальной идеи в сохранении национальной культуры

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная идея как фактор самоопределения общества»

Введение

Актуальность исследования

Глобализационные процессы, протекающие в современном мире, давно вышли за рамки международной политики и мировой экономики и все более проявляются в сфере культуры, диктуя новые условия межкультурного диалога, выдвигая универсальные цивилизаци-онные стандарты, способствующие объективным интегративным тенденциям во всех сферах жизни современного общества. С одной стороны они, содействуют стабилизации международных отношений, снижают остроту многих геополитических проблем. С другой, несут в себе потенциальную ценностную деструкцию прежней (существовавшей до глобализации) национально-культурной идентичности, ослабляя исторически сложившиеся традиции народов.

Общества на современном этапе развития все чаще сталкиваются с проблемой сохранения своего суверенитета, что невозможно без национального самоопределения. Актуализации этой тенденции способствует целый ряд других факторов: осуществление модернизации без учёта положительной роли социокультурной традиции, вызывающее кризис идентичности; крах и дискредитация идеологических доктрин глобальной геополитической, экономической и идеологической конфронтации периода «холодной войны»; высокая степень политизации этнических и конфессиональных различий в современных условиях. Такое обилие факторов требует теоретического осмысления феномена нации и национального единства в контексте современных реалий, позволяющее выявить значение идей примордиали-стской и конструктивистской концепций.

Современные общества, как и прежде, сохраняют потребность определения и сохранения своей самобытности и уникальности на государственно-национальном уровне, которая может быть реализована только на основе экономического, социального, политического и культурного самоопределения народов. В этой связи претворение в жизнь национально-культурной идентичности в процессе глобализации обусловливает необходимость поиска своего места в транснациональном пространстве и новых форм национальной идентичности. Эффективное развитие в условиях глобализации возможно только в тех обществах, где современные формы национально-культурной идентичности способствуют налаживанию внутри цивилизованных связей, а не замыкаются на противопоставлении одного народа всем остальным.

Все большее внедрение универсальных стандартов, представленных, в частности, в документах, регулирующих международные отношения, обостряют задачу поиска таких ценностных оснований локальных обществ, которые обуславливают духовное, ценностное единство всех членов конкретного общества. В этих условиях особую значимость приобретает осмысление содержания национальных ценностей и выявления их возможностей. В новых условиях, характеризующихся глобализационными процессами, население страны нуждается в обретении национального единства, в такой национально-культурной идентичности, которая способствовала бы не только сохранению их самобытности, но и эффективному сотрудничеству в условиях глобализации.

Определение новой идентичности в сложившихся условиях ставит задачу как сохранения национально-культурной самобытности, так и поиска границ допустимой интеграции в мировое сообщество.

Это возможно при условии, что идентичность выражается национальной идеей.

Актуальность философско-методологического исследования национальной идеи состоит в необходимости выработки целостного представления о национальной идентичности. Социально-философское рассмотрение проблем национального самоопределения, национального самосознания, понимания нации как определенной целостности, участвующей в процессе глобализации, проясняет особенности позиционирования общества в современном мире. Эта особенность выявляется при обращении к нации как системе объединенных специфическими целевыми, ценностными и нормативными представлениями членов общества.

Степень изученности проблемы. Научная база диссертации. В диссертации систематизирован и обобщен материал по теме исследования. Теоретические источники целесообразно разделить в соответствии с предпринятыми в них подходами и раскрываемыми в них проблемами.

В современном научном знании наиболее остро противостоят две крайние концепции нации: примордиалистская и конструктивистская. Примордиалистская концепция представлена в работах П. Ван ден Берге, К. Гирца, С. Гринберг, JI.H. Гумилева, Г.П. Кибасовой, У. Коннора, Б. Малиновского, И.А. Петровой, А.Р. Рэдклиффа-Брауна, H.H. Седовой, Э. Смита и др. В них основное внимание уделено этничности, которая воспринимается указанными исследователями как общность с объективными характеристиками принадлежности: территория, язык, расовый тип, религия, психический склад, мировоззрение и т.д. Конструктивистская концепция ' представлена в работах Б. Андерсона, Э. Геллнера, Д.В. Драгунского, В.В. Коротеевой, B.C. Малахова, В.А. Тишкова,

Э. Хобсбаума, В.А. Ядова. Здесь национальная и этническая идентичность объяснены как сконструированная реальность, а не как объективная данность. Преодоление этих крайностей возможно на основе концепции П. Сорокина, продолженной и развитой Н.Ф. Зюзевым, И.А. Голосенко и М.О. Мнацаканяном. Это позволило сформулировать в диссертации интегральное понимание сущности нации и рассмотреть на этой основе структуру национальной идеи.

Особое место в проблематике национального самоопределения занимает вопрос идентичности. Сегодня достаточно широко представлены исследования различных видов идентичности (социальная, личностная, культурная, территориальная, региональная, этническая и др.). В рамках социологических наук проблемы идентичности разрабатывались представителями классической западной социологии М. Вебером, Г. Зиммелем, Э. Дюркгеймом и др. Позже данная проблематика оказалась актуальной как для концепций социального бихевиоризма (П. Сорокин), структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер и др.), так и для феноменологической социологии и других теорий, близких к понимающей социологии М. Вебера (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Чикагская школа, И. Гофман), неофрейдизма (Э. Фромм). Объяснение этнического самосознания связано с разработкой теории этноса и этногенеза в работах С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, JI.H. Гумилева, В.И. Козлова, H.H. Чебоксарова и др. В конце 1980-х - 1990-е годы теоретические проблемы этничности вновь привлекли к себе пристальное внимание исследователей нового направления, среди которых выделяются труды таких авторов, как Б.Б. Винер, Н.Г. Скворцов, В.А. Тишков, C.B. Чешко, Ю.В. Арутюнян и др. Вопросы, касающиеся проблем национальной идентичности, национального самосознания в услови-

ях глобализации, рассматриваются в исследованиях И.В. Василенко,

A.Т. Горяева, П.К. Гречко, К.Х. Делокарова, Г.П. Кибасовой,

B.В. Лапкина, В.М. Межуева, Г.Я. Миненкова, A.C. Панарина, В.И. Пантина, И.А. Петровой, H.H. Седовой, И.С. Семененко, H.H. Томашевской, В.Г. Федотовой, H.H. Федотовой, А.Н. Чумакова, В.Н. Шевченко и др. Особый интерес представляют труды социальных мыслителей российской эмиграции: H.A. Бердяева, П.М. Бицилли, И.А. Ильина, П.Н. Милюкова, П.А. Сорокина, Н.С. Трубецкого, Г.П. Федотова и др., посвященные национальной идентичности России.

Объект исследования - национально-культурное самоопределение общества.

Предмет исследования - национальная идея как основа национально-культурного самоопределения.

Цель исследования - определить содержание национальной идеи и ее роль в самоопределении и сохранении национальной идентичности.

Задачи исследования:

1. Сопоставить основные концепции исследования нации.

2. Охарактеризовать природу национального самоопределения.

3. Определить роль национальной идеи в самоопределении общества.

4. Выявить значение национального символа в функционировании национальной идеи.

5. Определить содержание и форму существования национальной идеи общества.

Методология исследования. В ходе работы над диссертацией использовались следующие методы: метод синтеза и обобщения -для определения понятия «нация»; исторический и интегральный -

для анализа сущности и условий формирования нации; системный -для выявления структуры национальной идеи и ее компонентов; диалектический - при раскрытии механизмов формулирования и функционирования национальной идеи.

Концептуальная направленность исследования задана следующими исходными принципами: идеей динамики общественных процессов, и их обусловленности как объективными историческими закономерностями, так и субъективными представлениями людей о них, идеей системного характера устройства общества. Данные принципы использованы в анализе структуры, функций и природы национальных отношений, а так же при определении интегральной и системной характеристики нации.

Научная новизна исследования.

• В диссертации обосновывается утверждение, что исследование формирования и сохранения национального самоопределения современных обществ возможно только в рамках интегрального подхода к рассмотрению нации.

• Национальное самоопределение характеризуется как основанное на национально-культурной идентичности единство общества как нации.

• Национальные символы кодируют значимую для национального единства информацию, обеспечивая функционирование национальной идеи как системы ориентирующей на национально-культурную идентичность.

• Показано, что национальная идея как ценностный ориентир является универсальным принципом самоопределения общества как нации и способствует формированию национально-культурной идентичности общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В рамках интегрального подхода к пониманию нации можно объяснить природу национального самоопределения избегая противоречий примордиализма и конструктивизма.

2. В самоопределении общества как нации свое выражение находят объективные интересы общества, а не совокупность интересов отдельных этносов, социальных групп и т.п.

3. Содержательно национальное самоопределение включает в себя осознание нацией специфики своих интересов и отличительных черт, установление ограничений на собственную деятельность, определение универсальности социальных практик и духовности, к которым она себя причисляет.

4. В национальной идее в символической форме выражены представления о способствующих интеграции общества практиках взаимодействия.

5. Национальный символ выражает те идеалы и ценности культуры, которые способствуют движению самосознания нации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработка целостного представления о национальной идее раскрывает механизмы ее формирования. Описание структуры национальной идеи и стадий ее формирования в данном диссертационном исследовании позволяют приступить к последующему анализу конкретных национальных идей современных обществ.

Результаты данного исследования имеют практическое значение в разработке стратегической национальной и культурной политики, учитывающей современный уровень развития культурных, политических, экономических взаимосвязей в рамках нации. Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов и спецкурсов по философии, социологии, социальной философии, политологии, теории управления.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и большая часть содержательного анализа диссертации была изложена в докладах на научных и научно-практических конференциях: Межвузовской научной конференции «Реальность. Человек. Культура. Абсолютное и относительное» (ОмГПУ, Омск, 2005); Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований» (Ин-т философии и права СО РАН, НГУ, Новосибирск, 2006); Межрегиональной научно-практической конференции «Социальные коммуникации и социальные науки в Сибирском регионе» (ОмГТУ, Омск, 2006, 2009); VI, VII Международных научно-технических конференциях «Динамика систем, механизмов и машин» (ОмГТУ, Омск, 2007, 2009); IV, V Межвузовских научных студенческих конференциях «Исторические тенденции развития общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв.» (ОмГТУ, Омск, 2006, 2007); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной науки и образования» (Уфа, 2010); III Межрегиональной научно-практической конференции «Омские социально-гуманитарные чтения - 2010» (Омск, 2010); Всероссийской научно-практической конференции «Россия и мировые тенденции развития» (Омск, 2011).

Основные положения диссертации так же изложены и опубликованы в коллективной монографии «Общество как со-бытие: "система" и "жизненный мир"» (СИБИТ, Омск, 2007), в 10 выпуске ежегодного сборника научных трудов «Гуманитарное знание. Серия "Преемственность"» (ОмГПУ, Омск, 2007), в журнале «Омский научный вестник» (Омск, 2007, 2012).

Глава 1. Социально-философские аспекты понятия «нация»

1. Основные подходы к рассмотрению нации в истории философской мысли

На сегодняшний день в обыденном восприятии национальность кажется столь же неотъемлемой частью человека как его внешний облик. В лучшем случае она воспринимается как социальное продолжение индивида, как неотъемлемый атрибут личности, предопределяющий поведение и мировосприятие. С таким представлением тесно связана уверенность в извечном существовании (наличии) нации. В действительности же нация есть явление современности, с чем согласны большинство ее исследователей. Практически все они полагают, что нация - это продукт процессов, протекавших в Европе в эпоху Нового времени, а именно: зарождения, становления и развития буржуазных отношений (Э. Геллнер); разложения феодализма и языкового разграничения (марксизм); политических националистических движений (Б. Андерсон) и пр., которые с одной стороны, послужили своего рода социальными источниками и катализаторами процесса складывания национальных общностей1, а с другой - имеют конкретно исторический характер.

В частности А. Лорд замечает: «В старой Европе правительства не признавали прав на национальное самоопределение, а народы

1 Андерсон, Б. Воображаемые сообщества : Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон; Пер. с англ. В. Г. Николаева. - М. : Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 200 1. - 286 с.

Что отмечено, в частности, в работе Геллнера Э. Нации и национализм. (См.: Геллнер Э. Нации и национализм // Нации и национализм: Сб. ст. - М.,2002. - С. 123 -124).

этих прав за собою не утверждали» . Это свидетельствует скорее о новизне постановки проблемы, нежели о новизне самого феномена. Но, тем не менее, это должно быть принято нами во внимание. Действительно, если нельзя говорить об открытом национальном самоопределении народа, то затруднительно говорить и о существовании самой нации, поскольку именно самоопределение является исходным признаком нации, отталкиваясь от которого исследователь может начать анализ общества, пытаясь определить, является ли оно нацией. В контексте проводимого исследования национальная идея и является если не самоопределением как таковым, то, по меньшей мере, его началом.

Отсутствие четко выраженной рефлексии, отмеченной А. Лордом, не может само по себе служить основанием для отрицания существования феномена нации. Но открытое изъявление национального самоопределения народа является основой для определения конкретной социальной общности как нации. Самоопределение, как минимум, является исходным признаком, отталкиваясь от которого можно определить, является ли общество нацией.

Многое об историческом характере нации можно почерпнуть в этимологии самого понятия «нация». Слово нация, - общее практически для всех европейских языков, - происходит от латинского па1ло, переводимого как народность, племя, но наряду с этим - также происхождение, рождение. Ни в античности, ни в средние века это слово не нашло широкого применения, использовалось крайне редко и обозначало различного рода группы, преимущественно передававшие по наследству какое-либо мастерство3.

2 Лорд А. Принцип национального самоопределения // Нации и национализм: Сб. ст. - М.: Праксис, 2002. - С. 26-5 1.

^ См.: Кола Д. Политическая социология / Пер. с фр.; предисловие А.Б. Гофман. - М.: Изд-во «Весь Мир», «ИНФРА-М», 2001. - С. 350-354.

Впервые понятие «нация» в приближенном к современному значению появилось в XVI веке в Англии для обозначения элитарности всего английского народа, в противоположность существовавшему на тот момент делению общества внутри Англии на элиту и простолюдинов. Но на тот момент оно также не нашло широкого распространения.

Первая рефлексия международного значения феномена нации состоялась в эпоху Реформации М. Лютера для обоснования самобытности народов, их самоопределения, главным образом духовного. В узком и наиболее значимом употреблении - для религиозного самоопределения, в широком - для культурной самобытности в целом. Но при этом понятие «нация» употреблялось редко, или - в неразрывной связи с понятиями «народ», «патриотизм», «суверенитет».

Широкое применение и относительно самостоятельное значение понятие «нация» получило вместе с французской революцией, где оттенок элитарности, присущий его английскому смыслу, был заменен констатацией сродности, единства, братства внутри народа. Особого внимания при этом заслуживает неразрывность связки нация - патриотизм, имевшей тогда место. Все это позволило деятелям и идеологам революции обосновать необходимость единения народа для решения общей насущной на тот момент задачи. Таким образом, легко увидить корни трех важнейших сторон национального сознания: элитарности, культурной и социальной однородности.

Полное теоретическое оформление теории нации произошло в эпоху Просвещения: теоретическое объяснение права народов на политическое самоопределение и независимость, что совпало с ростом национальных движений в Европе и в других регионах в этот и более поздний период. Большое влияние на первые теории нации оказали идеи Романтизма с их специфическим видением социальной реаль-

ности и исторического развития, а именно с гипостазированием народа, воспринимаемого в качестве субъекта истории. Влияние идей Романтизма на общественную мысль того времени обусловило предрасположенность исследователей воспринимать нацию как естественное и незыблемое состояние народа. Это относилось в первую очередь к европейским народам. Данное влияние, но уже в исторических исследованиях, послужило источником абсолютизации роли нации в истории. Предпринимавшиеся в первых теориях попытки осмысления нации не могут быть восприняты лишь в качестве отдельных друг от друга концепций природы национального бытия. Они, с одной стороны, являются этапами формирования общей теории нации, а с другой - несут в себе определенную, зафиксированную в них, сторону феномена национального.

Историческая эволюция теории нации отражает эволюцию самого феномена. Обусловлено это тем, что внимание исследователей привлекали именно те стороны социальной реальности нации, которые играли наибольшую роль в рассматриваемый период. С другой стороны, сами эти теории непосредственно влияли на ход дальнейшего развития наций, не редко выступая основой идеологических заявлений, направленных на мотивацию национального единства, в силу чего мы можем наблюдать уникальное явление синхронного развития феномена и его теоретического осмысления.

Не меньшую роль в формировании нации сыграли завоевания французской армии под руководством Наполеона. Война, начатая им, а вместе с ней и победа над ним послужили своеобразному распространению идеи не только самобытности, но и суверенности на принципиально новой основе. Вассальный суверенитет окончательно уступил место национальному.

Изложенные ниже основные попытки осмысления нации не могут быть восприняты лишь в качестве отдельных друг от друга концепций природы национального бытия. С учетом их исторического времени и значения видно, что они являются этапами формирования общей теории нации, а потому каждая из рассмотренных концепций несет в себе определенную важную для неё сторону феномена нации. Историческая эволюция этих теорий отражает историческую эволюцию самого феномена, т.к. основное внимание исследователей привлекали именно те стороны национальной деятельности, которые играли наибольшую роль в рассматриваемый период.

Произошедшие в обществе Нового времени изменения обратили на себя внимание исследователей Х1Х-ХХ веков, что привело к возникновению множества подходов к объяснению феномена нации. Среди них, можно выделить два противоположных: примордиалист-ский и конструктивистский. Исторически первыми возникли при-мордиалистские концепции нации.

Первый этап эволюции примордиалистских представлений отражен в становлении психологического направления, искавшего «субстрат» нации, который должен был помочь ответить на вопрос о причине различия стереотипов поведения и реакций у различных народов. Впервые осмысление феномена национального в данном ключе дали представители школы «психологии народов» В. Вундт, Г. Штейнталь и М. Лацарус. Данная школа стремилась объяснить национальную общность людей преимущественно через законы коллективной психологии, усматривая в ней основания национальной специфики, которую, по мнению указанных исследователей, можно

постичь через познание продуктов «народного духа»: языка, мифов, религии, искусства, нравов и обычаев и в целом истории народа4.

Вклад данной школы в общую теорию нации заключается в актуализации проблемы психологического влияния нации на индивида и его личность, а так же в появлении традиции рассмотрения нации не просто как социального, но и как культурного феномена. Школа «психологии народов» пришла к гипостазированию нации, что отразилось уже в постановке задачи исследовать «народный дух». Вследствие этого психологическая специфика поведения и мировосприятия индивидов выступила не как производное от общественного сознания, а напротив, как его источник. Идея «народного духа» является исторически первой в контексте традиционного для того времени понимания субъекта исторического процесса, согласно которому история - это ход развития народа в целом, в котором нет места отдельной личности или определённым социальным группам. Взгляд на народ как субъект повлек наделение его сознанием и активностью.

С другой стороны, идее «народного духа» присуще понимание целостности такого субъекта, который находит свое выражение в представлении о теле и духе нации. Заметим, что в наиболее крайних формах проявления этой идеи, таких, как нацистская идеология, можно встретить апеллирование к особой крови нации. При этом и тело, и дух с трудом поддаются рациональному осмыслению. В современном теоретическом исследовании их место занимают социальная организация нации и менталитет народа, носителя феномена нации.

Вторая фаза развития психологического направления в осмыслении сущности нации представлена школой «коллективной психоло-

4 См.: Штейнталь Г., Лацарус М. Мысли о народной психологии // Философские записки. Вып. I. - Воронеж, 1864.

гии» Л. Леви-Брюля и Г. Лебона. По мнению представителей данной школы, основой национальной дифференциации служит психический склад, который не просто отличает одни нации от других, но предопределяет поведение народа5. Психологический склад народа, - согласно школе коллективной психологии, - объективно существующее явление социальной реальности, природа его не может быть постигнута наукой. Известно лишь то, полагают они, что его вместилищем служат обычаи и стереотипы поведения, возникающие в сознании человека, благодаря влиянию общества.

Данная школа представляет попытку научного психологического описания нации как коллективного субъекта, несмотря на то, что сама признает невозможность такого описания. Приступая к решению этой антиномии, она делает следующий шаг: ищет возможность научного прогнозирования типичных реакций в поведении наций, основываясь на закономерностях коллективной психологии. Основой для этого, согласно им, должны послужить знания, полученные из других областей психологической науки.

Несмотря на то, что понимание нации как коллективного субъ-ектасохраняло многие недостатки предыдущей школы (поскольку нация продолжала восприниматься как отдельный субъект), стремление отойти от понимания нации как целостного субъекта позволило более последовательно рассмотреть проблему национальной психологии и в дальнейшем трансформировалось в представление современных исследователей о менталитете, не связываемого только с нацией, а признаваемого в качестве исторически сложившейся специфики этнической культуры.

В рассмотрении психологической природы феномена национальности особый интерес представляют идеи H.A. Бердяева. Он полагал

5 Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. - М., 1992.

основой национальной общности историческую судьбу народа. При этом специфическая черта его позиции заключается в том, что в нации он видел историю народа, относя к нации не только живущих в данное время людей и ближайшие по времени поколения. Нация для Н. А. Бердяева является вечно живым историческим существом, т.е. включает все поколения, соотносимые с историей народа. Нация, как своего рода существо, противится уничтожению прошлого, сохраняя традицию, осуществляемую во всех поколениях народа. Н. А. Бердяев тем самым впервые расширил понятие «нации», реализовав в рассмотрении феномена нации принцип историзма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Финк, Рудольф Александрович, 2012 год

Библиографический список

1. Абельс, X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / X. Абельс. - СПб.: Издательство «Алетейя», 2000. - 272 с.

2. Аверьянов, А. И. Идентичность: динамический аспект / А. И. Аверьянов // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2001. - Вып. 4 (24). - С. 28-31.

3. Алексахина, Н. А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России / Н. А. Алексахина // Социс. - 1998. -

№ 2. - С. 49-54.

4. Альтерматт, У. Этнонационализм в Европе / Пер с нем. С. В. Ба-зарновой. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 366 с.

5. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества : Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон; Пер. с англ. В. Г. Николаева. - М. : Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 2001. -286 с.

6. Арутюнов, С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. - М.: Наука, 1989. - 243 с.

7. Ачкасов, В. А. Россия: поиск национальной идентичности / В. А. Ачкасов // Вестник СПб. ун-та. Серия 6. Философия. - 1998. -

С. 33-36.

8. Ачкасов, В. А., Бабаев, С. А. "Мобилизованная этничность": этническое измерение политической культуры современной России / В.А. Ачкасов, С. А. Бабаев. - СПб.: Изд-во С. -Петерб. фи-лос. о-ва, 2000. - 144 с.

9. Ашкеров, А. Ю. Проблема идентичности у Иммануила Канта / А. Ю. Ашкеров // Человек. - 2001. - №6. - С. 69-80.

10. Бадмаев, В. Н. Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ) / В. Н. Бадмаев. - Волгоград-Элиста, 2005. - 280 с.

11. Балибар, Э., Валлерстайн, И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Пер. группы авторов под ред. Д. Скопина, Б. Кагарлицкого, Б. Скуратова. - М.: JIoroc-Альтера, Ессе Homo, 2003. - 272 с.

12. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М. Л. Коробочкина. - М.: Издательство «Весь мир», 2004. - 188 с.

13. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2002. - 390 с.

14. Бауман, 3. Национальное государство - что дальше (фрагмент) / Пер. с англ. Г. Дашевского под редакцией С. Баньковской // Отечественные записки. - 2002. - № 6. - С. 419-435. - Третья глава книги Зигмунта Баумана «Глобализация» (Zygmunt Bauman. Globalization. Columbia University Press, 2000).

15. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич. -М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

16. Бердяев, Н. А. Судьба России : Опыты по психологии войны и национальности / Николай Бердяев. - М. : Мысль 1990. - 205 с.

17. Биллингтон, Д. Россия в поисках себя / Пер. с англ. Н. Н. Балашова. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОС-СПЭН), 2005. - 220 с.

18. Бирюкова, M. А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур / М. А. Бирюкова // Философские науки. - 2001. - № 1. -С. 33-42.

19. Бондарь, О. Ю. Поиски идентичности: исторический опыт Латинской Америки / О. Ю. Бондарь // Вестник Московск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2006. - № 2. - С. 42-58.

20. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. - М.: URSS, 2009. - 436 с.

21. Бромлей, Ю. В. Человек в этнической (национальной) системе / Ю. В. Бромлей // Вопросы философии. - 1988. - № 7. - С. 16-28.

22. Бр омлей, Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1987. - 333 с.

23. Брудный, И. М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России / И. М. Брудный// Полис. - 2002. -№ 1. -С. 87-104.

24. Брюшинкин, В. Н. К методологии анализа понятия идентичности / В. Н. Брюшинкин // Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США / под ред. В. Н. Брюшинкина. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - С. 11-19.

25. В ебер, А. Антиглобалистские движения — начало Великой смуты XXI века? Что стоит за так называемым антиглобализмом? / Круглый стол // МЭиМО. - 2001. - № 12. - С. 50-56.

26. Вебер, М. Сословия и классы / М. Вебер; [пер. с нем. А.Б. Рахманова] // Вестник МГУ: Социология и политология . - 2003 . -№ 4 . - С. 141-149.

27. Винер, Б. Е. К построению качественной регрессионной модели этнической идентичности / Б. Е. Винер // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - Вып. 3. - С. 121-142.

28. Водичев, Е. Россия и объединенная Европа: социокультурные вызовы европейской интеграции / Е. Водичев // Проблема идентичности: человека и общество на пороге третьего тысячелетия. Сб. докл. науч. -практ. конф., Великий Новгород, 4-6 июля 2002 г. / ред. Е. Алексеева - М.: РОО "Содействие сотрудничеству Инта им. Дж. Кеннана с учеными в обл. соц. и гуманитар, наук", 2003. - С. 106-107.

29. Волков, Ю. Г. Идентичность и гуманистическая идеология: взгляд в будущее / Ю. Г. Волков. - М.: Соц.-гуманит. знания, 2006. - 228 с.

30. Воропай, Т. Идентичность в социальной антропологии Дугласа Келлнера / Т. Воропай // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2000. - № 2. - С. 43-50.

31. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира Эллады, Германии, Франции: опыт экзистенциальной культурологии / Г. Д. Гачев. -М.: Логос, 2008. - 421 с.

32. Геллнер, Э. Нации и национализм / Пер. с англ. Т. В. Бердико-вой, М. К. Тюнькиной. - М.: Прогресс, 1991. - 319 с.

33. Генисаретский, О. И. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах / О. И. Генисаретский. // Вестник высшей школы. - 1991. - № 9. - С. 46-52

34. Гирко, Л. В. Национальная идентичность и социальный порядок / Л. В. Гирко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. ИНИОН РАН. Серия 11. Социология,- 1998. - № 3. - С. 24-62.

35. Гирц, К. Интерпретация культур : [пер. с англ.] / Клиффорд Гирц - М. : РОССПЭН, 2004. - 557 с.

36. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока / Отв. ред. Л. М. Ефимова, Л. Б. Алаев. - М. МГИМО. 1999. - 217 с.

37. Гнатенко, П. И., Павленко, В. Н. Идентичность: философский и психологический анализ / П. И. Гнатенко, В. Н. Павленко. - Киев: ООО "Арт-Пресс", 1999. - 465 с.

38. Голосенко, И. А. Социология Питирима Сорокина : Рус. период деятельности / И. А. Голосенко Самара : Социол. центр "Со-цио", 1992 154 с.

39. Голубев, А. В. Социально-культурный контекст реидентифика-ции российской цивилизации: проблемы этнического паритета / А. В. Голубев. - Самара: Самарский ун-т, 2000. - 239 с.

40. Голубев, К. Э. Роль национальной идентичности в исторических судьбах народов (на примере Германии) / К. Э. Голубев. -Нелидово, 1993. - 129 с.

41. Голубкова, О. А. Национальная идентичность как социальный фактор, влияющий на восприятие представителей другой нации / О. А. Голубкова // Бренное и вечное: экология человека в современном мире. Вып. 4. - Великий Новгород, 2001. - С. 90-93.

42. Горяинова, О. И. В поисках себя: культурологический аспект анализа идентичности / О. И. Горяинова // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях. - М., 2001. - С. 36-45.

43. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В. С. Магун. - М., 2006. - 327 с.

44. Гранин, Ю. Д. Глобализация, нации и национализм в истории и современности: опыт социально-философского исследования / Ю. Д. Гранин. - М.: Гуманитарий, 2009. - 429 с.

45. Гройс, Б. Поиски русской национальной идентичности / Б. Гройс // Вопросы философии. - 1992. - № 1. - С. 52-59.

46. Гудков, JI. Негативная идентичность. Статьи 1997 - 2002 годов. / Л. Гудков. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. -816 с.

47. Гудков, Л. Россия в ряду других стран: к проблеме национальной идентичности / Л. Гудков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1999. - № 1.

48. Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы : [Филос. портр. мыслителей от Ф. М. Достоевского до А. Ф. Лосева] / Арсений Гулыга. - М. : Эксмо : Алгоритм, 2003. - 446 с.

49. Гумилев, Л.Н. Ритмы Евразии. - М.: Прогресс, 1993.

50. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1992.

51. Гумилев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. -М.: Экопрос, 1993.

52. Даудрих, Н. И. Социальная идентичность: методический аспект / Н. И. Даудрих // Социология. - 2000. - № 12. - С. 77-95.

53. Дахин, А. В. Соотношение этнической и национальной идентичности. Россия, Южная Корея, Канада / А. В. Дахин // Философские науки. - 2003. № 9. - С. 5-23.

54. Драгунский, Д. В. Идентичность после конфронтации: поиски Другого в униполярном мире / Д. В. Драгунский // Вестник Института Кеннана в России. - 2004. - № 6. - С. 72-76.

55. Драгунский, Д. В. Цымбурский, В. Л. Генотип европейской цивилизации // Полис. - 1991. - № 1. - С. 6-14.

56. Драгунский, Д. Гудков, Л. Дубин, Б. Дондурей, Д. Колдобская, М. Либеральные реформы и культура / Д. Драгунский - ОГИ (Объединённое Гуманитарное Издательство), 2003. - 160 с.

57. Дробижева, Л. М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России / Л. М. Дробижева// ОНС. - 2005. - № 2. -С.16-28.

58. Дробижева, Л. М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость / Л. М. Дробижева // Безопасность Евразии. - 2003. - № 2. - С. 208-227.

59. Дроненко, Д. М. Национально-культурная идентичность в мировом историко-культурном процессе: перспективы обретения / Д. М. Дроненко // Личность в историко-культурном процессе. -Саратов, 2001.- С. 11-13.

60. Дубова, И. Е. О понятии «нация»: анализ современных концепций национализма / И. Е. Дубова // Философия в современном мире. - Минск, 2001. - С. 147-149.

61. Зюзев, Н. Ф. Философия Питирима Сорокина / Николай Зюзев Сыктывкар : Эском, 2005 319 с.

62. Зюзев, Н. Ф. Ценностные основания философии истории П. А. Сорокина : Поздний этап творчества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 Москва, 2000 189 с.

63. Игрицкий, Ю. И. Кризис идентичности и размывание границ безопасности: характеристика XXI века? / Ю. И. Игрицкий // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. - ИНИОН. Вып. 8. - 2003. - С. 12-20.

64. Идентификация идентичности. Этнополитический ракурс. / Составитель и отв. ред. М. Н. Губогло. - М.: ЦИМО, 1998. - 448 с.

65. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997. - 488 с.

66. Идентичность и толерантность / Отв. ред. Н. М. Лебедева. - М., 2002. - 416 с.

67. Иноземцев, В. Угрожающая «идентичность» / В. Иноземцев // Свободная мысль. - 2006. - № 3. - С. 211-216.

68. Калтахчян, С. Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность / С. Т. Калтахчян. - М. : Политиздат, 1983. - 367 с.

69. Кессиди, Ф. X. Глобализация и культурная идентичность / Ф. X. Кессиди // Вопросы философии. - 2003. - № 1. - С. 76-79.

70. Кибасова, Г.П., Петрова, И.А., Медведева, Л.М. Россия в мировой цивилизации / Под ред. проф. И.А. Петровой. - М. : Издатель, 2003. - 222с.

71. Козин, Н. Идентификационный кризис России / Н. Козин// Свободная мысль. - 2002. - № 5. - С. 47-57.

72. Козлова, М. Влияние этнического фактора на становление психосоциальной идентичности / М. Козлова // Журн. прикл. психологии. - 2001. -№ 3 - С. 32-36.

73. Кокберн, С. Пространство между нами. Обсуждение тендерных и национальных идентичностей в конфликтах / С. Кокберн. - М., 2001. - 240 с.

74. Кола, Д. Политическая социология / Доминик Кола; Пер. с фр. [А. И. Кристаловского и др.]. - М. : Весь мир : ИНФРА-М, 2001. - 405 с.

75. Кольев, А. Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции / А. Н. Кольев. - М., Логос. - 2005. - 800 с.

76. Кондаков, И. В. «По ту сторону» Европы / И. В. Кондаков // Вопросы философии. - 2002. - № 6. - С. 3-18.

77. Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга / Сост. и науч. ред. В. Воронков и И. Освальд. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. - 301 с.

78. Коркмазов А. Ю. Проблема этноса и этничности в науке: в поисках парадигмы // Сборник научных трудов. Выпуск 1 (11). Серия «Гуманитарные науки» // Северо-Кавказский государственный технический университет. - Ставрополь, 2004, -С. 9-22.

79. Коротеева, В. В. Теории национализма в зарубежных социальных науках / В. В. Коротеева. - М.: РГГУ, 1999. - 140 с.

80. Коротеева, В. В. Экономические интересы и национализм / В.

B. Коротеева. - М.: РГГУ, 2000. - 250 с.

81. Кортунов, С. В. Национальная идентичность России: внешнеполитическое измерение / С. В. Кортунов // Международная жизнь. - 2003. - № 6. - С. 38-52.

82. Корчагина, Е. Ю. Культура как базовая категория анализа российской идентичности / Е. Ю. Корчагина // Дефиниции культуры. Вып. 4. - Томск. 1999. - С. 110-114.

83. Костенко, Н. Культурные идентичности: превращения и признания / Н. Костенко // Социология: теория, методы, маркетинг. -№ 4. - 2001. - С. 28-31.

84. Костенко, Н. Культурные идентичности: превращения и признания / Н. Костенко // Социология: теория, методы, маркетинг. -2001. - № 4. - С. 69-88.

85. Костинская, А. Г. Феномен идентичности как структурирующий фактор / А. Г. Костинская // Мир психологии. - № 1(33). - 2003. -

C. 186-197.

86. Кошман, A. J1. Подходы к изучению национальной идеи в современной западной социологии / A. J1. Кошман // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. - 2002. - № 3. - С. 147-157.

87. Кувалдин В. Б. Глобализация, национальное государство и новый миропорядок // Полития. - № 2. - 2002. - С. 37-51.

88. Кульпин, Э. С. Путь России: Генезис кризисов природы и общества в России / Э. С. Кульпин. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008 г. -232 с.

89. Культурная идентичность и глобализация: Докл. и выступления: 5-й Междунар. филос. симп. "Диалог цивилизаций: Восток-

Запад", 27-28 апр., 4-5 мая 2001 г., Москва. - М.: Изд-во Рос. унта дружбы народов 2002. - 285 с.

90. Куропятник, А. И. Мультикультуралнзм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ/ А.И. Куропятник. -СПб.: Изд-во С. -Петерб. гос. ун-та, 2000. - 205 с.

91. Лебон, Г. Психология народов и масс: [Перевод] / Г. Лебон. -СПб.: Макет, 1995. - 3 11 с.

92. Левин, 3. И. Восток: идентичность и глобализация / 3. И. Левин. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2007. - 163 с.

93. Лось, В. А., Урсул, А. Д., Демидов, Ф. Д. Глобализация и переход к устойчивому развитию / В. А. Лось, А. Д. Урсул, Ф. Д. Демидов. - Москва: Изд-во РАГС, 2008. - 314 с.

94. Любэ, Г. Историческая идентичность / Г. Любэ // Вопросы философии - 1994. - № 4. - С. 108-113.

95. Макеев, С. А., Оксамитная, С. Н., Швачко, Е. В. Социальные идентификации и идентичности / С. А. Макеев, С. Н. Оксамитная, Е. В. Швачко. - Киев: Ин-т социологии НАН Украины, 1996. - 184 с.

96. Малахов, В. С. Неудобства с идентичностью / В. С. Малахов // Вопросы философии. - 1998. - №2. - С. 43-53.

97. Малахов, В. С. Проблемы изучения национализма и этничности в конструктивистской парадигме (на примере российского обществоведения последних десяти лет) / В. С. Малахов // Политическая наука. - 2002.-№ 4. - С. 108-123

98. Малахов, В. С. Скромное обаяние расизма и другие статьи. -М.: Дом интеллектуал, кн., 2001. - 171 с.

99. Малинкин, А. Н. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания / А. Н. Малинкин // Социологический журнал. - 2001. - № 4. - С. 66-86.

100. Малинова, О. Ю. Либеральный национализм: (Середина XIX-нач. XX в.) / О.Ю. Малинова. - М.: РИК Русанова, 2000. - 254 с.

101. Малинова, О. Ю. Проблемы национальной идентичности и национальных прав в либеральной политической теории / О. Ю. Малинова // Политическая наука. - 2002. - № 4. - С. 65-88.

102. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Бронислав Малиновский. - М. : О.Г.И., 1999. - 205 с.

103. Малыгина, И. В. Национализм как форма культурной идентичности и российская специфика / И. В. Малыгина // Общественные науки и современность. - 2004. - № 1. _ с. 147-153.

104. Маркович, Д. Ж. Глобализация и проблемы защиты и сохранения национальной культурной самобытности / Д. Ж. Маркович // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2001. - № 1. - С. 17-20.

105. Межуев, В. М. Судьба цивилизаций: конфронтация или диалог? / Межуев В. М. // Личность. Культура. Общество. - 2003. -Т. 5. - Вып. 3-4 (17-18). - С. 44-54.

106. Млинар, 3., Штебе, Я. Мобильность и идентификация в условиях открытости мира: теоретическая интерпретация и опыт Словении / 3. Млинар, Я. Штебе // Социс. - 2005. - № 4. - С. 33-42.

107. Мнацаканян, М. О. Глобализация и национальное государство: три мифа / М. О. Мнацаканян // Социс. - 2004. - № 5. - С. 137142.

108. Мотрошилова, Н. В. Идеи Единой Европы: традиции и современность / Мотрошилов, Н. В. // Вопросы философии. - 2004. -№ 11. - С. 3-19.

109. Муза, Д. Е. В поисках духовной Родины: проблема культурной идентичности в русской религиозно-философской мысли XIX-XX в.в.: монография / Д. Е. Муза. - Донецк: Лебедь, 2005. - 177 с.

110. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ /

Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. - М., 2002. - 356

с.

111. Нарочницкая, Е. А. Интеграция и национализм: две стороны одной реальности / Е. А. Нарочницкая // Развитие интеграционных процессов в Европе и России. - 1997. - № 3. - С. 143-1 73.

112. Нации и национализм: [Сб. ст.] / Пер. с англ. [и нем. Л.Е. Пере-яславцевой и др.]. - М.: Праксис, 2002. - 409 с.

113. Нация и империя в русской мысли начала XX века / [Сост., вступ. ст. и примеч. - С. М. Сергеева]. - М.: Издат. группа Ски-менъ: Пренса, 2004. - 351 с,

114. Новые грани идентичности современной России / М. М. Мчед-лова // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2007. - № 3. - С. 72-81.

115. Нойманн, И. Использование "Другого": образы Востока в формировании европейских идентичностей / Пер. с англ. Владимира Литвинова и Игоря Пилыцикова. - М.: Новое изд-во, 2004. -335 с.

116. Огурцов, А. П. Этническая, философская и культурная идентификация другого / А. П. Огурцов // Постижение культуры: Концепции, дискус., диалоги: Ежегодник / Рос. ин-т культурологии и др. Вып. 11.-М.: РИК, 2001. - С. 3 17-323.

117. Орлова, И. Б. Конструирование этнического образа России / И. Б. Орлова. - Москва: Ин-т социально-политических исслед. Российской акад. наук, 2005. - 66 с.

118. Паин, Э. А. Между империей и нацией: модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России / Э. Паин. - М.: Новое изд-во: Фонд Либер. миссия, 2004. - 246 с.

119. Паин, Э. Проблемы самоидентификации россиян: со страной, с регионом, с этнической общностью / Э. Паин // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. -М., 2003, - С. 5-21.

120. Пантин, В. И., Лапкин, В. В. «Универсальная цивилизация»: генезис и противоречия. Глобализация как проявление «сверхциви-лизационного» мегатренда / В. И. Пантин, В. В. Лапкин // Поли-тия. - 2001. - № 4. - С. 44-64.

121. Пантин, В. И., Лапкин, В. В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы / В. И. Пантин, В. В. Лапкин // Общественные науки и современность. - 2004. - № 1. - С. 52-63.

122. Пахомов, О. С. «Новые кочевники» японского общества / О. С. Пахомов // Этнографическое обозрение. - 2007. - № 2. - С. 158168.

123. Переслегин, С. Б. О возможном подходе к понятию «идентичность» / С. Б. Переслегин. -http://igstab.ru/materials/black/Per_Ident.htm

124. Перин, Р. Л. Психология национализма / Р. Перин. - СПб.: ЛИО Редактор, 2003. - 272 с.

125. Пивоев, В. М. Кризис идентичности и методология истории / В. М. Пивоев // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. Вып. 9. - Москва: ИВИ РАН, 2002. - С. 348-354.

126. Попова, М. К. Проблема национальной идентичности и литература / М. К. Попова // Вестник ВГУ. Сер. 1. Гуманитарные науки. Вып. 2. - 2001. - С. 45-48.

127. Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. О. Ю. Малиновой и А. Ю. Сунгурова. -СПб.: Норма, 2005. - 268 с.

128. Прахова, Ю.М. Проблемы формирования и функционирования социальной идентичности - конструктивный анализ Т. Хопфа / Ю. М. Прахова // Социально-гуманитарные знания, 2003. - N5. -С.215-227.

129. Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия / ред. Е. Алексеева. - М.: РОО "Содействие сотрудничеству Ин-та им. Дж. Кеннана с учеными в обл. соц. и гуманитар. наук", 2003. - 277 с.

130. Проблемы социальной идентификации: опыт социологического анализа: Сб.ст. / Редкол.: В.И. Кирьянов (отв. ред.) и др. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2002. - 101 с.

131. Разуваев, В. В. Внешняя политика и национальная идентичность/ В. В. Разуваев // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. - 1994. - № 2. - С. 40-49.

132. Рантанен, Т. Глобальное и национальное: масс-медиа и коммуникации в посткоммунист. России / Т. Рантанен ; отв. ред. Е. JI. Вартанова. - М.: Издательство МГУ, 2004. - 156 с.

133. Религия и идентичность в России / Сост. и отв. ред. М. Т. Сте-панянц. - М.: "Вост. лит." РАН, 2003. - 279 с.

134. Ринкявичюс, JI., Буткявичене, Э. Концепции общности (Gemeinschaft/Community) и ее специфика в виртуальном пространстве / JI. Ринкявичюс, Э. Буткявичене // Социс. - 2007. -№ 7. - С. 3-11.

135. Ромашов, Р. А., Оль, П. А. Нация: (Генезис понятия и вопросы правосубъектности) / П. А. Оль, Р. А. Ромашов. - СПб.: Изд-во Юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2002. - 141 с.

136. Российская идентичность в социологическом измерении / ред. Н.И. Покида. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 72 с.

137. Руткевич, М. Н. Теория нации: философские вопросы / М. Н. Руткевич // Вопросы философии. - 1999. - № 5. - С. 19-32.

138. Рэдклифф-Браун, А. Р. Структура и функция в примитивном обществе : Очерки и лекции / А. Р. Рэдклифф-Браун; [Пер. с англ., коммент. и указ. О. Ю. Артемовой при участии Ю. А. Ар-темовой, А. Г. Артемова]. - М.: Вост. лит., 2001. - 303 с. Рэдк-лифф-Браун, А. Р. Структура и функция в примитивном обществе : Очерки и лекции / А. Р. Рэдклифф-Браун; [Пер. с англ., коммент. и указ. О. Ю. Артемовой при участии Ю. А. Артемовой, А. Г. Артемова]. - М.: Вост. лит., 2001. - 303 с.

139. Рябов, А. Национальная идентичность перед вызовом глобализма / А. Рябов // Со-общение. - 2003. - № 2. - С. 26-29.

140. Рябов, О. В. Структура национальной идентичности: попытка системного анализа / О. В. Рябов // Проблемы сознания и ноосферы в отечественной и зарубежной философии XX века: Материалы междунар. науч. конф., Иваново, 20-21 дек. 2000 г. / Редкол.: А. Н. Портнов (отв. ред.) и др. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2000. -

С. 26-29.

141. Седова, Н. Н. Человек этнический : монография / Н. Н. Седова.

- Волгоград: Изд-во «Офсет», 1994. - 82 с.

142. Семененко, И. С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура / И. С. Семененко // Полис. - 2003. - № 1. - С. 5-23.

143. Семененко, И. С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI в. / И. С. Семененко // Полис. - 2004. - № 1. - С. 101-114.

144. Серебрин, А. Глобализация и нация / А. Серебрин // Всемирный доклад по социальным наукам / Ред. рус. версии: Хелемен-

дик В. С. - М.: Издат. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - С. 304310.

145. Симонова, О. А. Социологический смысл понятия идентичности в концепции Э. Г. Эриксона / О. А. Симонова // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2001. - № 2. -С. 103-121.

146. Симонян, P. X. От национально-государственных объединений к региональным (проблемы мезоуровня в организации общественных систем) / P. X. Симонян // Вопросы философии. - 2005. -

№ 3. - с. 20-28.

147. Следзевский И. В. Образ России как смысловой конструкт / И. В. Следзевский // Общественные науки и современность. -2007. - № 4. - С. 93-104.

148. Смит, Э. Национализм и модернизм: крит. обзор соврем, теорий наций и национализма / Пер. с англ. А. В. Смирнова и др. -М.: Праксис, 2004. - 464 с.

149. Снегур, Р. И. Конфликты идентичности в контексте глобализации / Р. И. Снегур // Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики: Навстречу Второму Всерос. социол. конгр. "Сорокинские чтения - 2002", Москва МГУ им. М.В. Ломоносова, Социол. фак., 17-18 дек. 2002 г.: Сб. науч. докл.: В 3 т. / Редкол.: В.И. Добреньков (пред.) и др. Т. 1. - М.: МАКС Пресс, 2003. - С. 376-396.

150. Современная мысль Латинской Америки: идентичность и глобализация / О. Ч. Гулдберг и др. ; пер. с исп. Н. Н. Домрачевой. -Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2006. - 1 19 с.

151. Соловей, В. О государственной стратегии формирования национальной идентичности в России / В. Соловей // МЭиМО. -2003. - № 6. - С. 98-109.

152. Сорокин, П. А. Социальная мобильность / П. Сорокин; [пер. с англ. М. В. Соколовой]. - Москва : Academia : LVS, 2005. - 32 с.

153. Социальная идентификация личности-2: В 2 кн. / Отв. ред. В. А. Ядов. Кн. 1. - М.: ИС, 1994. - 153 с.

154. Социальная идентификация личности-2: В 2 кн. / Отв. ред. В. А. Ядов. Кн. 2. - М.: ИС, 1994. - 298 с.

155. Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения: материалы Всерос. семинара: сборник / Под ред. О. А. Оберемко и J1. Н. Ожиговой. - Краснодар: Куб. гос. ун-т, 2004. - 303 с.

156. Степанова, И. Н. Проблема формирования идентичности индивида в концепциях Э. Эриксона и Р. Бернса / И. Н. Степанова // Человек, индивид, общество: сущность и ценности / Редкол.: Ша-лютин С. М. (отв. ред.) и др. - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 2000. - С. 38-51.

157. Столяров, В. В. Социальная идентификация личности в условиях стабильного и нестабильного общества: монография / В. В. Столяров. - Волгоград: Политехник, 2007. - 132 с.

158. Терещенко, Н. А. Проблема идентичности в зеркале российской социологической и философской мысли / Н. А. Терещенко // Проблемы культурной идентичности: Материалы междунар. теорет. семинара сент. 1996-март 1997 / Отв. ред. Т. М. Шатунова. - Казань: Экоцентр, 1998. - С. 5-11.

159. Тетюев, JI. И. Культурный этатизм, идеологический неомиф и поиск новой идентичности / Л. И. Тетюев // Философия, культура и современность: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Тетюева. Вып. 2. -

Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. - С. 98-100.

160. Тишков, В. А. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии. - 1998. - С. 9-27.

161. Тишков, В. А. Кризис понимания России / В. А. Тишков. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2006.

- 31 с.

162. Тишков, В. А. Реквием по этносу: Исслед. по социал.-культур, антропологии / В.А. Тишков. - М.: Наука, 2003. - 542 с.

163. Тишков, В. А. Сложные сообщества: перспективы постсоветских государств / В. А. Тишков // Национальная библиотека в современном социокультурном процессе : Румянцевские чтения

- 2002 : Тезисы и сообщения. - С. 65-74.

164. Тоффлер, Э. Третья волна / Элвин Тоффлер ; пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова и др. - Москва: ACT: ACT Москва, сор. 2009. -795 с.

165. Трубина, Е. Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности / Е. Г. Трубина. - Екатеринбург: Ин-т философии и права, 1995. - 150 с.

166. Федотова, Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации / Н. Н. Федотова // Человек. - 2003. - № 6. - С. 50-58.

167. Хан, А. Идентичность и нация в Европе / А. Хан // Современная немецкая социология: 1990-е годы / Под ред. В. Козловского, Э. Ланге, X. Харбаха. - СПб.: Социол. о-во им. М. М. Ковалевского, 2002. - С. 268-281.

168. Хантингтон, С. Ф. Кто мы? вызовы американской национальной идентичности / Самюэль Хантингтон ; пер. с англ. А. Башки-рова. - Москва: Изд-во ACT, 2008. - 635 с.

169. Хёсле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хёсли// Вопросы философии. - 1994. - №10. - С. 112123.

170. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / Эрик Хоб-сбаум; Пер. с англ. А. А. Васильева. - СПб.: Алетейя, 1998. -305 с.

171. Хонг, М. Успешный опыт Сингапура в создании национальной идентичности / М. Хонг // Философские науки. - 2000. - № 3. -С. 7-10.

172. Хюбнер, К. Нация: От забвения к возрождению / Курт Хюбнер; Рос. акад. наук. Ин-т философии. Центр по изучению нем. философии и социологии. - М.: Канон+: Реабилитация, 2001. - 399 с.

173. Чертина, 3. С. Плавильный котел?: Парадигмы этнического развития США / 3. С. Чертина. - М.: ИВИ РАН, 2000. - 163 с.

174. Шнирельман, В. А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России / В. А. Шнирельман // Этнографическое обозрение. - 2003. - № 4. - С. 3-14.

175. Щипанов, И.Я. Отечественная война 1812 г. И ее влияние на развитие общественной мысли в России // Вопросы философии. -1962. - № 12. - С. 74-83.

176. Эриксон, Э. Идентичность и неукорененность в наше время / Э. Эриксон // Философские науки. - 1995. - № 5-6. - С. 217-23 1.

177. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. -340 с.

178. Этнические группы и социальные границы: социальная орг. культурных различий / Под ред. Ф. Барта ; пер. с англ.: И. Пильщиков. - Москва: Новое изд-во, 2006. - 198 с.

179. Этничность. Национальные движения. Социальная практика: Сб. ст. / Науч. ред. В. Дресслер-Холохан (Франция), Н. Г. Скворцов, К. Н. Хабибуллин (Россия). - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995. - 329 с.

180. Ядов, В. А. «Посткоммунистические» трансформации с позиций современных теорий // Россия реформирующаяся: Ежегодник -2004 / Отв. ред. Л. М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2004. - С. 346-355.

181. Ядов, В. А. К вопросу о национальных особенностях модернизации российского общества // Официальный сайт ИС РАН,-2010. [Электронный ресурс]. URL: http://w ww. isras.ru/publ. html?id=l 736

182. Ядов, В. А. Проблемы российских трансформаций. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - 52 с.

183. Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социологический журнал. - 1994. - № 3. - С. 3552.

184. Bruhn, J. Was deutsch ist / J. Bruhn. - Freiburg: Qa-ira-verlag, -1994. - 185 s.

185. Dann, O. (Hrsg.) Die deutsche Nation: Geschichte - Probleme -Perspektiven / O. Dann (Hg.). - Vierow bei Greifswald: SH-Verl. 1994. - 155 s.

186. Mannheim, K. Ideologie und Utopie / K. Mannheim. - Frankfurt/Main: Klostermann, 1995. - 302 s.

187. Weichlein, S. Nationalbewegungen und Nationalismus in Europa / S. Weichlein. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2006. - 152 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.